Древние поселения урала. Древние города урала. Может, метеорит вдарил

Статья подробно рассказывает об Аркаиме и уральской Стране городов. Эту информацию всем нашим читателям необходимо знать наизусть, чтобы в споре с адептами академической истории оперировать доказанными фактами. Есть только одна поправка к статье: сведения о том, что народ, построивший Аркаим и Синташту, был кочевым являются предположительными и непроверенными. Вызывает сомнения, что вчерашние кочевники вдруг построили сложнейшие города с канализацией - и перестали кочевать. Думается, это предположение - рудимент официальной истории вчерашнего дня, по принципу: "если жили в степи, значит, были кочевниками". Во-первых, в то время на Южном Урале вполне могла быть густая лесостепь, а во-вторых, разведение скота в промышленных масштабах вполне возможно и при оседлом способе хозяйствования.

Около 4000 лет назад в степях Южного Урала выросли многочисленные города. Самый известный из них - Аркаим . Его руины расположены в нескольких сотнях километров к югу от Екатеринбурга, неподалеку от казахской границы.

Аркаим обнаружили в 1987 году. Помогли результаты аэрофотосъемки, проводившейся в этом районе перед тем, как здесь собирались соорудить водохранилище и затопить эту местность. На фотографиях, сделанных с борта самолета, отчетливо проступали загадочные спирали и круги. Поначалу выдвигались самые разные объяснения. Кто-то говорил даже об инопланетных космодромах, сооруженных в южноуральских степях.

Аркаим был полностью засыпан после раскопок, чтобы предотвратить разрушение стен

Однако раскопки, проведенные под руководством российского археолога Геннадия Борисовича Здановича, принесли не менее сенсационный результат. В бронзовом веке в этой дикой степи, находившейся вдали от очагов цивилизации, возникла сложная городская культура. От планов строительства водохранилища отказались, ив 1991 году Аркаим был взят под охрану.

Всего за последнюю четверть века в степях Южного Урала, на небольшой, по российским меркам, территории размером 350x200 километров, обнаружено 22 древних городища, рас положенных на расстоянии 40-50 километров друг от друга. По словам Здановича, в ту далекую эпоху здесь произошел «подлинный культурный взрыв». Пока ученым неизвестно, что за народ основал эти ранние города (протогорода).

Очевидно, здесь осели племена, кочевавшие прежде в степи. Они принадлежали к так называемой андроновской культуре, распространившейся во II тысячелетии до нашей эры на территории Урала, Казахста на и Западной Сибири. Некоторые ученые связывают жителей Аркаима с индоиранцами (ариями) - той частью древних индоевропейцев, которая в наибольшей мере изучена историками благодаря «Ригведе» и «Авесте».

Исследования Аркаима только начинаются. Известно, что город был окружен двумя кольцами земляных стен, облицованных кирпичами или каменными плитами.

С высоты птичьего полета он напоминает гигантское колесо, затерявшееся в степи. Диаметр внешней стены - 180 метров; внутренней - в два раза меньше. Высота стен достигала 5,5 метра, а ширина - 4-5 метров.

Внешнюю стену опоясывал двухметровый ров. «Для нападающих такой укрепленный город представлял собой серьезное препятствие высотой в современный трехэтажный дом, окруженный водой», - пишет на страницах журнала «Знание - сила» Геннади й Зданович.

Главные ворота, что вели в Аркаим, располагались с западной стороны. По трем другим странам света ориентированы три дополнительных входа. Общая площадь города превышала 20 тысяч квадратных метров.

Вдоль стен, с внутренней стороны, размещались одноэтажные дома, в которых жили горожане. По оценке Здановича, в Аркаиме проживало от 1,5 до 2,5 тысячи человек. Длина домов, сооруженных из глинобитных кирпичей, достигала 20 метров.

Это очень крупные жилища, отмечает археолог. Одной своей узкой стороной дома примыкали к стене, другой выходили на просторную улицу, опоясавшую их ряды. Жилища были увенчаны пологой двускатной крышей.

В той части дома, что примыкала к внешней стене, располагалась «общая комната», где могло уместиться до 50 человек. Ближе к входу были обустроены «семейные» комнаты, отделенные друг от друга перегородками. Через отверстие в крыше можно было подняться наверх. Этим дома в Аркаиме напоминали жилища в древнейшем городе Малой Азии - Чатал-Гуюке.

