Дыхание анапанасати медитация. Жизнь – это медитация

Анапанасати. Практика осознавания дыхания в традиции тхеравады Буддхадаса Аджан

Жизнь – это медитация

Жизнь – это медитация

Медитация (citta-bhаvanа) выходит за пределы пребывания в сидячей позе. Наши формальные сидячая и прогулочная практики очень важны, и очень мало людей, которые в них не нуждаются, но мы более всего заинтересованы в повседневной жизни, которая была бы свободна от dukkha. Наша жизнь охватывает большее, чем сидение в медитации, и анапанасати может также помочь во всех остальных областях жизни. Во-первых, умение и знание, развивающиеся благодаря формальной практике, могут использоваться и распространяться на всю нашу повседневную активность. Во-вторых, даже без сильного сосредоточения мы вполне можем осознавать дыхание, выполняя большинство своих обязанностей. Если это развивается правильно, то дыхание направляет тело к верному состоянию и закрепляет ум в чистоте, устойчивости, безмятежности, ясности, силе и наблюдательности. В-третьих, ум может обращаться к дыханию и сосредоточиваться на нем, когда появляются вредные состояния ума. При этом дыхание не должно рассматриваться как бегство от проблем. Сосредоточение на дыхании – это искусное средство избавления от неблагих мыслей, эмоций и настроений. Таковы три способа, которыми мы интегрируем анапанасати с жизнью как целым. (Г.37)

В медитации повседневной жизни может использоваться даже теория анапанасати. Когда мы уделяем время изучению и освоению шестнадцати ступеней (что может включать дополнительные занятия), нам не следует ограничивать их применение исключительно дыханием. Как Аджан Буддхадаса указывает в Приложении Б – Сатипаттхана-сутта не имеет ясного и определенного метода практики. С другой стороны, мы должны работать над развитием четырех оснований внимательности при каждой возможности. Вы увидите, что шестнадцать ступеней обеспечивают общей структурой всю практику сатипаттханы. Это шестнадцать пунктов, которые нам следует рассматривать при каждой возможности, когда бы ни появились эти dhammas. Хотя большая часть телесных процессов не открыта для систематического и полного применения, как в случае с дыханием, мы можем использовать шестнадцать ступеней для определения вещей, наиболее достойных нашего внимания. (Г.38)

Из книги Путь с сердцем автора Корнфилд Джек

Из книги Искусство психического исцеления автора Уоллис Эйми

Ваша жизнь, как жизнь медиума Поняв эту необычную инструкцию, вы сможете понять свою жизнь, как жизнь медиума. Когда вы выходите из чрева, из «бытия», мы говорим о том, что вы недавно вошли в свое тело. Все является новым, вы открыты для мира, все ваши впечатления

Из книги Золотая книга йоги автора Шивананда Свами

Из книги Медитация и жизнь автора Чинамайананда Йог

Из книги Русская книга мёртвых автора Гофман Оксана Робертовна

Из книги Свобода и любовь автора Мелло Энтони Де

Часть 5 Русь христианская и жизнь загробная Загробная жизнь по-христиански Надо сказать, что после крещения Руси в народ буквально хлынула довольно мутным потоком самая разнокалиберная литература христианского толка. Причем хлынуло все то, чего как раз и не надо было.

Из книги Просветление – не то, что ты думаешь автора Цзы Рам

МЕДИТАЦИЯ 10 ЖИЗНЬ – ЭТО СИМФОНИЯ Учитель Благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Матфей 19, 16 Представьте, что вы находитесь в концертном зале и наслаждаетесь самой райской музыкой на свете, как вдруг вспоминаете, что забыли закрыть машину. Вы

Из книги Догоняющий радугу автора Ведов Алекс

Медитация В: Недавно я был в Индии, где встретил йога на берегу Ганги. Он говорил только о дисциплине и многочасовой медитации, чтобы достичь самадхи. Меня гораздо более интересует достижение внимательности и осознанности в каждом моменте и тот факт, что есть только

Из книги Играющий в пустоте. Мифология многоликости автора Демчог Вадим Викторович

Жизнь вообще и твоя жизнь в частности Если и признать, что вся жизнь - это игра, то надо признать, что игра эта весьма жестокая: нас в нее втянули без нашего участия и согласия; добровольно выйти из нее не так-то легко; в ней нет правил; наконец, в ней никто не выигрывает, а

