Кто придумал Киевскую Русь и чьим учеником является Филарет Денисенко? Древнерусское государство киевская русь Когда возникла киевская русь

раннефеод. гос-во 9 - нач. 12вв., сложившееся в Вост. Европе на рубеже 8-9 вв. на базе вост.-слав. племен, древним культ. центром к-рых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. К. Р. охватывала огромную терр. - от Таманского п-ова на Ю., Днестра и верховьев Вислы на З. до верховьев Сев. Двины на С., являясь одним из крупнейших гос-в Европы. К. Маркс сравнивал К. Р. с империей Карла Великого. К. Р. предшествовал период (6-8 вв.) оформления предпосылок феод. отношений и созревания их в недрах воен. демократии. Первая концепция истории К. Р. изложена автором Повести временных лет, причем ее последняя редакция послужила основой для норманистских построений. В 16 в. укрепилась ошибочная генеалогия киевских князей от Рюрика ("династия Рюриковичей"). В 18 в. возникла норманская теория, борьбу с к-рой начал М. В. Ломоносов. Взгляд на К. Р. как на феод. гос-во впервые был выдвинут Н. П. Павловым-Сильванским. В. О. Ключевский и М. Н. Покровский считали К. Р. "городской" Русью, причем Ключевский придавал преувеличенное значение внеш. торговле. В 20-30-х гг. 20 в. велась дискуссия по вопросу о сущности социально-экономич. строя К. Р. Нек-рые историки считали К. Р. рабовладельч. гос-вом. Б. Д. Греков доказал феод. характер К. Р. с 9 в., связав ее историю с древними славянами 6 в. В истории К. Р. он выделял два этапа: а) развитие феод. базиса и превращение феод. отношений в господствующие, что обусловило образование и существование сильного Древне рус. гос-ва (2-я пол. 9 - сер. 11 вв.); б) дальнейшее развитие феод. отношений, подготовлявших расчленение Древнерус. гос-ва на уделы (2-я пол. 11 - примерно 30-е гг. 12 вв.). С. В. Юшков, считая К. Р. с 11 в. феод. гос-вом, выделял в ее истории "дофеод. период" (9-11 вв.), к-рый, по его мнению, характеризуется смешанностью различных укладов. По нашему мнению, эпоху К. Р. можно условно разделить на пять этапов. Начальный этап (800-882) - образование Рус. феод. гос-ва со столицей в Киеве. Гос-во охватывало еще не всех вост. славян и ограничивалось, терр. племен полян, руси, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, словен. Проявлением зрелости гос-ва является поход К. Р. на Византию (860). 2-й этап (882-911) - захват власти в Киеве Олегом, по всей вероятности, предводителем варяжской дружины. 3-й этап (911-1054) - расцвет раннефеод. монархии К. Р., обусловленный подъемом производит. сил, успешной борьбой с кочевниками-печенегами, Византией и варягами и развитием феод. отношений. В этот период К. Р. объединила почти все вост.-слав. племена. 4-й этап (1054-1093) характеризуется первыми ощутимыми явлениями распада К. Р. Одновременно происходит рост производит. сил, связанных с прогрессивной ролью феод. формации в это время. Боярство, стоявшее во главе вотчинной системы, было в то время в большинстве случаев прогрессивным элементом господствующего класса; князья же, оторвавшиеся от боярства и расшатывавшие К. Р. борьбой за перераспределение феод. ренты, часто оказывались реакц. силой, использующей воен. аппарат гос-ва для своих узкокорыстных целей. 5-й этап (1093-1132) характеризуется новым усилением феод. монархии, т. к. князья в связи с натиском половцев в кон. 11 в. стремились консолидировать свои силы. Снова создается более или менее единая империя, к-рая после победы над половцами перестала быть насущной необходимостью. Усиление феод. центров, возросшая роль бояр - все тянуло к самостоятельности. В 1132 К. Р. распалась, начался период феод. раздробленности. Хозяйство. Письм. источники дают неск. терминов для обозначения деревенского поселения: "погост" ("мир"), "свобода" ("слобода"), село, деревня, "вервь" (для юж. обл.). Изучение древнерус. деревни археологами позволило выявить все виды деревенских поселений, установить их размеры и характер застройки. В эпоху образования К. Р. пашенное земледелие с упряжными почво- обрабатывающими орудиями постепенно (на С. несколько позднее) повсеместно сменило допашенное мотыжное с примитивными способами обработки почвы. Преобладала трехпольная система земледелия. Высевались: пшеница, овес, просо, рожь, ячмень и др. Летописи упоминают также хлеб яровой и озимый. Население занималось также скотоводством, разводили домашнюю птицу, занимались охотой, рыболовством и бортничеством. Деревенское ремесло имело подчиненное значение. Ранее всего выделилось железоделат. произ-во, базирующееся на местной болотной руде и применявшее сыродутный способ. Основой обществ. строя являлась феод. собственность на землю, с постепенно возрастающим закрепощением свободных общинников. Первые столкновения эксплуатируемых масс с феодалами происходят в 10 в. (945). Результатом закабаления деревни явилось ее включение в систему феод. х-ва, основанную на отработочной и продуктовой ренте. Наряду с этим сохраняются и остатки рабовладения (холопство). В 6-7 вв. в лесной полосе места поселений рода или небольшой семьи (городища) исчезают и на смену им появляются неукрепленные деревенские селища, с одной стороны, и крупные укрепл. дворы феодалов - с другой. Складывается вотчинное х-во. Центр вотчины - "княж двор", в к-ром временами живет князь, где, кроме его хором, находятся дома его слуг - бояр, слуг второстепенных, жилища смердов, рядовичей, холопов и др. Вотчиной управляет боярин - огнищанин, распоряжающийся княж. тиунами. Представители вотчинной администрации имеют как экономич., так и политич. функции. В вотчинном х-ве существовало вотчинное ремесло. С усложнением вотчинной системы усадебная замкнутость несвободных ремесленников начинает исчезать, возникает связь с рынком и конкуренция с гор. ремеслом. Развитие ремесла и торговли обусловило появление в К. Р. городов (см. Город в России). Ранее других упоминаются Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк и др. Осн. жизненным центром города был торг, где реализовалась ремесл. продукция. В городе существовали различные виды ремесел: доменное дело, кузнечно-слесарное, оружейное дело, обработка цветных металлов (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), ремесла гончарное, кожевенное, портняжное, ткачество, произ-во