Вдоль внешней стены Аркаима располагалось до 40 жилищ, а вдоль внутренней стены - 27. Опять же, если смотреть сверху, эти дома напоминали спицы колеса.

И во внешнем кольце Аркаима, и в его внутреннем кольце планировка улиц и расположение домов было схожим. Никаких признаков резкого социального расслоения здесь не замечено. В Аркаиме не было царского дворца, как в современной ему Трое.

В то же время строгость планировки удивляет. Почему все жилища одинаковы и нет дома, построенного для вождя? Кто-то должен был все это придумать, распорядиться, чтобы жилища сооружали по единому плану, задается вопросом Зданович.

Аркаим - это древнейший город, найденный к северу от Кавказа. Его открытие свидетельствует о том, что 4000 лет назад граница между дикостью и цивилизацией пролегала отнюдь не там, где мы привыкли считать. Культура бронзового века распространилась гораздо дальше, чем представлялось.

По словам Здановича, Аркаим, как и другие города Урала, представлял собой модель Вселенной. Люди, жившие здесь, поклонялись солнцу и огню. Возможно, полагает археолог, это был храмовый город и здесь постоянно проживало лишь несколько сотен человек во внутреннем кольце жилищ: жрецы, ремесленники, стражники. Остальные приходили сюда на религиозные праздники из сельской округи, где в радиусе нескольких километров от Аркаима располагались их родовые поселения.

А может быть, жившие здесь люди занимались наблюдениями за звездным небом? Аркаим нередко называют «русским Стоунхенджем».

Но, пожалуй, еще более важным занятием жителей древних уральских городов была выплавка меди.

Так, при раскопках Ольгино (Каменный Амбар) археологи обнаружили медные изделия и шлаки, которые сопутствуют производству меди. Из этого металла изготавливали серпы, колуны, но прежде всего оружие: боевые топоры, наконечники копий и стрел.

Медь была важнейшим сырьем бронзового века, ведь бронза представляет собой сплав меди и олова. Южный Урал изобиловал медной рудой. А потому не случайно тысячи лет назад здесь стали появляться поселения, в которых жили работники, добывавшие ценную руду. Со временем поселения становились все богаче. Их обносили стенами, чтобы защититься от врагов; они превращались в города, десятки городов.

Другим богатством Аркаима было золото. В религиозных представлениях бронзового века этому металлу принадлежит особая роль. Своим ослепительным блеском золото напоминает солнце, которому поклонялись многие культуры древности. Изготовленные из него предметы необычайно ценились.

Немало преданий и легенд той эпохи было связано с золотом, с мифическими существами, сторожившими его, с героями, сумевшими его добыть.

Торговля золотом и медью стала источником богатства недавних кочевников. Они огораживали свои поселения мощными стенами, чтобы защититься от набегов диких племен. Посреди бескрайней степи вырастали первые города.

Уже упомянутый город Ольгино, расположенный в 100 километрах от Аркаима, имел форму прямоугольника с округлыми углами.

Этот город также был окружен земляным валом и рвом. Возможно, за этими стенами проживала знать. Во всяком случае, в окрестностях Ольгина археологи обнаружили пышные захоронения.

В одном из них найдена древнейшая в мире боевая колесница. Почти за 500 лет до того, как колесницы появились в Древнем Египте, на них разъезжали в южнорусских степях.

Эта находка свидетельствует о том, что колесницы, возможно, были изобретены жителями Аркаима и Ольгина и уже оттуда, из уральских степей, домчались до других культурных центров бронзового века, до стран Месопотамии и Ближнего Востока, Египта и микенской Греции.

По оценкам археологов, «Страна городов» просуществовала на Урале 200-250 лет. По непонятным пока причинам жители Аркаима покинули свой город и полностью сожгли его.

Куда они переселились? По предположению Геннадия Здановича, они ушли через степи на юг - в Поволжье, Иран или Индию. Археологам еще предстоит разгадать тайну исчезновения аркаимцев.

06.12.2015 0 19592


Около 4000 лет назад в степях Южного Урала выросли многочисленные города. Самый известный из них — Аркаим . Его руины расположены в нескольких сотнях километров к югу от Екатеринбурга, неподалеку от казахской границы.

Аркаим обнаружили в 1987 году. Помогли результаты аэрофотосъемки, проводившейся в этом районе перед тем, как здесь собирались соорудить водохранилище и затопить эту местность. На фотографиях, сделанных с борта самолета, отчетливо проступали загадочные спирали и круги. Поначалу выдвигались самые разные объяснения. Кто-то говорил даже об инопланетных космодромах, сооруженных в южноуральских степях.

Аркаим был полностью засыпан после раскопок, чтобы предотвратить разрушение стен

Однако раскопки, проведенные под руководством российского археолога Геннадия Борисовича Здановича, принесли не менее сенсационный результат. В бронзовом веке в этой дикой степи, находившейся вдали от очагов цивилизации, возникла сложная городская культура. От планов строительства водохранилища отказались, ив 1991 году Аркаим был взят под охрану.

Всего за последнюю четверть века в степях Южного Урала, на небольшой, по российским меркам, территории размером 350x200 километров, обнаружено 22 древних городища, рас положенных на расстоянии 40—50 километров друг от друга. По словам Здановича, в ту далекую эпоху здесь произошел «подлинный культурный взрыв». Пока ученым неизвестно, что за народ основал эти ранние города (протогорода).

Очевидно, здесь осели племена, кочевавшие прежде в степи. Они принадлежали к так называемой андроновской культуре, распространившейся во II тысячелетии до нашей эры на территории Урала, Казахста на и Западной Сибири. Некоторые ученые связывают жителей Аркаима с индоиранцами (ариями) — той частью древних индоевропейцев, которая в наибольшей мере изучена историками благодаря «Ригведе» и «Авесте».

Исследования Аркаима только начинаются. Известно, что город был окружен двумя кольцами земляных стен, облицованных кирпичами или каменными плитами.

С высоты птичьего полета он напоминает гигантское колесо, затерявшееся в степи. Диаметр внешней стены — 180 метров; внутренней — в два раза меньше. Высота стен достигала 5,5 метра, а ширина — 4—5 метров.

Внешнюю стену опоясывал двухметровый ров. «Для нападающих такой укрепленный город представлял собой серьезное препятствие высотой в современный трехэтажный дом, окруженный водой», — пишет на страницах журнала «Знание — сила» Геннади й Зданович.

Главные ворота, что вели в Аркаим, располагались с западной стороны. По трем другим странам света ориентированы три дополнительных входа. Общая площадь города превышала 20 тысяч квадратных метров.

Вдоль стен, с внутренней стороны, размещались одноэтажные дома, в которых жили горожане. По оценке Здановича, в Аркаиме проживало от 1,5 до 2,5 тысячи человек. Длина домов, сооруженных из глинобитных кирпичей, достигала 20 метров.

Это очень крупные жилища, отмечает археолог. Одной своей узкой стороной дома примыкали к стене, другой выходили на просторную улицу, опоясавшую их ряды. Жилища были увенчаны пологой двускатной крышей.

В той части дома, что примыкала к внешней стене, располагалась «общая комната», где могло уместиться до 50 человек. Ближе к входу были обустроены «семейные» комнаты, отделенные друг от друга перегородками. Через отверстие в крыше можно было подняться наверх. Этим дома в Аркаиме напоминали жилища в древнейшем городе Малой Азии — Чатал-Гуюке.

Вдоль внешней стены Аркаима располагалось до 40 жилищ, а вдоль внутренней стены — 27. Опять же, если смотреть сверху, эти дома напоминали спицы колеса.

И во внешнем кольце Аркаима, и в его внутреннем кольце планировка улиц и расположение домов было схожим. Никаких признаков резкого социального расслоения здесь не замечено. В Аркаиме не было царского дворца, как в современной ему Трое.

В то же время строгость планировки удивляет. Почему все жилища одинаковы и нет дома, построенного для вождя? Кто-то должен был все это придумать, распорядиться, чтобы жилища сооружали по единому плану, задается вопросом Зданович.

Аркаим — это древнейший город, найденный к северу от Кавказа. Его открытие свидетельствует о том, что 4000 лет назад граница между дикостью и цивилизацией пролегала отнюдь не там, где мы привыкли считать. Культура бронзового века распространилась гораздо дальше, чем представлялось.

