Индивидуалисты и коллективисты. Положительное значение индивидуализма

Коллективизм — единственная разумная форма существования человеческого общества. Индивидуализм — способ разрушения человеческого общества.



Коллективизм [лат. collectivus - собирательный] - принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга. Коллективизм наиболее характерен для групп высокого уровня развития, где он сочетается с личностным самоопределением, коллективистской идентификацией, являясь основой групповой сплоченности, предметно-ценностного и ценностно-ориентационного единства группы.

Л.А. Карпенко

Прямая ссылка на это видео

Коллективизм и индивидуализм.

Коллективизм и индивидуализм — это два совершенно противоположных понятия.

Энциклопедический словарь даёт следующие определения коллективизму и индивидуализму:

Коллективизм – форма общественных связей людей в условиях социализма, характерная черта социалистического образа жизни, один из важнейших принципов коммунистической морали. При социализме общественные отношения строятся на присущих ему коллективистских началах.

Индивидуализм – черта мировоззрения и принцип поведения человека, когда интересы отдельного индивида абсолютизируются, противопоставляются коллективу и обществу.

Классик педагогики советского периода А.С.Макаренко понятия коллективизма и индивидуализма описывает следующим образом:

«В соответствии с важнейшим положением марксизма о том, что люди сами создают обстоятельства, под влиянием которых они воспитываются, А.С.Макаренко ставит вопрос о коллективе как об ячейке общества, которая создаётся в результате сознательной и целеустремлённой деятельности людей. С точки зрения А.С.Макаренко, “коллектив – это свободная группа трудящихся, объединённых единой целью, единым действием, организованная, снабжённая органами управления, дисциплины и ответственности, коллектив – это социальный организм, в здоровом человеческом обществе”.

Коллектив – это такая ячейка социального общества, которая является материальным носителем отношений и зависимостей, воспитывающих действительный коллективизм и действительных коллективистов.

Качественно новая и объективно необходимая система отношений социалистического общества не может не оказывать решающего влияния на характер отношений в коллективе, который является специфическим слагаемым целого социалистического общества и “вычленяется” для корректировки отношений между обществом и личностью, для максимальной гармонизации их интересов.

В коллективе, писал А.С.Макаренко, зависимости очень сложные. Каждый должен согласовать личные стремления с целями всего коллектива и коллектива первичного.

“Эта гармония общих и личных целей является характером советского общества. Для меня общие цели являются не только главными, доминирующими, но и связанными с моими личными целями.”

Он утверждал, что если коллектив построен не так, то это не советский коллектив.

А.С.Макаренко утверждал, что вопрос заключается не в наличии или отсутствии благоприятных условий для создания коллектива, а в умении создавать эти благоприятные условия, в умении так организовать школьное воспитание, чтобы все элементы этой организации способствовали укреплению единого школьного коллектива.

В советском обществе, писал А.С.Макаренко, не может быть личности вне коллектива. Не может быть обособленной личной судьбы и личного счастья, противопоставленных судьбе и счастью коллектива. Советское общество состоит из множества коллективов, и между коллективами поддерживаются разносторонние, тесные связи. В этих связях – залог полнокровной жизни и успешного развития каждого коллектива.

Для правильной организации и нормального развития коллектива исключительное значение имеет стиль работы его организатора. Трудно рассчитывать, что будет хороший коллектив, творческая обстановка для работы педагогов, если во главе школы находится человек, умеющий только приказывать и командовать. Директор – это главный воспитатель в коллективе, самый опытный, самый авторитетный педагог, организатор.

Однако по мере развития коллектива функции распоряжения и контроля, поощрения и наказания, организации всё больше переходят к органам самоуправления.

Коллектив есть контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. По отношению к отдельной личности коллектив утверждает суверенитет целого коллектива. Утверждая право отдельной личности добровольно состоять в коллективе, коллектив требует от этой личности. Пока она состоит в нём, беспрекословного подчинения, как это вытекает из суверенитета коллектива. Коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества.

Коллективизм и индивидуализм – пожалуй, это одни из главных понятий, изучающихся в социальной психологии и социологии. Главный смысл коллективизма заключается в том, что для индивида всегда важнее интересы группы, нежели свои собственные.

Человек, которого можно назвать коллективистом, всегда заботится прежде всего не о себе, а о своем коллективе . Для него социальная идентичность гораздо важнее, нежели собственное «Я».

Коллектив

Чтобы рассмотреть понятие «коллективность», нужно сначала определиться с тем, что же такое коллектив. В социальных и психологических науках его принято понимать как особенное качество группы, которое связывается с общим занятием. Однако данное качество присуще не всем социальным группам, а только тем, где имеются сформированные в результате общей деятельности определенные черты. При этом для всех членов команды они являются очень важными.

