Как читать ребенку вслух? Улучшаем навыки чтения. Почему важно читать детям вслух? Что дает чтение вслух детям

Не успеваете читать вслух своим детям-школьникам? Вы не одиноки. Писательница и многодетная мама Юлия Кузнецова тоже иногда не успевает - и поэтому находит необычное время для чтения вслух, терпит во время чтения сына, стоящего на голове, и даже записывает свое чтение на диктофон - чтобы дети всегда могли послушать любимую книжку. Сейчас каникулы - может быть, попробовать один из способов чтения вслух, о которых рассказывает Юлия Кузнецова в своей книге "Расчитайка"?

Казалось бы, это очевидно: сначала читаем детям вслух, потом они читают сами. К сожалению, в наше время все меньше и меньше родителей уделяют внимание этому важному процессу.

Как-то я провела опрос среди родителей в классе, где учился один из моих детей, и выяснила, что вслух детям читают меньше 10% родителей. И это были родители первоклассников! Что же им мешает? Вот основные причины:

  • нет сил;
  • нет интереса;
  • нет времени.

Последнее оправдание звучит чаще всего, потому что редкий родитель признается, что ему неинтересно читать детские книги. Да и время действительно убегает очень быстро. Однако, как показывает практика, достаточно всего десяти минут в день, чтобы прочитать с ребенком целую главу из толстой книги. Если тратить на чтение вслух десять минут в день, то за месяц можно прочитать целый роман или большую приключенческую повесть! Важно делать это регулярно.

С утра, безусловно, трудно выкроить и десять минут. Зато, если вы проводите время с ребенком, можно читать перед дневным сном или после полдника. Читать можно и после вечерней прогулки (позаботьтесь заранее об ужине, чтобы не пришлось долго его готовить). Если в доме воцаряется тишина после ужина, то можно использовать и эту паузу, хотя многим людям проще следовать традиции читать детям на ночь.

Но обстоятельства бывают разными. Когда у нас появился третий ребенок, ближе к ночи я почти падала от усталости. Поэтому читала старшим днем после школы, пока их младший брат дремал на балконе.

Организуйте десять минут чтения вслух тогда, когда удобно именно вам - ребенок под вас подстроится. А вам очень важно знать, что в данный момент ничто не станет вас отвлекать.

Восхищаюсь людьми, которые "ждут часа вечернего чтения" и "расслабляются, когда читают детям вслух". Я жду не часа чтения, а мгновения, когда дети, в конце концов, заснут и перестанут требовать хлеба и зрелищ. Я жду, когда настанет тишина и я смогу дочитать "Сахарного ребенка" или досмотреть фильм "Искупление". Иногда я просто жду, когда можно будет лечь спать. Довольно часто, кстати.

Ставить детям ультиматумы: "Если не успеете улечься до 21:00, никакого чтения!" - у меня не получается. Сразу начинается: "Ну, ма-ам, ну, пожа-алуйста! Ну, мы о-очень хотим узнать, что там случилось на балу у Сдобной булочки".

Вот тебе раз! Весь день ругались, ссорились, делили добро, а тут хором "мы хотим узна-а-ать". И "Асино лето" Тамары Михеевой тащат в четыре руки. Ну что поделаешь с таким народом, как говорил Аркадий Гайдар.

В общем, глаза слипаются, ноги даже сидя подкашиваются, впереди куча домашних дел, но ты садишься и читаешь.

Но все же я люблю этот час. Как любят трудную, но очень благодарную работу. Мы ведь не только читаем - мы при этом общаемся с детьми. И как приятно, что они лежат, затаив дыхание, и слушают тебя, а не спорят, доказывая, что лук в супе - это отвратительно, а игрушки сами разбросались по комнате.

Чтение вслух: тонкости и подводные камни

Может ли ребенок перебивать родителя во время чтения, задавая вопросы? В нашей семье пять дней в неделю читаю я, а два вечера выходных - муж. Так вот, муж не разрешает перебивать себя, считая, что все вопросы можно задать потом. Я разрешаю, меня вопросы не сбивают. Так что все зависит от позиции взрослого, а не только ребенка.