По словам Здановича, Аркаим, как и другие города Урала, представлял собой модель Вселенной. Люди, жившие здесь, поклонялись солнцу и огню. Возможно, полагает археолог, это был храмовый город и здесь постоянно проживало лишь несколько сотен человек во внутреннем кольце жилищ: жрецы, ремесленники, стражники. Остальные приходили сюда на религиозные праздники из сельской округи, где в радиусе нескольких километров от Аркаима располагались их родовые поселения.

А может быть, жившие здесь люди занимались наблюдениями за звездным небом? Аркаим нередко называют «русским Стоунхенджем».

Но, пожалуй, еще более важным занятием жителей древних уральских городов была выплавка меди.

Так, при раскопках Ольгино (Каменный Амбар) археологи обнаружили медные изделия и шлаки, которые сопутствуют производству меди. Из этого металла изготавливали серпы, колуны, но прежде всего оружие: боевые топоры, наконечники копий и стрел.

Медь была важнейшим сырьем бронзового века, ведь бронза представляет собой сплав меди и олова. Южный Урал изобиловал медной рудой. А потому не случайно тысячи лет назад здесь стали появляться поселения, в которых жили работники, добывавшие ценную руду. Со временем поселения становились все богаче. Их обносили стенами, чтобы защититься от врагов; они превращались в города, десятки городов.

Другим богатством Аркаима было золото. В религиозных представлениях бронзового века этому металлу принадлежит особая роль. Своим ослепительным блеском золото напоминает солнце, которому поклонялись многие культуры древности. Изготовленные из него предметы необычайно ценились.

Немало преданий и легенд той эпохи было связано с золотом, с мифическими существами, сторожившими его, с героями, сумевшими его добыть.

Торговля золотом и медью стала источником богатства недавних кочевников. Они огораживали свои поселения мощными стенами, чтобы защититься от набегов диких племен. Посреди бескрайней степи вырастали первые города.

Уже упомянутый город Ольгино, расположенный в 100 километрах от Аркаима, имел форму прямоугольника с округлыми углами.

Этот город также был окружен земляным валом и рвом. Возможно, за этими стенами проживала знать. Во всяком случае, в окрестностях Ольгина археологи обнаружили пышные захоронения.

В одном из них найдена древнейшая в мире боевая колесница. Почти за 500 лет до того, как колесницы появились в Древнем Египте, на них разъезжали в южнорусских степях.

Эта находка свидетельствует о том, что колесницы, возможно, были изобретены жителями Аркаима и Ольгина и уже оттуда, из уральских степей, домчались до других культурных центров бронзового века, до стран Месопотамии и Ближнего Востока, Египта и микенской Греции.

По оценкам археологов, «Страна городов» просуществовала на Урале 200—250 лет. По непонятным пока причинам жители Аркаима покинули свой город и полностью сожгли его.

Куда они переселились? По предположению Геннадия Здановича, они ушли через степи на юг — в Поволжье, Иран или Индию. Археологам еще предстоит разгадать тайну исчезновения аркаимцев.

1. Памятники бронзового века: культуры и протогорода

1.1 Горное дело и металлургия

Бронзовый век Южного Урала (2-е - нач. 1-го тыс. до н.э.) - историко-культурный период, знаменующийся переходом от металлургии меди к использованию бронзы. Массовое производство орудий труда и оружия из бронзы способствовало активизации социально-экономических отношений и миграционных процессов. Южный Урал в эпоху бронзы представлял собой один из районов добычи медистых песчаников, являвшихся рудным сырьем древних металлургов. Наиболее известны поселения металлургов на Южном Урале, условно названных археологами абашевцами. Добыча руды, ее дробление, обогащение производились на месторождениях Таш-Казган, Никольское. Плавка осуществлялась на поселениях, обычно в плавильных чашах. Полученный металл разливали в литейные формы или подвергали ковке. По мнению одного из ведущих специалистов по древней металлургии, доктора исторических наук Е. Н. Черныха, добавку олова, свинца и других примесей делали уже после выплавки металла. Количество примесей определяли в зависимости от назначения отливаемых предметов (мягкий металл - для серпа, более твердый - для кинжала).

Для периода ранней бронзы развитие металлургии связано с необычным явлением, получившим название Сейменско-Турбинский феномен. В Прикамье О. Н. Бадер раскопал Турбинский могильник, в котором были найдены прекрасно выполненные вещи из металла: кельты, тесла, топоры, ножи, наконечники копий. Они имели характерные формы, были украшены орнаментом и фигурками животных. Исследовано еще четыре крупных могильника: Решное, Сейма (Волга), Ростовка и Сатыга-16 (Зауралье), аналогичных Турбинскому. В настоящее время выделено большое количество бронзовых вещей, сходных по форме и технологии изготовления, распространенных в лесной полосе от Волги до Енисея.

Следующий период активного освоения уральских месторождений связан с использованием руд месторождений Таш-Казган, Никольское, Каргалы (Южный Урал). К середине II тыс. до н. э. производство бронзы на Южном Урале становится постоянным и массовым, а изделия из нее широко распространяются по степным и лесостепным территориям (по мнению некоторых ученых, до Днепра). Сложившаяся за тысячелетнее развитие горного дела и камнеобработки металлургия со II тыс. до н. э. заняла определяющее место в производстве орудий труда и оружия. Вместе с тем уральское население продолжало широко использовать камень, особенно гранит, гнейс, песчаник, диорит. Из них делали молоты и песты для дробления и растирания руды, шлифовальные плиты и зернотерки, наковальни для ковки медных изделий, ритуальные предметы.

1.2 Народы и археологические культуры

Второе тысячелетие до н. э., в которое в основном вписывается бронзовый век на Урале (заканчивается в VIII-VII вв. до н. э.), вмещает большое количество археологических культур и более крупных культурно-исторических общностей, сменяющих друг друга во времени и сосуществующих одновременно в разных природных условиях. Наиболее яркими и значительными для истории Урала были памятники протогородской цивилизации, абашевской и андроновской культурно-исторических общностей (степная и лесостепная зоны), андроноидных культур лесной зоны (черка-скульской, пахомовской, сузгунской), гамаюнской культуры - переходной к раннему железному веку. Ученые уже давно пытаются сопоставить археологические культуры с этносами (народами). Народы, населявшие Урал позднее, в XV в., относились к уральской языковой семье и включали в себя угорскую (ханты, манси), самодийскую (ненцы) и финско-пермскую (коми, удмурты, мордва) ветви. Юг Урала занимали тюркоязычные народы. Протогорода Южного Урала исследователи связывают с индоиранскими племенами индоевропейской языковой семьи. Андроновцев часть исследователей также относит к индоиранцам. Другие же говорят, что они были уграми, как и черкаскульцы (то есть относились к угорской ветви уральской языковой семьи). Гамаюнская культура отражает самодийскую линию развития уральских народов. Процесс формирования народов был сложным. Многочисленные передвижения населения, связанные с изменением природной и социальной обстановки, приводили к смешению, а иногда и исчезновению (поглощению-ассимиляции) отдельных групп.

В последние десятилетия на Южном Урале были открыты свыше 20 памятников начала II тыс. до н. э. с круговой планировкой, наиболее известные из которых Аркаим и Синташтинское поселение. «Страной городов» назвали археологи эти памятники. Аркаим, исследованный в настоящее время не только археологическими методами, но и с помощью аэрофотосъемки, геофизики, палеоботаники, палеозоологии, палеопочвоведения, астрономии, позволяет нам охарактеризовать особенности конструкции и назначения таких спланированных объектов. Аркаим представляет собой круговое сооружение, состоящее из 2-х вписанных друг в друга кругов укреплений (возможно, существовала и третья линия обороны, сейчас разрушенная), к которым примыкают жилища(см Рис 1.2). Центральная площадь оставалась свободной. Площадь поселения около 20 тыс. кв. м. Внешний круг включает более 40 жилищ неправильной четырехугольной формы. В жилищах были колодцы, очаги, ямы-хранилища. В них найдены остатки металлургического производства, а конструкция из колодца и связанной с ним печи позволяла получать сильную тягу, увеличивающую температуру при выплавке. Жителей таких укрепленных протогородов, как Аркаим, можно считать металлургами, скотоводами, земледельцами и воинами. Кроме того, они умели обрабатывать шкуры, кость, делать глиняную посуду, владели ремеслом ткачества.

Рисунок 1.2 - Культурный комплекс Аркаим. II тысячелетие до н. э.

