Церковь захария и елизаветы. Церковь во имя святых Захария и Елизаветы Кавалергардского полка

). Архитектурный облик этого необычного здания сочетает в себе элементы псевдоготического и романского стилей. По своему назначению - церковь не только культовое сооружение, но и четко различимый с моря ориентир для проходящих вдоль побережья кораблей.

Это и культурный центр Тарханкута, здесь долгое время работала одна из первых церковно-приходских школ в Западном Крыму.

Архитектура

Христианский храм святых и праведных Захария и Елисаветы, построенный в 1838 году, своим созданием обязан генерал-губернатору Новороссийского края, хозяину Ак-Мечетской экономии Михаилу Семеновичу Воронцову. Автором проекта был архитектор Торричелли.

Здание храма, выстроенное в псевдоготическом стиле, распространенном в Европе в XVIII - первой половине XIX века, привлекало внимание оригинальностью архитектуры и служило ориентиром кораблям, подплывающим к Ак-Мечетской бухте. Путешественники с удовольствием осматривали и посещали «обыкновенный дом со стрельчатыми окнами, с пристроенной к нему четырехугольной башней, на которой осьмиугольный пирамидный шпиль высотой 120 футов».

Церковь построена с необычной колокольней - по типу английских соборов времен Вильяма Шекспира. В оформлении окон и дверей встречаются элементы романской архитектуры (полукруглые арки в оконных и дверных проемах). Здание абсолютно не похоже на привычные верующим православные храмы: нет ни позолоченных куполов, ни богатых порталов, сложные наличники окон заменены скромной резьбой по камню, для украшения использованы витражи, а высокая колокольня с полукруглым шпилем напоминает башню древних резиденций феодалов. Местные жители привыкли к необычной архитектуре церковного здания. А вот приезжие высказывают искреннее удивление, когда узнают, что это оригинальное строение первой половины XIX века - православный храм.

Строился храм в период распространения в Европе и России «псевдоготического» стиля, возрождавшего архитектурные формы и декоративные мотивы средневековой готики. М. С. Воронцов был сыном российского посланника в Англии, долгое время жил в Лондоне, питал пристрастие к западной культуре, поэтому им был заказан именно такой проект.

История

После включения в 1783 году Крыма в состав Российской империи и заселения выходцами из России и Украины опустевших в результате эмиграции крымских татар территорий, необходимость строительства православного храма стала очевидной.

Надо отдать должное умелым и предприимчивым хозяевам тарханкутских имений, которые смогли обустроить этот далекий уголок Крыма не только экономически, но и позаботились о духовности переселенцев.

Вот и стоит сегодня в посёлке Черноморском, ранее называемом Ак-Мечетью, христианская церковь как символ новой эпохи в Крыму, эпохи Екатерины II, Потемкина, Долгорукого и Суворова, Ушакова и Кутузова.

В 30-х годах XIX столетия М. С. Воронцов переселил на Тарханкут крестьян из России и, чтобы закрепить христианское население, в 1838 году построил церковь «каменную с красивою оградою» и освященную во имя святых и праведных Захария и Елисаветы.

«Идущему к Ак-Мечети от запада прежде покажется на восточном мысе Карантин, со стенами, спускающимися к морю, потом рыбный завод, здания на набережной… В тылу прибрежных зданий готическая церковь с высокой колокольнею, за ней слобода. По мере приближения к Ак-Мечетской бухте, церковь с колокольней будет видна над восточным мысом…», - упоминает о храме святых и праведных Захария и Елисаветы Лоция Черного моря за 1851 год.

Здесь же сказано, что колокольня видна за 16 или 17 миль наподобие минарета (1 миля равна 1852 метра).

Архивные данные сообщают о дате постройки церкви - 1838 год. Об этом также упоминает Гермоген, Епископ Псковский, бывший Таврический и Симферопольский в книге «Таврическая епархия».

Иконостас в Ак-Мечетском храме был одноярусным, особой роскошью не отличался, ветхий, как указывалось в более поздних церковных документах. Престол в храме один во имя святых и праведных Захария и Елисаветы, почитаемых 5 сентября. Притч на основании Указа Священного Синода от 1 марта 1865 года за №3 должен был состоять из священника и псаломщика.

Значительную поддержку церкви оказывали помещики граф М. С. Воронцов и В. С. Попов, направлявшие из своих экономии на её содержание по 100 руб. в год.

Имена святых, в честь которых освящен храм, не были случайными. По Библейскому преданию, святые и праведные Захарий и его супруга Елисавета почитались в христианской церкви как прародители Иоанна Крестителя.

Жену графа Воронцова звали Елизаветой Ксаверьевной (урожденная Браницкая). Умная, обаятельная, образованная, она пользовалась признательностью и уважением окружающих. В неё был самозабвенно влюблен А. С. Пушкин, ей он посвятил стихотворение «Сожженное письмо». До конца своих дней Александр Сергеевич носил перстень, подаренный ему Елизаветой Ксаверьевной. А она долгое время хранила письма поэта, перечитывая их и после трагической гибели поэта.

