Комнатный аквариум как модель экосистемы. Практическая работа на тему "Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)" Описать аквариум как экосистему с указанием абиотических

Подготовила:

Мищенко Ольга Анатольевна

Учитель начальных классов

ГБОУ школы №106

г.Санкт-Петербурга

  • Аквариум - это экосистема. Ведь именно так мы называем сообщество животных и растений, существующее в определенных условиях.

  • Как и другие экосистемы, аквариум включает в себя несколько основных групп организмов, между которыми происходит непрерывный обмен веществ. Все подобные сообщества обладают определенным сходством.


ПРИЗНАКИ ЭКОСИСТЕМЫ

  • 1. Организмы экосистемы самодостаточны и могут существовать неограниченно долгое время, если условия остаются постоянными.

  • 2. В каждой экосистеме можно выделить следующие составляющие:

  • производители

  • потребители

  • разрушители


Аквариум, по сути, тоже является уменьшенной моделью гидро-экосистемы. Между аквариумом и природным водоемом, разумеется, существует множество различий, однако основные законы протекания всех процессов для них общие.

Особенности

  • При подборе обитателей домашнего водоёма, необходимо научиться следить за тем, чтобы физические особенности и жизненные потребности одних питомцев не наносили ущерб другим.

  • К примеру, нельзя совмещать в одном аквариуме одновременно и водные растения, и рыб, которые их поедают.

  • То же касается рыб и хищников, которые на них охотятся.

  • Кроме того, нельзя совмещать рыб с разными требованиями к среде обитания: освещению, температуре, составу воды.

  • Таким образом, важным условием продолжительного здоровья экосистемы является уравновешенный и разумный подбор обитателей аквариума по их функциональному назначению.


ГРУНТ КИСЛОРОД

  • Грунт – почва, образующая дно водоёма. Грунт нужен для того, чтобы в нём росли растения. Грунт не должен иметь острых кромок, о которые могут пораниться рыбы. Грунт – это крупный песок. Чтобы положить его в аквариум, его промывают от грязи. Лучше всего ещё и прокипятить. Потом ещё раз промывают под краном и засыпают на дно аквариума.


ОСВЕЩЕНИЕ

  • Аквариумные растения и рыбки нуждаются в правильном освещении . Свет, которым освещена комната, для них недостаточен. Вот почему для освещения аквариума используют люминесцентные лампы и лампы накаливания. Светильники с люминесцентными лампами более яркие и потребляют меньше электроэнергии.

  • При слабом освещении растения плохо растут, при слишком ярком - их угнетают водоросли.


ОБИТАТЕЛИ

    Живородящие рыбки. Это, пожалуй, самые распространенные питомцы аквариумистов, неприхотливые, разнообразные по форме и расцветкам, плодовитые. Мальки этих рыбок развиваются в организмах самок, появляясь на свет примерно через 30 дней. Новорожденные рыбешки тотчас после рождения могут питаться мелкими циклопами и умеют спасаться от врагов в зарослях растений. (Гуппи, Меченосцы)


ОБИТАТЕЛИ

  • Аквариумные растения - в основном выходцы из тропических и субтропических стран, приспособленные к температуре от 18 до 35° С. В наших природных водоемах практически нет растений, пригодных для домашнего аквариума.


    Растения в аквариуме выполняют различные функции необходимые как для рыб, так и для аквариума в целом. Живые растения в аквариуме - это прежде всего активный потребитель нежелательных в аквариуме органических веществ, таких как нитраты. При помощи растений в аквариуме устанавливается биологическое равновесие. Это источник кислорода для рыб, кроме того, многие виды рыб используют растения как укрытия и субстрат для нереста, например: скалярии, расборы и многие другие. Кроме того, хорошо растущие и развивающиеся растения - это несомненное украшение аквариума, придающее ему более естественный и привлекательный вид.



Вставь подходящие по смыслу слова

  • Мы узнали, что почва в аквариуме называется____________.

