Учебно - методический комплекс по развитию речи и обучению основам грамоты «Балапан. Развитие речи по УМК «Перспективная начальная школа « С углубленным изучением отдельных предметов»

Вера Атяшева
Учебно-методический комплекс по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста»

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования .

Программа обеспечивает развитию личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных , индивидуальных особенностей.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях - социально-коммуникативной направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе , включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности;

развития коммуникативной и социальной компетентности ;

У детей с самого раннего возраста возникает потребность в общении и социальных контактах. Первый социальный опыт дети приобретают в семье, в повседневной жизни, принимая участие в различных семейных событиях. Уклад жизни и ценности семьи оказывают влияние на социально-коммуникативное развитие детей . Взрослые создают различные возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, прежде всего реализуя принципы личностно-развивающего общения и содействия , предоставляя детям возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу. Это способствует развитию у детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека, чувства «общего дела » , понимания необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия.

В области речевого развития ребенка связано с умением вступать в коммуникацию с другими людьми, умением слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями, то есть тесно связано с социально-коммуникативным развитием . Речь как важнейшее средство общения позволяет каждому ребенку участвовать в беседах, играх, проектах, спектаклях, занятиях, проявляя при этом свою индивидуальность. Педагоги должны стимулировать общение , сопровождающее различные виды деятельности детей ,

Методика развития речи детей дошкольного возраста :

Ушакова О. С. Струнина Е. М.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития . Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Методическое пособие «Азбука общения » . Развитие личности ребенка , навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет .) . В методическом пособии представлена оригинальная методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста .

Цель этого методического пособия - помочь радоваться вашим детям, даруя им опыт человеческого общения через умение слушать, говорить, думать.

Дополнительная образовательная программа «По дороге к Азбуке» дети 3-7 лет. Автор программы воспитатель первой квалификационный категории Деревянкина Анна Викторовна (имеется рецензия СИПКРО)

Главной задачей в этой программе прописано. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Публикации по теме:

Речевые логические задачи как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста Мною была рассмотрена актуальность данной темы и изучена научная, периодическая, методическая, педагогическая литература. Эта проблема волнует.

Доклад «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника, принадлежит театрализованной деятельности. Анализ.

Методический семинар «Создание условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста» Слайд 1. Демко Наталья Сергеевна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированной.

Полноценное формирование личности ребенка невозможно без развития у него правильной речи. Речь – одна из центральных, важнейших психических.

Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Речь -удивительно сильное средство, но нужно иметь.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста МБДОУ № 67 «Медвежонок» Русанова Надежда Евгеньевна Воспитатель, 1 кв. категория. Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего.

Школа – сад гимназия города Костаная

Учебно - методический комплекс

по развитию речи и обучению основам грамоты

«Балапан»

Составители: Надточий Т.А.

Ержанова Н.Н.

Пояснительная записка

Интеллектуальное и нравственное развитие личности – основная цель образования. Изменившееся цели обучения, направленные на развитие личности дошкольника, изменения в содержании образования влекут за собой изменения в формах и методах обучения. Развитие речи и обучения основам грамоты выступают одной из главных задач в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время возраст поступления детей в школу снизился, и вполне понятно нетерпение родителей побыстрее научить ребенка читать и писать. Большинство из них полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений. К основным причинам подобного явления относятся: несформированность навыков звукового анализа и синтеза, нарушение фонематического восприятия. Принимая во внимание современные тенденции к интенсификации обучения дошкольников, и опираясь на мнение современных лингвистов, психологов и педагогов, которые считают пятый год жизни ребенка периодом наибольшей восприимчивости к звуковой стороне речи был разработан учебно – методический комплекс по обучению основам грамоты и развитию речи.

УМК был разработан в соответствии с ГОСО РК и программой воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ» (5-6 лет) .