Что делать, если ребенок вырывает книгу из рук, заставляет листать страницы и просит рассказывать, что изображено на картинках? Я думаю, можно идти за ребенком. Рассказывая, вы все равно опираетесь на текст. Получается что-то вроде сторителлинга. В данном случае важнее поддержать интерес ребенка к книге, чем настаивать на том, что нужно прочесть все, что написано на странице. Увлекательное чтение - это не произнесение вслух напечатанных слов, это рождение образов.

Бывают ли дети, которые не любят, чтобы им читали вслух? Наверное, да. Точнее, бывают дети, которым трудно дается восприятие текста на слух. Но по своему опыту могу сказать, что это качество можно развить. Моя дочь с пяти месяцев замирала, когда ей начинали читать; в полгода "Бременские музыканты" были ее любимой аудиосказкой. Сын таким аудиалом не родился, он ближе к кинестетикам - ему все необходимо опробовать на ощупь. На слух он не воспринимал даже предупреждения об опасности.

Гриша, крапива! Гриша! Крапива! Крапива - не трогай! Гриша!

А-а-ай! Мама-а! Что это было?!

Крапива, Гриша... Крапива...

Это был трудный момент. Слушать он мог, только стоя на голове. Иногда падал - на наши с дочкой головы. Машу это выводило из себя, поскольку он выдергивал ее из некоторого зачарованного транса, в который погружается человек, слушающий историю.

Но постепенно Гриша стоял на голове все увереннее и почти не падал, а это позволяло ему слушать истории дольше. И в какой-то момент он тоже провалился в этот транс.

Так же было с аудиосказками в машине. Он очень сопротивлялся им. Но мы включали, когда он засыпал, потихоньку, подбирали знакомые истории в новом оформлении, и ребенок втянулся.

Так что могу заявить: если вы читаете с увлечением, с удовольствием, всегда найдутся любители послушать. Важно не настаивать, чтобы эти любители обязательно сидели вокруг вас или смотрели на картинки. Пусть они возятся на ковре, что-то мастерят, лежат с закрытыми глазами. Ваш голос и то, что вы читаете, все равно достигает маленьких ушей и сердец.

  • после обеда - перед дневным сном;
  • после прогулки;
  • пока варится ужин;
  • утром в субботу или воскресенье - в кровати, когда не нужно никуда спешить;
  • в очереди в поликлинику;
  • в транспорте;
  • на пляже.
Запишите свои варианты.

Чтение вслух можно сравнить с пением колыбельных и потешек. Ни маме, ни папе необязательно обладать музыкальным слухом и красивым голосом, чтобы порадовать ребенка песней в своем исполнении. Так и в чтении: каким бы голосом, с какой бы скоростью вы ни читали, ребенку все в радость.

Однако если вы хотите, чтобы текст сказки звучал красиво, существуют некоторые рекомендации, как можно этого добиться:

  • Проговаривайте слова четко, не глотайте окончания.
  • Следите за скоростью чтения. Замедляйте темп. Чтение никогда не будет "слишком медленным".
  • Обязательно делайте паузы. Небольшие - между предложениями, подлиннее - между абзацами. Именно медленное чтение и паузы дают возможность ребенку, особенно маленькому, вникнуть в то, что вы читаете.
  • Не стесняйтесь добавить в текст выразительности. Рычите за волка, рыдайте за принцессу. Ребенок с благодарностью воспримет любые ваши проявления актерства. Ведь для него это означает, что вы включились в игру.
  • Объяснять или нет непонятные слова - решайте сами. Чтобы убедиться, понял ли вас ребенок, можно не спрашивать об этом, а сделать чуть длиннее паузу и посмотреть на маленького слушателя. Если он увлечен, то не стоит ничего разъяснять. Иногда я сама добавляю в текст маленькое объяснение или слово-синоним. Например: "Он насупился, то есть надулся".

