Чем опасен киберспорт. Киберспорт без ретуши: мифы и факты. Киберспорт в России

Почему киберспорт на самом деле спорт

Текст, который поможет вам изменить отношение к киберспорту.

В начале августа сборная России завоевывала первые медали на Олимпиаде в Рио. На второй день серебро нашей стране принесла Виталина Бацарашкина, а случилось это в таком загадочном виде спорта как стрельба из пневматического пистолета.

Выглядело странно: что общего между спортом и пневматическим пистолетом? Но Виталина была счастлива, российские болельщики репостили новости о серебряной медали, а трибуны в Рио переживали за каждый выстрел. Никого на Олимпиаде не смущало соревнование, которое мало относилось к спорту в классическом понимании (бегу, прыжкам, подтягиваниям). Трибуны в Рио болели за стрелков, а особенно поддерживали иранскую лучницу-колясочницу, которая вышла выступать наравне со всеми.

Это к тому, что именно считать спортом: соревнования или физкультуру. Вы можете ходить три раза в неделю в тренажерный зал, правильно питаться и периодически бегать модные марафоны, но ваши занятия фитнесом к профессиональному спорту никогда не будут иметь отношения. При этом стрелки и керлингисты продолжат выигрывать олимпийские медали, но к спорту в привычном понимании это тоже не будет относиться.

Тогда почему киберспорт нельзя отнести к профессиональному спорту? Какая разница, как стрелять: из мышки или из пневматического пистолета?

Керлинг называют шахматами на льду. Counter-Strike – на самом деле тоже командная и умная игра. В памяти большинства она осталась тупой стрелялкой, но в профессиональном киберспорте трансформируется в битву тактик, интеллектов и хитростей. Здесь, как и в футболе, успех зависит от слаженных командных действий, но один человек может все перевернуть: желанием, характером, удачей. В киберспорте присутствует весь набор лучших проявлений командного и индивидуального спорта, чего не всегда хватает некоторым олимпийским видам.

Никто не спорит, что много сидеть за монитором вредно. Но компьютерные игры, по которым проводятся турниры, требуют и интеллекта, и хорошей реакции и развивают двигательную активность (реакцию, кстати, тоже). Главный аргумент против киберспорта: пропаганда сидячего образа жизни. Окей, чем отличается ваш 8-часовой рабочий день в офисе от 8-часового рабочего дня киберспортсмена? Правильно: вы заполняете таблицы с отчетами, а люди играют и получают удовольствие. Потом идут отдыхать – точно так же, как и вы. Среди киберспортсменов есть и качки , и девушки, и

Другой аргумент: киберспорт убивает желание выйти из-за компьютера и заняться обычным спортом. Окей, но неужели такое желание вызывает, например, метание копья? Боб для бобслея стоит как автомобиль, разве каждый может себе такое позволить? Как мотивирует еще более дорогой парусный спорт? С точки зрения пропаганды спортивного образа жизни на Олимпиадах все это совершенно не эффективно.

Киберспорт и его огромная аудитория могли бы зайти на территорию Олимпиады с пользой: привлекли бы новых спонсоров, новых зрителей и новые деньги. Что сделало бы для развития обычного спорта гораздо больше, чем включение в программу, например, фрисби.

Киберспорт все равно никуда не денется: он будет только развиваться и расширяться. Это реальность, от которой не скрыться. Ничего не сделать, если драйва, эмоций и зрелища в нем бывает больше, чем в матчах российской премьер-лиги. Лучше его просто принять и попытаться разобраться, что же так привлекает многомиллионную аудиторию.

Киберспорт проще, понятнее и ближе. Он доступен каждому, для него не надо покупать дорогую хоккейную амуницию, искать футбольное поле или не отвалившееся баскетбольное кольцо. Но главное, что в киберспорте изначально заложена спортивная соревновательная борьба, которую по разным причинам не каждый может получить в повседневной жизни.

Турнир по CS:GO в Москве удивил лучших киберспортсменов мира . Такого смелого турнира мир еще не видел. Почему? «Матч ТВ» - с места событий.

Сборная России по футболу может позавидовать.

Генеральный продюсер «Матч ТВ» отвечает на главные вопросы о киберспорте на телевидении, которые волнуют каждого из нас.

- Вячеслав, расскажи, как ты стал киберспортсменом?

После окончания учёбы я по собственному желанию пошёл в армию. Соответственно, у меня был целый год, чтобы решить для себя, чем я хочу заниматься, что делать дальше в жизни. Было время, чтобы всё взвесить и обдумать. В итоге я принял решение пробиваться в киберспорте. Я понимал, что это очень рискованное решение, особенно в моей ситуации на тот момент. Вероятность, что ничего не получится, была очень высока. Но всё же у меня было достаточно времени, чтобы мотивировать себя на достижение желаемого. Я обозначил цели и сроки и, вернувшись, приступил к тренировкам.

Вначале было очень тяжело, так как я сильно отставал от остального игрового сообщества. Примерно полгода я потратил только на то, чтобы догнать сильных игроков, а уже в следующие полгода начал попытки попасть в команды, отправлял заявки и так далее.

Почему ты остановился на профессии киберспортсмена? Следил за киберспортом раньше и хотел быть как эти ребята?

Нет. До армии я был очень далёк от киберспорта, то есть играл в компьютерные игры, но не думал о том, что так можно зарабатывать деньги, что этим можно заниматься профессионально. Вообще, в моей жизни было много традиционного спорта. У меня первый взрослый разряд по хоккею, занимался им 11 лет, я КМС по гребному слалому, но при всём при том мне очень нравилось играть в комп.

В компьютерных играх есть соревновательный дух, а мне всегда нравилось соревноваться.