Синташтинско-аркаимскую культуру характеризуют и могильники, среди которых сейчас полностью изучен Синташтинский комплекс. В нем найдены погребения лошадей, людей, колесницы. Исследователи считают, что эти захоронения отражают большую роль воинов в жизни общества. По мнению исследователей, памятники типа Аркаим и Синташта связаны с древними ариями и находят аналогии в текстах древнеиранской «Авесты» и древнеиндийской «Ригведы». Открытия и изучение памятников протогородской цивилизации на Южном Урале продолжаются. Аналогичных памятников в более поздний период эпохи бронзы не обнаружено.

Во времена бронзового века существовали различные племена, обладавшие своей определенной культурой:

1. Племена андроновской культуры. Это были скотоводы-андроновцы, разводившие коров, овец, лошадей. Занимались пойменным земледелием, владели искусством металлургии и металлообработки, делали глиняную посуду. Посуда имела форму горшка с выделенной, иногда отогнутой верхней частью, раздутой основой и плоским дном. Вся поверхность горшка, в том числе и дно, украшалась узорами, среди которых были распространены меандры и свастика, изображающая солнце и отражавшая его большое значение в жизни андроновского населения.

2. Культура лесных племен. Черкаскульские племена, широко расселившиеся в лесной и лесостепной полосе Урала, в своем хозяйстве сочетали скотоводство, земледелие, охоту, рыболовство, собирательство. Ведущей отраслью было придомное скотоводство. Разводили лошадей, коров, овец, реже - свиней. Охотились преимущественно на лося и косулю, водоплавающую птицу (лебедь, гусь).

3. Культура лесных и лесостепных племен. В конце эпохи бронзы лесную и лесостепную полосу Зауралья занимали племена гамаюнской культуры. Известны поселки двух видов: неукрепленные и укрепленные (городища). Среди городищ раскопаны необычные укрепленные жилища - Нижнее и Верхнее Туманские (Северное Зауралье), Шайдурихинское (Среднее Зауралье). Их внешний вид до начала раскопок напоминал холмы. При исследовании обнаружены двойные деревянные стены, обмазанные глиной и подсыпанные грунтом. В таком жилище обитала большая патриархальная семья (патриархальная - значит, такая семья, в которой главным становится мужчина и счет родства ведется по мужской линии). Появление городищ и их частая гибель от пожаров, видимо, связаны с тем, что, расселяясь, гамаюнцы встречались с местными племенами. Эти контакты не всегда были мирными. Охота оставалась главным занятием гамаюнского населения. Кроме этого, они занимались рыболовством, а в южных районах и скотоводством. Орудия труда и оружие делали из камня, рога, кости (наконечники стрел, скребки, топоры, проколки), посуду и другие бытовые вещи - из глины, украшения - из меди.

К произведениям искусства бронзового века относятся некоторые наскальные рисунки, скульптурные изображения людей и животных на орудиях труда и предметах культа. В степных районах чаще находят изображение мужчин, что отражает их возрастающую роль в обществе скотоводов и воинов. У лесных племен сохраняется высокое положение женщины. Здесь иногда находят женские фигурки. Головками или целыми фигурками оформлялись каменные песты, молоты и бронзовые вещи - например, сейменско-турбинские ножи, наконечники копий. Богатым и разнообразным было орнаментальное украшение бронзовых вещей (кельтов, ножей) и керамики.

У населения бронзового века наблюдается сложившийся культ умерших. Курганные могильники (то есть захоронения под высокими насыпями) типичны для степной зоны, а грунтовые (без насыпания холмов) - в лесной. По вещам, положенным вместе с умершими, можно понять, чем занимался человек и какое положение он занимал в обществе при жизни. Встречаются, например, погребения металлургов, кузнецов, знатных воинов, которых сопровождало захоронение коней. Для степных племен характерен, видимо, и культ солнца. Для проведения обрядов, принесения жертв служили, как и в энеолите, специальные места-святилища.

Эпоха бронзы – время активных контактов и переселения народов. Но взаимодействия различных культур не всегда носили мирный характер. Именно для эпохи бронзы впервые отмечено обилие боевого оружия – копий, ножей-кинжалов, полированных каменных топоров и т. д. Военные столкновения были следствием углубления процесса имущественной и социальной дифференциации, дальнейшего разложения родового строя, происходившего в результате прогресса экономики.