Мара — славянская богиня Зимы, Смерти, Жизни. Мара: история персонажа


Говорить о Морене, Богине Зимы начали мы с опаской. Непростой характер славянской Богини Зимы и Смерти, неоднозначна её история. Нынче многие вовсе страшатся говорить о смерти, видно, стараются от неё убежать. В старину же Богиня Морена у славян всегда была рядом с человеком, напоминала о неумолимом ходе времени. Да не будем вас пугать! Наоборот, поговорим о том, какое благо несет Богиня Морена в славянской мифологии. Быть может, станет эта статья и подспорьем в том, как рассказать детям о сложной теме смерти.


Богиня Морена у славян предстает в облике пугающей красавицы

Богиня Морена в славянской мифологии

Чтобы понять, что значила Богиня Морена у славян, к быличкам северным обратимся. Морена, Богиня Зимы и Смерти, сестра Лёли и Живы - яркой весны да теплого лета. Не диво ли, что три сестры столь не схожи меж собой? Любят люди красавицу-Лёлю, с уважением относятся к дающей плодородие Живе. Только Богиню Морену у славян побаиваются, стараются реже о ней вспоминать.

Когда-то были три сестры светлыми Богинями. Украл их посланник Хаоса Скипер-Зверь, заколдовал, превратил в чудовищ, обучил черной магии. Стали Лёля, Жива и Морена охранять жилище Скипер-Зверя, войсками его командовать. Не помнили себя сестры, пока не удалось Богам расколдовать трех сестер. Вернули Лёля, Жива и Морена свой облик. Да только сердцу Морены оказалась ближе тёмная магия, не захотела она становиться светлой Богиней. Так начинается история Морены, Богини Зимы и Смерти. Здесь подробно пересказывать её не будем, посоветуем для того прочесть книгу сказок .

Дальше многое случилось. Почти в каждой истории, в каждой северной быличке упоминается Морена. Словно, все беды случаются по её велению. Богиня Морена у славян насылает сестер-лихоманок, духов болезней, покрывает землю снегом, замораживает посевы, а, бывает, поцелует Морена человека да заморозит его сердце.

книги «Что знают Боги?» - тот случай, когда Морена радовалась, засыпая снегом отдалённую деревню:

«Морена, Богиня Зимы и Смерти скучала. Из своего зимнего дворца она видела засыпанные снегом по самые крыши избы, только из некоторых труб тонкой струйкой вился слабый дымок. И снег искрился и переливался, отражая холодное сияние ночного светила, да звёзды посверкивали в холодной глубокой вышине. Всё замерло в ожидании рассвета. Но что он принесёт людям, которые с Карачуна находятся в снежном плену? В Коляду, разгребая снег от избы к избе, люди ещё смогли поприветствовать приход Вышнего Бога, принёсшего людям знания Вед. Но, уже наутро, снег начал опять падать, и так продолжалось много дней. После снегопада наступили жуткие холода. Небо вызвездило, деревья закутались в толстый слой инея, а воздух холодом так обжигал, что невозможно было его вдохнуть. Люди попрятались по домам, сохраняя крохи тепла, экономно расходуя топливо, запасённое с лета и сложенное в клетях. И снова на всю ночь начался снегопад: видно разверзлись небесные закрома, где снег хранился, да и высыпался весь запас разом. Некоторые избы ещё можно было найти по торчащей дымовой трубе, а другие - засыпало с верхом. Жутко и страшно было бы всем, кто мог увидеть эту сказочную красоту, которая обещала и голод, и холод. Но для Богини Зимы и Смерти приятней не было картины! Она, глядя из своего сверкающего ледяного замка на притихшую Явь, злорадно усмехалась:

- Сладкого вечного сна! Не дождаться вам Ярилы, не придётся вам Лёлю, Богиню Весны, выкликать! Все вы к этому времени в Навь переселитесь! Только я, Морена, буду разгуливать по всей Яви, да застилать все пути-дороги ледяной позёмкой! »


Морену, Богиню Зимы и Смерти, считают причиной болезней людей и скота

Кажется, одни беды от Морены. Почему тогда Богиня Морена в славянской мифологии не побеждена раз и на всегда?

Богиня Морена у славян напоминает о переменах в жизни

Случайно ли Богиня Морена у славян оказалась сестрой Лёли, с которой она враждует всё время?

Встречаются Морена и Лёля впервые на Громницу, праздник зимней стречи. На Велесов день старается Морена, Богиня Зимы, удержать свою власть, насылает на деревни страшную Коровью Смерть. В этот день свершится суд Макошь над Мореной, останется зиме властвовать совсем не долго. Первого марта празднуем день Морены, отдаем почести владычице зимы. А уж на Весеннее Равноденствие окончательно уйдет в Навь Морена, Богиня Зимы, придет ей на смену Лёля, принесет с собой яркую весну!

Нынче, когда наши представления о добре и зле далеки от понимания Богини Морены в славянской мифологии, боятся люди Богини Зимы. В старину же ведали, что без зимы не будет и весны да теплого, урожайного лета. Да ещё сказывали так: хвали жизнь при смерти, а день вечером. Стало быть, помни, что в жизни всякое может приключиться, теплая весна ещё сменится зимой, да то не повод горевать, ведь и зима длится не вечно!