Данная программа включает следующие направления работы с детьми старшего дошкольного возраста:

Развитие психологической базы речи;

Развитие звуковой стороны речи;

Развитие фонематического восприятия;

Формирование лексико – грамматического строя речи;

Развитие способностей к звуковому анализу и синтезу;

Расширение и активизация активного и пассивного словаря;

Ознакомление со знаковой системой языка;

Формировать монологическую и диалогическую речь, развивать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать беседу;

Подготовка руки к письму.

Цель программы – создание системы работы по обучению основам грамоты и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий педагогов, комплексность педагогического воздействия на всестороннее гармоничное развитие личности.

Задачами программы являются:

    формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

    научить детей умению выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперировать условно-схематическими моделями; формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

    ознакомление с буквами русского алфавита; обучение детей послоговому и слитному способам чтения; составлению слов и предложений из букв азбуки;

    подготовка ребенка к письму;

    развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;

    развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

    обогащение активного, пассивного словаря; формирование правильного произношения звуков;

    формирование монологической и диалогической речи.

Учебная программа рассчитана на 36 часов по основам грамоты и 18 часов по развитию речи.

Продолжительность каждого занятия 25 - 30 мин.

Лексическая тема

Связная речь

Кол-во часов

Дата

Дид. игра «Что бывает осенью?»

Цель:закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря до данной теме

Составление описательного рассказа по картине «Осень»

Упр. «4-ый лишний»

Сад-огород

Дид.упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове»

Упр. «Один-много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа

Знакомство с многозначными словами

Составление описательного рассказа по схеме

Упр. «Разрезные картинки»

Дикие животные

Закрепление понятий «начало, середина, конец слова»

Закрепить умение употреблять существительные в р.п. Упр. «Угадай-ка?»

Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Уточнение пространственно-временных представлений «Перед-между-после»

Домашние животные

Повторение условных обозначений звуков. ЗАС «Бок»

Работа над звуковым синтезом

Упр. «Скажи ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Пересказ рассказа Н. Калининой «Про козленка»

Упр. «Найди дорогу от буквы к зверю»

Цель: развитие мелкой моторики, формирование ориентировки в пространстве

Дикие птицы

Учить дифференцировать на слух и при произношении звуки [Г], [Г"],[В], [В"]

Упр. «Скажи наоборот»

Цель: употребление антонимов в речи

Закрепление слогового анализа слов

Составление описания птицы по примеру педагога

Упр. «4 – ый лишний»

Домашние птицы

Упр. «Назови правильно» Закрепление понятия «ударение»

Упражнять в составлении полных ответов на вопросы

Выкладывание из счетных палочек образов знакомых букв

Упражнять в анализе звукового и слогового состава слова

Упражнять в подборе однокоренных слов.

Закрепить умения работы со схемой предложения

Пересказ рассказа Н. Калининой «Снежный колобок»

Упр. «Лабиринт»

Наша страна

Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [З]-[С],[З"]-[С"]

Закрепить умение составление предложений по схеме

Составление предложения из заданных слов

Графический диктант

Одежда, обувь

Упр. «Услышь звук [Ш] (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Упр. «Большой – маленький»

Упр. «Из чего – какой?» Цель: преобразовывать имена существительные в относительные прилагательные

Составление описательных рассказов по предложенной схеме

Упр. «Что забыл модельер?»

Упр. «Из чего сделано»

Цель: преобразовать имена существительные в относительные прилагательные

Пересказ рассказа Н. Калининой «Вот так помогу!»

Фигуры Поппельрейтера

Упр. «Найди место звука в словах» (комп.игра «Учимся говорить правильно»)

Упр. «Один – много»

Цель: закрепить умение изменять слова в мн.числе

Описание портрета любимого героя сказки

Ориентировка в схеме собственного тела

Учить дифференцировать на слух звуки

Упр. «Подбери и называй»

Составление фразы, состоящей из 4-х предложений

Упр. «4-ый лишний»

Составление схемы предложения

Составление описательного рассказа по сюжетной картине

Упр. «Найди отличие»

Профессии

Учить дифференцировать на слух звуки, проводить звуковой анализ слова

Упр. «Угадай профессию»

Упр. «Подбери действие»

Цель: активизировать предметный и глагольный словарь

Пересказ рассказа Э.Шим «Откуда хлеб пришел»

Логоритмическое упражнение

Музыкальные инструменты

Упр. «Какой инструмент звучал?» (комп.ира)

Употребление существительных в П.падеже. Составление простых предложений

Составление описание муз.инструмента по плану

Упр. «Найди контур»

Транспорт

Упр. «Назови одним словом»

Цель: работа над словообразованием

Составление рассказа по наблюдениям «Транспорт нашего города»

Обведение фигур по точкам

Растительный мир

Игра «Звуки-двойняшки» ([ж]-[ш])

(комп.игра «Учимся говорить правильно»)

Упр. «Назови ласково»

Цель: закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Спор деревьев»

Задание на соотношение числа и количества одинаковых предметов

Совершенствование звукового анализа слов

Составление рассказа «Что я буду делать летом»

Упр. «Божья коровка»

Лексическая тема

Овладение элементарными навыками письма и чтения

Формирование фонематической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Развитие психологической базы речи

Кол-во часов

Дата

Познакомить с понятием «звук», «гласный звук», «согласный звук»

Дать представление о звуках природы и звуках речи

Д.игра «Один - много»

Цель: учить образовывать мн.ч. у существительных

Обведение листочка по точкам

Закрепить понятие «звук», «гласный звук», «согласный звук». Дать понятие, что слова состоят из звуков

Выделение гласных звуков из ряда.

Дать понятие, что слова обозначают живые и неживые предметы

Сад - огород

Познакомить с понятием «буква» Знакомство с гласным звуком [А] и буквой Аа

Д.Игра «Угадай звук»

Д.игра «Чего не стало»

Цель: развитие умения употреблять сущ. в ед.ч. Р.П.

Игра на внимание «Четвертый лишний»

Знакомство с гласным звуком [У] и буквой Уу. Нахождение буквы в словах.

Упражнение «Хлопни в ладоши»

Выделение ударного гласного звука в начале слова

Закрепление в речи простых предлогов. Игра «Что где растет».

Обведение фигур по точкам

Дикие животные

Знакомство с гласным звуком [О] и буквой Оо.

Выделение первого и последнего гласного звука в слове. Знакомство со звуковой линейкой.

Знакомство со словами признаками. Упражнение «Подбери и называй»

Игра «Найди маму»

Знакомство с согласным звуком [М] [М"] и буквой Мм.

Упражнение «Хлопни в ладоши»

Познакомить с условным обозначением звуков.

Уточнить название детенышей диких животных

Упр. «Найди и закрась букву М»

Домашние животные

Знакомство с согласным звуком [К] [К"] и буквой Кк.

Учить различать отдельные звуки в слове и соединять их в слоги. ЗАС «Мак»

Уточнить название детенышей домашних животных

Упр. «Найди и закрась букву К»

Знакомство с согласным звуком [Б] [Б"] и буквой Бб.

Упражнять в чтении слогов.

Продолжить работу над звуковым анализом слова,

Учить согласовывать числительное и существительное в роде. числе и падеже. Игра «Сосчитай детенышей»

Дикие птицы

Знакомство с согласным звуком [Г] [Г"] и буквой Гг

Учить определять количество слогов в слове

Упражнять в анализе звукового состава слова

Дидактическое упражнение «Один - много» (упражнение в словооб­разовании).

Работа над ориентировкой в пространстве листа

Знакомство с согласным звуком [В] [В"] и буквой Вв

Закрепление предлогов на, с, в, из, Упр. «Исправь ошибки»

Упр. «Найди слова»

Домашние птицы

Знакомство с гласным звуком [И] и буквой Ии

Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. Дать понятие «Ударение». «Ударный гласный звук»», «безударный гласный звук.»

Упражнение «Скажи наоборот»

Цель: активизировать употребление антонимов в речи.

