Однородные члены предложения, примеры. Однородные члены предложения, примеры 4 предложения однородными чл предложения

Контрольная работа по русскому языку Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения 4 класс с ответами. Контрольная работа включает в себя 9 задний.

1. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

В мокром небе кр_чат ул_тающие на юг гуси. Кланяются им вслед д_рев_я машут ветками. С ве­ток срываются красные и жёлтые лист_я и л_тят за гусями. Вместе с лист_ями л_тят стаи зябликов и жав_р_нков.

Сколько в этом тексте предложений с однород­ными сказуемыми? Отметь ✓ правильный ответ.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

2. Прочитай, вставь пропущенные буквы. Обведи но­мера предложений, в которых есть однородные чле­ны, соединённые только перечислительной интонацией.

1) М_л_дая восп_тательница ст_яла у _кна и внимательно наблюдала за р_бятишками.
2) В одну секунду девочка оч_тилась возле м_лыша, опустилась на корточки, взяла за руку, ти­хо и ласково заг _варила.
3) Рубашки мальчиков и кофточки девочек свер­кали б_лизной.
4) Резные гайки, болты, шайбы поблёскивают по­лированными гранями.
5) М_ряк побывал во Вьетнаме и в Индонезии, видел тр__пические д_ревья, обез_ян, попугаев.

Выпиши предложение, в котором есть и главные однородные члены предложения, и второстепенные однородные члены предложения. Подчеркни их.

3. Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки препинания.

1) Пришёл жаркий ч_с и сне_ незаметно под­таивает а в л__сной т_шине дятел ровно отстукива­ет удары по ств__лу.
2) Г_лубиная стая разв_рнулась над з_млёй ее п_лями селами г_родами.
3) Вертолёт работал в_нтами в разные стороны л_тел п_сок.
4) Вот сел солдат у ручья взял скрипочку и стал т_хонько наигрывать.
5) Ст_ит хатка а в ней ж_вет Баба-яга — к_стяная н_га.
6) К_злёночек заплакал вор_тился назад и стал с_стрицу кликать.

Выпиши номера тех простых предложений, в ко­торых однородные члены соединяются с помощью союзов.

4. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы и не­обходимые знаки препинания.

Сашка вышел во двор, но р_бят во дв_ре не было. Он поб_жал за в_рота и вот тут-то случи­лась эта история. Как раз в это время по улице шла ст_рушка. Сашка подпустил её поближе и как бабахнет из п_ст_лета. Ст_рушка вздрогнула и ост_новилась. Она погр_зила пальцем перешла д_рогу и скрылась в переулке.
(По Н. Носову)

Найди и выпиши предложение, в котором одно­родные члены соответствуют схеме: =, = и =.

Подчеркни в записанном предложении главные и второстепенные члены.

5. Прочитай предложения с однородными членами и впиши союзы: и, а, но. Поставь, где нужно, запя­тые. Подчеркни однородные второстепенные члены предложения.

1) Вдоль рек озер _____ болот летели утки.
2) Старик со старухой долго не соглашались _____ отпустили Снегурочку по ягоды.
3) Бордовые желтые _____ красные листья появились на деревьях.
4) Галя _____ Катя шли по улице ______ улыбались.
5) Тихо _____ настойчиво звучал голос учителя.
6) Задрожал котенок не от холода _____ от страха.
7) Медленно рос цветок _____ теперь вдруг вытянулся.

6. Расставь знаки препинания в предложениях.

1) Собрались подружки по ягоды и пришли звать с собой Снегурочку.
2) Деревья расступились и открылся небольшой пляж.
3) Вода осторожно плещет в песок и в кустах шумно возится какая-то птаха.
4) Девочка почувствовала на себе чей-то взгляд и обернулась.
5) Дунул ветер и листья посыпались в темную воду.
6) Катя тяжело вздохнула и медленно побрела дальше, размахивая портфелем.
7) Дверь тихонько скрипнула и в щель просуну­лась чья-то рука.

Распредели номера предложений по группам с учетом роли союза и.