стекла, эмали, книжное дело, также обработка дерева, кости и рога, камня, строительное дело и др. Во 2-й пол. 10 в. появляются клейма мастеров, возникает произ-во проволоки способом волочения. Под влиянием Византии возникает сложное произ-во эмалей (конец 10 в.). В крупных городах существовали особые торг. подворья для постоянных заезжих "гостей". История торговли К. Р. распадается на два периода. В 1-й период (9 - сер. 11 вв.) усиливается роль арабов, укрепляются связи с Византией и Хазарией. Кроме транзитных товаров (шелк, вост. изделия), К. Р. экспортировала различные виды мехов (бобр, соболь и т. д.), рабов, воск, мед, лен, полотно, серебряные изделия. Ввозились дорогие ткани (визант. паволоки, парча, вост. шелка), серебро в диргемах, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарств. растения, красящие вещества, визант. церк. утварь. Во 2-м периоде (сер. 11-12 вв.) крайне изменившаяся междунар. обстановка (крушение араб. Халифата, нападение половцев на южнорус. земли, 1 -й крестовый поход 1096-99 и т. д.) нарушила торг. пути, лишив многие гос-ва связи с Русью. Проникновение иностр. купцов в Черное м., конкуренция генуэзцев и венецианцев парализовали рус. торговлю на Ю., и к концу 12 в. она была в основном перенесена на С. - в Новгород, Смоленск и Полоцк. Торг. путь в Иран и араб. Халифат проходил по Волге, через Итиль и далее по Каспийскому м. Путь в Византию и Скандинавию (путь "из варяг в греки"), помимо гл. направления (Днепр - Ловать), имел ответвление через Зап. Двину. На З. вели два направления: из Киева в Центр. Европу (Моравия, Чехия, Польша, Юж. Германия) и из Новгорода и Полоцка через Балтийское м. в Скандинавию и Юж. Прибалтику. Социально-политич. строй и клас. борьба. Осн. формой гос. управления К. Р. была раннефеод. монархия. Власть принадлежала киевскому князю, к-рый был окружен дружиной, зависящей от него и кормившейся в основном за счет его походов. Наряду с дружиной деятельность князя в начальные периоды существования К. Р. направлялась родоплеменной знатью, к-рую ("старцев градских") в нек-рых случаях приглашали для совета. Нек-рую роль играло в это время и вече - реликт племенной организации. Управление страной осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т. е. по признаку воен. организации. Доходы князя имели различные источники. В 10 - нач. 11 вв. это в основном "полюдье", дань - "уроки", получаемые ежегодно с городов. В 11 - нач. 12 вв., с началом разложения раннефеод. монархии, положение значительно изменилось. В связи с появлением крупного землевладения с различными видами феод. ренты функции князя сильно усложнились. Владея собственным крупным доменом, князь вынужден был вести в нем сложное х-во, подобно рядовым феодалам назначать посадников, волостелей, тиунов и т. д., руководить всей многочисл. администрацией. Как и раньше, он был воен. руководителем гос-ва, но теперь приходилось организовывать не столько дружину, сколько феод. ополчение, приводимое вассалами, нанимать иноземные войска, прибегать к чрезвычайным мобилизациям. Усложнились мероприятия по укреплению и защите внеш. границ. Развилась и законодат. функция князя. Князь стал крупным феод. монархом. Деятельность князя, в общем неограниченная, все же контролировалась и направлялась верхушкой класса феодалов - боярством, окружавшим князя. Роль веча в это время еще более снизилась. Оно всецело находилось в руках бояр. Княжеский двор стал адм.-бюрократич. центром, куда сходились все нити управления страной. Появилась целая иерархия адм. органов, к-рые стали делиться на центр. и местные. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отд. отраслями княж. управления. Во главе городов стоял гор. патрициат, образовавшийся в 11 в. из крупных местных землевладельцев - "старцев" и дружинников, имена к-рых тесно сплетаются с историей того или иного города (напр., род Яна Вышатича, Ратибора, Чудина - с Киевом, Дмитра Завидича с Новгородом и т. д.). Большим влиянием в городе пользовалось купечество. Необходимость охраны товара при перевозках обусловила хорошую вооруженность купцов, и среди гор. ополчения они занимали первое место. Самую многочисл. часть гор. населения составляли ремесленники, как свободные, так и зависимые. Особое место занимало духовенство, делившееся на черное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе церкви стоял митрополит, обычно назначаемый Византией, к-рому подчинялись епископы. Монастыри с игуменами во главе подчинялись епископам и митрополиту. Белое духовенство больших церквей объединялось в т. н. соборы, а их церкви становились центрами гор. духовенства. Сельское население К. Р. состояло из крестьян-общинников, еще не попавших под власть феодала (количество их все уменьшалось), крестьян-общинников, уже закрепощенных, и людей, оторванных от общины, лишенных средств произ-ва и являвшихся рабочей силой внутри феод. вотчины. Рост крупного феод. землевладения, закрепощение свободных общинников и рост их эксплуатации привели к обострению клас. борьбы в 11-12 вв. (восстания в Суздале в 1024; в Киеве в 1068-69; на Белоозере ок. 1071; в Киеве в 1113). Восстания в большинстве случаев были крайне разобщены, в них принимали участие служители отмирающей религии - волхвы, использовавшие недовольных крестьян для борьбы с новой идеологией. Особенно сильная волна нар. выступлений прокатилась по Руси в 60-х и 70-х гг. 11 в. в связи с голодом и нашествием половцев. В эти годы была создана Правда Ярославичей, ряд статей к-рой предусматривал наказания за убийство служащих администрации феод. вотчины. Смысл клас. борьбы в это время состоял не в свержении феод. формации, к-рая была прогрессивным явлением, а в ограничении поборов эксплуататоров (феодалов, ростовщиков и др.) той нормой, к-рая позволяла непосредств. производителям воспроизводить свое х-во. Эксплуатируемые боролись также за землю, личную свободу и т. д. Борьба с кочевниками. Весь период своего существования К. Р. была вынуждена вести борьбу с азиат. кочевыми ордами, попеременно наполнявшими причерноморские степи: хозарами, уграми, печенегами, торками и половцами. Кочевья печенегов к концу 9 в. заняли южнорус. степи от Саркела на Дону до Дуная. В 10 в. они представляли настолько крупную силу, что рус. князья, как и Византия, пытались использовать союз с ними в своих целях. Активность печенегов заставила Владимира Святославича укреплять юж. границы К. Р. ("ставить городы"). Ярослав Мудрый в 1036 фактически уничтожил зап. объединение печенегов. Место ушедших печенегов в южнорус. степях было занято торками, к-рым в 1060 объединенными силами рус. князей было нанесено поражение. Позднее остатки торков, поселенных южнее Киева, участвовали в междоусобной борьбе рус. князей. Начиная со 2-й пол. 11 в. южнорус. степи от Волги до Дуная начали занимать половцы, овладевшие важнейшими торг. путями между Европой и странами Востока. Первую крупную победу половцы одержали в 1068. Следующий натиск половцев когда они объединились под предводительством Боняка Шелудивого и Шарукана Старого, К. Р. выдержала в 1093-96, для чего потребовалось объединение всех рус. князей. В 1101 рус.