Рекомендации по выбору умк для внедрения федерального государственного стандарта начального общего образования. Умк, или учебно-методические комплексы для начальной школы Критерии выбора умк для начальной школы

В первую очередь при выборе школы родителям будущего первоклассника нужно разобраться в современных образовательных программах для начальных классов. В отличие от советского времени, когда все учились по одним учебникам, теперь у учителей и родителей есть выбор, каким именно образом ребёнок получит все необходимые знания. И зависеть это будет от той системы обучения, по которой будет учиться школьник в начальных классах. Иметь выбор всегда приятно, но именно это разнообразие образовательных систем зачастую ставит нас в тупик. Что выбрать, когда рядом с домом обязательно найдётся несколько школ, обучающих детей по разным системам? Даже в рамках одной школы сами учителя начальных классов выбирают, по какой программе работать, и дети из параллельных классов могут обучаться по разным учебно-методическим комплексам. В настоящее время одновременно существует несколько образовательных систем, отвечающих требованиям ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов). У каждой из них есть свои особенности, но в целом системы делятся на традиционные и развивающие. Большинство школ выбирают традиционные программы обучения, такие как "Школа России", "Начальная школа XXI века", "Школа 2010", "Гармония", "Перспективная начальная школа", "Классическая начальная школа", "Планета знаний", "Перспектива". Но будьте готовы к тому, что, возможно, вашему ребёнку предложат учиться по развивающим программам Л. В. Занкова или Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Разумеется, не стоить думать, что традиционные программы не занимаются развитием школьника, название это скорее условное. В общих чертах, можно сказать, что данные виды систем отличаются подходом: традиционные программы предлагают объяснительно-иллюстративный подход к обучению ребёнка, развивающие - деятельный. Все упомянутые выше программы ориентированы на единый образовательный стандарт, однако способ подачи информации и приоритеты у каждой системы свои. Помимо общей концепции, они отличаются самой учебной программой, степенью загруженностью ребёнка, вовлеченности родителя в процесс обучения, а также общей сложностью. Каждая система предлагает свой учебно-методический комплекс, проще говоря, комплекты учебников, рабочих тетрадей и дидактических материалов по всем предметам. Наибольшей популярностью среди школ пользуются такие учебно-методические комплексы, как "Школа России", "Перспектива", "Школа 2100", "Планета знаний" и "Гармония". "Школа России" считается классической программой. По сути, это та самая система, по которой, с небольшими изменениями, учили и в советское время. Она рассчитана на средний уровень, так что каждый ребёнок сможет без труда освоить такую программу. Математика в равных пропорциях развивает вычислительные навыки, логику и мышление, русский язык подаётся стандартно: сбалансировано развитие устно-письменной речи и навыков грамотного письма. При этом можно особенно выделить изучение "Окружающего мира" по учебникам А. А. Плешакова. Преимущество курса состоит в том, что освоение окружающего мира позиционируется как проект, который ребёнок реализует совместно с родителями. Другой учебно-методический комплекс, пользующийся особой популярностью, это "Перспектива". Эта программа больше всего подойдёт деткам с математическим складом ума. Этот УМК довольно сложен и потребует от родителей активного участия в обучении ребёнка. Главным преимуществом "Перспективы" можно назвать уроки математики, которые строятся по учебным материалам Л. Г. Петерсон. Математика даётся с элементами геометрии и алгебры, что позволяет ребёнку плавно перейти в среднюю школу. УМК "Школа 2100" построен по принципу минимакса, то есть в рамках одной учебной программы дети смогут учиться на разных уровнях сложности. Все учебные материалы содержат максимум дополнительной информации, которую ребёнок сможет усвоить при такой потребности. Эта программа даёт возможность учителю без перехода на другой УМК корректировать уровень сложности подачи материала и применять индивидуальный подход в обучении. Программа "Планета знаний" считается довольно сложной, так как изначально была разработана и применялась в прогимназических классах, однако тоже пользуется большой популярностью у учителей и родителей. Основное преимущество этого УМК - нацеленность на саморазвитие ребёнка. Активно стимулируется его способность рассуждать, будь то акцент на логику при изучении математики или литературное чтение, предполагающее возникновение диалога между ребёнком и взрослым. Как и в "Школе 2100" учебные пособия "Планеты знаний" содержат разноуровневые задания: от базовых до творческо-поисковых. Основным принципом УМК "Гармония" является комфортное обучение на стыке традиционных и развивающих методов обучения. У детей изначально развивают навыки анализа, классификации, сравнения и обобщения. На уроках даётся много проблемных развивающих заданий, формирующих у школьников способность к мышлению, умение самостоятельно делать выводы. Одним из главных плюсов программы является целенаправленная подготовка к плавному переходу из начальной в среднюю школу. Понять наглядное отличие одной образовательной системы от другой можно, изучив предлагаемые программой УМК в разделе "Школьный гуру". Здесь вы можете сделать выборку товаров по образовательной программе, по предметам, типам учебного материала (учебники, рабочие тетради, наглядные пособия) или по классам; собрать нужный комплект литературы, когда вопрос с выбором образовательной системы будет уже решён. Нужно иметь ввиду, что все программы УМК регулярно перерабатываются с учетом актуальных тенденций, так что даже если вы отдаёте в школу не первого ребёнка, учтите, что за пару лет вполне мог поменяться авторский состав учебников или в целом концепция преподавания. Сами учебные материалы могут существенно меняться, поэтому, как правило, возникает необходимость с нуля покупать все материалы учебно-методического комплекса на класс. С уверенностью сказать, как именно выглядит УМК на данный момент и какие учебники и рабочие тетради нужно приобрести для ребенка, вам сможет учитель, который в данный момент работает по программе.

