презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему. Тема Родины в лирике Есенина. презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему он помог мне разобраться в …

Тема Родины в лирике С.А.Есенина

  • Проблемный вопрос:
  • Как изменялась тема Родины в творчестве С.А. Есенина? С чем это связано?
  • Пути решения проблемного вопроса
  • Сопоставление стихотворений разных лет на уровне исторических событий , образов, своеобразия художественного мира поэта.
Какова же Родина в ранней лирике С.А.Есенина?
  • Какова же Родина в ранней лирике С.А.Есенина?
  • «Гой ты, Русь моя родная…»
  • Каков центральный образ стихотворения?
  • Почему Русь, а не Россия, Родина?
  • Какие реалистические детали изображены в стихотворении? Какую роль они играют?
  • - Какие строки стихотворения отражают его основную мысль?
  • Если крикнет рать святая:
  • «Кинь ты Русь, живи в раю!»
  • Я скажу: «Не надо рая,
  • Дайте родину мою».
«Край любимый! Сердцу снятся…»
  • Что необычного в любви, которую испытывает герой этого стихотворения?
  • С чем связано обилие религиозных образов?
  • Какие строки завершают стихотворение?
  • С каким чувством нераздельна радость приятия красоты родных мест?
Какой предстаёт перед нами Родина в ранних стихах Есенина?
  • В ранних стихах Есенина центральный образ богомольной, патриархальной Руси.
  • Родина – это рязанские поля, где мужики косили и сеяли хлеб, костёр зари, плеск волны, шелест тростника. Вся красота родного края отлилась в стихи. Поэт обожествляет природу, в этом скрытый духовный смысл. Именно здесь, в родных метах, счастлив он.
А если всё так хорошо, то зачем тогда покидать родной край? Судьба Есенина – вырваться из деревни и постоянно возвращаться в неё, тосковать о ней, о доме, о родных Изменяется ли с годами облик Родины для С.А.Есенина или он всё-таки остаётся неизменным? «Я покинул родимый дом…» - Каков центральный образ стихотворения? - Какие пейзажные образы помогают поэту сделать зрительно воспринимаемыми воспоминания о матери, родных местах? Каков заключительный образ стихотворения? Какую роль он играет? Изменилось ли отношение поэта к Родине? Докажите. «В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном» Да здравствует революция На земле и на небесах! Отражаются ли в поэзии новые черты, рождённые революционной действительностью? Как происходило постижение «коммуной вздыбленной Руси» Почему?
  • А за ним
  • По большой траве,
  • Как на празднике отчаянных гонок,
  • Тонкие ноги закидывая к голове,
  • Скачет красногривый жеребёнок.
  • Милый, милый, смешной дуралей,
  • Ну куда он, куда он гонится?
  • Неужель он не знает, что живых коней
  • Победила стальная конница?
«Русь Советская»
  • Поэт возвращается в родные места. Изменились ли они? Что чувствует Есенин?
  • Принимает ли поэт изменения, произошедшие на родине?
Приемлю всё. Как есть всё принимаю. Готов идти по выбитым следам. Каким показан герой стихотворения? Что он переживает в душе? Чего не может понять? Какую цель ставит перед собой герой? Какую Родину хочет воспеть поэт? Но и тогда, Когда во всей планете пройдёт вражда племён, Исчезнет ложь и грусть,- Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть Земли С названьем кратким «Русь» Становится ли шире взгляд поэта на Родину? Изменяется ли отношение Есенина к Родине? С годами шире становится взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной для Есенина была одна деревенька, то теперь он гражданин Страны Советов. Отношение Есенина к Родине неизменно: «Нет, любовь к Родине навсегда!» «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
  • Какова главная тема стихотворения?
  • Что чувствует поэт, созерцая красоту родной природы? Как относится к происходящему?
  • - Найдите строки, которые говорят о серьёзных изменениях, произошедших в жизни, во взглядах поэта
Всё равно стался я поэтом Золотой бревенчатой избы Сделаем вывод
  • Как изменялась тема Родины в творчестве С.А. Есенина? С чем это связано?
  • "Моя лирика жива одной большой любовью
  • - любовью к Родине"
Родина в изображении Есенина не была чем-то неизменным. С годами расширялся его взгляд на жизнь. Он стремился понять окружающую действительность. Постижение Родины было трудным и болезненным. Любовь к родному краю «мучила и жгла» поэта. Восхищение красотой родного края, изображение жизни народа, мечта о «мужицком рае», стремление постигнуть Русь Советскую, любовь в родному краю – такова эволюция темы Родины в лирике Есенина Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть Земли С названьем кратким «Русь» Какова Россия сегодня? А любим ли мы свою Родину? Как может проявляться любовь к родному краю?
  • Любите свой родной край!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема Родины в лирике Есенина. Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». С. Есенин

Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии её жизни и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать неповторимо-индивидуальный образ Родины. Для Есенина родной край, родина – это средняя Россия, село Константиново – это Русь деревенская с её традициями, сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие деревенского говора с красочным миром природы. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. С первых же стихов в поэзию Есенина входит тема родины. Сергей позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве»

Ещё в ранних, юношеских стихах автор предстаёт перед нами как пламенный патриот. Родина для Есенина – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали его надёжной стартовой площадкой, колыбелью его поэзии. В его душе нет ещё представления об отчизне как социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока ещё только в любви к родной природе. На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстаёт скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-жёлтый костёр осенней рощи, зеркальная гладь озёр. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Земная красота забрала в плен юное сердце поэта. Его лучшие ранние стихи пахнут весной, молодостью, полны очаровательного задора и веселья: «Темна ноченька, не спится, Выйду к речке на лужок. Распоясала зарница В пенных струях поясок. На бугре берёза-свечка В лунных перьях серебра. Выходи, моё сердечко, Слушать песни гусляра!» (1911г.)

Любовь к России - не просто чувство, но и жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Природа России у Есенина - это нечто одухотворенное, живое. «Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню.» Родина для поэта - это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем: «Пускай ты выпита другим, Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость.» Природа у Есенина - живое существо, наделенное одинаково беззащитной душой. Поэтому равно нежны его стихи и о женщинах, и о деревьях, и о животных.

Я вижу, как, “отражаясь, березы ломались в пруду”, как “ели, словно копья, уперлись в небо”. Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, “плакучие ивы”, “зеленоволосые красавицы березы”, “топи да болота”, “алый свет зари” -- во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразилась в его творчестве: «Край ты мой заброшенный. Край ты мой, пустырь, Сенокос нескошенный, Лес да монастырь.» Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине: «Холодной скорби не измерить. Ты на туманном берегу, Но не любить тебя, не верить Я научиться не могу.»

В начале 20-х годов Есенин совершает длительные зарубежные поездки. В результате он особенно остро почувствовал, чем является Родина для человека, и для русского человека, наверное, в особенности. Америку Есенин воспринял как безумный мир чистогана и духовной нищеты. И теперь он пытается по-другому увидеть оставленную им и проклинаемую новую Россию: «Теперь со многим я мирюсь Без принужденья, без утраты. Иною кажется мне Русь, Иными - кладбища и хаты.» Поэт пытается оправдать и принять новую большевистскую Россию: «Но Россия... вот это глыба... Лишь бы только Советская Власть!.. « Он хочет верить, что советская власть, социализм возвысят человека, что все делается во имя его и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли, наконец, "прояснился омут в сердце мглистом". "Учусь постигнуть в каждом шаге/ Коммуной вздыбленную Русь", - пишет поэт. Вспомним "Балладу о двадцати шести". Народ у автора - "и крестьянин, и пролетариат". У народа одна цель: "Коммунизм - знамя всех свобод". Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом - "Песня о великом походе", "Стансы", "Анна Снегина". Равнодушен я стал к лачугам. Мне теперь по душе иное... Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны.

Судьба родины, народа, особенно многомиллионной массы русского крестьянства в революционную бурную эпоху,- вот что волнует поэта, вот что главным образом определяет идейно-художественное своеобразие стихов и поэм, написанных им в 1917-1918 годах («Преображение»), «Инония», «Иорданская голубица» Здесь новый мир предстает либо в виде утопических картин мужицкого «рая» на земле, либо в виде романтического «града Инонии», «где живет божество живых» и господствует «революционная» вера: «Новый на кобыле Едет к миру Спас. Наша вера - в силе. Наша правда - в нас!» (1918)

Есенин был на Кавказе, где написал цикл лирических стихотворений. Пленительна красота восточной природы, ласков ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о Родине и здесь не покидают его. Они все время влекут его домой. Поэт вспоминает тоску бесконечных равнин, знакомую ему с юношеских лет, песню железных колес, вербы вдоль дорог, бесплодные поля и жалкие лачуги. Так возникает картина старой деревни, которая не радует взгляда, теперь она вызывает у поэта; горячее чувство протеста и жажду обновления Родины: «Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам, и тополям.» Сила и обаяние лирики Есенина в ее правдивости, искренности и Задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы, его русская душа и глубокая любовь к Родине


