Христианская эра. Кто и когда начал считать года до и после Рождества Христова? И до христиа нской э ры

- (ново лат. aera). Событие, от которого какой нибудь народ ведет свое летосчисление. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭРА летосчисление, нпр., христианская эра от Рождества Христова. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

ЭРА - ЭРА, эры, жен. (лат. aera). 1. Событие, момент, от которого ведется летосчисление (книжн.). || Соответствующая система летосчисления (книжн.). Христианская эра. Мусульманская эра. || только ед. Вообще событие, момент особой значительности,… … Толковый словарь Ушакова

Эра - (лат. aera): В хронологии начальный момент летоисчисления, например: христианская эра, мусульманская эра (хиджра), эра Диоклетиана, эра «от основания Рима» и т. д. (См. Список дат начала различных эр). Больший промежуток времени,… … Википедия

эра - ы, ж. 1) В хронологии: начальный момент системы летоисчисления, отмеченный некоторым действительным или легендарным событием, а также и сама система летоисчисления. Новая (наша) эра. Поэт Вергилий предсказывал рождение младенца, с которого… … Популярный словарь русского языка

ЭРА - (от лат. aera букв. исходное число),..1) в хронологии начальный момент системы летосчисления, а также сама система летосчисления, напр. христианская, или новая, эра (наша эра) (счет годов от общепринятой в христианстве даты рождения Иисуса… … Большой Энциклопедический словарь

ЭРА (в общественных науках) - ЭРА (от лат. aera, букв. исходное число), 1) в хронологии начальный момент системы летосчисления, а также сама система летосчисления, напр. христианская, или новая, эра (наша эра) (счет годов от общепринятой в христианстве даты рождения Иисуса… … Энциклопедический словарь

Эра - (от лат. aera, букв. исходное число) 1) в хронологии начальный момент системы летосчисления, а также сама система летосчисления, напр. христианская, или новая, эра (наша эра) (счет годов от общепринятой в христианстве даты рождения Иисуса… … Политология. Словарь.

ЭРА - жен. эпоха, от которой начинают летосчисленье, кон. Эпох много, и они произвольны; эр у каждого народа одна. Христианская, мусульманская, еврейская эра. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

эра - ы; ж. [лат. aera] 1. Начальный момент, от которого ведётся летосчисление; сама такая система летосчисления. Пятый век до нашей эры. Христианская, новая (наша) э. (ведётся от предполагаемого дня рождения Иисуса Христа). Мусульманская э. (ведётся у … Энциклопедический словарь

Христианская эсхатология - Эсхатология Христианская эсхатология Библейские тексты Библейские пророчества Книга Откровения Книга Даниил … Википедия

Эра - (от лат. aera отдельное число, исходная цифра) 1) в хронологии начальный момент системы летосчисления, отмеченный некоторым действительным или легендарным событием, а также и сама система летосчисления. Например, христианская, или новая … Большая советская энциклопедия

», сокращённая запись - «от Р. Х. », и, соответственно, «До Рождества́ Христо́ва », «до Р. Х. ». Подобная запись хронологически эквивалентна (не требуется конвертации или введения нулевого года). Кроме того, ранее (в том числе в первом издании Большой Советской энциклопедии) использовались обозначения христиа́нская э́ра, хр. э. и до христиа́нской э́ры, до хр. э.

Начало отсчёта

По мнению большинства учёных, при вычислении в VI веке римским игуменом Дионисием Малым года Рождества Христова, была сделана небольшая ошибка (в несколько лет) .

Распространение записи

Применение нашей эры в летосчислении получило распространение после использования Бедой Достопочтенным , начиная с 731 года. Постепенно все страны Западной Европы перешли на этот календарь. Последней на Западе , 22 августа 1422 года, на новый календарь перешла Португалия (с испанской эры).

Конфликт светской и религиозной записей

Существует ряд аргументов за и против использования светской нотации («до н. э.» и «н. э.») вместо религиозной («до Р. Х.» и «от Р. Х.»).

Доводы в поддержку светской записи

Доводы в поддержку светской записи в основном сводятся к её религиозной нейтральности и удобству для межкультурного использования.

Указывается также на простоту перехода: не требуется какой-либо сдвиг годов и, например, 33 годом до Р. Х. становится 33 год до н. э.

Отмечается также, что религиозная запись вводит в заблуждение относительно года рождения Христа - исторические факты слишком размыты, чтобы точно установить эту дату.