Союз и соединяет части сложного предложения:

Союз и соединяет однородные члены предложения:

7. Составь из каждой пары простых предложений сложное. Используй подходящие по смыслу союзы (и, но, а, да). Запиши получившиеся предложения.

1) Таня прикоснулась рукой к шершавому стеблю. Капелька росы из цветка упала ей на лицо.

2) Весна сияла на небе. Лес был засыпан снегом.

3) Словарные слова запоминаются быстро. Поста­новка знаков препинания пока вызывает трудности.

8. Расставь в предложениях знаки препинания.

1) Почки раскрываются и на каждом зеленом клювике висит прозрачная светлая капля. (Е. Чару­шин)
2) Тонкие стволики пригнулись к земле и ждут с часу на час освобождения. (М. Пришвин)
3) Синица и клесты поют звонкими голосами. (М. Пришвин)
4) Катя кормила кролика морковкой сеном овсом и сухарями. (Е. Чарушин)
5) Пришёл жаркий час и вот в полной тишине шевельнулась еловая веточка.

Запиши номера предложений, которые соответ­ствуют следующим характеристикам.

Простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и : _____

Сложное предложение, части которого соединены союзом и : _____

Простое предложение с однородными подлежащи­ми, соединёнными союзом и : _____

Простое предложение с однородными второсте­пенными членами, соединенными перечислительной интонацией и союзом и : _____

9. Расставь знаки препинания.

1) Во дворе стояла ста рая машина с распахну­тыми дверями а над крылечком горел жёлтый фо­нарь.
2) По лестнице затопали ноги и в комнату вбе­жал растрёпанный малыш.
3) Перед холодной погодой зяблик не поёт а тре­вожно скрипит.
4) Старушка загремела ключами но дверь откры­вать не спешила.
5) Голоса глухо отдавались от просторных и хо­лодных стен.
6) Ещё стояли тёплые дни но осень уже напо­минала о себе пятнами желтых листьев и порыжев­шей травой.

Отметь ✓ номера предложений, в которых сою­зы а, но, и соединяют части сложного предложения.

1) 2, 4, 5
2) 1, 2, 6
3) 1, 3, 6

ОТВЕТЫ — Контрольная работа по русскому языку Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения 4 класс
1.
В мокром небе кричат улетающие на юг гуси. Кла­няются им вслед деревья, машут ветками. С веток срываются красные и жёлтые листья и летят за гу­сями. Вместе с листьями летят стаи зябликов и жа­воронков. (В тексте 2 предложения с однородными сказуемыми.)
2.
1) Молодая воспитательница стояла у окна и внима­тельно наблюдала за ребятишками.
2) В одну секунду девочка очутилась возле малыша, опустилась на корточки, взяла за руку, тихо и ласково заговорила .
3) Рубашки мальчиков и кофточки девочек сверкали белизной.
4) Резные гайки, болты, шайбы поблёскивают полиро­ванными гранями.
5) Моряк побывал во Вьетнаме и в Индонезии, ви­дел тропические деревья, обезьян, попугаев.
3.
1) Пришёл жаркий час, и снег незаметно подтаивает, а в лесной тишине дятел ровно отстукивает удары по стволу.
2) Голубиная стая развернулась над землёй, её полями, сёлами, городами.
3) Вертолёт работал винтами, в разные стороны ле­тел песок.
4) Вот сел солдат у ручья, взял скрипочку и стал тихонько наигрывать.
5) Стоит хатка, а в ней живёт Баба-яга — костяная нога.
6) Козлёночек заплакал, воротился назад и стал сест­рицу кликать.
4, 6
4.
Сашка вышел во двор, но ребят во дворе не было. Он побежал за ворота, и вот тут-то случилась эта история. Как раз в это время по улице шла ста­рушка. Сашка подпустил её поближе и как бабахнет из пистолета. Старушка вздрогнула и остановилась.
Она погрозила пальцем , перешла дорогу и скрылась в переулке . (=, = и =)
5.
1) Вдоль рек , озёр и болот летели утки.
2) Старик со старухой долго не соглашались, но от­пустили Снегурочку по ягоды.
3) Бордовые , жёлтые и красные листья появились на деревьях.
4) Галя и Катя шли по улице и улыбались.
5) Тихо , но настойчиво звучал голос учителя.
6) Задрожал котёнок не от холода , а от страха .
7) Медленно рос цветок, а теперь вдруг вытянулся.
6.
Союз и соединяет части сложного предложения: 2, 3, 5, 7.
Союз и соединяет однородные члены предложения: 1, 4, 6.
7.
1) Таня прикоснулась рукой к шершавому стеблю, и капелька росы из цветка упала ей на лицо.
2) Весна сияла на небе, но лес был засыпан снегом.
3) Словарные слова запоминаются быстро, а поста­новка знаков препинания пока вызывает трудности.
8.
Простое предложение с однородными сказуемыми, соединёнными союзом и : 2.
Сложное предложение, части которого соединены союзом и : 1, 5.
Простое предложение с однородными подлежащими, соединёнными союзом и : 3.
Простое предложение с однородными второстепенными членами, соединёнными перечислительной интонацией и союзом и : 4.
9.
Союзы а , но , и соединяют части сложных предложе­ний 1, 2, 6.