-половецкие отношения улучшились, но уже в 1103 половцы нарушили мирный договор, и затем последовала целая серия походов Владимира Мономаха к половецким зимовьям в глубь степей, завершившаяся лишь в 1117 откочевкой шаруканидов на Ю. к Сев. Кавказу и Грузии. Сын Мономаха Мстислав оттеснил половцев за Дон, Волгу и Яик. Политическая история К. Р. известна благодаря древнерус. летописям, составленным в кон. 10-12 вв. в Киеве и Новгороде монахами, близкими к княж. верхам, почему в них и сообщается в основном лишь история князей. По данным начальной части летописи, первым князем К. Р. был легендарный Кий (основавший Киев), известный арм. историку 7 в. Зенобу Глаку и живший, по ряду косвен. данных, в 6 в. Первые датированные сообщения летописи начинаются с 852. 60-е гг. 9 в. рассматриваются в летописи совместно с историей зап. и юж. славян. Позднее в летопись была добавлена легенда о призвании варягов (862) во главе с полулегендарным кн. Рюриком. По той же легенде, два боярина, бывшие в подчинении у Рюрика, - Аскольд и Дир в 862 двинулись на Царьград по Днепру, подчинив по дороге Киев. По смерти Рюрика власть перешла варяжскому конунгу Олегу (ум. 912), к-рый, расправившись с Аскольдом и Диром, захватил Киев (882), а в 883-885 подчинил древлян, северян, радимичей и в 907, 911 (первая достоверная дата летописи) совершил.походы на Византию. Игорь продолжал активную внеш. политику Олега. В 913 через Итиль он прошел все зап. побережье Каспия, дважды (941-944) нападал на Византию. Непомерные требования дани с древлян послужили причиной их восстания и убийства Игоря (945). Его жена Ольга одна из первых на Руси приняла христианство. Она упорядочила управление на местах (т. н. "становища") и вынуждена была установить нормы дани ("уроки"). Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964-972) обеспечил К. Р. свободу торг. путей на В., через земли волжских болгар и хазар, упрочил междунар. положение Руси. Русь при Святославе обосновалась на Черном м. и на Дунае (Тмутаракань, Белгород, Переяславец на Дунае), но после неудачной войны с Византией Святослав был вынужден отказаться от Завоеваний на Балканах. При возвращении на Русь он был убит в бою с печенегами. Святославу наследовал его сын Ярополк, убивший конкурента - брата Олега древлянского (977). Младший брат Ярополка Владимир Святославич, с помощью варягов двинулся на Киев. Ярополк был убит, и Владимир стал вел. князем (980-1015). Настоят. необходимость замены старой идеологии родоплеменного строя идеологией народившегося феодализма - христианством, побудила Владимира ввести его на Руси в форме визант. православия. Христианство обосновывало клас. общество и укрепляло тем самым положение господствующего класса. Поэтому первыми восприняли христ. религию социальные верхи, нар. массы еще долго держались языч. верований (см. Крещение Руси). Княжение Владимира - вершина расцвета К. Р., границы к-рой необычайно расширились (от Прибалтики и Карпат до причерноморских степей). После смерти Владимира (1015) возникла усобица между его сыновьями, в к-рой были убиты два из них: Борис и Глеб, причисленные позднее церковью к лику святых. Убийца - Святополк, бежал после борьбы с братом Ярославом Владимировичем, ставшим киевским князем (1019-54). В 1021 против Ярослава выступил Брячислав полоцкий (1001-44), союз с к-рым был куплен ценою уступки ему ключевых позиций на торг. пути "из варяг в греки" - Усвятского волока и Витебска. Через 3 года против Ярослава выступил его брат - Мстислав Тмутараканский. После битвы у Листвена (1024) К. Р. была поделена по Днепру: Правобережье с Киевом досталось Ярославу, Левобережье - Мстиславу. Так в 20-х гг. 11 в. начало расшатываться ранее сплоченное гос-во. После смерти Мстислава (1036) единство К. Р. было восстановлено. Ярослав Мудрый вел энергичную деятельность по укреплению гос-ва, устранению церк. зависимости от Византии (образование в 1037 самостоят. митрополии) и расширению градостроительства. При Ярославе Мудром значительно укрепились и расширились политич. связи К. Р. с гос-вами Зап. Европы. Помимо Византии, Польши и Норвегии, К. Р. имела династич. и др. политич. связи с Германией, Францией, Венгрией и др. гос-вами. Наследовавшие Ярославу трое его сыновей поделили владения отца, причем Изяслав Ярославич получил Киев, Святослав Ярославич - Чернигов, Всеволод Ярославич - Переяславль. Пытаясь первое время всемерно сохранять единство К. Р. и действуя сначала заодно, Ярославичи не смогли все же предотвратить феод. распада К. Р. Положение осложнилось натиском половцев (1068). После поражения Ярославичей на Альте (1068) нар. ополчение потребовало оружия для оказания сопротивления врагу. Отказ привел к восстанию 1068 в Киеве, бегству Изяслава и вокняжению в Киеве по воле масс полоцкого Всеслава, изгнанного в 1069 объединенными силами Изяслава и польск. войск. Вскоре среди трех Ярославичей возникли распри, приведшие к изгнанию Изяслава в Польшу (1073), к-рый возвратился в Киев только после смерти Святослава (1076), но вскоре был убит в бою (1078). Ставший киевским князем Всеволод Ярославич (1078-93) не смог сдержать объективных процессов распада единого гос-ва и подчинить местных князей. Лишь под влиянием нашествий половцев (1093-96 и 1101-03) было создано относительно прочное врем. объединение князей вокруг киевского князя для отражения общей