Очень многому родителей могут научить аудиосказки. Когда мои дети слушают диски со сказками в машине, я обращаю внимание на интонацию, паузы, произнесение слов и потом стараюсь копировать хорошее чтение. Особенно мне нравится, как работают с текстом актеры старой школы - Ирина Муравьева, Леонид Куравлев и другие. Они внимательны и нежны со словом, как с новорожденным цыпленком, которого протягивают слушателям, чтобы полюбоваться вместе. Пусть поначалу вам покажется, что ваш стиль - подражательный. Это нормально, ведь вы только учитесь!

Что делать с повторами?

У каждого ребенка есть любимая книга, которую он готов слушать по многу раз. А вот хочет ли родитель читать сто раз одно и то же? В фильме "Младенец на прогулке, или Ползком от гангстеров" полуторагодовалый малыш выбирает книгу, но даже стонет: "Только не эту, пожалуйста! Мы ведь читали ее уже много раз!".

Да, мы купили самый обычный диктофон. Я включила его, когда начала читать дочери вслух книгу про ежика. Книга Маше очень понравилась, и она попросила перечитать все сначала. Однако моего внимания уже требовали котлеты, которые горели на плите, белье, достиранное в машинке, и младший сын, который помогал мне, пытаясь открыть дверцу "стиралки" половником.

Я протянула Маше диктофон. Послышался мой голос. Мне не понравилось, как он звучал. А Маше - наоборот.

Она прослушала сказку в моем исполнении еще раз. Потом попросила фломастеры и принялась рисовать. Тоже под сказку. За обедом она попросила разрешения есть суп и слушать. Я не отказала. (Я не призываю развлекать детей во время еды. Я просто делюсь своим опытом.)

Подрос Гриша и тоже попросил себе диктофон. Ему купили. Как он был рад! На самом деле вовсе не обязательно покупать специальное устройство, чтобы попробовать, будет ли ребенок слушать сказки в записи. В наше время даже в самых простых моделях телефона есть диктофоны.

Как эти диктофоны выручают нас в любых поездках и гостях! И начитать можно все что угодно. Мои дети слушают все подряд - и художественную литературу, и научно-популярную.

Запишите сказку на диктофон. Это должна быть уже знакомая ребенку сказка, лучше - самая любимая. Предложите послушать. Только выберите, пожалуйста, момент, когда ребенок не голоден, не хочет спать и не капризничает. Иначе все новое, требующее концентрации, может быть воспринято отрицательно.

Слушающий сказку ребенок никогда не думает о том, что ему читают слова из букв. Он видит образы, они трогают его сердце, они запоминаются, живут внутри него, подталкивают его к различным видам творчества. Например, ребенку хочется нарисовать или вылепить из пластилина полюбившегося героя.

Однако несмотря на то, что буквы кажутся ему в момент чтения неважными, мозг все-таки фиксирует: чтобы образы ожили, нужно держать книгу в руках, нужно учиться разбирать все эти странные закорючки. Так, как это делают мама, папа или бабушка.

Именно в этот момент у ребенка появляется желание научиться читать самому.

Если вы редко читаете ребенку вслух, то пора это срочно исправлять! Ведь это не только возможность провести время с малышом, но и отличный способ развить его интеллект. В нашей стране всего 60% родителей регулярно читают детям. Кому-то это кажется пережитком прошлого, кто-то слишком занят… Да и зачем читать, если можно включить сказку на планшете? И все же пора взять в руки книгу!

Вместо развивающих занятий

Интересный эксперимент провели в одной из бостонских школ. Каждую неделю к шестиклассникам из экспериментального класса приходил человек и читал им вслух. Уже через год успеваемость в классе повысилась, через два — показатели увеличились в несколько раз, а через три — ученики получили высокие баллы по литературе. Калифорнийские ученые подтверждают: дети, которым читают вслух, развиваются быстрее и успешнее сверстников, которым не читают.