Религиозный праздник святых Захария и Елисаветы совпадал с днем рождения Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой.

Оставила свой след в истории церкви Крымская война 1853–1856 годов. В 1854 году при обстреле Ак-Мечети в колокольню церкви попало ядро. После заключения мира, Россия предъявила Турции длинный список понесенных убытков. Инцидент с Ак-Мечетской церковью был расценен как оскорбление святыни и вплоть до первой мировой войны турки аккуратно выплачивали за это ежегодную контрибуцию.

Епископ Гермоген сообщает, что в состав церковного прихода входило 5 деревень с русским населением: Ярылгач (населенный в 60-х годах XIX века), Кунан, Тарпанчи, Караджа, Тарханкутский маяк (ныне Межводное, Красносельское, Окуневка, Оленевка) и 11 деревень со смешанным населением - татарским и русским: Аблах-Аджак, Ак-Бат, Акульчук, Байки-ят, Келегах, Керлут, Комрат, Костителкой-чан, Сабанчи, Табулды-ас, Тереклы-ас. Прихожан - 2087 человек. Духовных лиц - 12. Кроме того, в приходе татар 3917 душ обоего пола и небольшое число евреев и армян-грегорианцев.

С 1885 года здесь работала церковно-приходская школа, в 1893–1894 учебном году в ней обучалось 25 мальчиков, 11 девочек. Учителями состояли Анна Андреевна Марьяненко, окончившая курс наук в Ставропольской Ольинской женской гимназии, и священник Кондрат Козицкий. Содержалась школа на средства, получаемые от Ак-Мечетской, графа Шувалова экономии - около 500 руб.

360 руб., от местной церкви 100 руб. и от попечительства 32 руб. Небезынтересно знать, что за свою работу учителя получали 300 руб., а священники - 120 руб.

В 1890–1900 годах местное земство строило ряд общественных зданий. Вместо двухгодичной церковно-приходской школы была построена земская, в которой учили арифметике, письму, чтению, гражданской и церковной грамоте и закону Божьему.

Октябрьская революция изменила ход исторического развития.

В условиях формирования атеистического мировоззрения начались гонения на священнослужителей и верующих, ликвидировались храмы.

В 1930 году церковь в Ак-Мечети была закрыта. В протоколе № 68 заседания Президиума ЦИК Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и военно-морских депутатов Крымской АССР это отражено следующим образом:

«Ввиду отказа верующих от пользования церковью и в следствие требования трудящихся церковь ликвидировать и использовать ее под клуб».

С 1930 года в помещении церкви открыли клуб, где демонстрировали кинофильмы и по вечерам устраивали танцы. В последующие годы церковное здание использовали не по назначению. С 1941 года по 1945 год в ней был склад. Но после Великой Отечественной войны вновь была открыта церковь. Во дворе жил настоятель церкви со своей семьей. Однако к 1958–1959 годам приход уменьшился, снова встал вопрос о нецелесообразности затрат на содержание церкви. Её закрыли. Часть икон была вывезена в Евпаторийскую церковь, часть разобрали по домам прихожане. А в 1981 году было принято решение о том, чтобы к бывшему зданию церкви был пристроен двухэтажный корпус детско-юношеской спортивной школы со спортзалом. Спортзалом стало и само здание церкви. В связи с этим оно было переоборудовано, внесены значительные изменения в его внешний облик. В конце 80-х годов XX века отношение к верующим изменилось. В 1990 году было принято решение о передаче «в ведение Русской Православной Церкви ранее закрытого православного храма во имя святых и праведных Захария и Елисаветы в пгт Черноморском…».

Прихожане, вернувшись в свой многострадальный храм, украсили его, как могли, принесли разобранные иконы. К сожалению, многие из них безвозвратно утрачены. Утраченный металлический крест в настоящее время заменён деревянным.

Церковь Захарии и Елизаветы – одна из многочисленных достопримечательностей города Тобольска, являющаяся памятником сибирского барокко. Храм располагается на открытом месте, хорошо просматриваясь со всех сторон.

В 1752 г. в Тобольске была построена первая деревянная Захарьевская церковь. Митрополит Сильвестр распорядился соорудить ее на участке земли, приобретенном крестьянином М. Мухиным у татар. В 1757 г. храм сгорел, а на его месте заложили новый каменный двухэтажный, с шестью престолами. Строительство церкви затянулось на 20 лет и закончилось только в 1776 г. Строительными работами руководил мастер А. Городничев.

Огромный двухэтажный храм с богатым разнообразным декором и торжественной монументальной композицией является лучшим образцом «сибирского барокко». Все его объемы - двухэтажный притвор с палатами, два придела с полукруглыми апсидами и четверик с пятигранной апсидой - слиты воедино, образуя тем самым плотный и весомый монолит. Два сферических свода, расположенные один на другом, составляют высокий ступенчатый купол церкви.

