Приметы и поверья на пасху и пасхальную неделю. Что можно и что нельзя на пасху

В Пасху Христову как победители мы стоим уже во вратах вечности. Но впереди ещё путь. Если мы будем отвергаться своей воли, ища воли Божией, Воскресший Христос будет с нами. Если мы будем следовать своим желаниям, Пасха оставит нас. Святые отцы говорят, что самое большое наказание для человека, когда Бог оставляет его своей воле.

Пасха даётся нам, чтобы жизнь наша стала пасхальной. Если мы не примем свет Пасхи во все наши дни, как служение Богу и людям, наша жизнь будет безполезной. Если мы хотим, чтобы благодать Пасхи Христовой снова и снова возвращалась к нам, желание, решимость такого служения должна определять наш путь. Пасха приходит Крестом, и мы должны умереть для себя, чтобы стать живыми, чтобы другие могли жить. Христос говорит: «Не бойтесь погубить душу свою в этом служении». Кто исполняет такое служение, тот душу свою спасает для Пасхи вечной. Если мы будем хранить в нашей памяти этот завет, мы будем жизнью своей осуществлять Пасху, и всё суетное и мелочное, пустое и греховное будет исчезать как дым. Всё будет заполнять свет Воскресения.

Об оптинских новомучениках иеромонахе Василии (Рослякове), иноках Трофиме (Татарникове) и Ферапонте (Пушкарёве) написано уже немало. Особенно известна книга «Пасха красная». Что подвигло этих молодых людей в наше время принять монашество? Все трое имели незаурядные дарования и могли прекрасно реализовать их, оставаясь верующими, в миру или даже служа Церкви в священном сане. Отец Василий успешно окончил факультет журналистики МГУ и институт физкультуры. Ему был дан дар слова, он писал хорошие стихи, обладал прекрасным голосом. Он был мастером спорта международного класса, капитаном сборной МГУ по ватерполу, членом сборной СССР. У отца Ферапонта, лесника по образованию, был и художественный талант. Он был столь искусен в резьбе по дереву, что даже профессиональные художники учились у него. А отец Трофим был настоящим русским умельцем, мастером на все руки. Неслучайно в монастыре он нёс послушания старшего звонаря, пономаря, переплетчика, маляра, пекаря, кузнеца, тракториста.

Чем же увенчалась жизнь этих иноков? Все трое братьев были убиты на Пасху, исполняя послушание: звонари отец Трофим и отец Ферапонт — во время пасхального звона, отец Василий — по дороге на исповедь в скит. Первым, мгновенно, был убит отец Ферапонт. Следующий удар был нанесён отцу Трофиму, который всё же смог после этого ударить в набат и поднять по тревоге монастырь. Тем же мечом с гравировкой «сатана 666» был смертельно ранен отец Василий. Умирающего перенесли в храм, положив возле раки мощей преподобного Амвросия. Целый час уходила из него жизнь. Все его внутренности были перерезаны. В таких случаях люди кричат от боли. Отец Василий молился. И с ним молилась, заливаясь слезами, Оптина. А на его лице, как сказал на панихиде духовник монастыря, уже отражалась пасхальная радость.

Почему поступают в семинарию, принимают монашеский постриг, становятся священниками? Существует призвание свыше, когда блеснёт однажды душе человеческой свет Пасхи Христовой, ни с чем не сравнимый. Всё заключается в том, чтобы всегда следовать за этим светом. Потому что, как свидетельствует преподобный Макарий Великий, один из основателей монашества, он знал немало таких, кто был чрезвычайно облагодатствован Господом, а потом пал самым жалким образом.

Оптинские мученики напоминают нам о двух самых главных вещах: о верности дару Божию даже до смерти и о том, что верность обретается всежизненным покаянием. Потому что в покаянии, как и в мученичестве, — полнота исполнения заповедей Божиих. Эти иноки как бы говорят всем нам: «Будем мудрыми и безумными, как настоящие христиане». Почему безумными? Потому что быть христианином значит жить одновременно в двух временах — в настоящем и в вечности. Когда мы молимся у их могил в Оптиной, Господь нередко дает нам пасхальное утешение, чтобы мы возрастали в понимании и внимании к тому, как надо строить нам нашу жизнь.

В размышлении об оптинских мучениках не забудем этого слова — Пасха, которое означает «переведение, переход». Бог дал нам время, чтобы мы обрели на него вечность. Вечную Пасху. Пасха — это любовь Христова. Кто причастился Пасхе, тот будет всегда учиться Христовой любви. Если мы хотим научиться любить нашего ближнего как самого себя, жить по заповедям Христовым, это непременно приведёт нас в Гефсиманский сад, где Христос молился за весь мир. Или к звоннице Оптиной пустыни, где молитва у Креста Христова соединяется с пасхальной победой. И нам откроется тайна Крестной заповеди на подлинной глубине.

По той же самой причине путь монашества — весь сугубое покаяние. Неужели монахи больше всех согрешили и нуждаются больше всех в покаянии? Мы знаем, что Воскресением Христовым всему миру даётся благодать покаяния. Вовсе необязательно, чтобы это были грубые грехи, которые, по слову апостола, не должны даже именоваться у нас. Разумеется, лучше не допускать греха, но покаяние как пламя может очистить душу всякого человека и восстановить всё потерянное. Эти трое иноков были истинными монахами — молитвенниками и аскетами. Они как бы предчувствовали свою скорую встречу в вечности с Господом и готовились к ней очищением сердца последним в своей жизни Великим постом. Особенно в течение Страстной Седмицы, которая вся, как на исповеди, — предстояние перед Крестом и Евангелием. Незадолго до смерти инок Трофим сказал своему другу: «Ничего не хочу — ни иеродиаконом быть, ни священником. А вот монахом быть хочу — настоящим монахом до самой смерти». «За несколько часов до убийства во время пасхального богослужения у меня исповедовался инок Ферапонт, — рассказывает иеромонах Д., — я был тогда в страшном унынии, и уже готов был оставить монастырь, а после его исповеди вдруг стало как-то светло и радостно, будто это не он, а я сам поисповедовался: “Куда уходить, когда тут такие братья!” Так и вышло: он ушёл, а я остался» («Пасха красная»).

