Изобретатель цветной фотографии. Краткая история фотографии

Фотография

Также фотографией или фотоснимком, или просто снимком называют конечное изображение, полученное в результате фотографического процесса и рассматриваемое человеком непосредственно (имеется в виду как кадр проявленной плёнки, так и изображение в электронном или печатном виде).

В более широком смысле, фотография - это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что характерно для любого вида искусства.

В зависимости от принципа работы светочувствительного материала фотографию принято делить на три больших подраздела:

  • Плёночная фотография - основана на фотоматериалах, в которых происходят фотохимические процессы.
  • Цифровая фотография - в процессе получения и сохранения изображения происходят перемещения электрических зарядов (обычно в результате фотоэффекта и при дальнейшей обработке), но не происходит химических реакций или перемещения вещества. Правильнее было бы называть такую фотографию электронной , так как в ряде устройств, традиционно относимых к «цифровым», происходят аналоговые процессы (такова самая первая камера с электронной матрицей Sony ProMavica MVC-5000 , таковы многие дешёвые телекамеры систем видеонаблюдения).
  • Электрографические и иные процессы, в которых не происходит химических реакций, но происходит перенос вещества, образующего изображение. Специального общего названия для этого раздела не выработано, до появления цифровой фотографии часто употреблялся термин «бессеребряная фотография».

Также употребляются следующие устойчивые словосочетания:

Получение движущихся изображений, основанное на фотографических принципах, называется кинематографией .

Фотография основана на достижениях науки прежде всего в области оптики , механики и химии . Развитие на нынешнем этапе цифровой фотографии происходит благодаря в основном электронным и информационным технологиям.

Принцип действия

Принцип действия фотографии основан на получении изображений и фиксировании их с помощью химических и физических процессов, получаемых с помощью света , то есть электромагнитных волн, излучаемых непосредственно или отражённых.

Изображения с помощью отражённого от предметов видимого света получали ещё в глубокой древности и использовали для живописных и технических работ. Метод, названный позже ортоскопической фотографией, не требует серьёзных оптических приспособлений. В те времена использовались лишь малые отверстия и, иногда, щели. Проектировались изображения на противоположные от этих отверстий поверхности. Далее метод был усовершенствован с помощью оптических приборов, помещаемых на место отверстия. Это послужило основой для создания камеры, ограничивающей получаемое изображение от засветки не несущим изображение светом. Камера была названа обскурой , изображение проецировалось на её заднюю матовую стенку и перерисовывалось по контуру художником. После изобретения методов химической фиксации изображения, камера-обскура стала конструктивным прообразом фотографического аппарата . Название «фотография» было выбрано как наиболее благозвучное из нескольких вариантов во Французской академии в 1839 году .

Фототехника

По мере развития фотографии было создано большое количество различных конструкций и вспомогательных механизмов для получения изображений. Основное устройство - фотографический аппарат, сокращённо «фотоаппарат» или «фотокамера», и принадлежности к нему.

Фотоаппарат

В любом фотоаппарате есть:

  • объектив - оптическая система , формирующая оптическое изображение на светочувствительном материале ;
  • затвор , определяющий время, в течение которого свет падает на светочувствительный материал (его роль может исполнять крышка объектива);
  • корпус, защищающий светочувствительный материал от засветки посторонним светом в процессе съёмки, вместе с оправой объектива или объективной доской корпус может служить для наводки на резкость;
  • кассета со светочувствительным материалом (в одноразовых фотоаппаратах ею служит корпус) или светочувствительная матрица с сопутствующим ей оборудованием;

Все остальные элементы фотоаппарата не оказывают непосредственного влияния на процесс съёмки и могут как присутствовать в конструкции, так и отсутствовать.

Фотопринадлежности

Помимо собственно фотоаппарата и сменных объективов, в процессе съёмки могут использоваться другие фотопринадлежности.

Съёмочные

  • Экспонометр и флешметр - устройства для определения световых условий съёмки.
  • Осветительное оборудование. Для съёмки в условиях недостаточной освещённости используются различные осветительные приборы и отражатели. Наиболее массовыми среди них стали фотовспышки , однако в студийных условиях и при кино- видеосъёмке продолжают применяться традиционные осветительные системы.
  • Студийное освещение . При студийной фотосъемке используются специальные фотовспышки , которые на порядок мощнее присоединяемых к горячему башмаку . Существует два вида студийного освещения: импульсное освещение и постоянное.
  • Штативы используются для предотвращения «смаза » при недостаточной освещённости, съёмке панорам , при больших выдержках, для установки дополнительного осветительного оборудования, для многократной съёмки на один кадр и т. д.
  • Светофильтры используются для компенсации цветовых (конверсионные) и пространственных (градиентные) недостатков освещения, получения специальных эффектов.

Принадлежности для обработки

  • В цифровой фотографии - программы обработки изображений , компьютеры вообще и фотопринтеры .
  • В плёночной фотографии - фотореактивы, бачок , фотоувеличитель , кадрирующая рамка , лабораторный фонарь и т. п.

История фотографии

Гравюра 1525 года, показывающая приспособление, разработанное немецким художником для черчения и изучения перспективы

Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый X века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, - изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом.

Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией . В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Экспозиция длилась около часа, на снимке - решётчатое окно дома Тальбота.

Виды фотографии

Чёрно-белая фотография

Чёрно-белая фотография

Практическое применение трехцветной фотографии стало возможным после того, как ученик Фогеля, немецкий ученый Адольф Мите разработал сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной к другим участкам спектра. Он также сконструировал фотокамеру для трёхцветной съемки и трёхлучевой проектор для показа полученных цветных снимков. Это оборудование в действии впервые было продемонстрировано Адольфом Мите в Берлине в 1902 г.

Большой вклад в дальнейшее совершенствование метода трёхцветной фотографии внёс ученик Адольфа Мите Сергей Прокудин-Горский , разработавший технологии, позволяющие уменьшить выдержку и увеличить возможности тиражирования снимка. Прокудин-Горский также открыл в 1905 г. свой рецепт сенсибилизатора, создававшего максимальную чувствительность к красно-оранжевому участку спектра, превзойдя в этом отношении А.Мите.

