Торжества по случаю общецерковного прославления афонского старца Василия (Кишкина) прошли в Брянской епархии. Надо ли принудительно лечить наркоманов? Иеромонах диомид кузьмин

17 июня 2018 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, в Богородицкой Площанской мужской пустыни Брянской епархии митрополит Брянский и Севский Александр возглавил торжества по случаю общецерковного прославления преподобного Василия (Кишкина).

В этот день на площади перед восстанавливаемым Казанским собором обители была совершена Божественная литургия при многочисленном стечении паломников из Брянска, Курска, Железногорска и других городов Брянской и соседних областей.

Богослужение совершили митрополит Брянский и Севский Александр, епископ Великолукский и Невельский Сергий, епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир в сослужении духовенства Брянской митрополии.

В центре соборной площади была установлена украшенная цветами рака со святыми мощами новопрославленного преподобного.

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Свято-Троицкого кафедрального собора г. Брянска (регент – А.А. Бирюков).

На торжествах присутствовали советник губернатора Брянской области по делам религий Л.И. Колинко, глава Администрации Брасовского района С.Н. Лавокин.

На малом входе глава Брянской митрополии огласил деяние Архиерейского Собора об общецерковном прославлении преподобного старца Василия. Под пение тропаря святому владыка Александр благословил молящихся иконой святого.

Проповедь перед Причастием произнес иеромонах Диомид (Кузьмин), благочинный Успенского Свенского мужского монастыря, автор жизнеописания старца Василия.

По окончании Литургии был отслужен молебен преподобному Василию Площанскому.

Приветствуя собравшихся, митрополит Александр, в частности, сказал:

«Когда мы с вами прославляем память святых угодников Божиих, то не должны только удивляться и восторгаться величию их подвига, но должны по мере сил, насколько позволяет нам наша вера, стараться подражать их жизни, брать с них пример».

В благодарность за труды, понесенные в деле прославления Площанского старца, владыка Александр вручил епархиальную награду – медаль святого благоверного князя Олега Брянского I степени – благочинному Свенского монастыря иеромонаху Диомиду (Кузьмину), директору издательства «Наследие православного Востока» А.П. Власюку и Н.В. Кишкину, родственнику преподобного Василия, проживающему в Курске.

В ответном слове настоятель Богородицкой Площанской пустыни игумен Леонид (Лушкин) поблагодарил архипастырей за посещение обители:

«Сердце сегодня наполняется радостью об этом событии: старец Василий Площанский прославлен в лике святых, и теперь вся полнота Русской Православной Церкви будет молиться, просить помощи, вразумления у этого великого подвижника Божия. И Брянская земля также получила своего предстателя, того, кто будет всегда молить Бога и пребывать с нами».

На молитвенную память игумен Леонид преподнес Владыкам иконы преподобного Василия Площанского. Всем участникам богослужения также были розданы иконки святого. Для паломников была организована общая трапеза.

Краткая справка

Старец Василий преставился в 1831 году в Богородицкой Площанской мужской пустыни в возрасте 86 лет. После революции почитание старца не прекратилось ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. Мощи старца Василия были обретены весной 2002 года у алтаря разрушенного Казанского собора. В те годы обителью управлял архимандрит Сергий (Булатников) (ныне епископ Великолукский и Невельский). Подготовленные документы для канонизации старца были отправлены в Синодальную комиссию в Москву. В 2008 году состоялось прославление старца Василия в лике местночтимых святых в Соборе Глинских святых Украинской Православной Церкви. 30 ноября 2017 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви имя иеросхимонаха Василия (Кишкина) было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания, 25 мая с.г. в Собор Брянских святых. Мощи преподобного Василия пребывают в Богородицкой Площанской мужской пустыни в Покровском храме.

В преддверии празднества издательством «Наследие православного Востока» (г. Серпухов) в 2018 году была издана книга «Великий Василий. Жизнеописание и письма инокиням прп. Василия Площанского». Автор жизнеописания иеромонах Диомид (Кузьмин) на протяжении десяти лет работал над составлением книги, изучая документы в архивах, и в 2010 году была издана первая книга «Жизнеописание преподобного Василия, старца Площанского». В 2015 году в оригинале опубликованы «Письма о подвижничестве инокинь» преподобного Василия (Кишкина). Это духовное наследие старца, хранившееся в виде двух рукописных тетрадей в фонде Голубинских, профессоров Московской духовной академии, в Российской государственной библиотеке, представляет собой учение об аскезе. Публикация подобного уникального памятника русской патристики первой трети XIX века осуществлена впервые. В новом издании 2018 года письма даны в современной редакции.

Сегодня, 11 января, постоянному автору, другу « », насельнику Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни в Брянской области иеромонаху Диомиду (Кузьмину) исполнилось 50 лет. Редакция « » от всей души поздравляет дорогого отца Диомида с юбилеем. Желаем ему многая и благая лета для трудов и свершений во имя нашей Матери-Церкви и дорогого Отечества.

В связи с этим юбилеем мы попросили отца Диомида рассказать о себе, о своей жизни и монашеском служении.

« »: Известно, что человек формируется в семье, на первых порах жизни огромное влияние на становление человеческой личности оказывают родители, родственники, ближайшее окружение. Отец Диомид, расскажите, пожалуйста, о своей семье? Какое воспитание Вы получили?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Любой человек, говоря о своих родителях, непременно с благодарностью вспомнит их заботу о себе. Я не могу забыть, как отец приучал меня читать в детстве, заботливо подкладывая на мой стол новые купленные им недавно интересные книги. Ему были знакомы все продавщицы книжных магазинов в округе. Иногда он привозил книги целыми чемоданами из дальних поездок. С тех пор у моего изголовья всегда находится несколько книг. Даже электронные книги не стали помехой, мне всегда больше нравится читать тексты именно на бумаге. У нас дома была весьма богатая библиотека, от «Академии» до серии географических открытий и путешествий. Когда отца не стало, я, разбирая его рабочий шкаф, наткнулся в дальнем углу на спрятанную книжку. Это было старинное издание большого формата - Правила ко Святому Причащению. Это было для меня полной неожиданность - мой отец никогда не говорил со мной о Боге. Я вдруг увидел жизнь своих родителей под совершенно новым углом. Настоящим образцом жертвенного служения ближнему является для меня моя матушка. Она отдает всю себя людям, оставаясь для меня совершенно недосягаемым пределом и постоянным примером. Говорят, что ее мама была такой же, она умерла от голода в блокаду.

