Приепольский Белый Ангел – уникальная средневековая фреска. Белый Ангел Милешевы Нахождение собственной иконы святого духа

Поездка в Сербию получилась достаточно спонтанно. Думал, что на майские никуда выехать не удастся, но такая возможность предоставилась. Почему выбрал именно Сербию? На это есть пять причин:

1. Дружественный нам народ - не часто сейчас встретишь страну, где так уважительно и с любовью относятся к россиянам.
2. Языковый барьер не составляет больших проблем. Не то, чтобы сербский язык был нам понятен, но русский и серб всегда поймут друг друга и без использования английского. И пишут кириллицей, что тоже упрощает жизнь российского туриста.
3. Виза нам для поездки в Сербию не нужна.
4. Лететь из Москвы всего два с половиной часа.
5. И весьма демократичные цены, особенно по сравнению с московскими.

Вкратце места, которые я посетил – Белград, Нови Сад, Нац. парк Фрушка гора, Вршац, Бела Црква, Сремски Карловцы, Златибор, Нац. парк Тара. И, если будете в Сербии, то обязательно посмотрите на меандры реки Увац – уникальное зрелище!


Фото сделано со смотровой площадки «Молитва».

Специальный заповедник Увац находится на Пештерском плоскогорье - самом большом плоскогорье на Балканском полуострове и одном из самых больших в Европе.
Реки на Пештере текут изгибаясь, даже когда на их пути нет естественных препятствий, за что Пештер иногда называют сербским Колорадо. Эти изгибы - меандры - производят неизгладимое впечатление. Течение реки Увац проложило себе русло в известняковых скалах и образовало узкое ущелье с обрывистыми берегами до 350 метров высотой.
Меандры реки Увац внесены в список объектов геологического наследия Сербии.

Но так получилось, что самым запоминающимся из поездки в Сербию была фреска Белый Ангел.
В Сербии огромное количество монастырей и храмов, но как фотограф я больше предпочитаю «живое» - природа, люди, животные. Архитектура, памятники и музеи – это не для меня. О чём я и сказал гиду, попросив выстроить программу соответствующим образом.

И вот колесим мы по дорогам Сербии, гид рассказывает разные истории. Одна из них начиналась так: В 30 км от места, где мы сейчас находимся, стоит монастырь Милешева. И знаменит он своей фреской 13 века. Когда 23 июля 1962 года из Европы был послан первый спутниковый сигнал во Вселенную, в "Пакете достижений землян" были фотографии высадки на Луну, Китайской стены и фрески Белого Ангела. Считалось, что если во Вселенной живут разумные существа, они поймут послание, которое несет своим ликом Белый Ангел – послание мира, любви и понимания.

Услышав такое, план поездки был тут же изменён и мы отправились в монастырь Милешева.
В небольшом и душевном храме монастыря было совсем не много людей и все, подняв головы, любовались фреской. И пока мы с женой в тихом благоговении любовались фреской, наш гид подошёл к служителю храма и спросил его, может ли фотограф из России сделать фото фрески. В ответ служитель подошёл ко мне и попросил адрес моей страницы в интернете, где он сможет увидеть мои фотографии. Получив адрес, служитель вышел из храма. Через некоторое время он вернулся со словами: «Есть благословение».


"Белый Ангел - созерцание Его равно молитве".

Белый Ангел - фреска из церкви Вознесения сербского православного монастыря Милешева, один из шедевров сербского и православного искусства. Дата создания в интервале 1222 - 1228 года и относится к периоду Палеологовского возрождения.

Оригинальная фреска изображает Жен-Мироносиц, обнаруживших пустую гробницу Христа. Архангел Гавриил, одетый в белое, указывает на пустую гробницу Христа и провозглашает испуганным женщинам хорошие новости.

«Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;
Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь»
(От Матфея 28: 5-6)

Главный акцент в образах Милешева - спокойная внутренняя сосредоточенность, одухотворенное, лиричное начало. Живопись Милешева отличает мягкая и нежная красота.

Уже дома, сделав фотографию Белого Ангела, я отправил её в монастырь. Об этом попросил меня служитель. Даже несколько волновался – понравится ли. Фотография понравилась и меня попросили выслать им ещё несколько фотографий фрески. А ещё прислали мне текст на русском языке, рассказывающий об истории монастыря и его фресок.

Текста достаточно много (6 страниц), поэтому дам лишь небольшие выдержки.