Чтение развивает речь ребенка, учит использованию развернутых предложений, расширяет словарный запас. По статистике, в детских книгах на 50% больше редких слов, чем в телевизионных передачах! Поэтому перекладывать ответственность за развитие ребенка на мультфильмы и развивающие передачи уж точно не стоит.

К тому же ученые доказали: детский мозг гораздо лучше усваивает речь, обращенную именно к нему, чем звук из телевизора или радио. А в младшем возрасте речь, звучащая с экрана, и вовсе расценивается ребенком как фоновый шум.

Кроме того, чтение вслух тренирует память и логическое мышление. Ребенок учится чувствовать ритм произведения, запоминает героев, пытается предугадать события. Психологи уверены, что совместное чтение важно для психологического развития ребенка. Когда родители читают детям вслух, малыши чувствуют себя защищенно и спокойно.

Включить воображение

Ученые из Калифорнии уверены, что чтение вслух принесет больше пользы, если обсуждать с ребенком прочитанное. Почему герой поступил так, а не иначе? Хороший это поступок или плохой? А что бы ты сделал на месте героя? Благодаря таким вопросам ребенок учится понимать свои собственные эмоции и контролировать их.

Чтение детской литературы формирует у детей представление о добре и зле, развивает милосердие, чуткость, а также снабжает «набором инструментов», которые можно применять в реальной жизни. Вместе с героями маленький читатель учится быть хорошим другом, разрешать конфликты, достигать целей.

Проявите актерские таланты

Читая детям сказки, вы переключаетесь с рабочих задач, снимаете стресс и развиваете свою собственную речь. Старайтесь читать внятно и не проглатывать окончания. Не торопитесь, но и не замедляйтесь. Не стесняйтесь проявлять свои актерские таланты: рычите за медведя и квакайте за лягушку, а реплики зайчика читайте тонким голосом.

Даже если ребенок отвлекается во время чтения — не страшно! Возможно, вы пока не нашли «ту самую» книгу. Пробуйте разные книги и жанры. Обратите внимание на книги-лабиринты, комиксы, детские журналы, виммельбухи.

При выборе книг учитывайте потребности возраста. Дети с двух до пяти лет предпочитают произведения в стихотворной форме и короткие рассказы. С шести до одиннадцати лет появляется желание познавать закономерности окружающего мира: для чтения можно выбрать детские энциклопедии. Также в этом возрасте просыпается любовь к длинным произведениям со сложным сюжетом.

Но не стоит дочитывать книгу, если у ребенка пропал к ней интерес. Отложите и вернитесь позже: вполне возможно, что малыш просто не дорос (или уже перерос) это произведение. Вспомните, как ваша мама читала вам на ночь любимую сказку. Такие теплые и светлые моменты детства складываются в картинку, которая согревает нас в течение всей жизни.Теперь ваша обязанность как родителей — оставить у своих детей такие же приятные воспоминания.

Чтение – самая лучшая тренировка для мозга, и специалисты рекомендуют читать детям еще тогда, когда они находятся в мамином животе. Книга не только помогает развивать в ребенке словарный запас, грамотность и мышление, она всегда несет с собой открытия, впечатления и новый мир. Поэтому родители стараются читать как можно больше маленьким детям, с радостью покупают им книжки и журналы.

Но как только ребенок научится сам читать, практика совместного чтения, как правило, отходит на второй план. На этот счет есть интересное исследование, которое доказывает, что чтение вслух родителями полезно для всех детей, независимо от возраста.

Все родители знают, что очень полезно читать вслух маленьким детям. Это помогает малышам развивать разговорный язык, узнавать буквы и слова, готовиться к детскому саду. Но не менее важно читать детям, когда они уже сами научились читать. Исследования показывают: если продолжать читать детям старше 5 лет (и даже более взрослым), это улучшает навыки чтения и слушания и результаты в учебе (а еще это просто отличное развлечение!).

