Смотреть что такое "Война" в других словарях. Причины и условия возникновения войн Почему возникают войны причины

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Причины войны
Рубрика (тематическая категория) Политика

Россия накануне Первой Мировой войны.

Тема 10. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса (1914-1920 гᴦ.).

  1. Россия в условиях Первой Мировой войны.
  2. Февральская буржуазная революция: Причины, ход, последствия.
  3. Октябрьская революция. Первые декреты Советской власти.
  4. Гражданская война: причины, этапы и основные события, результаты.

Россия в условиях первой Мировой войны.

Первая мировая война была следствием наслоения множества как внутринациональных, так и межгосударственных противоречий. Одно из ключевых мест в назревавшем конфликте принадлежало России.

Предвидя возможность возникновения внутриевропейских конфликтов, обусловленных возрастание могущества Германии и претензиями Турции на особую роль в жизни Балкан, Россия предпринимала активные шаги по предупреждению назревавшего конфликта. К тому же у России оставались неразрешёнными противоречия с Великобританией по вопросу о Российском присутствии на Каспии, Северном Кавказе и Средней Азии.

В 1907 ᴦ. было заключено русско-английское соглашение о взаимном разграничении интересов в Иране , Афганистане и Тибете .

В 1908-1909 г ᴦ. Россия была вновь втянута в очередной балканский кризис , получивший название Боснийский . Он был вызван рядом причин: желанием России сохранить панславянский мир и упрочить свои позиции на Балканах (мин. ин. дел. А.П.Извольский ), желанием Англии, Франции и Австрии (строительство ж.д. между Белградом и Митровицей) укрепить свои позиции в данном регионе (на фоне проигрыша России на Дальнем Востоке и революционной ситуации в империи), желание Турции восстановить утраченное влияние на Балканах. Начавшаяся в июне 1908 ᴦ. Младотурецкая революция способствовала росту национальных настроений среди южных славян. Австрия, предлагая России вернуть право прохода военных кораблей через турецкие проливы, надеялась аннексировать часть Боснии и Герцоговины. Россия отказалась поддерживать Австрию в данном вопросœе.

В 1912-1913 гᴦ. Россия приняла самое активное дипломатическое участие (мин. ин. дел. С.Д.Сазонов) в Балканских войнах (октябрь 1912-май 1913 гᴦ. – Первая Балканская война ; июнь-август 1913 ᴦ. – Вторая Балканская Война ). При этом усилия оказались малорезультативными. Но на военный действия российское правительство не решилось (экономическая слабость, военная отсталость).

Историки выделяют две основные причины:

Стремление мировых держав к переделу мира;

Желание ослабить революционное рабочее движение.

1) основными источниками ресурсов для экономик большинства европейских держав были колонии. Динамично развивавшиеяся Германия, Италия и Япония, усилившиеся лишь во второй половинœе XIX в., опоздали к разделу мира на сферы влияния. Οʜᴎ держались в переделœе мира;

2) между Францией и Германий назревал конфликт вокруг Эльзаса и Лотарингии – здесь находились главные запасы угля на континœентальной части Западной Европы;

3) источниками конфликта оставались территории бывшей Польши, Североафриканские колонии Франции, Балканы и территории на Средиземноморье;

4) особую опасность представляли рост марксизма и действия II Интернационала (1889 ᴦ. К.Маркс, Ф.Энгельс).

В Европе действовало два военных союза: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия и Италия) и Антанта (Великобритания, Франция и Россия).

Цели участников будущего конфликта:

Россия претендовала на господство в Чёрном море, захват Босфора и Дарданелл, подчинœение всœех Польских территория, Галиции и Армении. Кроме этого в ходе войны Россия заявила о притязаниях на Константинополь, Иран и другие территории.

Франция – возвращение утраченных в 1871 ᴦ. Эльзаса и Лотарингии.

Германия, Италия и Япония рассчитывали отвоевать колонии.

Англия стремилась восстановить своё ослабевающее господство в Европе и мире.

Причины войны - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Причины войны" 2017, 2018.

  • - ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ

    1. Гражданская война в России- это, по определению академика Ю.А. Полякова, «вооруженная борьба между различными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, на­циональные и политические противоречия», которая первоначально имела региональный... .


  • - ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ

    ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 1918–1922 гг. Врукопашной схватке приемы защиты без оружия выполняются блоком одной или обеими рука­ми, а также ногой(рис. 128). Защита без оружия Верхнийблок применяется для защиты от прямыхударов рукой в голову, от ударов сверху... .


  • - Причины войны

    Гражданская война Три поколения заразы Контрольные вопросы и задания 1. Какие изменения произошли в государственном аппарате в связи с началом Великой Отечественной войны? 2. Дайте характеристику системе экономического управления военных... .


  • - Причины войны

    Французы ущемляли интересы русских в Европе, грозили восстановлением независимой Польши. Наполеон требовал от царя Александра I ужесточить блокаду Англии. Российская империя не соблюдала континентальную блокаду и обложила французские товары пошлиной. Россия требовала... .


  • - Политика Габсбургов в Европе. Причины войны

    Международное положение в Европе в XVI в. Обострение противоречий между европейскими государствами Тридцатилетняя война и Вестфальский мир. Складывание системы международных отношений в XVII. Вестфальская система. Раздел III. История...

  • Если бы наши солдаты понимали, из-за чего мы воюем, нельзя было бы вести ни одной войны.

    Фридрих Великий

    Говоря о причинах войн, генерал армии М.А. Гареев в своём фундаментальном военно-научном труде «Если завтра война?..», пишет: «Если отвлечься от их внешнего словесного прикрытия, то обобщённо можно сказать, что главными причинами были: стремление к захвату чужих территорий, материальных ресурсов, богатств, живой силы (рабов); попытки тех или иных правителей покорить другие народы и даже установить «мировое господство»; захват и расширение колоний и других территорий, источников сырья, сфер экономического и политического влияния» 1 * 1 .

    Причины войн Древнего мира

    С древних времён существуют теории, определяющие причины войны. Так, ещё греческий философ Платон говорил, что война является естественным состоянием народа, а Аристотель считал войну естественным способом приобретения собственности.

    Древнекитайский военный теоретик и полководец У-цзы в своём трактате «Об искусстве ведения войны» утверждал, что «обычно поднимают войско на войну из-за пяти причин: первое - из-за славы; второе - из-за выгоды; третье - из-за накопившихся обид; четвёртое - из-за внутренних беспорядков; пятое - из-за голода. Эти причины в свою очередь обусловливают пять видов войск: первое - справедливые

    войска; второе - насильственные войска; третье - неистовые войска; четвертое - жестокие войска; пятое - мятежные войска» .

    Причинами войн являлась борьба за жизнь, свойственная всем биологическим видам, в том числе человеку. От природы человечеству был присущ инстинкт агрессии, захвата чужой собственности и отстаивания своей.

    «Война может привлекать, потому что она возбуждает, может служить развлечением, к тому же она обещает лёгкую добычу, несёт яркие впечатления и романтику, дисциплину и традиции,

    самопожертвование и товарищество, обещает престиж в обществе и восхищение женщин, - утверждает английский фельдмаршал Монтгомери в своей «Краткой истории военных сражений». - У таитян достаточной причиной идти на войну был обычай, согласно которому юноша не мог жениться, если не имел татуировки, означавшей, что он убил в бою человека» .

    Причиной войны Греко-Македонского союза с Персией в IV веке до н.э. явилось стремление первых устранить из района Средиземного моря, Малой Азии и восточных торговых путей векового могущественного соперника - персидскую деспотию, захватить новые земли, богатства, рабов и тем самым укрепить военную диктатуру в Греции. «Объединённая Греция предпринимает поход против исконного врага эллинского народа - Персии. Счастливая война с Персией откроет простор предпринимательскому духу и освободит Грецию от массы бедного люда, дав работу бродячим элементам, угрожающим самому существованию эллинского государства и культуре» , - призывал Исократ. Войной с Персией представители реакционной олигархии надеялись отвлечь внимание греческой рабовладельческой демократии от их внутренней политики и укрепить позиции реакции. Исократ требовал перенести «войну в Азию, а счастье Азии - к себе».

    У кочевых народов войны обуславливались поисками хороших пастбищных земель и видами на лёгкую добычу.

    У индейских народов Америки войны между племенами возникали из-за территории. «Они воевали из-за охотничьих угодий, водоёмов, речных долин, берегов озёр, месторождений кремня, залежей соли, из-за воды для нужд орошения и по другим поводам» .

    По мнению древнеримского историка Саллюстия: «Единственная и древнейшая причина войны - есть сильная жажда власти и богатства... Золото и другие богатства - главная причина войн, сказано у Тацита» .

    В Средние века причиной войны могли служить честолюбивые замыслы правителей государств. Таковыми были практически все войны, развязанные французским королём Людовиком XIV.

    Австрийский военный теоретик фельдмаршал Монтекукколи в своём труде «Главные правила военной науки» (1664 г.) утверждал, что война является способом сохранения и укрепления монархии в отношении как внешнего, так и внутреннего положения.

