Структурный компонент индивидуальности. Учебно-методическое пособие для студентов по специальности «клиническая психология. Про адаптационные свойства личности

В отечественной психологии существует несколько подходов к выделению структуры индивидуальности, авторами которых являются Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева. Сопоставительный анализ их взглядов проведен М.С. Егоровой (Егорова М.С., 1997).

Таблица 4.1

Сопоставление структуры индивидуальности в подходах Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина и Э.А. Голубевой (по: Егорова М.С., 1997).

Уровни в структуре индивидуальности Свойства, входящие в каждый уровень Системообразующие свойства
Б.Г. Ананьев (1969)
1. Индивид 1) Пол, возраст, конституция, нейродинамика 2) Психофизиологические функции, органические потребности 3) Задатки, темперамент Свойства личности
2.Субъект деятельности 1) Когнитивные характеристики, коммуникативные свойства, трудоспособность 2) Способности
3. Личность 1) Статус, социальные роли, структура ценностей 2) Мотивация поведения 3) Характер, склонности
В.С. Мерлин (1986)
1. Свойства организма 1) Биохимические свойства 2) Общесоматические свойства Индивидуальный стиль деятельности
2.Психические свойства 3) Темперамент 4) Свойства личности
3.Социально-психологические свойства 5) Социальные роли в социальной группе 6) Социальные роли в исторических общностях
Э.А. Голубева (1989)
1. Организм 1) Первичные потребности 2) Свойства нервной системы, общие для человека и животных 3) Специально человеческие свойства нервной системы 4) Прижизненно сформированные системы временных связей Эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждение
2. Личность 1) Склонности 2) Наиболее обобщенные свойства темперамента 3) Реализация способностей 4) Свойства характера

Итак, несколько упрощенно можно сказать, что индивидуальность – это индивид, личность и существующие между ними связи. Отмечая неоднородность разных характеристик индивидуальности, можно представить ее как трехэтажное «здание» (Асмолов А.Г., 1984; Гуревич К.М., 1982; Егорова М.С., 1997; Мешкова Т.А., 2004; Мерлин В.С., 1968; Нартова-Бочавер С.К., 2003).

Тогда на нижнем уровне (биологическом фундаменте личности) мы можем собрать все индивидные, формально-динамические характеристики (пол, темперамент, задатки способностей, асимметрию полушарий головного мозга).

На втором уровне мы размещаем предметно-содержательные качества (черты, типы личности, способности, стилевые характеристики поведения).

А на третьем , верхнем уровне будут присутствовать духовно-мировоззренческие характеристики (направленность личности, ценности, убеждения, взгляды, установки).

Для удобства запоминания можно использовать такую схему:

· нижний этаж (природа) стимулирует активность «потому что» – от потребностей;

· средний этаж обеспечивает средства деятельности человека (способности, характер, особенности когнитивных функций, стилевые характеристики);

· третий этаж – это цели (направленность личности, особенности самосознания – «для чего» деятельность осуществляется, к чему человек стремится).

Уровни индивидуальности оказывают друг на друга взаимное, не только восходящее, но и нисходящее влияние.

Соподчинение не означает главенства какого-то из этажей, но:

❑ нижний более устойчив во времени, практически не поддается социальному воздействию (попробуйте-ка изменить пол или асимметрию полушарий!);

❑ средний более восприимчив к воспитанию (характер можно изменять, способности – формировать);

❑ в третьем уровне биологического содержится очень мало, и он в наибольшей степени изменчив (в самом деле, взгляды, убеждения, ценности человек меняет в течение жизни несколько раз).

Таблица 4.2

Структура индивидуальности

Естественно, существуют и другие попытки выделить структуру индивидуальности. Так, например, К. Леонгард выделяет 3 сферы: направленности интересов и склонностей (по содержанию напоминающую выделенные нами духовно-мировоззренческие свойства), чувств и воли (близкие понятию «темперамент») и ассоциативно-интеллектуальную (соответствующую способностям и стилевым особенностям) (Леонгард К., 2000). В отечественной традиции принято выделять по меньшей мере два типа индивидуальных свойств.

Динамические (формально-динамические, психодинамические) компоненты индивидуальности – качества, определяющие способ активности независимо от ее содержания. В основном включают свойства нервной системы (темперамент).

Сравнительный анализ представлений о структуре индивидуальности, сложившихся в рамках отечественной психологии, предпринят в современном учебнике М.С. Егоровой (Егорова М.С., 1997) Таким образом, выделение трех этажей устойчиво прослеживается в разных подходах.

Исторически сложилось так, что разным «этажам» индивидуальности соответствовали и разные подходы в изучении. Так, «содержательно-смысловой» подход направлен на познание и измерение индивидуальных вариаций характера, знаний, умений, способностей, смыслов, переживаний и других устойчивых психологических особенностей человека. «Поведенческий» же подход (который не нужно путать с бихевиористским!) связан с анализом объективно регистрируемых форм поведения – биохимических, вегетативных, моторных составляющих человеческой активности. Б.М. Теплов в свое время справедливо отмечал, что в первом подходе, несмотря на всю его содержательную привлекательность, отсутствует теоретическая основа, которая могла бы подтвердить валидность выдвигаемых психологических понятий (Русалов В.М., 1991; Теплов Б.М., 1982). Ведь нередко к чертам личности, например, относят чисто ситуативные флуктуации поведения, а их устойчивость весьма сомнительна. Для того чтобы убедиться, что индивидуальные различия, измеряемые при помощи тестов, неслучайны, необходимо связать их со свойствами нервной системы (и другими биологическими факторами). То есть дифференциальная психология может быть признана объективной наукой только после того, как она докажет содержательную валидность своих конструктов (Хрестомат. 4.6).

