Актуальность графов. Старт в науке. История возникновения теории графов

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 51

г. Оренбург.

Проект на тему:

учитель математики

Егорчева Виктория Андреевна

2017

Гипотеза : Если теорию графов сблизить с практикой, то можно получить самые благотворные результаты.

Цель: Ознакомится с понятием графы и научиться применять их при решении различных задач.

Задачи:

1)Расширить знания о способах построения графов.

2)Выделить типы задач, решение которых требует применения теории графов.

3) Исследовать использование графов в математике.

« Эйлер вычислял без всякого видимого усилия, как человек дышит или как орёл парит над землёй ».

Доминик Араго.

I . Введение. стр.

II . Основная часть.

1. Понятие графа. Задача о Кенигсбергских мостах. стр.

2. Свойства графов. стр.

3. Задачи с применением теории графов. стр.

Ш. Заключение.

Значение графов. стр.

IV . Список используемой литературы. стр.

I . ВВЕДЕНИЕ.

Теория графов - наука сравнительно молодая. «Графы» имеют корень греческого слова «графо», что значит «пишу». Тот же корень в словах «график», «биография».

В своей работе я рассматриваю, каким образом используется теория графов в различных областях жизни людей. Каждый учитель математики и практически каждый ученик знает, сколько трудностей доставляет решение геометрических задач, а также текстовых задач по алгебре. Исследовав возможность применения теории графов в школьном курсе математики, я пришла к выводу, что эта теория значительно упрощает понимание и решение задач.

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Понятие графа.

Первая работа по теории графов принадлежит Леонарду Эйлеру. Она появилась в 1736 году в публикациях Петербургской Академии Наук и начиналась с рассмотрения задачи о кенигсбергских мостах.

Вы наверное, знаете, что есть такой город Калининград, раньше он назывался Кенигсберг. Через город протекает река Преголя. Она делится на два рукава и огибает остров. В 17 веке в городе было семь мостов, расположенных так, как показано на рисунке.

Рассказывают, что однажды житель города спросил у своего знакомого, сможет ли он пройти по всем мостам так, чтобы на каждом из них побывать только один раз и вернуться к тому месту, откуда началась прогулка. Многие горожане заинтересовались этой задачей, однако придумать решение никто не смог. Этот вопрос привлек внимание ученых из многих стран. Разрешить проблему удалось известному математику Леонарду Эйлеру. Леонард Эйлер, уроженец города Базеля родился 15 апреля, 1707 года. Научные заслуги Эйлера огромны. Он оказал влияние на развитие почти всех разделов математики и механики как в области фундаментальных исследований, так и в их приложениях. Леонард Эйлер не только решил эту конкретную задачу, но и придумал общий метод решения этих задач. Эйлер поступил следующим образом: он «сжал» сушу в точки, а мосты «вытянул» в линии. В результате получилась фигура, изображенная на рисунке.

Такую фигуру, состоящую из точек и линий, связывающих эти точки, называют графом . Точки A , B , C , D называют вершинами графа, а линии, которые соединяют вершины - ребра графа. На рисунке из вершин B , C , D выходят по 3 ребра, а из вершины A - 5 ребер. Вершины, из которых выходит нечетное число ребер, называют нечетными вершинами, а вершины, из которых выходит четное количество ребер, - четными.

2.Свойства графа.

Решая задачу про кенигсбергские мосты, Эйлер установил, в частности, свойства графа:

1.Если все вершины графа четные, то можно одним росчерком (т.е. не отрывая карандаша от бумаги и не проводя дважды по одной и той же линии) начертить граф. При этом движение можно начать с любой вершины и окончить в той же вершине.

2.Граф с двумя нечетными вершинами тоже можно начертить одним росчерком. Движение нужно начинать от любой нечетной вершины, а заканчивать на другой нечетной вершине.

3.Граф с более чем двумя нечетными вершинами невозможно начертить одним росчерком.

4.Число нечетных вершин графа всегда четное.

5.Если в графе имеются нечетные вершины, то наименьшее число росчерков, которыми можно нарисовать граф будет равно половине числа нечетных вершин этого графа.

Например, если фигура имеет четыре нечетные, то её можно начертить, самое меньшее, двумя росчерками.

В задаче о семи кенигсбергских мостах все четыре вершины соответствующего графа нечетные, т.е. нельзя пройти по всем мостам один раз и закончить путь там, где он был начат.

3.Решение задач с помощью графов.

1. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком.

Попытки нарисовать одним росчерком пера каждую из следующих фигур приводят к неодинаковым результатам.

Если нечетных точек в фигуре нет, то она всегда поддается вырисовыванию одним росчерком пера, безразлично, с какого места ни начинать черчение. Таковы фигуры 1 и 5.

Если в фигуре имеется только одна пара нечетных точек, то такую фигуру можно нарисовать одним росчерком, начав черчение в одной из нечетных точек (безразлично в какой). Легко сообразить, что вычерчивание должно оканчиваться во второй нечетной точке. Таковы фигуры 2, 3, 6. В фигуре 6, например, вычерчивание надо начинать либо из точки А, либо из точки В.

Если фигура имеет более одной пары нечетных точек, то она вовсе не может быть нарисована одним росчерком. Таковы фигуры 4 и 7, содержащие по две пары нечетных точек. Сказанного достаточно, чтобы безошибочно распознавать, какие фигуры нельзя нарисовать одним росчерком и какие можно, а также, с какой точки надо начинать вычерчивание.

Предлагаю начертить одним росчерком следующие фигуры.

2. Решение логических задач.

ЗАДАЧА №1.

В первенстве класса по настольному теннису 6 участников: Андрей, Борис, Виктор, Галина, Дмитрий и Елена. Первенство проводят по круговой системе - каждый из участников играет с каждым из остальных один раз. К настоящему моменту некоторые игры уже проведены: Андрей сыграл с Борисом, Галиной, Еленой; Борис - с Андреем, Галиной; Виктор - с Галиной, Дмитрием, Еленой; Галина - с Андреем, Виктором и Борисом. Сколько игр проведено к настоящему моменту и сколько ещё осталось?

РЕШЕНИЕ:

Построим граф как показано на рисунке.

Сыграно 7 игр.

На этом рисунке граф имеет 8 ребер, следовательно, осталось провести 8 игр.

ЗАДАЧА №2

Во дворе, который окружен высоким забором, находятся три домика: красный, желтый и синий. В заборе есть три калитки: красная, желтая и синяя. От красного домика проведите дорожку к красной калитке, от желтого домика - к желтой калитке, от синего - к синей так, чтобы эти дорожки не пересекались.