    «Или ты его дави, или он тебя задавит. Ни милости, ни прощения в бою ему не давай, подлинно ведая, что от него в несчастий своём ни того, ни другого не получишь. Ежели только о сохранении настоящего владения стараешься, а о прибавлении земель своих не думаешь, то блистание твоего оружия сперва потемнеет, а потом уже и ржаветь станет. Сперва слава твоя умалится, а затем сила и власть пропадут» .

    «Не думай, - пишет Монтекукколи, - что в безоружном состоянии ты долго в покое останешься. Хотя ты никого не затронешь, но тебе соседи и свои люди в покое жить не дадут. Если внешнего противника не окажется, то начнутся внутренние мятежи. Это уже всеобщий закон на свете, что никакая вещь, и не единое дело под солнцем в одном состоянии не бывает, но всему время и необходимая перемена: одному вверх, другому вниз идти, сему расти, а тому малиться должно» .

    Австрийский фельдмаршал понимал связь внутреннего и внешнего политического положения и внешнюю войну считал одним из орудий внутренней политики. Он рекомендовал «ради недопущения внутренних мятежей и раздоров, внешнюю войну начавши, с той стороны содержать, откуда себе бед и нападков ожидаешь» .

    Основная политическая задача, по мнению Монтекукколи, заключается в сохранении и укреплении существующего порядка, т.е. монархии. «Порядок вместе со всем светом родился, а свет или видимый мир сей, из темноты смешанных частей своих освободившись, в том порядке от бога сотворён, в котором теперь стоит. Так мы его видим, и для сего порядка все на свете создано» .

    Истории известны войны между светскими и религиозными властями (войны мусульманских государств между султанами и халифами, войны в XI веке между императорами и руководителями католической церкви) .

    История помнит крестовые походы (рис. И), организованные католической церковью под знаменем борьбы против «неверных» (мусульман), освобождения гроба Господня и святой земли (Палестины).

    Рис. 11.

    В 1095 г. папа Урбан II призвал к европейскому крестовому походу: «Весь христианский мир опозорен победами и господством мусульман на Востоке. Святая земля... осквернена. Посему христианским королям надлежит обратить оружие против врагов Господних, вместо того, чтобы воевать друг с другом» .

    Реакция на призыв папы была потрясающей. К концу весны 1097 г. через Босфор переправились от 25 до 30 тысяч крестоносцев. Их главным побудительным мотивом была религия. Первый крестовый поход был успешным. Крестоносцы прошли по всей Малой Азии и захватили Иерусалим. Их первоначальный успех объяснялся не только личной храбростью и глубокой верой, но и в равной степени отсутствием единства у сарацин. Однако когда народы Малой Азии стали объединяться под эгидой мусульманской религии, крестовые походы стали терпеть неудачи.

    Верным последователям Мухаммеда была чрезвычайно близка идея «джихада», священной войны. Следует отметить, что эта идея и по сей день является движущей силой многих войн.

    Политики и стратеги различных государств при прогнозировании возможных войн и изучении их причин неизменно принимали во внимание религиозный фактор. Османская империя была создана на базе распада империи арабов Азии и Византийской империи в Европе. Руководители империи считали, что причиной войн и вооруженных конфликтов могут быть противоречия между исламом и всеми ветвями христианства, между суннитами и шиитами, между империей и небольшим мусульманским государством. Руководители католической церкви, Ватикана причину возможных войн видели во внутренних врагах католичества - еретических движениях, и его внешних врагах - арабских и турецких завоевателях

    Учение о мире и войне - органическая часть учения об общес­тве. Проблема войны - одна из актуальных проблем современного мирового общественного развития. Это обусловлено возрастанием размеров вооруженного насилия.

    По проблеме войны и мира в отечественной и зарубежной философско-социологической мысли существует неоднознач­ная трактовка. Для нас важно выработать правильную, научную ориентацию в проблеме войны и мира.

    Происхождение, сущность и содержание войны.

    Многие мыслители, представители общественной мысли как прош­лого, так и настоящего стремились разобраться и дать правильный ответ на понимание сущности и содержания войны. Древнегреческий философ Гераклит считал, что война определяет кому быть рабом, а кому – свободным. Аристотель рассматривал войну как «естественное средство для приобретения собственности».

    Война, по мнению Гегеля, органически вытекает из природы государства. Именно война, подчеркивал он, есть способ решения меж­дународных споров.

    Шпенглер утверждал, что война есть вечная форма высшего человеческого бытия, и государство существует ради войны: до тех пор пока существует человечество, войны будут неиз­бежны.