- Почему League of Legends, а не Dota 2 или какая-то другая киберспортивная игра?

Тут такой момент, что Dota на рынке уже 10 лет. Counter-Strike - ещё дольше. Пробиться в этих дисциплинах раза в три сложнее, и перспектив в них на тот момент особых не было. League of Legends, напротив, была относительно молодой игрой и существовала всего 2,5 года. Устоявшихся коллективов в ней было довольно мало, а в ру-сегменте таковых вообще не было. Даже сейчас русскоязычное комьюнити League of Legends, по сравнению с европейским и американским, совершенно неразвито, что даёт большой шанс новичкам.

У меня был опыт игры в Dota и Dota 2, но добиться успеха в новой игре проще и быстрее, да и интереса она вызывает больше, нежели уже известная. Ещё один момент заключается в действиях создателя игры для её продвижения.

Я видел, сколько денег и сил вкладывает Riot Games в развитие League of Legends как киберспортивной дисциплины и создание экосистемы для игроков. Чего стоит тот факт, что Riot Games сама выплачивает зарплаты игрокам.

Создатели игры организовывали хоть и сезонные, но полноценные лиги. На тот момент это был единственный разработчик, который так вкладывался в развитие своей игры. Всё это меня привлекло, я здраво оценил свои силы, тенденции развития дисциплины и Riot Games в целом. Я увидел там будущее и, соответственно, туда и пошёл.

- Почему ты играешь за Gambit Gaming? Чем объясняется выбор этой команды?

После распада предыдущей команды, в которой я играл, у меня был перерыв. Это было межсезонье, я продолжал тренировки. Спустя некоторое время поступило предложение присоединиться к Gambit Gaming, из-за которого я отказался от ещё одного привлекательного предложения. Это очень влиятельная и раскрученная организация с хорошими перспективами, и я решил играть здесь.

- Получается, что в профессиональном киберспорте не игрок ищет команду, а команды - игроков?

Здесь всё относительно. Такая концепция работает во всех развитых регионах, но ру-сегмент пока ещё до такого недотягивает. В целом для того, чтобы на тебя обратили внимание и вообще знали, что ты есть, необходимо проявлять активность.

- Стримить на Twitch?

Не только. Вести группы в социальных сетях. Делать аналитику матчей, высказывать свою точку зрения по тем или иным игровым вопросам и событиям. Конечно, твоё мнение может вызвать шквал критики от несогласных игроков и комьюнити в целом, но к этому нужно быть готовым.

Чтобы киберспортсмена заметили, ему всегда нужно быть на виду. Можно устраивать трансляции, если умеешь хорошо стримить и хорошо играешь. Нужно общаться с игроками, участвовать в конференциях с профессионалами.

Многие люди, не знакомые с киберспортом, считают, что игроки и уж тем более профессиональные геймеры - чахлые задроты. Вроде как у них очень плохо с физической подготовкой, выносливостью и так далее.

На самом деле я уже давно не сталкивался с мнением, что киберспортсмены - это чахлые задроты.

Если посмотреть на сцену CS:GO, то там вообще сплошные бодибилдеры.

Когда видишь, что эти люди играют в компьютерные игры, думаешь: «Что за фигня? Они не могут быть такими!» Мнение о плохой физической подготовке киберспортсменов могло быть верным лет 10 назад, но сейчас всё сильно поменялось.

На чемпионатах на кону огромные деньги, за киберспортсменами пристально и далеко не всегда доброжелательно следят сотни тысяч зрителей… Наверное, сложно играть в такой атмосфере по 5 часов практически без перерывов?

Больше. Вообще, турнирный день длится от 10 часов и больше. Конечно, играешь ты не всё время, но вынужден постоянно находиться там. А обычные тренировки занимают от 10 до 14 часов в день. Это так, к слову. Играть всего по 5 часов в день - это далеко от правды.

- Ничего себе! То есть реально может возникать необходимость уделять игре до 14 часов в день?

Что значит «необходимость»? Нет, это всё не так работает. Вот смотри. У тебя есть рабочий день. Сколько длится рабочий день у нормальных людей? 8 часов?

- Да, обычно 8 часов.

В среднем тренировки занимают от 10 до 14 часов в день.

В промежутках между тренировками есть относительно свободные часы, в которые ты можешь ещё потренироваться либо заняться физическим спортом, как это делаю я. Не бывает такого, что ты сидишь за игрой долго без перерыва, потому что это непродуктивно. Тут всё то же самое, что и в любом другом виде спорта. Ни один тренер не будет гонять свою команду по полю 10 часов подряд. Тренироваться приходится много, но делать это нужно качественно.

На твоих свежих фотографиях видно, что ты занимаешься и силовым спортом. Скажи, а совмещение традиционного и киберспорта среди профессиональных игроков - это тенденция или твой случай единичный?

Вячеслав Archie Егоров, Gambit Gaming

Не все стремятся выглядеть подкачанными. Можно просто бегать или заниматься фитнесом. Главное - тренировать свою сердечно-сосудистую систему, от этого лучше работает голова.

Я недавно занялся бодибилдингом и сделал это отчасти потому, что в нём есть связь с киберспортом.

Ты тренируешь усидчивость, концентрацию, сдержанность, то есть занимаешься довольно скучной, рутинной работой. Тренировки ведь офигеть какие скучные, но тебе необходимо всё время поддерживать концентрацию.

Касательно того, единичен ли мой случай… Нет, у нас есть другие ребята, которые любят ходить в зал. Кто-то вообще предпочитает теннис. Выбор конкретного спорта зависит от того, что тебе нравится и как ты хочешь выглядеть.

- Ты говоришь, что физические упражнения помогают тебе лучше думать. А есть ещё какие-то плюсы?

Да. Занимаясь физическим спортом, гораздо меньше болеешь. Это особенно актуально, когда прилетаешь на чемпионат в другую страну с другим климатом. Регулярные занятия спортом поддерживают иммунную систему в тонусе, и именно силовой спорт тут тоже помогает, потому что предполагает постоянную работу без перерывов. Если ты занимаешься, например, бегом, то можешь делать это нерегулярно, но работа с железом - такая штука, которой нужно или заниматься постоянно, или не заниматься вообще.

- Правда, что в некоторых командах игроков обязывают заниматься физическим спортом?

Не берусь утверждать, потому что сам не проверял такую информацию, но в одном интервью с профессиональной командой из Кореи я слышал, что у них в контракте есть пункт об обязательных занятиях физическим спортом. Не имеет значения, каким именно, но ты должен быть физически активным определённое количество часов в неделю.

Руководители команд понимают, что физический спорт способствует выработке эндорфинов, то есть делает игроков счастливее, развивает усидчивость и выносливость. Человек может больше тренироваться в игре, меньше устаёт, всегда в приподнятом настроении, меньше подвержен депрессии, легче переносит поражения.

Я не могу подробно объяснить, как это работает с точки зрения науки, но, опираясь на свои ощущения и прочитанную литературу, могу сделать вывод: физический спорт положительно влияет на жизнь киберспортсмена.

- Ходят слухи, что в киберспорте тоже есть допинг…

- В профессиональных командах действительно есть штатные психологи?

Есть люди, которым легко общаться с другими членами команды. Есть и такие, кто зажимается и закрывается от всех, даже от своих тиммейтов, никого к себе не подпускает. Без помощи специалиста преодолеть подобные психологические проблемы трудно, но для эффективной работы команды это необходимо, потому что есть контракт. Нужно хорошо играть и активно взаимодействовать. Бывают внутренние конфликты на эмоциях, когда один игрок сказал другому что-то не подумав. В таких ситуациях психологи очень помогают.

- Давай поговорим о еде. Как ты подходишь к своему питанию? Стараешься есть здоровую пищу?

По возможности да. Если брать последний буткемп (база, где тренируются игроки перед чемпионатом - прим. ред. ), то питаться там правильно не особо получалось, но дома я слежу за своим питанием.

Я считаю правильное питание самым важным аспектом, влияющим на здоровье.

Хочешь быть здоровым - питайся правильно. Самый важный приём пищи - это завтрак, кто бы что ни говорил. Если ты не будешь завтракать нормальной едой, то не получишь энергию. Без энергии оставаться весь день на драйве невозможно. Постоянное общение с членами команды отнимает очень много сил.

В межсезонье, когда больше свободного времени, я ем 4–5 раз в день. Это обусловлено тем, что я хочу набрать мышечную массу. Обычный завтрак - это овсяная каша с яйцами. Через 2 часа - творог. На обед - что-нибудь калорийное наподобие риса или макарон с мясом или рыбой. Обязательно включение в рацион клетчатки, то есть овощных салатов. Далее снова перекус. Это может быть творог, если не знаешь, что съесть. На ужин тоже крупа с чем-то белковым, только в меньшем количестве.

Если сильно заморочиться, то можно начать считать калории. Тогда у тебя будет красивое тело, чтобы хорошо выглядеть перед камерой и зрителями.

- Как ты решал вопрос с правильным питанием во время чемпионата?

В прошлый раз я не смог решить этот вопрос, потому что готовка отнимает очень много времени, которого совершенно нет. В итоге месяц приходилось питаться разными кебабами.

Если речь идёт о правильном буткемпе, сделанном по европейским, американским или корейским стандартам, то там спортсмены вообще ни о чём не заботятся и думают только об игре.

- Получается, если буткемп хороший, о еде вообще думать не надо?

Да, при наличии средств все вопросы с едой берёт на себя организация.

Профессиональные команды нанимают персонального диетолога, который составляет отдельное меню для каждого спортсмена, и для каждого покупаются специальные продукты.

Конечно, игрок имеет право отказаться и питаться тем, что ему нравится.

- Можешь назвать плюсы и минусы жизни киберспортсмена, если сравнивать с более традиционными профессиями?

На обычной работе у человека, как правило, нормированный день, то есть он уходит на работу, приходит домой и знает, что его вечер полностью свободен и можно заниматься тем, чем хочется. Жизнь киберспортсмена больше похожа на жизнь профессионального спортсмена. Каждый день полностью расписан. Свободного времени минимум. Конечно, его можно находить, но если ты хочешь быть лучшим, то его просто не будет.

- И так круглый год?

Нет, в межсезонье довольно мягкий график. Появляется время, чтобы отдохнуть морально и физически. Межсезонье - это восстановление, но терять форму нельзя, чтобы не отставать и сохранять уровень игры.

- Что-то ещё, помимо времени?

Киберспортсмен меньше защищён. Речь идёт о социальной защите. У нас нет пенсии. Пока что нет. Киберспорт признали официальным спортом и, быть может, введут пенсию в будущем, но пока этого нет. Век киберспортсмена ограничен, и в старости, когда карьера закончится, ты можешь оказаться совсем без средств, в отличие от человека с нормальной работой и трудовой книжкой, который будет получать пенсию.

Раз уж зашла речь о деньгах… Говорят, что киберспорт - это очень нестабильный заработок. Победитель срывает куш, а проигравшие остаются ни с чем. Так ли это?

Это работает только в Dota и CS. Занявшие призовые места получают деньги, остальные не получают. В LoL у тебя есть зарплата, которую тебе платит твоя организация, и зарплата, которую тебе платит Riot Games.

- Получается, у игроков League of Legends две зарплаты?

Не совсем так. Всё зависит от условий контракта, которые для каждого игрока свои. Кто-то получает деньги в межсезонье, кто-то - нет, но в целом доход приемлемый. Для того чтобы комфортно жить, денег вполне хватает.

Тут тоже всё зависит от контракта. Если условия позволяют тебе заключать спонсорские соглашения, то пожалуйста. Дополнительный доход можно получать от стримов, но - опять же - только если тебе разрешают. Ты всё время должен спрашивать разрешение организации, чтобы что-то рекламировать. Зачастую спонсоры работают именно с командой, а не с отдельными игроками. Если у организации нет хороших спонсоров, то и платить тебе много не будут, а если есть, то оклад будет соответствующим.

Спонсорские соглашения включают в себя некоторые обязательства. Например, если это производитель аксессуаров, то игроков могут обязать выступать с этими аксессуарами, ну или хотя бы продвигать их.

Речь идёт о случаях, когда каждый игрок команды сидит в своих наушниках, а на шее - ещё одни наушники от спонсора?

Да, и тут снова всё возвращается к контракту.

Контракт определяет всё. Как там написано, так и будет.

Кстати, раз уж коснулись вопроса игровых аксессуаров. Все они, как правило, в разы дороже обыкновенных. На самом ли деле такой инвентарь помогает лучше играть?

На стоковых девайсах играть нереально. Основная причина - отклик. Но и сверхдорогие покупать не стоит. Всё, что нужно, - это механическая клавиатура за 1–4 тысячи рублей и мышь за 1–2 тысячи. Они помогут однозначно. Касаемо дорогих девайсов, у меня дорогущая клавиатура, но она отличается от других только тем, что сделана из металла и не сломается, даже если упадёт с трёх метров.

Сложный вопрос: что должно произойти в жизни человека и что надо сделать, чтобы игра превратилась в работу? Достаточно ли для этого практики и упорства или нужно ещё что-то?

Нужно огромное желание, потому что проигрывать придётся много и это очень тяжело. Проигрывать в принципе тяжело, это сильно бьёт по морали. Взять для примера этот сезон Континентальной лиги. Нам предрекали топ-1 или топ-2, но команда заняла лишь шестое место.

Чтобы попасть в киберспорт, нужна огромная сила воли и характер. Придётся преодолевать вещи, которые тебе бросает жизнь. Когда ты претендовал на первое место, а занял шестое, такое нужно просто уметь проходить.

Для меня это не первое поражение, и поэтому я не раздавлен. А вот в прошлом сезоне, когда я с командой Moscow Five оказался в такой же ситуации, эмоционально было намного тяжелее.

А как быть тем, кто ещё недотягивает до соревновательного уровня, но хочет стать киберспортсменом. Что ты посоветуешь любителям, желающим пробиться в профессиональный киберспорт?

Нужна очень сильная мотивация и много тренировок. Если нет пассивного дохода, то ты будешь сидеть без денег, и это очень тяжело. По крайней мере, у меня было так. Если есть родители, которые готовы помогать, то здорово. Если нет - крутись как можешь и не сдавайся. Это тяжело. Сначала ничего не будет получаться, но нельзя сдаваться.

Если ты не сдашься к моменту, когда достигнешь вершины рейтинга, наладишь контакты с профессионалами и получишь первое приглашение в организацию, то вот там всё и начнётся.

- К чему нужно быть готовым, если ты решил стать киберспортсменом?

Нужно быть готовым пожертвовать многим, в том числе нормальной жизнью.

Придётся столкнуться с тем, что твоё решение не будет принято обществом. Не будет принято родителями. Не будет принято друзьями.

Нужно быть готовым к тому, что всё повернётся против тебя. Потребуется всё твоё упорство. Ты должен точно знать, чего хочешь.

- Но ведь гарантий никаких нет…

Гарантий никаких нет, нужно просто идти. Если ты веришь, то добьёшься. Если не веришь, то уйдёшь через полгода, не справившись и с половиной того, что на тебя свалится.

- Что делать родителям, чьи дети решили связать жизнь с киберспортом?

Дайте своим детям возможность самостоятельно решить, чего они хотят. Можно предостерегать, можно говорить, можно пытаться влиять на их жизнь, но лучше дать им раскрыться.

Все переживают за своих детей, но не нужно всю жизнь водить их за ручку.

Не нужно реагировать излишне импульсивно и сразу же принимать в штыки решения детей. Избавьтесь от предвзятого отношения к играм и компьютерному спорту. Мониторы сейчас совсем другие, и посадить зрение за ними крайне трудно. Геймеры - это уже давно не те люди, которые сидят дома и не видят солнечного света.

Людям постарше стоило бы изменить отношение к увлечениям детей и не называть бредом вещи, которые им просто непонятны. Лучше идти учиться и работать? Очень «весёлая» жизнь. Давайте вообще все работать на «нормальной» работе и ждать пенсии.

У каждого свои взгляды на жизнь. Кто-то считает, что лучше пойти по проверенному пути, выйти на приемлемый доход и жить так. Я люблю брать на себя риски. Я понимаю, чем это может обернуться, но иду, потому что верю. Если ваш ребёнок тоже верит, помогите ему. Поддержка очень важна.

Современный спорт совсем не такой, каким он был сотни лет назад, во времена греческих . Если тогда участники полагались на свои силы и подручные средства, то сегодня на помощь приходят высокие технологии. И речь не только о создании уникальных костюмов и игровых снарядов, но и о прямом участии компьютеров. Появилось такое явление, как киберспорт. Киберспорт подразумевает игровые соревнования с привлечением компьютеров. Они создают то пространство, в котором и происходят виртуальные состязания.

Сегодня десятки тысяч людей только в нашей стране активно играют, крупнейшие соревнования обладают солидным премиальным фондом, длясь несколько дней. Но на пути развития киберспорта есть немало подводных камней, ему мешающих. Главные - мифы об этом явлении. Они мешают привлекать и игроков, и спонсоров. А ведь на Западе отношение к киберспорту совсем иное. Стоит разрушить некоторые сложившиеся стереотипы о нем.

Киберспорт спортом не является. Сперва надо задаться вопросом, что же вообще является спортом? В узком понимании это соревновательная деятельность, ставящая своей целью достижение неких результатов. Думая шире, можно увидеть не только состязания, но и специальную подготовку, а также нормы поведения, отношение между участниками. И киберспорт полностью соответствует этим нормам. Тут есть и состязательность, четкие условия победы, равенство условий.

Киберспорт вредит здоровью. Если даже предположить, что такие занятия действительно вредны, то стоит их сравнить с другими видами спорта. Бокс можно в расчет не брать, уместно будет сравнить с любимой игрой миллионов - футболом. Есть немало шокирующих видео, как игрокам ломают ноги. Большинство видов профессионального спорта приносят людям вреда больше, чем пользы. Глядя на легких воздушных гимнасток, не стоит забывать, сколько переломов и растяжений им пришлось перенести, и как это сказалось на их физиологическом развитии. Прыжки с трамплинов и автогонки также безопасными не назовешь. Сами по себе занятия спортом полезны, но когда речь заходит о профессиональном росте и улучшении показателей, то это всегда сопровождается повышенным травматизмом, перенапряжениями, психологическими срывами.

Киберспорт вредит зрению и приводит к искривлению позвоночника. Зрение и позвоночник куда больше портятся из-за сидения часами за компьютером в офисе, где иногда нет времени даже привстать. В игровых же клубах всегда выделяется пауза на отдых. Позвоночник наш начинает искривляться еще в школе, где мало кто держит спину прямо. Годы учебы действуют негативно на здоровье, не стоит вдаваться в крайности и обвинять в этом киберспорт. Просто надо самому воспитывать чувство меры, давая время на отдых глазам и позвоночнику.

Виртуальные игры культивируют насилие. Этот миф является любимым у разномастных борцов против киберспорта. Заочно выносится вердикт, что компьютерные игры лучше запретить. Классическим примером является . Недавно в Германии случилось происшествие, связанное с этой игрой. Парень открыл стрельбу в школе, ранив более 30 человек и застрелившись сам. В своей записке он рассказал, что над ним постоянно издевались сверстники, не находил он понимания и в семье. Все это и привело к трагедии. Журналисты же откопали факт увлечения "Counter-Strike", создав на этой основе сенсационный и актуальный материал. Однако стоит понимать, что игра провоцирует на насилие лишь нездоровых в плане психики людей. Им, по-хорошему, место не за компьютером, а в специализированных лечебницах. От людей с такими отклонениями всегда приходится ждать срыва. И причиной может стать что угодно. Многие годами играют в шутеры, но при этом не испытывают ни малейшего желания стрелять по прохожим. Для большинства из нас насилие чуждо, но почему-то деяния психически нездоровых всегда вызывают интерес общественности. Но люди видят корень зла совсем в другом.

В компьютерных играх много насилия. Этот миф очень просто развенчать. Ни в компьютерных играх, ни в киберспорте насилия нет. Сам термин предусматривает некие действия по отношению к одушевленному лицу, совершенные против воли субъекта. А виртуальный объект, являющийся массивом чисел, не может подпадать под такое определение. У него нет ни воли, ни желаний, ни души. Соответственно, любые действия, совершенные против него в игре, насильственными назвать нельзя. Мы же не говорим об уроне окружающей среде, когда уничтожаем виртуальные растения.

Компьютерные игры формируют психологическую зависимость. Это утверждение базируется на том, что человек привязывается к какому-то занятию. Но так можно любое пристрастие к чему-то соотносить с наркоманией и психологической зависимостью. Есть те, кто обожает много читать. Этих людей надо лечить из-за их зависимости? Старые игры сменяются новыми, кто-то меняет увлечения, а кто-то их оставляет, выбирая другое поколение виртуальных времяпрепровождений.

Часто увлечение компьютеров подростками приводит к их отчислению из школы или ВУЗа. Если действительно подростки проводят все свое свободное время у компьютера, то это обычно все же не киберспортсмены. В данном вопросе важно выделить несколько факторов, винить один лишь компьютер во всем не стоит. Людям проще всего списать на него все проблемы. Может быть, у подростка не все ладно в семье, из-за чего он предпочитает проводить все свободное время за компьютером?

Киберспорт - детское занятие. Тому, кто придумал этот миф, стоит прийти на любой чемпионат и посмотреть на возраст участников. Более половины из них достигли совершеннолетия, закончив школу. На многие крупные соревнования игроков младше 16 лет вообще не допускают, какие же тут дети? Средний возраст участника - 24 года. Это в спортивной гимнастике девушка в 20 лет - старуха, в киберспорте многие только начинают в таком возрасте. В спортивных секциях можно увидеть показательную картину - чем больше возраст, тем меньше людей занимается. Постепенно может начаться дефицит на участников. А в киберспорт тем временем идут и идут.

Киберспорт лишен зрелищности. Можно встретить и такое утверждение. Действительно, соревнования не проходят на стадионах и не собирают десятки тысяч зрителей. Постороннему человеку вообще тяжело понять, что же происходит на экранах. Но можно попробовать посадить девушку смотреть матч по американскому футболу, не объясняя правил. Через пять минут она начнет жаловаться на скуку. Что интересного в бессмысленной беготне по полю? А если комментируют происходящее неопытные специалисты, то даже любители этого вида спорта постараются выключить звук. Аналогичная ситуация складывается в киберспорте, который довольно зрелищен, но нуждается в профессиональных пояснениях. У игры есть много нюансов, в которых неподготовленному зрителю не разобраться. Стоит понимать, что именно происходит на экране, почему игрок предпринимает те или иные действия, как становится намного интереснее. Некоторые люди даже скачивают потом видео с соревнований, просматривая их дома. Чем не шоу?

Организаторы турниров и команд купаются в деньгах. На самом деле реально заработают в киберспорте только разработчики и игроки. Прибыльных команд в этом мире всего 4-5 штук, турниров же намного больше. Практически все проекты являются своеобразной инвестиций, выход в ноль по итогам года - уже хороший результат.

Менеджеры занимаются ротацией игроков. Статистика говорит, что на итоговый состав команды чаще влияют сами игроки, происходит это в 60-70% случаев. Основная статья расходов организации - зарплаты игроков. В реальности на эту статью уходит около 40% бюджета команды. Если же говорить обо всей организации мероприятия, то эта цифра еще меньше.

Организаторы лиги оплачивают путевки на большинство турниров. Так обычно не происходит, даже если и заявляется. Игрокам повезет, если им дадут компенсацию хотя бы половины стоимости путевки. И билеты, и проживание, это не основная часть расходов. Есть еще заказ виз, суточные, что тоже немало. Да и компенсацию приходится ждать, ее не спешат выплачивать.

Победы на турнирах приносят хороший доход организациям. В крупных организациях призовые хорошо если покрывают седьмую часть бюджета. Восемь из десяти турниров проводятся в минус.

Основной доход игроков - призовые, а не зарплата. Выигрышами на крупных турнирах могут похвастать единицы. При этом оплата призовых осуществляется с задержкой в месяцы или даже годы. То, что выглядит солидно на бумаге, на практике оборачивается долгом. Да и сами организации задерживают выплаты своим игрокам.

Киберспортсмены - сплошные неудачники. Давайте представим себе, что мир футбола - виртуальный. Есть звезда, которая клепает голы. Но чего он добился вне этого мира? Да, футболисты куда известнее, чем виртуальные игроки. Но и те уже зарабатывают десятки тысяч долларов. Может быть, проблема лишь в том, что в киберспорте крутятся меньшие деньги из-за масштабов популярности? Но это вполне решаемо. Очевидно, что киберспортсмен - личность куда более развитая, чем обычный спортсмен. Ему приходится также учить иностранные языки, познавая в путешествиях мир. Но чаще всего киберспортсмен имеет высшее образование и конкретную специальность, чего профессиональные игроки обычно лишены. Да и занимаясь любимым делом урона своему здоровью такие люди не наносят, как это сплошь и рядом случается с боксерами, футболистами и хоккеистами. Да и с личной жизнью тут все в порядке. Любой профессионал, занятый в своей сфере, вынужден быть связанным с реальной жизнью лишь за счет родственников и материальных благ. Но как можно тогда называть киберспортсмена неудачником, когда он предан любимому делу. Этот миф придумали те, кто не понимает ни что такое киберспорт, ни что такое вообще профессиональный спорт.

Киберспорт ничему людей не учит. Часто говорят, что есть некие "благородные" виды спорта. В той же качалке можно физически развиться, а вот от игры на компьютере никакой пользы быть не может. Стоит воспринимать киберспорт, как профессию и задаться вопросом - что она вообще может дать кроме навыков? Чему учит водителя работа за рулем, бухгалтера работа со счетами? Наше умственное, да и физическое развитие, мало как зависит от непосредственно профессии. И в этом плане любой профессиональный спорт (и киберспорт, в том числе) смотрятся выигрышно. Тут присутствует соревновательный момент. Мы можем бесконечно улучшать свои навыки, в нашем характере сформируются такие черты, как упорство и готовность идти до конца. Мы добиваемся психологической устойчивости, которая поможет нам в повседневной жизни. Надо понимать, что в киберспорте, как и в обычном, успеха добиваются только самые сильные. Они являются примером для других, а не изгоями. Так что киберспорт если и не учит практическим навыкам, то помогает личностному развитию.

Киберспорт никогда не будет массовым. В начале прошлого века в портах английские моряки гоняли мяч. Тогда местное население смотрело скептично на эту забаву. Казалось, что она никогда не сможет стать массовой. Сегодня Чемпионаты мира по футболу смотрят миллиарды людей по всему миру. За право принять подобные состязания соревнуются ведущие страны, агитируют политики. Стоит ожидать, что вскоре и киберспорт станет популярным, собирая десятки тысяч зрителей. Информационные технологии наступают столько стремительно, что ожидать ста лет не придется. Скорее всего, проникнут они и в индустрию развлечений. Люди, выросшие на компьютерных играх, захотят скорее посмотреть чемпионат по Старкрафту, а не наблюдать за беготней с мячом. Индустрия игр стремительно растет. Если ранее бюджеты исчислялись сотнями долларов, то сегодня на такие приложения тратятся уже десятки миллионов. И поводом служит постоянно растущий интерес пользователей.

Каждый сетевой турнир объединяет не только игроков, но и тех, кому вообще интересен киберспорт сам по себе. Нет никаких предпосылок к тому, что этот вид спорта вдруг станет неинтересным. Правда, есть один серьезный фактор, который не позволяет оценивать виртуальный спорт по аналогии с реальным. Тот же футбол любят из-за его доступности и простоты. Надо просто взять мяч, а играть можно где угодно. А вот киберспорт потребует компьютер, да еще и мощный, понадобятся капиталовложения за право играть. Но сами участники, хотя и не уверены на 100% в будущей массовости своего спорта, пытаются это реализовать.


Киберспорт без ретуши: мифы и факты

Подобно смерчу, поднимающему в воздух пыль и песок, стремительный технический прогресс ускоряет и развитие негативных явлений в обществе. Среди них алкоголизм и, во многих странах, наркомания. Особенно беспокоят общественность эти явления в среде молодежи, ведь во многих странах алкоголизм и наркомания все «молодеют» - пивом начинают «баловаться» уже в школьном возрасте, переходя затем к более крепким напиткам. Видимо, как защитная реакция общества, стремление оградить молодежь от влияния «улицы», и возник киберспорт. Родился он более десятка лет назад и распространился сегодня по всему миру. Не оказалась в стороне и Беларусь. Но, как всегда, у любого дела есть сторонники и противники. И, как обычно, новое дело обрастает мифами, слухами, домыслами, не всегда соответствующими действительности.

Вот о них и хотелось бы поговорить сегодня.

Немного истории

Все началось с выхода культовой игры Doom, которая дала возможность участвовать в ней множеству игроков, подключенных к локальной сети или к Интернету в режиме реального времени. Возможность соревноваться, не выходя из дома или находясь в клубе среди единомышленников, сразу сделала online-игру популярной. Игравшие ранее самостоятельно или с друзьями по очереди получили возможность не только соревноваться одновременно, но и заводить новые знакомства, приобретать новых друзей, общаться с ними во время игры.

После выхода Quake I появились первые мастера так называемого «хэдшота». Остальные же action-игры, такие как Duke Nukem, вся линейка Quake и пр., не только поддерживали, но и стремительно развивали это направление, вызывая интерес у множества геймеров к необычному виду спорта с обычным для любого соревнования стремлением победить.

Новый вид спорта

Краткий список мифов о киберспорте открывает заблуждение, что киберспорт не является спортом вовсе и не имеет ничего общего с ним в обыденном его разумении. Естественно, мы привыкли к спорту прыгающему, бегающему, играющему с мячом, забывая в то же время о шахматах, шашках и прочих «не физических» видах спорта. Следует сказать, что первой страной, которая признала киберспорт официальным и включила его в национальный реестр видов спорта, стала Россия. Хотя и продержался он там недолго - все-таки государство было еще не готово к подобному шагу. Но факт остается фактом. В Корее один из видов киберспорта, а именно StarCraft: Brood War, был признан национальным видом спорта. Дабы не быть голословными, перейдем к сравнению методов и принципов организации состязаний в киберспорте и привычных нам видах соревнований. Итак, рассмотрим события, предшествующие любым чемпионатам мира.

За определенный период до начала чемпионатов проходят отборочные туры на региональных уровнях, проводятся профессиональная аккредитация судей, тестирование спортсменов на допинг, жесткий контроль качества игры, обеспечение равных условий всем участникам соревнований. Все это есть и в киберспорте. Что же касается болельщиков и зрителей, то за действиями кибератлетов с интересом следят десятки тысяч человек в компьютерных залах, в сети Интернет, и у каждого есть любимый игрок, клуб, команда… К примеру, в Корее цена билета на игру кибератлета ~Slayers~Boxer’а достигала $500. Эти доводы, и те, которые будут приведены ниже, позволят вам убедиться, что киберспорт имеет множество общих характерных признаков со стандартными, в нашем понимании, видами спорта.

Киберспорт – спорт без границ

Еще одно распространенное заблуждение – непопулярность данного вида спорта и, соответственно, малочисленность не только спортсменов, но и людей, просто знающих о нем. В действительности дело обстоит иначе.

Сегодня во всем мире насчитываются уже не тысячи, не сотни тысяч, а миллионы киберспортсменов, объединенных в созданные ими же организации, клубы и сообщества. Чтобы обрести навыки, научиться ловкой, скоростной, «думающей» игре, доказывать и отстаивать свои права на титул чемпиона, кибератлеты, как и спортсмены любого другого вида спорта, должны постоянно тренироваться. Как и в обычных видах спорта, есть здесь и прообраз спортивной федерации. Так, в 1997 году появилась первая киберспортивная лига CPL в США, которая впервые официально стала выделять лучших из общей массы кибератлетов.

Уникальная возможность соревноваться в неограниченном пространстве, не зависимом от политических взглядов и религиозных убеждений, ежедневно вовлекает в ряды спортсменов все новых участников. Так, белорус может играть с корейцем, не покидая своей комнаты и имея в наличии лишь средства Интернет-соединения. Не смотря на кажущуюся «домашность» этого вида спорта, кибератлетам не сидится на месте. Они стремятся попасть в общество себе подобных, где постоянно показывают свои навыки и мастерство в присутствии зрителей и получают всеобщее признание. Для них проводится немало чемпионатов, например, таких, как WCG, KODE5, ЛКИ, NPCL, другие. И, как в любом другом виде спорта, киберспортсмены готовятся к этим соревнованиям задолго до их начала, чтобы проявить себя и получить добрую порцию адреналина. Киберспортсмены, как и любые другие спортсмены, движимы одной единственной идеей – победить!

Киберспорт и мировой кризис

Следующий миф, который нашими усилиями будет разбит о скалы реальности, звучит следующим образом: киберспорт может быть в скором времени погребен под руинами, оставляемыми за собой мировым финансовым кризисом. Факты же свидетельствуют об обратном. Партнерами крупных соревнований являются производители «игрового железа», изготовители энергетических напитков, поставщики и реализаторы продуктов питания и вообще всего того, что необходимо игрокам во время длительных соревнований вне дома. В числе партнеров крупнейших состязаний такие производители, как Samsung, Pepsi, Razer и пр. Помимо этого, событиями, происходящими в мире киберспорта, заинтересовались мировые валютные биржи, рекомендующие его в качестве надежного и прибыльного капиталовложения. А финансовые гиганты просто так деньги на ветер не выбрасывают. Впрочем, киберспорт способен развиваться и самостоятельно. Мировой же финансовый кризис способен лишь притормозить темпы его развития, не более.

Профи и любители

Далее попытаемся разрушить миф об отсутствии различий между киберспортсменом (кибератлетом) и обычным рядовым геймером. Киберспортсмен проводит гораздо больше времени у монитора ради тренировки игровых навыков, скорости реакции, ясности мысли, овладения собой, дабы на соревновании быть хладнокровным. Геймер же – чтобы просто получить удовольствие от игры и/или от общения с другими геймерами. Кибератлет относится к своему увлечению не как к игре, а как к тяжелому, упорному труду. Без труда нет успеха. А в награду киберспортсмены в большинстве случаев получают лишь моральное удовлетворение.

Как и в любом виде спорта, есть здесь профессионалы и любители. И если последние занимаются спортом в свободное от основных занятий время, то профи – это такой же профессиональный вид деятельности, как токарь, механизатор, учитель. Только труд их более изнурителен, требующий больше времени для совершенства своего мастерства. Естественно, что профессиональный спорт не может существовать без определенного финансирования. И если другие виды спорта его получают, то киберспорт держится сугубо на энтузиазме. А спортивный азарт победы, достижение определенных высот – занятие престижного места в турнирной сетке - может быть вознаграждено денежным призом. Да и то при условии достаточного финансирования мероприятия. Но, повторюсь, не деньги главное, потому что они – это лишь награда за упорный труд и личные качества. Правда, в некоторых странах, где киберспорт более развит, игроки получают зарплату и запись в трудовой книжке об их профессиональной деятельности.

В настоящее время кибератлет и рядовой геймер решительно не имеют ничего общего. Возможно, они имели что-то общее раньше, когда компьютерные игры только зарождались, и не было возможности играть online. «Хрустальной» мечтой каждого уважающего себя кибератлета является уровень мастерства, который обеспечил бы ему материальное благосостояние. Справедливости ради надо сказать, что профессиональный киберспортивный мир жесток. Несколько поражений могут стать причиной исключения из команды. Тогда спортсмен вынужден искать себе новое пристанище, новый клан/команду. Но это игроков не пугает, они знают – уровень подготовки зависит от них самих. Если есть желание и большое стремление, можно добиться небывалых высот. И нет таких отговорок, как «мне не дано». Те, кто действительно решил дойти до цели, получают и деньги, и славу, в отличие от рядовых геймеров, которые никакой цели перед собой не ставят, но из раза в раз начинают игру заново…

Спорт или болезнь?

Развенчаем последний и самый распространенный миф о киберспорте. Он звучит примерно так: «киберспорт – это болезнь». Им «прикрываются» геймеры, приобретшие компьютерную (игровую) зависимость. Почти каждый из нас хоть раз да играл в какую-либо компьютерную игру. Только киберспортсмены играют в игры больше из-за своего стремления получить материальное вознаграждение, а не только удовольствие.

Чрезмерная увлеченность наносит серьезный ущерб здоровью, семье игрока, сокращаются социальные контакты, да и для учебы (работы) тоже не слишком благоприятен « геймерский» образ жизни, а впоследствии обстоятельства могут киберспортсмена поставить перед выбором – « жена или компьютер». Большинство кибератлетов, не добившись значительных результатов, уходят из спорта и вообще перестают играть. Немногим счастливчикам удается удержаться «на плаву». Тогда для них киберспорт становится и основным видом деятельности, и, если повезет, источником дохода. Главное при увлечении киберспортом, да и чем угодно, на протяжении жизни помнить: во всем нужно знать меру, чтобы это не стало болезнью

Возьмите мышь и клавиатуру…

Киберспорт привлекает к себе все больше и больше внимания. И многие часто спрашивают, что нужно для того, чтобы стать киберспортсменом. Ответ прост – делать то же самое, что и другие. Возьмите мышь, клавиатуру и вперед – на ближайший турнир, предварительно не забыв потренироваться и проанализировать игру потенциальных соперников. На текущий момент чемпионаты в Беларуси проводятся довольно часто, а киберспорт наиболее развит в трех городах: Минске, Гомеле и Бресте. Там постоянно проводятся чемпионаты, турниры, создаются группы энтузиастов, которые стараются поднять киберспорт с колен и провести какое-либо мероприятие, а лучше шоу-турнир. Некоторым это удается, некоторым не совсем. Но факт остается фактом. В Беларуси киберспорт развит недостаточно для того, чтобы игроки могли зарабатывать этим на жизнь. Однако, исходя из формирования организационных групп, к счастью, есть такая тенденция. И если обратить взгляд в сторону ближнего зарубежья, нельзя не отметить московскую профессиональную кибер-лигу NPCL, проводящую ежегодные соревнования с призовым фондом в $100.000. У нас таких фондов пока нет даже на отборочных турнирах на мировые чемпионаты WCG. Но все впереди – надеются кибератлеты и их поклонники. И, как знать, возможно, именно белорусскому кибератлету суждено стать в один ряд с украинскими Кличко, российским Плющенко и другими всемирно известными спортсменами, прославившими свою страну.

Надеюсь, из сказанного читателю стало понятно, что киберспорт – такой же вид спорта, как и остальные. И если кто-то найдет в нем альтернативу бутылке пива или бокалу вина в свободное время – значит, написано это не зря. В заключение хотелось бы привести высказывание мультимиллиардера Пола Пилзера: «Люди, недостаточно уверенные в себе, стараются защититься тем, что избегают всякого риска. Но тот, кто ничем не рискует – тот ничего не делает, ничем не владеет и ничем не является».

Денис CLASSIK Тумилович SASecurity gr.