„Иерусалим и Гроб Господень для всех христиан есть то же, что Милешева и гроб Святого Саввы - для всех сербов“

Милешеву в 1219 году воздвиг как церковь и место своего упокоения князь Владислав, второй сын Стефана Первовенчанного и внук Стефана Немани. По образцу ранее возведенных правителями мавзолеев милешевская церковь была построена в рашском стиле. Храм посвящен Вознесению Господнему и расписан в XIII веке, до того как его основатель получил королевскую корону в 1234 году.
Милешева – второй по рангу среди всех сербских монастырей, сразу после Студеницы. В нем в 1377 году коронован правитель Боснии и Сербии Стефан Твртко Котроманич. Здесь же в 1466 году Стефан Вукчич Косача принял титул воеводы, «Герцога Святого Саввы».

Светлая Милешева с двумя куполами как в духовном, так и в культурно-историческом смысле представляет собой особое место встречи. В монастырских стенах взаимопроникают прошлое и настоящее, переплетаются искусство и философия, встречаются современные и средневековые художники и мастера. А, самое главное, происходит встреча человека с Богом и ангелов с людьми.

Большим почитанием в народе монастырь пользуется с 1236 года, когда в Милешеву из Трнова было перенесено тело Святого Саввы. В то время монастырь в народе назвали монастырем Святого Саввы, и Милешева стало местом всеобщего уважения и паломничества. Поэтому Турки в 1594 году, желая уничтожить память о Святом Савве среди сербов, забрали мощи святителя в Белград и попытались сжечь. Но вопреки этому дух святителя, через прах и пепел перетекший в Святосавье, проявился еще сильнее, а монастырь Милешева стал неистребимым свидетелем, который помнит, животворит и вдохновляет.
Святой Савва – самый значимый сербский святитель. Его биографы Теодосий и Доментиан рассказывают, что Святой Савва стал святым еще при жизни. Его жизнь украшали три черты святых отцов: самоотречение, аскетическое существование и чудотворение. Безусловно, самым важным делом Святого Саввы была борьба за приведение языческого сербского народа к правильной христианской вере, которая исповедует единого Бога. На этом пути сербский святитель исполнял обязанности доброго пастыря.

Красота Белого Ангела дарит вдохновение многим деятелям искусства, и в тоже время предоставляет совершенную художественную форму. Он одновременно картина и притча, поэзия и музыка, фильм и фотография, труд и скульптура. Он – глубокое созерцание, вера и мечта, художественное доказательство красоты живого Бога.

Монастырь Милешева веками посещали многочисленные верующие, духовные лица, паломники, путешественники, дипломаты и другие гости. Прибывавших всегда встречали покой и ощущение божественности, пронизанные журчанием реки Милешевки. Эта атмосфера сохранилась до сегодняшнего дня, а звон новых милешевских колоколов несет ее в грядущие века. Осталось неизменным и традиционное сербское гостеприимство.

По зимней дороге от Белграда до монастыря Милешева мы добирались больше четырёх часов. Летом, конечно, это путешествие можно проделать гораздо быстрее. Но путь к сербской святыне столь живописен, что торопиться совсем не хочется. Чудесный Златибор, уютные Ужицы, Овчарско-Кабларское ущелье, маленькая Нова Варош - разве можно просто пронестись мимо всей этой красоты? Уж лучше помедленнее: с чувством, с толком, с расстановкой...

Мы ехали на свидание с Белым Ангелом. И сколь ни прекрасно было водное зеркало Златарского озера, ощущение, что настоящее чудо ждёт впереди, не покидало нас всю дорогу. Ведь именно эта фреска стала не просто символом одного монастыря, но Сербии в целом. И даже не только Сербии. "Бели Анджео" - первое изображение, переданное при помощи спутниковой связи из Европы в Северную Америку. И именно его долгое время транслировали в глубокий космос вместе с музыкой Моцарта.

Фотографировать саму фреску нельзя, поэтому мы ограничились иконой из монастырской лавочки.

Но сначала о самой обители.

История монастыря Милешева крепко связана со средневековым сербским рыцарским орденом "Хранителей копья Святого Георгия". Существует легенда, что ему была передана и Плащаница Иисуса Христа. Чтобы отнять реликвию, в маленькую церковь на Чёрной скале прибыл отряд тамплиеров. Сербские витязи сражались храбро, но силы были слишком неравны. Когда пал последний "хранитель", в церкви неожиданно появился Белый Ангел. Он указал перстом на Плащаницу, и та мгновенно исчезла. Весть о чуде быстро распространилась, и под Чёрной скалой решено было построить монастырь. Но это, конечно же, просто красивая сказка.