В 2016 году в исследовании «Детское и семейное чтение» - национальном исследовании детей от 6 до 17 лет и их родителей, посвященном отношению к чтению, было выявлено следующее. 59% родителей читает детям с рождения до 5 лет, но только 38% читают с 5 до 8 лет, и лишь 17% родителей продолжают читать детям в возрасте от 9 до 11. При этом большинство детей в возрасте от 6 до 11 лет (и большинство родителей) говорят, что они любят чтение вслух. Всем нравятся хорошие истории, неважно, на бумаге они или в электронном виде.

Вот 10 основных аргументов в пользу чтения вслух старшим детям.

  1. Увеличивается словарный запас. Дети, которым читают вслух, встречают больше слов, чем в обычной разговорной речи, - и узнают, как распознавать и произносить их. Исследования показывают, что большой словарный запас серьезно влияет на школьные успехи.
  2. Улучшается понимание. Когда дети активно включены в историю, они глубже понимают происходящее. Следя за развитием сюжета, вы можете проверить, понимает ли ваш ребенок, что происходит. Спросите его, что будет дальше, что он думает о героях и их поступках.
  3. Отлично укрепляются связи между родителями и детьми. Минуты вместе и теплые воспоминания о том, как любимые родители читают интересные истории, могут вдохнуть любовь к чтению на всю жизнь.
  4. Именно так создаются лучшие примеры для подражания. Дети учатся через наблюдение и подражание. Чтение вслух помогает им услышать, как звучит язык. Вы можете быть примером того, как анализировать историю и как определять значение слов, используя подсказки контекста.
  5. Так улучшаются навыки аудирования. Чтение вслух воспитывает понимание богатства языка и помогает развить детский слух: ребенку будет легче понимать указания и инструкции школьных учителей. Известно, что уровень чтения ребенка не соответствует его навыкам аудирования примерно до восьмого класса.
  6. Это способ открыть для себя классику. В школе детей может отпугнуть непростой язык Шекспира или старомодные выражения Джейн Остин, но в уютной домашней обстановке вы способны оживить текст, читая реплики персонажей разными голосами и рассказывая об историческом контексте произведения.
  7. Чтение поможет обсудить с детьми сложные проблемы. Дети могут пропустить мимо ушей ваши наставления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Но когда вы читаете историю, герои которой сталкиваются с серьезными проблемами и отвечают за свои действия, - вот момент для разговора о сложных, злободневных ситуациях.
  8. Вы познакомите детей с разными жанрами. Чтение вслух дает родителям возможность продемонстрировать детям разные виды книг и историй, помочь разобраться, какие литературные направления им ближе. Читайте поэзию, сатиру, автобиографии и - мангу!
  9. Вы откроете дверь в мир интересов ваших детей. Читая о том, что любят дети, или выбирая жанры, которые по душе школьникам (научная фантастика, фэнтези, мистика, триллеры, графические новеллы, Майнкрафт, да что угодно!), вы получаете замечательную возможность разделить интересы своих чад, обсудить их, и оказываетесь на одном игровом поле с ними, на время слагая с себя роль учителя, знающего больше, чем они.
  10. Чтение вслух разжигает любопытство и жажду знаний. Нехудожественные книги - отличное чтение вслух! Для старших детей и подростков можно выбрать книги или статьи о текущих или недавних событиях и мировых проблемах. В этой области можно найти множество популярных историй, от которых захватывает дух не меньше, чем от самой увлекательной фантастики.

Перевод: Александра Матрусова

В этой статье представлено экспертное мнение о том, почему чтение вслух ребенку, независимо от его возраста, является чудодейственным средством формирования его любви к книгам на всю жизнь.

Существует ли связь между чтением вслух и хорошей успеваемостью в школе?

Доказано, что ребенок, который приходит в школу с большим словарным запасом, учится лучше, чем ребенок, словарный запас которого очень беден.