: Отец Диомид, а как Вы пришли к Богу, как обрели веру?

ДК: Сколько я себя помню, меня всегда интересовала сфера таинственного, божественного. А в православный Храм меня привела встреча в армии с настоящим верующим человеком, собиравшимся после поступать в семинарию. Мы подружились, и он мне очень помог с дальнейшим осознанием себя в Церкви. Очень часто к вере приводят неожиданные знакомства и нелегкие жизненные испытания. Ведь для обычного городского увальня, каким я был тогда, полтора года военной службы стали серьезной встряской. В то время православные книги были большой редкостью - достать их было крайне сложно, существовал самый настоящий духовный голод. Новая или переиздаваемая книга или статья на церковную тему сразу же попадала в центр внимания, обсуждалась в кругу верующих друзей. Верующие друзья - это была основа православной жизни для меня тогда. Ведь настоящих общин почти не было в советское время. И мы собирались после воскресной литургии для дружеского общения на церковные темы.

: Батюшка, как Вы приняли решение о пострижении в монашество и получении священства?

ДК: Я бы не хотел особенно рассуждать о постриге, ведь это слишком личное, сокровенное. Не думаю, что найдется монах, который захочет подробно рассказать об этом.

Что касается самого ухода в монастырь - я совершил это как-то незаметно для себя и домашних. Просто приехал в обитель, куда меня позвал мой духовник, и сразу стал петь на клиросе. Ежедневные Богослужения заслонили от меня необходимость выбора пути: оставаться или уезжать. Я без колебаний стал жить новой и непонятной доселе жизнью послушника. Не знаю, быть может у меня такой характер: не люблю резких и скоропалительных решений. Судьбоносное решение долго созревало у меня в душе, и я отдался на волю Божию. Даже когда меня постригли в монашество, оказалось, что я забыл написать прошение на поступление в монастырь. Дома догадались, что я остаюсь в монастыре насовсем лишь года через два, и отпустили меня на все четыре стороны. Забавно, что я уволился с мирской работы через три года после того, как обрел новое имя, и через год после того как стал священником. Да, иногда такое бывает!

: Монастырская жизнь для многих неведома, подвиг монашества непостижим. В чем заключается суть монашеской жизни (служения)? Каковы особенности монастырской жизни?

ДК: Вообще, монастыри в России сегодня - совсем не те, что существовали раньше. В настоящее время, наверное, любая монашеская обитель, кроме внутренних задач развития среди братии, каких-то специальных сторон общинной жизни, еще призвана обратиться лицом к обыкновенному человеку, прихожанину села или города, живущему рядом. Ведь большинство наших исторических монастырей находятся сейчас среди мира, совсем не в уединенном месте. Рискну предположить, что нам, наверное, стоит расширить сферу деятельности активных прихожан в монастырях, участие их не только в богослужебной сфере, но и в делах монастыря. Сторон приложения в данном вопросе существует немало, и не только в социальной деятельности, но и в катехизической работе среди крещаемых, например.

: Монахи - это тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. Отец Диомид, расскажите пожалуйста о своих интересах, увлечениях, думах.

ДК: Монахи - народ непростой. Хотя увлечения у них, на первый взгляд, совершенно обычные. Кто-то любит под машиной в гараже поваляться, починить что-то, проверить зажигание, например. Кто-то увлекается фотографией, и все свободное время бегает по монастырским далям в поисках редкого кадра. Кто-то, на худой конец, просто собирает подрясники или четки разных цветов и оттенков! Я, правда, увлекаюсь исследованием государственных исторических архивов (XVIII-XX веков), и не только нашего монастыря и округи, но и других, современных пластов церковной истории. Люблю слушать старинную музыку различных эпох, но больше - барокко, а еще одноголосный знаменный распев. А в остальном - ничего особенного. Пользуясь случаем, поздравляю всех читателей « » с великой радостью Христова Рождества! Христос раждается, славите!

Беседовал заместитель главного редактора « » Александр Тимофеев

"Не думаю, что компьютерные игры такого рода хоть как-то поспособствуют противодействию наркоторговли и распространению наркомании. Скорее, наоборот, дети, играющие в такие игры, попадут в игровую зависимость. Я не понимаю, почему Управление Федеральной службы по наркоконтролю (УФСКН) России по Новосибирской области допустило создание подобных игр, которые, по сути, скопированы с западных образцов с использованием американских мотивов. Вероятно, УФСКН создало эти игры либо от нехватки средств, либо от недалекого ума. Очень обидно, что в нашей стране создаются подобные игры", - заявил в интервью "Русской линии " руководитель Центра реабилитации наркозависимых при Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни в Брянской области иеромонах Диомид (Кузьмин) , комментируя презентацию игр, выпущенных за счет средств целевой федеральной программы по противодействию незаконному обороту наркотиков.

Презентация состоялась вчера, 21 сентября, в Новосибирске в рамках открывшейся осенней сессии региональных киберспортивных соревнований "Кубок вызова Intel". Как сообщили в группе информации и общественных связей УФСКН по Новосибирской области, территориальные органы ФСКН уже начали распространять в Сибирском федеральном округе эти компьютерные игры, передает ИА Regnum . Игры созданы московскими программистами по образцу американской игрушки "S.W.A.T.".

По словам оперуполномоченного окружного Управления госнаркоконтроля Игоря Кутонова, игра "Антинаркомания" рассчитана на детей от 6 лет, передает сайт "Вечерний Новосибирск". Вторая игра - "Борец спецназа ФСКН России" рассчитана на подростков. В ней опытные сотрудники ФСКН России борются с наркодилерами. "Цель игр одна - еще раз показать молодому поколению, что наркотики это вред, это плохо, и что борьба с наркотиками - единственное правильное решение", - отметили в управлении.

Однако эксперты высказывают опасения по поводу сюжета этих игр, которые, по их мнению, могут приучить детей к жестокости. Например, герои "Антинаркомании" - народные дружинники помогают людям в погонах выследить и уничтожить лабораторию по производству наркотиков, передает "Комсомольская правда - Новосибирск". В "Бойце спецназа…" задача игрока заключается в том, чтобы уничтожить с помощью ружья вооруженного и отчаянно сопротивляющегося наркодилера. По словам начальника отдела профилактики УФСКН по Новосибирской области Сергея Кабрученко, "Антинаркомания" нацелена на формирование отрицательного образа наркодельцов и вообще наркомании у маленьких детей. Тем не менее, по мнению психолога центра экстренной психологической помощи Никиты Лезина, эта игра, "с одной стороны, полезна: она действительно вырабатывает у детей негативное отношение к наркомании, но, с другой стороны, как и любая другая компьютерная "стрелялка", она приучает детей к жестокости, лишает их чувства реальности и затягивает". "Получается, что, отучая от наркомании, мы приучаем детей к игромании, а это неправильно", - считает психолог.

В свою очередь, иеромонах Диомид отметил, что разработка таких игр требует дополнительных более глубоких размышлений, "поскольку общеизвестно, что любые компьютерные игры с элементами агрессии и жестокости приводят к игровой компьютерной зависимости". "В данном случае, мы попадаем в ловушку, так как есть опасность, что дети, увлекаясь отстрелом наркодилеров, сами попадут в зависимость. Эта игра может привести к осознанию того, что некоторые проблемы можно решить только с помощью физических мер. Я думаю, что к разработке таких игр надо привлекать не только собственно самих программистов, но и специалистов из разных областей: детских и подростковых психологов, священников", - подчеркнул отец Диомид. Он отметил, что при создании подобных игр не стоит копировать западные игры, а наоборот, надо искать свои методы противодействия наркотрафику, и такие примеры есть. "Я уверен, что наши разработчики с удовольствием пойдут на сотрудничество с ФСКН и произведут достойные образцы программ для детей, развивающие и оберегающие их от опасного влияния", - добавил отец Диомид.

Более того, по словам священника, недопустимо создание игр, в которых игроку приходиться убивать, пусть даже виртуально. "Убийство человека само по себе аморально, оно является грехом и запрещено Богом. При этом наивно думать, что витруальное убийство не несет в себе ничего опасного, по сути, это первый шаг к преступлению. Тем не менее, у государственной службы есть свои задачи, на которые никто не посягает: пусть она их выполняет законными средствами, которые даны ей обществом. Но для борьбы с наркодилерами можно придумать более достойные игры. Необходимо предостеречь разработчиков от копирования западных образцов. Ведь существуют и другие игры, которые развивают ребенка и вырабатывают у него защитные механизмы. Именно эти игры надо создавать, а не провоцировать рост страстей в ребенке. Это очень опасно!", - считает о. Диомид.

"Я призываю всех программистов все-таки сеять добрые чувства в детях и создавать развивающие игры. Создание таких игр будет актуально в ближайшее время. Надо признать, к сожалению, что без этих игр уже не обойтись. Что же касается презентованных вчера игр, то они являются не очень удачным способом борьбы с наркоторговлей и с распространением наркотиков. Вероятно, инициатива Новосибирского УФСКН имела целью оказать психологическое давление на местных наркодилеров, это не запрещено законом. Наркополиция вправе это делать. Однако я не собираюсь защищать наркодилеров от насилия, которое на них оказывает государство. Нужно защитить детей, тех самых геймеров, которые в результате этой нововведенной игры оказываются невольными жертвами", - заключил о. Диомид.

2650 06.10.2005

В целом же, в среде людей воцерковленных отрицательное отношение, отвержение ЛЖВС не столь широко распространено, как среди людей неверующих. Скорее следует говорить о стереотипе, сложившемся в сознании неверующих людей относительно Церкви: Церковь дескать отрицательно относится в ВИЧ-инфицированным, брезгует ими. Этот стереотип вреден, он зачастую мешает людям, живущим с ВИЧ-СПИДом, которые хотели бы получить духовную поддержку, прийти в Церковь

В ней приняли участие насельник Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни и сотрудница Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Маргарита Борисовна Нелюбова.

12:14 Зинаида Нелюбова, Тура, Эвенкия
Мы живем в Туре — это Эвенкия, нас пока Бог милует, но сердце всегда болит за тех, кто волей или неволей становится больным этой страшной болезнью. Как практически помочь таким людям? Да и ждут ли они помощи? Самое главное — молитва, от всего сердца. Бог Вам в помощь! С уважением, Ваша однофамилица, а может и больше. Зинаида Нелюбова.
Маргарита Нелюбова
: Безусловно, очень важной действенной помощью для людей живущих с ВИЧ-СПИДом является молитва. Еще одна возможность оказать им поддержку — это организовать в православном приходе группу взаимопомощи для людей, живущих с ВИЧ-СПИДом (ЛЖВС) либо службу психологической поддержки и психологического консультирования. Очень важно интегрировать этих людей в литургическую жизнь прихода, церковно-социальную деятельность, помочь им найти свое место в Церкви.
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Наверное, нужно, самое первое, это провести молебен о здравии больных ВИЧ-СПИДом и их близких и врачей, которые их лечат. На это откликнутся многие. Можно и повесить объявление в местном СПИД-центре, в наркодиспансере и, конечно же, в храме. Это поможет тем людям, которые хотели бы получить поддержку сделать первый шаг на пути к Богу, а вы таким образом получили бы возможность им помочь.

12:18 Владимир, г.Саратов
День добрый отец Диомид! Скажите, пожалуйста, как к Вам попасть в Ваш реабилитационный центр и что для этого нужно кроме желания?
Иеромонах Диомид (Кузьмин)
: Наш реабилитационный центр небольшой. К сожалению, мы не можем принять всех желающих. Но процедура такова. Первое, мы должны побеседовать с желающим либо письменно, либо по телефону, а иногда и лично. Только после этого мы принимаем решение. Но самое главное, чтобы у человека было желание лечиться. А лекарство у нас, конечно, духовное.

