Экологическая викторина для детей подготовительной группы «Знатоки природы. Сценарий экологической игры-викторины для детей подготовительной к школе группы совместно со взрослыми «Знатоки природы Литературная викторина по экологии в детском саду

Дарья Марченко
Экологическая викторина для старших дошкольников «Знатоки природы»

Экологическая викторина для детей старших дошкольников

«Знатоки природы »

Задачи :

формировать навыки экологической культуры воспитанников;

расширять знания детей о лесе и его обитателях,

воспитывать бережное отношение и любовь к ним;

закреплять умение детей вести себя в природе ;

развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.

Ход викторины

Ведущая : Ребята, вы знаете, что для проведения викторины нам потребуется справедливое жюри : я предлагаю выбрать Старичка-лесовичка . За каждый правильный ответ он будут давать карточку с изображением ягодку (показывает : вот такую) . В конце викторины мы увидим результат . Итак, мы отправляемся в путешествие по лесу.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится :

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи :

Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)

1 остановка в нашем путешествии –«Грибы – ягоды»

Ведущая : Многие из вас, ребята, ходили в лес по ягоды, по грибы. А наш лес необычный, он волшебный - в нём растут загадки, а это ещё интереснее.

Какие же загадки «растут» в нашем лесу :

Очень дружные ребята,

У пенька живут. (опята) .

У березок, посмотри :

Здесь один, тут целых три! (подберезовик)

Белая панамка,

Бледная. (поганка)

Где хвоинок многовато,

Поджидают нас. (маслята) .

Под осиной гриб тот, дети,

В ярко-красненьком берете. (подосиновик)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (мухомор)

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой. (опята)

Вопросы викторины :

Ребята, а что вы можете сказать обо всех этих грибах, какие они? (Съедобные и ядовитые) .

Что значит – ядовитые? Назовите их. (Ответы детей)

Можно ли сбивать палками мухоморы? (Ответы детей)

Что значит – съедобные? Назовите их. (Ответы детей)

Ведущая : Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды. А что это за ягоды – отгадайте :

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (малина)

Красна, сладка, душиста

Растёт низко, к земле близко. (земляника)

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)

Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки,

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (черника)

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её пойди-ка :

Куст в колючках, будто ёж,-

Вот и назван … (ежевика)

В сенокос - горька,

А в мороз – сладка.

Что за ягодка? (калина)

Ведущая : Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете, посмотрите сколько «ягод» вы собрали за правильные ответы, давайте положим их в корзинку и отправимся дальше.

2 остановка в нашем путешествии - «Деревья – наши друзья»

Ведущая : Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины :

Вопросы викторины :

Как вы понимаете, что такое лес?

Какие деревья растут в наших лесах?

Зачем люди ходят в лес?

Как надо относиться к лесным обитателям?

Почему нельзя в лесу шуметь?

Сок какого дерева очень полезен людям?

Какую пользу приносит лес людям?

Прямо в небо рвутся, ввысь;

Ты внимательно всмотрись :

Не березы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки. (ели)

Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет :

Листья-звезды яркие,

Золотые, жаркие. (клен)

Не береза, не сосна

В тишине стоит она.

Но лишь ветер пробежит

Вся листва на ней дрожит. (осина)

Летом цветёт, зимой греет,

Настанет весна – потечёт слеза. (берёза)

Весной зеленела, летом загорела,

Осенью красные кораллы надела. (рябина)

Он качает пышной кроной,

Шелестит листвой зелёной.

Погляди, среди ветвей,

Сколько спеет желудей. (дуб)

Ведущая : А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.

«С какого дерева листок?»

Каждый ребенок вытаскивает из «Волшебного мешочка» листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы начисляются очки (ягодки) .

Ведущая : Молодцы, ребята, вы знаете не только названия деревьев нашего леса, но и знаете, как надо вести себя в лесу. Количество «ягод» - увеличилось, отправляем их в корзинку и отправляемся дальше.

3 остановка - «В гостях у птиц»

Ведущая : Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)

Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поёт, за правильный ответ – 1 очко (ягодка) : прослушивание записи пения птиц (Ответы детей : кукушка, дятел, соловей, филин и др.)

