Полис осаго зачем он нужен. Если есть каско нужно ли оформлять осаго? На какую сумму страхует осаго

Верхний предел выплаты по ОСАГО — 400 000 рублей

Сегодняшние реалии таковы, что множество людей может позволить себе приобрести достаточно дорогой автомобиль. Но покупка дорогого «железного коня», это не все, ведь необходимо максимально его сохранить и в то же время обеспечить сохранность здоровья и жизни себе и окружающим. Ведь движение по дороге сопряжено с множеством рисков, как для водителя, так и для пешеходов и других владельцев машин. Поэтому приобретение полиса ОСАГО, или «автогражданки», позволяет избежать множества неприятностей.

Главное назначение страхования автогражданской ответственности – это предоставление возможности владельцу автомобиля гарантировано возместить ущерб, связанный с ДТП, его оно произошло по его вине. Также стоит помнить, что никакой компенсации самому виновнику происшествия не предусматривается и размер ущерба четко ограничен конкретной суммой. Стоимость такого страхования зависит от множества факторов, начиная с места проживания и заканчивая мощностью двигателя автомобиля.

Многие осторожные водители очень сомневаются в необходимости такого страхования, но все же ситуации бывают разные, а полис позволяет сэкономить не только денежные средства, но и время.

Автогражданка, конечно же, имеет и свои минусы, так, к примеру, сумма может не покрыть всех расходов связанных с ДТП и тогда владелец машины будет вынужден покрывать остальную стоимость за свой счет.


Также можно часто столкнуться с мнением, что «автогражданка» это просто выброшенные деньги. Но, если смотреть со стороны страховой компании, ОСАГО - не самый прибыльный вид страхования. На дорогах нашей страны происходит множество аварий, и многие компании быстро разоряются или пытаются уклониться от выплаты компенсации по договору.

К примеру, страховые компании многих стран мира компенсируют свои затраты по выплатам, путем подачи исков в судебные инстанции на дорожные службы. Самые частые требования по искам, относительно дорожного покрытия, которое не позволяло водителям в полной мере обеспечить движения и чем, собственно говоря, и было спровоцировано дорожно-транспортное происшествие.

На первый взгляд, кажется, что выплаты по ОСАГО достаточно защищены на законодательном уровне, но все же не стоит расслабляться и халатно относится к выбору страховой компании. На самом деле, кому вы доверили застраховать свою ответственность, никого не интересует, но это должно волновать именно вас, потому как став виновником ДТП именно вам придется выплачивать компенсацию пострадавшему.

Абсолютно каждый водитель, приобретая собственный автомобиль, знакомится с процедурой страхования транспортного средства. Обязательное автострахование ОСАГО регулируется на законодательном уровне . Основные требования утверждены в Федеральном законе Российской Федерации от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ. Если водитель становится виновником дорожно-транспортного происшествия, становится понятно для чего нужна страховка автомобиля - с помощью ОСАГО водитель может за счет средств страховой компании.

Что такое полис ОСАГО

Страховка ОСАГО - это полис, являющийся юридическим документом и защищающий имущественные интересы водителя и собственника автомобиля. Расшифровка аббревиатуры «ОСАГО» обозначает «обязательное страхование автогражданской ответственности».

На законодательном уровне еще с 2000 года в Государственную думу были представлены на рассмотрение законопроекты, регулирующие страховую деятельность в отношении автогражданской ответственности. Потребовалось несколько лет, чтобы окончательно сформировать и утвердить федеральный закон. 1 июля 2003 года введен в действие закон об ОСАГО в России (Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ). Именно с 2003 года ОСАГО стало обязательным. На протяжении более 10 лет в закон вносятся изменения, статьи адаптируются к смежным законодательным актам и текущей ситуации на рынке страхования.

ОСАГО дает автовладельцу гарантию выплаты компенсации в случае возникновения ДТП. Компенсируются материальные затраты на ущерб, доставленный:

  • транспортному средству;
  • имуществу;

Таким образом, водителю-виновнику не придется оплачивать из собственного «кармана» расходы на ремонт машины или лечение людей, потерпевших в дорожно-транспортном происшествии.

Если причиной аварии является другой водитель, то вам будет возмещен ущерб из средств страховой организации, даже при .