Главным признаком коллектива является достижение общей цели, к которой стремятся все его члены. Получается, что коллективом можно назвать не только положительные сообщества, но и крайне отрицательные, например преступные группировки. Примечательно, что коллективистический склад характеризуется исключительно добровольным членством. Если индивид не разделяет общие ценности, то никогда не станет членом того или иного сообщества.

У любого коллектива обязательно есть руководитель, который должен расценивать членов группы как основную опору его деятельности. И это отнюдь не удивительно, ведь команда может добиться гораздо больших результатов в работе, нежели индивиды, составляющие ее, по отдельности. При этом члены коллектива реже подвергаются стрессам и могут гораздо эффективнее решать серьезные внутренние проблемы.

Общественный дух не только делает совместную работу более эффективной, но и является стимулом для людей, которые в какой-то степени отстают, двигаться вперед. Вместе с тем то самое общее стремление – это фактор воодушевления, направляющий человека на то, чтобы он полностью и целиком посвящал себя обществу, а также оно позволяет индивиду получить удовольствие от членства в коллективе. Чем более руководитель коллектива способен управлять им, тем большего развития он может достигнуть.

Общество превыше всего

Всем известно, что человек на протяжении своей жизни является членом разных социальных групп, причем нескольких одновременно. Примечательно, что индивидуалисты обычно отождествляют себя с бо́льшим количеством групп, нежели коллективисты, но зато в свою очередь вторые связаны с социальными группами более тесно, им присущи такие черты, как привязанность к членам коллектива, стремление прийти на помощь товарищу, получить совет в сложной ситуации выбора или даже подчиниться.

Основоположником теории коллективизма является Триандис. Он утверждал, что между людьми есть определенные связи, их можно назвать заботливостью. Если человек является коллективистом, то он очень много заботится о членах сообщества. При этом социальные группы оказывают на поведение индивидов очень большое влияние.

Наибольшую значимость для человека имеют группы родственников, коллег и соседей, потому что именно в них люди находятся в тесной связи друг с другом, ведут себя определенным образом и ждут такого же поведения от близких людей. Триандис выделил два типа коллективизма:

  • Горизонтальный.
  • Вертикальный.

Второй тип связан с тем, что для человека важна иерархия членов социальной группы – кто выше по статусу, а кто должен ему подчиняться. Принцип коллективизма заключается во взаимозависимости и единстве его членов, хотя иерархическую идею полностью отрицать здесь нельзя.

Если говорить о преимущественных ценностях коллективизма, то они довольно просты – это чувство долга, сохранение обычаев, единства группы и пр. Они делают отношения в коллективе гармоничными и закономерно обусловленными.

Правильные нормы

Что такое коллективизм? Прежде всего это важность групповых установок – например, жизнь как у других и нормальное поведение, а также зависимость от мысли, что о человеке скажут люди, и т.п.

Зависимость от группы обычно носит поощрительный характер, даже если это касается одалживания взаймы денежных средств, вещей или продуктов. Все это основывается на взаимности. Так что если сегодня вы дали взаймы члену коллектива пару тысяч, то в будущем можете запросто обратиться к нему с такой же просьбой.

Еще одной важной нормой такого общества является удовлетворение потребностей. Во всех племенных поселениях, например, все ресурсы объединяются в одну общую «кассу», а потом распределяются между всеми членами коллектива.

Можно долго рассуждать о том, чем отличаются индивидуализм и коллективизм, но можно рассмотреть и их общие черты. Например, как утверждал Шварц, есть ценности, одинаково служащие интересам и отдельного человека, и коллектива в целом, поэтому они могут регулировать поведение людей в любом коллективе.

Главным примером такой ценности можно считать мудрость. Между тем в каждом современном коллективе существуют универсальные ценности, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Например, охрана от загрязнения окружающей среды, общественная справедливость и защита мира.

Можно также смело утверждать (и это подтверждено социальными экспериментами), что ценности, считающиеся главными для одной культуры, могут быть важными и для совершенно иной. К примеру, в Америке уже много лет назад описали связь индивидуализма с коллективизмом в плане стремления к достижениям. Но это же стремление наблюдается и в других странах – в Японии, Китае и т.п.

В социальных науках имеется и несколько иной взгляд. К примеру, Хофстеде рассматривал коллективизм с индивидуализмом как взаимоисключающие понятия. Они могут совместно существовать и в зависимости от обстоятельств в той или иной степени проявляться как в культуре, так и отдельно у каждого человека.

Ученый доказал, что представители коллективистских культур ведут себя, учитывая поведение других участников группы. Причем они ведут себя с учетом обстоятельств: если они будут контактировать с членами другого общества, то их поведение может быть похоже на индивидуалистическое.

