Электронные публикации. Хождение Богородицы по мукам (в сокращении) Перевод М. Рождественской Хождение богородицы по мукам с иллюстрациями

Хождение Богородицы по мукам 24.12.2018 13:10

В книгах Нового Завета сведения о Богородице крайне скупы, и это явилось причиной возникновения преданий о ее жизни. «Хождение Богородицы по мукам» - это церковный фольклор, оригинальный греческий текст которого датируется примерно IV - V веками. Самый ранний древнерусский вариант «Хождения» - XII век. «Хождение» неоднократно издавалось с новыми дополнениями на Руси, т.к. имело большую популярность в народе, в связи с тем, что содержание этого текста очень назидательно и имеет актуальное значение.

«Святая Богородица хотела помолиться Господу Богу нашему на горе Елеонской, чтобы во имя Отца и Сына и Святого Духа сошел архангел Михаил и поведал о муке, небесной и земной. И когда известили о слове этом, архангел Михаил сошел с небес, и четыреста ангелов с ним: сто с восточной стороны, сто — с западной, сто — с южной, сто — с северной. Богородица хотела увидеть, как мучаются души человеческие, и сказала архистратигу Михаилу: «Поведай мне обо всем, на земле сущем». И ответил ей Михаил: «Что просишь, Благодатная, я все тебе расскажу». И спросила его святая Богородица: «Сколько мук, какими мучится род христианский?» И ответил ей архистратиг: «Не назвать всех мук». Попросила его Благодатная: «Расскажи мне, какие они на небесах и на земле?»

Тогда архистратиг велел явиться ангелам с юга, и разверзся ад, и увидела Богородица мучающихся в аду, и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила Благодатная архистратига: «Кто это такие?» И ответил архистратиг: «Это те, кто не веровали в Отца и Сына и Святого Духа, забыли Бога и веровали в то, что сотворил нам Бог для трудов наших, прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, и зверей и гадов; все это те люди сделали из камней, — Траяна, Хорса, Велеса, Перуна в богов превратили, и были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, потому здесь так мучаются».

Архистратиг спросил ее: «Куда хочешь теперь, Благодатная, на юг или на север?» И ответила Благодатная: «Пойдем к югу». Тогда повернулись херувимы и серафимы и четыреста ангелов, привели Богородицу на южную сторону, где протекала огненная река, там было множество мужей и жен, все погружены в реку — одни до пояса, другие до подмышек, третьи по шею, а иные с головой. Увидев их, святая Богородица заплакала громким голосом и спросила архистратига: «Кто это, по пояс в огонь погруженные?» И сказал ей архистратиг: «Это те, кого прокляли отцы и матери, за это здесь, проклятые, мучаются». Снова спросила Богородица: «А кто те, что до подмышек в огне?» И ответил ей архистратиг: «Это были близкие кумовья, а меж собой враждовали, а другие блуд творили, за это здесь и мучаются». И спросила Пресвятая Богородица: «А кто те, что по шею в огненном пламени?» И сказал ей архангел: «Это те, кто ел человеческое мясо, за то здесь и мучаются так». И спросила святая Богородица: «А кто те, что с головой ввержены в огонь?» И ответил ей архистратиг: «Это те, Госпожа, которые, крест честной держа, ложно клялись силами честного креста, а даже ангелы при взгляде на него трепещут и со страхом поклоняются ему. Эти же люди, держа крест, клянутся на нем, не зная, какая мука их ожидает, потому-то так и мучаются».

И увидела Богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из ее рта и поедали ее. Видя это, пресвятая спросила ангела: «Что это за женщина и в чем грех ее?» И отвечал архистратиг, и сказал ей: «Эта женщина, Госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни. Из-за этого и мучается». И сказала святая Богородица: «Лучше бы такому человеку не родиться». Михаил сказал ей: «Еще не видела ты, святая Богородица, великих мук». Святая сказала архистратигу: «Пойдем и увидим все муки». И сказал Михаил: «Куда ты хочешь идти, Благодатная?» Святая ответила: «На север». И, повернувшись, херувимы и серафимы и четыреста ангелов вывели благодатную на север. Там расстилалось огненное облако, а посреди него стояли раскаленные скамьи, и на них лежало множество мужей и жен. Увидев это, святая вздохнула и сказала архистратигу: «Кто это такие, в чем согрешили?» Архистратиг сказал: «Это те, кто в святое воскресение не встают на заутреню, ленятся и лежат, как мертвые, за это они мучаются». И сказала святая Богородица: «Но если кто не может встать, то какой грех сотворили они?» И ответил Михаил: «Послушай, святая, если у кого загорится дом с четырех сторон, и обойдет его огонь кругом, и сгорит этот человек, так как встать не сможет, то он не грешен». В другом месте Богородица увидела огненные столы и горящих на них многих мужей и жен, и святая спросила архистратига: ...«Те, кто попов не почитает, не встает им навстречу, когда они идут из церкви Божией, — из-за этого и мучаются».

И увидела святая богородица железное дерево, с железными ветвями и сучьями, а на вершине его были железные крюки, а на них множество мужей и жен, подвешенных за языки. Увидев это, святая заплакала и спросила Михаила: «Кто это, в чем их грехи?» И сказал архистратиг: «Это клеветники и сводники, разлучившие брата с братом и мужа с женой». И сказал Михаил: «Послушай, Пресвятая, что я тебе скажу о них. Если кто-то хотел креститься и покаяться в своих грехах, то эти клеветники отговаривали их и не наставляли их к спасению. За это они навек мучаются».