Упражнение «обведи по точкам»

Закрепить знакомство с гласным звуком [И] и буквой Ии. Упражнять в составлении и чтение целых слогов.

Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков

Обучать понимать вопрос косвенного падежа где?, продолжать учить употреблять существительные с предлогами.

Выкладывание букв из подручного материала.

Знакомство с согласным звуком [З] [З"] и буквой Зз

Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове

Дать понятия «слово», «предложение». Познакомить со схемой предложения.

Упр. «Найди отличия» (компьютерная игра)

Наша страна

Знакомство с согласным звуком [С] [С"] и буквой Сс

Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове

Работа над предложением: членение предложений на слова: выделение слов из предложений, определение количества слов.

Штриховка фигур

Дифференциация звуков [З] - [С] , [З"] - [С"] .

Упражнять в составлении и чтение целых слогов.

Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. ], учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [З] - [С] , [З"] - [С"] .

Упражнение «Выложи снежинку»

Игра «Рисование веревочкой»

Цель: развитие координированность и точность движений мелкой моторики рук.

Одежда, обувь

Знакомство с согласным звуком [Ш] и буквой Ш

Упражнение «Повтори правильно». Упражнять в анализе звукового состава слова

Учить преобразовывать имена существительные в имена прилагательные

Упражнение «Найди букву»

Дифференциация звуков [Ш] - [С]

Упражнение «Собери в корзины» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Упражнение «Подбирай и называй»

Цель: активизация глагольного словаря

Графический диктант

Знакомство с согласным звуком [П] [П"] и буквой Пп. Упражнять в чтении коротких слов.

Упражнение «Что для чего»

Цель: учить образовывать существительные с суффиксом -иц

Выкладывание буквы из подручного материала

Повторение пройденных букв. Упражнять в чтении коротких слов.

Упражнять в анализе звукового состава слова. Упражнение «Наш дом» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Упражнять детей в подборе однокоренных слов. Работа над предложением.

Компьютерная игра «Что лишнее»

Знакомство с согласным звуком [Л] [Л"] и буквой Лл.

Упражнять в анализе звукового состава слова. Упражнение «Сердитые и ласковые слова» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Упражнение на словообразование «Скажи одним словом». Работа над предложением.

Ориентировка в «схеме собственного тела»

Повторение пройденных букв. Упражнять в чтении слов.

Упражнять в анализе звукового состава слова

Работа над предложением. Слоговой анализ слов

Обведение по точкам

Знакомство с согласным звуком [Т] [Т"] и буквой Тт

Упражнять в анализе звукового состава слова.

Д.игра «Поймай звук»

Определение порядка звука в слове.

Упражнять в словообразовании «Скажи одним словом», активизировать в речи прилагательные.

Игра «Выложи мебель»

Упражнять в чтении слов. Работа над предложением.

Упражнять в анализе звукового состава слова

Дифференциация звуков на слух.

Работа над предложением Слоговой анализ слова. Закреплять слова, обозначающие пространственные отношения(на, под, в, около……)

Обведи контур мебели

Знакомство с гласным звуком [ы] буквой ы

Упражнять в анализе звукового состава слова

Закрепить умение вычленять последний звук в слове. Упражнение «Звуки леса»

Работа над предложением. Введение в речь предлоги из-под, со, перед. Упражнение «Где растаял снежок – угадай!»

Обвести по точкам «Букет для мамы

Профессии

Знакомство с согласным звуком [Х] [Х"] и буквой Хх

Упражнять в анализе звукового состава слова

Работа над предложением.

Игра «Нелепицы».

Упр. «Назови профессию»

Фигуры Поппельрейтера

Закрепление.

Упражнять в анализе звукового состава слова

Работа над предложением.. Составление схем к предложениям. Работа над деформированным предложением

Графический диктант «Кораблик»

Профессии

Знакомство с гласным звуком [Э] буквой Э

Нахождение звука в слове. Игра «Цепочка слов»

Употребление им.сущ. в тв. падеже. Игра «Кем я буду»

Музыкальные инструменты

Знакомство с согласным звуком [Д] [Д"] и буквой Дд

Развитие умения передавать определенный ритмический рисунок

Учить детей образовывать им.сущ. при помощи суффикса - ист

Обвести фигуру по точкам

Закрепление

Упражнять в анализе звукового состава слова,

Нахождение изученных букв в словах и тексте.

Работа над предложением. Закрепить умения определять ударный звук в словах. Введение в речь глаголов совершенного вида.

Игры на развитие логики и мелкой моторики.

Транспорт

Знакомство с согласным звуком [Р] [Р"] и буквой Рр

Звуковой анализ слова. Игра «Услышь звук» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Употребление им.сущ. в р.п. мн.числа игра «Один - много»

Штриховка фигур

Дифференциация звуков[ Р] - [Л]

Звуковой анализ слова. Игра «Звуки двойняшки» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Упр. «Из чего – какой»

Цель: образование им.прил. от им.сущ.

Выкладывание букв из пластилина

Растительный мир

Знакомство с согласным звуком [Ж] и буквой Жж

Звуковой анализ слова. Игра «Звуки леса» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Учить образовывать им. сущ. с помощью суффикса ОК с чередованием Г и Ж.

Работа с манной крупой

Закрепление

Формировать правильную артикуляцию звуков, выделять заданные звуки

Учить строить распространенное предложение, согласуя слова в роде, числе и падеже.

Графический диктант

Знакомство с согласным звуком [Н] [Н"] и буквой Нн

Совершенствовать фонематический слух; закреплять умение выделять в словах пройденные звуки

Закрепление работы над предложением, словообразованием, словоизменением

Штриховка фигур

Закрепление

Совершенствовать фонематический слух;

Закрепление работы над предложением, словообразованием, словоизменением

Ковер «Лето» из геометрических фигур

Конспект занятия по развитию речи с использованием УМК по обучению детей

татарскому языку в старшей группе

Тема: «Моя семья»

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной

активности.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать положительные взаимоотношения в семье,

взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.

Образовательные: Ввести понятие «семья». Углубление представлений

детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории:

Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца,

бабушки, дедушки, сестры, брата;

закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.

Развивающие: Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;

развитие мелкой моторики; пополнение и активизация словаря на основе

углубления знаний детей о ближайшем окружении; введение в словарь детей

существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих

трудовые действия; развитие диалогической речи: умения участвовать в

беседе; развитие детского творчества.

Ход НОД:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Исэнмесез балалар!

Дети : Исэнмесез!

Воспитатель : Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи. Вот о

семье мы сегодня и поговорим. Послушайте стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение:

Есть в доме любом семейный альбом

Как в зеркале мы отражаемся в нем

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.

Ребята, вчера мы рассматривали фотографии вашей семьи. Как вы думаете,

что такое семья?

Андрей : Семья – это мама, папа, брат и я.

Воспитатель: Скажи на татарском

Андрей : Гаилэ -эни, эти, эби, абый эм мин.

Настя : Это мама, папа, я и дедушка с бабушкой

В оспитатель : Скажи на татарском

Настя : бу эни, эти, мин, эби һэм бабай.

Воспитатель : Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка,

бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг

друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших

родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?

Андрей : Мою маму зовут Вера. Она работает в аэропорту. Папу зовут Сергей. Он работает сборщиком мебели.

Настя : Мою маму зовут Тамара. Она работает медсестрой в больнице. Папу зовут Иван он водитель.

Воспитатель : У кого есть братья и сестры?

Аня : У меня есть братик. Его зовут Андрей.

Катя : А у меня тоже есть братик. Он очень маленький.

Эмиль : У меня есть старшая сестра - Диана.

Воспитатель : Дружно ли вы живете?

Аня : Мы всегда дружим.

Воспитатель : Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?

Катя : Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин

Воспитатель : А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.

