Когда совершают намаз ад-духа? Запретные времена для чтения намаза

ЗАПРЕЩЁННЫЕ ВРЕМЕНА

1)Восход солнца, 2) заход солнца, 3) зенит.

В «Сахихе» Муслима передали хадис:

‘Укба ибн ‘Амир (радиаллаху ‘анху) говорит: «Расулюллах (салляллаху

солнца, пока оно не поднимется над горизонтом полностью, во время

зенита, пока солнце не начнет клониться к закату, и во время захода

солнца, пока оно не зайдет полностью». (Муслим т.1, стр.276, «Булугуль

марам» стр. 13).

хадиса(«хоронить своих мёртвых») единодушно

понимается намаз джаназа, иначе во всех вышеуказанных периодах никто

не запрещает хоронить мёртвых. Совершать сажда тилават тоже не

разрешается, потому что оно входит в значение намаза1.

Конечно же, ‘аср намаз текущего дня разрешается читать во время

той причине, что время фаджр намаза заканчивается, как только солнце

начинает подниматься, а время ‘аср намаза, когда солнце начинает

садиться, не заканчивается, пока оно полностью не зайдет. Нет сомнения,

что во время захода солнца время ‘аср намаза становится неполноценным

и совершение какого-то ваджиба зависит от времени, потому что ваджиб,

совершенный в неполноценное время, также становится неполноценным.

И выполнение его тоже становится неполноценным. В случае фаджра

перед восходом солнца время фаджра является полноценным, поэтому

совершение фаджра в это время является полноценным, и сразу, после

того как солнце начинает подниматься, время фаджра истекает, по этой

причине совершенный ваджиб совершать неполноценным образом не

разрешается.

«Если кто-нибудь из вас успеет совершить хоть одно сажда ‘аср намаза

до захода солнца, пусть доводит этот намаз до конца2». (Бухари т.1,

ПОСЛЕ ФАДЖР И ‘АСР НАМАЗА

После фаджра до восхода солнца и после ‘асра до захода солнца не

Абу Са‘ид Худри (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Нет намаза после утреннего

намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра,

пока солнце полностью не зайдет». (Бухари т.1, стр.82, Муслим т.1,

‘Умар ибн Хаттаб, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас и Абу Хурайра (радиаллаху

‘анхум) также передали хадисы о запрещении совершения намаза в

данное время. (Бухари т.1, стр.82, Муслим т.1, стр.275).

В другом хадисе сказано:

Муавия (радиаллаху ‘анху) (обращаясь к людям) сказал: «Вы совершаете

сейчас намаз, а мы сопровождали Посланника Аллаха (салляллаху

‘алейхи уа саллям), но никогда не видели, чтобы он читал намаз в это

время, т.е. два рака‘ата после ‘аср намаза». (Бухари т.1, стр.83).

После фаджра до восхода солнца не разрешается читать суннаты

фаджра, как это очевидно из вышеприведённых хадисов. Кроме них,

посмотрите следующий хадис.

Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто не успел читать два рака‘ата

суннат утреннего намаза, тот пусть читает их после восхода солнца».

(Тирмизи т.1, стр. 57).

Все хадисы, в которых подтверждается чтение сунната после фаджр

намаза, являются слабыми. (см. Тирмизи т.1 стр.57, «Асар Ас-сунан» т.1,

стр. 34-37 вместе со сноской).

Человек, который пропустил утренний намаз, пусть восполнит его

вместе с суннатами после восхода солнца. Сначала надо читать суннат, а

затем фарз, как это сделал Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в

“лейлатут-та‘рис”3. (Муслим т.1, стр.238, Абу Дауд т1, стр.79, Насаи

т.1,стр.135)

ПОСЛЕ РАССВЕТА

После рассвета, кроме двух рака‘атов утреннего сунната, читать другой

суннат или нафль намаз является макрухом.

рассвета читал только два рака‘ата суннат намаза, кроме этого никакой

другой суннат или нафль намаз он не читал.

‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) передаёт от своей сестры

Уммуль муэминин Хафсы (радиаллаху ‘анха), что Расулюллах (салляллаху

‘алейхи уа саллям) после рассвета не совершал никаких дополнительных

(ни суннат, ни нафль) намазов, кроме двух лёгких рака‘атов сунната.

(Бухари т.1, стр.157, Муслим т.1, стр.250, Тирмизи т.1, стр. 56)

ПОСЛЕ ЗАХОДА СОЛНЦА

намазом, потому что это становится причиной откладывания магриб

Абу Аюб Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Моя община всегда будет во

благах (или сказал, будет в присущем им от рождения состоянии, (то есть

в исламе)), до тех пор, пока они не будут откладывать магриб намаз. (Абу

Дауд т.1, стр.75, Ибн Маджа, стр.50, передал ибн ‘Аббас (радиаллаху

‘анху), «Мишкат» т.1, стр.61).

В хадисе, переданном Таусом (рахматуллахи ‘алейхи), сказано:

У ‘Абдуллы ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анхума) спросили о двух рака‘атах

перед магрибом. Он сказал: «Я не видел во время Посланника Аллаха

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) никого, кто бы читал эти два рака‘ата».

(Абу Дауд т1. стр.198).

Праведные халифы Абу Бакр (радиаллаху ‘анху), ‘Умар (радиаллаху

‘анху), ‘Усман (радиаллаху ‘анху) и т.д. перед магрибом не читали никакой

нафль намаз, а читали только магриб намаз. («Асар Имам Мухаммад», стр.

