Сокровища алмазного фонда россии. Алмазный фонд Кремля: история, экспозиция, экскурсии и режим работы Алмазный фонд российской федерации

Они создавали произведения высокого ювелирного искусства, ныне демонстрируемые на выставке.

А лмазный фонд - это уникальное собрание памятников истории, произведений ювелирного искусства, редких образцов драгоценных камней, самородков благородных металлов. Это одна из немногих сокровищниц в мире, хранящих коронные ценности. История его создания начинается с указа Петра I (1719), согласно которому для особого хранения «принадлежащих государству вещей» выделилось специальное помещение, получившее позднее название Бриллиантовой комнаты. Здесь сосредоточились государственные регалии, орденские знаки, парадные ювелирные украшения. Члены императорской семьи надевали их в торжественных случаях. На протяжении всего правления дома Романовых сокровищница пополнялась драгоценностями. Множество разнообразных предметов и ювелирных изделий, обильно украшенных драгоценными камнями, было выполнено в этот период. Пышность и великолепие отличал русский двор, особенно в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II. Он был одним из самых блестящих в Европе. Лучшие ювелиры работали при дворе, такие как И. Позье, отец и сыновья Дюваль, Л. Пфистерер, Г. Экарт. Они создавали произведения высокого ювелирного искусства, ныне демонстрируемые на выставке.

Нагрудный знак с портретом Петра I.

Первая половина XVIII века

Уникальное собрание шедевров ювелирного искусства XVIII-XX вв., драгоценных камней, орденских знаков, самородков золота и платины тесно связаны с историей Российского государства.

Официальное формирование коллекции началось в первой половине XVIII столетия, когда император Петр I решил создать Государственное хранилище коронных ценностей. В 1719 г. было организовано специальное ведомство Камер-коллегия, которое в своем Регламенте (уставе) точно перечислило существовавшие тогда регалии и установило порядок их хранения.

Мысль Петра I о символах власти, имеющих государственное значение, была позднее распространена и на другие ценности. Устав и штат камерального отделения, ведавшего коронными бриллиантами, менялся с каждым правлением.

Бант-склаваж. Мастер Л. Пфистерер. 1764 г.

Вторая половина XVIII-XIX век

Коронные ценности хранились в специально охраняемом помещении - Кабинете или Комнате Его или Ее Императорского Величества, которое также называли Бриллиантовой или Алмазной комнатой.

В правление Екатерины II, в 1764 г., под Бриллиантовую комнату переделали парадную опочивальню императрицы. Современники писали о ней, как о самом богатом кабинете драгоценностей. Интерьер создал архитектор Ю.М.Фельтен.

Государственная комиссия под управлением академика А.Е.Ферсмана занимается аттестацией коронных ценностей.

Первая половина XX века

В начале первой мировой войны с приближением фронта к Санкт-Петербургу императорские регалии, коронные ценности, родословная книга Российского Императорского Дома, завещания членов императорской фамилии были эвакуированы в Московский Кремль и размещены в Коронном зале Оружейной палаты.

Эвакуация проводилась спешно, но с невероятно бережным отношением к перевозимым ценностям. В сундуках находилась Опись 1898 г. с переоценкой каждого предмета. Этот документ послужил основой для последующего изучения и публикаций коллекции.


Диадема «Русская красавица».

Вторая половина XX века – начало XXI века

Пятидесятые годы открыли новую страницу в освоении недр страны. В 1954 г. геолог из Ленинграда Л.А.Попугаева обнаружила первую алмазную кимберлитовую трубку «Зарница», в 1955 г. была открыта трубка «Мир» - одно из самых крупных месторождений Якутии. Собрание Гохрана пополнил ряд крупных отечественных алмазов, затем работы современных ювелиров. Кроме того, в Алмазном фонде хранится уникальное собрание самородков золота и платины, в том числе знаменитая Минералогическая коллекция Екатерины II.

К 50-летию Советского государства, 2 ноября 1967 г., в здании оружейной палаты открылась Временная экспозиция выставки Алмазного фонда. Коллекцию было решено показать гостям, приехавшим в Москву на праздничные мероприятия. Предполагалось, что уникальные экспонаты будут демонстрироваться в течение года, а затем вернутся на хранение в Гохран, но выставка стала столь крупным событием в культурной жизни страны и всего мира, что Особым постановлением Правительства было принято решение преобразовать ее в постоянно действующую.

