Общая характеристика коучинга как технологии. Отличие коучинга от других видов помощи. Коучинг. Основные принципы коучинга и этапы Отражение полученного опыта

Данный тип работы предполагает работу не с одним партнером (клиентом), а с целой группой людей.

«Да как же это возможно?!» - спросите вы. «Ведь у каждого свои вопросы?!». Особенность данной сессии состоит в том, что у этих людей имеется общий (сходный) вопрос (цель, задача). Они могут быть семьей, спортивной командой, партнерами по бизнесу или общественной организацией. Не имеет значения, сколько их, главное чтобы цель была одна на всех, и каждый был заинтересован в ее достижении и принимал полную ответственность за это.

Командный коучинг, как правило, рассматривают как частный случай группового коучинга, хотя это и не всегда так.

3. Организационный коучинг

Организационный коучинг основан на взаимодействии с ключевым лицом организации, и предполагает применение системных вопросных методик, направленных на выявление потенциала первого лица проекта, ключевых сотрудников, и всей организации в целом. Это вопросы о том, что уже достигли люди и организация, о том, чего они могли бы достигнуть к сегодняшнему дню. И самое главное - о том, что поможет им сохранить свое лидерство завтра.

Кардинальное отличие организационного коучинга от других его видов состоит в том, что он затрагивает интересы всей организации (компании), а не отдельного подразделения (группы людей) и проводится как с первыми лицами компании, так и с ключевыми топ-менеджерами и их командами. При этом главной фигурой в организационном коучинге для коуча является первое лицо проекта, его лидер. Не секрет, что личная эффективность первого лица во многом определяет эффективность его организации.

Вторым основанием классификации коучинга является область его применения. По этому основанию выделяют множество видов коучинга: лайф-коучинг, коучинг топ-менеджмента (первых лиц), бизнес-коучинг, карьерный коучинг, коучинг изменений (инноваций), мотивационный коучинг и т.д.

Лайф-коучинг -- индивидуальная работа с человеком, которая ориентирована на достижение баланса во всех жизненных сферах (улучшение качества жизни, личностный рост, здоровье, взаимоотношения, творческая самореализация).

Коучинг первых лиц (Executive-coaching, VIP-coaching) -- персональная работа с первым лицом компании, направленная на максимально быстрое и эффективное достижение его целей в бизнесе, на повышение его личной и управленческой эффективности.

Бизнес-коучинг -- работа с отдельными менеджерами и командами в целом в контексте компании и бизнеса. Направлен на организацию поиска максимально эффективных путей достижения целей данного подразделения (компании) и воплощение их в жизнь самими сотрудниками (подчинёнными).

Карьерный коучинг -- помогает человеку определиться с долгосрочными карьерными планами - минимум на 1 год, а оптимально на 5-10 лет. Эта работа похожа на бизнес-планирование или сбалансированную систему показателей компании, но в применении к личному плану развития.

Для кого-то коучинг - это техника, позволяющая расставить приоритеты в жизни.

Коучинг позволяет сбалансировать жизнь, выделить наиболее важные задачи, составить так называемый план действий, который позволит учесть все свои интересы, а также цели и задачи компании.

Коучинг также необходим тому, кто находится в «кризисной (трудной) ситуации». Не все идет гладко, но человек понимает, что из любой ситуации можно найти выход, которого он в одиночку просто сейчас не видит. Это так называемое «коробочное мышление» (ограниченное, как если бы человек смотрел в щель в небольшой коробке и больше ничего не видел). Коуч помогает руководителю увидеть картину действительности полностью и понять, как в этой ситуации нужно действовать, расширяя ее границы.

Коуч-технологии также необходимы для развития лидерских качеств. Здесь мнения расходятся: некоторые полагают, что лидерство - это врожденное качество, другие - что приобретенное. Есть также мнение, что, имея задатки к лидерству, человек может это качество развить и «отшлифовать». Коучинг действительно позволяет это сделать, но здесь важно осознанное желание клиента стать лидером. И часто, на этапе формирования запроса выясняется, что клиент хотел стать лидером, но не задумывался, что означает это понятие, а также что даст ему лидерство в будущем.

Коучинг обязательно необходим любому первому лицу организации (крупного структурного подразделения).