Задача подведения под дифференциальную психологию объективной базы может быть возложена на дифференциальную психофизиологию.

· Система индивидуальных свойств организма

Биохимические

Общесоматические

Свойства нервной системы (нейродинамические)

· Система индивидуальных психических свойств

Психодинамические (свойства темперамента)

Психические свойства личности

· Система социально-психологических индивидуальных свойств

Социальные роли, исполняемые в группе и в коллективе

Социальные роли, исполняемые в социально-исторических общностях

виды и уровни связей:

Функциональные зависимости (внутри подсистем личности)

Многозначные связи (внутри подсистем личности)

Много-многозначные связи (между свойствами разных уровней)

Индивидуальность как набор уникальных связей между психическими свойствами различных уровней (нейродинамического, психодинамического, социально-психологического и социально-типического).

Процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности. Таким образом, структура личности предстает в виде многоуровневой системы взаимных связей и организации свойств личности. Именно единство , гармоничная непротиворечивость разноуровневых свойств порождает индивидуальность.

4.Индивидуальность как новообразование (Ананьев):

Понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности. Следовательно, в этом смысле можно рассматривать индивидуальность как принципиально новое образование в структуре человека. Если рассматривать ряд «индивид – субъект деятельности – личность», то в этом ряду целостности каждого уровня является предпосылками, возможностями и одновременно формой проявления психического образования следующего уровня. Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, субъекта и личности. Б.Г. Ананьев постулировал: «индивидуальность – это глубина личности» каждый является структурным целым, но добиться цельности, непротиворечивости, гармоничности частей целого удается не каждому. как индивидуальность человек существует в единственном числе и неповторим в истории человечества.

Системное описание индивидуальности по Ганзену:

продуктивность (Е) индивидуально-психологические различия(Инф)

Индивидуальность

индивидуальная история(Т) индивидуальный опыт (Пространство)

Отражение субъектной природы человека

Философские основания теории субъектности:

Самотрансценденция личности

Проблема поступка.

Личностный выбор.

Вопрос 34. Личность как саморазвивающаяся система (гуманистический и экзистенциальный подходы).

В гуманистической психологии личность понимается как саморазвивающаяся система, способная к выходу за пределы себя, к творческому созиданию самой себя. Живой, реальный человек не сводится к совокупности психических и физиологических функций, а существует как уникальное Я, как единство телесного, душевного и духовного. Главные проблемы гуманистической психологии личности: проблемы самосознания личности, ее самоактуализации, саморазвития, проблема смысла жизни.

К.Роджерс. К.Роджерс (1902-1987) утверждал, что все поведение человека регулируется тенденцией к самоактуализации. Она представляет собой важнейший мотив жизни человека, побуждающий его сохранять и развивать себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные от природы. Важным понятием теории К.Роджерса является понятие субъективного мира. опыта человека, который образует основу его действий и поступков. Каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем. как мы их субъективно воспринимаем. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя определенным образом, нам нужно постичь его внутренний мир. Поэтому важным аспектом психологического исследования является изучение субъективных переживаний человека.

К.Роджерс установил пять основных личностных характеристик полноценно функционирующего человека:

1. Открытость к переживанию, то есть способность слушать себя, осознавать свои мысли и чувства, не подавляя их.

2. Экзистенциальный образ жизни. Это тенденции жить полно и насыщенно в каждый момент существования.

3. Организмическое доверие. Это качество проявляется в процессе принятия решения. Так, многие люди ориентируются на социальные нормы, мнения других людей или на то, как они вели себя в подобных ситуациях раньше. Полноценно функционирующие люди ориентируются на свои внутренние ощущения.

4. Эмпирическая свобода. «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия - это я сам». Основываясь на этом чувстве свободы и силы, человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все, что он хочет делать.

5. Креативность (творческость).

Экзистенциальный подход отличается от личностно-центрированного подхода (ЛЦП) – другого важнейшего течения гуманистической психологии – прежде всего качественной оценкой сущности человека и трактовкой источников процесса становления.

Экзистенциальная позиция состоит в том, что сущность человека не задана изначально, а обретается человеком в процессе индивидуального поиска собственной уникальной идентичности. При этом с экзистенциальной точки зрения в природе человека есть не только позитивный потенциал, но и негативные, даже деструктивные возможности – и поэтому все зависит от личных выборов самого человека, за которые он и несет персональную ответственность. Осуществлять такие выборы и принимать ответственность за свою жизнь многим людям оказывается весьма непросто.

Личность как адаптационная система (когнитивный, поведенческий, психодинамический подходы).

Эти 3 подхода к пониманию личности, при всех различиях, схожи тем, что полагают, что у личности отсутствует или сильно ограничена свобода воли. Поэтому делается упор на развитие адаптационных свойств личности как системы.

Психодинамический подход

Основоположником является 3. Фрейд. По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия - либидо . Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.
Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно). Что касается внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.

Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:

1) ид («оно») -функционирует в соответствии с принципом удовольствия;

2) эго («я») -это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и;

3) суперэго («сверх-я») - структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

Про адаптационные свойства личности:

Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям.

Для снятия напряжённости этих конфликтов личность вырабатывает защитные механизмы: отрицание, регрессия, вытеснение; проекция; замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения); сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации). Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

Поведенческий подход
Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Мы часто ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведенческих проявлениях. Наше поведение и есть личность. Поведенческие признаки личности поддаются операционализации и объективному измерению. Главным источником развития личности является среда в самом широком смысле этого слова. Личность является продуктом научения, а ее свойства - это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.

В качестве элементов личности в бихевиористской теории выступают рефлексы или социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (т. с. свойств, характеристик, черт личности), присущих конкретному человеку, определяется его социальным опытом (научением). Если вы воспитывались в доброй, спокойной семье и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека.