Выбирая школу для ребенка, родители учитывают множество факторов: месторасположение, традиции, образовательный уклон школы, отзывы. Теперь этот список пополнился еще одним немаловажным пунктом: программа обучения.

В настоящее время предлагаются разнообразные рабочие программы для каждого звена школы с 1-11 класс . Как правило, общеобразовательные учреждения выбирают несколько образовательных программ, особенно в начальных классах, и параллельные классы обучаются по разным УМК.

На сегодняшний день родителям важно знать: как выбрать подходящую образовательную программу и чем они отличаются? Особенно актуально этот вопрос встает в начальной школе, ведь от этого зависит, как успешно ребенок будет учиться.

Оговоримся сразу: некорректно делить программы на "плохие и хорошие". Все программы начальной школы по ФГОС одобрены Министерством Образования РФ. Просто они рассчитаны на разные способы восприятия и учитывают особенности мышления ребенка. Общее одно: все программы позволяют ученику освоить необходимый минимум знаний для начальной школы. Разница - в подаче материала, в организации учебной деятельности, в разнообразии упражнений.

Образовательные программы для начальной школы

1. Программа "Школа России" (под ред. А. Плешакова) - одна из старейших и проверенных временем программ. С советских времен программу не раз усовершенствовали, адаптировали к реалиям нового времени.

Рассчитана на всех детей и позволяет тщательно проработать навыки письма, чтения и счета.

2. Программа "Начальная школа XXI века " (под ред. Н. Ф. Виноградовой). Материал сложный, рассчитан на эрудированных детей. Программа учит самостоятельности, идет большая работа над воспитанием заинтересованности в учебном процессе, умении правильно организовать учебу. Есть много дополнительных материалов и упражнений, направленных на развитие памяти, логики, кругозора, фантазии. Каждый ученик может учиться в выбранном темпе, так как предусмотрены задания разных уровней сложности и разных направленностей.

Основная цель программы: научить ребенка учиться.

3. Программа "Начальная перспективная школа" . Особенности: нет необходимости зубрить правила, теоремы и аксиомы. Акцент делается на развитие логики, интеллекта и аналитического мышления. Предусмотрены дополнительные часы по рисованию, музыке, физ.культуре.

Подойдет любому ребенку, вне зависимости от его уровня подготовленности к школе.

4. Программа "Школа 2100" (под ред. А. А. Леонтьева). Это программа завоевывает все больше поклонников. Несомненный плюс программы: непрерывность образования, так как по ней можно заниматься, начиная с 3-летнего возраста и до окончания школы.

Особенность программы: учебный материал дается по максимуму, разнообразно, разноуровнево. Ученик сам выбирает, какой объем знаний будет достаточен. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку.

Подходит для всех детей.

5. "Гармония" (под ред. Н. Б. Истомина). Программа подразумевает тесное сотрудничество с родителями. Многие темы предлагается обсуждать вначале дома. Большое внимание уделяется развитию навыков самообразования.

Приоритет отдается самостоятельной работе учащихся. Активно задействованы приемы наблюдения, выбора, преобразования и конструирования. Весь материал подается разнопланово, учитывается собственный опыт учащихся, практическая направленность знаний.