Ни для кого не секрет, что успех компании зависит от того, насколько личные цели сотрудников и цели компании согласованы между собой и осознанны. Нельзя одновременно забраться на две вершины одной горы, если они находятся на расстоянии друг от друга.

С помощью коучинга собственник бизнеса (генеральный директор) может создать видение будущего компании с учетом интересов всех сторон и на несколько лет вперед, составить более эффективный план развития и оптимизировать текущую работу компании.

Первым лицам компании (владельцы, топ-менеджеры, генеральные директора) коучинг нужен в большей мере, чем рядовым сотрудникам. То, как руководитель видит свою компанию, ее будущее проецируется на сотрудников и их поведение. И достаточно часто руководители не совсем ясно себе представляют, что и как нужно делать, а подчиненные, к сожалению, мыслей читать не умеют. Или наоборот -- руководители четко и ясно знают, что и как делать, но перед сотрудником ставят «размытую» цель. Соответственно результат отличается от ожиданий руководителя, и очень часто в худшую сторону. От ясности поставленных целей и правильности принятых решений руководителем -- зависит успех и будущее компании.

Этапы и содержание коучинга

Первый этап коучинга -- это наблюдение за поведением сотрудника, которому, на ваш взгляд, нужна поддержка. Менеджер-коуч должен сам быть уверенным в том, что он правильно оценивает ситуацию, поведенческие проявления и набор компетенций, которыми обладает подчиненный. На этом этапе крайне важно увидеть как сильные, так и слабые стороны работника, а также оценить, какое влияние его поведение оказывает на окружающих и на его способность достигать поставленные перед ним цели.

На этом этапе, пожалуй, самое главное удержаться от оценочных суждений, например, таких:

Анна -- активный «сопротивленец» переменам;

Алексей никогда не сможет делегировать ответственность своим подчиненным.

Подобные суждения никогда не помогут дойти до первопричин проблем, какими в вышеописанных случаях могли бы быть:

  • · непонимание целей изменений, стартовавших в организации;
  • · повышенное чувство ответственности за результат и нехватка времени на обучение и информирование подчиненных.

Один-два случая проявления некорректного, с точки зрения менеджера-коуча, поведения могут заставить сделать ошибочные выводы, поэтому коучу необходимо несколько раз проверить свою гипотезу.

Здесь очень важно быть внимательным ко всем симптомам организационной проблемы, которую вы, как вам кажется, выявили.

К примеру, такие фразы как «Он, может быть, и справится…» или «Спасибо за то, что вы мне рассказали о проблемах отдела работы с клиентами, но мне это не интересно…» могут свидетельствовать о том, что в первом случае у вашего подчиненного недостаточно навыков и знаний, чтобы выполнить ту или иную работу, а во втором -- работник не понимает, сколь важны кросс-функциональные связи в организации, особенно, при реализации проектов долгосрочных широкомасштабных перемен.

Вторым этапом эффективного коучинга должна стать беседа с подчиненным, проводимая скорее в стиле диалога, а не дебатов. До того как приступить к беседе, необходимо ясно себе представить ее цель и возможные последствия. В качестве результата дискуссии может быть разработан план действий как подчиненного, так и коуча, который в перспективе должен привести к повышению результативности деятельности работника, которому требуется коучинговая поддержка.

Менеджер-коуч будет раз в две недели со своим подопечным обсуждать, насколько они продвинулись к успеху Первый и самый важный шаг данного этапа -- проговорить и придти к согласию относительно того, какую цель подопечный коуча стремится достичь. Задача коуча -- выявить все возможные несоответствия и существенные преграды с помощью все тех же открытых вопросов.

  • · Каким путем Вы идете к цели?
  • · Есть ли какие-либо цели, с которыми вам внутренне сложно согласиться?
  • · Какие препятствия мешают вам двигаться к цели так быстро, как хотелось бы?

Здесь также могут помочь и закрытые вопросы, позволяющие коучу уточнить, насколько правильно он «услышал» своего подопечного.

Если коуч и его подопечный достигли соглашения, что далее они идут вместе, их встречи должны стать более частыми и регулярными, при этом и та и другая сторона должны быть уверены в том, что они слышат, понимают друг друга и, что самое главное, считают такой путь достижения цели важным и необходимым.

Обратная связь в коучинге -- понятие гораздо более емкое, чем в менеджменте.

Оно обязательно подразумевает наличие единых целей и эмоционального взаимопонимания.

Часто менеджеры-непсихологи попадают в одну из тривиальных ловушек -- при регулярных встречах оценивают не поведение и его последствия (к примеру, то, как сопротивляющийся переменам работник негативно настраивал своих коллег, представляя им превратную информацию о планах руководства), а конкретную личность («Нерадивый Иванов», «Саботажник Петров»).

Описывая поведение работника, менеджер-коуч должен олицетворять собой желание поддержать, помочь преодолеть сложности, идти дальше вместе. Особенно поддержка и доверие важны, когда в компании реализуются проекты, которые нигде и никогда ранее не внедрялись, и сам менеджер на все 100% не был уверен, что поведение его подчиненных необходимо менять так, а не иначе. В подобных беседах и диалогах и коуч, и его подопечный обретают почву под ногами, чтобы сделать еще шаг вперед, в неизведанное.

Более того, чтобы не становиться «психологом-дилетантом», рекомендуется меньше внимания уделять обсуждению вопросов «Почему» или «Зачем» и гораздо больше -- тому, что именно делает или делал «подопечный» коуча.

  • · Попробовали ли вы это…?
  • · Как вы думаете, каково будет наилучшее решение?
  • · Что, по вашему мнению, произойдет, если вы …?
  • · Вы попробовали и у вас не получилось. Почему, на ваш взгляд, это произошло именно так?
  • · Если бы вы смогли вернуться к тому совещанию, что бы вы сделали по-другому?

Подопечный менеджера-коуча должен чувствовать, что у него есть «право на ошибку», что его дополнительные усилия и энергия не пропадают зря, что его пробы и ошибки -- это пробы и ошибки и его руководителя, и организации в целом, ступившей на путь преобразований. Подчиненный ни в коем случае не должен «защищаться» от критических ремарок, а менеджер-коуч -- «нападать». Поиск причин возникших проблем должен восприниматься как общее дело, и у обеих сторон процесса должно возникнуть ощущение, что проблема не коренится в одной из них, она -- в стороне, и на нее должны быть направлены усилия и каждой из сторон. А для этого коучу необходимо концентрироваться только на существенных для бизнеса и/или команды отклонениях, а также вознаграждать своего подопечного за его открытость и желание решить проблему хотя бы в форме простого «Спасибо».

Менеджер-коуч поймет, что продуктивное единодушие достигнуто, если:

  • · подчиненный будет достаточно легко выражать несогласие либо предлагать альтернативные решения;
  • · если предложения работника будут касаться решения проблемы как таковой, а не отдельных «виноватых», что часто происходит в России, к примеру, где укоренилась глубоко в сознании бывших Homo Советикус «презумпция виновности».

Обязательным этапом коучингового сотрудничества являются сессии обратной связи, и здесь обязательно выявление и вознаграждение тех «маленьких побед», которые демонстрируют, что подопечный не сбился с пути достижения поставленных целей. В ряде случаев, особенно тогда, когда мы говорим о вовлечении людей в процесс пионерных изменений, на этом этапе возможно и изменение плана действий, корректировка с обоюдного согласия пути в будущее.

  • · менеджеру-коучу необходимо сфокусироваться на тех улучшениях деятельности подопечного, которых он сможет достичь в будущем. Критика того, что сейчас идет «не так» в коучинге не только не приемлема, но и губительна;
  • · необходимо сократить время между наблюдением некорректного, с точки зрения менеджера-коуча, поведения и беседой с подчиненным, посвященной возможным корректировкам поведения;
  • · стоит избегать обобщений «Вы хорошо поработали», «Вы справились с непростой задачей» и т.д., сообщение должно быть более конкретным и точно отражающим специфику реальной ситуации.

Директивный и поддерживающий стили коучинга. Выделяют два основных вида коучинга «низших по званию» -- директивный и поддерживающий. Если директивный коучинг применим к новому сотруднику, пришедшему в компанию извне, то поддерживающий -- к вашим подчиненным, которые демонстрируют достаточно высокий потенциал и смогут в перспективе занять новую для них должность или взять на себя новые зоны ответственности, если вы как менеджер готовы им делегировать определенные полномочия либо хотите вовлечь их в процесс перемен, и им потребуется при вашей поддержке осваивать terra incognita -- новые навыки, технологии, идеи. Продемонстрируем эти два подхода с целью выявить особенности поддерживающего коучинга, являющегося незаменимым инструментом лидера изменений.

Если среди подчиненных менеджера-коуча появляется самоотверженный сторонник планируемых изменений, рекомендуется не только вознаграждать его за успех и способствующее продвижению перемен поведение, но и стараться подвигнуть его к использованию своего позитивного опыта в целях коучинга остальных членов команды.

Как правило, для удержания подобных людей лучше продумать возможные пути развития его/ее карьеры, о чем также лучше откровенно побеседовать, настроив подопечного на выявление и анализ потенциальных сложностей и барьеров на пути к новой позиции в организации.

Коучинг подчиненных руководителем принесет успех только при выполнении следующих условий.

Между менеджером-коучем и подопечным устанавливаются отношения взаимного доверия и взаимопонимания.

И та, и другая сторона чувствуют свою ответственность за результат, к которому они стремятся. Согласно Дж.К. Смарт, менеджеры «должны работать с коучингом как с процессом поддержки/помощи, а не управления подчиненными» (в первом случае вся ответственность лежит на менеджере, во втором -- на его подопечном).

И у коуча, и у его подопечного велико желание учиться и совершенствоваться.

Менеджер-коуч будет стараться быть, насколько это возможно, беспристрастным, однако в реальности, крайне сложно бывает избавиться от «влияния» своей точки зрения, поэтому наилучший выход -- заранее сказать себе, что имеют право на существование и другие точки зрения, другие убеждения.

Коучинг руководителей высшего звена Индивидуальная работа с первым лицом с самого начала его работы в организации обеспечивает его личностные изменения, которые послужат толчком, отправной точкой для организационных перемен. Трансперсональный коучинг имеет своей целью именно трансформацию, кардинальные изменения личности, без которых невозможна трансформация организации.

Во время первых встреч профессионального коуча и топ-менеджера обсуждается несколько вопросов: каковы цели изменений, в чем их необходимость, что заказчик хочет получить в качестве результатов, какая роль отводится консультанту. Усилия консультанта-коуча направлены на то, чтобы выявить подлинную потребность его высокопоставленного клиента. Далеко не всегда заявленные заказчиком цели сформулированы четко и конкретно, нередко и необходимость проведения изменений осознана не до конца, не ясна «длина шага», который готов сделать руководитель высшего звена. На вопрос: «Если эти цели не будут достигнуты, если что-то не получится, то что тогда?» -- можно услышать ответ: «Будем развиваться так же, как развивались. У нас и так хорошие позиции на рынке, есть постоянный рост». Если учесть, что организация является в большой степени продолжением личности «первого лица», то такая изначальная позиция вовсе не способствует созданию даже трансляционных изменений. Будет этому мешать и противоречивость личных целей и приоритетов менеджера.

Именно во время этой работы первого лица со своими ожиданиями при поддержке коуча и определяется возможный путь развития бизнеса. Если четко формулируется необходимость именно радикальных изменений, если осознается имеющийся «кризис», хотя внешне все может быть благополучно, если есть готовность рисковать, какое-то время нести неизбежные потери, если действительно «так дальше жить нельзя» и есть четкое видение того, как «жить надо», то можно двигаться дальше, к трансформации.

Уже во время первых сессий лидер принимает решения и начинает осуществлять конкретные действия. Только когда изменения в лидере становятся «читаемы» окружающими, можно перейти к следующим этапам.

По мере внедрения коучинг становится системным методом трансформации как организации, так и отдельно взятых сотрудников. Способность топ-менеджера подключать к работе своих подчиненных и иметь ясное представление о цели и методах, необходимых для осуществления изменений, -- его ключевые факторы успешности.

Приглашая сегодня профессионального коуча, руководители высшего звена чаще всего ставят следующие задачи:

  • · улучшить систему коммуникаций и связанных с ней навыков;
  • · повысить ментальные способности, найти нестандартные решения;
  • · получить поддержку для преодоления кризисного периода;
  • · расчистить путь для значительных организационных изменений;
  • · определить необходимость в обучении специальным навыкам и компетенциям;
  • · поддержать топ-менеджеров для достижения наилучших результатов;
  • · усовершенствовать систему отчетности по организации;
  • · стимулировать изменения и инновации;
  • · сформулировать и внедрить миссию и видение;
  • · усовершенствовать работу ключевых команд на предприятии.

Список литературы

  • 1. Артемов О.Ю., Архипова Н.И., Ермакова И.Н., Овчинникова Н.В. Теория и практика работы с кадрами. - М., 2007.
  • 2. Коучинг: истоки, подходы, перспективы / М.А. Данилова, Е.В. Фролова. - СПб., 2007.
  • 3. Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все / В.Е. Максимов. - СПб., 2008.
  • 4. Никитина Т.А., Шаталина М.А. Основы коучинга. Учебное пособие. - Самара, 2007.
  • 5. Огнев А.В. Организационное консультирование в стиле коучинг. - С-Пб.: Речь, 2008.
  • 6. Рогачев С.А. Коучинг: возможности применения в бизнесе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  • 7. Сартан Г.Н., Смирнов А.Ю., Гудимов В.В. Новые технологии управления персоналом. - С-Пб.: Речь, 2008.
  • 8. Смарт Дж. К. Коучинг / Дж. К. Смарт; пер. с англ. О.Б. Бетиной. - СПб., 2004.
  • 9. Хамаганова С. Коучинг как стиль управления.// Управление персоналом. - 2003. - №1.
  • 10. Шматко Д. Значение коучинга для организации.// Управление персоналом. - 2007. - №7.

«Коуч» - слово венгерского происхождения, получило распространение в Англии в ХVI веке, означало «повозку». Во второй половине ХIХ века английские студенты называли так частных репетиторов. В начале девяностых годов ХIХ века «коуч» прочно входит в спортивную лексику как название тренера. Постепенно значение переносится на любую деятельность, связанную с консультированием. И уже в 70-х годах ХХ века в США появляются первые «коучи».

1. С 70 до середины 80-х – фаза «происхождения», США
2. Середина 80-х – «распространение», США
3. Середина 80-х –«всплеск», Германия
4. Конец 80-х в Германии –«системное развитие персонала»
5. Начало 90-х в Европе и США – фаза «дифференциации»
6. Середина/конец 90-х в Европе и Америке - «популяризация»
7. С 2002 года–и по сегодняшний день-фаза «углубленной профессионализации».

Чтобы понять, на каком уровне развития находится коучинг сегодня в России, я хочу рассказать о каждом этапе более подробно.

Итак, первая фаза - «происхождение» (70-80 годы, Америка)

Первоначально в американском менеджменте коучинг означал ничто иное как целенаправленную и ориентированную на развитие работу руководителя со своими подчиненными. Каждый сотрудник должен был достигать своей профессиональной и личностной зрелости в рамках своей предметной компетенции под чутким руководством своего начальника, который, умело используя мотивационный компонент, способствовал успешному выполнению производственных задач и, иногда, карьерному росту самого подчиненного. Такая форма вполне соответствовала духу времени, царящему в тот период в Америке.

Вторая фаза - «распространение»

В середине 80-х постепенно расширяется применение коучинга в карьере молодых талантливых работников через сопровождение их высокопозиционирующими опытными менеджерами, которые ни в коем случае не являются их прямыми руководителями. Хотя подрастающим «талантам» и уделяется много внимания и их карьерный путь направляется в нужное русло, но это явление не перерастает в систему, а постепенно перерождается в наставничество или менторство.

Третья фаза - «всплеск»

То, что началось в США на среднем уровне, в середине 80-х перекочевало в Германию сразу на уровень топ-менеджмента и превратилось из коучинга через руководителя в консультирование топов исключительно внешними коучами по специфическим темам: конфликты на топ-уровне в кругу коллег, собственные проблемы в руководстве подчиненными, вопросы стратегии, но также и личные интересы, напр. проблемы в супружестве или проблемы взаимоотношения с окружающими. Коуч должен был помочь осознать своему клиенту его мировосприятие, особенности его коммуникативного стиля, сильные и слабые стороны личности. До этого периода руководители высшего эшелона еще не получали в таком объеме прямой обратной связи, которая бы способствовала улучшению их социального влияния в бизнесе. Специально отобранная палитра тем и налет эксклюзивности одарили этот вариант коучинга огромным вниманием среди общественности и в сфере консультационных услуг. Все это привело к тому, что в исключительно короткое время ключевые идеи коучинга становятся чрезвычайно популярны.

Это были начальные фазы развития и выражение коучинга в Германии. В США вариант внешнего психологического консультирования для топ-менеджеров оставался до конца 80-х почти невостребованным, но спустя несколько лет вернулся в полном объеме на «родину».

Четвертая фаза - «системное развитие персонала»

Коучингом занимались не только коучи, приглашенные извне, но и внутрифирменные отделы персонала и развития. Долгое время эти две группы находились в противостоянии, обсуждая, какие темы для руководства соответствуют стилю коучинга, а какие нет.

Если коучинг проводил отдел развития, то целевой группой долгое время оставалась средняя и низшая прослойка менеджмента. Роль персонального коуча при этом отводилась непосредственному руководителю, призванному развивать своих подопечных, для чего и проводились семинары по коучингу внутри фирмы.

Наконец, в 90-х годах обе группы достигли мира и согласия и утвердили коучинг в различных вариантах и образах действия как способ развития всех уровней руководства. Для топ-менеджмента индивидуальный и командный коучинг стал важнейшим инструментом для раскрытия личного потенциала.

Постепенно определились и преимущественно систематизировались вопросы, какие темы должны стоять в центре внимания коучинга, в каких случаях можно использовать коучинг и кто должен рассматриваться как коуч и как клиент.

Пятая фаза - «дифференциация»

Итак, в 90-х годах коучинг достиг заслуженного успеха. Первые «битвы» за концепты, методы, темы, направления и происхождение были позади. Все больше коучинг стал применяться в различных вариантах, с новым значением, содержанием и конкретными процедурами. Групповой коучинг в ходе семинаров использовался как «сила» группы для глубокого консультирования отдельного участника через коллективный feedback (ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ). Каждый тренинг личностного роста – совершенно в духе времени - мог тоже называться коучингом. Это облагораживало собственный образ действий и давало каждому, кто в этом принимал участие, чувство возвышенной ответственности.

Коучинг превратился в своем ключевом понятии во всеобщую глубокую ориентированную на психологию методику консультирования. Его стали использовать как и в отдельных случаях, так и в процессах изменения на фирмах как форму личностной поддержки для высшего менеджмента. Область применения и используемые методики на этой фазе разрослись так стремительно, что их обзор не представляется возможным в рамках данной статьи.

Шестая фаза - «популяризация»

После того, как коучинг был так уважаем у топ-менеджмента, после того как коучинг доказал неслучайность своего успеха и высокого статуса, после всего этого он вдруг очень быстро стал словом-контейнером, которое употреблял каждый и по любому поводу. Даже классическое организационное консультирование мутировало в коучинг. Появился «ТV-коучинг», «дансинг-коучинг», «астрологический коучинг» и т.д. и т.п.

Седьмая фаза - «углубленная профессионализация»

С 2002 года в коучинге начинают выделяться целевые группы и методически дифференцированное применение; повышаются требования качества в практике; начинается стандартизация в обучении; растет интенсивность в исследованиях; организуются международные конгрессы и встречи; появляются «юные» коучи, последователи первой волны; создаются интернет-банки данных коучей и сообщества коучей, которые обсуждают между собой содержание, методику, стандарты и вопросы качества. Коучинг выходит на научный уровень, начинает разрабатываться собственная методология и инструментарий.

Элеонора Сандуленко
Коуч, бизнес-тренер “FBK”
ред. Егор Булыгин

Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга Старр Джули

Четыре этапа коучинг-цикла

Четыре этапа коучинг-цикла

При планировании нескольких коучинговых сессий эффективно использование четырех ключевых этапов (рис. 16). Одни из них вы проходите совершенно свободно, тогда как на других приходится потрудиться. Мой опыт свидетельствует о том, что проработка этих этапов как основы коучинга способствует эффективному его проведению.

Хотя цикл коучинг-сессий никогда не развивается в соответствии с заранее разработанной идеальной формулой, тем не менее удобнее работать в рамках какой-то продуманной программы. Кроме того, это помогает продемонстрировать клиенту, что он получает качественную услугу, основанную на прочном фундаменте принципов и четкого понимания. Естественно, что каждый хочет инвестировать в реальные результаты или хотя бы в возможность их достичь.

Нижеперечисленные этапы действий помогут беседе, поскольку четко демонстрируют задачу коуча: достижение целей клиента.

Рис. 16. Четыре этапа коучинга

Четыре развивающих действия на каждом этапе

Действия можно сравнить с движением вращающихся тарелок, которому жонглер не дает остановиться: если вы его начали, оно должно постоянно продолжаться. Например, на протяжении всего задания коуч должен стремиться к пониманию и двигаться в заданном направлении, постоянно оценивая достижения, и т. д. Многое из этого происходит само собой, без особых усилий со стороны коуча.

Из книги Подход Зельцмана к традиционному классическому портрету. Структурный портрет автора Зельцман Джо

Освещение во время оценочного этапа. Хорошее общее освещение в студии необходимо не только для проведения оценочной работы, но и для установления модели в нужную позу. Не стоит полагаться на местное освещение, которое дают ваши приборы. Такое освещение является слишком

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Из книги 1000 советов опытного доктора. Как помочь себе и близким в экстремальных ситуациях автора Ковалев Виктор Константинович

Последовательность действий: четыре этапа Последовательность действий при несчастных случаях складывается из четырех последовательных этапов:1. Осмотр места происшествия;2. Первичный осмотр пострадавшего (при состояниях, угрожающих жизни, сразу же начинайте

Из книги Криминалистика. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

2. Методы раннего этапа криминалистики В 1879 г. чиновник Французской полиции Альфонс Бертильон предложил новый метод регистрации преступников, получивший название антропометрического. Его система состояла в измерении отдельных частей тела человека, результ которого

Из книги Психология автора Богачкина Наталия Александровна

34. Психологические особенности начального этапа обучения Начальный этап школьного обучения находится в возрастном диапазоне от 6 – 7 до 10-11 лет. Рассмотрим психологическую специфику данного этапа.С каким бы уровнем готовности не поступал ребенок в школу, он не в

Из книги Все, что будущая мама хочет знать, но не знает, у кого спросить автора Сосорева Елена Петровна

Начало нового этапа в вашей жизни Только что вы прошли через колоссальные эмоциональные и физические испытания.Мир перевернулся с ног на голову, и теперь главный человек в вашей жизни - это крошечное существо, которое целиком и полностью зависит от вас.С появлением

Из книги Как научиться водить автомобиль автора Барбакадзе Андрей

Из книги Книга-тренажер автора Барбакадзе Андрей

Из книги Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга автора Старр Джули

Предисловие к русскому изданию Коучинг – дорога к успеху «Если он действительно мудр, он не пригласит вас в дом своей мудрости, а лишь подведет к порогу вашего собственного ума». Джебран Халиль Джебран, пророк Книга Джули Стар «Полное руководство по методам, принципам и

Из книги автора

Что такое коучинг Эффективный коучинг влияет на понимание, обучение, поведение и развитие человека В двух словах, коучинг представляет собой разговор или серию разговоров одного человека с другим. От привычного для нас разговора его отличает воздействие на клиента.

Из книги автора

Что представляет собой личностный коучинг Клиент получает четкое понимание ситуации или проблемы, что позволяет ему достичь положительных изменений. Личностный коуч проводит коучинг-сессии в течение определенного времени (зачастую это называют коучинговым заданием).

Из книги автора

Глава 1 Коллаборативный коучинг «Знание говорит, а мудрость слушает». Неизвестный автор Эта книга основана на коллаборативном стиле коучинга. Коллаборативный коучинг подразумевает совместную работу коуча и объекта коучинга (клиента) над формированием изменений.

Из книги автора

Коучинг-сессия основана на равенстве Коуч работает с человеком, чтобы помочь ему в достижении его целей. Ваши отношения будут восприниматься, скорее, как партнерство равных, чем «наставнические» или «отеческие». Продолжая работу с клиентом, вы усиливаете процесс

Из книги автора

Глава 5 Коучинг-сессии: путь коуча «Лучший путь в жизни – тот, где вы находите ответы на вопросы, о которых даже не задумывались». Рик Риджвей В данной главе приведены возможные поддерживающие схемы типичной коучинг-сессии. Говоря «типичная», я имею в виду как формальную

Из книги автора

Глава 6 Коучинг: структура и процесс «Истинное преобразование происходит внутри человека». Райнер Мария Рильке Создание прочной поддерживающей структуры и процесса является ключом к успешному проведению коучинга. Есть факторы, влияющие на эффективность коучинга,

Из книги автора

Глава 7 Эмоциональная зрелость и коучинг «Измените взгляд на мир, и мир изменится в ответ». Доктор Уэйн Дайер Один из полезных результатов эффективного коучинга – общее развитие эмоциональной зрелости клиента. В этой главе объясняется значение понятия «эмоциональная

5. Этапы и задачи коучинга

коучинг личность концентрация производительность

Коучинг не имеет одного единственно верного варианта реализации. Его рамки определяют стремление к осознанию действительности за счет получения достоверной информации о ней и основанное на самоуважении, самомотивации, опоре на свои силы, принятие ответственности за свои действия и жизнь в целом.

Его основным инструментом служат: активное слушание, вопросные технологии, эффективные вопросы (подобные тем, которые в своих диалогах использовал Сократ), элементы тренинга, элементы и техники НЛП.

В организационном коучинге успешно применяются испытанные приёмы современного менеджмента (метод SMART, GROW, техники постановки целей).

Его ключевые задачи - это:

1. Определение задач и целей (расстановка целевых ориентиров, приоритетов);

2. Исследование текущей ситуации:(определение имеющихся ресурсов и ограничений)

коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) задавая вопросы и активно слушая;

сотрудник: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучем.

3. Определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату:

коуч: старается понять, что мешает сотруднику в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий;

сотрудник: исследует свои внутренние и внешние препятствия.

4. Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий:

коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие сотрудника к поиску решений и преодолению ограничений;

сотрудник: исследует возможности для преодоления препятствий.

5. Выбор конкретного варианта действий и составление плана:

коуч: помогает сотруднику в анализе возможностей;

сотрудник: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.

Коуч и сотрудник договариваются о том, что конкретно должно быть сделано к следующей встрече (определенному сроку).

Итогом всей работы является бизнес-план и конкретные намеченные шаги с установленными сроками их достижения.

Исследование детско-родительских отношений в период ранней юности

В жизни семьи, как динамической системе, исследователи выделяют определённые стадии. Одной из таких стадий, по мнению Ильина . С появлением ребёнка Ильин рассматривает семью как принципиально новый организм и считает...

Исследование особенностей базисных компонентов личности у детей с задержкой психического развития

Таким образом, наше эмпирическое исследование складывалось из четырех этапов. этап. Анализ научной литературы зарубежных и отечественных авторов. этап. Построение методической базы исследования...

Исследование причин семейных конфликтов

Супружеские отношения постоянно развиваются и меняются. Время от времени в отношениях супругов могут возникнуть некоторые «непредвиденные» изменения, однако существует ряд закономерных, «нормативных» изменений...

Консультирование клиентов

1. Подготовка к консультированию Это обязательный переходный этап между интервьюированием и консультированием. По времени он может занимать от нескольких минут до нескольких дней, недель, а может быть...

Личностные особенности выпускника колледжа в контексте профессиональной адаптации к работе по специальности

могут считаться следующие: 1.начальная адаптация (низкий разряд, заработная плата, пассивность в общественной работе, редкое посещение собраний); 2.приемлемая адаптация (работник в принципе соответствует требованиям предприятия); 3...

Психологический мониторинг в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися с использованием дистанционных технологий

Слово «мониторинг» произошло от латинского слова «monitor» - в переводе означает напоминающий или предостерегающий. Понятие «мониторинг» может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках...

Развитие психики в процессе биологической эволюции

В понятие онтогенеза входят возрастные этапы. Возраст - это качественно специфическая ступень развития индивида. Каждый возраст в человеческой жизни имеет нормативы...

Ресурсы и ограничения внутреннего консультанта организации в процессе коучинга в гештальт-подходе

Описание практики в индивидуальном формате В начале данной работы я хочу привести несколько определений понятия «коучинг», чтобы найти затем специфические особенности проведения коучинга в гештальт-подходе. Тим Гэллвей }