РЕШЕНИЕ:

Решение задачи приведено на рисунке.

3. Решение текстовых задач.

Для решения задач методом графов надо знать следующий алгоритм:

1.О каком процессе идет речь в задаче? 2.Какие величины характеризуют этот процесс? 3.Каким соотношением связаны эти величины? 4.Сколько различных процессов описывается в задаче? 5.Есть ли связь между элементами?

Отвечая на эти вопросы, анализируем условие задачи и записываем его схематично.

Например . Автобус шёл 2 ч со скоростью 45 км/ч и 3 ч со скоростью 60 км/ч. Какой путь прошёл автобус за эти 5 часов?

S
¹=90 км V ¹=45 км/ч t ¹=2ч

S = VT

S ²=180 км V ²=60 км/ч t ²=3 ч

S ¹ + S ² = 90 + 180

Решение:

1)45 x 2 = 90 (км) - прошёл автобус за 2 ч.

2)60 x 3 = 180 (км) - прошёл автобус за 3 ч.

3)90 + 180 = 270 (км) -прошёл автобус за 5 ч.

Ответ: 270 км.

III . ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате работы над проектом я узнала, что Леонард Эйлер был основоположником теории графов, решил задачи с применением теории графов. Для себя сделала вывод, что теория графов находит применение в различных областях современной математики и её многочисленных приложений. Не приходится сомневаться в полезности ознакомления нас, учащихся, с основными понятиями теории графов. Решение многих математических задач упрощается, если удается использовать графы. Представление данных в виде графа придает им наглядность. Многие доказательства также упрощаются, приобретают убедительность, если воспользоваться графами. В особенности это относится к таким областям математики, как математическая логика, комбинаторика.

Таким образом, изучение этой темы имеет большое общеобразовательное, общекультурное и общематематическое значение. В повседневной жизни все большее применение находят графические иллюстрации, геометрические представления и другие приемы и методы наглядности. С этой целью изучения элементов теории графов полезно ввести в начальном и среднем звене школы, хотя бы во внеклассной работе, так как в программу по математике эта тема не включена.

V . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

2008г.

Рецензия.

Проект на тему «Графы вокруг нас» выполнил ученик 7 «А» класса МОУ-сош №3г.Красный Кут Зайцев Никита.

Отличительной особенностью работы Зайцева Никиты является её актуальность, практическая направленность, глубина раскрытия темы, возможность использования её в дальнейшем.

Работа является творческой, в виде информационного проекта. Ученик выбрал эту тему, чтобы показать взаимосвязь теории графов с практикой на примере маршрута школьного автобуса, показать, что теория графов находит применение в различных областях современной математики и её многочисленных приложений, в особенности это относится к экономике, математической логике, комбинаторике. Он показал, что решение задач значительно упрощается, если удается использовать графы, представление данных в виде графа придает им наглядность, многие доказательства также упрощаются, приобретают убедительность.

В работе рассматриваются такие вопросы как:

1. Понятие графа. Задача о Кенигсбергских мостах.

2. Свойства графов.

3. Задачи с применением теории графов.

4. Значение графов.

5. Вариант маршрута школьного автобуса.

При выполнении своей работы Зайцев Н. использовал:

1. Альхова З.Н., Макеева А.В. «Внеклассная работа по математике».

2. Журнал «Математика в школе». Приложение «Первое сентября» № 13

2008г.

3. Я.И.Перельман «Занимательные задачи и опыты».- Москва: Просвещение, 2000 г.

Работа выполнена грамотно, материал соответствует требованиям данной темы, соответствующие рисунки прилагаются.

Третья городская научная

конференция учащихся

Информатика и математика

Исследовательская работа

Круги Эйлера и теория графов в решении задач

школьной математики и информатики

Валиев Айрат

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением

отдельных предметов», 10 Б класс, г. Нижнекамск

Научные руководители:

Халилова Нафисе Зиннятулловна, учитель математики

Учитель информатики

г. Набережные Челны

Введение. 3

Глава 1. Круги Эйлера. 4

1.1. Теоретические основы о кругах Эйлера. 4

1.2. Решение задач, применяя круги Эйлера. 9

Глава 2.О графах 13

2.1.Теория графов. 13

2.2. Решение задач, используя графы. 19

Заключение. 22

Список литературы. 22

Введение

«Всё наше достоинство заключено в мысли.

Не пространство, не время, которых мы не можем заполнить,

возвышает нас, а именно она, наша мысль.

Будем же учиться хорошо мыслить.»

Б. Паскаль,

Актуальность. Основной задачей школы является не подача детям большого объёма знаний, а обучение учащихся самим добывать знания, умению перерабатывать эти знания и применять их в каждодневной жизни. Поставленные задачи может решить ученик, обладающий не только умением хорошо и много работать, но и ученик с развитым логическим мышлением. В связи с этим во многие школьные предметы вложены различного типа задачи, которые и развивают у детей логическое мышление. Решая эти задачи, мы применяем различные приёмы решения. Одни из приёмов решения – это использование кругов Эйлера и граф.

Цель исследования : изучение материала, применяемого на уроках математики и информатики, где используются круги Эйлера и теория графов, как один из приемов решения задач.

Задачи исследования :

1. Изучить теоретические основы понятий: «Круги Эйлера», «Графы».

2. Решить задачи школьного курса вышеназванными методами.

3. Составить подборку материала для использования учениками и учителями на уроках математики и информатики.

Гипотеза исследования: применение кругов Эйлера и графов повышают наглядность при решении задач.

Предмет исследования: понятия: «Круги Эйлера», «Графы», задачи школьного курса математики и информатики.

Глава 1. Круги Эйлера.

1.1. Теоретические основы о кругах Эйлера.

Эйлеровы круги (круги Эйлера) - принятый в логике способ моделирования, наглядного изображения отношений между объемами понятий с помощью кругов, предложенный знаменитым математиком Л. Эйлером (1707–1783).

Обозначение отношений между объемами понятий посредством кругов было применено еще представителем афинской неоплатоновской школы - Филопоном (VI в.), написавшим комментарии на «Первую Аналитику» Аристотеля.

Условно принято, что круг наглядно изображает объем одного какого-нибудь понятия. Объем же понятия отображает совокупность предметов того или иного класса предметов. Поэтому каждый предмет класса предметов можно изобразить посредством точки, помещенной внутри круга, как это показано на рисунке:

Группа предметов, составляющая вид данного класса предметов, изображается в виде меньшего круга, нарисованного внутри большего круга, как это сделано на рисунке.

https://pandia.ru/text/78/128/images/image003_74.gif" alt="пересекающиеся классы" width="200" height="100 id=">

Такое именно отношение существует между объемом понятий «учащийся» и «комсомолец». Некоторые (но не все) учащиеся являются комсомольцами; некоторые (но не все) комсомольцы являются учащимися. Незаштрихованная часть круга А отображает ту часть объема понятия «учащийся», которая не совпадает с объемом понятия «комсомолец»; незаштрихованная часть круга B отображает ту часть объема понятия «комсомолец», которая не совпадает с объемом понятия «учащийся». 3аштрихованиая часть, являющаяся общей для обоих кругов, обозначает учащихся, являющихся комсомольцами, и комсомольцев, являющихся учащимися.

Когда же ни один предмет, отображенный в объеме понятия A, не может одновременно отображаться в объеме понятия B, то в таком случае отношение между объемами понятий изображается посредством двух кругов, нарисованных один вне другого. Ни одна точка, лежащая на поверхности одного круга, не может оказаться на поверхности другого круга.

https://pandia.ru/text/78/128/images/image005_53.gif" alt="понятия с одинаковыми объемами - совпадающие круги" width="200" height="100 id=">

Такое отношение существует, например, между понятиями «родоначальник английского материализма» и «автор „Нового Органона“». Объемы этих понятий одинаковы, в них отобразилось одно и то же историческое лицо - английский философ Ф. Бэкон.

Нередко бывает и так: одному понятию (родовому) подчиняется сразу несколько видовых понятий, которые в таком случае называются соподчиненными. Отношение между такими понятиями изображается наглядно посредством одного большого круга и нескольких кругов меньшего размера, которые нарисованы на поверхности большего круга:

https://pandia.ru/text/78/128/images/image007_46.gif" alt="противоположные понятия" width="200" height="100 id=">

При этом видно, что между противоположными понятиями возможно третье, среднее, так как они не исчерпывают полностью объема родового понятия. Такое именно отношение существует между понятиями «легкий» и «тяжелый». Они исключают друг друга. Нельзя об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, сказать, что он и легкий, и тяжелый. Но между данными понятиями есть среднее, третье: предметы бывают не только легкого и тяжелого веса, но также и среднего веса.

Когда же между понятиями существует противоречащее отношение, тогда отношение между объемами понятий изображается иначе: круг делится на две части так: А - родовое понятие, B и не-B (обозначается как B) - противоречащие понятия. Противоречащие понятия, исключают друг друга и входят в один и тот же род, что можно выразить такой схемой:

https://pandia.ru/text/78/128/images/image009_38.gif" alt="субъект и предикат определения" width="200" height="100 id=">

Иначе выглядит схема отношения между объемами субъекта и предиката в общеутвердительном суждении, не являющемся определением понятия. В таком суждении объем предиката больше объема субъекта, объем субъекта целиком входит в объем предиката. Поэтому отношение между ними изображается посредством большого и малого кругов, как показано на рисунке:

Школьные библиотеки" href="/text/category/shkolmznie_biblioteki/" rel="bookmark">школьной библиотеке , 20 - в районной. Сколько из пятиклассников:

а) не являются читателями школьной библиотеки;

б) не являются читателями районной библиотеки;

в) являются читателями только школьной библиотеки;

г) являются читателями только районной библиотеки;

д) являются читателями обеих библиотек?

3. Каждый ученик в классе изучает либо английский, либо французский язык , либо оба этих языка. Английский язык изучают 25 человек, французский - 27 человек, а тот и другой -18 человек. Сколько всего учеников в классе?

4. На листе бумаги начертили круг площадью 78 см2 и квад­рат площадью 55 см2. Площадь пересечения круга и квад­рата равна 30 см2. Не занятая кругом и квадратом часть листа имеет площадь 150 см2. Найдите площадь листа.

5. В детском саду 52 ребенка. Каждый из них любит либо пирожное, либо мороженое, либо и то, и другое. Половина детей любит пирожное, а 20 человек - пирожное и мороженое. Сколько детей любит мороженое?

6. В ученической производственной бригаде 86 старшеклас­сников. 8 из них не умеют работать ни на тракторе, ни на комбайне. 54 ученика хорошо овладели трактором, 62 - комбайном. Сколько человек из этой бригады мо­гут работать и на тракторе, и на комбайне?

7. В классе 36 учеников. Многие из них посещают круж­ки: физический (14 человек), математический (18 чело­век), химический (10 человек). Кроме того, известно, что 2 человека посещают все три кружка; из тех, кто по­сещает два кружка, 8 человек занимаются в математи­ческом и физическом кружках, 5 - в математическом и химическом, 3 - в физическом и химическом. Сколь­ко человек не посещают никаких кружков?

8. 100 шестиклассников нашей школы участвовали в опро­се, в ходе которого выяснялось, какие компьютерные игры им нравятся больше: симуляторы, квесты или стратегии. В результате 20 опрошенных назвали симуляторы, 28 - квесты, 12 - стратегии. Выяснилось, что 13 школьников отдают одинаковое предпочтение симуляторам и квестам, 6 учеников - симуляторам и стратегиям, 4 ученика - квестам и стратегиям, а 9 ребят совершенно равнодушны к названным компьютерным играм. Некоторые из школьников ответили, что одинаково увлекаются и симуляторами, и квестами, и стратегиями. Сколько таких ребят?

Ответы

https://pandia.ru/text/78/128/images/image012_31.gif" alt="Овал: А " width="105" height="105">1.

А – шахматы 25-5=20 – чел. умеют играть

В – шашки 20+18-20=18 – чел играют и в шашки, и в шахматы

2. Ш – множество посетителей школьной библиотеки

Р – множество посетителей районной библиотеки

https://pandia.ru/text/78/128/images/image015_29.gif" width="36" height="90">.jpg" width="122 height=110" height="110">

5. 46. П – пирожное, М – мороженое

6 – детей любят пирожное

6. 38. Т – трактор, К – комбайн

54+62-(86-8)=38 – умеют работать и на тракторе и на комбайне

графами" и систематически изучать их свойства.

Основные понятия.

Первое из основных понятий теории графов - это понятие вершины. В теории графов оно принимается в качестве первичного и не определяется. Его нетрудно представить себе на собственном интуитивном уровне. Обычно вершины графа наглядно изображаются в виде окружностей, прямоугольников другими фигурами (рис.1). Хотя бы одна вершина должна обязательно присутствовать в каждом графе.

Другое основное понятие теории графов - дуги. Обычно дуги представляют собой отрезки прямых или кривых, соединяющих вершины. Каждый из двух концов дуги должен совпадать с какой-нибудь вершиной. Случай, когда оба конца дуги совпадают с одной и той же вершиной, не исключается. Например, на рис.2 - допустимые изображения дуг, а на рис.3 - недопустимые:

В теории графов используются дуги двух типов - ненаправленными или направленными (ориентированными). Граф, содержащий только ориентированные дуги, называется ориентированным графом или орграфом.

Дуги могут быть однонаправленными, при этом каждая дуга имеет только одно направление, или двунаправленными.

В большинстве применений можно без потери смысла заменить ненаправленную дугу на двунаправленную, а двунаправленную - на две однонаправленных дуги. Например, так, как показано на рис. 4.

Как правило, граф либо сразу строится таким образом, чтобы все дуги имели одинаковую характеристику направленности (например, все - однонаправленные), либо приводится к такому виду путем преобразований. Если дуга AB - направленная, то это значит, что из двух ее концов один (A) считается началом, а второй (B) - концом. В этом случае говорят, что начало дуги AB есть вершина A, а конец - вершина B, если дуга направлена от A к B, или что - дуга AB исходит из вершины A и входит B (рис. 5).

Две вершины графа, соединенные какой-либо дугой (иногда, независимо от ориентации дуги) называют смежными вершинами.

Важным понятием при исследовании графов является понятие пути. Путь A1,A2,...An определяется как конечная последовательность (кортеж) вершин A1,A2,...An и дуг A1, 2,A2 ,3,...,An-1, n последовательно соединяющих эти вершины.

Важным понятием в теории графов является понятие связности. Если для любых двух вершин графа существует хотя бы один соединяющий их путь - граф называется связным.

Например, если изобразить в виде графа систему кровообращения человека, где вершины соответствуют внутренним органам, а дуги - кровеносным капиллярам, то такой граф, очевидно, является связным. Можно ли утверждать, что система кровообращения двух произвольных людей является несвязным графом? Очевидно, нет, поскольку в природе наблюдаются т. н. “сиамские близнецы”.

Связность может быть не только качественной характеристикой графа (связный/несвязный), но и количественной.

Граф называется K-связным, если каждая его вершина связана с K других вершин. Иногда говорят о слабо - и сильносвязанных графах. Эти понятия субъективны. Исследователь называет граф сильносвязанным, если для каждой его вершины количество смежных вершин, по мнению исследователя, велико.

Иногда связность определяют как характеристику не каждой, а одной (произвольной) вершины. Тогда появляются определения типа: граф называется K-связным, если хотя бы одна его вершина связана с K других вершин.

Некоторые авторы определяют связность как экстремальное значение количественной характеристики. Например, граф является K-связным, если в графе существует хотя бы одна вершина, связанная с K смежными вершинами и не существует ни одной вершины, связанной с более чем K смежными вершинами.

Например, детский рисунок человека (рис. 6) представляет собой граф с максимальной связностью равной 4.

Еще одна характеристика графа, исследуемая в ряде задач, часто называется мощностью графа. Эта характеристика определяется как количество дуг, связывающих две вершины. При этом дуги, имеющие встречное направление, часто рассматриваются раздельно.

Например, если вершины графа представляю собой узлы обработки информации , а дуги - однонаправленные каналы передачи информации между ними, то надежность системы определяется не суммарным количеством каналов, а наименьшим количеством каналов в любом направлении.

Мощность, как и связность, может определяться как для каждой пары вершин графа, так и для некоторой (произвольной) пары.

Существенная характеристика графа - его размерность. Под этим понятием обычно понимают количество вершин и дуг, существующих в графе. Иногда эта величина определяется как сумма количеств элементов обоих видов, иногда - как произведение, иногда - как количество элементов только одного (того или иного) вида.

Разновидности графов.

Объекты, моделируемые графами, имеют весьма разнообразную природу. Стремление отразить эту специфику привело к описанию большого количества разновидностей графов. Процесс этот продолжается и в настоящее время. Многие исследователи для своих конкретных целей вводят новые разновидности и выполняют их математическое исследование с большим или меньшим успехом.

В основе всего этого многообразия лежат несколько довольно простых идей, о которых мы здесь и будем говорить.

Окраска

Окраска графов - весьма популярный способ модификации графов.

Этот прием позволяет, и повысить наглядность модели и увеличить математическую загруженность. Способы введения окраски могут быть различными. По тем или иным правилам окрашиваются как дуги, так и вершины. Окраска может быть однократно определена или меняться с течением времени (т. е. при приобретении графом каких-либо свойств); цвета можно преобразовывать по тем или иным правилам, и т. д.

Например, пусть граф представляет собой модель кровообращения человека, где вершины соответствуют внутренним органам, а дуги - кровеносным капиллярам. Окрасим артерии в красный цвет, а вены - в синий. Тогда очевидно справедливость следующего утверждения - в рассматриваемом графе (рис. 8) существуют, и при этом только две, вершины, имеющие исходящие красные дуги (на рисунке красный цвет изображен жирно).

Дольность

Иногда элементы объекта, моделируемые вершинами, имеют существенно различный характер. Или к реально существующим в объекте элементам в процессе формализации оказывается полезным добавить некоторые фиктивные элементы. В этом, и некоторых других случаях, вершины графа естественно разделить на классы (доли). Граф, содержащий вершины двух типов, называют двудольным и т. д. При этом в число ограничений графа вносятся правила, касающиеся взаимоотношений вершин разных типов. Например: “не существует дуги, которая бы соединяла вершины одного типа”. Одна из разновидностей графов такого рода называется “сеть Петри” (рис. 9) и имеет достаточно широкое распространение. Более подробно сети Петри будут рассмотрены в следующей статье этого цикла.

Понятие дольности может быть применено не только к вершинам, но и к дугам.

2.2. Решение задач, используя графы.

1. Задача о Кенигсбергских мостах. На рис. 1 представлен схематический план центральной части города Кенигсберг (ныне Калининград), включающий два берега реки Перголя, два острова в ней и семь соединяющих мостов. Задача состоит в том, чтобы обойти все четыре части суши, пройдя по каждому мосту один раз, и вернуться в исходную точку. Эта задача была решена (показано, что решение не существует) Эйлером в 1736 году. (рис. 10).

2. Задача о трех домах и трех колодцах. Имеется три дома и три колодца, каким-то образом расположенные на плоскости. Провести от каждого дома к каждому колодцу тропинку так, чтобы тропинки не пересекались (рис. 2). Эта задача была решена (показано, что решение не существует) Куратовским в 1930 году. (рис. 11).

3. Задача о четырех красках. Разбиение на плоскости на непересекающиеся области называется картой. Области на карте называются соседними, если они имеют общую границу. Задача состоит в раскрашивании карты таким образом, чтобы никакие две соседние области не были закрашены одним цветом (рис. 12). С конца позапрошлого века известна гипотеза, что для этого достаточно четырех красок. В 1976 году Аппель и Хейкен опубликовали решение задачи о четырех красках, которое базировалось на переборе вариантов с помощью компьютера. Решение этой задачи «программным путем» явилось прецедентом, породившим бурную дискуссию, которая отнюдь не закончена. Суть опубликованного решения состоит в том, чтобы перебрать большое, но конечное число (около 2000) типов потенциальных контрпримеров к теореме о четырех красках и показать, что ни один случай контрпримером не является. Этот перебор был выполнен программой примерно за тысячу часов работы суперкомпьютера. Проверить «вручную» полученное решение невозможно – объем перебора выходит далеко за рамки человеческих возможностей. Многие математики ставят вопрос: можно ли считать такое «программное доказательство» действительным доказательством? Ведь в программе могут быть ошибки… Методы формального доказательства правильности программ не применимы к программам такой сложности, как обсуждаемая. Тестирование не может гарантировать отсутствие ошибок и в данном случае вообще невозможно. Таким образом, остается уповать на программистскую квалификацию авторов и верить, что они сделали все правильно.

4.

Задачи Дьюдени.

1. Смит, Джонс и Робинсон работают в одной поездной бригаде машинистом, кондуктором и кочегаром. Профессии их названы не обязательно в том же порядке, что и фамилии. В поезде, который обслуживает бригада, едут трое пассажиров с теми же фамилиями. В дальнейшем каждого пассажира мы будем почтительно называть «мистер» (м-р)

2. М-р Робинсон живет в Лос-Анджелесе.

3. Кондуктор живет в Омахе.

4. М-р Джонс давно позабыл всю алгебру, которой его учили в колледже .

5. Пассажир – однофамилец кондуктора живет в Чикаго.

6. Кондуктор и один из пассажиров, известный специалист по математической физике, хотя в одну церковь.

7. Смит всегда выигрывает у кочегара, когда им случается встречаться за партией в бильярд.

Как фамилия машиниста? (рис.13)

Здесь 1-5 – номера ходов, в скобках – номера пунктов задачи, на основании которых сделаны ходы (выводы). Далее следует из п.7, что кочегар не Смит, следовательно, Смит-машинист.

Заключение

Анализ теоретического и практического материала по исследуемой теме позволяет сделать выводы об успешности применения кругов Эйлера и графов для развития логического мышления детей, привития интереса к изучаемому материалу, применению наглядности на уроках, а так же трудные задачи свести к легким для понимания и решения.

Список литературы

1. «Занимательные задачи по информатике» , Москва, 2005

2. «Сценарии школьных праздников» Е. Владимирова, Ростов-на-Дону, 2001

3. Задачи для любознательных. , М., Просвещение, 1992г,

4. Внеклассная работа по математике, Саратов, Лицей, 2002г.

5. Удивительный мир чисел. , ., М., Просвещение, 1986г.,

6. Алгебра: учебник для 9 класса . , и др. под ред. ,- М.: Просвешение, 2008

Номинация «Отчизны славные сыны»

Тема: «Чулков Алексей Петрович - Герой Советского Союза»

Галиуллин Равиль

МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Чулкова Алексея Петровича»

ученик 7 класса

Москвина Г.А.

1.Введение.

2. Основная часть

2.1. Жизнь и подвиг А.П. Чулкова

2.2. Память - увековечение имени Героя Советского Союза в мемориальных объектах

3.Заключение

4.Список используемой литературы

1. Введение

Великая Отечественная война - одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Тяжесть и кровопролитие войны оставили большой отпечаток в сознании людей. Патриотизм во все времена в Российском государстве был чертой национального характера.

В каждом поселке и селе есть свои герои, которые прославили нашу страну. К сожалению, в последнее время говорится о том, что подрастающее поколение стало забывать о подвигах наших дедов и прадедов. И кругом появляются информационные взбросы, стремящиеся в который раз очернить подвиг советского народа. Поэтому данная тема поисково-исследовательской работы актуальна для решения такой проблемы, как воспитание нравственно-патриотической личности. Наша задача помнить о героях, беречь эту память и передавать последующим поколениям.

Память о прошлом … Нет, это не просто свойство человеческого сознания, его способность сохранять следы минувшего.

Память – это связующее звено между прошлым и будущим. Сколько бы лет ни прошло, сколько бы веков ни минуло, мы должны с благодарностью помнить тех, кто избавил мир от коричневой чумы, а наш народ – от погибели. И не дать переписать историю.

Сейчас, когда на Западе в бывших союзных республиках Прибалтики, на Украине подвиги солдат Красной Армии ставят в один ряд со службой на стороне фашистов, возводят памятники эсесовцам, мы снова и снова должны вспоминать тех, кто положил свою жизнь на алтарь Отчизны.

Цель проекта: изучить боевой путь и подвиг Героя Советского Союза, чье имя носит наша школа.

Задачи: - познакомиться с алгоритмом работы над проектом;

Изучить всю имеющуюся литературу и публикации в средствах массовой информации по теме исследования;

Проанализировать полученную информацию и сделать выводы

Работа посвящена исследованию биографии Чулкова Алексея Петровича, героя Советского Союза, родившегося в селе Юхмачи Татарской АССР.

Герой Советского Союза Чулков Алексей Петрович – наш земляк, его имя носит наша школа села Юхмачи. Кто он, как жил, о чем мечтал, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза?

После окончания Великой Отечественной войны прошло более 70 лет. На просторах нашей Родины стоят обелиски павшим, тем, кто не вернулся с полей сражений. Они были молоды. Когда они успели сделать столько, что были представлены к высшей награде Родины? Зачем они пожертвовали собой? Неужели им не хотелось выжить?

Тема моей исследовательской работы: Судьба моего земляка.

Этот вопрос я решил осветить подробнее. Для этого я посетил школьный музей, где Алексею Петровичу, посвящен раздел. Также в своей работе я опирался на воспоминания Героя Советского Союза, Генерала – полковника Решетникова Василия Васильевича, Википедию, а также книгу Ю.Н. Худова «Крылатый комиссар».

Методы: В ходе реализации проекта я познакомился с алгоритмом ведения исследовательской работы, изучал краеведческую литературу, просматривал имеющуюся литературу, материалы интернета, воспоминания сослуживца.

Значимость исследования: этот материал можно использовать на уроках истории, при проведении внеклассных мероприятий, посвященных памятным и юбилейным датам, музейным урокам.

2. Основная часть

2.1. Жизнь и подвиг А.П. Чулкова

Чулков Алексей Петрович родился 30 апреля 1908 года в селе Юхмачи Российской империи, ныне Алькеевского района Татарстана, в семье рабочего. По национальности русский. В 1920 году, после ранения на фронте, умирает отец. Четверо детей остались сиротами. Старший Сергей, ещё раньше уехал в Карабаново, к родным, где устраивается на фабрику. Вместе с десятилетним Алексеем у матери остались две младшие сестры – Оля и Полина. В этот год в Поволжье разразилась страшная засуха. Начался большой голод. Лёша устраивается работать в батраках у кулака, за скудную еду пасёт его стадо. Однажды хозяин избил Лешу. И мальчишка, простившись с матерью и сестрами, решает уехать к брату в Карабаново. Денег на дорогу и еду – ни копейки. С ватагой таких же беспризорников Лёша пробирается в сторону Москвы. На вокзале в Костроме попали в очередную облаву. Так Алексей оказался в Костромском детдоме, где он закончил оставшиеся два класса и со свидетельством об окончании начальной школы приехал 14-летним приехал в Карабаново

C 1925 года - житель посёлка Карабаново (ныне город) Владимирской области. Здесь Алексей работал на ткацкой фабрике 3-го Интернационала с 1927 по 1933 года. Здесь на фабрике он встретил свою будущую жену Веру. С которой у Алексея Петровича было четверо сыновей.

Член ВКП(б) /КПСС с 1931 года. Окончил рабфак и 1 курс Московского педагогического института. Работал в Москве.

Призван в Красную Армию в 1933 году, в 1934 году окончил Луганскую военно-авиационную школу. Свои первые боевые вылеты совершил в период советско-финской войны 1939-1940 годов, успешно участвовал в бомбардировках и штурмовках с воздуха укреплений линии Маннергейма. Боевое мастерство и умелая плодотворная политработа лётчика, старшего политрука Алексея Чулкова были высоко оценены командованием. Он был награждён орденом Красного Знамени, ему было присвоено воинское звание батальонного комиссара.

В боях Великой Отечественной войны с первых дней. К ноябрю 1942 года заместитель командира эскадрильи по политической части 751-го авиаполка майор Алексей Чулков совершил 114 боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника и его войск на переднем крае.

7 ноября 1942 года при возвращении с боевого задания в районе города Орша его самолёт был подбит зенитным огнём и потерпел катастрофу в районе Калуги.

В 2004 году вышла в свет книга Василия Васильевича Решетникова - Героя Советского Союза, генерал – полковника.

В годы войны летчика 751 полка 17 авиадивизии дальних бомбардировщиков. В 1942 году воевал в эскадрильи, комиссаром которой был Чулков. Неоднократно летал под его руководством на боевые задания. О своем комиссаре Василий Васильевич вспоминает так: В ту ночь, с седьмого на восьмое ноября 1942 года, не вернулся с боевого задание экипаж комиссара Алексея Петровича Чулкова. Хоть и был он по штату комиссаром Урутинской эскадрильи – своим комиссаром почитал его весь полк, вызывая невольную ревность у других, в том числе и полковых, но нелетающих политработников.

Тонкая это штука – авторитет, особенно комиссарский. Критерии служебного положения тут совсем не срабатывают, если даже успешно обеспечивают весь комплекс внешних примет почитания. В твёрдой цене уважения котируется едино только нравственно и интеллектуальной масштаб личности. Именно личности, а не должности. На войне ценился поступок, а уж если слово – то живое, а не мёртво-казённое.

Алексей Петрович был далеко не хрестоматийным комиссаром – и внешне совсем неброский, и уж никак не трибунный. Больше славился как прекрасный боевой летчик, и, помниться, никого не морочил ни докладами, ни назиданиями. Был дан ему крепкий природный ум, добрая душа и твёрдый боевой дух. Прошел он, как верный солдат своей Отчизны, советско-финскую войну и не замешкался в первый день Великой Отечественной. Теперь счет его боевых вылетов шёл по второй сотне. Летал он наравне с нами, как рядовой командир корабля, но взлетать любил первым, а может, и не любил, не видев в том тактический преимуществ, но место впереди эскадрильи считал, видимо, своим.

Чулков после бомбёжки Оршанского аэродрома шёл уже домой и был в получасе от своих, как вдруг попали под обстрел, снаряд попал в правый мотор. Он задымил, забухтел, закашлялся, пришлось выключить. Винт, к несчастью продолжал вращаться, скольжение стало неизбежным, и машина пошла с небольшим снижением. К линии фронта высоты осталось совсем немного, но Алексей Петрович и его неизменный штурман Григорий Чумаш по пути нашли в районе Калуге площадку базирования наших истребителей и с ходу решили садиться.

Ночью такие аэродромы не работают и даже не имеют средств ночной посадки, но плошки дежурного «Т» горели, и вдоль полосы приземления Алексей Петрович зашёл удачно, разве что с некоторым перелётом. Аэродромчик был крохотный, для маскировки обставлен стожками, макетами животных, и, когда самолёт оказался на самом его краю, стрелки - радисты, увидя этот «сельский пейзаж», в один голос заорали: «Ложный аэродром!» Алексей Петрович поддался крику, и хотя в следующее мгновение Чумаш закричал: «Садись!» - было уже поздно. Левый мотор на полном газу тащил машину дальше, но вернуть потерянную скорость и высоту, да ещё при одной не убравшейся стойки шасси, он был не в силах. На развороте, за пределами аэродрома, самолёт задел крылом за сосны, провалился к земле и загорелся. Пламя от баков поползло к пилотной кабине. Чулков был ранен, и сам подняться не мог. Там и сгорел . В огне погиб и радист Дьяков. Превозмогая боль от ушибов и ссадин, через турельное кольцо выбрался стрелок Глазунов, но сквозь огонь пробиться к командиру не смог. Гриша Чумаш был выброшен из своей разбитой штурманской скорлупы и при падении в двух местах сломал в бедре ногу. Он отполз подальше от огня, забинтовал клочками белья кровоточащие раны и стал ждать помощи. Она пришла с аэродрома. После многочисленных операций нога заметно укоротилась, и с лётной работой пришлось распрощаться.

Так погиб наш легендарный комиссар.

За год с небольшим войны совершил 119 боевых вылетов, 111 из них ночью.

Бомбил Берлин и другие города и военные объекты Германии. Нанося бомбовые удары, поддерживал наши наземные войска на передовой. Ценой своей жизни, приближая час Победы.

В декабре на построении полка был зачитан приказ. Там есть такие слова:

За беспредельную преданность Родине, за хорошую организацию боевой работы эскадрильи, за личную отвагу и героизм в бою, презирая смерть, батальонный комиссар Чулков достоин высшей правительственной награды присвоения звания «Героя Советского Союза» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» - Посмертно

Похоронен в городе Калуге.

Награды

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года за подвиг и отличное выполнение боевых заданий командования майору Чулкову Алексею Петровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

    Награждён двумя орденами Ленина и двумя орденами Красного Знамени.

Из наградного листа:

Майор Чулков работает заместителем командира авиаэскадрильи по политической части. Летая на самолёте Ил-4 в составе ночного экипажа, где штурман капитан Чумаш, стрелок-радист старшина Козловский и воздушный стрелок старший сержант Дьяков.

В действующей армии находится с первых дней Отечественной войны. За этот период им произведено 114 боевых самолёто-вылетов, из них ночью 111 и все с отличным выполнением боевого задания. Летал на бомбардировку военно-промышленных объектов и политических центров противника в глубоком тылу: Берлин - 2 раза, Будапешт - 1 раз, Данциг - 1 раз, Кёнигсберг - 1 раз, Варшава - 2 раза.

За отличное выполнение боевых заданий командования по разгрому германского фашизма награждён орденом Ленина и орденом Красного Знамени. После награждения произвёл 55 боевых вылетов. Работая военным комиссаром авиаэскадрильи, отлично зарекомендовал себя как воспитатель личного состава в духе преданности Родине и ненависти к врагу. Его эскадрилья за время боевых действий совершила 951 самолёто-вылет по врагу. Товарищ Чулков своим личным примером воодушевляет подчинённый личный состав на подвиги. Дисциплинирован, требовательный к себе и подчинённым. Среди личного состава пользуется заслуженным авторитетом. Делу партии Ленина и социалистической Родине предан.

За отличное выполнение боевых заданий командования по разгрому германского фашизма и проявленные при этом мужество и героизм майор Чулков достоин правительственной награды ордена Ленина.

Командир 751 АП ДД Герой Советского Союза
подполковник ТИХОНОВ 4 ноября 1942 года.

Заключение Военного Совета.

Достоин правительственной награды звания Героя Советского Союза.

Командующий авиацией Член Военного Совета
авиации дальнего действия
генерал авиации ГОЛОВАНОВ
дивизионный комиссар ГУРЬЯНОВ
30 ноября 1942 г.

2.2. Память - увековечение имени Героя Советского Союза в мемориальных объектах

    Мемориал Славы на Поклонной горе в Москве

    Мемориальный комплекс г. Калуги

    Имя Героя носит улица в городе Карабаново Владимирской области.

    В 2004 году вышла книга В. В. Решетникова «Что было - то было», где говорится о Чулкове.

    Документальная повесть «Крылатый комиссар» Ю.Н. Худова

    В 2000 году нашей школе присвоено имя Героя-земляка.

Директором нашей школы является родственник Чулкова Алексея Петровича Чулков Петр Александрович. Во много, благодаря его деятельности, наша школа носит имя Героя. Петр Александрович и сам является, достойным сыном Отечества. В 1983 году был призван в Вооруженные Силы СССР. Службу проходил в Республике Афганистан, командир отделения взвода охраны отдельного мотострелкового сопровождения. Он со своими боевыми товарищами сопровождал колонны КАМАЗов с грузами. Однажды колонна попала под обстрел, и Пётр Александрович был ранен.

Чулков Пётр Александрович награждён: звездой «Участник Афганской войны», орденским знаком «Воин – интернационалист», медалью «От благодарного афганского народа», Грамотой Президиума Верховного Совета СССР «За мужество и воинскую доблесть».

Его отличает скромность, ответственность, строгость, элегантность. Он талантливый руководитель и организатор педагогического и ученического коллективов. Под его руководством школа является одной из лучших школа района.

    Экспозиция в школьном музея села Юхмачи

    Парк Победы в г. Казань

    Памятник посвященный Чулкову А.П. в селе Юхмачи, на Родине Героя.

В.В. Решетников с внучкой Чулкова А.П. Еленой Шушариной. Москва 2007 год.

3.Заключение

Жизнь и подвиг, мы часто слышим эти слова. Простой человек из глубинки, которому было 34 года, оказался настоящим героем войны, кровопролитных сражений. А. П. Чулков стал Героем не просто так, он был настоящим человеком, воспитанным семьей, Родиной.

Работа над материалами о Герое способствовала определению духовных ориентиров, нравственных ценностей, общечеловеческих приоритетов, формированию патриотического сознания, как одной из важнейших ценностей и основ духовно-нравственного единства.

И становится понятной необходимость участия в делах Российского движения школьников, членом которого я являюсь. Это общественно-государственная детско-юношеская организация, образована решением учредительного собрания от 28 марта 2016года в Московском университете имени М.В. Ломоносова. В соответствии с Указом Президента РФ от 29 октября 2015года. РДШ работает по следующим направлениям: - военно-патриотеское – «Юнармия»

Личностное развитие

Гражданский активизм (волонтерство, поисковая работа, изучение истории, краеведение)

Информационно-медийное.

4. Список литературы:

1.В.В. Решетников «Что было- то было», М., 2004г.

2. Ю.Н. Худов «Крылатый комиссар»

3. Материалы школьного музея села Юхмачи

4. Фото из личного архива Чулкова П.А.

5.http://ru.wikipedia.org

Форма заявки участника

Республиканского конкурса проектов «Истории славные страницы.