Сама история основания монастыря гораздо прозаичнее. В 1219 году жупан Владислав Неманич, сын Стефана Первовенчанного, приказал на реке Милешевке воздвигнуть церковь Вознесения Господня, как свою будущую усыпальницу. А на возвышающейся над ней Чёрной скале примерно тогда же построили для защиты дороги из Сеницы в Приеполе крепость Милешевац. В 1236 году в обитель были перенесены из Тырново мощи Святого Саввы, и она стала местом всеобщего поклонения. Даже когда в 1594 году весьма обеспокоенные огромной популярностью монастыря османы вывезли мощи святого в Белград и сожгли их, Милешева продолжала оставаться местом огромного паломничества. Её ризница и библиотека считались одними из лучших, а в XVI столетии милешевские монахи приобрели печатный станок Гутенберга, и здесь заработала типография.

Архитектура монастыря принадлежит Рашской школе. Историки считают, что образцом для его строительства послужили Жича и Студеница. Но главный храм обители значительно выше других церквей, построенных в этом стиле. В XIX веке весь монастырь был существенно обновлён. До сих пор непонятно, почему во время этой большой реконструкции в храме Вознесения было решено снести стену между припратой и наосом. Из-за этого печального события мы навсегда утратили чудесные фрески: Успение Богородицы и портрет Стефана Немани.

Фрески монастыря создавали неизвестные мастера, расписывавшие храмы в Византии, Греции и Италии. Интересно, что служившие фоном стены были мозаично расчерчены на квадраты и покрыты серебряной и золотой краской, благодаря чему достигался эффект глубинного сияния каждого изображения.

Сюжеты росписи весьма любопытны. Наряду с часто встречающимися в других монастырях картинами Вознесения и Страшного Суда, в Милешеве можно увидеть, например, изображение благословения апостолов. Или портреты Неманичей: святых Симеона и Саввы, Стефана Первовенчанного, Радослава и Владислава. У историков есть основания полагать, что писавший их художник или работал с натуры, или знал этих людей лично. Не случайно милешевское изображение Святого Саввы уже очень давно признано каноническим.

Белый Ангел, указывающий на пустую плащаницу, - часть сюжета, посвящённого жёнам-мироносицам. Это одна из редких фресок, которая дошла до нас практически в своей первозданной красоте. Османы, несколько раз разорявшие Милешеву, изображения не сбивали, а лишь "выкалывали" им глаза. Но до Белого Ангела, практически парящего под куполом, они дотянуться не смогли. Или не посмели.

Это удивительно, но Милешева, неоднократно подвергавшаяся разорениям, как и любой другой сербский монастырь, никогда не была заброшена. Православный народ уверен, что это заслуга защищающего обитель Белого Ангела. Далеко за примером ходить не надо. Полковник рассказывал, что несколько лет назад в Милешеву приезжала англичанка, служившая в 1999 году в авиации НАТО. Она призналась, что однажды получила задание "случайно" сбросить бомбы на монастыри Морача и Милешева. Когда она долетела до каньона реки, цели неожиданно исчезли с радаров, а прямо перед самолётом появилось облако в виде огромного Белого Ангела, как будто укрывающего своими крыльями сербскую землю. Лётчица была настолько потрясена увиденным, что повернула в сторону, и страшный груз ушёл в никуда. И теперь, стоя перед фреской, она рыдала в голос, совершенно не стесняясь своих слёз.

Должна вам сказать, друзья мои, что Белый Ангел и правда вызывает бурю эмоций. Талантливейший средневековый художник добился потрясающего эффекта: в какой бы части зала вы ни находились, "Бели Анджео" всегда смотрит вам прямо в глаза. Многие посетители часто узнают в его облике черты любимых, как здравствующих, так и уже покинувших этот мир. Поразительно, но эта фреска никогда и ни у кого не вызывала страха. Напротив, в душе рождаются или огромная радость, или печаль. Сильнейшие эмоции кружатся в вальсе с самыми разными мыслями, чаще всего покаянными. Но когда покидаешь стены храма, отчётливо понимаешь: это ещё не конец - всё возможно, всё впереди. Как будто и правда распахнулись над тобой два огромных белых крыла.