Покаяние не имеет конца на земле, потому что конец покаяния будет означать наше уподобление Христу. «Если мы не во всём уподобимся Ему, как можем мы быть вечно с Ним?» — вопрошает преподобный Симеон Новый Богослов. Это невозможно ни для Него, ни для нас. Но Пасха Христова открывает нам путь любви и покаяния, смирения и терпения. И другой Богослов — возлюбленный ученик Христов Иоанн говорит: «Когда увидим Его, будем подобны Ему». А апостол Павел свидетельствует: «Если Христос не воскрес, мы несчастнее всех человеков». Почему? Потому что любовь Христова в этом мире всегда распятая. Кто идёт путём покаяния, у того жизнь будет непрестанным страданием и всё большим приобщением Кресту, которым приходит радость всему миру. Оттого что Бог есть любовь, а не потому что с помощью Божией легче жить, становятся христианами. В христианской жизни мы счастливы только из-за Христа, сознанием того, что Он — Истина, и более не из-за чего другого. Поистине монашество — добровольное мученичество, но высшая милость и честь — пострадать за Христа даже до крови. Отец Василий (Росляков) сказал незадолго до мученической кончины: «Я хотел бы умереть на Пасху под звон колоколов». А инок Трофим ещё до поступления в монастырь говорил: «Хорошо тем людям, которые приняли мученическую смерть за Христа. Хорошо бы и мне того удостоиться». Кажется, мы слышим сквозь их последний вздох: «Господи, и мне это дано?», как бы перекликающийся с восклицанием праведной Елисаветы при её встрече с Божией Материю: «Откуда мне сие?»

Мы сознаём, как далека наша жизнь от святости этих мучеников. Но они говорят всем ищущим Господа: «Не бойтесь». Не следует сравнивать себя ни с кем. Каждый из нас, как бы ни был он мал, велик перед вечностью. Бог хочет установить с каждым человеком единственные и сокровенные отношения.
Неудивительно, что многие сегодня из тех, кто стремится, по слову апостола, сражаться до крови, подвизаясь против греха, обращаются за помощью к ним. Они победили Пасхой Господней, которая дала им вечную жизнь. До скончания века, до Второго Пришествия Христова будет идти сражение сил зла против сил любви, сил тьмы против сил света. Это сражение становится особенно ожесточённым после Воскресения Христова. Напряжение его будет возрастать по мере приближения Дня Господня — всеобщего воскресения мёртвых. Можно даже усомниться порой в конечном исходе — так силы зла возобладают в мире. Но Воскресение Христово, Его победа над смертью ясно показывают, что силы любви решительно восторжествуют.

Христос воскресе! При отпевании блаженного епископа Иоанна Максимовича, нашего современника, литургийного чудотворца, было у всех ощущение пасхальной радости, и такое, мы знаем, бывает нередко, и не только с великими праведниками. Одна прихожанка, старая бабушка, рассказывала, как убили ее мужа в Великую Отечественную войну: она увидела его во сне, среди страшного взрыва (всё потом подтвердилось), и он сказал: «Не плачь, мне хорошо». Молодой мужчина рассказывал о своей дочери, маленькой девочке, которую сбила на улице машина: ужас охватил его, когда ее увезли на «скорой» в больницу, но потом вдруг всё заполнила благодатная уверенность, что все с ней хорошо. Он уже не думал, что она в реанимации — вместо этого наступила легкость и ясное чувство, что его дочь уже в блаженном покое будущей жизни с Господом.

Священнику во время отпевания часто приходится слышать подобные свидетельства. К сожалению, не всегда подобные: иногда человек исчезает, как будто проваливается в пустоту, а особенно — когда вся жизнь без Бога, без Церкви, а в храм плачущие родственники привозят только мертвое тело. Но бывает благодатная уверенность, когда становится очевидным, что смерть — не закрытая дверь, но дверь, ведущая в жизнь, бесконечно более прекрасную, чем мы можем представить здесь. И не нужно ничего представлять, потому что это дается здесь и сейчас, и мы начинаем понимать, почему апостол Павел говорит: «Имею желание разрешиться и быть с Господом, ибо смерть для него — приобретение», и почему священномученик иеромонах Василий, год назад убиенный в Оптиной в пасхальную ночь, за восемь лет до этого, когда ему впервые открылась реальность Воскресения, как свидетельствуют его близкие друзья, говорил, как будто молился: «Хорошо умереть на Пасху!»

Царство Божие, которое внутри нас, означает разрыв с жизнью мира, и здесь, и там, более решительный и полный, чем разрыв смерти, отделяющий этот мир от того. Сама смерть разорвана, и весь мир, тот и этот, телом Воскресшего Христа нашею любовью и молитвой погружается в сияние пасхального света, которое сокровенно. Нет двух миров, когда один наступает после другого, или когда они противостоят друг другу, но есть откровение вечной жизни, погружение силою смерти в источник жизни того и этого мира. Смерть не перестает быть тем, что она есть: убийственным, невыносимым разрывом, знаком несоответствия времени и вечности, но она становится также обязательным переходом от жизни временной — к вечной, и она открывается, как место перехода, как Пасха. Смерть — самое страшное, что есть для людей, открывается, как высший дар всему роду человеческому от Господа, после смерти Его. Если бы мы не умирали, мы не имели бы никакого отношения к Его смерти, и значит, к Его Воскресению. И особая милость от первомученика и первовоина Христа — всем от века невинноубиенным, всем православным воинам, живот свой на поле брани за Веру и Отечество положившим: в мире существует смерть, чтобы через нее мы учились Христовой любви; нет большего причастия этой любви, как кто душу свою положит за друзей своих. Переход происходит здесь и сейчас — узкий путь через послушание заповеди о любви, через смерть, к простору вечной жизни. Никогда Бог не бывает нам столь близким, как в смерти.