Тема Родины является основной в поэзии С.А.Есенина. Она присутствует не только в гражданской, но и в любовной, пейзажной и философской лирике поэта. Несомненно, благодаря этому его стихотворения стали уникальным явлением для поэзии Серебряного века. С.А.Есенин относился к «новокрестьянским поэтам». Для него Родина – это, прежде всего, Русь деревенская. «Поэт золотой бревенчатой избы» - именно так он называл себя.

«Гой ты, Русь, моя родная» - это стихотворение, посвященное теме любви к Родине. Лирический герой, как «захожий богомолец» любуется прекрасным пейзажем, красотой деревни – «Не видать конца и края, только синь сосет глаза». Стоит отметить, что синий цвет очень часто встречается в стихотворениях поэта – он обозначает нечто божественное, небесное.

Для С.А.Есенина Родина лучше рая («Не надо рая, дайте Родину мою!»).

Стихотворение «Шаганэ, ты моя, Шаганэ» - пример того, как любовная лирика соединяется с лирикой патриотической. Лирический герой говорит о любви к девушке – Шаганэ. Однако он вспоминает о Родине, рассказывает о ней возлюбленной («Я готов рассказать тебе поле»). Он скучает по родным местам, воспоминания навевают тоску и грусть («Дорогая, шути, улыбайся, не буди только память во мне»). Так, в данном стихотворении тема Родины раскрывается по-новому – к ней добавляется тема любви и тема разлуки с Родиной.

Постепенно тема разлуки сменяется темой возвращения в родные места, например, в поэме «Русь Советская» и в стихотворении «Я иду долиной. На затылке кепи». Несмотря на то, что произведения имеют общий мотив, их настроения разные. В поэме лирический герой возвращается в свою деревню и понимает, что здесь он чужой. Теперь наступила новая эпоха, в которой ему нет места, он не чувствует связи с народом, с родными местами («Сам я тоже здесь не нужен»). Напротив, стихотворение «Я иду долиной. На затылке кепи» наполнено оптимизмом. Лирический герой «меняет» перо на косу. Он возвращается к истокам, подлинным ценностям, чувствует себя на своем месте.

Таким образом, стихотворения о Родине С.А.Есенина наполнены бесконечной любовью. Даже в разлуке, даже чувствуя себя чужим в родной деревне, он не перестает любить ее. Для него Родина – это деревня, со своими традициями и правилами, это природа – поля и леса, это простой народ. Тема Родины раскрывается у Есенина по-особому, благодаря чему его поэзия самобытна и уникальна.

Тема Родины в лирике Сергея Есенина

Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями, в которых живет поэт, его гражданской позицией, творческими идеалами. Сергей Александрович Есенин родился под Рязанью, в старинном приокском селе Константинове. Здесь прошли его детство и юность, здесь он написал свои первые стихи. Мир народнопоэтических образов окружал его с первых дней жизни. Поэтому у Есенина с Родиной прежде всего ассоциировалась деревенская, крестьянская Россия. «Моя лирика, - говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве».

Тема Родины звучит в самых ранних стихотворениях С. Есенина. В 1912 году Есенин приезжает в Москву, а в 1916-м выходит его первый сборник «Радуница». За эти четыре года Есенин утверждается как поэт крестьянской культуры. Молодой Есенин проповедует христианство в своей поэзии, хотя в его стихах мы можем найти элементы язычества и пантеизма. Земная Русь в лирике Есенина периода «Радуницы» мифологизируется, она становится воплощением рая на земле. Картина рая создается при помощи библейских образов, с которыми ассоциируются детали крестьянского быта и русской природы:

Гей ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Между сосен, между елок,

Меж берез кудрявых бус,

Под венком, в кольце иголок,

Мне мерещится Исус.

Он зовет меня в дубровы,

Как во царствие небес…

В елях - крылья херувима,

А под пеньком - голодный Спас.

Ивы - кроткие монашки.

Для ранней поэзии Есенина характерна гармония в его стихах нет тех противоречий, душевных надрывов раздвоения лирического героям, которые появятся позже в его лирике. В ранних стихах Есенин является выразителем народного миропонимания, которому присуща органическая связь человека с природой и с мирозданием вообще.

В новом сборнике стихов, названном «Голубень» и вышедшем в 1918 году, Есенин продолжает развивать мотивы ранней лирики. Православное восприятие Есениным Родины как духовного отечества мы видим в стихотворении «Запели писаные дроги…». В этом стихотворении вся Русь вырастает в образ храма, вся она становится воплощением Божьего мира:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В стихотворении мы ощущаем полное единение лирического героя с Родиной, что было для Есенина подсознательным

Чувством, безотчетной потребностью, которая не поддается разуму и не управляется самим человеком:

Но не любить тебя, не верить

Я научиться не могу.

В этот же период в лирике Есенина появляются и другие мотивы, связанные с Родиной. В стихотворениях «Край ты мой заброшенный…», «Сторона ль моя, сторонка», «О край дождей и непогоды…» Русь предстает печальная, серая, тоскливая:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Однако Есенин любит Россию и такой. Есенин чувствует наступающие перемены, он верит в будущие, события, которые разбудят дремлющую Русь. И вот произошло то, что с нетерпением ждали многие русские поэты и писатели, - свершилась революция.

Есенин с огромным воодушевлением принял революцию. Революция для Есенина стала воплощением христианской идеи преображения, очищения. Он создал целый ряд стихотворений и поэм, в которых приветствовал Октябрь как величайшее обновление мира («Пришествие», «Преображение», «Инония», «Иорданская голубица»). (Революция, по представлениям Есенина, должна была стать в том смысле обновлением жизни, что она вернёт человека вновь к природе, а поэзию - к народно-метафорическому миропониманию. Такое понимание революции выражено в стихотворении «О Русь, взмахни крылами…»:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными племенами

Встает иная степь.

По золотой долине,

Меж телок и коров,

Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов…

Конкретные идеалы социалистической революции, а затем и практика социалистического строительства 20-х годов оказались, однако, весьма мало похожими на есенинские поэтические представления о революции и социализме. Социалистическая практика оказалась не возвратом к народно-крестьянскому миропониманию, а угрозой для него, разрушением дорогого Есенину «мира таинственного, мира древнего».

Мир таинственный, мир мой древний,

Ты, как ветер, затих и присел,

Вот сдавили за шею деревню

Каменистые руки шоссе

Напишет Есенин в 1920 году

И тогда Есенин решает собственными силами и силами небольшого кружка единомышленников-поэтов противостоять этому процессу разрушения, культивируя в своих стихах народно-крестьянское миросозерцание. Так возникает Есенин-имажинист, член небольшой группы, в которую, кроме него, входили поэты Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, а также художники Б. Эрдман, Г. Якутов. В поэзии Есенина появляются сложные, метафорические образы, неожиданные сравнения: «Лижет теленок горбатый Вечера красный подол», «По пруду лебедем красным Плавает тихий закат и т. д.

Однако скоро Есенин разочаровывается в имажинизме. Есенин не приемлет наднациональности имажинистской поэзии. «У собратьев моих, - замечает Есенин, - нет чувства родины». Хотя Есенин противопоставляет свою поэзию идеологии имажинизма, в создании образных рядов, насыщенных яркими, неожиданными тропами, он остается имажинистом.

В 1920 году Есенин создает стихотворение «Я последний поэт деревни…». Это стихотворение - плач, панихида по уходящей Руси, погибающей крестьянской культуре. Как и в ранних стихах, посвященных Родине, здесь Россия - храм:

За прощальной стою обедней

Кадящих листвою берез.

Герой переживает близкую гибель этого храма словно свою собственную. В стихотворении крестьянской культуре противостоит пролетарская, городская. Новую, железную, бездуховную культуру символизирует образ-метонимия трактора - «железный гость». В этом стихотворении чувствуется тема неизбежной судьбы, с которой лирический герой не борется, а смиряется.

Судьба как предначертанный свыше путь, как данное стране, и лирическому герою испытание - эта тема нашла, свое выражение и в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…».

В 1922-1923 годах Есенин создает драматическую оперу «Страна негодяев», которая свидетельствует о том, что Есенин встал в оппозицию по отношению к советской власти. В сборнике «Москва кабацкая», встав на сторону отверженного, униженного крестьянства, Есенин выразил протест против политики советской власти.

Цикл «Персидские мотивы», написанный в 1924-1925 годах, свидетельствует о желании Есенина преодолеть духовный кризис, успокоиться, очиститься от всех негативных эмоций. Работая над «Персидскими мотивами», Есенин ещё раз убеждается, что любовь к Родине для него самое главное чувство. Тегеранская экзотика только обостряет любовь лирического героя к северной Родине. Тема Родины в цикле переплетается с темой любви. В стихотворений «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», написанном в жанре послания, не тема любви, а тема Родины оказывается основной. В стихотворении вся эмоциональная нагрузка ложится на образ девушки с севера. Шаганэ для лирического героя лишь символ счастья, надежда на успокоение. В «Персидских мотивах» мы чувствуем неразрывную связь между душой лирического героя и его Родиной. В чужом прекрасном мире поэт не находит ничего ценнее, чем свое чувство к Родине. Есенин понимает, что он любит Россию любую, и он говорит о своей вере в будущее России.

Стихотворения последних лет жизни Есенина, посвященные Родине, наполнены трагическим пафосом. Если лирический герой первых сборников Есенина был гармонично слит с природой родной деревни, олицетворял духовную культуру крестьянина, (то теперь в стихотворения о Родине вошел мотив одиночества, отверженности, ненужности.

В стихотворении «Русь советская» Есенин пишет о Родине, пострадавшей от «урагана» (то есть от революции), и о переменах, происшедших в ней. Изменилась родная деревня в худшую сторону, изменились сами крестьяне, новое поколение крестьян поет совсем другие песни, читает и любит других поэтов, у них надкрестьянское, непатриотическое мышление («Уж не село, а вся земля им мать»). Есенинский лирический герой оказывается одиноким, никому не нужным в родном селе.

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен, -

Восклицает поэт

Однако стихотворение заканчивается очень противоречиво:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов пойти по выбитым следам.

Отдам всю душу Октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Творчество и душа впервые в лирике Есенина противостоят друг другу. Есенин принимает все новое, что принесла с собой революция, но разумом, а не сердцем, поэтому он не хочет воспевать постреволюционную Россию. У Есенина до конца его жизни осталось восприятие Родины не как Советской России, а как Руси.

В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…» лирический герой, словно превозмогая себя, пытается полюбить новую деревню, новую Россию:

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Однако за искренним желанием увидеть в новой, стальной России гуманное, цивилизованное начало мы видим драму лирического героя Есенина:

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь…

Есенин понимает, что мир социалистической деревни для него чужой.

Таким образом, стихотворения, написанные на тему Родины, отражают основные идеи творчества Есенина, его миропонимание в. целом. Есенин не сомневается в законности и необходимости перемен в жизни России. Но сам он кровно привязан к старой Руси, он остался до конца с крестьянско-деревенским миром, его эстетикой. Ведь именно в этой эстетике находятся корни его собственной поэзии, она определяет и тему Родины в его стихах.



Презентация по литературе Тема Родины в лирике Сергея Есенина

Подготовила ученица 11 класса

Чемерило Светлана

Учитель Макарова Т.Е.



Окрестности села Константиново

Милые берёзовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

С.Есенин

Побережье Оки

На земле милее. Полно плавать в небо.

Как ты любишь долы, так бы труд любил.

Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?

Размахнись косою, покажи свой пыл.

С.Есенин

Константиновский пруд

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

С.Есенин

Осень в селе Константиново

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

С.Есенин

Утро на Оке

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

С.Есенин

Зима в селе Константиново


Дом Сергея Есенина


До наших дней сохранился родительский дом поэта. В глубине есенинского сада – избушка- времянка. Недалеко от избушки среди вишен – амбар. В котором поэт писал многие свои стихи.

Спас- Клепиковская второклассная учительская школа

К 90-летию со дня рождения С. А. Есенина отреставрирована второклассная учительская школа, где поэт учился с 1909 по 1912 год, воссоздана обстановка учёбы и быта учащихся и учителей. Здесь он получил звание «учителя грамоты». Сам поэт относил начало сознательного творчества именно к этому периоду своей жизни.




Усадьба Л.И. Кашиной в селе Константиново

Это бывший дом помещицы Кашиной Л. И., послужившей прототипом героини поэмы «Анна Снегина». Сергей не раз приходил сюда, с волнением переступая порог «дома с мезонином». Осенью 1969 года здесь был открыт музей, экспозиция которого рассказывает о творческой биографии поэта.

Памятник Есенину в Константиново

До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей,- В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.