«Конспект урока-размышления по литературе на тему «Н.Рыленков «Я помню руки матери моей…. Оберегая золотой родник…

Н. И. Рыленков родился 2 (15 февраля) 1909 года в деревне Алексеевка (ныне Рославльский район, Смоленская область) в крестьянской семье. В 1926 окончил школу в Рославле, тогда же опубликованы его первые стихи. Работал сельским учителем. Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933), в том же году вышел первый сборник стихов. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945. Член ВКП(б) с 1945.Член правления СП РСФСР с 1958 года, секретариата СП РСФСР с 1965 года.Н. И. Рыленков умер 23 июня 1969 года. Похоронен в Смоленске на Братском кладбище.

Творчество

Печатался с 1926. Первая книга стихов - «Мои герои» (1933) . Автор сборников «Берёзовый перелесок» (1940), «Синее вино» (1943), «Книга полей» (1950), «Рябиновый свет» (1962) и др., нескольких поэм.Автор стихотворного пересказа «Слова о полку Игореве» (завершён в 1962, опубликован в 1963 в газете «Литературная Россия», в 1966 вышел отдельной книжкой и затем неоднократно переиздавался).Автор песен, рассказов, очерков, автобиографических и исторических повестей. Издал сборник статей «Традиции и новаторство» (1962).

Награды

Орден Ленина

Орден Трудового Красного Знамени

Медали

Сочинения

Мои герои, 1933

Дыхание, 1938

Зеленый цех, 1949

Стихотворения и поэмы, 1956, то же самое, в 2-х тт., 1959

Корни и листья, 1960

На озере Сапшо. Рассказы, 1966

Книга времени, 1969

Коктебельская элегия // «Звезда», 1976, №6

Стихотворения и поэмы, 1981

Издания[править | править исходный текст]

Избранные произведения. В 2-х тт., 1974

Собрание сочинений. В 3-х тт., 1985

Стихи Николая Рыленкова

***

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озеры,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Дай припасть к руке твоей, Россия

Скрылся день в туманы росяные,

Отпылали облаков края.

Вечная заботница моя.

Дай поцеловать твои мозоли,

Чтоб, как в детстве, сеном я пропах,

Чтоб навек остался привкус соли

На моих запекшихся губах.

Пусть войдёт мне в душу каждый шорох,

Каждый вздох в краю моём родном.

Я всю жизнь учусь в твоих просторах

Жить, как пахарь твой – грядущим днём.

Видел я не раз иные дали,

Но мечтал лишь об одном, любя, -

Чтоб друзья и недруги сказали,

Что характером я весь в тебя.

Мне таить перед тобой не надо,

Где я плакал, где дарил цветы.

Всё, что скрыто от чужого взгляда,

Материнским сердцем чуешь ты.

Освежит виски мои седые

Лишь твоя певучая струя.

Дай припасть к руке твоей, Россия,

Вечная заботница моя!

* * *

Я помню долг свой пред тобой, Россия,

Я не забуду никогда о нём.

Всего, чего просил и не просил я,

Ты вдоволь мне дала в краю родном.

Не всё как надо видевший сначала,

Теперь благодарю судьбу свою -

За то, что так упорно приучала

Ходить босым по жёсткому жнивью.

Дала постичь, как колются колосья,

Оберегая золотой родник…

Ведь если что-то сделать удалось мне,

Так потому, что я к жнивью привык.

Что кожу впору выдубило лето

И пропитало духом чабреца.

А чем с тобой я расплачусь за это,

Как не строкой правдивой до конца!

* * *

Русская земля

От хребтов Кавказа до Урала,

Дальними дорогами пыля,

Ты не раз на бой сынов скликала,

Русская земля!

Прибавляли сил им в дни печали

Полноводных рек твоих струи,

И врагам обиды не прощали

Сыновья твои.

И всегда, цела и невредима,

Сыновей бессмертьем наделя,

Ты вставала из огня и дыма,

Русская земля!

О тебе в столетьях песни громки,

Вся ты как певучая струна!

И наследье предков мы, потомки,

Приняли сполна!

Вот опять ковыль дымится бурый,

Лёгкими кистями шевеля,

Вот опять ты в бой нас шлёшь под бурей,

Русская земля!

Что ж! Иль мы не русские солдаты,

Иль военный клич отцов забыт?

Не простим насильникам проклятым

Мы твоих обид!

Где б не шли, судьбой твоей хранимы,

Смерть за смерть врагам твоим суля, -

Мужеством твоим укреплены мы,

Русская земля.

Мы друзей скликаем поимённо,

Под огнём испытанных солдат,

И над ними русские знамёна

На ветру шумят!

Помяни ж героев, в битвах павших,

Осени знамёнами Кремля

Колыбель отцов и дедов наших,

Русская земля!

Прокляни отныне и навеки

Дрогнувшим перед лицом врага, -

В дни, когда катили пламя реки,

Бросив берега.

И опять цела и невредима,

Сыновей бессмертьем наделяя,

Встанешь ты из пламени и дыма,

Русская земля!

Кутузов в пути

Что значит слава полководца?

Давным-давно он славой сыт,

Но вновь у каждого колодца

Вновь у крутого перевала

Враги справляют торжество…

Не царь, а родина призвала

В годину трудную его!

Чтоб ни случилось, чтоб ни сталось -

Готов он долг исполнить свой…

И вот спешит, забыв про старость,

К полкам в карете почтовой.

Столбы мелькают верстовые,

Поют и плачут бубенцы…

О, кто дорог твоих, Россия,

Найдёт начала и концы!

Кто может вычислить на карте,

Как дух сынов твоих велик?

Ещё увидит Бонапарте

Твой гневный, твой суровый лик!

…Текучим зноем дня нагреты,

Дороги стелются, пыля.

И он глядит в окно кареты

На перелески и поля.