Меньше всего спокойными можно назвать в России конец 17 – начало 18 века. Под гром пушек царь Петр I прорубал окно в Европу, основав на берегах Невы Санкт-Петербург. Петр I круто менял жизни своих подданных: насильно вводил европейские обычаи, чтобы превратить русское государство в Великую Российскую империю. По примеру европейских монархов Петр стремился строго регламентировать все стороны жизни создаваемой им империи.

В 1719 году Петр подписывает указ о принадлежащих российскому государству вещах, где говорится, что хранящиеся в дворцовых покоях сокровища не являются собственностью русских монархов, а принадлежат государству как общенациональное достояние. Драгоценные предметы должны были храниться в специальном помещении, закрытом на три замка, ключи от которых находились у трех разных должностных лиц. Только получив личное распоряжение императора, придворные собирались вместе, чтобы торжественно отомкнуть замки и достать необходимые для парадного выхода монарха государственные регалии или редкостные украшения. После торжеств драгоценности возвращались обратно. Таким образом, из многочисленных личных драгоценностей царствующих особ было выделено собрание предметов, имевших значение государственной собственности, олицетворяющих могущество, славу и богатство Российской империи. Организация особого отдела камеральной части юридически оформило превращение частного собрания драгоценностей в государственное хранилище.

Август 1914 года. Россия вступает в войну, которую потом назовут Великой Первой Мировой, Первой Империалистической, несчастной и трагической для Российского государства и народа. Государственные регалии, короны и драгоценности срочно и тайно вывозятся в Москву и передаются в распоряжение московского дворцового управления. Восемь сундуков с ценностями из бриллиантового кабинета Эрмитажа были спрятаны в подвалы Кремля, где они пролежали в безвестности долгие годы.

Февраль 1917 года, революция в России. Сначала свергают царя, а через восемь месяцев, в октябре, в результате военного переворота, к власти приходят большевики. Вскоре начнется братоубийственная Гражданская война, самая жестокая из войн. Гибнут сотни тысяч человек, разоряются дворцы и . Красногвардейцы ведут артиллерийский огонь по . То, что уничтожается ценнейший памятник в истории культуры народа, не в счет, ведь там засели люди, нежелающие подчиниться новой власти: «Кто не с нами, тот против нас!».

Как ни странно, в суматохе революции и Гражданской войны государственные регалии Российской Империи и коронные драгоценности долго оставались не обнаруженными. Ящики из бриллиантового кабинета оказались заваленными под многочисленными новыми грузами, которые доставлялись в Москву из Петрограда. Там они и пролежали до 1922 года. В 1922 году во всех страны начали работать, так называемые, научно-художественные экспертные комиссии. Их главной задачей было выявление предметов высокой материальной ценности для продажи за рубеж, чтобы вырученные от их продаж деньги направить на нужды государства. В том же 1922 году Ленин подписывает декрет о «Создании Гохрана», учреждения для учета и хранения всех запасов драгоценных камней и благородных металлов страны. В него поступают наиболее значительные произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусств. Попали туда и ценности бриллиантовой комнаты Зимнего дворца, обнаруженные в подвалах Оружейной палаты в апреле 1922 года. Для их изучения была создана специальная комиссия под руководством академика Александра Ферсмана. Члены комиссии прилагали все силы к тому, чтобы отобрать и сохранить наиболее ценные произведения искусства, пожертвовав определенной частью бытовых предметов дворцового обихода. По результатам работы комиссии был составлен четырехтомный труд «Алмазный Фонд СССР», включивший подробное описание всех драгоценностей династии Романовых, вывезенных из бриллиантового кабинета Эрмитажа.

В начале 20-х годов вопреки «Декларации о сохранении историко-культурного наследия» началась тотальная распродажа исторических реликвий России. У законных владельцев изымаются ценности, из церквей вывозятся золотые и серебреные вещи, дорогие предметы культа и даже иконы, а сами церкви превращаются в клубы или складские помещения. В специальных мастерских Гохрана из уникальных ювелирных изделий выламываются драгоценные камни, чтобы отдельно продавать бриллианты, жемчуг и благородные металлы. Для этого в Гохране были установлены плавильные печи и кислотные лаборатории. Каждая вещь XVIII-XIX веков, дожившая до наших дней и оставшаяся в России, событие невероятное.