Из книги Ты можешь всё! автора Правдина Наталия Борисовна

Медитация После стартовой техники искусственного введения в «картографию» Театра Реальности я применяю в Игре методы медитации, или, пользуясь европейской терминологией, концентрации внимания. Эти техники «доступа во внутренний мир», подобно экзерсису для Ума,

Из книги Жизнь, смерть и жизнь после смерти. Что нам известно? автора Кюблер-Росс Элизабет

Упражнение-медитация для привлечения удачи в свою жизнь Уединитесь и успокойтесь, сядьте скрестив ноги или сложив их в позу лотоса. Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Таким образом, вы входите в состояние расслабления. Затем хлопните в ладоши на уровне

Из книги Меня зовут Вит Мано… автора Мано Вит

Из книги Жизнь есть экстаз. Практика активных медитаций Ошо автора Раджниш Бхагван Шри

Как медитация изменила мою жизнь Конечно, в моей жизни, в течение многих лет я любил делать то, что относится к идеям Ошо. В свои ранние годы я выполнял любые виды работ в Международном медитационном курорте Ошо (практикуя при этом технику Работа как медитация). Я перемывал

Из книги Путь от рождения к мудрости, или Как вырастить детей счастливыми автора Шереметева Галина Борисовна

Глава 4. Динамическая медитация и молчаливая медитация Первый вопрос:Динамическая медитация очень активна, энергична, она требует значительных усилий. Разве нельзя войти в медитацию, просто сидя в молчании?В медитацию можно войти, и просто сидя в молчании, но для этого

Из книги Медитации на каждый день. Раскрытие внутренних способностей автора Доля Роман Васильевич

Медитация Выберите для медитации безлюдное место, где вы можете остаться на время в одиночестве.Займите удобное положение.Закройте глаза. Представьте себя в уютном уголке природы. Кроме вас здесь нет никого, поэтому вы можете расслабиться и почувствовать свободу. Перед

Внимательность, направленная на дыхание

В основе нашей медитативной практики на этом ритрите лежит внимательность, направленная на дыхание. На языке пали она зовётся анапанасати . Чтобы эта практика принесла надлежащие плоды, помимо основных инструкций, необходимо сделать несколько замечаний. Во-первых, ваше место для медитаций должно быть чистым и убранным, оно должно хорошо проветриваться. Избегайте использования ароматов, включая благовония. Кроме того, лучше не пользоваться искусственными источниками освещения: пусть освещение будет естественным. Уберите все ненужные во время медитации предметы, включая украшения вроде цветов, кристаллов и картин. Всё это очень помогает в некоторых видах практик, но в этой они не нужны. Избегайте приятных отвлекающих факторов, не говоря уже о неприятных.

К моменту начала ритрита все ваши повседневные дела должны быть решены и все обычные заботы отложены. В этом проявляется ваше сострадание к себе и другим. Тогда вы будете готовы к тому, чтобы «замедлиться» и погрузиться в молчание: это необходимо для того, чтобы услышать вашу внутреннюю сущность и позволить ей раскрыться. Вы сможете задавать вопросы днём во время лекций. В остальное время не отвлекайтесь на болтовню. Если вам нужно сказать что-то важное, будьте кратки, говорите по делу и не отвлекайте других без нужды.

Я сказал о внешних условиях, теперь скажу о внутренних установках. Вначале сделайте короткую разминку. Кроме того, начинайте каждый день с мысли о сострадании, например, с медитации на любящую доброту, особенно по отношению к тем, кто болен, или тем, кто умер. Вы вызываете в уме их образ, желаете им добра и передаёте им свои заслуги от практики, то есть вы осознанно работаете ради их здоровья и на пользу им. Ещё одна важная часть практики - это ежедневное подтверждение вашего намерения, например: «Пусть я достигну просветления ради всех живых существ», или любая другая мысль, которая способствует переживанию здоровья и целостности.

Большую часть времени мы посвятим практике анапанасати , как она описана в сутте; можно назвать её нашим Писанием. Таким образом её практиковали 2500 лет назад, так её практикуют и по сей день. Надеюсь, что этот факт вдохновит вас и придаст вам уверенности в медитации. Так же, как в начале дня вы создаёте благоприятные условия для самораскрытия, в конце дня вы сохраняете это состояние. Перед сном вы снова медитируете на любящую доброту и снова порождаете в уме мысль: «Пусть все существа будут довольны и счастливы ». Затем, утверждая своё намерение пробудиться, вы распространяете это пожелание на других: «Пусть все существа достигнут просветления ».

Затем следует разделение заслуг. Любое целостное состояние или усилие целебно не только для вас, но и для всех вокруг. Помните об этом всегда. Вы можете разделить его со всеми существами вообще или направить его на тех, кого вы знаете, кто болен или несчастен. Самая древняя формула разделения заслуг, которая в ходу и сейчас, звучит так: « Идам те пуння камман асаваккхая ваям хоту » . Это посвящение на языке пали. Его смысл может быть передан так: «С помощью этой придающей сил деятельности пусть исчезнут загрязнения ». Этой формулой медитаторы пользовались на протяжении 2500 лет, поэтому я думаю, что и вам не повредит её произносить.

Вы также можете использовать традиционную формулу намерения пробудиться: « Намо Тасса Бхагавато, Арахато, Самма Самбуддхаса» , что обычно переводят: «Почтение Благословенному, до конца Очистившемуся, Просветлённому без остатка ». Но поскольку слово «намо » буквально значит «называть по имени», фактически это приветствие означает называние, а следовательно, формирование того, к чему вы стремитесь: полного, окончательного, тотального просветления. Эта формула намерения обычно произносится трижды каждое утро и каждый раз перед началом медитации. Но если палийские слова покажутся вам неуклюжими, не нужно их произносить. Главное — найти какое-нибудь утверждение, способствующее вашему раскрытию.

Теперь о позе. Некоторые из вас, наверное, знают, что основных положений в медитации четыре: сидя, стоя, при ходьбе и лёжа. Историческая традиция рекомендует начинающим осваивать все четыре, и время ритрита равномерно распределяется между всеми четырьмя: шесть часов в день ходьбы, шесть часов сидения, шесть часов стояния и шесть часов лежания. Однако на нашем ритрите строгость режима будет соблюдаться только относительно сидячей медитации. Всё, что вы должны делать, — это сидеть и практиковать. Постепенно, когда ваша внимательность разовьётся, вы сможете осваивать остальные позы, о которых я расскажу позже.

Что касается сидения, я бы рекомендовал вам традиционный способ сидеть — позу лотоса. Если вам она не под силу, сидите в полулотосе или по-турецки. В позе лотоса лучше видно, что в вас нужно исправить. Можете задавать себе вопрос: «Где в моём теле напряжение и почему оно именно в этой части тела?» Затем задайтесь вопросом: «Как это можно исправить?» Сидите на стуле только в случае крайней необходимости. Помните, что, чем больше положение вашего тела соответствует форме устойчивой пирамиды (что достигается в позе лотоса), тем лучше. Это физическое утверждение намерения. Кроме того, оно способствует регуляции и балансировке энергий в теле.

Если вы всё же сели на стул, пусть в вашей позе доминируют прямые углы. При этом ступни плоско стоят на полу, ноги расположены параллельно друг другу.

Важнее всего в любой медитативной позе прямая спина. Вы должны ощущать полное присутствие духа, бодрость и уравновешенность. Руки лежат на бёдрах; та рука, которой вы пишете, прикрывает другую руку. Ладони «смотрят» вверх, кончики больших пальцев соприкасаются. Держите голову прямо; подбородок слегка втянут. Кончик языка слегка касается верхнего нёба. Глаза открыты, или полуоткрыты, или полузакрыты. Смотрите прямо перед собой. Каждый раз перед медитацией, после того как вы приняли нужное положение и утвердились в своём намерении, сделайте три-четыре глубоких вдоха и выдоха. Затем дышите носом с закрытым ртом и позвольте дыханию течь естественным образом. Не контролируйте его, но позвольте дыханию найти свой собственный ритм.

Сидячие сессии могут быть краткими и частыми: обычно они длятся двадцать-тридцать-сорок минут. Главное - двигаться в естественном ритме. В идеале сидячая сессия во время ритрита длится час. Эта сессия делится на три стадии в пять, пятьдесят и пять минут соответственно. Первые пять минут уходят на то, чтобы сесть устойчиво и утвердить намерение. Нужно также войти в состояние спокойной отрешённности, незаинтересованного осознавания, чтобы объективно наблюдать то, что будет с вами происходить во время медитации. Следующие пятьдесят минут вы сосредотачиваетесь на объекте медитации. В нашем случае это осознанное дыхание.