Доводы в поддержку религиозной записи

Сторонники религиозной записи считают, что замена на светскую запись исторически некорректна, потому что даже если человек не разделяет христианских убеждений, календарная нотация сама по себе имеет христианские корни. Кроме того, множество уже изданных работ используют запись «от Р. Х.».

Также сторонники такой записи указывают на другие календарные понятия, заимствованные из других религий (январь - Янус , март - Марс и т. п.).

Доводы в поддержку обоих видов записи

Дата начала нашей эры сдвинута от даты Рождества Христова на постоянную величину истинного сдвига, неизвестную современной науке. Приблизительная величина истинного сдвига по разным вычислениям составляет от 1 до 12 лет. Таким образом, даты 33 год от Р. Х. и 33 год от начала н. э. - это две разные даты, истинный сдвиг между которыми постоянен, но неизвестен. Из-за отсутствия достоверной величины истинного сдвига и жёсткой привязки дат недавних событий к современному календарю от начала н. э. даты многих событий удобнее считать от начала н. э., но даты некоторых событий, особенно начала христианских времён, удобнее считать от Рождества Христова.

См. также

  • До настоящего времени - система записи дат, относящихся к прошлому
  • Нью-эйдж (новое религиозное движение) - возможен перевод англ. New Age как «новая эра»; хронологическое понятие «новая эра» в английском - англ. Common Era .

Напишите отзыв о статье "Наша эра"

Примечания

Литература

  • Аноприенко А.Я. . - Донецк: УНИТЕХ, 2007. - С. 197-202.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Наша эра

В апреле месяце Ростов был дежурным. В 8 м часу утра, вернувшись домой, после бессонной ночи, он велел принести жару, переменил измокшее от дождя белье, помолился Богу, напился чаю, согрелся, убрал в порядок вещи в своем уголке и на столе, и с обветрившимся, горевшим лицом, в одной рубашке, лег на спину, заложив руки под голову. Он приятно размышлял о том, что на днях должен выйти ему следующий чин за последнюю рекогносцировку, и ожидал куда то вышедшего Денисова. Ростову хотелось поговорить с ним.
За шалашом послышался перекатывающийся крик Денисова, очевидно разгорячившегося. Ростов подвинулся к окну посмотреть, с кем он имел дело, и увидал вахмистра Топчеенко.
– Я тебе пг"иказывал не пускать их жг"ать этот ког"ень, машкин какой то! – кричал Денисов. – Ведь я сам видел, Лазаг"чук с поля тащил.
– Я приказывал, ваше высокоблагородие, не слушают, – отвечал вахмистр.
Ростов опять лег на свою кровать и с удовольствием подумал: «пускай его теперь возится, хлопочет, я свое дело отделал и лежу – отлично!» Из за стенки он слышал, что, кроме вахмистра, еще говорил Лаврушка, этот бойкий плутоватый лакей Денисова. Лаврушка что то рассказывал о каких то подводах, сухарях и быках, которых он видел, ездивши за провизией.
За балаганом послышался опять удаляющийся крик Денисова и слова: «Седлай! Второй взвод!»
«Куда это собрались?» подумал Ростов.
Через пять минут Денисов вошел в балаган, влез с грязными ногами на кровать, сердито выкурил трубку, раскидал все свои вещи, надел нагайку и саблю и стал выходить из землянки. На вопрос Ростова, куда? он сердито и неопределенно отвечал, что есть дело.
– Суди меня там Бог и великий государь! – сказал Денисов, выходя; и Ростов услыхал, как за балаганом зашлепали по грязи ноги нескольких лошадей. Ростов не позаботился даже узнать, куда поехал Денисов. Угревшись в своем угле, он заснул и перед вечером только вышел из балагана. Денисов еще не возвращался. Вечер разгулялся; около соседней землянки два офицера с юнкером играли в свайку, с смехом засаживая редьки в рыхлую грязную землю. Ростов присоединился к ним. В середине игры офицеры увидали подъезжавшие к ним повозки: человек 15 гусар на худых лошадях следовали за ними. Повозки, конвоируемые гусарами, подъехали к коновязям, и толпа гусар окружила их.
– Ну вот Денисов всё тужил, – сказал Ростов, – вот и провиант прибыл.
– И то! – сказали офицеры. – То то радешеньки солдаты! – Немного позади гусар ехал Денисов, сопутствуемый двумя пехотными офицерами, с которыми он о чем то разговаривал. Ростов пошел к нему навстречу.
– Я вас предупреждаю, ротмистр, – говорил один из офицеров, худой, маленький ростом и видимо озлобленный.
– Ведь сказал, что не отдам, – отвечал Денисов.
– Вы будете отвечать, ротмистр, это буйство, – у своих транспорты отбивать! Наши два дня не ели.
– А мои две недели не ели, – отвечал Денисов.
– Это разбой, ответите, милостивый государь! – возвышая голос, повторил пехотный офицер.
– Да вы что ко мне пристали? А? – крикнул Денисов, вдруг разгорячась, – отвечать буду я, а не вы, а вы тут не жужжите, пока целы. Марш! – крикнул он на офицеров.
– Хорошо же! – не робея и не отъезжая, кричал маленький офицер, – разбойничать, так я вам…
– К чог"ту марш скорым шагом, пока цел. – И Денисов повернул лошадь к офицеру.
– Хорошо, хорошо, – проговорил офицер с угрозой, и, повернув лошадь, поехал прочь рысью, трясясь на седле.
– Собака на забог"е, живая собака на забог"е, – сказал Денисов ему вслед – высшую насмешку кавалериста над верховым пехотным, и, подъехав к Ростову, расхохотался.
– Отбил у пехоты, отбил силой транспорт! – сказал он. – Что ж, не с голоду же издыхать людям?
Повозки, которые подъехали к гусарам были назначены в пехотный полк, но, известившись через Лаврушку, что этот транспорт идет один, Денисов с гусарами силой отбил его. Солдатам раздали сухарей в волю, поделились даже с другими эскадронами.
На другой день, полковой командир позвал к себе Денисова и сказал ему, закрыв раскрытыми пальцами глаза: «Я на это смотрю вот так, я ничего не знаю и дела не начну; но советую съездить в штаб и там, в провиантском ведомстве уладить это дело, и, если возможно, расписаться, что получили столько то провианту; в противном случае, требованье записано на пехотный полк: дело поднимется и может кончиться дурно».
Денисов прямо от полкового командира поехал в штаб, с искренним желанием исполнить его совет. Вечером он возвратился в свою землянку в таком положении, в котором Ростов еще никогда не видал своего друга. Денисов не мог говорить и задыхался. Когда Ростов спрашивал его, что с ним, он только хриплым и слабым голосом произносил непонятные ругательства и угрозы…
Испуганный положением Денисова, Ростов предлагал ему раздеться, выпить воды и послал за лекарем.
– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.