12:26 Ольга, Талдом
Проблема СПИД, на мой взгляд, проблема духовная (особенно, если вспомнить с кого это все пошло). Но глас Церкви слишком тихий в нашем огалтелом мире, Вам не кажется?
Иеромонах Диомид (Кузьмин)
: Все равно дело Церкви не бояться говорить об этом и предложить свое видение этой проблемы.
Маргарита Нелюбова : Безусловно, Церковь считает, что в основе этой проблемы лежит духовно-нравственная деградация, широко захватившая наше общество. Задача Церкви в этих условиях — прежде всего, предложить свое видение решения этой проблемы. Под этим мы понимаем, в первую очередь, духовно-нравственное воспитание в духе традиционных христианских ценностей. Церковь со своей стороны должна предложить активные действия для решения этой проблемы: программы воспитания молодежи, помощь ВИЧ-инфицированным и их близким, их духовно-психологическая поддержка и т.п. Такая работа уже ведется во многих регионах. Хотелось бы, чтобы она осуществлялась шире. Голос Церкви кажется тихим, потому что проблема СПИДа и особенно церковного участия в ее решении недостаточно освещается в СМИ.

12:29 Лена Р., Москва
Могут ли ВИЧ-инфицированные причащаться в церкви вместе с другими людьми. Можно ли ВИЧ-инфицированным венчаться в церкви?
Иеромонах Диомид (Кузьмин)
: Ответ на этот вопрос содержится в Концепции участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом: «Тем, кто уверовал во Христа и очищен Таинством Покаяния, не может быть возбранен вход в Царство; в том числе и ВИЧ-инфицированный не может быть отлучаем от участия в Таинстве Евхаристии… Это же касается и других Таинств… Люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, которые во дни своей болезни открывают свое сердце вере во Христа и, если не крещены, искренне желают принять Таинство Крещения, должны быть с любовью принимаемы в церковное общение, равно как и те, кто, будучи крещены, не жили прежде церковной жизнью, но желают, принеся покаяние Богу, воссоединиться с Церковью… Также нет препятствий для совершения над такими больными Таинств Миропомазания и Елеосвящения. То же самое справедливо относительно причащения ВИЧ-инфицированных, а также целования ими икон и иных святынь».

12:30 Михаил Д-ов, Подольск
Проблемами, связанными с ВИЧ/СПИДом, занимаются всякие общественные фонды, правозащитные организации, зачем святые отцы в это лезут, неужели могут предложить что-то новенькое?
Иеромонах Диомид (Кузьмин)
: Могут. В отличие от светских организаций – общественных фондов, государственных структур – Церковь видит свою задачу, прежде всего, в духовной поддержке людей, затронутых этим заболеванием: ВИЧ-инфицированных и их близких. Многие из них нуждаются не только в социальной и психологической помощи, которую в состоянии предоставить светские организации, но и в духовной поддержке. Еще одна важная задача Церкви – профилактика ВИЧ среди детей и молодежи, основанная на воспитании в духе традиционных нравственных ценностей — тех христианских и общечеловеческих гуманных ценностей, которые помогут больше ценить свою собственную семью, укрепить отношения с родителями и соответственно преодолеть те внутрисемейные конфликты, которые очень часто толкают молодежь на улицу и делают их жертвами наркотиков; помогут воздерживаться от добрачных сексуальных отношений – еще одного пути распространения ВИЧ-инфекции.

12:31 Алексей Логинов, Москва
Сотрудничает ли Церковь со СПИД-центрами, другими нецерковными организациями по СПИДу?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Церковь считает сотрудничество со светскими – государственными и общественными – организациями не только возможным, но и важным для эффективной борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа. Оно должно основываться на ясном понимании особенностей и различий в подходах сотрудничающих сторон. Совместные инициативы церковных и светских организаций должны быть согласованными и приемлемыми как для Церкви, так и для общественных и государственных организаций, чтобы, объединяя усилия, мы взаимно укрепляли бы друг друга. О важности такого сотрудничества упоминается и в Концепции РПЦ по СПИДу.

12:34 Александра К., Москва
Существуют ли православные реабилитационные центры для больных СПИД?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Существуют православные реабилитационные центры для наркозависимых, куда принимают и ВИЧ-положительных. Поскольку эти два заболевания подчас сопутствуют друг другу. Информацию об этих центрах можно найти на сайте .

12:37 Маргарита, Калуга
Есть ли какая-то литература по тематике: Православная Церковь и проблема СПИДа?
Иеромонах Диомид (Кузьмин)
: Информацию на эту тему можно найти на сайтах www.rondtb.msk.ru , mospat.ru , .

12:39 Андрей, Москва
Излечим ли СПИД с точки зрения Православия?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Да, как любая другая болезнь. Нет ничего невозможного для Бога.

12:46 Лидия, Можайск
СПИД — это просто болезнь или же кара Божия с точки зрения Церкви?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : С медицинской точки зрения — это просто болезнь, с духовной точки зрения, как считает Церковь, любое страдание, любая болезнь является следствием греховной поврежденности человеческой природы. Вместе с тем Церковь не считает возможным установить однозначную связь болезни с тем или иным личным грехом человека и не рассматривает болезнь, как непременную плату за наши грехи. Это не просто болезнь, это призыв Божий, осознать себя, пытаться измениться.

12:51 Вера, Зеленоград
Может быть стоит для СПИД-больных устроить отдельные приходы, назначить специальных священников? Там они себя будут чувствовать комфортнее, не нужно будет бояться кого-то заразить или скрывать свой диагноз?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Представляется, что важной задачей Церкви является интеграция людей, живущих с ВИЧ-СПИДом (ЛЖВС) в жизнь церковной общины, а не создание для них специальных приходов – своеобразных религиозных резерваций. Для полного включения этих людей в приходскую жизнь необходимо вести разъяснительную работу среди прихожан относительно ВИЧ и ЛЖВС; готовить приходских священнослужителей к пастырскому окормлению этой категории верующих; всемерно содействовать их включению как в литургическую жизнь, так и церковно-социальную деятельность. На приходах можно было бы создавать православные группы взаимопощи для ВИЧ-положительных прихожан, где бы они обсуждали специальные волнующие их вопросы. Сейчас мы стараемся создать такую группу в Брянске. С медицинской точки зрения, никаких препятствий для интеграции ЛЖВС в православную общину нет. С точки зрения православного вероучения, ВИЧ-положительные члены общины – такие же члены тела Христова, как и другие прихожане; их выделение в особую «касту» противоречило бы учению Церкви.