Гремит кареты грузный кузов.

Полям конца и края нет…

«…Спешит Кутузов бить французов!» -

Бородачи кричат вослед.

Деревня, мостик… У колодца

Журавль скрипучий и тугой

А сердце бьётся, сердце бьётся,

Как колокольчик под Лугой.

Клятвопреступникам

Россия! Мы всюду твердим твое имя,

Священны твои седины и морщины,

Торжеств и печалей твоих годовщины

В великой твоей и суровой судьбе.

И, зрелость встречая, по праву мужчины

Мы клятву на верность давали тебе:

На верность твоим перелескам зеленым,

На верность малиновым зорям твоим,

На верность ночам соловьиным, бессонным,

На верность девическим взорам бездонным,

На верность надеждам, что с детства таим.

Пусть клятвопреступник на Русской равнине

Забудет о матери, друге и сыне, -

Их нет у него, ни друзей, ни родных.

Пусть каменным хлеб ему станет отныне,

Не даст утолить ему жажду родник.

Он в страхе падет, услыхав твое имя,

Созвучное с именем женщины той,

Что нас пеленала руками своими,

Что нас напитала сосцами своими,

Что нас согревала своей теплотой.

Левитан

1

Мы возмужаем и верней оценим

Простые краски, точные слова.

Вот снова светит в золоте осенним

Чуть тронутая солнцем синева.

И если ты художник, если зорок

Твой меткий глаз и обострён твой слух, -

Туманной тропкой выйди на пригорок,

Прислушайся и оглянись вокруг.

Перед тобой, как страницы босые,

Воспоминанья летние тая,

Бредут берёзы в дальние края,

А ветер тени путает косые,

Шумят грачи. Так вот она, Россия,

2

Смерть не страшна. Безделье хуже смерти.

С тоской не разлучается оно.

Раскинуто окно. И на мольберте

Укреплено тугое полотно.

Прозрачен день. Вглядись и кисти вытри.

Ты мастер. Будь расчётлив, строг и прост.

Есть тишина, есть краски на палитре,

Чтоб звон листвы перенести на холст.

Повесить паутинки золотые,

Пустить тропинки по полю витые,

Колючей щёткой выровнять жнивьё

И, оглянув пустынное жильё,

Забыть про всё. Перед тобой, Россия

Твоя любовь, бессмертие твоё.

3

Где б ни был ты – душа природы русской

Была с тобой. Ты позабыть не мог

Ни пруд забытый с мельницей-раструской,

Ни ветхий дворик, ни туманный стог.

Преодолев житейские тревоги,

Ты видел: сыновья моей земли

По каторжной Владимирской дороге

В распахнутое будущее шли.

Над их судьбой задумавшись впервые,

Ты вспомнил все тропинки полевые

И отсвет зорь на берегу ручья.

Ты понял: сны и чаянья людские

Такой же явью сделает Россия,

Твоя любовь, бессонница твоя.

* * *

Куда не посмотришь – родные

Открытые сердцу края.

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть моя.

Не ты ли меня окружили

Простором лугов и поле,

Не ты ли меня подружила

С задумчивой музой моей!

Не ты ль полновесного слова

Открыла мне все закрома…

Я знаю – за это сурово

С меня ты и спросишь сама!

Не раз к твоему придорожью

Приду я от песенных рек,

Чтоб даже нечаянной ложью

Тебя не унизить вовек.

Так спрашивай строже – отвечу

За всё: за подруг и друзей,

За самую краткую встречу

С задумчивой музой моей.

За песни которым впервые

Внимают родные края…

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя. Совесть моя!

* * *

Сын, возмужавший нежности стыдится,

В своей любви не уверяет мать,

Зато ни в чём пред нею не таится

И всё готов на суд её отдать.

А у меня уже виски седые

Моих раздумий бесконечна нить,

И я хочу без лишних слов, Россия,

Как с матерью, с тобою говорить.

* * *

Сугробов блёски слюдяные,

Небес морозных волшебство,

Но как тепло, моя Россия,

Мне от дыханья твоего.

Смолкают ветры за плечами,

Когда в отцовской стороне

Своими вещими очами

Ты прямо в душу смотришь мне.

Глядишь, о счастье не гадая,

Сама судьбу свою творя,

Как ветлы в инее, седая

И молодая, как заря.

Какими тайнами владеешь

Ты, возвышаясь над судьбой,

Что с каждым годом молодеешь

И молодеет всё с тобой.

Но тайн тебе скрывать не надо,

Твои все тайны на виду.

Ведь ты мечту любую рада

Зажечь, как новую звезду.

* * *

Ветер боя кусты завертит,

Вспыхнет яростный столб огня,

И, как жаркое жало смерти,

Вражья пуля кольнёт меня.

Побелеют губы сухие,

Но, глаза устремив в зарю,

Трижды имя твоё, Россия.

Как молитву, я повторю.

И тогда, – я знаю заранее, -

Ты откроешь мне все пути,

Чтобы мог я, забыв о ране,

Через поле смерти пройти.

* * *

Золотое облако зноя,

Запах трав – медовый, хмельной.

Небо русское расписное

Распахнулось передо мной.

И прошу я, как в дни былые,

В нескудеющем свете дня:

Солнце жизни моей, Россия,

Укрепи на битву меня.

Серегина Юлия

Работа отражает основные этапы творчества и жизни поэта

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Агибаловская средняя общеобразовательная школа»

Литературоведческое исследование

на тему:

«Вся жизнь в поэзии»

(По творчеству Н.И.Рыленкова).

Выполнила: Серегина Юлия, 10 класс

Руководитель: Серегина Ольга Егоровна,

учитель русского языка и литературы

2013 г.

I.Введение

Я многое делал не так,

Как бы сделал теперь я,

Но делал лишь то,

Что по совести делать я мог.