Начало современному христианскому летоисчислению было положено в Раннем Средневековье. До первой половины VI века широко использовалась эра Диоклетиана. Отсчёт лет вёлся с 284 года, когда он был провозглашён римским императором. Несмотря на то, что Диоклетиан являлся одним из организаторов гонений на христиан, эта система летоисчисления применялась и духовенством для расчёта дат празднования Пасхи. В дальнейшем она получила название «эра мучеников» и до сих пор используется монофизитами в Северной Африке.

В 525 году римский аббат Дионисий Малый, который по поручению папы Иоанна I составлял пасхальные таблицы, решил отказаться от системы летоисчисления, основанной на дате начала правления преследователя христиан. Он предложил хронологию от Рождества Христова. Дионисий, основываясь на Евангелии от Луки, исходил из того, что Иисусу к тому моменту, когда он начал проповедовать, было около 30 лет. Его распятие состоялось в канун иудейской Пасхи при императоре Тиберии. Используя уже существовавшую методику расчёта пасхалий, аббат вычислил, что Воскресение Христово приходится на 25 марта 31 года от его рождения.

Многие исследователи полагают, что Дионисий Малый допустил ошибку в своих расчётах. Таким образом, дата рождения Христа оказалась сдвинутой на несколько лет вперёд. Это мнение разделяли и первые лица католической церкви. Летом 1996 года в одном из своих посланий папа римский Иоанн Павел II подтвердил, что историческая дата Рождества Христова неизвестна и в действительности он родился на 5 – 7 лет раньше нашей эры. Бенедикт XVI также считал христианскую хронологию основанной на неверных расчётах. В 2009 году в первой части книги «Иисус из Назарета» он писал, что Дионисий Малый «ошибся в своих вычислениях на несколько лет». Рождение Христа, по мнению папы, произошло на 3 – 4 года раньше установленной даты.