Главная особенность общения в культурах, которые можно назвать коллективистскими, заключается в том, что стиль общения с «чужими» и «своими» очень разный. Ярким примером может служить уважительное общение японцев со значимыми людьми и их грубость на улицах или в общественном транспорте. Справедливости ради нужно сказать, что и у русских наблюдается подобное поведение: с родными и друзьями они весьма благожелательны, а с посторонними обычно холодны и порой даже невежливы.

Мировые тенденции

Принцип коллективизма и индивидуализма весьма широко описывается в западных социальных науках. Их представители обычно склонны считать, что в современном мире наблюдается тенденция к индивидуализму. Он является неизбежным фактором, присущим индустриальному обществу.

Например, психолог из Польши Я. Рейковски говорит, что общество, которому присущи коллективные ценности, в современном мире не имеет шансов на процветание. Исключением в его теории являются только страны Дальнего Востока.

В современной науке существует мнение, что если в обществе приоритетом будет индивидуализм, то может быть утерян не просто общинный уклад, но и инстинкт самосохранения человека. Этому есть масса примеров. Если человек будет ориентироваться только на свое мнение, не учитывая норм морали, ценностей социальных групп, законов и т.п., то он запросто может стать преступником или самоубийцей. Для обществ, в которых люди отличаются индивидуализмом, характерно большое количество разводов, насилия и пр.

Коммунитаризм

Социологи и психологи, стремясь объединить лучшие индивидуалистические и коллективистские культуры, создали отдельную концепцию, которая называется коммунитаризм. Этот психологический феномен основан на том, что главным качеством каждого человека является его стремление жить в обществе, не теряя при этом собственной индивидуальности.

Коммунитаризм бывает двух видов – философский и идеологический. Первый представляет собой течение, в котором принято считать, что каждого отдельного человека формирует общество. В связи с этим индивид отдельно от своей общины не может рассматриваться вообще никогда. Но при этом каждый человек призван подчеркивать роль, которую играет общество в формировании его собственных ценностей.

Примечательно, что философский коммунитаризм – очень древняя теория, хотя современное свое название она получила совсем недавно благодаря Н. Бердяеву. В этом течении все понятия рассматриваются в зависимости от роли общества для человека. Например, понятие «справедливость»: если в широком смысле оно означает честность, то в философском коммунитаризме трактуется как иерархическое равенство и братство.

Если говорить о коммунитаризме идеологическом, то он соединил в себе черты морального консерватизма и леволиберальной экономической политики. Главной идеей этого течения можно назвать стремление к установлению гражданского общества, основу которого составляют общественные организации, а не индивидуальности.

Идеологический коммунитаризм провозглашает бесплатное образование, развитие программ по защите окружающей среды и по повышению нравственности. При этом человеку предоставлены все права и свободы, которые могут ограничиваться только интересами других членов коллектива. У представителей идеологического коммунитаризма имеется масса единомышленников среди известных современных политиков. Автор: Елена Рагозина

Проявления индивидуализма и коллективизма в поведении сотрудников могут быть одинаково полезны для трудовой деятельности. О том, как взаимодействовать с коллективистами и индивидуалистами, читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Что такое индивидуализм и коллективизм

Индивидуализм и коллективизм представляют собой особые типы поведения людей, основанные на особенностях психологического склада и близкой по духу идеологии.

Скачайте документы по теме:

Индивидуализм характеризуется противопоставлением интересов отдельной личности интересам коллектива и общества. Индивидуализм можно охарактеризовать фразой - «человек и мир вокруг него».

Интересы человека здесь первичны, с другими людьми индивид договаривается о совместных общих интересах. Договоренности регулируются в соответствии с законами. С окружающей средой человек взаимодействует, исходя из собственных интересов.

Коллективизм - это общество и человек в нем. Главное здесь - общность. Человек работает на обеспечение интересов общества, а уже потом обеспечивает и свои интересы. Индивид воспринимает себя только как часть коллектива .

Таким образом, коллективизм - это принцип общественной жизни и работы людей, который проявляется в осознанном подчинении личных интересов общественным, в сотрудничестве и взаимопомощи. В отличие от индивидуализма, в коллективизме мировоззренческие ценностные ориентации направлены на организацию общественной жизни. Важен коллектив, совместные действия граждан, основанные на общности интересов, взаимопомощи, солидарности и ответственности.

Как коллективизм и индивидуализм проявляются в межличностных отношениях на работе

Подобные проявления коллективизма или индивидуализма в межличностных отношениях нельзя смешивать со стремлением к карьере или отсутствием желания продвижения.

Индивидуалиста предпочитает пробиваться в жизни за счет личных и профессиональных способностей, личного опыта и труда. Коллективист пробивается вместе с коллективом, за счет группы и исполнения своей роли в коллективе .