Почему так? Если подумать, в начальных классах школы почти все обучение проходит в устной форме. В детсадовском возрасте дети еще не умеют или только начинают читать, поэтому воспитатель постоянно разговаривает с ними, объясняя учебный материал. Это утверждение верно не только для чтения, но и для всех остальных предметов; учитель не просит детей открыть учебники и прочитать параграф № 3. Обучение проходит в устной форме, и у детей с большим словарным запасом появляется преимущество, потому что они понимают большую часть из того, что им преподается. Дети с маленьким словарным запасом с самого начала не понимают, что происходит, и, как правило, отстают в обучении, причем с течением времени все сильнее и сильнее.

Как ребенку сформировать большой словарный запас еще до начала учебы? Большой словарный запас чаще всего развивается у детей, с которыми много разговаривают и которым читают вслух. Если задуматься над этим, то можно прийти к выводу, что ребенок не может произносить слова, которые он прежде не слышал. Например, слово «мудреный». Ребенок не сможет выговорить это слово, если он не слышал его раньше. А для того чтобы запомнить это слово, ребенок, скорее всего, должен услышать его несколько раз. Это, конечно, не касается бранных слов. Когда ребенок слышит, как его родитель ругается, он запоминает все слова такого рода с первого же раза и с удовольствием повторяет их при любой возможности. Но большинство слов дети должны слышать несколько раз, поэтому важно, чтобы родители разговаривали с детьми и в их присутствии с самого раннего возраста, потому что именно так дети учат слова.

Итак, родители должны разговаривать со своими детьми, но чтение вслух тоже очень важно. Из какого источника дети могут черпать наибольшее количество незнакомых слов? В разговорах мы часто используем словесные сокращения, а не полные предложения. Но язык книг очень богат и ярок и используют полные предложения. Язык книг, газет и журналов более сложный, замысловатый. Ребенок, который слышит сложные слова, имеет гигантское преимущество над ребенком, который лишен такой возможности.

Чтение вслух также увеличивает продолжительность концентрации внимания ребенка. И, наконец, чтение вслух - это великолепная реклама самого процесса чтения. Когда вы читаете вслух, вы разжигаете интерес к чтению. Ребенок, которому родители читают, захочет научиться читать сам, так как захочет делать то, что делают его родители. Но если ребенок никогда не видит, как кто-то открывает книгу, у него вряд ли появится такое желание.

Родители часто говорят: «Мой ребенок учится в четвертом классе, и он уже давно умеет читать, почему я должен читать ему?». Специалисты отвечают на этот вопрос следующим образом: «Ваш ребенок может читать на уровне четвертого класса, но на каком уровне он слушает?».

Уровень чтения ребенка обычно ниже его уровня аудирования вплоть до восьмого класса. В частности, вы можете и должны читать книги седьмого класса пятикласснику. Как правило, сюжеты таких книг захватывают детей и мотивируют их читать. Пятикласснику может нравиться книга с более запутанным сюжетом, которую ему самому еще сложно одолеть. Чтение вслух действительно увлекает ребенка, потому что, когда вы читаете сюжетные книги, ребенок погружается в интереснейший мир печатного слова, в котором сюжеты сложные и серьезные, и ребенок готов с увлечением слушать и воспринимать их, даже если еще не умеет читать на соответствующем уровне.

Чтение вслух детям также является хорошим способом решать сложные вопросы. Например, вы можете сказать ребенку: «Я не хочу, чтобы ты общался с тем-то и тем-то», но эта нотация, вероятно, влетит ребенку в одно ухо и вылетит в другое. Однако если вы прочитаете книгу о мальчике, который попадает в неприятности из-за дурной компании, ваш ребенок будет напрямую переживать описанную ситуацию, и вы сможете поговорить с ним о ней. Вы можете задавать такие вопросы, как: «Как ты думаешь, мальчик сделал правильный выбор?», «Как ты думаешь, эта девочка была действительно его подругой?». Когда вы вместе обсуждаете книгу, это уже не нотация, это больше похоже на совместный просмотр записи игры тренером и игроками с целью определить, что было сделано правильно, а что пошло не так.