12:54 Ирина
Как известно, большинство больных СПИДом – гомосексуалисты. Они заразились из-за своего образа жизни и сами виноваты в том, что с ними произошло. Зачем же Церковь им помогает?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : По статистическим данным, приводимым Федеральным Центром СПИД, менее 1% всех ВИЧ-инфицированных в России заразились гомосексуальным путем. Наибольшее количество заражений приходится на внутривенный путь – при потреблении наркотиков, а также гетеросексуальный. Безусловно, Церковь считает гомосексуальные отношения неприемлемыми и греховными. Вместе с тем, как сказано в Концепции РПЦ по ВИЧ/СПИДу: «Образ Божий в человеке неуничтожим даже в состоянии греха и отпадения от Бога». И если, узнав о своем положительном ВИЧ-статусе, человек обращается к Богу, готов покаяться и изменить свою жизнь, то священнослужители должны быть готовы сделать все возможное, чтобы ему помочь на пути воцерковления.

12:55 К.Захаров, Кострома
Почему у Церкви негативное отношение к СПИДу?
Маргарита Нелюбова

13:02 Дмитрий, Москва
Часто человек, узнав о своем заболевании, думает о суициде. Что бы Вы сказали ему, отводя от греха?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Я ему скажу: «Нужно жить, даже если тебе кажется, что жить дальше невозможно. Приезжай ко мне в храм и мы с тобой поговорим. Я постараюсь тебе помочь».

13:04 Ольга, Тула
А хотят ли ВИЧ-инфицированные, чтобы ими занималась Церковь? Нужна ли Церковь ВИЧ-инфицированным?
Маргарита Нелюбова : Безусловно, Церковь может «заниматься» только теми людьми, которые сами пришли в Церковь или хотят прийти. Опыт осуществления церковной анти-СПИД программы свидетельствует о том, что люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, нуждаются в духовной поддержке. Часто, получив диагноз ВИЧ-инфекция, человек переосмысливает свою жизнь и обращается к Богу, приходит в Церковь. Опыт совершения молебнов о здравии ЛЖВС – а они проводятся в последние выходные каждого месяца в нескольких десятков храмов в разных епархиях – показывает, что количество приходящих на них людей неуклонно растет. Это наглядно свидетельствует о том, что Церковь нужна ВИЧ-инфицированным.

13:06 Егор Н.
Известны ли случаи исцеления от СПИДа?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Статистики на сей счет не ведется, хотя есть свидетельства священнослужителей о таких случаях. Есть множество свидетельств о том, что у людей, которые искренне приняли Бога, принесли покаяние, живут церковной жизнью, значительно улучшается здоровье: повышается иммунный статус, падает вирусная нагрузка. Христиане верят в то, что для Бога нет ничего невозможного. В истории Церкви есть множество примеров чудесного исцеления от физических недугов. Однако исцеление духовное не менее важно, чем телесное. Известны случаи, когда ВИЧ-инфицированные воспринимают свое заболевание как лекарство, данное им для духовного выздоровления. Вот слова одной девушки, которая, узнав о своем ВИЧ-статусе, обратилась к Богу, изменила свою жизнь: «Я благодарна Богу, что у меня ВИЧ. Это помогло мне полностью переосмыслить и изменить мою жизнь. Если бы не ВИЧ, неизвестно где бы я сейчас была. Я считаю свою болезнь не наказанием, а испытанием».

13:18 Мария
Как Церковь относится к противозачаточным средствам для больных СПИДом? Зачем нужны инфицированные дети?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Если речь идет о браке православных людей, один из которых либо оба ВИЧ-инфицированы, то вопрос о возможности использования неабортивных контрацептивов (презервативов) для того, чтобы не заразить супруга, целиком находится в компетенции священника, к которому они обратились. Зачем нужны инфицированные дети? Во-первых, если будущая мать следит за своим здоровьем, то возможность рождения инфицированного ребенка у ВИЧ-положительной женщины крайне низка. Во-вторых, даже если ребенок родился ВИЧ-инфицированным, он от этого не становится менее желанным для своих родителей. А с православной точки зрения он также несет в себе образ и подобие Божие, как и все остальные люди.

13:20 Паша, Москва
Где можно пообщаться лично со священником?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Со священником можно побеседовать в любом храме. Для тех, кто не решается обратиться к священнику, боится быть непонятым, можно порекомендовать прийти на молебен о здравии людей, живущих с ВИЧ/СПИДом: такие богослужения совершаются в некоторых храмах в последние выходные месяца. Адреса храмов, а также точное время совершения молебна можно узнать на сайте www.rondtb.msk.ru . После молебна желающие могут побеседовать со священником, а при желании и исповедоваться.

13:22 Егор
Проводится ли в церкви разъяснительная работа с батюшками, есть ли установка, как они должны себя вести с позитивными, что говорить на исповеди?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Для священнослужителей в ряде епархий проводятся специальные семинары, посвященные проблемам ВИЧ/СПИДа. На них батюшки получают информацию о самом заболевании, путях его распространения, психологических особенностях людей, переживающих известие о положительном диагнозе. Однако какой-то специальной установки относительно того, что говорить на исповеди, не существует. Исповедь каждого человека сугубо индивидуальна, она не поддается жесткой регламентации. Большинство наших батюшек вполне опытные духовники.

13:24 Александра, Москва
Скажите, пожалуйста, как много вич-инфицированных людей, на ваш взгляд, «приходят» к Богу? Эта цифра велика или это единицы? Спасибо
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Насколько я знаю, эта цифра велика.

13:28 Ольга, Крюков
Отец Анатолий Берестов рассказывал о том, что наблюдал полное излечение от наркозависимости у тех больных, кто обретал веру. Наблюдали ли вы подобное? Можете ли привести примеры?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Таких случаев много. Могу рассказать об Андрее, который был на реабилитации в нашем монастыре. С тех пор прошло много лет, он женился. Сейчас учится в институте заочно, работает и помогает другим людям освободиться от наркозависимости. Сам он после реабилитации к наркотикам никогда не возвращался и даже не курит.

13:30 Света, Подрезково
Есть ли различия в лечении и реабилитации больных наркоманией и СПИДом? Или же их врачуют по одной схеме?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Верно, их врачуют по одной схеме. Для человека, страдающего тяжелым недугом, важно осознать причины своей болезни и постараться измениться. Это ключ к духовному выздоровлению.

