Слышали ли Вы про интегральный подход Кена Уилбера? Введение в изучение интегральной философии кена уилбера Смотреть что такое "Интегральный подход" в других словарях

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Понятие «интегральный» означает, что в отдельно взятой сфере стремятся синтезировать в единую сложную модель методы и теории, которые доказали свою корректность в определённых контекстах , отказавшись при этом и от грубого редукционизма , и от так называемого «тонкого» редукционизма (иными словами, от неоправданного распространения метода, действенного в одном специфическом контексте, на все остальные). Данное понятие касается также и интегрирования отдельных сфер человеческой деятельности в метасферы.

    Несмотря на то, что различными авторами предпринималось несколько попыток создания интегрального подхода к той или иной области человеческой деятельности, в настоящий момент наиболее разработанным можно считать интегральный подход, основанный на «всесекторной, всеуровневой» модели Кена Уилбера (AQAL), а также ряде других открытий, вроде спиральной динамики. Данная методология используется рядом организаций и государственных учреждений по всему миру, а среди наиболее известных сторонников интегрального подхода можно назвать Альберта Гора и Билла Клинтона .

    Интегральный подход включает такие сферы, как интегральная философия и интегральная психология , а также интегральная экология, интегральная политика, интегральный бизнес, интегральная духовность и интегральное искусство. Сторонники интегрального подхода стараются всесторонне развиваться и стремятся выйти за пределы конвенционального и постконвенциональных уровней (по Л. Колбергу) в различных линиях развития и достичь пост-постконвенционального уровня и выше («пост-постконвенциональный» уровень введён Кеном Уилбером в качестве дополнения модели нравственного развития, данной Лоренсом Кольбергом , по его словам, на основании наличия многочисленных эмпирических данных, указывающих на то, что развитие может быть продолжено и после достижения уровня постконвенциональности).

    Определение духовности в терминах интегральной модели Уилбера

    Исходя из своей интегральной модели (AQAL) Кен Уилбер выводит четыре определения духовности, за каждым из которых признает право на существование.

    Терминология

    Вкратце, интегральная модель человека включает:

    • Множественные способности (intelligence), или линии развития (одной из которых является т. н. линия веры, исследованная Джеймсом Фаулером, профессором теологии университета Эмери);
    • Способности человека развиваются в течение его жизни через определенные уровни или стадии - от ощущений через разум к духу ;
    • Состояния , такие как грубое (бодрствование), тонкое (вариации состояния сновидения), причинное (глубокий сон, пустота , угасание всех форм; осознанное вхождение в это состояние является достижением нирваны) и недуальное (сознание единства пустоты и форм). Любое состояние может быть пережито человеком независимо от стадии развития, на которой он находится, причем могут иметь место т. н. пиковые опыты, мгновения чрезвычайной интенсификации какого-либо состояния, сопровождающиеся ощущением тотального единства с объектами, воспринимаемыми индивидом в данном состоянии (либо «с отсутствием каких-либо объектов», если речь идёт о причинном);
    • Квадранты , образуемые поверхностным (exterior) и глубинным (interior) и индивидуальным и коллективным «измерениями» человека. В поверхностном индивидуальном квадранте «находится» материальное тело человека, в глубинном индивидуальном - его телесные ощущения, эмоции, мысли и т. п.

    Четыре определения духовности

    Ниже приведен фрагмент из книги Уилбера «Интегральная духовность» :

    Если вы проанализируете значения, в которых люди - и исследователи, и неспециалисты - употребляют слово «духовное» («spiritual»), то обнаружите как минимум четыре основных значения, придаваемых этому слову. Хотя сами люди и не используют эти технические термины, «духовное», очевидно, может означать следующее: (1) высочайший уровень развития любой из линий; (2) отдельную линию как таковую; (3) исключительное пиковое переживание или состояние; (4) особое отношение [к людям и природе]. Моя позиция заключается в том, что все эти варианты использования имеют право на существование (и, думаю, все они связаны с действительными реалиями), однако, мы просто ОБЯЗАНЫ указывать, какой из них имеем в виду, иначе какое-либо обсуждение очень быстро начнет скатываться в никуда. За всю свою жизнь я не слышал, чтобы люди тратили больше слов в пустую, чем в таких дискуссиях.

    Ниже вкратце описаны эти 4 важных значения, каждому из которых, я надеюсь, будет уделяться должное внимание:

    1. Если рассмотреть любую линию развития - когнитивную, или аффективную/эмоциональную, или линию потребностей, либо линию ценностей - о нижних или средних уровнях этих линий люди обычно не думают как о духовных, но более высокие и высочайшие уровни они описывают как таковые. Слово «трансперсональный» («надличностный»), например, было адаптировано для использования в этом значении: о духовном обычно не думают ни как о дорациональном или доличностном, ни как о рациональном или личностном, о нём думают как о высоко надрациональном и надиличностном - это самые высокие уровни для любой из линий . (Следуя терминологии Маслоу, мы часто используем словосочетание «третий порядок» в качестве очень общего термина для описания этих перспектив развития надличностных структур-стадий).
    2. Иногда люди говорят о чём-то вроде «духовного интеллекта», который доступен не только на высочайших уровнях любой из линий, но который имеет собственную линию развития , уходящую глубоко в прошлое [индивида]. Джеймс Фаулер - один из примеров исследователей такой линии. «Духовное» в таком понимании - не то, что относится к самым высоким, трансперсональным и трансрациональным уровням различных линий (что является первым значением), но то, что имеет свой собственный первый, второй и третий порядок (или структуры-стадии), и стадии эти уходят вниз до самого основания (на стадию Фаулера 0, например). Духовная линия также имеет собственные доличностные, личностные и надличностные уровни/стадии. Это одна из причин, по которой вам следует использовать данные значения очень чётко, потому что если совместить второе значение с первым, окажется, что духовны только высшие уровни духовной линии. Это, разумеется, вызывает чудовищную путаницу. (Позиция AQAL состоит в том, что оба использования - вообще, все четыре - верны; вам нужно только точно определить, к какому вы прибегаете в данный моменты, иначе вы запутаетесь окончательно).
    3. Иногда люди говорят о духовном в смысле религиозных или духовных переживаний , медитативных опытов или пиковых опытов (которые могут разворачиваться, а могут и не разворачиваться, стадиально). Фактически весь свод шаманских традиций подпадает под эту категорию (см.
    4. Иногда под «духовным» понимается просто особое отношение , которое может иметь место на любой стадии и в любом состоянии: возможно, любовь, или сострадание, или мудрость (то есть, это тип [пятый элемент AQAL]). Это очень распространенное употребление и, что интересно, обычно оно сводится к одному из трёх предыдущих, потому что есть стадии любви, сострадания и мудрости (факт, упущенный почти всеми писателями зелёной волны [то есть постмодернистами]). Но все же мы на всякий случай всегда указываем его отдельно.

    Я не буду более углубляться в эти 4 значения. Они подробно рассмотрены в книге «Интегральная психология» . Скажу только, что моя точка зрения заключается в том, что все 4 являются правомерными значениями слова «духовное», но люди часто смешивают их в своих дискуссиях, и получается… ну, в общем, ещё больше мешанины.

    Общие сведения

    Понятие «интегральный» означает, что в отдельно взятой сфере стремятся синтезировать в единую сложную модель методы и теории, которые доказали свою корректность в определённых контекстах , отказавшись при этом и от грубого редукционизма , и от так называемого «тонкого» редукционизма (иными словами, от неоправданного распространения метода, действенного в одном специфическом контексте, на все остальные). Данное понятие касается также и интегрирования отдельных сфер человеческой деятельности в метасферы.

    Несмотря на то, что различными авторами предпринималось несколько попыток создания интегрального подхода к той или иной области человеческой деятельности, в настоящий момент наиболее разработанным можно считать интегральный подход, основанный на «всесекторной, всеуровневой» модели Кена Уилбера (AQAL), а также ряде других открытий, вроде спиральной динамики. Данная методология используется рядом организаций и государственных учреждений по всему миру, а среди наиболее известных сторонников интегрального подхода можно назвать Альберта Гора и Билла Клинтона .

    Интегральный подход включает такие сферы, как интегральная философия и интегральная психология , а также интегральная экология, интегральная политика, интегральный бизнес, интегральная духовность и интегральное искусство. Сторонники интегрального подхода стараются всесторонне развиваться и стремятся выйти за пределы конвенционального и постконвенциональных уровней (по Л. Колбергу) в различных линиях развития и достичь пост-постконвенционального уровня и выше («пост-постконвенциональный» уровень введён Кеном Уилбером в качестве дополнения модели нравственного развития, данной Лоренсом Кольбергом , по его словам, на основании наличия многочисленных эмпирических данных, указывающих на то, что развитие может быть продолжено и после достижения уровня постконвенциональности).

    Определение духовности в терминах интегральной модели Уилбера

    Исходя из своей интегральной модели (AQAL) Кен Уилбер выводит четыре определения духовности, за каждым из которых признает право на существование.

    Терминология

    Пример психограммы - изображения множественных способностей (intelligence), разворачивающихся через уровни сознания

    Вкратце, интегральная модель человека включает:

    • Множественные способности (intelligence), или линии развития (одной из которых является т. н. линия веры, исследованная Джеймсом Фаулером, профессором теологии университета Эмери);
    • Способности человека развиваются в течение его жизни через определенные уровни или стадии - от ощущений через разум к духу ;
    • Состояния , такие как грубое (бодрствование), тонкое (вариации состояния сновидения), причинное (глубокий сон, пустота , угасание всех форм; осознанное вхождение в это состояние является достижением нирваны) и недуальное (сознание единства пустоты и форм). Любое состояние может быть пережито человеком не зависимо от стадии развития, на которой он находится, причем могут иметь место т. н. пиковые опыты, мгновения чрезвычайной интенсификации какого-либо состояния, сопровождающиеся ощущением тотального единства с объектами, воспринимаемыми индивидом в данном состоянии (либо «с отсутствием каких-либо объектов», если речь идёт о причинном);
    • Квадранты , образуемые поверхностным (exterior) и глубинным (interior) и индивидуальным и коллективным «измерениями» человека. В поверхностном индивидуальном квадранте «находится» материальное тело человека, в глубинном индивидуальном - его телесные ощущения, эмоции, мысли и т. п.

    Четыре определения духовности

    Ниже приведен фрагмент из книги Уилбера «Интегральная духовность» :

    Решетка Уилбера-Комбса - связь между уровнями и состояниями сознания (на данной иллюстрации уровни представлены более подробно)

    Если вы проанализируете значения, в которых люди - и исследователи, и неспециалисты - употребляют слово «духовное» («spiritual»), то обнаружите как минимум четыре основных значения, придаваемых этому слову. Хотя сами люди и не используют эти технические термины, «духовное», очевидно, может означать следующее: (1) высочайший уровень развития любой из линий; (2) отдельную линию как таковую; (3) исключительное пиковое переживание или состояние; (4) особое отношение [к людям и природе]. Моя позиция заключается в том, что все эти варианты использования имеют право на существование (и, думаю, все они связаны с действительными реалиями), однако, мы просто ОБЯЗАНЫ указывать, какой из них имеем в виду, иначе какое-либо обсуждение очень быстро начнет скатываться в никуда. За всю свою жизнь я не слышал, чтобы люди тратили больше слов в пустую, чем в таких дискуссиях.

    Ниже вкратце описаны эти 4 важных значения, каждому из которых, я надеюсь, будет уделяться должное внимание:

    1. Если рассмотреть любую линию развития - когнитивную, или аффективную/эмоциональную, или линию потребностей, либо линию ценностей - о нижних или средних уровнях этих линий люди обычно не думают как о духовных, но более высокие и высочайшие уровни они описывают как таковые. Слово «трансперсональный» («надличностный»), например, было адаптировано для использования в этом значении: о духовном обычно не думают ни как о дорациональном или доличностном, ни как о рациональном или личностном, о нём думают как о высоко надрациональном и надиличностном - это самые высокие уровни для любой из линий . (Следуя терминологии Маслоу, мы часто используем словосочетание «третий порядок» в качестве очень общего термина для описания этих перспектив развития надличностных структур-стадий).
    2. Иногда люди говорят о чём-то вроде «духовного интеллекта», который доступен не только на высочайших уровнях любой из линий, но который имеет собственную линию развития , уходящую глубоко в прошлое [индивида]. Джеймс Фаулер (англ.) русск. - один из примеров исследователей такой линии. «Духовное» в таком понимании - не то, что относится к самым высоким, трансперсональным и трансрациональным уровням различных линий (что является первым значением), но то, что имеет свой собственный первый, второй и третий порядок (или структуры-стадии), и стадии эти уходят вниз до самого основания (на стадию Фаулера 0, например). Духовная линия также имеет собственные доличностные, личностные и надличностные уровни/стадии. Это одна из причин, по которой вам следует использовать данные значения очень чётко, потому что если совместить второе значение с первым, окажется, что духовны только высшие уровни духовной линии. Это, разумеется, вызывает чудовищную путаницу. (Позиция AQAL состоит в том, что оба использования - вообще, все четыре - верны; вам нужно только точно определить, к какому вы прибегаете в данный моменты, иначе вы запутаетесь окончательно).
    3. Иногда люди говорят о духовном в смысле религиозных или духовных переживаний , медитативных опытов или пиковых опытов (которые могут разворачиваться, а могут и не разворачиваться, стадиально). Фактически весь свод шаманских традиций подпадает под эту категорию (см. Роджер Уолш , «Дух шаманизма»). Уильям Джеймс , Дэниэл П. Браун, Эвелин Андерхилл (англ.) русск. и Дэниэл Голман (англ.) русск. также являются примерами исследователей духовности как переживаний определенных состояний (переход в которые зачастую осуществляется благодаря тренировкам). Переживание состояний - ещё одно важное значение, и зафиксировано, конечно, на горизонтальной оси решетки Уилбера-Комбса.
    4. Иногда под «духовным» понимается просто особое отношение , которое может иметь место на любой стадии и в любом состоянии: возможно, любовь, или сострадание, или мудрость (то есть, это тип [пятый элемент AQAL]). Это очень распространенное употребление и, что интересно, обычно оно сводится к одному из трёх предыдущих, потому что есть стадии любви, сострадания и мудрости (факт, упущенный почти всеми писателями зелёной волны [то есть постмодернистами]). Но все же мы на всякий случай всегда указываем его отдельно.
    Я не буду более углубляться в эти 4 значения. Они подробно рассмотрены в книге «Интегральная психология» . Скажу только, что моя точка зрения заключается в том, что все 4 являются правомерными значениями слова «духовное», но люди часто смешивают их в своих дискуссиях, и получается… ну, в общем, ещё больше мешанины.

    См. также

    Примечания

    Библиография

    • Уилбер К. Введение в интегральную теорию и практику (Wilber, Ken. «Introduction to Integral Theory and Practice: IOS Basic and the AQAL Map» // AQAL Journal. - Vol 1, N 1, 2006.)
    • Уилбер К. Краткая история всего. - М.: АСТ, 2006. ISBN 5-17-036016-9
    • Уилбер К. Око Духа. - М.: АСТ, 2002. ISBN 5-17-014321-4
    • Алексей Уит Уровни сознания. Новая интегральная картография человеческого сознания (2010)
    • Wilber, Ken. Sex, Ecology, Spirituality: The Spirit of Evolution , 1st ed. 1995, 2nd rev. ed. 2001: ISBN 1-57062-744-4
    • Wilber, Ken. Theory of Everything: An Integral Vision for Business, Politics, Science and Spirituality , 2000, paperback ed.: ISBN 1-57062-855-6
    • Wilber, Ken. The Marriage of Sense and Soul: Integrating Science and Religion , 1998, reprint ed. 1999: ISBN 0-7679-0343-9
    • Wilber, Ken. Eye to Eye: The Quest for the New Paradigm , 1983, 3rd rev. ed. 2001: ISBN 1-57062-741-X
    • Wilber, Ken. A Sociable God: A Brief Introduction to a Transcendental Sociology , 1983, new ed. 2005 subtitled Toward a New Understanding of Religion , ISBN 1-59030-224-9

    Ссылки

    • Официальный вебсайт Кена Уилбера (англ.)
    • (англ.)
    • Integral Naked - платный сайт: «Behind the Scenes with the Most Provocative Thinkers in Today’s World» (англ.)
    • «Менталитеты в действии: Вызов устойчивому развитию » (отчёт крупной консалтинговой компании Avastone Consulting , посвящённый проблемам интегрального устойчивого развития; 2008) (рус.) (англ.)

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Интегральный подход" в других словарях:

      Интегральный институт исследовательская организация, основанная американским философом, психологом и мистиком Кеном Уилбером в 1998 году. В настоящее время Интегральный институт включает ряд отделов, в том числе интегральной психологии,… … Википедия

      Сообщество, специализирующееся на изучении интегральной теории Кена Уилбера. Интегральный университет имеет ряд аккредитованных программ, совместно с Университетом Джона Ф. Кеннеди и аспирантским университетом Филдинг (Fielding Graduate… … Википедия

      Метод криптоанализа, объединяющий ряд атак на симметричные блочные криптографические алгоритмы. В отличие от дифференциального криптоанализа, который рассматривает воздействие алгоритма на пару открытых текстов, интегральный криптоанализ… … Википедия

      - (н. лат.). Неразрывно связанный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. интегральный (лат.) 1) неразрывно связанный, цельный, единый; 2) мат. имеющий отношение к интегралу; и ное исчисление наряду с… … Словарь иностранных слов русского языка

      интегральный критерий - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] интегральный критерий 1. «Суммарный» критерий оптимальности во временном аспекте, показывающий результаты деятельности экономического объекта не по показателям… … Справочник технического переводчика

      Интегральный критерий

      Интегральный критерий - 1. «Суммарный» критерий оптимальности во временном аспекте, показывающий результаты деятельности экономического объекта не по показателям отдельно взятого года, а по сумме лет всего изучаемого периода (например,… … Экономико-математический словарь

      В математике интегральное уравнение Фредгольма это интегральное уравнение, ядром которого является ядро Фредгольма. Названо так по имени изучавшего его Ивара Фредгольма. Со временем выросло в самостоятельный раздел функционального анализа … … Википедия

    Майков Владимир Валерьянович

    Интегральный подход Кена Уилбера

    Аннотация

    Приведена биография известного американского мыслителя Кена Уилбера, включающая характеристику его основных печатных работ.

    Переданы основные идеи Уилбера, такие как мандала человеческого познания, состоящая из четырех квадрантов; уровни, состояния, линии развития; интегральная операционная система.

    Подчеркивается, что интегральный подход стремится отыскать зерно истины в каждом из подходов – от эмпиризма до конструктивизма, от релятивизма до эстетизма.

    Описан, основанный Уилбером совместно с ведущими трансперсональными психологами и иными специалистами, Институт интегральной психологии.

    Охарактеризована практика интегральной жизни, предложенная Уилбером.

    Выдвинутая Кеном Уилбером современная версия «вечной философии» состоит в попытке согласованной интеграции почти всех областей знания: физики и биологии, теории систем и теории хаоса, искусства, поэзии и эстетики, всех значительных школ и направлений антропологии, психологии и психотерапии, великих духовно-религиозных традиций Востока и Запада .

    Уилбера сегодня считают одним из влиятельнейших представителей трансперсональной психологии, возникшей около 30 лет назад, и основоположником интегрального подхода.

    Он родился 30 января 1949 г. в семье военного летчика. Учился в университете Дьюка и университете Небраски по специальности биохимия и биофизика, по которой защитил магистрскую степень.

    Еще не закончив университет, он написал свою первую книгу «Спектр сознания» (1973), опубликованную в 1977 г. В этой книге присутствуют многие характерные черты его более зрелых работ. В ней впервые представлен его «интегральный подход», согласно которому различные школы философии, психологии, антропологии, психотерапии, как академические, так и духовные (или трансперсональные), понимаются не как конкурентные, взаимно исключающие дисциплины, а как подходы, справедливые лишь в определенных частях полного «спектра сознания». В это же время он стал одним из основателей и главным редактором журнала «Ревижн» (1978 – 1982), сыгравшего важную роль в обсуждении новой научной парадигмы и в развитии трансперсональной психологии.

    В 1979-1984 гг. Уилбер опубликовал книги и эссе, в которых сформулировал интегральные модели индивидуального развития (1980, 1981); культурной и социальной эволюции (1983); эпистемологии и философии науки (1982, 1983); социологии (1983) и разнообразные проблемы психопатологии и психотерапии. (1986).

    В последних книгах Уилбер продолжает развивать свою центральную идею о том, что глубиннейшей целью эволюции человека, а также всей жизни и даже всего мира, является реализация Духа, понимаемая как недвойственное переживание. Однако не стоит на этом основании зачислять его в ряды объективных идеалистов, которых сам Уилбер подвергает глубокой критике. Как показывает данная книга, смысл этого утверждения намного глубже.
    Опубликовавший к настоящему времени 23 книги, изданные на 25 языках, Уилбер является сегодня самым переводимым американским мыслителем. О его известности говорит наличие свыше миллионов ссылок на его работы в Интернете, а также восьмитомное собрание сочинений, изданное в США. О признании его заслуг говорит и награждение его в 1993 г, вместе со Станиславом Грофом, почетной премией Ассоциации трансперсональной психологии за выдающийся вклад в ее развитие.

    Своим авторским дебютом, книгой «Спектр сознания» (1977) Уилбер завоевал репутацию оригинального мыслителя, стремящегося к интеграции психологических школ и подходов Востока и Запада. Сокращенная версия этой книги опубликована под заголовком «Никаких границ» (1979). По оценке самого Уилбера, это – «романтический» период его творчества, который он называет «Уилбер-I».

    Его наиболее значительные книги следующего, «эволюционного», периода: «Уилбер-II» – «Проект Атман» (1980, готовится русское издание) и «Ввысь из Эдема» (1981) – охватывают области психологии развития и истории культуры. В «Проекте Атман» (1980) он интегрирует различные теории индивидуального развития, как восточные, так и западные, в объединенное воззрение, прослеживающее развитие человека от младенца до взрослого, а затем стадии и законы духовного развития.

    В книге «Ввысь из Эдема» он использует модель индивидуального развития как концептуальный каркас для культурного картирования эволюции человеческого познания и сознания. В 1984 – 1986 гг. Уилбер публикует серию статей «системно-эволюционного» периода, названного им «Уилбер-III».

    В 1995 году после продолжительного молчания, вызванного болезнью и смертью жены, Уилбер выпустил 800-страничный том «Пол, экология, духовность». Дух эволюции, являющийся, по его замыслу, первым томом из трилогии «Космос» и первой работой «интегрального» периода, «Уилбер-IV». Эволюция человека – его мозга, сознания, общества и культуры – анализируется от ранних гоминид до настоящего времени и соотносится с такими феноменами как эволюция взаимоотношений полов, отношения человека к земле, технологии, философии, религии и многими другими.

    Уилбер критикует здесь не только Западную культуру, но и контркультурное движение, включая Нью Эйдж, трансперсональную психологию и «вечную философию», понятую романтически и упрощенно. Популярная версия этих идей изложена в «Краткой истории всего» (1996).

    «Око духа » (1997) – панорамное изложение интегрального подхода и интегральной критики.

    «Свадьба смысла и души: интеграция науки и религии » (1998) – размышление о непротиворечивом объединении научного и религиозного опыта.

    «Один вкус » (1999) – личный дневник, описывающий его внутреннюю лабораторию, практики и истоки его идей.

    «Интегральная психология» (1999) – интегральный подход в психологии.

    «Теория всего: интегральное виденье для бизнеса, политики, науки и духовности» (2000) – практика интегрального подхода к жизни в целом.

    По сути, интегральный подход Уилбера представляет собой метакритику основных направлений современной интеллектуальной мысли, что поначалу не может не насторожить. К тому же, проект этот выполнен мыслителем-одиночкой, на протяжении многих лет не участвовавшим в активной академической жизни с ее конференциями, почти ежегодными монографиями, курсами студентов и зависимостью от университетской власти.

    Уилбер имел счастливую возможность остаться неангажированным доминирующей культурой мыслителем, в то же время (как свидетельствуют его работы) великолепно разбирающимся в ее основных интеллектуальных подходах.

    В своей критической части интегральный подход является непрестанной битвой с «Флатландией» (от англ. flat – плоский; land – земля) – любыми уплощенными мирами и частными мировоззрениями, утратившими перспективу и не осознающими свое место в реальной мандале человеческого познания.

    Эта мандала, по Уилберу, состоит из четырех секторов (квадрантов), образующихся при делении на плоскости образа Космоса-мира двумя перпендикулярными прямыми, с осями по направлениям: индивидуальное-коллективное и внутреннее-внешнее. Сектора представляют четыре фундаментальных мира, несводимых друг к другу по предмету, методам познания, критериям истины и языку.

    Это миры: субъекта (интроспекция, феноменология); объекта (классический научный метод и наука); интерсубъективности (теория культуры) и интеробъективности (социология, теория систем).

    Уилбер рассматривает четыре местоимения, которые выражают фундаментальные позиции в человеческом мире.

    Я — все, что происходит во мне, моя внутренняя жизнь.

    МЫ — все, что связано с отношениями, наша общность, язык.

    ОНИ — те, для кого «мы» становимся объектом, чем-то внешним.

    ОНО — относящееся уже не к людям, а к внешнему неодушевленному миру.

    Итак, Уилбер выделяет четыре фундаментальных позиции, в его терминологии, четыре фундаментальных мира.

    Мир «Я » – мир интроспективный, мир внутренний, связанный с моей жизнью, это мир духа, мир интроспекции, это наша внутренняя жизнь, наш духовный опыт.

    Мир «МЫ » – мир отношения, мир коммуникации, мир понимания, мир интерпретации; среди объясняющих его дисциплин самая яркая – феноменология.

    Мир «ОНИ » – мир, который изучают социология, социальные науки, теория систем.

    Мир «ОНО » – мир объективной науки, которая изучает природу, условно говоря, неживое, ибо современная наука построена таким образом, что она и живое изучает как неживое.

    У истоков европейской науки возникла операция, которую авторы называют «картезианским бумерангом» или платой, которую мы платим за научное познание живых объектов. Это справедливо и для психологии. Эти миры не выдуманы нами, они исторически сложились в ходе развития различных областей человеческого знания, выразив четыре фундаментальных отношения или позиции, общих для всех языков и культур.

    Как же работает этот подход у автора? Возьмем, например, такое ключевое для познания понятие, как критерий достоверности или истина. В мире субъекта истина понимается как правда, искренность, прямота, степень доверия; в мире объекта истина – это пропорциональный или репрезентативный тип истины; в мире интеробъектности истина – это системность и структурно-функциональное соответствие. Наконец, в мире интерсубъектности истина – это справедливость, культурное соответствие, правота.

    Ни один из этих типов истины не может подменить или упразднить все другие типы. Таким же образом, взаимонесводимы и автономны языки четырех секторов, каждый из которых полностью верен только в своем мире. Еще Декарт и Кант утверждали невозможность научной психологии по образцу наук о природе и отмечали несводимость языков описаний субъекта и объекта. Однако развитие психологии происходило, по сути, по линии редукции субъекта к объекту.

    «… Всякий раз, – пишет Уилбер, – когда мы пытаемся отрицать любую из этих устойчивых сфер, мы, рано или поздно, заканчиваем тем, что просто протаскиваем их в свою философию в скрытой или непризнанной форме. Эмпирики используют интерпретацию в самом акте отрицания ее важности. Крайние конструктивисты и релятивисты используют универсальную истину для того, чтобы универсально отрицать ее существование. Крайние эстетики используют одну лишь красоту, чтобы провозглашать моральную добродетель – и т.д., и т.п. Отрицать любую из этих сфер, значит, попасть в собственную ловушку и закончить жесткими внутренними противоречиями».

    («Око Духа», Введение).

    Наряду с древними даосами, Нагарджуной, Кантом и другими исследователями предельного опыта из различных сфер познания и деятельности Уилбер пытается пройти до конца во всех секторах Космоса-мира и вскрыть на предельном усилии универсальный источник антиномий и парадоксов познания, для того чтобы расчистить дорогу познающему духу.

    Если «…любая система мысли – пишет он – от философии и социологии до психологии и религии – пытается игнорировать или отрицать любой из четырех критериев достоверности, то эти игнорируемые истины, в конце концов, снова появляются в системе как серьезное внутреннее противоречие». «Око Духа», Введение.

    Интегральный подход, напротив, стремится отыскать зерно истины в каждом из подходов – от эмпиризма до конструктивизма, от релятивизма до эстетизма. Лишая их претензий на роль единственно существующей истины, он, в то же время, освобождает их от присущих им противоречий и находит каждому из них свое место в подлинном многоцветном содружестве.

    Работая с конкретной областью, Уилбер, прежде всего, находит тот уровень абстракции, где различные, обычно конфликтующие подходы, приходят к согласию, и выделяет то, что он называет «ориентирующим обобщением» или «твердым выводом». Так он рассматривает все области человеческого знания и в каждом случае выстраивает серии «здоровых и надежных ориентирующих обобщений», не оспаривая на этом этапе их истинность.

    Затем, на втором этапе, Уилбер располагает эти истины в виде цепочки перекрывающихся заключений и задается вопросом, какая когерентная система знания могла бы вобрать в себя наибольшее количество этих истин? Такая система представлена впервые, по убеждению автора, в его работе «Пол, экология, духовность». Вместо того чтобы заниматься обсуждением истинности той или иной области знания, Уилбер предполагает, что своя истина содержится в каждом подходе, и затем пытается эти подходы объединить.
    Третий этап – разработка нового типа критической теории. Коль скоро получена всеобъемлющая схема, вбирающая в себя наибольшее число ориентирующих обобщений, ее можно использовать для критики более узких подходов.

    Неудивительно, что подобные претензии на универсальную метакритику «всего и вся» вызвали дискуссии и шквал критики с самых разных сторон. Часть критических отзывов представлена в недавно опубликованной книге «Кен Уилбер в диалоге» (1998). Ответы на первую волну критики включены в «Око духа».

    Вторая волна представлена такими влиятельными философами как Юрген Хаберманс и Ханс-Вилли Вэйс. Однако нельзя сказать, что критики обрушили интегральный подход: они лишь помогли уточнить и упрочить позиции Уилбера.

    Программа интегральных исследований Уилбера ориентирована на «всеуровневое, всесекторное» представление о человеческом сознании и поведении, охватывающим не просто все сектора, но и все различные уровни и измерения в каждом из этих секторов – весь спектр уровней в интенциональном, культурном и социальном аспектах человеческих существ. Поэтому основу интегральной философии, как ее мыслит автор, составляет, прежде всего, деятельность координирования, разъяснения и концептуального обобщения всех разнообразных форм познания и бытия.

    Даже если сама интегральная философия не рождает более высокие формы, она в полной мере признает их и побуждает философствование открыться для практик и форм созерцания. Кроме того, интегральная философия, благодаря своей многосторонности, может стать мощной критической теорией (критической в отношении всех менее разносторонних подходов) в философии, психологии, религии, социальной теории и политике.

    Публикация идей интегрального подхода вызвала в США и Европе большой резонанс. Примерно полтора года назад Уилбер вместе с Майклом Мерфи (основатель Института «Эсален»), Роджером Уолшем, Френсис Воон (известные трансперсональные психологи), Самуэлем Бергольцем (издатель Уилбера, директор издательства «Шамбала»), Тони Шварцем (автор и социолог) и Джеком Криттенденом (соредактор Уилбера по журналу «Ревижн») основал Институт интегральной психологии, насчитывающий сейчас уже 400 членов.

    Для целостного познания человека в Институте созданы отделения интегральной психологии, духовности, политики, медицины, экологии, интегрального образования, дипломатии и бизнеса, в состав которых входит впечатляющий список исследователей. Амбиции создателей института высоки, но и задачи их масштабны. Они намерены развивать интегральные практики, которые, в частности, позволят не только изменить медицинскую практику, но и организовать ее по-новому и даже изменить систему ее финансирования. Появится возможность осмыслить опыт, полученный с помощью трансперсональных практик, в психологии, изучить его в медицине, найти объяснение в разных духовных традициях, которые, в свою очередь, могут быть рассмотрены в рамках интегральных исследований.
    В своих последних интервью Уилбер, признавая огромную роль первоначального проекта трансперсональной психологии в изучении всего спектра человеческого сознания, размежевался с этим направлением. Здесь нет ничего неожиданного, если учитывать общее стремление автора дать общую теорию и методологию познания.

    Главный его довод состоит в том, что школы трансперсональной психологии не владеют полнотой интегрального подхода, а иногда и отрицают его. Замкнувшись на себя, они выпадают из широкого диалога со всеми другими познавательными дисциплинами.

    Интегральный проект Кена Уилбера связан, прежде всего, с поисками достоверного знания на пути объединения всего человеческого опыта. Метод объединения – это ключ ко всему, ибо мы разъединены и живем в двойственном мире.

    Существует роковая граница между Я и не-Я, все новое приходит оттуда, с другой стороны. Это называют глубиной, это называют неизвестным, в философской литературе это называют Другим. В двадцатом веке возникла целая философия Другого. Оттуда, со стороны Другого, к нам приходят счастье и угроза, безумие и творчество, входят в наш мир и каким-то образом постепенно становятся нашим.

    На языке трансперсональной психологии мы называем подобного рода переживания опытом необычных состояний сознания и говорим, что именно с необычными состояниями сознания связана новизна мира.

    Пространство интеграции – это принадлежащее нам пространство, нашей самоидентичности, наше «Я». Именно здесь осуществляется функция интеграции всего нового, и от того, каким является наше обжитое пространство, зависит то, как мы относимся к новому, как мы его осваиваем и усваиваем, делаем своим.

    В принципе между Я и не Я лежит черта, иногда роковая черта, обозначающая все проблемы человечества. В основе всех этих проблем лежит, в сущности, конфликт между известным и неизвестным, хорошим и плохим. Везде мы находим двойственность, бинарную логику деления мира.

    Мы живем в разделенном, расколотом мире, и потому процесс роста, развития всегда связан в своей основе с процессом объединения. (Объединение или интеграция – неполный, но правильный русский аналог английского термина). Познавая, мы объединяемся с неизвестным, с тем, что было по ту сторону. Мы делаем это своим, мы выражаем это на своем языке, мы обогащаем язык, общаемся с помощью этого языка с другими людьми, интегрируя свой опыт в большую общность. Развитие сообщества, знания, культуры, искусства – есть универсальный процесс интеграции.

    Всякий раз, когда мы выходим за пределы опыта, мы встречаемся с антиномиями. Антиномии присущи разуму, они обозначают его границы. Этот итог западной философии, выражен в «Критике чистого разума». Как бы ни критиковали кантовскую аналитику последующие поколения философов, ее сущностное ядро непреложно. Развитие западной культуры и западной духовности подтвердило положения кантовской теории множеств и теоремы Геделя: для того, чтобы обосновать нечто, мы должны выйти за его пределы, и только с точки зрения следующего уровня мы можем обосновать предыдущий или вложенный уровень. Другими словами, наука научно не обосновывается. Для того, чтобы обосновать и определить науку, мы должны выйти за пределы науки. Для того, чтобы обосновать религию, мы должны выйти за пределы религии и т.д.

    Собственно говоря, весь пафос уилберовского подхода – ни что иное, как продолжение этой аналитической линии.

    Существует путь Станислава Грофа – опыт изучения восприятия через выход за его пределы и достижение необычных состояний сознания. Стратегия Уилбера в этом направлении следует аналитической традиции: Уилбер хочет удержаться в сердце тетралеммы Нагарджуны и разворачивает всеобъемлющую картину мира через представление о четырех секторах, в которых мы все – каждый из нас – себя застаем. Как уже говорилось, эти четыре сектора можно связать с четырьмя фундаментальными мирами, выраженными и в нашем языке.
    Что важно здесь еще, кроме секторов? Прежде всего, уровни – уровни развития любой системы, любого организма. В отношении человека эти уровни связаны с тремя фундаментальными измерениями: тело, ум и дух. Во всех системах, самых первичных системах, которые как-то картируют человека и его мир, мы найдем эти три уровня.

    В современных психологиях развития выделяется до пятнадцати различных уровней. Существует представление о всевозможного рода довербальных, мифических уровнях (уровень кентавров в трансперсональной психологии), тонкие уровни и так далее, вплоть до самых высших уровней, описанных в мировой культуре.
    Следующий элемент карты Уилбера – это состояния . Принципиальное различие между состояниями и уровнями заключается в том, что состояния приходят и уходят, уровни же остаются. Достигнув определенного уровня развития (интеллектуального, нравственного и т. д.), мы остаемся на нем навсегда.

    Очень важный элемент уилберовского метода связан с линиями развития. Представление о линиях развития вошло в европейскую психологию, начиная, наверное, с работ Мартина Гарднера о множественности интеллекта. В современной интегральной психологии считается, что существует не одна единственная, как считал Ж. Пиаже, линия развития, связанная с когнитивными способностями, а около 10-15 относительно независимых линий развития.

    Одна из них связана с когнитивными способностями, другая – с эмоциональными, третья – с музыкальными, четвертая – с двигательными, пятая со способностями владения языком и т. д. То есть существуют, совершенно, разные способности и каждая со своими закономерностями в развитии.

    Например, человек может быть выдающимся ученым и одновременно моральным уродом, политиком среднего уровня, прекрасным спортсменом и довольно-таки плохо выражать свои мысли, владеть языком. В принципе можно создавать графическую карту уровня развития различных способностей, Уилбер называет это: «рисовать интегральную психограмму».

    У каждого из нас есть эмоциональный интеллект, играющий в нашей жизни, быть может, более важную роль, чем математические способности. Эмоции – это очень точная оценка ситуации, интегральный охват ситуации и реакция на нее. Эмоциональная составляющая, порой невыразимая в словах, является, можно сказать, соком жизни. У эмоционального развития свои законы; если человек не получил эмоционального развития в раннем возрасте, если его засушили, или он сам себя засушил, в дальнейшей жизни ему будет непросто это восполнить.

    Существует музыкальный интеллект, который можно развивать. Развитый музыкальный интеллект, хороший слух, чувство ритма затем проявляется в музыкальности общения человека, в музыкальности его мысли, в музыкальности его идей. Недаром Эйнштейн очень любил играть на скрипке. Хайдеггер как-то сказал, что гениальность человека всегда проявляется не в том, в чём он считается общепризнанным авторитетом, а в его хобби. Все настоящие гении, утверждает Хайдеггер, всегда гениально проявляются в своих хобби, как тот же Эйнштейн. Это раннее наблюдение Хайдеггера сегодня называют множественностью интеллекта, или интегральной психограммой, по Кену Уилберу.

    Таким образом, Уилбер продемонстрировал, что неразличение многочисленных линий развития чревато серьезным редукционизмом и всякого рода ошибками в понимании человека.

    Трагедией исследования человека и мира на протяжении столетий, по словам Уилбера, был постоянный грех, называемый им уплощением или флатландией. Имеется в виду постоянное перенесение опыта одного сектора на другой. Например, стремление познавать мир души по образцу того, как мы познаём мир физики, хотя предмет эти совершенно разные. Одно дело внешний мир, а другое внутренний. Соответственно, разными являются методы познания, законы, верифицируемость, и сами науки, типы научного знания.

    Этому не уделялось достаточного внимания, и, собственно говоря, все кризисы познания, которые происходили в ХХ веке, были связаны с уточнением предмета знания.

    Суть интегрального похода Уилбер называет интегральной операционной системой, наподобие Windows или Мас OS. По сути дела, что такое Windows? Это оболочка, среда, в которой могут работать различные программы. Что такое интегральная операционная система Кена Уилбера? Это тоже оболочка, это та понимательная среда, где различные люди, обладающие своими ценностями, своим уровнем развития, своими взглядами, могут коммуницировать, понимать друг друга. Исследователь, владеющий интегральной операционной системой, может изучать это взаимодействие.

    Уилбер очень ярко выразил мысль, что наше видение мира зависит от того, на каком уровне развития мы находимся, от того, кто мы, потому что наш мир рождается вместе с нами каждый миг, и у каждого из нас свой мир. Почему у нас такие разные взгляды на мир? Потому что у нас разный опыт, потому что у нас разная история. Как нам достичь понимания? Нам нужно познать себя и увидеть, как мы взаимно соотносимся в чём-то целом, объединяющим всё.

    По сути дела, интегральный подход Уилбера – ни что иное, как попытка найти ещё одну общую, всеохватную модель, некое пространство, в котором мы можем мыслить, где смогут взаимодействуют все люди, все науки.

    Это не только теоретический, но и в высшей степени практический подход. Я проходил в 2005 году семинар Кена Уилбера по практике интегральной жизни (Integral Life Practice), и мы занимались каждый день весьма и весьма конкретными практиками по интегральной работе со сновидениями, по интегральной психотерапии. Мы правильно работали с тяжестями, для того чтобы включить тело, мы общались, мы занимались визионерскими и медитативными практиками, мы каждый день делали уилберовскую интегральную кату (полуторачасовую практику, развивающую все сектора, уровни, линии, типы и состояния).

    Уилбер выработал свою интегральную практику развития на основе представления о том, что человек развивается наилучшим образом, если он развивается целостно или интегрально, ибо это соответствует устройству человека. Например, атлет тренируется, упражняя свою гибкость, силу, скорость и достигает хороших результатов, но если при этом он занимается медитацией, учится расслабляться, собираться, оказывается, что он показывает более высокие результаты. Если учёный занимается бегом и работает с тенью, делает йогу, занимается дыхательными практиками, то он становится более ровным, более адекватным в общении и мышлении, и соответственно, улучшаются и его научные результаты.

    Поскольку все, что я воспринимаю, связано с моим уровнем развития, нужно понимать, на каком уровне развития каждого из своих интеллектов – эмоционального, когнитивного, политического и двигательного я нахожусь; ведь это и есть та ступень, с которой мне открываются те или иные горизонты, те или иные перспективы. Важно и то, как я переживаю сам процесс перехода с одного уровня на другой, и сколько времени он занимает.

    Далее я должен понимать, что могу входить в различные состояния, ибо сознание пластично, оно может принимать любую форму, и всё что угодно может становиться предметом моего сознания. Переживания или состояния, как их называет Уилбер, принципиально отличны от уровней. Я могу пережить состояние духовности, высшей духовности, находясь на первобытнообщинном уровне развития, будучи туземцем какого-то племени. Но переживание не есть гарантия того, что я живу на этом уровне. Для того, чтобы он стал фактом моей жизни, я должен пройти эволюционную серию развития. Поэтому я могу пережить высшее состояние, но затем буду продолжать жить на своём уровне.

    Если переходить от теории к практике, нужно отметить, что желая развиваться целостно, мы должны заниматься интегральной или целостной практикой.

    Существуют четыре базовых практики:

    — практика, связанная с энергией и с телом;

    — практика работы с тенью (это значит устранять препятствия, не быть марионеткой, быть свободным и нейтрализовать ветер, который дует от травм прошлого);

    — практика, связанная с умением работать с утончёнными интеллектуальными концепциями;

    — и практика, связанная с безграничным, то есть с духом, духовная практика, выход в состояние полной свободы.
    Видов духовной практики может быть бесконечное множество, их мы находим в разных духовных традициях, они могут быть изобретены нами, нашими знакомыми, друзьями. Всё, что помогает расти и развиваться – это и есть духовная практика. В самом простом виде она происходит через светские формы медитации: я сижу в дза-дзен, допустим, медитирую, или делаю випассану, или просто созерцаю природу. Такая форма медитации на пленере или на природе – тоже очень мощная духовная практика, совершенно естественная, абсолютно не формализованная, но по самой своей сути духовная, потому что суть духовности – это контакт с безграничным. На каких путях, через какие ритуалы он осуществляется, не имеет большого значения.

    Не менее важна и работа с тенью. По Уилберу, это основная задача психотерапии. Все мы марионетки своего бессознательного, марионетки тех проблем и конфликтов, которые когда-то случились с нами, но без осознания были вытеснены в подсознание и теперь руководят нашими действиями. Каждый из нас не видит ту тень, которую отбрасывает, и поэтому наша задача – обернуться назад и встретиться со своей тенью, поговорить с ней, стать этой тенью. Тогда мы прозреем, и не будем уже заложниками подобных ситуаций.

    Травмы рождения, плохого воспитания, недостаточного образования, детских обид и конфликтов. На каждом из нас есть эта печать, которая искажает наше настоящее; мы отрезаны от своего прошлого, мы вынуждены от него защищаться, для того чтобы более или менее эффективно действовать в настоящем. Нам нужно отгораживаться, защищаться от прошлых ситуаций, где мы испытывали унижение, смятение или страх.

    Наша жизнь и наше развитие – это постоянное отсекание прошлого и возведение защитных бастионов. Но при такого рода защитах и отгораживаниях мы и теряем очень много энергии. Так работает психологическая защита: мы отбрасываем часть себя ради того, чтобы сохранить дееспособное ядро интеграции.
    Когда это ядро стало достаточно сильным для того, чтобы уравновешивать, противостоять и защищаться от всех агрессивных влияний, когда мы стали достаточно зрелыми и можем уже постоять за себя, то есть когда мы стали личностями, мы можем начать обратную работу. Мы сами можем начать эту работу, она уже не зависит от общества. Мы можем начать заботиться о себе сами, мы можем встречаться со своей собственной тенью, и практика работы с тенью – одна из важнейших в интегральном подходе Кена Уилбера.
    Таковы эти четыре главные практики, и такова панорама интегрального движения Уилбера.
    В России (контраст помогает понять, что сделал Уилбер) существует очень много различного рода семинаров, практик и центров, называющихся интегральными или интегративными, это слово популярно. Но на деле это чаще всего солянка, этакий суповой набор под названием «российская интегральная психотерапия». Почему это просто солянка? Потому что здесь нет главного: принципа интеграции, понимания, что, во что и каким образом интегрируется.
    Поразительная интуиция и методологический гений Кена Уилбера именно в том и состоит, что он очень чётко показал, в чём состоит принцип интеграции и что должно лежать в основе интеграции или объединения. Я думаю, это связано, прежде всего, с тем, что Уилбер первую свою инспирацию получил от Шри Ауробиндо, от его интегральной йоги, а это школа духовная, а затем прошёл через серию многих духовных влияний.
    Уилбер, по сути дела, – это человек, вступивший на тяжкий путь разговора с учёными, философами, гуманитариями, практиками всех областей, каждый из которых живёт «в своём болоте» и ничего не видит за пределами этого мира. Уилбер обратился к ним ко всем сразу с тем, чтобы помочь, объединить, научить коммуницировать, чтобы пояснить: «Да нет же, мир гораздо больше, и тот, кого ты считаешь своим врагом, на самом деле твой лучший помощник. Вы все делаете одно великое дело».
    В каждом месте, в каждой области люди не видят друг друга. Увидеть, дать общее пространство видения – в этом главная задача Кена Уилбера. Только тогда, когда у нас есть общее пространство видения, мы можем использовать интегральный подход. И поэтому всё, что Уилбер пишет – это средство для того, чтобы люди вышли из своих индивидуальных клеток. Только тогда, когда видно целое, можно начать работу по собственному исцелению. А остальное – методы. В этом и состоит суть интегрального подхода.

    Литература

    1. Уилбер К. Никаких границ: восточные и западные пути личностного роста. – М., 1998.
    2. Уилбер К. Проект Атман: трансперсональный взгляд на человеческое развитие. – М., 1999.
    3. Walsh R. Essential Spirituality, J. Willey, 1999.
    4. Wilber K. The Spectrum of Consciousness. Wheaton: Quest, 1977.
    5. Wilber K. Up From Eden. A Transpersonal View of Human Evolution. – Boston: Shambhala, 1986.
    6. Wilber K. A Sociable God. New York: McGraw-Hill, 1982.
    7. Wilber K. Eye to Eye. New York: Doubleday/Anchor, 1983.
    8. Wilber K., Engler J., Brown D. Transformations of Consciousness. Conventional and Contemplative Perspectives on Development. Boston: Shambhala, 1986.
    9. Wilber K., Dick A., Bruce E. (eds.) Spiritual Choices. N.Y.: Paragon Houseб, 1987.
    10. Wilber K., Wilber T. K. Grace and Grit. – Boston: Shambhala, 1991.
    11. Wilber K. Sex, Ecology, Spirituality. Boston & London: Shambhala, 1995.
    12. Wilber K. A Brief History of Everything. Boston: Shambhala, 1996.
    13. Wilber K. The Eye of Spirit: An Integrated Vision for a World Gone Slightly Mad. – Boston: Shambhala, 1997.
    14. Wilber K. The Marriage of Sense and Soul: Integrating Science and Religion. – Boston: Shambhala, 1998.
    15. Майков В. В., Козлов В. В. Трансерсональная психология: истоки, история, современное состояние. М., 2004.
    16. Wilber K., Patten T., Leonard A., Morelli M. Integral Life Practice. Boston & London, Integral books, 2008
    17. Wilber K. Integral Life Practice Starter Kit. Boston & London, Shambhala, 2005

    МАЙКОВ Владимир Валерьянович – к. филос.н., ст.н.с. Института философии Академии Наук СССР c 1990 по настоящее время.

    Президент Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии.

    Главный редактор серии книг «Тексты трансперсональной психологии» (издано свыше 60 книг).

    Провел около 300 семинаров по трансперсональной психологии и психотерапии, выступал с докладами и семинарами на ряде международных конференций.

    Сертифицированный ведущий холотропного дыхания (сертификат Станислава и Кристины Гроф) и процессуально-ориентированной психотерапии; сертифицированный терапевт Европейской ассоциации психотерапии, Европейской трансперсональной ассоциации (EUROTAS), а также Всемирного совета по психотерапии.

    Передо мною стоит двойная цель: во-первых, предложить введение в изучение интегральной философии Кена Уилбера в рамках формально озвученного и в дальнейшем опубликованного текста; и, во-вторых, не потеряться в сухих наукообразных формулировках, а передать некое живое присутствие, которое как раз и характеризует важнейшую особенность интегральной философии, стремящейся превзойти ограниченные дискурсы и практики, чтобы придти к большей целостности сознания и бытия - в науке, культуре и обществе, самовыражении и искусстве.

    Кен Уилбер - американский мыслитель, родившийся в 1949 году, автор более двух десятков книг, написанных в жанре серьёзных теоретических исследований (эволюции человечества и Космоса, духовности и религии, психологии развития, исследований сознания, трансперсональной психологии и социологии, философии науки, эпистемологии и трансдисциплинарности и т. д.), а также популярных введений - доступных экскурсов в своё собственное богатое наследие. Все его книги, первая из которых, «Спектр сознания», была написана в 1973 году в возрасте 23 – 24 лет, до сих пор активно продаются. Труды Уилбера переведены более чем на двадцать пять языков мира, что делает его одним из самых переводимых американских авторов - если не самым переводимым, - пишущих книги на академическую тематику.

    Наследие Уилбера огромно, за последние сорок лет его работа претерпевала последовательную эволюцию четыре - пять раз, причём каждый этап характеризовался коренным пересмотром и расширением предыдущей парадигмы. Это делалось под влиянием накопленных в результате полученного качественного критицизма и собственного экстенсивного кросс– и метапарадигматического исследования «аномалий» (в смысле терминологии, предложенной известным философом науки Томасом Куном, к концепциям которого Уилбер обращается очень часто). Сегодня имеется восемь томов собрания сочинений Уилбера, а также ряд книг, не вошедших ещё в новые тома (которые, несомненно, будут изданы впоследствии). Помимо этого ежегодно публикуются статьи и книги, так или иначе рассматривающие его наследие в таких дисциплинах, как философия, психология, духовность, искусство (живопись, кино и театр) и т. д. Раз в два - три года проводится международная конференция по интегральной теории, в которой участвуют исследователи и практики со всего мира.

    Приступая к изучению философского наследия Уилбера необходимо, по возможности, быть готовым к тому, что ваше собственное понимание его трудов также будет претерпевать изменения (в направлении всё большей сложности получаемого воззрения и мировоззрения). В этом смысле неоднократно отмечалось, что в трудах Уилбера предлагается «психоактивная» (то есть активно трансформирующая сознание) ментальная система координат. Она постепенно разоблачает цепляющийся за меньшие и более узкие практики и перспективы рассудок, открывая ему горизонты всё большей целостности. Опыт показывает, что в случае недостаточной готовности и открытости подобное разоблачение может вызывать крайне агрессивную реакцию, выражающуюся нередко в виде токсичной критики и малообоснованных атак ad hominem  - нападок на личность автора (зеркально отражаемых последним в тех местах своих трудов, которые им отведены под рассмотрение разнообразной критики), а также нападок на исследователей интегральной теории и практики.

    Разумеется, сами критики, такое впечатление, уверены в своей правоте и праведности своего раздражения и имеют свой взгляд на работы Уилбера, однако здесь необходимо отметить два важных момента. Во-первых, во многих случаях критики - особенно самиздатовски публикующиеся в интернете - не демонстрируют на практике сколь-нибудь адекватное владение рассматриваемым материалом (корпусом трудов Уилбера и многообразием затрагиваемых им концепций и перспектив), что не мешает им пытаться кавалеристским наскоком деконструировать созданное Уилбером (созданное в результате трёх - четырёх десятилетий кропотливого интеллектуального труда, наполненных десятками тысяч часов не только интеллектуального чтения, но и медитативно-созерцательной практики). Они это пытаются сделать без предложения взамен чего-то равноценного по своим масштабности, качеству и значимости в плане поставленных интегральным проектом целей. Иные критики потратили буквально годы в попытке доказать, что труды Уилбера смехотворны и не заслуживают внимания (совершая тот тип коммуникативного действия, который крупнейший и сильно повлиявший на Уилбера немецкий мыслитель Юрген Хабермас назвал «перформативным противоречием»: больно уж много внимания они уделяют тому, что «не достойно внимания» и «в корне ошибочно»). Это одно из свидетельств недостаточной саморефлексии и самокритики со стороны самих критиков.

    Во-вторых, на мой взгляд, гораздо интереснее и практичнее использовать такое богатое наследие не для доказательства собственной правоты самому себе (столь распространённой формы удовлетворения своего эго), а для ревизии и преобразования своего собственного сознания и его установок через уважительное тонкое герменевтическое вчувствование в целостную систему синтетической мысли, предложенную таким, бесспорно, мощным интеллектуалом, как Уилбер. Для меня лично постепенное знакомство с трудами Уилбера служило хорошей лакмусовой бумажкой для моего собственного эго: в каких моментах я демонстрирую упрямое несогласие и не готов даже рассмотреть хотя бы гипотетическую возможность того, что тот или иной предложенный Уилбером взгляд, порою противоречащий моему личному «здравому смыслу», может иметь (а он, как правило, и имеет) под собой серьёзную основу.

    Как вам, вероятно, уже становится понятным, интегральную философию Кена Уилбера, как и любого другого выдающегося мыслителя, невозможно передать в своей целостности в формате одного выступления. Более того, существуют целые образовательные курсы, посвящённые постепенно всё более глубокому погружению в его философию. Стереотипный подход к презентации интегральной философии Уилбера через перечисление компонентов его интегральной модели я считаю неудовлетворительным, поскольку в нём зачастую отсутствует какая-то живая искра, вместо которой имеется лишь абстрактное «говорение» о «метакартах» - от подобного говорения ускользает тот невероятный трансформирующий потенциал, который содержится в метасистеме координат, разработанной Уилбером и развиваемой нововозникающей плеядой интегральных исследователей.

    Эта метасистема координирует различные теории и практики, а сама интегральная парадигма определяется Уилбером не как теоретизирование (пусть даже и с приставкой «мета»: метатеоретизирование), а как набор практик по задействованию психической, духовной, социальной и объективной реальности. Всё, что меньше, чем практическое задействование этих измерений, не интегрально.

    Интегральная парадигма определяется Уилбером не как теоретизирование, а как набор практик

    На самом деле, несмотря на всю важность популяризации сложных идей для общества, по моему мнению, в случае с Уилбером (как и многими другими выдающимися мыслителями) подобная популяризация порою может лишать слушателя или читателя чего-то очень ценного - а именно: ощущения насущной необходимости лично познакомиться с его блестящей и оригинальной мыслью, которая не просто затрагивает сухие и абстрактные теоретические вопросы, вопросы категоризации и классификации реальности и различных дисциплин. Нет, интегральное видение Уилбера выковано в мучительном горниле поиска ответов на предельные вопросы бытия, бытия каждого из нас, они затрагивают не просто сферу чистого разума, но сферы практического разума и способности суждения - пространство нашего жизненного мира как такового; по своей масштабности и бытийной значимости затрагиваемые им вопросы и предлагаемые решения сопоставимы с вопросами и решениями, над которыми бились экзистенциалисты и духовные мыслители настоящего и прошлого.

    Я намеренно до настоящего момента обходил стороной какое-либо конкретное погружение в ту или иную основную концепцию, излагаемую Уилбером (а любую из них можно обсуждать часами), попытавшись предложить по касательной некую метаперспективу на всё «вместилище» его системы в целом. Мой опыт показывает, что гораздо лучше и интереснее бывает раскрывать какие-то основополагающие аспекты интегрального подхода в живом диалоге (например, через вопросы и ответы и взаимный резонанс). Вообще, критика исключительной монологичности и призыв к активной диалогичности являются вшитыми в ткань интегральной философии. В этом смысле она критикует излишнюю увлечённость абстрактными теоретизированиями, которым зачастую характерна диссоциация от тела, духа и социокультурных реалий.

    Однако перед тем как мы перейдём к более диалогичному режиму вопросов и ответов, я всё же со всем уважением отнесусь к предложенному жанру и формату академического выступления и воспользуюсь им в попытке вас заинтриговать. Заинтриговать, возможно, достаточно, чтобы кто-то из вас преисполнился должного уважения, уважения достаточного, чтобы временно (а порою и на достаточно серьёзный срок) отстраниться от своих предубеждений и предустановок и погрузиться в изучение невероятно интенсивного и живого наследия Кена Уилбера. Способность к подобной децентрации от своих личных установок есть признак зрелости постконвенциональной личности (а упражнение по децентрации приводит к возрастанию и укреплению этой зрелости).

    Во мне теплится надежда на то, что, быть может, после данного выступления в изучении трудов Уилбера вы не будете делать излишне поспешных и скоропостижных выводов (и это один из важнейших аспектов методологии исследования его работ). Для меня и многих читателей в трудах Уилбера ощутимо присутствие некоей эротической силы - того, что Уилбер назвал греческим термином «Эрос». Согласно Уилберу, Эрос как спонтанное стремление к трансценденции и новизне пронизывает весь Космос. Космос с большой буквы - это пифагорейский термин, который Уилбер заимствует для обозначения всеединства всего вообще , всей тотальности мира, вселенной. Речь идёт не просто о физической и мёртвой вселенной энтропии, а о живой вселенной спонтанной самоорганизации «порядка из хаоса», которая в течение миллиардов лет развёртывается через огромные тектонические пласты всё возрастающей сложности материи-сознания. Силою своей самоорганизации Космос развернулся от прегензии кварков и атомов до раздражимости клеток и сенсорных систем организмов, дойдя в своём развитии (которое есть обвитие предыдущих уровней сложности самоорганизации духа и материи) до чувствующего и мыслящего человека, научившегося обращать своё сознавание не просто на сенсомоторный мир предметов, а в самое себя, тем самым в результате медитативного созерцания найдя в сердце своего внутреннего опыта сам Дух - вездесущее и непреходящее присутствие, неописуемую и неразгадываемую тайну бытия, ускользающую от любой формализации, ибо она и есть то, что формализует, равно как и созерцает. Как тут не вспомнить слова Василия Васильевича Налимова: «Мир есть Тайна - нам дано её только углублять».

    Именно с Духа начинается повествование Уилбера и Духом же оно заканчивается. Реабилитации духовных и трансперсональных измерений как эмпирически установленного пространства потенциалов человеческого развития в век разочарованного цинизма посвящены все, без исключения, работы Уилбера. Речь идёт об универсальной легитимизации многообразия трансперсональных дискурсов и практик, которые с кросскультурной настойчивостью возникали в дисциплинах религий, мистицизма и эзотеризма всего мира на протяжении истории человечества, - легитимизации перед лицом современной и постсовременной личности, науки и культуры. А также легитимизации современности и постсовременности (многообразия течений модерна и постмодерна) перед лицом досовременных религий и духовностей.

    Реабилитации духовных и трансперсональных измерений как эмпирически установленного пространства потенциалов человеческого развития в век разочарованного цинизма посвящены все, без исключения, работы Уилбера

    Уилбер утверждает, что мы на пороге перехода от мира противоречащих друг другу противоположностей, проявляющегося в непримиримом противоборстве дисциплин, сфер ценностей, перспектив, к миру интеграции, постепенно находящей место и контекст всем ныне существующим мировоззрениям, подходам и практикам по задействованию реальности - от религии до науки, технологии, культуры и искусства. Этот переход будет совершаться долго и мучительно, однако, если судить по данным исследований психологии взрослого развития, впервые в истории человечества значительная часть населения планеты (около 5 %) приближается к тому, что можно назвать интегральными стадиями развития сознания (стадиями, на которых идёт отказ от видения всего сквозь призму фрагментации, дуалистических игр и противоборств, вместо чего постепенно обрисовываются контуры интегрального видения колоссальной целостности и неразрывности всех процессов, происходящих в Космосе - Космосе человеческом и вселенском).

    Творчество и исследовательская мысль Уилбера развивались через последовательность стадий, в ходе которых он, порою радикально, пересматривал основные положения своей теоретической системы координат и значительно её расширял. Самим Уилбером и исследователями его работ выделяется четыре - пять общих стадии, условно называемые «уилбер-1», «уилбер-2», «уилбер-3», «уилбер-4» и «уилбер-5».

    «Уилбер-1» (1973 – 1979)  - так называемая «романтическая фаза» Уилбера. Постулируется наличие спектра сознания, включающего уровень маски, эго, целого организма, трансперсональные уровни и сознание единства. Основная подоплёка в том, что разные психологические и эзотерические школы и методы не обязательно противоречат друг другу, а скорее просто направлены на разные уровни спектра сознания (психологическое консультирование работает с интеграцией уровня маски/тени; психоанализ интегрирует эго; биоэнергетическая, гуманистическая и экзистенциальная психология направлены на уровень целого организма; трансперсональная психология работает с трансперсональными, или надличностными, диапазонами спектра; буддизм махаяны и ваджраяны, адвайта-веданта, эзотерические ветви христианства, ислама и иудаизма занимаются развитием сознания недвойственного единства). Романтической фаза называется потому, что Уилбер на данном этапе придерживался взглядов ретроромантизма - идеи, что человеку (а также человечеству) изначально было доступно сознание единства, но в дальнейшем он по какой-то причине его теряет, когда к нему прирастают более несовершенные и ограниченные уровни, искажающие его истинную природу. В процессе психодуховного развития нужно было постепенно снять эти лишние уровни (через разотождествление от них), чтобы вернуться к изначальному недвойственному состоянию сознания единства.

    «Уилбер-2» (1980 – 1982)  - фаза «развития к благу». В процессе дальнейшего исследования Уилбер встретился с огромным количеством данных, противоречащих его первоначальной романтической позиции. Прежде всего, речь идёт о сведениях, накопленных различными направлениями психологии развития и антропологии. Отказавшись от идеи, что человек, дескать, изначально когда-то был в состоянии единства, а потом был «изгнан из рая» и теперь ему необходимо «возвращаться к благу» и «потерянному раю» (типичные мотивы ретроромантизма), Уилбер предложил модель прогрессивного развития человека от доличностных к личностным и надличностным уровням сознания (от доперсональных к персональным и трансперсональным). По его мнению, подобная модель гораздо точнее и правильнее отражала реально происходящие и весьма сложные процессы человеческого роста и развития, многочисленные сведения о которых были накоплены в соответствующих дисциплинах человекознания. Основную идею данной фазы можно выразить в сентенции, предложенной Джеком Энглером, американским трансперсональным психологом и исследователем стадий созерцательного развития в рамках традиции тхеравады: «Прежде, нежели быть никем, нужно стать кем-то». Полноценное надличностное и надрациональное развитие, или духовная трансценденция, происходит после формирования, дифференциации и интеграции здоровой личности, владеющей рациональными методами познания.

    «Уилбер-3» (1983 – 1987)  - переходная фаза, в которой Уилбер развивает свою концепцию развития личности и расширяет её до включения теории множественных интеллектов, или множества линий развития. Основная мысль состоит в том, что личность, или самость, человека развивается, не восходя линейно по одной-единственной «лестнице развития», а развёртываясь через многочисленные линии развития, или интеллекты (можно выделить линии развития когнитивного интеллекта, линии развития самости, эмоционального интеллекта, линии морально-нравственного развития, межличностного интеллекта, духовного интеллекта и т. д.). Каждая линия, или «поток», развития постадийно развёртывается относительно независимо от остальных. Например, человек может быть хорошо развит в плане когнитивного интеллекта (познавательной линии), но плохо развит в эмоциональной сфере.

    «Уилбер-4» (1995 – 2001)  - собственно стадия интегральной философии, на которой вводится характерная формулировка модели AQAL [«аквал»]. AQAL расшифровывается как «all quadrants, all levels» - «все квадранты, все уровни» - или, если более полно, «all quadrants, all levels, all lines, all types, all states» - «все квадранты, все уровни, все линии, все типы, все состояния». Уилбер поставил перед собой цель предложить мировую философию, которая позволила бы объединить различные дисциплины человеческой деятельности в непротиворечивом синтезе. AQAL иначе можно было бы назвать биопсихосоциокультурным подходом , требующим учитывать динамики развития стадий и состояний не только в психологическом измерении, но и во внешнем объективном организме, в межсубъективной культуре и межобъективных социальных системах. Его задумка состояла в создании всеобъемлющей системы координат, которая, по его мнению, позволяет придти к более цельной и нередукционистской интеграции науки, духовности, искусства, культуры и общества.

    «Уилбер-5» (2001 – н.в.)  - нынешняя фаза, которую критики условно называют фазой «интегральной постметафизики» и «интегрального методологического плюрализма». По мнению самого Уилбера, всё же преждевременно говорить о дифференциации отдельной стадии «уилбер-5», ибо все основные предпосылки для постметафизики и интегрального плюрализма имеются в работах, условно соответствующих периоду «уилбер-4». Однако всё же очевидно, что в его трудах происходит усложнение повествования и обращение к более высокому уровню когнитивной сложности. Ещё больший упор делается на тетраконструировании реальности (то есть совместной эволюции всех четырёх квадрантов, или измерений нашего бытия), неразделимости эпистемологии и онтологии, переосмыслении метафизики сквозь призму постметафизики, которое выражается, в частности, в критике «мифа о данном» (выражающегося, в том числе, и в виде парадигмы отражения, согласно которой человек в своём познании отражает реальность такой, как она есть, тогда как теперь известно, что любой акт познания есть ещё и акт задействования и соконструирования этой реальности).

    Имеет смысл затронуть вопросы интегральной постметафизики и интегрального методологического плюрализма на примере вопроса соотношения науки и религии. В 2006 году издательством Оксфордского университета было издано «Оксфордское руководство по религии и науке» («The Oxford handbook of religion and science»), в которое вошла глава «В направлении всеобъемлющей интеграции науки и религии: постметафизический подход», написанная Шоном Эсбьорном-Харгенсом в соавторстве с Кеном Уилбером. Этот текст может послужить опорным материалом для желающих более глубоко ознакомиться с вопросом.

    Начинается упомянутая глава с того, что авторы заявляют о своей убеждённости: интегральный подход способен помочь разобраться с различными определениями и пониманиями «науки» и «религии» и признать важность и частичную истинность утверждений, делаемых каждой стороной в этой важной сфере человеческой деятельности и познания. Далее авторы предлагают введение в наиболее известный сегодня интегральный подход - интегральную теорию, или интегральную модель, предложенную Уилбером. Интегральная модель рассматривается с точки зрения своей постдисциплинарности в том, что она может быть успешно использована в контексте дисциплинарных подходов (в качестве примера авторы говорят об интеграции различных школ психологии в единой интегральной психологии), мультидисциплинарности (например, исследование экологических проблем с перспективы множества дисциплин), междисциплинарности (например, применение методов политологии в психологических исследованиях) и трансдисциплинарности (например, обеспечение взаимодействия множества дисциплин и их методологий посредством нейтральной системы координат).

    Этот постметафизический подход важен по многим причинам. В первую очередь, любая система (научная или религиозная), которая не согласуется с современной кантианской и постсовременной хайдеггеровской мыслью, не способна сохранить какую-либо интеллектуальную респектабельность (независимо от того, согласны ли вы с данными направлениями мысли, или нет, так или иначе с ними необходимо разобраться). Это означает, что любая попытка интегрировать науку и религию должна быть, в некотором смысле, постметафизической. Во-вторых, подобно тому, как эйнштейновская физика в применении к объектам, движущимся ниже скорости света, схлопывается в ньютоновскую физику, так же и интегральная постметафизика способна включать в себе все досовременные, современные и постсовременные религиозные и научные подходы и системы без того, чтобы постулировать предсуществующие онтологические структуры. (с. 527 – 528)

    Авторы подчёркивают, что интегральная теория опирается на посткантианское постметафизическое положение, что любые уровни реальности, выделяемые в философских или религиозных метафизических построениях (например, концепция уровней бытия в «вечной философии»), сегодня должны рассматриваться как нечто неотделимое от воспринимающего, раскрывающего и соконструирующего их сознания, а не нечто существующее само по себе как некая данность, которую исследователь просто обнаруживает. И, как следствие, само сознание исследуется не метафизическими умозрительными рассуждениями, а эмпирическим и феноменологическим методом, в результате чего преодолеваются ряд ограничений метафизики (связанных с умозрительностью построений, во многих случаях не указывающих методологию получения и проверки данных).

    С точки зрения интегрального подхода, ни один метод не может раскрыть всю реальность в её полноте, но каждый из методов может предоставить какую-то частичную истину

    Интегральный методологический плюрализм же представляет собой коллекцию практик и предписаний (инъюнкций), опирающуюся на идею, что «у каждого есть своя частичная истина». Каждая практика, или предписание, может иметь отношение как к научной стороне исследований, так и к религиозной, раскрывая свой уникальный аспект реальности. Авторы подчёркивают, что, с точки зрения интегрального подхода, ни один метод не может раскрыть всю реальность в её полноте, но каждый из методов может предоставить какую-то частичную истину и какую-то полезную перспективу, или способ рассмотрения.

    В деле раскрытия и включения частных истин всех перспектив интегральная теория и ИМП опираются на три принципа: принцип неисключения [англ. non-exclusion ] (признание утверждений об истинности тех или иных феноменов, прошедших проверку достоверности в рамках своих собственных парадигм в соответствующих дисциплинах); принцип обхватывания [англ. enfoldment ] (некоторые наборы практик более всевключающи, целостны, холистичны и всеобъемлющи, чем другие); и принцип задействования [англ. enactment ] (различные типы исследований раскрывают свои уникальные типы явлений, а раскрываемое будет в значительной степени зависеть от индивидуальной психологической конституции, социального положения и эпистемологических установок исследования).

    Систематическое применение интегрального подхода, как подчёркивают авторы, позволяет обрести панорамное видение, охватывающее знание прошлого и настоящего человечества, самых разных дисциплин (от физики, химии и герменевтики до медитации и эзотеризма, нейробиологии, феноменологии, психологии, теории систем и др.). В рамках ИМП выделяется восемь зон , или восемь «методологических семей», при помощи которых можно исследовать любой феномен, в том числе и религиозный опыт:

    • феноменология (исследование непосредственного внутреннего опыта);
    • структурализм (исследование формальных, или систематизированных, паттернов непосредственного внутреннего опыта);
    • теория автопоэза (исследования процессов поведенческой саморегуляции);
    • эмпиризм (исследование объективно наблюдаемых поведенческих проявлений);
    • теория социального автопоэза (исследование динамики саморегуляции социальных систем);
    • теория систем (исследование процессов функционального приспособления частей социальной системы к поддающемуся наблюдению целому);
    • герменевтика (исследование межсубъективных полей смыслов и понимания изнутри культуры) и
    • этнометодология (исследование формальных паттернов взаимопонимания извне культуры).

    Основное утверждение состоит в том, что любой человек в любой момент времени погружён во все эти измерения (существование и материал которых раскрывается соответствующими способами исследования). Совокупное применение восьми типов методологий в исследовании и называется «интегральным методологическим плюрализмом».

    Науку и религию можно и следует рассматривать как «две стороны одной монеты», которые возможно интегрировать при помощи интегрального подхода

    Далее в статье авторы описывают свои представления о том, что интегральный подход может дать для появления «интегральной науки» и «интегральной религии», а затем и для их синтеза. По мнению авторов, всестороннее научное исследование религии в рамках интегрального подхода будет обязательно включать, как минимум, интеграцию психологии религии, феноменологии религии, нейротеологии, когнитивно-научных подходов к религии, герменевтики религии, антропологии религии, социального автопоэза и социологии религии. В заключение они подчёркивают, что науку и религию можно и следует рассматривать как «две стороны одной монеты», которые возможно интегрировать при помощи интегрального подхода.

    Литература

    Esbjörn-Hargens S., Wilber K. Towards a comprehensive integration of science and religion: A post-metaphysical approach // The Oxford handbook of science and religion. - Oxford: Oxford University Press, 2006. Pp. 523 – 546.

    Библиография трудов Кена Уилбера

    Уилбер-1 («Романтический период») - 1973 – 1979

    The Spectrum of Consciousness. - Quest Books, 1977.

    No Boundary: Eastern and Western Approaches to Personal Growth. - Shambhala, 1979. На русском языке: Уилбер К. Никаких границ: Восточные и западные пути личностного роста. - М.: АСТ, 2004. (В интернете в открытом доступе имеется альтернативный перевод, озаглавленный «Безграничное».)

    Уилбер-2 («Развитие к благу»; до-/над– заблуждение) - 1980 – 1982

    The Atman Project: A Transpersonal View of Human Development. - The Theosophical Publishing House, 1980. На русском языке: Уилбер К. Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. - М.: АСТ, 2004.

    Up from Eden: A Transpersonal View of Human Evolution. - Anchor Press/Doubleday, 1981.

    The Holographic Paradigm and Other Paradoxes: Exploring the Leading Edge of Science (под ред. Ken Wilber). - Shambhala, 1982.

    Уилбер-3 (Множество линий развития) - 1983 – 1987

    A Sociable God: A Brief Introduction to a Transcendental Sociology. - Shambhala, 1983.

    Eye to Eye: The Quest for the New Paradigm. - Doubleday Books, 1984. На русском: Уилбер К. Очи познания: плоть, разум, созерцание. - М.: РИПОЛ-Классик, 2016.)

    Quantum Questions: Mystical Writings of the World’s Great Physicists (под ред. Ken Wilber). - Shambhala, 1984.

    Transformations of Consciousness: Conventional and Contemplative Perspectives on Development (под ред. Ken Wilber, Daniel Brown, Jack Engler). - Shambhala, 1986.

    Spiritual Choices: The Problem of Recognizing Authentic Paths to inner Transformation (под ред. Ken Wilber, Dick Anthony, Bruce Ecker). - Paragon House Publishers, 1987.

    Grace and Grit: Spirituality and Healing in the Life of Treya Killam Wilber. - Shambhala, 1991. - На русском языке: Уилбер К. Благодать и стойкость: Духовность и исцеление в истории жизни и смерти Трейи Киллам Уилбер. - М.: Открытый Мир, 2008. (Переиздание - М.: Постум, 2013.)

    Уилбер-4 («все квадранты и уровни») - 1995 – 2001

    Sex, Ecology, Spirituality: The Spirit of Evolution. - Shambhala 1995.

    A Brief History of Everything. - Shambhala, 1996. - На русском: Уилбер К . Краткая история всего. - М.: Постум, 2015.

    The Eye of Spirit: An Integral Vision for a World Gone Slightly Mad. - Shambhala, 1997. На русском языке: Уилбер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира. - М.: АСТ, 2002.

    The Essential Ken Wilber: An Introductory Reader. - Shambhala, 1998.

    The Marriage of Sense and Soul: Integrating Science and Religion. - Random House, 1998

    One Taste: The Journals of Ken Wilber. - Shambhala, 1999. На русском языке: Уилбер К. Один вкус: Дневники Кена Уилбера. - М.: АСТ, 2004.

    Integral Psychology: Consciousness, Spirit, Psychology, Therapy. - Shambhala, 2000. На русском языке: Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. - М.: Издательство К. Кравчука, 2004.

    A Theory of Everything: An Integral Vision for Business, Politics, Science and Spirituality. - Shambhala, 2000. На русском языке: Уилбер К. Теория всего: Интегральный подход к бизнесу, политике, науке и духовности. - М.: Постум, 2013.

    Уилбер-5 (интегральная постметафизика, интегральный методологический плюрализм) - 2001 - н. в.

    Boomeritis: A Novel That Will Set You Free. - Shambhala, 2002. На русском языке: Уилбер К. Бумерит: Книга, которая тебя освободит. - Электронное издание. - М.: Ориенталия, Айпрактик, ноябрь 2013.

    Integral Spirituality: A Startling New Role for Religion in the Modern and Postmodern World. - Shambhala, 2006. - На русском языке: Уилбер К. Интегральная духовность: Новая роль религии в современном и постсовременном мире. - Электронное издание. - М.: Ориенталия, Айпрактик, ноябрь 2013.

    The Integral Vision: A Very Short Introduction to the Revolutionary Integral Approach to Life, God, the Universe, and Everything. - Shambhala, 2007. - На русском языке: Уилбер К. Интегральное видение: Краткое введение в революционный интегральный подход к жизни, Богу, вселенной и всему остальному. - М.: Открытый Мир, 2009. (Проектом «Айпрактик» намечено переиздание в виде электронной книги.)

    C 2014 года намечается выход новых долгожданных трудов Кена Уилбера на английском языке, в том числе второго тома трилогии «Космос» (первым томом была книга «Sex, ecology, spirituality») и работы «Четвёртый поворот» («The Fourth Turning»). Вышла также книга «Интегральная медитация» («Integral meditation»; русский перевод готовится).