Из истории храма в советские годы известно совсем немного. Как и все другие храмы города, церковь Захарии и Елизаветы была осквернена, ее имущество разграблено новой властью, а само здание перешло во владение большевиков. Начиная с 1930 г. в здании храма были размещены мастерские артели инвалидов. После окончания войны и до 1959 г. здесь находился Тобольский горкомхоз. До мая 1960 г. второй этаж церкви занимали комнаты для жильцов. В дальнейшем было принято решение передать церковь с баланса Тобольского горкомхоза на баланс Тобольской мебельной фабрики.

И только в середине 90-х гг. один из самых красивых храмов города Тобольска в разрушенном состоянии передали во введение Тобольско-Тюменской епархии, которая и занялась ее реставрацией. Из всех икон церкви наиболее известной стала икона «Всех скорбящих радость».

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Церковь Захария и Елизаветы - памятник сибирского барокко , возведённый в 1758-76 гг. в городе Тобольске .

Описание

Церковь строилась в период с 1758 по 1776 год каменных дел мастером Андреем Городничевым по проекту, присланному из Санкт-Петербурга . Главы собора были позолочены «через огонь» на средства тобольского купца Неволина. В церкви было 6 престолов. К приходу относились 1670

дворов и 6 деревень в левобережье.

В планировочной структуре нижнего города церковь занимала главенствующее место. Расположенная на Базарной площади, она вместе с Богородицкой церковью и другими зданиями формировала торгово-административный центр города Тобольска . По своему объёмно-планировочному построению, декоративной пластике фасадов церковь не имеет себе равной в культовых постройках города. Также, как и Воскресенская церковь в Томске, построена в редком стиле сибирского барокко .

Огромная двухэтажная церковь с торжественной монументальной композицией и богатым разнообразным декором принадлежит к лучшим образцам «сибирского барокко». Все её объёмы - крупный четверик с пятигранной апсидой, два придела с полукруглыми апсидами, двухэтажный притвор с палатами - слиты воедино, образуя плотный, весомый монолит. Впечатлению слитности способствуют срезанные верхние углы четверика, украшенные пышными картушами с круглыми люнетами. Благодаря этому четверик органично, скульптурно переходит в сложное купольное завершение.

Два сферических свода, поставленные один на другой, образуют высокий ступенчатый купол храма, несущий световой барабан с главкой. Постаменты угловых глав трактованы наподобие декоративных фиал. Динамичная пластика венчающих форм, круглые окна, прорезающие фронтоны-картуши, наличники с характерными «рваными» очельями, тройные декоративные кронштейны над пилястрами первого этажа, многопрофилированные карнизы создают сложный декоративный образ. Этот эффект усиливают дважды раскрепованные (уступами) межоконные и угловые пилястры, сглаживающие прямые углы.

Летняя церковь отличается высотой и взлетом своего пространства, обилием света, выразительной пластикой свода, раскрытого люкарнами. Иконостасы, утварь утрачены.

Галерея

    ZakhariusElizabeth-church Tobolsk.JPG

    Главный фасад церкви

    ZakhariusElizabeth-church4 Tobolsk.JPG

    Вид церкви со стороны пристани

    ZakhariusElizabeth-church2 Tobolsk.JPG

    Церковь Захария и Елизаветы. Конец XIX века.

Напишите отзыв о статье "Церковь Захария и Елизаветы (Тобольск)"

Литература

  • В.А. Силантьев. Архитектурное наследие Тюменской области. Тюмень 2008. с 130.

Отрывок, характеризующий Церковь Захария и Елизаветы (Тобольск)

