Как я берегу воду. Научно-исследовательский проект "почему нужно беречь воду и как это делать"

Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем

Памятка «Экономь воду!»

1 . Не допускайте, чтобы водопроводные краны оставались открытыми без нужды.

2. Не включайте воду полной струей.

3 Выключайте воду, когда чистите зубы. Это позволить сэкономить около 900 литров в месяц.

4. На принятие душа уходит в 10-20 раз меньше воды, чем на принятие ванны.

5. Установите экономичную насадку на душ. До 50% можно сэкономить, если установить на душ вместо обычного рассеивателя более экономичный, с меньшим размером отверстий.

6. Используйте посудомоечную и стиральную машину только при полной загрузке.

7. Устраните протекание кранов и труб, подтекание воды в унитазах.

Берегите воду!

Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

Интересные факты :

Вода покрывает 70 процентов Земли, но только 3% из нее – чистая и подходит для потребления.

Средняя семья из четырех людей тратят 450 литров воды в день, что составляет 164 тысячи литров в год.

Если семья сэкономит хотя бы 20% водопроводной воды от того объема, который она использует, то за год такое количество может образовать озеро диаметров 200 метров, а глубиной – 2 метра.

Неисправный кран за сутки может «накапать» от 30 до 300 литров воды.

Из полностью открытого крана вытекает воды больше, чем вы думаете: каждую минуту – 15 литров. На мытье грязной посуды под сильной струей уходит, в среднем, свыше 100 литров. При мытье автомобиля с помощью шланга – более 300 литров.

Рисунки детей.

Символ жизни на Земле - ВОДА!

Экономь её и береги!

Мы ведь на планете не одни!

МУНИЦИПАЛЬОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №1

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРД БУГУРУСЛАН»

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Памятка

для детей и родителей.

«Экономь воду!»

г. Бугуруслан

Ул. Красногвардейская д.64

2015 г.

Почему надо беречь воду? Этот вопрос актуален для каждой страны.

Доклад на тему «Почему надо беречь воду» 3 класс

Вода. Казалось бы, такое простое слово, но такое важное. Возможно, мы никогда не задумывались об этом, и вода — один из важнейших ресурсов. Она — энергоноситель и транспортная система, но главное — это основа основ человеческой жизни. Ведь, как известно, человек на 70% состоит из жидкости.

Но, к сожалению, с каждым годом проблема питьевой воды растет. С интенсивным развитием технологий природные ресурсы все больше истощаются. Основными источниками загрязнения являются критическое состояние сточных сооружений, которые идут от промышленных предприятий. Тем самым они уничтожают поверхностные источники. А именно они попадают в человеческий организм через колодца и водопроводную воду. Токсичные вещества изменяют химический состав воды и опасны для жизни.

Так как же быть? Какие меры нужно принять во избежание опасности? Ответы на эти вопросы уже нашли. Тысячи экологов бьют тревогу. Они советуют начать с каждого дома. Например, заменить протекающие краны или использовать экономно стиральные машины. Выключать воду, когда чистите зубы, во время бритья. И хотя эти советы являются мелочными, но очень эффективными. Во-вторых, этим вопросом нужно заниматься на государственной и мировом уровнях. Хранить запасы пресной воды в водохранилищах, переделывать ее с соленой, обновить сточные системы и использовать капельный полив. Всюду, где мы используем воду мы должны быть осмотрительными и пытаться минимизировать ее потери. И только тогда результат не заставит себя ждать.

Вера Зубкова
Проект «Почему надо воду беречь»?

ВЕЛИЧКО Валерия Витальевна

Краснодарский край, Тбилисский район, станица Нововладимировская

МБДОУ д/с № 10 «Ивушка» , подготовительная к школе группа

Познавательно – исследовательский проект

Тема : «Почему надо воду беречь » .

Воспитатель : Зубкова Вера Александровна, МБДОУ д/с № 10 «Ивушка» .

«Аннотация»

Обостренное внимание к экологическим проблемам водных ресурсов, от решения которых зависит будущее каждого человека, стало причиной, побудившей формировать у дошкольников представление о значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости этого, не раскроем всей проблемы. Целью нашего проекта является воспитание бережного отношения к пресной воде. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство с физическими свойствами воды и как необходимо беречь воду и для чего . Проект позволяет расширить представления детей о воде, о ее ценности и пользе; ознакомить с процессом экономии воды; развивать умение наблюдать, сравнивать, подводить итоги.

Проект предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей, и всех, кто заинтересован проблемой ознакомления детей дошкольного возраста со значением воды в жизни человека.

Введение

Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь ! Мы решили узнать, как можно беречь воду , и научиться бережно её расходовать . Поэтому выбрали тему исследования : «Почему воду надо беречь » .

Цель работы : воспитание бережного отношения к пресной воде.

Задачи :

Узнать о запасах пресной воды.

Выяснить, где мы теряем воду .

Определить, как устранить потери воды.

Гипотеза : если каждый человек будет беречь воду , то мы будем меньше терять пресной воды.

Объект исследования : пресная вода.

Предмет исследования : способы сбережения пресной воды .

Приблизительная продолжительность проекта : краткосрочный – 2 недели.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта :

Технологии – оборудование :

1. Фотоаппарат; 2. Компьютер; 3. Интернет; 4. Принтер;

Другие : магнитофон для прослушивания музыки на природе; организация игр с ребёнком.

Ресурсы : Проведение экскурсии к реке, водоканалу.

Методы :

самостоятельное обдумывание,

чтение книг,

поиск информации в Интернете,

наблюдение,

эксперимент.

Вода - бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель, обладающий большим поверхностным натяжением. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а так же как необходимо беречь воду и для чего . Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности умение ребёнка экономно использовать воду , понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу. Развивает наблюдательность, творческие способности, воспитывает бережное отношение к воде . Ход проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении ребёнка дошкольника; в центре внимания – учебные и игровые потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении. Наш проект мы назвали «Почему надо беречь воду » . Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, я воспитываю аккуратного, но бессердечного человека. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях, на природе, дома. Почему была выбрана тема «Почему надо беречь воду » ? Да просто потому, что это заинтересовало самого ребенка, почему же воду надо беречь . Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд : полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. Вода нужна всему живому на Земле.

Информация из Интернета.

97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов.

2 % воды - это льды.

1 % воды – это пресная вода.

3 %– пригодны для человека. Запасы пресной воды распределены так : Запасы пресной воды на Земле (3 %) .

69-75 % - Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги.

24-30 % - грунтовые воды.

0,5 % - атмосферная влага.

0,5 % - поверхностные воды.

Интересные факты о воде.

Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды;

Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту;

Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час;

Даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки;

На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит около 100 л воды;

При мытье автомашины из шланга расходуется до 200 л воды;

При подтекании воды в унитазе в сутки уходит 40 л воды;

Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды;

Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды;

Для принятия ванны надо в три раза больше воды, чем для душа.

ТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ И ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА .

Подготовительный этап.

1. Подборка материала, пособий, экспериментов и опытов по теме.

2. Проведение беседы с ребёнком в отношении расходования воды : «Кому нужна вода» , «Зачем беречь воду » , «Значение воды в нашей жизни» .

3. Чтение ребёнку сказки о воде : Б. Заходер «Как люди обидели реку» .

4. Просматривание мультфильма «Домовенок Кузя» . (Приложение № 1)

Исследовательский этап.

В течение проекта ребёнок вместе с взрослым :

Проверяет, как расходуется вода, нет ли утечки воды дома.

Проводят выборочные проверки состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды.

Беседует : «Как мы бережем воду дома » , «Как она попадает в кран» .

Знакомится с водой и ее свойствами.

Из этого мы выяснили, что вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу : те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из реки (скважины) человек направил в трубы, где воду очистили и после этого она попадает к нам. Для того чтобы чистая вода побежала из нашего крана, пришлось потрудиться многим людям : одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т. е. построили водопровод, третьи очистили воду , четвёртые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её очень много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но мы теперь знаем, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что же может произойти? Мы стали наблюдать, как мы пользуемся водой. Оказалось, неразумно : Чистим зубы, открыт кран, и вода струёй течёт в канализацию. Забываем закрыть кран. Моем посуду, держа кран открытым. Неплотно закрываем кран, и вода потихоньку капает. Ребёнок в столовой моет руки, открыв кран полностью.

Было проведено наблюдение за краном, который был неплотно закрыт и выяснили, что за 1 минуту утекло - 6 капель воды; за 1 час - 35 мл воды; за 1 сутки – 840 мл; за 1 месяц – 25л 200мл воды.

Эксперимент «Отношение к воде»

Мы посчитали, сколько денег платишь, дома за воду за 1 месяц , вычислили, сколько это будет за 1 год. Получилось - много. Поэтому решили провести эксперимент. Записали показания водомера. Два дня пользовались водой как раньше. Отметили новые показания счётчика. А потом два дня старались беречь воду . И снова посмотрели показания водомера. Оказалось, что за два дня можно экономить 1 кубометр воды! Значит, разумно пользуясь водой, мы не только бережём её , но и экономим деньги. (Приложение 2)

Интервью «Свойства воды»

Во время опытов мы выяснили, какие бывают свойства воды : прозрачная, без запаха, бесцветная, растворительная, текучая.

Во время работы с проектом провели опыты и экспериментирование с водой. Создали картотеку с опытами. Изучив соответствующую литературу по данной проблеме, по сбережению воды , мы провели интервью среди родственников и соседей. Проанализировав, ответы родственников и соседей мы составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение других людей к данной проблеме.

Вопросы : 1. Опасно ли загрязнение воды для человека? 2. Должен ли каждый человек беречь воду ?

Из результатов таблицы мы сделали вывод, что большинство людей осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. (Приложение № 3)

Проведение опытов и экспериментов :

Первый опыт. (Приложение №4)

Цель

Второй опыт. (Приложение № 5)

Цель

Третий опыт. (Приложение № 6)

Цель

Четвёртый опыт. (Приложение № 7)

Цель

Пятый опыт. (Приложение № 8)

Цель

Шестой опыт. (Приложение № 9)

Цель воду ?

Седьмой опыт. (Приложение № 10)

Цель : Пар это тоже вода.

Восьмой опыт. (Приложение № 11)

Цель

Девятый опыт. (Приложение № 12)

Цель

Заключение.

В ходе реализации проекта мы (педагоги и родители) расширяли знания детей о воде, знакомили со свойствами воды, нацелили на рациональное использование воды, бережное отношение к ней .

Чтобы сократить потери воды, надо :

Не оставлять краны открытыми;

Следить за исправностью кранов;

Регулировать силу струи воды;

Мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства.

Выключать воду , пока чистим зубы;

Уменьшать напор, когда моем посуду;

В унитазе снизить уровень заполнения;

Мыть посуду в чашке.

Правила бережного отношения к воде .

Обращай внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь такое, закрой кран. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду . Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь ! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек , не мыть в них машины.

В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.

Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь, прежде всего, чем изменить мир, начни изменять себя.

Список используемой литературы :

1. Жизнь вокруг нас / Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. – Ярославль : Академия развития, 2003.

2. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание / Алексеева Е. Н. – 2000. – № 7. – С. 15-20.

3. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное воспитание / Бобылева Л. К. – 1997. – № 7. – С. 16-19.

4. Добро пожаловать в экологию/ Воронкевич О. А. - С-Пб.: «Детство-пресс» , 2001.

5. Наш дом – природа. Волшебная вода / Н. А. Рыжова - М, 1997.

Приложение № 1

1. Сказка о воде «Как люди обидели реку» .

Б. Заходер

Рассказ «Как люди речку обидели»

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде : и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать : загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу , а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.

Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

2. Просмотр мультфильма «Домовёнок Кузя» .

Приложение № 2

Эксперимент «Отношение к воде»

Приложение № 3

Интервью «Свойства воды»

Ответы да нет не знаю да нет не знаю

Родственники 5 0 2 7 0 0

Соседи 6 0 1 5 1 1

Приложение № 4

Первый опыт.

Цель : Выяснить, что происходит с водой в процессе замерзания.

Вывод : Объём воды увеличивается.

Приложение № 5

Второй опыт.

Цель : Выяснить, может ли иголка или шашки удержаться на поверхности воды.

Вывод : Вода способна удержать иголку и шашки на поверхности.

Приложение № 6

Третий опыт.

Цель : Выяснить, сгорит ли свеча в воде до конца.

Вывод : Свеча сгорела до конца.

Приложение № 7

Четвёртый опыт.

Цель : Выяснить, как поведёт себя яйцо в пресной и солёной воде.

Вывод : В пресной воде яйцо тонет. В соленой воде – всплывает на поверхность. Если вливать по очереди пресную и солёную, яйцо плавает в толще воды.

Приложение № 8

Пятый опыт.

Цель : Можно ли склеить бумагу водой?

Вывод : Вода обладает склеивающим действием.

Берем два листа бумаги , двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду , пробуем сдвигать листы - не двигаются.

Приложение № 9

Шестой опыт.

Цель : Для чего человек использует воду ?

Вывод : Человек использует воду в разном направлении.

Приложение № 10

Седьмой опыт.

Цель : Пар это тоже вода.

Вывод : Вода испаряется.

Приложение № 11

Восьмой опыт.

Цель : В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются.

Вывод : Сахар в воде растворился, и получилась сладкая вода. Вода – меняет цвет.

Приложение № 12

Девятый опыт.

Цель : Вода необходима для жизни и роста растений.

Вывод : выращенные цветы на участке, благодаря поливанию водой они

получили хорошее питание и выросли.

Яна Васильева
Проект «Берегите воду»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Детский сад №»12

Проект по экспериментальной деятельности

в старшей группе

Тема : «Берегите воду

Вода - основа жизни на Земле,

Она необходима всем вокруг :

Растениям, животным, человеку,

Расходуй ее бережно , мой друг!

Выполнила воспитатель : Васильева Я. С.

Тип проекта : исследовательский, творческий, игровой.

Участники проекта : дети старшей группы №12 родители, педагоги.

Срок реализации проекта : 3 месяца.

Актуальность :

Среди всех веществ, имеющихся на Земле, вода, благодаря своеобразию своих физических и химических свойств, занимает исключительное положение в природе и играет особую роль в жизни человека. Вода – единственное вещество, встречающееся в огромных количествах в естественных условиях во всех трех агрегатных состояниях : жидком, твердом и газообразном.

Основы правильного, бережного отношения к окружающему миру необходимо закладывать в дошкольном возрасте, так как именно этот возраст обладает большими возможностями и перспективами. Именно на этом этапе, на этапе дошкольного детства ребенок получает элементарные представления о природе, у него закладываются элементарные экологические представления. Но это происходит это только при условии, если взрослые сами обладают экологической культурой, понимают общие для людей экологические проблемы, сознательно к ним относятся и помогают маленькому человеку понять закономерности. Реализация проекта «Берегите воду » осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

ПО результатам бесед с детьми, их родителями выяснилось, что в нашем населённом пункте не хватает питьевой воды (особенно в летний период) ; детям интересно было бы узнать, от куда берётся вода в кране, какими свойствами она обладает, какие превращения происходят с водой, какое значение имеет вода для всего живого и как нужно беречь воду . Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир.

Цель проекта : расширение и углубление представлений детей об окружающем мире, формирование интереса к исследовательской деятельности, воспитание бережного отношения к природным ресурсам. Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

В проекте используется метод педагогической интеграции.

Задачи :

1 Знакомство со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, прозрачная, без запаха, без вкуса, способна растворять некоторые вещества) и др.

2. Знакомство с водными развлечениями (купаться, плескаться, плавать на лодке, удить рыбу, пускать лодочки, играть).

3. Дидактическая игра «Опасно- неопасно»

4. Дидактическая игра «Назови реки»

5 Оформление памятки «Гигиена рук»

Оформление папки «Правила безопасного поведения во время оттепели

6. Знакомить с разными способами исследования предметов, учить формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.

7. Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалов, из которых они сделаны; формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать умственные способности.

8. Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

9. Создать детскую лабораторию для проведения экспериментов.

10. Привлечь родителей к активному сотрудничеству.

Предполагаемый результат :

1. По окончании проекта дети должны будут иметь достаточное представление о воде, её свойствах; на опытах смогут доказать свойства воды; понимать взаимосвязь свойств воды с её значением для всего живого на планете; научатся бережно и экономно относиться к воде-источнику жизни.

В ходе работы над проектом использовались различные виды детской деятельности :

1. элементарные опыты и эксперименты

2. игры и игровые обучающие ситуации

3. исследования

4. создание книги о воде

5. наблюдения

6. Дети имеют представление о том, что вода - одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.

Дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;

Дети имеют представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и парообразное, и наоборот; устанавливают связи между средой обитания и образом жизни.

У детей сформированы понятия о состоянии воды в зависимости от времени года.

Дети осознают необходимость бережного отношения к воде , как природному ресурсу.

Дети применяют на практике знания о бережном отношении к воде .

7. прослушивание музыкальных произведений

8. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения.

9. У детей пополнился словарный запас.

10. У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию.

11. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена необходимыми материалами и оборудованием.

12. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают посильную помощь в реализации проекта .

Старшая группа :

1. Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.

2. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.

3. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации

4. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни) .

Подготовка к реализации проекта :

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность данной темы.

3. Создать развивающую среду : подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.

4. Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.

5. Подбор комплексов физкультминуток.

6. Составление консультаций для родителей.

7 Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;

8. Составление картотеки опытов с водой;

9. Подготовка оборудования для опытов с водой.

Работа с родителями

1. Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».

2. Консультация для родителей : «Экспериментируем дома Консультация для родителей : «Неизведанное рядом»

3. Консультация для родителей «Волшебная водичка» .

4. Консультация для родителей «Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками» .

5. Буклеты для родителей «Водные процедуры» .

6. Памятка для родителей «Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях» .

7. Оказание помощи в создании детской лаборатории.

8. Подбор материалов, предметов для коллекций.

9. Родительское собрание на тему : «Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности» .

10. Создание альбома «Мир воды»

11. Домашнее задание. Совместно с детьми нарисовать рисунки на тему «Правила безопасного поведения на воде» . 1. Участвуют в деятельности организованной взрослым, проявляя любознательность, интерес, креативное мышление. Заинтересованные дети создают клуб «знатоков» («научный» руководитель -воспитатель): проводят опыты на выявление свойств воды и создают плоскостной макет «Откуда берется вода » (круговорот воды) .

Этапы реализации проекта :

I Этап- исследовательский :

1.. Рейд «Берегиня » .

В течение проекта дети вместе с воспитателями :

1. проверяют, как расходуется вода, нет ли утечки воды во всех помещениях ДОУ.

Результаты рейда ежедневно отмечают в журнале регистрации.

Проводят выборочные проверки состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды.

Беседуют с детьми на тему : «Как мы бережем воду дома » .

2. Рассказ воспитателя :» о- воде и как ее беречь

3. Выдвижение детьми собственных гипотез.

4. Сбор материала и информации для реализации проекта .

II Этап- технологический :

1. НОД «Волшебница- вода»

2. Сюжетно-ролевые игры : Моряки»,«Пароход» , «Морское путешествие»

3. Просмотр мультфильмов В порту», «Мореплавание Солнышкина» ,»Катерок»

4. Художественное творчество : Лепка «Морское царство» .

5. Практическая НОД– экспериментирование «Свойства воды»

6. Конкурс рисунков «Аквариум» - «Где живет капелька –вода»

7. Конкурс стихов о явлениях природы (дождь, туман, тучи, град, облака и

8.» Беседы на темы :

Зачем человеку нужна вода?

А еще кому нужна вода?

9. Роль воды в появлении жизни на Земле».

10.». Дидактические игры : «Ходит, плавает, летает» , «Сравним воду » , «Кому нужна вода?»

3. Заключительный этап :

Диагностика;

Выставка рисунков «Вода – капля жизни» ;

Экологическая экскурсия к искусственному водоему

Описание инновационной педагогической деятельности

Данный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельно решать поставленную проблему, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Деятельность в рамках данного проекта способствовала не только познавательному развитию детей, но и их нравственному воспитанию, сформировала положительные эмоции, объединила взрослых и детей общими целями.

1. Образовательные

Ввести в словарь понятие «водохранилище» ;

- активизация словаря : пена, озеро, родник, ключ, источник, полноводная, могучая, прозрачная, мутная, бесцветная, течёт, переливается;

- обогащение словаря : водохранилище, запруды, специалисты, красители, вещества, растворы.

Обобщить знания детей о значении воды в жизни человека;

Познакомить с некоторыми свойствами воды.

2. Развивающие

Развитие навыков рассказывания на основе личного опыта, с использованием модели.

Развитие наблюдательности у детей их умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.

3. Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к воде .

Опыты - эксперименты в «Лаборатории» :

Опыт №1. «Вода жидкость»

Опыт № 2. «Вода не имеет формы»

Опыт №3 «Вода прозрачная»

Опыт №4 «У воды нет вкуса»

Опыт №5 «У воды нет запаха»

Опыт №5 «Тонет - не тонет» ,

Опыт №6 «Круговорот воды» .

Воспитатель подводит детей к другому столу. (На нём стоят ёмкости с тёплой, холодной водой) .

А ещё вода, может быть вот какой :

Предлагаю опустить руки в тазики.

Что вы чувствуете?

Отчего вода разной температуры?

Когда ещё вода бывает тёплой? (Летом, её нагревает солнце) .

Заключение :

Закончились мои вопросы. А сейчас напомните мне, что нового вы сегодня узнали обо мне - воде?

Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. Много воды в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Все они не могут жить без воды, так же как и мы с вами.

Выполнение проекта

Месяц Темы экспериментирований Задача игры - экспериментирования

Сентябрь 1. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок

2. Замерзшая вода, тающий лед.

3. Разноцветные шарики.

4. Прозрачная вода.

5. Вода принимает форму. 6. Художественное творчество : Лепка «Морское царство» .

7. Игры : «Море волнуется «Караси и щука» , «На болоте» , «Ручеек» , «Капельки» .

8. Беседы на темы :

Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?

Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?

Какие свойства воды ты знаешь?

Зачем человеку нужна вода?

А еще кому нужна вода?

Что было бы, если бы с земли ушла вода?

9. Чтение художественной литературы : Словесные игры :«Придумай предложение» , «Какая вода» (подбор прилагательных, «Было-будет» (глаголы прошедшего и будущего времени) ;

10. Заучивание пословиц и поговорок о воде.

1. Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

2. Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки : оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

3. Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес) .

4. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

5. Загадки : Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без. (Вода)

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит. (Речка)

1. Какие предметы могут плавать?

2. Делаем мыльные пузыри.

3. Подушка из пены.

4.«Роль воды в появлении жизни на Земле» .

5.«Что мы знаем о воде-водице?

6. Музыка : Слушанье : шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя. (обработки современных композиторов)

7. Просмотр мультфильмов В порту», «Мореплавание Солнышкина» ,»Катерок»

1. Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера, а от его тяжести.

2. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла : может растягиваться, образует плёночку.

3. Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести) .

4. Опыты :«Вода бывает холодной, теплой, горячей» , «Как убедиться что вода прозрачная» .

5.»Художественное творчество : «Обитатели озера»

Ноябрь 1. Звенящая вода.

2. Что растворяется в воде?

3. Чтение художественной литературы : С. Погорельского «Весенний ручеек» , Л. Люшина «Капелька» .,

4. Дидактические игры : «Ходит, плавает, летает» , «Сравним воду » , «Кому нужна вода?»

5. Сюжетно-ролевые игры : Моряки»,«Пароход» , «Морское путешествие»

1. Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

2. Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

3. Чтение художественной литературы : Э. Мошковской «Капля и море» , А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» , Г. К. Андерсена «Дюймовочка» .

Литература :

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под «редакцией М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» . Москва «Просвещение» 2005 г.

3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.

4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны ,2009.

5. Интернет ресурсы.

6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004 год.

7. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2005 год.

8. Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 2006 год.

9. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском СА

10. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. Москва. «Мозаика- Синтез» .2004г.

11. СоломенниковаО. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Москва.» Мозаика

Приложение 1

Потешки о воде

От прозрачной водицы

Всё улыбками искрится!

От чистой-чистой водицы

Веселей цветы и птицы!

Танюша умывается,

Солнцу улыбается!

Водичка-водичка,

Умой Анюте личико,

Аня кушала кашку,

Запачкала мордашку.

Чтобы Анечка была

Чистой, чистенькой всегда,

Помоги, вода-водичка,

Умыть Анюте личико.

Ладушки, ладушки,

Моем с мылом лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

Теплою водою

Чисто руки мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Мы проснулись-потянулись,

Нежно маме улыбнулись,

Сели на горшок с утра.

Умываться уже пора!

Прозрачная водичка

На заспанное личико,

Волшебный ручеёк из сказки

Нам на носик и на глазки,

А, водичка из кадушки

На наши щёчки и на ушки,

Вот и дождичек из лейки

Нам на лобик и на шейку.

Тёплый ливень с тучки

Нам на маленькие ручки.

Вот какой я стал чистюля!

Поцелуй меня, мамуля!

Саша, Настенька и Женька,

Мойте ручки хорошенько.

Не жалейте, дети, мыла.

Я вам стол уже накрыла.

Ручки, Ваня, мой перед едой,

Грязные ручки грозят бедой.

Что такое чистым быть?

Ручки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из-под ногтей,

Да подстричь их поскорей.

Нужно умываться по утрам

Да еще по вечерам.

Чисто вымою я уши -

Будут уши лучше слушать.

Почему блестят глаза?

С мылом умывался я.

Мне нужна еще сноровка,

Чтобы чистить зубки ловко.

Любят волосы расческу,

Хороша моя прическа.

Чище мой ручки, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

Я сегодня утром рано

Умывалась из-под крана.

Я сама теперь умею

Вымыть личико и шею.

Буль, буль, буль, карасики.

Купаем Катю в тазике.

Рядом с Катей лягушата,

Рыбки, утка и утята.

Кто тут будет купаться – куп-куп,

В водичке плескаться – хлюп-хлюп?

В ванну быстро прыгай – прыг-прыг,

В ванне ножкой дрыгай – дрыг-дрыг!

Будет мыло пениться,

Вся грязь куда-то денется.

Ах, водичка-вода!

Будем чистыми всегда!

Брызги - вправо, брызги - влево!

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым

Вытремся мы очень быстро!

Загадки про воду :

Сама не пьет, а нас заставляет. (Вода) .

Очень добродушная – мягкая, послушная. Но, когда захочет, то камень источит. (Вода) .

Она – и туча, и туман. Она – ручей и океан. Она летает и бежит И стеклянной может быть. (Вода)

Все говорят – она течет. Все говорят – она играет. Она всегда бежит вперед, Но никуда не убегает. (Вода) .

Экскурсия к искусственному водоему на территории детского сада

«Делаем мыльные пузыри»

«Мыльный пузырь, пожалуй, самое восхитительное и самое изысканное явление природы»

Играем в подвижную игру :»Море волнуется раз»

В этом материале Вы найдёте десять простых правил, выполнение которых позволит Вам уменьшить расход воды в своем домашнем хозяйстве и внести посильную лепту в сохранение водных ресурсов планеты.

К большому сожалению, наша цивилизация каждый день наносит невосполнимый урон экосистеме нашей планеты. Ежедневно дожди и водостоки сносят тонны отходов хозяйственной деятельности человека в систему водных ресурсов нашей планеты – это и удобрения с полей, и продукты переработки топлива с автомагистралей, и остатки стройматериалов, и пищевой мусор, и биологические отходы. Всё это попадает в те же водоёмы, из которых мы берем питьевую воду, где купаются наши дети и где мы удим рыбу. Халатное использование некоторых веществ может привести к загрязнению даже подземных вод. Поэтому необходимо соблюдать некоторые правила, их немного, но они чрезвычайно важны.

Берегите воду во дворе Вашего дома

1. Использование водопроницаемых покрытий существенно уменьшит потерю воды с Вашего участка. Асфальтовые и бетонные поверхности для тропинок и паркинга можно заменить каменной или гравийной кладкой, специальными газонными решётками и деревянными настилами. Разнообразные насаждения и газонные покрытия также будут приятным дополнением и помогут сберечь воду. Посадка растительности ниже уровня расположения твёрдых поверхностей позволит водным потокам пропитывать почву под этими растениями, это даст возможность сэкономить на поливе.

2. Озеленение территорий местными представителями флоры поможет сберечь водные ресурсы , так как эти растения наиболее адаптированы к природным климатическим условиям данного региона и не нуждаются в особом уходе. Применение натуральных удобрений, таких как компост, торф, костная мука, стимулирует рост растений, бережёт влагу в почве и не оказывает негативного влияния на окружающую среду в целом. Более того, использование пищевых отходов в качестве «пищи» для почвы – прекрасное решение для утилизации такого мусора.

3. Не стоит переувлажнять почву. Обильное увлажнение крутых склонов и узких полосок почвы неэффективно. Поэтому снижение количества влаги, предназначенной для таких ландшафтов, предотвратит вытекание воды на дороги и тротуары, сбережёт её для более важных целей. Для плотных грунтов с низким содержанием торфа уместными видами увлажнения будут системы капельного полива и микродождевания. Переувлажнение газонов также влечёт за собой вымывание плодородного слоя почвы. Полив насаждений до рассвета или после заката солнца поможет свести к минимуму потерю влаги вследствие испарений.

Берегите воду в Вашем доме

4. Берегите воду! Везде об этом говорят, но не помешает напомнить – ОТНОСИТЕСЬ К ВОДЕ БЕРЕЖНО. Очень удобны (но не очень дёшевы) сенсорные смесители. Использовать разную интенсивность слива воды в унитазе в зависимости от потребностей. Работа стиральных и посудомоечных машин вместо «ручного» труда тоже уменьшает расход воды.

5. «Корректно» храните и избавляйтесь от бытовых и химических веществ. В каждом жилище присутствуют такие «дары» химической промышленности, как растворители, краски, синтетические масла, клей, строительные материалы. Многие из них содержат вредные аммиак, формальдегид, фенол, нефтяные дистилляты. Их лучше хранить подальше от раковин, туалетов и водосточных труб, таким образом оберегая воду от загрязнения. А ведь такие опасные вещества могут оказаться в ближайших водоёмах. Неправильная утилизация лекарственных препаратов и предметов личной гигиены несёт риск отравления воды фармацевтическими отходами. А потом мы такую воду пьём. В развитых странах вопрос утилизации отходов регулируется на государственном уровне. Очень действенными оказались программы по возврату ненужной продукции заводу-производителю. На предприятии полученные отходы утилизируются со всей ответственностью и без вреда для окружающей среды.

6. Используйте органические бытовые средства. Покупая бытовые чистящие средства, «дружелюбные» для окружающей среды и воды в частности, Вы не только сохраняете природу для следующих поколений, но и предотвращаете пагубное воздействие химикатов на своё здоровье.

Ваш автомобиль

7. Утилизация отработанного моторного масла. Никогда не сливайте отработанное масло в сточные канавы и не выливайте его просто на землю! Один литр моторного масла может «испортить» около 950 000 литров питьевой воды! Идеальным способом «избавиться» от этого ненужного вещества и сберечь воду является передача «отработки» в специализированные центры. А чтобы рабочие жидкости автомобиля самопроизвольно не вытекали, стоит позаботиться о его своевременном техническом обслуживании.

8. Культивируя «зелёные» принципы автомобильной мойки. Как ни странно, профессиональные автомобильные мойки менее вредны для окружающей среды, чем ручная автомойка с ведром, тряпкой и сомнительным моющим средством. Конечно, только при условии, что сливная система «профессионалов» организована правильно. Это значит, что использованная вода циркулирует по замкнутому циклу: пройдя через фильтры и очистившись, она снова возвращается в систему мойки. В противном случае, вода попадает сразу в канализационные системы или растекается по поверхности земли. Вторым преимуществом профессиональных автомоек в отличие от домашнего «купания» является возможность сберечь половину воды, ведь потратить её придётся в два раза меньше! Инновационные технологии предлагают и вовсе отказаться от «источника жизни», используя безводную мойку.

В Вашем обществе

9. «Загрязнители»: найти и обезвредить. Само собой ничего в этой жизни не происходит. Поэтому для сохранения воды и других природных даров недостаточно самому придерживаться правил «этикета» по отношению к окружающей среде. Необходимо пропагандировать и популяризировать правильное обращение с водой среди своих знакомых и друзей. Объединившись с единомышленниками, в рамках действующего законодательства, можно, например, контролировать потенциально опасные производства на предмет соблюдения ими правил экологической безопасности.

10. Быть социально-активным. Предупреждён – значит вооружён. Чрезвычайно полезно будет узнать о способах защиты водных ресурсов, действующих инвестиционных программах, ставках сборов, которые платят за использование воды. Можно очищать от мусора пляжи и акватории, высаживать растения, осуществлять забор проб для определения качества воды в местных водоёмах. Одни словом – охранять воду.

Используя даже одну из вышеперечисленных рекомендаций, вы можете принести существенную пользу себе и обществу. Едва ли найдётся хоть один представитель мира фауны или флоры, загрязняющий окружающую среду. Человечество в отличии от животных и растений наделено выдающимися интеллектуальными способностями. Однако мы порой ведём себя «неадекватно» по отношению к матушке-природе. Но, как говорится, «всё гениальное – просто»! Давайте же будем гениально просто БЕРЕЧЬ ВОДУ!

Для тех, кто особо заинтересовался этой темой, мы подготовили еще один материал, в котором эту тему развернули более широко и сфокусировались только на домашнем хозяйстве. Ознакомиться с ним вы сможете, перейдя по ссылке — «Берегите воду, или как экономить воду в домашнем хозяйстве».