    Ницше писал, отказываешься от великой жизни, если отказываешься от войны. Лишь война делает людей естественными, она разжигает кровь, пробуждает в людях новые силы к творчеству, поэтому только война может излечить и спасти человечество.

    Научный подход к анализу причин войны предполагает, что война явление конкретно-историческое.

    В доклассовом, первобытном обществе войны как социального явления не было, так как не существовало источников и причин их возникновения. Вооруженные столкновения между племенами не носили политического характера. Эти столкновения выступали как обычная работа, имеющая целью захват необходимых условий для существования человека.

    Эта работа велась крайне низким уровнем развития производи­тельных сил;

    В столкновениях участвовали все члены общества. Пленных не превращали в рабов (их либо поедали, или они становились равноправными членами победившего племени). Вооруженные столкновения велись при помощи тех же орудий, что и трудовая деятельность. В условиях первобытного обществе не было армии как социального института.

    Войны возникают и становятся исторически неизбежными в силу саморазвития общества. Они возникают как средство разрешения антагонистических противоречий в обществе.

    Каждая война является следствием целого ряда причин. Выделяют три группы причин:

    Общие причины войн. Это коренные причины войн. Они находятся в экономическом базисе общества, создают основу для социально-политических конфликтов, между классами и государствами.

    Специфические (особенные) причины. Они вытекают из конкретных исторических условий, в которых возникает война - это рост антагонистических противоречий эпохи, усиление неравномерности развития государств.

    Частные (единичные) причины войны. Они связаны с действиями политических деятелей, с особыми обстоятельствами, со случайными моментами.

    Все причины войны действуют не изолированно, а в совокупности, в единстве. Но всегда коренные, общие причины остаются решающими и ведущими.

    В западной философии представлены ряд концепций, раскрывающих причины войн.

    1. Концепции социал-политического детерминизма войны (причины войны - в борьбе трудящихся за свое социальное освобождение).

    2. Концепция естественного детерминизма войны.

    а) социал-дарвинизм

    в) расизм

    б) неомальтузианство (американский социолог Вильям Дуглас).

    Представители неомальтузианской теории видят причины войн в природе самого человека, в его врожденной воинственной психике, в агрессивных инстинктах. Это делает войну вечной, неизбежной.

    Один из последних вариантов неомальтузианства разработан совре­менной полемологией.

    Полемология - (от греч. polemos - война, и logos – наука) наука о войне.

    Создатель данного учения - французский социолог Г. Бутуль. Институты полемологии имеются во Франции, Италии, Голландии, Бельгии.

    Суть концепции: если в стране наметился быстрый рост численности молодежи, но социально-экономические условия не позволяют обеспечить её полную занятость, тогда объективно возникает ситуация, именуемая «взрывной структу­рой» или «воинственная демографическая структура». Эта ситуация ведет к «коллективной агрессивности». Поэтому, по мнению авторов данной концепции, война - есть результат нарушения демографического равновесия.

    3. Концепция технологического детерминизма.

    Причины войн связывают с бурным развитием науки и техническим прогрессом. Научно-техническая революция, развитие техники приводит к господству её над человеком. Это побуждает людей использовать технику в военных целях, что в конечном счете приводит к войне.

    Несостоятельность данной концепции заключается в том, что техника метафизически рассматривается как элемент производи­тельных сил в отрыве от человека, роль техники абсолютизируется. Конечно, связь между техникой и войной имеется, но эта взаимосвязь не является определяющей причиной войны. Главное – в определении, чему служит техника: прогрессу, или разрушению.

    4. Концепция географического детерминизма войны (Ч.Монтескье, Т.Бокль, Р. Челлен, А.Т. Мэхэн, К. Хоусхофен, Г. Манн, Н. Спикмэн).

    В философии войны важное место занимает проблема её сущности. Под сущностью понимается внутренняя глубинная основа, относительно устойчивая сторона явления. Она не лежит на поверхности, находится внутри предмета, явления.

    Вскрыть сущность войны - значит познать её причины, её закономерности. Философия рассматривает войну в связи с теми экономическими, политическими, и другими социальными отношениями, в которых состоит война.

    В историко-философской мысли войну рассматривали как продолжение политики заинтересованных классов и государств. (Клаузевиц, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).

    Сущность войны - состоит в продолжении политики определенных классов и государств насильственными средствами, т.е. средствами вооруженного насилия, вооруженной борьбы.

    Значительный вклад в теоретическое обоснование сущности войны внес немецкий военный теоретик Клаузевиц (1780 - 1831 гг.) в его книге «О войне». Однако он не видел связи политики с экономикой. Реально же политические цели войны определяются экономическими целями, экономическим положением классов.

    Как военный теоретик Клаузевиц не видел классовой сущности политики считал, что она выражает интересы всего общества, нации. Реально: политика является выражением интересов определенных классов, и всегда носит классовый характер.

    Клаузевиц отрывал внешнюю политику от внутренней: считал, что война - есть продолжение внешней политики. Современная политологическая наука рассматривает внутреннюю и внешнюю политику в их диалектическом единстве. Ведущая роль при этом принадлежит внутренней политике.

    Понимание войны как продолжение политики насильственными средствами позволяет сделать выводы:

    1. Война всегда ведется в форме вооруженного насилия.

    Однако, неверно сводите войну лишь к вооруженной борьбе. Кроме военных действий, война характеризуется и другими признаками: экономической борьбой, идеологическим воздействием, психологическим воздействием.

    2. Сущность войны не остается неизменной: в ней проявляется диалектика изменчивости и устойчивости.

    Изменяется политика воюющих государств, формы и способы боевых действий, применения ору­жия и боевой техники.

    Устойчивая сторона войны проявляется в том, что она была и остается продолжением политики классов и государств средствам вооруженного насилия.

    3. Война - это не обычная политика, а политика, осуществляемая прежде всего, с помощью особого средства - вооруженного насилия, которое выливается в форму вооруженной борьбы.

    Вооруженная борьба - это совокупность боев и операций и включает различные виды подготовки и обеспечения боевых действий войск.

    Она обуславливается политикой, так как политика выбирает противника, определяет общее соотношение сил, ставит задачи вооруженным силам, условия их выполнения.

    Научный анализ войны требует выяснять её связь с политикой, учитывать их взаимообусловленность и взаимовлияние.

    С началом войн политика не отходит на второй план, подчиняясь стратегии, а активно воздействует на войну. В соотношении войны и политики проявляется целый ряд взаимоза­висимостей.

    Как бы каждый из нас в отдельности ни стремился к миру – войны продолжают вспыхивать в разных уголках нашей планеты, практически никогда не прекращаясь. Как бы мы ни презирали насилие – военная техника становится все более сложной и эффективной, а человек продолжает совершенствоваться в искусстве убивать себе подобных. Почему так происходит? Почему возникают войны? Что за механизмы толкают нас на развязывание все новых и новых вооруженных конфликтов? Существует несколько теорий, объясняющих эти явления.

    По определению словарей война – это организованная вооруженная борьба между государствами, нациями (народами), социальными группами. В войне могут использоваться экономические, политические, идеологические и другие средства борьбы, но главным и решающим средством являются вооруженные силы: до 95% всех известных нам обществ использовали именно вооруженные силы для разрешения внешних или внутренних конфликтов.

    Классифицируют войны по самым различным критериям:

    Исходя из целей: грабительские, завоевательные, колониальные, религиозные, династические, торговые, национально-освободительные, патриотические и революционные;

    По масштабу военных действий и количеству задействованных сил и средств:локальные и крупномасштабные;

    ­- по характеру противоборствующих сторон: гражданские и внешние. Гражданские, в свою очередь, подразделяются на верхушечные, ведущиеся фракциями внутри элиты, и межклассовые. Внешние– на войны между государствами, между государствами и племенами, коалициями государств, между метрополиями и колониями;

    По способам и месту ведения: наступательные и оборонительные, регулярные и партизанские, сухопутные, морские, воздушные, береговые, крепостные и так далее.

    По моральному критерию: справедливые и несправедливые. Под «справедливой войной» понимается война, ведущаяся ради защиты порядка и права и, в конечном итоге, мира. Обязательными условиями «справедливой войны» являются: наличие справедливой причины; начинать войну следует только тогда, когда исчерпаны все мирные средства; она не должна выходить за рамки достижения главной цели; от нее не должно страдать гражданское население.

    Что же касается причин возникновения войн, то в разные исторические периоды на передний план выходили различные концепции, их объясняющие.

    Так, например, существовала теологическая интерпретация , с точки зрения которой, война – это арена для реализации воли богов. Приверженцы этой теории видели в войне способ утверждения истинной религии и вознаграждения благочестивых (завоевание иудеями «земли обетованной») или средство наказания нечестивых (уничтожение ассирийцами Израильского царства, разгром варварами Римской империи).

    Конкретно-исторический подход , сложившийся в античности, связывал происхождение войн только с их локальным историческим контекстом и отрицал существование каких-либо универсальных причин. Ответственность при этом возлагалась исключительно на политических лидеров и принятые ими решения, а само возникновение войны нередко воспринималось как результат случайного стечения обстоятельств.

    Совершенно другой подход к исследованию феномена войны предложила психологическая школа . Истоки этого подхода можно найти еще в Древней Греции, когда греческий историк Фукидид предположил, что война является следствием дурной человеческой природы, врожденной склонности человека к «деланию» хаоса и зла. Эта же идея была использована З.Фрейдом при создании теории психоанализа: он доказывал, что человек не мог бы существовать, если бы не направлял присущую ему потребность в саморазрушении (инстинкт смерти) на внешние объекты, иных индивидов, иные этносы, иные конфессиональные группы.

    Последователи З. Фрейда рассматривали войну как проявление массового психоза, возникающего в результате подавления обществом человеческих инстинктов. Далее фрейдовская теория сублимации была переработана в гендерном смысле: некоторые современные психологи считают склонность к агрессии и насилию неотъемлемым свойством мужской природы; подавляемая в мирных условиях, эта склонность должна находить необходимый выход на поле боя. С их точки зрения, человечество избавится от войн только в том случае, если рычаги управления перейдут в руки женщин, а в обществе установятся феминные ценности.

    Другие психологи трактуют агрессивность не как черту мужской психики, а как результат ее нарушения, и утверждают, что для наступления эпохи всеобщего мира необходимо создать эффективную систему гражданского контроля, которая не допускала бы к власти безумцев вроде Гитлера, Наполеона и Муссолини.

    Особая ветвь психологической школы основана К. Лоренцем, выдающимся австрийским учёным, одним из основоположников этологии - науки о поведении животных. С его точки зрения, война является расширенной формой животного поведения и, в первую очередь, выражением соперничества самцов и их борьбы за обладание определенной территорией.

    Антропологическая школа отвергает психологический подход и доказывает, что склонность к агрессии передается не генетически, а формируется в процессе воспитания, отражая идеологические, культурные и религиозные установки конкретной социальной среды. Различные исторические формы насилия порождались своим собственным социальным контекстом, а значит, между ними нет никакой связи.

    В основе политического подхода лежит формула немецкого военного теоретика К. Клаузевица, который определил войну как «продолжение политики другими средствами». Ответвлением этой школы является геополитическое направление, представители которой видят главную причину возникновения войн в недостатке «жизненного пространства» и стремлении государств к расширению своих границ до естественных рубежей (рек, горных хребтов и т.д.).

    Демографические теории можно подразделить на два класса: мальтузианские теории, восходящие к английскому экономисту Т.Р. Мальтусу (1766–1834), и теории преобладания молодежи.

    Согласно мальтузианским теориям причины войн кроются в нарушении баланса между численностью населения и количеством ресурсов. Войны при этом выступают в качестве функциональных средств для восстановления этого баланса путем уничтожения демографических излишков. Неомальтузианцы полагают, что война – неотъемлемая часть жизни человека и является главным двигателем социального прогресса.

    Теория преобладания молодежи существенно отличается от мальтузианских теорий. Её адепты считают, что к высокому риску возникновения войны ведет наличие большого количества необеспеченных, не наследующих имущество молодых мужчин, при условии недостатка в существующей социальной системе доступных рабочих мест.

    Немецкий ученый Г. Хейнсон, который первым предложил теорию преобладания молодежи в её наиболее общей форме, утверждает, что перекос случается, когда 30- 40% мужского населения страны принадлежит к «взрывоопасной» возрастной группе - от 15 до 29 лет. Обычно этому явлению предшествует взрыв рождаемости, когда на одну женщину приходится по 4-8 детей. И учитывая, что количество престижных должностей в обществе ограничено, множество «обозленных молодых мужчин» оказываются в ситуации, когда их юношеский гнев выливается в насилие. Религия и идеология при этом являются вспомогательными инструментами для того, чтобы придать насилию подобие законности.

    В настоящее время наиболее востребованным при трактовке феномена войны остается социологический подход , рассматривающий войну как продукт внутренних социальных условий и социальной структуры воюющих стран.

    Среди специалистов по международным отношениям популярна информационная теория , котораяобъясняет возникновение войн недостатком информации. По мнению ее приверженцев, война – это результат взаимного решения: решения одной стороны о нападении и решения другой об оказании сопротивления; проигрывающей стороной противника – в противном случае она или отказалась бы от агрессии, или капитулировала бы, чтобы избежать напрасных человеческих и материальных потерь. Следовательно, решающее значение приобретает информация о намерениях врага и его способности вести войну (эффективная разведка).

    Космополитическая теория связывает происхождение войны с противостоянием национальных и наднациональных, общечеловеческих, интересов. Она используется преимущественно для объяснения вооруженных конфликтов в эпоху глобализации.

    Сторонники экономической интерпретации считают войну следствием соперничества государств в сфере международных экономических отношений: войну начинают для получения новых рынков сбыта, дешевой рабочей силы, источников сырья и энергии.

    Экономическая интерпретация является элементом марксистского подхода,который трактует любую войну как производную от войны классовой. С точки зрения марксизма, войны ведутся ради укрепления власти господствующих классов и ради раскола мирового пролетариата посредством апелляции к религиозным или националистическим идеалам. Войны при этом являются неизбежным результатом свободного рынка и системы классового неравенства.

    Теорий множество, и современные ученые продолжают попытки осмыслить их природу, найти способы избавления человечества от столь разрушительного способа решения конфликтов. Возможно, когда-нибудь это и произойдет, остается только надеяться. По подсчетам ученых, за последние пятьдесят шесть веков произошло около 14 500 войн, в которых погибло более 3,5 млрд. чел…

    Поведенческие теории

    Психологи, например Э. Дурбан и Джон Боулби, утверждают, что человеку по природе вещей свойственна агрессия. Она подпитывается сублимацией и проекцией, когда человек превращает свое недовольство в предубеждения и ненависть к другим расам, религиям, нациям или идеологиям. Согласно данной теории государство создает и сохраняет определенный порядок в местном обществе и в то же время создает базу для агрессии в форме войны. Если война является неотъемлемой частью человеческой натуры, как предполагается многими психологическими теориями, то полностью изжить её никогда не удастся.

    Зигмунд Фрейд считал агрессивность одним из основных инстинктов, определяющих психологические «пружины», направленность и смысл человеческого существования и исходя из этой позиции, З. Фрейд даже отказался участвовать в движении борцов за мир, так как считал войны неизбежным следствием периодических вспышек человеческой агрессивности.

    Одну из теорий, которая ставит во главу угла политических и военных лидеров, разработал Морис Уолш. Он утверждал, что подавляющее большинство населения нейтрально по отношению к войне, и что войны случаются только тогда, когда к власти приходят лидеры с психологически ненормальным отношением к человеческой жизни. Войны затеваются правителями, которые преднамеренно стремятся воевать - такими, как Наполеон, Гитлер и Александр Македонский. Подобные люди становятся во главе государств во времена кризиса, когда население ищет вожака с твердой волей, который, как им кажется, способен решить их проблемы.

    Эволюционная психология

    Сторонники эволюционной психологии склонны утверждать, что человеческие войны - это аналог поведения животных, которые сражаются за территорию или конкурируют за еду или партнера. Животные агрессивны по своей природе, а в человеческой среде подобная агрессивность выливается в войны. Однако с развитием технологии человеческая агрессивность достигла такого предела, что начала угрожать выживанию всего вида. Одним из первых адептов этой теории был Конрад Лоренц.

    Подобные теории были раскритикованы учеными, такими как Джон Г. Кеннеди, которые считали, что организованные, продолжительные войны людей существенно отличаются от драк за территорию у животных - и не только в части технологии. Эшли Монтегью указывает, что социальные факторы и воспитание являются важными причинами, определяющими природу и ход человеческих войн. Война все-таки является человеческим изобретением, имеющим свои исторические и социальные корни.

    Социологические теории

    Социологи долгое время изучали причины возникновения войн. На этот счет существует множество теорий, многие из которых противоречат друг другу. Сторонники одной из школ Primat der Innenpolitik (Приоритет внутренней политики) берут за основу работы Эккарта Кера (Eckart Kehr) и Ханса-Ульриха Вэлера (Hans-Ulrich Wehler), которые считали, что война является продуктом местных условий, и только направление агрессии определяется внешними факторами. Так, например, Первая мировая война была результатом не международных конфликтов, тайных сговоров или нарушения баланса сил, но результатом экономической, социальной и политической ситуации в каждой стране, вовлеченной в конфликт.

    Данная теория отличается от традиционного подхода Primat der Außenpolitik (Приоритет внешней политики) Карла фон Клаузевица и Леопольда фон Ранке, которые утверждали, что война и мир являются следствием решений государственных деятелей и геополитической ситуации.

    Демографические теории

    Демографические теории можно подразделить на два класса: мальтузианские теории и теории преобладания молодежи.

    Мальтузианские теории

    Согласно мальтузианским теориям причины войн кроются в росте населения и нехватке ресурсов.

    Теория преобладания молодёжи

    Средний возраст по странам. Преобладание молодежи наличествует в Африке и чуть в меньшей пропорции в Южной и Юго-Восточной Азии и Центральной Америке.

    Теория преобладания молодёжи существенно отличается от мальтузианских теорий. Её сторонники считают, что сочетание большого количества молодых мужчин (как это графически представлено в Возрастно-половой пирамиде) с нехваткой постоянной мирной работы ведет к большому риску войны.

    В то время как мальтузианские теории фокусируются на противоречии между растущим населением и наличием природных ресурсов, теория преобладания молодежи фокусируется на несоответствии между количеством бедных, не наследующих имущества молодых мужчин и доступных рабочих позиций в существующей социальной системе разделения труда.

    Самюэль Хантингтон разработал свою теорию Столкновения цивилизаций, во многом используя теорию преобладания молодежи: «Я не думаю, что ислам является более агрессивной религией, чем любые другие, но я подозреваю, что за всю историю от рук христиан погибло больше людей, чем от рук мусульман. Ключевым фактором здесь является демография. По большому счету, люди, которые идут убивать других людей, - это мужчины в возрасте от 16 до 30 лет. В течение 1960х, 1970х и 1980х в мусульманском мире была высокая рождаемость и это привело к огромному перекосу в сторону молодежи. Но он неминуемо исчезнет. Рождаемость в исламских странах падает; в некоторых странах - стремительно. Изначально ислам распространялся огнем и мечом, но я не думаю, что в мусульманской теологии заложена унаследованная агрессивность».

    Экономические теории

    Другая школа придерживается теории, согласно которой войну можно рассматривать как рост экономической конкуренции между странами. Войны начинаются как попытка овладеть рынками и природными ресурсами и - как следствие - богатством. Представители ультра-правых политических кругов, например, утверждают, что у сильного есть естественное право на все то, что слабый не в состоянии удержать. Некоторые политики-центристы также придерживаются экономической теории в объяснении войн.

    Марксистская теория

    Теория марксизма исходит из того, что все войны в современном мире происходят из-за конфликтов между классами и между империалистическими силами. Эти войны - часть естественного развития свободного рынка и они исчезнут только тогда, когда произойдет Мировая революция.

    Военное положение

    Военное положение - особый правовой режим в государстве или его части, который устанавливается решением высшего органа государственной власти в случае агрессии против государства или непосредственной угрозы агрессии.

    Военное положение обычно предусматривает существенное ограничение некоторых прав и свобод граждан, в том числе таких основных, как свобода перемещения, свобода собраний, свобода слова, право на судебное рассмотрение дел, право на неприкосновенность имущества и т.п. Кроме того, судебная и исполнительная власть может быть передана военным судам и военному командованию.

    Порядок введения и режим Военного положения определяются законом. На территории России порядок введения, обеспечения и отмены режима военного положения определён в федеральном конституционном законе «О военном положении».

    Боевые действия

    Боевые действия - организованное применение сил и средств вооруженных сил для выполнения боевых задач.

    Виды войн:

    Военные действия;

    Военная блокада;

    Диверсия;

    Контрнаступление;

    Контрудар;

    Наступление;

    Отступление;

    Уличный бой и другие

    Исторические типы войн

    Войны Древнего мира

    Захватнические походы древних государств с целью порабощения племён, находившихся на более низкой стадии общественного развития, сбора дани и захвата рабов (например, Галльская война, Маркоманская война и др.);

    Межгосударственные войны с целью захвата территорий и ограбления завоёванных стран (например, Пунические войны, Греко-персидские войны);

    войны между различными группировками аристократии (например, войны диадохов за раздел империи Александра Македонского в 321-276 до н. э.);

    восстания рабов (например, восстание рабов в Риме под руководством Спартака);

    Войны Средневековья

    Религиозные войны: Крестовые походы, Джихад;

    Династические войны (например, Война Алой и Белой розы в Англии);

    Крестьянские войны-восстания против притеснений (например, Жакерия во Франции, Крестьянская война в Германии (Bauernkrieg)).

    Войны Нового и Новейшего времени

    Колониальные войны капиталистических стран за порабощение народов Азии, Африки, Америки, Океании (например, Первая опиумная война и Вторая Опиумная война);

    Войны государств и коалиций государств за гегемонию (например, Северная война, Американо-мексиканская война, Корейская война, Эфиопо-эритрейская война), войны за мировое господство (Семилетняя война, Наполеоновские войны, Первая и Вторая мировая война);