Вопросы викторины :

Какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие) .

Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей)

Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей)

А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (сорока)

Всё вертится, суетится,

Ей на месте не сидится,

Это бойкая (синица)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют,

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут. (снегирь)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (цапля)

Спереди шильце, сзади – вильце,

Сверху – чёрное суконце,

Снизу - белое полотенце. (ласточка)

Угадайте, что за птица,

Света яркого боится,

Клюв – крючком, глаза – пятачком

Ушастая голова, это (сова)

Ведущая : А сейчас, чтобы вы, ребята, немного отдохнули, давайте поиграем в игру «Совушка» .

Подвижная игра «Совушка»

В уголке группы - обруч. Это «гнездо совы» . В него становится ребёнок, который избран «совушкой» . Остальные дети - это «мотыльки» и «жучки» . Они становятся на другой стороне площадки. Середина площадки свободная.

На слова воспитателя : «День начинается, все просыпаются» - мотыльки и жучки начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают сок из цветов.

На слова воспитателя : «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в любой позе. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет : «День» . Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом избирают нового ведущего, игра начинается сначала.

Ведущая : Ребята, вы - молодцы, можете узнать птиц по голосу , за правильные ответы получайте ягодки-очки, собираем их в корзинку и отправимся дальше

4 остановка - «Звериное царство»

Ведущая : Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё - отгадайте :

Куцехвостик, длинноушка,

На пеньке ты как игрушка.

Лапки ты свои поджал.

От лисички убежал? (заяц)

На спине его иголки,

Удивительно как колки,

Их руками не возьмёшь,

Потому что это(ёж)

Я хозяин леса строгий,

Спать люблю зимой в берлоге.

И всю зиму напролёт

Сниться мне душистый мёд.

Страшно я могу реветь,

Кто же я, скажи?. (медведь)

Стройный, быстрый, рога ветвисты

Пасётся весь день, кто это?. (олень)

Юркий, маленький зверёк,

По деревьям прыг да скок. (белка)

Разбойник он серый, нет ему веры. (волк)

У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней? (лиса)

Вопросы викторины :

Как заяц готовится к зиме?

Где живёт белка?

У какого дикого животного есть рога и копыта?

Что такое «Красная книга» ?

Ведущая : Ребята, кто же прячется от нас в лесной глуши. Узнать нам поможет игра .

«Чьи следы?»

Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются ягодки - очки. (Ответы детей : лось, кабан, лиса, заяц и др.)

Ведущая : Но вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Кого же вы сегодня встретили в нашем путешествии. (ответы детей)

Ведущая : А кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям? (ответы детей)

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели,

Зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Охраняет - кто?.

Дети : Лесничий.

Ведущая : Да, ребята, лесничий (или егерь) главный человек в лесу.

В чём заключается работа лесника? (ответы детей)

Ведущая : Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе нашего края , и теперь настало время подвести итоги. Старичок -лесовичок готов подвести итоги нашей викторины . (Подсчет ягод-очков) .

Ведущая : Давайте положим все «ягодки» в коробочку, закроем её и я произнесу волшебные слова, которые мне сказал Старичок-лесовичок , а вы слушайте внимательно :

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.

Ваню – земляникой, Таню – костяникой,

Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой.

Что же это, ребята, за богатырь? (ЛЕС)

После волшебных слов открываем коробочку и смотрим, какой же подарок – сюрприз для вас приготовили ЛЕС и ЛЕСНИЧИЙ.

(открываем коробку – «ягоды-очки» превратились в БАНОЧКУ МАЛИНОВОГО ВАРЕНИЯ).

Ведущая : Вот так подарок – все наши ягоды превратились в варенье. Спасибо тебе, ЛЕС, за такое угощение.

Бесценна российского леса краса,

Зелёное золото наши леса.

Богатство лесов охраняй, карауль,

Внимательный, зоркий «зелёный патруль» !

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. (В. Берестов)

Игровая форма обучения знакома детям еще с детского сада, когда развивающие игры и конкурсы позволяют более успешно запоминать информацию. В старшем дошкольном возрасте помочь педагогу могут викторины. Так, экологическая викторина для старших дошкольников дает возможность в более доступной форме получить новые знания об окружающей обстановке. Материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Цель: способствовать формированию знаний о природе (животных, птицах, растениях, правилах поведения в природе), развитию, экологического мышления и творческого воображения, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности и на совместный опыт детей и взрослых.

Задачи:
Уточнять, расширять и закреплять знания детей о животных и растениях;
Развивать память, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать
Воспитывать познавательный интерес, чувство творчества, уважение к партнёрам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.

Ход викторины

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Мы начинаем викторину «Знатоки природы». Каждый должен знать правила нашей игры:

1.В процессе игры нельзя подсказывать друг другу.

2.Если кто-то не ответил на вопрос,ход переходит к следующему участнику.

3.За правильный ответ дается жетон (кружок)

4.Все участники, даже проигравшие, поощряются призами.

Игра проходит в три тура. Начнем отборочный тур.

Представляем членов жюри

Вы веселые ребята, и не будете скучать.

На вопросы викторины будем с вами отвечать!

Вы отвечайте дружно и здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба владычицей побед .

Отборочный тур.

Нам необходимо выбрать 9 участников, по 3 человека на каждый тур. Я буду задавать вопросы и загадки, а вы должны их отгадать. Отвечает тот, кто первым поднимет руку. Не забывайте правила игры.

Загадки для отборочного тура .

1.Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (Еж)

2.По горам, по долам ходит, шуба да кафтан. (Овца)

3.Кто в лесу зимой холодной, ходит очень злой, голодный?(Волк)

4.Маленькие ножки,

Боится кошки.

Живет в норке,

Любит корки. (Мышь)

5.Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.(Лиса)

6.Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает?(Зимой)

7. В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.(Крот)

8. Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!(Хомяк)

9. Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл.(Гриб)

Дополнительные загадки.

1.) Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.(Аквариум)

2. Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри.(Арбуз)

Правильно ответившие на загадки 9 детей садятся отдельно на стулья. Первый тур.

Ко мне подходят 3 человека, выигравшие отборочный тур.

Я прошу вас быть внимательными и находчивыми. За каждый правильный ответ я даю вам жетон. Не забывайте о правилах игры. Внимание, первый вопрос.

1.У какого животного есть иголки?(Еж, ехидна)

2.Кто в лесу спит зимой? (Еж, медведь, барсук)

3.В какое время года на деревьях распускаются листочки?(Весной)

4.Лев- дикое или домашнее животное? (Дикое)

5.Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью)

6.У какого животного есть рога и копыта? (У быка, коровы, козы, козла, барана, овцы, яка, оленя)

7.Какое животное можно назвать длинноухим? (Зайца, осла)

8.Какого цвета листья на деревьях осенью? (Желтого, красного)

9.Чем выделяется береза среди других деревьев? (Цветом ствола)

Дополнительные вопросы.

1.Что случится с пчелкой, после того как она ужалит?(Умирает)

2.Зачем белке длинный пушистый хвост?(Помогает прыгать с ветки на ветку)

3.От чего зимой гибнет много лесных животных? (От голода)

Психологический этюд с психологом

Второй тур

К столам приглашаю трех участников нашей викторины.

Игра «Четвертый Лишний»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать; развивать связную речь, внимание, самоконтроль;

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»
Наборы карточек

Заяц, ёж, лиса, шмель;

Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

Кузнечик, божья коровка, воробей,

Пчела, стрекоза, енот,

Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

Лягушка, комар, жук, бабочка;

Стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Пока ребята выполняют задание около столов педагог –психолог Елена Анатольевна проведет психологический этюд со зрителями .

Дополнительные вопросы для знатоков.

1.Кого называют санитарами леса? (Муравьев, птиц)

2. Ласточка остаётся зимовать или нет?(нет)

3. Какие животные спят зимой?((Медведь, барсук, еж.)

Вопрос зрителям

Кто скажет мне, под каким кустом во время дождя сидит заяц?(Под мокрым)

Ко мне подходят оставшиеся три человека, выигравшие отборочный тур. Будьте внимательными, вспомните правило- кто первый поднимет руку, тот и отвечает на мой вопрос. За правильный ответ я даю вам жетон.