За прекрасные фотографии спасибо А.В. и А.Н.

Иногда, очень и очень редко судьба может преподнести подарок. Он может быть маленьким или большим, о нём можно даже забыть, но также он может остаться в памяти как нечто необыкновенное. И, наверное, без всего этого вполне можно счастливо жить, но какая-то невидимая нить всё же связывает события и людей вместе в определенном пространстве и времени. В этот раз со мной такое произошло в Сербии.


Проехав почти 700 километров за 2 дня, и держа путь обратно в Белград, мы совершенно случайно услышали, что в 30 километрах от трассы, по которой мы едем, есть уникальная фреска. Ну, фреска и фреска, подумалось мне, что тут удивительного, учитывая, что страна обладает таким огромным количеством церквей и монастырей. Но, услышанная об этой фреске информация, в одночасье изменила дальнейшие планы путешествия, и развернула машину от пути нашего следования.
Когда-то давно 23 июля 1962 года из Европы был послан первый спутниковый сигнал во Вселенную, в «Пакете достижений землян» были фотографии высадки на Луну, Китайской стены и … фрески Белого Ангела. Считалось, что если во Вселенной живут разумные существа, они поймут послание, которое несет своим ликом Белый Ангел - послание мира, любви и понимания. Тем самым не только сербы предстают перед миром с ликом Белого Ангела, но целый свет с его образом предстает перед Вселенной.

Услышав о подобном факте, было бы совершенно не простительно не увидеть своими глазами то, что было послано во Вселенную как самое важное из мира людей планеты Земля.
На этой фреске Х III века изображён Белый Ангел, он одновременно картина и притча, поэзия и музыка, фильм и фотография, труд и скульптура. Он - глубокое созерцание, вера и мечта, художественное доказательство красоты живого Бога…
Спустя 40 минут мы подъезжали к Монастырю Милешева, где и находилась эта святыня.


Монастырь Милешева - второй по рангу среди всех сербских монастырей, сразу после Студеницы. В нем в 1377 году коронован правитель Боснии и Сербии - Стефан Твртко Котроманич. Здесь же в 1466 году Стефан Вукчич Косача принял титул воеводы, «Герцога Святого Саввы». Его государство, в то время включавшее и Милешеву с округой, было названо Герцеговиной.

Нынешний свой облик с двумя куполами Милешева приобрела в 1863 году, когда была реконструирована благодаря жителям города Приеполья. Под одним куполом хранится рака с мощами Святого короля Владислава, под другим - гроб Святого Саввы.


Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи - Белый Ангел на гробе Господнем, находится на южной стене храма. Прекрасный ангел, облаченный в белое одеяние, с широко расставленными крыльями сидит на большом камне. Сидя на пустом гробе Господнем, Белый Ангел как бы возвещает вечную истину о Воскресении и Вознесении Иисуса Христа. Белый Ангел является духовным символом Югославии, а его изображение можно увидеть даже на авиабилетах ряда компаний. Вообще, в Сербии изображение Белого Ангела встречается повсюду - в автобусах, гостиницах и даже в студенческих аудиториях.
Снимать в храме категорически нельзя, но муж, подойдя к монаху, попросил спросить особого разрешения - сделать фотографии этого Ангела с целью рассказать и показать всем, кто смотрит фотографии на его аккаунте, а таких людей уже больше 35 миллионов. Монах попросил дать ссылку на его сайт и ушел к своему руководству. Отсутствовал он не долго, и вскоре вернулся с вестью о том, что руководство монастыря дало своё разрешение и благословение. Честно говоря, сказать, что я была удивлена - ничего не сказать. А когда они даже предложили принести лестницу для того, чтобы было удобнее делать съемку (потому что фреска располагалась достаточно высоко), я так и осталась стоять с разинутым ртом. Правда, служитель попросил мужа прислать им потом на одобрение отснятые фотографии, что, конечно же, было сделано.


Нам открыли всё пространство церкви, даже те места, куда простым смертным вообще заходить не дозволяется никогда, а в довершении всего потом еще отвели в отдельно стоящее здание, где хранятся несколько редких книг: Цетиньский Октоих 1494 года, Триодь 1563 года, Белградское Четвероевангелие 1552 года, несколько ценнейших икон, а также чаша Ивана Грозного (чья бабка была, как оказалось, сербкой) и посох самого Святого Саввы!


