Тест «Конфликтная личность. Тест на определение конфликтности Психологические тесты на конфликтность

Сегодня подготовил для вас еще один тест.

Если вы предприниматель или каким-то образом заняты в торговом процессе и вам необходимо создавать свою команду, то для достижения максимальных результатов необходимо подобрать таких людей, которые будут гармонично работать друг с другом.

Поэтому сегодня тест на конфликтность. Еще есть , также пригодится.

Но для начала давайте разберемся, что такое конфликт? И кто такой конфликтный человек?

Что такое конфликт?

Вот определение конфликта из википедии:

Конфликт - ситуация или спор, в котором каждая из двух противоположных во взглядах сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Конфликт - особое взаимодействие личностей, групп, объединений, которое возникает при их противоположных взглядах, позициях и интересах.

Стоит отметить, что конфликт может обладать не только деструктивным характером, но и нести конструктивные функции.

Конфликтующими сторонами могут быть социальные группы людей, отдельно взятые личности.

Кто такой конфликтный человек?

Конфликтный человек – это личность, которая умудряется вырабатывать повышенное количество конфликтов на ровном месте.

Конфликтность личности – это черта характера и привычек человека, ведущая к максимальной частоте возникновения конфликтов и вступления в них человека.

Конфликтность личности можно определить совокупностью рядом психологических факторов, особенностью темперамента, уровня агрессивности, умению общения и эмоциональным состоянием человека.

Поэтому, конфликтность – это совокупный показатель, который связан с личными предпосылками человека.

Тест на конфликтность

Теперь определите свою конфликтность.

Возьмите лист бумаги, ручку или карандаш и постарайтесь макисмально честно ответить на вопросы, выбрав один из вариантов ответа а) , б) или в) . После чего воспользуйтесь ключом для определения оценки баллов теста. Затем откройте откройте результат тестирования напротив полученного результата.

Вопросы теста на конфликтность

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается ссора. Что Вы предпримете?

а) не буду вмешиваться в ссору

б) могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, того, кто прав

в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения

2. Критикуете ли вы на собрании руководство за допущенные ошибки?

а) всегда критикую за ошибки

б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему

3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше?

а) если другие меня поддержат, то да

б) разумеется, я предложу свой план

в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?

а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят наши отношения

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам

в) я спорю со всеми и по любому поводу

5. Кто-то пытается пролезть вперед вас, без очереди. Ваши действия?

а) думаю, что я не хуже его, и тоже пытаюсь обойти очередь

б) возмущаюсь, но про себя

в) открыто высказываю свое негодование

6. Представьте, что рассматривается проект, в котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от вашего мнения будет зависеть судьба этой работы. Как вы поступите?

а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах проекта

б) выделю положительные стороны проекта и предоставлю возможность продолжить его разработку автору

в) стану критиковать: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок

7. Представьте, что теща (свекровь) говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие старинные вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете?

а) скажу, что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие

б) скажу, что у этой вещи нет художественной ценности

в) буду ругаться, поссорюсь с ней из-за этого

8. В парке вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?

а) делаю им замечание

б) думаю: зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных юнцов

в) если бы это было не в общественном месте, то я бы их отчитал

9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас. Ваши действия?

а) в таком случае я не дам ему чаевых, хотя и собирался это сделать

б) попрошу, чтобы он еще раз, при мне, составил счет

в) выскажу ему все, что о нем думаю

10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности: следить за уборкой в комнатах, разнообразием меню… Возмущает ли вас это?

а) да, и я нахожу способ пожаловаться на него, требуя наказания или даже увольнения с работы

б) да, но если я даже и выскажу ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит

в) да, а в результате придираюсь к обслуживающему персоналу - повару, уборщице или срываю свой гнев на жене

11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?

б) разумеется, признаю

в) постараюсь примирить наши точки зрения

Ключ к ответам на вопросы теста на конфликтность

Номер вопроса и Оценки ответов на вопросы а б в
1 4 2 0
2 0 2 4
3 2 0 4
4 4 2 0
5 0 4 2
6 2 4 0
7 4 2 0
8 0 4 2
9 4 2 0
10 0 4 2
11 0 4 2

После того, как вы посчитали свою оценку в баллах, посмотрите результаты теста. Нажмите на «+» и вы увидите свой результат.

Оценка результатов теста на конфликтность

От 30 до 44 баллов

Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сгладить, легко избегать критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, вы учитываете, как это может отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение к себе в глазах других?

От 15 до 29 баллов

О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личностные отношения. И за это вас уважают.

До 14 баллов

Вы мелочны, ищете поводы для споров, большая часть которых излишняя. Любите критиковать, но только когда это, выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Подумайте, не скрывается ли за Вашим поведением комплекс неполноценности?

Надеюсь ваши результаты вас порадовали. Если же нет, тогда вы знаете над чем вам нужно работать. Поделитесь вашими соображениями по этому поводу в комментариях.

Всем удачи, успеха и процветания.

Можно ли еще на этапе найма будущего работника выяснить, насколько он конфликтен? Как диагностировать конфликтность в коллективе? Отвечаем на вопросы по порядку.

Из статьи вы узнаете:

  • по каким параметрам выявляется конфликтность в коллективе;
  • что такое конфликтность личности;
  • как определить уровень конфликтности в коллективе и уровень конфликтности личности;
  • где найти тест на конфликтность в коллективе и стили поведения в конфликте.

Диагностика уровня конфликтности

Конфликтность работника может и не проявиться на собеседовании при приеме на работу. Действительно, если не задавать специальных вопросов или не предложить пройти тест на конфликтность в коллективе, практически невозможно увидеть, как человек реагирует на конфликтогены. И, тем не менее, не хочется брать потенциального зачинщика ссор. Что же делать?

Пример

Служба персонала подобрала руководителя отдела экономического планирования. Вначале кандидат всех устраивал. Но довольно скоро выяснилось, что менеджер оказался конфликтным человеком. Половина персонала после работы с ним подала заявления на увольнение. Пришлось со скандалом увольнять работника. Анализируя ситуацию, директор по персоналу вспомнил, что кандидата не успели проверить на уровень конфликтности. И хотя его заставили долго ждать в приемной, он не подал вида, что был недоволен.

Как правило, к конфликтам приводят следующие черты характера:

  • неадекватная завышенная самооценка, переоценка своих возможностей;
  • абсолютная невосприимчивость к критическим замечаниям в свой адрес;
  • отсутствие самокритики, как регулятора поведения;
  • обидчивость, ранимость;
  • профессиональный максимализм в управлении подчиненными и общении с коллегами.

Итак, желательно оценивать уровень конфликтности кандидатов. Как можно сделать это быстро и незаметно для самого соискателя?

Способ 1. Задать проективные вопросы. Например, такие:

«По-вашему, какими качествами должен обладать руководитель?» (если описывает твердого несгибаемого человека без недостатков, то кандидат, скорее все, стремится к перфекционизму);

«Как справлялись с работой ваши бывшие коллеги – лучше или хуже вас?» (если называет себя лучшим, жалуется на то, что его недооценили – значит, самооценка завышена).

Способ 2. Провести тест на конфликтность в коллективе. Например, тесты Томаса «Типы поведения в конфликте », Василия Пугачева «Как вы действуете в условиях конфликта ». Тест на уровень конфликтности прекрасно выявляет несгибаемость, бескомпромиссность, требовательность, конфликтность – человек сам будет удивлен, узнав о себе что-то новое.

Способ 3. Провести ситуационное интервью, задать вопросы следующего содержания:

«Был ли в вашей жизни случай, когда пришлось уволиться с работы, чтобы не нарушить свои принципы?» (если приводит малозначительные детали, приведшие к тому, что он хлопнул дверью и ушел, возможно, перед вами человек с высоким уровнем конфликтности);

«Какое у вас отношение к конфликтам?» (если по разговору с кандидатом можно понять, что конфликт для него норма и способ отстаивать свои интересы, то приняв его на работу, вы получите мину замедленного действия);

«Какие у вас недостатки, слабые стороны?» (если называет несущественные недостатки, даже с долей юмора (например, «любовь к вкусной еде»), то самокритичность у кандидата отсутствует, а значит, его уровень конфликтности весьма высок);

«Если поменяется отношение к вам со стороны начальника или подчиненных, вы заметите это?» (если приводит примеры «заговоров» против него, то обладает излишней подозрительностью и может провоцировать конфликты).

Способ 4. Предложите решить кейс, содержащий конфликтную ситуацию. Например: «Клиент эмоционально предъявляет вам претензии по ситуации, в которой лично вы не виноваты (сбой произошел по причине халатных действий другого отдела). Как вы поступите?» (если говорит, что не он виноват, а другие, то не берет на себя ответственность, еще больше усугубляет ситуацию и провоцирует конфликт).

Уровень конфликтности в коллективе

Понаблюдав за общением коллег, можно с высокой точностью сказать, что в организации назревает конфликт. Об этом будет свидетельствовать наличие следующих признаков:

  • стихийно возникающие небольшие собрания «заговорщиков»;
  • рост числа случаев, когда сотрудники не выходят на работу;
  • снижение производительности, увеличение количества брака;
  • рост числа конфликтов между отдельными сотрудниками;
  • коллективные подачи заявлений об увольнении, массовые увольнения по собственному желанию;
  • внезапное и стихийное распространение слухов;
  • коллективное игнорирование указаний руководства, саботаж;
  • стихийные массовые митинги;
  • рост эмоциональной напряженности, «накал страстей» с выплеском эмоций в разговорах.

Способы урегулирования конфликтов

Способ

Применяется, если:

Соперничество

требуется принять решение, которое может вызвать возмущение подчиненных;

Сотрудничество

невозможно определить компромиссное решение, так как каждый из подходов к проблеме ценен;

со стороной конфликта налажено длительное, прочное взаимодействие;

стороны конфликта могут выслушать друг друга и в конструктивной манере изложить суть своих интересов

Компромисс

стороны конфликта представили убедительные аргументы и наделены одинаковой властью;

стремление удовлетворить ваше желание не выражено в значительной степени;

стороны конфликта готовы принять временное решение, чтобы не терять времени;

компромисс дает некоторую альтернативу тотальному поражению в достижении своих целей

Уклонение

налицо отсутствие желания тратить силы на утверждение своей позиции в качестве верной;

нужно выиграть время, чтобы получить искомую информацию;

скорое решение проблемы усугубит конфликт;

подчиненные самостоятельно могут разрешить конфликт;

Привлечение медиатора

конфликт не решается своими силами;

требуется независимый эксперт для принятия решения;

возможно доведение конфликта до суда

В тесте использованы диагностические показатели, которые являются наиболее устойчивыми в течение всей жизни человека.

Тестовые задания:

  1. Переплетите пальцы рук и заметьте, какой палец оказывается сверху.
  2. Прицельтесь, выбрав мишень, и определите, какой глаз у Вас ведущий.
  3. Переплетите на груди руки («наполеоновская поза») и заметьте, какая рука окажется сверху.
  4. Проверьте, какая рука при аплодировании оказывается сверху.

Анализ полученных данных:

ПППП . Избегают конфликтов, но все же идут на них. В конфликтах последовательны, стремятся довести их до разрешения. Тщательно соотносят цель со средствами. Не сторонники разрешения конфликтов любой ценой. Сначала обдумывают действия, потом принимают решения. Проявляют недостаток гибкости.

ПППЛ . Стремятся избегать конфликтов. Предпочитают разрешить их любыми способами. Нередко могут отказаться от прежней позиции. Могут быстро принимать решения. Достаточно гибки, но не всегда последовательны. Очень находчивы в погашении конфликта.

ППЛП . Не любят конфликтовать, но не избегают конфликтов. Входят в них охотно. Ведут себя свободно, находчиво. Прибегают к юмору, находят нестандартные пути разрешения конфликтных ситуаций. Не всегда доводят задуманное до конца.

ППЛЛ. Избегают конфликтов. Но если сталкиваются с ними, то ведут себя твердо. Решения принимают после серьезного обдумывания или совета с посредниками и близкими. Обидчивы, в определенной мере злопамятны. Никогда не выступают инициаторами столкновений. Готовы идти на уступки. Внешняя мягкость сочетается с внутренней твердостью.

ПЛПЛ. Очень заметное неприятие конфликтов. Постоянное стремление выйти из него. Попытки загладить, стушевать конфликт. Выход из конфликта могут осуществлять за счет отказа от собственных требований. Решения принимают, поддаваясь эмоциональным, а не рациональным состояниям. Для них лучше не входить в конфликт, чем выходить из него. Выходят чаще всего с потерями собственных интересов, не находят способы оправдать свои действия. Стремятся принимать решения после обсуждения ситуации с кем-либо из опытных доверенных друзей или родственников.

ПЛПП. Готовы идти на конфликт. Отчетливо понимают свои интересы, находят наиболее рациональные пути их защиты. Хорошо подсчитывают свои возможности. В разрешении конфликта не всегда считаются со средствами. Не отказываются от компромиссов. Охотно вступают в конфликт. Часто выступают его инициатором. Преувеличивают при условии доминирования своих интересов. В конфликте чувствуют себя уверенно, комфортно. Иногда могут сами спровоцировать конфликт, но не столько потому, что не могут без него обходиться, сколько в целях самоутверждения.



ПЛЛП. Не любят конфликтов. Легкий характер. Склонны преувеличивать свои и недооценивать чужие возможности. Быстро и хорошо ориентируются в ситуации. Много друзей. Эмоционально реагируют на события, но принимают достаточно обдуманные решения. Стремятся доводить их до конца, но не исключают компромиссов, возможно и за счет отказа от некоторых требований. Не всегда цель соизмеряют со средствами достижения. Находят неожиданные решения. Действуют гибко, но последовательно. К советам прислушиваются.

ПЛЛЛ Охотно вступают в конфликт. Часто выступают его инициатором. Преувеличивают собственные возможности, но в случае неудачи не отступают. Не склонны к компромиссам. Действуют в конфликте обдуманно, последовательно Конфликт прекращают только при условии выполнения своих требований. Не всегда средства соизмеряют с целями. Излюбленный прием – «психологическая атака». Действуют по собственной инициативе, не очень любят советоваться, прислушиваться к чужим советам.

ЛППП . Конфликтов избегают, чувствуют себя в конфликтных ситуациях неуверенно. Проявляют большую гибкость в их разрешении. Достижение целей соотносят с реальными средствами. Склонны к компромиссам, готовы отказаться от защиты части своих интересов. Решение принимают скорее эмоционально, чем после серьезного обдумывания. Склонны выслушивать советы, но не всегда им следуют. Имеется тенденция преувеличивать собственные возможности.

ЛППЛ. Избегают конфликтов. Но в тех случаях, когда считают свои интересы затронутыми, идут на конфликт без особых колебаний. Позицию держать твердо, не очень склонны к компромиссам, К помощи посредников могут обращаться, но решение принимают самостоятельно. Вопросы самоутверждения – на втором плане. На первом плане – интересы дела.

ЛПЛП. Считают конфликты неизбежными, смело идут на их решение. В конфликтах твердо добиваются поставленных задач. При достижении целей не считаются со средствами. Иногда большое значение придают несущественным, второстепенным сторонам конфликта. Не склонны к компромиссам, если они не решают всех поставленных задач. Могут создавать видимость уступок, но внутренняя позиция остается неизменной. Преобладает рациональная сторона. Скрытны, не склонны обращаться за советами, хотя помощь со стороны не исключают.

ЛПЛЛ. Внутренне агрессивны. Постоянно ищут повод для конфликта. Руководствуются не всегда существенными моментами Конфликтность прикрывается внешней мягкостью. Последовательны в достижении целей. Линию поведения ведут искусно тщательно все просчитывают. Не склонны к компромиссам независимо от удовлетворения собственных интересов. Проявляют большую гибкость и изобретательность в решении конфликта с собственных позиций. Нередко интересы дела не могут отделить от внутренней психологической позиции.

ЛЛПП. Избегают конфликтов. Предпочитают спорные вопросы решать мирным путем. Готовы отказаться от защиты собственных интересов, но последовательно защищают интересы других. Цель всегда стремятся сочетать с соответствующими средствами. Наиболее сильная их сторона – стремление предупредить конфликты или погасить в зародыше.

ЛЛПЛ . Стремятся избежать конфликта, хотя не умеют предупреждать. Очень склонны к компромиссам. Уступают требованиям конфликтующих сторон, если противник оказывается сильным. Однако по отношению к более слабому проявляют неуступчивость. Не могут правильно рассчитать свои силы, склонны преувеличивать силы противника. Неспособны плести нить интриги. Охотно прислушиваются к советам других, следуют их рекомендациях. Имеют склонность скрывать наличие конфликтной ситуации, искренне веря в её отсутствие. Недостаточно принципиальны.

ЛЛЛП . Конфликтов не избегают, хотя редко являются их инициаторами. Слабо продумывают линию поведения в решении конфликтов, больше руководствуются эмоциями. В конфликтах действуют смело, решительно, но допускают опрометчивые решения. Склонны к компромиссам. Четко продумывают возможные последствия конфликта, стремятся их предупредить. Нередко выступают инициаторами компромисса. Глубоко переживают нежелательные последствия конфликтов.

ЛЛЛЛ. Конфликтов избегают. Отличаются большой способностью предупреждать их. Однако, принимая участие в конфликтах, умеют произвести впечатление на противника, используя прием демонстрации несуществующих возможностей. Умеют использовать слабости противной стороны. Хорошо просчитывают возможные последствия конфликта и умеют вовремя скорректировать свое поведение. Упрямы, скрытны.

«Какая я больше: миролюбивая или агрессивная»

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а - не принимаете участия;

б - кротко высказываетесь в защиту стороны, которую считаете правой;

в - активно вмешиваетесь, чем «вызываете огонь на себя».

2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?

б - только если имеете для этого веские основания;

в - критикуете по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3. Часто ли спорите с друзьями?

а - только если это люди необидчивые;

б - лишь по принципиальным вопросам;

в - споры - ваша стихия.

4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то полезет в обход?

а - возмущаетесь в душе, но молчите: себе дороже;

б - делаете замечание;

в - проходите вперед и начинаете наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

а - не будете поднимать бучу из-за пустяков;

б - молча возьмете солонку;

в - не удержитесь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажетесь от еды.

6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу, как вы поступите?

а - с возмущением посмотрите на обидчика;

б - сухо сделаете замечание;

в - выскажете, не стесняясь в выражениях.

7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась, что вы сделаете?

а - промолчите;

б - ограничитесь коротким тактичным комментарием;

в - устроите скандал.

8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

а - постараетесь казаться равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда больше не участвовать в ней;

б - не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

в - проигрыш надолго испортит настроение.

Оценка результатов

За ответы на вопросы начисляются баллы:

а - 4 балла;

6 - 2 балла;

в - О баллов.

22 - 32 балла. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже», никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, и если обстоятельства сложились так, чтобы вы высказали свое мнение, сообщите его, невзирая на лица.

12 - 20 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 баллов. Споры и конфликты - это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика - ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами - на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!




6.4. Руководство: власть, лидерство, стили руководства

Люди постоянно общаются. Если это общение длится долго, то люди становятся группой.Группа - это 2 или более человека, которые вступают во взаимодействие друг с другом, где каждый может оказывать влияние на других и одновременно находиться под влиянием других лиц.

В любой организации имеется два типа формальных групп:

1.Формальная группа руководителей, которая состоит из руководителя и его подчиненных.

2.Производственная, которая состоит из лиц, работающих над одним заданием.

Люди объединяются и в неформальные группы внутри формальных. Они образуются из-за неудовлетворения индивидуальных потребностей. Основой являются дружеские отношения, общие интересы, приятельские чувства.

Побуждением к вступлению в неформальные группы является чувство принадлежности, взаимопомощи.

Большое влияние на управление оказывает руководство – это непосредственное, правовое влияние на людей с целью выполнения ими поставленных задач. Руководство формальных структур осуществляется в пределах закрепленных за руководителем прав. Руководители несут ответственность за результаты труда. Он является как бы лидером по своему положению, т.к. назначен приказом.

В неформальных структурах тоже есть лидер, но он не назначается, а выбирается членами группы в силу своего авторитета.

Лидерство – это процесс психологического влияния одного человека на других людей при совместном стремлении к достижению общих целей. Этот процесс осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга.

Факторы, позволяющие стать лидером:

Должностное положение; - возраст; - профессиональная компетентность; - расположение рабочего места; - свобода передвижения на рабочей зоне и т.п.

Большинство членов группы ориентируется на авторитет.

Власть – возможность влиять на поведение других. Руководитель получает свою власть над подчиненными через их зависимость от него (в з/плате, в предоставлении работы, удовлетворении соц.потребностей и т.п.)

Но и руководитель в определенной степени зависит от подчиненных (предоставление информации, желание выполнять работу). Поэтому следует поддерживать разумный баланс власти, достаточный для достижения целей организации, и не вызывающий у подчиненных отрицательных реакций.

Формы власти:

1.Власть, основанная на принуждении. Ассоциируется со страхом лишиться или не получить удовлетворения потребностей. Эта форма власти дает временный эффект. Длительное применение вызывает скованность, отчуждение, текучесть кадров.

2.Власть, основанная на вознаграждении. Является самой эффективной.

3.Экспертная власть. Основана на вере исполнителя в том, что лидер обладает знаниями и способностями удовлетворить его потребности.

Исполнитель принимает на веру ценность знаний руководителя. В этом случае влияние считается разумным потому, что решение исполнителя подчиниться является сознательным и логичным. Руководители обычно добиваются этого типа власти, благодаря своим видимым достижениям. Чем больше эти достижения и чем более они явны, тем большей власти добивается руководитель.

4.Эталонная власть. (Власть примера)

Эталонная власть, построена не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Этому типу власти соответствует харизматическое влияние.

Харизматическое влияние, происходит в виде отождествления исполнителя с лидером или влечением к нему, а также от потребности исполнителя в принадлежности и уважении.

5.Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг - подчиняться им. Он исполняет приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть очень часто называют традиционной властью . Законная власть бывает действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, поскольку они наделены полномочиями управлять другими людьми.

Влияние – это поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение другого.

Способы влияния на подчиненных


Эмоциональное Рассудочное

влияние влияние


«заражение» «подражание» внушение

Это неосознан- Это усвоение убеждение

ная, автомати- действий, поступков, просьбы

ческая передача манеры поведения угрозы

эмоционального и даже способа подкуп

состояния одного мышления (подда- приказы

человека другому ются впечатлительн.

1.Внушение – это воздействие на человека. Достигается за счет личных качеств менеджера: его признание, авторитет, престиж. Чем выше по должности, тем эффективнее внушение.

2.Убеждение – передача своей точки зрения другому.

3.Просьба – способ влияния на подчиненного, основанный на добровольных, побуждающих, не принудительных мотивах.

4.Угроза – запугивание, обещание причинить подчиненному зло. Угроза вызывает борьбу между двумя личностями.

5.Подкуп – склонение в свою сторону, расположение в свою сторону любыми средствами в виде каких-то преимуществ над другими, дополнительные вознаграждения за дополнительные усилия (Поработай сегодня подольше, а завтра уйдешь пораньше).

6.Приказ – официальное распоряжение властных органов. Приказы не обсуждают, а выполняют. Если приказ не выполнен, то за этим следует негативное последствие.

Тест позволяет оценить степень вашей конфликтности или
тактичности.

ИНСТРУКЦИЯ

Выберите один из трех предложенных вариантов ответа -«а», «б» или «в».

ОПРОСНИК

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпринимаете?

а) избегаете вмешиваться в ссору;

б) можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего, кто прав;

в) всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку зрения.

2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:

б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;

в) всегда критикуете за ошибки.

3. Ваш непосредственный начальник излагает план работы,
который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой
план, который кажется вам лучше:

а) если другие вас поддержат, то да;

б) разумеется, вы будете поддерживать свой план;

в) боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных.

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями:

а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваши отношения;

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;

в) вы спорите со всеми и по любому поводу.

5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди:

а) считая, что и вы не хуже него, попытаетесь обойти очередь;

б) возмущаетесь, но про себя;

в) открыто высказываете свое негодование.

6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в которой есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите:

а) выскажитесь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;

б) выделите положительные стороны в его работе и предложите предоставить возможность продолжить ее;

в) станете критиковать ее: чтобы быть новатором, нельзя
допускать ошибки.

7. Представьте: свекровь (теща) постоянно говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете:

а) что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие;

б) говорите, что эта вещь безвкусна;

в) постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого.

8. Вы встретили детей, которые курят. Как вы реагируете:

а) думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных озорников?»;

б) делаете им замечание;

в) если бы это было в общественном месте, то вы бы их отчитали.

9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:

а) в таком случае вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили, если бы он поступил честно;

б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;

в) это будет поводом для скандала.

10. Вы в доме отдыха.

Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности: не следит за уборкой в комнате, разнообразием меню. Возмущает ли вас это:

а) да, но если вы даже и выскажете ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит;

б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;

в) вы вымещаете недовольство на младшем персонале (уборщицах, официантках).

11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку:

б) разумеется, признаете;

ПОДВЕДИТЕ ИТОГИ

Используя ключ, подсчитайте количество баллов.

Каждый вариант ответа имеет свою оценку:

ответ «а» — 4 балла;

ответ «б» — 2 балла;

ответ «в» — 0 баллов.

30-44 балла. Вы тактичны. Не любите конфликтов, даже если и можете их сгладить, легко избегаете критические ситуации. Когда же вам приходится вступить в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других?

15-29 баллов. О вас говорят, что вы слишком принципиальная или даже конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личные отношения, и за это вас уважают.

10-14 баллов. Вы ищете поводов для споров, большая часть которых излишни, мелочны. Любите критиковать, по только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если неправы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?