Чтобы написать предложения с однородными членами, нужно знать, чем они являются.

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения - это части предложения, которые связаны между собой сочинительной связью (союзы и, да. но и другие). Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову (зависят от главного слова либо сами являются главными словами), отвечают на один и тот же вопрос, выполняют одну и ту же роль в предложении, то есть, являются чаще всего одной частью речи.

Однородными членами может быть любая часть речи

При письме однородные члены отделяются запятой.

Десять предложений с однородными членами

  1. Наступила холодная, вьюжная, морозная зима. В предложении являются определениями, часть речи - прилагательные.
  2. Дети на утреннике и танцевали , и играли в прятки, и пели веселые песенки. В предложении являются сказуемыми, часть речи - глаголы. Связаны сочинительным союзом "и".
  3. Папа, мама, бабушка, дедушка и младший брат - вот вся моя семья. В предложении являются подлежащими. Часть речи - существительные. Бессоюзная и сочинительная связь.
  4. Вырезанный из лиственницы, расписанный красками, сделанный с невероятным мастерством, этот сундук перейдет еще не к одному поколению. В предложении являются определениями. Часть речи - причастия.
  5. Красные, лиловые, желтые и синие цветки покрывали всю полянку. В предложении являются определениями. Часть речи - прилагательные. Бессоюзная и сочинительная связь.
  6. Все ученики и учителя собрались на линейку. В предложении являются подлежащими. Часть речи - существительные. Сочинительный союз "и".
  7. Олег умел рисовать , играть на гитаре, чинить радио и собирать мебель. В предложении являются сказуемыми. Часть речи - глаголы.
  8. Сегодня утром было холодно, сыро и промозгло. В предложении являются обстоятельствами. Часть речи - наречия.
  9. И ты, и я, и все они тоже пойдут в поход. В предложении являются подлежащими. Часть речи - местоимения.
  10. Ураган налетел внезапно и быстро . В предложении являются обстоятельствами. Часть речи - наречия.

Знаки препинания в простом осложненном предложении

Однородные члены предложения:

  1. Отвечают на один и тот же вопрос
  2. Зависят от одного и того же слова
  3. Произносятся с перечислительной интонацией

Однородные члены предложения – это одноименные члены, которые связаны друг с другом сочинительной связью и выполняют одинаковую синтаксическую функцию в предложении, то есть они объединены одинаковыми отношениями к одному и тому же члену предложения. Однородные члены могут быть соединены сочинительными союзами и произносятся с “интонацией перечисления”. При отсутствии союзов и при их повторении однородные члены также связываются соединительными паузами.

Подробно в видео:

Помни!

Во-первых, однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!

Во-вторых , однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.

Примеры

Обозначим однородный член знаком?.

Правило.

Однородные члены предложения могут использоваться
без союзов с одиночными союзами с повторяющимися союзами с двойными союзами
?,?,?