Индивидуализм и коллективизм как мировоззренческие ценностные ориентации

Индивидуализм и коллективизм не следует смешивать с эгоизмом и альтруизмом, замкнутостью и общительностью, и другими качествами того же рода. Коллективист в работе не обязательно ставит интересы коллектива выше своих личных. Он вполне может предавать коллектив за свои мелкие выгоды и, пребывая в группе, ненавидеть ее участников.

Индивидуалист может оказаться достаточно общительным человеком, отзывчивым на просьбу о помощи коллеги. И даже избегая привлечения к себе внимания, может любить людей и быть преданным коллективу, в ряде случаев жертвовать своими интересами ради достижения результата .

Объясняются такие мировоззренческие ценностные ориентации приверженцев индивидуализма и коллективизма тем, что индивидуалист психологически самодостаточен. Ощущает себя независимо от своей социальной позиции как целостную личность. Коллективист же воспринимает себя как единицу чего-то целого и принимает принцип, что интересы коллектива выше интересов личности.

Для индивидуалиста интересы членов коллектива по отдельности и коллектива равноценны. Грамотно используя этот постулат, HR-специалист и руководство может выстроить эффективный рабочий процесс с индивидуалистом.

Коллективизм и индивидуализм в России исторически заняли позиции сильного противостояния, что до сих пор негативно отражается на взаимоотношениях между приверженцами этих идеологий.

В большинстве российских организаций индивидуализм подсознательно воспринимается негативным проявлением и имеет низкую оценку личностного начала в обществе, а коллективизм - высокую. Но для успешной рабочей деятельности руководству необходимо избегать подобных перекосов для обеспечения эффективности труда .

Параметры коллективизма делают индивида более приспособленным к сложным условиям современного общества, чем проявления индивидуализма. Это означает, что коллективист обычно подвижнее, гибче, лояльнее в работе, чем индивидуалист.

Однако есть виды деятельности, с которыми хорошо справляются лишь индивидуалисты. В основном это виды творческой деятельности, где коллектив не способен заменить отдельную личность не имеет никаких преимуществ перед ней.

Успешной работе индивидуалиста помогают основные ценности индивидуалистической культуры:

  • свобода в поступках и самодостаточность;
  • самостоятельность в суждениях;
  • отличие от других и независимость;
  • комфортное ощущение себя в любом окружении или в одиночестве.

Этика коллективизма и этика индивидуализма во взаимоотношениях персонала

Этика коллективизма и этика индивидуализма могут рассматриваться с точки зрения трудовой деятельности человека.

Выстраивая рабочие и партнерские отношения с индивидуалистом, следует иметь ввиду, что он воспринимает себя как автономное существо. В других людях он признает таких же суверенных личностей. И даже к коллективу, в котором индивидуалист по долгу работы вынужден находиться, он относится как к равноправной единице.

Чем больше заботы проявляет индивид по отношению к другим, чем больше он себя чувствует связанным с другими, тем большим идеологическим коллективистом является.

В коллективистских культурах высоко оценивается «правильное поведение», жизнь по обычаю, по уставу, корпоративным ценностям . Поощряется зависимость от группы: одалживание денег или вещей способствует сохранению системы отношений, основанных на взаимности.

Вывод

Проявления индивидуализма и коллективизма равно важны в рабочем коллективе. Руководству предприятия важно избегать отдавать предпочтение какой-то одной из особенностей поведения сотрудников.

4.2. Индивидуализм и коллективизм

Социальные психологи заинтересовались этой темой относительно недавно, но в культурантропологии, социологии и общей психологии ее изучению посвятили работы многие серьезные исследователи. Так, Дж. Брунер одной из двух основных групп культурных факторов, обусловливающих познавательное развитие, рассматривает ценностные ориентации – ориентированность культуры либо на коллектив, либо на индивида (см. Брунер, 1977). С его точки зрения, индивидуалистическая ориентация характерна для современных культур, а коллективистическая ориентация – для традиционных культур, в которых «субъективизм личности... не культивируется; наоборот поддерживается идея реальности, единства человека и мира» (Там же, с. 328). Брунер напрямую связывает отсутствие власти человека над средой с коллективистической ориентацией: так как индивид традиционного общества не располагает возможностями влиять на условия среды, он меньше отделяет себя от физического мира и других индивидов.

Американский исследователь полагает, что фактором, формирующим выбор индивидуалистической или коллективистической ориентации, является интерпретация взрослыми ранних действий ребенка. Он приводит данные, согласно которым у племени уолоф в Сенегале двигательная активность маленьких детей интерпретируется не сама по себе, а лишь как знак отношения к тем или иным членам общности. По мнению Бруне-ра, социальная интерпретация двигательных актов способствует тому, что ребенок уолоф в будущем будет больше идентифицировать себя с группой и меньше различать физические и социальные явления.