Н.Рыленков

Данная работа посвящена исследованию жизни и творчества одного из основателей смоленской поэтической школы Николая Ивановича Рыленкова.

Причины, побудившие меня обратиться к данной теме следующие:

  • Актуальность темы;
  • Малоизученность;
  • Интерес к творчеству поэта

Объект исследования – лирика Н.И.Рыленкова

Цель работы : изучение творчества поэта, выявление того, насколько полно отражается биография Рыленкова в его творчестве.

Гипотеза :

Вопрос, направляющий мою работу, будет основополагающим: «Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя?» Я умею хорошо декламировать стихи и пытаюсь писать их, но всегда восхищалась теми, кто умеет мастерски владеет «золотым пером». Именно этот вопрос является для меня проблемным, поэтому хочу попробовать выразить себя через поэзию.

Достижение цели предполагает решение следующих задач :

1. Исследовать лирику Н.И.Рыленкова

2. Изучить литературу о поэте.

3. Развить умение анализа лирического произведения.

4. Реализовать свой творческий потенциал.

Методы исследования:

  • изучение литературы ;
  • консультация учителя;
  • обработка информации;

В своих поэтических произведениях Рыленков воспевает красоту и, как мне кажется, скромность природы родного края. Ряд стихотворений посвящен историческим деятелям, композиторам, поэтам, писателям. Эти произведения создают неповторимый образ истории и культуры нашей страны. В творческой мастерской поэта есть стихотворения о войне, о любви.

Я постараюсь отразить некоторые факты биографии поэта, рассказать, как они повлияли на его творчество и какое место нашли отражение в его стихах.

Николай Иванович Рыленков умер в 1969 году (приложение № 1,2), но его стихи, его книги продолжают деятельную жизнь. Рыленковские строки звучат на уроках литературы в школах, на встречах литераторов.

Почему до сих пор не умолкает интерес к творчеству поэта?

Мне кажется, всё дело в его поэзии. Давайте обратимся к его произведениям.

II.Основная часть

Николай Иванович Рыленков родился 2 (15) февраля 1909 года в деревне Алексеевке (народное название Ломня) Тюнинской волости Рославльского уезда Смоленской губернии. Вот что говорит поэт о своей малой родине: «Стояла наша деревня на пологом берегу речки Корчевки, но немножко поодаль, как раз на том месте, докуда не доходила вода во время весеннего паводка. Все улицы были обсажены деревьями – дубами, кленами, но, главным образом, липами, на которых всегда гнездились грачи…» . Глубоко поэтичными кажутся строки, воспевающие родные места (приложение 3) .

Основной жанр в творчестве Н.Рыленкова – пейзажные стихи. Некоторые критики даже упрекали его в таком пристрастии. Но именно в стихах о природе он умел выразить тончайшие оттенки чувств, переживаний, настроений: восторг, печаль, удивление, любовь, раздумье. Поэт открыл в пейзаже средней полосы свойство, не замеченное до него никем, которое выразилось в поэтической формуле «прелесть застенчивой русской природы» (приложение 4) .

Прекрасной сказкой его детства, юности, зрелости стала русская природа в ее разных состояниях.

Великая Отечественная война вошла драматической страницей в историю нашей страны и области в частности.

В стихах, посвященных этим событиям, Н.Рыленков сравнивает Смоленщину с вербой, обожженной грозой (приложение 5) . Обожженным грозой войны оказался и он сам. Поэт Н.Грибачев вспоминал, как он, Рыленков и еще один смоленский писатель, Дмитрий Осин, покидали Смоленск в последнюю минуту, когда город уже горел.

Война разлучила Николая Ивановича Рыленкова с семьей, но поэт постоянно вспоминал близких людей: своих дочерей, Наташу и Иру, жену, Евгению Антоновну Рыленкову. Единственным, хотя и ненадёжным, способом общения с родными остаются письма (приложение 6) .

В конце 30-х годов, не оставляя работы над лирикой, поэт обратился к героическому прошлому Смоленска, под стенами которого не раз решались судьбы России.

«Увлечение историей, изучение старинных хроник и летописей, легенд и сказаний, связанных с хорошо известными мне местами, открывало мне самые глубинные источники славянской речи, обостряло чувство слова, помогало преодолеть робость перед канонами условно поэтического языка. Но все это не только освежало язык моей лирики, а и расширяло ее горизонты, делало для меня ощутимой связь времен», - писал Рыленков в своей автобиографии .

Поэт считал, что в поэзии, в том числе и в лирике, не может быть глубокого чувства времени без чувства истории (приложение 7).

Он рано осознал, что его родная земля имеет за плечами трудную и славную историю. Холмы, башни, стены, соборы Смоленска овеяны преданиями о патриотическом прошлом.

С особой силой талант поэта раскрылся в его любовной лирике.

«Пятое время года» - так называется сборник Рыленкова шестидесятых годов. А что это за пятое время года? Разве такое бывает? Пятое время года – это жизнь души человека, а она не всегда подчиняется календарю: на улице стужа, а у тебя в душе весна; на улице солнечно, а в душе пасмурно. Или вовсе сто погод на душе: и смешно, и горько, и тревожно, и радостно одновременно. Пятое время года – это любовь в душе человека. У Н.Рыленкова много стихов о любви, хотя он и не часто употребляет это слово, как бы стыдится его. Но изображение состояния человека таково, что мы из коротких строк понимаем и душевную рану, и грозу, пронесшуюся или ожидаемую, и восторг, и смятение, и первый поцелуй, и робкое признание (приложение 8) .

Примечательно то, что любовь и нежность к любимой передается в стихотворениях так, что она неразделима с любовью к родной стороне. Лирический герой имеет право сказать:

А о том, как близка ты мне, как дорога,

Ты в стихах об отчизне прочтешь.