1.Каких зимующих птиц у нас вы знаете? (Воробьи, вороны, галки, сороки, голуби, дятлы, синицы)

2.У какого дерева иголки, как у ежа? (У сосны)

3.Как заяц готовится к зиме? (Меняет цвет шубки)

4.У кого это бывает?

Дел у меня не мало,

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю

Белю поля, дома,

Зовут меня…(Зима)

5.Где живет белка? (На дереве в дупле)

6.Назови овощи, которые живут в огороде?

7.Какое дерево зимой и летом остается зеленым?(Ель, сосна)

8.Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник)

Дополнительные вопросы.

1.Названия каких животных состоит из двух букв?(Як, еж, уж)

2.Когда это бывает?

Я соткана из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю

«Купайтесь»-приглашаю

И любите за это

Вы все меня, я …..(Лето)

Ребята, в финал нашей игры вышли три знатока .

Подвижная игра «Караси и щука»

Половина играющих становятся в круг. Это пруд, а дети – камешки в нем. Один человек вне круга-щука. Остальные-караси. Они плавают,бегают внутри круга. В пруду. По сигналу «Щука»- щука быстро выплывает, в пруд, поймать карасей. Караси прячутся за камешки (За детьми).Щука ловит тех карасей, кто не успел спрятаться за камешек и уводит их к себе в дом. Игра проводится 2-3 раза, после чего подсчитывается число пойманных карасей. Затем назначается новая щука.

Финальная игра

Приглашаются участники, выигравшие в предыдущих турах. На столе лежат картинки. С помощью их дети должны отгадать загадку: показать картинку.

1.Сердитый недотрога живет в глуши лесной:

Иголок очень много,а нитки-ни одной.(Еж)

2.Хожу в пушистой шубе, живу в глухом лесу,

В дупле на старом дубе орешки я грызу.(Белка)

3.Он высокий и пятнистый, с длинной-длинной шеей

И питается листьями с деревьев.(Жираф)

4.Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается.(Кошка)

5.Посмотри-ка,какая вся горит как золотая,

Ходит в шубе дорогой, хвост пушистый, дорогой.(Лиса)

6.заплелись густые травы, закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога.(Баран)

7.Зимой спит, летом ульи ворошит (Медведь)


Итоговая викторина о природе для старших дошкольников

«Природа вокруг нас!»

Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей по экологии;
формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру; воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;
закрепить умение работать в команде.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически
мыслить, правильно формируя выводы.
Речевые: развивать связную речь и активный словарь.
Демонстрационный материал: картинки с изображением животных, деревьев, медали, эмблемы командам, мяч, песочные часы.
Методические приёмы : игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, подведение итогов.

Воспитатель: Дорогие ребята, гости, приглашаю вас на викторину о природе. «Здесь знает каждый, ты и я, Природу обижать нельзя!»

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашего родного города Канаша. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки - повсюду вас окружают загадки и таинства природы.

Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа вокруг нас». В викторине примут участие две команды.
Первая команда - «Ёжики», вторая команда - «Листочки».
Дорогие участники сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но вы же у нас умники и умницы, и мы верим что вы справитесь, а болельщики вам помогут.
Их мы тоже разделим на две команды. Первая команда помогает «Ёжикам», а вторая «Листочкам». За каждый дополнительный ответ, балл получает команда, за которую они будут болеть.

Я узнал, что у меня есть огромная страна

И тропинка и лесок, в поле каждый колосок

Речка, небо — голубое - это всё моё родное

Всех люблю на свете я

Это Родина моя!

Итак, готовы? Тогда начнём!
1 Конкурс «Разминка» : Представляет собой блиц опрос. За одну минуту (песочные часы) нужно ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы для команды «Листочки»:

. Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)

Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
. Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
. Сколько ног у паука? (восемь)
. Какая птица лечит деревья? (дятел)
. У какого дерева белый ствол? (у березы)

Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
. Назовите детенышей курицы (цыплята)
Вопросы для команды «Ёжики»:

На каком дереве растут желуди? (на дубе)

Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (птицы)
. Как назвать детеныша коровы? (теленок)
. У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
. Сколько ног у жука? (шесть)
. У какой птицы красная грудка? (у снегиря) . Кабан - дикое или домашнее животное? (дикое)
. Когда земляника поспевает? (летом)

Дополнительные вопросы (для болельщиков):
. Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
. Кто в лесу плетет паутину? (паук)
. Что такое зеленый покров Земли? (трава)
. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

Разминку для ума сделали, а теперь давайте сделаем разминку для тела, выходите на физкультминутку (песня-игра «У оленя дом большой»).