Брунер подчеркивает, что индивидуалистическая ориентация распространяется по мере овладения людьми окружающим миром. В индивидуалистических культурах внимание ребенка привлекается к другой стороне физической активности: его действия интерпретируются с точки зрения успеха двигательных актов, а «прочие люди тем самым становятся несущественными для реализации этих актов» (Брунер, 1977, с. 333).

Проблемы дихотомии индивидуализма/коллективизма волновали и многих других исследователей. Американский культуран-трополог Ф. Хсю сравнивал американцев, весь образ жизни которых центрирован на индивиде, и китайцев, в образе жизни которых, центрированном на ситуации, постоянно проявляется взаимозависимость. Социолог Т. Парсонс проводил различие между ориентацией «деятеля», преследующего собственные интересы, на «Я» и ориентацией «деятеля», преследующего общие интересы, на коллектив и рассматривал данную пару ценностных ориентации социальной системы в качестве одной из центральных.

Существенный вклад в эмпирическое исследование коллективизма и индивидуализма внес Г. Хофстеде, предложивший одну из наиболее известных систем измерения культур (см. Hofstede, Bond, 1984). Проделав гигантскую работу – факторный анализ 116000 анкет, выявлявших ценностные ориентации сотрудников корпорации IBM более чем в 50 странах, он выделил четыре фактора, одним из которых оказался индивидуализм, понимаемый Хофстеде как «эмоциональная независимость индивидов от групп, организаций или других коллективов» (Цит. по: Hui, Tri-andis, 1986, p. 228). В качестве единиц анализа рассматривались государства, в которых проводилось исследование. Они и были проранжированы по степени приверженности их граждан индивидуализму. Наибольший индивидуализм проявили граждане США, Австралии, Великобритании, а наименьший – граждане Пакистана, Колумбии, Венесуэлы.

К настоящему времени социальными психологами проведено большое количество сравнительно-культурных исследований индивидуализма и коллективизма, которые если теперь и рассматриваются на групповом уровне как ценности, то как «мета-ценности», включающие в себя обширный кластер убеждений и стереотипов поведения: более четко операционализированные ценности, например ценности независимости и подчинения, нравственные нормы, обычаи, культурные скрипты и т.п. Или, вслед за Триандисом, используется понятие культурных синдромов.

Впрочем, индивидуализм/коллективизм продолжает подвергаться анализу и в качестве ценностных ориентации отдельных индивидов – склонных к коллективизму аллоцентрических и склонных к индивидуализму идиоцентрических личностей, по терминологии того же Триандиса.

Многочисленные исследования продемонстрировали полезность категорий индивидуализма и коллективизма для концептуализации, предсказания и объяснения межкультурных различий в поведении индивидов. Например, выявлены различия у членов двух типов культур в локусе контроля, каузальной, атрибуции, проявлении эмоций, значимости личностной или социальной идентичности, способах выхода из конфликтов, стилях преподавания, и т.д. и т.п.

На основе своих и чужих исследований, в том числе анализа представлений 46 психологов и культурантропологов о действиях коллективиста и индивидуалиста в различных ситуациях, т.е. имеющейся у них «имплицитной теории индивидуализма/коллективизма», Г. Триандис попытался суммировать различия между двумя типами культур (см. Triandis, 1994; Hui, Tri-andis, 1986). Мы перечислим только некоторые из них, добавив особенности, выделенные Ш. Шварцем (см. Schwartz, 1990). Впрочем, израильский психолог предпочитает называть их соответственно коммунальными и договорными обществами, беря за основу социальную структуру, а не ценностные характеристики.

Основный смысл индивидуализма состоит в том, что человек принимает решения и действует в соответствии со своими личными целями, предпочитая их целям общественным. «Я» определяется в индивидуалистических культурах как независимая, способная выжить вне группы единица, а индивиды – как базовые единицы социального восприятия. Индивидуалисты являются членами многих групп, но – за исключением нуклеарной семьи – слабо с ними идентифицируются и мало от них зависят. Группы, в свою очередь, оказывают слабое влияние на поведение индивидов. Даже родители мало влияют на выбор друзей, работы, места жительства своих подросших детей. Обязанности и ожидания людей основаны на переговорах в процессе достижения или изменения личностного статуса. Приемлемыми признаются споры и конфликты внутри группы. Эмоционально индивидуалисты обособлены от окружающих и имеют склонность к уединению.

Основные ценности индивидуалистической культуры – свобода в поступках и самодостаточность, самостоятельность в суждениях, власть над окружающими – позволяют индивиду комфортно себя чувствовать в любом окружении или в одиночестве, отличаться от других и быть независимым.

В индивидуалистических культурах поведение в большей степени регулируется социальными установками, чем групповыми нравственными нормами. Отмечается даже ориентированность подобных культур на нарушение норм – «стремление к оригинальности, необычности, чудачеству, юродству» (Лотман, 1992 а, с. 296). Существующие нормы поощряют независимость от группы: не принято одалживать деньги или брать взаймы вещи. При распределении материальных ресурсов превалирует норма справедливости, согласно которой вознаграждение должно соответствовать индивидуальному вкладу.

Основной смысл коллективизма – приоритет интересов группы над личными интересами: коллективист заботится о влиянии своих решений и действий на значимое для него сообщество. «Я» определяется с точки зрения группового членства, социальная идентичность является более значимой, чем личностная, а базовыми единицами социального восприятия являются группы.

Коллективисты осознают себя членами меньшего количества групп, чем индивидуалисты, но связаны с ними более тесно. Они чувствуют себя вовлеченными в жизнь других людей, у них преобладают потребности помочь в трудную минуту, проявить привязанность, в ситуации выбора посоветоваться, даже подчиниться:

«Говоря о связях между людьми, все это можно обобщить словом «заботливость». Чем больше заботы проявляет индивид по отношению к другим, чем больше связанным с другими он себя чувствует, тем брльщим коллективистов он является» (Hui, Triandis, 1986, p. 240).

В свою очередь, группы оказывают сильное влияние на поведение индивидов. Наиболее значимыми признаются сообщества родственников, соседей, коллег, где люди связаны взаимными обязанностями и ожиданиями, основанными на их постоянном статусе. Это относится прежде всего к одному из двух выделяемых Триандисом типов коллективизма – вертикальному коллективизму, при котором акцентируется иерархия членов группы. Самоопределение в этом случае связано с особым местом в иерархии, а как физическое, так и социальное пространство рассматривается в терминах «почетное – менее почетное».

Второй тип коллективизма – горизонтальный – делает акцент на взаимозависимости и единстве. Впрочем, строгая иерархия, характерная для вертикального коллективизма, часто сопровождается солидарностью лиц, занимающих различный статус (см. Бгажноков, 1983).

Основными ценностями коллективистической культуры являются следование традициям, послушание, чувство долга, которые способствуют сохранению единства группы, взаимозависимости ее членов и гармоничным отношениям между ними.

В коллективистических культурах групповые нормы являются более важным регулятором поведения, чем социальные установки. «Высоко оценивается «правильное поведение», «жизнь по обычаю», «как у людей», «по уставу»« (Лотман, 1992 а, с.296).

Нормативно поощряется зависимость от группы: одалживание денег или вещей способствует сохранению сети отношений, основанных на взаимности. При распределении ресурсов превалируют нормы равенства и удовлетворения потребностей. Так, в племенных поселениях все ресурсы объединялись в общий фонд, и даже в обществах охотников, поощрявших инициативу и независимость, крупная добыча часто делилась между членами сообщества.

Можно и дальше выделять особенности индивидуалистических и коллективистических культур, однако результаты теоретических изысканий и эмпирических исследований, полученные в последнее время, значительно усложняют картину. Так, III. Шварц указал на недостатки рассмотрения индивидуализма/коллективизма как дихотомии противоположных базовых ценностей (см. Schwartz, 1990).

Во-первых, существуют ценности, которые в одинаковой мере служат интересам как индивида, так и группы, и поэтому регулируют поведение людей в любой культуре. С точки зрения Шварца, одной из таких ценностей является мудрость.

Во-вторых, в любом современном обществе имеются важные универсальные ценности, которые, оставаясь коллективными, не являются групповыми (социальная справедливость, защита окружающей среды, защита мира).

В-третьих, на основе эмпирических исследований установлено, что некоторые ценности, считавшиеся характерными для одного из типов культур, являются значимыми для обоих. Так, в США давно описана связь индивидуализма с мотивацией достижений. Но и японцы или китайцы, оставаясь коллективистами, стремятся к достижениям. Шварц не обнаружил предполагавшейся связи индивидуализма с гедонизмом (поисками удовольствия и счастья), а коллективизма – с безопасностью. Более того, Пепитон утверждает, что возможна тесная связь между справедливостью и равенством: в США, где «распределение вознаграждений в соответствии с заслугами является доминирующей ценностью, господствует также правило честной оценки индивидуального вклада, т.е. норма равенства критериев при оценке заслуг всех людей» (Pepitone, Triandis, 1987, p.489).

Как бы то ни было, в настоящее время коллективизм и индивидуализм уже не рассматриваются, как это делал Хофстеде, в качестве взаимоисключающих полюсов некоего теоретического континуума. Два культурных синдрома могут сосуществовать и в зависимости от ситуации более или менее ярко проявляться в каждой культуре, у каждого человека. В эмпирических исследованиях у одних и тех же людей по отношению к разным группам и в зависимости от целей взаимодействия были обнаружены обе ориентации.

Во-первых, поведение представителей коллективистических культур во многом зависит от того, кто те «другие», с которыми они взаимодействуют. Коллективисты обнаруживают описанные выше качества главным образом при контактах с членами своей группы, с членами других групп их поведение похоже на поведение индивидуалистов. В частности, стремление помогать другим или избегать конфликта есть отражение преданности группе и желания сохранить групповую гармонию. Среди чужих эти нормы не действуют.

Одна из- главных особенностей коммуникации в коллективистических культурах – существенная разница в стиле общения со «своими» и «чужими». Например, иностранцев поражает контраст между преувеличенной вежливостью японцев в общении со значимыми для них другими и их грубым поведением в общественном транспорте и на улицах современных городов.

В общественных местах и русские воспринимаются иностранными наблюдателями грубыми, невежливыми и «холодными». Но отмечая большую, чем у европейцев и американцев, холодность русских при анонимных контактах, те же наблюдатели подчеркивают их теплоту в отношениях внутригрупповых, особую значимость друзей и дружбы (см. Stephan, Abalakina-Раар, 1996).

Во-вторых, выяснилось, что применение той или иной нормы при распределении вознаграждения определяется целью взаимодействия. Вне зависимости от культуры справедливость предпочитается, если цель – продуктивность, а равенство, если цель – сохранение групповой гармонии. Лишь в том случае, когда цель четко не определена, индивиды из коллективистических культур ориентируются на сохранение групповой солидарности, а не на продуктивность (см. Kagitcibasi, Berry, 1989).

В социальных науках стран Запада долгое время предсказывалась мировая тенденция прогресса к индивидуализму, якобы неизбежному в индустриальном обществе. Еще и сегодня некоторые авторы, особенно из бывших социалистических стран, утверждают, что современное общество идет к полному разрушению коллективистической ориентации. Так, польский психолог Я. Рейковски предсказывает что «общество, основанное на коллективистических принципах, не имеет шансов на процветание в современном мире» (Рейковски, 1993, с.29). Правда, он делает исключение для государств Дальнего Востока. Более того, Рейковски сам себе противоречит, рассматривая в качестве последствий вытеснения коллективистических норм и ориентации на государство в Центральной и Восточной Европе не только развитие личностной идентичности, но и попытки изыскать новые возможности для идентификации с какой-либо большой группой, чаще всего этнической или религиозной.

Многие современные исследователи вслед за выдающимися мыслителями XX столетия В. И. Вернадским и П. Тейяр де

Шарденом, напротив, считают, что развитие человечества при господстве индивидуалистической культуры ставит под угрозу выживание вида:

«Можно даже говорить о выраженной склонности человечества к самоубийству как вида. Выделение в качестве «атома» человечества не коллективов, не общностей (например, этносов), а индивида привело к утере видового инстинкта самосохранения» (Кара-Мурза, 1990, с. 9-10).

Действительно, общество, поведение членов которого регулируется индивидуалистическими ценностями свободы в поступках и самостоятельности в суждениях, кроме несомненных достоинств имеет и множество недостатков. Именно для него в большей степени, чем для общества коллективистического, характерны одиночество, разводы, депрессия, преступления, связанные с насилием, самоубийства.

В стремлении объединить лучшее из традиций коллективистических и индивидуалистических культур создается социологическая концепция коммунитпарианизма, рассматривающая как наиболее желанное качество личности в обществе способность жить в гармонии с окружающими, не теряя при этом собственной индивидуальности. Коммунитарианисты: «предлагают нечто среднее между индивидуализмом Запада и коллективизмом Востока, между эгоистической независимостью, традиционно понимаемой как мужская роль, и заботливостью, традиционно соотносимой с ролью женщины; между защитой индивидуальных прав и общественным благополучием; между свободой и братством; между я-мышлением и мы-мышлением» (Майерс, 1997, с.255).

Из книги Проблемы психологии народов автора Вундт Вильгельм

1. Индивидуализм в предании и в истории. Существует естественная, всюду распространенная, характерная для наивного миропонимания склонность приписывать всякое ценное или важное, значительное изобретение - личности как творцу его. Так, уже первобытный миф создает образ

Из книги Смысл тревоги автора Мэй Ролло Р

4. Индивидуализм в современном языковедении. Действительно, нет недостатка в попытках привести отдельные эмпирические доказательства в пользу этих гипотез. Но ясно, что всем этим примерам придается значение лишь потому, что та предпосылка, которую они должны доказать,

Из книги Азбука для несовершеннолетних: Сборник автора Автор неизвестен

Индивидуализм эпохи Возрождения Такая черта характера западного человека, как индивидуализм, становится понятнее, если рассматривать ее как реакцию на коллективизм средних веков. В средние века, как говорит Буркхард, человек «сознавал себя членом своего племени,

Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод

Коллективизм – отношение между людьми, основанное на единстве их коренных интересов, и соответствующее этому единству общественное сознание, которое выражается в преданности людей общему делу, в чувстве высокой ответственности перед коллективом.Коллективизм является

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Индивидуализм Индивидуализм создает у человека ощущение, что его достижения - результат исключительно его личных усилий, а неудачи - исключительно его вина. Преувеличенная значимость индивидуального вклада заставляет людей забыть о том, что они влияют друг на друга

Из книги Педология: Утопия и реальность автора Залкинд Арон Борисович

Тупиковый индивидуализм Мы часто отождествляем любовь к одиночеству с силь­ной индивидуальностью. Молодые люди особенно склон­ны судить о силе и самостоятельности своей личности в зависимости от того, могут они обходиться без компании или нет. Стремление к одиночеству

Коллективизм

Термином коллективизм также обозначают социальные системы, реализующие принцип коллективизма и стремящаяся с помощью любых средств, включая и насилие, преобразовать общество во имя достижения единой цели, и отрицающие во имя этой цели автономию индивида. Коллективизм является общей чертой тоталитарных систем , таких как коммунизм , нацизм и фашизм .

Отношение к коллективизму в разных общественных формациях и государствах

Коллективизм может быть теоретическим, существующим в форме проекта коллективистического переустройства общества, и практическим, существующим в виде конкретного коллективистического общества. Формой коллективизма индустриального общества является социализм . Коллективисты полагают, что для личности полезна включенность в коллектив , под чем могут подразумевать различные понятия - группу людей, социальный класс, всё общество, нацию, государство .

Критика коллективизма

Различные виды коллективизма, коммунизма , фашизма и пр. расходятся в определении природы той единой цели, которой должны направляться все усилия общества. Но все они расходятся с либерализмом и индивидуализмом в том, что стремятся организовать общество в целом и все его ресурсы в подчинении одной конечной цели и отказываются признавать какие бы то ни было сферы автономии, в которых индивид и его воля являются конечной целью

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Коллективизм" в других словарях:

    Главенство некоего коллектива или группы, напр., общества, гос ва, нации или класса, над человеческой личностью. Перефразируя известное выражение Б. Муссолини, относящееся к гос ву, суть К. можно передать принципом: «Все в коллективе, все… … Философская энциклопедия

    коллективизм - а, м. collectivisme m. 1. Термин, часто употребляемый в романских странах для обозначения социализма. МСЭ 1930. 2. Социальное учение, признающее право собственности только за государством или за обществом. Мак. 1908. Общность, коллективность… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Система, при которой все члены общества своим имуществом гарантируют обязательства последнего. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОЛЛЕКТИВИЗМ социальное учение, по котор. земля и орудия производства… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (collectivism) Первоначально применялся в отношении анархизма (anarchism) Бакунина (Bakunin). В политическом смысле утверждал моральный статус коллектива как свободно образованного и самоуправляемого сообщества, в противовес первичности индивида… … Политология. Словарь.

    коллективизм - как свойство личности выражает уровень социального развития человека, проявляемый в личной ответственности за общественный прогресс, за коллектив, в постоянных действиях на благо общества. В структуре коллективизма большую роль играют… … Большая психологическая энциклопедия

    Коллективизм - Коллективизм ♦ Collectivisme Превалирование над всем коллективистского начала, особенно – коллективной собственности. Коллективизм является попыткой преодоления эгоизма с помощью закона. Этим объясняется, почему исторически коллективизм… … Философский словарь Спонвиля

    - [оле], коллективизма, мн. нет, муж. (книжн.). 1. Общность, коллективность владения, пользования, труда. 2. Принцип общественной солидарности, товарищества. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    КОЛЛЕКТИВИЗМ, а, муж. Принцип общности, коллективное начало в общественной жизни, в труде, в какой н. деятельности. Дух коллективизма. | прил. коллективистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 3 общинность (2) соборность (4) содружество (15) … Словарь синонимов

    Англ. collectivism; нем. Kollektivismus. 1. Форма соц. взаимосвязей, выражающих отношения сотрудничества, солидарности, взаимопомощи людей. 2. Этнический принцип, противопоставляемый индивидуализму, выражающий приоритет общих интересов над… … Энциклопедия социологии

    - (collectivism) Экономическая система, при которой планирование осуществляется преимущественно центральным правительством, а средства производства являются общественной собственностью. Такая система существовала в нескольких странах Восточного… … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • "Я сказал - вы - боги..." Религиозное течение в освободительном движении 70-х гг. XIX в. в России ("богочеловечество") , Соловьев Константин , Монография посвящена истории «богочеловечества» - одного из направлений в общественной мысли и общественном движении России 70-х годов XIX века. Духовные поиски участников освободительного… Категория: Российская философия Серия: Издатель: