Борис Александрович Рыбаков: биография. Биография Рыбаков, Борис Александрович Информацию О

3 июня 1908 г. исполнилось 100 лет со дня рождения известнейшего русского уче-ного Бориса Александровича Рыбакова, посвятившего свою долгую жизнь изучению культуры славян и, в частности, русского народа в древний и раннесредневековый период истории. Неоценим его вклад в мировую науку, начало которому было положено его первой монографией из числа последующих семнадцати, вышедшей в свет в 1932 г. Особое внимание он уделял эпохе сложения российской государственности и той мировоззренческой базе праславян, которую принято именовать язычеством. Этой проблеме посвящен весь материал его известнейших книг, «Первые века рус-ской истории» (1964), «Язычество древних славян» (1981), «Киевская Русь и русские княжества ХII-ХIII вв.» (1982), «Язычество древней Руси» (1987).

Заслуги Б.А. Рыбакова были с благодарностью признаны представителями разных течений мировой науки – историками, археологами, религиеведами, этнографами и литераторами – и высоко оценены: он был лауреатом Ленинской, двух Государственных премий и премии имени академика Б.Д. Грекова, был почетным членом трех академий наук – Болгарской, Чехословацкой и Польской, а также Краковского универ-ситета. Основной области его деятельности была работа в качестве директора Института археологии РАН, которой он посвятил 40 лет своей жизни, занимая и пост академика-секретаря Отделом Истории РАН и широко делясь, начиная с 1930 г., своими знаниями и открытиями с тысячами студентов Московского Университета и определяющими свою деятельность археологами, этнографами и историками. Его заветы – это наш путь.

Тема славянского язычества на Руси очень долго оставалась лишь собранием ко-лоссального количества фактического материала вне широкого осмысления с точки зрения истории. Но постепенно Рыбаков разрабатывал комплексный подход к оценке этого материала, бывшего ценным источником информации о древнем периоде истории славянского и особенно русского язычества, неотделимого от общего процесса формирования славянских народов. Две указанные книги отразили методологический подход автора к важнейшим и, главное, не устаревшим доныне проблемам, ка-сающимся не только фактов сложения и развития славянских народов, но и самой проблемы признания мировой наукой необходимости глубокого изучения истории славян. Ведь еще в XIX в. западноевропейские ученые не утвердились в осознании необходимости уделять должное внимание изучению славян. Об этом четко сказал русский историк С. Лесной в книге «Откуда ты, Русь?» (Ростов на Дону, 1995 г.). От-метив, что Гегель, например, назвал славян «неисторическим народом» и после этого задает правомерный вопрос: «А кому же в голову придет писать историю неисторического народа?». И продолжает: «Огромная площадь Европы, занятая славянами к моменту появления их на страницах истории, является неопровержимым доказательством их древности... Образование славян несомненно уходит в глубину тысячелетий».

Вот этой истории, причем не новой, и не средневековой, а главным образом древнейшей, посвятил свои основные труды Б.А. Рыбаков, подобравший ключи к общим историческим проблемам славянского и, в особенности, русского язычества. Это были ключи и к освоению той мысли, что понятие «предок» включает в себя наших пращуров, живших и развивавших свою культуру в отдаленнейшие времена, в той глубине эпох, которая измеряется не веками или тысячелетиями, а многими десятка-ми тысячелетий. Он возглавил в середине XX века течение отечественной историче-ской науки, направленное на поиски доказательств древнейших корней славян как самой численно значительной части во всем составе массива индоевропейцев. Его часто звучавший призыв углубляться в архаику ориентировал ряд исследователей на проведение поиска именно в направлении глубочайших корней населения Восточной Европы.

Как-то в одной из бесед со мной Борис Александрович сказал, что некоторые поэты остро чувствуют эту неимоверную отдаленность от нас тех веков, память о которых хранится в нашем подсознании, и привел в пример слова А. Петрова: «В цепи ис-тории все звенья ум человеческий хранит», а затем вспомнил и Н. Гумилева «И память о Деве-птице долетит до иных столетий». А затем сказал, что эта Дева-птица очень ясно направляет нашу мысль на углубление в изучение язычества, и историки должны вдумываться в архаику, если хотят понять истоки многих более поздних и даже современных жизненных проявлений, включая и такие, как религиозное миро-ощущение, а точнее – религиозные поучения.

И действительно, не только обе его указанные выше книги, но и столь же весомый труд «Киевская Русь и русские княжества» пронизаны стремлением и умением воссоединить эти «звенья цепи истории». Неколебимой была его убежденность в том, что, как писала А. Ахматова «в прошедшем грядущее зреет». Он в разговоре и в лекциях иногда напоминал, что слово «потомки» происходит от слова «потом», и что нам, пришедшим в жизнь через тысячи и тысячи лет после тех, кто жил «пред нами» и кто передал нам свою кровь и свой опыт, следует беречь запасы своей памяти и расширял понятие «своей памяти» до уровня родовой и народной памяти, связанной с культом предков.