В поведенческой модели выделяют три основных концептуальных блока личности. Основной блок - самоэффективность, которая является своего рода когнитивным конструктом «могу - не могу. Если человек принимает решение: «Могу», - то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: «Не могу», - то он отказывается от выполнения данного действия или от его усвоения. По мнению Бандуры, существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может и чего не может сделать:

1) прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог, то и сейчас, по-видимому, смогу;

2) самоинструкция; например, «Я могу это сделать!»;

3) повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь);

4) (самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и т. д.); например, «Если другие могут, то и я смогу!».

Дж. Роттер выделяет два основных внутренних блока личности - субъективную значимость (структура, оценивающая предстоящее подкрепление) и доступность (структура, связанная с ожиданием получения подкрепления на основе прошлого опыта). Люди, которые не видят связи (или видят слабую связь) между своим поведением (своими усилиями) и их результатами (подкреплениями), по мнению Роттера, имеют внешний, или экстернальный «локус контроля». «Экстерналы» - это люди, которые не управляют ситуацией и надеются в своей жизни на авось. Люди, которые видят четкую связь между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и результатами своего поведения, имеют внутренний, или интернальный «локус контроля». «Интерналы» - это люди, которые управляют ситуацией, контролируют ее, она им доступна.

Когнитивный подход

Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли.

Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир - не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, - это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.
Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является «конструкт». Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкт - это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).

Главный Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат.

С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т. д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами).

Приступая к изложению этой темы этой темы, хотелось бы подчеркнуть, что выдающейся заслугой Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972) стала его идея о единстве естественного и общественного в структуре человеческого развития. Иными словами психология – это наука о человеке, где психика предстает как интеграция филогенеза, онтогенеза, социализации и истории человечества. Такое понимание предмета психологии позволяет максимально полно реализовать принцип единства биологического и социального в человеке, в ходе его индивидуального развития. Это означает, что в человеке имеются структуры относящиеся в большей мере либо к биологическому либо к социальному началу.

По мнению Б. Г. Ананьева единство биологического и социального в человека обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Носителем биологического в человеке является главным образом индивид . Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Человека как индивида и его развитие в онтогенезе изучают – общая, дифференциальная, возрастная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности . При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидных структур.

Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость.

Человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений : экономических, политических, правовых. Человека как личность изучают – общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации.

Однако человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности , производящий материальный и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают– психология познания, творчества, труда, общая и генетическая психологии.

Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект , обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

Однако для каждого из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т. д. Поэтому кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия. С этой точки зрения индивидуальность – это функциональная характеристика человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации – индивида, личности, субъекта деятельности.

Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности.

В психологической науке существует несколько понятий для обозначения человека: индивид, личность, субъект, индивидуальность.
1. Человек как индивид. В понятии человека как индивида обычно выражаются два основных признака:
1) человек как своеобразный представитель других живых существ, отличающийся от животных и являющийся продуктом фило-и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
2) отдельный представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и психическими процессами.
Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.
2. Человек как личность. Это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.
В личности выделяется ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. создает человека природа, а формирует его общество.
Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:
а) содержанием мировоззрения человека, т. е. сложившейся у него системой убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;
б) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;
в) степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться;
г) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека;
д) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.
3. Человек как субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности, источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.
4. Человек как индивидуальность. Индивидуальность - не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, Других - малозаметно.
Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.

Все выделенные уровни в структуре индивидуальности интегрируются в единое целое по следующим признакам:
1. Субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и общие социально-психологические свойства подчиняют себе более элементарные и частные психофизиологические и психологические свойства.

2. Координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них (Б. Г. Ананьев).
Основные блоки, которые можно выделить в этой структуре:
1. Индивидуально-психологические особенности человека. К ним относятся свойства и тип нервной системы, темперамент, определяющий динамическую сторону личности, и характер, определяющий устойчивую сторону личности.

2. Общие и специальные способности человека, имеющие природную основу в свойствах нервной системы и задатках.

3. Структура интеллекта как целостное многоуровневое образование, складывающееся из определенных элементов познавательной деятельности человека.

4. Направленность личности, в основе которой лежит определенная иерархия потребностей, интересов и убеждений.

5. Социальные свойства личности, включающие моральные качества и социальную активность.

На основе оценки свойств личности можно составить ncuxoлогический портрет - свой собственный и другого человека. В психологический портрет обычно включают: темперамент; характер; способности; направленность, ее виды (деловая, личностная, коммуникативная); интеллектуальность - степень развития и структура интеллекта; эмоциональность - уровень реактивности, тревожности, устойчивости; волевые качества - умение преодолевать трудности, настойчивость в достижении цели; общительность; самооценку (заниженная, адекватная, завышенная); уровень самоконтроля; способность к групповому взаимодействию.
Развитие индивидуальности человека продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека - из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.
Совершенствование и изменение программирующих свойств личности обеспечивает ей полноценную, плодотворную длительную творческую деятельность и оказывает влияние на изменения некоторых базовых качеств, в частности, характера. Например, усиление интереса к профессии ведет к интенсификации интеллектуальной деятельности, повышению мотивации, а развитие интеллекта - к поиску новых задач и целей этой деятельности, что приводит к формированию таких черт характера, как настойчивость, целеустремленность.
Индивидуальность человека может раскрываться ярко, многогранно, и тогда говорят о яркой личности, а бывает, что человек никак себя не проявляет, и тогда возникает мнение, что он безликий, незаметный. А происходит это потому, что человек не смог достаточно понять себя, закомплексовал, вот он и воспринимается как безликий, лишенный индивидуальности. На самом же деле не может быть нормального человека без личности и индивидуальности. Весь вопрос заключается в том, как развить и раскрыть свою индивидуальность, найти и выразить себя!
В этом разделе нашей книги мы хотим раскрыть основные компоненты, из которых складывается психологический портрет индивидуальности, и предложить психологические методики, которые помогут определить степень развития тех или иных качеств человека.
Начнем изучение психологии индивидуальности с природной основы - психофизиологии, затем познакомимся с характеристиками базовых и программирующих свойств и, наконец, перейдем к роли творчества в индивидуальном развитии человека.