Как бы мне ни хотелось прислушаться к разумному голосу логики, мой непослушный мозг верил, что, несмотря на то, что Вэя видимо совершенно точно знала, о чём говорила, я всё же добьюсь своего, и найду раньше, чем мне было обещано, тех людей (или существ), которые должны были мне помочь избавиться от какой-то там моей непонятной «медвежьей спячки». Сперва я решила опять попробовать выйти за пределы Земли, и посмотреть, кто там ко мне придёт... Ничего глупее, естественно, невозможно было придумать, но так как я упорно верила, что чего-то всё-таки добьюсь – приходилось снова с головой окунаться в новые, возможно даже очень опасные «эксперименты»...
Моя добрая Стелла в то время почему-то «гулять» почти перестала, и, непонятно почему, «хандрила» в своём красочном мире, не желая открыть мне настоящую причину своей грусти. Но мне всё-таки как-то удалось уговорить её на этот раз пойти со мной «прогуляться», заинтересовав опасностью планируемого мною приключения, и ещё тем, что одна я всё же ещё чуточку боялась пробовать такие, «далеко идущие», эксперименты.
Я предупредила бабушку, что иду пробовать что-то «очень серьёзное», на что она лишь спокойно кивнула головой и пожелала удачи (!)... Конечно же, это меня «до косточек» возмутило, но решив не показывать ей своей обиды, и надувшись, как рождественский индюк, я поклялась себе, что, чего бы мне это не стоило, а сегодня что-то да произойдёт!... Ну и конечно же – оно произошло... только не совсем то, чего я ожидала.
Стелла уже ждала меня, готовая на «самые страшные подвиги», и мы, дружно и собранно устремились «за предел»...
На этот раз у меня получилось намного проще, может быть потому, что это был уже не первый раз, а может ещё и потому, что был «открыт» тот же самый фиолетовый кристалл... Меня пулей вынесло за предел ментального уровня Земли, и вот тут-то я поняла, что чуточку перестаралась... Стелла, по общему договору, ждала на «рубеже», чтобы меня подстраховать, если увидит, что что-то пошло не так... Но «не так» пошло уже с самого начала, и там, где я в данный момент находилась, она, к моему великому сожалению, уже не могла меня достать.
Вокруг холодом ночи дышал чёрный, зловещий космос, о котором я мечтала столько лет, и который пугал теперь своей дикой, неповторимой тишиной... Я была совсем одна, без надёжной защиты своих «звёздных друзей», и без тёплой поддержки своей верной подружки Стеллы... И, несмотря на то, что я видела всё это уже не в первый раз, я вдруг почувствовала себя совсем маленькой и одинокой в этом незнакомом, окружающем меня мире далёких звёзд, которые здесь выглядели совсем не такими же дружелюбными и знакомыми, как с Земли, и меня понемногу стала предательски охватывать подленькая, трусливо пищащая от неприкрытого ужаса, паника... Но так как человечком я всё ещё была весьма и весьма упёртым, то решила, что нечего раскисать, и начала осматриваться, куда же это всё-таки меня занесло...
Я висела в чёрной, почти физически ощутимой пустоте, а вокруг лишь иногда мелькали какие-то «падающие звёзды», оставляя на миг ослепительные хвосты. И тут же, вроде бы, совсем рядом, мерцала голубым сиянием такая родная и знакомая Земля. Но она, к моему великому сожалению, только казалась близкой, а на самом деле была очень и очень далеко... И мне вдруг дико захотелось обратно!!!.. Уже не хотелось больше «геройски преодолевать» незнакомые препятствия, а просто очень захотелось вернуться домой, где всё было таким родным и привычным (к тёплым бабушкиным пирогам и любимым книгам!), а не висеть замороженной в каком то чёрном, холодном «безмирье», не зная, как из всего этого выбраться, да притом, желательно без каких-либо «ужасающих и непоправимых» последствий... Я попробовала представить единственное, что первое пришло в голову – фиолетовоглазую девочку Вэю. Почему-то не срабатывало – она не появлялась. Тогда попыталась развернуть её кристалл... И тут же, всё вокруг засверкало, засияло и закружилось в бешеном водовороте каких-то невиданных материй, я почувствовала будто меня резко, как большим пылесосом, куда-то втянуло, и тут же передо мной «развернулся» во всей красе уже знакомый, загадочный и прекрасный Вэйин мир.... Как я слишком поздно поняла – ключом в который и являлся мой открытый фиолетовый кристалл...

Самая красивая в Тобольске церковь - Захария и Елизаве­ты (другое название – Воскресенский храм), выстроена в стиле зрелого барокко на Базарной площа­ди. Идя по улице Кирова в сторону Иртыша и повернув налево на улицу Мира, сразу увидим ее высокий стройный силуэт. Находясь на открытом месте, она отовсюду хорошо просматривается и абсолютно доминирует среди прилегающей к пло­щади застройки. Это ее эффектное положение было удачно обыграно и при перепланировке города в конце XVIII в. - на вертикаль церкви ориентированы сходящиеся к площади улицы Мира и Хохрякова. В перспективе их уже издали виден стройный силуэт церкви. Высотный башнеобразный характер композиции подсказан был положением храма на берегу Иртыша между кремлевским ансамблем и Знаменским монас­тырем. Вместе с глубинно расположенной Богоявленской цер­ковью она «держала» на этом участке панораму нижнего го­рода, открывающуюся с реки. Эту свою роль памятник сохра­няет и поныне.

Захарьевскую церковь можно считать подлинным дивом тобольского барокко. Архитектура ее говорит нам о стилевой зрелости, да и по времени Захарьевская церковь более позд­няя. Заложена она была лишь в 1759 г., а завершена в 1776 г. Впечатляет особая торжественность ее композиции, пышный и разнообразный декор, эффектное «кудрявое» завершение верха с декоративным пятиглавием, сложный и вычурный си­луэт. Характер ее форм обнаруживает очевидное влияние европеизированного столичного барокко; по всей видимости, проект был прислан из Европейской России. Хотя известно, что исполнителем проекта был местный мастер Городничев.

Сто­личный почерк особенно чувствуется в «рваных» дуговых фронтонах, завершающих основной объем храма, превратившихся здесь в подобие пышных картушей. В более ослабленном варианте мотив дугового фронтона повторен в завершении алта­ря и трапезной, в основании колокольни и ее верха. И здесь мы встречаем круглые окна-люкарны, вставленные в дуговые фронтоны.

На примере этой церкви можно видеть, насколько эволюцио­нирует стиль в сторону декоративности. Верх ее, с «рваным» фронтоном и волнообразным завершением, стал напоминать языки пламени, причудливо изогнувшиеся в капризной кон­вульсии. Постаменты угловых глав и сами главы превратились в подобие декоративных фиал-кеглей. К стилю этой церкви можно с полным правом применить термин «пламенеющее барокко», так как оно действительно достигло здесь апогея. Появилось характерное для зрелого барокко легкое, стреми­тельное вознесение масс, уже ничего не осталось от прежне­го ощущения грузности и инертности материала. В этой церк­ви мы сталкиваемся с еще более сложной сводчатой конст­рукцией перекрытия основного объема. Два сферических сво­да, поставленные один на другой, образуют высокий ступен­чатый купол храма, несущий световой барабан с главой. Бла­годаря дуговым фронтонам и угловым главам здесь также создано ощущение перетекаемости объемов, их слияния в од­но пластическое целое. Развитие стиля в сторону все большей декоративности предопределило соответственно и более слож­ную профилировку лопаток с двойными креповками. Лишь стены колокольни обработаны простыми и графичными фи­ленками. На всей архитектуре церкви лежит печать дворцового великолепия и праздничного ликования. Очень красивы отдельные детали: наличники с характерными «рваными» фрон­тонами, декоративные картуши, венчающие основной четве­рик, тонкие карнизные тяги с креповками. В абрисе линий декора чувствуется легкая грация стиля рококо.

Захарьевская была первой в Тобольске церковью XVIII века, где возникло торжественное пятиглавие. Ориентация на традиционное русское пятиглавие было программным возрождением древнего национального храмоздания, хотя четыре малых главы выполняют здесь лишь символическую роль, превратившись в декоративные надстройки.

С Захарьевской и начиналось тобольское барокко. Проявилось оно прежде всего в трактовке деталей. Плос­кость стен разработана вся, в узких пространствах меж­ду окнами помещены так называемые лопатки - вертикальная украшающая деталь наружного фасада. Лопатки неширокие, дважды перехваченные в своей длине (раскрепованные). Такие же лопатки укрепляют углы объе­мов - основного, алтарного, трапезного. А наверху хра­ма - картуши. Но, в отличие от Покровской церкви, они завершают не колокольню, а основной объем, там, где его углы соединяются с куполом. Особенности местного тобольского зодчества прослеживаются и в других деталях - тот же прием постановки храма на подклет с выделением вни­зу зимнего и вверху летнего помещений. У основания колокольни с обеих ее сторон те же привычные палатные при­стройки. У этой церкви особенно обширная трапезная, туда выходят два симметрично расположенных придельных алтаря. Поскольку она находилась на «торгу», в самом оживленном месте Тобольска, где всегда толпился народ, и церковь была наиболее посещаема. Вокруг храма с трех сторон вскоре воз­вели красивую металлическую ограду на каменных столбах, от которой теперь не осталось и следа.

Летняя церковь впечатляет высотой и взлетом своего про­странства, обилием света, выразительной пластикой свода, раскрытого люкарнами. Формы Захарьевской церкви полу­чили свой отзвук и в ее пышных барочных иконостасах. В летней церкви он был особенно красив и представлял собой высокую стройную стенку, завершенную тремя изящными рокайльными фронтонами. Легкое грациозное движение ввысь придало всей композиции иконостаса черты приподнятой тор­жественности, импонирующей динамичному пространству церкви. Благодаря применению ордера стенка алтарной преграды уподоблена полутораэтажному сооружению с тремя стройными арками врат, вписанных в ее заглубления. В обрам­лении врат использован мотив тонких спиралевидных коло­нок, поддерживающих креповки карнизов с разорванными фронтонами. Фигурные рамы икон, украшенные резьбой, вы­чурные картуши фронтонных завершений, дополненные вазо­нами, резные царские врата - все это создавало исключитель­ный декоративный эффект. Словом, весь строй иконостаса давал возможность почувствовать особое изящество стиля этой церкви.

Сейчас все тобольские церкви выглядят абсолютно белыми с известковой окраской своих стен и декоративных деталей, в чем, несомненно, сказалось воздействие северного идеала красоты. Но сплошная побелка, по всей видимости, плод про­водившихся более поздних их поновлений. Так, расчистка стен в Захарьевской церкви показала, что наличники окон первоначально имели терракотовую окраску, контрастно выделявшуюся на фоне побеленных стен, что создавало особый декоративный эффект местного барокко. Сибирская специ­фика сказалась здесь в смещении цветового акцента со сте­ны на декор - прием, присущий не столько российским тра­дициям, сколько декоративным принципам древней архитек­туры дальневосточных народов. Если эти открытия подтвердятся и на примере других каменных церквей Тобольска, то перед нами - уникальное сибирское явление, в котором свое­образно сплавились северорусский и специфически азиатский идеалы красоты.

Правоверных Захарии и Елизаветы при лейб-гвардии Кавалергардском полку

Захарьевская ул., 22

В. Ульрих. Приезд Александры Федоровны в казармы Кавалергардского Ее Величества полка 7 мая 1849 г. Около 1851. С оригинала Дюпрессуара (1849). ГРМ (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. - СПб., 2004)

Кавалергарды появились в 1724 г. как почетный эскорт Екатерины I, которая позже возглавила их в чине капитана. С той поры шефами полка всегда были Императрицы. При Елизавете Петровне кавалергарды образовали лейб-компанию, у которой имелась освященная 5 марта 1743 походная Введенская церковь. В 1800 полк стал гвардейским. В нем служили преимущественно потомственные дворяне. Кавалергарды отличились в войне с Наполеоном - участвовали в битвах при Аустерлице, Бородине и Кульме.
Сперва полк располагал только походной церковью. В 1803 г. помещения, принадлежащие служащим Запасного двора и придворной канцелярии, обратили в полковые казармы. Вместе с ними в распоряжение полка перешла и Захарьевская церковь, выстроенная в 1740-х из дерева. 9 августа 1752 последовал указ о постройке каменной церкви с двухъярусной колокольней. Утварь в нее привезли из Москвы, и на освящении 5 сентября 1753 г. присутствовала сама императрица Елизавета Петровна.
В 1762 Екатерина повелела: «церкви при оном полку не быть, понеже оный всегда находиться будет, где мой двор», и посему отныне молиться кавалергарды должны были в придворном храме. Однако храм оставили открытым для служащих Запасного двора. В 1779 г. главный иконостас был заменен, но прежний остался на хорах, в освященном 28 февраля 1756 приделе св. Иоанна Богослова. По преданию, этот двухъярусный из атласа иконостас был привезен в XVI веке из Греции и находился с Иваном Грозным под Казанью (в 1844 г. его передали в Оружейную палату).
В 1844 храм был заново отделан; в 1855 арх. К. К. Циглер по проекту по проекту А. И. Штакеншнейдера начал перестройку: возвел колокольню, сделал хоры и установил новый иконостас, который вырезал Иван Владимиров. Государь пожертвовал 3 тыс. руб. серебром на украшение храма. 1 октября 1858 состоялось новое освящение. Во время стройки служили в походной Михайловской церкви.

Неизвестный художник. Иконостас церкви Кавалергардского Ее Величества полка. Вторая половина 1850-х. Литография с тоном. ГРМ (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. - СПб., 2004)

В этом виде храм простоял до 1896, когда по плану Л. Н. Бенуа началась его капительная перестройка. От старого здания остались одни стены, изменен был даже план, который приобрел форму греческого креста. 16 мая 1897 произошла торжественная закладка. Постройка на средства вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны и офицеров шла быстро, и уже 14 января 1899 военный протопресвитер А. А. Желобовский, служивший до 1888 в этом храме, освятил его в Высочайшем присутствии.


Л.Н. Бенуа. Проект перестройки церкви святых Захарии и Елизаветы Кавалергардского Ея Императорского Величества Марии Федоровны полка в Петербурге. Южный фасад. 1896. ГМИР (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. - СПб., 2004)


Стилизованная под елизаветинское барокко живописная церковь с высоким шпилем на колокольне вмещала 1500 человек и была богато убрана внутри. Благодаря покатому полу (своеобразная новинка) служба была хорошо видна с любого места. Иконостас был поставлен прежний, только отреставрирован. Акад. П. П. Чистяков сделал эскизы наружных мозаичных икон; лепку внутри исполнил П. С. Козлов. Колокола отлил завод Орлова.
Серебряный престол, изготовленный фирмой Фаберже и весивший 13 пудов, подарила З. Н. Юсупова. Светильники из бронзы отливал мастер Н. А. Мельцер; мраморный престол сделала мастерская Ботта. Освещался храм красивым бронзовым паникадилом, датированным 1834 годом.
У клиросов размещались полковые штандарты; в витринах лежали мундиры шефов, Георгиевские кресты и медали солдат; у стены стоял небольшой памятник павшим в войну с Наполеоном. В конце XIX - начале XX веков в присутствии Императрицы 5 сентября торжественно справлялся храмовый и полковой праздник. В каждом эскадроне тоже был свой праздник, во время которого после литургии перед эскадронным образом служился молебен.
Храму от шефов, командиров и офицеров было подарено много ценных вещей: в 1848 Императрица Александра Феодоровна преподнесла золоченные серебряные сосуды; в 1896 кн. С. С. Салтыков в память о сыне-кавалергарде - два украшенных драгоценными камнями образа XVIII века: Христа Спасителя с частицей Ризы Господней и Владимирской Божией Матери; А. Н. Безак - Евангелие в серебряном окладе работы Фаберже. Хранились здесь еще несколько высокохудожественных произведений: «Нерукотворный Спас», который в 1679 царь Алексей Михайлович подарил дьяку Виниусу; два образа на атласе из упомянутого иконостаса XVI века; плащаница 1677 года и вырезанное из слоновой кости изящное Распятие.
В 1891 М. В. Нестеров исполнил для интерьера эскизы мозаичных икон «Воскресение Христово» и «Св. Александр Невский», перед которыми горели серебряные лампады, сделанные в мастерской Фаберже по рисунку проф. Е. А. Сабанеева. 2 декабря 1902 после очередного ремонта церковь была освещена малым освящением.

М.В. Нестеров. Образ Благоверного князя Александра Невского из церкви праведных Захарии и Елизаветы. 1894-1895. ГМИР (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. - СПб., 2004)

Настоятелем в 1903-1910 был известный богослов прот. Евгений Петрович аквилонов, профессор Духовной академии и будущий протопресвитер, а последним перед революцией - прот. Стефан Васильевич Щербаковский.
К церкви был приписан деревянный Казанский храм в летнем лагере полка, выстроенный в 1905 в Красном Селе.
Поскольку после революции полк был расформирован, то летом 1918 церковь стала приходской. С 1922 церковь - один из центров обновленчества во главе с Александром Введенским. Закрыта по решению президиума Ленсовета от 1 августа 1835, позже переделана под спортзал, в 1948 полностью снесена. На ее месте возведен корпус Военного инженерно-технического университета.

Архивные источники
РГИА Ф.468. Оп.1. Д. 1734; Ф.544. Оп. 1. Д.468 ; Ф.796. Оп.43. Д.200.
ЦГИА СПб. Ф 19. Оп.1. Д. 4668; Оп.31. Д.3641.
Литература
Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Т.4. Ч.2. 1875. С.152-162.
Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Т.6. Ч.1. 1878. С.15.
Воейков В. Н. Икона Спасителя … в церкви Захария и Елизаветы. СПб., 1897.
Цитович Г. А. Храмы армии и флота: историко-статистическое описание. Ч.1. Пятигорск, 1913. С.53-57.
Панчулидзев С. А. История кавалергардов. Т.4. СПб., 1912. С.351-380.
Черепнина Н. Ю. Шкаровский М. В. Православные храмы С.-Петербурга. 1917-1945: справочник. СПб., 1999. С.141-144.

Ист.: Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: энциклопедия христианских храмов. - СПб. : Лики России; Спас, 2010. - С. 159-160.

Церковь праведных Захария и Елизаветы при лейб-гвардии Кавалергардском полку

Церковь располагалась на Захарьевской улице в Литейной части Петербурга, где со времени правления императрицы Елизаветы Петровны жили служащие придворного ведомства, закладка первого каменного храма для которых состоялась в 1752 году. 3 сентября 1756 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны церковь была освящена во имя праведных Захария и Елизаветы.

В.С. Садовников. Церковный парад Кавалергардского полка на Масляном лугу на Елагином острове. 1850-1851. ГРМ. Ежегодно в полковые храмовые праздники (5 сентября - день праведной Елизаветы и 5 октября - день праведного Захарии) на Елагином острове служили молебен и после богослужения на Масляном лугу перед дворцом проходил церковный парад. (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. - СПб., 2004)

Спустя почти полвека, в июне 1803 года высочайшим именным указом здание Запасного двора было приказано перестроить под казармы лейб-гвардии Кавалергардского полка. Так церковь перешла в разряд полковых.
Под сводами храма был устроен придел апостола Иоанна Богослова, в котором располагался складной иконостас с иконами, написанными на атласе. По преданию это был иконостас походной церкви Ивана Грозного, бывшее при нем во время похода в Казань. Иконостас находился в храме с середины XVIII века до 1844 года, когда по приказу Николая I был передан в Эрмитаж, а затем в Оружейную палату. Придел с заново установленным иконостасом просуществовал до 1855 года, когда по случаю столетнего юбилея храма было принято решение о ремонте всей церкви. Работы по разработке плана перестроек и составлению сметы были поручены А. И. Штакеншнейдеру. К этому времени относятся устройство малых хоров, замена каменного пола паркетным, изготовление нового иконостаса и реставрация старых образов.