13:34 Елена, Москва
Почему из всех направлений благотворительности вы выбрали помощь именно ВИЧ-инфицированным?
Маргарита Нелюбова : Мы занимаемся и другими направлениями церковной благотворительной деятельности. Что же касается работы по профилактике ВИЧ-СПИДа, то действительно, существует немало заболеваний, представляющих серьезную угрозу для здоровья многих россиян. Есть заболевания, распространенные шире, чем СПИД. Есть болезни, передающиеся такими же путями, как ВИЧ. Немало заболеваний медицина сегодня, как и ВИЧ-инфекцию, не в состоянии вылечить. Однако именно ВИЧ-инфекция, а точнее – ее носители подвергаются наибольшей стигматизации: к психологическим, душевным страданиям заболевших добавляется отчуждение и презрение со стороны окружающих, которые порой переходят в открытую дискриминацию. Известно немало случаев, когда от ВИЧ-инфицированных отворачивались родственники и друзья, они лишались работы и места учебы, им отказывали даже в первой медицинской помощи, когда становилось известно об их диагнозе. Именно презрительное отношение к ВИЧ-инфицированным, выделяющее это заболевание из ряда прочих недугов, и побудило Церковь отнестись к нему с особым вниманием. Православная Церковь всегда осуществляла служение милосердия по отношению к страждущим, больным людям, включая тех, кто оказался отверженным, кого общественная мораль считает недостойными сострадания. Церковь безусловно обличает безнравственность и грех, распространенные в нашем обществе и являющиеся истинной глубинной причиной эпидемии ВИЧ. Вместе с тем, она следует принципу «ненавидь грех, но люби грешника» и обличает греховный навык осуждения заболевших. Осуждение, отвержение больных – это тоже свидетельство нравственного нездоровья общества, которое Церковь обличает и считает тяжким грехом.

13:38 Алекс В., Москва
Известно, что один из наиболее эффективных способов профилактики заражения ВИЧ-инфекции при половых контактах (не считая, конечно, полного воздержания) — это презервативы. Католическая церковь, тем не менее, относится к этим средствам защиты крайне негативно. Какова позиция православной церкви по этому вопросу?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Если отвечать одним словом — сдержанная. А если требуется более подробный ответ, то за недостатком времени вынуждены отослать Вас к Концепции РЦП по СПИДу и к Основам социальной концепции РПЦ 2000 года. Там уделено этому вопросу достаточно внимания.

13:39 К.Захаров, Кострома
Почему в Церкви негативное отношение к СПИДу?
Маргарита Нелюбова : Вероятно, Вы имеете в виду отношение к больным СПИДом. В нашем обществе в целом, включая тех людей, которые являются членами Церкви, распространены негативные стереотипы о ВИЧ-инфицированных людях. Во многом они подпитываются отсутствием корректной информации, порождая страхи и мифы. В целом же, в среде людей воцерковленных отрицательное отношение, отвержение ЛЖВС не столь широко распространено, как среди людей неверующих. Скорее следует говорить о стереотипе, сложившемся в сознании неверующих людей относительно Церкви: Церковь дескать отрицательно относится в ВИЧ-инфицированным, брезгует ими. Этот стереотип вреден, он зачастую мешает ЛЖВС, которые хотели бы получить духовную поддержку, прийти в Церковь.

13:42 Сергей, Москва
Почему церковь не участвует в программах «снижения вреда», т.е. раздаче презервативов, обмене шприцов?
Маргарита Нелюбова : Программы «снижения вреда», в частности раздача презервативов и обмен шприцов, ставят своей задачей лишь снижение ущерба, наносимого поведением наркозависимого или человека, имеющего множественные половые связи, прежде всего, обществу. Церковь же призывает к полному отказу от наркотиков и множественных, добрачных и внебрачных половых контактов. Она проповедует не снижение, а искоренение вреда, а точнее его причин: греховной страсти к употреблению наркотиков, безответственного сексуального поведения. Считая, что зависимость от наркотиков – это греховная страсть и призывая полностью отказаться от греха, Церковь считает для себя неприемлемой саму постановку вопроса: можешь не бросать наркотики, но постарайся не заразиться, например, ВИЧ и не заразить других, т.е. не вреди окружающим. Это означает замену одного греха на другой, пусть с точки зрения общественной морали менее тяжелый, но грех. Т.е. Церковь не может рекомендовать: вот так грешить нельзя, а вот эдак – можно, советовать, как лучше грешить. Совершенно ясно, что такая позиция для Церкви невозможна. Пожалуй, стоит еще добавить, что Церковь руководствуется не преимущественно соображениями общественной пользы (как вышеупомянутая концепция «снижения вреда»), а идеей ценности каждого отдельного человека как образа и подобия Божия, ценности, которая не может быть утрачена ни в болезненном состоянии, ни даже в состоянии греха и отпадения от Бога.

13:45 Алексей Реутский («Нескучный сад «), Москва
Уважаемая Маргарита. Насколько часто священникам приходится сталкиваться с вич-инфицированными среди прихожан? Можно ли говорить о какой-то устойчивом или растущем проценте?
Маргарита Нелюбова : В последнее время все больше и больше ВИЧ-позитивных людей, узнав о своем диагнозе, ищут поддержки в Церкви: обращаются к священнослужителям, приходят на молебны, звонят на православные телефоны доверия и т.д. На мой взгляд, можно говорить о тенденции к росту числа ЛЖВС, обращающихся к Богу.

13:53 Ольга, Подрезково
Маргарита Борисовна, расскажите, в чем суть программы участия РПЦ в профилактике СПИД?
Маргарита Нелюбова : Программа имеет два направления: оказание духовной и психологической поддержки ЛЖВС и их близким и профилактика среди детей и молодежи, направленная на воспитание в духе христианских ценностей, нравственной чистоты и целомудрия, супружеской верности и ответственности. Первое направление предполагает оказание духовной поддержки ВИЧ-инфицированным на приходах: пастырское окормление со стороны священнослужителей, создание православных служб психологического консультирования, телефонов доверия, реабилитационных центров для ВИЧ-инфицированных наркопотребителей, организация ухода за больными СПИДом, пастырская работа с ВИЧ-инфицированными в местах лишения свободы. По второму направлению организуются различные образовательно-воспитательные мероприятия для детей, которые проводятся силами преподавателей Закона Божиего, церковных социальных работников, православных педагогов, священнослужителей. Они проводятся в рамках организации досуговой деятельности детей (вне школьной программы) — в воскресных школах, в детских летних лагерях, молодежных клубах и пр.

