Высоко-петровский монастырь. Русская православная церковьфинансово-хозяйственное управление Высоко петровском мужском монастыре

Петровский мужской монастырь «на Высоком» впервые упоминается в летописях 1377 года. Однако, предание относит его историю ко временам Ивана Калиты и митрополита Петра, к 1330-м годам, когда князь поставил Боголюбскую церковь на правом берегу Неглинной. Отстроенный при Дмитрии Донском, монастырь, вплоть до XVII века, также назывался Петропавловским.

Схема монастыря.

В XV-XVII веках Петровский монастырь расширялся и укреплялся, и входил в линию форпостов столицы. После строительства стен Белого города, в конце XVI века, монастырь оказался на территории Москвы. Монастырь пользовался вниманием царствующих особ и знати — в начале XVI века его перестраивал великий князь московский Василий III, на рубеже XVII-XVIII веков — Петр I и весь род Нарышкиных, чья усыпальница находилась в Боголюбской церкви. Здесь же были похоронены дядья Петра I, Иван и Афанасий Нарышкины, убитые во время стрелецкого бунта в 1682 году, дед Петра — Кирилл Нарышкин.

1


Вид на Собор святителя Петра и церковь Преподобного Сергия Радонежского.


Вид на Собор святителя Петра от Звонницы.

Петровский монастырь неоднократно горел, и подвергся разграблению и осквернению в 1812 году. Тогда в монастыре остановились на постой тысяча французских кавалеристов, а маршал Мортье устроил там свою резиденцию. Тут он приговаривал к смертной казни москвичей, которые подозревались в поджогах. Их расстреливали у монастырских стен, и хоронили тут же, у колокольни. Так же, в монастыре была устроена скотобойня. При этом хозяин бойни оказывал покровительство немногим оставшимся в обители монахам, и позволил им совершать богослужения в одном из храмов.


1

Собор Боголюбской иконы Божией Матери.

Монастырь был закрыт в 1918 году, а в 1929 был закрыт последний, действующий как приходская церковь, Боголюбский храм. Храм отдали «Зернотресту», который в 1930 году сломал кресты и купола, и устроил в храме мастерскую по ремонту комбайнов. Обитель была разграблена, лишь малая убранства часть попала в музеи. В 30-е годы, из-за планов по расширению Петровки, над монастырем возникла угроза сноса, но этот проект не был реализован.


Церковь Преподобного Сергия Радонежского.


Галереи церкови Преподобного Сергия Радонежского.

В 1950-х годах началась постепенная реставрация монастыря. Часть зданий была отдана различным культурным учреждения, в частности, Литературному музею.

Вид на церковь Толгской иконы Божией Матери и колокольню церкви Покрова Пресвятой Богородицы.


Звонница.

В начале 90-х Высоко-Петровский монастырь был возрожден, в нем возобновились богослужения. А в октябре 2009 года по решению Святейшего Патриарха, в обители возродилась монашеская жизнь.


Вид на ансамбль монастыря.

Храмы и постройки монастыря.

Собор святителя Петра.

Самым древним храмом на территории монастыря является Собор святителя Петра, возведенный в 1514 году Алевизом Фрязиным (Новым) по велению великого князя Ивана III, на месте деревянной церкови во имя апостолов Петра и Павла. Это достаточно редкий по форме и планировочному решению памятник архитектуры, единственный в Москве. Изначально, храм был посвящен святому Петру, но после реставрации в 1689-90 годах, его, в присутствии Петра I, переосвятили в честь Петра Митрополита, тогда же монастырь стал называться Высоко-Петровским.

После закрытия монастыря, с 1919 до конца 40-х годов, здание собора арендовалось ОСОАВИАХИМом, и окончательно пришло в ветхое состояние. Тогда же был утрачен уникальный резной иконостас 1690 года. До 1980-х годов собор использовался как склад Дирекции худфондов Минкульта РСФСР, а в 1984 году был восстановлен в формах архитектуры XVI века. В 1998 году состоялось освящение храма.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери.


Первый деревянный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери был построен в монастыре в 1382 году по указу князя Дмитрия Донского. Боголюбский собор из камня был построен в 1684-90 годах в стиле раннего нарышкинского барокко над могилами дядьев Петра I, убитых в 1682 году. Позже, монастырь стал местом упокоения более 20 представителей рода Нарышкиных. После революции Боголюбский храм оставался единственным действующим храмом на территории монастыря. 21 декабря 2013 года в соборе состоялось первое за 84 года богослужение.

Перед собором стоит небольшая часовня, обозначая могилу деда Петра I, Кирилла Полуэктовича Нарышкина (1623-91 гг). Часовня поставлена в конце XVIII века.

Церковь преподобного Сергия Радонежского.

1



Церковь с трапезной была построена к 1694 году в честь спасения Петра I во время стрелецкого восстания, одновременно с корпусом Братских келий, соединяющихся с церковью переходом. Как и большинство других зданий, она была сделана в стиле нарышкинского барокко. Первоначально церковь была одноглавой, однако в начале 1700-х годов свод был полностью перестроен, и на нем появились пять глав. В конце XVII века были построены галереи. Последний ремонт церкви был в 1911 году. После закрытия монастыря здание было передано Центральной медицинской библиотеке, позже там располагался Московский электромеханический завод. В 30-х годах были уничтожены главы с крестами, в к 1950 году церковь окончательно пришла в аварийное состояние.

АДРЕС: 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, 28.

Время работы: Ежедневно с 7:00 до 19:00

Метро: «Трубная», «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская»

Телефоны:
+7 495 623 75 80 (храм Сергия Радонежского, по общим вопросам)
+7 495 236-94-24 (канцелярия, факс)
+7 495 621 37 30 (кадровая служба, бухгалтерия, юридическая служба)
+7 903 670 64 74 (паломническая служба, Роман Криницын)

E-mail:
[email protected] (помощник наместника, канцелярия)
[email protected] (паломническая служба)
[email protected] (пресс-служба; послушник Богдан (Семенюк)

Звонки принимаются:
Понедельник-пятница с 10:00 до 19:00

РЕСТАВРАЦИЯ

В 2016 году по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы в Высоко-Петровском монастыре начались работы по реставрации на двух объектах культурного наследия федерального значения. Ими стали:

  1. Церковь Пахомия , 1753-1755 гг.». Адрес: ул. Петровка, д. 28, стр. 7. Ныне храм Петра и Павла.
  2. «Ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII – начало XVIII вв. Колокольня с надвратной церковью , 1690 г.». Адрес: ул. Петровка, д. 28, стр. 3. Надвратный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Договор подряда заключен с ОАО «Реставрационные компании». Авторский надзор: ФГУП «Институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация».

Подрядчики выставили леса и реставрируют фасады.

Планы на 2016 год

По храму Петра и Павла: реставрация белокаменных фасадов и декора; ремонтно-реставрационные работы в интерьерах, устройство полов; воссоздание окон и дверей; ремонт и реставрация крыши; устройство системы водостока.

По колокольне с надвратной церковью: реставрация фасадов, лепного декора; реставрация покрытий полов верхних ярусов, гульбища и интерьеров; реставрация межъярусных лестниц; воссоздание окон и дверей; ремонт главы (промывка позолоченных поверхностей), окрытие выступающих частей здания; устройство системы водостока.

ИСТОРИЯ

Высоко-Петровский монастырь основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси. Святитель перенес митрополичью кафедру в Москву. Это явилось очередной важной вехой в становлении города как церковного и государственного центра Руси. Среди строителей и благодетелей обители: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах монастыря совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI-го до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник «Нарышкинского барокко».

Самый древний храм обители – Собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, возведен в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Кремля. Святыня воздвигнута на месте более древнего деревянного храма.

В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и ее царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этого образа и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Деревянный Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм в монастырской колокольне. В Боголюбском соборе был поставлен список чудотворной иконы, привезенный царем из Боголюбского монастыря. Боголюбский собор монастыря стал родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I.

Борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей, в 1689 году завершилась полной победой будущего императора. Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещенного о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию по Указу Петра I в 1690–1693 годах на границе между прежней территорией Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевой Лавре. В знак особой близости обители и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского и Боголюбского храмов был увенчан знаком царской короны.

Значительный ущерб монастырю был причинен во время Отечественной войны 1812 года. В нем остановились на постой около тысячи французских кавалеристов. Все храмы обители были осквернены и разграблены, хотя ризницу и особо ценные реликвии архимандрит Иоанникий успел вывезти в Ярославль. Маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, устроил в монастыре свою резиденцию. Здесь он приговаривал к смертной казни москвичей, подозревавшихся в поджогах города. Их расстреливали у стен обители со стороны Петровского бульвара и тут же в монастыре, у колокольни, хоронили. Одновременно с этим в обители была устроена скотобойня. Однако при этом хозяин бойни решил оказать некое покровительство оставшимся в обители монахам и позволил им в одном из храмов совершать богослужения. По воспоминаниям современников, церковь не могла вместить всех молящихся. Здесь, как и в некоторых других храмах оккупированной Москвы, за богослужениями возносились молитвы о победе русского оружия.

9 (22) сентября 1918 года в Высоко-Петровском монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Священного Поместного Собopa Православной Российской Церкви. На нем председательствовал Святейший Патриарх Тихон. Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители.

По Декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 года все церковное имущество было национализировано. Последний храм на территории монастыря был закрыт в 1929 году.

Но даже когда в 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано, здесь в 1920-1930-е годы продолжала тайно действовать монашеская община. Это была крупнейшая в СССР монашеская община, жизнь которой строилась по монастырскому уставу, где процветало старчество (воспринятое от Зосимовой и Оптиной пустыней) и совершались монашеские постриги (а чтобы не привлекать к себе лишнего внимания властей – труд в светских учреждениях вменялся послушникам как святое монастырское послушание).

На протяжении всей истории настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий. Обитель, несмотря на свою скудность, предоставляла свою территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища.

С 1863 года и до революции 1917 года в стенах монастыря располагались: Общество любителей духовного просвещения, епархиальная библиотека и филиал Варнавинского общества трезвости.

Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.

С 1991 года в храмах обители стала восстанавливаться приходская жизнь и начали совершаться богослужения.

10 октября 2009 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода в обители возродилась монашеская жизнь.

Главной святыней монастыря является чтимая икона со святыми мощами святителя Московского Петра.

Церковь Пахомия

MINOLTA DIGITAL CAMERA

Processed by: Helicon Filter;

Надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы

Монастырь изначально был создан за пределами Москвы, в селе Высоком – отсюда и соответствующая приставка в его названии. Его основание связывается с именем митрополита Петра, перенесшего свою кафедру из Владимира в Москву в 1325 году. Расцвет обители приходится на 1680-1690-е годы, когда его главными жертвователями были Нарышкины – родственники Натальи Кирилловны, второй жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. Именно в это время формируется в целом существующий облик Высоко-Петровского монастыря.

С 1514 года сохраняется практически в неизменном виде собор митрополита Петра, по которому монастырь получил свое название. Небольшая столпообразная одноглавая церковь в плане представляет собой восьмилистник, крупные выступы которого направлены по сторонам света, а малые расположены между ними. Собор строился архитектором-итальянцем Алевизом Фрязиным – ранее таких церквей в Москве было несколько, схожим образом выглядел храм святой Варвары на Варварке, но до наших дней дошел только собор в Высоко-Петровском монастыре. Две других соборных церкви построены позже: холодная, в честь Боголюбской иконы Божией Матери, в 1684–1685 годах, а также теплая, во имя преподобного Сергия Радонежского, в 1690 году. В Боголюбской церкви на средства царя Петра I создана фамильная усыпальница Нарышкиных, его родственников по материнской линии. Церковь выстроена в традиционном русском стиле. Сергиевский же храм построен в память о событиях 1689 года, когда Петр I был вынужден спасаться от заговора стрельцов и царевны Софьи в Троице-Сергиевом монастыре. В нем нашла воплощение стилистика нарышкинского барокко: богаты украшенные белокаменной резьбой порталы, оконные наличники с «разорванными фронтонами» и раковины вместо традиционных кокошников, венчающие четверик, с пятиглавием.

Другие монастырские храмы играли вспомогательную роль. Так, в 1694 году на Петровке были построены новые Святые врата, над которыми появилась трехъярусная колокольня с надвратной церковью Покрова Богородицы, служившей в качестве домового храма настоятелей монастыря – их корпус примыкает к Святым вратам с севера. Южнее расположен храм Толгской иконы Божией Матери, созданный архитектором И.Ф. Мичуриным на средства статс-дамы А.К. Нарышкиной в 1744 году в память спасения Петра I от стрельцов, которое произошло в день памяти этого богородичного образа. Западный фасад этой церкви разрывает стену и выходит на Петровку, но входа здесь не существовало – ранее тут был киот для иконы. Наконец, над южными хозяйственными воротами, выходящими в Крапивенский переулок, в 1753–1755 году возведена церковь святого Пахомия Великого, позднее переосвященная во имя святых апостолов Петра и Павла. Она возникла на основе существовавших ранее на этом месте белокаменных ворот усадьбы Нарышкиных. Ими же были созданы палаты на углу Петровки и Крапивенского переулка, превращенные в монастырские кельи: их фасад украшен богатыми оконными наличниками с завершениями в виде ступенчатых гребней.

Монастырь был упразднен в 1926 году, но окончательно богослужения прекратились в 1929 году, когда был закрыт последний храм – Боголюбский. Здания оказались заняты различными конторами, бывшие нарышкинские палаты оказались в ведении Государственного Литературного музея. Возвращение богослужений началось в 1992 году, когда Сергиевский храм передали верующим, а в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Церкви Высоко-Петровского монастыря получили статус патриаршего подворья, а в 2009 году он был возобновлен как монашеская обитель. В южном пролете Святых врат создан новый храм Казанской иконы Божией Матери. Реставрация монастырских построек еще продолжается.

Высоко-Петровский монастырь является одним из древнейших монастырей в городе Москве. Его владения занимают практически целый квартал и заключены между , и Крапивенским переулком.

История обители тесно связана с образованием великого Московского княжества.

Еще в 1325 году Иван Калита, озаботившийся объединением вокруг Москвы русских земель, предложил митрополиту Киевскому и всея Руси Петру перенести в окрестности города из Киева митрополитничью кафедру, на что патриарх ответил согласием.

Место под Высокопетровский монастырь выделили на берегу реки у села Высокое. Первым культовым зданием, построенным на этом месте, стал деревянный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Исходя из этого, первоначально монастырь звался Петропавловским.

Фото 1. Высокопетровский монастырь расположен по улице Петровка, 28/2

В 1326 году митрополит Петр умирает. Местом его упокоения стал Успенский собор в Кремле. Через некоторое время паломники, посещавшие его могилу, заговорили о случаях исцеления от различных хворей. Основываясь на этих фактах, Константинопольский Вселенский собор причислил патриарха к лику святых в 1339 году.

Иван Калита, в свою очередь, тоже решил увековечить имя патриарха Петра и переосвятил церковь Петра и Павла во имя святителя Петра митрополита Московского. Сам монастырь стали именовать Петровским.

Помимо своего прямого назначения, Петровский монастырь выполнял и роль одного из оборонительных сооружений города, защищавших Москву с севера. В северное оборонительное кольцо также входили Страстной, Никитский и монастыри.


Фото 2. Высоко-Петровский монастырь (ансамбль зданий) в Москве

В конце пятнадцатого столетия великий князь Василий III решает украсить Москву с тогдашними окрестностями зданиями и храмами, выстроенными из камня. Для этих целей в первопрестольную приглашается итальянский зодчий Алевизио Ламберт иди Монтаньяно, больше известный потомкам, как Алевиз Фрязин Новый.

Одним из проектов великого архитектора, помимо кремлевского Архангельского собора и собора во имя Смоленской иконы Богоматери в Новодевичьем монастыре, стал храм Петра - Митрополита Московского, что на территории мужского монастыря в поселении Высоком. Построили культовое сооружение в период с 1514 по 1517 годы.

Расцвет московского Высоко-Петровского монастыря в последней четверти семнадцатого века связывают с покровительством знатного рода бояр Нарышкиных, которые приходились родственниками по материнской линии будущему императору Петру I.



Дело в том, что их московские владения располагались рядом с монастырскими стенами (со временем, Нарышкинские палаты вошли в комплекс местных зданий), и посему обитель стала любимым молитвенным местом этой семьи. Часто бывала здесь и мать Петра Первого - Наталья Кириловна (есть предположение, что и сына своего она назвала в честь почитаемого и любимого святого Петра).

В 1694 году монахи Боголюбского монастыря преподносят юному Петру икону - список чудотворного образа Боголюбской иконы Богоматери, в честь которой будущий император повелел в 1684 году построить на месте Покровской церкви одноименный храм. Культовое сооружение стало усыпальницей рода бояр Нарышкиных. Под его сводами покоятся 18 родственников великого Петра I.

На территории Высоко-Петровского монастыря, по-соседству с Боголюбской церковью, возвышается небольшая часовня, установленная над могилой Кирилла Нарышкина.



В 90-е годы семнадцатого столетия в обители появились Святые врата с храмом во имя Покрова Богородицы и колокольней в два яруса. Повеление на строительство дал сам Петр I, который таким образом хотел увековечить память своих дядьев - Ивана и Афанасия, погибших у него на глазах во время стрелецкого бунта, произошедшего в мае 1682 года. Кроме этого, в южной части монастырской территории выстроили кельи с небольшой церквушкой, в которой монахи молились за убиенных.

После возвращения Петра Первого из Троице-Сергиевой лавры, где скрывался от стрелецкого бунта 1682 и 1689 годов, он повелел выстроить в Высоко-Петровском монастыре храм во имя Сергия Радонежского во славу своего спасения.



Конец семнадцатого века ознаменовался борьбой за власть между юным Петром, обосновавшимся в Петровском монастыре, и царевной Софьей, его сестрой, выбравшей своей резиденцией .

Петр укрепляет стены обители, в месте центрального креста храма Сергия Радонежского повелевает укрепить корону - символ царственной власти, а также построить у этой святыни царское крыльцо, с которого в дальнейшем наблюдал за проходящими Крестными ходами.

После своей победы над царевной Софьей юный царь перестал укреплять монастырь как крепость.



Два новых культовых сооружения на территории Высоко-Петровского монастыря появились уже при правлении Елизаветы Петровны. Так, в 1744 году здесь построили церковь во имя Толгской иконы Богоматери по проекту архитектора И.Ф. Мичурина (средства выделила статс-дама Н.А. Нарышкина). В период с 1753 по 1755 годы над южным воротами обители появился храм во имя Пахомия Великого, сооруженный на средства тогдашнего настоятеля архимандрита Пахомия.

События 1812 года не прошли стороной Высоко-Петровскую обитель. Строения были значительно разрушены и осквернены. Так, церковь во имя Пахомия Великого переосвятили лишь спустя 100 лет. Кроме этого, на территории монастыря французы расстреливали жителей Москвы, которых обвиняли в тогдашних поджогах первопрестольной. Тела жертв закапывали у монастырской колокольни.



Высоко-Петровский монастырь большевики упразднили в 1922 году, а последние богослужения в одном из храмов пришлись уже на 1929.

В Боголюбском храме-усыпальнице устроили механический завод, предварительно очистив его от всех надгробий. Церковь во имя Сергия Радонежского превратили в спортивный зал, отдав его впоследствии для репетиций знаменитому ансамблю «Берёзка». В монастырских палатах разместили шляпную мастерскую и точку общепита.