Выводы

Поэзия Николая Рыленкова дарит нам прекрасные стихи о любви, приоткрывая тайну этого чувства.

Поэзия Николая Рыленкова в лучших своих образцах несёт нам аромат поля и луга, звон лесного ручья и шелест придорожного татарника, журавлиный крик осенних перелесков и деловитое бормотанье весенней реки.

Поэзия Николая Рыленкова несёт нам образ Родины. Она помогает душе очнуться от беспамятства, открывает слуху голоса живой жизни, а глазам дали родного пространства.

Поэзия Николая Рыленкова способствует сохранению в нас отечества и поэтому вправе рассчитывать на наше внимание и нашу любовь.

Заключение

Всю жизнь влечет вперед круговорот времен,
Зимою ждешь весны, весною просишь лета.
И говоришь всегда, часов заслышав звон,
Что песня лучшая твоя еще не спета.
Николай Рыленков

Я даже не задумываюсь, какое место в поэзии занимает Рыленков,- он мой земляк, и этим всё сказано.

Завершая круг своего развития, Николай Рыленков мыслью обращается к тем же далям и тем же людям, с которыми было связано начало его поэтической судьбы. Адрес его поэзии остался неизменным. Слово его не меняло прописки. «Я всегда с благодарностью буду вспоминать часы и дни праздничных встреч с друзьями на берегах Байкала или у подножья снежных вершин Кавказа, но обдумывать пережитое приеду на берег какой-нибудь безымянной речки в глубине Смоленщины. Чтобы проверить себя, чтобы собраться с мыслями, мне всегда нужно было побродить по заросшим иван-чаем берёзовым опушкам, посидеть с косарями у догорающего костра, послушать доносящиеся издалека девичьи песни», - писал поэт .

Поэзия – это светлый миг и неисчерпаемый источник, который как в сказке, напоит «живой водой» всех, кто прикоснётся к нему. Она дарит нам наслаждение, воспитывает светлые чувства, учит любить и понимать жизнь. Да, на волнующий меня вопрос: «Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя?» - я, действительно, нашла ответ. Люди, дарите всем - поэзии светлый миг - любимые строчки любимых авторов. Я дарю вам мои любимые строки, которые когда-то подарил всем Николай Иванович Рыленков (приложение 9).

Литература


1. Великая Отечественная война в творчестве А. Т. Твардовского, М. В. Исаковского, Н. И. Твардовского. Смоленск, 1989 г.

2. Звездаева В.И. Николай Рыленков. Издательство «Современник», Москва,1987год

3. Меркин Г.С. Лирика Н.Рыленкова. Смоленск 1971 г.

4. Рыленков Н.И. Избранная лирика (1926-1964). М., Московский рабочий, 1965г.
5. Рыленков Н.И. Сказка моего детства. Повести. Стихи. Второе издание. Рис. Ю.Игнатьева. М., «Дет. лит.», 1976.

6. Рыленков Н.И.. Стихотворения и поэмы. Издательство «Советский писатель», 1981г.

7. Рыленков Н. И. Стихотворения (1924-1969). М., Советская Россия, 1988

8. Смоленск. Краткая энциклопедия. Смоленск, 1994 г.

9. Творчество М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова в конспекте русской и мировой культуры - издательство СГПУ, Смоленск – 2000год.

Приложение 1

Биография

Родился в крестьянской семье.

В 1926 окончил школу в Рославле, тогда же опубликованы его первые стихи. Работал сельским учителем.

Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933), в том же году вышел первый сборник стихов.

Участник Великой Отечественной войны 1941-1945.

Член КПСС с 1945.

Член правления СП РСФСР с 1958, секретариата СП РСФСР с 1965.

Творчество

Печатался с 1926.

Первая книга стихов - «Мои герои» (1933). Автор сборников «Берёзовый перелесок» (1940), «Синее вино» (1943), «Книга полей» (1950), «Рябиновый свет» (1962) и др., нескольких поэм.

Скончался Н.И. Рыленков 23 июня 1969 года, похоронен в Смоленске на Братском кладбище. Могила на центральной аллее.

Награды

Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Приложение 2

***
Все в тающей дымке -
Холмы, перелески...
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

На опушке зной замешен густо,

Есть у зайцев заячья капуста,

Ежевика зреет у ежей.

Дождались малиновки малины,

В журавине бродят журавли…

Приложение 3

…Позови тут детство с луговины,

И оно откликнется вдали!

Куда ни посмотришь - родные,
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
Не ты ли меня окружила
Простором лугов и полей,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!
Не ты ль полновесного слова
Открыла мне все закрома...
Я знаю - за это сурово
С меня ты и спросишь сама!
Не раз к твоему придорожью
Приду я от песенных рек,
Чтоб даже нечаянной ложью
Тебя не унизить вовек.
Так спрашивай строже - отвечу
За все: за подруг и друзей,
За самую краткую встречу
С задумчивой музой моей.
За песни, которым впервые
Внимают родные края...
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя!

Приложение 4

Я рос лицом к лицу с родной природой,

Почти с рожденья подружившись с ней.

Замшелый пень, как дед сивобородый,

Рассказывал мне были давних дней.

В чащобах, не давая заблудиться,

Среди лесной дремучей ворожбы

По ягоды меня водили птицы,

А белки – по орехи да грибы.

Но там, где каждый шорох что-то значит,

Все услыхать и разгадать сумей.

От нас природа тайн своих не прячет,

Но учит быть внимательнее к ней!

***
У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема – леса,
И, кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой сказке, чудеса.

***
Всегда задумчива, скромна,
Как верба у ручья,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя.

Обожжена, как верба та,
Не раз грозой была.
Казалось: нету ни листа,
А смотришь - ожила!

Шумит, как прежде, зелена,
Вчерашний вздох тая,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя.

Я на твоих просторах рос,
Лелеял все мечты,
О, дай мне сил, чтоб после гроз
Я оживал, как ты!

