Украинская роспись. Народная роспись и ее символика. О селе Петриковка


Украинская хата

Украинская хата имела некоторые отличия от русской избы. Она представляла собой жилище, которое именовалось хатой и имела надворные постройки, хозяйственного назначения.


Интерьер украинской хаты



Описание украинской хаты 19 века

Снаружи хаты обмазывались глиной. В середине XIX века украинские хаты поверх глины белились побелкой. Свидетельства того, что украинцы обмазывают все надворные постройки, и снаружи и изнутри, желтой и красной глиной, а затем белят по ней, оставили русские люди из Самарской губернии, в которой проживало множество поселенцев из Украины.


Интерьер украинской хаты


В русских домах глину не часто использовали для замазывания пазов бревен. Те же свидетели из – под Самары рассказывают, у украинцев трубы от печи отводятся в бок, к сенной стене. Их трубы дым выходит прямо в сени. Отверстие в трубе затыкается снаружи, в целях удержания тепла. Раз в неделю хохлушки вымазывают печь изнутри. Дома покрыты или соломой на глине, или одной соломой. Дома стоят тесно друг к другу и к надворным постройкам внутри усадьбы. Дома часто отапливаются кизяком, из – за недостатка дров.


Внутри хаты

– выглаженный земляной пол, небольшая печка по типу голландской. Часто печка примыкала к русской печи. Печь непременно белили мелом и расывали национальным узором. В центре хаты – стол под белой скатертью и деревянные скамейки. Передний угол обит обоями и украшен божницей. Иконы на ней в цветах. Стены украшены картинами с изображением государя, царской семьи, национальных героев. Обязательная принадлежность – зеркало, украшенное длинным вышитым рушником и сундук – скрыня. Концами в стены упирается шест, на котором висит одежда. Кроватью служат нары, приделанные к глухой стене дома.


Традиции украинцев

В традициях украинцев – хранение рушников, подаренных матерью. Вышитый рушник – одна из характерных черт быта этого народа. Как правило, рушник, это тканое или браное полотенце, используемое для украшения «божницы». Обычно рушник для этих целей выполняется с орнаментальной вышивкой двуглавыми орлами. В основном же рушники изображением своим свидетельствуют об этнической принадлежности к малороссам, и главным свидетельством является орнаментальный сюжет в вышивке. Это розетка, красная роза и черный лопух.

А спорим, вы почти ничего не знаете об украинской национальной декоративной росписи? А ведь некоторые виды известны далеко за пределами нашей страны. Предлагаем вам расширить свой кругозор и, возможно, открыть для себя что-то новое.

Косовская роспись

Родилась в украинских Карпатах, в городе Косов, Ивано-Франковской области. Стремительное развитие соледобывающей промышленности стимулировало появление и разных видов декоративного ремесла в этом регионе. В частности керамики и декоративной росписи. На изделиях в стиле народного примитивизма можно найти растительные мотивы; изображения птиц, зверей и другие традиционные рисунки. Характерные цвета для этого вида росписи белый, зеленый и охра.

Изделия с Косовской росписью можно приобрести, побывав в туре , а также других поездках, которые следуют через сувенирные рынки в городе Косов и Яремче.

Петриковская роспись

Начинала свой "путь" в качестве настенной живописи на стенах домов поселка Петриковка, что в Днепропетровской области. Основа Петриковской росписи – растительный орнамент в стиле украинского барокко. До своего банкротства в поселке работала и одноименная фабрика, которая к сожалению, прекратила существование в 2004 году. Но, несмотря на это, в 2013 году Министерство культуры Украины включило Петриковскую роспись в перечень объектов нематериального культурного наследия Украины. Сегодня в Петриковке можно посетить Центр народного искусства «Петриковка» и музей, в фондах которого насчитывается около 2500 предметов искусства. Регулярно проводятся мастер-классы и экскурсии.

Если вы хотите приобрести изделия с Петриковской росписью, отправляйтесь в тур .

Опошнянская роспись

Родом из Полтавской области. Известна Опошнянская керамика еще с XVII века. Опошнянские орнаменты отличаются особой жизнерадостностью и яркостью. В рисунке обязательно присутствует огибающая линия, изделия покрываются ангобом (специальным глиняным слоем). На поверхностях изделий рисуются ягоды, листья, каракули (кривульки), цветы, бабочки, сердечки, ветки и другие. Опошнянская роспись была также включена в перечень бъектов нематериального культурного наследия Украины.

Приобрести керамические изделия можно в туре .

Бубновская роспись

Может быть более известна под кодовым названием "Бубновская керамика". Этот вид декоративного искусства был распространен в Винницкой области, в городе Гайсин. По сравнению с вышеупомянутыми художественными ремеслами, Бубновская роспись имеет печальную судьбу. После смерти основных ее «идеологов» братьев Герасименко, она постепенно теряет свою популярность. И сегодня о ней знают не многие. Увидеть экспозицию Бубновской керамики можно в Музее-усадьбе братьев Герасименко (с. Новоселовка, Винницкой области). Среди других видов росписи ее отличают растительные диковинные орнаменты и желто-коричневые, белые, голубые и серые приглушенные цвета.

Отличие подольских построек и, в частности, хат от хат центральной Украины - в их большей декоративности не только по массовому соотношению, но и по расцветке стен и использованию их площади для сложных графически-колоритных композиций - Украинских росписей.

Снаружи, как уже отмечалось, подольская хата выбелена только с двух сторон - лицевой и одной боковой, другая же боковая и задняя обмазываются красной глиной и только по краям их в виде рамы проводятся белые широкие полосы. Такой же белой полосой обычно окаймлено маленькое оконце в задней стене, а лицевые окна обведены цветной глиной. Присьба резко отделяется от стен хаты красной глиняной обмазкой.

Эта сильная и смелая расцветка хаты, придающая ей необычайно выразительный и декоративный вид, часто дополняется росписями, чрезвычайно разнообразными по сюжету, технике и стилю и порой, подымающихся до высоты большого декоративного и графического мастерства.

Снаружи на стене росписи располагаются чаще всего под крышей, в виде фриза, иногда спускаются к присьбе по углам хаты; встречаются карнизы вокруг хаты над присьбой. Окна и двери обрамляются смелой гирляндой, а в простенки между окон помещаются росписи в виде венков, букетов или отдельных веток. Часто расписываются и хозяйственные постройки - курники, погреба, сараи.

Хата с росписью в с. Сказинцы

Здесь обычно роспись проще, но иногда можно встретить исключительно найденные по выразительности формы. Так, в с. Макове, Каменецкого округа удалось видеть сарай, на серой глади стен которого, во всю их высоту, широкими смелыми взмахами были нарисованы условно геометризованные ветки гигантского цветка. По смелости линий, интуитивному пониманию декоративных задач, по скупости рисунка, обобщенно выразившего всю его внутреннюю сущность, - эту роспись надо причислить к созданиям подлинного таланта, располагавшего притом для своего выявления лишь глиной, мелом и сажей.

Печь с росписью в с. Израиловке

Здесь богато расписывается печь, особенно «комин» и «груба»; много росписей по всему свободному полю стен, то в виде отдельных композиций, то в виде фризов, а иногда и, по образцу обоев, заполняющих всю стену; расписываются также сволоки и балки. Реже расписывается потолок; здесь роспись располагается в виде букета или венка ближе к «покуттю» - красному углу. Также сравнительно редко расписывается простейшим рисунком, обычно пересекающимися линиями, глиняный пол хаты. Зато часто и богато расписываются стены сеней, широкие площади которых дают большую свободу для смелых замыслов.

Венок – роспись на стене хаты в с. Паневцы

Украинские росписи можно встретить во всей Подолии. Их мало на севере, но в западной и средней части, особенно в Приднестровье, их присутствие в хате - обычное явление. Правда, встречаются села, где роспись - редкость, но чаще - их много, а в ряде сел нет ни одной хаты, в той или иной мере неукрашенной росписью. В каждом селе есть свои особенности - в одних росписью покрываются хаты внутри и снаружи, в других - только снаружи; есть села, где можно встретить очень мало наружных росписей, а иногда и без всякого внешнего намека на них, но где все хаты внутри сплошь покрыты ими.

Материал и приемы росписей

Материал и приемы росписей чрезвычайно примитивны. Фоном служит глиняная стена, либо побеленная, либо подкрашенная синькой в синий и голубой цвет, сажей - в серый, зеленкой - в зеленый, или цветными глинами. Делается это для того, чтобы стены не так быстро пачкались, и роспись сохранялась бы дольше. Обычно она обновляется к престольному празднику, к Пасхе или Троице и редко сохраняется дольше года. Материалом служат разноцветные глины, сажа, синька, соки растений; в позднее время в большом ходу минеральные краски разных цветов, которые покупают в городе или на ярмарках у евреев. Эти краски разводят на мучном очень жидком клейстере или на воде с молоком и рисунок наносят перышком, цветком или самодельной кисточкой, сделанной из «котячого хвоста»; круги намечают с помощью круглой посуды, например, сковороды.

Обращаясь к бытовому значению росписей, необходимо отметить, что в настоящее время они утратили обрядовое значение и связь с поверьями. В прошлом, несомненно, такая связь была; быть может, обычай оставлять небеленой заднюю стену хаты возник и укрепился в связи с верой, что это предохранит хозяев от смерти, также как и обычай обновлять росписи к годовым или престольным праздникам, несомненно, указывает на обрядовое их значение в прошлом. Присутствие в росписи определенных геометрических (крест, звезда) и растительных (хмель, барвинок, огуречник, виноград) элементов, получивших в народном сознании твердо установившееся символическое значение, может послужить руководящим указанием при изучении истории возникновения и развития росписей и определении их внутреннего значения. В настоящее же время росписи — явление исключительно эстетического порядка. Ни авторы росписей и никто другой в современном селе с обрядами и поверьями не связывает в хате, ни самого наличия росписей, ни их отдельных элементов; в их обязательной необходимости сознания нет, как нет к сюжету и определенных требований. Руководящими моментами в выборе сюжетов и их трактовке являются неоправданная ничем традиция, индивидуальность автора и мода.

Роспись в виде фриза на стенах хаты в с. Городище

Наиболее распространен орнамент растительный. Встречается простейший в виде хвои; хвоя, обведенная контуром, превращается в лиственную ветку. Целое дерево почти не встречается, как не встречается оно вообще в украинском орнаменте. Зато в различных видоизменениях очень распространены гирлянды, ветки, букеты в вазонах, отдельные цветки и венки. Любимые сюжеты - гирлянды из листьев клена, дуба, хмеля, барвинка, огуречника и, особенно, винограда, так широко использованного церковью и перешедшего оттуда в украинское народное искусство. На характер орнамента росписей частично влияли и позднейшие западные стили, сильно отразившиеся на религиозном искусстве и бытовой обстановке высших слоев населения. Проникая в образованную и состоятельную среду и в церковь, они становились доступными народным массам и в упрощенном виде и упрощенными приемами отлагались здесь в новых условиях.

Такой распространенный сюжет, как букет или ветка в вазоне, в исполнении некоторых девушек явно отражает на себе эти влияния: часто само расположение рисунка, широко и пышно использующее все пространство фона, изогнутость линий, изогнутые формы вазона - все это от барокко, которое в архитектуре, в резьбе и в живописи не только широко развернулось на Украине перед глазами народа, но и приняло здесь свои оттенки и особенности, по праву выделившие этот стиль в особый украинский барокко.

Значительно реже можно встретить в росписях изображение птиц и животных. Обычно это куры, петухи, павы, галки, лошади - животный мир близкий, понятный, реалистический, а не хищные звери и фантастические животные. Даже когда-то популярные в народных картинах пеликан и сова не нашли себе места в росписях. Народ ищет сюжетов для своего художественного творчества в окружающей природе, ею вдохновляется, в ней основа его творчества. Но использование материала, который дает народу окружающая среда и природа, уменье воспринять впечатление и техническим приемом выразить его - различны. Они варьируют в зависимости от индивидуальности и технического умения отдельного автора. В росписях, кроме чисто геометрических мотивов, иногда бессюжетных, мы встречаем попытку дать изображение ветки или цветка, но простейшими прямыми линиями, лишь с трудом раскрывающими истинный, может быть самому автору неясный, творческий замысел.

Букет в вазоне – роспись Ганны Бабченко на стене хаты в с. Сказинцы

Идя по этому пути, от чисто геометрического орнамента через геометризованные формы растительного, мы встретимся с чистым видом растительного орнамента, но и здесь часто напрасно будем искать определенных растений. Это - явно выраженное растение, достаточно реалистическое для того, чтобы раскрыть желание автора дать именно растение, но слишком общее для того, чтобы индивидуализировать его. Это - идея растения и цветка, схема их, очень близкая к реальному. И, наконец, замысел автора конкретизируется и он, либо обладает умением его выразить, либо случайно находит удачную линию, но орнамент приобретает индивидуальную выразительность и, конечно, в графически и стилизованно условных формах и расцветке он получает не просто цветок, а розу, колокольчик, не вообще птицу, а петуха, не отвлеченное животное, а лошадь. Здесь условность явного реализма меняется в зависимости от способностей автора и его технического умения.

Петриковская роспись

(Петриковка)

Еще в середине XVIII века приднепровские места были облюбованны для заселения кошевым атаманом Войска Запорожского Петром Калнышевским, чье имя навеки осталось жить в названии одного из красивейших сел Приднепровья - Петриковка. Земля петриковская взрастила не одно поколение мастеров народного творчества. Издавна славились по всему Приднепровью петриковские ярмарки, на которых особенно ценились изделия местных «рисовальщиц» - мастериц по росписи домов и их внутренней отделки. Быстрые, умелые руки волшебниц творили чудеса, превращая бедную крестьянскую обитель в красивое жилье.

Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение. Однако настоящих мастериц росписи были единицы: и удовлетворить всех желающих украсить родные стены было невозможно. Вот тогда наиболее сообразительные из них начали рисовать цветочные узоры на бумаге. Бумажные "малевки", как прозвали их в народе, можно было делать в любое свободное время года и даже в зимнюю непогоду. Со временем эти нехитрые картинки, постепенно вытесняя стенную роспись, становятся любимым украшением в крестьянском быту на Приднепровье. И поныне в некоторых домах Петриковки, Лобойковки, Китайгорода и других ближних сел можно встретить "малевки", размещенные в "красном уголке", на печи, оконных рамах, полочках для посуды.

Чарующую красоту петриковского цветка открыл для современников екатеринославский историк и этнограф Д.И. Яворницкий. Он одним из первых стал серьезным исследователем и увлеченным собирателем произведений петриковских "рисовальщиц".

Классическими элементами петриковской живописи являются окружающие художника растения, изображение которых, к слову, не используется ни в одном из существующих видов росписи. Орнаментные мотивы, где преобладают яркие, насыщенные тона, привлекают внимание не только колоритом, но и удивительной целостностью творческой идеи. А кажущаяся на первый взгляд простота рисунка в действительности скрывает долгую и кропотливую работу художника, филигранно изобразившего мельчайшие детали картины. Очевидно, именно так и должно рождаться чудо, которому суждено восприятие не глазами, а душой и сердцем. Основными мотивами росписи являются полевые цветы, ветки калины, мальвы, пионы, астры.

Если заглянуть в истоки зарождения промысла, можно проследить, как прорастали его корни на благодатной почве искусства Запорожской Сечи, как в основу цветочных композиций закладывались, с одной стороны, традиции орнамента, широко используемые казаками для отделки своего быта и оружия, с другой - крестьянское понимание и переживание красоты окружающего мира.

Несмотря на различные подходы в изображении натуры, мастеров петриковской декоративной росписи объединяла любовь к своему краю. Произведения их - прямой отклик на редкую по богатству и щедростью природы. Она для настоящего творца - всегда источник вдохновения. В народном же искусстве связь художника и родной земли особо глубинный и непосредственный. Поэтому своеобразие природы испокон веков была в народном творчестве источником безграничных вариаций форм и видов деятельности, рисунка орнаментальных узоров, цветовой палитры. Это языческое поклонение перед земным богатством, отмечает искусство петриковцев, побуждает их на создание своеобразной декоративно-художественной летописи флоры и фауны Приднепровья.

Однако петриковский орнамент не является прямым отражением природных мотивов. Созданный в росписях мир - плод творческой фантазии народного художника. Поэтому он так близок сердцу, жизнерадостный и празднично красивый.

Словно по мановению руки мастера-волшебника распускаются на бумаге удивительные "лучики" и "кучерявки", розы и папоротник, слетаются невиданные жар-птицы и горлицы, совы и кукушки, приплывают из сказочного океан-моря золотые рыбки. Диковинными каменьями начинают переливаться и обычные краски.

Свои радужные краски петриковцы добывали из знакомых с детства трав, листьев, ягод и цветов, вываривая их особым образом. Любимый красный цвет получали из вишневого сока, зеленый - из пырея и листьев паслена, синий - из цветов подснежника. Различные оттенки желтого давали лепестки подсолнечника, шелухи лука и кора яблоневых побегов. Краски разводили на яичном желтке и молоке, а закрепляли вишневым клеем или свекольным сахаром. Значительно позже появились фабричные красители, и лишь в послевоенное время стали использовать гуашь и акварель. Инструменты для росписи имели также естественное происхождение. Палочки из ростков деревьев, стеблей болотных трав, самодельные кисточки из кошачьей шерсти и пальцы самого мастера - вот небогатый набор художественных орудий, которыми творили народные умельцы большое разнообразие композиций цветочного орнамента, которое удивляет нас и поныне.

Петриковская роспись традиционно исполнялась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Разрисовывались не только фасады дома, но зачастую украшались и внутренние стены помещений, печи, камины - все это создавало единый художественный ансамбль.

В начале XIX века полюбившаяся петриковцам роспись распространилась на предметы домашней утвари - мебель, посуду, сундуки, брички. Потребность в подобном декоре побуждала к занятию рисованием целые семьи, предлагавшие свои работы на базаре. А поскольку в то время Петриковка была крупным торговым центром, работы сельских художников снискали популярность и в других регионах Украины.

В конце XIX столетия Петриковка легко освоила масляные краски, которыми местные мастера ранее не пользовались. Искусство росписи развивалось, появлялись новые сочетания цветов, совершенствовалась техника.

Позже, когда в продаже появилась бумага, в Петриковке начали рисовать так называемые "малёвки". Ведущую роль в этом сыграла группа народных мастеров, живших и работавших в Киеве. Под их влиянием формируются основополагающие принципы творчества художников Петриковки. С наступлением Первой мировой, а затем и гражданской войны и особенно коллективизации петриковская роспись пришла в упадок. Возможно, замечательная народная традиция оказалась бы навсегда утерянной, не будь подвижника - местного учителя Александра Стативы. Благодаря его стараниям в 1936 году открылась сельская школа декоративного рисования, преподавателем которой стала последняя петриковская чепурушка Татьяна Пата. Эта уникальная женщина, не умея ни читать, ни писать, обучила тонкостям мастерства целую плеяду художников. После войны один из учеников школы, Федор Панко, создал в селе творческое объединение "Петриковка", а затем - экспериментальный цех подлаковой росписи, обогативший народный художественный промысел новым жанром.

Петриковская роспись действительно является одним из уникальных проявлений украинской художественной культуры. Культуры древней, которая уходит корнями в глубины истории, создаваемой на протяжении веков трудом и талантом наших предков и современников. Культуры сугубо национальной, не замутненной посторонними примесями и влияниями, воплотившая в себе духовное богатство и творческую щедрость украинского народа.

Техника выполнения Петриковской росписи

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти (лучше использовать кисточку-кошачку, как ее сделать, я расскажу ниже, а тем у кого нет такой возможности, можно использовать обычные беличьи кисти №2, 3, 4), палитра, вода, пипетка, мастихин.

Изготовление кисточки-кошачки

Вы можете сами сделать кисточку-кошачку, т.к. в магазине они не продаются. Именно этой кистью выполняются изысканные ярко-красочные мазки.

Чтобы сделать кисть-кошачку нам нужна кошачья шерсть, отрезанная, очень бережно у котика в области живота, либо на боках или у основании лап. Кот должен быть коротко или среднешерстный. Именно оттуда, потому что только там она нужной нам мягкости и толщины. Так же нужна палочка – корпус кисти. Нить. Клей ПВА.

Когда все «ингредиенты» собраны, начнем делать кисть. Берем палочку, затачиваем с одной стороны.

Пучком шерсти обворачиваем заостренный конец палочки.

Перематываем нитью, плотно, несколько слоев. Крепко завязываем. После ее аккуратно и очень хорошо пропитываем клеем ПВА.

Следим чтобы клей не попал на шерсть. Даем кисточке высохнуть примерно сутки.

С чего начать роспись

Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.

Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.

Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.

На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим, переходя в тонкую линию.

Снова на беличью кисть №3 набираем краску. Ведем мазок сразу с сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья.

На кисть №3, набираем краску. Начав мазок с тонкой линии, нажимаем на кисть с плавным поворотом и, ослабляя нажим, опять переходим к тонкому кончику. Повторяем мазок, поворачивая кисть в другую сторону.

Такие полукруглые мазки называются “цибульки” (в переводе с украинского – “луковички”), ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы.

Работа с пипеткой

Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.

Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка.

Карандашом намечаем контур цветка и вышеописанным способом раскрашиваем пипеткой его лепестки.

Переходный мазок выполняется двумя красками.

На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как вариант - зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного.

Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками.

Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки.

Берём беличью кисть №2 или кисточку из кошачьей шерсти. Набираем краску, сохраняя кончик кисти заострённым. Переходом от тонкой линии к широкой с помощью нажима, получаем мазок в форме капли. Такими мазками обычно создаются цветы и бутоны.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти.

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам.

Карандашом намечаем контуры и центры цветов и листьев. Чётко прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где будут располагаться мелкие элементы.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.

Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

Роспись стен как традиция возникла достаточно давно, но точная дата, к сожалению, не определена. Конечно, существуют рассказы, почти былинные, о домах c нанесенными изображениями небесных светил, есть раскопки археологов помещений киевского региона IX -XII вв., в которых находят остатки фресок. Но это тем не менее не позволяет с точностью определить время возникновения росписи.

Это народное искусство периода XIX - начала XX в. было очень распространено в культуре Украины, свидетельствуют об этом разнообразные исследования культуры и жизни различных регионов страны. Достаточно часто упоминается об этом виде творчества и в литературных источниках, описывающих крестьянский быт.

Существует версия, что настенная роспись возникла и развивалась как отражение осознания украинцами окружающего мира, и это изображалось магическими или аграрно-бытовыми знаками и символами. Со временем их сакральное значение постепенно исчезало из рисунков, развивалось орнаментальное, декоративное рисование тех же самых знаков, но с другим наполнением, скорее эстетичным и декоративным. А магическое, культовое и обрядовое значение выходило из употребления. И с XIX в. настенная роспись начинает формироваться только как орнаментальное украшение и декор.

Роспись не была одним из первых видов искусства, она возникла гораздо позже других направлений декоративно-прикладного искусства, таких как вышивка, писанкарство, ковроткачество, ткачество или изготовление изразцов. Поэтому она включает традиции и некоторые элементы, свойственные этим видам, и объединяет их через свое отражение. Роспись стен иногда была заменой привычным приемам украшения сельского жилища, иногда употреблялась вместе с ними, тем самым подчеркивая построение и архитектурные особенности того или иного сооружения.

Каких-либо предварительных эскизов к будущему рисунке не делалось, сам процесс росписи не делился на этапы и не имел четкой схемы подготовки. Он выполнялся сразу, а порой и вообще только возобновлял предыдущий рисунок. Делалось это два раза в год, и каждый раз имел закрепленность к определенному событию - нового мащения, то есть перед праздниками весной и осенью. Роспись выполнялась только женщинами.

Краски для этого действа использовались обычно природного происхождения. Это могла быть сажа, ягоды бузины, сок лебеды, отвар из луковой шелухи, сок вишен или шелковицы, лепестки подсолнечника, могли использоваться анилиновые краски, глины. Иногда растительный сок перемешивали с перетертой белой глиной, сажей, толченым углем или брали красную глину. Иногда просто перемешивали разные глины. Таким образом мастерицы получали целую палитру цветов, оттенков и возможность их смешивать, создавая новые оттенки. Поэтому трудно было встретить роспись только двумя или тремя красками. К краскам нужно было добавлять вяжущее вещество, поэтому к ним примешивали яичный желток, иногда молоко. Краска, содержащая такие примеси, была более прочной и не изменяла свой цвет, не «линяла».

Кисти для росписи делались из кошачьей шерсти и использовались любые щетки, по необходимости, даже можно было применять обычную тряпку. Чтобы правильно и четко изобразить геометрические фигуры, разные линии, пользовались посудой, шнурками как лекалами, сложные фигуры изготавливали из картофельных клубней, такая себе вариация штампа.

Начиналась роспись с печи и трубы, после печи переходила на стены, проходила над окнами, шла по углам. Печь разрисовывали схематически стилизованными изображенными птиц - это могли быть павлины, фазаны, или даже грифоны. Там же на печи рисовали дерево жизни с сидящими на нем птицами, спирали, вращающиеся диски, в кругах изображали кресты, зигзаги, вырисовывались растительные орнаменты, созвездия. Эта символика была знакома еще с первобытных времен. Стены расписывались обычно деревом жизни и птицами, символическим кувшином – из него как основы вырастает куст. Этот кувшин назывался вазон. На стенах также часто были нанесены брачные символы - ими были райские птицы, кисти винограда.

В народной росписи отображалось фольклорно-образное осознание украинцами мира вокруг них, изображенном в знаках и символах. Они несли космологическое осмысления мироздания. Так роспись была напрямую связана с силами природы, одухотворяла постройку, дом, привязывала ее к миру, к земле, насыщала земной силой. Так символика несла в себе народные знания, верования и представления о себе, мир, смысл жизни.

Заимствования в росписи традиций и элементов предыдущих видов, и направлений народного искусства хорошо видно, учитывая ее производность от ранее возникших направлений искусства и само время ее возникновения.

Например, из ткачества роспись позаимствовала ломаную зигзагообразную ломаную линию, которая была обрамлена двумя прямыми линиями, перечеркнута штрихами между изломами. Узор под названием «косицы» можно найти на глиняных изделиях древности. В старинных рукописях встречается листок лотоса, похожий на куриные лапки. Писанкарство подарило росписи спиралевидного «вертуна». Вначале элементы и части росписи были очень похожи на характер орнаментов в вышивке, резьбе, ковроделии и подобном. Однако со временем роспись развивалась во все более самостоятельный вид творчества, приобретала свои собственные черты и мотивы, составила свою систему и закономерности и продолжила развиваться уже по своим законам.

Образы настенной росписи имеют в своей основе аграрно-космологическую идею о том, что жизнь человека и природа связаны и переплетены между собой. Даже само время создания новых росписей или возобновление старых связано с этим – ведь это происходит накануне праздника великой Пасхи, который еще с язычества является символом воскресения, оживления природы, жизни, красоты его цветения и жизненной силы.

Почему печь стала основным композиционным центром росписи? Надо полагать, потому, что именно там живет огонь, который является одним из элементов жизнетворения. А еще там, под печью, если верить народным приметам, живет охранник дома и домашнего очага - домовой. К тому же культ предков сосредоточивал внимание именно на печи: в старину под очагом хоронили умерших. А учитывая то, что росписью занимались женщины, которые по сути своей были хранительницами традиций и верований, сами охраняли очаг дома, то и все культовые традиции, ритуалы и обряды тщательно хранились и почитались ними.

Печь очень часто покрывали геометрическими орнаментами, деревом жизни - это напоминало о дохристианских временах, когда души живых и умерших объединялись через деревья и растения.

Так можно увидеть, что основным и наиболее употребляемым элементом росписи является дерево жизни, «вазон». Он может быть самостоятельной композицией, а может быть частью ленты - бесконечного орнамента росписи. Такой орнамент является наиболее распространенным в этом направлении народного искусства. Он изображается в вышивке, на коврах, керамике, вытынанках, расписанных сундуках. Кроме изделий и культуры Украины, «вазон» распространен также и в искусстве Европы.

Дерево жизни в культуре Украины имеет фольклорное происхождение: дерево и птицы являются символом мироздания. Трехъярусность мира передавалась идеограммами, которые встречались в росписи сундуков, саней (спинок) и др. Большой солярный знак в таких идеограммах символизирует светило, дающее всему вокруг жизнь. Малые солярные знаки также несут в себе символический смысл: вазоны, птицы - земная жизнь, рыбы и змеи - потусторонний мир.

Элементы в виде виноградных листьев, гроздьев на «вазоне» составляют «чудесное дерево», которое символизирует благополучие семьи, порой напоминает о невесте. Проходило время, действовали разные социально-исторические условия, и роспись как искусство понемногу начала терять свой глубокий сакральный смысл, заменяясь на проявления богатой творческой фантазии.

Новые виды росписи приобретали другие формы и качества, переходили на другую материю - например, бумагу. Центром таких «малевок» считается село Петриковка, расположенное на Днепропетровщине. Сначала «малевка» была заменителем определенных деталей росписи настенного, в отдельных местах дома, но со временем отмежевалась и стала отдельным самостоятельным видом искусства. Петриковская роспись приближена к традициям искусства писанкарства. Центральный образ в петриковских композициях выделялся, что создавало иллюзию, будто рисунок был выгнут наружу, и это усиливало восприятие композиции как округлой формы - по форме яйца.

Как писанка, так и роспись на бумаге указывает на зарождение жизни, цветения, цикличность развития и жизненного круговорота. Роспись этого направления искусства, подобно настенной росписи, активно прославляет жизнь во всех ее видах и проявлениях. Букет, вазон, куст - все это символизирует древо жизни. В петриковской росписи есть свои особенности: например, расположение центрального элемента - цветка, плода или ягоды - осуществляется таким образом, чтобы изображение и ракурс получилось привлекательным, со многими деталями и подробностями, самые выразительные из них особо подчеркиваются.

Цветок обычно повернет своей головкой к зрителю, может рисоваться полупрофильно с наклоном к переднему краю, возможным было изображение в полный профиль. Характерными особенностями в петриковском рисунке являются также листочки, развернутые к зрителю, четкое и внятное очерчивание контуров разноцветными чертами и линиями - это делает более заметными на белом фоне мельчайшие детали. Краски для росписи берутся густые, очень хорошо отличается каждый мазок, он виден отдельно от соседнего. В росписи все выражено через форму, цвет, линию. Элементы не накладываются один на один, существуют отдельно и не мешают друг другу, листок не скрывает цветок или стебель и тому подобное. Это является отражением особенностей народного быта, в котором нет лишних деталей, нагромождения вещей и хаоса.

И по сей день развиваются традиции народной росписи и народного рисунка. Мастерицы села Петриковка известны всему миру своими талантливыми росписями и композициями. Существует термин «наивная живопись» - и его представители, Мария Примаченко, Екатерина Билокур и многие другие народные мастерицы-художницы нынче признаны во всем мировом искусстве.