Подходит для детей с аналитическим мышлением и склонностью к техническим наукам.

6. "Планета знаний" - ориентирована на развитие творческих способностей. В ходе учения школьники сочиняют сами сказки, ставят спектакли, выполняют проекты, делают презентации.

Дает необходимый минимум знаний, умений и навыков. Все сверх программы - по желанию учащихся.

Подходит для детей с гуманитарным уклоном.

7. Программа начальной школы "Перспектива". Здесь большое внимание уделяется вопросам воспитания детей как граждан своей страны, становлению нравственных позиций.

Многие задания направлены на развитие логики и воображения. Используется огромное количество дополнительного материала, по каждому предмету - несколько пособий. Принцип обучения - диалектический. Подача материала - доступная, хотя порой и скучноватая.

Подходит для всех детей, вне зависимости от их подготовленности к школе.

8. Программа Л. В. Занкова . В систему включено огромное количество материала. Все уроки равнозначны, уделяется огромное внимание развитию логики, аналитического мышления, навыкам самостоятельной работы. Есть факультативы по информатике, экономике, иностранным языкам. Обучение ведется в быстром темпе.

Подходит для детей, хорошо подготовленных к школе.

9. Программа Эльконина - Давыдова . Довольно неоднозначная программа, но очень интересная для детей. Большое внимание уделяется теоретическому мышлению, построению задач, проблемных вопросов и поиску их разрешения. Обучение идет медленно. Из минусов можно отметить лишь расхождение в некоторых изучаемых терминах. Так, например, глаголы авторы учебников называют словами действия, а существительные - словами-предметами. Это создает определенные трудности в старших классах.. Надеемся, что она поможет вам в работе!

« Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечить достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ» (Закон «Об образовании», ст. 14, п. 5)

«Ст. 32 К компетенции образовательного учреждения относятся:

23) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях».

Упомянутые статьи Закона «Об образовании» дают образовательным учреждениям достаточную свободу в определении учебно-методического комплекса для использования его в своем образовательном учреждении. С июня по октябрь 2010 года федеральный экспертный совет РАО будет проводить экспертизу учебников начальной школы на соответствие их новому стандарту начального общего образования. Федеральный перечень на 2010–2011 учебный год опубликован в журнале «Вестник образования», 2009, № 4. В нем перечислены все учебники, используемые в настоящее время в начальных классах Санкт-Петербурга, кроме учебников В.А. Закожурниковой и др. (русский язык), Е.Н. Дерим-Оглу (окружающий мир), М.В. Головановой и О.Ю. Шараповой (литературное чтение), которые по данным центра начального образования СПбАППО использовались в 2009/2010 учебном году.

Образовательному учреждению следует составить перечень и характеристику учебно-методических комплектов и учебников, планируемых к использованию в следующем учебном году. Гриф МОиН «Рекомендовано» свидетельствует о том, что данная программа и учебник, соответствующий ей, прошли полную апробацию с положительными результатами и действует 5 лет, гриф «Допущено» – о разрешении на апробацию – дается на 4 года. Информация об издательстве, выпускающем учебник важна, так как в настоящее время встречаются ситуации, когда одним и тем же автором (например, А.А. Плешаков, А.А. Вахрушев, Э.И. Александрова, Л.Ф. Климанова, Н.А. Чуракова) написаны учебники, входящие в разные учебно-методические комплекты. Позиционируя себя учреждением, реализующим полностью УМК (УМК создается на основе общей концепции), школа тем самым в определенной степени облегчает себе прохождение процедуры лицензирования и аккредитации. Самостоятельно составленный учителем комплект учебников потребует от него (учителя) написания образовательной программы для своего класса, где потребуется объяснить совместимость учебников и показать линии их соединения (обосновать их концептуальную совместимость). Такая образовательная программа должна быть обсуждена на заседании методического объединения, утверждена решением педагогического совета образовательного учреждения.



Выделим критерии, на которые следует ориентироваться учителю, определяющемуся в выборе УМК.

· Уровень соответствия базового учебного материала требованиям «Примерных основных образовательных программ начального общего образования». Это означает, что материал, включенный в программу автором, должен изучаться полностью в соответствии с авторской программой (иначе программа будет не выполнена). Материал, превышающий требования стандарта, не должен стоять на обязательном контроле со стороны районных и городских управленческих или методических служб, но требует административного контроля за качеством преподавания и результатами обучения. Вместе с тем допустимо включение материала на расширение представлений детей о культурологическом аспекте человеческого знания, о связи данной науки с другими областями человеческой культуры (занимательный материал).