2 конкурс «Кто лишний?».

На доске картинки с изображениями для первой команды: берёза, ива, дуб, тополь, клён и сосна, а для второй команды: кабан, лиса, волк, заяц, медведь и собака. Дети должны выбрать лишнюю картинку и объяснить.
Наши команды- Mолодцы!
Все на свете знают и для них сейчас игра «Угадай мелодию».
Дети отгадывают песню («Жил-был у бабушки серенький козлик", «Кузнечик» и поют её как «Хор лягушек»).
Как замечательно наши команды пели, какие они музыкальные, теперь
проверим какие они сообразительные.
Игра с болельщиками «Я начну, а ты продолжи»:
- У дуба желуди, а у сосны…(шишки)
- Береза кудрявая, а сосна…(колючая)
- У рябины листочки, а у сосны…(иголки)
- Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)
- Осина зимой стоит без листьев, а сосна…(в иголках)
- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)
Итак, объявляю следующий конкурс: «Загадки о природе». Нужно не только загадать загадки команде противника, но и отгадать их (детям заранее раздаются загадки, которые они загадывают команде противника).
1: Припрятала орешки
И сушит сыроежки-
Зимой в её дупле Что хочешь на столе.(белка)
2: Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.(лиса)
3: Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?(волк)
4: Носит на макушке-
Длинные ушки,
Шубку на зиму меняет,
Кто зверька такого знает?(заяц)
5: Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья- белобока,
А зовут её …(сорока).
6: Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой.(дятел)
7: Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло-
Спать летит в дупло.(сова)
8: Я на ёлке на суку
Счёт веду: «Ку-ку, ку-ку».(кукушка)
Игра с мячом для болельщиков: «Назови быстро»
Белобокая птица. (Сорока)
Какое растение может нас обжечь? (Крапива)

Новогоднее дерево. (Елка)
Время года, когда просыпается природа. (Весна)
Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)
Дикий родственник свиньи. (Кабан)
Как называется жилище медведя? (Берлога)
Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
Красногрудая птица. (Снегирь)
Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)
Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер)

Вот наша викторина подошла к концу, и мы просим наших уважаемых гостей подвести итоги нашей экологической викторины

(Награждение медалями.Победила дружба.)
Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок терпению

Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду

Снег нас учит чистоте. Солнце учит доброте

И при всей огромности обучает скромности

Нас деревья всех пород как большой лесной народ

Учит крепкой дружбе!

А нашим уважаемым взрослым мы хотим сказать:
Перефразируя писателя известного,
Мы говорим на сердце руку положа,
Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа,
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
А в завершение нашей викторины давайте станцуем и споём песенку

« Почемучки»

Почемучки, почемучки,
Любознательный народ!
Почемучка, почемучка
Всем вопросы задает:
Почему на небе солнце?
почему вокруг трава
Почему дельфин не тонет?
И зачем быку рога?

Припев:
И зачем, и зачем, и зачем быку рога? (2 раза)

Почемучкам, почемучкам
Интересно все узнать,
Почемучки, почемучки
за рукав всех теребят
Почему в пустыне жарко?
А на севере - мороз?
Почему у кошки лапы?
И зачем мартышке хвост?

Припев:
И зачем, и зачем, и зачем мартышке хвост? (2 раза_

Почемучкам, почемучкам
Нелегко на свете жить.
Почемучкам, почемучкам
Надо все успеть спросить:
Почему шумят деревья?
Почему журчит вода?
Почему девчонки плачут?
А мальчишки никогда?

