Знаки в форме круга. Астрологическая символика в христианствекруг. Дуга – опрокинутая чаша

КРУГ - первичный символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Как бесконечная линия, круг символизирует время в вечности, а как макро-космический знак образует круг Зодиака.

Он является древнейшим мистическим символом, традиционно обозначающим Небо, Вселенную и Вечность. Иногда изображается в виде Уробороса - змея, кусающего собственный хвост. Пустота в середине окружности редко остается незаполненной: чаще всего в нее вписывают квадрат, или крест, или равносторонний треугольник, или пентаграмму. В любом случае фигура, вписанная в окружность, символизирует отношение между понятием, обозначаемым данной фигурой, и вечностью. Таков, в частности, мистический смысл древней задачи о «квадратуре круга»: решив ее, адепт постигает равнозначность Земли и Неба, Пространства и Времени, Человека и Вселенной. В Египте круг с точкой в центре был символом человека.

Круг - древний дохристианский знак колеса-солнца. Сложный символ, соединяющий идею совершенства и вечности, круг превосходит все другие геометрические формы. Линия круга - это единственная линия, которая не имеет ни начала, ни конца и все точки которой эквивалентны. Центр круга - источник бесконечного вращения времени и пространства. Именно поэтому в понимании масонов круг - конец всех фигур, так как в нем заключена тайна творения. Круг - одна из наиболее широко употребляемых фигур для выражения идеи вечности, так как движение по кругу символически означает постоянное возвращение к самому себе. Круг, который проходит стрелка в циферблате часов или на шкале в компасе, также обозначает возвращение в точку отправления.

В буддизме единство внутреннего и внешнего миров символизируется тремя кругами. Первый круг изображает демона, держащего в своей пасти 12 изначальных первопричин. Во внутреннем круге сцепились курица (сладострастие), змея (гнев) и свинья (омраченность). А средний круг вмещает картины шести категорий: царства людей, богов, демонов, животных, ада и страдающих духов. В дзен-буддизме концентрические круги означают высшие степени просветления и совершенство в единстве: потому инь и ян изображаются заключенными в круге.

Храм языческого бога, каким он предстает, в частности, в итальянской живописи начиная с XVI в., - это, как правило, круглая постройка. Колонны, образующие круглую колоннаду, поддерживают свод собора - эта форма была традиционной в античной архитектуре. Ренессансные архитекторы, следовавшие принципам, впервые сформулированным итальянским ученым Леоном Альберти в XV в., возвратились к кругу как основной форме церковного здания. Круг и сферу считали совершенной формой, согласующейся с ренессансной концепцией Бога, согласно которой он был космическим разумом, принявшим форму сферы, заключающей в себе весь космос - дух, ум и материю - в нисходящих концентрических сферах.

В христианстве концентрические круги представляют духовные иерархии или разные стадии творения. Например, круг используется символически в изображениях неба в виде концентрических хоров ангелов и при расположении учеников, стоящих вокруг Христа. Три пересекающихся круга означают Троицу, а равнобедренный треугольник с тремя кругами является монограммой трех ипостасей одного Бога.

Круг представляет небо в противоположность квадрату земли. Совершенная геометрия круга объемлет несовершенства во временном мире, возникающие с течением времени. Круг в квадрате - распространенный каббалистический знак, означающий божественную искру, скрытую в материи. Адам Кадмон в каббалистической пиктограмме изображается заключенным в круг. В свою очередь, квадрат в круге означает мир физических элементов. Круг, как монограмма Бога, обозначает не только Его совершенство, но и Его предвечность. Серия концентрических кругов один внутри другого означает космос.

Магический круг является элементом традиционной разметки места для магических операций. Как правило, особого вида кольцевая структура состоит из трех окружностей, т. е. двух лимбов и центрального круга, внутри которого располагается маг, совершающий ритуал. Большинство теоретиков и практических магов утверждают, что круг обладает защитной функцией. Поэтому в лимбы непременно вписывают пентаграммы и другие знаки, останавливающие злых духов. Известно немало легенд о том, что духи не видят мага, находящегося в круге, но могут растерзать его при нарушении магического круга.

Перевод с английского Наталии Ермильченко*

Круг (или сфера) - это символ Самости. Он выражает идею целостности психики во всех ее проявлениях, включая взаимоотношения человека и мира природы. Где бы ни появился символ круга - в первобытных ли солнечных культах, в современной религии, в мифах или снах, в мандалах, нарисованных тибетскими монахами, в планах городов или концепциях первых астрономов, он всегда указывает на один насущнейший аспект жизни - ее изначальную целостность.

В индийском мифе о сотворении мира сказано, что бог Брахма, стоя на гигантском, тысячелепестковом цветке лотоса, обратил свой взор на четыре стороны света: Этот четырехсторонний обзор, открывшийся из круга лотоса, служил своего рода предварительной ориентацией, обязательным выбором курса перед тем, как приступить к процессу творения.

Похожую историю рассказывают о Будде. Едва он родился, как из земли вырос и расцвел цветок лотоса; Будда ступил на него и смог смотреть в 10 направлениях сразу. (Лотос в этом случае был восьмилучевой, а Будда имел возможность смотреть не только по сторонам, но и вверх и вниз). Эта символическая процедура обзора позволяла показать с максимальной выразительностью, что с самого момента рождения Будда был личностью уникальной, и ему суждено было достичь просветления. И личность его, и вся его жизнь. носили отпечаток целостности.

Пространственная ориентация, которая потребовалась Брахме и Будде, символична с точки зрения потребности человека в психической ориентации. Четыре функции сознания, описанные Юнгом: мышление, чувство, интуиция и ощущение, помогают человеку иметь дело с образами мира, приходящими к нему изнутри и извне. Именно с их помощью он может реагировать. Четырехсторонний образ Вселенной в мифе о Брахме — символ того, что человеку необходимо достичь интеграции этих четырех функций. В изобразительном искусстве круг часто содержит восемь лучей. Это выражает взаимоналожение четырех функций сознания, вызывающее к жизни четыре переходные функции: наример, мысль, окрашенная чувством или интуицией, или чувство, тяготеющее к ощущению.

В изобразительном искусстве Индии и Дальнего Востока четырех- или восьмилучевой круг - обычная форма религиозных образов, служащая средством для медитации. Особенно существенную роль играют сложные, изощренные мандалы в тибетском ламаизме. Как правило, такие мандалы представляют космос в его отношении к божественным силам.

Большинство восточных изображений для медитации имеют четкие геометрические формы. Их называют янтрами. Помимо круга, очень распространено изображение в виде двух пересекающихся треугольников, один вершиной вверх, другой - вниз. Традиционно эта форма символизирует союз Шивы и Шакти, мужского и женского божества. Эта тема во множестве вариаций появляется и в скульптуре. Применительно к психологическому символизму она выражает единство противоположностей - единство личностного, преходящего мира эго с надличностным, вечным миром не-я. В конечном счете, это единство - цель и осуществление всех религий: это союз души с Богом. Символическое значение двух взаимопроникающих треугольников сходно со значением обычной круговой мандалы. Они представляют целостность психики или Самость, по отношению к которой сознание - лишь часть, равно как и бессознательное.

Как в треугольных янтрах, так и в скульптурных изображениях союза Шивы и Шакти акцент приходится на напряжение между противоположностями. Отсюда выраженный эротический и эмоциональный характер многих из них. Это динамическое качество подразумевает процесс создания или воплощения целостности, в то время как четырех-или восьмилучевой круг представляет целостность как таковую, как нечто объективно существующее.

Абстрактный круг присутствует и в живописи дзен. О картине знаменитого дзенского священника Сангай «Круг» другой мастер дзен пишет: «В учении дзен круг представляет просветление. Он символизирует человеческое совершенство.»

Абстрактные мандалы появляются и в европейском христианском искусстве. Великолепный пример тому - круглые окна-розетки в соборах. Они - воплощение Самости человека, перенесенной на космический план. (Космическая мандала в форме сияющей белой розы открылась Данте в его видении). Можно расценивать как мандалы нимбы Христа и христианских святых в религиозной живописи. Во многих случаях только нимб Христа поделен на четыре части - важный намек на страдания Сына Человеческого и на Его смерть на кресте. Круги можно иногда видеть на стенах ранних романских церквей; не исключено, что они языческого происхождения.

В христианском искусстве такие круги зовутся «солнечными колесами». Они появляются в наскальной живописи и восходят к эпохе неолита, к тем временам, когда колесо еще не было изобретено. Как указывал Юнг, термин «солнечное колесо» относится только ко внешнему виду изображения. Действительно значимым во все времена было переживание архетипического внутреннего образа, и человек каменного века столь же добросовестно передал это в своем искусстве, как и изображения быков, газелей и диких лошадей.

Много живописных мандал хранит христианское искусство: например, достаточно редкое изображение Девы Марии в центре круглого дерева - это божественный символ видения горящего куста. Наиболее распространенные мандалы в христианском искусстве - изображения Христа, окруженного четырьмя евангелистами. Они восходят к древнеегипетским изображениям бога Гора и четырех его сыновей.

В архитектуре мандала также играет важную роль, что часто остается незамеченным. Она формирует план, очертания фундамента мирских и культовых зданий почти всех цивилизаций; она вписана в классическую, средневековую и даже современную планировку городов. Классический пример находим у Плутарха в его рассказе об основании Рима. Ромул послал за этрусскими строителями, посвятившими его в священные обычаи и правила всех церемоний, которые предстояло соблюсти - «подобно мистериям». Сначала они вырыли круглый котлован, в который бросили символическое жертвоприношение в виде земных плодов. Затем каждый человек достал по горсточке земли со своей родины, и вся эта земля также была брошена в котлован. Ему дали название mundus - (что означает «космос»). Вокруг этого котлована Ромул начертил границу города - круг - при помощи плуга, в который впряжены были бык и корова. Там, где намечались ворота, лемех вынимался, и плуг переносили через это место.

Город, который закладывали столь торжественно, был круглым в плане. Но старое знаменитое описание Рима говорит о нем как о urbs guadrata, то есть квадратном городе. Согласно одной теории, пытающейся уладить это несоответствие, слово «guadrata» следует понимать как «четырехчастный», то есть круглый город был поделен на четыре части двумя главными магистралями, идущими с севера на юг и с запада на восток. Точка пересечения соответствовала mun-dus, о котором писал Плутарх.

Согласно другой теории, противоречие следует понимать исключительно как символ, а именно как наглядное изображение неразрешимой математической задачи о квадратуре круга, которая весьма занимала греков, и которой суждено было играть столь значимую роль в алхимии. Странно, но перед тем, как описать церемонию закладки города Ромулом, Плутарх также говорит о Риме как о «Roma guadrata», квадратном городе. Для него Рим был и кругом, и квадратом.

В каждой из теорий заключена настоящая мандала, и это связано с заявлением Плутарха о том, что церемония закладки города, преподанная этрусками, проходила «подобно мистериям», тайному ритуалу. Это говорило о том, что благодаря своему мандаловидному плану, город с его населением стоит выше царства мирского. Это подчеркнуто и тем фактом, что у города есть центр, mundus, устанавливающий его отношения с «другим» царством, «тем» светом, обиталищем духов предков.

(Mundus был покрыт большим камнем, названным «камнем души». По определенным дням камень отодвигали, и тогда, как говорили, из шахты поднимались духи умерших.)

Многие средневековые города были заложены в соответствии с ман дал ОБИДНЫМ планом и обнесены стенами, образующими подобие круга. В городе Подобном Риму две основные магистрали делили его на «четверти» и вели к четырем воротам. В точке пересечения магистралей стояли церковь или собор. Прообразом средневекового города с его четырехчастным делением был Град Небесный Иерусалим (Откровение Иоанна Богослова), квадратный в плане, имеющий двенадцать врат (три раза по четыре). Но в центре того Иерусалима не было храма, ибо в центре его непосредственно присутствует Бог. (Мандаловидный план города никоим образом не устарел. Современный пример тому - Вашингтон.)

Ни в случае античных, ни в случае первобытных поселений, их мандаловидный план не был продиктован соображениями эстетики или экономики. Это была трансформация города в упорядоченный космос, священное место, связанное посредством его центра с «тем» миром. И эта трансформация соответствовала важнейшим чувствам и потребностям религиозного человека.

Каждое здание, светское или культовое, имеющее круглое основание, является проекцией на внешний мир архетипического образа, исходящего из глубин человеческого бессознательного. Город, крепость и храм становятся символами психической целостности и тем самым оказывают особое влияние на человека, вступающего в их пространство или живущего в нем. (Следует особо подчеркнуть, что даже в архитектуре проекция содержимого психики была чисто бессознательным процессом. «Подобные вещи выдумать нельзя, - писал д-р Юнг, - но они должны подниматься из позабытых глубин, если призваны выразить глубочайшее озарения сознания и высочайшие прозрения духа, соединяя таким образом уникальность сегодняшнего сознания с вековым прошлым человечества.»)

Центральный символ христианского искусства - не мандала, а крест или распятие. До Каролингов обычным был равносторонний или греческий крест, и таким образом мандала еще подразумевалась. Но со временем центр стал смещаться вверх, пока крест не принял латинскую форму, привычную нам сейчас. Это очень важный процесс, поскольку он соответствует внутреннему развитию христианства вплоть до позднего Средневековья. Проще говоря, он символизирует тенденцию отодвигать центр человека и его веру от земли и «поднимать» их в сферы духа. Эта тенденция связана со стремлением претворить в действие слова Иисуса: «Царство мое не от мира сего». Земная жизнь, мир, тело стали чем-то, что следует преодолеть. Все надежды средневекового человека были направлены в «запредельное», поскольку лишь рай манил обещанием осуществления.

Это стремление достигло высшей точки в средневековом мистицизме. Надежды на потустороннее нашли выражение не только в перемещении центра креста; все выше становятся готические соборы, как бы бросая вызов закону гравитации. В плане они напоминают удлиненный латинский крест.

С рассветом Возрождения во взглядах человека на мир начинают происходить революционные перемены. Движение «вверх», достигшее кульминации в период позднего Средневековья, изменяет направление; человек снова поворачивается к земле, он вновь открывает для себя красоту природы и человеческого тела, совершает первое кругосветное плавание и доказывает, что мир имеет сферическую форму. Законы механики и причинно-следственной связи ложатся в основу науки. Мир религиозного чувства, иррационального, мистики, игравшей такую большую роль во времена Средневековья, затмевает триумф логического мышления.

Соответственно, и искусство становится более реалистичным и чувственным. Оно отходит от религиозной тематики Средних Веков, охватывая весь проявленный мир. Многообразие земли, ее великолепие и ужас, занимают в нем центральное место и оно стало тем, чем было до него готическое искусство: подлинным символом духа времени. Поэтому едва ли случайно, что перемены коснулись и церковного строительства. В противовес парящим готическим соборам в культовую архитектуру возвращается круг. Круг заменяет латинский крест.

Однако подобная перемена формы - и это важно для истории символизма - должна быть отнесена к соображениям эстетики, а не религии. Только этим можно объяснить тот факт, что центр этих круглых церквей (истинно «святое» место) остается пустым, а алтарь расположен в углублении в стене, в стороне от центра. По этой причине план таких церквей не может быть назван истинной мандалой. Важное исключение - собор св. Петра в Риме, построенный по проектам Браманте и Микельанджело. Там алтарь находится в центре. Есть, однако, искушение отнести это исключение к гению архитекторов, ибо истинный гений всегда и дитя времени, и одновременно вне его.

Несмотря на то, что Ренессанс принес далеко идущие перемены в искусстве, философии и науке, центральный символ христианства остался неизменным. Христа по-прежнему изображали на латинском кресте, как и в наши дни. Это означает, что центр религиозного человека остался на более высоком, более духовном плане, чем у человека приземленного, вновь обратившегося к природе. Трещина пролегла между традиционными христианскими воззрениями и рациональным мышлением. С тех пор человеку так и не удалось соединить эти две свои стороны. С течением столетий, по мере того, как человек все глубже проникал в законы природы, эта трещина только становилась шире. Она все еще расщепляет психику христиан XX столетия.

Конечно, приведенный краткий исторический экскурс чересчур упрощен. Более того, он оставляет без внимания тайные религиозные течения внутри христианства, которые учитывали в своих верованиях то, что обычно игнорировалось большинством христиан: вопрос о зле, хтоническом (или земном) духе. Подобные движения всегда оставались в меньшинстве и редко имели сколько-нибудь существенное влияние, но они по-своему выполняли важную роль контрапунктного аккомпанимента христианской духовности.

Среди множества сект и движений, возникших около 1000 г. н.э. почетное место занимают алхимики. Они возвысили тайны материи и поставили их наравне с тайнами «небесного» духа христианства. Они стремились к целостности человека, заключающей в себе тело и разум, и изобрели для нее тысячу названий и символов. Один из их центральных символов - qudra-tura circuli (деление круга на четыре части), а это не что иное, как мандала.

Алхимики не только вели записи исследований, они создали множество картин своих снов и видений - символические изображения, которые по-прежнему столь глубоки, сколь и загадочны. Их вдохновляла темная сторона природы - зло, сон, дух земли. Их способ выражения всегда был иносказателен, фантастичен, призрачен - как в слове, так и в живописи. Великий фламандский художник XV века Иероним Босх может считаться наиболее значимым представителем этого рода образного искусства.

Но в то же время более типичные для эпохи Ренессанса художники (работающие при ярком дневном свете, так сказать) создавали великолепнейшие произведения чувственного искусства Настолько глубоко были они очарованы землей и природой, что это в сущности определило развитие изобразительного искусства в следующие пять столетий. Последними великими представителями чувственного искусства, искусства преходящего мгновения, воздуха и света были импрессионисты XIX века.

В наши дни геометрический или «абстрактный» символ круга снова начал играть существенную роль в живописи. Но за несколькими исключениями традиционный способ изображения претерпел характерную трансформацию в соответствии дилеммой жизни современного человека. Круг не является более единственной значимой фигурой, заключающей в себе целый мир и доминирующей в рисунке. Иногда художник лишает его доминирующей позиции, заменяя россыпью свободно разбросанных кругов. Иногда круг становится асимметричным.

Круг - символ души (даже Платон писал о душе как о сфере). Квадрат (а часто и прямоугольник) является символом земной материи, тела и реальности. Как правило, в современном искусстве связь между этими двумя первичными формами либо отсутствует, либо относительна и обусловлена. Их разделение - еще одно символическое выражение состояния психики человека XX века: душа его утратила корни, и ему угрожает распад. Это разделение отчетливо проявляется даже в сегодняшней ситуации в мире.

Но нельзя игнорировать и частоту, с которой появляются квадрат и круг. Похоже что стремление психики соединить те основные жизненные факторы, символами которых они являются, осталось нетронутым. Кроме того, эти формы появляются на некоторых абстрактных полотнах наших дней (представляющих большей частью цветные структуры или своего рода «первичную материю», как ростки новой жизни).

Символ круга сыграл и продолжает играть весьма забавную роль в одном очень специфическом феномене современной жизни. В последние годы Второй мировой войны прошли слухи о визионерах, наблюдавших круглые летающие тела, которые стали впоследствии известны под названием «летающие тарелки» или НЛО. Юнг объяснял НЛО как проекцию содержания психики (целостности), которое во все времена символизировал круг. Иными словами, этот феномен представлялся ему попыткой бессознательного коллективной психики преодолеть разделение нашего апокалиптического века при помощи символа круга.

* Статья из сборника «Человек и его символы» под редакцией К.Г.Юнга, 1964, Нью-Йорк.

Сакральная геометрия. Энергетические коды гармонии Прокопенко Иоланта

Символика круга. Совершенная форма

Подобные вещи выдумать нельзя, но они должны подниматься из позабытых глубин, если призваны выразить глубочайшее озарения сознания и высочайшие прозрения духа, соединяя таким образом уникальность сегодняшнего сознания с вековым прошлым человечества.

Круг – символ бесконечности, идеального абсолюта и совершенства. Круг представляет собой бесконечную линию, замыкая время и пространство. Самые древние места поклонения имели форму круга: костры, алтари, жертвенные камни.

Сакральный смысл круга определяется множеством рассуждений и умозаключений:

Круг – целостность, изначальное совершенство. Круг или округлость считается наиболее естественным, священным состоянием, наполненным самостью, вечностью, бесконечной мудростью.

Время и его отсутствие, материя без начала и конца, без верха и низа.

Солнечные циклы, небесное единство, движение, динамика.

Символ вод, женственности, материнства, животворящей силы. Противопоставление мужской созидательной силе, силе Солнца.

Форма кочевых шатров и поселений. Воплощение символики динамики, бесконечного движения. Противопоставление – квадратные дома и города оседлых народов.

Цветочная символика – лилия, роза, лотос.

Круг с точкой внутри – циркумпункт – символ полного цикла, возобновляющегося совершенства.

Астрология: круг – символ Солнца, алхимия: круг – символ золота.

Символическое воплощение солнечных богов. Круги могут быть символами как солнца, так и луны, небес.

Круг – древнейший мистический символ, обозначающий небо, вечность, вселенную. Внутрь круга нередко вписывают другие простейшие фигуры – квадрат, крест, равносторонний треугольник, пентаграмму. В таком случае вписанный символ повествует свое значение, в то время как круг обозначает вечность. Таков, к примеру, мистический смысл древней задачи о «квадратуре круга»: решив ее, адепт постигает равнозначность Земли и Неба, Пространства и Времени, Человека и Вселенной.

Смерть и возрождение человеческих существ. Деталь символики на могильном камне в Дьесте (Бельгия)

Пантакль на эксперимент для привлечения дружбы и любви («Большая книга Соломона»)

Согласно суждению Платона и его учеников, круг – совершенная форма Вселенной. Мифический храм Аполлона также был круглым, а город Платон в Атлантиде состоял из бесконечных кругов суши и воды.

В мистических представлениях Бог парафразируется как круг с вездесущим центром, чтобы дать понять его совершенство и непостижимость, неосязаемость для человеческих понятий (безграничность, вечность, абсолют).

Мандала. Египет. Символ могилы Сета

Еще задолго до христианства круг обозначал солнце, сложный символ, который превосходит все остальные геометрические формы. Все точки круга эквивалентны друг другу. Линия этой фигуры – единственная среди всех геометрических форм не имеет начала и конца. По этой причине круг в масонских практиках – это источник бесконечного времени и пространства, в нем заключена тайна творения, круг – конец всех фигур.

Разумное пользование знаком тотчас создает магическую цепь в определенном круге и вызывает эгрегора данной общины. Например, крестное знамение приобщает человека к духовным благам всей общины верующих, для которых этот знак был знамением религиозного сближения, иероглифом искупления и схемой доктрины. С другой стороны, маг, находящийся в магическом круге и держащий в руке пентаграмму, входит по желанию, сознательно и с намерением, в общение со всеми живыми и мертвыми посвященными, которые пользовались кругом как символом братского общения и каббалистическим знаком пентаграммы – этими двумя классическими эмблемами неизменной истины, при всемирном церемониале знания.

Движение по кругу – самый популярный символ для выражения идеи вечности, идеи возвращения к самому себе, возвращения в начало. Циферблат часов, шкала на компасе также выражают эту идею.

У буддистов единение внутреннего и внешнего миров сплетаются в Колесе Сансары в три круга. Первый, внешний, круг означает демона, который держит в своей пасти 12 первопричин: неведение, карма, сознание, физическое тело, чувственные опоры, прикосновение, ощущение (чувственные впечатления), жажда (желание), привязанность, существование (становление), рождение, старение или смерть. Средний круг вмещает в себя шесть категорий, шесть областей: люди, боги (небеса), демоны, животные, царство ада, голодные духи. А внутренний круг отражает борьбу трех животных начал: вцепившиеся друг другу в хвосты петух (алчность, похоть), змея (зависть, ненависть) и свинья (невежество, иллюзии).

Единение внутреннего и внешнего мира

В дзен-буддизме круги концентрации означают высшую степень просветления и совершенства. Именно поэтому принципы инь и ян изображаются заключенными в круг. Тех же убеждений придерживались и строители храмов языческих богов. Как правило, это круглые постройки, образованные круглой колоннадой и сводом собора. К тем же принципам вернулись и зодчие Ренессанса в XV веке, взяв круг и сферу в качестве совершенной формы. К тому же, идеальная форма удачно сочеталась с ренессансной концепцией Бога, согласно которой он был космическим разумом, принявшим форму сферы, заключающей в себе весь космос – дух, ум и материю – в нисходящих концентрических сферах.

В христианстве круг означает духовную иерархию, или различные этапы сотворения всего живого на земле. Кругом символически изображают расположение учеников вокруг Иисуса. Три пересекающихся круга обозначают святую Троицу.

Прежде всего Бог потенциально существует в неизреченном единстве, это первое лицо Троицы – Бог-Отец. Затем Он проявляется Самому Себе, создавая целый постигаемый мир, Он противопоставляется Самому Себе, как мировой разум, это второе лицо Троицы – Бог-Сын. Наконец, Он действует и творит. Его воля проявляется, и Его мысль осуществляется вне Его, это третье лицо Троицы или Святой Дух. Бог, вечно проходящий эти три состояния, являет нам подобие круга, центр которого везде и окружность нигде.

Нимбы и ореолы (Крестовый нимб Вседержителя в византийской церкви, около 1100 г.)

В противоположность символике квадрата, который обозначает обычно все земное, устоявшееся, человеческое, круг имеет отношение только к высшему, совершенному, предвечному. В каббалистике круг – это знак божественной искры, скрытой в материи. Магический круг – традиционные очертания места для магических операций. Большинство практических магов уверены, что именно круг обладает достаточной магической силой и защитной функцией. Поэтому в круг обязательно вписывают различные знаки, которые могут остановить злых духов.

Доктор Иоганн Фауст и Мефистофель (из книги Кристофера Мардлоуэ «Трагическая история доктора Фауста», 1631 г.)

В 1892 году один из членов нашего общества, хорошо знакомый с операциями, сопровождал одного экспериментатора в окрестностях Лиона. Круг был начертан на перекрестке трех дорог. Вызывание началось ровно в полночь. Вскоре показался экипаж, мчавшийся на них во весь опор по одной из дорог. Молодой человек от светящихся фонарей, топота лошадей и щелканья бича так испугался, что хотел выскочить из круга, но экспериментатор удержал его силой. Это видение было не более как такая же галлюцинация, как и в первом случае.

Папюс. Практическая магия. СПб.: 1912.

В традиционной астрономии круг является изображением Солнца, в алхимии – золота, у розенкрейцеров – императорской власти.

В поэме «Божественная комедия » Данте строит строгую систему загробного мира с точки зрения католического христианства, представляя его в виде 9 кругов Ада, окружающих вмороженного в лед Люцифера. Выстраивая модель Ада, Данте подражает Аристотелю, который в своей «Никомаховой этике » относит:

К 1-му разряду грехи невоздержанности,

Ко 2-му – грехи насилия,

К 3-му – грехи обмана.

У Данте 2–5-е круги для невоздержанных, 7-й круг для насильников, 8–9-е – для обманщиков. Таким образом, чем грех материальнее, тем он простительнее.

Известны также средневековые романы о рыцарях Круглого стола . Впервые Круглый стол появляется в историях о короле Артуре, рассказанных в английских хрониках середины XII века. Там король Артур предложил рыцарям собираться вокруг круглого стола, за которым установится равноправие, то есть невозможны будут сословные распри (по существовавшему тогда этикету формальным выражением знатности рода служило место за столом – чем ближе к первому лицу – королю или хозяину замка ты сидишь, тем выше знатность, должности, награды, почести). В более поздних романах создание Круглого стола оказывается идеей волшебника Мерлина, который подал ее отцу Артура.

В современной традиции термин «круглый стол» обозначает возможность равноправного общения. Так, в рамках научных симпозиумов и конференций «круглый стол» означает собрание части участников, заинтересованных в обсуждении определенной темы. В дипломатической практике за «круглым столом» для принятия важных решений собирается узкое сообщество избранных. В широком смысле «круглый стол» означает возможность обсудить проблему, с терпением относясь к точке зрения любого из участников.

Из книги Наука Пранаямы автора Шивананда Свами

Сиддхасана (Совершенная Поза) По степени важности за падмасаной следует сиддхасана. Некоторые даже считают, что для дхьяны сиддхасана важнее, чем падмасана. Освоив эту асану, вы обрете много психических сил. В древности ее практиковали многие сиддхи, поэтому она

Из книги Сила Земли автора Каннингем Скотт

Символика Так как подсознание общается с сознанием через символы, важно развивать в себе способность их интерпретировать, чтобы понять общее значение.Никто в действительности не знает, что означает тот или иной символ, и только вы знаете, что этот символ значит для вас.

Из книги Легенды и притчи, рассказы о йоге автора Бязырев Георгий

СОВЕРШЕННАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ У подножия горы, в долине, покрытой прекрасными цветами, стояла небольшая, удобно устроенная отшельническая обитель. Она находилась в пещере, вырубленной в скале. Жил в ней Мастер с одним учеником.Когда утренняя заря освещала горные вершины, и на

Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

Из книги Великая пирамида Гизы. Факты, гипотезы, открытия автора Бонвик Джеймс

Квадратура круга Г-н Эгню полагает, что строительство пирамиды было предпринято с единственной целью – запечатлеть в камне принцип квадратуры круга.«Здесь мы видим, – пишет он, – принцип квадратуры круга, проиллюстрированный египтянами весьма любопытным способом».

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Совершенная, или законченная, карма 07.06.38 Теперь о Вашем молодом друге. Не знаю, что хотел сказать канадский астролог [о нем]: «Он пришел с заплаченной кармой»? Думаю, что тут кроется какое-то недоразумение. Потому советуйте ему не базироваться на таком утверждении. Люди с

Из книги О заблуждениях и истине автора де Сен-Мартен Луи Клод

О разделении круга Не возобновлю я здесь того, что сказано мною о союзе трех начальных Стихий, которые все три вместе находятся в каждой из трех частей тела; чрез что легко можно бы найти точное отношение числа девяти к Веществу, или к протяжению круговому; тако ж не

Из книги Три мировоззрения: монизм, дуализм, тринитаризм. Взгляд на историю реальности автора Поттер Эллис

Три круга Начав искать абсолют, я обнаружил, что существует не так уж много его разновидностей. Я считаю, что, в конечном счете, их три: монизм, дуализм и тринитаризм. Они сильно отличаются друг от друга, но у них есть и нечто общее, в частности, суффикс - изм. Этим суффиксом

Из книги Философия здоровья автора Кацудзо Ниши

Из книги Мировая астрология автора Бэйджент Майкл

Оппозиция: 180° = 1/2 круга Если соединение (1) представляет бесконечный субъективный потенциал семени, то оппозиция (2) есть его объективное выражение - плод. Но они противостоят друг другу, как тезис и антитезис, родитель и всезнающий мятежный ребенок, который сам уже теперь

Из книги ОТКРЫТАЯ ТАЙНА автора

Квинконс: 7/12 круга Сходящийся квинконс отражает временный кризис, напряжения и творческие. возможности сходящегося, но с ударением на более "абсолютно объективные" и выглядящие подлинными решения. Включение 7, то есть 7/12 цикла, видимо, сообщает этой фазе более очевидное

Из книги Большая книга тайных знаний. Нумерология. Графология. Хиромантия. Астрология. Гадания автора Шварц Теодор

54. Совершенная тождественность

Из книги Волшебство на каждый день от А до Я. Подробный и вдохновляющий путеводитель по миру природной магии автора Блейк Дебора

Совершенная пентаграмма Геометрический символ Пятерки – пентаграммы – особенно привлекателен. Это была любимая фигура Пифагора, и, как показала жизнь, не зря. Можно сказать, что с ней связан целый пласт истории человечества. Эта загадочная фигура притягивала и

Из книги Самоотдача и Милость Свыше. Из работ Шри Ауробиндо и Матери автора Ауробиндо Шри

Совершенная любовь и совершенное доверие В Викканском Наставлении сказано, что мы должны жить с совершенной любовью и совершенным доверием. Что, в конце концов, это значит и может ли кто-нибудь на самом деле так жить?Когда мы с сестрами-ведьмами входим в священный круг, мы

Из книги Криптограммы Востока (сборник) автора Рерих Елена Ивановна

Совершенная самоотдача Три типичных способа всецелой самоотдачи Божественному:1. Простереться у Его стоп, отдавая всю гордыню в совершенном смирении.2. Обнажить перед Ним свое существо, открыть все свое тело с головы до пят, как вы открываете книгу, показывая все свои

Из книги автора

Совершенная, или законченная, карма Теперь о Вашем молодом друге. Не знаю, что хотел сказать канадский астролог [о нем]: «Он пришел с заплаченной кармой». Думаю, что тут кроется какое-то недоразумение. Потому советуйте ему не базироваться на таком утверждении. Люди с

Круг, без сомнения, самая универсальная из всех геометрических фигур, символ цельности, единства и совокупности, полноты и ограниченности, постоянства и цикличности, вечности и бесконечности. Эта древняя символика круга раскрывается во многих выражениях великорусского языка: единство интересов цементирует «круг единомышленников»; совокупность знакомых определяет «круг общения»; безвыходную ограниченность в замкнутой цельности бытия иллюстрирует «замкнутый круг», а вечность и цикличность времени отмечает «круглый год», поскольку «все возвращается на круги своя».
В мифологии совершеннейшая из фигур может олицетворять многие космические объекты: золотой круг (диск) представляет Солнце, серебряный - Луну, голубой или синий - небо, звездный - бездонный космос, отделяющий от хаоса упорядоченную Вселенную.

Совершенную форму круга принимают и небеса, и земля, и нижний (подземный) мир. Идеальную завершенность миров подчеркивают и числовые характеристики, универсальные числа «3», «7» и «9», заложенные в их основе. В мифах славян Землю обволакивают девять сферических небесных слоев, но все прелести рая можно познать, лишь оказавшись на «седьмом небе» - прозрачном дне небесного Океана. Аналогичные представления об устройстве небес характерны для многих древних народов земли. В китайской мифологии тоже насчитывается девять небесных сфер, только расположены они иначе - не друг над другом, а в единой горизонтальной плоскости. Четыре из них ориентированы по четырем сторонам света, еще четыре - по промежуточным направлениям, а девятая - по центру. Каждая сфера обладает собственным цветовым оттенком, а в совокупности они образуют сложную небесную мозаику.
Спустившись с небес на землю, мы попадаем в «круг земной», разделенный, согласно раннесредневековой европейской традиции, натри материка: Европу, Азию и Африку. Что до Китая, то его древнее землеустройство являлось зеркальным отражением небесного миропорядка, поскольку легендарный император Великий Юй разделил Поднебесную именно на девять больших областей.
Территориальное деление на «земные круги» унаследовано и современной картографией. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на учебную модель Земли, именуемую глобусом. Земной глобус, туго стянутый поясом экватора и двумя обручами тропиков, увенчивают две круглые ледяные шапки полюсов, а кроме того, земной шар, словно экзотический фрукт, делят на множество круглых долек меридианы и параллели. Единицей измерения гигантского земного круга служит маленький кружок - градус. На физической карте наша планета изображена в виде двух больших кругов (полушарий), испещренных множеством кружков, обозначающих города. К этому следует добавить огромное количество условных знаков, представленных на различных картах в виде разноцветных кружков.
Законченное совершенство мироздания нашло отражение даже в мрачных подземных глубинах ада. Опираясь на поверья средневековых европейцев, великий Данте изобразил ад как подземную воронкообразную пропасть, опоясанную девятью концентрическими кругами - уступами. В каждом круге грешники испытывают определенные мучения, соразмерные с их земными прегрешениями, а в девятом круге, лежащем на дне чудовищной пропасти, страдает сам Люцифер, намертво вмерзший в обледеневшие воды озера Коцит.
Миктлан, ад ацтеков и майя, тоже состоит из девяти ярусов, уходящих глубоко в недра земли, но Нарака, ад из древнеиндийской мифологии, насчитывает лишь семь кругов. Настоящие мучения начинаются только в пятом круге Нараки, где грешников терзают дикие звери и жалят ядовитые гады, олицетворяющие болезненные угрызения и у коры совести. В шестом круге несчастные обречены на купание в подземной реке Вайтарани, текущей кровью, гноем и нечистотами. Венец мучений грешники принимают в седьмом круге. Там, во тьме кромешной, пылает неугасимым пламенем глубокая яма, поглотившая самых отпетых преступников. Мученики - индусы, отбывшие назначенный им срок наказания, заново возрождаются на земле, но на заключенных в седьмом круге Нараки эта амнистия не распространяется - им предстоит гореть в огне до тех пор, пока в пламени космического пожара не погибнет сама Вселенная.
В религии символика круга представлена исключительно широко. Еще в доисторические времена были воздвигнуты загадочные кромлехи - гигантские мегалитические сооружения измноготонных каменных глыб, неизвестно кем и зачем расставленных по кругу. Самый известный из кромлехов, Стоунхендж, возвышающийся среди холмов
Южной Англии со времен неолита, достигает 90 метров в диаметре. По мнению ряда специалистов, кромлехи являлись древнейшими храмами Солнца, выполнявшими одновременно и функцию календаря. Доказательством тому служит, в частности, главная ось Стоунхенджа, направленная к точке восхода солнца в день летнего солнцестояния.
Имитацией кругового движения планет вокруг единого космического центра выглядят ритуальные танцы многих народов мира, водивших хороводы вокруг священного огня, идола или алтаря. Круговой ход времени, циклическое обновление и возрождение символизирует хоровод вокруг вечнозеленой новогодней елки, персонифицирующий мифическое Мировое (Космическое) Древо.
Особое место в культе занимает ритуальная пища. В верованиях язычников наибольшим почетом были окружены два обожествленных космических объекта - Солнце и Луна, определившие их гастрономические пристрастия и вошедшие в символической форме в праздничный рацион. У славян, например, традиционным масленичным блюдом стали блины, символизирующие весеннее солнце, а у китайцев, предпочитавших ночное светило дневному, главным лакомством на Празднике Луны до сих пор остаются круглые «лунные» пирожки с изображением лунного зайца, лунной лягушки и прочей лунной символики.
Христианская обрядность внесла свою лепту в символическое культовое меню. Аллегорией тела Христова в католичестве явилась облатка, а в православии - круглая приплюснутая булочка - просфора. И та и другая используются в таинстве причащения. Вкусив такое угощение, чудесным образом превращающееся в желудке в тело Христа, верующий тем самым приобщается к Богу. Так, по крайней мере, учит христианская церковь. Но не странно ли, что церковники предлагают познавать Бога брюхом, а не сердцем и душой? Если уж на то пошло, гурманам выгоднее сохранять верность старым языческим богам, ведь и облатка, и просфора, изготовленные из пресного теста, по вкусовым качествам намного уступают и сладким «лунным» пирожкам, и блинам со сметаной, маслом или икрой.
В древневосточной иконографии круг очерчивает все глобальные аспекты бытия. Круге крестом, с лучами, с крыльями, с языками-протуберанцами символизировал динамическую, живительную энергию Солнца. Любопытную эмблему солнца ввел в обращение египетский фараон - реформатор Эхнатон (ок. 1372- 1354 гг. до н.э.) - солнечный диск Атона с ладонями на концах лучей, распростертыми над землей в жесте благословения.
Модель Вселенной в буддийской иконографии представляет мандала - сакральный символ в виде круга с вписанным в него квадратом, содержащим, в свою очередь, еще один, восьмилепестковый круг - янтру. Внешний круг мандалы обозначает целостность Вселенной и ее границы, внутренний - женское начало; мужское начало олицетворяет заключенный внутри янтры скипетр - ваджра.
Дуалистическую модель мира изображает китайский знак «инь - ян», символизирующий неразрывное единство женского и мужского начал в природе. Активный, мужской принцип ян воплощен в круге белого цвета, но в указанном знаке он объединен с пассивным, женским принципом инь, передаваемым в черном цвете. Черно-белый круг «инь - ян» разделен пополам волнистой S-об-разной линией, но о взаимопроникновении двух противоположных начал свидетельствуют два маленьких кружка (белый кружок на черном фоне инь и наоборот).
В индуизме, буддизме и джайнизме негативную роль играет порочный замкнутый круг сансары, влекущий все живые существа по бесконечному пути страдания через бесчисленную цепь перерождений. В египетской религиозной эмблематике наиболее зловещим смыслом наполнен иероглиф в виде круга со звездой в центре, указывающий на Дуат - «глубокую, темную и бесконечную» преисподнюю, печальную обитель мертвых.
В христианской иконографии круг служит эталоном божественного и духовного совершенства. Три пересекающихся круга - одна из многочисленных эмблем Божественной Троицы. В виде трех концентрических кругов могли изображаться и ангельские триады. Круглый золотой нимб над головой Богоматери, апостола, мученика или угодника - признак святости (подробнее о его символике см. главу «Нимб»).
В магии и оккультизме таинственный магический круг, запечатанный изнутри пентаграммой или простым крестным знамением, служит надежной мистической защитой для мага и некроманта, осмелившегося вызвать демона или ходячего мертвеца. Слуги Сатаны и выходцы с «того света», крайне недовольные тем, что их побеспокоили, сначала пытаются добраться до дерзкого заклинателя духов, но, натолкнувшись на незримый бастион заколдованного круга, быстро смекают, что для этого у них руки (челюсти, щупальца) коротки. И тогда им поневоле приходится брать на себя хлопотные обязанности золотой рыбки.
В астрологии первостепенное значение имеет зодиакальный (греч. «zodia-kos» - «звериный») круг, состоящий из 12 созвездий, лежащих в плоскости эклиптики. В круг зодиака входят созвездия Овна, Тельца, Близнецов, Рака, Льва, Девы, Весов, Скорпиона, Стрельца, Козерога, Водолея и Рыб, каждое из которых получило подробное символическое истолкование. Взятые в своей многогранной взаимосвязи, эти двенадцать судьбоносных созвездий составляют основу всех астрологических предсказаний.

Круг является базой для целого ряда астрологических знаков, обозначающих космические объекты. Так, знаком Солнца выступает круг с точкой в центре; знаком Земли - круг, увенчанный крестом; Венеры - круг с крестом, обращенным вниз. Подобно Венере изображается и знак Меркурия, но с дугой на круге, напоминающей рожки. Наконец, под Марсом в астрологии подразумевается значок в виде круга с наклонно уходящей вверх стрелкой (угол наклона соответствует 45-ти градусам, северо-восточному направлению и часовой стрелке, указывающей на цифру «2»).
В последнее время астрологические знаки Марса и Венеры получили отчетливую эротическую окраску: первый из них обозначает мужчину, а второй - женщину в сфере интимных отношений.
В алхимии кружком отмечались две земные ипостаси солнца: круг с точкой в центре был символом золота, а круг, поделенный пополам, - эмблемой соли.

В мировой истории символом замкнутого, ограниченного пространства, был древнеримский цирк (лат. «circus» - «круг») - вытянутая арена, закругленная, впрочем, лишь с одной стороны. Там проходили гонки колесниц, торжественные и триумфальные шествия (отсюда и происходит выражение «совершить круг почета»). Современная, действительно круглая форма циркового манежа, впервые появилась только в XVIII веке в жокейских клубах Англии.

Принцип «кругового ограничения» с успехом применил в дипломатии римский консул Ленат Попиллий. В 173 году до н.э. сенат направил его для переговоров к сирийскому царю Антиоху Епи-фану, захватившему значительную часть Египта. Лукавый азиатский владыка радушно встретил посла, отменно угостил его, а потом повел на прогулку в дворцовый сад. Любезное обхождение врага нисколько не обескуражило Попиллия; прервав медовые речи царя, ловко уводившего его от главной темы, римлянин потребовал вывести сирийские войска из Египта. Епифан ответил на это, что такой важный политический вопрос нужно хорошенько обдумать. Тогда Попиллий веткой очертил на песке круг вокруг Епифа-на и предъявил ему ультиматум: царь не покинет пределы круга, пока не даст окончательного ответа. Опасаясь решительного посла и страшась мести грозного Рима, Антиох Епифан был вынужден капитулировать.

В отечественной истории символом порочного замкнутого круга стала круговая порука. В законодательстве Древней Руси круговая порука была легальной формой коллективной ответственности всех членов общины, однако с возникновением и укреплением бюрократической системы она превратилась в свою противоположность, т.е. в форму коллективной безответственности недобросовестных государственных служащих. Во всех органах государственного аппарата, будь то средневековые приказы, петровские коллегии или сменившие их в XIX веке министерства, пышным цветомрасцве-тали одни и те же отвратительные пороки, присущие замкнутой чиновничьей касте: волокита, взяточничество, казнокрадство, произвол и безответственность. Покрывая злоупотребления и преступления друг друга, российские чиновники создали эффективный механизм круговой поруки, гарантирующий им полную безопасность и безнаказанность. Круговая порука - «вечный двигатель» бюрократии, и никакими кампаниями по борьбе с коррупцией его не остановить. Исчезнет он лишь вместе с чиновничеством, но для этого потребуется коренное переустройство всего общества.

Принципиально иное значение имел в российской истории казачий круг - орган самоуправления некогда свободного военного сословия. В первые века существования вольного казачества он был действенным символом равноправия и демократии. Собрав «круг», казаки совместно решали все важные военные и политические вопросы, выбирали атаманов, кошевых и других должностных лиц. Так продолжалось до тех пор, пока процесс социального расслоения в самой казацкой среде не зашел слишком далеко. Окончательный удар по независимости казачества нанесла Екатерина II (1762- 1796), уничтожившая Запорожскую Сечь, упразднившая казачьи вольности и подчинившая короне казачьих «старшин». С тех пор казаки, утратившие прежние нравственные ценности в лице свободы, равенства и демократии, превратились в послушное карательное орудие самодержавия.
Третий пример, взятый из отечественной истории, касается подпольных революционных кружков ХХ века, символизирующих совокупность единомышленников, оппозиционно настроенных по отношению к царскому самодержавию. Первые студенческие кружки (Д. Веневитинова, Н. Станкевича и др.) возникли на рубеже 20-30-х годов, в мрачную эпоху реакции и «чугунной» цензуры николаевской России. Собравшись вместе, молодые патриоты горячо обсуждали тяжелое положение народа, строили иллюзорные планы введения в стране конституционного строя. Тем их деятельность, собственно, и ограничивалась. Разночинские кружки второго поколения (В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева и др.), действовавшие в 30-40-е годы, развернули революционную агитацию и были разгромлены жандармами. Многочисленные народнические кружки третьего поколения, образовавшиеся вскоре после отмены крепостного права в России, совершили неудачную попытку поднять крестьянство на социальную революцию.

В связи с бурным развитием промышленности в пореформенной России и нещадной эксплуатацией пролетариата, в 70-е годы появились кружки четвертого поколения - рабочие кружки, объединившиеся позднее в «Южнорусский союз рабочих» (основатель - Е.О. Заславский) и «Северный союз русских рабочих» (его руководители- В.П. Обнорский и С.Н. Халтурин). Наконец, кружками пятого поколения следует признать марксистские кружки (Д. Благоева, М.И. Брусне-ва, П.В. Точисского, Н.Е. Федосеева и др.), возникшие в 80-х годах XIX века. Они вооружали и вдохновляли участников рабочего движения новой революционной идеологией, однако для массовой пропаганды марксизма рамки кружков были слишком тесны. К концу века подпольные кружки изжили себя, уступив место первой революционной рабочей партии-РСДРП.

В военном деле окружение - серьезнейшее испытание для всего подразделения, чреватое пленом или полным уничтожением. Единственное средство против окружения - круговая оборона с последующим прорывом через вражеские порядки. В начальный период Великой Отечественной войны (1941 - 1942) из-за грубейших стратегических просчетов Сталина и его бездарных маршалов, собиравшихся бить врага малой кровью на чужой территории, советским бойцам пришлось научиться драться в окружении. Эта нелегкая наука далась ценой неимоверных страданий и целых рек крови, щедро пропитавших нашу собственную землю.

Летом 1999 года, когда американская авиация бомбила беззащитные югославские города, патриоты сербы носили на сердце круглую мишень с надписью «цель», выражая тем самым готовность к самопожертвованию и презрение к лицемерным жандармам народов, повсюду кричащим о правах человека и тут же попирающим эти права самым наглым и варварским образом.

Татьяна Шарова

27.10.2005 | Посетителей: 287032

Элемент символики гетерогенного характера и значения, чаще всего выражающий идею единства и бесконечности, законченности, высшего совершенства. "Круг", как фигура, образуемая правильной кривой линией без начала и конца, ориентирована в любой своей точке на некий невидимый центр. Как сравнение - териоморфные образы змеи, рыбы, дракона, проглатывающих свой хвост.

Круг - универсальная Проекция шара, который признан идеальным телом в различного рода мировых традициях: мифопоэтической, научно-философской, и т. д., как образ единства ограниченности и безграничности. Круг ограничивает внутреннее конечное пространство, это вся Вселенная в её целостности, ограничение её пределов в пространственном плане, модель временной структуры Вселенной, обеспечивающей непрерывность жизненного потока. Но круговое движение, образующее это пространство, потенциально бесконечно. Например, во многих традиционных схемах Космос представлен именно как шар (графический круг) или его более или менее определенные варианты: яйцо, черепаха, диск и т. окруженные неорганизованным хаосом. Иногда это моделирование посредством "Круга" сочетается с моделированием с помощью "Квадрата". Во временном плане идея "Круга" находит еще более полное воплощение, как отражение цикличности времени. Суточное и годовое круговое движение Солнца соединяет цикличность времени с цикличностью пространства, что нашло отражение в структуре сооружений, связанных с астрономическим счетом времени или так называемых "круглых" календарей и других символических способах обозначения времени или его отдельных элементов через фигуру "Круга".

Символ основного божества получил свое изображение в той же форме. В качестве такого божества фигурирует Солнце, в силу кругового характера его суточного, годового движения. Этот же принцип заложен в форме изображений дискообразной короны Ра, крылатого диска Атона, солнечной колесницы Аполлона, образе солнечного глаза (ока) в виде круга - "Всевидящее Око Бога".

Схемы "Древа Мирового" и близкие к нему варианты неоднократно подчеркивают идею "Круга". Прежде всего само Солнце в виде "Круга", иногда с крыльями, непременно присутствует в схеме "Древа", или там, где нужно подчеркнуть цикличность процесса. Годовое круговое движение Солнца по отношению к оси "Древа Мирового" создает горизонтальное пространство. Вспомним, что в горизонтальной проекции "Древо" отличает "пуп земли" в минимуме и окружность, отделяющую внутренний круг от внешнего пространства, в максимуме. А суточное круговое движение Солнца определяет вертикальную ось (плоскость) "Древа Мирового", включая вариант отражения, "Зазеркалья", АнтиДрева, нижнего мира, бездны, смерти. Нередко эти оба круговых движения подкрепляются расположенными по кругу божественными персонажами (или Знаками Зодиака в другой системе). Круг - символ пантеона Святых в целом с обозначением Божественного центра. "Круг" - универсально распространенная связь с ЖЕНСКИМ началом. Символика "Круга" многообразна в эмблематических ассоциациях:

  • КРУГ и КРЕСТ - центр и четыре направления Вселенной,
  • КРУГ, РАЗДЕЛЕННЫЙ НАДВОЕ - день и ночь, лето и зима, инь-янь,
  • КРЫЛАТЫЙ КРУГ - Божество, Божественный Дух,
  • ДВА СОЕДИНЕННЫХ КРУГА - священный брак, союз неба и земли.

С понятием "Круг" тесно связано понятие "Колеса", а ключевые слова "Колеса": кольцо, орбита, округ, страна, пространство, совокупность...

Однако "Круг" лишен образа страстей и ужаса, несмотря на соотношение по аналогии с "Колесом пыток", в отличие от "Креста". Его основное значение - повторяющиеся ситуации, возвращающие "на круги своя", тем самым символизируя неправильно проделанную работу и при этом зря, впустую потраченную энергию.

Область функционирования "Круга" многообразна - от культовой принадлежности и овеществленной магии до основных концепций философско-религиозного характера. Один из основных приемов священной и несвященной магии - взятие в "Круг", обеспечивая тем самым защиту и неприкосновенность. О Священной магии в виде церковных Таинств будет подробно рассказано в Главе № XVII "Церковные Таинства".

Таблица № 12

"Круг и приемы священной и несвященной магии"

СВЯЩЕННАЯ МАГИЯ НЕСВЯЩЕННАЯ МАГИЯ
Церковные ритуалы:
- крещение (круг около купели)
- венчание (хождение вокруг централь ной иконы, возложение на жениха и невесту "венцов" круглой формы, обручальные кольца)
- соборование (соборующиеся выстраива ются кругом, священнослужитель обходит их с елеепомазанием)
- отпевание (священнослужитель с кади-: лом обходит гроб с усопшим)
- крестный ход (вокруг церкви во время; Праздников; при засухе вокруг посевов; во время эпидемий вокруг населенного: пункта)
- охранные пояса с написанной на них молитвой для мирского употребления: ("Живый в помощи Вышняго...", "Да воскреснет Бог") и ношение поясов, как части священнического облачения, так же монашеского)
- венец (круг) около головы Святого в иконописании, символ святости,
- заключение образа Святого в сияющий круг, овал, так называемая "мандорла"
- круговой орнамент на одежде священнослужителей
- крест на шее (вокруг)
четки, собранные на круговую веревочку шарики.
- Спиритические сеансы с блюдечком; (круг) и нарисованным на столе кругом; для очерчивания внутреннего пространства, по которому двигается блюдечки
- охранные амулеты, ожерелья, кольца браслеты, пояса с охранными символами
- знаменитые "ведьмины кольца "кольца духов"
- заключение в круг тотемного имени
очерчивание круга от нападок "нечис-i той силы" (мелом, солью)
- символ - круг на одежде
- головные убора круговой формы
- начертание круга для проведения ман гических ритуалов.

Разберем более подробно связь "Круга" с церковными таинствами.

ОБРАЗ КРУГА ПРИ КРЕЩЕНИИ

Творит священник образ круга. Начало круговой защиты при крещении положил народ израильский, творивший круги или лики после потопления преследовавшего их фараона в море. Точно также и при крещении, погребается ветхий человек в водах крещенских, священник с новокрещенным творят божественные лики и обходят вокруг купели. В "Новой Скрижали" дается пояснение и краткая характеристика значения (символики) каждого производимого действия при крещении, приводя высказывание Св. Григория Назианзина: "Это стояние, когда ты станешь перед святым алтарем после крещения, есть предначертание будущей славы; это псалмопение, с которым примут тебя от купели, есть предначатие тамошнего (небесного) песнопения; эти светильники, которые возжжешь ты, суть таинственные прообразы тамошнего световодительства, с которым мы, как светлые и девственные души, со светлыми свечами, сретим Жениха." Круг всегда служил знаком вечности. Поэтому новокрестившийся, обходя ТРИжды ВОКРУГ купели, дает о себе знать, что он обещает служить триипостасному Богу и веровать в Него вечно, то есть до конца своей жизни.

ОБРАЗ КРУГА ПРИ ВЕНЧАНИИ

Обращает яко образом круга. Новобрачные ходят образом круга, символизируя духовное ликование, кругу может быть дано другое значение. Повторяемый круг всегда служил знаком вечности; поэтому в обхождении круга является знамение того, что новобрачные будут хранить супружеский союз свой вечно, пока будут живы. Символическое значение "Круга" имеют кольца и венцы, возлагаемые при совершении Таинства.

Образ "Круга" при других Таинствах имеет точно такое же значение: защита и знак вечного служения.

ПОЯС

Монашескому, священническому и другим чинам полагается носить пояс. В данном случае тоже идет символическая защита от страстей, по словам Симеона Солунского: "вместе с поясом он (монах) обложил умерщвление плоти и целомудрие в себе", "...умерщвление тела и обновление духа, ради целомудрия и чистоты".

ЛОНО

Неразрывны понятия "Круг" и "Лоно".

"ЛОНО == недро, лоно, грудь, пазуха, карман; залив, бухта; ущелье, долина (Втор. XXVIII, 54; 2 Цар. 12, 8; Исх. 49, 22; Иоанн. 1, 18)" (Полный церковно-славянский словарь, М., 1993).

В первоначальном варианте церковного толкования "Лоно" связано с мужским началом: "ЛОНО АВРААМОВО", в религиозных представлениях потустороннее место блаженного упокоения умерших праведников. Образ "Лона Авраамова" (Рай), связан с представлением, взглядом на Авраама как на Отца верующих, не только породившего физически, но как бы усыновляющего лично каждого прозелита (в христианстве - каждого уверовавшего). "Сидеть на Лоне Авраамовом" - значит быть имманентно (интимно) соединенным с Авраамом, как дитя, сидящее на коленях отца, укрывающееся за его пазухой или даже мистически входящее в его "недро", "чрево". Таким блаженным приютом, к которому умершего страдальца возносят ангелы, относится "Лоно Авраамово" в новозаветной притче о Лазаре убогом (Лук. 16, 19-31). В христианской иконографии "Лоно Авраамово" - чаще всего принадлежность композиции страшного суда, где изображается восседающий Авраам, на коленях, за пазухой, в лоне которого сидят Души в видимом образе детей.

Продолжение эта тема получила в образе Пресвятой Богородицы. В этом плане "Лоно" получило ЖЕНСКОЕ начало, как космическое женское чрево, символ космического соития, главный брачный союз - священный брак, в Библейском освещении - брак земли и неба, с которого начинается творение мира.

"Лоно" - характерное моделирование Вселенной с помощью круга. Объектом для моделирования становится некий идеализированный параметр Вселенной, находящийся внутри круга-лона: Спас Эммануил в лоне Пресвятой Девы. В этом случае детородное лоно - женское начало, с помещенным в него мужским началом Богомладенца. Особенно ярко эта символика выражена на иконах типа "Знамение". В имманентном плане "Лоно" Богоматери имеет то же значение, что и "Лоно Авраамово":

  • Мать верующих, не только физически породившая Спасителя, но как бы усыновляющая каждого из нас,
  • сидеть на коленях (синоним "Лона"), значит интимно соединяться с Ней.

Общие значения "Лона":

  • эмбриональная символика зачатия в мотиве сферы,
  • промежуточная фаза между восходом-закатом, днем-ночью, рождением-смертью, верхом-низом,
  • метафора Матери-земли и неба-Отца, соединенных космическим браком.

"Лоно" символизирует женское начало, простейшее его изображение - горизонтальная черта, все горизонтальное - женское. Выстраивается логический ряд: горизонтальное-Луна-дуга-чаша-лоно, то что плодородно и что можно наполнить содержимым (водой, кровью, спермой...). Графическое изображение в виде перевернутого серпа Луны дает Сосуд, чашу, колодец, бассейн, в который стекает благодать, а когда переполняется - вытекает и питает страждущих. Из женского "Лона" рождено все земное, иногда женское божество изображается стоящим в перевернутом серпе Луны, а в иконографии Богоматерь нередко изображается стоящей в бассейне (чаше), как, например, на иконах "Неупиваемая Чаша", "Живоносный Источник". Богородица - Всемирная Мать, Ее лоно выносило нас всех.

Все вертикальное - мужское, символическое изображение в виде скипетра, фаллоса, жезла, палочки, копья, змеи - символы власти правителя, творческая мужская энергия. Обьединение женского и мужского происходит в самой простой схеме - КРЕСТЕ: вертикально стоящая линия - активный, действующий элемент сотворения, горизонтальная линия - требование пассивного, женского поведения, требование лечь, сложить оружие, прекратить сопротивление, сдаться.

При скрещении вертикального и горизонтального возникает изображение четырехкратности, символ тварности, материального мира. В иконографии это объединяется в вертикально стоящем божестве, например, Богородица с младенцем Иисусом на руках, и горизонтальной плоскости бассейна (чаши), в которой происходит какое-то действие с предстоящими персонажами; или стол (тоже горизонтальная плоскость) в "Тайной Вечерне".

Редкий синоним понятия "Лоно" - рука Всевышнего, покрывающая все земное. Она изображается на куполе храма или в верхней части иконы. Рука побеждает мирскую рознь и все приводит к единству соборного целого, держа судьбы людские. Рука, как обязательное правило, зажата в кулак, часто множество святых в венцах сидят в руке (лоне); и к этой руке стремятся души других праведников.