· Наличие в учебнике вопросов и заданий, стимулирующих детей к освоению нового учебного материала, обеспечивающего познавательную мотивацию.

По технологическому компоненту (содействию данного учебника реализации межпредметных программ).

· Способность учебников из данного комплекта оптимизировать реализацию программы «Чтение. Работа с информацией». Иллюстративный ряд учебников должен помогать осмыслению сущности изучаемых явлений, процессов, содержать разнообразные виды наглядности, предусматривать различные варианты работы с ней.

· Строение учебной книги (насколько методический аппарат учебника позволяет детям ориентироваться в его содержании: система условных знаков и обозначений по организации работы в заданием, наличие или отсутствие справочного материала и форма его предъявления). Данный аспект будет способствовать формированию УУД.

· Многофункциональность заданий в учебнике. В идеале необходимо, чтобы каждое задание в книге или тетради на печатной основе позволяло и учителю и ученику увидеть и осознать потенциал для формирования универсальных учебных действий (метапредметных в первую очередь).

· Организация материала в учебнике и рабочей тетради к нему для совершенствования умения, самоконтроля и самооценки результата тренировки. (регулятивные и личностные результаты).

· Наличие или отсутствие системы контроля и оценивания достигаемых учащимися достижений и уровень соответствия составленных контрольно-измерительных материалов к учебнику требованиям, отраженным в «Оценке достижений» (тетради для самостоятельных и контрольных работ, контрольные страницы в тетрадях на печатной основе).

Все вышеперечисленные критерии в случае их соответствия являются гарантией достижения планируемых результатов (конечно же, при правильной эффективной организации образовательного процесса).

По кадровому компоненту:

· Готовность учителя к работе по данному УМК (обучение или необходимость повышения квалификации в случае, если по этому комплекту учитель работает много лет по устоявшимся методикам).

· Оптимизация человеческого потенциала. В случае если нет рядом коллеги, работающего по тем же учебникам, учитель может остаться один на один со своими профессиональными проблемами. При большом разнообразии учебников в параллели сложнее осуществлять управленческие функции администрации школы. Оптимально в каждой параллели предусмотреть возможность использования не более двух различных УМК. В таком случае, если обучающийся ребенок оказывается в ситуации академической неуспеваемости в овладении предметными знаниями и умениями по программе повышенного уровня, целесообразнее предлагать продолжение обучения в параллельном классе, чем в другой школе. В условиях подушевого финансирования «расставание» с каждым учеником автоматически обозначает потерю денежных средств на его обучение.

По экономическому компоненту:

· Факт наличия учебников в библиотечном фонде (в случае если успешно пройдена экспертиза в РАО). На 2010/2011 учебный год экспертиза еще не будет завершена, и потому есть возможность пользоваться учебниками из школьной библиотеки в полной мере.

· Стоимость полного комплекта учебников на одного ученика (сравните цены в разных магазинах, зайдите на прайс-лист издательства). На приобретение новых комплектов деньги придется просить у Попечительского совета школы, и, возможно, другие траты ему покажутся более значимыми.

Завершая рассмотрение этого вопроса, следует отметить, что идеального УМК нет и, наверное, в принципе быть не может. В учебниках отражается не только личность авторов, но и проецируется на них личность учителя и обучающихся. Потому, сделав свой выбор УМК, учитель должен понимать, что он берет на себя обязательства, используя выбранное средство, достичь максимально возможных результатов при помощи своих профессиональных умений. Смена учебников во время 4-летнего обучения учеников одного класса – показатель непрофессионализма.

Главная страница

Об УМК «Школа России»

Одним из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение» является учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов «Школа России». УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов , имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует .
, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.
Мощным образовательным ресурсом является УМК «Школа России» включающая: , , , составляющих ядро ИОС, а также мощную методическую оболочку, разнообразные электронные и интернет-ресурсы.
Предложенный материал статьи раскрывает ответы на актуальные вопросы, о том, чем отличаются доработанные и прошедшие в 2010 г. федеральную экспертизу на соответствие ФГОС новые учебники образовательной системы «Школа России». Особенности завершенных предметных линий новых учебников, объединенных в единую образовательную систему, представлены в пояснительной записке к системе учебников «Школа России, подготовленной в рамках ее экспертизы на соответствие ФГОС.