Разработанная Дионисием Малым система летоисчисления стала применяться спустя два столетия после своего создания. В 726 году английский монах – бенедиктинец Беда Достопочтенный в своём труде «De sex aetatibus mundi» (О шести возрастах мира) впервые использовал хронологию от Рождества Христова для описания исторических событий. Вскоре новое летоисчисление широко распространилось в Европе.

Уже в 742 году датировка от Рождества Христова впервые появилась в официальном документе – одном из капитуляриев франкского майордома Карломана. Вероятно, это являлось его самостоятельной инициативой, не связанной с работами Беды Достопочтенного. Во времена правления императора Карла I Великого в официальных документах франкского двора широко применялся отсчёт лет «от воплощения Господа нашего». В IX – X веках новое летоисчисление прочно вошло в европейские королевские указы и исторические хроники, христианская эра стала использоваться в актах папской канцелярии.

Но в некоторых государствах ещё долгое время сохранялись другие хронологические системы. Страны Пиренейского полуострова использовали испанскую эру. Отсчёт лет в ней вёлся с 1 января 38 года до н. э., когда регион стал частью «Римского мира» (Pax Romana). Большинство пиренейских государств постепенно отказались от испанской эры в XII – XIV веках. Дольше всего она просуществовала в Португалии. Только в августе 1422 года король Жуан I ввёл в стране христианское летоисчисление. В России вплоть до конца XVII века использовался византийский отсчёт времени от сотворения мира. На новую хронологию государство перешло после указа Петра I от 20 декабря 1699 года. Последним из европейских регионов христианскую эру стала применять Греция. Новое летоисчисление утвердилось в стране в 1821 году после начала войны за независимость от Османской империи.

Триденский собор в 16 веке ввел новое летоисчисление, а первым (если не единственным) памятником новому тысячелетию по новолетию стала колокольня Ивана Великого 1600 г., построенная самым авторитетным тогдашним монархом в Европе - царем Борисом

Ответить

Вы явно что-то напутали Римляне вели свой отсчет от легендарного основания Рима (753 год до н. э.), Большинство остальных цивилизаций от сотворения мира, только отправная точка у них была разная евреи датировали его 3761 годом до н. э., александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 года до н. э.Византийский календарь считал отправной точкой 1 сентября, 5509 год до н. э., Он собственно и был принят за основу императором Василием II в 988 году. Да начинать год 1 сентября в Византии стали около 462 года, но официально это было признано в 537 году. В остальном календарь, за исключением названий месяцев совпадал с Юлианским (принятым при Юлии Цезаре). Византийский календарь просуществовал до падения имерии в 1453 году.Григорианский календарь, который пришел ему на смену, введён при папе римском Григории XIII 15 октября 1582 года.

Ответить

Оксана, так я и не отрицаю использование римлянами летосчисления Ab Urbe condita. Но то, что эра Диоклетиана долгое время использовалась жителями империи и применялась даже некоторое время после её падения, это факт. Если не верите, более подробно здесь

Задачи рассказать обо всех существовавших системах летосчисления я себе не ставил, поскольку вопрос был немного о другом. Он касался только начала датировки от Рождества Христова. А это время Дионисий Малый высчитывал ориентируясь именно на эру Диоклетиана, а не на основание Рима или какую-либо другую систему.

Обо всех других календарях неплохо рассказали в этом вопросе.

Ответить

Прокомментировать

Нужно начать с того, что первобытные люди представляли время хаотически, т.е. наборами несвязанных отрезков времени, границами которых служили природные события (грозы/ураганы и др.) . В Древнем мире в качестве эры выступали границы правления царей (Египет), либо счет велся по ЭПОНИМАМ (Греция, Рим,Ассирия) - это должностное лицо, по которому ведется счет лет. (Например: "в год, когда архонтом был такой-то.."). Архонты- в Греции, Консулы - в Риме, Лимму- в Ассирии.
В античном мире время представлялось циклически - спиралью.
Привычная нам линейная эра(универсальная) появилась с развитием христианства (чтобы все христианские общины отмечали праздники в одно и то же время).
В 525г. н.э. появилась эра от Рождества Христова. Ее предложил монах Дионисий Малый. До этого Пасха рассчитывалась на основании эры мучеников (то есть эры Диоклетиана (жестокого гонителя христиан), даты когда он начал править 16 августа 284 года). Однако Дионисий совершил ошибку в расчетах - Иисус Христос родился на 5-6 лет позже, той даты, что рассчитал Дионисий. С 10 века Ватикан перешел на летоисчисление от РХ.

Вообще, главный хронологический вопрос человечества - как соотнести единицы счета времени, выраженные целым числом.
Существует несколько основных единиц счета времени:
1. солнечные сутки (24 часа)
2. синодальный месяц (примерно 29 суток 12 часов 44 минуты 3 секунды - от новолуния до новолуния)
3. тропический год (365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд) период от дня летнего солнцестояния до следующего такого же дня.
На основе этих единиц счета времени люди стали делить время на отрезки - появились календари - солнечные (древнеегипетский) и лунные (Древний Вавилон, Древняя Греция). Считается, что первые такие календари появились на рубеже 4-3 тыс.до н.э.

Семицикличный календарь - это пережиток Древневавилонского календаря, считавшегося священным. В нем каждый день находился под покровительством бога или богини, который в свою очередь связывался с определенными небесными телами. Такой способ перекочевал в Европу, и в 325 году семидневная неделя была объявлена всем христианским общинам.

24 часа в сутках пришли к нам так же из вавилонского календаря, в котором день делился на 12 частей по знакам зодиака (ночь не делили) , такое деление пришло в Древний Египет, где ночь разделили, тем самым удвоив зодиак.

В Древнем Риме календарь появился в 7 веке до н.э. Первоначально насчитывал 10 лунных месяцев = 304 дня. Нума Помпилий провел календарную реформу добавив 2 лунных месяца = 355 суток. в 5 веке до н.э. была проведена вторая календарная реформа, через год стали добавлять тринадцатый месяц МАРЦЕДОНИЙ, который вставляли между 22 и 23 февраля, он равнялся 20 дням. Таким образом примерно получалось 365 дней. Однако каждые 4 года календарное и астрологическое новогодие расходилось на день. Продолжительность марцедония определялась жрецами в Древнем Риме. Новогодие приходилось на 1 марта.
Месяца назывались:
мартос (от Марса) ,
апрелис (от имени богини Апры - одно из имен богини Афродиты), майнос (Майа богиня красоты)
юниус (Юнона - богиня плодородия)
квинтилис (пятый)
секстелес (6)
септембриус(7)
октобриус(8)
новембриус(9)
юноариус (Янос - бог тайн)
фебруариус (Фебруарий - бог мертвых, несчастливый месяц, т.к. четное число дней - 28).
Не было понятия недели. Считали по КАЛЕНДАМ - первому дню месяца.

Юлий Цезарь все это пресек и в его царствие был создан новый календарь ЮЛИАНСКИЙ - 46 год н.э.: новогодие перенесено на 1 января (когда происходило распределение должностей полномочий), отменил марцедоний, в это место раз в 4 года стали вставлять 1 день БИСЕКСТУС(дважды шестой) = високосный. Ср. продолжительность года стала равняться 365 дней 6 часов. Квинтилис переименовали в Юлиус (январь).
В 365 году юлианский календарь стал обязательным для всех христиан. Но он на 11 минут был больше года тропического, за 128 лет набежали сутки, а к 16 веку набежало 10 суток.

в 1582 году - Григорий XIII Римский Папа созвал комиссию (календарь - это прерогатива церкви, т.к. время - это место бога), было решено 5 октября 1582 года считать 15 октября.

Григорианский календарь ближе к году тропическому(разница в несколько секунд), одни сутки в таком календаре накапливаются раз в 3200 лет.

Если говорить об истории хронологии в России, то о славянском календаре мало что известно. Первоначально счет времени проводился сезонно, т.е. одновременно с с/х работами, границы не совпадали (например, весна с 23.03 по 22.06). Изменения пришли с появление христианства. С конца 10 века существовало два новогодия - мартовское и сентябрьское. Не буду вдаваться в подробности этого, скажу только что на всей Руси не было четкой хронологии.В 1492 году был отменен мартовский календарь. Это связано с тем, что от сотворения мира (5508 год) 1492 год считался 7000 годом, по идее конец света должен был быть, эта идея настолько овладела христианами, что они даже не рассчитали календарь - пасхалии (года по Пасхе) после этого года.
В петровское время обнаружилось, что календарь не совпадает с западным. 19 декабря 7208 (1699г) года от сотворения мира Петр издал указ о переходе на эру от РХ.

В конце 18 века все европейские страны приняли григорианский календарь, в России был все еще юлианский. В течение всего 19 века происходило много споров - переходить ли России на григорианский календарь, и 24 января 1918 года был принят Декрет о переходе России на григорианский календарь, после 31 января 1918 года считать не 1 февраля а 14 февраля. Собственно то, что мы сейчас имеем.

Если вы дочитали этот длиннопост - знайте, вы стали на немного умнее и терпеливее:)

Не сразу. Летоисчисление от Рождества Христова, а вместе с ним и понятие «наша эра» появились примерно полторы тысячи лет назад, когда римский папа Иоанн I поручил ученому монаху скифского происхождения Дионисию Малому составить таблицы для расчета дня Пасхи. В раннем Средневековье в Европе считали годы от начала правления римского императора Диоклетиана (284 год н. э.). Вместо даты воцарения этого язычника и гонителя христиан Дионисий Малый взял за точку отсчета предполагаемый год рождения Иисуса Христа. Его он вычислил, руководствуясь текстом Нового Завета. (Сегодня считается, что монах ошибся на четыре года, и наш 2017 год должен быть 2013-м.). В VIII веке новая датировка получила распространение благодаря англосаксонскому летописцу Беде Достопочтенному, который опирался на систему Дионисия в своем сочинении «О шести возрастах мира». От того же Беды пошел обычай датировать события, произошедшие до Рождества Христова («до нашей эры»), ведя счет в обратную сторону. Постепенно вся Европа стала мерить время от рождения Христа. Россия перешла на новый счет «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» в 1699 году по указу Петра I.

Историческая хронология, как известно, делится на два периода. Вначале было время, которое современники называют этапом до нашей эры. Оно заканчивается с наступлением первого года. В это время началась наша эра, которая до сегодняшнего дня и длится. И хотя сегодня, называя год, люди не говорят "н. э.", тем не менее, это подразумевается.

Первые календари

Процесс эволюции человека создал необходимость упорядочить даты и время. Древнему земледельцу нужно было максимально точно знать, в какое время ему лучше засевать семена, животноводу-кочевнику - когда переходить на другие территории, чтобы успеть обеспечить свой скот кормом.

Так стали появляться самые первые календари. И основаны они были на наблюдениях за небесными телами и природой. У разных народов существовали и отличающиеся друг от друга временные календари. К примеру, римляне вели свое летосчисление со дня основания Рима - с 753 года до нашей эры, тогда как египтяне - с первого момента правления каждой из династий фараонов. Собственные календари создавали и многие религии. Например, в исламе новая эра начинается с года, когда родился пророк Мухаммед.

Юлианский и Григорианский календари

В 45 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь основал свой календарь. В нем год начинался с первого января и продолжался двенадцать месяцев. Этот календарь назвали Юлианским.

Тот, которым пользуемся сегодня мы, был введен в 1582 году Папой Римским Григорием Двенадцатым. Ему удалось устранить некоторые значительные неточности, накопившиеся с первого На тот момент они составляли целых десять дней. Разница между Юлианским и увеличивается примерно на сутки за каждое столетие, и сегодня составляет уже тринадцать суток.

В истории летоисчисление всегда играет большую роль. Ведь важно представлять, в какой период времени происходило значимое в жизни человечества событие, будь это создание первых орудий труда или же начало Говорят, что история без дат похожа на математику без цифр.

Религиозная форма летоисчисления

Поскольку начало нашей эры исчисляется с года, считающегося датой рождения Иисуса, в религиозном варианте часто используется соответствующая запись: от Рождества Христова и до него. До сих пор нет совершенно точных исторических данных о том, когда на нашей планете появилась жизнь. И только основываясь на религиозных и исторических артефактах, ученые могут делать заключения о том, когда примерно произошло то или другое событие. При этом года до нашей эры указываются в хронологически обратном порядке.

Нулевой год

Упоминание раздела между временем до и после Рождества Христова связано с расчетом в астрономической записи, сделанным согласно номерам целых чисел на оси координат. Нулевой год не принято использовать ни в религиозной, ни в светской нотациях. Зато он очень распространен в астрономической записи и в ISO 8601 — международном стандарте, выданном такой организацией, как International Organization for Standardization. В нем описывается формат дат и времен, а также даются рекомендации для их применения в международном контексте.

Отсчет

Понятие «до нашей эры» получило свое распространение в летосчислении после использования его Достопочтенным Бедой - бенедиктинским монахом. Он написал о нем в одном из своих трактатов. И уже начиная с 731 года исчисление времени было поделено на два периода: до нашей эры и после нее. Постепенно практически все страны в Западной Европе стали переходить на этот календарь. Самой последней из них стала Португалия. Произошло это 22 августа 1422 года. До первого января 1700 года Россия пользовалась хронологическим исчислением Константинопольской эры. За исходную точку в ней была принята христианская эпоха «от сотворения мира». По большому счету, в основе многих эр было заложено соотношение между «днями творения мира» и всей продолжительностью его существования. А Константинопольская была создана при Констанции, и летосчисление по ней велось с первого сентября 5509 года до нашей эры. Однако поскольку этот император не являлся «последовательным христианином», его имя, а заодно и составленный им отсчет времени, упоминаются неохотно.

Доисторическая и историческая эпохи

История - это доисторическая и историческая эпохи. Первая из них начинается с момента появления первого человека, а заканчивается тогда, когда появилась письменность. Эпоха доисторическая разделена на несколько временных периодов. Основой их классификации служат археологические находки. Эти материалы, из которых люди до нашей эры изготавливали орудия труда, период, когда они ими пользовались, легли в основу воссоздания не только временных рамок, но и названий этапов доисторической эпохи.

Историческая же эра состоит из периодов Античности и Средневековья, а также Нового и Новейшего времен. В разных странах они наступали в разные времена, поэтому ученые не имеют возможности определять их точные временные рамки.

Общеизвестно, что новая эра в самом начале не исчислялась непрерывным отсчетом лет, например, начиная от первого года и до, предположим, нынешнего. Ее хронология началась гораздо позже, с датой Рождества Христова. Считается, что первым ее вычислил римский монах по имени Дионисий Малый в шестом веке, то есть спустя более чем пять сотен лет после датируемого события. Чтобы получить результат, Дионисий сначала отсчитал дату Воскресения Христа, основываясь на церковном предании о том, что Сын Божий был распят на тридцать первом году жизни.

Дата его Воскресения, согласно римскому монаху - это двадцать пятое марта 5539 года по летоисчислению «от Адама», а годом Рождества Христова, следовательно, стал 5508-й по византийской эре. Надо сказать, что вычисления Дионисия вплоть до пятнадцатого века вызывали сомнения на Западе. В самой же Византии их так и не признали каноническими.

С седьмого по третье тысячелетие до нашей эры на планете была эпоха неолита - периода перехода присваивающей формы хозяйства, а именно охоты и собирательства, к производящей - земледелию и скотоводству. В это время появились ткачество, шлифовка каменных орудий и глиняная посуда.

Конец четвертого - начало первого тысячелетия до нашей эры: на планете царит Бронзовый век. Получает распространение металлическое и бронзовое оружие, появляются кочевые скотоводы. сменился Железным. В это время в Египте правили первая и вторая династии, объединившие страну в единое

В 2850-2450 годах до н. э. начался экономический подъем шумерской цивилизации. С 2800-го по 1100-й поднимается Эгейская, или культура Древней Греции. Почти в то же время в долине Инда зародилась Индская цивилизация, наблюдался наивысший расцвет царства Трои.

Около 1190 года до н. э. рухнула мощная Хеттская держава. Спустя почти четыре десятка лет Эламский царь захватил Вавилонию, и наступил расцвет его могущества.

В 1126-1105 годах до н. э. наступило правление вавилонского государя Навуходоносора. В 331-м на Кавказе образовалось первое государство. В 327 году до н. э. проходила индийская компания Александра Македонского. В этот период произошло очень много событий, в том числе и восстание рабов на Сицилии, Союзническая война, Митридатовы войны, поход на парфян, правление императора Августа.

И, наконец, между восьмым и четвертым годами до нашей эры родился Христос.

Новое летоисчисление

У разных народов понятие о летоисчислении всегда было неодинаковым. Каждое государство решало данную проблему самостоятельно, при этом руководствуясь как религиозными, так и политическими мотивами. И лишь к девятнадцатому веку все христианские государства установили единую точку отсчета, используемую и поныне под наименованием "наша эра". Календарь древних майя, византийская эра, древнееврейское летоисчисление, китайское - все они имели свою дату сотворения мира.

Например, японский календарь начинался в 660 году до нашей эры и обновлялся после каждой смерти императора. Буддистская эра скоро войдет в год 2484, а календарь хинди - в 2080 год. Ацтеки обновляли свое летоисчисление раз в 1454 года, после смерти и возрождения Солнца. Поэтому если бы их цивилизация не погибла, для них сегодня был бы всего 546 год новой эры...

Древняя карта мира

До нашей эры путешественники тоже интересовались миром и составляли рисунки своих маршрутов. Они переносили их на древесную кору, песок или папирус. Первая карта мира появилась еще за много тысячелетий до новой эры. Именно наскальные рисунки стали одними из первых изображений. В то время как люди разведывали Землю, их стали особенно интересовать древние карты былых эпох. Одни из них представляют нашу планету как омываемый океаном огромный остров, на других уже можно увидеть очертания континентов.

Вавилонская карта

Самой первой картой, созданной до нашей эры, была небольшая глиняная табличка, найденная в Месопотамии. Она датируется концом восьмого - началом седьмого веков до нашего летоисчисления и является единственной дошедшей до нас от вавилонян. Земля на ней окружена морями, названными «соленой водой». За водой - треугольники, обозначающие, очевидно, горы далеких земель.

На этой карте обозначено государство Урарту (современная Армения), Ассирия (Ирак), Элам (Иран) и сам Вавилон, посередине которого протекает Евфрат.

Карта Эратосфена

Даже древние греки представляли Землю сферой и весьма изящно аргументировали это. Пифагор, например, говорил, что все гармонично в природе, а самая совершенная форма в ней - шар, в виде которого существует наша планета. Первая карта, составленная с учетом этого изображения Земли, принадлежит Эратосфену. Он жил в третьем веке до нашей эры в Кирене. Считается, что этот ученый, который возглавлял и придумал такой термин, как «география». Именно он впервые еще до нашей эры расчертил мир на параллели и меридианы и назвал их «идущими рядом» или «полуденными» линиями. Миром Эратосфена был один остров, который омывался Северным сверху и Атлантическим океаном снизу. Он делился на Европу, Ариану и Аравию, Индию и Скифию. На юге находился Тапробан - нынешний Цейлон.

При этом Эратосфену казалось, что на другом полушарии живут «антиподы», добраться до которых невозможно. Ведь люди тогда, в том числе и древние греки, думали, что у экватора настолько жарко, что море там кипит, а все живое сгорает. И, напротив, у полюсов очень холодно, и там не выживает ни один человек.

Карта Птолемея

На протяжении нескольких веков основной считалась другая карта мира. Она была составлена древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Созданная около ста пятидесяти лет до нашей эры, она была частью восьмитомника "Руководство по географии".

У Птолемея Азия занимала пространство от Северного полюса до самого экватора, вытеснив Тихий океан, при этом Африка плавно перетекала в terra incognita, занимая весь Южный полюс. На севере от Скифии была мифическая Гиперборея, а об Америке или Австралии не было сказано ничего. Именно благодаря этой карте Колумб стал добираться до Индии, плывя при этом на запад. И даже после открытия Америки еще некоторое время продолжали пользоваться картой от Птолемея.

Когда в истории появилось понятие «от Рождества Христова, до Рождества Христова»?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Летоисчисление от Рождества Христова было введено в 525 году настоятелем одного из римских монастырей Дионисием Малым (Dionysius Exiguus). До этого в римской империи и в первые христианские века летосчисление велось с 29 августа 284 года н. э. - от начала правления императора Диоклетиана (около 243 - 313 гг. н. э.). Римляне называли это «эрой Диоклетиана». С победой христианства это летоисчисление стали называть эрой мучеников , так как Диоклетиан был жестоким гонителем христиан.

В 531 году заканчивалась 95-летняя пасхалия, составленная архиепископом Кириллом Александрийским (376-444), которая охватывала период с 153 г. по 247 г. эры Диоклетиана (соответственно: с 437 г. по 531 г. н.э.). Дионисий Малый по указанию папы Иоанна I должен был составить на очередной 95-летний период пасхалию. В 525 году (241 г. эры Диоклетиана) он произвел расчеты. Дионисий принял 532 год (248 г. эры Диоклетиана) за начало новой 95-ти летней пасхалии. При этом он предложил отказаться от эры Диоклетиана, а летоисчисление вести «от воплощения Господа нашего Иисуса Христа» («ab incaratione Domini nostri Jesu Christi»). Согласно его расчетам Рождество Спасителя мира соответствовало 754 году от основания Рима. Новое летоисчисление было принято Церковью при и императоре Карле Великом (742 - 814).

Дионисий Малый по происхождению - скиф. Он был ученым монахом, хорошо знал Священное Писание, прекрасно владел латынью и греческим языком. Им были составлены сборники по каноническому праву, которым долгое время руководствовалась Западная Церковь.