Выставочные залы антиквариата - все это приготовлено для продажи за рубеж:

Советские распродажи ценностей за рубежом стали нормой. Подробности и масштабы этих распродаж и по сей день остаются тайной. Безудержный сбыт большевиками антиквариата и драгоценностей не обошелся без скандала. В начале 1925 года на аукционах Амстердама, Антверпена, Берлина, Лондона были узнаны коронные драгоценности династии Романовых. Разразился политический скандал. Стране срочно требовались деньги, но получать кредиты не удавалось. Политические и деловые круги Запада были уверены в том, что ценностей в России не осталось, все разграблено и распродано, а кредиты даются под солидное обеспечение.

Москва, декабрь 1925 года. Чтобы замять скандал и оповестить мир о своей платежеспособности, советское правительство открывает 18 декабря в Колонном зале Дома Союзов , куда были собраны, оставшиеся в Советском Союзе и спешно возвращенные из за рубежа, непроданные сокровище династии Романовых. Как писали тогда в газетах, выставка открыта в связи с проходящим 2% крестьянским займом. Граждане, предъявившие при входе облигации крестьянского займа, проходят на выставку бесплатно. На выставку старались пригласить как можно больше иностранных гостей, а некоторым знатным особам разрешалось даже примерить царские регалии.

Распродажи антиквариата и драгоценностей так и не были остановлены. Если в 1925 году коллекция Алмазного Фонда насчитывала 773 изделия, то сегодня его историческая часть составляет лишь 114 произведений ювелирного искусства. За период между 1925 и 1936 годами, советским правительством было продано несколько малых и венчальных корон Российских императриц, диадемы, колье, ривьеры, эгреты, браслеты. Все без исключения изделия были украшены уникальными драгоценными камнями, как самоцветами, так и бриллиантами. Эти драгоценности уже никогда не вернутся в Россию и останутся лишь на фотографиях. Несмотря на многолетние распродажи собрание коронных драгоценностей России и сегодня одно из богатейших в мире.

В 1967 году Советский Союз праздновал 50-тилетие Октябрьской Революции. Чтобы предоставить возможность высоким гостям, приехавшим на праздник, ознакомиться с сохраненными сокровищами Российской короны, было решено открыть временную выставку Алмазного Фонда. Выставка вызвала огромный интерес и неоднократно продлевалась, пока специальным постановлением правительства за ней не был закреплен статус постоянной экспозиции. Выставка не стала музеем, она неприкосновенная часть государственного золотовалютного запаса страны и осталась в подчинении министерства финансов. Экспозиция разместилась в двух небольших залах. В первом зале современные отечественные коллекции. Во втором собрание коронных ценностей и регалий Российского государства.

сначала новые

Наверное, я все-таки безответственная мамаша, но часть отпущенного на подготовку к экзаменам времени мы со старшим сыном (15 лет) потратили на посещение Алмазного фонда. Чего-то давно мы там не были, да и в музее Нового Иерусалима нас заинтересовали полудрагоценным по сути, но очень ценным по стоимости камнем шпинель, порекомендовав посмотреть изделия с этим самоцветом не только у них в сокровищнице, но и в Алмазном фонде. Вот и решили сходить в Алмазный фонд с прицелом на шпинель.

Для посещения Алмазного фонда я всегда стараюсь выбирать будний день (не каникулярный) и по возможности еще и утро. Как показывает практика, в принципе такой денек отыскать можно (хотя порой и сложно). Анализируя историю наших посещений, подобный выбор еще ни разу нас не подводил – билеты удавалось приобрети всегда. Возможно, просто везло.

В принципе, сейчас билет в Алмазный фонд можно забронировать и на сайте музея, но, к сожалению, льготный билет (пенсионный, школьный и пр.) таким образом приобрести нельзя, только за полную стоимость. Поэтому мы решили обойтись без брони и просто поехать к открытию касс музея (то есть к 9:00).

Хотя приехали мы даже раньше открытия, небольшая очередь за билетами уже была, но нам без труда удалось приобрести билет на первый же сеанс (10:00). Так как времени до начала у нас было еще много, а погода стояла замечательная, решили немного пройтись по Александровскому саду. Прогулялись направо, хотели уже пройтись и налево, но тут увидели дикую толпу на вход.

Тут мы поняли, что пришел конец не только нашим прогулкам, но как бы и не всей экскурсии в целом. Очередь была огромная, двигалась медленно, досмотр был тщательным, стоящим в Оружейную палату сотрудники настоятельно рекомендовали воспользоваться другим входом, но никто не внял их словам.
Правда, немного успокаивало то, что нам обещали, что в музей мы все равно попадем, в крайнем случае, нас просто перенесут на другой сеанс.

До крайнего случая доводить не хотелось, и нам повезло – мы почти успели к началу экскурсии (экскурсовод только начала свой рассказ у первой витрины). Но все-таки более разумным с нашей стороны было бы не гулять по саду, а сразу пойти на вход на территорию Кремля. Справедливости ради замечу, что когда мы шли обратно, такого ужаса на вход уже не было, возможно, дикая толпа образуется только к началу работы музеев Кремля.

Ну а сама экскурсия нам понравилась. Конечно, в основном все представленное на экспозиции мы уже видели раньше (как нам показалось, со времен нашего былого посещения добавилась только одна витрина), но такой красотой можно любоваться вечно. Прекрасны и отдельные камни, и изделия из них (особенно впечатляют работы царских времен) и, конечно же, шпинель, на которую мы на этот раз и шли (наш вывод такой – изделия с ней хороши и в музее Нового Иерусалима, и в Алмазном фонде).

Экскурсовод рассказывала интересно и, как нам показалось, наше путешествие по Алмазному фонду в этот раз было более длительным, чем в предыдущие визиты. Из музея мы вышли только в 11:05, хотя на билете было указано, что продолжительность экскурсии 45 минут. Мы решили, что это небольшая компенсация за нервы, потраченные на входе.


ДЕРЖАВА ИМПЕРАТОРСКАЯ

Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см 1762 год

При подготовке к коронации Екатерины II только за две недели до знаменательного события вспомнили о державе, и тут выяснилось, что драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты, а золото – «пущено в дело». В необычайно короткий срок придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом была выполнена новая держава.
В виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой поверхностью, на невысоком профилированном основании держава производила впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху. Эти бриллиантовые гирлянды взяты прямо с платья Екатерины.
В начале 70-х годов XVIII века держава была украшена двумя камнями, изменившими её общий вид. Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском – крупный алмаз весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.


БОЛЬШАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА

Изготовлена в 1762 году для коронации императрицы Екатерины Великой придворными ювелирами Георгом Экартом и Иеремией Позье. В короне 4 936 бриллиантов общим весом в 2 858 каратов и 75 жемчужин. Венчает самую дорогую корону в мире красная шпинель, равной которой нет в мире. Приобретённый в 1676 году у китайского императора Канси, этот камень долгое время ошибочно считался рубином.
В фильме «Неуловимые мстители: корона Российской Империи» действие разворачивается именно вокруг этой регалии. В реальности бриллиантам короны тоже пришлось попутешествовать. Около 30 лет камни провели в Ирландии, куда попали сразу после русской революции в качестве залога за финансовую поддержку от дружественных ирландских республиканцев.


В. Боровиковский. «Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена». 1820 г. (?)

МАЛАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА
Бриллианты, серебро.
Высота с крестом 13 см 1801 год. Мастера Я. Дюваль и Ж. Дюваль
Была изготовлена братьями Дюваль для коронации императрицы Елизаветы Алексеевны.


Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730-1731 г. мастер Готлиб Вильгельм Данкель.

Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов.




Генрих Бухгольц (1735-1781. Портрет императрицы Анны Иоанновны.

БОЛЬШАЯ ПРЯЖКА-АГРАФ
Бриллианты серебро
Длина 25 см, ширина от 8 до 11 см 1750-е годы.
Мастер И. Позье
Этой пряжкой скреплялись в дни торжеств коронационные мантии, подбитые горностаем.


ШАПКА АЛМАЗНАЯ
Золото, серебро, драгоценные камни 1682 - 1687г. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу.


Шапка Алтабасная (Сибирская). 1684. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу


ШАПКА МОНОМАХА

Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха.

В этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 300 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником - золотоордынским Узбек-ханом.
Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 - 15 июля 1015)
По такому - же подобию изготавливаются и другие шапки - венцы.


Венец."Большой наряд". Астраханская шапка. 1627 . Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение. Высота 30,2 см. окружность 66,5 см. Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля.

Астраханской шапкой она названа потому, что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги, и выход к Каспийскому морю. И так же, этот венец присутствует на гербе Астрахани.



НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ
Золото, серебро, эмаль, алмазы 8 х 4,5 см Начало XVIII века
Нагрудные знаки с миниатюрой Петра I являлись личными пожалованиями царя и считались высшей наградой за заслуги перед государством.


БРАСЛЕТ с портретом Александра I под плоским алмазом
Это самый крупный из портретных алмазов, которые когда-либо использовались в мире. Камень редкой красоты и чистоты.




Знаки ордена Андрея Первозванного - косой крест с изображением распятого св. Андрея и звезда, которую носили на груди слева


Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми. 1801


УКРАШЕНИЕ ОРДЕНСКОЙ ШЛЯПЫ
Бриллианты, рубины, золото, серебро 8,5 х 8,5 см Конец XVIII века
Полукружье с крестом являлось одним из знаков ордена св. Екатерины.


«Золотое руно» – старейший испанский орден, учреждён в 1429 году.З
Золото, бриллианты, серебро, топазы
6,2 х 6,2 см Середина XIX века


МЕДАЛЬОН С ИЗУМРУДОМ
Золото,серебро, изумруд в 250 карат, бриллианты
Середина XIX века


В прошлом значительное участие в создании Алмазного Фонда принял придворный ювелир Иеремия Позье, работавший для Елизаветы Петровны и Екатерины Великой - двух заядлых коллекционерок. Для Елизаветы он создал серию букетов из цветных бразильских бриллиантов, изумрудов, жемчуга, хрусталя и золота.


«БОЛЬШОЙ БУКЕТ»
Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.
Служил украшением корсажа парадного платья. Впервые он украсил туалет императрицы Елизаветы Петровны.


Парюра Диадема-бандо и серьги
Бриллианты, золото, серебро, эмаль 1750-е годы


БУКЕТ НАРЦИССОВ
Бриллианты, золото, серебро, эмаль 18,8 х 8,5 см Вторая половина XVIII века
Украшение для корсажа дамского платья.


1750-е гг. Эгрет- украшение для причёски или шляпы


ПОРТБУКЕТ
Бриллианты, золото, серебро, эмаль
13,5 х 8 см Около 1770 года
Портбукет прикреплялся к корсажу при помощи широкой шпильки. Полый изнутри, он служил миниатюрной вазочкой для живых цветов.


ТУРМАЛИН розовый, золото, эмаль 4 х 2,7 х 2,3 см
Редкий по красоте и цвету камень весом около 255 каратов, вероятно, вывезенный из Бирмы, необычно огранён в форме виноградной грозди. Турмалин был подарен императрице Екатерине II шведским королём Густавом III в 1777 году.


ШЛЯПКА КУКЛЫ ПАНДОРЫ
Бриллианты, изумруды, рубины, золото, серебро, эмаль 8 х 6,5 х 4 см
1770-е годы

Эта шляпка – миниатюрный образец дамской моды 1770 годов. Поскольку журналы мод появились в России только в конце XVIII века, до этого придворные модницы для выбора нарядов использовали разодетых кукол, которых стали называть «пандорами» (разорительницами). В древнегреческой мифологии существует предание о том, как боги создали красавицу Пандору, чтобы отомстить разгневавшим их людям. Гефест слепил её из лучшей глины, а Афина одела в роскошное серебряное платье и увенчала золотым венцом. По замыслу Зевса, красавица должна была принести людям несчастье, соблазны и разорение. Так оно и случилось. Бальные одеяния XVIII века порой стоили целого состояния. Кукла Пандора несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям – разорение.


Парюра БАНТ-СКЛАВАЖ и СЕРЬГИ императрицы Екатерины II.
Серебро, бриллианты, шпинели, золото
11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер.


БРОШЬ «Цейлонский сапфир»
Бриллианты, Цейлонский сапфир. Сер. 19 в.
260 карат, исключительной чистоты и яркости камень.
«Цейлонский сапфир» в 1862 году приобрел Александр II на Всемирной выставке в Лондоне в качестве подарка супруге – императрице Марии Александровне.


ЧУБУК

ИЗУМРУД - таблица глубокого темно-зеленого фона с синеватым надцветом. Ее вес - 136,25 карата. С редкой чистотой «Изумрудной таблицы» не может соперничать ни один камень мира. Но ни одна строчка архива не раскрывает его прошлого, как и имени мастера изящной броши с бриллиантами в которую он вставлен. Известно лишь, что брошь изготовлена в начале XIX века для Великого князя Константина Павловича, наследника Павла I.


ХРИЗОЛИТ вес 192,6 карата


БРИЛЛИАНТ «ШАХ»

88-каратный камень желтоватого отлива, найденный в реке, он сохранил свою изначальную форму: лишь некоторые грани его отшлифованы. На нем написаны с помощью резьбы и алмазного порошка имена трех его первых владельцев - восточных властителей.
В 1824 году его привезли Николаю I из Персии, чтобы откупиться за убийство великого автора «Горя от ума» А.С. Грибоедова…


АЛМАЗ «ОРЛОВ»

По од­ной вер­сии, это один из боль­ших оскол­ков кам­ня «Ве­ли­кий Мо­гол», первоначально весивший 400 каратов, после огранки - 189 каратов. Как гла­сит пре­да­ние, ал­маз дол­гое вре­мя был тре­тьим гла­зом (на­хо­дил­ся меж­ду бро­вей) у ста­туи Бра­мы в хра­ме Се­рин­га­па­та­ма. Сле­ды зна­ме­ни­то­го ал­ма­за за­те­ря­лись до то­го вре­ме­ни, по­ка он не ока­зал­ся в ру­ках ар­мян­ско­го куп­ца Гри­го­рия Саф­ра­са. В 1767 го­ду он по­ло­жил ал­маз в Ам­стер­дам­ский банк, а через пять лет про­дал ка­мень за 125 000 руб­лей пле­мян­ни­ку сво­ей же­ны, при­двор­но­му юве­ли­ру Ива­ну Ла­за­ре­ву, а тот пе­ре­про­дал его гра­фу Г.Г. Ор­ло­ву уже за че­ты­ре­ста ты­сяч руб­лей, по­жиз­нен­ную пен­сию в раз­ме­ре двух ты­сяч руб­лей и дво­рян­скую гра­мо­ту.


Гри­го­рий Ор­лов
Ан­дрей Ива­но­вич Чер­ный

Г.Г. Ор­лов в на­деж­де вер­нуть рас­по­ло­же­ние Ека­те­ри­ны II в день ее име­нин 24 но­яб­ря 1773 го­да (по ста­ро­му сти­лю) по­да­рил им­пе­ра­три­це дра­го­цен­ный брил­ли­ант. Князь фон Сольмс, прус­ский по­сол в Рос­сии, в 1773 го­ду до­но­сил сво­е­му им­пе­ра­то­ру о тор­же­ствах по слу­чаю празд­неств в честь име­нин Ека­те­ри­ны II: «Сре­ди по­дар­ков, пре­под­не­сен­ных ца­ри­це, мож­но бы­ло ви­деть и изу­ми­тель­ный по кра­со­те круп­ный ал­маз, по­да­рок гра­фа Гри­го­рия Ор­ло­ва».


Иван Петрович Аргунов Портрет Екатерины II


Госхран. Императорские драгоценности. 1923 г.

В 70-е годы прошлого века в Гохране появилась ювелирная лаборатория. В скучные 70-е, когда наши женщины носили штампованные «печатки», кольца с огромными искусственными булыжниками и такие же убогие серьги в виде ромбиков, квадратиков и «тюльпанов», здесь художники творили чудеса и создавали произведения искусства


ДИАДЕМА «РУССКАЯ КРАСАВИЦА» 1987 год
Платина, 1000 бриллиантов, 25 крупных каплевидных жемчужин


ДИАДЕМА «РУССКОЕ ПОЛЕ»
Золото, серебро, бриллианты, розы
Мастер В. Николаев. 70-е годы ХХ века


УКРАШЕНИЕ «Бриллиантовая роза»
Бриллианты, платина 10 х 15 см; 222, 11 г 1974 год
Художник В. Николаев Ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин

nikolayrahmanov.com;

russia.ru/NSMOLENTSEV/

http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post264041440/

Все, кто хоть когда-то интересовался знает об Алмазном фонде Кремля. Немногие галереи столицы вызывают такое восхищение и интерес.