Опираясь на единство объективного и субъективного, в Пермской психологической школе под руководством В.С. Мерлина особое внимание уделялось обоснованию роли свойств субъекта в становлении структур интегральной индивидуальности в зависимости от объективных требований деятельности и ее общественного значения. К настоящему времени среди многочисленных и разнообразных свойств субъекта обстоятельно обоснованы индивидуальный стиль деятельности и общения, ценностные ориентации, социометрический статус человека в группе, социальнонравственные аттитюды, высокозначимые личные или общественные мотивы обучения, педагогическое мастерство учителя и т.д. Весь перечисленный комплекс свойств субъекта выступает промежуточным звеном много-многозначных связей между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. Каждая промежуточная переменная приобретается в формирующем эксперименте с целью опосредования разноуровневых связей. Причем установлено, что «основным опосредующим звеном в воспитывающем эксперименте является индивидуальный стиль деятельности», усвоение которого «происходит благодаря особому, как мы полагаем, универсальному мотиву - оставаться всегда индивидуальностью, защищать свою индивидуальность и становиться все более гармоничной индивидуальностью» /В.С. Мерлин, 1986, с.45; с.217/.

К работам, выполненным под руководством В.С. Мерлина и отражающим динамику развития интегральной индивидуальности посредством системообразующей функции стиля деятельности и общения, относятся экспериментальные исследования Г.С. Васильевой (1976), Н.М. Гордецовой (1978), А.А. Ерошенко (1981), В.В. Люкина (1981), Л.П. Колчиной (1976), А.А. Коротаева и Т.С. Тамбовцевой (1984), И.Х. Пикалова (1977), Т.С. Тамбовцевой (1981) и др. В современный период проблема индивидуального стиля деятельности и общения как универсального опосредующего фактора развития многомногозначных связей интегральной индивидуальности успешно разрабатывается Б.А.Вяткиным и его учениками /Б.А. Вяткин, 2000; Л.Я. Дорфман, 1993 и др/; А.И. Щебетенко и его учениками /С.Ю. Бессонова, 1998; А.К. Серков, 1992/; М.Р. Щукиным /1995/ и др.

В Пятигорской психологической лаборатории интегральная индивидуальность человека также рассматривается либо в зависимости от свойств субъекта деятельности и общения, либо раскрывается их место в структуре интегральной индивидуальности. Первоначально нами обосновывалось место глобальных свойств субъекта в структуре интегральной индивидуальности. Например, особое внимание мы уделили выяснению места темперамента в системе «человек - общество» /В.В. Белоус, И.В. Боязитова, 1989/.

Решая проблему места темперамента в структуре интегральной индивидуальности у разновозрастных лиц массовых профессий, мы стремились одновременно показать, что древнейшая гуморальная теория типов темперамента Гиппократа, конституциональная теория типов темперамента Кречмера и Шелдона, нервно-физиологическая теория личности и темперамента Айзенка и Кеттелла несостоятельны и отражают суть механицизма. Каждая из этих теорий в отдельности постулирует мысль либо о сводимости темперамента к различным особенностям низшего уровня интегральной индивидуальности - уровню организма (например, к особенностям реактивного торможения или к морфотипам), либо о выведении из темперамента высших уровней интегральной индивидуальности - уровня личности. В любом случае исчезает собственно-психологическая специфика темперамента, его характеристика становится линейно и однозначно детерминированной закономерностями других уровней интегральной индивидуальности. Короче говоря, темперамент растворяется в понятиях организма и личности и полностью с ними отождествляется. Следовательно, с механистических позиций невозможна собственно психологическая характеристика типов темперамента. Только в интегративной дифференциальной психологии справедливо ставится и в определенной степени решается вопрос об относительной независимости темперамента от различных подсистем интегральной индивидуальности. «Критерий такой относительной независимости, - подчеркивал В.С. Мерлин, - много-многозначная связь данной подсистемы с подсистемами другого иерархического уровня, которая выражается в том, что одни и те же явления данной подсистемы могут возникнуть при определенных условиях с одной и той же вероятностью в результате взаимодействия разных явлений другой подсистемы и, наоборот, разные явления данной подсистемы могут возникнуть в результате одних и тех же явлений другой подсистемы и при определенных условиях с одной и той же степенью вероятности» (В.С. Мерлин, 1976, с.5).

В.С. Мерлин успешно применил этот математический критерий теории систем к интегральной характеристике индивидуальности, складывающейся из множества разноуровневых подсистем большой системы «человек-общество»: из свойств организма (например, нейродинамический уровень), индивида (например,

психодинамический уровень); из психических свойств личности; из особенностей взаимоотношения между людьми в социальной группе и обществе.

Сопоставляя результаты отечественных и зарубежных исследований, В.С. Мерлин обнаружил, «что показатели одних и тех же свойств темперамента коррелируют с показателями разных свойств нервной системы, и, наоборот, показатели разных свойств темперамента коррелируют с показателями одного и того же свойства нервной системы и притом с одинаковой плотностью и степенью статистической значимости» (там же, с. 7).

Так, по данным А.И. Щебетенко разные показатели психодинамической общительности (инициативность, легкость и экспрессивность общения) коррелируют с электроэнцефалографическими показателями силы и лабильности нервной системы. И наоборот, показатели экстраверсии, ригидности и психодинамической общительности коррелируют с ЭЭГ - показателями лабильности нервной системы. Это и есть образец многомногозначной зависимости, свидетельствующий об относительной самостоятельности свойств типа темперамента и свойств типа нервной системы.

В наших экспериментальных исследованиях мы каждый раз обнаруживали два ортогональных симптомокомплекса психических свойств темперамента: симптомокомплекс экстраверсии-интроверсии и симптомокомплекс эмоциональности. В симптомокомплекс экстраверсии-интроверсии входят экспериментальные показатели этого свойства, ригидности, тревожности, импульсивности. В симптомокомплекс эмоциональности - экспериментальные показатели эмоциональной возбудимости и эмоциональной устойчивости. Симптомокомплексы экстраверсии-интроверсии и эмоциональности детерминированы самыми различными свойствами нервной системы, в том числе силой возбудительного процесса, динамичностью торможения, уравновешенностью нервных процессов, подвижностью в смысле переделки, понимаемой в павловском духе.

В частности, нами установлена равновероятная многомногозначная зависимость различных показателей различных свойств симптомокомплекса экстраверсии-интроверсии от различных показателей силы возбудительного процесса, а именно: от степени угашения с подкреплением условной КГР; от отношения латентного времени простой двигательной реакции на слабый и сильный звуковой раздражитель; от отношения латентного времени простой двигательной реакции в начале и в конце опыта; от изменения латентного времени простой двигательной реакции при действии стороннего раздражителя.

Кроме того, в исследовании Л.Д. Василенко симптомокомплекс экстраверсии-интроверсии обнаруживает равновероятную многомногозначную зависимость от различных показателей подвижности нервных процессов, в частности, от переделки положительной условной КГР в тормозную и от длительности последействия условного тормоза на двигательные реакции.

Следовательно, разные показатели разных свойств симптомокомплекса экстраверсии-интроверсии регулируются разными свойствами нервной системы. Причем эта регуляция осуществляется на равновероятной основе. Во всех случаях линейная зависимость различных показателей свойств темперамента от различных показателей свойств нервной системы составляет 99,9% доверительного уровня или 0,1 % уровня значимости.

Аналогичное поведение демонстрирует фактор эмоциональности. Различные показатели различных свойств симптомокомплекса эмоциональности обнаруживают равновероятную много-многозначную зависимость от различных показателей силы возбудительного процесса, динамичности торможения, в частности, от скорости угашения ориентировочной КГР на звуковые раздражители, от скорости выработки двигательной дифференцировки на звуковые раздражители, от количества ошибок при выработке динамического стереотипа и т.д.

Следовательно, отсутствуют какие-либо основания объяснять закономерности психодинамического уровня закономерностями нижележащего уровня организма. Между этими подсистемами интегральной индивидуальности существует много-многозначная зависимость.

Такого же типа зависимости выявлены В.С. Мерлиным и его сотрудниками между свойствами темперамента и свойствами личности. Ими убедительно показано, что зависимость свойств личности от свойств темперамента не прямая, а косвенная, обусловленная комплексом опосредующих переменных. Опосредующими переменными, как мы уже сообщали, выступают: индивидуальный стиль деятельности, индивидуальный стиль общественной работы, педагогическое мастерство воспитателя, социометрический статус детей в группе сверстников, аттитюды, ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство социальной группы), социальная ситуация и т.д. Все это говорит о том, что между свойствами личности и свойствами темперамента существует косвенная много-многозначная зависимость.

Сам факт обнаружения много-многозначной связи между разными уровнями интегральной индивидуальности означает их относительную самостоятельность, замкнутость и несводимость друг к другу. Этот путь распознавания различных иерархических уровней интегральной индивидуальности В.С. Мерлин обозначил как транзитивный. В настоящее время нам удалось выделить диагностический (статистический), функционально - процессуальный и функционально-результативный варианты познания структуры интегральной индивидуальности. Суть диагностического подхода к распознаванию разноуровневых свойств интегральной индивидуальности заключается в следующем.

Если группа испытуемых диагностируется по нескольким свойствам, например, по темпераменту и личности, и при этом обнаруживается, что испытуемые типа «А» характеризуются высоким и низким индексом по уровню притязаний личности, а высокий или низкий показатель уровня притязаний личности включается не только в тип «А», но и в тип «В», то это позволяет признать оба исследуемых параметра индивидуальности относительно независимыми, ибо между ними имеет место много-многозначная зависимость. Такого рода факт был найден в исследовании А.Т. Найманова, изучавшего сопротивляемость неудачам в совместной познавательной деятельности (А.Т. Найманов, 1991). По данным Л.В. Мищенко (1996), у экстравертированных и интровертированных студентов соотношение самооценки и групповой оценки является одинаковым: на первом курсе - статистически незначимым, на пятом курсе - статистически значимым. Кроме того, С.Л. Рубинштейн отмечал, что при испытании интеллекта как способности надо учитывать не только результат, но и процесс, который к нему ведет. Так, в экспериментальной работе Н.В. Орлинковой испытуемым парами предлагалась учебная деятельность по составлению программы решения вычислительной задачи на компьютере с дисплейными станциями. Были скомплектованы однородные и разнородные диады по типу темперамента. Типы темперамента выделялись методом таксономического анализа. Оказалось, что в однородных диадах по таксонам складываются разнообразные типы взаимодействия. В однородных диадах - координация, директивная субординация, либеральная субординация; в разнородных диадах - координация, автономия, директивная и либеральная субординация. Следовательно, один и тот же тип взаимодействия партнеров в совместной деятельности обнаруживается как в однородных, так и в разнородных диадах по типу темперамента. Это и есть образец много-многозначной зависимости между различными уровнями интегральной индивидуальности, устанавливаемый функционально-процессуальным способом (Н.В. Орлинкова, 1988). Функционально-результативный подход к распознаванию различных иерархических уровней интегральной индивидуальности в условиях совместной деятельности был реализован в уже упомянутой работе А.Т. Найманова. Он комплектовал диады с учетом типа темперамента и уровня притязаний личности и предлагал им выполнять затрудненную познавательную деятельность. Оказалось, что разнородные диады по типу темперамента более продуктивны в преодолении затрудненных условий деятельности, чем однородные по тем же самым параметрам индивидуальности. Иные результаты демонстрируют партнеры, объединенные по свойствам личности. В совместной деятельности по сопротивляемости неудачам более продуктивны однородные пары по уровню притязаний личности, нежели разнородные.