Иногда Богиню Морену у славян изображают в черно-белом одеянии, показывая связь жизни и смерти

Богиня Морена у славян всё ещё почитаема!

Когда стали мы писать о Богине Морене у славян, удивились тому, как много изображают её нынче. Образ темной, пугающей Морены, Богини Зимы и Смерти, вдохновляет художников и фотографов. Видно, жива в нашей душе память о важности Морены.

Вот, к примеру, часть сказки из книги «Магия славянских рез Рода» . Дело происходит на совете у Рода-Творца, когда Боги делят свои обязанности по отношению к людям. Вот и смотрите, как Морена - Богиня Зимы, взялась помогать Трояну - Богу Траволечения и Живе - Богине Лета в деле излечения:

«Морена резко сказала Лёле:

- Ты, сестрица, конечно, легка на ногу, прибежишь и бросишься помогать, обереги раздавать. А вот получится ли у тебя по-настоящему здоровье у человека оберечь да поправить, если до того дойдёт?

Ты ли, Морена, которая прославилась злыми холодными шутками, о здоровье человеческом говоришь? - встрепенулся Троян.

Троян, ты что ж только одним ухом слушаешь, неужто ещё не понял, что у монеты всегда две стороны? - покачала головой Жива. - Сестрица наша, Морена, такая же дочь Сварога и Лады, как мы с Лёлей. Гордая, своевольная, сильная волшебница, яркую жизнь любит, тянет её на приключения, иногда заносит на поворотах. Но, как Целитель, можешь ты признать, что и холод лечит?

Да, но дочерей-то своих злобных она пускает по свету? Вот, к примеру, Знобуха и Трясуха сколько бед наделали! - не унимался Троян.

Троян, у тебя самого-то дети есть? Доволен ты ими? Молчишь? Не всегда дети родительские надежды оправдывают. Но счастье, когда они есть, - печально вздохнула бездетная Жива.

Жива, что ты меня защищаешь! На всякое чиханье не наздравствуешься. Дочери у меня взрослые, пусть сами и отвечают. А отозвать их у меня власти достанет, - Морена довольно резко оборвала сестру, даже притопнув ножкой в расшитом сапожке. - Я так поняла, что вы с Трояном чаянья о здоровье будете исполнять? Вы вместе и так уже по Яви бродите. Обращайтесь ко мне, если вдруг сами не справитесь. Хорошо того бить, кто плачет, а учить, кто слушается.

Да, холодом ты, Морена, умеешь себя огородить от других! - захохотал рыжий Хорс. - Вам меня, Солнечного Бога, надо в товарищи взять, раз уж Морена с вами. Как раз так на так и выйдет, где слишком холодно, там солнышком надо греться, - и он весело подмигнул Морене.»

В старину, рассказывая детям о смерти, которая всегда идет рядом с жизнью, делились с ними историями о Морене, Богине Зимы. А уж подрастали дети и сами видели то, что всем славянам было ясно: зима необходима природе для отдыха, для весеннего обновления, для возрождения жизни. Так же и смерть в старину была моментом перехода к новой жизни, необходимым для обновления души.

Такой не простой вышел разговор о Богине Морене у славян. Кого-то натолкнет он на глубокие мысли, для кого-то останется ещё одной славянской сказкой. Мы же думаем, что даже страшную Морену стоит знать да относиться к ней с уважением, а

Пантеон славянских богов довольно разнообразен. Одни из них покровительствуют людям, помогая им, а другие несут для смертных только горести и печали. Марена в мифологии древних славян имеет не однозначную роль. Она дочь Сварога и Лады и одно из самых ранних божеств. Она является божеством смерти и болезни, но вместе с этим означает и период отдыха для новых свершений. Люди возносят ей молитвы в надежде о защите от тяжелых зим, эпидемий и голода. В отличие от других богов у нее нет постоянных святилищ.

Марена — неоднозначна славянская богиня

Сфера влияния

Марена - могучее древнее божество , которое является воплощением самой смерти. Она также связана с тьмой, болезнями и сезонными умираниями всего живого. Управляет холодом и метелями.

Несмотря на такое отрицательное значение, она не является злой богиней. Потому что без необходимого отдыха, который она обеспечивает, земля не будет плодородной. Без разрушения старого дома, не построить новый. С умиранием семечки, рождается колосок.

Круговорот жизни и смерти в мире Яви неотрывно связан с Мареной.

Особенности имени

Имя божества - Марена - может иметь и отличающиеся формы. Это происходит из-за обилия однокоренных слов, которые влияют непосредственно на имя.

Помимо основного, встречаются и такие:

  • Мара;
  • Марана;
  • Морана;
  • Морена.

Также в легендах славян можно встретить и много других ее названий: Ледяная Богиня, Темная Божиня, Кащеевна, Хозяйка смерти и др.

Причиной такого разнообразия является большое количество обязанностей, которые возложены на нее.

Внешний вид

Образ богини не внушает того ужаса и трепета, которое характерно для изображения славянских богов.

В умах людей она имеет такие характеристики внешнего вида:

  1. Стройная молодая дева.
  2. Значительно выше любой смертной девушки.
  3. У нее длинные черные волосы с серебреными прядями.
  4. Кожа бледная, покрытая инеем.
  5. Глаза у нее невероятного цвета - насыщенно-голубые.
  6. Одета она в богатые платья, а сверху накинута меховая накидка.
  7. Изображают ее верхом на белоснежной кобыле.
  8. В руках она держит серебряный серп, которым обрывает нити жизни, а за спиной находится такая же серебреная коса.

Главные характеристики образа Мары в основном относятся к ее ауре и энергетике. Хоть она и не выглядит угрожающе, но вокруг нее весит ореол уверенности и непоколебимости. Ее рука без дрожи обрывает нить жизни тех, чей час пришел.

Место проживания

В легендах славян встречается информация, согласно которой Мара большую часть времени обитает на границе двух миров Нави и Яви. Она может свободно перемещаться между мирами по Калиновому мосту, который перекинут через реку Смородину. Она не является заложницей Нави в отличие от

Богиня обитает на границе миров

Способности

Морена способна останавливать течение времени как в глобальных масштабах, так и в локальных. Она повелевает жизнью и смертью. С помощью волшебного оружия она может обрывать нити жизни как у простых людей, так и у бессмертных существ.

Однако существуют придания, согласно которым Мара могла не только забирать, но и наделять бессмертием. В древней легенде она продлевала жизнь своему сыну Богумиру, давая ему волшебные яблоки.

Как и остальные боги, Морена наделена большой волшебной силой. Она может полностью изменять окружающий мир, превращаться в зверей и птиц, а также наделять колдовскими способностями понравившихся ей людей.

Покровительство

Поклоняются богине Морене те, кто желает познать тайны неизведанного. Они не боятся мира Нави и верят в божественную защиту своей покровительницы.

Чтобы быть достойным ее мудрости, необходимо обладать непреклонным нравом, решительностью, храбростью и силой. Все невзгоды должны преодолеваться с гордо поднятой головой.

Если человек трусит или не желает идти на жертвы ради познания Истины, он рискует навлечь на себя гнев богини.

Символы богини Мары

Как и у любого другого божества у Морены есть характерные символы, присущие только ей.

  1. Ее оружие. Серебряные серп и коса, которыми она не только подрезает нити жизни смертных, но и защищается от врагов.
  2. Черная Луна. Люди верят, что если Мора ступит на земли Яви во внеурочное время, сама Луна поможет укрыться ей. Она перестанет освещать мир и даст богини пройти незамеченной.
  3. Чаша из черепа человека. Особый артефакт, которой сделан из черепа человека, чью душу она забрала первой. Существуют легенды, согласно которым колдуны и волхвы испив из этой чаши, обретали немыслимое могущество. Но для простых людей она была губительна. Стоило им выпить из нее, как их душа навсегда оставалась в царстве Морены.
  4. Животные. Волки и вороны составляли свиту богини. Заслышав зимой тоскливых вой животных в чаще леса или увидев стаи птиц, люди понимали, что идет Мора, а вместе с ней метель и стужа.
  5. Лунный металл - серебро - также является атрибутом этого божества. Все металлические предметы, начиная от оружия до украшений были изготовлены из него. Даже подковы ее кобылы.
  6. Священное растение - ель.

Черная Луна скрывает присутствие богини

Враги

В древней легенде сохранилась информация о великой битве между Сварожичами и Скипер-зверем. Согласно мифу, чудовище украло Марену и двух ее сестер и заперло их в мире Нави. вместе со своими братьями победил монстра и вызволил богинь из плена.

Существует распространенное заблуждение, что Мара является антагонисткой Лели и Живы, но это не так. Три сестры не враждуют между собой, а олицетворяют круговорот жизни, ее трансформацию. Без смерти невозможна жизнь, а без отмирания старого - невозможно построить новое.

Чествования божества

Как и для любого другого божества славян, существовали специальные праздники, когда чтили Мару. В такие дни люди приносили ей дары и проводили священные ритуалы.

Места поклонения

Марена не требовала постоянных святилищ. Только в специальные дни люди возводили временные места для поклонения, а после завершения церемоний сжигали их.

Такие святилища оборудовали следующими деталями:

  1. На холме оборудовали место, где устанавливали изображение богини, сделанное из дерева или соломы.
  2. Его наряжали в настоящую одежду, вешали на него бусы из сушеных ягод и фруктов, украшали лентами.
  3. В ногах у идола устанавливали каменную плиту, куда складывали подношения.
  4. После проведения всех ритуалов место поклонения убиралось, а изображение богини сжигалось или топилось в реке.

Священные дни

Можно выделить несколько главных праздников, посвященных Морене.

  1. 23 сентября - день осеннего равноденствия. Считалось, что в этот час Мара пересекает Смородиновую реку и приходит в мир Яви.
  2. 22–24 ноября - священные дни богини, встреча первых холодов и морозов. Необходимо было поднести дары, чтобы зима была мягкая.
  3. 15 февраля - эта дата считалась переломным моментом во владычестве Мары в мире Яви, день, когда она достигала наибольшего могущества. В самые суровые зимы и при серьезных эпидемиях в этот день ей приносили подарки, чтобы добиться ее расположения.
  4. 1 марта - праздник прощание с Зимой перед ее уходом.
  5. 20–22 марта - день, когда на земли людей приходила Леля-Весна, а Морена-Зима отправлялась обратно в мир Нави.

Идол богини Мары

Подношения

В дары божеству подносили цветы, различные плоды, колосья злаков. Иногда, ее алтари окропляли жертвенной кровью домашних животных. Происходило это тогда, когда на людей обрушивались болезни или суровые метели.

На праздник приветствия также дарили мед, хлеб и разные готовые блюда. Люди пытались задобрить богиню подношениями, чтобы отвести от себя ее гнев и получить защиту от других темных сил.

Матери с маленькими детьми отдавали в дар ленты и вышитые оберегами рушники. Они просили у богини милости к своим детям, чтобы не забрала она их души с собой.

Ритуалы

Во время праздников недостаточно просто преподнести дары. Необходимо провести соответствующие ритуалы, чтобы донести свои молитвы до богини.

Все обряды имеют некоторые схожие черты:

  1. После определения с местом проведения, изображение богини носили по всему селу или деревне, собирая народ.
  2. В процессе торжественного шествия люди пели песни, в которых славили Морену и разбрасывали вокруг ягоды рябины.
  3. После того как идол был пронесен по всем дворам, его устанавливали на заранее подготовленное место, и начиналось гуляние.
  4. Во время праздника незамужние девушки водили хороводы вокруг изображения богини, пели и танцевали.
  5. Считалось, что хорошие хозяйки должны угощать всех желающих хлебом, пирогами или другими блюдами, которые готовились в ночь на праздник. Это сулило счастье и благополучие их дому.
  6. После проведения всех мероприятий, святилище разбиралось, а изображение богини сжигалось.
  7. Пепел развеивали над садами и огородами с пожеланиями плодородия на следующий год.

Семья

Сама Марена приходится дочерью бога огня и кузнечного дела Сварога и Вместе с остальными своими братьями и сестрами носит общее имя Сварожичи.

Мора имеет несколько супругов:

  1. Чернобога-Кащея.

Один из самых древних богов, покровитель солнечного света и всего мира. Он создает все условия для жизни на земле, делится своей энергией и силой. Был несколько раз женат.

От богини Марены у него есть сын и дочь:

  1. Сурица - богиня радости и веселья. В паре со своим мужем Хмелем вызывают у людей ощущение счастья, легкости.
  2. Богумир - славянский бог, прародитель некоторых славянских племен: руссов, северян, полян, кривичей и дреговичей.

Даждьбог — один из Сварожичей

Велес

Один из старших богов славянского пантеона. Он наделил сотворенный мир движением, заставив сезоны чередоваться, а жизнь следовать за смертью. По легендам, он не раз воплощался в мире Яви, а потому проследить его родословную сложно. Был несколько раз женат и имел множество сыновей и дочерей.

Марена была его второй женой.

От союза с ней родились:

  1. Сон - бог сна. Усыплял уставших людей и охранял их покой до зари. Если человек ведет неправедный образ жизни, он насылает на него кошмары, предупреждая его о необходимость искупления грехов.
  2. Мороз - повелитель зимних холодов и стуж. Сковывает землю льдами и погружает все живое в сон.
  3. Соня - богиня хороших сновидений. Вместе со своим братом Сном охраняет покой людей и следит, чтобы никакая нечисть не украла их души, пока они отдыхают. Отводит кошмары.
  4. Карна - богиня-плакальщица. Когда воин погибал на поле боя, она выполняла повинность всех жен и матерей, первой оплакивая умершего мужчину.
  5. Желя - богиня смертной печали и похоронного обряда. Она провожает человека на погребальный костер и следит, чтобы все обычаи и ритуалы были соблюдены.

Чернобог-Кащей

Кащей Бессмертный или Чернобог - владыка Нави, Тьмы и Подземного царства. Повелитель смерти, уничтожения и холода. От союза с Мореной у него есть пятеро детей:

  1. Мста - богиня мести.
  2. Мор - божество смерти и несчастий. Его верными спутниками является холод и бури, которые замораживают все живое.
  3. Морок - бог лжи, обмана, заблуждения. Несмотря на свою резкую отрицательность, он также является хранителем тропы Правды, скрывающим Истину от непросвещенных людей.
  4. Лихоманки - злые сестры, которые были предвестниками болезней. Само их имя обозначает торжество темных сил. Их общее количество равно числу месяцев в году. Каждая дева была ответственна за определенный период.
  5. Черная немочь - злобный дух, который нападает на домашний скот и выпивает из него жизнь.

Чернобог — властитель подземного мира

Образ в других культурах

В мифологиях других стран встречаются божества, похожие на Морену.

  1. Ранга - в мифологии острова Бали божественное создание, которое олицетворяет собой зло, черную магию и смерть.
  2. Алайсиаги - женские духи или богини убийства и смерти в германском фольклоре.
  3. Велю мате - в латышской мифологии повелительница смерти. Они встречала души мертвых и провожала их в мир велей, где они могли закончить то, что начали при жизни.
  4. Нефтида - египетское божество загробного мира, смерти, защитница душ умерших.
  5. Ниррити - индуистская богиня смерти и разложения.
  6. Прозерпина - представлена в древнеримской мифологии.
  7. Хель - повелительница мира мертвых.

Морана (Марена, Морена, Мара, Моржана, Костлявая ) – богиня зимы, смерти , царица ночи, могучее и грозное божество древних славян. Морана заведует загробным или подземным миром, где правит вместе с (Кощеем). По поверьям, скитается в снегах и иногда навещает Явь, чтобы сделать своё чёрное дело. Кроме того, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света (Ярило, Жива), чтобы как можно дольше продлить на земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре, который сейчас мы можем видеть на .

Вероятно, в древности эту богиню называли двойным именем Мара-Марена; существовало предположение, что это вообще два разных, но родственных божества, однако сейчас многие исследователи славянской культуры уверены, что Мара и Марена — это имена одной богини.

Символами богини Мораны являются: Чёрная Луна, разбитые черепа, серп, чёрный лебедь, гриф, ворон. При помощи серпа она подрезает нити жизни, в результате чего человек умирает. Считается, что Морана способна насылать плохие сны и кошмары, а толкование снов помогало славянам расшифровать послание, которое им посылала богиня подземного мира. Её сакральные вещи – это коза, можжевельник, осина, ель и сосна. Её владения находятся за Рекой Смородиной, чтобы достичь их, нужно пересечь Калинов Мост, который соединяет мир живых и мёртвых.

Без Мары, как и без Чернобога, невозможна была бы жизнь на земле, и она также участвует в поддержании равновесия. Древние славяне считали, что без смерти не может быть жизни, а смерть – это не конец всему, а лишь только начало, переход к другой жизни. Забирая души из Яви, Мара даёт душе новое существование. Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире живых, и богиней вечной молодости в ином мире.

В день весеннего равноденствия (современное название – Масленица, языческое название праздника — Комоедицы) славяне традиционно сжигают на костре чучело Мораны, соломенную бабу. На время весны и лета Марена уходит, но с людьми всегда остаются её верные слуги – Мары. Мары – это духи болезней и смерти. По преданиям, Мары носят голову под мышкой и шепчут имена людей, стоя под окнами домов, если кто отзовётся — тот непременно заболеет. Мары есть во многих верованиях разных народов. Германцы верили, что это маруты — духи злых воинов, шведы и датчане – души умерших, болгары — души умерших младенцев.

Мара в образе девки Маринки искушала богатыря Добрыню в русских сказках. Мара существует в Буддийских верованиях, как злое божество. В легендах о короле Артуре есть упоминание о фее Моргане. Древние кельты верили, что души воинов с места брани забирает Морриган.

Изображают славянскую богиню смерти Морану по-разному. Это может быть девушка с чёрными волосами. Это может быть величественная королева в белом одеянии (Снежная королева). Иногда её изображают в виде седой старухи, которая одета в чёрные нищенские одеяния. Такие разные изображения связаны со сменой времён года. Поздней осенью или в начале зимы, когда тёмная богиня приходит в мир и зовёт с собой зиму, она ещё молода и полна сил, а вот на Масленицу (Комоедицы) Мара уже старая и беспомощная, и уступает своё место молодому Яриле, который приводит в мир весну. В её руках часто изображается серп или коса. Она даёт жизнь в явном мире и забирает душу, по прошествии времени, в мир мёртвых, поэтому кумир (идол) Маре ставили возле поминальных курганов и на капищах с крадой (жертвенником).

С ликом Марены или её идолом славяне-язычники обходили селение, когда заболевал скот или люди. Так же делали, когда ожидалось нападение врага или наступление войны. В процессе этого обхода они просили Мару позволить присутствовать на поле битвы духам предков, которые могли бы помочь и оказать помощь своим потомкам.

В греческой мифологии Моране соответствует богиня царства мёртвых Персефона.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Марена (польск. Marzan(n)a, Śmiertka, словацк. Morena, Marmuriena, чеш. Morana, Smrtka, укр. Марена) – в западно- и в меньшей степени восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Имя Марены или Мары носит чучело, кукла или деревце в ритуалах проводов зимы и встречи весны.

Функции и происхождение

Имя Марена упоминается в найденных в Великом Новгороде в 1997–2005 годах берестяных грамотах № 794, 798, 849, 955, датированных второй–третьей четвертью XII века. До открытия этих берестяных грамот наиболее ранним упоминанием Марены была «Польская история» Яна Длугоша (1455 год).

Образ Марены, по первоначальному этимологическому родству или по вторичному звуковому уподоблению, связывается со смертью и сезонными аграрными обрядами умирания и воскресания природы. Польский хронист XV века Я. Длугош отождествляет Маржану (Marzyana) с римской Церерой. Чешская Морана (старочеш. Morana) в подложных глоссах из «Mater Verborum» отождествляется с Гекатой и Прозерпиной-Персефоной («Ecate, trivia vel nocticula, Proserpina»). Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров связывают имя Марены с именем римского бога войны Марса, первоначально также имевшего аграрные функции, восстанавливая общую праформу *Mǒr- (допуская при этом, что позже, возможно, произошло смешение – в духе народной этимологии, – корней *Mǒr- и *mer-, «смерть», в результате чего божество плодородия стало ассоциироваться ещё и со смертью). В популярных публикациях Марена часто описывается исключительно как богиня смерти; именно так зачастую трактуется её образ в неоязыческой сфере.

Как выглядит?

Изображают славянскую богиню смерти Морану по-разному. Это может быть девушка с чёрными волосами, которые разбросаны по плечам, в бархатном платье, вышитом драгоценностями. Это может быть величественная королева в белом одеянии (Снежная королева). Иногда её изображают в виде седой старухи, которая одета в чёрные нищенские одеяния. Такие разные изображения связаны со сменой времён года. Поздней осенью или в начале зимы, когда тёмная богиня приходит в мир и зовёт с собой зиму, она ещё молода и полна сил, а вот на Масленицу (Комоедицы) Мара уже старая и беспомощная, и уступает своё место молодому Яриле, который приводит в мир весну. В её руках часто изображается серп или коса. Она даёт жизнь в явьем мире и забирает, по прошествии времени, душу в навь, поэтому кумир (идол) Маре ставили возле поминальных курганов и на капищах с крадой (жертвенником).

С ликом Марены или её идолом славяне-язычники обходили селение, когда заболевал скот или люди. Так же делали, когда ожидалось нападение врага или наступление войны. В процессе этого обхода они просили Мару позволить присутствовать на поле битвы духам предков, которые могли бы помочь и оказать помощь своим потомкам.

Место в пантеоне

Леля, Жива и Марена – три дочери Сварога и Лады. И было у них также по три брата-близнеца, одного из которых мы хорошо знаем – это Перун, а об остальных приходится только догадываться (хотя бы по аналогиям с египетскими мифами).

Марена вначале была женой Даждьбога, сына Перуна и русалки Рось, но впоследствии стала известна под именем Василисы Прекрасной, жены Кощея (аналога бога-трикстера Локки в ирландских и скандинавских мифах). А женой Даждьбога стала Жива (Тара). Именно Даждьбог чаще всего ассоциируется в сказках как Иванушка Царевич. Вот, что пишется в древнеславянском мифе о союзе Даждьбога и Мары:

Первая жена Даждьбога Майя Златогорка после смерти ушла в Навь , где дух ее слился с духом богини Смерти – Марены, после чего, видимо и приглянулся Марене Даждьбог. Тогда Марена приворожила Даждьбога и в его сердце поселилась любовная тоска.

В то время к Марене сватался Кащей, но Дажьбог так распалился страстью, что решил отбить у соперника прелестницу. Однако Марена не собиралась становиться женой Дажьбога. Замуж она хотела только за Кащея, ибо он был знатного рода – шутка ли, сын Вия и Матери Сырой Земли, внук самого Черного Змея. А Тарх Дажьбог всего-то сын русалки. Когда Тарх стал слишком уж ее донимать, она предложила ему выпить заговоренный мед. Только Дажьбог его выпил, у него на голове заветвились рога – и Дажьбог обратился в Златорогого Оленя (об этом событии люди вспоминают в середине лета, в день Медового Спаса).

Вновь обратила Марена Златорогого Оленя в Тарха Дажьбога только после того, как Перун пригрозил испепелить ее молнией. Не смогла устоять перед влюбленным Дажьбогом Марена и вышла за него замуж. Но после свадьбы Марену похитил у Дажьбога оскорбленный соперник Кащей. Дажьбог пустился в погоню за похитителем, но Марена и Кащей всякий раз обманывали его – сбрасывали в Пекло, обращали в Камень, и в конце концов распяли на Алатырской горе (Эльбрус), Алатырь, «всем камням отец», «пуп земли» в славянской Традиции, стоит на Буяне-острове. Под Алатырем сокрыты истоки всех рек и начала всех дорог. Алтарем и троном служит Алатырь верховным богам, и потому любой трон и любой алтарь в Среднем Мире – лишь отражение Алатырь-камня. Магический алтарь – камень, на котором совершается жертвоприношение, – суть отражение Мировой Горы, или камня-Алатыря.

Народные верования

Символами богини Мораны являются: Чёрная Луна, разбитые черепа, серп, чёрный лебедь, гриф, ворон. При помощи серпа она подрезает нити жизни, в результате чего человек умирает. Считается, что Морана способна насылать плохие сны и кошмары, а толкование снов помогало славянам расшифровать послание, которое им посылала богиня подземного мира. Её сакральные вещи – это коза, можжевельник, осина, ель и сосна. Её владения находятся за Рекой Смородиной, чтобы достичь их, нужно пересечь Калинов Мост, который соединяет Явь и Навь (мир живых и мёртвых).

Марь – это Мёртвая Вода, то есть противоположность живительному свету или Солнечной Яри. Однако без Мары, как и без Чернобога, невозможна была бы жизнь на земле, и она также участвует в поддержании равновесия. Древние славяне считали, что без смерти не может быть жизни, а смерть – это не конец всему, а лишь только начало, переход к другой жизни. Забирая души из Яви, Мара даёт душе новое существование. Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире Яви, и богиней вечной молодости в мире Нави.

В день весеннего равноденствия (современное название – Масленица, языческое название праздника – Комоедицы) славяне традиционно сжигают на костре чучело Мораны, соломенную бабу. На время весны и лета Марена уходит, но с людьми всегда остаются её верные слуги – Мары. Мары – это духи болезней и смерти. По преданиям, Мары носят голову под мышкой и шепчут имена людей, стоя под окнами домов, если кто отзовётся – тот непременно заболеет и может даже умереть. Самый известный дух из мар – это Кикимора. Мары есть во многих верованиях разных народов. Германцы верили, что это маруты – духи злых воинов, шведы и датчане – души умерших, болгары – души умерших младенцев. Мара в образе девки Маринки искушала богатыря Добрыню в русских сказках. Мара существует в Буддийских верованиях, как злое божество. В легендах о короле Артуре есть упоминание о фее Моргане. Древние кельты верили, что души воинов с места брани забирает Морриган.

В Украине сохранился обряд-оберег против этой злой силы. Накануне Иванова дня делают соломенного идола Купальг – иногда величиною с ребенка, а иногда в настоящий рост человека. На него надевают женскую сорочку, мониста и венки из цветов. Тогда же срубают дерево, обвешивают его лентами и венками и устанавливают на избранном для игрища месте. Дерево это называют Мореною; под ним ставят наряженную куклу, а подле нее стол с разными закусками и напитками. Затем зажигают большой костер и начинают прыгать через него попарно (молодцы с девицами), держа в руках купальскую куклу. Игры и песни продолжаются до рассвета.На другой день куклу и Морену приносят к реке, срывают с них украшения и бросают ту и другую в воду, в надежде избавить себя на ближайшую пору и от болезней, и от смерти, и, конечно, от других житейских неприятностей

В неоязычестве

Марену снабдили множествами детей, которые отвечают за бедствия, эпидемии и прочие беды – навии. Её наделяют такими символами – Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Марена воплощает собой торжество Мари – «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а – лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна… Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги – мары.

По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет. Германцы уверены, что маруты – духи неистовых воинов. Шведы и датчане считают их душами умерших, болгары уверены, что мары- души младенцев, умерших некрещеными. Белорусы верили, что Морана передает умерших Бабе-Яге, которая питается душами мертвых. На санскрите слово «ahi» означает змей, змея.

Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть. И чтобы как-то оградить себя от Марены и показать ей, что её не боятся, припугнуть, прогнать подальше, славяне собирались всем миром и шли в самое гибельное место – на лесное болото. Ведь так же считалось, что именно в лесных болотах гнездится всякая нечисть (Мора- Кикимора), принадлежащая к свите тёмного божества.

Капище Марены

На это болото приносили пылающие головни и тушили их в елани (незамёрзшей трясине), чтобы символически «дать отпор» богине зимней стужи и смерти. Ведь впереди были длинные ночи и короткие дни без солнца, с самых незапамятных времён считавшегося противником всех тёмных сил и другом людей.

День Марены

День Марены – 1 марта. Замещён днем святой Мариамны праведной. В народном календаре она была названа Маремьяной-Кикиморой «одноглазой», равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре-Кикиморе. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму на вилы» (зиму, т.е. Морену).

Древние славяне не боялись смерти, и зима не страшила их холодами и умиранием природы. Напротив, они знали и верили в то, что после сна, в который погружается Природа на время зимы, придёт весна, которая принесёт цветение, плодородие и обновление. Недаром, в праздник Прощального Воскресенья, люди просят друг у друга прощения, оставляя обиды и ошибки в прошлом году.

Смерть также означала приход новой жизни. Хотя это и печальное событие, но неизбежное и, по сути, особенно горевать по этому поводу не стоит, ибо, по древним преданиям, смерть – это не конец, а переход в другой мир. И бояться этого нет причин.

Русский народ всегда был очень тесно связан с природой и верой, и чувствовал, что он оберегаем высшими силами. В чистоте души, несомненно, сила славянского народа.

Славянский гороскоп: Морана 16 октября – 1 ноября

Люди, появившиеся на свет в это время года, обретают покровительство Мораны. В имени этой славянской богини прослеживается четкая связь со словом «мор», которое означает внезапную смерть, настигающую почти всех поголовно. Мор мог погубить и крохотную деревушку, и огромное государство. Морена является богиней болезненной, бесплодной дряхлости, увядания жизненных процессов, смерти. И жертвы этому созданию приносили соответствующие – увядшие цветы, опавшую листву, испорченные, гнилые плоды. А еще считалось, что ей нравится принимать угасшие человеческие жизни.

Людям, находящимся под ее покровительством, суждено родиться в унылое, пугающее время, когда можно рассчитывать и надеяться исключительно на себя. Из всех остальных знаков именно этот считается самым сильным, причем эта сила имеет свойства, граничащие с магическими. Терпеливые и упорные дети Морены неуклонно продвигаются к поставленной цели и при этом ни капли не нервничают: они и так знают, что все получится. Когда они попадают в самые сложные, безвыходные житейские ситуации, даже и не думают опускать руки, а наоборот, собирают в кулак всю свою волю. Кроме того, в сложных положениях они находятся под защитой самой Судьбы.

Представители этого знака не избегают и не боятся борьбы. Более того, они всегда настроены на победу и не боятся смотреть в лицо самой смерти. Неслучайно люди-Морены могут становиться прекрасными врачами, в частности, работающими в реанимации и хирургии: уж они-то способны практически любого вытащить с того света. Без противоборства, без конкуренции им не кажутся интересными ни любовь, ни дружба. Родившимся в этот период присуща не только стойкость, но и необычайно развитая самодисциплина. Они не умеют идти на компромиссы и нередко могут быть мстительными.

В то же время часто этим людям приходится колебаться между двумя привязанностями. Они не дают своим чувствам взять над собой полную волю. Не любят ответственности и поэтому стараются ее избежать, хотя работу выполняют неизменно на высоком уровне. Детям Мораны одновременно присущи доброжелательность, нежность, мечтательность, благоразумие, элегантность, тонкий эротизм – и агрессивность, угрюмость, мрачность, вспыльчивость, упрямство, неистовство, ревнивость. Большинство представительниц прекрасного пола, родившихся под покровительством Мораны, являются пресловутыми роковыми женщинами. Впрочем, чаще всего энергетика и мощь детей этой богини направлена на оборону и гораздо реже – на нападение.

Люди-Морены чрезвычайно сильны, но даже они нуждаются в дополнительной энергии. Для них ее источником является мертвая вода. Ее можно набрать в каком-либо водоеме, когда вода в нем наполовину замерзает. Подобно сказочной, она выступает для представителей этого знака защитой от всевозможных проблем и воскрешает к жизни, придавая новые силы. Люди, родившиеся в это время, сохраняют великолепную физическую форму до глубокой старости и являются долгожителями.

Дети Морены, обладающие поистине демонической натурой, отличаются отрешенным взглядом на мир, тягой, ярко выраженным интересом ко всему потустороннему. Им присуща способность держать под контролем чувства людей, поэтому они иногда решаются на то, что для остальных является табу.

Кроме того, покровителем людей, родившихся в эту пору, считался еще и Велес, отвечавший за взаимосвязь между двумя мирами – живых и мертвых, за непрерывность круговорота рождений и смертей. Его подопечные люди хорошо понимают, что новое рождение просто невозможно без смерти, равно как и приобретение чего-либо – без жертвы. Лучшие представители этого знака умеют отрекаться от того, что принадлежит им. Часто получается так, что дети Велеса, не обладая ничем, по сути, обретают многое, если не все. Люди, рожденные в это время, становятся достойными представителями власти, умелыми распорядителями.

Заключение

  • Имя Морана родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
  • Образ Мары в русских поверьях в соответствии с ее значением — призрачен. Это туман и марево, влияние на судьбы людей, появление только в определенное время – в полдень дня или в полночь дня или года. Временные переломы, таким образом, олицетворяют переломы в судьбах людей. В образе Мары отразился древний архетип, связанный с морем и смертью. В образе Морены видят сочетание рождения, плодородия и смерти. Мара также душа и доля, источник и конец бытия.
  • Её символы: черная Луна символизирует тьму, умирание и тоску. Однако Луна также имеет свойство перерождаться, так и Зима в лице Мары со временем уступает место новой Весне.
  • Груды разбитых черепов – мрачный и угрожающий символ смерти и бренности бытия, вызывающий невольный трепет. Кажется, что в глубоких провалах пустых глазниц, в мертвенной желтизне, в жутком неподвижном оскале затаилась сама Смерть.
  • Серп, которым Морена подрезает Нити Жизни, символизирует смертность. Вместе с тем, серп несёт в себе значение плодородия и урожайности.
  • Женщина в чёрных рваных одеждах олицетворяют собой тоску, болезнь и траур, девушка же в светлых одеждах – молодость, красоту, жизнь и радость.

Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. Ее символ — серп, которым она жнет жизни, разбитые груды черепов и Черная Луна. Каждое утро она пытается погубить солнце, но ужас перед его яркими лучами не дает ей сделать это.
Мара — дочь богини Лады и бога Сварога. В зависимости от времени года, она выглядит по разному. Поздней осенью, это молодая прекрасная девушка, с бледным лицом и длинными черными волосами, в белых и лазурных одеждах, искрящихся в свете луны (походе на Снежную Королеву), а в конце зимы — старуха-нищенка, одетая в лохмотья. Не хочет старуха уступать время для весны. Старается всеми силами удержать зиму. Именно из древнего язычества, к нам пришел обряд сжигать чучело на костре, на Масленицу, что бы злая Морана поскорее ушла.

Само имя «Морана» происходит от слова «мор». С образом богини селяне обходили деревни, когда в них начинался мор, умирали люди, животные. Они просили богиню забрать болезнь в Навь. Ведь изначально Морена олицетворялась как богиня жизни и смерти, забирая души умерших, она позволяла им переродится вновь. Со временем, об этом стали забывать и Морана ассоциировалась исключительно со смертью, принося страх в души людей. Одно из любимых занятий богини — ткачество. Подобно греческим Мойрам она играет с нитями жизни людей, ведя из в нужном направлении, а в конце, обрезая нить жизни умирающего. У Морены не было святилищ, как у других богов, ей поклонялись тайком, а если нужно было обратиться к богине, например, во время болезней, или войны, то идол устанавливали на земле, обкладывая его камнями. После того, как обряд был произведен, все что было в этом месте(камни, алтарь, сам идол) сжигалось или топилось в воде.

Еще по земле ходят прислужники богини — мары. Призраки, которые по ночам, под окнами шепчут имена людей, живущих в доме. Кто отзовётся на свое имя, тот вскоре умрет. Из других источников — мары наоборот, живут в домах людей, в уголках за печкой, если домовой помогает хозяевам, то мара, портит и рвет пряжу, крадет вещи. Становясь видимой по ночам, она прядет и шьет в лунную ночь. Тех, кто застанет ее за этим занятием, ждет горе. Марами, так же пугали детишек, маленьких и слабых, они могли утащить и убив, сделать такими.
О Моране часто рассказывается в славянских сказках и былинах. В них она предстает злодейкой, женой Кощея, подругой Яги Мареной Свароговной. В сказках она может принимать облик других девушек, пленять богатырей, и пакостить главным героям. Но, неизменно, добро побеждает зло, и Марана оказывается проигравшей.