Куда ни посмотришь - родные,
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.

Приложение 5

Не ты ли меня окружила
Простором лугов и полей,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!

Не ты ль полновесного слова
Открыла мне все закрома...
Я знаю - за это сурово
С меня ты и спросишь сама!

Не раз к твоему придорожью
Приду я от песенных рек,
Чтоб даже нечаянной ложью
Тебя не унизить вовек.

Так спрашивай строже - отвечу
За все: за подруг и друзей,
За самую краткую встречу
С задумчивой музой моей.

За песни, которым впервые
Внимают родные края...
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя!

Приложение 6

Писать всю ночь письмо. Писать, ещё не зная,

Сумеешь ли послать. И всё-таки писать.

Для самого себя. Поймёшь ли ты, родная,

Что я хотел сказать?.. Нет, спутался опять!


Писать всю ночь письмо. Писать, не ожидая,

Что твой ответ придёт. И всё-таки писать.

Так вызывать тебя в разлуке мог всегда я

И верю, что теперь ты явишься опять.

«Письмо»

Приложение 7

Я преданий суровое прядево

Разбирать нить за нитью привык.

Мне достался от дедов и прадедов

Ключ к их тайнам – мой русский язык.

С ним в погоду и в непогодь лютую,

За работой встречая зарю,

Что запутано было – распутаю,

Что туман укрывал – озарю.

Приложение 8

У любви серебряное горло,

Вижу - руки ты ко мне простёрла

И зовёшь... Не надо, не зови.

Дай забыться хоть на миг единый,

Снов моих заветных не тревожь.

Разве чем-нибудь на лебединый

Разве ты не чувствуешь, что дымом

Я пропах у роковой черты?

Что с таким суровым, нелюдимым

Будешь делать, ласковая, ты?

Но опять мне в грохоте и вое

Ты такой мне стал дороже вдвое,

Я тебя такого и зову.

Тебя забыть? Ты думаешь, так просто

Тебя забыть, сердца разъединить,

Как в раннем детстве, досчитавши до ста,

Заснуть, порвав дневных событий нить?

Какая ты наивная! Какая

Смешная ты! Да у меня в ушах

Стучится в сердце мне твой лёгкий шаг.

Ты по ночам, повелевая снами,

Ко мне приходишь, горячишь мне кровь

И всё, что вместе пережито нами,

Передо мной развёртываешь вновь.

И всё теперь мне дорого. Я даже

Размолвки наши горем не зову!

Проснувшись, я ищу тебя: когда же

Тебя увижу снова наяву?..

Я буду лучше, чем тогда. Не здесь ли

Копил я нежность, ото всех тая?

Ну как же я тебя забуду, если

Ты - это я? Ты - молодость моя!

Но приказало время: всё изведай!

Пусть выступает в письмах кровь из строк.

Нам обусловлен на войне победой

И срок разлуки и свиданья срок.

Цели: формировать навыки словесного рисования; развивать внимание к образным средствам языка; учить умению выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Оборудование: картины о родной русской природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение учащимися стихотворений на тему «Родная природа» (по выбору).

III. Подготовка к восприятию.

Учитель читает строки, записанныена доске:

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни, -

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Слова мы выбираем в зависимости от того, как относимся к описываемому предмету.

Сегодня мы попробуем отдать свою душевную теплоту русской природе, родной сторонушке. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 6, прочитайте название произведения, фамилию поэта.

IV. Чтение и анализ стихотворения Н. Рыленкова «К Родине» (с. 6-7).

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

2. Выразительное чтение учителем.

3. Беседа по содержанию (с. 7).

1) О каких особенностях родной природы рассказывает поэт?

2) Как вы понимаете строчку «и все ускользает от беглого взора»?

3) Объясняет ли это сам поэт? (Объясняет, откроемс. 7 учебника.)

4) Чем отличаются действия: смотреть и всматриваться, слушать и вслушиваться? (Смотреть - значить направлять взгляд на то, что сразу открывается взору. Всматриваться - значит глазами преодолевать какое-то препятствие, то естьглазу не сразу открывается то, на что он устремлен. То же самое можно сказать относительно пары слушать - вслушиваться .)

5) Почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? (Такая красота медленно проникает в душу, она не захватывает человека порывом быстрого чувства, но постепенно наполняет его сердце.)

6) Что нужно человеку уметь и иметь, чтобы понять прелесть русской природы? (Человеку нужно иметь «воспитанные» глаз и сердце, уметь вглядываться в окружающий его мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в ее неброских признаках.)

V. Работа с «Картинной галереей».

1. Предварительнаябеседа.

Что означает понятие «малая родина»? (Это то конкретное место (город, деревня, дом), где человек родился и прожил значительный для него отрезок жизни, где прошло его детство и (или) школьные годы, где живут его родители и (или) дедушка с бабушкой.)

2. Чтение комментария в учебнике (с. 8).

3. Работа с картиной М. Шагала «Окно на даче» (зал 7).

Можно ли питать нежные чувства к дачному уголку?

Рассмотрите картину Марка Шагала «Окно на даче».

Много ли места на картине занимает изображение окна? (Практически все место.)

Нравится ли вам летний пейзаж за окном?

Когда (в какое время лета, в какое время дня и в какую погоду) зелень бывает такой ослепительно изумрудной? (Очевидно, это раннее лето или поздняя весна, возможно, после короткого дождя природа кажется яркой и словно чисто вымытой; не исключено, что это раннее утро.)

Не кажется ли вам странным, что такой замечательный летний пейзаж художник пишет сквозь переплет оконной рамы, ведь пейзаж словно перечеркнут вертикальной линией окна, сначала одной полоской, а потом даже сдвоенной полосой, расчерчен горизонталями оконного переплета и шторки? Зачем художник так усложняет восприятие пейзажа и себе, и нам? (Если дети затрудняются с ответом, надо попросить еще раз обратить внимание на название картины. Цель художника - изобразить не уголок леса, а окно на даче. Окно - это как прозрачная стена, граница, отделяющая тесную дачную комнатку от чудес, которые разворачиваются за ним, от природы необыкновенной, пронзительной красоты.)

Видно ли, что комнатка тесная? (Конечно. Художник создает ощущение тесноты комнаты за счет того, что очень близко и в один ряд расположены предметы на подоконнике, а также за счет того, что мужская и женская головы словно поставлены одна на другую.)

Знаете ли вы, что в правом углу - автопортрет художника и портрет его жены?

Почему художник изображает себя и свою жену похожими на театральные маски? (Люди словно застыли, завороженно всматриваясь в прекрасный пейзаж за окном, поэтому их лица напоминают маски.)

Вспомните, какой поэт воспринимает красоту леса на даче точно так же, как спектакль, который разыгрывает перед человеком природа? (Дмитрий Кедрин «Приглашение на дачу» - из первой части учебника.)

4. Работа с картиной М. Шагала «Моя деревня» (зал 7).

Рассмотрите картину.

Почему художник называет город Витебск, где прошли его детство и юность, «Моя деревня»? (Это выражение ласкового отношения к родному городку, как к чему-то бесконечно близкому и любимому.)

Видно ли, если внимательно рассмотреть картину, что художник любит свой маленький родной город Витебск?

По каким признакам об этом можно судить?

Как вы воспринимаете лошадку с санями, где она находится? За городом, в поле или идет по самому небу? (Для художника границы между реальным миром и миром чудесного, фантастического, размыты. Для Шагала нет ничего особенного в том, что мужичок с лошадкой бороздят небо.)

Эта картина - гимн большой родине или признание в любви своей малой родине? (Это признание в любви своей малой родине.)

VI. Итог урока.

Что вас особенно заинтересовало на уроке?

Домашнее задание.

Подумать, как «малая родина» связана с большой Родиной, с Отечеством.


Государственное казенное общеобразовательное учреждение

"Волжская школа-интернат"

Подготовила и провела:

учитель русского языка и чтения

Парфенова Е.А.

г. Волжский

2016

Тема: Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки…

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить учащихся со стихотворением Н. И. Рыленкова «Весна без вещуньи-кукушки…

Задачи:

Образовательные: развивать навыки выразительного чтения стихотворения; отвечать на вопросы по тексту стихотворения; рассуждать; развивать творческие способности учащихся;

Развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание; мышление(анализ, синтез, сравнение, обобщение); интонационную выразительность голоса; устную связную речь учащихся, пополнить словарный запас; коммуникативные навыки поведения на уроке.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, расширять кругозор учащихся.

Коррекционные :

формирование целостного восприятия литературного произведения и развитие способности эмоционального выражения собственного отношения к нему.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, видеоматериал, мр3 материал, книга для чтения под редакцией Аксеновой А.К., «Просвещение», 2006.

Ход урока.

I .Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Сегодня к нам на урок пришли гости, наши уважаемы и любимые учителя. Давайте повернёмся к ним и обменяемся с ними улыбками.

А какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя так себе. Уважаемые гости, тоже могут показать нам своё настроение.

Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы он принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, прилежность.

II . Проверка домашнего задания.

1. Ответы на вопросы.

- Какое произведение изучали на прошлом уроке чтения?

Стихотворение «Деревья»

Николай Иванович Рыленков.

- Посмотрите на картины с изображением детей. Какие картины подходят к данному стихотворению и почему?

3 картина. На ней изображён грустный мальчик, который сидит в лесу. Николай Рыленков очень рано остался без родителей и жил с братом в семье дяди. Там они были лишними, никому ненужные. Чтобы поменьше торчать на глазах у родичей, Николай нанимался пасти коров, гонять в ночное время лошадей. Уходя в лес он разговаривал с берёзами и клёнами, они стали для него семьёй.

2.Выразительное чтение по цепочке.

(Рыленков И. Н. «Деревья»)

III .Речевая разминка.

-Чтобы наша речь была четкой и внятной необходимо регулярно тренировать свой речевой аппарат .(чтение скороговорки: тихо – медленно, громче - быстрее)

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

IV . Сообщение темы урока. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Загадка.

- Чтобы перейти к теме нашего урока отгадаете загадку.

Живёт в лесу Артистка.
Известная солистка.
Примостилась на суку
И поёт: «ку-ку, ку-ку»
(Кукушка)
В. Стручков

- Как вы догадались, что это кукушка?

2. Определение темы урока.

- Какое время года наступило?

-Представьте себе, что мы живём в далёком древнем мире, где нет календарей. Как мы узнаем о приходе весны?

Послушайте отрывок из стихотворения Афанасия Фета «Кукушка»

Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то, вдали от опушки,
Будто бы слышно: ку-ку.

Афанасий Фет.

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с творчеством Николая Ивановича Рыленкова.

- Может кто-то из вас уже догадался о ком и о чём будет стихотворение.

Стихотворение будет о кукушке и весне.

- Весна – самое долгожданное время года. Природа стремительно пробуждается от зимнего сна, птицы поют о приходе весны. Поэты часто пишут о весне.

3. Постановка цели задач:

Какие цели мы должны поставить перед собой:

1.Познакомиться со стихотворением Николая Рыленкова.

3. Провести анализ стихотворения.

IV . Актуализация знаний.

1. Прогнозирование по заголовку.

Откройте учебники на странице 232

Прочитайте первую строку в стихотворении и ответьте, о чем может идти речь в стихотворении Николая Рыленкова.

«Весна без вещуньи-кукушки»

Можем ли мы предположить, кто будет главным героем рассказа?

Мы выслушали все предположения, хотите проверить, кто окажется прав?