Бабушка родная,
Милая моя,
Больше всех на свете
Я люблю тебя.
По твоим морщинкам
Проведу рукой…
В целом свете нету
Бабушки такой.
Никогда не буду
Огорчать тебя.
Только будь здоровой,
Бабушка моя.

О ком эти строки?

Дети : Про бабушку. А бабушка и дедушка - это родители ваших мам и пап

А ваши мама и папа – это ваши родители.

Воспитатель : У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?

Воспитатель : Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас.

Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?

Арсений : Меня бабуля приводит в садик и забирает из садика. А еще мы вместе

гуляем и ходим в цирк.

Алина : Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.

Миша : А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я поскорее

выздоровел.

Диана : А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой

не замерзла и не заболела.

Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает.

Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и

дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их

любите и помните.

Шамиль : Надо позвонить!

Катя : Надо приехать к ним в гости!

Воспитатель : Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев,

бабушку и дедушку одним словом?

Дети говорят: Семья!

Воспитатель: Скажите на татарском

Дети : Гаилэ

Пальчиковая игра Гаилэ

Бу бармак- әти,

Бу бармак- әни,

Бу бармак- бабай,

Бу бармак- әби,

Бу бармак- малай,

Яшәве бергә шулай- Бик күңелле, бик кызык,

Кабатлыйк кызып-кызып:

Воспитатель: Молодцы! Семьи бывают не только у людей, но и у животных.

Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят».

Игра «Нарисуем «семью»

Нужно в правую руку взять карандаш, а левую руку положить на середину листа, и обвести свою руку, каждый пальчик в отдельности. Затем выбрать из этих пальчиков себя, и других членов семьи. Нарисовать глазки, нос, рот и раскрасить цветными карандашами остальное. (Дети рисуют под музыку – «Улыбка»).

– Молодцы, ребята! Хорошо нарисовали у кого-то семья большая, у кого-то поменьше. У вас у всех получился семейный портрет.

Игра «Какая у вас семья? »

Дети поднимают руку и отвечают:

Дети: Большая (зур, дружная (куенлле, маленькая (кечкенэ, заботливая,

хорошая (эйбэт, крепкая, счастливая).

Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было

радостное настроение?

Миша : Не обижать младших братьев и сестер.

Диана : Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.

Алина : Дарить подарки, любить друг друга.

Луиза : Получать хорошие оценки, вместе отдыхать.

Воспитатель: Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей

семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой.

Концепция УМК

Развитие речи детей дошкольного возраста

Детский сад — первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.

В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место.

Цель обучения родному языку - развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

Концепция развития речи дошкольников - положение о формировании у дошкольников элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В общем виде взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно передать в следующих положениях:

Речь ребенка развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

Язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития - развитие мышления, воображения, памяти, эмоций;

Ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;

Ориентировка ребенка в языковых явлениях определяет условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

Речевое воспитание рассматривается как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. (Заметим, что

Индивидуальные различия в уровне речевого развития у детей одного возраста могут быть исключительно велики.)

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Развитие речи проходит три этапа.

1. Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.

К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная.


МОУ СОШ № 11

« С углубленным изучением отдельных предметов».

Доклад на тему:

Развитие речи по УМК

«Перспективная начальная

школа»

Учитель Матусова А.В.

2013 г.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно – в процессе своей речевой практики.
Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

У школьников с раннего детства формируются способы работы с текстом, которые они используют при чтении текстов на любых уроках. Тем самым закладывается одно из важных в начальной школе умений-умение учиться.

Основной базой для формирования способов работы с текстом являются уроки русского языка и литературного чтения. Особенно эффективно использование межпредметных связей на уроках развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений у учащихся. Работа по развитию речи в УМК, ПНШ ведется с 1-го класса.

Образное представление о тексте как доме, в котором живут и дружат предложения, умение выделять из короткого текста отдельные предложения, не нарушая последовательности, и соотносить их с моделью текста, а затем и моделировать текст, формируется уже в период обучения грамоте.

Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).