Школа Героев» для обучающихся 5-7 классов общеобразовательных

Организаций Республики Татарстан, носящих имя Героя

Территория РТ, Алькеевский район, село Юхмачи

Номинация «Отчизны славные сыны»

Имя, фамилия участника Равиль Галиуллин

Дата рождения 05. 01.2005

Возрастная группа 7 класс

Полное название образовательной организации МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Чулкова Алексея Петровича» село Юхмачи, ул. Школьная, дом 10 а

Номер телефона 89276781352

Е-mail [email protected]

ФИО педагога (полностью) Москвина Галина Александровна

Контактный телефон педагога 89270389187

Согласие на обработку персональных данных

Я, Шубина Татьяна Николаевна , паспорт 9200097914 , выдан УВД Авиастроительного р-на г. Казани, 01.11.2002________________________________________________________
(когда, кем)

РТ, Алькеевский район, с.Юхмачи, ул. Школьная 4.

____________________________________________________________________________________________________________________

даю согласие на обработку персональных данных моего ребёнка Галиуллина Равиля Рашитовича

РТ, Алькеевский район, с.Юхмачи, ул. Школьная 4.

оператору Министерства образования и науки Республики Татарстан для участия в конкурсе.

Перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие: фамилия, имя, отчество, школа, класс, домашний адрес, дата рождения, телефон, адрес электронной почты, результаты участия в заключительном этапе конкурса.

Оператор имеет право на сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использование, передачу персональных данных третьим лицам – образовательным организациям, органам управления образованием районов (городов), Министерству образования и науки РТ, Министерству образования РФ, иным юридическим и физическим лицам, отвечающим за организацию и проведению различных этапов конкурса, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.

Данным заявлением разрешаю считать общедоступными, в том числе выставлять в сети Интернет, следующие персональные данные моего ребёнка: фамилия, имя, класс, школа, доу, результат заключительного этапа конкурса, а также публикацию в открытом доступе сканированной копии работы.

Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152- ФЗ «О персональных данных».

Данное Согласие вступает в силу со дня его подписания и действует в течении 3-х лет.

______________________ _____________________________(личная подпись, дата)

Кучин Анатолий Николаевич

Руководитель проекта:

Куклина Татьяна Ивановна

Учреждение:

МБОУ "Основная общеобразовательная школа" п. Троицко-Печорск Респ. Коми

В своей исследовательской работе по математике "В мире графов" я постараюсь выяснить особенности применения теории графов при решении задач и в практической деятельности. Результатом моей исследовательской работы по математике о графах станет генеалогическое древо моей семьи.

В исследовательской работе по математике я планирую познакомиться с историей теории графов, изучить основные понятия и виды графов, рассмотреть методы решения задач с помощью графов.


Также, в исследовательском проекте по математике о графах я покажу применение теории графов в различных областях жизнедеятельности человека.

Введение
Глава 1. Знакомимся с графами
1.1. История графов.
1.2. Виды графов
Глава 2. Возможности применения теории графов в различных областях повседневной жизни
2.1. Применение графов в различных областях жизни людей
2.2. Применение графов при решении задач
2.3. Генеалогическое древо – один из способов применения теории графов
2.4. Описание исследования и составление генеалогического древа моей семьи
Заключение
Использованная литература
Приложения

«В математике следует помнить не формулы,
а процесс мышления».
Е.И. Игнатьева

Введение


Графы повсюду! В моей исследовательской работе по математике на тему "В мире графов" речь пойдет о графах, которые, к аристократам былых времен никакого отношения не имеют. «» имеют корень греческого слова «графо », что значит «пишу ». Тот же корень в словах «график », «биография », «голография ».

Впервые с понятием “граф ” я встретился при решении олимпиадных задач по математике. Трудности в решении этих задач объяснялись отсутствием этой темы в обязательном курсе школьной программы. Возникшая проблема стала главной причиной выбора темы данной исследовательской работы. Я решил подробно изучить всё, что связано с графами. Как широко используется метод графов и насколько важен он в жизни людей.

В математике даже есть специальный раздел, который так и называется: «Теория графов ». Теория графов является частью как топологии , так и комбинаторики . То, что это топологическая теория, следует из независимости свойств графа от расположения вершин и вида соединяющих их линии.

А удобство формулировок комбинаторных задач в терминах графов привела к тому, что теория графов стала одним из мощнейших аппаратов комбинаторики. При решении логических задач обычно бывает достаточно трудно держать в памяти многочисленные факты, данные в условии, устанавливать связь между ними, высказывать гипотезы, делать частные выводы и пользоваться ими.

Выяснить особенности применения теории графов при решении задач и в практической деятельности.

Объектом исследования является математические графы.

Предметом исследования являются графы как способ решения целого ряда задач практической направленности.

Гипотеза: если метод графов так важен, то обязательно найдется его широкое применение в различных областях науки и жизнедеятельности человека.

Для реализации поставленной цели, мною были выдвинуты следующие задачи:

1. познакомиться с историей теории графов;
2. изучить основные понятия теории графов и виды графов;
3. рассмотреть способы решения задач с помощью графов;
4. показать применение теории графов в различных областях жизни человека;
5. создать генеалогическое древо моей семьи.

Методы: наблюдение, поиск, отбор, анализ, исследование.


Исследование:
1. были изучены ресурсы сети Интернет и печатные издания;
2. выписаны области науки и жизнедеятельности человека, в которых используется метод графов;
3. рассмотрено решение задач с помощью теории графов;
4. изучена методика составления генеалогического древа моей семьи.

Актуальность и новизна.
Теория графов в настоящее время является интенсивно развивающимся разделом математики. Это объясняется тем, что в виде графовых моделей описываются многие объекты и ситуации. Теория графов находит применение в различных областях современной математики и ее многочисленных приложениях, в особенности это относится к экономике, технике, к управлению. Решение многих математических задач упрощается, если удается использовать графы. Представление данных в виде графа придает им наглядность и простоту. Многие математические доказательства также упрощаются, приобретают убедительность, если пользоваться графами.

Чтобы убедится в этом, мной и руководителем было предложено учащимся 5-9 классов, участникам школьного и муниципального туров Всероссийской олимпиады школьников, 4 задачи, при решении которых можно применить теорию графов (Приложение 1 ).

Результаты решения задач таковы:
Всего 15 учащихся (5 класс – 3 ученика, 6 класс - 2 ученика, 7 класс – 3 ученика, 8 класс - 3 ученика, 9 класс - 4 ученика) применили теорию графов в 1 задаче – 1, во 2 задаче – 0, в 3 задаче – 6, в 4 задаче – 4 учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты несомненно вызовут интерес у многих людей. Разве не пытался кто-то из вас построить генеалогическое дерево своей семьи? А как это сделать грамотно?
Оказывается они решаются при помощи графов легко.