Один знакомый рассказывал мне про своего друга, как умер его отец, и он сказал, что он неверующий, и хочет похоронить его «по-человечески» — не надо никаких панихид, отпевания, молитв. И когда гроб привезли в крематорий, и пришло время последнего прощания с покойником, все почтительно отступили, чтобы дать сыну побыть у гроба наедине. Была длинная пауза, и вдруг он зарыдал с криком: «Ради Бога, есть тут хоть кто-нибудь, кто умеет молиться!» Были пасхальные дни, и мой знакомый, церковный человек, тихонько запел: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ» — и все стоящие там не очень уверенно стали подпевать ему.

Я не знаю, как изменилась жизнь этого человека, но наверное, это было началом нового пути, пусть не таким ярким, как у преподобного Дионисия Печерского, подвижника XV века, когда он на Пасху вошел в ближние, Антониевы пещеры, чтобы покадить тела усопших святых, и от переполнявшей его сердце радости воскликнул: «Отцы и братия, Христос воскресе!» — и услышал в ответ, как гром, тысячеголосое: «Воистину воскресе!» Небесный огонь охватил его душу и тело, и он ушел после этого в затвор, и до конца дней так молился и так жил, что стяжал святость, приобрел навеки дар Христовой, сжигающей сердце любви.

Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Один мой знакомый рассказал мне как-то поразивший сначала его, а потом и меня случай. На Пасху он был в храме за поздней литургией - хотел причастить еще маленького тогда внука.

К тому времени, когда на амвон вышел священник с Чашей, отворилась дверь баптистерия, и оттуда вышли несколько человек, которых, как оказалось, во время этой пасхальной литургии крестили. Впереди шел батюшка, затем высокий, худощавый с военной выправкой старик в черной шинели офицера военно-морского флота, а за ним, в свою очередь, все остальные. Было понятно, что идут они впервые причаститься Святых Христовых Таин. Но неожиданно случилось что-то страшное. Старик как-то чудно взмахнул руками, начал падать, пытаясь удержаться на ногах, схватился за фелонь священника, но все равно упал. Прихожане, в том числе и мой знакомый, бросились его поднимать, но оказалось, что он уже умер.

Согласно записи, сделанной в метрической книге, ему исполнилось 84 года. Судя по форме, которая была на нем, свою службу в военно-морском флоте он закончил в звании контр-адмирала. И вот так встретил свою смерть - в храме, на Пасху, сразу же после крещения, на пути к Чаше со Святыми Дарами…

…Часто мы пытаемся подчинить какой-то известной схеме или правилу вещи, которые ни в какую схему не укладываются и уложены в принципе быть не могут. По тем или иным внешним фактам судим о том, что скрывается в сердце человека. По таким же внешним фактам заключаем, что кто-то не сподобился милости Божией и теперь навеки осужден. Или, наоборот, с уверенностью утверждаем, что кто-то другой, напротив, удостоился участи спасенных. Но разве можно о чем-то право судить, не зная того, что внутри, не зная того, чего и сам человек не ведает, что по-настоящему явно лишь для Господа?

Есть такое отчасти церковное, отчасти народное поверье, согласно которому умереть на Пасху – знак особой милости Божией к человеку, некая «гарантия спасения». Вместе с тем мы знаем, насколько важно прежде кончины приобщиться Святых Даров, и в приобщении в самый день смерти также видим некое уверение в том, что загробная участь христианина сложится благополучно. Это, что касается наших знаний, мнений и убеждений.

А вот о крещении говорит совершенно определенно Сам Христос: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). И еще: «Кто веру имеет и крестится, спасен будет» (Мк. 16, 16).

И вот, что же? Восемьдесят четыре года ждал Господь Своего раба, хранил во многих жизненных невзгодах, пока он наконец не переступил порог храма и не погрузился в купель крещения, омывшись в ней от всех соделанных им когда-либо грехов, уподобившись в чистоте младенцу и ничем не успев вновь этой чистоты осквернить. Но когда оставалось тому же самому человеку пройти несколько шагов до Чаши с Телом и Кровью Христовой, его восхитила смерть и не дозволила приобщиться. Как это понять? Что сказать о таком странном «стечении обстоятельств», а правильно – о суде Божием? Как узнать причины этого суда? Что думать о судьбе этого безымянного для нас, но Господу ведомого контр-адмирала в вечности?

«Удобее молчание». Как и во многих других, впрочем, случаях, когда мы, тем не менее, судим и говорим, усиливаясь понять недоступное нашему пониманию и выразить невыразимое, в то время как гораздо правильней было бы просто в безмолвии, со смирением и страхом созерцать. И в этом созерцании, смирении и страхе, возможно, открылось бы что-то для нас – нужное и важное. Не укладывающееся, с одной стороны, в несовершенные и однобокие представления наши. А с другой – делающее эти представления чуть более верными и Богу угодными.

    Вчера была зафиксирована смертельная авария участником которой стал автомобиль ВАЗ 2103, в салоне которого находились священнослужители. В городе Кривой Рог автомобиль ехал по дороге и в районе остановки «Прикарьерная» автомобиль на полном ходу влетел в дерево, съехав с проезжей части. Представителями правоохранительных органов Кривого Рога, Украина, проводится на данный момент расследование, связанное с гибелью человека и получением еще двух серьезных повреждений. …ВАЗ-2103, в котором они находились, слетел с дорожного покрытия и на полном ходу врезался в дерево, растущее у трассы. Сегодня стало известно о трагедии, произошедшей в Кривом Роге (Украина) 1 мая около 16:00 в районе остановки «Прикарьерная»: там в ДТП пострадали священнослужители, — один погиб на месте. Священники ехали с ночной пасхальной службы на «ВАЗ-2103».

    в кривом роге машина со священниками попала в смертельную аварию

    В Кривом Роге Днепропетровской области автомобиль со священниками врезался в дерево. В результате аварии один из них погиб.