Система учебников «Школа России», на основании экспертных заключений РАН и РАО, реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, охватывает все предметные области учебного плана ФГОС и включает следующие завершенные предметные линии:

  • »:
    2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 кл.
    3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях
    4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях
    5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников « »:
    1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. . 1 кл. в 2-х ч.
    2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 1 кл.
    3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях
    4. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях
    5. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях
    Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников по русскому языку (авт. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений

  • 1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях
    2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях
    3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях
    4. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников « »:
    1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. 1 кл. в 2-х частях
    2. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 2 кл. в 2-х частях
    3. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 3 кл. в 2-х частях
    4. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Информатика»:
    1. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3 кл. ч.1
    2. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3-4 кл. ч.2
    3. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 4 кл. ч.3.
  • Завершенная предметная линия учебников « »:
    1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 кл. в 2-х частях
    2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 кл. в 2-х частях
    3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 кл. в 2-х частях
    4. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Технология»:
    1. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 1 кл.
    2. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 2 кл.
    3. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 3 кл.
    4. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 4 кл.
  • Завершенная предметная линия учебников « »:
    1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. 1 кл.
    2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 2 кл.
    3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 3 кл.
    4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. и др. Технология. 4 кл.
  • Завершенная предметная линия учебников «Музыка»:
    1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 кл.
    2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 2 кл.
    3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 3 кл.
    4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 4 кл.
  • Завершенная предметная линия учебников « »:
    1. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 1 кл.
    2. Коротеева Е.И. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 2 кл.
    3. Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 3 кл.
    4. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 4 кл.
  • Завершенная предметная линия учебников «Физическая культура»:
    Лях В.И. Физическая культура. 1-4 кл.
  • Завершенная предметная линия учебников « »:
    Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О. Д. Физическая культура. 1-4 кл.
  • Завершенная предметная линия учебников «Английский язык»:
    1. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А. и др. Английский язык. 2 кл. в 2-х частях
    2. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П. и др. Английский язык. 3 кл. в 2-х частях
    3. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Дуванова О.В. Английский язык. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Английский язык» (расширенное содержание обучения иностранному языку):
    1. Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А. Английский язык. 2 кл. в 2-х частях
    2. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык. 3 кл. в 2-х частях
    3. Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский язык. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Немецкий язык»:
    1. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. 2 кл. в 2-х частях
    2. Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М. Немецкий язык.3 кл. в 2-х частях
    3. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Французский язык»:
    1. Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.Французский язык. 2 кл.
    2. Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.Французский язык. 3 кл. в 2-х частях
    3. Кулигина А.С.Французский язык. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Испанский язык»:
    1. Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. Испанский язык. 2 кл. в 2-х частях
    2. Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. Испанский язык. 3 кл. в 2-х частях
    3. Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. Испанский язык. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Основы духовно-нравственной культуры народов России »:
    1. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 кл.
    2. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4-5 кл.
    3. Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4-5 кл.
    4. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
    Основы иудейской культуры. 4-5 кл.
    5. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 кл.
    6. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 кл.

УМК - это комплекс учебной, методической, нормативной документации, средств контроля и обучения, которые нужны для обеспечения качественной реализации основных и дополнительных программ.

После разработки учебно-методического комплекса осуществляется его апробация в учебной деятельности. В случае необходимости в УМК ФГОС вносят коррективы.

Компоненты

Среди составных частей учебно-методического комплекса выделяют:

  • логическое изложение материала образовательной программы;
  • применение современных методов и технических приспособлений, которые позволяют учащимся в полной мере усваивать учебный материал, отрабатывать практические навыки;
  • соответствие научным сведениям в конкретной области;
  • обеспечение связи между разными предметными дисциплинами;
  • простота применения учащимися и педагогами.

УМК - это готовый комплекс пособий и тетрадей, которые использует в своей профессиональной деятельности современный педагог.

В настоящее время в нашей стране есть две системы обучения: развивающая и традиционная.

Классические варианты

Традиционная школьная программа:

  • «Планета знаний».
  • «Школа России».
  • «Перспектива».
  • «Школа 2000».
  • «Начальная школа 21 века».

Развивающие варианты

Например, школьная программа Д.Б. Эльконина и Л. В. Занкова является типичным примером развивающего обучения. Данные материалы стали востребованными в начальной школе после того, как в отечественное образование были введены федеральные образовательные стандарты нового поколения.

«Школа России»

Проанализируем некоторые варианты УМК. Начальная школа при традиционной программе использует комплекс под редакцией А. Плешакова (издательство «Просвещение»).

Автор подчеркивает, что его система разработана для России. Основное предназначение данного УМК - это развитие у школьников познавательного интереса к историческим и культурным корням своего народа. Программа предполагает тщательную отработку навыков основной учебной деятельности: письма, счета, чтения. Только при их постоянном оттачивании и совершенствовании можно рассчитывать на успешность ребенка на средней ступени обучения.

Курс В. Г. Горецкого, Л. А. Виноградовой направлен на развитие коммуникативных навыков и грамоты. Данный УМК - это комплект, который отвечает всем современным требованиям ФГОС в начальной школе.

В процессе обучение малышей грамоте педагог ведет целенаправленную работу по совершенствованию фонетического слуха, обучению письму и чтению, увеличению и конкретизации представлений учеников об окружающей реальности. Например, УМК по русскому языку состоит из «Русской азбуки» и двух видов прописей:

  • Пропись Н. А. Федосовой и В. Г. Горецкого;
  • «Чудо-пропись» В. А. Илюхиной.

В качестве отличительных характеристик данных пособий отметим не только возможность формирования навыков каллиграфического, грамотного письма, но и их коррекция на различных этапах обучения и в разных возрастных категориях.

Комплекс по математике

С целью развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста были внесены изменения в УМК по математике. Существенно модернизировали тематику задач, ввели геометрический материал. Кроме того, появились задачи, которые позволяют развивать логическое мышление и творческую фантазию детей.

Существенное значение уделяется анализу, сравнению, сопоставлению и противопоставлению понятий, поиску отличий и сходств в анализируемых фактах. В комплект включены учебные пособия и книги нового поколения, которые в полной мере отвечают требованиям стандартов второго поколения.

Выпусков УМК «Школа России» занимается издательство «Просвещение». В составе данного комплекта книги Горецкого, Плешакова, Моро и других авторов:

  • азбука;
  • русский язык;
  • литературное чтение;
  • английский язык;
  • немецкий язык;
  • математика;
  • окружающий мир;
  • информатика;
  • основы духовно-нравственных культур народов России;
  • музыка;
  • изобразительное искусство;
  • физическая культура;
  • технология.

УМК «Перспектива» под редакцией Л. Ф. Климановой

Выпускается этот учебно-методический комплекс с 2006 года. В его составе учебники по следующим дисциплинам:

  • русский язык;
  • обучение грамоте;
  • математика;
  • технология;
  • окружающий мир;
  • литературное чтение.

Создан этот УМК на концептуальной базе, которая отражает все современные достижения в сфере педагогики и психологии. При этом сохранена связь с классическим школьным российским образованием. УМК гарантирует доступность знаний и полное усвоение программного материала, способствует всестороннему развитию учеников начальных классов, в полной мере учитывает возрастные особенности детей, их потребности и интересы.

Отдельное внимание в учебно-методическом комплексе «Перспектива» уделяется формированию нравственных и духовных ценностей, ознакомлению подрастающего поколения с культурным и историческим наследием России и других стран мира. В учебниках ребятам предлагаются задания для групповой, парной и самостоятельной работы, для проектной деятельности.

Есть и материалы, которые вполне можно исподбзовать для внеурочной и внеклассной деятельности.

В УМК разработана удобная система навигации для родителей, учеников и педагогов, помогающая работать с предлагаемой информацией, организовывать последовательность действий, планировать самостоятельную домашнюю работу, формировать навыки саморазвития и самосовершенствования.

Обучение грамоте имеет духовно-нравственную и коммуникативно-познавательную направленность. Основной целью курса является формирование навыков письма, чтения, речи. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.

Заключение

Для повышения эффективности новой обучающей системы ее разработчики подбирали материал в соответствии с особенностями познавательных интересов учеников начальных классов. Именно поэтому в книгах так много занимательных и игровых упражнений, представлены разные коммуникативно-речевые ситуации.

Инновационные учебно-методические комплексы, разработанные для начальной школы, в полной мере способствуют выполнению педагогами задач, поставленных перед ними обществом.

Российские учителя, вооружившись современными техническими средствами, наглядными пособиями, комплектами учебников, сборниками заданий и упражнений, осуществляют планомерную работу по формированию гармонически развитой личности, у которой не появится проблем с социализацией.

Специальные учебно-методические комплексы в рамках федеральных стандартов нового поколения разработаны для каждой учебной дисциплины, изучаемой на средней и старшей ступени обучения. Их разработчики учли не только возрастные особенности школьников, но и новые достижения науки.