Алмазный фонд Кремля является уникальным собранием искусства 18-20 веков. В его коллекции также представлены самородки потрясающих драгоценных металлов, примеры редчайших драгоценных камней. Каждый из предметов экспозиции представляет большой научный и художественный интерес, а также огромную материальную ценность.

Немного из истории музея

Коллекция фонда начала создаваться в восемнадцатом веке. Петр I, взяв пример с монархов Европы, издал указ, в котором говорилось, что сокровища, которые хранятся в царских покоях, собственностью русских царей не признаются, они принадлежат государству, являясь общенациональным достоянием. После «рентереи» Петра ценности хранились в выделенных для этого помещениях, а с 1839 г. - в Зимнем дворце (в Бриллиантовом кабинете). Ювелирные украшения и регалии царствующим особам выдавались только «для временного использования».

Желая роскошью затмить иностранных правителей, российские царицы и цари богатство своего двора старались увеличить. При Екатерине II и Елизавете были сделаны особенно крупные вклады.

После начала Первой мировой войны все ценности беспорядочно и спешно, без описи, вывезли из Петрограда. Их приняли в Московский Кремль (в где они в безвестности и пролежали около восьми лет.

После Октябрьской революции эрмитажная коллекция и сокровища Кремля чудом уцелели. В начале прошлого века ни одна страна не обладала подобным запасом драгоценностей, ювелирных украшений, как Россия.

Спустя пять лет стали работать комиссии по экспертизе и выявлению предметов ювелирного и прикладного искусства. Благодаря им была подтверждена уникальная художественная и историческая ценность прежнего Бриллиантового кабинета. Кроме того, комиссия отметила необходимость сохранения и изучения коллекции в неприкосновенности, включив ее в состав Государственного хранилища.

Несмотря на это, началась тотальная распродажа реликвий. Так, 1923 год стал самым драматичным во всей истории фонда. В то время из-за русских драгоценностей, появившихся на аукционах Лондона, Берлина, Амстердама и Антверпена, возник настоящий политический скандал. Далее, в 1925 г., в Доме Союзов было принято решение открыть выставку непроданных реликвий, возвращенных из-за границы, чтобы продемонстрировать их невредимыми и целыми, замять скандал, тем самым убедив мир в собственной платежеспособности.

На этом распродажи антиквариата и драгоценностей не закончились. С 1925-1936 гг. была продана основная часть произведений с уникальными самоцветами и бриллиантами. Данные шедевры останутся лишь на фотографиях, при этом уже никогда в Россию не вернутся.

В 1967 г. была открыта выставка Алмазного фонда. При этом каждому была интересна экскурсия в Кремль. Выставка вызвала невероятный интерес и продлевалась несколько раз, так и не став музеем. Неприкосновенная часть золотовалютного государственного запаса страны так и осталась подчинена министерству финансов.

В Алмазный фонд России запустить руку считал необходимым каждый вождь СССР. Хрущев едва ли не подарил шапку Мономаха одному из молодых развивающихся государств, а при Брежневе пропал один из орденов с бриллиантами. В 1989 г. с аукционов было продано огромное количество ценных икон.

Безусловно, поступали изделия и современных ювелиров, коллекции платиновых и золотых самородков, якутских алмазов. Но намного больше уникальных произведений ушло в музеи и частные коллекции разных государств. Неизвестно до сих пор местонахождение различных бесценных творений.

Алмазный фонд Кремля на сегодняшний день

В данный момент историческая часть коллекции составляет около семидесяти изделий. Главная часть экспозиции с 1967 г. пополнялась после открытия месторождений алмазов в Якутии, а также после принятого правительством решения отправлять камни весом более пятидесяти карат на хранение в Алмазный фонд Кремля.

Для посетителей музея просмотр экспозиции обычно начинается с витрины, в которой выставлены драгоценные минералы. В этом месте представлены крупные технические и ювелирные камни общим весом в десятки тысяч карат. Помимо бриллиантов, экскурсия в Алмазный фонд предполагает просмотр сапфиров, изумрудов и других драгоценностей, а также поделочных камней и уральских самоцветов. Экскурсии, которые ежедневно вливаются в залы беспрерывным потоком, останавливаются также у экспонатов «7 чудес Алмазного фонда». Сюда включен алмаз «Шах» (в 88,70 карат), который сохранил собственную природную форму, алмаз «Граф Орлов» (189,62 карата), ранее занимающий почетное место на скипетре императора, плоский уникальный алмаз, сапфир синего цвета (258,18 карат), а также самый крупный хризолит в мире.

Основной среди ценностей сокровищницы России считается по праву Большая императорская корона. Иеремия Позье, придворный ювелир, ее изготовил в 1762 году по заказу Екатерины II. Корона оформлена жемчугом и россыпью бриллиантов, но ее самой ценной частью считается огромный рубин (398,72 карат), входящий в число 7 уникальных камней фонда.

Многим гостям столицы крайне интересны Алмазный фонд по вполне понятным причинам стал одним из самых посещаемых.

Большая императорская корона

Это венец, созданный в 1762 году Экартом (ювелиром) и Иеремией Позье (бриллиантовых дел мастером) для Екатерины II. Мастер оправил 4936 бриллиантов в серебро, подчеркнув сверкание кружева из них двумя рядами матовых крупных жемчужин. Благородный рисунок короны прекрасен, при этом наполнен глубочайшим смыслом. Сетку полушарий снизу поддерживают лавровые ветви, которые являются символами славы и власти. А между полушариями в рисунке гирлянды помещены жёлуди и дубовые листья, символизирующие прочность и крепость власти. Также на короне очень редкий драгоценный камень насыщенного красного цвета. Это одно из важнейших произведений искусства, которые содержит Алмазный фонд Кремля.

Малая императорская корона

Она была создана в 1856 году ювелиром Зефтигеном для коронации Марии Александровны. Она сделана по подобию большой короны; по обеим ее сторонам решетки украшены четырехлистниками, бриллиантовый крест возвышается на дуге, при этом нижний край короны украшен 22 большими бриллиантами. Она привлекает внимание каждого, кто посетил Алмазный фонд Кремля (фото можно увидеть в этой статье).

Скипетр императорский

Он был изготовлен для Екатерины II в начале 1770-х годов. Использованные материалы: алмаз «Орлов», золото, бриллианты, эмаль, серебро.

Держава императорская

Была создана в 1762 году Г.-Ф. Экартом (придворным ювелиром) для Екатерины II. Материалы: золото, сапфир, бриллианты, серебро, алмаз. В начале семидесятых годов восемнадцатого века она была оформлена двумя камнями, которые изменили ее вид. Между полуобручем и бриллиантовым ажурным крестом в окружении бриллиантов был помещен огромный сапфир (200 каратов), а в месте соединения пояска с полуобручем оказался большой алмаз (46,92 карата), исключительно чистый, с легким синеватым отливом камень. Свой нынешний вид держава приобрела при Павле I. Под крестом оказался огромный сапфир, при этом крупный бриллиант поместили между бриллиантовых поясов.

Алмаз «Шах»

Это бриллиант из Индии в 88,7 карата. Совершенно прозрачный, немного буро-желтоватого оттенка камень. Бороздка на нём говорит о том, что носили его вместо талисмана. Хорошо просматриваются 3 имени его владельцев, выгравированные на нем, а также соответствующие даты.

«Рубин Цезаря»

Камень розовато-малинового сочного цвета, с которым прекрасно сочетаются зеленая эмаль с золотыми листочками, находящимися на раздвоенном стебельке, аккуратно покрытом черной и белой эмалью. Камень огранен виноградной гроздью.

Бриллиантовый знак со звездой ордена Андрея Первозванного

Первый по времени появления российский орден, который был до 1917 наивысшей наградой империи. Украшенные алмазами звезда с крестом стали высшим орденом, жалуемым по усмотрению Петра I.

Экскурсии в Алмазный фонд

Для желающих посмотреть экспозиции здесь ежедневно проводятся экскурсии, кроме праздничных дней и четверга. Работа осуществляется в форме сеансов. В Алмазный фонд Кремля билеты можно купить и иностранцам - индивидуальные экскурсии проводятся на разных языках.

Экспозиция будет интересна всем, вне зависимости от национальной принадлежности и возраста.