374, «Канзул ‘Уммаль» т.4, стр. 192, передал Мансур от своего отца).

ВО ВРЕМЯ ХУТБЫ

слушать хутбу.

В хадисе, который передал Сальман Фарси (радиаллаху ‘анху) сказано:

«Потом совершит предписанный намаз, и пусть молчит, когда имам

читает хутбу». (Бухари т.1, стр.121, 124).

Урва ибн Зубейр (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт:

минбар». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр.111).

‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывает, что

Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«Когда кто-нибудь из вас войдёт в мечеть, и в это время имам сидит на

закончит хутбу». (от Табрани в «Му‘джимуль кабир», «Маджма‘уз

заваид» т.2, стр.184).

1 Но если как раз в данное время было подготовлено джаназа или прочитали аят саджда

в это время, то в этом случае совершить намаз джаназа и сажда тилават разрешается.

Если приготовили джаназа или прочитали аят сажда в запрещённое время, то их надо

будет совершать в текущее запрещённое время, (так как они стали обязательными в

запрещённое время, поэтому совершать их можно в запрещённое время).

2 Человек может сказать, что тот же самый приказ относится к намазу фаджр, тогда

почему нельзя совершать фаджр намаз во время восхода солнца? Ответ на этот вопрос

следующий. Возникло противоречие с хадисом, переданным ‘Укбой ибн ‘Амиром

(радиаллаху ‘анху): первый хадис запрещает намаз во время захода и восхода солнца,

а последний хадис разрешает. В связи с этим сделали принципиальный вывод. При

восходе солнца время фаджр намаза заканчивается, а при заходе время ‘аср намаза не

заканчивается, пока оно полностью не зайдет. Поэтому в случае времени ‘аср намаза

из-за предпочтения части хадиса можно допускать неполноценность времени, а в

случае фаджр намаза нет причины допускать неполноценное время, так как это будет

противоречить хадисам о времени фаджр намаза.

3 Под лейлятут-та‘рис подразумевают остановку на привале в последней части ночи.

Однажды ночью Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) находился в пути со

сподвижниками. В конце ночи перед рассветом они разбили лагерь в одном месте.

Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал Билялю (радиаллаху ‘анху) не

спать, чтобы после наступления рассвета дать азан и разбудить всех людей. После

этого Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и все сподвижники заснули, и

Биляль (радиаллаху ‘анху) прислонился спиной к своей верблюдице лицом в сторону

востока, так как оттуда появляется рассвет, но, как и другие, он тоже был уставшим и,

прислонившись, также уснул. Все уснули, никто не смог проснуться, пока солнце не

взошло. Самый первый проснулся Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям),

и он сразу разбудил всех и спросил у Биляля (радиаллаху ‘анху): «Почему, Биляль, что

с тобой случилось?» Биляль (радиаллаху ‘анху) ответил: «О Посланник Аллаха

(салляллаху ‘алейхи уа саллям)! Кто усыпил тебя, Тот усыпил и меня». Расулюллах

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Пойдемте отсюда, это место обитания

шайтанов», после этого все люди отошли оттуда и, немного пройдя, дали азан для

фаджр намаза. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и все его сподвижники

прочитали два рака‘ата суннат, а затем читали фаджр с джама‘атом.

хадис по данной теме

«Ангел Джабраил (Гавриил) пришел [однажды] к Пророку и воскликнул: «Встань же и соверши молитву!» Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: «Встань и соверши молитву!» Посланник Всевышнего совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил) явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: «Встань и соверши молитву!» Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк помолился с появлением рассвета.

На следующий день в полуденное время ангел опять пришел, и Пророк помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву.

После чего ангел Джабраил (Гавриил) произнес: «Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]» .

Во всех этих молитвах-намазах имамом для пророка Мухаммада был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв .

В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари .

Временные границы молитв

Мнение мусульманских ученых едино в том, что основное предпочтение во времени совершения пяти обязательных молитв отдано началу временного промежутка каждой из них . Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее» . Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка .

1. Утренняя молитва (Фаджр) – от момента появления рассвета до начала восхода солнца.

Наступление времени молитвы. При определении начала времени утренней молитвы очень важно принять во внимание ценное назидание, содержащееся в пророческом Предании: «Следует различать две разновидности рассвета: рассвет истинный, запрещающий принятие пищи [во время поста] и разрешающий совершение молитвы [с которым наступает время утренней молитвы]; и рассвет ложный, во время которого разрешен прием пищи [в дни поста] и запрещена утренняя молитва [ибо время молитвы еще не настало]», – говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) .

В этих словах Пророка речь идет о природных явлениях, связанных с таинством смены дня и ночи – «истинном» и «ложном» рассветах. «Ложный» рассвет, появляющийся в виде вертикальной полосы света, устремленной вверх по небу, но за которым вновь следует мрак, наступает незадолго до настоящего рассвета, когда утреннее зарево равномерно расстилается по горизонту. Правильное определение времени рассвета чрезвычайно важно для соблюдения установленных шариатом поста, утренней и ночной молитв.

Окончание времени молитвы наступает с началом восхода солнца. В достоверном хадисе сказано: «Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце» . С восходом солнца время именно своевременного (ада’) выполнения утренней молитвы завершается, и если она не была совершена в данном промежутке, тогда она становится уже долговой (када’, каза-намазэ). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто успеет совершить один ракяат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее» .

Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими , включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует – в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен .

В своей книге «Гыйбадате исламия», написанной в начале прошлого века, известный татарский ученый и богослов Ахмадхади Максуди (1868–1941), касаясь данного вопроса, пишет, что «утренняя молитва нарушается, если во время ее совершения начнет восходить солнце» . Данные слова необходимо понимать в контексте вышеприведенного хадиса и его богословского толкования: восход солнца во время утренней молитвы нарушает ее только в том случае, если молящийся не успел завершить (или начать совершать) ее первый ракяат.

В заключение заметим, что такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время.

Предпочтения . Крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца.

2. Полуденная молитва (Зухр) – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого .

Наступление времени молитвы . Как только солнце минует зенит, точку самого высокого для данной местности своего расположения на небе.

Окончание времени молитвы наступает, как только тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт.

Предпочтения . От начала ее временного промежутка и до того, «пока не наступит время послеполуденной» .

3. Послеполуденная молитва (‘Аср) – начинается с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт. Заканчивается время данной молитвы с закатом солнца .

Наступление времени молитвы. С завершением временного промежутка полуденной (Зухр) наступает время послеполуденной молитвы (‘Аср).

Окончание времени молитвы наступает с заходом солнца. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто успеет совершить один ракяат послеполуденной молитвы до начала захода солнца, тот настиг послеполуденную молитву» .

Предпочтения. Желательно совершить ее до того, как солнце «начнет желтеть» и терять свою яркость .

Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно. Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: «Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки] . Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракяата, не упоминая Господа, кроме как незначительно» .

4. Вечерняя молитва (Магриб) – начинается сразу после захода солнца и заканчивается с исчезновением вечерней зари.

Наступление времени молитвы. Сразу после захода солнца, когда диск солнца полностью уйдет за горизонт.

Окончание времени молитвы наступает «с исчезновением вечерней зари» .

Предпочтения . Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий. Поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения. Хадис, повествующий подробно о приходе ангела Джабраила (Гавриила) на протяжении двух дней, дает возможность ясно понять, что предпочтение в данной молитве отдано самому началу ее временного промежутка .

Пророк Мухаммад говорил: «Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд» .

5. Ночная молитва (‘Иша’). Время ее совершения приходится на период после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы).

Наступление времени молитвы – с исчезновением вечернего зарева.

Окончание времени молитвы – с появлением признаков утреннего рассвета.

Предпочтения . Желательно совершить данную молитву «до истечения первой половины ночи» , в первую треть или половину ночи .

В одном из хадисов упоминается: «Совершайте ее (молитву ‘Иша’) в промежутке между исчезновением зарева и истечением трети ночи». Было несколько случаев, когда пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал пятую молитву со значительной задержкой.

Некоторые хадисы, указывающие на желательность этого:

– «пророк [порой] оставлял пятую молитву на более позднее время» ;

– «пятую молитву совершали во временном промежутке между исчезновением зари и истечением трети ночи» ;

– «пророк Мухаммад порой совершал пятую молитву в начале ее времени, а иногда – откладывал. Если он видел, что люди уже собрались на молитву, то совершал ее сразу. Когда же люди задерживались, он откладывал ее на более позднее время» .

Имам ан-Навави говорил: «Все упоминания об откладывании пятой молитвы подразумевают только первую треть или половину ночи. Никто из ученых не указывал на желательность оставления пятой обязательной молитвы на более позднее время, чем половина ночи» .

Некоторые ученые высказывали мнение о желательности (мустахаб) совершения пятой молитвы немного позднее начала ее времени . Если вы спросите: «А что лучше: совершить ее сразу по наступлении времени или позднее?», то по этому поводу имеется два основных мнения:

1. Лучше совершать немного позднее. Утверждавшие это аргументировали свое мнение несколькими хадисами, где упоминается о том, что Пророк несколько раз совершал пятую молитву значительно позднее начала ее времени. Некоторые сподвижники дожидались его и затем совершали молитву вместе с Пророком. В некоторых хадисах подчеркивается желательность этого;

2. Лучше, если есть такая возможность, совершать молитву в начале ее времени, так как основным правилом, которого придерживался посланник Всевышнего, было совершение обязательных молитв в начале их временных промежутков. Те же случаи, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитвы позднее, были лишь указанием на то, что это возможно .

В общем-то, хадисы о желательности более позднего совершения пятой молитвы есть, но в них говорится о первой трети ночи и половине ее, то есть беспричинное оставление совершения пятой молитвы на более позднее время становится уже нежелательным (макрух).

Общий временной промежуток пятой обязательной молитвы начинается с исчезновением вечерней зари и завершается появлением рассвета, то есть началом утренней молитвы Фаджр, о чем упоминается в хадисах . Предпочтительно совершать молитву ‘Иша’ с наступлением ее времени, а также в первую треть ночи или до завершения половины ночи.

В мечетях имамы должны все делать по расписанию, с некоторым возможным ожиданием опаздывающих. Что же касается частных ситуаций, то верующий поступает в соответствии с обстоятельствами и с учетом приведенных выше хадисов и пояснений.

Время, запретное для совершения молитвы

В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) оговаривается несколько временных промежутков, в течение которых совершение молитв запрещено.

‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв и погребение умерших в следующих случаях:

– во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух) ;

– в то время, когда солнце находится в зените;

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» .

Также в Сунне имеются повествования о нежелательности сна, когда время приближается к заходу солнца и во время восхода солнца. Однако это не должно дезориентировать человека в регулировании своих биоритмов с учетом разных факторов жизни. Каноническая нежелательность аннулируется при наличии объективной необходимости, а тем более – вынужденности.

Трудности с определением времени намаза

Что касается ритуальной практики в северных широтах, где бывает полярная ночь, то время молитв в такой местности устанавливается по расписанию молитв ближайшего города или области, где есть разделительная черта между днем и ночью, или – по мекканскому расписанию молитв .

В затруднительных случаях (нет данных о текущем времени; сложные метеоусловия, отсутствие солнца), когда нет возможности точного определения времени молитв, они совершаются примерно, ориентировочно. При этом желательным является совершение с некоторой задержкой полуденной (Зухр) и вечерней (Магриб) молитв, а вслед – безотлагательное совершение послеполуденной (‘Аср) и ночной (‘Иша’) молитв. Тем самым происходит своеобразное сближение-объединение второй с третьей и четвертой с пятой молитвами, что допускается в исключительных ситуациях .

Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).

Хадис от Джабира ибн ‘Абдуллы; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ад-Дара Кутни, аль-Байхакы и др. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 241, хадис № 90, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 68, хадис № 150, «хасан, сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 335, хадис № 1472, «хасан, сахих», «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 322, хадис № 418.

Подробнее см., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 239, хадис № 88 (от Ибн ‘Аббаса), «хасан», по мнению некоторых – «сахих»; там же хадис № 89 (от Абу Са‘ида аль-Худри); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 516–521, хадисы № 581–583.

См., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 522, хадис № 584; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 324.

См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 68; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 241; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 322; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 663.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя [б. г.]. Т. 1. С. 256.

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима вместо «в начале времени ее» сказано «вовремя». См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 338, 339, хадисы № 1474, 1475, оба «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 265, хадис № 158; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 75, раздел «Вера» (китаб аль-иман), хадис № 59.

Подробнее по теме см., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38–40; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 247–254; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 69–75, хадисы № 151–173.

Подробнее см., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257.

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ибн Хузэймы и аль-Хакима, по утверждению которых хадис достоверен, «сахих». См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 263, 264, хадис № 156/19.

См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337, хадис № 1473, «сахих».

Обычно в расписаниях молитв после графы «Фаджр» стоит графа «Шурук», то есть время восхода солнца, чтобы человек знал, когда завершается временной промежуток утренней молитвы (Фаджр).

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 350, хадис № 1484, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 51, хадис № 186, «сахих».

Также см., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 164, 165; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 510, хадис № 8365, «сахих»; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257.

Богословы ханафитского и ханбалитского мазхабов считают, что достаточным минимумом в данной ситуации является «такбир» в начале молитвы (такбиратуль-ихрам). Слова «кто совершит один ракяат» они истолковывают в значении «кто начнет совершать один ракяат». См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 674.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, 72; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 517; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 62, 63.

Максуди А. Гыйбадате исламия [Исламская ритуальная практика]. Казань: Татарстан китап нашрияты, 1990. С. 58 (на татар. яз.).

См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124, пояснение к хадису № (622) 195.

Мнение относительно того, что время завершения полуденной молитвы (Зухр) и начала послеполуденной (‘Аср) наступает тогда, когда тень предмета станет в два раза длиннее его самого, является недостаточно верным. Среди богословов-ханафитов об этом высказался лишь Абу Ханифа и только в одном из двух своих суждений по данному вопросу. Согласованное же мнение ученых ханафитского мазхаба (мнение имамов Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани, а также одно из мнений Абу Ханифы) полностью совпадает с мнением ученых остальных мазхабов, согласно которому время полуденной молитвы завершается, а послеполуденной начинается тогда, когда тень предмета станет длиннее его самого. См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38, 39; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 41; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 5. С. 42; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 32, 33.

См., хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.

Время молитвы (‘Аср) можно вычислить и математическим способом, разделив временной промежуток между началом полуденной молитвы и заходом солнца на семь частей. Четыре первые из них будут временем полуденной (Зухр), а три последние – временем послеполуденной (‘Аср) молитв. Данная форма расчета приблизительна.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579.

Там же. С. 121, 122, хадис № (621) 192 и пояснение к нему.

См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329.

Хадис от Анаса; св. х. Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 123, хадис № (622) 195; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329, хадис № 426.

См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.

Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 667, 668.

Хадис от Айюба, ‘Укбы ибн ‘Амира и аль-‘Аббаса; св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и Ибн Маджа. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 579, хадис № 9772, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 70, хадис № 418.

См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.

См. хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 535, хадис № 611; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 47, хадис № 167, «хасан, сахих».

Хадис от Джабира ибн Самра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 12, хадис № 454. Такой же хадис в св. х. аль-Бухари от Абу Барза. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 187, гл. № 9, раздел № 20; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т 4. С. 211, 213, 214; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 235, а также с. 239, хадис № 567.

Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 519.

Св. х. имама Муслима. См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 167, хадис № 151.

Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа; и хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 584, хадис № 9893, «сахих».

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 664.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673.

Время макрух (нежелательное время)

Выполнение намазов в пяти случаях (о них будет сказано ниже) является макрух. Три из этих случаев сообщены в хадисе, переданном Укбой бин Амиром аль-Джухани (радиаЛлаху ‘анху):

«Есть три промежутка времени, во время которых Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) запретил нам выполнение намазов и погребение усопших: от восхода солнца, пока оно не достигнет «высоты копья»; от нахождения солнца в зените до отклонения его на запад; во время захода солнца». (Муслим, Мусафирин, 293; Абу Дауд, Джанаиз, 51; Тирмизи, Джанаиз, 41; Мавакыт, 31, 34, Джанаиз, 89; ибн Маджа, Джанаиз, 30; Дарими, Салят, 142; ибн Ханбаль. 4/152).

О других двух промежутках времени сообщается в хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри (радиаЛлаху ‘анху): «Я слышал, как пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил:

«Нельзя выполнять намазы после утреннего намаза до восхода солнца. Также нельзя выполнять намазы после намаза аср до захода солнца». (Бухари, Мавакыт, 38; Тавхид, 47; Абу Дауд, Ильм, 13; Тирмизи, Джумуа, 2).

Теперь разъясним то, что касается этих периодов времени, более подробно.

1) Промежуток времени, который длится до восхождения солнца на высоту одного копья. Данная мера в наше время измеряется 5 градусами и, начиная от восхода солнца, продолжается около 40-50 минут. После этого нежелательное время проходит и наступает время, когда можно выполнять байрам-намаз или намаз «ад-духа».

2) Время нахождения солнца в зените, т. е. пока солнце не пройдет зенит и не отклонится на запад, или до наступления времени намаза аз-зухр.

3) Время, которое начинается с того момента, когда солнце становится желтым и не слепит глаза, до полного ухода за горизонт солнечного диска.

4) C появления «второго фаджра» до восхода солнца. Кроме утреннего намаза.

5) После выполнения намаза аль-аср до захода солнца.

В первые три промежутка времени «карахат» (нежелательное) нельзя выполнять ни пропущенные фард-намазы, ни витр, ни ваджиб, ни намаз-джаназа. Также нельзя в это время выполнять сажда-тилават, который необходимо сделать после прочитанного раньше аята, отмеченного в Коране значком. Иначе потом придется все это выполнить заново.

Также нельзя в эти промежутки времени выполнять нафиль-намазы, но если все-таки их выполнили, они, хотя выполнены в нежелательное время, действительны, поэтому потом не стоит их вновь читать, так как нежелательность выполнения намазов не нарушает целостность нафиль-намазов. Если начали выполнение намаза, то лучше в таких случаях прервать и выполнить в разрешенное время. Запрет на выполнение намазов в эти промежутки времени объясняется стремлением избежать какого либо уподобления действиям язычников, поклоняющихся солнцу.

Суть запрета на выполнение других намазов после времени утреннего намаза и на выполнение нафиль-намазов после намаза аль-аср исходит из того, что эти промежутки времени установлены для фард намазов. Причина запрета кроется не в особом значении времени. Известно, что выполнение фард-намазов в установленное время всегда предпочтительнее, чем выполнение дополнительных намазов. Однако выполнение фард или ваджиб-намазов в эти промежутки времени не является макрух. Также не является макрух выполнение намаза-джаназа и сажда-тилават. Нафиль-намаз, начатый в один из этих двух промежутков
времени, но прерванный вследствие нежелательности выполнения в это время, в другое время подлежит возмещению.

При начале захода солнца можно выполнить лишь обязательный для этого дня намаз аль-аср. Но нельзя выполнять возмещение намаза альаср, который пропущен в предыдущие дни, т. к. ваджиб (необходимый) ‘ибадат не может быть выполнен с недостатками и упущениями. Как известно, нежелательное время является причиной значительных изъянов намаза. В хадисе, переданном досточтимой Айшой (радиаЛлаху ‘анха) говорится:

«Кто успел до полного захода солнца выполнить хоть одно сажда намаза аср или до восхода солнца успел сделать хоть одно сажда намаза субх, считается успевшим (выполнившим) эти намазы». (Бухари, Мавакыт, 17; Насаи, Мавакыт, 11; Ахмад бин Ханбаль, 2/474).

Однако есть другие доводы, которые приводят ханафиты, когда считают, что восход солнца нарушает намаз. Любой намаз, выполняемый во время восхода солнца, нарушается. Однако заход солнца не нарушает намаз аль-аср. Нарушается лишь утренний намаз, во время выполнения которого взошло солнце, ибо в первом случае наступает время другого намаза, а во втором случае заканчивается время одного, но не наступает время другого. Кроме того, времени, отпущенного для утреннего намаза вполне достаточно, чтобы успеть его выполнить. Поэтому с завершением времени утренний намаз нарушается.

При выполнении намазов, кроме утреннего, достаточно успеть прочитать «такбиру ифтитах» («Аллаху акбар») в намазе, чтобы намаз считался выполненным своевременно. При этом не имеет значения причина, по которой было отложено выполнение намаза: очищение от хайд или излечение от умственного расстройства, или т. п.

По мнению шафиитов и маликитов, если до истечения установленного времени успели выполнить хоть один ракаат и два сажда, намаз считается выполненным полностью. Но если выполнено меньше одного ракаата, намаз считается упущенным. (аш-Ширази, 1/54; аз-Зухайли, 1/516).

Выполнение фард или ваджиб-намаза в момент нахождения солнца в зените, делает этот намаз недействительным. Но выполненный нафиль-намаз, хотя совершение намаза в это время нежелательно, является действительным. Абу Юсуф считал, что разрешается выполнение нафиль-намазов в этот промежуток времени только в пятницу. По общему мнению ученых, как только солнце отклонится от зенита к западу, заканчивается нежелательное время для выполнения намазов.

Можно также делать сажда-тилават, если в это время был прочитан аят, после которого обязательно выполнение сажда, но лучше оставить выполнение этого сажда на более позднее время.

Разрешается также совершение намаза-джаназа, если в это время все готово для погребения усопшего. Даже считается более предпочтительным выполнение этого намаза сразу. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), обращаясь к своему зятю, повелел:

«О Али! Не откладывай три дела: выполнение намаза, когда наступило время, погребение умершего и выдача замуж девушки, как только нашли достойного жениха». (Тирмизи, Салят, 13; Джанаиз, 73; Ахмад бин Ханбаль, 1/105).

Другие промежутки времени, в которые выполнение нафиль-намазов макрух

В следующих обстоятельствах выполнение нафиль намазов является тахриман-макрух (ибн Хумам, 1/166; ибн Абидин, 1/349-351; аш-Шурунбуляли, Маракуль фалах, стр. 31; ибн Кудама, 2/116-119, 129, 135, 387; аз-Зухайли, 1/528):

1. Не совершив фарда утреннего намаза, после наступления второго фаджра выполнять другие намазы, кроме сунны утреннего, является тахриман-макрух. Доказательством служит хадис, переданный со слов ибн Умара (радыйаллаху анхума):

«После наступления времени до фарда нельзя совершать другие намазы, кроме сунны утреннего намаза». (Ахмад бин Ханбаль, 2/104; Зайлаи, Насбур Рае, 1/255).

По мнению ханбалитов, данный хадис ибн Умара является «гариб», нет ясного и четкого запрета на выполнение намазов в указанное время. Поэтому нет ничего плохого в совершении дополнительных видов намазов.

2. Согласно мазхабам Ханафи и Малики, выполнение намазов-нафиль перед намазом аль-магриб, является макрух, ибо на это указывают хадисы, в которых сообщается, что намаз магриб лучше выполнять как можно раньше, сразу после наступления установленного времени. Одним из таких хадисов является хадис, переданный Салямом бин Аквой:

«Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) выполнял намаз магриб сразу после захода солнца, когда оно исчезало за темной пеленой». (Бухари, Бадуль-хальк, 4; Муслим, Масаджид, 216; Абу Дауд, Салят, 3; Тирмизи).

Укба ибн Амир сказал: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил:

«Пока моя умма не станет откладывать выполнение намаза магриб до появления звезд на небе, она будет находиться на благом пути». (Абу Дауд, Салят, 6; ибн Маджа, Салят, 7; ибн Ханбаль, Муснад, 4/147, 5/417, 422; ибн Хумам, 1/159).

По распространенному мнению шафиитов, выполнение двух ракаатов дополнительного намаза до фарда намаза аль-магриб является мустахаб, в то время как ханбалиты утверждают, что это дозволено, но не является сунной. В приведенном выше мнении относительно дозволенности выполнения перед намазом аль-магриб двух ракаатов дополнительного намаза, представители этих двух мазхабов опираются на действия Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), выполнявшего эти намазы. Считается, что хадисы, в которых содержится предписание как можно быстрее выполнить намаз аль-магриб, имеют абстрактный характер. (аш-Шавкани, 2/2).

3. Также является макрух выполнение намазов-нафиль при чтении хутбы имамом в пятницу, в праздничные дни, во время хаджа, после солнечного и лунного затмения, а также во время чтения молитвы «истиска» (молитва, читаемая с просьбой к Аллаху, чтобы Он ниспослал дождь).

С момента восхождения имама на минбар и до совершения намаза-джума, совершение дополнительных видов намаза является макрух.

Аргументом служит следующий хадис, переданный Абу Хурайрой (радиаЛлаху ‘анху):

«Если во время чтения хутбы (имамом) в день джума скажешь товарищу «замолчи», то тем самым совершишь большую ошибку». (Бухари, Джумуа, 36; Муслим, Джумуа, 12; Абу Дауд, Салят, 229; Тирмизи, Джумуа, 16; Насаи, Джумуа, 22; Идайн, 21).

По мнению шафиитов и ханбалитов, если нет опасности опоздать на начало намаза, можно во время хутбы выполнить только два ракаата тахийятуль-масджид (намаз, выполняемый при входе в мечеть).

4. Выполнение нафиль-намазов как до, так и после праздничных намазов, является макрух. На это указывает хадис, сообщенный ибн Аббасом (радыйаллаху анхума):

«Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) совершал в праздничные дни два ракаата намаза, но ни до, ни после не выполнял никаких других намазов». (ас-Санани, Субулусь-салям, 2/51, 67; Бухари, Тахаджуд, 25).

Это объясняется тем, что нет смысла тратить время на дополнительные намазы и пренебрегать более важными намазами. Но после того как солнце поднимется достаточно высоко, нет ничего плохого в совершении му’минами (кроме имама) двух ракаатов нафиль-намазов.

5. Когда все собрались выполнять фард-намаз, совершение кем-либо дополнительных видов намаза является тахриман-макрух. Доказательством является хадис:

«Когда все встали на фард-намаз, нельзя выполнять кроме него никакой другой намаз». (Абу Дауд, Татавву, 5; Ахмад бин Ханбаль, 2/180).

Исключением из этого правила является сунна утреннего намаза для тех, кто надеется успеть присоединиться к джамаату, выполняющему намаз-фард, во время последнего сидения (када ахир). Если кто-то, выполняя ташаххуд намаз, опасается, что может опоздать на фард утреннего намаза, то может прервать выполнение двух ракаатов сунны. Дозволяется совершение сунны утреннего намаза во время чтения «икамата», призывающего на намаз фард, ибо Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) постоянно совершал сунну и призывал к этому и других мусульман.

Об (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) этом намазе он сказал:

«Два ракаата сунны утреннего намаза лучше всего мира и лучше всего, что находится во вселенной» . (Муслим, Мусафирин, 96, 97; Тирмизи, Салят, 190)

Известны слова досточтимой Айши (радиаЛлаху ‘анха):

«Ни одному дополнительному виду намаза пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не придавал столь важное значение, какое придавал двум ракаатам утреннего намаза» . (Бухари, Тахаджуд, 27; Муслим, Мусафирин, 94; Абу Дауд, Татавву, 2; Ахмад бин Ханбаль, 6/43, 54, 170).

Совершение нафиль-намазов незадолго до окончания времени фарднамаза является макрух.

По мнению большинства факихов, за исключением ханафитов, начинать нафиль-намаз в то время, когда все присутствующие собрались выполнять намаз-фард, является макрух. При этом они (ученые) обращаются к следующему хадису:

«Когда все встали на фард намаз, нельзя выполнять кроме этого никакой другой намаз» . (Абу Дауд, Татавву, 5; Ахмад бин Ханбаль, 2/180).

По этому поводу Имам Малик говорил: «Кто не опасается опоздать хоть на один ракаат намаза фард, тот обязательно должен выполнить два ракаата сунны утреннего намаза» . (ан-Навави, Шарху Муслим, 5/221; ибн Кудама, аль-Мугни, 1/456; аз-Зухайли, 1/532).

Вопрос:

В расписании намазов указано время фаджра и шурука. Время шурука – это окончание времени намаза фаджр. Раз мы не можем молиться сразу после наступления шурука, когда можно совершить намаз ад-духа? Сколько минут должно пройти после времени шурук, указанного в расписании намазов?

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

Начнем с того, что большинство классических ученых считает, что молитва после восхода солнца (ишрак) – это то же самое, что и молитва ад-духа. Именно поэтому в классических ханафитских книгах эти два намаза не упоминаются отдельно (см.: Абу Бакр аль-Джассас, Ахкам аль-Кур’ан, 3/559) .

Тем не менее, обычно (особенно среди мусульман Индийского субконтинента) считается, что солят аль-ишрак и солят ад-духа – это два разных намаза. Намаз ишрак предпочтительно совершать сразу после восхода, а намаз ад-духа – попозже (см.: Heavenly Ornaments, с. 143) .

Смысл этого в том, что, по моему скромному мнению, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) побуждал [мусульман] исполнять этот намаз сразу после восхода солнца. Наш господин Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Кто бы ни совершил утреннюю (фаджр) молитву в джамаате, затем сидел, читая зикр, пока не взойдет солнце, а потом совершил два ракаата, – они получат награду тех, кто совершил хадж и умру» («Сунан» Тирмизи, № 586) .

В этом хадисе имеется в виду, что надо совершить желательную молитву сразу после восхода, а до этого человеку следует сидеть на том же самом месте, где он совершил фаджр, и читать дуа и другие формы зикра. Потом, когда солнце полностью взойдет, ему следует совершить намаз ишрак или ад-духа.

С другой стороны, есть множество хадисов, в которых дается совет совершать этот намаз попозже. Факихи также упоминают, что желательно совершить его в середине утра (ровно посредине между восходом и зенитом). Поэтому ханафитские ученые на Субконтиненте сочли, что это две разные молитвы, и об этом мы читаем в их книгах.

Однако в главных классических книгах ханафитов, таких как «Радд аль-Мухтар», «Аль-Фатава аль-Хиндийя», и других не говорится о том, что солят аль-ишрак и солят ад-духа – это две разные молитвы. В этих работах сказано, что это один и тот же намаз и он называется намаз ад-духа.

Автор «Умдат аль-фикх» в связи с этим говорит одну важную вещь. Он пишет, что есть две разных молитвы ад-духа. Первая из них известна как намаз аль-ишрак, время которого начинается после того, как солнце взойдет на высоту копья, и заканчивается в середине утра (то есть на полпути между восходом и зенитом). Этот намаз также известен как малая молитва ад-духа. Второй намаз известен как намаз ад-духа, и его время также начинается, когда солнце поднимается на высоту копья, а заканчивается с зенитом, хотя предпочтительнее совершать этот намаз до середины утра. Этот намаз также известен как большая молитва ад-духа. Согласно большинству знатоков хадиса и факихов, если человек исполняет молитву сразу после того, как солнце взойдет на высоту копья над горизонтом, то это будет считаться и намазом ишрак, и намазом ад-духа. Однако, если человек молится в середине утра, этот намаз засчитывается только как намаз ад-духа (см.: Саййид Заввар Хусайн, Умдат аль-фикх (урду), 2/302) .

В свете этих слов из «Умдат аль-фикх», а также в свете взглядов классических ханафитских факихов, можно сказать, что намаз ишрак и намаз духа – это одно и то же. Однако, если человек исполнит эту молитву пораньше, когда солнце поднялось на высоту копья, он заработает дополнительную награду. А если он исполнит ее позже, она все равно будет считаться молитвой ад-духа. Поэтому многие праведники старались исполнять молитву ад-духа (или ишрак) сразу после того, как солнце поднялось на высоту копья.

Мы видим в разных ханафитских книгах, что о намазе ад-духа пишут, не упоминая про две разные молитвы. Например, в «Аль-Фатава аль-Хиндийя» говорится:

«И к желательным намазам относится намаз ад-духа. Его минимум – два ракаата, а максимум – двенадцать ракаатов. Его время – после восхода и до времени, когда солнце в зените (заваль)» (Аль-Фатава аль-Хиндийя) .

В многих хадисах нас побуждают совершать намаз ад-духа:

Наш господин Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что его любимый спутник (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует) советовал ему делать три вещи: поститься три дня в каждом месяце, исполнять два ракаата ад-духа и чтобы я совершал витр до того, как лягу в кровать» («Сахих» аль-Бухари, № 1981) .

Госпожа Аиша (да будет доволен ей Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) исполнял четыре ракаата во время духа и добавлял к этому, что Аллах пожелал» («Сахих» Муслима, № 719) .

Имам аль-Хаскафи упоминает (и это подтверждает имам Ибн Абидин), что, в то время как минимум – это два ракаата, минимальное достаточное количество ракаатов – четыре, потому что именно столько обычно совершал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) (см.: «Радд аль-Мухтар», 2/22-23) .

Что касается вашего вопроса (сколько минут должно пройти после восхода, чтобы можно было совершить намаз ад-духа), то мы ответили на него выше. Этот намаз можно совершать после восхода, когда солнце взойдет над горизонтом на высоту копья. Это означает, что солнце становится ярким и на него становится трудно смотреть. Это примерно 15-20 минут после восхода солнца.

А Всевышний Аллах знает лучше.

[Муфтий] Мухаммад ибн Адам

Даруль Ифта

Лестер, Великобритания

С английского языка перевела Малика Умм Яхья.

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Пропущенные обязательные намазы могут быть восполнены (в качестве каза-намазов) в любое время дня и ночи, за исключением:
– восхода,
– заката,
– зенита,
– предзакатного времени, когда солнце бледнеет.

Господин Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах) говорил:

ثلاث ساعات كان رسول الله صلى الله عليه وسلم ينهانا أن نصلي فيهن، أو أن نقبر فيهن موتانا: «حين تطلع الشمس بازغة حتى ترتفع، وحين يقوم قائم الظهيرة حتى تميل الشمس، وحين تضيف الشمس للغروب حتى تغرب

Есть три промежутка времени, в которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам совершать намаз и погребение (исполнение погребального намаза): – когда солнце восходит, пока оно полностью не поднимется; – когда солнце находится в зените, пока оно не сдвинется; – когда солнце заходит, пока оно полностью не зайдет. (Муслим. Сахих. – № 831)

В любое иное время, кроме указанных промежутков, совершение каза-намазов разрешено. Нет необходимости связывать каза-намаз со временем конкретного намаза. То есть, скажем, восполнение пропущенного зухр-намаза отнюдь не обязательно совершать именно в зухр-время. Вполне можно в зухр-время восполнять пропущенные фаджр-, зухр-, аср-, магриб- и иша-намазы. В хадисе приводятся следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

من نسي صلاة فليصلها إذا ذكرها، لا كفارة لها إلا ذلك

Кто пропустил намаз, пусть исполнит его, как вспомнит. Иного искупления за это нет. (Муслим. Сахих. – № 684)

В данном хадисе восполнение пропущенного намаза не ограничивается каким-то конкретным промежутком времени. Поэтому при пропуске фаджр-намаза нужно восполнить его сразу, как человек вспомнит об этом. Если он вспомнит об этом в зухр-время, то тогда он его и должен восполнить.

Прочитанное вами на сайте о восполнении в зухр-время пропущенного зухр-намаза, а в аср-время – пропущенного аср-намаза и т. д. является лишь рекомендацией для облегчения восполнения намазов при большом, многолетнем количестве пропусков, чтобы восполнение не стало чрезмерным бременем. То есть это отнюдь не является неким обязательным правилом.

В отношении вашего вопроса об аср-намазе следует отметить, что после него вполне можно совершать каза-намазы вплоть до того момента, когда солнце побледнеет, готовясь к закату. Когда же оно побледнеет и приблизится к закату, в это время каза-намаз совершать нельзя, и лишь после заката его исполнение снова станет допустимым. Единственный намаз, который можно совершать в указанный предзакатный отрезок времени, – это текущий аср-намаз, если он еще не был исполнен. Поскольку солнце в это время еще не зашло, формально время для аср-намаза еще не закончилось, и соответственно его нужно совершить, чтобы он не перешел в разряд пропущенных. Впрочем, отметим, что такая задержка аср-намаза порицается. (Маргинани. Хидоя. – Том 2, стр. 41)

ولا صلاة جنازة " لما روينا " ولا سجدة تلاوة " لأنها في معنى الصلاة إلا عصر يومه عند الغروب لأن السبب هو الجزء القائم من الوقت لأنه لو تعلق بالكل لوجب الأداء بعده ولو تعلق بالجزء الماضي فالمؤدى في آخر الوقت قاض وإذا كان كذلك فقد أداها كما وجبت بخلاف غيرها من الصلوات لأنها وجبت كاملة فلا تتأدى بالنقص

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q601