Что такое Е-ОСАГО

Кроме стандартного полиса автовладелец может воспользоваться услугой «Электронное ОСАГО». Такая возможность появилась в 2015 году и действует по настоящий момент. Простым языком, водитель может через сайт страховой компании. Нет необходимости отстаивать очереди и тратить время на посещение офиса организации. Достаточно заполнить заявку на сайте выбранной компании . Менеджер проверит указанные сведения и, если все в порядке, вышлет реквизиты для оплаты на адрес электронной почты, оставленный в заявке.
Оплатить страховку можно безналичным расчетом. После этого, собственник транспортного средства получит ссылку на скачивание Е-ОСАГО.

Электронный вариант полиса абсолютно идентичен бумажному. Договор страхования также подписывается в онлайн-режиме. Желательно распечатать полис на бумажном носителе . Однако, его наличие «на руках» не является правонарушением, и любой сотрудник ГИБДД при проверке документов может сделать моментальный запрос через базу.

Электронный вариант полиса ОСАГО:


Кто такой страхователь в полисе ОСАГО

Страховой полис имеет две строки для указания сведений о страхователе и собственнике транспортного средства. Наиболее часто владелец автомобиля становится его страхователем. Однако, возникают случаи, когда «на бумаге» владельцем машины является супруг, а находится автомобиль в постоянном пользовании у жены. Супруге удобнее сделать страховку самостоятельно и тогда, страхователь и собственник могут быть разными лицами . Страхователю понадобится предоставить в страховую компанию , выданную владельцем машины.

Кроме доверенности страхователь обязан предоставить следующие документы:

  • собственный паспорт;
  • водительские права;
  • паспорт транспортного средства, подтверждающий постановку на учет;
  • действующий .

Данные о страхователе и собственнике автомобиля заполняются в двух разных строках:


Кто такой страховщик

Страховщиком является страховая компания, выдающая полисы ОСАГО с целью защиты имущественных интересов водителей. Данный документ является платным. регулируется и рассчитывается согласно законодательным требованиям. Оформить полис можно не только напрямую в страховой компании, но и через косвенных представителей:

  • страховых агентов;
  • брокеров.

Страховые агенты, как правило, представляют услуги конкретной компании-страховщика. Стоимость такого полиса немного дороже, так как агент берет комиссию за работу . Водитель получает преимущество в виде экономии личного времени. Агент может подъехать в удобное для клиента место и время для заключения договора страхования.

Брокеры представляются услуги сразу нескольких страховых компаний и у страхователя появляется возможность выбора более выгодного по стоимости полиса.


Какие существуют виды страхования автомобилей

Большинство граждан знает, что ОСАГО - обязательная страховка. Однако, существуют и другие виды автострахования в России, которые относятся к категории добровольного страхования. «Дополнительные» страховки на машину бывают следующих видов:

  • ДСАГО;
  • КАСКО.

ДСАГО представляет собой дополнительное страхование к стандартному полису ОСАГО. Такой «расширенный пакет» позволяет получить больший размер выплат . Полисы могут быть оформлены в разных страховых компаниях, но на один и тот же срок действия, а также на одно транспортное средство. и стоимость тарифа зависит от условий конкретной страховой организации. Обычно такой «предел» составляет не более 3 000 000 рублей. ДСАГО покрывает ущерб, нанесенный жизни и здоровью третьих лиц, а также их имуществу.

КАСКО рассчитан на покрытие широкого спектра рисков, но не имеет отношения к гражданской ответственности. КАСКО возмещает убытки материального характера, нанесенные имуществу : угон автомобиля, повреждения любого характера, включая стихийные бедствия или иные обстоятельства. Несмотря на то что КАСКО не является обязательным видом страхования, если машина приобретена за счет кредитных средств, полученных в банке, собственнику придется оформить КАСКО.


Полное страхование автомобиля позволяет получить максимальные выплаты не только при получении ущерба в случае дорожно-транспортного происшествия, но и в случае угона или повреждения транспортного средства другими способами.

Зачем нужно ОСАГО, если платит виновник

Основная цель получения полиса ОСАГО - страхование собственной гражданской ответственности на случай возникновения аварии на дороге. Если вы станете виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого потерпевшая сторона получит материальный или физический ущерб, в пределах утвержденных сумм. Таким образом, обе стороны получают гарантии : виновник - сохранение личных денежных средств, потерпевший - возмещение ущерба здоровью и имуществу.

Страховка ОСАГО на машину включает в себя следующие компенсационные выплаты:

  • ремонт автомобиля;
  • покупку запчастей;
  • лечение потерпевшего;
  • оплату ремонта имущества потерпевшей стороны;
  • расходы на погребение погибших.

Если в аварии виноваты обе стороны, то каждая из них может претендовать на возмещение ущерба в размере .

Новое в страховании ОСАГО

С момента вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ правовой акт претерпел значительное количество изменений и правок. Одним из главных требований к водителям является . Если водитель автомобиля не оформил данный документ, при остановке сотрудником ГИБДД ему будет выписан штраф в размере 800 рублей . Если полис оформлен и является действующим, но заполнен некорректно либо забыт дома, сотрудник ГИБДД выпишет штраф в размере 500 рублей .

С 1 ноября 2018 года изменился порядок наложения штрафной санкции за отсутствие полиса. Если раньше нерадивого водителя мог «поймать» только сотрудник ГИБДД, то по новым правилам нарушителя будут фиксировать роботизированные видеокамеры . Данные о регистрационном номере автомобиля будут автоматически переданы в базу данных, где произойдет сверка с наличием действующего полиса. Если такой документ отсутствует, собственник машины получит штраф по почте.

Важно ! Для подтверждения данных сверка регистрационного номера транспортного средства будет проведена повторно, через 10 календарных дней после получения информации о нарушении.

Будет ли увеличение стоимости ОСАГО в 2019 году

Размер ОСАГО в 2019 году будет увеличен на 20% в отношении минимальной и максимальной цены. С 1 сентября 2019 года страховые компании получат возможность увеличивать начальную и конечную ставку базового тарифа на 30%.


Максимальные размеры тарифов, коэффициенты, а также порядок их использования страховыми компаниями утверждены в Указании Центрального Банка России от 04 декабря 2018 года № 5000-У. Данный документ был зарегистрирован в Министерстве Юстиции РФ 29 декабря 2018 года и можно скачать по ссылке ниже.

Скачать Указание ЦБ РФ

Придется по формуле:

базовый тариф * коэффициенты (повышающие или понижающие).

На стоимость полиса ОСАГО влияют следующие показатели :

  • базовый тариф (цена «от и до»);
  • город проживания (в расчет берется коэффициент, утвержденный правительством в зависимости от региона пребывания автовладельца);
  • безаварийная скидка ();
  • возраст и стаж водителя;
  • вид полиса (ограниченный или неограниченный);
  • сезон использования автотранспортного средства;
  • мощность двигателя машины;
  • имеющиеся нарушения законодательства, касающегося страхования (в соответствии с коэффициентом).

Подорожание ОСАГО в 2019 году вызвано изменением базового тарифа и введением новых коэффициентов по возрасту и стажу автовладельца.

Условия страхования по ОСАГО

На стоимость полиса ОСАГО влияют не только коэффициенты, но и количество лиц, допущенных к вождению автомобилем . Обычно при заключении договора страхования специалист компании уточняет, какое количество водителей планируется допускать для внесения в страховку.


Страхователь может выбрать одно из следующих условий страхования :

  • ограниченная страховка на автомобиль (до управления транспортным средством допускается некоторое число водителей);
  • неограниченная страховка на машину (управлять автомобилем могут даже водители, не вписанные в страховку).

В первом случае стоимость страховки будет гораздо ниже, чем во втором. Однако, выбирать такой вариант следует только если страхователь планирует безраздельно управлять транспортным средством. К тому же не лишним будет большой водительский стаж и «безаварийная репутация».

Во втором случае при расчете стоимости полиса коэффициент будет максимальным, а итоговая цена значительно выше. Управлять автомобилем на законных основаниях смогут разные водители.

От чего защищает страховка ОСАГО

Обязательная автостраховка покрывает риски имущественного и физического характера.

В страховку ОСАГО входит компенсация следующих материальных затрат :

  • оплата лечения водителю и/или пассажирам, получившим увечья;
  • полис страхует от ущерба имущества, то есть ремонт и покупка автозапчастей будут компенсированы потерпевшей стороне;
  • прочие виды материального ущерба, нанесенного потерпевшей стороне (повреждение конструкции, забора или другого объекта);
  • ОСАГО покроет ущерб, нанесенный здоровью пешехода.

Возмещение ущерба по страховке распространяется на потерпевшего. Виновник аварии ремонтирует собственный автомобиль за счет личных денежных средств.

Сколько ущерба покрывает ОСАГО

При возникновении дорожно-транспортного происшествия потерпевшую сторону интересует вопрос о том, какую . В 2017 году произошли изменения в размерах страховых выплат в сторону увеличения.

Сумма покрытия ущерба при аварии составляет :

  • для ремонта и восстановления автомобиля максимально может быть выплачено 400 000 рублей;
  • компенсация вреда, нанесенного здоровью (телесные увечья) - не более 500 000 рублей.

В каждом конкретном случае размер выплаты определяется индивидуально , в зависимости от полученных повреждений. Если максимальной суммы выплаты недостаточно, чтобы полностью покрыть нанесенный ущерб, виновнику аварии придется компенсировать оставшуюся часть из собственных сбережений.


Что входит в страховой случай

При возникновении вопроса о выплате страховой суммы в учет берется понятие о том, является ли . Ответственность по ОСАГО распространяется именно на случаи, связанные с дорожным движением.

Страховой случай по ОСАГО наступает при выполнении нескольких условий :

  • наличие двух сторон: виновник аварии и потерпевший;
  • участником дорожно-транспортного происшествия должен быть застрахованный автомобиль (страхуется не водитель, а конкретное транспортное средство).

Перечень страховых случаев ОСАГО регламентирован Федеральным законом Российской Федерации от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ .

Пример страхового случая: водитель засмотрелся, не заметил, как зажегся красный сигнал светофора и въехал в задний бампер впереди стоящей машины.


Нестраховые случаи по ОСАГО

Перечень нестраховых случаев по ОСАГО утвержден в статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ .

Выплата ущерба по ОСАГО ограничена лимитом ответственности. Если вред причинен жизни и здоровью третьего лица он составляет 500 тыс. рублей для каждого потерпевшего, а при нанесении имущественного ущерба – 400 тыс. рублей. Так что оформить ОСАГО – это не значит выбросить деньги на ветер, а приобрести уверенность в завтрашнем дне и быть защищенным при наступлении определенных обстоятельств.

Какова стоимость ОСАГО?

Цена полиса ОСАГО рассчитывается для каждого индивидуально. Она основывается на тарифах, утвержденных Правительством РФ, которые едины для любой компании. Расчет стоимости полиса ОСАГО можно произвести самостоятельно , заполнив все необходимые данные в форме.

Для этого вам нужно будет заполнить следующие поля:

  • Кем является владелец ТС – физическим или юридическим лицом.
  • Тип транспорта.
  • Данные о мощности двигателя.
  • Уточнить временные рамки эксплуатации ТС.
  • Рассчитать и вписать соответствующий коэффициент бонус-малус (КБМ), дающий скидку за безубыточное вождение в размере 5% в год.
  • Региональную принадлежность ТС.
  • Данные о количестве, возрасте и стаже каждого допущенного к управлению автомобилем водителя.

Возможность проверить КБМ , который на данный момент закреплен за вами, существует прямо здесь и сейчас. Просто нажав на ссылку . Но бываю ситуации когда по вине страховой компании, ошибки агента или сбоев в базе РСА значение КБМ обнуляется, а если быть точнее становится равно единице. Ознакомиться с наиболее вероятными причинами такой напасти вы можете в статье . Но вопрос, что же делать, если такое произойдет именно с вами, волнует каждого авто владельца. Кто-то обращается с запросом в РСА, а кто-то идет прямой наводкой в суд. О том более подробно вы можете узнать также на нашем сайте.

Необходимые документы при оформлении ОСАГО?

Приобрести подобную страховую защиту вы можете в любой страховой компании. Но совершая выбор страховщика, стоит обратить внимание на его известность и рейтинг. В последнее время стало очень популярным страховое мошенничество. возможно просто перейдя по ссылке.

Но, прежде чем получить на руки полис ОСАГО, вам следует пройти технический осмотр ТС. Некоторые нечистые на руку страховщики при оформлении полиса выдают уже заполненный талон ТО, беря за это дополнительную плату и утверждая, что необходимость прохождения ТО для вас уже не актуальна. можно у нас на сайте.

Список документов, требуемых страховой компанией при оформлении полиса ОСАГО для ФЛ и ЮЛ немного различается. Для физического лица будет достаточно паспорта, СТС ил ПТС, диагностической карты или талона ТО, водительских прав всех водителей, допущенных к управлению, и доверенности, в ситуации когда страховка приобретается не лично владельцем ТС. Список документов для ЮЛ дополняется доверенностью о праве представления интересов ЮЛ и свидетельством о регистрации ЮЛ. Также представитель юридического лица обязательно должен при себе иметь печать предприятия.

Начиная с 1 октября 2015 года у каждого авто владельца появилась возможность приобретать электронный полис ОСАГО , что значительно упрощает процедуру оформления и дает возможность это сделать без очередей и лишних нервов. Все действия производятся посредством сети интернет, после чего на электронную почту страхователя приходят все необходимые документы.

Но каким бы полис ОСАГО ни был, обычным или электронным, — первоначально это защита, приобретаемая страхователем по довольно приемлемой цене. Ведь причиненный ущерб, в случае если страховкой придется воспользоваться, может быть в десятки раз выше уплаченной стоимости.

– обязательное страхование автогражданской ответственности. Данный полис является подтверждением заключенного договора между автовладельцем и страховой компанией, согласно которому страховая обязуется возместить ущерб, нанесенный владельцем авто в результате ДТП где он будет признан виновным.

Согласно договору страхования, весь нанесенный ущерб и убытки, в пределах установленной суммы, третьим лицам – пострадавшим в аварии пассажирам или транспортному средству, возмещает страховая компания.

Однако самому владельцу транспортного средства, заключившего договор ОСАГО и являющегося виновником ДТП на возмещение собственных убытков рассчитывать не приходится. Для страхования своего автомобиля от повреждений или угона приобретается полис КАСКО .

Обязательно ли его иметь?

В соответствии с законодательством РФ, а именно с Федеральным законом «Об ОСАГО», наличие полиса автострахования ОСАГО является обязательным для всех автовладельцев. При покупке транспортного средства владелец обязан заключить договор ОСАГО, так как управление автомобилем без действующего полиса запрещено.

Максимальный срок после заключения договора купли-продажи транспортного средства, в течение которого водитель может управлять авто без договора страхования – 10 дней. В течение 10 дней владелец нового автомобиля обязан .

За вождение транспортного средства без страховки автовладельцу грозят . Необходимо всегда держать полис в автомобиле, так как водителям, управляющим транспортным средством без страховки, грозит штраф в размере 500 рублей, а тем, кто вообще отказался от приобретения полиса – 800 рублей.

Для чего он нужен?

Каждый автовладелец во время вождения в обязательном порядке должен иметь при себе действующий полис ОСАГО. Наличие данного полиса является гарантией возмещения ущерба, нанесенного транспортным средством, всем пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Причем возмещением убытков будет заниматься не лично владелец авто, признанный виноватым в аварии, а страховая компания, с которой заключен договор автострахования.

Именно введение обязательного страхования позволило упростить решение проблем, возникающих при попадании в ДТП, таких как компенсация убытков пострадавшим. Сумма выплат для компенсаций рассчитывается для каждого пострадавшего отдельно , с учетом вреда причиненного его здоровью либо исходя из повреждений его транспортного средства. При этом если транспортное средство уже имело повреждения, из страховой выплаты вычитается сумма износа запчастей. Подробнее о том, как оценивают ущерб по ОСАГО, мы рассказывали .

Важно! Наличие страхового полиса позволяет свести все спорные ситуации к минимуму, при этом ежемесячный страховой взнос намного меньше суммы компенсации, выплачиваемой пострадавшим.

Принцип действия страховки

Изначально по принятии Федерального закона «Об ОСАГО» потерпевшая сторона для получения компенсации должна была обращаться непосредственно в страховую компанию, заключившую договор с виновником аварии.

С недавних пор в законодательство было внесено несколько поправок, согласно которым если в ДТП не было нанесено вреда здоровью людей, а также при соблюдении некоторых других условий для получения компенсации можно обратиться напрямую к своему страховщику (особенности ).

Стоит помнить, что существует ограничение по сумме , то есть сумма страховки может не покрыть весь причиненный ущерб. В этом случае доплачивать сверх лимита придется самому виновнику ДТП.

При попадании в аварию необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола, в котором подробно описываются обстоятельства ДТП. После этого нанесенный ущерб оценивается независимыми специалистами. Более детально об особенностях оформления ДТП по ОСАГО можно узнать .

В некоторых случаях участники ДТП могут не обращаться к сотрудникам ГИБДД – применяется Европейский протокол . Для этого должны соблюдаться следующие условия:

  • сумма ущерба не должна превышать более 50 тысяч рублей;
  • участников ДТП должно быть не более 2-х;
  • участники должны самостоятельно прийти к общему решению относительно виновности одного из них.

В этом случае важно определить сумму нанесенного ущерба, ведь 50 тысяч рублей является максимальной суммой компенсации при данном виде регистрации дорожно-транспортного происшествия.

При задействовании Европейского протокола важно подтвердить факт совершения ДТП. Обстоятельства аварии должны быть записаны на камеру видеорегистратора или засняты на фото со всех ракурсов. При этом обязательно должны быть видны номера автомобилей, участвующих в ДТП, окружающих домов, а также светофоры и дорожные указатели.

Полис ОСАГО является гарантией того, что пострадавший в ДТП по вине водителя транспортного средства получит компенсацию причиненного ущерба в соответствии с законодательством. Полис ОСАГО должны в обязательном порядке иметь все владельцы авто , так как вождение без него запрещено.

Согласно статистике, предоставленной МВД, количество штрафов за эксплуатацию автомобиля без полиса ОСАГО выросло в 2017 году до 2,8 млн. Это на 40% больше, чем годом ранее. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), сейчас в России насчитывается более 3 млн автовладельцев без полиса.

Страховщики фиксируют рост числа таких водителей третий год подряд. В РСА считают, что штрафы за езду без полиса недостаточно высоки. Кроме того, объединение страховщиков настаивает на реализации проекта по взиманию штрафов за езду без ОСАГО с помощью камер видеонаблюдения. Это стремление выглядит попыткой преодолеть несостоятельность действующей системы ОСАГО, суть которой должна состоять в предоставлении качественного сервиса автомобилистам.

Явление того же порядка - законопроект, который внесли в Госдуму в январе 2018 года. Этот документ предлагает повысить штраф за отсутствие полиса с 800 до 5000 рублей. Однако повышение ответственности - борьба со следствием, а не с причиной.

Цена растет, качество - нет

За последние годы серьезно выросла стоимость страхового полиса для автомобилистов. В 2015 году цена ОСАГО увеличилась на 57% из-за повышения страховых тарифов. Это произошло параллельно с падением продаж полисов. Вместе с этим в 2015-2016 годах сократилась доступность полисов для населения: страховщики начали искусственно уменьшать доступность полисов в так называемых токсичных регионах. Сотрудники офисов страховых компаний ссылаются на отсутствие бланков полисов либо на технические проблемы при оформлении. Другая крайность - навязывание автолюбителем дополнительных услуг в виде страхования жизни или иного имущества.

В ответ на проблему недоступности полисов 10 июня 2016 года был принят закон, обязывающий страховые компании оформлять электронный ОСАГО через интернет. Закон вступил в силу 1 января 2017 года, но до настоящего момента нельзя назвать систему электронного ОСАГО исправно работающей. При попытках оформления полиса через интернет автовладелец может столкнуться с многочисленными «техническими проблемами», возникающими после того, как он внесет в форму довольно большое количество данных. Это отбивает всякое желание связываться с электронным ОСАГО в дальнейшем. Некоторые страховые компании при технических ошибках любезно сообщают автомобилисту о возможности приобрести полис при личном посещении офиса.

Параллельно с этим страховщики придумали так называемый «Агент РСА». Это система, позволяющая автомобилисту купить полис случайно выбранной страховой компании в «токсичном регионе» в специальном офисе РСА.

Тем не менее до настоящего момента проблема с доступностью полисов не решена. Владельцы автомобилей по-прежнему сообщают об отсутствии бланков полисов, о навязывании дополнительных страховок и услуг, что повышает и без того растущую цену полиса ОСАГО. Оформление ОСАГО через интернет вызывает непреодолимые трудности.

Конечно, страховые компании обязаны оформить полис каждому, кто к ним обратится. Однако помимо «технических проблем» и «отсутствия полисов» существуют вполне легальные способы отказать автомобилисту - даже при личном обращении в офис.

Согласно правилам ОСАГО, утвержденным Центробанком России, страховщик вправе при заключении договора произвести осмотр транспортного средства. Кроме того, страховщик обязан оформить полис в течение тридцати дней с момента получения заявления. При этом бланк такого заявления страховщик предоставляет автомобилисту по его требованию (если есть бланк). Указанного срока вполне достаточно, чтобы отбить желание у автомобилиста, не прошедшего внутреннюю сегрегацию в страховой компании, приобретать полис. Но даже по истечении этого срока страховая компания может не предоставить полис, а понуждение к заключению договора страхования в судебном порядке займет у автомобилиста не менее шести месяцев.

Кроме того, за эти временные потери автомобилист не получит по сути ничего, кроме полиса, - суды повсеместно взыскивают мизерные компенсации морального вреда и в десятки раз снижают компенсацию оплаты юридических услуг. Обращение в суд по этому основанию становится для автовладельцев совершенно невыгодным.

Охлаждение отношений

В ответ на навязывание страховщиками дополнительных услуг Банком России ввел так называемый «период охлаждения» - пятидневный срок, в течение которого страхователь вправе отказаться от страховки и вернуть деньги. С 1 января 2018 года указанный срок продлили до 14 дней. Частично это решило проблему с навязыванием дополнительных услуг, но не все страховые компании готовы возвращать деньги за страховку добровольно. Единственным выходом вновь остается суд - долгий, дорогой и невыгодный.

На стоимость полиса ОСАГО влияет и коэффициент «бонус-малус», который представляет собой систему скидок на страхование за безаварийную езду. Система расчета коэффициента запутанна и внутренне противоречива, поскольку привязывается и к фамилии человека, и к автомобилю. В результате любое изменение паспортных данных, водительского удостоверения или страхование автомобиля на неограниченное число лиц может полностью обнулить «бонус-малус» при новом обращении к страховщику.

Для исправления этой ошибки не обойтись без заявления в РСА или страховую компанию, а это неизбежно влечет за собой потери времени или денег. Перед человеком встает дилемма: либо страховаться за более высокую цену, либо отказаться от страхования вовсе.

Доверие к системе ОСАГО частично подорвали новые поправки в законодательство. Под эгидой борьбы с автоюристами 24 апреля 2017 вступили в силу поправки в закон об ОСАГО о безальтернативном ремонте («натуральное возмещение»). Теперь автовладелец не может потребовать выплату деньгами, если страховая компания сама этого не захочет. Вместо этого водителя направят на ремонт автомобиля.

При этом страхователь ограничен в праве выбора места проведения ремонта, поскольку круг сервисных центров определяется страховщиком. Если автомобиль старый, страховщику легче выплатить ущерб деньгами - во-первых, не каждый сервисный центр возьмется ремонтировать такой автомобиль, а во-вторых такой ремонт становится невыгоден самим страховщикам. При натуральном возмещении страховщик оплачивает стоимость ремонта без учета износа запчастей, который может составлять до 50% от их стоимости, а при выплате деньгами страховщик учитывает износ. Таким образом, страховая компания сама определяет, хочет ли она получить скидку до 50% от суммы страхового возмещения без учета мнения автовладельца.

Кроме того, оказалось, что ОСАГО по закону не покрывает полностью ответственность автовладельца. Речь идет не о том, что ответственность автовладельца страхуется на сумму до 400 000 рублей (все, что выше, он возмещает самостоятельно). 10 марта 2017 года Конституционный суд вынес постановление №6-П, в котором разъяснил, что в действительности по закону об ОСАГО страховая компания не выплачивает сумму износа (до 50% от суммы выплаты), однако от такой выплаты виновник ДТП не освобождается - он обязан компенсировать убытки пострадавшего в части износа самостоятельно, даже если вред составляет менее 400 000 рублей.

Таким образом, в указанной части ответственность виновника и вовсе оказывается незастрахованной. Получается, что в случае выплаты в виде «натурального возмещения» виновник аварии может получить иск от страховой компании о возмещении убытков, а в случае выплаты деньгами - иск от пострадавшего о выплате разницы между суммой, выплаченной страховой компанией, и реальным ущербом. Спрашивается, а что же мы страхуем по ОСАГО?

Повышение штрафов - не панацея для лечения падающего спроса. Нужно поворачивать систему ОСАГО лицом к автомобилистам, сделать сервис удобным, доступным и, главное, полезным, а не превращать ОСАГО в еще один налог для граждан, соблазн уйти от которого столь велик.