Краткое содержание каждой главы князь серебряный. «Князь Серебряный. Новые повороты сюжета

Шел тысяча пятьсот шестьдесят пятый год. Один из благороднейших князей, князь Серебряный, перебирается от Литвы до дома. В Литве он провел последние пять лет. Ему был дан царский указ и Никита Романович был обязан его выполнить, но подписать мирный договор между двумя враждующими государствами он так и не смог, поэтому ехал домой в довольно озадаченном состоянии.

Никита Романович, проезжая мимо деревни Медведовки, замечает, что на нее напали воры. Никита Романович вместе со своими воинами решили помочь деревне и схватили нарушителей порядка. Вскоре они узнали, что это были не разбойники, а государственные сборщики опричнины. Князь Романович сильно разочарован в государственных служащих и в их бесчинствах, он выезжает к губернскому старосте с негодованием и претензиями к его подчиненным.

Князь Никита вскоре поехал дальше, по пути он наткнулся на чародея, и в его хижине решил остаться на ночь. Чародей с князем Никитой Романовичем проводят весь вечер в разговорах. Чародей рассказал, что он собирался жениться на девушке, но она ушла к другому, изменив ему, и уже живет с ним обвенчавшись.

Князь Вяземский всячески пытался ухаживать за Еленой Дмитриевной, но ей было не до него, так как она недавно похоронила всех своих близких людей. Она любила Никиту Романовича, но он жил давно в другой стране и от него не было вестей. Девушке было нечего делать и пора уже было выходить замуж. Перед ней встал выбор назойливого Вяземского или Морозова. Елена Дмитриевна предпочла Морозова, а так как Вяземский был близок с царем, государь Иван Грозный невзлюбил Морозова только по рассказам от Вяземского.

Никита Романович приезжает в столицу и навещает Морозова. Он рассказывает, где находится Иван Грозный сейчас, они обсуждают бесчинства государевых помощников и безобразия, которые происходят в стране. Морозов предупреждает Никиту Романовича, чтобы тот в столь неподходящий момент не приходил к Ивану Грозному, но Никита заявляет, что он не трус и, немного пообщавшись с Еленой Дмитриевной, отправляется к царю.

В этот момент Вяземский уговаривает царя Ивана Грозного, чтобы тот обнулил брак Морозова с Еленой и заставил девушку выйти замуж за него. Елена считает Вяземского довольно отвратительным человеком, и остается с Морозовым, несмотря на любовь к Никите Романовичу Серебряному.

Царь сильно возмущен поведением Никиты Романовича по отношению к опричникам и желает его казнить, но близкий друг Скуратов просит прощения и милости за своего товарища.

Князь Вяземский несмотря на отказ девушки крадет ее. Морозов пытается просить у царя благоразумить его подданного Вяземского, чтобы тот отпустил его супругу. Царь решает, что они все ему надоели, и казнит и супруга, и похитителя.

Елена Дмитриена решает, что именно она виновата в гибели супруга и собирает вещи в монастырь. Девушка считает, что лишь так господь ее простит за ее вину.

Князь Серебряный предлагает быть ее супругом, но она отказывает. Царь отправляет князя на войну и на ней он умирает.

К написанию романа «Князь Серебряный» А. К. Толстого подтолкнул интерес к историческим песням о временах Ивана IV. Писатель мечтал рассказать в своём произведении о суровых временах «грозного» царя, когда безмолвный русский народ вынужден был терпеть все ужасы опричнины. Начать работу над романом стало возможным только после смерти Николая I. По мнению писателя, очередной царь-тиран непременно увидел бы параллель, проведённую между собой и Иваном IV. Толстой мог слишком дорого заплатить за свои «вольности».

Работая над книгой, писатель использовал монографию А. В. Терещенко «Быт русского народа» и популярную в те годы книгу Н. М. Карамзина «История государства Российского». До того, как роман был опубликован, автор прочитал его в Зимнем дворце. Книга очень понравилась императрице. Мария Александровна подарили писателю золотой брелок в виде миниатюрной книги.

Лето 1565 года. Князь Никита Романович Серебряный возвращается из Литвы. Проведя 5 лет в чужой стране, князь так и не смог справиться с поставленной перед ним задачей – подписанием мира между двумя государствами. Проезжая мимо деревни Медведевка, Серебряный становится свидетелем того, как на небольшой населённый пункт напала шайка разбойников. После того, как дружина князя связала «лихих людей», выяснилось, что это царские опричники. Серебряный не верит, что перед ним слуги царя и отправляет их к губернскому старосте в сопровождении своих воинов.

Князь отправляется дальше. По дороге он остановился на постой у колдуна. Здесь Никита Романович узнаёт, что его возлюбленная Елена Дмитриевна вышла замуж. Когда девушка осиротела, её некому было защитить от настойчивых домогательств князя Афанасия Вяземского. Елена Дмитриевна любила Серебряного и дала ему слово стать его женой. Однако Никита Романович слишком долго пробыл в Литве. Чтобы спастись от назойливого ухажёра, Елена вышла замуж за боярина Морозова. Поскольку Вяземский пользовался расположением Ивана Грозного, Морозов становится опальным.

Серебряный возвращается в Москву и отправляется к Морозову. Боярин рассказывает князю о том, что царь переехал в Александровскую слободу, а между тем царские слуги, опричники, чинят произвол в городе. Боярин уверен, что Серебряному не следует ехать к Ивану Грозному. Но князь не желает прятаться от государя. Объяснившись с Еленой, Никита Романович уезжает.

Царь даёт разрешение Вяземскому увезти Елену. Узнав о том, что Серебряный расправился с опричниками в Медведевке, Иван Грозный хочет казнить князя. Но за Никиту Романовича заступается Максим Скуратов. Впоследствии князь Серебряный оказывается впутанным в целую сеть придворных интриг. Ему неоднократно грозит гибель от вражеской руки или смертная казнь. Вяземскому всё-таки удалось похитить Елену Дмитриевну. Морозов обращается к царю в надежде, что тот восстановит справедливость. В результате, и боярин, и князь оказываются в опале: Иван Грозный приказал казнить обоих. Елена уходит в монастырь, отказавшись связать свою судьбу с Никитой Романовичем. Серебряный просит царя назначить его на службу. Много лет спустя Иван Грозный узнаёт, что отважный князь погиб, исполняя свой долг перед отечеством.

Молодой князь является воплощением мужества и чести. Никита Романович ставит интересы своей родины превыше собственных. Из-за открытости и честности у Серебряного появляется много врагов, самым опасным из которых становится царь. Верность своему государю и чувство долго не покидают князя даже в самых опасных ситуациях. Несмотря на то, что Никита Романович видит явную несправедливость Ивана Грозного по отношению к некоторым подданным, он покорно подчиняется всем приказам своего господина, готов понести наказание которого не заслужил, и не пытается бежать из тюрьмы при появлении такой возможности.

Елена Дмитриевна

Жену старого боярина Морозова можно сравнить с пушкинской Татьяной Лариной. Елена хранит верность нелюбимому мужу. Она отказывается от своего счастья даже после смерти Морозова, считая, что между ней и Никитой Романовичем кровь её супруга, а значит, семейного благополучия не будет. Елена винит себя в том, что так и не смогла полюбить человека, за которым была замужем. По мнению боярыни Морозовой, только полный отказ от женского счастья может искупить её вину.

Князь Вяземский

Афанасий Иванович Вяземский смог добиться в жизни многого: стать главой опричников и получить расположение Ивана Грозного. Только в личной жизни князя не ждал успех. Елена Дмитриевна – единственная женщина, на которой он хотел бы жениться. Но возлюбленная настолько его ненавидела, что предпочла выйти замуж за старого боярина, лишь бы не достаться Вяземскому. Однако князь отказывается принимать поражение. Он отправляется к колдуну, чтобы получить у него приворотное средство. Ненависть Елены не останавливает Афанасия Ивановича, и он решается на похищение. Так и не добившись взаимности от любимой, утратив расположение царя, Вяземский бесславно погибает.

Иван Грозный

Иван IV стал одной из самых неоднозначных фигур не только в романе, но и в русской истории. В царе-тиране сочеталась чудовищная жестокость и безграничная набожность. Завоевать расположение царя так же просто, как и ненависть. Будучи крайне подозрительным, тиран видит врагов на каждом шагу.

Историки отмечают странную любовь «грозного» царя к раскаянию. В детстве маленький Иван зверски убивал животных, а затем шёл в церковь и искренне каялся. В романе перед читателем царь предстаёт уже взрослым. Но детские привычки в нём сохранились. Вокруг резиденции царя стоят всевозможные орудия казни. При этом Ивану Грозному мерещатся образы убитых по его приказу людей, царя мучает совесть.

Несмотря на все свои недостатки, царь-тиран испытывает уважение к Никите Романовичу. Князь Серебряный не боится говорить то, что думает, оставаясь покорным. Иван Грозный уничтожает даже некогда любимого им Вяземского, но неоднократно прощает Серебряного.

Анализ произведения

По словам самого автора, его главная цель – описать читателю атмосферу ушедшей эпохи. В задачи Толстого не входит создание исторического очерка с достоверными подробностями. Автор рассматривает только характеры людей и человеческие отношения, которые мало изменились со времён Ивана Грозного.

Портрет Ивана Грозного
В романе не отмечено желания Толстого очернить сурового царя. Наоборот, не царь, а подданные достойны порицания. От имени Ивана Грозного было совершено множество преступлений, о которых царь даже не догадывался.

Одно из таких злодеяний произошло в деревне Медведевка. Служба опричником давала безграничные возможности любителям насилия и произвола, чем и пользовались самые неблагородные люди государства. Подданные всегда мечтают о справедливом правителе, при этом сами редко бывают милосердны по отношению друг к другу.

Возможно, автор напрасно боялся гнева Николая I. Строгий царь был не менее подозрителен, чем его предшественник, живший в XVI веке. Тем не менее, Николай I был далеко не глупым человеком и вряд ли усмотрел бы крамолу в романе Толстого.

4.8 (96.67%) 6 votes


Начиная повествование, автор объявляет, что главная его цель - показать общий характер эпохи, её нравов, понятий, верований, и потому он допустил отступления от истории в подробностях, - и заключает, что важнейшим чувством его было негодование: не так на Иоанна, как на общество, на него не негодующее.
Летом 1565 г. молодой боярин князь Никита Романович Серебряный, возвращаясь из Литвы, где провел пять лет в тщании подписать мир на многие годы и не преуспевший в том из-за увертливости литовских дипломатов и собственного прямодушия, подъезжает к деревеньке Медведевке и застает там праздничные веселья. Вдруг наезжают опричники, рубят мужиков, ловят девок и жгут деревню. Князь принимает их за разбойников, повязывает и сечет, несмотря на угрозы главного их, Матвея Хомяка. Велев своим воинам везти разбойников к губному старосте, он отправляется дальше с стремянным Михеичем, два отбитых им у опричников пленника берутся сопровождать его. В лесу, оказавшись разбойниками, они оберегают князя с Михеичем от собственных товарищей, приводят на ночлег к мельнику и, сказавшись один Ванюхой Перстнем, другой Коршуном, уходят. На мельницу приезжает князь Афанасий Вяземский и, сочтя Мельниковых постояльцев спящими, клянет свою безответную любовь, требует приворотных трав, угрожая мельнику, принуждает его вызнать, нет ли у него счастливого соперника, и, получив слишком определенный ответ, в отчаянье уезжает. Его зазноба Елена Дмитриевна, дочь окольничего Плещеева-Очина, осиротев, чтоб избежать домогательств Вяземского, нашла спасение в замужестве за старым боярином Дружиной Адреевичем Морозовым, хоть и не имела к нему расположения, любя Серебряного и даже дав ему слово, - но Серебряный был в Литве. Иоанн, покровительствуя Вяземскому, гневясь на Морозова, бесчестит его, предлагая на пиру сесть ниже Годунова, и, получив отказ, объявляет его опальным. Меж тем в Москве вернувшийся Серебряный видит множество опричников, дерзких, пьяных и разбойных, упрямо именующих себя «царскими слугами». Встреченный блаженный Вася называет его братом, тоже юродивым, и предрекает недоброе у боярина Морозова. К нему, давнему своему и родительскому другу, отправляется князь. Он видит в саду Елену в замужнем кокошнике. Морозов рассказывает об опричнине, доносах, казнях и переезде царя в Александровскую слободу, куда, по убеждению Морозова на верную смерть, собирается Серебряный. Но, не желая прятаться от царя своего, князь уезжает, объяснившись с Еленою в саду и мучась душевно.
Наблюдая в пути картины страшных перемен, князь приезжает в Слободу, где среди роскошных палат и церквей видит плахи и виселицы. Пока Серебряный ожидает на дворе дозволения войти, молодой Федор Басманов травит его, потехи ради, медведем. Безоружного князя спасает Максим Скуратов, сын Малюты. Во время пира приглашенный князь гадает, известно ли царю о Медведевке, как он явит гнев свой, и дивится страшному окружению Иоанна. Одного из соседей князя царь жалует чашею вина, и тот умирает, отравленный. Жалуют и князя, и он бесстрашно выпивает доброе, по счастью, вино. Посередь роскошного пира царь рассказывает Вяземскому сказку, в иносказаниях коей тот видит свою любовную историю и угадывает разрешение царя увезти Елену. Является помятый Хомяк, рассказывает случай в Медведевке и указывает на Серебряного, коего волокут казнить, но за него заступается Максим Скуратов, и возвращенный князь, рассказав о бесчинствах Хомяка в деревне, прощен - до следующей, впрочем, вины и клянется не прятаться от царя в случае его гнева, а кротко ждать себе наказания. Ночью Максим Скуратов, объясняясь с отцом и не найдя понимания, тайно бежит, а царя, устрашенного рассказами мамки Онуфревны об адовом пекле и начавшейся грозой, посещают образы им убиенных. Подняв благовестом опричников, облачившись в иноческую рясу, он служит заутреню. Царевич Иоанн, взявший от отца худшие его черты, постоянными насмешками над Малютою вызывает его мщение: Малюта представляет его царю заговорщиком, и тот велит, исхитив царевича на охоте, убить и бросить для отвода глаз в лесу у Поганой Лужи. Сбирающаяся там об эту пору шайка разбойников, среди коих Перстень и Коршун, принимает пополнение: парня из-под Москвы и второго, Митьку, неповоротливого дурня с подлинно богатырскою силой, из-под Коломны. Перстень рассказывает о знакомце своем, волжском разбойнике Ермаке Тимофеевиче. Дозорные сообщают о приближении опричников. Князь Серебряный в Слободе толкует с Годуновым, не умея взять в толк тонкости его поведения: как же, видя ошибки царя, ему об том не сказывать? Прибегает Михеич, видевший царевича, плененного Малютой с Хомяком, и Серебряный бросается в погоню.
Далее в повествование вплетается старинная песня, трактующая то же событие. Нагнав Малюту, Серебряный дает ему оплеуху и вступает в бой с опричниками, а на подмогу являются разбойники. Опричники побиты, царевич цел, но Малюта с Хомяком бежали...

«Князь Серебряный» - одно из самых знаменитых произведений 19 века, принадлежащих перу Алексея Толстого. Сюжет и композиция этого романа сложны и запутаны, книга наполнена постоянным вводом новых персонажей, яркими описаниями.

Автор начинает книгу с объяснения цели своего повествования. Он заявляет, что хотел показать картину эпохи, царивших в то время нравов, религиозных убеждений. Толстой считает, что главным настроением того промежутка времени стало постоянное негодование на все вокруг.

В 1656 году князь Никита Серебряный вернулся из Литвы. Там он прожил 5 лет, пытаясь заключить мирный договор на долгое время. Но не преуспел в своем чаянии из-за собственного же прямодушия.

Он подъезжает к небольшой деревне Медведевке, где идет народное гуляние. Вдруг со всех сторон прискакали опричники и начали бить мужчин, пытаются поймать девушек и сжечь деревню. Князь пытается защитить жителей. Усмирив разбойников, он повелевает собственным войнам отвезти нападавших к губному старосте. А сам отправляется дальше в путь вместе со своим стремянным. Два отбитых у опричников разбойников вызвались сопроводить его. Они охраняют князя от других разбойников, проводят его по лесу к мельнице. Сюда прибывает князь Вяземский. Он думает, что гости мельника уже спят и начинает требовать у того приворотных трав. Вяземский угрожает мельнику и заставляет его узнать все про то, есть ли у него соперник.

Гость получает ответ и, не удовлетворенный им, уезжает. Он влюблен в дочь окольничего Елену. Девушка отвергла его ухаживания, а после смерти отца, дабы исключить домогательства Вяземского, вышла замуж за пожилого боярина Морозова. На самом же деле она любит Серебряного и клялась ему в верности. Но в момент смерти отца тот был в Литве и не мог ее защитить.

Возвратившись в Москву, князь Серебряный всюду лицезреет пьяных, дерущихся опричников. Героя встречает юродивый по имени Вася, называет ее братом и говорит, что в доме Морозовых случится неладное. Князь узнает, что царь переехал в Александровскую слободу и собирается туда. Он видит возлюбленную в замужнем кокошнике и объясняется с нею.

Никита Романович едет к царю и получает разрешение увезти Елену. Но тут он узнает, что князь жестоко расправился с его опричниками в деревне и решает казнить обидчика. За Серебряного вступается Скуратов.

Далее князь становится впутанным в массу интриг. Но из всех них ему удается выйти живым. В это время Вяземский все-таки похищает Елену. Серебряный решается вновь пойти к царю за справедливостью. Но в итоге и князь, и боярин приговорены к смертной казни. Серебряный просит вместо казни отправить его служить. Елена отправляется в монастырь, не согласившись выйти замуж за Никиту.

Спустя годы царь узнает, что князь умер как храбрый воин, исполняя долг перед царем и Отечеством.

Начиная повест-во-вание, автор объяв-ляет, что главная его цель — пока-зать общий характер эпохи, её нравов, понятий, веро-ваний, и потому он допу-стил отступ-ления от истории в подроб-но-стях, — и заклю-чает, что важнейшим чувством его было него-до-вание: не так на Иоанна, как на обще-ство, на него не него-ду-ющее.

Летом 1565 г. молодой боярин князь Никита Рома-нович Сереб-ряный, возвра-щаясь из Литвы, где провел пять лет в тщании подпи-сать мир на многие годы и не преуспевший в том из-за уверт-ли-вости литов-ских дипло-матов и собствен-ного прямо-душия, подъ-ез-жает к дере-веньке Медве-девке и застает там празд-ничные веселья. Вдруг наез-жают оприч-ники, рубят мужиков, ловят девок и жгут деревню. Князь прини-мает их за разбой-ников, повя-зы-вает и сечет, несмотря на угрозы глав-ного их, Матвея Хомяка. Велев своим воинам везти разбой-ников к губному старосте, он отправ-ля-ется дальше с стре-мянным Михе-ичем, два отбитых им у оприч-ников плен-ника берутся сопро-вож-дать его. В лесу, оказав-шись разбой-ни-ками, они обере-гают князя с Михе-ичем от собственных това-рищей, приводят на ночлег к мель-нику и, сказав-шись один Ванюхой Перстнем, другой Коршуном, уходят. На мель-ницу приез-жает князь Афанасий Вязем-ский и, сочтя Мель-ни-ковых посто-яльцев спящими, клянет свою безот-ветную любовь, требует приво-ротных трав, угрожая мель-нику, принуж-дает его вызнать, нет ли у него счаст-ли-вого сопер-ника, и, получив слишком опре-де-ленный ответ, в отча-янье уезжает. Его зазноба Елена Дмит-ри-евна, дочь околь-ни-чего Плещеева-Очина, осиротев, чтоб избе-жать домо-га-тельств Вязем-ского, нашла спасение в заму-же-стве за старым боярином Дружиной Адре-евичем Моро-зовым, хоть и не имела к нему распо-ло-жения, любя Сереб-ря-ного и даже дав ему слово, — но Сереб-ряный был в Литве. Иоанн, покро-ви-тель-ствуя Вязем-скому, гневясь на Моро-зова, бесче-стит его, пред-лагая на пиру сесть ниже Году-нова, и, получив отказ, объяв-ляет его опальным. Меж тем в Москве вернув-шийся Сереб-ряный видит множе-ство оприч-ников, дерзких, пьяных и разбойных, упрямо имену-ющих себя «царскими слугами». Встре-ченный блаженный Вася назы-вает его братом, тоже юродивым, и пред-ре-кает недоброе у боярина Моро-зова. К нему, давнему своему и роди-тель-скому другу, отправ-ля-ется князь. Он видит в саду Елену в замужнем кокош-нике. Морозов расска-зы-вает об оприч-нине, доносах, казнях и пере-езде царя в Алек-сан-дров-скую слободу, куда, по убеж-дению Моро-зова на верную смерть, соби-ра-ется Сереб-ряный. Но, не желая прятаться от царя своего, князь уезжает, объяс-нив-шись с Еленою в саду и мучась душевно.

Наблюдая в пути картины страшных перемен, князь приез-жает в Слободу, где среди роскошных палат и церквей видит плахи и висе-лицы. Пока Сереб-ряный ожидает на дворе дозво-ления войти, молодой Федор Басманов травит его, потехи ради, медведем. Безоруж-ного князя спасает Максим Скуратов, сын Малюты. Во время пира пригла-шенный князь гадает, известно ли царю о Медве-девке, как он явит гнев свой, и дивится страш-ному окру-жению Иоанна. Одного из соседей князя царь жалует чашею вина, и тот умирает, отрав-ленный. Жалуют и князя, и он бесстрашно выпи-вает доброе, по счастью, вино. Посе-редь роскош-ного пира царь расска-зы-вает Вязем-скому сказку, в иноска-за-ниях коей тот видит свою любовную историю и угады-вает разре-шение царя увезти Елену. Явля-ется помятый Хомяк, расска-зы-вает случай в Медве-девке и указы-вает на Сереб-ря-ного, коего волокут казнить, но за него засту-па-ется Максим Скуратов, и возвра-щенный князь, рассказав о бесчин-ствах Хомяка в деревне, прощен — до следу-ющей, впрочем, вины и клянется не прятаться от царя в случае его гнева, а кротко ждать себе нака-зания. Ночью Максим Скуратов, объяс-няясь с отцом и не найдя пони-мания, тайно бежит, а царя, устра-шен-ного расска-зами мамки Онуфревны об адовом пекле и начав-шейся грозой, посе-щают образы им убиенных. Подняв благо-ве-стом оприч-ников, обла-чив-шись в иноче-скую рясу, он служит заут-реню. Царевич Иоанн, взявший от отца худшие его черты, посто-ян-ными насмеш-ками над Малютою вызы-вает его мщение: Малюта пред-став-ляет его царю заго-вор-щиком, и тот велит, исхитив царе-вича на охоте, убить и бросить для отвода глаз в лесу у Поганой Лужи. Сбира-ю-щаяся там об эту пору шайка разбой-ников, среди коих Перстень и Коршун, прини-мает попол-нение: парня из-под Москвы и второго, Митьку, непо-во-рот-ли-вого дурня с подлинно бога-тыр-скою силой, из-под Коломны. Перстень расска-зы-вает о знакомце своем, волж-ском разбой-нике Ермаке Тимо-фе-е-виче. Дозорные сооб-щают о прибли-жении оприч-ников. Князь Сереб-ряный в Слободе толкует с Году-новым, не умея взять в толк тонкости его пове-дения: как же, видя ошибки царя, ему об том не сказы-вать? Прибе-гает Михеич, видевший царе-вича, пленен-ного Малютой с Хомяком, и Сереб-ряный броса-ется в погоню.

Далее в повест-во-вание впле-та-ется старинная песня, трак-ту-ющая то же событие. Нагнав Малюту, Сереб-ряный дает ему оплеуху и всту-пает в бой с оприч-ни-ками, а на подмогу явля-ются разбой-ники. Оприч-ники побиты, царевич цел, но Малюта с Хомяком бежали. Вскоре к Моро-зову приез-жает с оприч-ни-ками Вязем-ский, якобы объявить, что опала с него снята, а на деле увезти Елену. Приходит и пригла-шенный ради такой радости Сереб-ряный. Морозов, слышавший в саду любовные речи жены, но не разгля-девший собе-сед-ника, пола-гает, что это Вязем-ский или Сереб-ряный, и зате-вает «поце-луйный обряд», полагая, что смущение Елены выдаст её. Сереб-ряный прони-кает в его замысел, но не волен избе-жать обряда. Целуя Сереб-ря-ного, Елена лиша-ется чувств. К вечеру у Елены в опочи-вальне Морозов попре-кает её изменой, но врыва-ется с подруч-ными Вязем-ский и увозит её, сильно, впрочем, изра-ненный Сереб-ряным. В лесу, ослабев от ран, Вязем-ский теряет сознание, а Елену обезу-мевший конь приносит к мель-нику, и тот, дога-дав-шись, кто она, скры-вает её, ведомый не так сердцем, как расчетом. Вскоре оприч-ники приносят окро-вав-лен-ного Вязем-ского, мельник заго-ва-ри-вает ему кровь, но, устрашив оприч-ников всякою чертов-щиной, от ночлега их отвра-щает. Назавтра приез-жает Михеич, ища у Ванюхи Перстня зашиты для князя, брошен-ного в узилище оприч-ни-ками. Мельник указы-вает дорогу к Перстню, суля Михеичу по возвра-щении некую жар-птицу. Выслушав Михеича, Перстень с дядюшкой Коршуном да Митькою отправ-ля-ются в Слободу.

В тюрьму же к Сереб-ря-ному приходят Малюта с Году-новым вести допрос. Малюта, вкрад-чивый да ласковый, нате-шив-шись отвра-ще-нием князя, хочет вернуть ему поще-чину, но Годунов удер-жи-вает его. Царь, пытаясь отвлечься от мыслей о Сереб-ряном, едет на охоту. Там его кречет Адраган, пона-чалу отли-чив-шийся, впадает в ярость, крушит самих соколов и улетает; на поиски снаряжен Тришка с прили-че-ству-ю-щими случаю угро-зами. На дороге царь встре-чает слепых песен-ников и, пред-вкушая потеху и наскуча преж-ними сказоч-ни-ками, велит им явиться в свои покои. Это Перстень с Коршуном. На пути в Слободу Коршун расска-зы-вает историю своего злодей-ства, что уж двадцать лет лишает его сна, и пред-ве-щает скорую свою гибель. Вечером Онуфревна преду-пре-ждает царя, что новые сказоч-ники подо-зри-тельны, и, поставив охрану у дверей, тот их-призы-вает. Перстень, часто преры-ва-емый Иоанном, зате-вает новые песни и сказки и, приступив к рассказу о Голу-биной книге, приме-чает, что царь заснул. В изго-ловье лежат тюремные ключи. Однако мнимо спящий царь призы-вает стражу, коя, схватив Коршуна, упус-кает Перстня. Тот, убегая, наты-ка-ется на Митьку, открыв-шего тюрьму безо всяких ключей. Князь же, чья казнь назна-чена на утро, бежать отка-зы-ва-ется, поминая клятву свою царю. Его уводят насильно.

Об эту пору Максим Скуратов, блуждая, приез-жает в мона-стырь, просит испо-ве-даться, винится в нелюбви к госу-дарю, непо-чи-тании отца своего и полу-чает прощение. Вскоре он уезжает, пред-по-лагая отра-жать набеги татар, и встре-чает Трифона с пойманным Адра-ганом. Его он просит покло-ниться матушке и не сказы-вать никому об их встрече. В лесу Максима хватают разбой-ники. Добрая их поло-вина бунтует, недо-вольная потерей Коршуна и приоб-ре-те-нием Сереб-ря-ного, и требует похода в Слободу для разбоя, — к тому подби-вают князя. Князь осво-бож-дает Максима, берет на себя началь-ство над станич-ни-ками и убеж-дает их идти не на Слободу, а на татар. Плененный татарин ведет их к стану. Хитрой выдумкой Перстня им удается смять пона-чалу врага, но силы слишком неравны, и только появ-ление Федора Басма-нова с разно-шерстным войском спасает Сереб-ря-ному жизнь. Максим, с коим они побра-та-лись, поги-бает.

На пиру в шатре Басма-нова Сереб-ря-ному откры-ва-ется вся двулич-ность Федора, отваж-ного воина, лука-вого клевет-ника, наглого и низкого царева приспеш-ника. После разгрома татар разбой-ничья шайка делится надвое: часть уходит в леса, часть, вместе с Сереб-ряным, отправ-ля-ется в Слободу за царским проще-нием, а Перстень с Митькою, чрез ту же Слободу, на Волгу, к Ермаку. В Слободе ревнивый Басманов клевещет на Вязем-ского и обви-няет его в колдов-стве. Явля-ется Морозов, жалуясь на Вязем-ского. На очной ставке тот заяв-ляет, что Морозов сам на него напал, а Елена уехала по доброй воле. Царь, желая гибели Моро-зову, назна-чает им «суд Божий»: биться в Слободе с усло-вием, что побеж-денный будет казнен. Вязем-ский, опасаясь, что Бог даст победу старому Моро-зову, едет к мель-нику заго-во-рить саблю и застает, остав-шись неза-метным, там Басма-нова, прие-хав-шего за травою тирличом, чтоб войти в царскую милость. Заго-ворив саблю, мельник ворожит, дабы узнать, по просьбе Вязем-ского, его судьбу, и видит картины страшных казней и свою грядущую кончину. Насту-пает день поединка. Среди толпы явля-ются Перстень с Митькою. Выехав против Моро-зова, Вязем-ский падает с лошади, его прежние раны откры-ва-ются, и он срывает с себя Мель-ни-кову ладанку, должную обес-пе-чить победу над Моро-зовым. Он выстав-ляет вместо себя Матвея Хомяка. Морозов отка-зы-ва-ется биться с наймитом и выис-ки-вает замену. Вызы-ва-ется Митька, узнавший в Хомяке похи-ти-теля невесты. Он отка-зы-ва-ется от сабли и данною ему для смеха оглоблей убивает Хомяка

Призвав Вязем-ского, царь пока-зы-вает ему ладанку и обви-няет его в колдов-стве против себя. В тюрьме Вязем-ский говорит, что видел её у колдуна Басма-нова, замыш-ляв-шего гибель Иоанну. Не ждущего дурного Басма-нова, открыв на груди его ладанку, царь ввер-гает в узилище. Моро-зову, пригла-шен-ному к царскому столу, Иоанн пред-ла-гает вновь место после Году-нова, а выслушав отпо-ведь его, жалует Моро-зову шутов-ской кафтан. Кафтан надет силою, и боярин, на правах шута, говорит царю все, что о нем думает, и преду-пре-ждает, каким уроном для госу-дар-ства, по его мнению, обер-нется Иоан-ново прав-ление. Приходит день казни, на Красной площади вырас-тают страшные орудия и сбира-ется народ. Казнены Морозов, Вязем-ский, Басманов, отец, на кото-рого показал он на пытке, мельник, Коршун и многие другие. Явив-шийся меж толпы юродивый Вася прочит казнить и его и навле-кает на себя царский гнев. Народ не дает убить блажен-ного.

После казней в Слободу приез-жает князь Сереб-ряный с отрядом станич-ников и пона-чалу приходит к Году-нову. Тот, отчасти робея сношений своих с царским опаль-ником, но примечая, что после казни царь помягчал, объяв-ляет о добро-вольном возвра-щении князя и приводит его. Князь говорит, что уведен из тюрьмы против воли, расска-зы-вает о битве с тата-рами и просит о милости для станич-ников, выго-ва-ривая им право служить, где укажут, но не в оприч-нине, среди «кромеш-ников». Сам он также отка-зы-ва-ется вписаться в оприч-нину, царь назна-чает его воеводой при сторо-жевом полку, в который опре-де-ляет его же разбой-ников, и теряет к нему интерес. Князь посы-лает Михеича в мона-стырь, куда удали-лась Елена, чтобы удер-жать её от пострига, сообщив о скором его прибытии. Покуда князь со станич-ни-ками прися-гают царю, Михеич скачет в мона-стырь, куда он доставил Елену от мель-ника. Думая о грядущем счастии, Сереб-ряный едет вослед, но Михеич при встрече сооб-щает, что Елена постриг-лась. Князь едет в мона-стырь проститься, и Елена, ставшая сестрой Евдо-кией, объяе-няет, что между ними кровь Моро-зова и они не могли бы быть счаст-ливы. Простив-шись, Сереб-ряный со своим отрядом отправ-ля-ется нести дозор, и только сознание выпол-ня-е-мого долга и ничем не омра-ченной совести сохра-няет для него какой-то свет в жизни.

Проходят годы, и многие проро-че-ства Моро-зова сбыва-ются, на границах своих терпит Иоанн пора-жения, и только на востоке расши-ря-ются его владения усилиями дружины Ермака и Ивана Кольца. Получив от купцов Стро-га-новых дары и грамоту, они доходят до Оби. К Иоанну прибы-вает Ерма-ково посоль-ство. Приведший его Иван Кольцо оказы-ва-ется Перстнем, и по спут-нику его Митьке царь признает его и дарует ему прощение. Словно желая убла-жить Перстня, царь призы-вает былого това-рища его, Сереб-ря-ного. Но воеводы ответ-ствуют, что тот погиб еще семна-дцать лет назад. На пиру у Году-нова, вошед-шего в большую силу, Перстень расска-зы-вает много дивного о поко-ренной Сибири, возвра-щаясь опеча-ленным сердцем к погиб-шему князю, пьет в его память. Завершая повест-во-вание, автор призы-вает простить царю Иоанну его злоде-яния, ибо не один он несет за них ответ-ствен-ность, и заме-чает, что люди, подобные Моро-зову и Сереб-ря-ному, явля-лись тоже нередко и умели среди окру-жав-шего их зла устоять в добре и идти прямою дорогой.