V . Первичное восприятие текста.

1. Словарная работа

- В первой строке стихотворения поэт называю кукушку вещуньей. Как вы думаете, что означает это слово?

Вещунья - предвестница, предсказательница.

2. Чтение стихотворения учителем под сопровождение музыки.

V I . Проверка первичного восприятия текста.

1. Беседа:

- К какому жанру относится это произведение?

ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ - вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

- Мы правильный сделали прогноз по первой строке стихотворения?

- Понравилось ли вам произведение?

-Какое настроение нам хотел передать поэт?

Беспокойство, страх и одновременно радость, уверенности.

- О какой народной примете вы узнали из этого стихотворения?

Кукушка оповещает, что пришла весна и больше не будет холодов.

2. Кукушкины прогнозы


Очень много в народе предсказаний и примет связанно с кукушкой.

В разгар весны одновременно с ласточками, а то и чуть раньше, возвращаются в наши леса кукушки. К этому времени поля и леса покрываются первой зеленью, появляется много различных насекомых.

О своём прилете кукушка сразу же оповещает лесное население своим голосом. Первое кукование раздается в среднем 2 мая. За полвека наблюдений чаще всего кукушки прилетали в наши места между 28 апреля и 5 мая.

Для сельских жителей прилет кукушки лишний повод погадать о дальнейшей погоде, будущем урожае.

Вот только несколько из множества примет, связанных с этой птицей: «Закуковала кукушка - пора лен сеять», «Кукует кукушка на сухом дереве - к морозу», «Ранняя кукушка, до листа на дереве, - к голоду, неурожаю». Далеко не всегда и не все приметы сбываются, однако авторитет кукушки как прорицательницы и вещуньи до сих пор велик.

VI I .Физминутка

Гимнастика для глаз и позвоночника.

1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (в течение 1 мин.).

5. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

6. Сидя: руки вверх, в стороны, обнять себя руками, наклон назад. (повторить несколько раз) положить руки перед собой

VIII . Вторичное восприятие и анализ текста.


1. Чтение стихотворения по четверостишиям.

А) Жужжащее чтение

Б) Ответы на вопросы по содержанию

В) чтение отрывка вслух.


1-3 четверостишия

-С кем сравнивает поэт березки?

Берёзки-подружки

- Что не смеют сделать берёзки?

Надеть свой зелёный наряд.

- Как ведут себя растения и птицы до прилета кукушки?

Цветы боятся распуститься. Птицы не отлетают далеко от своих гнёзд.

-Почему они бояться, какие неожиданности преподносит погода?

Заморозки, снежок.

4-5 четверостишия

- Прочитайте последние два столбика стихотворения.

-О чем говорит прилет кукушки?

Закончились холода и заморозки. Пришло тепло.

- Какие чувства испытываете вы при чтении этих строк?

-Передайте при чтении радость и торжество, когда весна полностью вступила в свои права


IX . Творческая работа.

1.Самостоятельное упражнение в выразительности чтения стихотворения.

При чтении не забывайте делать паузы, соблюдать интонацию. Прочитайте выразительно, передав настороженность, боязнь природы в начале весны, радость и торжество, когда весна полностью вступила в свои права.

2. Чтение стихотворения под музыку.


X . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Стр. 232, выразительное чтение стихотворения

Вопрос №3 стр. 233

XI . Итог урока.

-С каким стихотворением познакомились?

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Н.И.Рыленкова «Весна без вещуньи – кукушки»…

- Какое настроение у вас появилось после прочтения стихотворения?

-Удалось ли вам добиться целей урока?

XII . Рефлексия. Выставление оценок.

У вас на столах лежать берёзовые листочки. Если урок вам понравился, и было интересно, прошу вас и наших гостей взять листочек и помочь одеть берёзку в зелёный наряд.

Спасибо всем за урок.

- Кукушкины прогнозы

Видео кукушка

Картинки для оформления презентации

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Урок -размышление в 7 классе по теме
Н.И.Рыленков "Я помню руки матери моей"\Лингвистический анализ текста
Основная цель урока. Знакомство с творчеством Н.И.Рыленкова и его произведением
"Я помню руки матери моей..."
Задачи.
Образовательные: познакомить учащихся с творчеством Н.И.Рыленкова и его произведением "Я помню..."; учить учащихся работать над художественным образом, повторить и обобщить практические навыки учащихся по определению литературных терминов, обобщить имеющиеся у учащихся различные знания по разделам русского языка.
Повторить и закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся, учить применять знания в сходной ситуации, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Связать тему с актуальной жизненной проблемой любви к матери.
Развивающие: развивать умения и навыки учащихся анализировать текст, совершенствовать выразительное чтение стихотворного текста; развивать орфографическую зоркость, память, мышление, повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Воспитательные: воспитывать у детей организационные навыки труда, познавательный интерес к предмету, любовь и бережное отношение к матери
Коррекционные: продолжить работу по РСВ и ФП уч-ся, развитию навыков устной и письменной речи; уточнить и пополнить, а также активизировать словарный запас учащихся.
Методы урока Словесные (рассказ, беседа);
Наглядные (иллюстрации, демонстрации);
Практические (выборочное чтение, частично-поисковая и творческая работа);
Методы учебной работы под руководством учителя;
Методы самостоятельной работы;
Устный контроль, письменный контроль.
Оборудование урока
Учебник, презентация, звукозапись. тетради, дидактический раздаточный материал
Новые понятия
Святой- священный \Лит.термины: эпитеты, метонимия, синонимы, лексические повторы, сравнение, обращение.
Ход урока
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (Речевая зарядка по дежурным фразам)
Подготовка учащихся к работе на уроке (взаимное приветствие, проверка слуховых аппаратов, психологический настрой учащихся на работу, организация внимания)
2. КРАТКИЙ ОБЗОР ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА (Фронтальный опрос)
Изучаемый раздел "Фольклор и литература 20века"
Что объединяет этих людей? (поэзия)
Поэты 19в, поэты 20в
Поэт-поэзия; Лирик-лирика
Н.И.Рыленков3.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Николай Иванович Рыленков (1909 - 1969г) -поэт. певец русской природы
Определи тему урока.
О ком, о чём мы будем говорить? Определение темы, жанра произведения
Образ матери в русской литературе
слово святое - священное
Здесь ма́ло услы́шать,Здесь вслу́шаться ну́жно,чтоб в ду́шу созву́чьяНахлы́нули дру́жно. Н.РыленковНикола́й Ива́нович Рылéнков "Я помню руки матери моей..."
Какое время будет описывать автор? (прошлое, помнить - воспоминание, память)
Размышление
Что будет вспоминать поэт? (руки)
Чьи руки? (матери)
Начальная форма? (мать)
Как надо произносить слово моей?
Чему будем учиться? (Чтение задач урока)
быстро, выразительно и осознанно читать,
анализировать стихотворение, размышляя,
внимательно относиться к слову,
воспитывать в себе чувство чуткого и бережного отношения к женщине – матери,
стремиться понять и полюбить душевную красоту родного человека
Ответ на проблемный вопрос…
4. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
ЛЕКСИКА:
В пригоршнях - в ладонях
Редкие мгновенья - мало времени общались
Прикосновенье - касаться тела
Шершавые, жёсткие, мозолистые, натруженные
Приникни - прикоснись губами
Бездонней - без дна
Суровое - трудное время
5.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
А) Первоначальное восприятие текста, после прочтения литературоведческий анализ.
-Опишите свои чувства.
-Какими цветами можно передать чувства автора?
Б) Работа группой
1.ВОПРОС - ОТВЕТ \ Правильно подбери ответ с правого столбика
1. К какому роду литературы принадлежит это произведение?
2.Что такое тема художественного произведения?
3. Какова же тема этого стихотворения?
4.Что такое идея художественного произведения?
5. Прочитайте внимательно стихотворение и скажите, в каких словах выражена его основная мысль, идея?
6. Как можно озаглавить это стихотворение?
Это стихотворение о матери.
Это основная, главная мысль произведения.
"Натруженные руки матерей!
Святее вас нет ничего на свете"
«Руки матери».
О чём это произведение.

К лирике.
2.ВОПРОС - ОТВЕТ- ЗАДАНИЕ
1. Како́й разде́л ру́сского языка́ изуча́ет слова́рный запа́с?
2. В стро́чках, выража́ющих иде́ю стихотворе́ния, есть сло́во «святе́е».
Прочита́й слова́рную статью́ сло́ва «свято́й» в толко́вом словаре́ Серге́я Ива́новича О́жегова.
СВЯТОЙл -
1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью.
Святая вода.
2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный.
Святая любовь к родине.
3. Истинный, величественный и исключительный по важности.
Святое дело.
4. Святой – человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии.
Причислить к лику святых.
3. Это сло́во («святой») однозна́чное или многозна́чное?
4. В како́м из четырёх значе́ний испо́льзовано э́то сло́во в стихотворе́нии Н. Рыле́нкова?
5. Назовите синонимы к слову «святой».
Почему автор выбрал это слово "святые руки"?
Потому что оно́ отража́ет чувство любви и признательности поэ́та к свое́й ма́тери.
В) Вторичное чтение текста (выборочное)
(Подбери строки из стихотворения. Поисковая работа)
10кадров
Запомни! О любви мамы
6. ФИЗМИНУТКА
МУЗЫКА\ Разговор с мамой
7. РАЗМЫШЛЕНИЕ с опорой на текст
Почему поэт вспоминает руки матери? (радушные детские воспоминания - самые яркие воспоминания)
Почему детские годы? (когда-то)
Какие руки у матери? (Шершавые, жёсткие, мозолистые, натруженные)
(нежнее и добрей - самые нежные и самые добрые)\превосходная ст прилагСожалеет ли Н.Рыленков о смерти матери? Почему? (да, чувствуется горечь от его переживаний)
Благодарен ли автор своей матери? За что?
(он становился лучше и сильней......)
Что автор называет источником бездонным? (руки матери, почему? - источник тепла, покоя, любви)
С чем он их сравнивает? (ковш, вода)
Почему ласка суровая? (суровое - трудное время)
8. РАБОТА НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ.

Художественные средства. \Частично-поисковый метод
-Как поэты и писатели создают художественные образы в своих произведениях?
-Какие художественные средства Н Рыленков использует в этом стихотворении?
- Найдем имена прилагательные в этом стихотворении и подчеркнем их в тексте.
В родном краю, суровой ласки, редкие мгновенья.
- Каким художественным средством являются имена прилагательные в художественном тексте?
Эпитетами.
- Какие еще художественные средства встречаются в этом стихотворении?
Метонимия: руки матери утирали, приносили.
- Что такое метонимия?
Художественная подмена.
9. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ \Самостоятельная работа по карточкам.
ЗАДАНИЕ №1.


2. Объясни употребление скобок в последнем четверостишии.
ЗАДАНИЕ №2.
1. Расставь ударения и паузы. Прочитай выразительно.

2. Найди предложение с прямой речью. Нарисуй схему этого предложения.
10. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ
с. 163, наизусть; зад. 1,2.
11. РЕФЛЕКСИЯ.
-Чему мы сегодня учились на уроке?
-Что нового на уроке вы узнали?
- Какой совет детям даёт автор стихотворения?
- Какие чувства к матери он выражает? \Любви, глубокого уважения, признательности.
- Какие у мамы руки? А сердце какое?
12. ИТОГИ УРОКА
ПИСЬМО ДЛЯ МАМОЧКИ