В саду расцвелирозы ,лилии ,ромашки .

соединительными союзамии, да(=и), или

Вдруг налетела буря скрупным И частым градом.

Осеннею свежестью ,листвой И плодами благоухает сад.

противительными союзамиа, но, да(=но), зато, однако

Не железным ключом открывается сердце, Адобротой .

или…или

либо…либо

не то…не то

1) и?, и?, и?

или?, или?, или?

Мне чудятся ТО шумныепиры , ТО ратный стан , ТО схватки боевые.

Ты меня не слышишь , ИЛИ не понимаешь , ИЛИ простоигнорируешь .

Метели И вьюга , стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины.

не только… но и

как…так и

если не…то

не столько сколько

хотя и…но

Запятая ставится перед второй часть союза!

не только?, но и?

как?, так и?

Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам .

Ловушка №1!

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.

Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи.

(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами)

Запятые нигде не ставятся!

Тонкий дожди сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.

Это один ряд однородных членов, так они зависят от одного глагола «сеялся», отвечают на один вопрос – Куда? и являются обстоятельствами, поэтому запятая ставится как при повторяющихся союзах.

Ловушка №2!

Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов, запятая внутри них не ставится):

  • Ни с того ни с сего
  • И день и ночь
  • И стар и млад
  • И смех и горе
  • И там и сям
  • Ни взад ни вперед
  • Ни да ни нет
  • Ни за что ни про что
  • Ни рыба ни мясо
  • Ни свет ни заря
  • Ни слуху ни духу

Алгоритм действий.

1) В каждом предложении найди однородные члены предложения (см. три признаки однородных членов в самом начале главы).

2) Определи, сколько рядов однородных членов есть в предложении. Каждый из рядов рассматривай отдельно друг от друга.

3) Отметь, какими союзами они связаны: без союза, одиночным, повторяющимся или двойным союзом.

4) Построй схему и расставь запятые.

Разбор задания.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем.

2) Видны были только верхушки деревьев да извилистый край противоположного берега.

3) Рука его и лицо и синяя спецовка лоснились от сажи и машинного масла.

4) В атмосфере тайных обществ проходила жизнь Пушкина как в Петербурге так и в дальнейшем на юге.

Вариант ответа №1.

Прочитай еще раз Ловушку №1.

Находим однородные члены предложения. Здесь их три ряда: высокими и крутыми (какими?, зависят от слова « стенами» ), стоял и цвел (что делал?), алым и влажным (каким?, зависят от слова «огнем). Три ряда однородных членов предложения, каждый из которых внутри связан одиночным союзом И, поэтому запятых не требуется.

Вариант ответа №2.

В предложении один ряд однородных членов: верхушки да край (что?, зависят от слова «были видны»). Они соединены одиночным союзом да в значении и

Вариант ответа №3.

В предложении два ряда однородных членов. Во-первых, рука и лицо и спецовка (что?, являются подлежащими), которые соединены повторяющимся союзом и . Расставляем запятые после каждого однородного члена предложения: Рука его, и лицо, и синяя спецовка. Во-вторых, от сажи и масла (от чего?, зависят от «лоснились»), они соединены одиночным союзом и , поэтому запятой не требуется.

Вариант ответа №4.

Один ряд однородных членов предложения: как в Петербурге так и на юге (где?, зависят от слова «проходила»). Они связаны двойным союзом как… так и , поэтому запятую поставим только перед второй частью союза, то есть: как в Петербурге, так и на юге .

Таким образом , правильный вариант – ответ №4.

Потренируйся.

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Официальная медицина выступает против самолечения и лечения непроверенными средствами.

2) Северные районы оказались неравноценны как по численности жителей так и по возможностям экономического развития.

3) Иногда лекарственные растения полностью теряют свои лечебные свойства или сохраняют их в незначительной степени.

4) Лебеди величаво плыли по реке либо кружили над водой либо отдыхали у своего домика.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки.

2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.

3) Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.

32. Прочитайте.

