Балет нуреев в большом театре кто исполняет. «Нуреев» в Большом театре: пастельные сцены. Обвинение за "Свободу"

Стала ли главная театральная премьера года в России главным скандалом 2017-го?

Большой театр в минувший уик-энд представил публике балет «Нуреев» питерского композитора Ильи Демуцкого в постановке режиссера Кирилла Серебренникова и хореографа Юрия Посохова. «Запрещенный спектакль», билеты на премьерные показы которого разлетелись в считаные часы, прошел при большом скоплении VIP"ов — друзей и знакомых спонсоров постановки — Романа Абрамовича и Андрея Костина. «Нуреева» специально для «БИЗНЕС Online» рецензирует балетный критик Екатерина Беляева.

«БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК»

В Москве на исторической сцене Большого театра состоялась мировая премьера балета петербургского композитора Ильи Демуцкого «Нуреев» . Его поставили худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников , который сейчас находится под домашним арестом в связи с так называемым театральным делом, и хореограф Юрий Посохов , постоянно проживающий и работающий в Сан-Франциско. Напомню, что эта премьера должна была состояться еще в июле 2017 года и завершить прошлый театральный сезон в Большом, но после одного из прогонов ее внезапно отменили. На самом деле балет не отменили, а отправили на доработку. Спектакль перенесли сначала на май-2018, так как раньше у постановщиков не было общего времени для того, чтобы встретиться в Москве вторым дублем.

В качестве причин отмены выдвигались разные версии. Официальной считалась такая: спектакль не готов к сдаче, плохо отрепетирован, имеет много постановочных нестыковок и требует дополнительного времени на доработку. Другая версия строилась из догадок, касающихся непристойности изобразительного материала, использованного постановщиком Серебренниковым (режиссер выступил в «Нурееве» и как сценограф). Неприличным могло показаться мелькание на заднике гигантских размеров фотографии полностью обнаженного Рудольфа Нуреева авторства знаменитого американского фотохудожника Ричарда Аведона . Карточки той «естественной», то есть «обнаженной» фотосессии не являются запретными, они опубликованы, по ним в академиях учатся историки искусства и молодые фотографы.

В первую причину можно легко поверить, так как в сегодняшней гонке большинство спектаклей во всем мире делается наспех, выпускается в короткие сроки, а технологически трудные спектакли могут прирастать качеством конкретно на самых последних репетициях за счет профессионализма постановщиков и отдачи актеров. Такое случиться с балетом «Нуреев» летом запросто могло. Относительно второй догадки сказать нечего, журналистов на рабочие репетиции не пускают, и судить, «был ли мальчик» (была ли задействована такая фотография, как именно фотография и в каком формате ее демонстрировали, была ли другая «порнография»), мы не можем. И третья гипотеза «недопуска» балета к публике летом — наличие в спектакле намеренной пропаганды ЛГБТ или страх, что лирические сцены фактически супружеских отношений Рудольфа и датского танцовщика Эрика Бруна , включенных в балет как факт биографии Нуреева, какой-то важной персоне сверху покажутся таковой.

Как бы там ни было, после рокового дня, когда прозвучал приговор об отмене готового балета, состоялся еще один генеральный прогон «Нуреева», его записали для того, чтобы в любой момент можно было вспомнить порядок. Дальше разворачивался самый плохой сценарий. В августе Серебренникова посадили под домашний арест, начатые им спектакли — в Москве и Штутгарте — вышли без окончательного «досмотра» режиссера, запертого в своей московской квартире и лишенного загранпаспорта. Вышли они в самом высоком «разрешении», так как мозговая концентрация коллег-артистов и ответственность за общее дело после ареста Кирилла оказалась завидным образом накалена. В это же время в декабрьской афише Большого театра внезапно «открылось» окно и в него «влетели» два «Нуреева». Все постановщики, кроме Серебренникова, смогли приехать на экстренные репетиции.

«Парады «белых пачек» в Вагановке и круженье казенных портретов складываются в «день сурка» по-советски (Нуреев – Владислав Лантратов)» Фото: Павел Рычков / Большой театр

«ШВОВ ОТ СРОЧНОГО ВЫРЕЗАНИЯ ФРИВОЛЬНЫХ СЦЕН НЕ ЗАМЕЧЕНО»

Прежде чем приступить к описанию того, что зрители (из них лишь 500 человек купили билеты в кассе предварительной продажи, а остальные были представителями СМИ, гостями театра или приглашенными лицами двух спонсоров спектакля — Романа Абрамовича и Андрея Костина ) увидели на премьере 9 декабря, надо рассказать, что представляет собой в общих чертах театр Серебренникова.

«Нуреев» — его третья работа в Большом после оперы «Золотой петушок» и балета «Герой нашего времени». Режиссеры драмы и либреттисты-драматурги в балете появлялись и до него, история зафиксировала опыт Немировича-Данченко, Радлова, Пиотровского и др... Но Кирилл особенный. В любой чистый жанр он приходит, чтобы экспериментировать, взрывать рутину и обманывать ожидания зрителей с конвенциональным мышлением. Его драматические спектакли походят на мюзиклы и балеты, в операх есть серьезные пластические вставки, а в балете — элементы вербатима и мелодекламации.

Таким образом, заказывая «Нуреева» команде Серебренникова, гендиректор Большого Владимир Урин брал не кота в мешке, а вполне конкретный синтетический театр, который он хотел показать на исторической сцене Большого театра — балет с приметами оперы, оратории, телешоу, драматического спектакля и кино. И публика, пришедшая 9 и 10 декабря в Большой, — это в какой-то степени обычная «паства» Серебренникова, поклонники его творчества и неофиты современного искусства. Эти люди едва ли бы стали наводить лорнет на неприкрытые фиговым листом гениталии Нуреева на известной фотографии. Сразу оговорюсь, никакой подобной фотографии в балете нет, как нет пропаганды ЛГБТ и порнографии. Швов от срочного вырезания фривольных сцен тоже не замечено. Балет выполнен в нежных пастельных тонах и полон лирики.

«Фотографии полностью обнаженного Нуреева в балете нет, как нет пропаганды ЛГБТ и порнографии» Фото: Дамир Юсупов / Большой театр

Спектакль о самом ярком балетном артисте второй половины XX века этой команде постановщиков заказал Большой театр в лице Урина. Гендиректор главного театра страны рассчитывал с новым блокбастером, в данном случае байопиком (биографией), повторить успех балета «Герой нашего времени», поставленного Серебренниковым и Посоховым на музыку Демуцкого в 2014 году по мотивам одноименного романа Михаила Лермонтова. Переговоры с востребованным в мире Посоховым проходили давно, хореограф заранее «озвучил» несколько названий балетов, постановки которых он мог осуществить в расчете на историческую сцену Большого, но выбор пал на «Нуреева». Урин рассудил, что Большому театру нужны, кроме сюжетов русской литературы (в сезоне 2017/2018 гамбургский хореограф Джон Ноймайер ставит балет «Анна Каренина», это будет копродукция двух балетных трупп) истории о больших художниках, чья жизнь и творчество изменили мир. Нуреев идеально подошел.

Что касается написания имени танцовщика, известного у нас больше как Нуриев, то здесь выбор делал либреттист, то есть Серебренников. Фамилия отца Рудольфа была придумана им самим и возводилась к имени Нурис, а всю родню в момент получения паспортов записали Нуреевыми. По паспорту Рудольф был Нуреевым, как Нуреев он поехал с труппой Кировского (сейчас Мариинского) театра в Париж, как Нуреев «прыгнул в свободу» в 1961 году в аэропорту Ле-Бурже, и на Нуреева в СССР завели дело изменника родины.

«Через совместные занятия с Эриком Бруном (Денис Савин) Нуреев познает тонкости и нюансы датской школы танца, а заодно соединяется с ним на короткое время в настоящую семью» Фото: Михаил Логвинов / Большой театр

«ЗА КАЖДЫМ ЛОТОМ ПРЯЧЕТСЯ ФЛЕШБЭК»

Начинается балет с выкриков аукциониста на английском и французском языках (артист МХТ Игорь Верник ). Сразу в двух аукционных домах в Париже и Нью-Йорке распродаются предметы искусства и личные вещи, принадлежащие недавно скончавшемуся (1993) великому танцовщику, богу танца Нурееву. За каждым лотом прячется флешбэк — мини-путешествие в прошлое Нуреева, его встречи с людьми, участие в постановках и просто важные жизненные эпизоды. Какие-то эпизоды инкрустированы танцами, какие-то снабжены пением (поют меццо-сопрано Светлана Шилова , тенор Марат Гали , контратенор Вадим Волков ), некоторые представляют собой пластические этюды под монотонное чтение отрывка письма (большинство писем имеют вымышленное содержание).

Первый флешбэк уводит в Ленинград в хореографическое училище имени Вагановой, куда Нуреев поступил, когда ему было 17 лет. Строгие академические стены, скрипучие деревянные полы, марлевые занавески, усердные ученики и ученицы тянут подъемы, скачут в жете. Спустя время на сцену вальяжно выходит Нуреев (Владислав Лантратов ) в нахальных белых трико и танцуя, оттесняет с середины, а потом просто грубо толкает изящную девочку, как бы предвосхищая свою будущую «революционную» деятельность в области развития сольного мужского танца.

В картине «Улица Росси» Серебренников начинает посмеиваться над «снулой» жизнью, какую вели люди в СССР, и тихо демонстрировать свою и, видимо, Нуреева ненависть к режимам. На стене висят два портрета, на одном — стационарном — изображена Ваганова, на втором — сначала Николай II, а затем Ленин, Сталин, Хрущев. Парады «белых пачек» в Вагановке и круженье казенных портретов складываются в «день сурка» по-советски.

«Марго Фонтейн (Мария Александрова) вводит Руди в романтический репертуар» Фото: Павел Рычков / Большой театр

Вот уже на юного Нуреева сыплются доносы коллег (их зачитывает тот же Верник), а действие незаметно переносится во Францию, в закрытую зону аэропорта Ле-Бурже — и далее в Булонский лес, «сверкающий» длинноногими трансвеститами, так потрясшими Нуреева после диетического Ленинграда. Сцена перехода из советского Ада в западный Рай строится колоритно. В центре сцены вырастает трибуна, на ней стоят корпулентные хористки и три солиста — они поют «Песню о родине». Танцовщицы-колхозницы в тесноте, но не в обиде танцуют про «хорошо в стране советской жить». И за ними финальная сцена первого акта с роскошными парижскими вечеринками.

«ВТОРОЙ АКТ РАССКАЗЫВАЕТ ПРО ТВОРЧЕСТВО НУРЕЕВА»

Второй акт рассказывает про творчество Нуреева, и он более танцевальный. Через лоты-флешбэки на сцену по очереди выходят именитые партнерши Нуреева. Марго Фонтейн (Мария Александрова ) вводит Руди в романтический репертуар, Наталья Макарова (Светлана Захарова ) танцует вместе с ним dance modern. Через совместные занятия с Бруном (Денис Савин ) Нуреев познает тонкости и нюансы датской школы танца, а заодно соединяется с ним на короткое время в настоящую семью. Верник между тем продает с торгов интимную записку Нуреева умирающему от рака Бруну, которую Руди так и не передал партнеру.

Наталья Макарова (Светлана Захарова) танцует с Нуреевым dance modern Фото: Михаил Логвинов / Большой театр

Безудержная страсть Нуреева к сцене, классическому балету реализована в виде сменяющих друг друга кордебалетных сцен, идущих под ловко оркестрованную, но узнаваемую музыку Чайковского, Минкуса, Глазунова. Самой красивой находкой Посохова можно счесть танцевальную сцену, где хореограф вводит в строго женский (как в женском монастыре) коллектив теней из «Баядерки» энергичных партнеров, которые не только «подкручивают» балерин и делают обводки, но самодостаточно танцуют. Это такой лобовой намек на кощунственные акты Нуреева-хореографа, который мог в своем балете лишить балерину вариации, написанной Петипа, и передать ее музыку солисту-мужчине.

В финале обыгрывается еще одна любовь Нуреева — к дирижированию. Герой Лантратова в костюме Солора из «Баядерки» берет палочку из рук настоящего дирижера (Антон Гришанин ) и встает за пульт оркестра Большого театра.

Длится балет два с половиной часа с антрактом, в нем еще есть эпизоды «Короля-солнце», где Рудольф — Луи XIV, натанцевавшись, наслаждается обществом полураздетых янычар, составляющих его мужской гарем.

«Театр приготовил трех Нуреевых (на фото — Артем Овчаренко)» Фото: Дамир Юсупов / Большой театр

Картины, размещаясь в рамках одной декорации-трансформера (класс в Вагановке, парижское метро, зал в парижской опере, стены плебейских кварталов с красочными граффити), быстро сменяют одна другую, и, если что-то рождается подозрительное, оно исчезает так стремительно, что выглядит обманом зрения.

Театр приготовил трех Нуреевых. Артем Овчаренко станцевал 10 декабря, Игорь Цвирко прошел прогон, а спектакль у него будет в мае. Надо ждать.

Екатерина Беляева

На анонсе: Нуреев – Артем Овчаренко. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр.

В Большом театре 9 и 10 декабря прошли премьерные показы балета «Нуреев». Автором постановки был Кирилл Серебренников, который находится под домашним арестом по делу о хищениях. На показ приехали многие политики и бизнесмены, в том числе пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Дождь собрал впечатления зрителей и артистов от постановки.

Композитор балета «Нуреев» Илья Демуцкий: «Спасибо вам, прекрасные, что подарили нам это выстраданное чудо»

Директор Центра документального кино Софья Капкова: «Два дня все мысли только о спектакле. Какой-то постоянный внутренний разговор. Разговор с Кириллом»

Актер Игорь Верник, который исполняет несколько ролей в спектакле: «Никогда и помыслить не мог, что смогу ощутить эту мощь зрительского восторга»

Публикация от Игорь Верник (@ivernik) Дек 10 2017 в 6:02 PST

Артистка балета Ольга Марченкова: «Спасибо за это счастье танцевать в этом мировом творении»

Публикация от Olga Marchenkova (@alex_marchenvayzer) Дек 10 2017 в 11:12 PST

Актриса и кинорежиссер Рената Литвинова: «Рукоплещем. Очень грустный спектакль»

Телеведущая Сати Спивакова: «Фантастическое действо, пронзительное, глубокое, эмоциональное и бесконечно талантливое»

Публикация от sati spivakova (@satispivakova) Дек 10 2017 в 11:30 PST

Директор Центра современного искусства «Гараж» Антон Белов: «Поздравляю @kirillserebrennikov с тем, что прорывы для России совершает из параллельной реальности»

Публикация от Anton Belov (@kotomish) Дек 10 2017 в 2:01 PST

Журналист «Комсомольской правды» Игорь Шнуренко: «Вот представьте, что вы на складе ИКЕИ, в рождественскую распродажу. Ритм и лязг примерно тот же»

Телеведущая Жанна Агалакова: «Это прекрасная мандала, разрушенная сразу после создания»

Публикация от Zhanna Agalakova (@zhanna_agalakova) Дек 10 2017 в 4:36 PST

Актер Владимир Кошевой: «Кирилл! Спасибо! Мы верим и ждём! Все.Правда обязательно торжествует, но потом»

Публикация от Kretova Kristina (@kkristinabalerina) Дек 10 2017 в 1:08 PST

Солистка Большого театра Светлана Шилова:

Танцовщик Алексей Путинцев:

На 11 июля была назначена премьера балета Ильи Демуцкого «Нуреев», автором либретто, режиссером и сценографом которого выступал Кирилл Серебренников, хореографом-постановщиком — Юрий Посохов. Спектакль, где были задействованы лучшие силы балетной труппы, солисты оперы и артисты МХТ имени Чехова, был обречен стать главным событием театрально сезона.

Во-первых, этот спектакль создавался той же постановочной командой, что и феноменальный «Герой нашего времени». Во-вторых, Большой театр впервые собирался представить на своей Исторической сцене современный мультижанровый спектакль. Но, похоже, фигура Кирилла Серебренникова стала для «Нуреева» приговором.

На данный момент официальный сайт Большого театра бесстрастно сообщает :

«ВНИМАНИЮ ЗРИТЕЛЕЙ! Вместо объявленной ранее премьеры балета «Нуреев» 11, 12, 13 и 14 июля на Исторической сцене Большого театра будет показан балет «Дон Кихот». БИЛЕТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ».

В полдень субботы артисты, пришедшие в театр на запланированную репетицию, попали на общее собрание, на котором, по свидетельству присутствующих, народу было больше, чем на «Иудов день» (так в театрах между собой называют сбор труппы, традиционно предшествующий началу нового театрального сезона).

Говорил гендиректор Большого Владимир Урин. Официальная причина отмены спектакля, — его неготовность из-за нехватки репетиций. Особенно отстает кордебалет. И дескать, выпускать премьеру в таком виде — только позориться. В итоге всем участникам постановки было обещано, что «не пропадет их скорбный труд» — премьеру «Нуреева» не отменяют, а лишь переносят на сезон 2018/2019.

Да, не секрет, что в ГАБТе скверное планирование — и долгосрочное, и краткосрочное. Постоянно приходится в пожарном порядке искать то одного, то другого солиста для спектаклей текущего репертуара. И с репетиционным расписанием то и дело происходят накладки. Вот и сейчас балетная труппа только вернулась из Японии, так что с полным погружением работала над «Нуреевым» лишь две недели.

А один солист и вовсе грустно пошутил: «Было бы желание — за три дня репетиций можно и совсем новый спектакль сделать…»

Одним словом, все артисты в шоке. Они убеждены, что их лишили на редкость успешной работы. Обычно саркастично настроенные, они комплиментарно отзываются о партитуре Ильи Демуцкого и восторженно — о работе Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова. Рассказывают, что они очень корректно отразили те моменты биографии великого танцовщика, что требуют повышенной толерантности и что в спектакле масса интереснейших художественных решений.

Юрий Посохов не скрывает, что не верит в реальность отложенной премьеры. Очень расстроенный Кирилл, хоть и понимает, по каким причинам на самом деле дезавуировали премьеру, уходит от разговоров о судьбе спектакля и просит придерживаться «линии партии и правительства».

Кирилл Серебренников в Большом театре. Фото: РИА Новости

Конечно, это не первый случай в 241-летней истории Большого, когда практически готовую премьеру отменяют. В ХХ веке это случалось раза три. В 30-х годах запретили «Болт» Шостаковича, в 1969 году Фурцева «закрыла» «Лебединое озеро» в постановке Григоровича: товарищу министру сильно не понравился трагический финал балета. А в 70-х годах аннулировали по решению худсовета премьеру балета Микаэла Таривердиева «Девушка и смерть». Но даже в тоталитарном Советском Союзе подобное не происходило за три дня до премьеры.

На премьеру уже приглашены директора всех ведущих театров и агентур, критики, почетные гости со всего мира.

В понедельник, 10 июля, на специально созываемом брифинге Владимир Урин, публично поддержавший Серебренникова, попытается объясниться. Наверняка, будет убеждать всех в том, что премьера обязательно состоится. И что ничего страшного не произошло.

Мария Бабалова , специально для «Новой»

Премьера «Нуреева» должна была состояться еще минувшим летом. Но за несколько дней до первого показа ее отменили. Директор ГАБТа Владимир Урин тогда заявил, что причиной стала «неготовность» спектакля к показу. Такой была официальная версия. Но отмена «Нуреева» происходила на фоне уголовного дела, заведенного против «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова по обвинению в растрате средств.

Новую дату премьеры — 9-10 декабря — назвали в конце сентября. Перед началом продажи билетов к кассам Большого с ночи выстроилась очередь из желающих попасть на нашумевшую постановку. Правда, на каждый показ в наличии было всего по 500 билетов. Оба премьерных показа «Нуреева» собрали почти всю светскую Москву, политиков и представителей бизнеса. Не было в зале лишь Кирилла Серебренникова, находящегося под домашним арестом. Не разрешили режиссеру постановки и посетить репетицию. Некоторые участники труппы в день премьеры вышли на поклон в майках с изображением Серебренникова.

«РБК Стиль» собрал мнения тех, кому первым удалось увидеть новую работу режиссера.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков посетил первый показ «Нуреева» . После премьеры чиновник отметил, что не увидел «ничего провокационного» в постановке.

«Есть какие-то моменты спорные, но в целом, наверное, с точки зрения творческого поиска и такой творческой феерии, это событие, мировое событие», — ответил Песков на вопрос ТАСС .

Александр Щербак / ТАСС

Ксения Собчак, журналист, кандидат в президенты России

«Премьера запрещенного Нуреева в Большом . Весь бомонд, чиновники, бизнесмены... Все кричат "браво". Ставят хэштеги и чекинятся. Посохов, артисты и постановщики выходят в майках с портретами Кирилла. И все это очень хорошо, но безумно грустно. Потому что мы все так мало можем сделать и так бессильны перед этой несправедливостью.... А в балете, я так и не поняла, что такого запретного? Голый танец во время фотосессии Аведону на стуле? Трансвеститы? Красно-кровавая подпись Кирилла под черным граффити? :((((», — написала Ксения Собчак на своей странице в Instagram .

Шон Уокер, журналист The Guardian

«"Нуреев" в Большом театре . Поразительные таланты на сцене, половина элиты в зале, а режиссер — под домашним арестом. Россия как она есть», — отметил журналист в своем Instagram .

Илья Демуцкий, композитор балета «Нуреев»

«У меня самолет в Чикаго через несколько минут. Я не умею говорить. Но не сказать не могу. Спасибо вам, прекрасные, что подарили нам это выстраданное чудо. Всем без исключения. От потрясающих людей в яме, натерпевшихся моих нот, настоящих героев, не сходящих со сцены, до каждого-каждого, работающего для спектакля за кулисами. Мы очень вас любим, искренне восхищаемся, счастливы творить с вами. Я пишу эти слова не только от себя... Пожелаю долгой счастливой жизни спектаклю! Вдохновляйте, друзья! Вы — красота и счастье! Ура!», — написал композитор в Instagram .

Алексей Кудрин, руководитель Центра стратегических разработок

«В @BolshoiOfficial долгожданная премьера о Нурееве. Актуальный, настоящий современный балет. Талантливо о великом таланте. Несправедливо, что Кирилл Серебренников не был на своей премьере», — подчеркнул экс-министр финансов на своей странице в Twitter .

Константин Ремчуков, главный редактор «Независимой газеты»

«Посмотрел прекрасную постановку Кирилла Серебренникова "Нуреев" в Большом театре . Триумф русского искусства: композитор, режиссер, хореограф и артисты-русские. И мировая премьера! Все атрибуты величия русского балета в ХХI веке. Тем более хотелось бы,чтобы спектакль шел постоянно!», —

11 июля в Большом театре должна была состояться премьера скандального балета «Нуреев».

11 июля в Большом театре должна была состояться самая скандальная премьера сезона – балет "Нуреев". Но руководство театра после генерального прогона решило постановку не выпускать. По официальной версии, спектакль не готов, артисты из-за многочисленных гастролей и юбилеев в сезоне не успели выучить материал.

"Нет слов!.. Понимание, что ты только полюбил роль, начал вживаться в спектакль, все начало складываться... и в секунду, вот эту вот твою маленькую жизнь у тебя с корнем вырывают... худшее для артиста...", – написал на своей странице в социальной сети исполнитель главной роли Владислав Вантратов.

Сами задействованные в постановке исполнители шушукаются, что все дело в теме, которую решил развить на сцене режиссер : одним из главных сюжетов биографического спектакля о Нуриеве стала его любовь к датскому танцовщику Эрику Бруну, с которым артиста несколько десятков лет связывали близкие отношения.

Парни в юбках и на каблуках, полуголые танцоры, страстные дуэтные па двух мужчин, снимки обнаженного Рудольфа Нуриева на весь задник сцены, история о бурной и часто беспорядочной половой жизни танцора – и это в академическом Большом театре. Разумеется, после выхода спектакля о "танцовщике-содомите", как некоторые называют Нуриева, его создателей бы заклеймили в пропаганде гомосексуализма.

Гендиректор Большого театра Владимир Урин уверяет в отсутствии политической подоплеки и вмешательства Минкультуры в вопрос переноса премьеры балета. Однако СМИ приводят комментарии источников, по данным которых имел место звонок со стороны министра Владимира Мединского, причем, за звонком стояла за ним настоятельная рекомендация от духовника президента РФ Владимира Путина, епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова).

Главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов в своем телеграм-канале рассказал, что "на прогоне были представители РПЦ. Но в штатском. Они добежали до Тихона. Тихон позвонил Мединскому".

По данным Венедиктова, глава Минкультуры рассчитывает заручиться поддержкой архиерея "для переназначения в следующем году в министры", а потому Мединский позвонил Урину и изобразил ярость и истерику. Потом, охолонув, попросил подумать о переносе на потом - новое правительство, выборы. "Вам же не нужны пикеты возле театра напротив Кремля перед выборами. А они могут!!!", - пугал министр".

В свою очередь источник "Газеты.Ру" в театральных кругах приводит подробности разговора Владимира Мединского с Владимиром Уриным. Как утверждается, министр назвал постановку Серебренникова о гениальном танцовщике и открытом гее Рудольфе Нурееве "шабашем извращенцев" и потребовал убрать "пропаганду".

В пресс-службе министерства подтвердили факт телефонного разговора Мединского с Уриным, отказавшись комментировать его содержание и отметив, что"цензура и запреты не являются стилем работы ведомства".

На специальном брифинге Урин объявил, что премьера спектакля состоится в мае 2018 года, поскольку возникли "накладки с репертуаром". Он настаивает, что дело не в гомосексуальной составляющей спектакля, а исключительно в неготовности хореографии.

На брифинге руководитель "Большого" заверял, что не испытывал административного давления, однако признал, что получил лишь один звонок от министра культуры, который сам интересовался причиной отмены премьеры.

По словам Урина, единственной причиной отмены постановки стала неготовность ее хореографической составляющей. Хореограф Юрий Посохов признал неготовность подготовки артистов только с хореографической точки зрения и заявил, что ему нужен еще месяц для ее доработки.

"Кирилл Серебренников никакого отношения к хореографии не имеет, хореографией занимается Юрий Посохов", - подчеркнул Урин.

Напомним, 7 июля в Большом театре состоялся генеральный прогон спектакля, после которого артисты рукоплескали постановщикам. На следующий день стало известно, что премьера, намеченная на 11 июля, отменена, страница спектакля удалена с сайта ГАБТа. Владимир Урин утверждал, что решение об отмене премьеры принято вместе с постановщиками, поскольку по причине недостатка репетиций балет оказался не готов.

Балет о гениальном танцовщике, в 1961 году попросившем политического убежища в Париже, должен был стать скорее сюрреалистическим, а не документальным пересказом биографии Нуриева. Одним из главных сюжетов спектакля являются продолжавшиеся несколько десятилетий отношения Нуриева и датского танцовщика Эрика Бруна.

Над постановкой "Нуреев" помимо Кирилла Серебренникова, который выступил в качестве автора либретто, режиссера и сценографа, работали композитор Илья Демуцкий, хореограф-постановщик Юрий Посохов. В этом же составе создатели поставили балет "Герой нашего времени" в Большом театре в 2015 году.

Это не первый случай в 241-летней истории Большого, когда практически готовую премьеру отменяют. В ХХ веке это случалось раза три. В 1930-х годах запретили "Болт" Шостаковича, в 1969 году Фурцева "закрыла" "Лебединое озеро" в постановке Григоровича: товарищу министру сильно не понравился трагический финал балета. А в 1970-х годах аннулировали по решению худсовета премьеру балета Микаэла Таривердиева "Девушка и смерть".