13:57 Мария, Москва
Как Церковь относится к ВИЧ-инфицированным заключенным, ведь не секрет, что большая часть ВИЧ-положительных находятся в местах лишения свободы?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Сейчас в каждом заведении системы УИН имеется православная молельная комната или храм, куда могут прийти также и ВИЧ-инфицированные заключенные. В настоящее время проводиться определенная работа по подготовке тюремного духовенства для работы с такими людьми.

13:58 Елена, Москва
Может ли к Вам за помощью обратиться некрещенный человек?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Может. Никаких препятствий нет. Любой человек может обратиться за помощью в Церковь.

14:10 Шестов Павел, Подмосковье
Что перевоначально пытается сделать Церковь, когда к ней обращается больной СПИДом человек: изгнать из его души грех или облегчить физические страдания?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Церковь рассматривает человека как единое целое, не противопоставляя физическое здоровье духовному. Врачи, сотрудничающие с нашим реабилитационным центром, оказывают необходимую медицинскую помощь, а священнослужители — духовную и молитвенную.

Заключительное слово:
Иеромонах Диомид (Кузьмин)
: Благодарю за вопросы, неотвеченные возьму с собой. Мне важно личное обращение каждого человека. Спаси Господи!

Маргарита Нелюбова : Благодарны всем, приславшим вопросы, за интерес к достаточно сложной теме. Это свидетельствует о том, что тема актуальная и нам всем нужно много трудиться для того, чтобы помочь людям, затронутым этим заболеванием.

17 июня 2018 года состоялись торжества общецерковного прославление афонского старца преподобного Василия (Кишкина) Площанского.

Они прошли в Богородицкой Площанской мужской пустыни. На площади восстанавливаемого Казанского собора Божественную литургию совершили Митрополит Брянский и Севский Александр, Епископ Великолукский и Невельский Сергий (Псковская митрополия), Епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир в сослужении духовенства Брянской митрополии.

На малом входе глава Брянской митрополии прочитал Деяние о канонизации преподобного старца Василия (Кишкина) Площанского. Под пение тропаря святому Владыка Александр благословил его иконой молящихся.

Иеромонах Диомид (Кузьмин), благочинный Свенского Успенского мужского монастыря, автор жизнеописания о старце Василии, перед причастием произнес проповедь. По окончании Литургии был совершен молебен преподобному Василию.

В завершение, поприветствовав духовенство и паломников, во множестве собравшихся в древнюю святую обитель, митрополит Александр отметил свидетельства святости преподобного Василия и призвал паству следовать примеру жизни праведника.

В благодарность за труды, понесенные в деле прославления Площанского старца, митрополит Александр вручил епархиальные награды - медаль преподобного и благоверного князя Олега Брянского I степени: иеромонаху Диомиду (Кузьмину), благочинному Свенского монастыря, директору издательства «Наследие православного Востока» Андрею Петровичу Власюку и родственнику преподобного Василия Николаю Викторовичу Кишкину.

Мощи святого были обретены весной 2002 года у алтаря разрушенного Казанского собора. В 2008 году состоялось прославление преподобного Василия в соборе Глинских святых Украинской Православной Церковью.

Спустя девять лет, 30 ноября 2017 года, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви иеросхимонах Василий (Кишкин) был причислен к лику общецерковных святых. 25 мая 2018 года включен в Собор Брянских Святых. Мощи преподобного Василия пребывают в Богородицкой Площанской мужской пустыни в Покровском храме.

В 2018 году издательством «Наследие Православного Востока» (г. Серпухов) была издана книга «Великий Василий. Жизнеописание и письма инокиням прп. Василия Площанского». Это жизнеописание - десятилетний труд иеромонаха Диомида (Кузьмина), составлявшийся в течение десяти лет на основе архивных источников. В 2010 году была издана первая книга «Жизнеописание преподобного Василия, старца Площанского». В 2015-м впервые опубликованы «Письма о подвижничестве инокинь» преподобного Василия (Кишкина) - духовное наследие старца, представляющее собой учение об аскезе. В новом издании 2018 года письма даны в современной редакции.

В преддверии празднества прославления преподобного Василия в лике святых по благословению Митрополита Брянского и Севского Александра в Брянском епархиальном управлении 13 июня состоялась конференция на тему «Преподобный Василий (Кишкин) и его время».

В мероприятии приняли участие игумены и игуменьи монастырей, а также представители Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского. Вопросы обсуждались, связанные с особенностями времени, в котором жил площанский старец, его личность и труды, духовное наследие, история канонизации праведника.

Святой преподобный афонский старец Василий Площанский (Кишкин) , в миру Кишкин Владимир Тимофеевич, родился в 1745 году, в селе Архангельское на Гниловодье Фатежского уезда Курской губернии в обедневшей дворянской семьи. С детских лет любил церковное богослужение, избегал игр.

В 7 лет с разрешения отца поступил послушником в Саровскую пустынь, одновременно с будущим настоятелем Валаама Назарием. Через четыре года его отпустили в Киев на богомолье.

В 1757 году он посетил Киево-Печерскую лавру и остался в Миропольской обители, где прожил три года. После упразднения Миропольской обители переселился в Коренскую (Коренную) пустынь. Любил бывать в задонском в честь Рождества Богородицы монастыре, где познакомился со святителем Тихоном Задонским, который стал его наставником и научил молитве Иисусовой. Юноша общался и с архимандритом Феодосием (Масловым) и насельниками Молченской Софрониевой пустыни. По некоторым сведениям, в 1760 г. в Миропольском монастыре он был тайно пострижен в монашество с именем Василий, сам Василий в послужном списке указывал, что принял постриг 7 марта 1783 г. от игумена Миропольского монастыря Константина (Саурского). Курским епископом Феоктистом (Мочульским) в курском в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыре Василий был рукоположен во иеродиакона, до 1794 г. нес послушание ризничего монастыря.