Наряду с методом цветоделения с начала XX века стали активно развиваться и другие процессы (методы) цветной фотографии. В частности, в 1907 году были запатентованы и поступили в свободную продажу фотопластины «Автохром » Братьев Люмьер , позволяющие относительно легко получать цветные фотографии. Несмотря на многочисленные недостатки (быстрое выцветание красок, хрупкость пластин, зернистость изображения), метод быстро завоевал популярность и до 1935 г. в мире было произведено 50 млн автохромных пластинок.

Альтернативы этой технологии появились только в 1930-х годах: Agfacolor в 1932 году , Kodachrome в , Polaroid в .

Цифровая фотография

Цифровая фотография - относительно молодая, но популярная технология, зародившаяся в 1981 году , когда компания Sony выпустила на рынок камеру Sony Mavica с ПЗС-Матрицей , записывающей снимки на диск. Этот аппарат не был цифровым в современном понимании (на диск записывался аналоговый сигнал), однако позволял отказаться от фотоплёнки. Первая полноценная цифровая камера - DCS 100 - была выпущена в 1990 году компанией Kodak .

Принцип работы цифровой камеры заключается в фиксации светового потока матрицей и преобразования этой информации в цифровую форму.

В настоящее время цифровая фотография повсеместно вытесняет плёночную в большинстве отраслей.

Жанры фотографии

Часть современных жанров фотографии повторяет соответствующие жанры живописи, часть же специфична только для фотографии.

Основные жанры в фотографии как искусства

Специфические виды фотографии

  • Жанровая фотография
  • Репортажная фотография
  • Пинхольная фотография
  • Пленерная фотография
  • Подводная фотография
  • Спортивная фотография
  • Стеклянная фотоплитка
  • Стрит-фото
  • Фотографии в путешествии, тревелфото
  • Фотоистория, фотостори
  • Фотографический монтаж
  • Флюрографика
  • Шадография

Некоторые внежанровые термины

Люби́тельская фотогра́фия , фотолюби́тельство - один из видов массового самодеятельного творчества с использованием методов и средств фотографии.

Помимо самостоятельных занятий фотографией, потребность фотографа в росте и обучении приводит к созданию фотокружков и фотоклубов.

Сто́ковая фотография - покупка и продажа фотографий в высоком разрешении.

Для тех кто начал или только начинает заниматься фотограией , обязательно встанет вопрос, а как все начиналось? Как появился фотоаппарат ? Откуда взялась пленка ? Как получили фотобумагу? И много-много-много других не менее занимательных вопросов. Ну так вот в этой заметке, я расскажу кратенько, как все начиналось. Расскажу вам, краткую, но не менее от этого занимательную, историю фотографии .

История всегда полна драматизма, особенно если это история изобретателей и первопроходцев, или это история великих изобретений. Она фиксирует факт появления новой идеи только раз, здесь все как в жизни: “потому что в этой драме, будь ты шут или король, дважды роли не играют, только раз играют роль”.

Что же, приступим к ее изучению!

Итак вопрос первый и основной, как мне кажется, всех несведущих, волнующий: кто же изобрел фотографию? Все просто — год 1822, Жозеф Нисефор Ньепс (француз, 1765 — 1833). Он полностью родил и обосновал технически возможность записи изображения с помощью света. Сделав все это на основании своих интуитивных соображений.

Некоторые историки называют несколько изобретателей фотографии, но это некорректно.
“Правила игры” определены, идея Ньепса оказалась весьма плодотворной и, кроме того, случилось так, что она имела несколько независимых технических решений. Но это были уже другие изобретения, развивающие и утверждающие первоначальную идею Ньепса. Разумеется, заслуга этих изобретателей также огромна. Кроме того, “с лёгкой руки” Ньепса изобретатели чаще стали задавать себеь вопрос “а что ещё можно записать?” В итоге кроме записи звука и кино мы знаем рентгенограмму, кардиограмму, ультразвуковую картину живой ткани, энцефалограмму, рентгеновский и гамма- томографы и др.

КАМЕРА-ОБСКУРА


Природа раскрывает свои тайны только тогда, когда перед ней поставлен правильный вопрос, или, как говорят физики, поставлена задача. И вот, оказывется что и сама правильная постановка задачи нередко является сложнейшей проблемой, а нет задачи, нет и её решения… Как, почему мы видим окружающий нас мир? – этот вопрос возникал у человечества с незапамятных времён. Известны и первые попытки ответа на него. Древнегреческий философ Эмпедокл из Агригента (~ 490 – 430 гг. до н э.) полагал, что зрение обусловлено столкновением особых частиц, вылетающих из глаза наблюдателя, с поверхностью наблюдаемого предмета. С этим был согласен и Платон (~ 427 – 347 гг. до н. э.), но, почему мы видим предмет только в присутствии света и не видим его в темноте? – и Платон поясняет: “Внутри нас обитает особо чистый огонь и его-то и заставили боги изливаться гладкими и плотными частицами через глаза. Эти частицы, сливаясь со светом дня, образуют особое тело, которое благодаря своей однородности претерпевают всё, что с ними случится … и движения эти передаются уже всему (световому – В.И.) телу, доходя до души”. Видимо он имел в виду, что такие частицы эффективны только при их смешивании с “родственным им светом дня”.
Демокрит Абдерский (Фракия, ~ 470 или 460 гг. до н. э.), напротив, полагал, что “зрение обусловлено падением на поверхность глаза мелких атомов, исходящих от светящегося предмета”.
Итак, налицо упомянутая выше постановка задачи — явное противоречие двух теорий зрительного процесса (из глаза или в глаз?), а такие противоречия не “повисают в воздухе” навсегда, рано или поздно находится отчаянная голова, которая порой вопреки всем “устоявшимся” понятиям совершает радикальный прорыв в понимании сути дела.
Следующий, решающий шаг, сделал Абу Али Ибн-аль-Хайсам из Басры (Ирак, 965 – 1039 гг. н. э.). Он подошёл к вопросу чисто опытным путём, как сегодня говорят, чисто экспериментально, его постановка задачи звучит примерно так. Пропустим лучи от наблюдаемого предмета через маленькое отверстие. Для этого возьмём “чёрный ящик” и проделаем в передней его стенке небольшое отверстие, подобное зрачку глаза, а заднюю стенку сделаем из полупрозрачного материала, например, завесим её тонкой белой тканью — полупрозрачным экраном. Тогда, если прав Платон, то лучи будут смешиваться и на экране не возникнет чёткого изображения. Если же прав Демокрит, то лучи, исходящие от различных участков предмета, смешиваться не будут, и на экране появится отчётливое изображение предмета. После опытов Абу Али из Басры прошли сотни лет, пока в Европе появился такой же “чёрный ящик” – камера обскура (тёмная комната) и стало понятно, что в ней наблюдаются отчётливые изображения. Итак, прав оказался Демокрит. Сегодня трудно понять, почему Платон предпочёл более сложное объяснение.