  1. В болоте урчали лягушки. В болоте урчали, квакали лягушки.
  2. Солнце осветило деревья . Солнце осветило деревья, кусты, поляны .
  3. На столе лежали книги . На столе лежали книги, тетради, карандаши .
  • В чём различие каждой пары предложений? Какими членами предложения являются выделенные слова?

Обратите внимание! В предложении может быть несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Такие члены предложения называются однородными .

33. Прочитайте.

  1. В лесном озере водились караси, плотва, щуки, лещи .
  2. Осенние листья летят, кружатся, падают на землю.
  3. Юркие, непоседливые синицы перелетают с дерева на дерево.
  • Каким членом предложения являются выделенные однородные члены предложения?
  • На какой вопрос отвечают однородные второстепенные члены? К какому слову они относятся?
  • Прочитайте предложения, выделяя однородные члены интонацией перечисления.
  • Какой знак препинания разделяет однородные члены предложения?

34. Прочитайте.

1. На полях работают тракт..ры, комбайны . 2. Комбайны скашивают, обмолачивают пшеницу, очищают зерно, высыпают его в грузовики, собирают в копны с..лому. 3. Тракторы пашут, разрыхляют почву. 4. Хл..боробы уже убрали с полей рож.., ячмень, ..вёс .

  • Какими членами предложения являются выделенные однородные члены? Объясните свой ответ.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

ко мба́йн ко мба́йне р ко мбайнёр

35. Прочитайте.

1. Лебеди, гуси, утки собрались в дорогу с важным видом. 2. Шумели, суетились, хлопотали маленькие птички. 3. Старые, бывалые птицы учили молодых. 4. На озере лебеди отдыхали, кормились, плавали. 5. Ласковое солнце освещало лес, траву, речку, горы. 6. В лесу росли ландыши, фиалки, колокольчики.

(Д. Мамин-Сибиряк)

  • Подготовьтесь доказать, что в каждом предложении есть однородные члены.
  • Запишите предложения в таком порядке:
    1. с однородными подлежащими;
    2. с однородными сказуемыми;
    3. с однородными второстепенными членами.
  • Найдите в предложениях однородные второстепенные члены. Подчеркните слово, от которого они зависят.
  • Прочитайте записанные предложения с интонацией перечисления однородных членов предложения.

Обратите внимание! Однородные члены связаны между собой перечислительной интонацией и отделяются друг от друга запятой .

36. Прочитайте.

      Горбунок-конёк встряхнулся,
      Встал на лапки, встрепенулся,
      Хлопнул гривкой, захрапел
      И стрелою полетел.
      (П. Ершов)
  • Какими членами предложения являются выделенные слова? Докажите.
  • Спишите, подчеркните главные члены предложения. Выделите в глаголах приставки.
  • Объясните постановку запятых в предложении.

Обратите внимание! Однородные члены предложения могут иметь при себе зависимые слова :

Однородные члены предложения

Члены предложения

Вопросы

Примеры предложений

Однородные подлежащие

кто? что?

Река, берега и деревья
залиты розовым светом.

И. Никитин

Однородные сказуемые

что делает?

Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

К. Паустовский

Однородные второстепенные члены предложения (отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова)

какие? где? к а к?

Холодные, тяжёлые тучи неслись над землёй.

А. Чехов

В поле, в кустах жили серые куропатки.

В. Бианки

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.

Ф. Тютчев

37. Прочитайте предложения в таблице «Однородные члены предложения» с правильной интонацией.

  • Расскажите по таблице, какие члены предложения могут быть однородными. Как определить в предложениях однородные подлежащие? однородные сказуемые? однородные второстепенные члены предложения?

38. Прочитайте. Спишите, расставляя, где нужно, запятые.

1. Бледно-серое небо светлело холодело синело. (И. Тургенев) 2. Свежий ветер пахнет мятой васильками лебедой. (Е. Трутнева) 3. В лесу растут красно-головые подосиновики скользкие грузди душистые рыжики. (И. Соколов-Микитов) 4. Вот прилетели тетерева расселись по берёзам клюют горькие почки. (М. Пришвин)

  • Объясните постановку запятых в предложениях. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

    Понятие осложненного предложения

    Предложения с однородными членами

    Однородные и неоднородные определения

    Обобщающие слова при однородных членах предложения

1. Понятие осложненного предложения

К осложненным предложениям относят такие предложения, в которых имеются относительно самостоятельные синтаксические конструкции и обороты: обособленные члены предложения, однородные члены, вводные конструкции, вставные конструкции, обращения, сравнительные обороты. Осложненные предложения по шкале переходности занимают зону переходности между простыми и сложными предложениями. Осложняющая часть предложения содержит полупредикативность, дополняющую основное предикативное ядро предложения. Таким образом, полупредикативность – это дополнительное к основному высказыванию сообщение об отнесённости высказываемого к действительности.

  1. Предложения с однородными членами

Однородные члены предложения это одноименные члены, связанные друг с другом сочинительной связью и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении, т.е. объединенные одинаковыми отношениями к одному и тому же члену предложения. Однородные члены соединяются или могут быть соединены сочинительными союзами и произносятся с интонацией перечисления. При отсутствии союзов или при их повторении однородные члены связываются также соединительными паузами. В основу выделения однородных компонентов кладется три ведущих характеристики:

1. однофункциональность;

2. под­чинительная связь с общим /соподчиняющим или соподчинен­ным/ словом;

3.сочинительная связь между ними, маркируе­мая интонацией или сочинительными союзами.

Например: Сказка нужна не только детям , но и взрослым /К.Паустовс­кий/ – в данном предложении однородные косвенные дополне­ния одинаково подчинены сказуемому нужна и находятся между собой в отношениях сопоставления, реализованных сочинительным союзом. Однородные подлежащие, в отличие от всех других однородных членов, не подчиняются, а подчиняют себе соотнесенный с ними член предложения – сказуемое: Ни власть, ни жизнь меня не веселит /А.Пушкин/.

Не охватываются всеми тремя параметрами и главные члены односоставных предложений, поэтому их синтаксическая структура не признается или ставится под сомнение: Не стучали, не кричали, не лезли с расспросами /А. Чехов/: Ночь, улица, фонарь, аптека /А.Блок/.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения, например: Садовник умолк, сунул трубочку за голенище сапога (П.С.) – однородные сказуемые; Мимо Дуняшки шли кепки и косынки, шинели и спецовки (Е.Н.) – однородные подлежащие; На уголках альбомных листов Вася рисовал птиц, зверей и ангелов (П.С.) – однородные дополнения.

Однородные члены могут иметь одинаковое морфологическое выражение, однако могут быть выражены разными частями речи: Говорил он спокойно, без грусти, без жалобы в голосе и так , точно он сам внимательно вслушивался в свою речь, проверяя её мысленно (Горький).

Однородные члены предложения характеризуются следующими признаками:

    Занимают позицию одного члена предложения;

    Связаны с одним и тем же членом предложения подчинительной связью;

    Связаны между собой сочинительной связью;

    Часто имеют одинаковое морфологическое выражение;

    Обычно выражают однотипные понятия.

Не усматривается наличие однородных членов предложения в следующих случаях:

    При повторении одних и тех же слов с целью подчеркнуть длительность действия, множество лиц или предметов, усиленное проявление признака и т.д., например: Еду, еду в чистом поле (П.); Вот темный, темный сад (Н.). Пьешь-пьешь , а вода из земли все течет и течет /В. Песков/.

    В цельных выражениях фразеологического характера: и день и ночь; и стар и млад; ни то ни се; ни дать ни взять; ни взад ни вперед и т.п.

    При сочетании двух глаголов в одной и той же форме, выступающих в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели, неожиданного или произвольного действия и т.д.), например, пойду посмотрю расписание занятий; взял да и сделал наоборот и т.п.

    Не являются однородными члены предложения, свя­занные экспликативными /уточняюще-пояснительными/ отноше­ниями: Теперь, в середине апреля, дуб был черен и мрачен /В. Крутилин/.

    Не дает синтаксической однородности и такое явление современного языка, как указание на предмет в его отношении к другому предмету: Толстой и современники: читатели и книга: студент и перестройка . Наличие мнимо сочи­нительной связи свидетельствует не об однородности, а о сти­листической заданности: Будем пить чай с сахаром и с папой /К.Симонов/.

В блоке однородных членов его части связаны между собой по смыслу и грамматическими средствами: интонацией, сочинительными союзами и лексико-грамматическими средствами.

Наиболее значимый показатель однородности – сочинитель­ная связь.

Для связи однородных членов предложения употребляются следующие разряды сочинительных союзов:

    Соединительные союзы : и, да, (в значении «и»), ни…ни и др. Союз и может быть одиночным и повторяющимся. Одиночный союз показывает, что перечисление имеет исчерпывающий характер, например: Снаружи были слышны визг, лай и вой (Арс.).

Повторение союза и перед каждым однородным членом предложения делает ряд незаконченным и подчеркивает перечислительную интонацию, например: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы (П.).

Союз и может соединять однородные члены попарно, например: Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (П.).

Повторяющийся союз ни…ни употребляется в отрицательных предложениях, выполняя роль союза и, например: За дождем не видно было ни моря, ни неба (М. Г.)

Союз да (в значении «и») употребляется преимущественно в разговорной речи, употребление его в художественных произведениях придает речи оттенок простоты, например: А Васька слушает да ест (Кр.); Открой окно да сядь ко мне (П.).

Союз да используется и как повторяющийся, но не может стоять перед первым однородным членом, например: Собака, Человек, да Кошка, да Сокол друг другу поклялись однажды в дружбе вечной (Кр.).

    Противительные союзы : а, но, да (в значении «но»), однако, зато и др.

Союз а показывает, что одно понятие утверждается, а другое отрицается: Надела Синица славы, а моря не зажгла (Кр.).

При отсутствии отрицания союз а указывает на противопоставление: На смелого собака лает, а трусливого кусает (пословица).

Союз но вносит оттенок ограничения: По правому берегу расположены мирные, но еще беспокойные аулы (Л.Т.)

Союз да вносит разговорный оттенок: Кто знатен и силен, да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он (Кр.).

Подчеркивают противопоставление союзы однако и зато : Я немного поколебался, однако сел (Т.).

В роли противительного союза может выступать соединительный союз и : Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли (Гр.).

    Разделительные союзы : или, либо, ли… ли, то…то, не то … не то, то ли…то ли и др.

Союз или (одиночный или повторяющийся) указывает на необходимость выбора одного из понятий, выражаемых однородными членами и исключающих или заменяющих друг друга: Меня отпускали с Евсеичем на реку всякий день или поутру, или вечером (Акс.)

Союз либо, с тем же значением (обычно повторяющийся), имеет разговорный характер: Гаврила решил, что немой либо бежал, либо утонул вместе со своей собакой (Т.)

Повторяющийся союз то…то указывает на чередование явлений,: Звезды то мигали слабым светом, то исчезали (Т.)

Повторяющийся союз ли… ли имеет разделительно-перечислительное значение.

Повторяющиеся союзы не то…не то, то ли…то ли указывают на неопределенность впечатления или на затруднительность выбора: На сердце не то лень, не то умиление (Т.)

    Сопоставительные (градационные): как – так и; не только – но и; хотя и – но; если не – то; не то чтобы – а(но); не столько – сколько, насколько – настолько имеют значение сопоставления, сравнения: Он с виду хоть и прост, но свойство чудное имеет (Кр.).

    Присоединительные: да и; а и; но и; да и то; а и то, также имеют присоединительное значение: Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой, также трудами и успехами друзей (П.)

В одном предложении могут быть несколько блоков (рядов) однородных членов. В одном сочиненном ряду встречаются синонимы, антонимы, образуя дополнительные смыслы, которые взрывают внешнюю однотипность ряда: Ликуя и скорбя, И обливаясь чёрной кровью , Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью и с любовью (Блок).