Однако, видя себя почитаемым, иеродиакон Василий решил оставить Коренскую пустынь и возжелал достичь святой горы Афон, куда и направился с двумя своими учениками. Несколько лет прожили они при Ильинском ските, но тут сгорела их келья и много казенного леса. Турки считали их виновниками пожара, и они вынуждены были бежать в Молдавию. Изучив скитский и общежительный уставы, афонскую аскетическую традицию, Василий вместе с учениками Арсением Младшим и Израилем в 1797 году поселился в Нямецком монастыре. Старца Паисия не было уже в живых, но многочисленные его ученики хранили заветы старца.

В 1798 году отец Василий вернулся в Коренную пустынь, где ему было поручено духовное окормление братии. Благодаря его усилиям здесь были введены афонские правила. Это вызвало недовольство части братии, решившей убить подвижника, однако вскоре иноки раскаялись и примирились со старцем.

Через некоторое время старец Василий перешел в Софрониеву пустынь, где проживало немало учеников прп. Паисия.

Когда в 1800 году Орловский владыка Досифей захотел восстановить Белобережскую пустынь, он пригласил для этого старца Василия. Благодаря духовному авторитету последнего в обитель вскоре пришли около 60 новых насельников, в т. ч., прибыл из Коренской пустыни его ученик, постриженный им в 1801 году в монашество с именем Леонида, будущий оптинский старец. прп. Лев (Наголкин). Сюда же переселились последователи прп. Паисия (Величковского) иером. Клеопа II (Антонов), схим. Феодор (Ползиков), схим. Афанасий (Охлопов), участвовавший в работе над переводом «Добротолюбия». Эти старцы были непосредственными учениками прп. Паисия и способствовали впоследствии восстановлению умного делания в Валаамском, Александро-Свирском, Палеостровском и других монастырях, велико было их влияние и на о. Леонида, положившего начало оптинскому старчеству. Учениками старца Василия были игум. Филарет (Данилевский), прп. Макарий (Глухарёв), иером. Серафим (Веденисов).

Находящаяся в запустении Белобережская пустынь усилиями отца Василия и его учеников и сотаинников расцвела как внешне, так и внутренне. Ученики и сподвижники старца Василия стали настоятелями во многих монастырях: о.Серафим – в Площанской пустыни, архим. Мельхиседек (Сокольников) в московском Симоновом монастыре, о.Леонид (Оптинский) в Белобережской пустыни, игум. Серапион (Пирожков) в Одрином монастыре, игум. Филарет в Глинской пустыни, где стал ее возобновителем и духовным возродителем, основателем глинского старчества.

19 августа 1800 года по собственному прошению старец Василий был уволен от управления пустынью с пребыванием в ней «для вспомоществования советом и наставлениями новоопределенному начальнику» иером. Питириму. Вскоре братия, возмущенная тем, что новый настоятель притесняет отца Василия, обратилась к Орловскому епископу Досифею (Ильину) с просьбой вновь назначить старца Василия настоятелем обители. 28 дек. 1800 г. епископ Досифей вызвал отца Василия в Чёлнский монастырь, на следующий день старец сослужил епископу за литургией, во время которой архиерей неожиданно для преподобного рукоположил его во иеромонаха. Впоследствии отец Василий редко служил литургию, считая себя недостойным. В 1802 г. он исходатайствовал для Белобережской обители официальное открытие и введение общежительного устава. Составленные старцем правила общежительства были приняты во многих юго-западных русских монастырях, в т. ч. Кременском, Усть-Медведицком, Борисовском.

В 1804 году преподобный Василий по собственному прошению был уволен за штат и вновь возжелал идти на Афон, но ему помешала начавшаяся война с Турцией, и он возвратился обратно и был зачислен в братию Свенского монастыря, жил в келье, в лесу, в течение некоторого времени - близ Белобережской обители, управляя обоими монастырями.

В 1811 году преподобный Василий посетил южнорусские монастыри, в которых подвизались его духовные чада, помог устроить иноческую жизнь в Свенском, севском Св. Троицы, курском Св. Троицы, Площанском, задонском Рождества Богородицы, Борисовском, Усть-Медведицком, Рыхловском монастырях, в Молченской пустыни.

С 1816 года преподобный Василий перешел в Глинскую пустынь, где прожил 10 лет. Попытки старца исправить монастырские порядки встретили сопротивление со стороны настоятеля и многих иноков. У отца Василия всю жизнь было много гонителей, перед которыми он смирялся и всех прощал. В Глинской он был осужден на изгнание из обители и в 1827 году перешел в Площанскую пустынь, где был встречен настоятелем о. Маркеллином с братией с чувством высокого к нему уважения и преданности. Здесь старец сблизился с благочинным пустыни прп. Макарием (Ивановым), у которого исповедовался до своей кончины.

В октябре 1829 года, во время рубки деревьев, преподобный Василий упал и несколько часов находился без сознания. Очнувшись, он принял таинство Елеосвящения, причастился Св. Таин и предсказал, что скончается через 18 месяцев. Затворившись в тесной келье, старец начал готовиться к смерти, он стяжал непрестанную молитву, совершал ежедневные богослужения, кроме литургии, в праздничные дни причащался в келье Св. Таин. Незадолго до кончины преподобный вновь стал принимать для духовного назидания всех желающих, говоря, что ему «нужно со всеми примириться и у всех испросить прощения и молитв».

Скончался старец 27 апреля 1831 года, 86 лет от рождения, и был погребен в Площанской пустыни, напротив алтаря Казанской церкви.

После 1917 года почитание старца не прекратилось, ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. 16 ноября 1924 года комиссия по вскрытию мощей сделала попытку уничтожить захоронение о. Василия. На монастырском кладбище были вскрыты могилы, из земли извлекли часть останков и увезли в Брянск. Но в конце 40-х гг. паломничество к почитаемой в народе могиле возобновилось. В апреле 2002 года, при раскопках фундамента собора в Площанской пустыни были обнаружены останки о. Василия Кишкина.

В конце 70-х гг. XIX в. ученица о. Василия монахиня Ангелина (Кириллова) составила жизнеописание старца.

СМОТРЕТЬ ВИДЕО: