Дионис (клички: Бахус, Вакх), история его жизни, подвигов и преступлений. Бог древней греции дионис и его значение в мифологии Бог вина в греции

Веселый и жизнерадостный бог Дионис пользовался у древних греков особой популярностью. Праздники, посвященные ему, отмечались с поздней осени и до весны. Часто эти они имели характер мистерий, а еще чаще плавно перетекали в банальные оргии.

Появление Диониса

Бог Дионис появился на свет от союза бессмертного и земной женщины. Некогда Зевс-громовержец не устоял перед красотой дочери фиванского царя, Семелы. Пребывая в романтическом настроении, пообещал он своей пассии выполнить любую ее просьбу. Поклялся он священными водами подземной реки Стикс, что исполнит волю Семелы, в чем бы она ни заключалась.

Прослышала о Семеле Гера. Яростью вспыхнули глаза бессмертной жительницы Олимпа. Явилась она Семеле и приказала:

Проси Зевса предстать перед тобой во всем величии бога-громовержца, правителя Олимпа. Если он действительно тебя любит, то не откажет в этой малости.

Не посмела Семела противиться приказу Геры и обратилась к Зевсу с этой просьбой. Поклявшемуся водами реки Стикс Зевсу выбора не осталось. Предстал перед Семелой отец богов во всем великолепии повелителя бессмертных и людей, весь в блеске своей славы. А в руках его сверкали молнии. Содрогнулся от ударов грома дворец фиванского царя. Вспыхнуло все вокруг, зажженное молнией правителя Олимпа. Понеслось пламя по дворцу, поглощая все на своем пути, зашатались стены, потрескались каменные плиты.

С криком упала на землю Семела, охваченная пламенем. Погубила ее просьба, внушенная супругой Зевса. У умирающей фиванской принцессы родился сын, слабый, неспособный к жизни. Он должен был бы погибнуть в пламени пожара, но божественная кровь спасла его. Как по волшебству из земли потянулся к нему со всех сторон густой плющ, укрывший несчастного мальчика от огня, тем самым сохранив ему жизнь.

Подобрал Громовержец спасенного сына, но, видя, что тот настолько слаб и мал, что явно обречен на погибель, то, по легенде, зашил он его себе в бедро. Проведя некоторое время в теле своего родителя, появился Дионис на свет второй раз, окрепшим и сильным.

Повелел тогда Зевс-Громовержец быстроногому Гермесу отнести маленького сына к Ино, сестре фиванской принцессы Семелы, и ее мужу, правителю Орхомена, наказав воспитать ребенка.

Гера еще долго преследовала Диониса, не считая его ни равным богам, ни достойным этой чести. Пал ее гнев на Ино и ее супруга Атаманта за то, что приняли она под свой кров ребенка ненавистной ей земной женщины. Для Атаманта выбрала Гера безумие в качестве кары.

В припадке безумия убивает правитель Орхомена своего собственного сына Леарха. Ино со вторым ребенком чудом успевает спастись бегством. Потерявший разум супруг преследовал ее и почти настиг – у крутого, скалистого морского берега.

Не было у Ино спасения – позади настигает безумный супруг, впереди – морская пучина. Выбрала женщина стихию, отчаянным рывком швырнув себя вместе с сыном в морскую воду. Однако она не погибла. Приняли ее и ее сына в море прекрасные нереиды. Воспитательница Диониса и Меликерт, ее сын, были обращены в божества моря и с тех пор остались там.

Примчавшийся же на помощь Гермес спас от обезумевшего Атаманта Диониса. Быстрее ветра примчал он его в Нисейскую долину, перепоручив заботам нимф.

Бог вина и веселья вырос прекрасным и могучим. Гуляет он, делясь с людьми силой и радостью. А воспитавшие Диониса нимфы были в награду помещены на звездное небо. Появились они в одну прекрасную темную ночь среди других созвездий в образе Гиад.

Алчный царь

Одна из самых известных историй о Дионисе – легенда о Мидасе. Забрел шумный Дионис со своей многочисленной свитой в лесистые скалы Фригии. Отсутствовал лишь Силен, мудрый его учитель. Изрядно охмелевший, брел он, спотыкаясь по фригийским лугам. Заметили его крестьяне, без труда связали и отвели к правителю Мидасу. Узнал царь учителя бога вина и принял его со всем почетом, на протяжении девяти дней устраивая роскошные пиры. На десятый день царь лично сопроводил Силена к Дионису. Обрадовался бог вина и веселья и милостиво предложил Мидасу выбрать себе в награду любой дар за оказанный учителю почет.

Попросил царь, чтобы все, чего он не коснется, превращалось в золото. Прищурился Дионис, посетовал, что не придумал Мидас для себя лучшей награды, и сделал, как он просил.

Осчастливленный, удалился алчный Мидас. Идет он, срывая с деревьев листья, и превращаются они в золото, касается колосьев в полях, золотыми становятся даже зерна в них. Дотрагивается до яблока – и оно сияет, точно плод из сада Гесперид.

Даже капли воды, стекающие по его рукам, становились золотыми. Пришел он в свой дворец, переполненный радостным возбуждением. Накрыли ему роскошный ужин. И вот тут-то осознал алчный царь Мидас, какой ужасный дар попросил он у бога вина. Все превращалось в золото от его прикосновения – а, значит, ждала Мидаса голодная . Взмолился он к Дионису, умоляя забрать назад такой дар.

Не отказал ему Дионис, якобы в назидание, появился перед ним и научил, как избавиться от «золотого» прикосновения. Поехал царь по велению бога к истокам реки Пактол. Чистые воды избавили его от подарка, приняв его в себя.

Культ Диониса

Вечно юный Дионис, (Вакх или Бахус) в греческой мифологии плодоносящих сил земли, виноградарства и виноделия. За то, что любил он обращаться в могучего быка, стал он известен как «бог с бычьими рогами».

Бог вина и веселья в венке из винограда и с тирсом, украшенным плющом, путешествует по свету в обществе менад, сатиров и селенов, открывая людям секрет виноделия. Обрадованные и благодарные греки устраивали в его честь пышные «дионисии», или же вакханалии.

Со временем от дионисий произошел театр, а от хвалебных гимнов в четь бога вина – дифирамбов, исполняемых певцами, обряженными в шкуры козлов, появилось слово «трагедия» от τράγος - «козёл» и ᾠδή, ōdè - «песнь». Философ древности Аристотель указывал, что изначально трагедия была шутливой, исполняемая хором сатиров, козлоногих спутников Диониса, а свой мрачный оттенок приобрела позднее.

Бога вина и веселья Диониса славили, как приносившего освобождение от заботы и ослаблявшего путы размеренной жизни и быта, поэтому шествие этого бога Древней Греции носило экстатический характер. Неутомимо плясали менады и вакханки, дико бесновались и хохотали сатиры. Опоясанная змеями шумная свита Диониса крушила все на своем пути, упиваясь кровью растерзанных диких животных и таща за собой толпы смертных.

Некоторые исследователи стараются доказать, что культ бога вина имел восточное происхождение, а в Древней Греции стал популярен гораздо позже, чем культы других божеств, причем утвердиться смог с некоторым трудом.

Имя Диониса попадается уже на табличках критского линейного письма, датируемых примерно XIV веком до нашей эры, однако расцвет его культа приходится только на VII-VIII века нашей эры. К этому времени бог вина и веселья стал вытеснять других богов с пьедесталов популярности.

В число двенадцати олимпийцев бог вина и веселья тоже попал не сразу. Однако затем его стали почитать наравне с Аполлоном в Дельфах. В Аттике дионисии стали проводиться с поэтическими состязаниями. В период эллинизма культ бога Диониса поглотил (или был поглощен) культ фригийского бога Сабазия, получив себе новое постоянное имя - Сабазий.

Поделись статьей с друзьями!

    Бог вина и веселья Дионис

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/05/dionis-150x150.jpg

    Веселый и жизнерадостный бог Дионис пользовался у древних греков особой популярностью. Праздники, посвященные ему, отмечались с поздней осени и до весны. Часто эти они имели характер мистерий, а еще чаще плавно перетекали в банальные оргии. Появление Диониса Бог Дионис появился на свет от союза бессмертного и земной женщины. Некогда Зевс-громовержец не устоял перед красотой дочери...

Римский бог вина Вакх (в другом произношении – Бахус, у греков – Дионис) олицетворял собой виноделие и виноград. Культ его пришёл в Элладу и Рим из Азии и распространился гораздо позже культа остальных богов. Он получал значение по мере того, как распространялась культура виноградной лозы. Его очень часто соединяли с Церерой или Кибелой и устраивали этим двум представителям земледелия общие праздники.

Мифы древней Греции. Дионис (Вакх). Чужой в родном городе

В Древней Греции примитивное искусство ограничивалось только изображением головы Бахуса или его маски. Но эти изображения были вскоре заменены прекрасным и величавым образом старого Вакха в роскошном, почти женском платье, с открытым и умным лицом, держащим в руках рог и виноградную ветку. Только со времен Праксителя , первым изобразившего Вакха молодым, является в искусстве тип юноши с мягкими, почти лишенными мускулатуры формами, что-то среднее между мужской и женской фигурой. Выражение лица его представляет какую-то смесь вакхического экстаза и нежной мечтательности, длинные, густые волосы распущены по плечам в причудливых завитках, тело лишено всякой одежды, небрежно наброшена только козья шкура, ноги обуты в роскошные котурны (древняя обувь), в руках у него легкая палка, обвитая виноградными ветками, напоминающая скипетр.

В позднейшие времена Вакх довольно часто является на памятниках искусства одетым в роскошное женское одеяние. На группах и на отдельных статуях бог этот обыкновенно изображен в удобной позе – полулежа или сидящим на троне, и только на камеях и гравированных камнях он изображается идущим нетвердой походкой пьяного человека или же верхом на каком-нибудь любимом животном. Самое красивое изображение Вакха с бородой есть статуя, которая долгое время была известна под названием «Сарданапал», благодаря сделанной позднейшей надписи, но которую все знатоки истории искусства признали за статую бога. Эта статуя – настоящий тип восточного Вакха.

В искусстве чаще всего встречается изображение этого бога, известное под названием фиванского Вакха, безбородого и стройного юноши. Греческий живописец Аристид написал прекрасного Вакха, картина эта была увезена в Рим после завоевания Коринфа . Плиний рассказывает, что консул Муммий первый познакомил римлян с эллинскими произведениями искусства. Во время дележа военной добычи Аттал, царь Пергама , предложил заплатить за Вакха, написанного Аристидом, шестьсот тысяч денариев. Пораженный такой цифрой консул, заподозрив, что картина обладает какой-нибудь неизвестной ему чудесной силой, изъял картину из продажи, несмотря на просьбы и жалобы царя, и поместил ее в храме Цереры. Это была первая иноземная картина, публично выставленная в Риме.

На всех статуях фиванского типа Вакх изображен безбородым юношей во всем блеске молодости и красоты. Выражение его лица мечтательное и томное, тело его покрыто шкурой молодого оленя; он также очень часто изображается верхом на пантере или же на колеснице, везомой двумя тиграми. Виноградная лоза, плющ, тирс (жезл), чаши и вакхические маски – его обычные атрибуты. Всё это – эмблемы изготовления вина и того действия, которое оно производит. В древние века предполагали, что плющ обладает свойством не допускать до опьянения. Вот почему пирующие часто украшали свои головы плющом. Он так же, как и виноградная лоза, на многих статуях Вакха обвивает тирс, на конце которого находилась сосновая шишка. Во многих местностях Греции сосновые шишки употреблялись при приготовлении вина, которое должно было сильно отличаться от нынешнего. Уже судя по тому, как легко удалось Одиссею усыпить циклопа , дав ему немного вина, можно наверное сказать, что вино в те времена было гораздо крепче, чем теперешнее. Древние греки примешивали к нему мед или воду, и только в виде весьма редкого исключения пили чистое вино.

Вакх и Ариадна. Картина Тициана, 1520-1522

На многих монетах и медалях, выбитых в честь Вакха, видна систа, или мифическая корзинка, в которой хранились предметы, употребляемые при торжественных служениях, а также изображена змея, посвященная Эскулапу , как бы намекая этим на целебные свойства, которые греки приписывали вину.

Тигр, пантера и рысь являются обычными спутниками Вакха на всех памятниках искусства, изображающих его триумф, и указывают на восточное происхождение всего мифа об этом боге. Присутствие осла Силена объясняется тем, что демон Силен был приемным отцом или воспитателем Вакха; этот осел прославился, кроме того, своим участием в битве богов с великанами: при виде выстроившихся в боевом порядке великанов осел принялся так реветь, что те, напуганные этим криком, обратились в бегство. Появление зайца на некоторых вакхических группах объясняется тем, что это животное считалось у древних символом плодовитости. Кроме того, на камеях, гравированных камнях и барельефах, изображающих торжественные шествия в честь Вакха, встречаются еще следующие животные: баран, козел и бык – символ земледелия. Поэтому Вакх иногда изображается в виде быка, олицетворяя тогда плодородие земли.

Легкое опьянение, действуя возбуждающе на человеческий ум, вызывает вдохновение, а поэтому Вакху приписывают некоторые качества Аполлона , этого бога вдохновения по преимуществу. Иногда Вакха изображают в сопровождении Мельпомены, музы трагедии, потому что он считался изобретателем театра, т. е. театрального зрелища. На праздниках в честь Вакха стали впервые разыгрываться пьесы; эти праздники устраивались во время виноградного сбора: сборщики винограда, сидя на повозках и окрасив себе лицо виноградным соком, произносили веселые и остроумные монологи или диалоги. Мало-помалу повозки заменились театральным зданием, а сборщики винограда – актерами. Многочисленные маски, которые древние часто украшали надгробные памятники, были необходимыми принадлежностями мистерий в честь Вакха как изобретателя античной трагедии и комедии . На саркофагах же они указывали на то, что жизнь человеческая, подобно театральным пьесам, есть смесь удовольствий и горести, и что каждый смертный является только исполнителем какой-нибудь роли.

Таким образом, божество, олицетворявшее вначале только вино, стало символом человеческой жизни. Чаша – один из атрибутов Вакха – имела мистическое значение: «Душа, – объясняет ученый, исследователь мифов Кейзер, – выпивая эту чашу, пьянеет, она забывает свое высокое, божественное происхождение, желает только воплотиться в тело посредством рождения и идти по тому пути, который приведет ее к земному жилищу, но там, к счастью, находит она вторую чашу, чашу разума; выпив ее, душа может излечиться или отрезвиться от первого опьянения, и к ней тогда возвращается воспоминание о ее божественном происхождении, а вместе с ним и желание возвратиться в небесную обитель».

Сохранилось много барельефов, а также и живописных изображений праздников в честь Вакха. Обряды, исполняемые на этих праздниках, были весьма разнообразны. Так, например, в некоторых местностях дети, увенчанные плющом и виноградными ветками, окружали шумною толпою колесницу бога, украшенную тирсами и комическими масками, чашами, венками, барабанами, тамбуринами и бубнами. За колесницей шли писатели, поэты, певцы, музыканты, танцоры – одним словом, представители тех профессий, для занятий которыми требуется вдохновение, так как древние считали, что вино есть источник всякого вдохновения. Как только оканчивалось торжественное шествие, начинались театральные представления и музыкально-литературные состязания, продолжавшиеся несколько дней подряд. В Риме эти праздники подали повод к таким сценам распущенности и безнравственности, доходившим даже до преступлений, что сенат принужден был их запретить. В Греции же в начале установления культа Вакха его праздник носил характер скромного, чисто сельского праздника, и только впоследствии превратился он в роскошную оргию, с эксцессами менад .

Триумф Вакха и Ариадны. Художник Карраччи, 1597-1602

Особенно роскошно и великолепно устраивались шествия Вакха в Александрии. Чтобы дать хотя бы слабое понятие об этой процессии, довольно упомянуть, что в ней, кроме богато одетых представителей всех народностей Греции и Римской империи , принимали участие представители чужеземных стран и, кроме целой толпы переодетых сатиров и силенов верхами на ослах в процессии участвовали сотни слонов, быков, баранов, много медведей, леопардов, жирафов, рысей и даже гиппопотамов. Несколько сот человек несли клетки, наполненные всякими птицами. Богато украшенные колесницы со всеми атрибутами Бахуса чередовались с колесницами, изображающими всю культуру винограда и выделку вина – до громадного, наполненного вином пресса включительно.

Дионис Дионис , Вакх или Бахус

(Dionysus, Bacchus, Διόνυσος, Βάκχος). Бог вина и виноделия, сын Зевса и Семелы, дочери Кадма. Незадолго до его рождения ревнивая Гера посоветовала Семеле упросить Зевса явиться к ней во всем своем величии; Зевс действительно явился к ней с молнией и громом, но она, как простая смертная, не вынесла его лицезрения и умерла, преждевременно родив младенца. Зевс зашил ребенка в свое бедро, где доносил его до положенного срока. В сопровождении толпы своих служительниц, менад и вакханок, а также силенов и сатиров с жезлами (фирсами), обвитыми виноградом, Дионис прошел по Элладе, Сирии и Азии до самой Индии и вернулся в Европу через Фракию. На своем пути он везде учил людей виноделию и первым начаткам цивилизации. Женой Диониса считалась Ариадна, покинутая Тезеем на о-ве Наксос. Культ Диониса, сначала имевший веселый характер, мало-помалу становился все более невоздержанным и переходил в неистовые оргии, или вакханалии. Отсюда название Диониса - Вакх, т. е. шумный. Особенную роль в этих празднествах играли жрицы Диониса - исступленные женщины, известные под названием менад, вакханок и т. д. Дионису посвящены были виноград, плющ, пантера, рысь, тигр, осел, дельфин и козел. Греческому Дионису соответствовал римский бог Бахус.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ДИОНИС

(Διόνυσος), Бахус, Вакх, в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Д. встречается на табличках критского линейного письма «В» ещё в 14 в. до н. э., распространение и утверждение культа Д. в Греции относится к 8-7 вв. до н. э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Д. стал вытеснять культы местных богов и героев. Д. как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Д. отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.
Существуют мифы о разных древних воплощениях Д., как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Д.: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Д.- сын Зевса и Деметры (Diod. Ill 62, 2-28). Согласно основному мифу, Д.- сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всём своём величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнём смертную Семелу и её терем. Зевс выхватил из пламени Д., появившегося на свет недоношенным, и зашил его в своё бедро. В положенное время Зевс родил Д., распустив швы на бедре (Hes. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297), а потом отдал Д. через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (Eur. Bacch. 556-559) или сестре Семелы Ино (Apollod. III 4, 3). Д. нашёл виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришёл во Фригию, где богиня Кибела - Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Д. через Фракию отправился в Индию (Apollod. III 5, 1). Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Д. похищают морские разбойники-тирренцы (Apollod. III 5, 3). Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Д. Они заковали Д. в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Д.; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Д. явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов (Hymn. Hom. VII). В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Д. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий («плющ», «плющевой»), «виноградная гроздь» и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608). Зооморфное прошлое Д. отражено в его оборотничестве и представлениях о Д.-быке (618, 920-923) и Д.-козле. Символом Д. как бога плодоносящих сил земли был фаллос.
На острове Наксос Д. встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. (Apollod. epit. I 9). Повсюду, где появляется Д., он учреждает свой культ; везде на своём пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Д., носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Д.- Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они всё сокрушали на своём пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Д.-Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мёд и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (Eur. Bacch. 135-167, 680-770). Д. славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвёт оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены (616-626). Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царём Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное (Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061-1152). На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Д., бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми (Apollod. III 5, 1).
В число 12 олимпийских богов Д. вошёл поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Д., в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики (Paus. X 4, 3). В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Д. и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (Aristot. Rep. Athen. III 3). Из религиозно-культовых обрядов, посвящённых Д. (греч. tragodia, букв. «песнь о козле» или «песнь козлов», т. е. козлоногих сатиров - спутников Д.), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Д. были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.
В эллинистическое время культ Д. сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Д.). В Риме Д. почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.
Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 142-82; Ницше Ф., Рождение трагедии из духа музыки, Полн. собр. соч., т. 1, [М.], 1912; Otto W. P., Dionysos. Mythos und Kultus, 2 Aufl.. Fr./M.. 1939; Jünger F. G., Griechische Götter. Apollon, Pan, Dionysos. Fr./M., 1943; Meautis G., Dionysos ou Ie pouvoir de fascination, в его кн.: Mythes inconnus de la Grèce antique. P., , p.33-63; Jeanmaire Н., Dionysos. Histoire du culte de Bacchus, P., 1951.
А. Ф. Лосев.

Сохранилось множество памятников античного искусства, воплотивших образ Д. и сюжеты мифов о нём (любовь Д. к Ариадне и др.) в пластике (статуи и рельефы) и вазописи. Широко распространены были (особенно в вазописи) сцены шествия Д. и его спутников, вакханалий; эти сюжеты нашли отражение в рельефах саркофагов. Д. изображали среди олимпийцев (рельефы восточного фриза Парфенона) и в сценах гигантомахии, а также плывущим по морю (килик Эксекия «Д. в ладье» и др.) и сражающимся с тирренцами (рельеф памятника Лисикрату в Афинах, ок. 335 до н. э.). В средневековых книжных иллюстрациях Д. изображался обычно как олицетворение осени - время сбора урожая (иногда только октября). В эпоху Возрождения тема Д. в искусстве связывается с утверждением радости бытия; широкое распространение приобретают с 15 в. сцены вакханалий (начало их изображению положил А. Мантенья; к сюжету обращались А. Дюрер, А. Альтдорфер, X. Бальдунг Грин, Тициан, Джулио Романо, Пьетро да Кортона, Аннибале Карраччи, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, Н. Пуссен). Той же символикой пронизаны сюжеты «Вакх, Венера и Церера» и «Вакх и Церера» (см. встатье Деметра ), особенно популярные в живописи барокко. В 15-18 вв. популярностью в живописи пользовались сцены, изображающие встречу Д. и Ариадны, их свадьбу и триумфальное шествие. Среди произведений пластики - рельефы «Вакх превращает тирренцев в дельфинов» А. Филарете (на бронзовых дверях собора святого Петра в Риме), «Встреча Вакха и Ариадны» Донателло, статуи «Вакх» Микеланджело, Я. Сансовино и др. Д. занимает особое место среди других античных персонажей в садовой пластике барокко. Наиболее значительные произведения 18 - нач. 19 вв.- статуи «Вакх» И. Г. Даннекера и Б. Тор-вальдсена. Среди музыкальных произведений 19-20 вв. на сюжеты мифа: опера-балет А. С. Даргомыжского «Торжество Вакха», дивертисмент К. Дебюсси «Триумф Вакха» и его же опера «Д.», опера Ж. Массне «Вакх» и др.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Дионис

(Вакх, Бахус) - бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и Геры (по другим сведениям Зевса и фиванской царевны и богини Семелы, по иным сведениям Зевса и Персефоны). В честь Диониса справлялись празднества - Дионисии и Вакханалии.

// Адольф-Вильям БУГРО: Детство Бахуса // Никола ПУССЕН: Мидас и Бахус // Франц фон ШТУК: Мальчик Бахус верхом на пантере // ТИЦИАН: Вакх и Ариадна // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: Вакх // Константинос КАВАФИС: Свита Диониса // Дмитрий ОЛЕРОН: Герайон. Гермес и Вакх Праксителя. Вакх // А.С. ПУШКИН: Торжество Вакха // Н.А. Кун: ДИОНИС // Н.А. Кун: РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДИОНИСА // Н.А. Кун: ДИОНИС И ЕГО СВИТА // Н.А. Кун: ЛИКУРГ // Н.А. Кун: ДОЧЕРИ МИНИЯ // Н.А. Кун: ТИРРЕНСКИЕ МОРСКИЕ РАЗБОЙНИКИ // Н.А. Кун: ИКАРИЙ // Н.А. Кун: МИДАС

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ДИОНИС

в греческой мифологии Зевса и Фемелы, бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)









Синонимы :

Смотреть что такое "Дионис" в других словарях:

    - (др. греч. Διόνυσος) … Википедия

    - (Вакх) греческое божество, воплощение жизненной силы. Древнейшие формы культа Д. сохранились во Фракии, где они имели «оргиастический» характер: участники культа, одетые в звериные шкуры, в массовых радениях доводили себя до исступления (экстаза) … Литературная энциклопедия

    А, муж. Заимств.Отч.: Дионисович, Дионисовна; разг. Дионисыч.Происхождение: (В античной мифологии: Дионис бог жизненных сил природы, бог вина.)Именины: (см. Денис) Словарь личных имён. Дионис См. Денис … Словарь личных имен

    - (греч. Dionisos). Греческое название бога Вакха или Бахуса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИОНИС у древн. греков то же, что и Вакх, другое имя бога вина и веселья; у римлян Бахус. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

Древние греки поклонялись множеству богам, их религия как отражение характера: чувственного, необузданного как сама природа с ее стихиями. Дионис – один из любимых богов эллинов прямое доказательство тому, что удовольствие в их жизни занимало исключительное и первостепенное место.

Кто такой Дионис?

Дионис, бог виноделия, ворвался в размеренную жизнь греков со свойственным ему весельем, неистовством и безумием. Младший олимпиец имеет фракийское происхождение. Известен и под другими именами:

  • Бахус;
  • Вакх;
  • Старший Дионис;
  • Загрей;
  • Либер;
  • Дифирамб;
  • Ортос;
  • Хорей.

Дионис обладал следующими функциями и полномочиями:

  • отвечал за возрождение растительности весной;
  • покровительствовал земледельцам;
  • обучил людей ремеслу выращивания винограда и виноделию;
  • насылал безумие на тех, кто не хотел примкнуть к нему;
  • считается «отцом» театрального жанра трагедии.

Родителями бога вина и виноградной лозы считаются Зевс и Семела. Миф о рождении Диониса окутан страстями. Ревнивая жена громовержца Гера узнав, что Семела беременна, приняв вид ее кормилицы, подговорила упросить Зевса явиться в божественном обличьи. Семела при встрече с богом спросила готов ли он выполнить одно ее желание, и тот поклялся выполнить любой ее каприз. Услышав просьбу, Зевс вырвал еще недозревший плод из чрева возлюбленной и зашил в своем бедре, а когда пришел срок Зевс родил сына Диониса.

Культ Диониса в Древней Греции прозвали Дионисиями. Праздники сбора винограда величали малыми Дионисиями, сопровождавшиеся яркими представлениями с переодеванием, пением, питьем вина. Главные Дионисии проводились в марте – в честь возродившегося бога. Ранние версии празднества вакханалии проводились под покровом темноты и представляли собой дикие пляски менад в трансовом состоянии, ритуальные совокупления. Разыгрывалась Смерть Диониса бога в образе быка и жертвенное животное разрывали на части, ели теплое мясо.

Атрибут Диониса

В античных произведениях искусства Дионис изображался как молодой безбородый юноша с женственными чертами лица. Самым важным атрибутом бога является посох Диониса или тирс из стебля фенхеля, увенчанного сосновой шишкой – фаллический символ созидающего начала. Другие атрибуты и символы Вакха:

  1. Виноградная лоза. Обвитая вокруг жезла – признак плодородия и ремесла виноделия;
  2. Плющ – по поверьям против сильного опьянения.
  3. Чаша – выпивая ее, душа забывала о своем божественном происхождении, и чтобы излечиться надо было выпить другую - чашу разума, тогда возвращается воспоминание о божественности и желание возвратиться на небо.

Спутники Диониса не менее символичны:

  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Менады – верные последовательницы или жрицы культа Диониса;
  • пантера, тигр и рысь – животные семейства кошачьих обозначают его восхождение и триумф и напоминают, что культ пришел с Востока;
  • бык – символ плодородия и земледелия. Дионис часто изображался в виде быка.

Дионис - мифология

Эллины почитали природу во всех ее проявлениях. Плодородие – важная часть составляющей жизни сельских жителей. Богатый урожай – это всегда хороший знак того, что боги благосклонны и благодушны. Греческий бог Дионис в мифах предстает веселым, но в тоже время своенравным и насылающим проклятья и погибель тем, кто не признает его. Мифы о Бахусе наполнены разнообразными чувствами: радостью, печалью, гневом и безумием.

Дионис и Аполлон

Конфликт между Аполлоном и Дионисом разные философы и историки интерпретируют по-своему. Аполлон – лучезарный и златокудрый бог солнечного света покровительствовал искусствам, морали и религии. Поощрял людей соблюдать меру во всем. И греки до прихода культа Диониса старались следовать законам. Но Дионис «ворвался» в души и осветил все неприглядное, те бездонные пропасти которые есть в каждом человеке и размеренные эллины начали предаваться разгулу, пьянству и оргиям, чтя великого Бахуса.

Две противоположные силы «светлая» аполлонистическая и «темная» дионисическая сошлись в поединке. Разум столкнулся с чувствами, так описывают борьбу двух культов историки. Свет, мера, жизнерадостность и наука против культа земли, заключающей в себе тьму мистерий с безмерным употреблением вина, принесением жертв, неистовых плясок и оргий. Но как нет света без тьмы, так и в этом конфликте родилось что-то новое и необычное – появился новый жанр искусства греческие трагедии о соблазнах и бездне человеческой души.

Дионис и Персефона

Дионис бог Древней Греции и Персефона – богиня плодородия, супруга Аида и вместе с ним властительница подземного царства в древнегреческой мифологии связаны между собой в нескольких сказаниях:

  1. Один из мифов о рождении Диониса упоминает Персефону как мать его мать. Зевс воспылал страстью к собственной дочери, обратившись в змея, вступает с ней в связь, от которой рождается Дионис. В другой версии, Дионис спускается в подземное царство и дарит миртовое дерево Персефоне, чтобы та отпустила его мать Семелу. Дионис дает матери новое имя Тиона и возносится с ней на небо.
  2. Персефона прогуливалась по лугу острова Перг в Сицилии и была похищена Аидом (Гадесом), в некоторых источниках Загреем (одно из имен Диониса) в царство мертвых. Безутешная мать Деметра долго искала юную дочь по всему свету, земля стала бесплодной и серой. Узнав, наконец, где ее дочь, Деметра потребовала у вернуть ее. Аид отпустил супругу, но перед этим дал ей съесть семь зерен граната, которые возникли из крови Диониса. В царстве мертвых нельзя ничего есть, но Персефона, на радостях, что ей предстоит вернуться, съела зерна. С этого времени, проводит весну, лето и осень наверху, а зимние месяцы в подземном мире.

Дионис и Афродита

Миф о Дионисе и богине красоты Афродите известен тем, что от их мимолетной связи родился безобразный ребенок. Сын Диониса и Афродиты был необычен и настолько уродлив, что красавица-богиня отказалась от младенца. Огромный фаллос Приапа постоянно находился в состоянии эрекции. Повзрослев, Приап пытался соблазнить своего отца Диониса. В Древней Греции сын бога виноделия и Афродиты почитался в некоторых провинциях как бог плодородия.

Дионис и Ариадна

Жена и спутница Диониса Ариадна вначале была брошена ее возлюбленным Тесеем на о. Наксос. Ариадна долго плакала, затем заснула. Все это время Дионис, прибывший на остров, наблюдал за ней. Эрот выпустил свою стрелу любви и сердце Ариадны воспылало новой любовью. Во время мистического бракосочетания голову Ариадны венчал венец, подаренный ей самой Афродитой и горами острова. В конце церемонии Дионис вознес венец на небо в виде созвездия. Зевс в качестве подарка сыну наделил Ариадну бессмертием, что возвело ее в ранг богинь.

Дионис и Артемида

В другом мифе о любви Диониса и Ариадны, бог Дионис просит Артемиду, вечно юную и целомудренную богиню охоты убить приглянувшуюся ему Ариадну, за то, что та сочеталась браком с Тесеем в священной роще, только так Ариадна могла стать его женой, через инициацию смерти. Артемида пускает стрелу в Ариадну, которая затем воскресает и становится женой бога веселья и плодородия Диониса.

Культ Диониса и христианство

С проникновением христианства в Грецию культ Диониса долго не изживал себя, народом продолжались почитаться празднества, посвященные богу, и греческая церковь вынуждена была бороться своими методами, на смену Дионису пришел святой Георгий. Старые святилища, посвященные Вакху разрушались, а на их месте строились христианские храмы. Но даже сейчас, во время сбора урожая винограда, в праздниках можно разглядеть восхваление Бахуса.

«Отравлен день без чистого вина,

Душа тоской вселенскою больна.

Печали – яд, вино – противоядье,

Коль выпью, мне отрава не страшна»,

Омар Хайям.

На протяжении тысячелетий божественное происхождение не вызывало сомнений у народов, познавших его уникальные свойства. Именно боги в большинстве древних культур преподносили человеку вино как лекарство от тоски. Мудрецы древности считали вино средством познания тайн бытия.

Вино и боги.

История умалчивает о том, какой народ может считаться изобретателем виноделия. Во всех частях света люди научились изготовлять хмельные напитки, и у каждой цивилизации был собственный бог вина, занимающий не последнее место в божественном пантеоне.

Вино, театр, веселье.

Дионис (Вакх) – самый известный покровитель виноградарства и виноделия, бог веселья и . Древние греки почитали его наравне с Аполлоном, богом солнечного света и покровителя искусств. Дионис олицетворял жизнь и смерть в их нераздельном слиянии и отождествлении. В его честь устраивались празднества: торжественные процессии, состязания трагических и комических поэтов, веселые игры. Именно «дионисиям» мы обязаны возникновению театра, жанров трагедии и комедии.

Вино, любовь, семья.

Божествами у древних славян были Хмель и его жена Сурица, богиня радости и света. «Мед питный» - хмельной напиток – в ее честь носил название «сурья». Этот солнечный напиток считался обязательным атрибутом любви и семейного достатка, что нашло отражение в славянской мифологии. Готовил сурью Квасура, бог виноделия, а научила его этому искусству Лада, покровительница домашнего очага.

Мед поэзии.

В скандинавских легендах за право обладания чудесным напитком, медом поэзии, дарующим мудрость и вдохновение, велись жестокие войны небожителей.

Вино в стране лекарств.

У народов американского континента за приготовление алкогольных напитков, предшественников современной текилы, тоже отвечали различные божества. Патекатль, божество ацтеков, был, кроме того, богом трав и кореньев, из которых готовили подобие вина. Люди считали, что он происходил «из страны лекарств». Женой Патекатля была Майяуель, богиня агавы, из которой готовят текилу.

Вино и власть.

Древние шумеры почитали Энлиля, бога виноделия, как бога богов, владыку Вселенной. Власть и вино в Месопотамии были неразрывно связаны между собой. По преданию, шумерская царица Ку-Баба происходила из рода корчмарей.

Правитель винного родника.

«Если хочешь забыть о собственной бедности - продай все, купи на вырученные деньги и выпей его. Если же хочешь разбогатеть, то возьми кредит и открой винный магазин», - такой совет вы найдете в китайской мифологии. Покровитель виноторговцев Сима Сян-жу помогает всем тем, кто мечтает о богатстве. «Правитель винного родника» Ду Кан первым научился делать вино, и с тех пор он считается помощником китайских виноделов.

Интересно о вине.

Зачем в Древней Греции разбавляли вино?

Мы очень много знаем о культуре Древней Греции, однако, греческие вина – настоящая загадка для ученых. Содержание алкоголя в винах того периода, по оценкам ученых, не должно было превышать 14%, так как, при достижении этой концентрации дальнейшее образование алкоголя прекращается.

Как известно, греки многократно разбавляли свое вино, чтобы получить удовольствие от напитка. По мнению ученых, винами в Древней Греции назывались, скорее всего, различных растений, которые были более опьяняющими, чем современные вина. Вероятно, что в состав греческих настоек входили также и наркотические вещества.

Самый дорогой уксус.

Чем больше срок выдержки , тем оно дороже. Однако покупатели часто рискуют вместо благородного напитка приобрести за несколько тысяч долларов обыкновенный уксус.

При попадании воздуха в бутыль из-за дефектов пробки, бактерии, содержащиеся в вине, используют кислород для превращения алкоголя в кислоту. До недавнего времени, определить качество напитка было нельзя, не раскупорив бутылку.

Ученые Калифорнийского университета предложили определять состав продукта, не снимая пробку, с помощью ядерного магнитного резонанса.

Вино и братья наши меньшие.

Что нужно сделать для успешного продвижения винного бренда на рынке? Оказывается, поместить на этикетку изображение какого-нибудь животного.

Однако знатоки утверждают, что вина с изображениями братьев наших меньших предпочитают люди, которые не воспринимают качество вино всерьез, а лишь хотят получить удовольствие не только от самого напитка, но и от картинки на этикетке.

Предостережение любителям вина.

«Хочешь – пей, но рассудка спьяна не теряй,

Чувства меры спьяна, старина, не теряй.

Берегись оскорбить благородного спьяну,

Дружбу мудрых за чашей вина не теряй»

Омар Хайям.

Каждый народ, научившийся делать вино, считал божественным происхождение благородного напитка. Однако в древних культурах существовали легенды и запреты, формировавшие традиции правильного употребления алкогольных напитков.

Так, ацтеки позволяли пить пульке только четыре раза в год.

Прекрасный юноша Дионис и вечно пьяный грубый Вакх символизируют две стороны влияния алкоголя на состояние и поведение человека.

Древнеримская легенда гласит: «Люди, отведавшие вина, станут чувствовать легкость, подобно орлу, парящему в небесах. Тот, кто не остановится на выпитом, найдет в себе смелость льва. Ну а тот, кому и этого кажется недостаточно, в результате превратится в глупого осла» .

Грань между наслаждением божественным напитком и злоупотреблением алкоголем очень тонка. Поэтому всегда необходимо помнить о чувстве меры!

Изабелла Лихарева