Положение о защите персональных данных работников. Как правильно организовать работу с персональными данными? Доступ к персональным данным сотрудника


Уполномоченные лица должны быть ознакомлены с положениями документа и предупреждены о своих правах и обязанностях, а также об ответственности за использование сведений не по назначению (п. 8 ч. 1 ст. 86 ТК РФ). Из ответа «Как организовать обработку персональных данных сотрудников» Подробнее о доступе к персональным данным мы писали здесь. 2. Ответ: Вправе ли руководитель структурного подразделения требовать от бухгалтерии предоставления ежемесячной информации о начисленной зарплате подчиненных ему сотрудников Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Сведения о начисленных сотрудникам суммах относятся к персональным данным (п. 1 ст. 3 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Как организовать защиту персональных данных сотрудников

Для этого следует вести специальные журналы учета. Журнал учета внутреннего доступа к персональным данным работников В журнале учета внутреннего доступа к персональным данным работников указывают: дату выдачи и возврата документов (личных дел) работникам организации; цели выдачи, наименование выдаваемых документов, срок пользования. Если документов было много, и их выдавали по описи, при возврате нужно проверить их наличие по описи. Сотрудник, возвращающий документы, обязан присутствовать при этом.
Выдавая документы, предупредите, что делать в них пометки и исправления, вносить новые записи, извлекать документы (например, из личного дела) или помещать новые нельзя.

Кто может иметь доступ к персональным данным работников?

Внимание

Увольнение по этому основанию является мерой дисциплинарного воздействия, поэтому при его осуществлении следует соблюдать порядок наложения дисциплинарного взыскания, предусмотренный ст.193 ТК РФ. В случае оспаривания работником увольнения по п.п. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые трудящийся разгласил, относятся к личным данным другого сотрудника, эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и он обязывался не разглашать такие сведения (п.43 Постановления Пленума ВС РФ «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ»). Судебная практика Н. обратился в суд с иском о признании увольнении незаконным, возмещении морального вреда.


В судебном заседании было установлено, что Н. работал электромонтером и был вызван в отдел кадров для устранения порыва телефонного кабеля.

Рубрики

Разработать внутренний регламент требует и Закон № 152-ФЗ. Каких-либо требований или унифицированной формы положения нет, исходя из требований законодательства основные разделы, положения приведены в таблице 2. Положение утверждается приказом коммерсанта. Затем все работники под роспись должны быть ознакомлены с этим документом.

Можно сделать отдельный журнал (лист) со списком сотрудников, где каждый напротив свой фамилии поставит подпись и дату. Для работников, которые будут оформляться после утверждения положения, факт ознакомления можно зафиксировать в тексте трудового договора. Далее следует установить перечень сотрудников, которым будет разрешен доступ к персональным данным.

Обработка персональных данных сотрудника — сроки и виды

  • Темы:
  • Персональные данные

Вопрос Как поступить, чтобы не нарушить закон о персональных данных — возникла такая ситуация: заведующий Лабораторией захотел ознакомиться с личным листком подчиненного ему сотрудника, в котором содержаться, соответственно, персональные данные этого сотрудника. Должен ли специалист Отдела кадров предоставить заведующему Лабораторией личный листок его подчиненного или только директор учреждения должен знать личную информацию о сотрудниках? Спасибо. Ответ Ответ на вопрос: Согласно статье 88 Трудового кодекса РФ, доступ к персональным данным сотрудников могут иметь только специально уполномоченные лица, которым такой доступ необходим для выполнения конкретных функций.

Персональные данные работника

Уровни доступа тех или иных лиц, а также конкретный порядок передачи персональных данных сотрудников внутри организации должен быть прописан в ее локальных документах, например в Положении о защите персональных данных сотрудников (абз. 5 ст. 88 ТК РФ). Уполномоченные лица должны быть ознакомлены с положениями документа и предупреждены о своих правах и обязанностях, а также об ответственности за использование сведений не по назначению (п. 8 ч. 1 ст. 86 ТК РФ). Таким образом, заведующий лабораторией может запрашивать персональные данные подчиненного, если соответствующий допуск установлен в локальном нормативном акте и получено согласие сотрудника на обработку его персональных данных, и только в том случае, если это необходимо для выполнения заведующим его должностных обязанностей.
Все о проверке персональных данных при приеме на работу вы узнаете, если прочитаете материал по ссылке.
Проследить за этим сложно, но обезопасить себя коммерсант сможет, если получит от работника письменное обязательство о неразглашении данных. Таблица 2 Основные разделы, которые должны содержаться в положении о персональных данных работников № п/п Раздел Содержание 1 Общие положения Цель создания документа (защита данных), вопросы, которые регулирует положение (порядок получения, обработки, хранения), ссылки на нормативные документы, на основании которых разработано положение (Конституция, Трудовой кодекс, Закон о защите персональных данных) 2 Понятия и состав персональных данных Все определения, связанные с персональными данными («персональные данные», «обработка персональных данных» и др.) можно взять из статьи 3 Закона № 152-ФЗ, а также статьи 85 ТК РФ.
Обязанности работодателя Требования, которые должен соблюдать работодатель, названы в статье 88 ТК РФ, а также статьях 18 – 21 Закона № 152-ФЗ 4 Обязанности работника Отдельной статьи, регулирующий этот вопрос, нет. Но в числе обязанностей работника можно назвать обязанность передавать работодателю документы, содержащие персональные данные, перечень которых установлен трудовым и налоговым законодательством, а также своевременно сообщать работодателю об изменении персональных данных 5 Права работника Права работника перечислены в статье 89 ТК РФ 6 Обработка персональных данных Обработка персональных данных работника – это получение, хранение, комбинирование любое другое использование информации о работнике. Общие требования, которые должны соблюдаться при обработке приводятся в статье 86 ТК РФ, а также в статьях 6 и 9 Закона № 152-ФЗ.

