«Преподаватель высшей школы». Программа профессиональной переподготовки. Программы профессиональной подготовки на фпо мгу Преимущества дистанционных курсов профессиональной переподготовки в снта

Несомненно, в любом образовательном процессе ключевой фигурой является педагог. Именно педагогу принадлежит ведущая роль в становлении профессиональных качеств и развитии личности студента. Поэтому в современных условиях, в связи с известными изменениями в Российской высшей школе, к преподавателям предъявлены особые высокие требования. Деятельность преподавателя вуза мы видим во взаимодействии педагога и студента на высоком уровне межличностных отношений, которые направлены на личностный рост обоих участников данного процесса.

Преподаватель современного вуза – это не только специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями, но и учитель способный на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные педагогические задачи. Однако задачи не могут быть решены только средствами педагогики или методики преподавания конкретных дисциплин. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович отмечают, «что для преподавателя высшей школы характерно сочетание педагогической и научной деятельности. «Гармоническое сочетание научной и педагогической работы в деятельности преподавателя способствует успеху преподавания, повышению в нем творчества. Участие преподавателя в научно-исследовательской работе повышает эффективность его преподавательской деятельности, способствует его росту как ученого, усиливает его творческий потенциал» .

Только совмещение педагогической и научно-исследовательской работы способно наиболее полно

раскрыть профессиональное мастерство и талант преподавателя вуза. Исследовательская работа наполняет внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень занятий. В то же время педагогическая работа способствует глубокому обобщению и систематизации материала, более тщательному формулированию основных идей и выводов, к постановке уточняющих вопросов и даже порождению новых гипотез.

Профессионализм педагога высшей школы заключается в эффективной реализации системы профессиональных знаний и умений:

Специальных (знание теории своей науки и практические умения применять их в практике преподавания);

Психолого-педагогических (знаний психологических и дидактичных основ преподавания избранной дисциплины, знание и учет психологических особенностей студентов и собственных личностных черт, закономерностей восприятия студентами содержания);

Методических (обладание методами, приемами и средствами донесения научной информации студентам).

Организационных (обладание умениями осуществлять оптимальную организацию собственной деятельности и руководить деятельностью студентов).

Методическую работу, как составляющую профессиональной деятельности педагога в высшей школе, мы считаем важным фактором в управлении образовательным процессом. Поскольку хорошая организация и эффективность методической работы может существенно влиять на качество и конечные результаты обучения.

Н.В. Немова определяет методическую работу как «деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса» .

Методическая работа – «специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя» (В.П. Симонов) .

В.И. Дружинин определяет методическую работу как «систему взаимодействующих структур, участников, условий и процессов, а также направлений, принципов, функций, форм, приемов, методов, мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства, компетентности и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, и в конечном итоге – на повышение качества образования в конкретном учреждении» .

Главная цель каждого преподавателя высшей школы как методиста – создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса, образованности и компетентности выпускников.

Преподаватель должен обладать основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе такими, как структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач.

Методическая работа преподавателя высшей школы неразрывно связана с исследовательской, то есть научной деятельностью.

Научная деятельность – это интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем. Научная деятельность носит целесообразный характер, т.е. всегда имеет целевую направленность. Она протекает в системе определенных социальных отношений и условий и ориентирована на достижение практически значимого результата. Ключевой ее особенностью является присущий ей интеллектуальный характер.

Учитывая специфику научной деятельности преподавателя высшей школы, его саморазвитие в научной деятельности основывается на особенности развития современной науки (тенденции к интеграции и дифференциации, к усилению роли науки в обществе); научном творчестве преподавателя высшей школы, которое направлено на подготовку новых исследователей; преобладании научной направленности в профессиональной деятельности преподавателя, высокой научной продуктивности; интенсивной постоянной умственной познавательной деятельности, которая дарит вузовскому ученому творческое долголетие; конструктивных и гностических компонентах в структуре научной деятельности преподавателя, а в структуре его личности на недискурсивном эвристическом мышлении, целостности интеллекта и длительной сохранности интеллектуальных функций; профессионализме преподавателя в области научных исследований; проектировочной деятельности вузовских преподавателей, которая направлена на организацию не только своей научной работы, но и научной деятельности обучающихся, что помогает преподавателю перспективно планировать коллективные исследования, предвидеть их результаты.

Научно-исследовательская работа преподавателя высшей школы может включать: подготовку и защиту преподавателем диссертации; написание монографий, учебников; патентование научных работ; подготовку докладов на научные мероприятия; научных статей; научное редактирование учебных пособий, монографий, научных статей; написание отзывов на авторские заявки на изобретение; участие в НИР кафедры, запланированных научных программах и конкурсах; участие в научных проектах совместно с другими научно-исследовательскими организациями и учреждениями; подготовку творческих материалов; подготовку проектов для участия в конкурсах, тендерах и др.

Результаты научно-исследовательской работы, в том числе проведенные теоретические и экспериментальные исследования, являются основой для преподавания дисциплин и учебно-методической работы в областях профессиональной деятельности преподавателей высшей школы.

Таким образом, преподаватель высшей школы – это педагог, методист, ученый, исследователь. Содержание профессиональной педагогической деятельности преподавателя высшей школы включает педагогическую, научно-исследовательскую, методическую, управленческую, воспитательную, деятельности. Для преподавателя высшей школы характерно сочетание педагогической и научно- исследовательской деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность преподавателя высшей школы требует постоянного самосовершенствования, т.е. повышения профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с современными требованиями и личной программой развития.

Список литературы

1. Дружинин, В.И. Методическая работа в образовательном учреждении. – Курган: ИРОСТ, 2011.- 138с.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учебное пособие для вузов. – Минск: Изд-во БГУ, 1981. - 383с.

3. Немова,Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В. Немова- М.: Сентябрь, 1999.- 176с.

4. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: учебное пособие / В.П.Симонов. – М.: Педагогическое общество России, 1999.-427с.

5. Федеральный закон Российской Федерации №127-ФЗ от 13 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике»

6. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учебное пособие для вузов / Ю.Г. Фокин. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с.

Описание курса:

Приглашаем учителей, преподавателей и других педагогических работников, желающих получить новые компетенции, и других заинтересованных лиц освоить новую специальность «Педагог высшей школы».

Под высшей школой в узком смысле понимаются учебные заведения, реализующие программы высшего образования. Согласно федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ к ним относятся программы подготовки бакалавров, специалистов, магистров, а также подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре, адъюнктуре, интернатуре, ординатуре и ассистентуре-стажировке. Её задачей является подготовка квалифицированных кадров для всех отраслей экономики, научной и технической деятельности и сферы культуры.

Высшее образование представляет собой передачу обучающимся основанных на последних научных, технических и культурных достижениях систематизированных знаний и навыков практической работы, которые в будущем должны позволить им решать возложенные на них задачи на высоком профессиональном уровне. Оно также способствует формированию активной и свободной личности, являясь таким образом одним из важнейших каналов общественного развития. Основу подготовки в высшей школе составляют образовательные стандарты соответствующего уровня обучения.

Специализированная подготовка преподавателей для работы в высших учебных заведениях предполагает формирование у них компетенций по методическому обоснованию и реализации всех видов учебной, научной и воспитательной работы, использование средств педагогического мастерства для мобилизации самостоятельной работы студентов, развитие у обучающихся устойчивых навыков обучения, исследовательской работы и творческого мышления. Кроме непосредственной реализации образовательных программ педагоги высшей школы должны способствовать созданию новых знаний, развитию наук и искусств, повышению квалификации, переподготовке и дополнительной подготовке специалистов.

Согласно профстандарту, утвержденному приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н, и квалификационным характеристикам, преподавателю образовательной организации высшего образования необходимо иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых им дисциплин. При отсутствии педагогического образования ему желательно пройти профессиональную переподготовку в области педагогики.

Содержание образовательной программы профессиональной переподготовки для педагогов высшей школы

Программа профессиональной переподготовки для педагогов высшей школы соответствует квалификационным требованиям и учитывает требования образовательных стандартов высшего образования по педагогике.

Содержание курса включает изучение теоретических основ педагогики и психологии высшей школы, педагогического мастерства и технологий профессионально-ориентированного обучения, регламентирующих деятельность нормативно-правовых актов, получение навыков разработки и проведения теоретических и практических занятий, применения информационных технологий для научной, педагогической и воспитательной работы, разбор типовых ошибок и решение возникающих проблем.

Преимущества дистанционных курсов профессиональной переподготовки в СНТА

Курс профессиональной переподготовки для педагогов высшей школы проводится дистанционно. Жители любого региона России могут пройти его без посещения академии, достаточно только компьютера и выхода в сеть Интернет.

Дистанционные технологии позволяют применить индивидуальный подход к каждому обучающемуся, дополнить курс специальными дисциплинами с учетом его профессиональных потребностей и требуемого объема учебных часов. За счет возможности успешно совмещать обучение и основную работу, он может оперативно применять новые компетенции в практической деятельности.

Обучение возможно в удобном для слушателя режиме. Доступ к учебным и методическим материалам предоставлен круглосуточно на образовательном портале академии. В случае необходимости могут быть проведены консультации ведущих специалистов посредством видеоконференций. Промежуточные и контрольные тестирования проводятся в режиме онлайн, а диплом высылается на дом курьерской службой.

Акции:

Полуаемые документы:

Важно! В дипломе не указывается форма обучения (очная/заочная).

Условия поступления:

Обучение по направлению «Педагог высшей школы» дает возможность получить диплом о переподготовке. Также для отдельных направлений и специальностей предусмотрена выдача дополнительных документов, если их требуют ведомственные нормативно-правовые акты: сертификаты, книжки и т.д.

Для того чтобы стать студентом академии, необходимо соответствовать нескольким требованиям и выполнить некоторые действия:

  • Иметь диплом о среднем профессиональном или высшем образовании по специальности
  • Подайте заявку на обучение по программе профессиональной переподготовки или повышения квалификации по направлению «Педагог высшей школы» в электронном формате:
    - по электронной почте,
    - по форме обратной связи на сайте,
    - или позвоните по бесплатному круглосуточному телефону;
  • Предоставить документы, подтверждающие личность и имеющийся уровень образования;
  • После подписания договора пройдите курс обучения в дистанционном форме;
  • Пройдите итоговое тестирование, и получите диплом о прохождении переподготовки или удостоверение о повышении квалификации по программе «Педагог высшей школы».

Санкт-Петербургский государственный университет приглашает на обучение на дополнительную образовательную программу профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы". По окончании выдается диплом о переподготовке установленного образца Санкт-Петербургского государственного университета.

Обучение осуществляется на платной (договорной) основе. Стоимость обучения в 2018/2019 уч.г. составляет: 51 500 руб. (срок обучения 6 месяцев). Общая трудоемкость 504 часов, из них 152 часов контактной работы. Занятия проводятся с применением дистанционных образовательных технологий.
График обучения: одна неделя в месяц (будние дни - 18:30 – 21:40. и суббота - 10:00 – 17:15.).

Изучаемые дисциплины:

  • Психология развития и саморазвития студента
  • Психология обучения в высшей школе
  • Психология педагогического общения
  • Психология интеллекта и креативности
  • Дидактика высшей школы
  • История высшего образования в России и за рубежом
  • Психология социализации и социальной адаптации студента
  • Нормативно–правовые основы деятельности преподавателя в образовательной организации высшего образования.
  • Методика преподавания в высшей школе
  • Информационные технологии в высшей школе
  • Мировые тенденции развития высшего образования

Программа предусматривает подготовку и защиту итоговой аттестационной работы по проблемам высшей школы и организации образовательного процесса в высшей школе.

Научный руководитель программы : Бордовская Нина Валентиновна , заведующая кафедрой психологии и педагогики личностного и профессионального развития, профессор, доктор педагогических наук, академик РАО.

Куратор программы : Борисова Елена Александровна, специалист по учебно-методической работе Центра дополнительных образовательных программ. E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Для записи на программу необходимо заполнить регистрационную форму,
и мы свяжемся с Вами как можно скорее.

Ваша фамилия*:

Укажите, пожалуйста, Вашу фамилию.

Ваше имя*:

Введите, пожалуйста, имя, по которому мы могли бы обратиться к Вам.

Ваше отчество:
Страна, город*:

Введите, пожалуйста, Ваш город.

Организация*:

Целевая аудитория: преподаватели высших учебных заведений, реализующие программы высшего образования в соответствии с ФГОС ВО.

Профессиональная переподготовка по программе «Педагогика и психология высшего образования» (520 часов) предоставляет возможность освоить компетенции преподавателя высшей школы и получить диплом установленного образца с присвоением квалификации «преподаватель высшей школы», необходимые для осуществления педагогической деятельности в образовательных организациях.
В соответствии с действующим законодательством, профессиональная переподготовка необходима тем, кто занимает в ОО должность, не соответствующую специальности, указанной в дипломе. Кроме того, профессиональная переподготовка с присвоением квалификации «преподаватель высшей школы» будет полезна всем, кто имеет диплом о профессиональной переподготовке, дающий право на ведение нового вида деятельности в сфере образования, и желает иметь квалификацию «преподаватель высшей школы» с целью повышения своей конкурентоспособности на рынке труда.
Профессиональная переподготовка по программе «Педагогика и психология высшего образования» (520 часов) адресована:

  • Преподавателям высших учебных заведений, не имеющим соответствующей квалификации.
Выдаваемый документ: Диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации.
  • Раздел 1. Педагогика
    • Педагогика как наука
    • Развитие и формирование личности
    • Проблема содержания образования в педагогическом процессе
    • Инновации в образовании
    • Системно-деятельностный подход в образовании
    • Воспитание в педагогическом процессе
    • Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания
  • Раздел 2. Психология профессионального образования
    • Психология профессионального образования: общая характеристика
    • Возрастное и профессиональное становление личности
    • Психолого-педагогические основы профессионального образования
    • Психология профессионального обучения, воспитания и развития
    • Психология деятельности и личности педагога профессиональной школы
  • Раздел 3. Психодидактика
    • Психодидактика и образовательная практика
    • Классификация методов исследования, применяемых в психодидактике и образовательной практике
    • Обучение и когнитивное развитие личности с учетом генотипических и средовых особенностей
    • Диагностика креативности личности
    • Современные концепции образования в условиях введения ФГОС: типы, виды обучения, технологии
    • ФГОС ОО: технологии развивающего обучения
    • Инновации в образовании: экспериментальные модели и практическая реализация
    • Самостоятельная работа слушателей
  • Раздел 4. Методология педагогической деятельности
    • Образование как явление и процесс
    • Объект, предмет и задачи педагогической науки. Категориальный аппарат педагогики
    • Научное исследование в педагогике
    • Педагогика в системе наук о человеке
    • Методологическая культура педагога
    • Самостоятельная работа слушателей
  • Раздел 5. Организационные основы профессионального образования
    • Понятие управления в образовании
    • Гуманитарные методы управления в образовательном процессе
    • Государственно-общественная система управления образованием
    • Функции педагогического управления
    • Программно-целевой подход в управлении образовательным процессом
    • Системный подход в образовании
    • Образовательная организация как педагогическая система и объект управления
    • Студенческий коллектив как объект педагогического управления. Студенческое самоуправление
    • Педагогический коллектив с позиций управления
    • Управленческая культура педагога и руководителя
    • Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами
    • Повышение квалификации и аттестация педагогических работников: требования ФГОС
    • Самостоятельная работа слушателей
  • Раздел 6. Психолого-педагогическая диагностика
    • Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики как науки
    • Классификация методов психолого-педагогической диагностики
    • Психометрические требования к диагностическим методикам
    • Визуализация данных и выводов психолого-педагогического исследования
    • Психолого-педагогическая диагностика личности
    • Психолого-педагогическая диагностика познавательной и эмоционально-волевой сферы
    • Психолого-педагогическая диагностика межличностных отношений и способностей к общению
    • Самостоятельная работа слушателей
  • Раздел 7. ФГОС высшего образования: проектирование и организация учебного процесса
    • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО; ФГОС 3+ и ФГОС 3++)
      • Занятие 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО; ФГОС 3+ и ФГОС 3++).
      • Занятие 2. Стандарт профессиональной деятельности «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
    • Специфика работы куратора группы (курса) обучающихся по программам высшего образования
      • Занятие 1. Кураторство как вид профессионально-педагогической деятельности преподавателя.
      • Занятие 2. Нормативное и методическое обеспечение трудовых действий куратора в деятельности профессорско-преподавательского персонала организаций высшего образования.
      • Занятие 3. Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии.
    • Проектирование учебного процесса в соответствии с ФГОС
      • Занятие 1. Основная образовательная программа высшего образования: модернизация на основе сопряжения ФГОС ВО с профессиональными стандартами.
      • Занятие 2. Особенности учёта требований ФГОС ВО как нормативного документа при разработке дополнительных профессиональных программ.
      • Занятие 3. Студенческий коллектив как объект педагогического управления. Студенческое самоуправление.
      • Занятие 4. Работа с одаренными студентами: индивидуальный образовательный маршрут, НИРС, выставки, конкурсы.
    • Организация учебного процесса в системе профессионального образования
      • Занятие 1. Организация учебного процесса в системе высшего профессионального образования.
      • Занятие 2. Система внеаудиторной работы по формированию профессионально значимых компетенций студентов.
      • Занятие 3. Организация студенческой научно-исследовательской деятельности с применением информационных технологий.
    • Самостоятельная работа слушателей
      • Занятие 1. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения.
  • Раздел 8. Инновационные модели и технологии в профессиональном образовании
    • Теоретические основы инновационных процессов в профессиональном образовании
    • Инновационные технологии в профессиональном образовании
    • Инновационные образовательные проекты, критерии оценки их эффективности
    • Классификация педагогических технологий в профессиональном образовании
    • Моделирование инновационных процессов в профессиональном образовании
    • Особенности становления и развития инновационных образовательных систем
    • Реализация инновационных технологий в образовательной практике профессиональной школы
    • Самостоятельная работа слушателей
  • Раздел 9. Управление конфликтами
    • Методы диагностики конфликтных ситуаций в ОО
    • Конфликты в ОО: модели решения ситуативных задач
    • Воспитание толерантной личности в образовательной организации
    • Разрешение конфликта в ОО: модели, принципы, способы и методы
    • Самостоятельная работа слушателей
  • Раздел 10. Правовые нормы педагогической деятельности
    • Правовые аспекты государственной политики в области образования
    • Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования
    • Правовое регулирование имущественных отношений в системе образования
    • Правовое регулирование управленческих отношений
    • Понятие и особенности правового регулирования деятельности образовательного учреждения
    • Самостоятельная работа слушателей
  • Раздел 11. Информационные технологии
    • Введение в информационные технологии и их эволюция
    • Аппаратная платформа и программное обеспечение информационных технологий
    • Основные возможности обработки информации в текстовом процессоре MS Word
    • Расширенные возможности обработки информации в текстовом процессоре MS Word
    • Обработка и форматирование информации в текстовом процессоре МS Excel
    • Анализ информации в текстовом процессоре MS EXCEL
    • Создание презентаций с помощью программы MS PowerPoint
    • Сетевые технологии обработки информации. Интернет
    • Самостоятельная работа слушателей
  • Раздел 12. Практикум по решению профессиональных задач
    • Профессиональная задача в образовательном процессе. Виды и типы профессиональных задач
    • Психолого-педагогическое взаимодействие как составная часть решения педагогических задач
    • Психолого-педагогическая диагностика как составная часть решения педагогических задач
    • Технология педагогической поддержки детей разного возраста как условие успешности решения профессиональных задач
    • Проектирование профессионального саморазвития и самообразования педагога
    • Прогнозирование и проектирование образовательного процесса. Организация образовательной среды для решения педагогической задачи
    • Профессиональные деформации личности и психотехнологии их преодоления
  • Раздел 13. Инклюзивное образование в вузе
    • Организационно-методические аспекты использования дистанционных образовательных технологий в практике инклюзивного образования высших учебных заведений
      • Занятие 1. Организационно-методические аспекты использования дистанционных образовательных технологий в практике инклюзивного образования высших учебных заведений
    • Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного высшего образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
      • Занятие 1. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного высшего образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
      • Занятие 2. Общие и специфические особенности образовательного процесса для обучающихся с различными патологиями при реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования
    • Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования
      • Занятие 1. Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования
    • Самостоятельная работа слушателей
      • Занятие 1. Стратегии, формы и методы реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, осваивающих основные профессиональные образовательные программы в соответствии с ФГОС
      • Занятие 2. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС высшего образования)