В это время в Европе (13 век н.э.) всюду шли “учёные споры” о том, сколько чертей может уместиться на острие иглы и прочие подобные диспуты, в это же время в Европе инквизиция получила официальное право добиваться признания в ереси при помощи пыток. Тогда… высказать ересь, т.е. утверждение “ неприятное” для церкви, означало не просто потерять всё, в том числе и жизнь, но потерять её мучительнейшим образом, под весёлые крики “тупой безропотной толпы” и, кроме того, покрыть позором всю свою семью, включая потомков. Однако именно тогда и нашлась такая отчаянная голова, монах-францисканец, Роджер Бэкон из Оксфорда (англичанин, ~1214 – 1292гг.), который во весь голос заявил, что “ключами к постижению истины являются не слепая вера в церковные догмы, а научный опыт и разум: “математика – дверь и ключ к науке. Она укажет, почему светят звёзды, как возникают приливы и отливы, почему в зеркалах можно видеть изображение…”. Бэкон, профессор из Оксфорда, свободно владел греческим и арабским языками, он прочёл “Оптику” Абу Али из Басры, это он впервые в своём “Опус Майус” поведал о камере-обскуре. Трагическая судьба Роджера Бэкона — это особая глава в истории науки, ужас, испытывали все, кто только с ней соприкасался, и лишь через 320 лет после смерти Бэкона был, наконец, издан его “Опус Майус” (Большой труд). Теперь камера-обскура стала весьма заметным событием в европейской культуре.
Уже Леонардо да Винчи (1452 — 1519) считает “вполне допустимым” перерисовывание предметов с помощью камеры-обскуры “через стёкла, прозрачные бумаги или вуали”, такое перерисовывание было вполне позволительно. “если художник талантлив” и… “для того, чтобы избавиться в некоторой степени от труда и не пропустить какой-либо детали в истинном подражании… предмету”. И невольно возникает вопрос: а “Мона Лиза”, а… не “допустимое” ли она… дитя камеры-обскуры?- и нет в этом вопросе ничего
предосудительного, поскольку от призрачного мерцания на экране обскуры до этого таинственного шедевра – “дистанция огромного размера”.
М.В. Ломоносов (1711 – 1765гг.) также настоятельно рекомендует своим сотрудникам пользоваться камерой-обскурой для изображения самых различных лабораторных устройств. Со временем камера-обскура, этот прообраз фотоаппарата, находит множество самых разнообразных применений от наблюдения солнечного затмения и до одурачивания “чудесами” верующих и легковерных всё той же вездесущей церковью.
Прибор, между тем, претерпел несколько положительных усовершенствований: в 1812 г. У.Волластон из Кембриджа (англичанин, 1766 – 1828гг.) опубликовал важное сообщение о применении в камере-обскуре положительного мениска — вогнуто-выпуклой линзы; в 1816 г. Н. Ньепс улучшил камеру-обскуру, применяя камеры ящичного типа с простой сферической линзой; для увеличения резкости, он изобрел ирисовую диафрагму. Ну, казалось бы – вот он, фотоаппарат, но нет, все далеко, далеко не так просто…

БРАТЬЯ НЬЕПС

В 1800-801гг братья Клод и Нисефор Ньепсы из Шалон-сюр-Сон решают заняться изобретательством, имея в виду изобретение двигателя внутреннего сгорания, а также изобретение гелиографии, т.е. способа получения изображения с помощью света. Оба брата были очень талантливы, имели огромное желание добиться успеха, феноменальную работоспособность и не жалели ни времени, ни средств, что в некоторой степени компенсировало их недостаточную теоретическую подготовку (домашнее духовное воспитание): такие “мелочи” первопроходцев не останавливают.
Интуитивная идея замены силы пара некоторым топливом, сжигаемым непосредственно в цилиндре, оказалась весьма плодотворной, но двигатель рождался в тяжёлой конкурентной борьбе с успешным внедрением паровой машины Уатта. Тем не менее им удалось построить небольшое действующее судно в Сен-Лу, затем судно на реке Сона и, наконец, небольшой катер в Берси под Парижем. В 1815 году братья Ньепс получили патент на четырёхтактнай двигатель, который работал на смеси угольной пыли с нефтью и тем самым опередили самого Рудольфа Дизеля почти на 75 лет. Затем они нашли, что наиболее эффективным искомым топливом является нефть, но эти идеи и работы опередили своё время и не нашли должной поддержки. После ряда технических и финансовых неудач в1827 Клод умирает в Лондоне и Нисефор Ньепс один продолжает работу над изобретением гелиографии.

Одним из полезных применений камеры-обскуры была технология гравюры, которая появилась в начале 15 века. В конце 18 века технология гравюры освоила офорт, т.е. способ, при котором медную доску сначала покрывают особым светочувствительным лаком, а затем помещают её на место экрана в камеру-обскуру. После достаточно длительной “выдержки” выполняют травление медной пластины и обнаруживается, что под действием света изменяется скорость травления лака, так что он лучше предохраняет от травления более освещённые участки изображения (видимо, результат фотополимеризации). Результирующий рельеф поверхности уже содержит желанное (негативное) изображение будущей гравюры.
Кроме того, сотрудник женевской библиотеки Жан Сенебье обнаружил, что асфальт хорошо растворяется в скипидаре, но после выдержки на свету он утрачивает это свойство. Нисефор Ньепс знаком с технологией гравюры и пытается использовать в качестве светочувствительного вещества асфальт, который входит в состав лака, используемого в гравюре. Работая методом проб и ошибок после шести лет непрерывного поиска он, наконец в 1922г, находит, что сирийский асфальт следует растворить в лавандовом масле и покрывает этим составом серебрянную пластинку. Впевые появляются понятия о проявлении и промывке изображения после воздействия света (… проявить смесью нефти и лавандового масла а затем хорошо промыть водой). В письме брату от 1824 г читаем: “Я добился получения такого снимка, которого желал… Изображения предметов получаются с удивительной ясностью и точностью, вплоть до мельчайших деталей со всеми тончайшими оттенками. Так как этот отпечаток почти бесцветен, то судить как следует об эффекте можно, только глядя на пластинку под углом: тогда изображение делается видимым благодаря теням и отражению света. Это производит почти
магическое впечатление”. Однако понятие о закреплении изображения ещё не появилось. Фотография рождалась практически на одном энтузиазме самоучек и без участия официальной науки.

НЬЕПС И ДАГЕР

Жак Луи Дагер

Несколькими годами ранее талантливый художник-декоратор и энергичный предприниматель Жак Луи Дагер открывает в Париже театр нового типа, свою знаменитую “Диараму”. Новизна техники декораций в “Диараме” заключалась в том, что картины декораций были написаны (самим Дагером) на тонком полупрозрачном материале и поочерёдно менялись и освещались специальными прожекторами. Великолепное качество декораций и удачно подобранный репертуар нового театра обеспечили громадный успех этого предприятия, в том числе и финансовый. Однако самому Дагеру, человеку с творческим началом, было слишком утомительно ежедневно выполнять большой объём стереотипной работы, связанной с постоянным копированием изображений через камеру-обскуру. У него появилась идея о закреплении светового изображения, получаемого в камере-обскуре, т.е. идея фотографии. Начиная с 1826г. Жак Луи Дагер организует в своём театре тайную лабораторию по разработке своего способа фотографии, и прилагает значительные усилия для решения этой задачи, но в таких делах необходим опыт профессионала, которым художник не обладает… Встреча почти разорившегося Ньепса с довольно состоятельным Дагером была как-бы предопределена и в 1829г. они подписывают договор о совместном проекте под названием “Гелиография, изобретённая г-ном Ньепсом и усовершенствованная г-ном Дагером”.

Реклама от GOOGLE


Первая гелиография Ньепса (1826г). Вид во двор. Экспонирование длилось 8 часов.

В это время Нисефору Ньепсу уже исполнилось 64 года, Дагер же моложе своего компаньона более, чем на 20 лет. Интенсивные совместные поиски, проверка, может быть, десятков гипотез и, наконец, изобретатели натыкаются на йод, в который Ньепс не очень-то верит, поскольку уже делал опыты с галогенидами серебра и хорошо знает, что подобное изображение необратимо чернеет при извлечении пластинки на свет! Это, пожалуй, самый драматический момент в сотрудничестве Ньепса и Дагера. Они не читают научной литературы и просто не знают, что ещё в 1818г. английский астроном Джон Гершель обнаружил свойство гипосульфита прекращать почернение на свету иодистого серебра (закрепление изображения!). Нисефор Ньепс скончался в 1833г. Согласно договора между Ньепсом и Дагером, подолжателем и наследником дела отца оставался сын Ньепса, Исидор Ньепс, но молодой человек любит только развлечения, он продаёт оставшуюся часть родового имения и всё чаще занимает в долг у Дагера. Дагер же торопится, его чутьё подсказывает, что существуют не только успешные решения задачи, но также и незримые пока конкуренты.

ФОКС ТАЛБОТ

И они действительно существуют! Это англичанин, Фокс Талбот, профессиональный исследователь из Кембриджа, который сразу же использовал для фотографии (термин Ф. Талбота!) весьма чувствительный к свету нитрат серебра. Он также знает, что почернение хлорида серебра на свету отлично блокируется аммиаком. Спустя только два года после начала работы (против 20 – летних хаотических поисков Ньепса и Дагера), в 1835г., он получает великолепный негатив на стекле и фотографию своего дома (выдержка ~ 2 часа). Фотография, негатив, позитив, закрепление – это термины, которые впервые использовал Ф. Талбот. Но, достигнув этого успеха, он вдруг прекращает занятия фотографией и начинает заниматься классической историей. Однако единственная фотография Талбота хорошо известна в истории, как первое изображение высокого качества. Кроме Талбота, в этом вопросе отлично могли бы разобраться англичане Гемфри Дэви (химик и физик, учитель Фарадея), специалист по фотографии на керамике Томас Веджвурт, астроном Джон Гершель и другие.

Наконец, Дагер вернулся к опытам с иодидом серебра и открыл способ фиксации светового изображения. Продолжая разрабатывать идею применения “гелиографии” для выполнения стереотипных работ в своей Диараме, он использует металлический лист, пластину размером 216*164 см, покрывает её тонким слоем серебра и помещает в ящик, на дне которого был насыпан порошок иода. Через небольшое время пары иода за счёт образования светочувствительного иодида серебра окрашивали серебряный слой пластины в красивый розовый цвет. После экспозиции в камере-обскуре выполнялось проявление. Для этого в другой ящик помещалась подогреваемая на спиртовке ванночка со ртутью и проявляемая пластина. Пары ртути оседали на светлых участках пластины и проявляли изображение (позитив). Качество таких изображений было очень хорошим. Астроном Джон Гершель, увидев “гелиогравюры” Дагера в 1839 году, воскликнул: “Это чудо. Рисунки Тальбота – детская игра.” 27 сентября 1835 года.


Во французской газете “Л’Артист” читаем: “Дагер нашёл, как говорят, способ получать в камере-обскуре на изготовленной им пластинке изображение. Таким образом, портрет, пейзаж или любой вид, проектируемый на эту пластину в обычной камере-обскуре, оставляет на ней свой отпечаток в свете и тени и является наиболее совершенной из всех картин. Препарат, нанесённый на это изображение, сохраняет его бесконечно”.
Сенсация, шум был необычайный, об этом открытии писали все газеты того времени, с такой скоростью и с такой эффективностью, пожалуй, никогда не распространялась никакая эпидемия… В 1838 году, на улицах Парижа, то там, то тут, появлялись светонепроницаемые палатки, переносные лаборатории г-на Дагера, где он получал великолепные фотографии исторических архитектурных памятников Парижа. Талантливый актёр и предприниматель, Дагер обставлял все свои работы с необычайной таинственностью, и вокруг этих палаток всегда шумела любопытная толпа. Но… но для самого Дагера уже была очевидна несостоятельность его надежд на организацию коммерческого предприятия на этой основе. Весь процесс “дагеротипии” можно было выполнять только непосредственно после экспозиции, его нельзя было никак засекретить и, следовательно, “приватизировать”. Любой желающий, выполнив эту работу единожды, мог повторять её сколь угодно раз уже без участия изобретателя и передавать свой опыт кому угодно… Однако… таким же свойством доброты обладает и солнце, которое светит для всех одинаково, и музыка которая звучит для всех одинаково… Ну что такое небольшая коммерческая неудача, по сравнению с таким подарком всему человечеству!
Давайте взглянем на “Проект Жозефа Нисефора Ньепса и Жака Луи Дагера ” современными глазами. Уже более ста лет в этом проекте охотно и добровольно участвует чуть ли не половина всего населения Земли. А… есть ли в Париже памятник этим первопроходцам? – Я не знаю, не видел… А если нет? То… эй, вы, Парижане! Не пора ли поставить памятник этим гигантам???
После открытия Дагера число исследователей и число усовершенствований и открытий в фотографии нарастает лавинообразно.
Значительный вклад в достижение фототехники внесли такие ученые, как французы Ф. Физо, А. Клоде, венгр Й. Петцваль, русский А. Греков, американец С. Морзе и многие, многие другие. Период дагерротипии просуществовал немного. Изображение на серебряной пластинке стоило дорого, было зеркально обращенным, изготовлялось в одном экземпляре, рассматривать его из-за блеска было крайне затруднительно. Калотипный способ обладал большими достоинствами, поэтому он и получил дальнейшее развитие. Уже в конце 40-х годов XIX века изобретатель из семьи Ньепсов – Ньепс де Сен-Виктор — заменил в этом способе негативную подложку из бумаги стеклом, покрытым слоем крахмального клейстера или яичного белка. Слой очувствили к свету солями серебра. В 1851 году англичанин С. Арчер покрыл стекло коллодионом. Позитивы стали печатать на альбуминной бумаге. Фотографии можно было размножать. Еще через два с небольшим десятилетия Ричард Меддокс предложил съемку на сухих броможелатиновых пластинках. Такое усовершенствование сделало фотографию родственной современной. В 1873 году Г. Форель изготовил ортохроматические пластинки. Позднее были сконструированы объективы-анастигматы.
В 1861 году английский физик, автор уравнений классической электродинамики Джеймс Клерк Максвелл (1831 – 1879гг) получил первую цветную фотографию с помощью так называемого аддитивного метода (см. ниже). В 1889 году Д. Истмен (основатель фирмы «Кодак») наладил производство целлулоидных пленок. В 1904 году появились первые пластинки для цветной фотографии, выпущенные фирмой «Люмьер».

Вот вроде бы и все, что можно было написать в страничку «История фотографии», если бы не одно большое и звонкое «НО». Если бы в 2002 году не случилось событие… чрезвычайное именно в области истории российской цветной фотографии, в истории российской культуры. В мае 2002 года появился сайт Библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/exhibits/empire/gorskii.html с описанием истории развития цветной фотографии Прокудина-Горского в России, где приведены 122 цветных фотографии высочайшего качества из его коллекции. (См. также www.xterra.ru и http://www.museum.ru . Этот сайт Библиотеки Конгресса США называется “The Empire That Was Russia” – “Империя, которой была Россия”, что так напоминает известное “Россия, которую мы потеряли”.

Краткая история изобретения Прокудина-Горского и судьба его автора.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в Санкт-Петербурге в 1863 году. Будучи по образованию химиком (выпускник Санкт-Петербургского Университета), он занялся развитием фотографии, поскольку именно эта проблема тогда, как говорят, была на самом острие науки и техники. Прокудин-Горский имел довольно обширные научные контакты с самыми передовыми учёными того времени, как в Санкт-Петербурге, так и в университетах Европы (Берлина, Парижа), но сумел сохранить собственную научную индивидуальность и получил патенты на способы создания цветных слайдов и проектирование цветных движущихся фильмов, основанные на собственных оригинальных исследованиях.
Так что же произошло? Химик по профессии, прекрасно представляющий себе возможные трудности качественной реализации цветного фотохимического процесса, Прокудин-Горский находит физическое решение проблемы (аддитивный метод Д. К. Максвелла), позволяющее эффективно использовать (к тому времени уже достаточно развитый) черно-белый фотохимический процесс, т.е. для получения цветной фотографии он использует методы чёрно-белой фотографии! Чтобы представить фотографию в цвете, изобретатель разработал технику фотографирования при которой (в идеале одновременно) выполняются три чёрно-белых снимка (~70ґ70 мм), но на оптической оси перед каждым из негативов размещается один из трёх светофильтров: красный, синий или зелёный. Какой великолепный синтез инженерно-научного кругозора и предпринимательского таланта! Это была успешная попытка сотворить то же самое доброе солнышко для всех, что и у Дагера, но только цветное… Негативы проявляются, закрепляются и затем каждый из них фиксируется на “своём” светофильтре, а полученные три разноцветных слайда укладываются в стопку с детальным совпадением всех контуров изображения. Рассматривая такую структуру на просвет, или вставляя её в проекционный фонарь, можно наблюдать цветное изображение или проектировать на экран увеличенное цветное изображение (детали см. http://www.loc.gov/exhibits/empire/gorskii.html).

Начиная с 1905-1907 годов, Прокудин-Горский сформулировал Проект применения нового технологического прорыва в области цветной фотографии для систематического документирования географии и этнографии Российской Империи. Основной целью проекта было ознакомление учащихся и студентов России с обширной и разнообразной историей и культурой Империи при помощи метода «оптического цветного проектирования». Проект был поддержан Николаем II, который, между прочим, и сам был довольно увлечённым фотолюбителем. Очень вероятно, что Прокудин-Горский имел аудиенцию у царя. А, может быть, и не одну… А, может быть даже, имел контакты с царём и в “неформальной” обстановке… Возможно, что отчасти и по этим причинам, Проект получил полную поддержку царя и Сергей Михайлович располагал не только особыми разрешениями, дающими право доступа к закрытым территориям России, но и распоряжением для всех местных чиновников об оказании проекту всесторонней помощи. Он также был оснащён специальной вспомогательной техникой, особым железнодорожным автомобилем с фотолабораторией. Прокудин-Горский успешно проводил запланированные исследования в одиннадцати регионах России в период с 1907 по 1915 годы, и по некоторым данным составленная им коллекция фотоснимков Российской Империи насчитывала до нескольких тысяч экземпляров. Работа была на подъёме и сопровождалась большим количеством просветительских лекций, на которых приводились иллюстрации фотоматериалов, полученных экспедицией. Всё рухнуло после октябрьского переворота. Ученый покинул Россию вместе с коллекцией по разным данным в 1918 – 1920 году, скорее всего сразу же после гибели царской семьи. Затем он поселился в Париже, где и умер в 1944 году.
В 1948 году уникальные фотоснимки России начала 20 века, запечатленные на стеклянных пластинках Прокудина-Горского, были приобретены у его наследников Библиотекой Конгресса США. Для демонстрации стеклянные пластины были отсканированы в компьютер и методом цифровой хроматографии преобразованы в цветные фотографии с великолепной передачей цвета.
Надо отметить, что при обсуждении вопроса, связанного с такой обработкой слайдов Прокудина-Горского, некоторые авторы несколько “обожествляют” возможности компьютерной обработки. Однако следует иметь в виду, что такая обработка способна лишь устранить некоторые дефекты, связанные, например, с объёмным старением фотоэмульсии или с фоновыми осадками на её поверхности, или несколько гармонизировать соотношения цветов. Но никакая обработка (за исключением, разве что искуснейшей ретуши) не может добавить к фотоснимку никакой новой информации, из той, что была потеряна при фотографировании. Другими словами, цветные фотоснимки Прокудина-Горского, скорее всего, великолепны сами по себе, а не в результате компьютерной обработки. Более того, известны случаи, когда со слайдов Прокудина-Горского были получены отличные фотоснимки без компьютерной обработки (правда, при этом кое-где сохраняется небольшая “вуаль”).
Перечитал то, что написано выше и… хотите — верьте, хотите – нет… слёзы сами закапали у меня из глаз… Ну почему??? Ну почему англичане, например, навсегда запомнили единственную чёрно-белую фотографию cына своей страны Фокса Талбота (см. выше) и её можно найти в любой книжке по истории фотографии? И почему мы, россияне… Конечно, Прокудин-Горский поступил “нехорошо”, он, видимо, почему-то не захотел, чтобы его расстреляли большевики, например, “как лицо особо приближённое к императору” и бежал, даже не сделав попытки снять на цветное фото пролетарского вождя под красным знаменем. Да и кому тогда был нужен этот этнографический пир во время чумы? И за это он был вымаран отовсюду, распят, уничтожен…. Да и просто не было никогда и ни его самого, и ни его Проекта, вот и всё! Простота – сестра таланта! Спасибо Ильфу и Петрову, мне вдруг пришли в голову их бессмертные строчки, что-то типа: “Ну и дикий же народ” – говорили одни, “Да… дети гор!” – вторили им другие, и мне удалось улыбнуться сквозь слёзы.
Я не буду призывать бывших студентов Санкт-Петербургского Университета сотворить мемориальную доску или памятник Прокудину-Горскому, я не сомневаюсь, что это произойдёт само и непременно в ближайшие годы, и непременно будет организован музей с фотографиями из его коллекции.
Где вы, издатели прекрасных произведений гениальных живописцев? Посмотрите-ка повнимательней, а не пора ли “дать ход этому делу“?

Если я вас заинтересовал, то посмотреть некоторые цветные фотографии Сергея Михайловича вы можете тут.

P.S. Современная цифровая фотография – высокая технология пуантилизма.
Зная историю фотографии, мы берём в руки фотоаппарат, это маленькое чудо (вот уж воистину, сквозь тернии – к звёздам!) с особым волнением, мы становимся соавторами великой фотографической летописи Земли и наш досуг наполняется особым смыслом причастности к этому историческому процессу. Любите фотографию и научите этому своих детей.

P.P.S. Друзья, если статья понравилась вам или стала вам полезной. Сделай и мне взаимное добро. Поделитесь ссылкой на статью на своих страничках «Вконтакте», «Одноклассниках», «Facebook», «Tweeter» и других страничках. Для этого нужно всего лишь нажать кнопку внизу страницы и следовать простым шагам инструкции. Так же приглашаю вас подписаться на мою рассылку, тогда вы точно не пропустите следующую, надеюсь интересную и полезную, статью. Форма подписки находится в верхнем правом углу страницы.

В жизни все имеет свое начало, так и любая наука и искусство берут свое начало где-то в глубине веков, а далее развиваются, совершенствуются, образуются новые направления, новые течения. Это относится и к фотографии, которую я воспринимаю как искусство, развитие которого напрямую связано с наукой, имею ввиду развитие фототехники. В этой статье под названием «История фотографии кратко» собраны самые главные факты о зарождении и развитии великого искусства фотографии.

Стоит начать с главного определения фотографии, произошло оно от древнегреческих слов «свет» и «пишу», т.е. светопись – техника рисования светом. Это возможность создания и сохранения изображения при помощи светочувствительного материала (матрицы) в фотоаппарате. Так звучит технически правильная формулировка. Если же говорить о фотографии как о виде искусства, то определение может звучать так: творческий процесс поиска и создания теоретически правильной и художественно-артистичной композиции, что в свою очередь, хотя и частично, определяется видением . Сам термин появился в 1839 г.

История фотографии кратко

В 1826 г. француз Жозеф Нисефор Ньепс удивил многих, сделав первую в истории человечества фотографию, полученную при использовании «камеры обскуры» (пер. темная комната) на оловянной пластине покрытой тонким слоем сирийского асфальта. На этой фотографии был изображен вид из окна мастерской Ж.Н.Ньепса и создавалась она в течение 8 часов, непрерывно находясь под прямым солнечным светом.

Практически в одно время с Ж.Н. Ньепсом над получением устойчивого изображения работал другой француз Луи Жак Манде Дагер. В 1829 г., объединившись с Ньепсом и получив всю подробную информацию о его предыдущих опытах, Луи Дагер начинает активно работать над усовершенствованием процесса. И в 1837 г. он достигает успеха и получает изображение в 30 минут, используя в качестве закрепителя поваренную соль. Этот способ получает название дагеротипия. Однако в отличии от способа Ж.Ньепса копировать изображения было невозможно.



Наряду с французами над созданием устойчивого изображения работал англичанин Уильм Фокс Генри Тальбот и в 1839 г. он создает свой способ получения негативного изображения под названием калотипия (в дальнейшем он стал называться тальботипией). Главное отличие такого процесса- это особый способ подготовки чувствительной бумаги. Этот процесс доминировал в области создания как портретных, так и архитектурных изображений.

История развития фотографии продолжается и в 1850 г... Луи Бранкар Эрвар находит новый тип фотобумаги — альбумидная, которая в дальнейшем использовалась в качестве основной до конца века.

В 1851 г. француз Гюстав Ле Гре изобрел восковые негативы, что в свою очередь пришло на смену тальботипии. Это нововведение значительно упростило процесс создания изображений на природе.


История фотографии продолжается в 1847 г., когда начинается своего рода новый этап в ее развитии. В этом году начинается эпоха стеклянных негативов, Клод Феликс Абель Ньепс достиг первых впечатляющих результатов в этом процессе. А уже в 1851 г. англичанин Фредерик Скотт Арчер разработал мокрый каллодионовый процесс. В силу юридической незащищенности данного процесса, он достаточно быстро получил распространение и помог увеличить . В 1854 г. появляется название амбротипия запатентованная в Америке, которая являлась своего рода более упрощенным вариантом дагеротипии.

В 1861 г. английскому физику Джеймсу Максвеллу удалось впервые в мире получить цветное изображение , которое явилось результатом трех снимков одно и того же предмета, с разными фильтрами (красным, синим и зеленым). Более широкое применение цветной фотографии стало возможно благодаря Адольфу Мите. Он изобрел сенсибилизаторы, делающие фотопластину более чувствительной к другим областям спектра. Еще больший вклад в развитие данного внес Сергей Прокудин-Горский, который разработал технологии, позволяющие уменьшить выдержку.


Развитие не стояло на месте, из года в год ученые стремились усовершенствовать процесс создания изображения. Так новый этап в истории фотографии начался в 1872 г., когда англичанин Ричард Лич Мэддокс сообщил о создании сухой коллодионновой пластины.

В 1876 г. в Англии начался комплексный подход к изучению фотографического процесса В.Дриффильдом и Ф.Хартером, они сосредоточили свое внимание на исследовании соотношения между временем экспонирования и образующимся в пленке количеством серебра. В 1879 г. Дж. Сван открыл первое производство специальной галогеносеребряной фотобумаги на основе желатина, который стал главным элементом в производстве бумаги для фото и по наши дни применяется в промышленном производстве. К этому времени работники, занимающиеся производством фотоотпечатков уже могли слегка корректировать тональность и контрастность снимка во время производства.

Американский банкир Джордж Истмен в 1880 г. после поездки в Англию открывает в Америке свою компанию под названием «Компания сухих пластинок Истмена», которая в дальнейшем в 1888 г. была переименована и зарегистрирована как компания KODAK. И в этом же году летом был выпущен первый фотоаппарат данной марки.

В 1869 г. Эдвард Джемс Майбридж создал один из первых затворов к фотокамере, который был им использован для фотографирования лошадей. Кроме того, он создал свою систему фотосъемки. В 1881 г. фотографии лошадей принесли Майбриджу всемирную известность.

История фотографии продолжается дальше: в 1884 г. Д.Истмен получает патент на роликовую фотопленку на бумажной подложке и кассете, что явилось большим нововведением в процесс фотосъемки. А уже в 1888 г. Д.Истмен получает патент на портативную фотокамеру, в которой размещалась запатентованная им ранее роликовая фотопленка. И уже в 1889 г. начинается массовый выпуск кинопленок.

В 1911 г. в немецкую компанию «Лейтц» («Leitz») пришел работать Оскар Барнак, который внес огромный вклад в дальнейшее развитие фотографии. Благодаря его усилиям и исследованиям в 1925 г. в продажу поступает малоформатная камера нового типа под названием Leica I (название произошло от слияние двух слов Leitz и Camera), работавшая на стандартной кинопленке. Также в этом году П.Виркоттер закрепил за собой права на изобретенную им первую лампу-вспышку, а в 1931 г. Г.Эджертоном была изобретена первая в мире электронная фотовспышка, которая естественным образом вытеснила лампу-вспышку.

В 1932 г. становится общедоступной первый в мире малоформатный дальномерный фотоаппарат Leica II .

Примерно с 1930-х гг. большое распространение получает цветная фотография, все это благодаря компании Кодак, первой выпустившей цветную обратимую пленку Kodachrome. А в 1942 г. компания начала выпуск пленки Kodacolor, ставшей очень популярной среди профессионалов и любителей фотосъемки.

В 1948 г. компания Polaroid совершает прорыв в фотографии, выпустив фотоаппарат «Polaroid Land 95», который открывает эпоху моментальной фотографии.


В 1975 г. инженер компании Кодак Стивен Сассун разработал и представил обществу первую цифровую камеру. имела разрешение 0,1 мега пикселя.

Возрастающий интерес общества к фотографии требовал более удобной модели и большего объема производства и в 1988 г. компания FUJI представила действительно портативную модель цифровой фотокамеры «FUJI DS – 1P».


В наши дни, когда даже мобильные телефоны обладают встроенными фотокамерами, способными сделать достаточно хорошие фотографии, бывает сложно представить, что когда-то люди затрачивали огромное количество времени на создание всего лишь одной фотографии.

Логичным результатом развития фотографии явилось превращение ее в подлинное искусство. И лично я безгранично этому рада, что сейчас есть больше возможности создавать поистине художественные, артистичные фотографии.

Еще несколько интересных фактов из истории фотографии:

— Луи Даггер в 1838 г. сделал фотографию, которая считается первой, где изображен человек.

— В 1839 г. Роберт Корнелиус сделал первый автопортрет.

— В 1858 г. Гаспар Турнаш сделал первый аэрофотоснимок, где был изображен Париж.

— В 1856 г. Уильям Томпсон сделал первый подводный фотоснимок. Его фотокамера была прикреплена на шесте.

— В 1840 г. профессор Джон Уильям Дрейпер сделал первую удачную фотографию Луны.

— В 1972 г. была сделана первая цветная фотография нашей красивой планеты Земля.






Что? Где? Когда? Краткий обзор

Фотография (фр. photographie от др.-греч. φως / φοτος - свет и γραφω - пишу) - техника рисования светом, светопись: получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале (фотоплёнке или матрице) при помощи фотоаппаратуры, фотокамеры.
Также фотографией или фотоснимком, или снимком называют конечное изображение, полученное в результате фотографического процесса и рассматриваемое человеком непосредственно.
Принцип действия фотографии основан на получении изображений и фиксировании их с помощью химических и физических процессов, получаемых с помощью света, то есть электромагнитных волн, излучаемых непосредственно или отражённых.
Изображения с помощью отражённого от предметов видимого света получали ещё в глубокой древности и использовали для живописных и технических работ. Метод, названный позже ортоскопической фотографией, не требует серьёзных оптических приспособлений. В те времена использовались лишь малые отверстия и, иногда, щели. Проектировались изображения на противоположные от этих отверстий поверхности. Далее метод был усовершенствован с помощью оптических приборов, помещаемых на место отверстия. Это послужило основой для создания камеры, ограничивающей получаемое изображение от засветки не несущим изображение светом. Камера была названа обскурой. После изобретения метода фиксации изображения несколькими изобретателями, камера-обскура стала конструктивным прообразом фотографического аппарата. Название "фотография" было выбрано как наиболее благозвучное из нескольких вариантов во Французской академии в 1839 году.
В зависимости от принципа работы светочувствительного материала фотографию принято делить на три больших подраздела:
Плёночная фотография - основана на фотоматериалах, в которых происходят фотохимические процессы.
Электрографические и иные процессы, в которых не происходит химических реакций, но происходит перенос вещества, образующего изображение. Специального общего названия для этого раздела не выработано, до появления цифровой фотографии часто употреблялся термин "бессеребряная фотография".
Цифровая фотография - в процессе получения и сохранения изображения происходят перемещения электрических зарядов (обычно в результате фотоэффекта и при дальнейшей обработке), но не происходит химических реакций или перемещения вещества. Правильнее было бы называть такую фотографию электронной, так как в ряде устройств, традиционно относимых к "цифровым", происходят аналоговые процессы.
Фотография основана на достижениях науки прежде всего в области оптики, механики и химии. Развитие на нынешнем этапе цифровой фотографии происходит благодаря в основном электронным и информационным технологиям.

История создания и первопроходцы

Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок "вид из окна", полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.
В 1839 году француз Луи-Жак Манде Дагер (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагерр использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества - хорошо проработанные детали как в светах, так и в тенях, однако копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагерр назвал дагерротипия.
Практически в то же самое время англичанин Вильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Экспозиция длилась около часа, на снимке - решётчатое окно дома Тальбота.

Применения фотографии и её значение,
Техническая документальная фотосъёмка, историческое значение

Изобретение и массовое применение фотографии, а в дальнейшем и кинематографа изменило представление о исторических событиях, зафиксированных на плёнку, не в меньшей степени, чем изобретение письменности.

Законодательство, судебная и следственная практика

Применение фотографии, как плёночной, так и цифровой (а ныне и развитие методик распознавания и обработки изображений), позволило принципиально изменить деятельность органов следствия, сделало ряд уже выработанных судебных норм более объективными и позволило выработать новые, основанные на документальных свойствах и функциях фотографии, на способности её объективно фиксировать образ события.

Астрономия, микроскопия, ядерная физика, биология, картография

В этих сферах использование фотографии привело к колоссальному скачку в объективности получаемых результатов, расширению возможностей и ускорению исследований. Переход астрономов от наблюдений к фотографии с длительными выдержками полностью изменил эту науку и доступные для исследования пространства.

Рентгенография

Вид исследования внутренней структуры объектов, которые проецируются при помощи рентгеновских лучей на специальную плёнку или бумагу. Чаще всего применяется в медицине для диагностики различных органов на наличие переломов, заболеваний и т. д.

Фотолитография и близкие к ней технологические процессы

Именно фотография и смежные с ней процессы позволили развиться электронной промышленности, сделали нынешний мир полупроводниковым и "цифровым".

Список используемой литературы:
1. Расселл Харт Фотография для "чайников" = Photography For Dummies. - 2-е изд. - М.: "Диалектика", 2007. - С. 368. - ISBN 0-7645-4116-1
2. Розалинда Краус. Переизобретение средства: История фотографии // Синий диван. N 3. М., 2003, с. 105-127
3. Фотокинотехника. Энциклопедия. Гл.ред. Е. А. Иофис, М., "Советская Энциклопедия", 1981. Статья "История фотографии". Автор П.А. Ногин.