Книги, которые потрясают

Кто-то однажды сказал, что книги позволяют исследовать взрывоопасные ситуации, не опасаясь взрыва. Книги позволяют улучшать понимание людей за пределами собственного опыта и развивать чувство эмпатии . Ребенок из небогатой семьи, читая книги, может узнать, что есть дети, которым намного хуже, чем ему, есть дети, которые нуждаются даже в самом необходимом. Чем шире наш мир, тем больше мы понимаем и тем сильнее учимся сопереживать.

Еще одно преимущество чтения вслух: если сам родитель мало читал в детстве, чтение ребенку дает ему шанс вернуться в свое детство и прочитать те произведения, которые он не читал прежде. Многие родители, особенно отцы, часто говорят: «Ничего себе! Я в детстве не читал «Приключения Тома Сойера» и даже понятия не имел, как много я упустил!».

Нужно ли, чтобы учителя читали вслух детям даже в старших классах?

Да, потому что если вы прекращаете рекламу, останавливается торговля. Дети должны читать в школе, но такое чтение не пропагандирует этот процесс. Большую часть материала, который дети читают в соответствии со школьной программой, никто не стал бы читать ради удовольствия. И если все чтение связано только с учебой, у ученика развиваете отношение к чтению, как к третьесортному занятию, и ко времени окончания школы он будет ждать лишь момента, чтобы прекратить им заниматься. Он будет читать только в школе и для школы, но не в жизни и не для удовольствия. Конечно, дети должны прочитывать определенный объем учебного материала, но нельзя, чтобы они забывали, что существуют книги, которые заставляют смеяться, плакать и переживать всей душой.

Существует известное высказывание Филлис Терос о том, что старшие классы школы - это последняя остановка на дозаправку перед выездом на дорогу взрослой жизни, поэтому уроки, которые дети получают в старших классах школы, очень важны. Но в нынешних условиях тестирования на учителей оказывается настолько большое давление, что мало кто из них уделяет время чтению вслух. И это большая потеря. Стандартизированные тесты не имеют ничего общего с реальной жизнью, а это значит, что школы становятся оторванными от реальности. Проблемы, с которыми ежедневно сталкивается каждый взрослый человек, никак не связаны с тем, чему его учили в школе. Когда в жизни наступает кризисный момент или кто-то просит вас о помощи, ваша реакция по большей части связана с вашим чувством эмпатии и сострадания - опыт решения многовариантных тестов вам просто не пригодится.

Поэтому учителя разрываются между тем, что они считают правильным, и тем, что вынуждены делать. Если для детей чтение превращается в тяжелую, монотонную работу, то они стараются избегать его при любой возможности. Конечно, учителя очень заняты и им необходимо преподавать большое количество учебного материала, но даже если они будут посвящать всего лишь пять минут урока чтению для удовольствия, в конце года все эти собранные «пятиминутки» станут самыми яркими детскими воспоминаниями.

Стоит ли беспокоиться по поводу вездесущих электронных устройств и их влияния на чтение?

Электронные устройства вызывают привыкание. Вы нажимаете кнопку, и происходит волшебство - что может быть лучше? Так что дети легко подсаживаются на электронику.

Родители должны устанавливать ограничения , потому что дети не могут ограничивать сами себя. В слишком многих семьях часто бывает так, что один из родителей смотрит спортивный матч, другой делает покупки в Интернет-магазине, а ребенок сидит перед экраном компьютера, и вы не успеете оглянуться, как у малыша проходят годы без чтения,.. интеллектуальная ценность семьи просто исчезает. Мальчики играют в видео- и компьютерные игры больше, чем девочки, но девочки проводят много времени в социальных сетях и за обменом сообщениями. В среднем подросток проводит 90 минут в день за электронной перепиской, и это в среднем, что значит, что многие дети занимаются этим еще дольше.