Инфо

Для выпуска пластиковых карт банку были переданы заполненные и подписанные работниками анкеты-заявления с их личными данными. Анкета-заявление Д. им подписана не была, согласие на передачу своих персональных данных он не давал. Исковые требования судом были удовлетворены, несмотря на то, что полученной пластиковой карточкой Д.


активно пользовался.

Когда за разглашение информации могут уволить Уволить за разглашение информации можно только тех сотрудников, которым такие сведения стали известны в связи с исполнением ими трудовых обязанностей. Об этом прямо указано в п.п. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. К таким сотрудникам относятся руководители организаций, работники кадровых служб, бухгалтерии и иные лица, чья работа непосредственно связана с обработкой персональных данных.

Коммерсант как работодатель обрабатывает персональные данные сотрудника для выполнения своих обязанностей, как стороны трудового договора, а именно составление отчетности, представление сведений о доходах, удержание и перечисление налога, то есть выполняет требования закона. Тем не менее, многие работодатели перестраховываются и запрашивают согласие у всех сотрудников, поскольку формулировки Закона № 152-ФЗ нечеткие, а в Трудовом кодексе эта ситуация не оговаривается. Кроме того, если предполагается какое-либо иное использование персональных данных, выходящее за рамки Трудового кодекса, скажем, размещение информации о сотруднике на стенде или интернет-сайте, использование фамилии сотрудника в его электронном адресе, оформление визитных карточек сотруднику, то согласие лучше получить.

Настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

Судебная практика и законодательство - 152-ФЗ О персональных данных. Статья 14. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным

20. Участник ЕГЭ, а также его родители (законные представители) имеют право на получение сведений об операторе ФБД ЕГЭ (РБД ЕГЭ), о месте его нахождения, о наличии у оператора ФБД ЕГЭ (РБД ЕГЭ) персональных данных участника ЕГЭ, а также на ознакомление с такими персональными данными, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451).


Персональные данные работника – это информация, необходимая работодателю в связи
с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. А именно:

  • паспортные данные;
  • семейное положение;
  • сведения об образовании;
  • номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;
  • сведения о трудовой деятельности и др.

Эта информация необходима работодателю, чтобы заключить трудовой договор, заполнить личную карточку № Т-2, помочь работнику в обучении, продвижении по службе, обеспечить его личную безопасность, контролировать количество и качество выполняемой им работы.

Понятие персональных данных содержит Перечень сведений конфиденциального характера (утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении сведений конфиденциального характера»). Это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни человека.

Как получать персональные данные

Персональные данные относятся к конфиденциальной информации, то есть к которой нет свободного доступа. Поэтому работодатель обязан получать все персональные данные
о работнике только у него самого. Если по каким-то причинам сделать это невозможно, то запрашивать такие сведения у посторонних лиц работодатель вправе только с письменного согласия работника. При этом ему нужно сообщить о целях, источниках, способах получения персональных данных, о том, какая именно информация интересует работодателя, а также
о последствиях отказа работника дать письменное согласие на получение этих сведений.

Из этого правила есть исключение: работодатель вправе запрашивать информацию, например, из различных медицинских учреждений о противопоказаниях и ограничениях в трудовой деятельности своих работников.

Главная цель такого исключения – предупредить и предотвратить угрозу жизни и здоровью работника.

Передавать конфиденциальную информацию о работнике другим лицам разрешается только с письменного согласия самого работника. Не допускается передача личных сведений о работнике с коммерческой целью. Передача таких сведений без письменного согласия возможна только в случаях:

  • это необходимо в целях защиты жизни и здоровья работника (степень угрозы определяет работодатель);
  • это предусмотрено федеральным законом (например, ст. 228 ТК РФ прямо определяет, что если на производстве произошел несчастный случай, то об этом в обязательном порядке должны быть незамедлительно проинформированы родственники пострадавшего, а также ряд государственных и местных властных структур).

Работодатель обязан соблюдать конфиденциальность при работе с персональными данными работников. Для этого следует вести специальные журналы учета.

Журнал учета внутреннего доступа к персональным данным работников

В журнале учета внутреннего доступа к персональным данным работников указывают: дату выдачи и возврата документов (личных дел) работникам организации; цели выдачи, наименование выдаваемых документов, срок пользования. Если документов было много, и их выдавали по описи, при возврате нужно проверить их наличие по описи. Сотрудник, возвращающий документы, обязан присутствовать при этом. Выдавая документы, предупредите, что делать в них пометки и исправления, вносить новые записи, извлекать документы (например, из личного дела) или помещать новые нельзя.

В журнале учета выдачи персональных данных работников организациям и государственным органам регистрируют: поступающие запросы (дату получения, номер и дату входящего документа, от какого органа получен запрос); дату передачи персональных данных; содержание переданной информации; дату уведомления об отказе в предоставлении информации (в случае такового).

Кроме того, кадровик должен регулярно проверять наличие документов и других носителей информации, содержащих персональные данные работников. Для этого также следует вести специальный журнал.

Какие сведения указывают в Положении о защите персональных данных

Порядок хранения и использования персональных данных работников фирмы определяет Положение о защите персональных данных. Это обязательный внутренний (локальный) документ фирмы, его разрабатывает кадровая служба.

Закон не установил строгой формы этого документа, но он должен соответствовать требованиям, которые предъявляет к защите персональных данных работника ТК РФ.

В Положении должно быть указано:

  • цель и задачи фирмы в области защиты персональных данных;
  • понятие и состав персональных данных;
  • в каких структурных подразделениях и на каких носителях (бумажных, электронных) накапливаются и хранятся эти данные;
  • как происходит сбор персональных данных;
  • как они обрабатываются и используются;
  • кто (по должностям) в компании имеет к ним доступ;
  • как персональные данные защищаются от несанкционированного доступа;
  • права работника в целях обеспечения защиты своих персональных данных;
  • ответственность за разглашение конфиденциальной информации, связанной
    с персональными данными работников.

Кто утверждает Положение о защите персональных данных Положение
о защите персональных данных работника

Положение о защите персональных данных работника утверждает руководитель фирмы или уполномоченное им лицо. А вводится в действие этот документ приказом руководителя.

Положение о защите персональных данных выглядит так:

Кто имеет доступ к персональным данным

Каждый работник, который в силу своих должностных обязанностей имеет доступ
к персональным данным других работников, должен подписать обязательство об их неразглашении.

Перечень лиц, которые имеют доступ к персональным данным работника, обычно оформляют
в виде приложения к Положению.

В первую очередь это сотрудники кадровой службы, поскольку они собирают и формируют данные о работнике, руководители структурных подразделений (например, главный бухгалтер, начальники отделов). Однако последние вправе запрашивать только те данные, которые необходимы для выполнения конкретных трудовых функций (например, чтобы рассчитать льготы по налогам, бухгалтерия получит не все сведения о работнике, а только данные о количестве его иждивенцев). Оформляют приложение так:


Работодатель обязан ознакомить работника с Положением о защите персональных данных, а работник – расписаться в этом. Факт ознакомления обычно оформляют распиской, которая остается у работодателя. Вот ее образец:


Статья 14. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным

Комментарий к статье 14

1. Законодатель, определяя субъекта персональных данных в качестве основного участника правоотношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, концентрирует права последнего в самостоятельной статье.
Условно сформулированные права можно сгруппировать следующим образом:
право на доступ к своим персональным данным;
право на уточнение, блокирование или уничтожение информации;
право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию;
право на получение сведений об операторе;
право на защиту законных интересов.
Ограничение доступа граждан к собственным персональным данным допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами.
Право субъекта на доступ к персональным данным конкретизирует и развивает применительно к положениям настоящего Закона закрепленное п. 2 ст. 24 Конституции РФ, а также ст. 8 от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правомочие, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, иные субъекты обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Право на уточнение, блокирование или уничтожение информации во многом характерно нормам трудового законодательства, затрагивающего вопросы защиты персональных данных работников, поскольку связано с возможностью заявления в письменной форме о своем несогласии с соответствующим обоснованием такого несогласия.
Право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. На самом деле граждане не могут не знать, кто и в каких целях использует информацию о них, поскольку без их согласия не может использоваться или передаваться информация. Вместе с тем Закон допускает, что право на доступ к информации о себе может быть ограничено федеральным законом. Это означает, что никаким другим нормативным актом не может быть ограничено данное право.
Право на получение сведений в отношении оператора персональных данных подразумевает не только наименование последнего, место его расположения и способы деятельности, информацию о его руководителях, о режиме работы организации, документах, необходимых при оформлении запроса, а также включает в себя возможность получения полных и достоверных сведений в отношении используемых оператором формах, методах и средствах работы с персональными данными, перечень обрабатываемых персональных данных субъекта, сроки их обработки, в том числе и сроки хранения, сведения о том, какие юридические последствия для субъекта персональных данных может повлечь за собой обработка его персональных данных.
По своему содержанию рассматриваемая статья относится к числу так называемых «комбинированных норм», в которых в определенном соотношении содержатся нормы как материального, так и процессуального (процедурного) права, поскольку последние определяют общий порядок восстановления нарушенных прав.
2. Настоящий Закон не предусматривает, в какой именно форме предоставляются субъекту его персональные данные. Вместе с тем вид представления персональных данных имеет принципиальное значение, т.к. одни и те же данные могут гласно и открыто для гражданина обрабатываться в одном формате (имеется в виду способ обработки данных) и в то же время оператор или любое другое лицо может негласно обрабатывать те же данные в другом формате, что может повлечь значительное ущемление самых разных прав граждан в самых разных отраслях права (от кредитных, жилищных или трудовых до брачно-семейных). Кроме того, конкретизация формы предоставления персональных данных позволяет определить соответствие целей их обработки заявленным целям деятельности оператора.
По замыслу законодателя, оператор при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных должен в доступной форме предоставить субъекту сведения о наличии этих данных, не содержащих при этом персональных данных, относящихся к другим субъектам, равно как и исключающих возможность их идентификации. При этом по смыслу части 4 комментируемой статьи объем предоставляемых персональных данных полностью зависит от их субъекта и определяется последним в подаваемом на имя оператора запросе.
Таким образом, предположительно оператор персональных данных самостоятельно определяет форму предоставления персональных данных, исходя из следующих критериев:
технические возможности, уровень технической оснащенности;
декларируемые цели деятельности и цели и используемые способы обработки персональных данных;
требования защиты конфиденциальной информации иных субъектов персональных данных и используемые методы их реализации;
сроки обработки, хранения персональных данных;
место нахождения субъекта персональных данных и способ их получения.
3. Комментируемый Закон презюмирует, что информация в отношении персональных данных находится в открытом доступе для ее субъектов. В целях ее получения последними необходима совокупность фактических и юридических оснований. К первым относятся наличие персональных данных в ведении оператора и законность их получения.
Юридическим основанием по смыслу настоящего Закона выступает устное или письменное (запрос) обращение субъекта персональных данных (или его законного представителя) о получении доступа к последним.
Подразумевается, что право субъекта персональных данных на доступ к ним может быть реализовано лишь посредством обращения к конкретному оператору, в чьем ведении находятся персональные данные, с требованием об их предоставлении. Вместе с тем законодатель не исключает возможности субъекта персональных данных обращения к иным операторам, которые преследуют аналогичные цели в работе с персональными данными, при условии что федеральным законом или принятым на его основе ведомственным нормативным актом не установлено иное. В таком случае с ведома субъекта персональных данных оператор вправе получить их и предоставить управомоченному лицу в порядке информационного обмена с их обладателем.
Законодатель содержит альтернативу выбора формы обращения субъекта персональных данных об обеспечении доступа к последним. Персональные данные могут быть ему предоставлены в случае:
1) устного обращения в адрес оператора персональных данных, сопровождающегося обязательным предоставлением основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его законного представителя;
2) предоставления письменного запроса. Последний может быть исполнен как на бумажном, так и на электронном носителе.
Выбор формы обращения зависит от воли субъекта персональных данных. Последняя во многом определяется такими обстоятельствами, как:
сформулированное в запросе требование;
наличие соответствующих возможностей и объем предоставляемых сведений;
использование электронного документа, сила которого подтверждена электронной цифровой подписью при соблюдении требований действующего законодательства.
Естественно, что в условиях динамичного развития техники, средств коммуникативной связи предпочтение будет отдано электронному документу.
4. Законодатель не устанавливает обязательных требований к реквизитам и содержанию запроса. Последний может быть составлен в произвольной форме, с соблюдением при этом основных требований и норм делопроизводства. Запрос оформляется на имя руководителя бюро кредитных историй. Наименование данной должности определяется в соответствии с нормативным актом, предопределяющим внутреннюю структуру, полномочия и порядок деятельности субъекта.
Законодатель подчеркивает, что в обязательном порядке в запросе должны содержаться:
номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его законного представителя;
сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
собственноручная подпись субъекта персональных данных или его законного представителя.
Действующее законодательство предусматривает, что основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, признаются:
паспорт;
дипломатический паспорт;
служебный паспорт;
паспорт моряка (удостоверение личности моряка) .

———————————

См.: Закон РФ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:
1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
2) разрешение на временное проживание;
3) вид на жительство;
4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства (ст. 10 ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);

———————————

СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

Кроме того, в состав документов, удостоверяющих личность, могут быть включены:
свидетельство о регистрации ходатайства эмигранта о признании его беженцем (для лиц, не обладающих статусом беженца);
вид на жительство;
удостоверение беженца;
временное удостоверение личности гражданина РФ.
Все они в своей основе могут быть расценены как второстепенные документы. Однако это не является препятствием допуска субъекта к персональным данным.
Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.
Паспорт выдается гражданину РФ по его письменному заявлению, поданному лично или через его законного представителя, органом внутренних дел, Министерством иностранных дел РФ на территории РФ, а также дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за пределами территории РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом. Гражданину РФ, проживающему за пределами территории РФ, паспорт оформляется и выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ в государстве пребывания указанного гражданина. Министерство иностранных дел РФ может оформить и выдать паспорт гражданину РФ, проживающему на территории РФ, по его письменному заявлению, поданному через организацию, направляющую его за пределы территории РФ и зарегистрированную в Министерстве иностранных дел РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Сведениями о личности граждан, которые вносятся в паспорт, являются: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения (число, месяц, год) и место рождения.
Помимо сведений о личности граждан в паспорте производятся отметки и записи:
о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета — соответствующими органами регистрационного учета;
об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, — соответствующими военными комиссариатами и органами внутренних дел;
о регистрации и расторжении брака — соответствующими органами записи актов гражданского состояния (далее — загс) и органами внутренних дел;
о детях, не достигших 14-летнего возраста, — органами загс и органами внутренних дел;
о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, — органами внутренних дел;
о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ, — органами внутренних дел или другими уполномоченными органами.
По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки:
о его группе крови и резус-факторе — соответствующими учреждениями здравоохранения;
об идентификационном номере налогоплательщика — соответствующими налоговыми органами.
В паспорте заполняются следующие реквизиты:
об органе внутренних дел, выдавшем паспорт;
о дате выдачи паспорта;
код паспортно-визового подразделения органа внутренних дел, выдавшего паспорт;
личный код гражданина;
личная подпись гражданина;
подпись начальника паспортно-визового подразделения органа внутренних дел, выдавшего паспорт.
Из представленных реквизитов паспорта приоритетное значение при формировании кредитной истории, в силу прямого указания законодателя, будут иметь серия, номер, дата и место выдачи, наименование и код органа, выдавшего паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Срок действия паспорта гражданина:
от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста;
от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста;
от 45 лет — бессрочно.
По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по месту их жительства по окончании установленного срока военной службы по призыву. Выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту жительства граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел РФ. Гражданам, не имеющим места жительства, выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту их пребывания.
Паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина РФ, действителен до замены его в установленные сроки на паспорт гражданина РФ.
Дипломатический паспорт выдается Министерством иностранных дел РФ гражданам РФ, которые в соответствии с Венской конвенцией 1961 г. о дипломатических сношениях и другими международными договорами РФ при выезде за пределы территории РФ для исполнения возложенных на них служебных обязанностей обладают дипломатическим иммунитетом, Президенту РФ, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ (на срок их полномочий), членам Правительства РФ, судьям Конституционного Суда РФ, судьям Верховного Суда РФ, судьям Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, а также дипломатическим сотрудникам и дипломатическим курьерам Министерства иностранных дел РФ. Членам семьи (супруге (супругу), несовершеннолетним детям, нетрудоспособным совершеннолетним детям) гражданина РФ, имеющего дипломатический паспорт и командированного за пределы территории РФ в официальное представительство РФ либо в представительство РФ при международной организации за пределами территории РФ, проживающим или следующим совместно с ним, также выдается дипломатический паспорт.
Паспорт моряка (удостоверение личности моряка) является действительным документом для выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию на судне, в судовую роль которого включен владелец паспорта моряка (удостоверения личности моряка). Паспорт моряка (удостоверение личности моряка) оформляется федеральными органами исполнительной власти, к компетенции которых отнесено управление морским и речным транспортом и рыболовством, и выдается гражданину РФ, работающему на российском судне заграничного плавания или командируемому российским судовладельцем для работы на иностранном судне, а также включенным в судовую роль курсантам учебных заведений и командируемым на суда для выполнения служебных заданий работникам предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти по управлению морским и речным транспортом и рыболовством, других федеральных органов исполнительной власти, либо гражданину РФ, являющемуся моряком применительно к Конвенции 1958 г. об удостоверениях личности моряков (Конвенция МОТ № 108).
В паспорте моряка указываются следующие сведения о владельце паспорта:
гражданство;
фамилия, имя, отчество;
дата рождения;
место рождения;
описание личности (рост, цвет глаз, особые приметы);
должность с указанием наименования судна и судовладельца.
Паспорт моряка также содержит:
наименование органа, должность и фамилию лица, выдавшего паспорт;
дату выдачи и срок действия паспорта;
отметки о продлении срока действия паспорта, об изменениях служебного положения его владельца, о выезде его из РФ и въезде в Российскую Федерацию;
личную фотографию и подпись владельца паспорта.
В случае если владелец паспорта моряка является законным представителем (родителем, усыновителем, опекуном или попечителем) ребенка в возрасте 12 — 16 лет и выходит в заграничный рейс вместе с этим ребенком, в паспорте моряка делается соответствующая запись и в специально отведенном месте или в графе «Для отметок» помещается фотография ребенка, заверенная печатью и подписью лица, имеющего право выдачи паспорта моряка. Паспорт моряка выдается на срок до 5 лет. Действие его может быть продлено один раз на срок до 5 лет, по истечении которого паспорт подлежит замене.
Вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства), достигшему 14-летнего возраста. Иностранный гражданин (лицо без гражданства), не достигший 14-летнего возраста, вписывается в вид на жительство обоих родителей. Иностранному гражданину (лицу без гражданства), не достигшему 14-летнего возраста и ставшему сиротой, может быть выдан вид на жительство. В документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (лица без гражданства), делается отметка о выдаче ему вида на жительство. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на 5 лет. Вид на жительство лицу без гражданства выдается на 5 лет.
Разрешение на временное проживание (вид на жительство) содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче разрешения, срок действия разрешения, наименование органа исполнительной власти, выдавшего разрешение.
Вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту проживания (далее именуется — орган внутренних дел) на основании письменного заявления, поданного в орган внутренних дел лично дееспособным иностранным гражданином (лицом без гражданства) не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока его временного проживания в РФ. Иностранному гражданину (лицу без гражданства), не достигшему 18-летнего возраста, вид на жительство выдается на основании письменного заявления, поданного в орган внутренних дел одним из родителей или законным представителем.
Удостоверение личности военнослужащего РФ является документом, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего РФ. Удостоверение содержит следующие сведения о военнослужащем: фамилия, имя, отчество, дата рождения, личный номер, присвоенные воинские звания и занимаемые воинские должности. В бланке удостоверения предусматриваются графы, в которые вносятся сведения о разрешении ношения личного оружия, перерегистрации удостоверения, а также особые отметки (о прохождении дактилоскопической регистрации, группе крови и т.д.).
Удостоверение беженца в РФ выдается лицу, признанному беженцем в РФ в соответствии с Законом РФ «О беженцах».
Срок действия удостоверения — три года.
Срок действия удостоверения может быть продлен на основании соответствующего решения территориального органа по вопросам миграции.
В удостоверение вклеивается черно-белая фотографическая карточка владельца удостоверения, сфотографированного анфас, без головного убора. Фотографическая карточка размером 40 х 50 мм изготавливается на белой матовой бумаге с растушевкой.
В удостоверение вносятся:
дата выдачи и срок действия удостоверения;
орган, выдавший удостоверение;
подпись, фамилия и инициалы руководителя органа, выдавшего удостоверение;
фамилия, имя (имена), отчество владельца удостоверения;
число, месяц, год и место рождения;
гражданство (лицо без гражданства);
документы, на основании которых установлена личность владельца удостоверения;
номер личного дела беженца;
подпись владельца удостоверения (при отсутствии документов, удостоверяющих личность владельца, или в случае его неграмотности проставляется отпечаток большого пальца правой руки);
пол и семейное положение владельца удостоверения;
сведения о несовершеннолетних членах семьи беженца, прибывших с ним;
записи о продлении срока действия удостоверения;
сведения о месте жительства (пребывания).
Удостоверение выдается беженцам, достигшим 18 лет.
Кроме того, в тексте запроса целесообразно отразить основания его подготовки. Запрос подписывается от имени субъекта персональных данных или его законным представителем. В последнем случае должны быть подтверждены законность и обоснованность его действий.
Запрос может быть направлен как в электронном, так и в бумажном документе. При этом независимо от избранной формы его носителя должны быть четко отражены реквизиты, свидетельствующие о дате его подготовки и времени регистрации. Юридическая сила электронного документа должна быть подтверждена электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ или иным аналогом собственноручной подписи его исполнителя.
В таких случаях передача запроса на предоставление доступа к персональным данным должна осуществляться при обязательном соблюдении требований о подтверждении юридической силы документа электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ или иным аналогом собственноручной подписи руководителя либо иного уполномоченного лица бюро кредитных историй. При этом электронный документ с электронной цифровой подписью имеет юридическое значение при осуществлении отношений, указанных в сертификате ключа подписи.
Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи (ст. 4 ФЗ от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»).

———————————

СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 127.

Создание ключей электронных цифровых подписей осуществляется для использования в:
информационной системе общего пользования ее участником или по его обращению удостоверяющим центром;
корпоративной информационной системе в порядке, установленном в этой системе.
При создании ключей электронных цифровых подписей для использования в информационной системе общего пользования должны применяться только сертифицированные средства электронной цифровой подписи. Возмещение убытков, причиненных в связи с созданием ключей электронных цифровых подписей несертифицированными средствами электронной цифровой подписи, может быть возложено на создателей и распространителей этих средств в соответствии с законодательством РФ.
Использование несертифицированных средств электронной цифровой подписи и созданных ими ключей электронных цифровых подписей в корпоративных информационных системах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления не допускается.
Сертификация средств электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с законодательством РФ о сертификации продукции и услуг.
Сертификат ключа подписи должен содержать следующие сведения:
уникальный регистрационный номер сертификата ключа подписи, даты начала и окончания срока действия сертификата ключа подписи, находящегося в реестре удостоверяющего центра;
фамилия, имя и отчество владельца сертификата ключа подписи или псевдоним владельца. В случае использования псевдонима удостоверяющим центром вносится запись об этом в сертификат ключа подписи;
открытый ключ электронной цифровой подписи;
наименование средств электронной цифровой подписи, с которыми используется данный открытый ключ электронной цифровой подписи;
наименование и место нахождения удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа подписи;
сведения об отношениях, при осуществлении которых электронный документ с электронной цифровой подписью будет иметь юридическое значение.
В случае необходимости в сертификате ключа подписи на основании подтверждающих документов указываются должность (с указанием наименования и места нахождения организации, в которой установлена эта должность) и квалификация владельца сертификата ключа подписи, а по его заявлению в письменной форме — иные сведения, подтверждаемые соответствующими документами.
Сертификат ключа подписи должен быть внесен удостоверяющим центром в реестр сертификатов ключей подписей не позднее даты начала действия сертификата ключа подписи.
Для проверки принадлежности электронной цифровой подписи соответствующему владельцу сертификат ключа подписи выдается пользователям с указанием даты и времени его выдачи, сведений о действии сертификата ключа подписи (действует, действие приостановлено, сроки приостановления его действия, аннулирован, дата и время аннулирования сертификата ключа подписи) и сведений о реестре сертификатов ключей подписей. В случае выдачи сертификата ключа подписи в форме документа на бумажном носителе этот сертификат оформляется на бланке удостоверяющего центра и заверяется собственноручной подписью уполномоченного лица и печатью удостоверяющего центра. В случае выдачи сертификата ключа подписи и указанных дополнительных данных в форме электронного документа этот сертификат должен быть подписан электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра.
5. Оператор обязан сообщить субъекту персональных данных или его законному представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с ними при обращении субъекта персональных данных или его законного представителя либо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его законного представителя. Кроме того, субъекту персональных данных могут быть предоставлены и дополнительные сведения, касающиеся обработки его персональных данных, независимо от того, были ли они обозначены в запросе или нет. В состав такого рода сведений согласно комментируемой статье включены:
1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором, а также цель такой обработки;
2) способы обработки персональных данных, применяемые оператором;
3) сведения о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым может быть предоставлен такой доступ;
4) перечень обрабатываемых персональных данных и источник их получения;
5) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
6) сведения о том, какие юридические последствия для субъекта персональных данных может повлечь за собой обработка его персональных данных (см. п. 4 настоящей статьи).
Предоставление дополнительных сведений не является прямым нарушением действующего законодательства и комментируемой статьи, в частности, при условии, если тем самым не создаются предпосылки к нарушению режима защиты сведений, отнесенных к охраняемой законом тайне.
Если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных, за исключением случаев, если персональные данные были предоставлены оператору на основании федерального закона или если персональные данные являются общедоступными, оператор до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:
1) наименование (фамилия, имя, отчество) и адрес оператора или его представителя;
2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание;
3) предполагаемые пользователи персональных данных;
4) установленные настоящим Федеральным законом права субъекта персональных данных.
6. По общему правилу доступ граждан к документированной информации осуществляется на безвозмездной основе. Безвозмездность предоставления информации как принцип информирования населения о процессах и явлениях, происходящих в обществе и государстве, а равно о событиях, имеющих к ним прямое отношение, направлен на раскрытие конституционной гарантии свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29 Конституции РФ). Однако вместе с этим законодатель сохраняет возможность ограничения права свободного получения информации, оставляя тем самым открытым вопрос о ее платности. Следовательно, окончательное решение вопроса о платности или бесплатности выдачи информации оставлен на усмотрение держателя документированной информации.
7. Реализуя конституционное положение о законодательном ограничении прав гражданина, разработчики настоящего Закона допускают возможность отказа субъекту персональных данных в их предоставлении. Ограничение права субъекта персональных данных на доступ к ним допустимо при условии соблюдения установленной законодательной процедуры.

Ответим на вопрос, что относится к персональным данным работника организации. Согласно ст. 3 , персональные данные работника это любые сведения о нем.

Иногда при приеме на работу нового сотрудника кадровики снимают ксерокопии с предоставленных документов и вкладывают их в его личное дело. По мнению Роскомнадзора, это не допускается.

Судебная практика

При проведении проверки соблюдения требований законодательства о защите персональных данных контролирующий орган счел незаконным хранение в личных делах сотрудников ксерокопий их паспортов. Организация обратилась в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным данного предписания Роскомнадзора.

Судом в удовлетворении заявленного требования было отказано. По мнению суда, хранение организацией копий паспортов сотрудников является избыточным, законом не предусмотрено, нарушает права граждан и превышает объем персональных данных работников, предусмотренный ст. 86 ТК РФ . (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.2014 № Ф08-480/14 по делу № А53-10287/2013)

Образец заявления на обработку персональных данных работника

В соответствии с п. 1 ст. 6 закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка фирмой-работодателем таких данных может производиться только при соблюдении ряда условий. В числе таковых — согласие субъекта персональных данных на передачу сведений о себе в обработку (подп. 1 п. 1 ст. 6 закона № 152-ФЗ). Оно оформляется в виде согласия на обработку персональных данных. Кроме того, гражданин может дать согласие оператору на предоставление его сведений третьим лицам.

Физическое лицо вправе отозвать свое согласие, для этого составляется заявление об отзыве.

В соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным , срок хранения персональных данных работника составляет 75 лет.

Обработка персональных данных

В организации необходимо разработать и утвердить локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обработки информации о работниках. Каждый сотрудник должен быть ознакомлен с этим документом под роспись.

Судебная практика

Прокурор обратился в суд с иском о понуждении организации к разработке и принятию локального правового акта, устанавливающего порядок хранения и использования персональных данных работников. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения законодательства, регламентирующего сбор, хранение, использование или распространение персональных данных, было установлено, что в нарушение требований трудового законодательства порядок хранения и использования персональных данных работников в организации не разработан. Полагал, что отсутствие данного локальный нормативного акта может привести к неправомерному доступу к персональным данным не уполномоченных на то лиц.

Решением суда требование прокурора было удовлетворено. Суд обязал организацию разработать и принять локальный правовой акт, устанавливающий порядок хранения и использования персональных данных работников в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Передача персональных данных работника другому лицу допускается только с согласия этого работника, за исключением случаев, установленных законом. Так, например, работодатель вправе передавать сведения о работнике по официальным запросам суда, прокуратуры, органов следствия и дознания.

Обратите внимание, что сообщать какую-либо информацию о сотруднике по телефону недопустимо.

Судебная практика

Д. обратился в суд с иском о признании незаконным передачи работодателем его персональных данных другому лицу, взыскании морального вреда.

В судебном заседании было установлено, что организация, в которой работал Д., заключила договор с банком для реализации зарплатного проекта. Для выпуска пластиковых карт банку были переданы заполненные и подписанные работниками анкеты-заявления с их личными данными. Анкета-заявление Д. им подписана не была, согласие на передачу своих персональных данных он не давал.

Исковые требования судом были удовлетворены, несмотря на то, что полученной пластиковой карточкой Д. активно пользовался.

Когда за разглашение информации могут уволить

Уволить за разглашение информации можно только тех сотрудников, которым такие сведения стали известны в связи с исполнением ими трудовых обязанностей. Об этом прямо указано в п.п. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ . К таким сотрудникам относятся руководители организаций, работники кадровых служб, бухгалтерии и иные лица, чья работа непосредственно связана с обработкой персональных данных. Однако если работник узнал данные случайно (например, из-за халатности сотрудника, ответственного за сохранность информации) и в его должностные обязанности не входит работа с личными сведениями, увольнение по данному основанию будет являться незаконным.

Увольнение по этому основанию является мерой дисциплинарного воздействия, поэтому при его осуществлении следует соблюдать порядок наложения дисциплинарного взыскания, предусмотренный ст.193 ТК РФ .

В случае оспаривания работником увольнения по п.п. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые трудящийся разгласил, относятся к личным данным другого сотрудника, эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и он обязывался не разглашать такие сведения (п.43 Постановления Пленума ВС РФ «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ»).

Судебная практика

Н. обратился в суд с иском о признании увольнении незаконным, возмещении морального вреда.

В судебном заседании было установлено, что Н. работал электромонтером и был вызван в отдел кадров для устранения порыва телефонного кабеля. Во время починки кабеля он успел прочитать соглашение об увольнении работника М. с выплатой значительной денежной компенсации, которое кадровик оставила без присмотра на своем рабочем столе. На следующий день Н. обратился к директору, заявив, что он тоже хочет уволиться по соглашению сторон с такой же денежной компенсацией. А получив отказ, обиделся и стал рассказывать об этой ситуации другим работникам. В результате приказом директора Н. был уволен по п.п. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за разглашение персональных данных другого работника.

Решением суда исковые требования Н. были удовлетворены. Суд пришел к выводу, что в трудовые обязанности Н. работа с личными данными других сотрудников не входила, и данные сведения стали ему известны в результате халатности кадровика, который не обеспечил сохранность информации.