    В украинском Кривом Роге 1 мая произошло ЧП с участием православных священников. Автомобиль ВАЗ, в котором ехали три священнослужителя, на большой скорости врезался в дерево.

    Авария произошла в Кривом Роге Днепропетровской области. …«1 мая около 16:00 в районе остановки «Прикарьерна» произошло смертельное ДТП», — отмечается в сообщении.

    Трое священников разбились при ударе автомобиля о дерево в городе Кривом Роге Днепропетровской области. Смертельная авария произошла на Пасху, 1 мая.

    «Жигули» с тремя священниками попали в смертельное ДТП на Украине. …А 30 апреля в Бахмуте Донецкой области в ДТП попал автомобиль скорой помощи.

    Машина, в которой ехало три человека, сорвалась с дороги и разбилась. Водитель “Жигули” не справился с управлением, в результате чего ВАЗ-2103 вошёл в столкновение с деревом, слетев с дороги.

    Вчера была зафиксирована смертельная авария участником которой стал автомобиль ВАЗ 2103, в салоне которого находились священнослужители. В городе Кривой Рог автомобиль ехал по дороге и в районе остановки «Прикарьерная» автомобиль на полном ходу влетел в дерево, съехав с проезжей части.

    Авария произошла вчера, 1 мая, в Кривом Роге (Днепропетровская область). По предварительным данным, один из пассажиров получил травмы, несовместимые с жизнью, и скончался на месте.

    Один человек погиб и двое пострадали в аварии, произошедшей 1 мая в украинском Кривом Роге. …Автомобиль ВАЗ-2103 вылетел в кювет и врезался в дерево в районе остановки «Прикарьерная».

    На Пасху, 1 мая, в украинском Кривом Роге произошло смертельное ДТП с участием священников. В районе остановки «Прикарьерная» автомобиль «Жигули» слетел с дороги и врезался в дерево.

    Представителями правоохранительных органов Кривого Рога, Украина, проводится на данный момент расследование, связанное с гибелью человека и получением еще двух серьезных повреждений. …ВАЗ-2103, в котором они находились, слетел с дорожного покрытия и на полном ходу врезался в дерево, растущее у трассы.

    Украинские священники попали в ДТП. Их автомобиль ВАЗ-2103 слетел с дороги и врезался в дерево, пишут местные СМИ.

    В cветлый праздник Пасхи в Кривом Роге произошло смертельное ДТП с участием трех священнослужителей. …Детали Автомобиль «ВАЗ-2103» слетел с дороги и врезался в дерево.

    ВАЗ-2103 слетел с дороги и врезался в дерево. …В момент аварии в салоне находилось три человека, по предварительным данным, это были священнослужители.

    Вчера, 1 мая, около 16:00 в районе остановки «Прикарьерная», что в Кривом Роге, произошло смертельное ДТП. …»ВАЗ-2103″ слетел с дороги и врезался в дерево.

    В Кривом Роге в праздничный день, 1 мая, около 16:00 в районе остановки «Прикарьерная» произошло смертельное дорожно-транспортное происшествие. Автомобиль «ВАЗ-2103» слетел с дороги и врезался в дерево.

    Вчера вечером, 1 мая, в городе Кривой Рог, что на Днепропетровщине, произошло смертельное ДТП. Уточняется, что возле остановки «Прикарьерная» «ВАЗ-2103» врезался в дерево.

    В районе остановки «Прикарьерная» в Кривом Роге накануне произошло смертельное ДТП, сообщают местные СМИ. …На месте ДТП со священниками в Кривом Роге На минувшей неделе Renault Logan охранной фирмы «Шериф» въехал в припаркованную фуру на улице Богатырской в Киеве.

    Как сообщают местный СМИ, дорожно-транспортное происшествие произошло около четырех часов дня в районе остановки «Прикарьерная». …От сильного удара водитель и один из пассажиров получили серьезные травмы.

    1 мая около 16:00 в Кривом Роге произошло смертельное ДТП, сообщает Первый Городской. Автомобиль «ВАЗ-2103», в котором ехали три священнослужителя, слетел с дороги и врезался в дерево.

    В Кривом Роге 1 мая в районе остановки «Прикарьерная» произошло смертельное ДТП, в результате которого один человек погиб. …В автомобиле, который слетел с дороги и врезался в дерево, ехали священнослужители.

    В Кривом Роге Днепропетровской области около 16:00 произошло ДТП, в результате которого погиб один человек. …Сообщается, что ВАЗ-2103, в котором по предварительным данным ехали священнослужители, слетел с проезжей части и врезался в дерево.

    Сегодня, 1 мая около 16:00 в Кривом Роге в районе остановки «Прикарьерная» произошло смертельное ДТП. …«ВАЗ-2103» слетел с дороги и врезался в дерево.

    После ДТП, которое произошло в день Пасхи, 1 мая, один из священнослужителей погиб, двое — госпитализировали. …Уточняется, что смертельное ДТП произошло около 16:00 в районе остановки Прикарьерная.

    На Украине в районе Кривого Рога автомобиль со священнослужителями слетел с дороги и врезался в дерево. …Инцидент с автомобилем «ВАЗ-2103» произошел рядом с остановкой «Прикарьерная».

    В воскресенье, 1 мая в Кривом Роге автомобиль “ВАЗ-2103” слетел с дороги и врезался в дерево. В результате ДТП пострадали три человека.

    В Кривом Роге сегодня, 1 мая, около 16:00 в районе остановки «Прикарьерная» произошло смертельное ДТП в результате которого один человек погиб. …По предварительным данным, в автомобиле, который слетел с дороги и врезался в дерево, ехали священнослужители.

    Сегодня, 1 мая, рядом с остановкой «Прикарьерная» автомобиль «ВАЗ-2103» слетел с дороги и врезался в дерево. …Читайте: ДТП на центральном проспекте Кривого Рога: от удара внедорожника «Lanos» смяло в лепешку (ФОТО).

В чем смысл Пасхи?

Протоиерей Игорь Фомин

Пасха - это ветхозаветное установление. Евреи хотели уйти из Египта, чтобы вернуться на родину. Но фараон, у которого они были в плену, желая обогатиться бесплатной рабочей силой, не выпускал их.
В годы этого плена Господь не раз посылал фараону знамения через раба своего Моисея, чтобы фараон отпустил народ в Землю обетованную. Последнее, что Бог повелел египетскому народу, пока евреи были в их плену, - заклать ангца (то есть ягненка) и его кровью помазать косяки дверей. Сделать это надо было потому, что в ночь должен был прийти ангел-губитель и убить всех первенцев земли египетской. Но если на двери будет кровь агнца, ангел-губитель пройдет мимо дома.
Таким агнцем, но уже в Новом Завете, стал Иисус Христос. «Пасха» как раз переводится как «шествие мимо», шествие мимо смерти . Мы в празднике Воскресения Христова, причащаясь Тела и Крови Ангца Божия, как сам себя называет Христос, становимся помазанными Его кровью. И смерть проходит мимо нас. Пасха - это жизнь вечная, это освобождение от смерти. Христиане нашли тот рецепт, который делает человека бессмертным.Зачем освящать еду на Пасху?

Освящение не только еды, но и других материальных вещей, окружающих христианина, - это древняя традиция. Освящая что-то, мы посвящаем это Богу, испрашиваем на это Божие благословение.

На Пасху мы приносим в храм еду. В деревнях в начале XX века вообще все, что выставлялось на стол на Пасху, привозилось в храм, благословлялось, а десятина (десятая часть) оставлялась для нуждающихся. И только после этого люди разговлялись - благоговейно вкушали освященную праздничную еду.

Я думаю, это очень хорошая традиция - на все испрашивать у Бога благословение.

Как поститься перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

В Страстную пятницу - самый строгий пост. По Уставу вообще не положено ничего есть в этот день. Если вы можете это понести по здоровью, попробуйте. Во все остальные дни Страстной седмицы пост тоже строгий, мы вкушаем только растительную пищу, причем без масла.

Когда можно разговляться на Пасху?

Разговление (первая скоромная трапеза после окончания поста) на Пасху обычно совершается после Литургии и причастия. Если вы были на Литургии ночью, то после ночной службы можете приступать к праздничной трапезе. Если вы пришли на Литургию утром, то точно так же - после причастия - можно разговляться. Главное, ко всему нужно подходить с чувством меры. Не объедаться.

Если вы по какой-то причине не может встретить Пасху в храме, разговляться можно начинать примерно в то время, когда в храмах заканчивается праздничная Литургия. Чем хороша в этом плане Церковь? Мы и постимся вместе, и разговляемся вместе. То есть все делаем сообща. Это то, чего так не хватает современному миру, - общность.

Как правильно провести день Пасхи? Есть ли вещи, которые нельзя делать

В этот день нельзя грустить, ходить хмурым и ругаться с ближними. Но только помните, что Пасха - это не 24 часа, а как минимум целая неделя - Светлая седмица. В богослужебном плане Воскресение Христово празднуется семь дней.

Пусть эта неделя будет примером того, как мы всегда должны вести себя в обществе, среди людей.

Как стоит провести Пасху? Радоваться, угощать других, приглашать их к себе в гости, посещать страждущих. Одним словом, все то, что приносит радость твоему ближнему, а значит и тебе.

Что можно есть на Пасху и можно ли пить алкоголь

На Пасху можно есть и пить все, главное, делать это умеренно. Если вы умеете вовремя остановиться, вы можете угоститься всеми блюдами, выпить вина или немного крепких напитков - не до сильного опьянения, конечно. Но если вам трудно себя ограничивать, лучше не притрагивайтесь к алгоколю. Порадуйтесь веселием духовным.

Можно ли работать на Пасху?

Чаще всего вопрос, работать или нет, зависит не от нас. Если пасхальное воскресенье у вас выходной, это, конечно, очень хорошо. Вы можете и посетить храм, и встретиться с близкими, и поздравить всех.

Но часто бывает так, что мы оказываемся людьми подневольными и по графику работы вынуждены работать на Пасху. Нет ничего страшного в том, если вы потрудитесь. Может, и можно по этому поводу погрустить, но не больше пяти минут! Послушание есть послушание. Делайте свою работу в этот день добросовестно. Если вы в простоте и правде исполните ваши обязанности, Господь обязательно коснется вашего сердца.

Можно ли заниматься домашней работой на Пасху? Делать уборку, вязать, шить.

Когда мы где-то читаем, что в праздник есть запрет на домашнюю работу, нам стоит понимать, что не просто запрет, а благословение на то, чтобы мы провели это время во внимании к Господу, празднику и нашим ближним. Чтобы не мы зацикливались на мирской суете. Запрет на работу на Пасху не канонический, это, скорее, благочестивая традиция.

Домашние хлопоты - неотъемлемая часть нашей жизни. Вы можете заниматься ими и в праздник, но только подходя к этому разумно. Чтобы не провести Пасху, занимаясь генеральной уборкой до самой ночи. Иногда лучше, например, оставить немытую посуду в раковине, чем раздражаться на домочадцев, которые не помыли за собой тарелки.

Что значит, если человек умер на Пасху? Это знак особой милости Божией или наказание?

Если на Пасху или на Светлой седмице умирает верующий человек, для нас это, действительно, признак милости Божией к этому человеку. Народная традиция говорит даже, что тот, кто скончался на Пасху, входит в Царствие Небесное без мытарств, то есть минуя Страшный суд. Но это «народное богословие», догматически все-таки каждый человек будет судим и даст ответ за свои грехи перед лицем Божиим.

Если же в эти дни умирает человек неверующий, то, я думаю, это ровным счетом ничего не значит. Ведь и при жизни Воскресение Христово не было для него знаком избавления от смерти...

Можно ли ездить на кладбище на Пасху?

Такой традиции не было в Церкви никогда. Она родилась среди людей во времена Советского союза, когда человек был лишен духовного общения и отстранен от Церкви. Где еще было встретиться с загробным миром, о котором говорит Церковь и с верой в существование которого так жестоко боролась власть? Только на кладбище. Ездить к родным на могилки никто не мог запретить.

С тех времен и повелось ездить на кладбище на Пасху. Но сейчас, когда храмы открыты и мы можем пойти на пасхальную службу, лучше ездить на кладбище к близким в другие дни. Например, на Радоницу - в день, когда по традиции Церковь поминает умерших. Приехать туда пораньше, привести могилки в порядок, посидеть спокойно рядом и помолиться. Подробнее о посещение кладбища читайте здесь.

Как надо приветствовать друг друга на Пасху?

Пасхальное приветствие - ангельское. Когда Жены-мироносицы пришли к Гробу Господню, чтобы помазать тело распятого Христа благовониями, они увидели там Ангела. Он возвестил им: «Что вы ищете живого между мертвыми?», то есть рассказал, что Спаситель воскрес.

Мы приветствует наших братьев и сестер по вере на Пасху словами «Христос воскресе!» и отвечаем на приветствие: «Воистину воскресе!». Тем самым мы говорим всему миру, что для нас Воскресение Христова - основа жизни.

Что принято дарить на Пасху?

На Пасху можно дарить ближним любые приятные и нужные подарки. И будет хорошо, если к любому подарку вы добавите пасхальное яичко, разукрашенное или красное. Яичко как символ свидетельство новой жизни - Воскресения Христова.

Красный цвет пасхального яйца - это память о предании, согласно которому Мария Магдалина подарила императору Тиберию на Пасху яйцо. Император сказал ей, что не верит в то, что человек мог воскреснуть, что это так же невероятно, как если бы это яйцо из белого вдруг стало красным. И, по преданию, случилось чудо - на глазах у всех яйцо стало красным, как кровь Христова. Теперь крашеное яйцо - символ Пасхи, Воскресения Спасителя.

Что делать со скорлупой от освященных яиц и зачерствевшим куличом?

Благочестивая традиция говорит нам, чтобы мы не выкидывали вместе с мусором то, что освящено в храме. Все это можно сжечь, например, на приусадебном участке, и закопать там, где люди и животные не будут попирать его ногами.

Почему нельзя красить яйца до года?

Как это нельзя? Кто это сказал? Можно и даже нужно приобщать к этому детей. Им и вам от этого будет радость.

Надо очень остерегаться, если в водной фразе какой-то рекомендации следует «а я вот слышал, что… а мне вот сказали…». Это аналогия испорченного телефона получается. Подобные советы до добра не доведут.

Советское время конечно тоже привнесло что-то своё, например, все на Пасху скопом принялись ездить на кладбище, и праздник, который как раз отрицает смерть, ушёл на второй план. Мы уже живём в победе Христовой. Вот это всё, к сожалению, забывается. Начинаются какие-то автобусы, поездки, рюмочки.

Но это не значит, что нужно перестать ездить на кладбище, нет.

Здесь речь идёт о том, что Пасха – это великая радость, поэтому не время грустить, нужно оставить все мирские хлопоты, заботы и посвятить этот день Богу, воспоминанию Его воскресения, победы жизни над смертью. При этом мы можем помолиться о своих родных и всем сердцем разделить с ними эту радость. У Бога мёртвых нет, он дал нам перспективу жизни вечной, и мы надеемся на его милосердие.

Когда нельзя убираться дома перед Пасхой?

Отвечает отец Александр Абрамов

Есть духовная гигиена, она состоит в том, что мы действительно должны стараться на страстной неделе оградить себя от всяких развлечений, рутинных дел, суеты повседневной. Надо больше бывать в храме. И ясно, что желательно навести порядок заранее, чтобы не пропустить важных событий, богослужений Страстной недели.

Но это не носит характер абсолютного запрета, потому что существует жизнь и существует здравый смысл. Проблема в том, что, приходя в церковь люди духовный здравый смысл ещё не приобрели, а повседневный уже отключили и это создаёт такое отличное пространство, для того чтобы забивать голову всякими глупостями.

Можно ли венчаться на Пасху?

Вопрос носит очень ясный характер, и ответ будет однозначный. Если вы придёте в церковь на Светлой неделе вам скажут, что венчаться нельзя.

Есть установленные Церковью дни, в которые совершается венчание - это понедельник, среда, пятница и воскресенье.

Есть дни недели вне зависимости от времени года, когда венчание не совершается, например, в постные дни или в субботу.

Например, почему не венчают во вторник? Потому что в этом случае первый брачный день выпадет на постный. Ну что это за начало семейной жизни, если первый же день уже сопряжён с ограничениями.

Не венчают в субботу, накануне воскресенья, потому что воскресный день – это малая Пасха и по-хорошему говоря, человек в этот день должен вести религиозную жизнь, а не личную.

Понятно, что очень многие склонны пренебрегать всеми этими традициями церковной жизни, но для того, чтобы пренебрежение не приобрело уж совсем такой дикий характер, в эти дни просто не венчают.

Светлая неделя – это всё как один день Пасхи. Большое празднование Светлого Христова Воскресения. И всё внимание конечно сосредоточено именно на этом.

Поэтому венчание на Светлой неделе тоже не совершается. Таков богослужебный строй.

Это не потому, что церковь гнушается венчаниями или людьми, которые хотят устроить свою семейную жизнь. А просто потому, что это время мы полностью посвящаем празднованию Пасхи – это время всеобщей радости.

Можно ли поминать на Пасху?

Отвечает протоиерей Александр Абрамов

Если говорить о церковном порядке, то первая панихида совершается на Радоницу (день особого поминовения усопших) – это вторник второй недели после Пасхи. Во многих храмах была такая благочестивая традиция - панихидные столы, то место куда ставят свечи, закрывают тканью, показывая тем самым, что у Бога мёртвых нет. И в Пасхальную неделю это особенно ясно. Пасха - самый радостный христианский праздник, она вытесняет из сердец верующих всякую скорбь и печаль.

Как говорит священное писание: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мк., 12:27) . Поминать естественно можно, то есть проговаривать «упокой Господи…» и произносить имя человека, за которого вы молитесь. Как же этого не делать, если мы любим своих родных и близких и желание донести это до Бога конечно есть.

Заупокойные же службы в храме (панихиды) на Светлой неделе полностью упраздняются, так как это время нашей радости о Христе Воскресшем, а не скорби. Но это не значит, что священник не упоминает об упокоении людей за литургией.

Можно ли хоронить на Пасху?

Отвечает протоиерей Александр Абрамов

Если кончина проходится на Светлую неделю, то совершается отпевание особым чином, пасхальным. Особенно трогательное оно относительно младенцев, потому что утверждается их безгрешность и принадлежность к Пасхе сразу.

Можно ли крестить перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Александр Абрамов

Небольшой экскурс в историю.

Интересно, что в древние времена в церкви вообще не крестили индивидуально. Это у нас сейчас такое. Мы переносим потребительские привычки на церковь.

К примеру, мы пришли в поликлинику и нам кажется совершенно диким, что нас примут одновременно ещё с четырьмя людьми. И точно также мы думаем и о крестинах. А раньше крестили совершенно иначе.

Во-первых, крестили не в храме, а как правило, на открытых водоёмах, и выбиралось для этого два или три дня в году. Людей готовили, беседовали с ними, они проходили учения в вере, если речь идёт о взрослых людях и потом либо в Сочельник Рождества, Богоявления (Крещения Господня), либо в Великую субботу всех вместе крестили.

Есть дни, когда неуместно было бы говорить о Крещении, скажем в Страстную пятницу, когда мы целиком сосредоточены на Страстях, страданиях Христовых. Хотя я, просто даже из соображений какого-то благочестия и почитания Бога не стал бы крестить на Страстной неделе.

Но если говорить в целом, то принять таинство Крещения можно в любое время и на Светлой неделе тоже.

Почему нельзя красить яйца на Пасху?

Вообще у нас принято освещать куличи и яйца в Великую субботу, то есть непосредственно перед Пасхой.

Поэтому к этому дню мы готовимся заранее. Но поскольку ситуации в жизни бывают разные, вы можете освятить свои праздничные дары и в сам день Великой Пасхи, это не будет считаться чем то противоестественным. Раньше, ещё до революции куличи и яйца освящали как раз после ночной Пасхальной службы перед тем, как разговляться.

Что касается подготовки к празднику, то желательно сделать всё заранее, чтобы у вас осталось время для самого главного. Чтобы встретить Светлое Христово Воскресение вы могли с радостью, лёгким сердцем, могли придти навстречу с Богом, оставив позади все хлопоты и заботы.

Произошло Великое событие и необходимо об этом помнить, оно должно стать центром всего.

Почему нельзя есть яйца до Пасхи?

Светлым Пасхальным дням предшествует Великий пост, когда мы старались воздерживаться по возможности от тяжёлой пиши (животного происхождения), то есть держать себя в неком средоточии, даже можно сказать тонусе, подталкивая себя к внутренней работе. То есть мы не едим не только яйца, но в принципе все продукты животного происхождения, так как соблюдаем пост. Никаких иных суеверных причин не есть яйца нет.

В Великую субботу мы приходим в храм, чтобы освятить яйца, куличи, пасхи, которые станут украшением нашего праздничного стола.

И уже после Пасхальной службы в кругу семьи мы разговляемся, то есть теперь мы можем позволить себе без зазрения совести отведать праздничных яств, но только тоже важно соблюдать меру, не наедаться сразу, так как это очень большая нагрузка для нашего организма.

Мы радуемся, наступил праздник и теперь время пировать.

Что нельзя делать в субботу перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Не существует каких-то однозначных запретов. У каждого человека своя, неповторимая жизнь. Он окутан столькими обстоятельствам и нюансами, что сложно что-либо сказать наперёд. Точно также как невозможно по этой причине никого осуждать.

Но, конечно, стоит помнить, что Великая суббота - день сокровенного замирания. Его еще называют «Суббота покоя».

Мы всё ещё печалимся о смерти Христа. Вспоминаем снятие Его с креста и положение во гроб. В одном из ключевых песнопений этого дня есть слова «Да молчит всяка плоть человеча«.

Но все мы уже стоим на пороге Великого дня и праздника.

Мы ждём того часа, когда можно будет воскликнуть «Христос Воскрес!».

Но сейчас мы должны как бы замереть. Наступает затишье в преддверии чего-то очень значительного.

И конечно, в этот день речь не должна идти о каких-либо весёлых гуляниях или черезмерных хлопотах и заботах.

Нужно всё отложить, по возможности. Быть на Литургии утром. И сохранить тишину и мир в душе до начала пасхального богослужения.

Почему нельзя отмечать день рождения на Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Пасха - самый Великий день в году. Торжество жизни. Мы прославляем Спасителя нашего Иисуса Христа, за Его безграничную любовь и доброту, за то что он подарил нам жизнь вечную. И конечно это событие в жизни каждого человека должно стать центральным.

Поэтому отмечание дня рождения не может быть важнее Пасхи.

С другой стороны, никаких запретов на это тоже нет.

Просто нужно помнить о том, что это Светлый день.

И не хотелось бы его омрачать излишним пьянством, к примеру, или другими непотребными вещами.

Потому, что у многих, к сожалению, день рождения ассоциируется именно с тем, что бы загулять по полной программе. И Пасха для этого не самое подходящее время. Даже исходя из уважения к традициям церкви и почитанию Бога.

Можно ли охотиться в Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Если вы охотитесь ради забавы, то однозначно нельзя ни в какой день. Всё-таки это убийство живых существ.

Иногда люди охотятся для того, чтобы просто с голоду не помереть, тогда это допустимо, здесь уже стоит вопрос выживания.

Или, к примеру, когда это вопрос заработка, который также позволяет выживать. Главное, чтобы это не стало меркантильным развлечением.

Что касается именно Пасхальных дней, то любой верующий православный человек, постарается отложить на этот период охоту, если же не находится в условиях экстренных, когда нужно действовать по обстановке.

Можно ли причащаться на Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Можно и даже нужно. Только подготовиться к Таинству Причащения стоит заранее. И дело здесь не только в посте, но, главное, в очищении сердца и разума.

Необходимо сходить на Исповедь. Вы можете сделать это в Среду, Четверг или Субботу на Страстной неделе. Но более подробное расписание стоит уточнить в том храме, куда вы ходите прийти.

В любом случае, нужно смотреть по обстоятельствам. Если вдруг, по каким-то причинам, вы не успели подготовиться заранее, то вам стоит спросить благословение на Причастие у батюшки, объяснив свою ситуацию.

С недавнего времени появилось официальное разрешение допускать людей на Пасху к Причастию без исповеди. Но это право всё равно остаётся на усмотрение священника. Потому, что люди все разные.

Главное - не молчите, не слушайте чьих-то сторонних советов, если у вас есть вопрос, то идите непосредственно к тому, кто поможет его разрешить, в данном случае - к священнику.

На Светлой неделе тоже можно причащаться хоть каждый день.

Можно ли ходить на Пасху на Кладбище?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

В жизни Церкви всё очень мудро устроено. Каждая традиция или обряд имеет свой смысл. И для всего в ней есть своё место.

Мы можем поминать своих родных и близких усопших в собственных молитвах, это наше право и, более того, это очень важно и для нас и для тех, чью память мы чтим.

В Церкви существуют дни особого поминовения усопших, когда совершаются определенные богослужения, читаются молитвы. И у нас есть возможность помолиться вместе со всей церковью.

Пасха - не время для того, чтобы ездить на кладбище.

Это особый день, самый главный в году.

Время Великой радости.

Только вдумайтесь, мы празднуем победу жизни над смертью. Христос пострадал за нас на кресте, а теперь он Воскрес, Он даровал нам жизнь вечную. Сама Пасхальная седмица призывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти усопших, в то, что мы расстались с нашими близкими. Наоборот, она призывает радоваться вхождению в новую жизнь, в вечность, в соединение со Христом. Ведь Его смертью и Его Воскресением была одержана победа над смертью, мы ей радуемся. А первое поминовение усопших после Пасхи совершается на Радоницу.

Можно ли беременным ходить на кладбище на Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Беременным можно ходить на кладбище, как и всем. Но, согласно Православной традиции, на Пасху не посещают кладбища.

Так как Пасха - это не время для поминовения усопших. Это всеобщая радость, всеобщее ликование и прославление Спасителя нашего Иисуса Христа. Первое поминовение усопших после Пасхи совершается на Радоницу.

Когда можно исповедоваться перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Конечно, на исповедь лучше приходить заранее, не откладывать на последний момент.

Исповедоваться можно будет в Великую Среду, Четверг и Субботу Страстной недели.

Но более точную информацию о времени вам необходимо будет уточнить в том храме, куда Вы собираетесь прийти. Так как в каждом храме свой уклад.

Что надеть на Пасху в храм?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Вы можете подобрать любой наряд по своему вкусу, но важно помнить куда вы идёте. И постараться выглядеть опрятно и не слишком вызывающе.

Можно ли беременным готовить куличи и пасхи?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Конечно можно, но только осторожно. В том смысле, что будущие мамы очень уязвимы и им нужно более бережно относиться к своему здоровью. Чтобы слишком не уставать.

А подготовка к встрече Великого праздника - всегда есть дело приятное и радостное.

Можно ли работать в неделю после Пасхи?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Работа - дело очень индивидуальное. У кого то есть возможность отпроситься, взять небольшой отпуск на время Пасхальной недели и полностью этот период посвятить Богу. Поближе познакомится с традициями жизни Церкви. Но у кого-то такой возможности попросту нет. Так что здесь сложно занимать какую-то категоричную позицию. В идеале, конечно, хорошо бы в первые дни Светлой недели побывать на еще раз на пасхальной литургии, во многих храмах совершаются крестные ходы всю Светлую неделю. Эта та Радость, лишать себя которой очень жаль.

Что можно делать в Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

В принципе, каких-то конкретных ограничений здесь нет.

Закончился Великий пост как период лишений и строгости по отношению к себе.

Настал черёд Великой радости, теперь не время унывать и печалиться.

Делайте то, что приносит вам радость. Общайтесь с близкими и друзьями, делитесь с ними радостью о Христе Воскресшем.

Только не забывайте о самом главном, к чему мы шли через все эти недели Великого поста. Постарайтесь побывать еще хотя бы раз на Пасхальной литургии (во многих храмах также совершается Крестные ходы всю Светлую седмицу) - не лишайте себя этой радости.

Можно ли гадать перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Гадать нельзя никогда. Да друзья, это так.

Что такого плохого в гаданиях, спросите вы.

Во-первых, это неуважение к Воле Божией. Во-вторых, это пренебрежение той свободой, которой Господь наделил каждого из нас от рождения.

Когда мы используем даже шуточное, как нам кажется, гадание, получая ответ, мы себя программируем на определенные действия.

И самое интересное, что это происходит уже неосознанно.

В социальной психологии есть такое понятие как «самореализующееся пророчество». Ребёнку в детстве родители могут навязать какую-то установку, к примеру, «ты неумёха». И это установка будет ему очень мешать по жизни. Бессознательно он будет действовать так, чтобы всячески её подтвердить, заранее обрекая себя на неудачу.

Пройдут долгие годы, прежде чем он попробует разобраться что к чему.

И тут схема очень похожая. Мы узнаём какое-либо предсказание о себе и в этот момент лишаемся свободы выбора, свободы действия, так как всё теперь будет работать на эту установку.

Если вы соотносите себя с миром церкви, вам придётся сделать выбор.

Во что и кому вы верите. Если вы с Богом, то должны Ему доверять, иначе никак.

© Журнал Фома. Все права защищены, 2000-2016

Член редакционного совета журнала

КИКТЕНКО Елизавета