Культ предков – это выражение осознанного и неосознаваемого ощущения исто-рии своей семьи, своего рода, а, говоря более масштабно, своего народа. Это – выражение общей памяти, выработанной не за сотни, а за многие тысячи лет. Памяти о жизни и делах своего народа, о его отношениях с другими сообществами, о принятии или непринятии этих групп – словом, об умении «жить среди людей». Коллективная память народа – это колодец такой глубины, что пронизывает многие слои прошлого. Историкам следует лишь научиться находить, улавливать и оценивать суть и меру тех данных, которые поступали в этот колодец в разные эпохи. Эта память накапливает множество знаний и доносит их до тех времен, когда, наконец, появляется письменность, и люди начинают фиксировать с ее помощью все то, что хранится в памяти, все, что живет и дышит в устных преданиях.

Будучи археологом, историком, религиеведом и этнографом, этот крупный ученый всегда шел по пути масштабно расширенного поиска. Источниками его сопоставле-ний и утверждений по вопросам истории являлись и археологические находки, и дан-ные глубоко изученных им русских летописей, и такие фольклорные материалы, как былины, сказания, предания, сказки и песни. Одна из его известных книг так и называется «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи». Будучи энциклопедически об-разованным и зная классические и современные европейские языки, Борис Александрович четко анализировал памятники разных веков, отыскивая в них, начиная от Библии и Геродота, все указания, касающиеся жизни древних народов и течений их религиозных взглядов. Аналитически сопоставляя их с трудами различных исследователей, он определял пути расселения славянских племен и границы их территорий, прослеживая эти данные от самых ранних времен до возникновения княжеств древней Руси. Так впервые им была очерчена область сложения праславянскои культуры, занимавшей ко II тыс. до н.э. площадь в 1300 км. в широтном направлении при мери-диональной широте в 300 - 400 км. (Геродотова Скифия. М., 1979, с. 207-208).

В книге «Язычество древних славян» он утверждает, что «изустная, традиционная многовековая культура русской деревни – это не только сокровищница интересую-щих нас сведений о ее глубоких корнях, но и одновременно и сами те корни, на кото-рых устояла на протяжении тяжелой тысячи лет масса трудового крестьянства, корни, питавшие не только деревню, но и городской посад, и в какой-то мере и социальные корни». На изустную традицию ориентировались и другие исследователи, но особой заслугой Рыбакова является, безусловно, тот метод ее освоения, который неотделим от анализа археологических открытий и выступает во всех его работах как пояснение прямой связи каждого из них с духовной культурой изучаемого народа. Обе книги о язычестве наших предков содержат не просто исторические, а захватывающе интересные для читателя сведения о тех элементах язычества, что сохранялись в быту и в обычаях русских людей вплоть до самого недавнего времени (а как мы сами можем видеть, проявляет себя и в наши дни). Глубокое знание летописей выявляет подвла-стное положение их авторов и прямую зависимость от политики князей и от желания властей придать определенную окраску описанию событий. Это показано, например, при разборе фактов проникновения с X века римско-византийского христианства в среду русских язычников, живших в течение многих тысяч лет по поучениям волхвов и почитавших богов своего пантеона. Говоря о язычестве славян Б. Рыбаков подчер-кивает, что исследователи религий не уделяли язычеству должного внимания.

Особое внимание уделено в книге «Язычество древних славян» вопросу о древнем почитании бога по имени Род и сопутствующих ему богинь, именуемых рожаницами. Не углубляясь здесь в краткой статье в эту тему, скажем только, что этим божествам в книге посвящена отдельная обширная глава, поглубже познакомиться с которой следовало бы всем, кто интересуется вопросами генетики и такими широкими пробле-мами, как наследственность и народная память (кстати, здесь можно напомнить, что слово «народ» означает результат самого процесса родов, появления детей, о чем, к сожалению, многие в наше время забывают или просто этого не осознают, а ведь мы все являемся «очередным выпуском» потомства, которое постепенно, век за веком, нарождали наши предки, начиная с тех самых архаических времен, и Борис Александрович призывает нас помнить об этом).

Да, историю внедрения христианства в жизнь языческой Руси описывали многие ученые, и в этом вопросе точку зрения Рыбакова и его школы можно выразить краткой формулой – «язычество, а не христианство определяло мировоззрение древнерусского общества». О борьбе с язычеством писали многие историки и религиеведы, и здесь важно отметить лишь то, что новая религия укрепила свои позиции не только благодаря поддержке властей, но и в силу того, что она впитала в свои регуляции и обрядовую практику множество элементов языческой культуры, что и сохраняется в церковных службах до наших дней. В трудах Рыбакова это смешение именуется двоеверием, и он именно таким словом определяет русское православие, сложившееся на основе древних славянских культов доземледельческои и земледельческой эпохи.

Очень ценными источниками, которые описываются и цитируются в книге «Язычество древней Руси», являются своеобразные отчеты миссионеров Ватикана направлявшихся в области расселения западных славян. Эти документы содержат сведения, практически неиспользованные другими исследователями, и эти сведения приводит Рыбаков как иллюстрации воздействия католиков на славянские народы с целью раз-рушения их единства. Такие страницы заставляют вспомнить призыве русского ди-пломата и поэта Ф. Тютчева: «славянский мир, сомкнись тесней». Да, западные политики всегда старались подорвать это издревле сложившееся единство, и, как мы те-перь знаем, во многом уже преуспели и стали в последнее время направлять свои уси-лия прямо на подрыв самосознания русского народа, на разрушение той народной памяти, к сохранению которой нас призывают книги Б. А. Рыбакова. В этой книге, посвященной анализу восточнославянского язычества на протяжении I тысячелетия н.э., рассматривается история русской государственности в форме становления русских княжеств («земель») до X века, т.е. до встречи язычества с привнесенным извне христианством, и дается широкое описание развития двоеверия.

Древние формы религиозного мировосприятия достигли своей вершины ко времени сложения Киевской Руси, которое Рыбаков прямо называет языческим государством. Книга насыщена примерами анализа археологического материала, а без такого его внимательного и любовного всматривания в каждую черточку древних вещей, в значение каждого их знака, нельзя понять прямой связи с жизненной практикой и чувствами тех, кто их некогда создавал. Борис Александрович проложил путь к умению не просто описывать молчаливые находки археологических раскопок, а читать их внутренний рассказ, понимать суть того, что видел и переживал человек создавав-ший и этих идолов, и эти фибулы или амулеты. Тексты его книг – это всегда ясный и открытый разговор с читателем, не поучения и не инструкции, а эмоционально ок-рашенное живое повествование о том, о чем всем нам, потомкам наших предков, следует знать. Например, выявленное автором наличие черт ритуального характера в ук-рашениях русских княгинь подчеркивает такую характерную особенность раннесредневекового языческого общества, как участие в древних традиционных обрядах представителей всех его социальных слоев, а значит и единство мировосприятия, бывшее типичным для всего народа, единство сохраняемой им памяти, сложившейся в течение многих тысяч лет его исторического развития. И, всегда, в каждом абзаце книг Рыбакова, мы встречаем не осуждения «проклятого (поганого, тупого и пр.)» язычества, а глубокий сердечный интерес к нему как к выражению мировосприятия сотен поколений наших предков, как к их перекличке с нами, немой их попытке рассказать нам о своей жизни.

Историю Руси в трудах Рыбакова мы видим на той стадии ее изучения, которая до наших дней признается основой для дальнейших разработок.

Гусева Наталья Романовна, доктор исторических наук, член СП РФ

В книге анализируются данные греческого географа и историка Геродота (V в. до н. э.) о племенах, живших в Восточной Европе в I тысячелетии до н. э.
На основе новейших археологических данных известный советский ученый академик Б. А. Рыбаков подтверждает достоверность сообщений Геродота или их пересматривает, устанавливает маршрут путешествия греческого географа, раскрывает содержание легенд, записанных Геродотом, восстанавливает маршрут похода...

Киевская Русь IX-X вв. - первое государство восточных славян, объединившее более 200 мелких славянских, финно-угорских и латышско-литовских племен. Современники называли его просто Русью; термин "Киевская Русь" - кабинетного происхождения, но он очень удобен для обозначения определенного хронологического отрезка - IX - начало XII в., когда Киев стоял во главе огромного государства, открывавшего собой новый, феодальный период в истории...

Книга представляет собой фундаментальный труд выдающегося отечественного историка и археолога акад. Б.А. Рыбакова, посвященный проблеме происхождения восточных славян и Руси, киевскому периоду древнерусской государственности и периоду обособления русских княжеств вплоть до монгольского нашествия XIII в.

Перу известного археолога и историка с мировым именем, академика Б.А. Рыбакова (1908 - 2001) принадлежат фундаментальные работы по истории России, исследованию происхождения древних славян, начальных этапов становления русской государственности, Киевской Руси IX - XIII веков, развития ремесел, архитектуре древних городов, живописи и литературе, верованиям древних славян.

Олег Творогов, Борис Рыбаков и др. - Что думают ученые о "Велесовой книге"

В сборнике статей предлагается критический разбор "Велесовой книги" как произведения письменности и исторического источника. Вскрываются причины и условия появления этой литературной подделки середины XX в. Авторы статей - специалисты в области истории, литературы, языка, книговедения, сотрудники Академии наук и университетов. Большинство статей ранее публиковалось в научной периодике.
Для специалистов по истории отечественной культуры, широкого круга читателей.

Книга - продолжение монографии Б. А. Рыбакова "Язычество древних славян", вышедшей в 1981 г. Она посвящена роли древней языческой религии в государственной и народной жизни Киевской Руси до принятия христианства. Автор показывает высокий уровень языческих воззрений и обрядов накануне крещения Руси, их проявление в общественной жизни, в прикладном искусстве, в церковных обрядах. Для историков, искусствоведов, широкого круга читателей.
Рецензенты: В. П. Даркевич, С. А. Плетнева.

Писателя, историка, славяниста, археолога, учёного, исследователя Бориса Рыбакова по праву называют одним из тех, кто внёс неоценимый вклад в развитие современного язычества, в укрепление родной веры, в поднятие древних традиций. Рыбаков Борис Александрович стал для тех, кто интересуется язычеством, интересуется корнями славянского народа, верованиями, историей, традициями настоящей «путеводной звездой». Его книги настолько всеобъемлющи и так скрупулёзно и точно вникают в суть каждой детали, что прочитав даже один или два его труда, можно прояснить для себя многие моменты, основы и тонкости славянского язычества.

(21 мая 1908 г. — 27 декабря 2001 г.) являлся профессором, академиком АН СССР и академиком РАН, археологом, историком. Кроме того, являлся деканом исторического факультета МГУ, проректором МГУ, директором института АН СССР, директором Института истории СССР, академиком-секретарём Отделения истории АН СССР, членом Международного комитета славистов и так далее. Имеет множество наград и премий, среди которых: Герой Социалистического Труда, Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, Три ордена Ленина, Орден Октябрьской Революции, Орден Трудового Красного Знамени, Орден Дружбы народов, Ленинская премия, Сталинская премия и другие. Его вклад в развитие советской и славянской историографии просто неоценим. Первой работой Бориса Рыбакова считается «Ремесло Древней Руси», которая изначально являлась его докторской диссертацией, а затем была опубликована. «Ремесло Древней Руси» было награждено Сталинской премией.

Борис Рыбаков был известным археологом . Он проводил раскопки в Москве, Звенигороде, Чернигове, Переяславле Русском, Белгороде Киевском, Тмутаракани, Путивле, Александрове и на других исторических землях, где существовали древние культуры славян. Борис Рыбаков, будучи откровенным славянистом, который придерживался глубоко-патриотических взглядов и высказывал свою точку зрения на уникальность и величественность всего славянского народа, не боялся критиковать других писателей, исследователей и учёных, совершать настоящие революции в исторических хрониках и давно устоявшихся понятиях. При этом его точки зрения всегда тщательно проработаны, чтобы очередное открытие не оказались впоследствии «ложной сенсацией». В этом смысле Борис Рыбаков был очень щепетилен, и вы сами можете в этом убедиться, прочитав его труды. За более чем 70 лет своей деятельности, опубликовал несколько книг, сотни статей и рецензий.

Здесь я хочу познакомить вас с замечательной книгой писателя, учёного, славяниста, пользующегося непререкаемым авторитетом, которая называется «Язычество древних славян» . Эта книга, в числе некоторых других, считается одним из самых больших и обширных трудов Рыбакова. Исследование было написано в 1981 году и вместе с другой книгой, которая вышла в 1987 году и называется «Язычество Древней Руси», является полноправным путеводителем в мире славянских верований. Многие писатели, историки пытались создать труды, которые были бы настолько обширными и всеохватывающими, но, пожалуй, блестяще вышло это только у Бориса Рыбакова.

Являясь одним из самых больших знатоков славянской культуры, Борис Рыбаков создал по-настоящему уникальное произведение, которое стоит того, чтобы с ним познакомиться. Фундаментальное исследование язычества Руси , начиная с самых ранних времён и практически до настоящего времени. Своё исследование Рыбаков начинает с самых истоков — с каменного века, которым датируются первые находки древних людей, с самых древних представлений о высших существах — двух Рожаницах-лосихах и заканчивая Перуном, на самый верх пантеона языческих Богов которого поставил . Таким образом, начиная своё исследование с праславянских времён, Рыбаков раскручивает запутанный клубок, расставляя все точки и заполняя бытовавшие до этого пустоты. Конечно, люди, даже такие учёные как Борис Рыбаков, о котором здесь идёт речь, далеко не идеальны и где-то могут ошибаться. Многие авторы и другие историки пытаются переосмыслить то, что создал Рыбаков, что-то укрепить, что-то подвергнуть сомнению и выдвинуть свою точку зрения. Однако тот фундамент, что Борис Рыбаков положил для современных людей, которые интересуются своим прошлым, истоками своего существования, переоценить просто невозможно.

В книге «Язычество древних славян» вы познакомитесь с Богами и древнейшими традициями, разбором и расшифровкой древнейших посланий в виде рисунков, узоров, надписей, вышивок, резьбы и так далее. Кроме того, Борис Рыбаков подробно останавливается на сказках, мифах, легендах и преданиях наших предков. Весь обширный пласт сведений он собирает воедино, создавая единую, точную и ясную картину мира древнего славянина-язычника.

Купить книги Бориса Рыбакова «Язычество древних славян»

Купить книгу Язычество древних славян в интернет-магазине с доставкой.

Родился 21 мая (3 июня) 1908 года в Москве в русской старообрядческой семье. Отец учёного окончил историко-филологический факультет Московского государственного университета, был автором трудов по истории раскола, а также основателем и директором Старообрядческого Учительского института, созданного в 1911 году на средства С. П. Рябушинского. Мать, Клавдия Андреевна Блохина, окончила филологический факультет Высших женских курсов В. И. Герье и работала педагогом.

Получил хорошее домашнее образование, в 1917 году в возрасте 9 лет был отдан в частную гимназию. С 1921 года жил вместе с матерью в Москве в Гончарной слободе в здании детского дома «Трудовая семья». В 1926 году поступил на историко-этнологический факультет МГУ, который окончил в 1930 году. В течение 6 месяцев служил курсантом в Красной Армии, в артиллерийском полку 1 дивизии в Москве, в 1931 году поступил на службу в Отдел раннего феодализма Исторического музея. Своим учителем считал известного историка С. В. Бахрушина.

В ходе многолетней работы над колоссальными собраниями ГИМ подготовил фундаментальный труд «Ремесло Древней Руси», защищенный в 1942 году в качестве докторской диссертации в эвакуации в Ашхабаде, в 1948 году опубликованный отдельным изданием, а в 1949 году удостоенный Сталинской премии. В конце 1940-х - начале 1950-х годов участвовал в кампании против «безродных космополитов», опубликовав в научных журналах ряд статей о роли иудеев и иудаизма в истории Хазарского каганата. В 1951 году вступил в ВКП(б).

Директор Института археологии АН СССР в 1956-1987 гг., академик Чехословацкой (1960) и Польской (1970) АН, почётный доктор Ягеллонского университета в Кракове (1964); член Исполнительного комитета Международного союза доисторических и протоисторических наук (с 1958 года) и член Международного комитета славистов (с 1963 года); неоднократно представлял советскую историческую науку на Международных конгрессах. С 1958 года президент общества «СССР - Греция».

Научные взгляды

Б. А. Рыбаков был крупным археологом. Его научная деятельность началась с раскопок вятических курганов в Подмосковье. Он проводил масштабные раскопки в Москве, Великом Новгороде, Звенигороде, Чернигове, Переяславле Русском, Белгороде Киевском, Тмутаракани, Путивле, Александрове и мн. др. Им были целиком раскопаны древнерусские замки Любеч и Витичев, что дало возможность реконструировать облик небольшого древнерусского города. На этих раскопках учились «раскопочному ремеслу» сотни будущих историков и археологов. Многие ученики Б. А. Рыбакова стали известными учеными, в частности, С. А. Плетнева, специалист по кочевым народам Степи, хазарам, печенегам и половцам.

Всю свою жизнь Б. А. Рыбаков придерживался патриотических, антинорманистских убеждений. По оценке Л. С. Клейна, он был «не просто патриотом, а несомненно, русским националистом … ультра-патриотом - он был склонен пылко преувеличивать истинные успехи и преимущества русского народа во всем, ставя его выше всех соседних». Так, Рыбаков был убеждён в глубокой автохтонности славянского населения на территории Украины, связывая со славянами и скифов, и даже трипольцев. Наличие на территории Украины государства готов при этом отрицалось, а традиционно связываемая с готами черняховская культура провозглашалась культурой славянской. Крупнейшие центры славян, и в первую очередь, Киев, в трактовке Рыбакова существовали с незапамятных времён.

К числу наиболее спорных построений Рыбакова относятся попытки произвести славян от скифов-пахарей, живших в Причерноморье ещё во времена «отца истории» Геродота (V век до н. э.). В книге «Киевская Русь и русские княжества в XII-XIII веках» он отнёс начало истории славян к XV веку до н. э. В Змиевых валах историк видел свидетельство столкновения славян с киммерийцами (по общепринятой точке зрения, покинувшими Причерноморье за 1000 лет до появления там славян): «Славяне применяли при постройке своих первых укреплений пленных киммерийцев», - заявляет учёный.

Многие научные труды Рыбакова содержали фундаментальные выводы о жизни, быте и уровне социально-экономического и культурного развития населения Восточной Европы. Так, например, в книге «Ремесло древней Руси» исследователю удалось проследить генезис и этапы развития ремесленного производства у восточных славян с VI по XV века, а также выявить десятки ремесленных отраслей. Целью Рыбакова было показать, что домонгольская Русь не только не отставала в своем экономическом развитии от стран Западной Европы, как это утверждали ранее многие ученые, но по некоторым показателям опережала эти страны.

В монографии «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» он провел параллели между былинными сюжетами и русскими летописями. Он выдвинул гипотезу о том, что отдельные погодные записи в Киевском государстве начинают делаться не в XI веке, а уже во второй половине IX-X столетиях.

Ученый детально исследовал древнерусское летописание, предложил версии авторства отдельных летописных фрагментов, подверг тщательному анализу оригинальные известия историка XVIII века В. Н. Татищева и пришёл к выводу, что они опираются на заслуживающие доверия древнерусские источники, и что В. Н. Татищев не занимался фальсификацией истории.

Досконально изучил Б. А. Рыбаков и такие замечательные памятники древнерусской литературы, как «Слово о полку Игореве» и «Моление Даниила Заточника». Им была выдвинута гипотеза, согласно которой автором «Слово о полку Игореве» был киевский боярин Петр Бориславич. Согласно другой гипотезе Рыбакова, выдающийся мыслитель и публицист конца XII - начала XIII веков Даниил Заточник являлся великокняжеским летописцем при дворах Всеволода Большое Гнездо и его сына Константина.

В своих трудах, таких как «Язычество древних славян» (1981), «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.» (1982), «Язычество древней Руси» (1987), Б. А. Рыбаков фактически воссоздал целый пласт дохристианских верований восточных славян, вызвав в свой адрес обвинения в фантастических спекуляциях и отсутствии единой методологии. К примеру, в образе Змея Горыныча академик видел смутное воспоминание славян о каком-то доисторическом животном, например, о мамонте. Былинное сказание о встрече богатыря со Змеем на Калиновом мосту через огненную реку, по Рыбакову, есть не что иное, как

Педагог

Свою педагогическую деятельность Б. А. Рыбаков начал в 1933 году в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской и Московском областном педагогическом институте. Свыше 60 лет он проработал на историческом факультете Московского университета им. М. В. Ломоносова: в 1939-1943 годах - доцентом, с 1943 года - профессором, в 1950-1952 годах - деканом, 1953-1962 годах - заведующим кафедрой отечественной истории периода феодализма, в последние годы - в качестве Заслуженного профессора МГУ. Тысячи студентов прослушали его общие и специальные лекционные курсы, сотни прошли через его просеминарские занятия. Несколько десятков докторов и кандидатов исторических наук считают Б. А. Рыбакова своим учителем. Существует целая «рыбаковская» школа историков. Миллионы школьников и многие тысячи студентов учились по его учебникам.

Должности, звания, награды

  • Герой Социалистического Труда (1978)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (31 мая 1998) - за заслуги перед государством, большой личный вклад в развитие отечественной науки и подготовку научных кадров
  • Три ордена Ленина
  • Орден Октябрьской революции
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден Знак Почёта (1953)
  • Ленинская премия (1976)
  • Сталинская премия (1949, 1952)
  • Премия имени академика Б. Д. Грекова

Б. А. Рыбаков выполнял большую административную работу: в 1952-1954 гг. он был проректором МГУ. Затем 40 лет возглавлял Институт археологии Академии наук СССР, академиком-секретарем Отделения истории РАН.

Действительный член Российской академии наук, почётный член Чехословацкой, Польской и Болгарской академий наук, заслуженный профессор Московского университета им. М. В. Ломоносова, доктор исторических наук, почётный доктор Краковского Ягеллонского университета.

В шестой поточной аудитории первого гуманитарного корпуса МГУ висит памятная доска в честь Бориса Александровича Рыбакова.

Критика

Многие маститые ученые-историки и археологи, ранее демонстрировавшие свою «дружбу» с Б. А. Рыбаковым и, как правило, благожелательно отзывавшиеся о его действительно спорных с точки зрения выводов и гипотез работах, с начала 1990-х годов постепенно начали прохладно относиться как к нему самому, так и к его трудам по истории Древней Руси.

В публичных отзывах о научных заслугах Б. А. Рыбакова некоторые известные авторы, например Л. С. Клейн, Я. С. Лурье, Д. С. Лихачев, А. П. Новосельцев, характеризовали его как дилетанта. Возражения вызывают, в частности, построения Рыбакова насчёт славянской принадлежности трипольской и черняховской культур, любительские экскурсы в лингвистику, поиск в орнаментальных вышивках XIX-XX вв. надёжнейших свидетельств относительно духовной жизни славян до принятия христианства.

По словам Л. С. Клейна, Рыбаков «углубил Киев на полтысячелетия (приписав его основание к концу V в.), хотя как археолог он должен был бы знать, что в Киеве нет славянского культурного слоя древнее IX в.» Это позволило властям советской Украины в 1982 году отпраздновать 1500-летие Киева - города, где даже слои IX века с трудом могут быть интерпретированы как городские.

Вместе с тем, в среде московско-университетских ученых и преподавателей и руководства РАН сохранялось в целом позитивное отношение к заслугам Б. А. Рыбакова. В 1998 году, к 90-летию ученого, группой историков, филологов, археологов и искусствоведов его школы был выпущен объемистый сборник статей «Культура славян и Русь», в качестве предисловия к которому был использован подробный биографический очерк А. А. Медынцевой.

Публикации

За 70 с лишним лет его научной деятельности были опубликованы монографии:

  • «Радзімічы» (1932)
  • «Ремесло Древней Руси» (1948)
  • «Древности Чернигова» (1949)
  • «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» (1963)
  • «Первые века русской истории» (1964)
  • «Русские датированные надписи XI-XIV веков» (1964)
  • «Русское прикладное искусство X-XIII веков» (1971)
  • «Слово о полку Игореве и его современники» (1971)
  • «Русские летописцы и автор „Слова о полку Игореве“» (1972)
  • «Русские карты Московии XV - начала XVI веков» (1974)
  • «Геродотова Скифия. Историко-географический анализ» (1979)
    • Переиздание - М.: Эксмо; Алгоритм, 2010. - 272 с. - ISBN 978-5-699-42815-1.
  • «Язычество древних славян» (1981)
  • «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII веков» (1982)
  • «Язычество древней Руси» (1987)
  • «Петр Бориславич. Поиск автора „Слова о полку Игореве“» (1991)
  • «Стригольники. Русские гуманисты XIV столетия» (1993)
  • сборник научных трудов «Из истории культуры древней Руси. Исследования и заметки.» - М., Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 240 с., 66 илл. - 20.500 экз.
  • научно-популярная книга «Начальные века русской истории» (1984)
  • свыше 400 статей и рецензий, в том числе крупные разделы для двухтомника «История культуры древней Руси. Домонгольский период» (1948, 1951) и «Очерки русской культуры XIII-XV вв.» (1969, 1970), а также важные разделы вузовских и школьных учебников.

Под редакцией Б. А. Рыбакова вышло очень большое количество разнообразных научных исследований: первые шесть томов «Истории СССР с древнейших времен», многотомные - «Свод археологических источников», «Археология СССР», «Полное собрание русских летописей» и др.

27 декабря 2001 года на 94-м году жизни скончался великий русский историк и археолог, крупнейший специалист по истории славянства и Киевской Руси, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР академик Борис Александрович РЫБАКОВ.

Сотни научных трудов академика Бориса Александровича Рыбакова составили целую эпоху в изучении Древней Руси и обогатили историческую науку крупнейшими открытиями. Академик Рыбаков - автор фундаментальных работ по истории нашей Родины, происхождению древних славян, начальных этапов сложения русской государственности, Киевской Руси IX-XII веков, развитию ремесел, культуре русских земель, архитектуре древнерусских городов, литературе и живописи, верованиям древних славян. За книгу "Ремесло Древней Руси" (1947 год) он был удостоен Государственной премии СССР. Фундаментальные труды "Язычество древних славян", "Язычество Древней Руси", "Киевская Русь и русские княжества IX-XIII веков" и другие являются настольными книгами серьезных ученых-историков и лингвистов. Борис Александрович - автор глубоких исследований о культуре и социальной природе древнерусского города, создатель новых концепций этнической истории славянства. Под его руководством Институт археологии АН превратился в наиболее крупное и авторитетное археологическое учреждение страны. Академик Рыбаков был патриотом своей Родины. Благодаря его трудам удалось сохранить многочисленные памятники истории и культуры нашего Отечества. Вечная ему память!

Отдавая дань памяти великому русскому ученому, сегодня мы публикуем одно из последних интервью академика Бориса Александровича РЫБАКОВА

АКАДЕМИК РЫБАКОВ: ПАТРИОТИЗМ - ПОНЯТИЕ НЕОТВЛЕЧЕННОЕ

Академик Борис Александрович Рыбаков, будучи одновременно и археологом, и археографом, и историком фольклора, заслужил огромный авторитет среди серьезных исследователей прошлого и достойно представлял нашу историческую науку на многих международных конгрессах. Он свыше сорока лет возглавлял Институт археологии и ныне остается его почетным директором. Ему уже за 90 лет, но и в этом возрасте сохранил удивительную работоспособность, на его счету сотни научных трудов, свидетельствующих о широчайшем диапазоне его деятельности.

Борис Александрович, давайте начнем с того, как вам удалось найти автора "Слова о полку Игореве".

Работая над текстами сказаний Древней Руси, убедился, что почти все былинные сюжеты укладываются в хронологические рамки с IX по первую половину XIII века. былины - это художественное осмысление народом конкретных исторических событий, историческая память народа. С таких же позиций я подходил к исследованию летописей. Результатом анализов, сопоставлений, статистических расчетов стал вывод: "Слово" - вещь подлинная, написанная по следам событий конца XII века в Киеве Петром Брониславовичем - боярином, который был на дипломатической службе и выполнял целый ряд поручений, в том числе был послом Киева в Галиче, лично знал многих князей.

Вы вели археологические раскопки в Тмутаракани. Насколько результаты раскопок подтверждают присутствие наших предков и исторические права на эти земли в связи со спорами вокруг Крыма и турецкими притязаниями на Кавказе?

В центре Таманского княжества - Тмутаракани мы раскопали православную церковь XI-XII веков. Обнаружено немало свидетельств высокой культуры, расцвета ремесел в этом древнерусском княжестве на побережьях Азовского и Черного морей. Оно было русским окном в Византию. Для связей с Северо-Западной Европой таковым стал Новгород. На Тамани и в Крыму русские мирно уживались с греками. Характерным представляется эпизод в отношениях с полукочевыми народами, когда русский князь заявил их князю: "Давай побьемся с тобой, чем народ истреблять в битве!" И победа была за ним. Добрым соседом было христианское Абхазское царство. Русские укрепились, обустроились на южных морях за несколько веков до турок, которые пришли завоевателями с Аравийского полуострова и после захвата Малой Азии докатились до Кавказа.

В печати появляются высказывания, что князь Владимир был украинцем. Вы изучали летописи и доподлинно знаете, каким языком они написаны. Был ли тогда один язык в Киеве и Новгороде?

Восточные славяне жили в составе одного государства от Новгорода на Севере до Черного моря на юге. Русские, украинцы и белорусы составляют триединый народ, происходящий от одного корня. Все летописи, что в Киеве, что в Новгороде, писались на древнерусском языке.

По-видимому, помрачение Беловежской пущи еще не прошло у некоторых украинских политисториков. Они пытаются переписать историю, а это не просто невежество, но и оскорбление памяти предков и времен Киевской Руси, и времен Богдана Хмельницкого. А сколько великороссов погибло, спасая малороссов от набегов крымского хана и турок, от нашествий поляков, французов и немцев?! Древнерусский же язык сквозь многие века пронесли русины в Закарпатье, и это говорит о многом.

Вы более полувека вели археологические раскопки на Украине. Какие открытия представляются наиболее важными?

В книге "Древности Чернигова" я рассказал о том, как был открыт Благовещенский собор 1186 года с мозаичными полами. Я доказал, что подвальные помещения принимали за жилые, что дома в древнерусском городе были в полтора-два, реже в три этажа. Это было открытием. Мной реконструирован замок-усадьба Владимира Мономаха в Любече с укреплениями, дворцовыми и хозяйственными постройками, церковью и сторожевыми башнями. Изучен и восстановлен облик городов-крепостей по Днепру и Стугне, построенных в конце Х века для защиты от печенегов. Удалось доказать реальность былинного героя Ставра Годиновича. В надписи-граффити из Киевского Софийского собора приведено его подлинное отчество - Гордятинич. В книге "Геродотова Скифия. Историко-географический анализ", я привожу доказательства того, что в Днепровском Правобережье жили славянские племена еще во времена Геродота.

Ваша первая, огромная по объему книга "Ремесло Древней Руси", вышедшая еще в конце 40-х годов, совершила подлинный переворот в представлениях об истории восточных славян и Древней Руси. В книге приведены доказательства высокой степени развитости древнерусского ремесла и опровергалось мнение о слабой распространенности грамотности, о полной зависимости Древней Руси от рынков Европы и Византии. Как вы относитесь к высказываемому отдельными авторами мнению, что это был социальный политический заказ?

Этого не могло быть. Начинал я свою работу, которую защитил как докторскую в 1942 году, еще в 20-30-е годы, когда, напротив, история писалась "революционная" и изобреталась интернациональная "пролетарская" культура. Моя работа возрождала историко-культурное достояние русского народа. Ремесло и культура Древней Руси были выше тогдашнего европейского уровня, но ей был нанесен огромный урон монголо-татарским нашествием.

К сожалению, во все времена находятся псевдоученые, которые, в угоду конъюнктуре, трактуют историю, не удосужась сопоставить данные летописей, эпиграфики, археологии, народной памяти.

Есть ли у вас разногласия с другими историками - академиком Лихачевым, с Львом Гумилевым?

Да, на некоторые вещи мы смотрим по-разному. Это, впрочем, не помешало мне поддержать Дмитрия Сергеевича при выдвижении его в академики. А Гумилев неоправданно затушевывал огромный урон, нанесенный Руси монголо-татарским игом во время расцвета ее культуры. Ведь были десятки специальностей ремесленников и высочайшее ювелирное искусство в русских городах. Кстати, в моей монографии-альбоме "Русское прикладное искусство Х-ХIII веков" предстает во всем великолепии в прекрасных цветных иллюстрациях созданное русскими умельцами.

Появилось много противников глубокой древности нашей государственности. Действительно ли она начинает складываться в VI веке?

Да, в VI-VII веках сложился мощный союз племен Среднего Приднепровья "Русская земля" под главенством росов-русов. В VII-IX веках в результате длительного и сложного развития складывается суперсоюз "Киевская Русь".

В своих книгах "Язычество древних славян" и "Язычество Древней Руси" вы представляете языческие обряды и пишете о двоеверии, о многовековом сосуществовании православия и языческих представлений и обрядности в русском повседневном быту и культуре. По своему детству знаю, что в северном крестьянстве многое из поверий древности сохранялось. Это прослеживается в романах и стихах крестьянских поэтов Сергея Клычкова, Николая Клюева и самого Сергея Есенина. Было ли принятие христианства благом для Руси?

Христианство пришло с византийской богатой культурой, литературой и философией. Это способствовало повышению грамотности, развитию русской культуры, а в последующем и литературы, единению и укреплению Древней Руси, а в последующем и русского государства.

Теперь о вас. Как вам удается совмещать научную работу с преподавательской и редакторской деятельностью?

Я привык работать с аудиторией и чувствую призвание "сеять разумное, доброе, вечное". Для меня патриотизм никогда не был отвлеченным понятием. Я старался всегда привить студентам любовь к Отечеству через любовь к его истории, будучи заведующим кафедрой, деканом исторического факультета, проректором МГУ. Более 20 лет продолжались "Рыбаковские среды" - заседания Отдела истории культуры "Совета по культуре" РАН в Институте русского языка.

В течение многих лет я являлся членом редколлегии исторических журналов и главным редактором журнала по археологии. Вообще редакторская работа повышает чувство ответственности. Благодаря преподавательской работе у меня много учеников и последователей. Кстати, "Повесть временных лет", "Русскую правду" и "Слово о полку Игореве" я читаю на лекциях в подлиннике, чтобы студенты привыкали к образности и красочности, поэтичности языка и стиля Древней Руси. Не только бужу генетическую память через красоту чеканного ритма и поэтического слога "Слова о полку Игореве", но и учу извлекать из первоисточника необходимую историческую информацию.

На одной из ваших лекций в Доме литераторов вы так чудесно связали ремесла и вышивки Древней Руси с современным народным творчеством, что большинство писателей были буквально зачарованы. Вероятно, не только у меня перед глазами были вышивки с бабушкиных рушников. Оказывается, с раннего детства мы видели те же узоры, что и древние русичи.

Меня радует, когда говорят, что они красивы. Но я подошел к расшифровкам вышивок как ученый. Это генетическая память народа и глубокая верность истории и устоям, пронесенная из поколения в поколение через десятки веков. И то, что эти вышивки в разных краях - на юге и на севере страны - имеют много общего, говорит об историческом единстве русского народа. Тысяча, даже полторы тысячи лет передается красочная информация, удивительно сочетающая языческие и православные божества и символы. Чаще всего изображенные божества в орнаментах воспринимались как хранительницы домашнего очага и оберег рода.

Над чем вы работаете в настоящее время?

Моя новая книга будет называться "Судьба славянства от Геродота до Нестора". В ней прослеживается влияние античной культуры Рима и Греции на славянство. Данные археологии, исторические источники я дополняю почерпнутым в народных сказках, фольклоре.