опасности. Теперь в трех крупнейших центрах Руси княжили: Святополк Изяславич (1093-1113) в Киеве, Олег Святославич - в Чернигове, в Переяславле - сын Всеволода Владимир Всеволодович Мономах - тонкий политик, убеждавший князей объединиться для борьбы с половцами. Созываемые им для этого съезды князей себя не оправдали (см. Любечский съезд 1097, Долобский съезд 1103). По смерти Святополка (1113) в Киеве вспыхнуло гор. восстание. Мономах, приглашенный на киевское княжение, издал компромиссный закон, облегчавший положение должников (уступка восставшим), затем он усилил свои позиции, усмирив новгородцев, и посадил своих сыновей в Переяславле, Смоленске и Новгороде. Он почти единовластно распоряжался всеми воен. силами К. Р., направлял их не только против половцев, но и против непокорных вассалов и соседей. В результате половецкая опасность была временно ликвидирована. Несмотря на усилия Мономаха объединить К. Р., объективные ист. процессы продолжали развиваться, что выразилось прежде всего в необычайном росте обл. центров - Чернигова, Галича Волынского, Смоленска и др., тянувшихся к самостоятельности. В 1125-1132 сыну Мономаха Мстиславу Владимировичу удавалось еще сдерживать центробежные устремления частей К. Р. Ему, напр., принадлежал план воздействия на непокорных полоцких князей при помощи коалиции ряда князей (1128), что привело в конце концов к полной победе над полоцкими князьями и к высылке их в Византию (1129). После смерти Мстислава (1132), распавшись навсегда, К. Р. вступила на путь феод. раздробленности. Культура. Истоки культуры К. Р. уходят в глубины нар. культуры слав. племен, к-рая в период образования и развития гос-ва достигла высокого уровня и была обогащена сильным влиянием многовековой культуры Византии. В результате К. Р. стала в ряд передовых по культуре гос-в своего времени. Средоточием феод. культуры был город. Многочисл. археол. открытия последнего времени привели к ряду наблюдений, по-новому освещающих гор. культуру. Особенно важны эпиграфич. находки - надписи на различных предметах, свидетельствующие о довольно широком распространении грамотности (см. Берестяные грамоты). До наших дней дошли пергаментные книги, написанные в эпоху К. Р.: переводная литература, изборники, богослужебные книги и др.; среди них древнейшая - "Остромирово Евангелие". Люди К. Р. понимали огромное значение книг: "книги - суть реки, напояющие вселенную мудростию". Ярослав Мудрый, напр., сам "книгам прилежа и почитая (их) часто и в нощи и в дне". По его указанию в Киевской Софии была организована первая на Руси библиотека. Наиболее образованными на Руси были монахи. Выдающимися деятелями культуры были киевский митрополит Илларион, новгородский епископ Лука Жидята, Феодосии Печерский, летописцы Никон, Нестор, Сильвестр. Грамотность на Руси была широко распространена, о чем свидетельствуют надписи на хоз. предметах (на пряслицах, бочках, сосудах и т. д.). Есть сведения о существовании на Руси в это время школ (даже женских), а нек-рые лица (как Феодосии Печерский) обучались и индивидуально. Особенностью К. Р. было применение рус. языка в качестве государственного, в то время как в Зап. Европе использовалась латынь, во многих странах Востока - араб. язык и т. д. Одним из крупнейших достижений мировой культуры является рус. эпос, творцом к-рого был народ. Многие политич. события эпохи К. Р.отложились в нар. памяти. Древнерус. архитектура стояла на высоком уровне. Если первые рус. храмы строились визант. мастерами (Десятинная церковь в Киеве (989),Спасский собор в Чернигове (1036), Софийские соборы в Киеве (1037), Новгороде (1045), Полоцке (1044-66) и др.), то более поздние храмы создавали рус. зодчие. Переняв опыт Византии и сохраняя многовековые традиции возведения своеобразных нац. языч. деревянных храмов и просто светских зданий, рус. строители внесли живую струю в визант. статичную схему каменного церк. зодчества. Живопись К. Р. представлена монументальной (фрески, мозаика), станковой (иконы) живописью, а также книжной миниатюрой. Для монументальной и станковой живописи характерны простота и лаконизм, подчинение изображения архитектонике здания; для миниатюры, наоборот,- утонченность, яркое орнаментальное окружение фигур, обилие золота, что делало ее похожей на ювелирное изделие. Особенно выразительно прикладное искусство К. Р., к-рое, несмотря на запрещение церкви, сохранило много языч. черт. Деревенские изделия проще, но больше сохраняют языч. реминисценций, гор. прикладное искусство - богаче и ставит чисто художеств. задачи. В эпоху К. Р. была широко распространена музыка, несмотря на протесты церкви, видевшей в светской нац. музыке отголоски язычества. Пение и музыка бытовали не только в деревнях и на скоморошных представлениях в городах, но и в хоромах феодалов. Киевская София сохранила фреску с изображением музыкантов. О княж. музыке сообщает и Киево-Печерский патерик. Источн.: Повесть временных лет, ч. 1-2, М.-Л., 1950; ПРП, в. 1, М., 1952. Лит.: Татищев В. Н., История Российская, т. 1-2, М., 1962-63; Карамзин Н. М., История гос-ва российского, т. 1-3, СПБ, 1903; Соловьев С. М., История России с древнейших времен, кн. 1, М., 1959; Сергеевич В. И., Вече и князь, М., 1867; Ключевский В. О., Соч., т. 1, М., 1956; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Юшков С. В., Очерки по истории феодализма в Киевской Руси, М.-Л., 1939; Тихомиров М. H., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; его же. Крестьянские и городские восстания на Руси XI - XIII вв., М., 1955; Рыбаков Б. A., Ремесло Древней Руси, М., 1948; Насонов А. Н., "Русская Земля" и образование территории древнерус. государства, М., 1951; История культуры Древней Руси, т. 1-2, М.-Л., 1948-51; Очерки истории СССР. III - IX ВВ., M., 1958; тоже, IX - XV вв., ч. 1 (IX - XIII вв.), М., 1953; Довженок В. Й., Землеробство Древньо? Русi до сер. XIII ст., К., 1961; Будовниц И. У., Общественно-политич. мысль Древней Руси, М., 1960; Лихачев Д. С., Русские летописи и их культурно-историч. значение, М.-Л., 1947; Мавродин В. В., Образование Древнерус. гос-ва, Л., 1945; Рыбаков Б. A., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, (М., 1963). Б. А. Рыбаков, Л. В. Алексеев. Москва. -***-***-***- Киевская Русь

Киевская Русь - древнерусское государство на западе, юго-западе, частично на юге Восточно-Европейской равнины. Существовало с девятого до начала двенадцатого веков нашей эры. Столицей был Киев. Возникло объединением славянских племен: ильменских словен, кривичей, полян, древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Принципиальным в истории Киевской Руси считается год 862-й, когда, как указывает древний письменный источник «Повесть Временных лет», славянские племена призвали на княжение варягов. Первым начальником Киевской Руси стал Рюрик, который занял престол в Новгороде.

Князья Киевской Руси

  • 864 - Варяги Аскольд и Дир захватили княжескую власть в Киеве
  • 882 - Варяг Олег , княживший в Новгороде, убил Аскольда и Дира, сел княжить в Киеве, объединил северные и южные славянские земли и принял титул великого князя
  • 912 - Смерть Олега. Возвышение Игоря , сына Рюрика
  • 945 - Смерть Игоря. На престоле его жена Ольга
  • 957 - Ольга передала власть сыну Святославу
  • 972 - Гибель Святослава от рук печенегов. Киевский престол занял Ярополк
  • 980 - Гибель Ярополка в междуусобице с братом Владимиром. Владимир - киевский князь
  • 1015 - Смерть Владимира. Власть в Киеве захватил его сын Святополк
  • 1016 - Трехлетняя борьба за верховенство на Руси между святополком и новгородским князем Ярославом
  • 1019 - Гибель Святополка. Ярослав , прозванный мудрым - князь в Киеве
  • 1054 - После смерти Ярослава великокняжеский стол занял его сын Изяслав
  • 1068 - Восстание киевского народа, провозглашение им полоцкого князя Всеслава великим князем, Возвращение Изяслава .
  • 1073 - Изгнание Изяслава его братьями Святославом и Всеволодом. Князь - Святослав Ярославич
  • 1076 - Смерть Святослава. Возвращение Изяслава .
  • 1078 - Гибель Изяслава от рук племянника Олега Святославича, князя черниговского. Киевский престол занял Всеволод Ярославич
  • 1099 - Князь Святополк , сын Изяслава
  • 1113 - Князь Владимир Мономах
  • 1125 - Смерть Владимира Мономаха. На престол взошел его сын Мстислав
  • 1132 - Смерть Мстислава. Распадение Новгородско-Киевской Руси.

Краткая история Киевской Руси

    - Князь Олег, прозванный вещим, объединил два главных центра пути «Из варяг в греки» Киев и Новгород
    - 911 год - Выгодный торговый договор Киевской Руси и Византии
    - 944-945 - Поход русов на Каспий
    - 957 - Княгиня Ольга первый из русских князей приняла православие
    - 988 - Сестра византийского императора Василия II стала женой киевского князя Владимира
    - 988 - Крещение Владимира в Херсонесе
    - 989 - Присоединение к Руси Херсонеса
    - 1036 - После разгрома печенегов 25 лет мира на Руси, породнение Ярослава мудрого с королями Швеции, Франции, Польши.
    - 1037 - Закладка Собора Св. Софии в Киеве
    - 1051 - Основание Киевско-Печерского монастыря. Илларион - первый русский митрополит
    - 1057 - Создание дьяком Григорием «Остромирова евангелия»
    - 1072 - «Русская правда» - первый русский свод законов (судебник)
    - 1112 - Составление «Повести временных лет»
    - 1125 - «Поучение» Владимира Мономаха - наставления сыновьям. Памятник древнерусской литературы
    - 1147 Первое упоминание о Москве (в Ипатьевсеок летописи)
    - 1154 — Князь московский Юрий Долгорукий становится великим князем Киевским

Центром Киевской Руси Киев пребывал до 1169 года, когда был захвачен и разграблен отрядами князя Ростово-Суздальского Андрея Боголюбского

Города Киевской Руси

  • Новгород (до 1136 года)
  • Псков
  • Чернигов
  • Полоцк
  • Смоленск
  • Любеч
  • Житомир
  • Искоростень
  • Вышгород
  • Пересечен
  • Переяславль
  • Тьмутаракань

До монголо-татарского нашествия середины ХIII Киев продолжал формально считаться центром Руси, но фактически утратил свое значение. На Руси наступила пора феодальной раздробленности. Киевская Русь распалась на 14 княжеств, управлявшимися потомками разных ветвей древа Рюрика, и вольный город Новгород

Почему термин «Киевская Русь» нельзя понимать превратно

ВКонтакте

Одноклассники

Илья Носырев


Картина «Варяги», Художник Виктор Васнецов

За последние два года важной частью украинского политического дискурса стали рассуждения о древности украинской государственности по сравнению с русским. Знаменитое высказывание Петра Порошенко: «Когда Петр I рубил для России окна в Европу, Украина времен Мазепы уже ходила в Европу через дверь» - не самый лучший образец альтернативной истории: президенту уже не поспеть за тем, что пишут его соотечественники в социальных сетях и интернет-форумах. Наиболее распространенный миф блестяще сформулировала читательница одного из украинских новостных СМИ: «В Древней Киевской Руси говорили на языке, который был гораздо ближе современному украинскому языку, нежели русскому. В этой связи, возможно, правильнее было бы называть его древнеукраинским, а не древнерусским... Киевской Руси счет идет более тысячелетия, а Московскoй - считанные столетия. Полтысячелетия рабства и беспрерывного кнутобойства сотворили эту нацию, живучего наследника варварской орды».

В то, что украинцы - настоящие славяне, а русские - ославянившиеся финно-угры, верят очень многие сторонники Майдана. Причем как на Украине, так и в России: украинствующие россияне не устают цитировать Алексея Толстого: «Есть две Руси. Первая Киевская имеет свой корень в мировой, а по меньшей мере в европейской культуре. Идеи добра, чести, свободы, справедливости, понимала эта Русь так, как понимал ее весь западный мир. А есть еще вторая Русь - Московская. Это Русь Тайги, монгольская, дикая, звериная. Эта Русь сделала своим национальным идеалом кровавую деспотию и дикую ожесточенность. Эта Московская Русь, из давних времен была, есть, и будет полным отрицанием всего европейского и ожесточенным врагом Европы». И то, что Толстой очевидно противопоставляет друг другу два разных периода истории России, их не смущает: ну явно же советский классик про нынешнюю Украину и Россию писал, разве не ясно?

Кто ближе к предкам млекопитающих - собака или лошадь? Кто первым слез с дерева - человек или шимпанзе? Кто ближе к первому организму, возникшему в первичном бульоне древней Земли - русские или украинцы? С исторической точки зрения такого рода вопросы абсурдны. Давайте разберемся, почему.

Где сел Рюрик?

Есть две основные теории относительно происхождения государственности у восточных славян. Согласно норманнской теории, опирающейся на русские летописи, государство у предков русских, украинцев и белорусов возникло благодаря варягам - норманнам, чьих князей славяне сами пригласили княжить на Руси. По более патриотичной версии, считавшейся единственно правильной в советских учебниках, государство восточные славяне создали сами, а призвание варягов - не более чем выдумка. Сейчас историки признают, что между двумя этими точками зрения вполне возможен компромисс - политические образования возникли еще у самих славян, а в том, что их князьями впоследствии стали норманны, нет ничего удивительного: нормой для средневековой Европы считалась ситуация, когда власть в королевствах принадлежала пришлым династиям, этнически отличавшимся от основной массы подданных. Англия, например, большую часть 11 века пыталась отбрыкаться от тех же варягов-викингов - в итоге у англосаксонских королей так и не получилось отстоять независимость острова.

Если верить Повести временных лет, варяги учредили государственность отнюдь не в Киеве, а в Новгороде: «И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». В середине 9 века Киев не входил в Древнерусское государство, крупнейшими городами которого были Новгород, Белоозеро, Ростов, Муром и т.п. Киев варяжские полководцы захватывали как минимум два раза: сперва его подчинили по пути в Константинополь дружинники Рюрика Аскольд и Дир, а 882 году киевских властителей убил родственник Рюрика князь Олег. Именно Олег сделал Киев - важный пункт на пути из варяг в греки - своей столицей. Правнуком Олега был князь Владимир, с которым у большинства современных людей ассоциируется расцвет Киевской Руси. Если норманнская теория верна, тогда вопрос о том, кто раньше обрел государство - русские или украинцы, абсурден: и те, и другие «получили его в подарок» от завоевателей, причем Новгород варяги осчастливили раньше Киева.

Кстати, откуда взялся сам термин - Киевская Русь? В летописях его нет: он впервые появляется у историков 19 века как узкое обозначение Киевского княжества. В качестве обозначения исторического периода в формировании восточнославянской государственности этот термин приживается в сталинские годы – в частности, благодаря одноименному труду академика Бориса Грекова - вышедшей в 1939 году монографии «Киевская Русь». Утверждение этого термина произошло не без идеологических причин - в 1930-е годы официальная пропаганда всячески поддерживала идею единства восточнославянских народов. Если норманнская теория ошибочна и государственность у славян возникла самостоятельно, это значит, что она кристаллизовалась вокруг нескольких центров, крупнейшими из которых были Новгород и Киев, а не один только Киев. И уже с начала 12 века Киев постепенно утрачивает свою роль политического центра Руси - в 1169 году погром города, устроенный войсками владимирского князя Андрея Боголюбского, открывает эпоху, когда «мать городов русских» безбоязненно громят сражающиеся между собою русские князья.

Взятие Киева в 1169 году

Взятие Киева в 1169 году. Миниатюра из Радзивилловской летописи, Библиотека Академии наук

Но все-таки, кто из народов имеет больше права на то, чтобы называться русским? Украинские публицисты (если не брать совсем уже фантастов от истории) признают, что название «Украина» - позднее, а предки украинцев называли себя именно русскими. О том, откуда взялись сами термины «Русь», «русский», историки спорят до сих пор. «Норманнисты» чаще всего считают слово «Русь» этнонимом самих варягов - так их называли народы, с которых они собирали дань. Финны и эстонцы до сих пор называют словом Ruotsi (Rootsi) именно шведов, причем это название могло возникнуть от искаженного скандинавского drots - «дружина». «От тех варяг прозвалася Русская земля»,- писал легендарный летописец Нестор. Советские историки - и вновь не без идеологических соображений - в основном придерживались мнения, что слово - чисто славянского происхождения и едва ли не связано с обозначением цвета волос «русый»: светловолосые славяне как бы противопоставляли себя народам степи. Есть и более экзотические версии - например, иранская, согласно которой это название, означающее «светлый», дали славянам некогда соседствовавшие с ними северные иранцы. Но как бы то ни было, название приживается именно как обозначение предков всех нынешних восточнославянских народов - и русских, и украинцев, и белорусов. Впоследствии, когда «русские» оказываются разделены между несколькими государствами (сам Киев со второй половины 14 века оказывается в составе сперва Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой), это название сохраняется как этноним - появляются Литовская Русь и Московская Русь. Прозорливым и деятельным московским князьям мы обязаны тем, что восточнославянские народы снова оказались связаны политически - тем, что термин не пропал, не затерялся в грохоте этнического строительства, которое шло в других государствах, а дал название державе, которая со временем превратится в крупнейшую в мире.

Язык или мова?

Важным аргументом в кухонных спорах о древности народов служит украинский язык. Воинственные украинцы, старающиеся доказать, что украинцы и есть настоящие славяне, а русские - лишь славянизированная мордва, непременно укажут на то, что грамматически, а порой и лексически современный украинский язык ближе к древнерусскому, чем русский. Например, в современном украинском сохранился звательный падеж, а в русском он исчез - утритесь, москали, растерявшие заповеданные предками формы «старче» и «друже».

Пожалуй, в этом смысле украинский и вправду ближе к древнерусскому, чем русский. Но имеет ли это отношение к вопросу о древности и исконности народов? Вот хороший пример: современный молдавский больше напоминает латынь, чем французский, а некоторые его формы ближе к латинским, чем даже современные формы итальянского. Молдаване - настоящие римляне? Разумеется, нет: молдавский-румынский, представлявший собой народную латынь, усвоенную местными жителями этих мест от римских легионеров, сохранил близость к оригиналу просто потому, что здесь не было столь стремительных переселений народов, быстро варваризировавших исконную латынь. На окраине Европы латынь законсервировалась и сохранилась лучше, чем в центре европейских событий.

Язык и антропологический тип людей, которые на нем говорят, не связаны напрямую: народ может ассимилироваться, усвоив совершенно новый для себя язык. Некоторые современные историки даже высказывают мнение, будто настоящих греков, потомков эллинов, выкосила чума Юстиниана, бушевавшая на Балканах в 6 веке, а нынешние греки - это потомки славян, со временем заселивших полуостров и воспринявших от немногочисленных уцелевших аборигенов язык и кое-какие элементы культуры. Перешедшие на английский и испанский современные потомки аборигенов Нового Света, разумеется, не стали англичанами и испанцами.

Более того, и древнерусский язык не был единым - академик Зализняк, например, выделяет на территории древнерусского государства как минимум две диалектные зоны - один тип говоров был характерен для будущей Украины, другой - для центра и востока европейской части России. И язык Московской Руси, и тот язык, который впоследствии назовут украинским, развивались с ходом времени. При этом русский ждала судьба всех языков крупных народов, живущих в сильной державе- начиная с 17 века он все острее нуждается в заимствованиях, поскольку Россия начинает превращаться в европейское государство. Благодаря реформам Петра Великого в русском языке поселяются голландская корабельная лексика, немецкие обозначения государственных постов и воинских званий, польские повседневные термины.


Реформы Петра I

Реформы Петра I. Гравюра с картины Н.Н. Каразина

Если протопоп Аввакум пишет на прекрасном, живом русском языке семнадцатого столетия, то менее века спустя, при Петре Первом, переводчики комедий Мольера окажутся в затруднении: что такое русский литературный язык? Как на нем надо писать? И станут писать так, мешая формы церковнославянского языка с польскими словечками: «Есть нужно даты так великыя деньги за вашы лица изрядныя. Скажыте мне нечто мало что соделалысте сым господам, которых аз вам показывах и которых выжду выходящих з моего двора з так великым встыдом». И лишь Пушкину удастся окончательно переломить тяготение литературного русского языка к неживому, искусственному.

Украинский язык как язык без государства в 17-19 веках остался вдали ото всех этих филологических баталий. Но представлять его, как девственно чистый, не замутненный заимствованиями язык было бы наивно - просто его черед наступил позже, уже в 20 веке. В 19 столетии украинский язык не успел выработать развитой литературной традиции - например, знаменитое переложение «Энеиды», сделанное Котляревским, печатается еще с «ятями», хотя «ять» в русском обозначает звук «е», а здесь им обозначают звук «и». «Малороссийский язык» считается чем-то вторичным по отношению к русскому, он вынужден был играть по правилам, уже установившимся в русском. И вопрос о том, какими должны быть правила самого украинского языка и его лексика, впервые становится политическим вопросом лишь после Февральской революции. Где говорят и пишут на правильном украинском? В Киеве? Или может быть, в Галиции, чьи жители порицают киевлян за «суржик»? Но гетман Скоропадский, которого трудно обвинить в нелюбви к украинской государственности, пишет в своих воспоминаниях, что галицийский национализм, претензию галичан на то, чтобы быть образцовыми украинцами, говорящими на единственно возможном «настоящем украинском», сознательно взращивали и продвигали власти Австро-Венгрии, чтобы заложить семена розни между украинцами и русскими. Эта сконструированная «мова» с массой заимствованных слов не может претендовать на право считаться настоящим украинским языком: «Ведь галичане живут объедками от немецкого и польского стола. Уже один язык их ясно это отражает, где на пять слов - 4 польского или немецкого происхождения».

По словам Скоропадского, галичанам «важно было представить не настоящую картину той Украины, которая действительно существует, то есть имеет резкую грань между галицийской Украиной и нашей. В действительности это две разных страны. Вся культура, религия, мировоззрение жителей у них другие. Галичане же хотят представить картину будто единой Украины, которая вся крайне враждебна к идее России, причем в этой Украине важнейшую роль играли бы сами галичане». Гетман предостерегал свою страну от узколобого национализма и считал, что будущее украинской культуры - в содружестве с культурой русской: «Действительно культурный класс украинцев очень малочисленен. Это является бедой украинского народа. Есть много людей, которые горячо любят Украину и желают ей культурного развития, но сами эти люди российской культуры, и они, заботясь об украинской культуре, нисколько не изменят российской. Это узкое украинство исключительно продукт, привезенный нам из Галиции, культуру которой полностью пересаживать нам нет ни единого смысла: никаких предпосылок к успеху нет и просто преступление, поскольку там, собственно, и культуры нет».

К сожалению, эти, бесспорно, справедливые слова не были услышаны. Прискорбно, что украинский язык - выразительный, живой, красивый - превратился в разменную карту в политических баталиях. Как и наша - да, сложная, но одновременно и славная - общая история.


В 2020 году очередной (юбилейный 65-й) конкурс песни "Евровидение 2020" пройдет в Нидерландах (Голландии) .

В качестве площадки для проведения шоу выбрана многофункциональная арена "Роттердам Ахой" ("Rotterdam Ahoy") вместимостью более 16 тысяч зрителей, расположенная в Роттердаме , втором по величине городе страны после столицы Амстердама.

Формат мероприятия включает в себя проведение двух полуфиналов и одного финала, которые традиционно проводятся во вторник, четверг и субботу второй полной недели мая.

В 2020 году даты проведения полуфиналов и финала "Евровидения" будут следующие:
* 1-й полуфинал - 12 мая 2020 года (ВТ).
* 2-й полуфинал - 14 мая 2020 года (ЧТ)
* Финал - 16 мая 2020 года (СБ).

Кто представит Россию на Евровидении 2020 года:

Музыкальный коллектив, который поедет от России на Евровидение 2020, был назван 2 марта 2020 года в прямом эфире "Первого канала", в завершающем сюжете информационной программы "Время".

Представит нашу страну на Евровидении в 2020 году группа "Little Big" (дословный перевод на русский - "Маленький Большой").

Музыкальный стиль группы достаточно необычен. Сами музыканты именуют себя "сатирической арт-коллаборацией" (сатирическим художественным проектом), в котором объединены музыка, образы и зрелище. После просмотра нескольких клипов коллектива появляется уверенность, что ребята обязательно покорят европейский подиум популярной музыки. Либо, как минимум, произведут незабываемое впечатление на чопорную западную публику.

Текущий состав группы "Little Big":

  • Илья "Ильич" Прусикин.
  • Сергей "Гокк" Макаров.
  • Софья Таюрская.
  • Антон Лиссов.

То есть, когда будет, где пройдет Евровидение 2020, кто поедет от России :
* Даты проведения - 12, 14 и 16 мая 2020 г.
* Место - Нидерланды, г. Роттердам.
* Представитель от России - "Little Big".

До сих пор историки выдвигают различные теории насчет возникновения Киевской Руси в качестве государства. Уже долгое время за основу взята официальная версия, по которой датой зарождения называется 862 год. Но ведь государство не возникает «на голом месте»! Невозможно себе представить, что до указанной даты на территории проживания славян были одни дикари, которые без помощи «со стороны» не могли создать свою собственную державу. Ведь, как известно, история движется по эволюционному пути. Для возникновения государства должны быть определенные предпосылки. Попробуем разобраться в истории Киевской Руси. Каким образом это государство было создано? Почему пришло в упадок?

Возникновение Киевской Руси

В данный момент отечественные историки придерживаются 2-х основных версий возникновения Киевской Руси.

  1. Норманнская. Она опирается на один весомый исторический документ, а именно на «Повесть временных лет». Согласно этой теории, древние племена для создания и управления своим государством призвали варягов (Рюрика, Синеуса и Трувора). Таким образом, самостоятельно они не могли создать свое государственное образование. Им понадобилась помощь извне.
  2. Русская (антинорманнская). Впервые зачатки теории сформулировал знаменитый русский ученый Михаил Ломоносов. Он утверждал, что всю историю древнерусского государства написали иностранцы. Ломоносов был уверены, что в истории этой отсутствует логика, не раскрывается важный вопрос о национальной принадлежности варягов.

К сожалению, до конца IX столетия никаких упоминаний о славянах в летописях нет. Подозрительно, что Рюрик «пришел править русским государством», когда в нем уже были свои традиции, обычаи, собственный язык, города и корабли. То есть Русь не возникала на пустом месте. Древнерусские города были очень хорошо развиты (в том числе и с военной точки зрения).

Согласно общепризнанным источникам, датой основания древнерусского государства считают 862 год. Именно тогда в Новгороде стал править Рюрик. В 864 году его сподвижники Аскольд и Дир захватили княжескую власть в Киеве. Спустя восемнадцать лет, в 882 году, Олег, которого принято называть Вещим, захватил Киев и стал великим князем. Он сумел объединить разрозненные славянские земли, и именно в его правление был совершен поход на Византию. К великокняжеским землям присоединялись все новые и новые территории и города. В период правления Олега между Новгородом и Киевом не было крупных столкновений. Во многом это происходило по причине кровных уз и родства.

Становление и расцвет Киевской Руси

Киевская Русь была могущественным и развитым государством. Ее столица была укрепленным форпостом, расположенным на берегу Днепра. Взять власть в Киеве означало стать во главе огромных территорий. Именно Киев сравнили с «матерью городов русских» (хотя такого титула вполне был достоин и Новгород, откуда в Киев прибыли Аскольд и Дир). Статус столицы древнерусских земель город сохранял вплоть до периода татаро-монгольского нашествия.

  • Среди ключевых событий периода расцвета Киевской Руси можно назвать Крещение в 988 году, когда страна отказалась от идолопоклонничества в пользу христианства.
  • Правление князя Ярослава Мудрого привело к тому, что в начале XI века появился первый русский судебник (свод законов) под названием «Русская правда».
  • Киевский князь породнился с многими известными правящими европейскими династиями. Также при Ярославе Мудром навсегда превратились набеги печенегов, которые приносили Киевской Руси много бед и страданий.
  • Также с конца X века на территории Киевской Руси началось свое собственное монетное производство. Появились серебряные и золотые монеты.

Период междоусобиц и распада Киевской Руси

К сожалению, в Киевской Руси не была выработана понятная и однообразная система престолонаследия. Различные великокняжеские земли за военные и другие заслуги раздавались дружинникам.

Лишь после окончания правления Ярослава Мудрого был установлен такой принцип наследования, который предполагал передачу старшему в роде власти над Киевом. Все другие земли делились между членами рода Рюриковичей в соответствии с принципом старшинства (но и это не могло убрать все противоречия и проблемы). После смерти правителя оставались десятки наследников, претендующих на «трон» (начиная от братьев, сыновей, а заканчивая племянниками). Несмотря на определенные правила наследования, верховная власть зачастую утверждалась с помощью силы: через кровопролитные столкновения и войны. Лишь немногие самостоятельно отказывались от управления Киевской Русью.

Претенденты на титул великого киевского князя не чурались самых страшных деяний. В литературе и истории описывается страшный пример со Святополком Окаянным. Он пошел на братоубийство только ради того, чтобы получить власть над Киевом.

Многие историки приходят к выводу о том, что именно междоусобные войны и стали тем фактором, который привел к распаду Киевской Руси. Осложняло положение и то, что XIII веке активно стали нападать татаро-монголы. «Мелкие правители с большими амбициями» могли объединиться против врага, но нет. Князья занимались внутренними проблемами «на своем участке», не шли на компромиссы и отчаянно отстаивали собственные интересы в ущерб другим. В результате Русь на пару столетий попала в полную зависимость от Золотой Орды, а правители были вынуждены платить дань татаро-монголам.

Предпосылки грядущего распада Киевской Руси сформировались еще при Владимире Великом, который решил дать каждому из 12 сыновей свой город. Началом же распада Киевской Руси называют 1132 год, когда скончался Мстислав Великий. Тогда сразу 2 мощных центра отказались признавать великокняжескую власть в Киеве (Полоцк и Новгород).

В XII в. наблюдалось соперничество 4 основных земель: Волынской, Суздальской, Черниговской и Смоленской. В результате же междоусобных столкновений Киев периодически разграбляли, сжигали храмы. В 1240 году город был сожжен татаро-монголами. Влияние постепенно ослабевало, в 1299 году резиденция митрополита была перенесена во Владимир. Для управления русскими землями больше не надо было занимать Киев