И сказал архистратиг: «Пойдем, Госпожа, покажу тебе, где мучаются иереи». И она увидела попов, подвешенных за края ногтей, от их голов исходил огонь и опалял их. Увидев это, Пресвятая спросила: «Кто они и в чем согрешили?» И ответил Михаил: «Это те, кто служили Литургию, и пред престолом Божьим предстояли, почитая себя достойными. А когда совершали проскомидию, не хранили просвиру, роняли крупинки ее на землю. И тогда колебался страшный престол и подножие Божие дрожало, за то они теперь так мучаются». И увидела святая мужа и крылатого змея с тремя головами — одна голова была обращена к глазам мужа, а другая — к его губам. И сказал архистратиг: «Этот бедный человек не может отдохнуть от змея». И добавил архистратиг: «Он, Госпожа, и святые книги, и Евангелие прочитал, а сам не следовал им. Учил людей, а сам не волю Божию творил, а жил в блуде и беззаконии».

И сказал предводитель господних сил: «Пойдем, Пресвятая, я покажу тебе, где мучается чин ангельский и апостольский». И святая увидела, что они лежали, объятые огненным пламенем и поедаемые червем неусыпающим. Святая спросила: «Кто это такие?» И отвечал ей Михаил: «Это те, кто имеет образ ангельский и апостольский, на земле называются славными именами патриархов и епископов, и говорили им: «Благословите, отцы святые»; но на небесах они не звались святыми, так как не сделали ничего, чтобы иметь ангельский и апостольский образ, за это и мучаются так». И увидела Пресвятая женщин, подвешенных за ногти, и пламя выходило у них изо рта и опаляло их, а змея выползала из пламени того и обвивала их. Они вопили: «Помилуйте нас, так как мы одни мучаемся тяжелее всех». И, заплакав, спросила святая: «В чем их грехи?» И ответил архистратиг: «Это попадьи, которые не почитали своих попов и после их смерти выходили замуж, поэтому и мучаются».

И сказал архистратиг: «Пойдем, Пресвятая, я покажу тебе, где мучается множество грешников». И святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод — многих грешников. Увидев это, Богородица прослезилась и сказала: «В чем их грехи?» Ответил архистратиг: «Это блудники и прелюбодеи, воры, тайно подслушивающие, что говорят близкие, это сводники и клеветники, и те, кто пожинали чужие нивы и срывали чужие плоды, те, кто питается чужими трудами, разлучают супругов, пьяницы, немилосердные князья, епископы и патриархи, цари, не творившие волю Божью, сребролюбцы, наживающие деньги, беззаконники». Услышав это, Пречистая Богородица заплакала и сказала: «О горе грешникам!» И добавила архистратигу: «Лучше таким грешникам и не рождаться!». И сказал ей Михаил: «Пойдем, Благодатная, куда хочешь, на восток или на запад, в рай, направо или налево, где великие мучения?» И ответила Пресвятая: «Пойдем на левую сторону». Херувимы и серафимы и четыреста ангелов услышали пресвятой слово и, повернувшись, вывели ее от востока в левую сторону, а около той реки была глубокая тьма; там лежало много мужей и жен. И вокруг клокотало, словно в котле и словно морские волны разбивались над грешниками, и когда волны вздымались, то погружались грешники на тысячу локтей, не в силах сказать: «Праведный судья, помилуй нас». Богородица увидела, что ангелы печальны и грустны из-за грешников, расплакалась пресвятая, и вскричали все в один голос: «Хорошо, что вы пришли в эту тьму увидеть нас и наше мучение, помолись, Пресвятая, с архистратигом». И, слыша плач и крик грешников, сама зарыдала, причитая и говоря: «Господи, помилуй нас», чтобы, когда кончила молитву, утихла речная буря и огненные волны; и явились грешники, словно семена горчичные. Увидев это, заплакала святая и спросила: «Что это за река и волны ее?» И ответил ей архистратиг: «Это река вся смоляная, а волны ее все огненные, а те, кто в них мучается, это жиды, которые мучили господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия; это все народы, которые крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа и, называясь христианами, веруют в демонов и отказались от Бога и святого крещения; здесь те, кто блуд творил после святого крещения с кумами своими, с матерями своими и дочерьми, и отравители, которые морят людей ядами, оружием убивают людей и удушают своих детей, за свои дела и мучаются они так». И сказала святая: «Пусть будет так по заслугам их!» И снова залила их бурная река и огненные волны, и тьма покрыла их. И сказал Михаил Богородице: «Если кто попадет в эту тьму, не будет Бог помнить его». И сказала Пресвятая: «О, горе грешникам в неугасимом пламени сего огня!».

Кончается это повествование тем, что Господь Иисус Христос сходит со Своего престола и произносит: «Теперь же ради милосердия моего Отца, Который послал Меня к вам, ради молитв Матери моей, которая много плакала о вас, ради завета архистратига Михаила и ради многих Моих мучеников, которые много страдали за вас,— Я даю вам, мучающимся день и ночь, покой от Великого четверга до Троицына дня, прославьте Отца и Сына и Святого Духа». И все отвечали: «Слава милосердию твоему».

(приведено в сокращении)


Хождение Богородицы по мукам

Каждый человек в своей жизни задавался вопросом: «Что же для него вера?», «Существует ли Бог, рай, ад?», «Как нужно жить и что есть настоящий грех?» Все эти вопросы вновь посетили мой разум после прочтения «Хождение Богородицы по мукам»

«Хождение Богородицы по мукам» -- довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения пресвятой Богородицы». Тема его -- описание мук грешников в аду.

Я попыталась разобраться в себе, в своих суждениях на этот счет и пришла к выводу, что преподносить людям веру в такой форме, пожалуй, нельзя. Попытаюсь зайти издалека и проанализировать для начала, что же такое Заповеди Господни. На мой взгляд, это упрощенный свод законов, для тех, кто не боится наказания земного. Хитрый способ держать людей под контролем, запугивание о постоянном наблюдении Всевидящего Отца. И за непослушание грешников ждут страшные муки в адовых котлах. Для этого сочинялись различные страшные истории о жутких наказаниях и чудовищных страданиях за всякую провинность. Я отказываюсь верить в такого жестокого Бога. Разве Отец наш может быть таким категоричным и злым? апокриф вера заповедь грешник

В самом тексте апокрифа меня поразило несколько моментов, вот один из них: « И увидела богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из ее рта и поедали ее. Видя это, пресвятая спросила ангела: «Что это за женщина и в чем грех ее?» И отвечал архистратиг, и сказал ей: «Эта женщина, госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни. Из-за этого и мучается». И сказала святая богородица: «Лучше бы такому человеку не родиться»

Не очень-то милосердный отзыв из уст святой женщины…

Если принимать весь текст за чистую, неоспоримую правду, то, получается, каждый из нас должен готовиться к попаданию в огненную реку. Я ни в коем случае не говорю о ворах, убийцах и прочих тяжких преступниках, если ад есть, то место им, безусловно, там. Но ведь все остальные нормальные люди очень грешны и грешат понемногу каждый день! Болтают, объедаются, ленятся, по мелочи привирают, злятся и т.д. Но разве это повод обрекать их на вечные пытки? Если да, то возникает следующий вопрос: «Господь настолько глуп и деспотичен?» Зачем он продолжает создавать нас такими слабыми и поддающимися порокам и соблазнам? Зачем он делает жизнь такой сложной? Ведь часто люди совершают ошибки от незнания, неопытности, сложности жизненного выбора. Почему Бог посылает страдания невинным? Почему он допускает рак у младенцев? Сиротство? Педофилию? Может это нам стоит судить такого Бога, а не ему нас? Обладая могуществом и умением творить чудеса, он оставляет людям наркотики, войны, голод. И требует от человечества непорочности в данных условиях. Так не должно быть.

Но это не значит, что в Бога я не верю. Я искренне верю в высшую силу, управляющую людьми. Безусловно, существует наблюдатель, который где-то пишет книги наших дел. И за плохие деяния все получат по заслугам, но, только не жарясь на сковородках с крюками в языках. Ведь Господь не маньяк, а Отец наш и со стороны людей, пишущих истории вроде «Хождения Богородицы по мукам», просто некрасиво выставлять святыню в таком виде. В самом тексте я заметила моменты, которые должны нагнать на читателя жути своим величием. Например: «И когда известили о слове этом, архангел Михаил сошел с небес, и четыреста ангелов с ним: сто с восточной стороны, сто -- с западной, сто -- с южной, сто -- с северной. И поцеловали благодатную Михаил и ангелы…» Зачем Богородице толпа из четырехсот сопровождающих? И сколько времени прошло пока они все её поцеловали?

Религия и вера не должны быть инструментом для устрашения людей, они должны быть источником вдохновения, очищения, просветления и оптимизма. Нет истинной веры в страхе перед наказанием. Просветление приходит к тому, кто не боится пыток, но остается хорошим человеком, творящим добрые дела. Не обязательно верить в истории из Библии, читать молитвы, ходить в церковь и тратить время на различные обряды, нужно просто помогать ближним и жить по совести. Тогда Всевышний будет оберегать и любить такого человека, даже если последний о нем вообще ничего не знает и никогда не слышал ни о какой религии.

Я считаю, что Создатель добрый, милосердный и понимающий. Мы дети его, а он, как любой родитель простит нам прегрешения наши, поймет и пожалеет. Человек рожден, чтоб ошибаться и грешить, но выходить, набираясь опыта, на верную дорогу. Наверное Господь не так могуществен, как мы его себе представляем, раз он допускает столько страданий и бед, но он делает это не со зла и не с целью наказать род человеческий, возможно он сам не в силах изменить многое. Но я верю, что он видит каждого из нас, грустит и радуется со всеми, пытается помочь и наставить на путь истинный. Всевышний Создатель внутри нас, нужно лишь увидеть его в себе и нести этот свет людям.

Хождение богородицы по мукам

Всходила Пречистая
На гору высокую,
Увидела Чистая
Михайла-Архангела,
Сказала Пречистая
Михайлу-Архангелу:
"Ты светлый, пресветлый
Михаил-Архангел,
Сведи меня видеть
Всю муку людскую,
Как мучатся грешники,
Бога не знавшие,
Христа позабывшие,
Зло творившие".
Повел пречистую
Михаил-Архангел
По всем по мукам
По мученским:
В геенну огненную,
В тьму кромешную,
В огнь неусыпающий,
В реку огненную.
Что на севере муки
И на юге,
На востоке солнца
И на западе.
Видела Чистая
Все муки людские,
Как мучатся грешники,
Бога не знавшие,
Христа позабывшие,
Зло творившие:
Князья, попы и мирская чадь,
Что в церковь не хаживали,
Канунов не читывали,
Святых книг не слыхивали,
Заутрени просыпали,
Вечерни пропивали,
С кумами блудили,
Нищих прогоняли,
Странных не принимали,
Пьяницы, зернщики,
Скоморохи, попы ленивые,
Немилостивые, нежалостливые,
Все лихие скаредные
Дела сотворшие.
Как увидела Чистая
Все муки людские,
Восплакала, возрыдала,
Грешникам говорила:
"Вы бедные, бедные грешники,
Бедные вы, несчастные,
Лучше бы вам не родитися.
Ты светлый, пресветлый
Михаил-Архангел,
Вверзи меня
В геенну огненную:
Хочу я мучиться
С грешными чадами Божьими".
Сказал Пречистой
Михаил-Архангел:
"Владычица Богородица,
Госпожа моя Пресветлая!
Твое дело - в раю покоиться,
А грешникам - в аду кипеть.
А попроси лучше Сына Своего,
Исуса Христа Единородного,
Да помилует Он грешников".

Не помиловал Он грешников,
И опять взмолилась Пречистая:
"Где вы, пророки, апостолы,
Где ты, Моисей Боговидец,
Даниил с тремя отроки,

Где ты, Никола угодник,
Пятница, красота христианская?
Припадите вы ко Господу,
Да помилует Он грешников!"
Не послушал Господь Богородицы,
Не помиловал Он грешников,
И втретие вскричала Пречистая:
"Где ты, сила небесная:
Ангелы и архангелы,
Херувимы и серафимы,
Где ты, Михаил-Архангел,
Архистратиг вой небесных?
Припадите вы ко Господу,
Да помилует Он грешников!"
И припали все святые ангелы,
Пророки, апостолы,
Иван Богословец, Христов возлюбленник,
Пятница, красота христианская, -
И застонала высота поднебесная
От их плача-рыдания.
И услышал их Господь Милостивый,
И сжалился Он над грешниками:
Дал им покой и веселие
От Великого Четверга
До святыя Пятидесятницы.

Примечания:

Беловой автограф нот с датой: 12 апреля 1901 — ИРЛИ, арх. А. Е. Бурцева (на титульном листе название — «Хождение Богородицы по мукам», а непосредственно над текстом — «Хождение Богоматери по мукам»). Список нотного текста с обозначением автора: «Михаила Кузмина Ярославца» — РНБ. Черновой автограф нот — РГБ. В Рук. 1911 имеется подзаг.: «(стих)». Согласно списку РГАЛИ, написано в марте 1901 г. Текст апокрифа «Хождение Богородицы по мукам» см.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Вып. 3. Ложные и отреченные книги русской старины, собранные А. Н. Пыпиным. СПб., 1862. С. 118-124. Один из вариантов апокрифа, переписанный Кузминым, — РГАЛИ. О популярности этого ст-ния (в музыкальном варианте) см.: Ремизов Алексей. Кукха: Розановы письма. [Берлин], 1923. С. 105-107. Михаила-Архангела. См. в письме к Г. В. Чичерину от 4 апреля 1903 г.: «В старопечатных книгах ударения: Михаил, Михаила, Михаилу» (РНБ, арх. Г. В. Чичерина). Зернщихи — игроки в кости. Моисей Боговидец — первый пророк Иеговы, которому многократно являлся Господь (см. книгу Исход). Даниил с тремя отроки. Легендарный праведник и пророк Даниил в отрочестве вместе с тремя другими юношами — Ананием, Мисаилом и Азарией — был приведен к вавилонскому царю Навуходоносору и совершил с ними ряд богоугодных дел (см. книгу пророка Даниила). Иван Богословец (Иоанн Богослов) — один из двенадцати апостолов, автор Евангелия, трех посланий и откровения, любимый ученик Христа. Никола угодник — св. Николай, один из наиболее почитаемых на Руси святых. В 1919 г. Кузмин написал небольшую поэму «Николино житие» (ССт. С. 472483; оригинал — РГАЛИ). Пятница — св. Параскева Пятница, особое почитание которой у славян было связано с языческой мифологией. На старых севернорусских иконах образ Пятницы встречается на обороте иконы Богоматери. Где ты, сила небесная и т. д. См..

ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ

Апокрифическое сказание о посещении девой Марией места мучения грешников («Хождение богородицы по мукам», или «Апокалипсис пресвятой богородицы») воплотило некоторые эсхатологические представления средневекового христианства. Согласно версии, восходящей к греческим рукописям 9 в. и получившей особенно широкое распространение (древнейший русский список относится к 12 в.), богородица, взойдя на Масличную гору (место Гефсиманского сада), обратилась к Христу с молитвой, желая узнать и увидеть, какие есть муки и сколько их. Посланный Христом архангел Михаил являет богородице ад и несказанные мучения, постигшие повинных в тяжких прегрешениях. Это зрелище повергает богородицу в великую скорбь, и, представ перед престолом небесного отца, она со слезами просит Христа помиловать грешников. Но лишь после того как к молитве её присоединяют свои голоса все ангелы и праведники, мучимым за грехи даруется - ради слез богородицы - послабление: с этих пор на время со дня Воскресения (христианской Пасхи) и до Пятидесятницы (день празднования Троицы) они избавлены от мучений. (Мотив возможного послабления мучающимся до свершения Страшного суда возникает очень рано.) Сказание о X. б. по м. использовалось также в назидательных целях, являя устрашающий перечень всевозможных прегрешений и соответствующих им мук. Картина «места мучного», предстающая в этом сказании, в общих чертах соответствует евангельскому образу геены огненной и «мук геенских»: огня неугасимого, тартара лютого, червя неусыпного и тьмы кромешной, - понятых с живописной конкретностью. Идея иерархического строения ада, столь важная для западного средневековья и нашедшая завершающее воплощение у Данте, едва прослеживается в звучащих рефреном словах архангела Михаила, обращённых к Марии: «Ты ещё не видела великих мук».
Среди литературных переложений апокрифа - парафраз двух его фрагментов в книге А. М. Ремизова «Подорожие», а также стилизованный под X. б. по м. рассказ о «том свете» и «хождении по мукам» Акумовны в его романе «Крестовые сестры».
Лит.: Памятники отречённой русской литературы, изд. Н. С. Тихонравова. т. 2, М., 1863;
Владимиров П. В., Научное издание апокрифов, отречённых книг в русской литературе во второй половине XIX столетия, Киев, 1900;
Мuller L., «Die Offenbarung der Gottesmutter über die Hollenetraten», «Welt der Slawen», 6, 1961, Н. 1, S. 26-39; Dawklns К. М., A Gretan Apocalypse of the Virgin, «Byzantinische Zeitschrift», 1929-30. Bd 30, S. 300-304.
О. Е. Нестерова.


(Источник: «Мифы народов мира».)


Смотреть что такое "ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ" в других словарях:

    Хождение Богородицы по мукам - – один из самых популярных в древнерусской письменности переводных апокрифов. Старший из древнерусских списков датируется XII–XIII вв. (ГБЛ, собр. Тр. Серг. лавры, № 12, начало утрачено). Этот список издавался И. И. Срезневским, Н. С.… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    - «Хождение Богородицы по мукам» довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения пресвятой Богородицы». Тема его описание мук грешников в аду.… … Википедия

    Хождение Богородицы по мукам - переводной слав. апокриф, изв. в др. рус. лит ре уже в списках 12 в. Включен в древнейший слав. индекс отреченных книг в Изборнике Святослава 1073. Принадлежит к числу эсхатологических апокрифов, рассказывающих о мучениях грешных душ в аду в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Произведение древнерусской литературы XII XIII вв. Встречается в древнейшем русском индексе «отреченных книг» в Изборнике 1073. В основе византийский источник. Русский вариант был полностью переработан и приспособлен к местному читателю. В одном… … Русская история

    Довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого Откровения пресв. Богородицы. Тема его описание мук грешников в аду. Содержание X. несложно. Богородица после молитвы на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Хождение Богородицы по мукам - – популярный апокриф древнеславянской письменности. Составлен по греческому Откровению Пресв. Богородицы, темой его служит описание мук грешников. После молитвы на Елеонской горе, Богородица, сопровождаемая архангелом Гавриилом, проходит… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    - («Слово и видение апостола Павла») апокриф, восходящий к греческому оригиналу, изданному Тишендорфом в его «Apocalypses apocryphae». Основанием для создания его послужило место в послании к Коринфянам, где говорится (гл. XII, ст. 2 4) о том, что… … Википедия

    Хождение по мукам: Хождение по мукам роман советского писателя Алексея Толстого о Гражданской войне в России (в трёх частях), (1922 1941). Хождение по мукам трёхсерийный художественный фильм по роману Алексея Толстого (1957 1959).… … Википедия

    Выражение, которым характеризуются тяжелые, разнообразные жизненные испытания, одно за другим выпавшие на долю кого нибудь; восходит к древнему верованию христиан в хождение душ умерших грешников по мукам или мытарствам в продолжение сорока дней … Словарь крылатых слов и выражений

Богородица, хотящи дабы видьла, како ся душа мучать, и рече Михаилу архистратигу: «Исповъмся исповъждь ми, яже суть на земли всяческая». И рече къ ней Михаилъ: «Яко же... речеши, благодатная, азъ всяческая тебъ исповъмъ». И рече къ нему свя­тая богородица: «Колко есть мукъ, идъже мучится родъ христь-янский?» - И рече къ ней архистратигь: «Неизрекомыи суть мукы». - Рече же къ нему благодатная: «Исповъжь ми на небеси и на земли».

И повелъ архистратигь явитися ангеломъ отъ полудне*, и от-верзеся адъ, и видь во адъ мучащаяся, и бяше ту множство мужъ и женъ, и вопль многь бяше. И воспроси благодатная архистрати­га: «Кто си суть?» - И рече архистратигь: «Сии суть, иже не въроваща во отца и сына и святаго духа, но забыша бога и върова-ша юже ны бъ тварь богъ на работу сотворилъ, того они все богы прозваша: солнце и мьсяць, землю и воду, и звъри и гади... Троя-на, Хорса, Велеса, Перуна на богы обратиша, бъсомъ злымъ вьро-ваша и досель мракомъ злымъ содержими суть, того ради здь тако мучатся...»

И видь на друзъмъ мьсть тму велику, и рече святая богороди­ца: «Что есть тма сии, и кто суть пребывающи въ ней?» - И рече архистратигь: «Многи душа пребывають въ мъсть семь». - И рече святая богородица: «Да отымется тма сии, да быхъ видьла и ту муку». И отвъщаша ангели, стрегущии муку: «Поручено ны есть, да не видять свъта, дондеже явится сынъ твои благыи, паче 7 солнць свьтлийши». И прискорбна бысть святая богородица, и ко ангеломъ возведе очи свои, и возръвъ на невидимый престолъ отца своего, и рече: «Во имя отца и сына и святаго духа, да оти-мется тма сии, и да быхъ видъла сию муку». И отьятся тма си, и 7 небесъ явися, и ту пребываше множство народу, мужъ и женъ, и вопль многий бысть, и гласъ великъ исхожаше. И видъвши я пресвятая богородица и рече къ нимъ плачющися со слезами: «Что сотворили есте, бъдницы окаянии недостойнии, како вы съмо приидосте?» И не бысть гласа оть нихъ, ни отвъта, и рекоша ан-гели стрегуще: «Почто не глаголите?» Рекоша мучащийся: «О бла­годатная, оть въка нъсмь свъта видъли, да не можемъ зръти горъ». И возръвши на ня святая богородица и восплакася велми. И видъв-ши ю мучащийся и рекоша къ ней: «Како ны еси присътила* святая богородица, но сынъ твой благодатный на землю прихо­дить, и не воспроси насъ, то ни Авраамъ прадъдъ, ни Моисъи пророкъ, ни Иоаннъ креститель, то ни апостолъ Павелъ, возлюб-ленникъ божий, но ты, пресвятая богородица, заступнице, - ты еси роду христьянскому стьна, ты молишь бога. Како еси насъ присътила бъдныхъ?» Тогда рече святая богородица, ко архистра­тигу Михаилу: «Что есть согръшение тьхъ?» - И рече Михаилъ: «Сии суть, иже не въроваша во отца и сына и святаго духа, то ни въ тя, святая богородица, не хотяща проповъдати имени твоего, якоже родися оть тебя нашъ Исусъ Христосъ, плоть приимъ, ос­вяти землю крещениемъ, - да того деля* въ томъ мъсть мучатся». И паки прослезися святая богородица и рече къ нимъ: «Почто ся соблазнисте, не вьете ли вы, якожъ мое имя чте все создание?» То рекше святая богородица, и паки тма нападе на нихъ. Рече къ ней архистратигь: «Куды хощешь, благодатная, да изидемъ - на полудне или на полунощь*?» - И рече благодатная: «Изыдемъ на полудни». - Тогда обратишася херувимы и серафимы и 400 ангелъ, изведоша богородицу на полудень, идъжь ръка огненая исхожаше, и ту бяше множство мужъ и женъ, бяху погружении ту, овии до пояса, овии до пазуху, овии до шии, а друзии до верха. И видъвше святая богородица, возопи гласомъ великимъ и воспроси архистратига: «Который суть си, иже до пояса во огни погружении?» - И рече къ ней архистратигь: «Се суть, иже отець и матерей своихъ клятву* прияша, да за то здъ мучатся, яко про­кляти суть»,- И паки рече богородица: «Иже суть подъ пазусъ въ огни, котории суть?» - И рече къ ней архистратигь: «Сии суть присныя куми были карящеся, а другии блудъ творяху, да за то ти здъ мучатся», И рече пресвятая богородица: «А иже суть до шия во пламени огню, котории суть?» - И рече къ ней архангелъ: «Сии суть, иже мяса ядшая человъча, да за то здъ мучатся тако»,- Рече святая богородица: «А сии до верха суть ввержении во пламени огню, который суть сии?» - И рече архистратигь: «Си суть, гос­поже, иже кресть честный держаще, кленутся лжами,- таковы­ми силы честнаго креста, егоже ангели зряще трепещуть и со стра-хомъ поклоняются ему,- тогожъ человъцы держаще, кленутся имъ, не въдуще, какова мука ожидаеть ихъ; того ради тако мучатся».

И увидь святая богородица мужа висяща за нози, и червии ядяху его, и воспроси ангела: «Кто сей есть? что ли гръхъ со-творилъ есть?» - И рече къ ней архистратигъ: «Сии есть, иже приклады* имаше на злато свое и на сребро, да за то на въки мучится».

И видь жену висящу за зубъ, и различныя змия исхожаху изо усть ея и ядаху ея. И видъвши пресвятая, и воспроси ангела: «Что есть жена сии, что ли гръхъ ея?» - И отвъща архистратигъ и рече: «Та есть, госпоже, еже хожаше по ближная своя и по сусьдомъ, послушающи, что глаголють, и слагающи словеса неприязнена, сважающии* на сваръ*, да того ради сице мучится». И рече святая богородица: «Добро было человъку тому, да ся бы не ражалъ».

И рече кь ней Михаилъ: «И еще, святая богородица, нъсть видьла великихъ мукъ».- И рече святая ко архистратигу: «Изы-демъ да походимъ, да видимъ вся муки».- И рече Михаилъ: «Куцы хощеши, благодатная?» - И рече святая: «На полунощь». И обра-тишася херувими и серафими и 400 ангелъ, изведоша благодат­ную на полунощь, и бысть облакь огненъ раепростерть, посреди его одрове, яко пламеный огнь, и на нихъ лежаше множство мужъ и женъ. И видъвши святая, и воздохнувъ, и рече ко архистратигу: «Кто си суть, что суть согръшили?» - И рече архистратигъ: «Сии суть, госпоже, иже во святую недълю на заутреню не воставають, но лънящеся лежать, яко мертви, да за то ть мучатся».- И рече святая богородица: «Да аще кто не можеть встати, да что сотво­рили?» - И рече Михаилъ: «Послушай, святая, аще кому заго­рится храмина на четверо, и обыдеть и огнь и згорить, не мога востати, таковъ не имать грьха...»

И увидь святая богородица древо желъзно, имъюще отрасли и витвии желъзныи, и вершие вътвия того имъяше уды желъзныя, и бяше множство висящий, мужъ и женъ, за языки. И видъвше святая, прослезися и воспроси Михаила: «Кто си суть, что [ли] согръшении ихъ?» - И рече архистратигъ: «И се суть клеветни­цы и свадницы*, иже разлучиша брата отъ брата и мужъ оть женъ своихъ...»

И видь пресвятая жены висяща за вся ногти, и пламени исхо-жаше изо усть ихъ и опаляше вся, и змия исхожаше изъ пламени того и прилъпяху къ нимъ, и вопияху, глаголаше: «Помилуйте насъ, яко едины мучимся паче всъхъ мукъ». - И рече святая, про-слезившися: «Что есть согръшении тьхъ?» - И рече архистратигъ: «То суть попадьи, иже поповъ своихъ не почтоша и по смерти ихъ идоша за мужъ, да того ради мучатся».

И видь другия жены во огни лежаща, и различныя змия ядаху ихъ, и рече святая: «Что согръшение ихъ?» - И отвъща Михаилъ: «То суть монастыря черницы, яже тьлеса своя продаша на блудъ, да того ради здъ мучатся».

И рече архистратигъ: «Поди, пресвятая, и покажу ти, где ся мучить множство грешникь». И видь святая ръку огненую, и ви-дъние ръки тоя яко кровь текущи, и пояда всю землю, и посредь волны тоя множство гръшникъ. И видъвши богородица, просле-зися и рече: «Что есть согрешение их?» - Рече архистратигъ: «То суть блудницы и любодъицы, татие* ниже послушають отаи*, что суть ближний глаголять, свадницы и клеветницы... пьяницы, не-милостиви князи, епископи и патриарси, и цари, иже не сотво-риша воля божия, сребролюбци, иже лихву* емлють, беззакон-ницы». Слышавше то, пречистая богородица прослезися и рече: «Лють гръшникомъ!» - и рече ко архистратигу: «Тяжко согръша-ющимъ, да бы ся не ражали».

И рече кь ней Михаилъ: «Почто ся плачеши, святая, нъси ли видъла великихъ мукъ». И рече пресвятая: «Поведи мя, да вижю вся мукы». - И рече къ ней Михаилъ: «Куды хощеши, благодат­ная, да изыдемъ - на востокъ или на западъ или въ рай, на дес-но* или на лъво, идъже суть великия муки?» - И рече пресвятая: «Изыдемъ на лъвую страну». Слово рекше пресвятъй, и обратиша-ся херувими и серафими и 400 ангелъ, изведоша пресвятую оть востокъ на лъвую страну, и близь тоя ръки бяше тма мрачна: ту лежаше множство мужь и женъ и клоктаху яко въ котлъ и яко морския волны, и ображаются надъ грешники, да егда волны воз-хождаху, и погружаху гръшники 1000 локоти, не можаху рещи: «Праведный судья, помилуй ны». Ядяше же червии неусыпаяи, и скрежетъ зубомъ. И видъвше пресвятую ангели стрегуще, и возо-пиша вси едины усты, глаголяще: «Свять» свять, свять еси, боже святый, и ты, богородице, благословимъ тя и сына божия, ро-дившагося оть тебе, яко бо оть въка не видъхомъ свъта и днесь видимъ свъть тебе ради, богородице». И паки возопиша вси единъмъ гласомъ, глаголюще: «Радуйся, благодатная богородица; радуйся, просвъщение свъта въчнаго; радуйся, святый архистратиже Ми­хаиле, моляся владыцъ за весь миръ, мы убо видимъ гръшныя мучащияся и зъло скорбимъ». Видъвши богородица ангелы скорб­ный и уныли гръшникъ ради, и возплакася пресвятая, и возопи­ша вси единымъ гласом, глаголюще: «Добръ есте пришли во тму сию, да не видить како ны есть мука; помолись, пресвятая, со архистратигомъ». И слыша плачъ и гласъ грыиныхъ, воздвигоша плачъ, свои, вопиюще и глаголюще: «Господи, помилуй ны», да яко опростиша молитву, уставися буря ръчная и волны огненыя, и явишася гръшницы, яко зерна горочная. И видъвши святая, про­слезися и рече: «Что есть ръка си и волны ея?» - И рече къ ней архистратигь: «Сии ръка вся смолена, а волны ея вся огнены, а иже ся мучатъ, то суть жидове, иже мучиша господа нашего Ису-са Христа, сына божия, и вси языцы, иже крестишася во имя отца и сына и святаго духа, иже крестьяне суще, ти върують въ дъмоны и отвергошася бога и святаго крещения, и еже блудъ ство-риша по святомъ крещении, и съ кумы своими и съ матерьми своими и со щерьми своими, и отравницы, иже ядями уморяють человъки, и оружьемъ убивають человъки, и давятъ дьти своя, и того ради мучатся противу дъломъ своимъ». - И рече святая: «По дъломъ ихъ буди тако». И паки наиде на ня бурна ръка и огненыя волны, и тма покры я. И рече Михаилъ къ богородицы: «Аще ся кто затворить во тмь сей, нъсть памяти о немъ оть бога». - И рече пресвятая: «О лють гръшникомъ, яко неусыпаемыи есть пламы огня сего!»...

И рече пресвятая ко архистратигу: «При единой молитвъ молю ти ся, да вниду и азъ, да ся мучу со крестьяны, понеже нарекоша-ся чада сына моего». - И рече архистратигь: «Почивай въ раи». - И рече пресвятая: «Молю ти ся, подвигни воинства 7-ми небесъ и вся воинства ангел и, да ся помолимъ за гръшники, не бы ли насъ услышал господь богь и помиловалъ ихъ». - «Живъ господь бог, имя его велико, 7-жды на день и 7 на нощь, егда хвалу приносимъ владыцъ и за гръшники, госпоже, господеви по­клоняемся, да ни худь насъ послушаетъ владыка». И рече пресвя­тая богородица: «Молим ти ся, повели ангельскому воинеству, и вознесете мя на высоту небесную и поставите мя предъ невиди-мымъ отцемъ». И повелъ архистратигь, и предсташа херувими и серафими, и вознесоша благодатную на высоту небесную, и по-ставиша ю предъ невидимымъ отцемъ у престола, и воздъ руцъ свои ко благодатному сыну своему, и рече: «Помилуй, владыко, грьшныя, яко видьхъ я, и не могу терпъти, да ся мучю и азъ со крестьяны». И прииде гласъ къ ней, глаголя: «Како хощу тыя по-миловати? а вижу гвоздия во дланехъ* сыну моему, да не имамъ како я ть помиловати». - И рече: «Владыко, не молюся за нев-ърныя жиды, но за крестьяны молю твое милосердие». - И при­иде гласъ, глаголя: «Азъ вижу, яко братия моея не помиловаша, да нъсть ми како тьхъ помиловати». - И рече паки пресвятая: «Помилуй, владыко, гръшныя; помилуй, господи, тварь руку своею, яко по всеи земли твое имя нарицають, и въ мукахъ, и на всякомъ мъсте, и по всей земли глаголюще: пресвятая госпоже богородице, помогай намъ, и егда ражается человъкъ, и глаго-леть: святая богородице, помози ми». Тогда рече къ ней господь: «Послушай, пресвятая богородице, владычице, - ньсть того че-ловъка, иже не молить имени твоего; азъ же не оставляю тьхъ то ни на небеси, ни на земли». - И рече пресвятая богородица: «Гдь есть Моисъи пророкъ, гдъ ли суть вси пророцы, и вы, отци, иже гръха не сотвористе николиже; гдъ [ли] Павелъ возлюбленикъ бо­жий; гдъ есть Недъля, похвала христьянская; гдъ ли есть сила че-стнаго креста, иже Адама и Иевгу 1 оть клятвы избави?» - Тогда Михаилъ архистратигъ и вси ангели рекоша: «Помилуй, владыко, гръшныя». Тогда Моисъи возопи, глаголя: «Помилуй, владыко, яко азъ законъ твой дахъ имъ». Тогда Иоаннъ возопи, глаголя: «Помилуй, владыко, азъ евангелие твое проповьдахъ имъ». Тогда Павелъ возопи, глаголя: «Помилуй, господи владыко, яко азъ епи-столья* твоя прияхъ церквамъ»... Тогда вси святии, слышавше вла­дыку глаголюще, не смъша что отвъщати.

И видъвше пресвятая, яко вси не успьша ничтоже и господь святыхъ не послуша, но удаляеть милость свою оть гръшникъ, и рече пресвятая: «Гдъ есть архистратигъ Гаврилъ, иже возвьсти мнь: радуйся, якоже преже всъхъ въкъ внемляше отца, и нынъ на гръшники не призираеть?.. гдъ суть служители престолу, гдъ есть Иоаннъ Богословець? почто не явистеся съ нами на мольбу вла-дыцъ за крестьяныя гръшники? не видите ли мене плачющуюся за гръшныя? Приидъте вси ангели и сущий на небесъхъ; приидъти вси праведнии, яже господь оправди, и вамъ дано есть молитися за гръшныя. Прииди ты, Михаиле, - ты еси первый безплотнымъ до престола божия, - повели и всъмъ, да припадемъ предъ неви-димымъ отцемъ и не подвижемъ себе, дондеже послушаеть насъ богь и помилуеть гръшныя». Тогда падеся Михаилъ ницъ лицемъ своимъ предъ престоломъ, и вся дики небесныя, и вси чини бес-плотныхъ. И видь владыко молбу святыхъ, умилосердися сына ради своего единороднаго и рече: «Сниди, сынъ мой возлюбленный, виждь молбу святыхъ и яви лице свое на гръшники».

И сшедъ господь оть невидимаго престола, и увидеша и во тмъ сущий, и возопиша вси единымъ гласомъ, глаголюще: «Помилуй ны, сыне божий; помилуй ны, царю всъхъ въкъ». - И рече влады­ко: «Слышите вси, - рай насадихъ и человъка создахъ по образу своему и поставихъ и господина раеви, и животъ вечный дахъ имъ, они же ослуху створиша и въ своемъ хотьнии согръшиша, и предашась смерти; азъ же не быхъ хотълъ обозрити дъла руку своею мучима оть диявола, снидохъ на землю и воплотихся во дъвицу, и вознесохся на кресть, да свобожу ся оть работы и оть первыя клятвы; воды испросихъ, и даша ми желчи со оцетомъ* смъщено; руцъ мои создаста человъка, - и во гробъ вложиша мя; да и во адъ снидохъ и врага своего попрахъ, избраны своя воскресихъ, Иорданъ благословихъ, да вы прошу отъ первыя клятвы, - и вы небрегосте покаятися гръховъ своихъ, но крестьяне ся творяще словомъ точию, а заповьдей моихъ не соблюдосте; да того ради обрьтостеся во огни негасимомъ, да не имамъ васъ помиловати. Нынъ же за милосердие отца моего, яко посла мя къ вамъ, и за молитвы матери моея, яко плакася много за васъ, за Михаила архистратига завъту и за множество мученикъ моихъ, яко многа трудишася за васъ, - и се даю вамъ мучащимся день и нощь отъ великаго четверга до святыя пянтикостия*, имъте вы покои и прославите отца и сына и святаго духа». И отвъщаша вси: «Слава милосердию твоему».

Слава отцу и сыну и святому духу, и нынь и присно и во въки въкомъ. Аминь.

1 Иевга - Ева.


Похожая информация.