  • Источником кислорода для рыб являются ______________________________________________ _______________________________________________

  • Экосистема как совокупность живых организмов, сосуществующих в определенной среде обитания, взаимодействующих между собой путем обмена веществами и энергией, не смогла в полной мере удовлетворить потребности человека. Ибо не все организмы, по его представлению, полезны. Человек не хочет быть частью системы, он хочет управлять ею, стать вровень с законами природы, получать больше, чем должен энергии и пищи. Так, наряду с природной, а часто и вместо нее, появилась экосистема искусственная или созданная человеком. Ее основной задачей стало изменение видового состава в пользу растений и животных, максимально соответствующих требованиям человека. Со временем он стал менять и условия среды обитания, добавляя в нее те элементы, которые бы способствовали росту и развитию интересующих его живых организмов и соответственно угнетали не интересующие.

    Таким образом, характеризуется искусственная экосистема, получившая название агробиоценоз, повышенной урожайностью для растительного мира и продуктивностью для животного, тех сортов и видов, которые заранее определены человеком как приоритетные, культивируемые или культурные. С появлением технических возможностей влияния или управления абиотическими факторами, то есть окружающей средой, система получила более широкое понятие – агробиогеоценоза.

    Подвергшись такому активному влиянию, естественные экосистемы, претерпели существенные изменения и превратились в искусственные.

    Теперь они не обладают таким широким разнообразием видов, часто количество видов сокращено до минимума – одного или двух. Вследствие чего она перестала саморегулироваться, самовосстановливаться и быть устойчивой. Для того чтобы существовать, ей необходимо постоянное вмешательство человека.

    Растения и животные, которым созданы идеальные или оптимальные условия для роста и количественного увеличения, самостоятельно питаться и выживать в борьбе с другими видами не могут. В настоящее время около 10% суши Земли занято агросистемами, на которых ежегодно выращивается до 2,5 млрд. тонн сельскохозяйственной продукции или 90% энергии. В то же время виды и сорта конкуренты угнетаются или уничтожаются, в целях обеспечения комфортных условий для искусственно выращиваемых. Нарушается пищевая или трофическая цепь, а это уже влечет исчезновение растений и животных, которые не являются конкурентами для культивируемых. Экосистема перестает быть системой как таковой и с первой оплошностью или недостаточным вниманием человека, погибает. Примеров тому достаточно.

    Для создания и поддержания агроценозов человек применяет определенный комплекс мер и мероприятий. Это: выведение сортов и видов с заранее установленными характеристиками, применение специально разработанных систем и продуктов питания, обработка почвы, ее мелиорация или орошение, внесение удобрений и подавляющих веществ.

    Примеры и история возникновения

    Как пример, искусственной экосистемы – огород, сад или приусадебный участок; животноводческая ферма; поле, отведенное для выращивания определенного сорта сельскохозяйственной культуры; озеро – для промышленного разведения рыбы и рукотворный водоем для содержания экзотических рыб, моллюсков, ракообразных, растений и животных. Последним является огромный океанариум или обычный домашний аквариум – маленькая искусственная экосистема.

    Моделирование экосистем в искусственном замкнутом водоеме занимается аквариумистика. У нее разные цели и направления – это научное изучение, выращивание культур и разведением живых организмов в коммерческих целях, декоративное и другие.

    Заниматься такой деятельностью люди стали с незапамятных времен. Первые бассейны со специально выведенными цветными рыбками были в Египте и Китае. Первые прообразы современных аквариумов появились в 1843 году. Их автором была Жанна Вильпре-Пауэр. Первый аквариум, в котором одновременно содержались рыбы и подводные растения появился в 1841 году.

    Основным направлением деятельности всех видов аквариумистики является селекция и выведение новых видов и сортов подводной флоры и фауны. Хотя сохранение и изучение их также имеет большое значение, особенно, в научном ее направлении. Конечно, есть еще коммерческая аквариумистика, основная цель которой – получение прибыли. Но и она способствует целям сохранения, изучения и селекции, хотя незаконная ее часть – браконьерство, имеет, несомненно, отрицательный характер.

    Виды и основные характеристики

    Экосистема аквариума или прозрачной емкости, заполненной водой и предназначенной для содержания живых организмов, формируется на основании нескольких условий, это объем сосуда и характеристика воды.