Отвлеченное поколение

Мы вступаем в эпоху беспрецедентных изменений со времен изобретения печатного станка Гутенбергом; мир меняется быстрее, чем мы можем уследить. Сегодня дети носят в школу электронный планшет вместо 10 кг учебников. Ученик может найти учебник по любому предмету онлайн и перейти по ссылке, чтобы, например, посмотреть программу, посвященную Второй мировой войне.

Это хороший факт. А плохой заключается в том, что есть доказательства того, что мы не запоминаем информацию, считываемую с экрана, так же хорошо, как информацию из книг. И тем не менее люди находятся «в экране» постоянно. Мы воспитываем наиболее отвлеченное поколение в истории человечества. Чем больше отвлекающих факторов, тем хуже человек думает. Технологии экономят пространство, вес и время, но нет доказательств того, что они берегут детский ум, особенно если дети проводят все свое время перед экранами и не открывают книг. Поэтому от родителей зависит очень многое. Родители должны ограничивать время, проводимое детьми перед экраном, много читать им и развивать и пестовать любовь детей к книгам и чтению.

Оцените публикацию

Вконтакт

Современные родители задаются вопросом: так ли важно читать детям вслух? Может быть, достаточно включить ребенку на планшете хорошую сказку? Там и картинки интерактивные, и голос рассказчика приятный, и дикция заметно четче, чем у нас…

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать один немаловажный факт из психологии: родительский голос создает ситуацию личного обращения автора к малышу. Вы как бы «разворачиваете» голос автора в сторону ребенка. Личная обращенность, личное взаимодействие предопределяют саму возможность развития речи.

Помимо этого, существует еще как минимум 10 причин, почему мы должны читать своим детям вслух:

    Младенец слушает сказки, позже проявляет интерес к картинкам, затем к буквам, и, наконец, у него возникает желание научиться самому читать.

    Упражнения в чтении – мощнейший стимул для развития клеток головного мозга.

    Чтение напрямую связано с интеллектуальным развитием ребенка.

    Детские книги сегодня так написаны, что будут интересны даже взрослым.

    Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию. Дети будут благодарны за это в течение всей жизни.

    Книги способны прививать детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

    Чтение вслух - это еще и заветное для ребенка время, проведенное вместе с мамой и папой, бабушкой, дедушкой. Дети любят находиться вместе с взрослыми, когда те читают им книжки вслух! Малыши обожают сидеть при этом на руках у мамы или папы, посредством этой близости развивается тесная связь между ними.

    Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать

    До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать вас волшебником, создающим магию из слов.

    Чтение вслух способствует развитию внимания.

    Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

    Чтение пополняет словарный запас ребенка, который в свою очередь обогащает его знания о мире, предметах, явлениях.

    Развивается восприятие, например стихов, на слух.

    Книги учат сочувствию. Подробные описания душевных и телесных переживаний вызывают ответную реакцию юного читателя.

    Литература развивает образное мышление и воображение, поскольку в процессе чтения ребенок «переводит» литературное слово на свой внутренний экран. Научно доказана связь речи и мышления ребенка. Чем лучше ребенок говорит, тем яснее и логичнее он мыслит.

    Появляется любовь к прекрасному.

    Чтение вслух успокаивает ребенка. Иногда родители отмечают, что их кроха слишком активен, не может сконцентрироваться на книжке и охотнее смотрит телевизор. Возможно, вы еще не отыскали подходящую для вашего малыша книгу.

    Чтение вслух учит ребенка внимательно слушать. Не успеете оглянуться, как этот навык очень быстро пригодится ему в школе.

    Чтение помогает ребенку сосредоточиться на себе, побеседовать со своим внутренним «я».

Самая главная причина в следующем. Вспомните, как ваша мама или папа читали вам на ночь вашу любимую книгу. Такие порой обрывочные, но теплые и светлые моменты детства складываются в картинку, которая согревает нас в трудные минуты на протяжении всей жизни. Теперь наша обязанность как родителей - и у наших детей оставить такие же воспоминания, которые будут их защищать и согревать во взрослой жизни.