Во второй половине 1890-х годов церковь праведных Захария и Елизаветы при лейб-гвардии Кавалергардском полку, построенная еще в эпоху Елизаветы петровны, подверглась серьезной перестройке. Для организации работ, приуроченных к столетнему юбилею полка, была образована комиссия. Архитектор Л. Н. Бенуа по просьбе офицеров Кавалергардского полка составил проект, получивший 21 февраля 1897 года одобрение августейшего шефа полка - вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Торжественная закладка храма состоялась 16 мая 1897 года. Несколько ранее, в апреле того же года, началось строительство здания на средства, выделенные императором Николаем II, императрицей Марией Федоровной и офицерами полка. После завершения всех капитальных работ в ноябре 1897 года в еще не отделанном храме была размещена походная церковь. 14 января 1899 года в присутствии императорской семьи и всего полка протопресвитером А. А. Желобовским было проведено освящение храма.
По сути, используя старые стены, архитектор возвел новый храм. В его внешнем облике, в общей динамике архитектурных форм легко угадывались черты барокко, выбранного Л. Н. Бенуа в качестве стилистического прототипа. О елизаветинской эпохе напоминали характерная форма главок, украшенных рельефными позолоченными орнаментами, круглые окна-люкарны в крыше трапезной, лучковые фронтоны, резные ажурные двери с мелкими зеркальными стеклами.
В отделке фасада и интерьера церкви принимали участие знаменитые мастера. Наружные мозаики были выполнены по оригиналам П. П. Чистякова, образа «Воскресение Христово» и «Благоверный князь Александр Невский» написал М. В. Нестеров, а престол, подаренный храму княгиней З. Н. Юсуповой, исполнила фирма К. Фаберже. Среди предметов, перенесенных в новый храм из старого, выделялся высокий барочный иконостас. Каждый эскадрон и каждая команда полка имели в церкви свою особую икону и отмечали так называемые эскадронные праздники с непременными водосвятными молебнами. Все образа усердием офицеров были украшены серебряными ризами, имели богатые позолоченные киоты.
Церковь, как и другие подобные храмы. Исполняла роль полкового музея. В ней хранились полковые штандарты, мундиры шефов полка, георгиевские кресты и медали солдат и офицеров, а возле ее стены возвышался небольшой памятник кавалергардам, павшим в воне с Наполеоном.
В 1919-1923 годах настоятелем храма был протоиерей Александр (Введенский), ставший впоследствии первоиерархом обновленческой Церкви. 1 июля 1935 года храм был закрыт и переделан под спортзал. В 1948 году его снесли, соорудив на этом месте корпус Военно-строительного училища имени А. Н. Комаровского.

Ист.: Религиозный Петербург /сост. П. Климов; государственный Русский музей. - СПб., 2004. С. 274, 383.

Церковь во имя святых Захария и Елизаветы Кавалергардского полка


Захарьевская улица, 22

Церковь заложена в 1752 г. по повелению Елизаветы петровны. Освящение состоялось в сентябре 1756 г. в присутствии императрицы. Церковь построили для чиновников и служивших при Запасном дворе, в 1806 г. с перемещением Кавалергардского полка она стала полковой. На протяжении всего существования первой церкви внешний вид ее оставался неизменный, менялась лишь отделка интерьера. Наиболее значительной была переделка 1856 г.: тогда возобновили иконостас, установили вместо кирпичных гранитные колонны, настелили паркетный пол. До 1844 г. в церкви находился придельный храм во имя апостола евангелиста Иоанна Богослова, устроенный под сводами, которые были разобраны в 1856 г. Здесь хранился иконостас походной церкви, все иконы которого были писаны на белом атласе по золотому фону. иконостас как памятник истории и культуры России XVIII в 1846 г. передали в Оружейную палату в Москву. Первая церковь была однопрестольной, каменной; купол и колокольня ее - деревянными, иконостас - трехъярусным; иконы были писаны на черном фоне.

Святынями церкви являлись напрестольный крест с частицами святых угодников; серебряные литургические сосуды, пожалованные полку его шефом императрицей Александрой Федоровной; икона Богоматери, именуемая "Трех радостей", которой в 1848 г. Александра Федоровна благословила полк в Венгерский поход. В церкви хранились штандарты полка, украшенные Георгиевскими крестами в память об Отечественной войне 1812 г. Между штандартами на мраморном пьедестале стояла серебряная доска с именами погибших и раненых офицеров и с указанием числа убитых и раненых нижних чинов. В церкви также хранились мундиры Александра I и Николая I.

В 1897-1899 гг. по проекту архитектора Л. Н. Бенуа на месте прежней была возведена изящная, стилизованная под барокко, церковь. В отделке ее интерьеров принял участие М. В. Нестеров, выполнивший мозаичные иконы. Утварь была изготовлена знаменитой фирмой Фаберже. В новую церковь из прежней перенесли иконостас и штандарты.

Здание снесено в 1948 г.

Ист.: Длужневская Г. Утраченные храмы Петербурга. - СПб.: Издательский дом "Литера", 2003. С. 130-132.