Следовательно, темперамент и личность - относительно дизъюнктивные и автономные психологические категории, принадлежащие к различным иерархическим уровням интегральной индивидуальности.

Таким образом, даже сравнительно незначительный анализ взаимоотношений различных иерархических уровней большой системы «человек-общество» показывает, что тип темперамента относительно независим от нижележащих (свойств организма) и вышележащих (свойств личности) подсистем интегральной индивидуальности. Темперамент, - как неоднократно подчеркивал В.С. Мерлин, - категория психологическая, т.е. неправомерность редукционистской трактовки целостной индивидуальности. На следующем этапе нами анализировались структуры интегральной индивидуальности в зависимости от свойств субъекта деятельности.

К заслуживающим внимания выводам пришел С. Акур, исследуя классические типы экстравертов и интровертов с позиции теории систем. Так, он выяснил, что в основе интегрального портрета экстраверта лежат реципрокные отношения между природным и социальным. Разноуровневые свойства интегральной

индивидуальности экстраверта образуют линейную зависимость; в основе интегральной индивидуальности интроверта лежат реципрокные отношения между социальным и природным. Разноуровневые свойства интегральной индивидуальности интроверта образуют нелинейную зависимость; благодаря взаимному уравновешиванию разноуровневых свойств интегральной индивидуальности представители экстравертированных и интровертированных типов поведения достаточно успешно усваивают образовательные программы высшего гуманитарного цикла /С. Акур, 1999/.

В этом же русле провел исследование Нгуен Кхак Тхан, раскрывший содержание интегральной индивидуальности у студентов с различной адаптированностью к социуму высшей школы. В частности, им осуществлено поэлементное и системное изучение структур интегральной индивидуальности пассивно адаптивных и неадаптивных студентов 18-20 лет в социуме высшей школы. Установлено, что структуры интегральной индивидуальности динамичны и варьируют в зависимости от свойств субъекта деятельности. У неадаптивных студентов, поведение которых характеризуется активным, целеустремленным преодолением жизненных трудностей и препятствий, разноуровневые свойства более согласованы и гармонизированы, подчиняются законам диалектического единства однозначных (по горизонтали) и многомногозначных (по вертикали) зависимостей в сравнении с жестким характером разноуровневых связей пассивно адаптивных студентов. Более того, диалектическое единство однозначных и многомногозначных детерминаций рассматривается автором как источник развития интегральной индивидуальности исследуемого возраста /Нгуен Кхак Тхан, 2003/.

Следовательно, в Пятигорской психологической лаборатории внимание фокусируется как на определении места базальных психических реалий в структуре интегральной индивидуальности, так и на выяснении их влияния на особенности становления интегральной индивидуальности в зависимости от вариаций человеческого фактора.

Таковы некоторые достижения в познании относительно "левого" детерминирующего крыла активно проявляющейся и развивающейся в деятельности интегральной индивидуальности. В перспективе - развертывание интенсивных исследований по обоснованию системообразующей функции индивидуального и группового субъекта деятельности в гармонизации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности /А.В. Брушлинский, 2003; А.Л. Журавлёв, 1999; В.С. Мерлин, 1986/.

Связь стадий морального развития, по Колбергу, и стадий умственного развития, по Пиаже, наглядно представлена в таблице.

Но как связано развитие нравственного сознания личности с ее поведением? На когнитивном уровне по­казателями морального развития личности служит сте­пень осознанности и обобщенности ее суждений, на поведенческом - реальные поступки, последователь­ность поведения, способность противостоять искушени­ям, не поддаваться ситуативным влияниям и т. д. Эти критерии не всегда совпадают, и кажется более надеж­ным оценивать человека по его поступкам, чем по его моральным суждениям. Но здесь тоже есть свои труд­ности. Поведение человека всегда так или иначе зависит от ситуации и ее восприятия субъектом; один и тот же ребенок может в одной ситуации проявить себя че­стным, а в другой - обманщиком, причем это может объясняться разными причинами.

IV. Примерная тематика рефератов


  1. Особенности развития дифференциальной психологии в России.

  2. Характерология, психогностика и физиогномика как направления донаучной, эмпирической мысли.

  3. Графология как наука о почерке и характере.

  4. Психогенетические методы в дифференциальной психологии.

  5. Психологическая норма: история изучения.

  6. Учение Л.С. Выготского о высших психических функциях.

  7. И.П. Павлов как человек и как ученый.

  8. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности.

  9. Личность – психологический носитель социальных свойств.

  10. Структура индивидуальности.

  11. Индивидуальная специфика психических процессов.

  12. Координаты индивидуальности человека.

  13. Наследственность и среда в детерминации интеллектуальных различий.

  14. Интеллект в структуре индивидуальных свойств.

  15. Концепции личностных черт.

  16. Некоторые аспекты половой дифференциации.

  17. Критерии различий между социальными группами.

  18. Психологический тип и стиль руководства.

  19. Индивидуальные стили реагирования.

  20. Дифференциальная психокоррекция

V. Примерные тестовые задания по курсу «дифференциальная психология»

1. Синонимом дифференциальной психологии является

а) сравнительная психология,

б) этническая психология,

в) психология индивидуальных различий.

2. Гуманитарная парадигма познания означает

а) предпочтение метода включенного наблюдения при изучении особенностей человека,

б) изучение человека с соблюдением этических норм и без использования аппаратных методов,

в) этап зрелости научной дисциплины, характеризующийся вниманием к единичным феноменам.

3. Статистические методы обрели популярность в психологии благодаря работам

а) голландского психолога Ф. Дондерса,

б) создателя «теории среднего человека» бельгийского социолога А. Кетле,

в) немецкого философа Г. Фехнера.

4. Идиографический подход - это

а) метод, основанный на анализе графических продуктов респондента,

б) метод, реализующий гуманитарную парадигму изучения человека как уникальности

в) метод, опирающийся на компьютерные графики.

5. Генограмма - это

а) вариант генеалогического метода, в котором фиксируют психологические отношения близости,

б) схематическое изображение источников риска нормального развития (отягощенной наследственности),

в) схематическое изображение вероятности рождения мальчиков и девочек в семье.

6. Психография - это

а) составление биографий наиболее известных психологов,

б) составление психологических портретов психотических личностей,

в) описание индивидуальности, учитывающее историчность ее развития

7. Понятие нормы в психологии чаще всего

а) имеет эмпирическую природу, определяясь по частотам показателей,

б) имеет конвенциональную природу, устанавливаясь на основании договоренности исследователей,

в) имеет теоретическую природу и устанавливается посредством методологических принципов.

8. Близнецовый метод относится к классу

а) психогенетических методов,

б) аппаратных методов,

в) психолого-педагогических методов.

9. Т-данные получаются при помощи

а) тестов-опросников,

б) объективных экспериментально созданных ситуаций поведения человека,

в) наблюдений в Т-группах.

10. Индивидуальность в дифференциальной психологии понимается как

а) сумма особенностей, отличающих данного человека от других,

б) качества личности, помогающие противостоять групповому давлению,

в) система многоуровневых связей, охватывающих все факторы индивидуального бытия человека.

11. Специальная теория индивидуальности - это

а) учение о происхождении, структуре, функционировании и месте темперамента в общей структуре индивидуальных свойств,

б) учение о происхождении и проявлении индивидуальных отличий психики,

в) учение о взаимодействии факторов среды и наследственности в формировании

особенностей личности.

12. Операциональная (рабочая) структура индивидуальности включает в себя

а) соматические, гуморальные и психологические особенности,

б) индивидные, психологические и духовные качества,

в) результаты влияния наследственности, общей и различающейся среды.

13. Показатели наследуемости отражаются

а) в корреляции признаков детей и их биологических родителей,

б) в сходстве абсолютных показателей признаков детей и их биологических родителей,

в) в различиях признаков детей и их приемных родителей.

14. Подвижность - это свойство нервной системы, означающее

а) скорость возникновения и прекращения нервных процессов,

б) скорость переделки знаков раздражителей,

в) работоспособность нервной системы.

15. Функциональная асимметрия - это

а) смещение оси симметрии в строении полушарий головного мозга, вызванное органическим поражением,

б) характеристика распределения психических функций (специализации) между правым и левым полушариями,

в) специфическое для человека строение головного мозга, связанное с речью.

16. Темперамент в учении В. Вундта описывался по признакам

а) силы и слабости,

б) силы и стабильности,

в) деятельности и эмоциональности.

17. В современной отечественной психологии темперамент понимается как

б) совокупность свойств нервной системы, характерная для каждого человека,

в) способ поведения в фрустрирующих ситуациях.

18. Характер - это

а) особенности личности, формирующиеся в раннем детстве,

б) своеобразие поведения человека в социальных ситуациях,

в) совокупность проявлений личности на фрустрирующие ситуации.

19. Понятие акцентуации характера ввел

а) А.Е. Личко,

б) К. Леонгард,

в) К.-Г. Юнг.

20. Нормальный характер по П.Б. Ганнушкину - это

а) характер, лишенный выраженных акцентуаций,

б) наиболее распространенный в данной популяции тип характера,

в) характер, лишенный патологических тенденций.

21. Экзопсихика - это

а) система типологических особенностей экзоморфных людей,

б) отношение личности к внешним объектам, близкое по содержанию предметно- одержательным,

в) наиболее выраженная особенность характера.

22. Тип личности - это

а) тенденция к поведению той или иной клинической группы,

б) обусловленная темпераментом особенность поведения,

в) обобщение, основанное на уподоблении человека усредненному образу некоторой группы.

23.Людей, находящихся в своем развитии на самом высоком уровне развития, А.Ф.

Лазурский называл

а) приспособившиеся,

б) приспособляющиеся,

в) недоприспособившиеся.

24. Способности понимаются в отечественной психологии как

а) индивидуальные особенности, обеспечивающие успешное выполнение какой-либо деятельности,

б) индивидуальные особенности личности, обусловленные генетически,

в) врожденные задатки, усиленные работоспособностью и волей человека.

25. Каждый из факторов модели интеллекта Дж. Гилфорда может быть охарактеризован с точки зрения

а) знаний, умений и навыков,

б) задатков и способностей,

в) операций, содержания и результата.

26. Повышенная моральная ответственность в семейной психологии - это

а) установка на главенство интересов ребенка, близкая детоцентризму,

б) искаженный стиль родительского воспитания, сочетающий высокие требования с нечувствительностью к потребностям ребенка,

в) предпочтение семейных ценностей профессиональным.

27. Характер в общих чертах заканчивает свое формирование

а) к подростковому возрасту,

б) к дошкольному возрасту,

в) в пренатальном периоде.

28. Теоретические типологии, в отличие от эмпирических

а) создаются без опоры на клинические данные,

б) удовлетворяют требованиям научной классификации,

в) основаны на применении факторного анализа.

29. Клинико-экзистенциальный подход позволяет

а) уточнить дифференциальный диагноз больного человека,

б) установить взаимосвязь симптомов и переживаний человека,

в) обнаружить нарушения, касающиеся жизненной философии человека.

30. Психологические защиты - это

а) индивидуальные способы выражения агрессивности,

б) адаптивные способы переживания мира, обеспечивающие контроль над аффектом и сохранение самоуважения,

в) невротические реакции на внутренние конфликты.

31. Интроверсия - это

а) установка на препятствие контакту с объектами внешнего и внутреннего мира ввиду высокой рефлексии,

б) метод самонаблюдения, используемый в доэкспериментальной психологии,

в) невротическая особенность, состоящая в нарушении общения с людьми.

32. Черта - это

а) качество, устойчиво присущее данному человеку и проявляющееся в различных ситуациях,

б) особенность, отличающая конкретного человека от других представителей психотипа,

в) особенность, затрудняющая человеку приближение к так называемому «нормальному» характеру.

33. Наиболее популярной является теория черт личности, разработанная

а) Дж. Гилфордом,

б) Р. Б. Кеттеллом,

в) Б.Г. Ананьевым.

34. Черты выявляются следующими способами:

а) посредством сопоставления данных «продольных» и «поперечных» срезов,

б) благодаря использованию L-, Q- и Т-данных,

в) семантически, посредством факторного анализа и концептуализации.

35. Р.Б. Кеттелл для прогноза человеческого поведения в различных ситуациях использовал

а) клиническую беседу,

б)экспертный опрос,

в) уравнение спецификации.

36. Феномен полового диморфизма - это

а) наличие у данного биологического вида дифференциации полов,

б) наличие различий средних показателей биологических или психосоциальных характеристик у представителей различного пола,

в) отличие самок и самцов по первичным и вторичным половым признакам.

37. Эволюционное предназначение дифференциации полов состоит

а) в распределении функций устойчивости и изменчивости между представителями различных полов,

б) в повышении количества особей,

в) в увеличении комбинаторных возможностей генотипа.

38. Биологические и психосоциальные новообразования появляются в филогенезе

а) одновременно у мужчин и женщин,

б) сначала у женщин, затем у мужчин,

в) сначала у мужчин, затем у женщин.

39. Полоролевая социализация в рамках психоанализа есть

а) результат социального научения,

б) эпифеномен интеллектуального развития,

в) результат разрешения раннедетских конфликтов с родителями.

40. Разнообразие отношений между мужчинами и женщинами в рамках этологии объясняется

а) посредством репродуктивных программ,

б) посредством программ, регламентирующих выхаживание потомства,

в) посредством сочетания элементов программ размножения и воспитания детей.

41. Профессионально значимый признак - это

а) качество, упражняемое в результате приобретения профессионального опыта,

б) качество, существенное для успешности данной профессиональной деятельности,

в) установка на овладение данной профессией.

42. Профессиональные типологии содержат

а) перечень профессионально важных признаков,

б) качества, с необходимостью появляющиеся в результате занятия данной профессиональной деятельностью,

в) комплексы психологических особенностей, присущих типичному представителю данной профессиональной группы.

43. Индивидуальный стиль деятельности - это

а) система приемов деятельности, обусловленная личными качествами человека и служащая приспособлению к объективным обстоятельствам,

б) индивидуальный темп деятельности, обусловленный темпераментом человека,

в) индивидуальный профессиональный выбор человека.

44. Наиболее продуктивной стратегией разрешения конфликта в рамках концепции К. Томаса считается

а) компромисс,

б) избегание,

в) сотрудничество.

45. Стиль педагогического общения по содержанию ближе

а) стилю родительского воспитания,

б) стилю руководства (лидерства),

в) стилю разрешения конфликта.

46. Концепция развития морального сознания, созданная Л. Кольбергом, реализует

а) мораль справедливости (justice), характерную в первую очередь для мужчин,

б) мораль заботы (саге), характерную в первую очередь для женщин,

в) персонифицированные нравственные нормы.

47. Конвенциональный уровень развития морального сознания является

а) исходным уровнем развития человека,

б) целью нравственных устремлений личности,

в) наиболее распространенным уровнем, обеспечивающим социальное взаимодействие людей.

48. Понятие жизненного стиля стало использоваться впервые в работах

а) А. Адлера,

б) Г. Оллпорта,

в) B.C. Мерлина.

49. Стилевые особенности человека проявляются

а) только в области познавательных процессов,

б) только в профессиональной деятельности и общении,

в) в способе взаимодействия субъекта с реальностью на всех уровнях его бытия.

50. Психологическое преодоление - это

а) поведение человека в условиях стресса,

б) тенденция развития Я-концепции, выражающая собой личностный рост человека,

в) индивидуальный способ взаимодействия человека с ситуацией в зависимости от ее значимости и психологических ресурсов.


1 В

11 А

21 Б

31 А

41 Б

2 В

12 Б

22 В

32 А

42 В

3 Б

13 А

23 А

33 Б

43 А

4 Б

14 А

24 А

34 В

44 В

5 А

15 В

25 В

35 В

45 Б

6 В

16 В

26 В

36 А

46 В

7 А

17 Б

27 А

37 В

47 В

8 А

18 Б

28 А

38 В

48 А

9 А

19 Б

29 Б

39 В

49 В

10 В

20 В

30 Б

40 А

50 А