    По объему аквариумы подразделяют на: домашние – до 1 куб. м. воды и публичные, которые могут быть более 3000 куб. м. К последним, относится емкость в китайском парке развлечений города Чжухай. Ее объем 22,7 тыс. куб. м. Определенных требований к размерам емкости нет. При определении необходимого размера, исходят из природы обитания живых организмов, планируемых разместить в аквариуме. Особенность одна – чем больше объем аквариума, тем ближе созданная в нем экосистема к природной, а, значит, она более устойчива, может саморегулироваться и самоочищаться.

    Вторым критерием является характеристика воды. В связи с тем, что экосистема аквариума может состоять из любых видов водной флоры и фауны, то по месту жительства, они различаются на пресноводных и морских. Это могут быть: рыбы, растения, моллюски, ракообразные, рептилии, земноводные, кораллы и так далее.

    По составу воды создают экосистемы: пресноводные, солоноватые и морские. Первый вид подразделяется на псевдоморе, который не содержит растений и рыб, имеет жесткую воду и наполняется камнями и цихлидами, за счет чего и напоминает морские коралловые рифы; и голландский, заселяемый растениями. Второй, солоноватый, подразделяется на морской вид и мангровые заросли. Самый сложный в содержании – морской аквариум. Вода должна быть свежей и содержать большое количество морской соли. В емкости должны создаваться искусственные течения. Подразделяют этот вид на рыбный и рифовый.

    Емкости для аквариумов должны отвечать ряду требований. Они должны быть прочны и прозрачны. По конструкции они могут быть бескаркасные, каркасные и бесшовные.

    Для контроля абиотических факторов, хотя при условии искусственности их создания – по воле человека, скорее можно назвать антропогенными, экосистемы и обеспечения ее правильного функционирования применяют: аэраторы, фильтры, термометры и тому подобное.

    Объем емкости, техническое оборудование, состав воды и другое оснащение аквариума зависит от его назначения. Оно бывает декоративным и специальным.

    Флора и фауна

    Животный и растительный мир, формирующий в аквариуме маленькую искусственную экосистему, составляется по приоритетам и желаниям человека и задачами перед ним ставящимися.

    Рыбы наиболее распространенные обитатели аквариумов всех типов, видов и направлений. Их сортовое разнообразие достигает нескольких тысяч видов. Наиболее известны и популярны: харациновые, карповые, пецилиевые, лабиринтовые и сомовые. Из рептилий в аквариумах содержат водных черепах. Земноводных представляют аксолотли, шпорцевые лягушки и тритоны. Моллюски – это, конечно, улитки, но могут содержаться и перловицы. С развитием технологий и следуя моде, в настоящее время, в аквариумах все чаще можно встретить ракообразных. Таких как: флоридские красные и австралийские синие раки, а также креветок – Амано и вишневых.

    Каким бы ни был по величине огромный океанариум или комнатный аквариум – это маленькая искусственная экосистема, агроценоз, в котором ограниченное количество видов растений и животных, что не дает ему возможности самостоятельно существовать, обновляться, регулироваться, а, значит, он очень уязвим и подвержен гибели. Это же правило относится к любой искусственно созданной системе. Ее гибель полностью на совести того, кто ее создал.

    Видео — Экосистема аквариума





























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока: познакомить учащихся с понятием экосистема, компонентами экосистемы, классификациями экосистем, "профессиями" живых организмов, научить поддерживать экосистему аквариума, воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование: схемы цепей питания для водного и наземного пространств, схема взаимосвязи процессов в природе, опорные карточки с основными понятиями урока, схема аквариума, медиапроектор, презентация.

    Ход урока

    "О сколько нам открытий чудных
    Готовят просвещенья дух
    И опыт, сын ошибок трудных,
    И гений, парадоксов друг:"
    А.С.Пушкин (слайд № 2)

    Ребята! Я начала наш урок словами великого русского поэта А.С.Пушкина, чтобы пригласить Вас в увлекательное путешествие по нашей удивительной необъятной планете, изучая которую нам предстоит сделать множество открытий, узнать о её тайнах, законах, окунуться в мир неизведанного, методом проб и ошибок добраться до истины, до истоков мироздания.