Зеленцова Оксана Владимировна
Учебное заведение: МБДОУ "Тотемский детский сад №7 "Солнышко"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-10 Экологическая викторина для детей старшего возраста “Знатоки природы” Зеленцова Оксана Владимировна МБДОУ "Тотемский детский сад №7 "Солнышко" С помощью игровых заданий и вопросов проверялись знания детей о лесе и его обитателях,

Экологическая викторина для детей старшего возраста “Знатоки природы”

Цель: Совершенствование навыков экологической культуры воспитанников;

Задачи :

Расширять знания детей о лесе и его обитателях,

Закреплять умение детей вести себя в природе ;

Развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.

Воспитывать бережное отношение и любовь к ним;

Материалы: Буквы (ПРИРОДА), мяч, картинка (Старичок-лесовичок), жетоны, коробочка, медальки, мольберт.

Предварительная работа: чтение энциклопедий, наблюдения, отгадывание загадок, кроссвордов, рассматривание иллюстраций в альбомах, книгах, просмотр презентаций.

Ход игры- викторины.

Ведущая : Ребята сегодня я предлагаю вам показать свои умения и знания, а поможет нам в этом игра- викторина. И сейчас настала пора отгадать тему нашей викторины. Её вы узнаете, ответив на мои вопросы, первую букву каждого ответа мы с вами будем крепить на доску и в конце получим слово.
1. Ярко-красные томаты
На кустах ведут дозор.
Приготовим мы салаты,
Скажем: «Вкусный …!» (Помидор)
2. Солнце светит, дождик льется

Луч сияет золотой

Через речку брошен мостик

Семицветный расписной. (Радуга)
3. Ранним утром во дворе

Лёд улёгся на траве.

И весь луг стал светло-синий.

Серебром сверкает … (Иней)
4. Мокрая тётка бежит по земле –
Радость великая всей детворе.
Люди от зноя в ней летом спасаются,
Зимой на коньках и салазках катаются. (Река)
5. Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка. (Одуванчик) .
6. Кто всю ночь по крыше бьет,

да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает. (Дождь)
7. Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту.

За лягушками к болоту. (Аист)

Молодцы, ребята справились с заданием. Ключевое слово у нас получилось – ПРИРОДА .

И мы начинаем игру-викторину «Знатоки природы».

Каждый должен знать правила нашей игры:

1. Выслушать вопрос, задание до конца.

1.В процессе игры нельзя подсказывать друг другу.

2.Если кто-то не ответил на вопрос, отвечает следующий участник.

3.За правильный ответ дается жетон (кружок)

Вы веселые ребята, и не будете скучать.

На вопросы викторины будем с вами отвечать!

Вы отвечайте дружно и здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба владычицей побед.


Оценивать ваши знания будет наш гость из леса Старичок-лесовичок . За каждый правильный ответ он будут давать жетон. В конце игры- викторины мы увидим результат .

Итак, начинаем! Все готовы!

РАЗМИНКА «Назови быстро»
Белобокая птица. (Сорока)
Какое растение может нас обжечь? (Крапива)

Новогоднее дерево. (Елка)
Время года, когда просыпается природа. (Весна)
Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)
Как называется жилище медведя? (Берлога)
Красногрудая птица. (Снегирь)
Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)
Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер)

Вопросы викторины :

1. Как вы понимаете, что такое лес?

2. Какие деревья растут в наших лесах?

3. Зачем люди ходят в лес?

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­4. Что значит – съедобные? Назовите их.

5. Что значит – ядовитые? Назовите их.

6. Как надо относиться к лесным обитателям?

7. Почему нельзя в лесу шуметь?

8. Сок какого дерева очень полезен людям?

9. Какую пользу приносит лес людям?

Игра с мячом «Я начну, а ты продолжи»:
– У дуба желуди, а у сосны…(шишки)
– Береза кудрявая, а сосна…(колючая)
– У рябины листочки, а у сосны…(иголки)
– Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)
– Осина зимой стоит без листьев, а сосна…(в иголках)
– На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)

10. Какие бывают птицы?

11. Что значит – перелётные? Назовите их.

12. Что значит – зимующие? Назовите их.

13. А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой?

14. Как заяц готовится к зиме?

15. Где живёт белка?

16. У какого дикого животного есть рога и копыта?

17. Что такое «Красная книга» ?

Ведущая : Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе нашего края , и теперь настало время подвести итоги.

Старичок -лесовичок готов подвести итоги нашей викторины . (Подсчет жетончиков) .

Ведущая : Давайте положим все жетончики в коробочку, закроем её и я произнесу волшебные слова, которые мне сказал Старичок-лесовичок , а вы слушайте внимательно :

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.

Ваню – земляникой, Таню – костяникой,

Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой.

Что же это, ребята, за богатырь? (ЛЕС)

После волшебных слов открываем коробочку и смотрим, какой же подарок – сюрприз для вас приготовили ЛЕС и Старичок –лесовичок.

Ведущая : Вот так подарок – все наши жетончики превратились в медальки. Спасибо тебе, Лесовичок!

Бесценна российского леса краса,

Зелёное золото наши леса.

Богатство лесов охраняй, карауль,

Внимательный, зоркий «зелёный патруль» !

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. (В. Берестов)

Просмотреть свитедельство о публикации


, . .

Светлана Концевая

Цель:

Закрепить знания детей о живой природе.

Задачи:

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

Развивать логическое мышление детей.

Вырабатывать умение быстро находить ответ.

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Материалы:

Объекты живой и неживой природы.

Карточки с заданиями.

Наглядный материал с изображением объектов живой и неживой природы (звери, времена года, явления природы).

Жетоны за правильные ответы.

Эмблемы для команд.

Игрушка рукавичка Старичок-Лесовичок.

Музыкальный центр с аудио записями звуков природы.

Предварительная работа:

Заучивание пословиц о временах года.

Работа с календарем природы.

Чтение сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», рассказов Ю. Д. Дмитриева «Лесные загадки».

Загадывание загадок о животных, временах года, явлениях природы.

Прослушивание аудио записей со звуками природы.

Ход О. Д

Приветствие.

Воспитатель: Здравствуйте гости.

Мы расскажем вам о том,

Как мы весело живем.

День с зарядки начинаем.

Упражненья выполняем

Всех приветствуем с утра:

«С добрым утром!»

За день много успеваем:

Весело поем, играем.

На занятиях всегда

У нас серьезная игра.

Воспитатель. Ребята, да у нас еще один гость посмотрите? Кто же это ребята?

Дети. Старичок-Лесовичок.

Воспитатель. Правильно ребята. Но что привело тебя Старичек-Лесовичек к нам, почему ты покинул свой сказочный лес. Воспитатель подставляет к уху игрушку Старичка-Лесовичка.

Ребята Старичок-Лесовичок пришел к нам, что бы узнать как хорошо мы знаем природу, как бережно мы к ней относимся. Старичок-Лесовичок приготовил для нас несколько конвертов с испытаниями. Что в них даже я не знаю. А Вам интересно узнать, что в них?

Дети . Да

Воспитатель . Ну что же, а что бы нам было интересней давайте разделимся на двекоманды – команда белочек и команда елочек. (Я развешиваю медальоны с изображением белочек и елочек, сажаю детей на стульчики). И так команды внимание, за правильный ответ команда получает жетон. Команда набравшая большее количество жетонов будет победителем нашей викторины. И так ребята, посмотрите какой красочный конверт, что же в нем находится?

Конверт № 1 «Подбери слово» (общие для двух команд, картинки выбирают дети).

1. Лес может быть густой, а может быть и ___ (редким).

2. Волк – зверь большой, а еж ___(маленький).

3. Весна бывает ранняя, а бывает ___(поздняя).

4. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины ___(горькие).

5. Лось могучий, т. е. ___(крупный, огромный). (задать вопрос какой)

6. Цветы сирени ароматные, т. е. ___(душистые).

Ответы детей. Вручение жетонов за правильные ответы (каждой команде по жетону).

Воспитатель. Молодцы ребята с первым испытанием мы с вами справились. Что же во втором конверте? Какой он красивый вот уж постарался Лесовичек.

Воспитатель . Ребята Старичек-Лесовичек очень доволен вашими ответами: «правда Старичек-Лесовичек»,- Посмотрите какой он довольный. Ребята, а у меня для вас есть загадка. Эта вода как камень тверда. Солнце припечёт- она потечёт. (Лед)

Растёт она вниз головой. Не летом растёт, а зимой. Но солнце её припечёт - Заплачет она и умрёт. (Сосулька) Показываю картинку с изображением льда, сосульки). Ребята а давайте вместе по лучше рассмотрим кусочки льда и проведем с вами опыты со льдом. (Оборудование : стакан (со льдом, стакан с холодной и горячей водой, картинки с изображением льда, листы бумаги разного цвета (серый, белый, голубой).

Опыт №1. «Определение цвета».

Ребята как вы думаете какого цвета лёд? (бесцветный)

Если дети называют: белый, голубой, серый показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под кусок льда картинку. Видно картинку? Значит лёд какой ребята - прозрачный. Молодцы.

Опыт №3. «Воздействие температуры».

Ребята посмотрите у меня два стаканчика, один с холодной водой, а второй с горячей. (Пригласить детей потрогать стаканы с водой и кусочки льда). Как вы думаете кусочек льда утонет в воде или нет?. Опустим кусочки льда в стаканчик с холодной и горячей водой. Смотрите, кусочек льда не тонет. Как вы думаете, что произойдет со льдом. (ответы детей) А как вы думаете в какой воде лед растает быстрей (ответы детей) Правильно, под действием тепла лёд превратится в воду.

Вывод:

Давайте теперь объединим всё, что мы узнали про лед. Какой он? (ответы детей -бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду).

Как из воды получить лёд? (Ответы). Давайте отставим стаканчики на окно и вернемся к ним попозже.

Воспитатель. А нас с вами ждет уже следующий конверт с испытанием №2 «Разрезные картинки». (делаем на столах по командам).

Воспитатель . Молодцы ребята очень красивые картинки у вас получились. Каждая команда получает по жетону.

А у нас следующий конверт с испытанием № 3 «Ответь на вопросы» (по командам, переворачиваю картинки обратной стороной и прошу каждого взять по картинки).

(вопрос, посмотрите у кого картинка с ответом)

Общие для двух команд:

1. У кого из животных есть иголки? (Еж, дикообраз, ехидна).

2. Кто в лесу всю зиму спит? (медведь, барсук, еж).

3. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (Весной)

4. Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое)

5. Когда собирают урожай с полей и огородов (Осенью)

6. У какого домашнего животного есть рога и копыта? (Бык, корова, коза, баран, овца, конь, свинья).

7. Какое животное можно назвать длинноухим? (Заяц, осел)

8. Чем выделяется береза среди других деревьев? (Цветом ствола)


Физкультминутка

Мы слепили снежный ком.

Воспитатель . Ну что же и с этим испытанием мы справились, но я вижу еще один красивый конверт, ребята как вы думаете, что в нем.

Дети озвучивают ответы и получают жетоны за правильные варианты ответа.

Воспитатель . Молодцы ребята, где хорошо живется этим птичкам которых мы слушали (в лесу, а вы ребята знаете правила посещения леса? Чего нельзя делать в лесу?

Испытанием №5 «Составить правила посещения леса».

Ребята выберите по одной картинке и расскажите что на ней изображено.

Ответы детей. Получение жетонов (каждой команде по жетону).

Воспитатель: Давайте посчитаем сколько жетонов получила команда белочек-, а сколько команда елочек-. (На сколько больше на сколько меньше). Команда набравшая большее количество жетонов получает диплом «Знатока природы», а вторая команда получает диплом «Любителя природы».

Ребята, какие вы молодцы, так хорошо рассказали о правилах посещения леса. Старичок-Лесовичок очень рад нашим ответам, сколько интересных испытаний он для нас придумал, давайте и мы с делаем для него подарок «Снеговика» пусть он будет его помощником в его сказочном лесу. (Подготовить детали снеговика на лист формата А4- 12 деталей). Ребята возьмите по одной детальке и расположите ее на листе. Из каких деталей состоит наш Снеговик? Ну вот,ребята, какой чудный Снеговик у нас получился мы его обязательно доделаем после нашей прогулки. Давайте попрощаемся с нашими гостями.


Воспитатель: Ребята скажите Вам понравилась наша викторина? Сложные были вопросы? А что понравилось больше всего?А какие задания вам показались сложными? А что нового вы узнали.

Ответы детей.