Я, наверное, не смогу передать словами всё то, что в этот момент было в моей голове. Потому что то, что видела я своими глазами не дано видеть людям и постоянно крутилась мысль о том, что, может быть, всё это не по-настоящему происходит и вообще не со мной. Ведь так не бывает, что вдруг тебя пускают в святая святых целого народа просто так, потому что ты пришел и попросил об этом.
Я не знаю, чем мы заслужили такое отношение служителей Монастыря к нам - немолодой русской паре, но видимо «Белый Ангел» решил сделать такой щедрый подарок, смотря на нас сверху своими печальным и проникновенным взглядом…

Источник: Журнал Московской Патриархии 04-1999

С чего мне начать свой рассказ о паломническом путешествии в Сербию и Черногорию? Может быть, с описания восхитительно свежего, прохладного утра в монастыре Раковица, когда солнце еще было за горой, а под ногами, на зеленой траве, словно драгоценные жемчужины, блестели капельки росы; а может быть, с сербских мальчиков и девочек, которые играли в мяч на горе Фрушка, и их звонкий смех разносился далеко вокруг; а может быть, с чудесного густого вишневого варенья, которым нас угощала молодая монахиня в монастыре Градац и которое мы запивали глотком холодной воды?

Монастырь Раковица

Нет, не буду забегать вперед, а лучше начну с действующих лиц. Нас было много – семнадцать человек, так что и перечислить всех весьма затруднительно. Возглавлял нашу группу настоятель московского храма Трех святителей протоиерей Владислав Свешников, его ближайшими помощниками были священник Михаил Дудко и монах Киприан (Ященко). В самый последний момент к нам присоединились школьники из православной гимназии в Ховрине (их опекали директор гимназии Игорь Алексеевич Бузин, преподаватель Илья Михайлович Числов и завуч Марина Владимировна Истратова). В путешествии нас сопровождали два человека – сначала клирик Русского подворья в Белграде священник Виталий Тарасьев, а затем профессор Богословского факультета Белградского университета Предраг Миодраг.
Нашу поездку благословил Святейший Патриарх Сербский Павел. Встреча с ним была заранее оговорена и мы с нетерпением ее ожидали. И вот однажды утром мы приехали в Белград и пришли в Сербскую Патриархию. Нас провели в зал приемов. Не прошло, наверное, и минуты, как из левой боковой двери вышел Патриарх. Он был невысокого, а если точнее, то маленького роста, худой, щуплый, с аскетическими чертами лица, в простой, непарадной рясе, на голове у него был монашеский клобук. В нем не чувствовалось никакого величия, и нам показалось, будто мы знакомы с ним давным-давно; остатки нашего волнения исчезли совершенно.

– Я очень рад, что вы к нам приехали, – сказал Патриарх, обращаясь к нам; голос у него был негромкий, но отчетливый. – Мы должны знать друг друга лично, а не понаслышке. Нас объединяет православная вера, и ничто и никто нас не разъединит. Мне приятно видеть здесь детей. Если наши дети будут верующими, то будущее наших стран будет хорошим.
На пятый или на шестой день нашего путешествия, когда мы совершали долгий переезд из одного монастыря в другой, я попросил сопровождавшего нас Предрага Миодрага рассказать что-нибудь о Патриархе.
– Он очень доступен, – сказал мой собеседник. – Когда была жива его сестра, он часто ходил к ней домой пешком. Он вообще любит ходить пешком, без охраны, без сопровождающих лиц. К нему может подойти любой человек и поговорить с ним. Каждый день в своей резиденции он принимает посетителей. Люди идут к нему со своими нуждами, наболевшими вопросами и для каждого у него находится ласковое слово утешения.
Он встает очень рано и, когда все еще спят, служит Божественную литургию, молясь обо всем сербском народе. В его сердце вмещается вся Сербия. Он мал ростом, но он великан духа, у него хрупкие плечи, но на этих плечах он несет тяготы всей нации, у него тонкие пальцы, но этими пальцами, сложенными в троеперстие, он поражает легионы демонов, у него легкое нитяное облачение, но под этим облачением скрыта душа отважного воина. Народ говорит: “Это наш Ангел, который покрывает и защищает нас”.

Московское подворье

Знакомство с Сербией началось с храма в честь Пресвятой Троицы, который является подворьем Русской Православной Церкви в Белграде. Он расположен в самом центре столицы Югославии, рядом с гигантским сербским собором святого Марка. Однако, несмотря на свои скромные размеры, Русская церковь, как ее здесь называют, нисколько не теряется в насыщенном городском ландшафте. Подворье является центром религиозной жизни для русских эмигрантов, которых и по сей день довольно много в Сербии.
Церковь была освящена в 1924 году. Получив разрешение правительства Королевства сербов, хорватов и словенцев (прежнее название Югославии), по благословению Сербского Патриарха Димитрия русские люди построили ее на старом белградском кладбище. Сейчас об этом кладбище ничто не напоминает, потому что на его месте раскинулся живописный парк Тажмайдан.
Каждый русский человек, прибывающий в Сербию (и в прежние времена, и сейчас), прежде всего стремится посетить Русскую церковь. Не перечесть диаконов, священников, монахов и архиереев, которые служили здесь. Стены храма помнят сердечные воздыхания русских людей, их слезы и горячие молитвы Богу о том, чтобы Он помиловал Русскую землю, освободил ее из плена безбожников, вразумил русский народ и обратил его к покаянию, как покаялись жители города Ниневии во времена пророка Ионы. Много раз совершал Бескровную Жертву в этой церкви митрополит Антоний (Храповицкий), первенствующий иерарх русской эмиграции, в своих проповедях он утешал соотечественников, призывал смиренно и мужественно нести свой жизненный крест, благословлял невозбранно нести слово Божие народам Европы и Америки.
Часто заходил в этот храм великий русский патриот генерал Петр Врангель. В 1928 году он скоропостижно скончался в Брюсселе. Его останки – так он завещал сам – были привезены в Сербию и похоронены в Русской церкви, которую он очень любил.

Посещая Русское подворье, мы познакомились со священником Виталием Тарасьевым. Вернее сказать, мы познакомились с ним еще раньше – по телефону, когда готовились к поездке. Он хлопотал о нас в Синоде Сербской Православной Церкви, разработал подробный маршрут нашего паломнического путешествия, входил в наши повседневные нужды – одним словом, гостеприимство его было на редкость радушным и без его помощи у нас вообще бы ничего не получилось. Отец Виталий темноволос, выше среднего роста, одет в простую будничную рясу, говорит с едва заметным акцентом – ведь он родился и вырос вне родины. Его матушка – сербка, ее зовут Иоланта, она очень хорошо говорит по-русски, и то, что не успел или не смог из-за своей занятости сделать для нас отец Виталий, очень мягко и неназойливо восполнила она.
Отец Виталий Тарасьев сменил на этой должности своего отца. Протоиерей Василий Тарасьев умер два года назад, в дни светлой Пасхальной седмицы. Его отпевали Святейший Патриарх Сербский Павел и архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Московский Патриархат). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий прислал телеграмму с соболезнованиями.
Вся жизнь отца Василия была посвящена возлюбленному Отечеству – России, хотя он и жил вне ее. Он каждый день молился о ней, духовно окормлял русских людей, которые жили в столице Югославии, благоустраивал подворье. По отзывам людей, знавших его (а знали его очень многие), это был ревностный подвижник благочестия, пастырь, душу свою полагающий за овец (Ин. 10, 11). Ему придверник отворяет двери, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его (Ин. 10, 3-4).
Настоятельскую “эстафету” протоиерей Василий принял от своего отца – Виталия Тарасьева, который (единственный из них троих) родился в России и эмигрировал на чужбину, спасаясь от большевиков. Как видим, на Сербской земле, в Белграде, существует целая священническая династия – явление не такое уж частое и в самой России.
– Мы можем вам только позавидовать, – сказал отцу Виталию руководитель нашей группы, когда мы беседовали в тесном кругу.
– Отчего же?
– Да оттого, что вы жили и воспитывались в нормальной, естественной христианской среде, в которой сохранились и преемственность традиций, и уклад церковной жизни, и знание святоотеческих преданий. Мы были всего этого лишены, так как церковная жизнь в России была беспощадно изуродована.
Знакомя нас с подворьем, отец Виталий остановился около двух надгробий, установленных у северной стены храма, под окном,
– Это могилы моего отца и деда, – сказал он. – Местные власти любезно разрешили похоронить их внутри храма.
Была совершена панихида по усопшим. Мы, русские люди, молились о других русских людях, о наших братьях во Христе, чья жизнь прошла вдали от родины, но они являлись (и являются!) ее частичкой, ее кровинкой, о людях, сердцем болевших о ней каждый час, каждое мгновение своей жизни, делавших все, что было в их силах, для ее скорейшего возрождения.
Из церкви мы прошли в музей, который расположен в небольшом домике на территории подворья, посвященный истории русской эмиграции в Югославии.
Идея создания этого музея принадлежит отцу Василию. Первые экспонаты появились в нем около пятидесяти лет назад. Что они из себя представляли? Например, умер монах или монахиня, архиерей или священник. По просьбе отца Василия родственники приносили их облачения, нагрудные кресты, митры, камилавки, иконы, богослужебные книги, предметы личного туалета. Многие русские люди до Второй мировой войны служили в Вооруженных Силах Югославии. Их парадные мундиры, ордена, медали, погоны, личное оружие и другие вещи заняли в музее почетное место.
В Сербии жили (да и сейчас живут) немало русских художников. Каждый из них подарил музею одну из своих картин. Вот, например, портрет митрополита Антония (Храповицкого), вот – протоиерея Василия Тарасьева, а вот – сербский пейзаж. Из подаренных картин можно было бы составить отдельную экспозицию и показывать ее не только в Белграде, но и за его пределами.
– Обратите внимание на эти изящные броши, – сказал настоятель, остановившись около одной из витрин. – Они интересны тем, что сделаны из… пуль. Скажем, во время сражения русский офицер или солдат получал ранение, его доставляли в госпиталь, и из пули, извлеченной во время хирургической операции, делали брошь. Эта брошь являлась изысканным украшением для его жены или невесты.
– А сейчас экспозиция музея пополняется? – поинтересовался я.
– Да, конечно. Все русские люди, которые живут в Белграде, знают о нашем музее и постоянно приносят нам что-нибудь интересное. Жалко, что помещение, где мы находимся, уже стало тесным и не вмещает всех экспонатов, которыми мы располагаем.


Монастырь Студеница основал в 1190 году первый сербский король Стефан Неманя, более известный в Православной Церкви как Симеон Мироточивый. Когда он охотился в лесистых горах, ему понравилось одно красивое место, и он решил построить там монашескую обитель. С тех пор молитвы в этом святом месте непрестанно возносятся к Богу. В 1196 году на Соборе в Студеницах Стефан Неманя отказался от престола ради «благого ига Христова», постригся в ангельский образ, а затем ушёл на Афон, где подвизался в обители Хиландар. Его первый сын святой Савва наоборот пришёл с Афона в Сербию и был одно время в Студеницах архимандритом. Второй его сын король Стефан Первовенчанный, в монашестве Симон, нашёл упокоение в стенах этой обители.

Как и для всего народа, период турецкого ига являлся и очень тяжёлым для монастыря Студеницы. Турки, во-первых, в начале владычества переплавили свинцовую кровельную конструкцию в пули. Студеницу ограбили после великой австро-турецкой войны (1683-1699) после отступления австрийского войска. Труднейшие страдания она потерпела во время первого сербского восстания. Студеницкие монахи оказывали великую поддержку повстанцам, из-за чего турки сожгли монастырь.

Литургия в сербских монастырях начинается рано, около семи часов утра. А в начале литургии во многих обителях служится утреня. На Литургии вся наша группа причащалась. После службы нам провели экскурсию по ризнице, рассказали о храме с сохранившимися древними фресками и о мощах, которые в нём находятся. С левой стороны от алтаря стоит рака с мощами святой Анастасии, матери святого Саввы, а с правой - рака с мощами монаха Симона, или Стефана Первовенчанного, Святого Короля, как называли его в народе.

В Студенице какая то особая атмосфера, очень глубокая тишина, даже несмотря на большое количество паломников. Но надо в путь и после завтрака мы поехали дальше.

Церковь апп. Петра и Павла в Старом Расе или как её здесь называют — Петрова церковь – самый древний действующий храм Сербской Церкви. Ее основание относится к византийской эпохе – IV веку, а сохранившееся здание датируется концом VIII- началом IX века. На стенах этой церкви даже сохранились фрески XIII–го века.

Здесь, где и сегодня все дышит древностью, когда-то была первая епископская кафедра – еще до того, как в XII веке Архиепископ Савва добился самостоятельности для своей Церкви и учредил в ней новые епархии.

Храм сыграл большую роль в истории Сербии: здесь проходили церковно-народные соборы, на одном из которых Стефан Неманя передал престол сыну Стефану Первовенчанному, объявил о своем уходе в монастырь, принял постриг и ушел. Интересно, что в этом же храме в купели (сейчас она за стеклом в полу) он принял православие и здесь же крестил всех своих детей.

Во времена турецкого владычества храм не раз разорялся и осквернялся, но воскресал вновь. Сегодня в этом краю, населенном преимущественно мусульманами, идут богослужения, звучит молитва и совершается Евхаристия.

На втором этаже под куполом находится галерея.

Монастырь Ступови посвящён святому Георгию Победоносцу. Был основан до 1171 года Стефаном Неманей. Монастырь, занимавший выгодную позицию на холме над городом, играл большую роль в политической жизни страны, но после захвата Сербии турками стал приходить в запустение, а в 1689 году в ходе австро-турецкой войны был оставлен монахами и постепенно разрушился.

В 1960 году началась реставрация церкви и консервация сохранившихся развалин. В 1979 году монастырь в составе Стари-Раса был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1999 году были восстановлены кельи, а в 2002 году была построена трапезная, после чего восстановилась монастырская жизнь. С 2001 года ведётся восстановление стен и башен.

Монастырь Сопочаны основан сербским королем Урошем в очень красивой долине реки Рашки. Единственная сохранившаяся часть старого комплекса монастыря — это церковь святой Троицы (1264-1265), постройка рашской школы и боковые пристройки в виде пониженных нефов (начало XIV века).

В средние века монастырь Сопочаны был духовным центром и его братия насчитывала свыше ста монахов. Примерно в 1265 году церковь была расписана фресками.

В 1389 году монастырь был сожжен турками и восстановлен уже при епископе Стефане. В 1689-м году, после сожжения и обрушения кровли церкви, монастырь опустел. Был реставрирован в 1929-м, 1948-1956 годах. В 1990-х годах в Сопочаны из монастыря Высокие Дечаны были перенесены мощи святых врачей-безсребренников Дамиана и Косьмы, которые хранятся здесь и в настоящее время. В 1979-м году монастырь был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

К вечеру мы доехали до одного из самых известных монастырей — Милешева. Монастырь возвели на берегу реки Милешевки, которая, по всей видимости, и дала ему название.

Монастырь был построен святым королем Владиславом, который был племянником Святого Савы (первого архиепископа сербского), в период между 1234-м и 1236-м годами.

В 1237-м году Владислав перенес мощи Святителя Савы в соборный храм в Милешево из болгарской столицы Тырново. А в 1594-м году турки сожгли останки Святого Савы на холме Врачар в Белграде, где сейчас построен Храм Святого Савы. В храме обители хранится гробница с мощами святого Владислава Сербского и в алтаре рука святого Саввы. Тысячи паломников — сербов ежегодно приезжают помолиться у мощей своего заступника и покровителя Саввы Сербского.

С XII века монастырь часто подвергался разрушениям и разорениям турками.

В XVI веке монастырь Милешево достигает своего наибольшего расцвета. Развитие культуры и ремесел приносили хорошие доходы. В этом веке постройки монастыря были существенно обновлены и отстроены новые. При монастыре была монастырская школа. Здесь переписывали и печатали церковные книги.

В XVIII веке монастырь, после очередного разорения турками, полностью опустел. Обитель была восстановлена лишь в 1863-м году.

Милешева хранит знаменитые на весь мир фрески Сербии. Самая главная из них - фреска Белый ангел находится в Церкви Святого Вознесения. Фреска Белый ангел - один из шедевров сербской культуры. Изображение датируется годами возведения монастыря Милешева. Во время реставрационных работ в 16 веке, поверх первоначальной росписи был нанесен восстановительный слой. Позже, когда Османская империя сожгла монашескую обитель, именно дополнительный слой краски сохранил оригинальный рисунок. В 20 веке он был удален, и сейчас на прихожан смотрит шедевр, выведенный рукой мастера 800 лет назад. Сюжет фрески отсылает к Евангелии от Матфея, когда ангел возвестил о воскрешении Иисуса Христа. Мастерство художника подчеркивается гармоничными пропорциями и тем, как автор передал движение. Со временем символ Белого ангела стал символом Сербии.