    Вряд ли можно точно назвать число наук, изучающих Землю. Это и давно сложившиеся, и совсем молодые, появившиеся недавно.

    Первую попытку воссоздать величественную картину под названием "Земля" сделал австрийский геолог Эдуард Зюсс. В своей работе "Лик Земли" он впервые ввёл понятие земной оболочки - сферы. Атмосфера, гидросфера, литосфера - это оболочки Земли, которые проникают друг в друга и чёткие границы между ними провести невозможно.

    Позднее великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский дал определения земных оболочек. (слайд № 3)

    Владимир Иванович Вернадский

    Вспомните что такое атмосфера, гидросфера, литосфера и выполните задание № 1. (Приложение 1). Стрелочкой соедините понятие с соответствующим ему определением.

    А теперь давайте посмотрим, как определил эти понятия В.И.Вернадский.

    - Атмосфера - воздушная оболочка Земли, самая подвижная. Нижняя ее граница - поверхность воды и суши. Верхняя простирается на расстояние примерно 1300 км. (слайд № 4)

    - Гидросфера - водная оболочка Земли, охватывает океаны, моря, континентальные водоёмы, ледовые покровы. (слайд № 5)

    - Литосфера - верхняя твердая оболочка Земли, включающая земную кору. Сверху она ограничена атмосферой и гидросферой. Толщина литосферы оценивается по-разному: от 50 км до 200 км. (слайд № 6)

    Давая названия оболочкам, Э.Зюсс предложил и термин "биосфера". По мнению ученого биосфера представляет собой "сплошной покров из живого вещества".

    Биосфера охватывает часть атмосферы, верхнюю часть литосферы и гидросферу. (слайд № 7)

    Верхняя граница биосферы проходит на высоте приблизительно 20 км над поверхностью Земли, а нижняя - на 6-7-километровой глубине.

    Биосфера не только "покров из живого вещества", но и среда обитания миллионов видов живых существ, в том числе и человека.

    Что же объединяет живые существа, например, в лесу или на лугу - деревья, цветы, порхающих над ними бабочек?

    Приглядевшись, легко обнаружить, что гусеницы бабочек питаются листьями растений. Бабочкам и шмелям необходим нектар, который дают им цветы, а плоды с семенами у растений могут завязываться только после опыления цветов насекомыми. (схема № 1) (Приложение 2)

    Словом, в природе всё взаимосвязано.

    Целостный природный комплекс, включающий в себя живые организмы и неживые компоненты среды обитания, называется экосистемой. Это понятие ввёл английский учёный А.Тенсли. (слайд № 8)

    Примерами экосистем могут служить озеро, массив леса, участок пустыни, океан. (слайд № 9)

    К среде обитания относятся климат (температура, давление), воздух, вода, почва.

    Живые организмы, входящие в любую экосистему делятся на три группы: "кормильцы", "едоки", "мусорщики".

    - "Кормильцы" - живые организмы, которые сами могут создавать себе питание, которое затем могут использовать другие организмы. К ним относятся все растения и их называют "продуцентами". Основными продуцентами в океане, да и в любом водоеме является фитопланктон, т.е. микроскопические водоросли, плавающие в толще воды. На суше - это травы, кустарники и, конечно же, деревья.

    - "Едоки" - живые организмы, которые сами не могут создавать себе питание и потребляют вещество, запасенное растениями. Они носят название "консументы".

    - "Мусорщики" - живые организмы, питающиеся останками умерших растений и животных. Их называют "редуцентами". К редуцентам относятся грибы и бактерии, разрушающие мертвые стволы деревьев, личинки мух и жуков, питающиеся пометом животных, гиены и грифы, поедающие падаль. Редуценты убирают и перерабатывают горы отходов, превращая их в полезные продукты, которые опять используются организмами. (слайд № 10)

    Наш урок был посвящен аквариуму. Что же такое аквариум? В определении задания № 4 зачеркните ненужные понятия и дайте определение аквариуму.

    • Что входит в состав данной экосистемы? (живые организмы и среда обитания) Впишите в соответствующие клеточки.
    • Что относится к живым организмам? (растения, животные, микроорганизмы)
    • Впишите в соответствующие клеточки схемы.
    • Что относится к среде обитания? (вода, грунт, воздух, свет)
    • Впишите в схему.

    А теперь давайте посмотрим, какую красоту может создать человек, зная законы природы и с любовью к ней относящийся.

    Экосистема как совокупность живых организмов, сосуществующих в определенной среде обитания, взаимодействующих между собой путем обмена веществами и энергией, не смогла в полной мере удовлетворить потребности человека. Ибо не все организмы, по его представлению, полезны. Человек не хочет быть частью системы, он хочет управлять ею, стать вровень с законами природы, получать больше, чем должен энергии и пищи. Так, наряду с природной, а часто и вместо нее, появилась экосистема искусственная или созданная человеком. Ее основной задачей стало изменение видового состава в пользу растений и животных, максимально соответствующих требованиям человека. Со временем он стал менять и условия среды обитания, добавляя в нее те элементы, которые бы способствовали росту и развитию интересующих его живых организмов и соответственно угнетали не интересующие.

    Таким образом, характеризуется искусственная экосистема, получившая название агробиоценоз, повышенной урожайностью для растительного мира и продуктивностью для животного, тех сортов и видов, которые заранее определены человеком как приоритетные, культивируемые или культурные. С появлением технических возможностей влияния или управления абиотическими факторами, то есть окружающей средой, система получила более широкое понятие – агробиогеоценоза.

    Подвергшись такому активному влиянию, естественные экосистемы, претерпели существенные изменения и превратились в искусственные.

    Теперь они не обладают таким широким разнообразием видов, часто количество видов сокращено до минимума – одного или двух. Вследствие чего она перестала саморегулироваться, самовосстановливаться и быть устойчивой. Для того чтобы существовать, ей необходимо постоянное вмешательство человека.

    Растения и животные, которым созданы идеальные или оптимальные условия для роста и количественного увеличения, самостоятельно питаться и выживать в борьбе с другими видами не могут. В настоящее время около 10% суши Земли занято агросистемами, на которых ежегодно выращивается до 2,5 млрд. тонн сельскохозяйственной продукции или 90% энергии. В то же время виды и сорта конкуренты угнетаются или уничтожаются, в целях обеспечения комфортных условий для искусственно выращиваемых. Нарушается пищевая или трофическая цепь, а это уже влечет исчезновение растений и животных, которые не являются конкурентами для культивируемых. Экосистема перестает быть системой как таковой и с первой оплошностью или недостаточным вниманием человека, погибает. Примеров тому достаточно.

    Для создания и поддержания агроценозов человек применяет определенный комплекс мер и мероприятий. Это: выведение сортов и видов с заранее установленными характеристиками, применение специально разработанных систем и продуктов питания, обработка почвы, ее мелиорация или орошение, внесение удобрений и подавляющих веществ.

    Примеры и история возникновения

    Как пример, искусственной экосистемы – огород, сад или приусадебный участок; животноводческая ферма; поле, отведенное для выращивания определенного сорта сельскохозяйственной культуры; озеро – для промышленного разведения рыбы и рукотворный водоем для содержания экзотических рыб, моллюсков, ракообразных, растений и животных. Последним является огромный океанариум или обычный домашний аквариум – маленькая искусственная экосистема.

    Моделирование экосистем в искусственном замкнутом водоеме занимается аквариумистика. У нее разные цели и направления – это научное изучение, выращивание культур и разведением живых организмов в коммерческих целях, декоративное и другие.

    Заниматься такой деятельностью люди стали с незапамятных времен. Первые бассейны со специально выведенными цветными рыбками были в Египте и Китае. Первые прообразы современных аквариумов появились в 1843 году. Их автором была Жанна Вильпре-Пауэр. Первый аквариум, в котором одновременно содержались рыбы и подводные растения появился в 1841 году.

    Основным направлением деятельности всех видов аквариумистики является селекция и выведение новых видов и сортов подводной флоры и фауны. Хотя сохранение и изучение их также имеет большое значение, особенно, в научном ее направлении. Конечно, есть еще коммерческая аквариумистика, основная цель которой – получение прибыли. Но и она способствует целям сохранения, изучения и селекции, хотя незаконная ее часть – браконьерство, имеет, несомненно, отрицательный характер.

    Виды и основные характеристики

    Экосистема аквариума или прозрачной емкости, заполненной водой и предназначенной для содержания живых организмов, формируется на основании нескольких условий, это объем сосуда и характеристика воды.

    По объему аквариумы подразделяют на: домашние – до 1 куб. м. воды и публичные, которые могут быть более 3000 куб. м. К последним, относится емкость в китайском парке развлечений города Чжухай. Ее объем 22,7 тыс. куб. м. Определенных требований к размерам емкости нет. При определении необходимого размера, исходят из природы обитания живых организмов, планируемых разместить в аквариуме. Особенность одна – чем больше объем аквариума, тем ближе созданная в нем экосистема к природной, а, значит, она более устойчива, может саморегулироваться и самоочищаться.

    Вторым критерием является характеристика воды. В связи с тем, что экосистема аквариума может состоять из любых видов водной флоры и фауны, то по месту жительства, они различаются на пресноводных и морских. Это могут быть: рыбы, растения, моллюски, ракообразные, рептилии, земноводные, кораллы и так далее.

    По составу воды создают экосистемы: пресноводные, солоноватые и морские. Первый вид подразделяется на псевдоморе, который не содержит растений и рыб, имеет жесткую воду и наполняется камнями и цихлидами, за счет чего и напоминает морские коралловые рифы; и голландский, заселяемый растениями. Второй, солоноватый, подразделяется на морской вид и мангровые заросли. Самый сложный в содержании – морской аквариум. Вода должна быть свежей и содержать большое количество морской соли. В емкости должны создаваться искусственные течения. Подразделяют этот вид на рыбный и рифовый.

    Емкости для аквариумов должны отвечать ряду требований. Они должны быть прочны и прозрачны. По конструкции они могут быть бескаркасные, каркасные и бесшовные.

    Для контроля абиотических факторов, хотя при условии искусственности их создания – по воле человека, скорее можно назвать антропогенными, экосистемы и обеспечения ее правильного функционирования применяют: аэраторы, фильтры, термометры и тому подобное.

    Объем емкости, техническое оборудование, состав воды и другое оснащение аквариума зависит от его назначения. Оно бывает декоративным и специальным.

    Флора и фауна

    Животный и растительный мир, формирующий в аквариуме маленькую искусственную экосистему, составляется по приоритетам и желаниям человека и задачами перед ним ставящимися.

    Рыбы наиболее распространенные обитатели аквариумов всех типов, видов и направлений. Их сортовое разнообразие достигает нескольких тысяч видов. Наиболее известны и популярны: харациновые, карповые, пецилиевые, лабиринтовые и сомовые. Из рептилий в аквариумах содержат водных черепах. Земноводных представляют аксолотли, шпорцевые лягушки и тритоны. Моллюски – это, конечно, улитки, но могут содержаться и перловицы. С развитием технологий и следуя моде, в настоящее время, в аквариумах все чаще можно встретить ракообразных. Таких как: флоридские красные и австралийские синие раки, а также креветок – Амано и вишневых.

    Каким бы ни был по величине огромный океанариум или комнатный аквариум – это маленькая искусственная экосистема, агроценоз, в котором ограниченное количество видов растений и животных, что не дает ему возможности самостоятельно существовать, обновляться, регулироваться, а, значит, он очень уязвим и подвержен гибели. Это же правило относится к любой искусственно созданной системе. Ее гибель полностью на совести того, кто ее создал.

    Видео — Экосистема аквариума

    2.1 Аквариум как модель экосистемы: общая характеристика объектов

    Наиболее простое определение: аквариум -- это сосуд для содержания водных организмов. Не сразу выявлено понимание взаимосвязи между аквариумными растениями и животными. И появилось другое определение: аквариум -- емкость, в которой в водной среде содержатся животные и растения. Появились аквариумы со стеклянными стенками, с укорененными в грунте растениями, с дополнительным освещением, аэрированием воды, разнообразным видовым составом живых организмов.

    Наконец, пришло понимание, что аквариум можно рассматривать как искусственную модель водоема. Появилось определение: аквариум -- это прибор, представляющий действующую модель водоема, управляемую человеком. Такое определение аквариума наиболее научно. В то же время оно подчеркивает роль и значение человека, зависимость жизнедеятельности модели от знаний, опыта, внимания и ответственности того, кто ею управляет Полонский А. С. Рыбы в аквариумах и приусадебных водоёмах М. «ВНИРО» 1996 - С.42.

    Но и это не последнее из определений. Аквариум -- модель экосистемы. В аквариуме сосредоточены четыре характерных для водной экосистемы компонента: неживые, так называемые абиотические вещества (грунт, вода и т. д.) и три группы живых существ -- фотосинтезаторы (водоросли и высшие водные растения), потребители (животные всех видов, от инфузорий до рыб, растительноядные и хищные), наконец, разрушители (бактерии и грибы, существующие за счет мертвых тканей растений и животных; они перерабатывают ткани до простых веществ, пригодных для усвоения растениями). Кроме того, в аквариуме происходит круговорот веществ, подобный круговороту веществ в природе. Система аквариума, до известных пределов, обладает определенной устойчивостью, способностью восстанавливать нарушенное равновесие.

    Элективные курсы - это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Реализуются они за счет школьного компонента учебного плана. Как и любой другой вид учебной деятельности, курсы по выбору имеют свои особенности...

    Влияние наглядно-действенного мышления детей младшего дошкольного возраста на их взаимодействие со сверстниками

    Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее существенных свойствах и закономерных связях и отношениях...

    Возможности применения мультимедийных технологий в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждениях на занятиях по изобразительной деятельности

    Информационные технологии (ИТ, также -- информационно-коммуникационные технологии) -- процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; приёмы...

    Инструкционные карты по теме "Работа в векторном графическом редакторе CorelDRAW"

    Данная тема ориентирована на дисциплину "Компьютерная графика и моделирование". Отводится 12 часов на изучение темы. Данная дисциплина ориентирована на студентов педагогических вузов, по специальности профессиональное обучение (информатика...

    Исследование возможности наполнения темы "Элементы II группы периодической системы Д.И. Менделеева" прикладным и экологическим содержанием посредством проведения интегрированных уроков

    К щелочноземельным металлам относятся следующие элементы главной подгруппы II группы Периодической системы: кальций, стронций, барий и радий. Магний имеет ряд сходных со щелочными металлами свойств...

    Коррекционно–развивающая работа педагога над эмоциональным барьером общения с младшими школьниками, имеющими задержку психического развития

    Взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно - оценочного характера, есть общение . Общение характеризуется, прежде всего...

    Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности детей

    «Есть что-то удивительное в том, что как соединяются между собой развивающие ребёнка начала - игра, язык и песня. С полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх...

    Организация проектной деятельности в условиях ДОУ

    Наименование дошкольного учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного развития воспитанников №24 «Искорки» (МДОУ №24...

    Развитие эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР на занятиях изодеятельностью

    эмоциональный психический изотерапия дошкольник В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего...

    Разработка учебно-методического обеспечения по теме "Цветовые гармонии в натюрморте"

    Тема: «Цветовые гармонии в натюрморте» изучается в пятом семестре, на третьем курсе обучения. Общее количество часов, отведенных на изучение темы: 18 часов. Из общего количества часов на лекции уделяется 6 часов, на практическую работу 4 часа...

    Региональный рынок образования

    «Институт безопасности предпринимательства Алтайский край» был образован в январе 1999 года в целях содействия предпринимательской деятельности в вопросах обеспечения безопасности бизнеса в условиях рыночной экономики...

    Сетевая форма реализации образовательных программ