Последние пять минут уходят на повторный обзор материала сессии: вы в общих чертах вспоминаете всё, что пережили. Лучше всего это делать от начала к концу, но можно и наоборот, от конца к началу. Можно рассматривать свой опыт в категориях четырёх основ осознанности: тело, чувства, состояния ума, явления ума. Вспоминайте всё, что произошло в рамках этих категорий. Например, кратко назовите для себя то, что происходило на физическом плане. Тело может «выдавать» самые разные «реплики». Это могут быть сообщения от органов чувств, которые передаются через ощущения напряжения, зуда, подёргивания, пульсации, покалывания, непрерывного потока, жара, холода, и так далее. Развейте в себе непосредственное внимание к телу и переменам, происходящим в нём во время каждой из сессий.

Затем следует категория ощущений. Имеются в виду не эмоции, а чувственно-оценочные реакции на постоянно изменяющийся жизненный поток. Эти реакции могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Они возникают всё время. Во время повторного обзора сессии вспомните приятные, неприятные или нейтральные чувства, которые возникали во время медитации. Сначала вспомните те из них, которые преобладали, ведь они сменяют друг друга очень быстро. Например, сначала было приятно, затем неприятно, затем снова приятно или никак. Постепенно вы будете различать более тонкие изменения.

Третья категория — состояния ума. Вспомните, какие качества, цвет или запах, были у ума во время медитации. Например, он был туп, зол, блажен, тяжек, беспокоен, спокоен, лёгок, завистлив, всеобъемлющ. Вас может утомить подобное выслеживание всех изменений, произошедших в уме, но постепенно он успокоится и вы сможете быстрее отмечать, что с ним происходит.

Последняя категория осознанности - это дхаммы . Обычно это слово переводят как «мыслимые объекты», или «феномены». Сюда входит целый спектр внутреннего чувственного опыта, знаков, символов и прозрений. Переживания, получаемые через тело, чувства, ум и умственные феномены, тесно переплетены между собой, и неудивительно поэтому, что их так трудно распутать. Но по мере того как в вас развивается осознанность, вы будете яснее различать то, что, собственно, происходит.

Сколько бы ни длилась ваша сессия, не забывайте вначале принять уравновешенную позу, утвердить своё намерение и настроиться на спокойное, непредвзятое осознавание. Когда вы выходите из медитации, не забудьте припомнить её содержание, снова утвердить намерение, распространить добрые намерения на остальных и разделить заслугу.

) переводится как «памятование о дыхании» или «осознанность к дыханию». Анапанасати - это практика осознанного созерцания процесса дыхания. Практика памятования о дыхании занимает одно из важных мест среди методов буддийской медитации . Смысл практики анапанасати заключается не просто в анализе дыхательного процесса, а в достижении сочетания опыта тела и ума, при котором дыхание становится посредником между ними.

Источники

Описание практики фигурирует в некоторый палийских текстах, таких как «Мадджхима-никая » и «Дигха-никая ». Основной источник практики анапанасати - «Анапанасати-сутта», где простыми словами описывается, как медитирующий сознательно наблюдает за своим дыханием. В «Анапанасати сутте» методика излагается на примере монаха, который, сев неподвижно, проговаривает фразы, например: «Я вдыхаю и сосредотачиваю мой ум. Я выдыхаю и сосредотачиваю мой ум» , так описывается практика. Постепенно практикующий подходит с полным осознанием сперва к телу, затем к уму. Подчеркивается, что без практики осознанности дыхания невозможны ни шаматха , ни випассана . В «Анапанасати-сутте» говорится о постепенном развитии внимания, фокусированном на четырёх объектах и развитии семи аспектов просветления. Следуя пути семи аспектов просветления и находясь в созерцании, достигается полное освобождение. Даже если человек не достигает нирваны как конечной цели, тем не менее, тренировка внимания позволяет ему стать более внимательным в повседневной жизни. Контролируя свои мысли, человек научается в некоторой степени управлять собой.

Анапанасати подразумевает дыхание как объект практики. Внимательность по отношению к дыханию осуществляется с целью развития прозрения или для достижения дхьяны, то есть состояния созерцания. Метод практики анапанасати с учетом счета дыханий подробно изложен в палийском трактате «Вишуддхи-марга».

Методика

Практика анапанасати основана на универсальных принципах и подходит всем людям. Именно поэтому анапанасати рекомендуется как наилучшая точка отсчета для любого вида медитации. Анапанасати может также рассматриваться как основа любой медитации, так как именно с помощью дыхания «мы способны вступить в контакт со всеми нашими физическими и психическими способностями и поставить их в связь с нашим сознательным умом» .

Практика анапанасати - это, прежде всего, тренировка внимания, а не дыхательное упражнение в ключе пранаямы, дыхательной гимнастики в йоге. В буддийских практиках с дыханием намеренные воздействия не совершаются. Наблюдая за естественным течением дыхания, практикующий гармонизирует своё общее состояние. Внимательность по отношению к дыханию оказывается одним из факторов физического и психического здоровья в целом.

При целенаправленных занятиях в дальнейшем анапанасати позволяет осуществить практику более глубоких уровней медитации, таких как дхьяна и самадхи . Превращение процесса дыхания из автоматической функции тела в сознательную позволяет использовать её в дальнейшем как посредника духовных сил .

Методика практики анапанасати проста на начальном этапе настолько, что её может выполнять даже самый новоиспеченный последователь. Однако, при всей видимой простоте техники, сосредоточить внимание на дыхании удается далеко не сразу. Дыхание зачастую так же неупорядоченно, как и поток мыслей в сознании. Но при направлении внимания на дыхание, теряется его естественный ритм. Сложность состоит в том, чтобы не начать управлять дыханием, а спокойно следить за его течением. Поначалу для того чтобы не сбиться, медитирующий считает вдохи и выдохи. С одной стороны, цифры помогают сосредоточить внимание на дыхании и не отвлекаться на другие мысли, но и таят опасность привлечь внимание к себе как объекту.

Среди главных условий практики подчеркивается естественность процесса дыхания. Медитирующего предостерегают от задержки дыхания, а также от придания ему определенного ритма. Основная задача анапанасати - не препятствовать дыханию и наблюдать за ним, не пытаясь повлиять на его ход. При выполнении упражнения точка внимания удерживается на месте соприкосновения воздуха с телом, то есть на ноздрях. Избежание преднамеренности - одна из важных черт успешности осуществления практики анапанасати. Наиболее предпочтительной при практике анапанасати считается поза «лотос» со скрещенными ногами. В «Анапанасати-сутте» указано, что правильно выбранная поза и место для практики играют не последнюю роль. Предпочтительной является практика под руководством опытного учителя, так как любая медитация требует индивидуального подхода. Однако, избегая крайностей, человек может достичь определенных результатов и будучи один .

Результаты

Научные данные о положительном эффекте от данной практики медитации отсутствуют, тем не менее предполагается что практика внимательности к дыханию прежде всего благоприятствует телесному и душевному успокоению. Регулярность выполнения анапанасати способствует развитию способности длительное время удерживать внимание на дыхании. Одним из результатов практики является осознание медитирующим начальной, средней и конечной фаз дыхания и его длительности во времени. Также, по отзывам некоторых практикующих, наблюдается обострение внимания, усиление сосредоточенности и различение тонких граней внимательности. Дальнейшей целью медитирующего становится удержание осознанности в течение всех трех фаз. Заключительное упражнение ставит цель в устранении беспокойства и напряжения в теле. В дальнейшем для медитирующего очевидным становится разделение дыхание на два процесса: телесный и психический. Практика способствует одновременному восприятию обоих процессов. Но один из главных результатов практики анапанасати - это «осознание того, что процесс дыхания представляет собой связующее звено между сознательным и бессознательным, грубо- и тонкоматериальным, волевыми и не-волевыми функциями и поэтому - более совершенное выражение всей жизни»

Однажды, когда Будда останавливался в Саватхи в Восточном парке со многими хорошо известными и продвинутыми учениками, включая Шарипутру, Маха-Маудгальяну, Маха-Кашьяпу, Маха-Котхику, Маха-Каччаяну, Маха-Чунду, Анируддху, Ревату и Ананду, старшие монахи в общине старательно обучали монахов не знакомых с Практикой (бхаваной). И имели различное количество учеников, кто — десять, кто — двадцать, а некоторые тридцать и сорок. И таким образом монахи, ранее не знакомые с Практикой, постепенно достигли большого успеха.


Той ночью в полную луну была проведена Церемония Окончания Времени Уединения (паравана). Просветлённый сидел на открытом воздухе, и его ученики-монахи собрались вокруг него. Оглядев всех собравшихся, он начал говорить: "Благословенные бхикшу, мне приятно видеть Плоды ваших усилий в Практике и я знаю, что вы можете иметь даже больший успех, и то чего вы не достигли — вы достигнете, и то, что вы не реализовали — вы реализуете полностью. И для того, чтобы вас поддержать, я останусь здесь до следующего полнолуния."

И когда они услышали, что Владыка собирается остаться в Саватхи ещё один месяц, монахи со всей страны стали собираться, чтобы учиться у него. Старшие, более продвинутые ученики, продолжали наставлять менее осведомлённых в Практике ещё более старательно. Некоторые наставляли десять учеников, некоторые — двадцать, некоторые — тридцать и сорок учеников. С их помощью новые монахи смогли постепенно продолжить своё совершенствование и увеличить понимание. И когда настало следующее полнолуние, Просветлённый стал на открытом воздухе и, оглядев присутствующих, начал говорить: "Благословенные бхикшу, наша община чиста и хороша. В своём сердце она без болезней и хвастливой болтовни и потому она заслуживает принятия подношений и увеличения своих заслуг. Такая община редка, и любой странствующий, ищущий её, не важно, каким образам, найдёт её ценной.

О, бхикшу, есть те среди вас на этом собрании, которые уже обрели Плод Святости, разрушив все корни несчастий, отложив в сторону все ноши и достигнув Совершенной Мудрости и духовного Освобождения. Есть такие бхикшу, которые уже обрезали первые пять пут и обрели Плод Невозвращения в круг рождения и смерти. Есть также и те, кто отбросил первые три путы и обрёл Плод Единожды-возврашения. Они обрезали корни жадности, ненависти и невежества, и им нужно будет вернуться в круг рождения и смерти ещё лишь один раз. Есть также и те, кто отбросил три путы и достиг Плода Вступления-в-поток, направляясь постепенно к просветлённому состоянию. Есть также те, кто практикует Четыре Правильных Усилия, и те кто практикует Четыре Основы Сверхсил. Есть также и те, кто практикует Пять Способностей, те, кто практикует Пять Сил, кто практикует Семь Аспектов Просветления и те, кто практикует Благородный Восьмеричный Путь. Есть также и те, кто практикует Четыре Безмерных Состояния, и те, кто практикует Десять Созерцаний Бренности. Есть также бхикшу, уже практикующие Полное Осознавание Дыхания".
ii

"О бхикшу, метод Полного Осознавания Дыхания, если практиковать его постоянно, даст большую награду и принесёт большую пользу. Это приведёт к успеху в практике Четырёх Основ Осознавания. Если метод Четырёх Основ Осознавания практикуется постоянно, это приведёт к успеху в практике Семи Аспектов Просветления. Если развиты Семь Аспектов Просветления и практикуются постоянно, то это приведёт к Совершенной Мудрости и духовному Освобождению.

Что же это за путь развития и постоянной практики — метод Полного Осознавания Дыхания, который ведёт к награде и даёт большую пользу? Это, бхикшу, как если бы практикующий шёл через лес и, если под деревом или в другом пустынном месте, сел бы неподвижно, скрестив ноги, держа тело совершенно прямым. Вдыхая, он знает, что вдыхает и, выдыхая он знает, что выдыхает".

1. Вдыхая длинным вдохом, он знает: "Я вдыхаю длинным вдохом". Выдыхая длинным выдохом, он знает: "Я выдыхаю длинным выдохом". Так он практикует.

2. Вдыхая коротким вдохом, он знает: " Я вдыхаю коротким вдохом". Выдыхая коротким выдохом, он знает: "Я выдыхаю коротким выдохом". Так он практикует.

3. "Я вдыхаю и осознаю всё моё тело. Я выдыхаю и осознаю всё моё тело". Так практикует он.

4. "Я вдыхаю, и всё моё тело становится тихим и мирным. Я выдыхаю, и всё моё тело становится тихим и мирным." Так практикует он.

5. "Я вдыхаю и чувствую радость (пити). Я выдыхаю и чувствую радость". Так практикует он.

6. "Я вдыхаю и чувствую счастье (сукха). Я выдыхаю и чувствую счастье." Так практикует он.

7. "Я вдыхаю и осознаю активность ума во мне. Я выдыхаю и осознаю активность ума во мне." Так практикует он.

8. "Я вдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и к миру. Я выдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и к миру". Так практикует он.

9. "Я вдыхаю и осознаю мой ум. Я выдыхаю и осознаю мой ум".Так практикует он.

10. "Я вдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным. Я выдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным". Так практикует он.

11. "Я вдыхаю и сосредотачиваю мой ум. Я выдыхаю и сосредотачиваю мой ум". Так практикует он.

12. "Я вдыхаю и освобождаю мой ум. Я выдыхаю и освобождаю мой ум". Так практикует он.

13. "Я вдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм". Так практикует он.

14. "Я вдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм". Так практикует он.

15. "Я вдыхаю и созерцаю освобождение. Я выдыхаю и созерцаю освобождение". Так практикует он.

16. "Я вдыхаю и созерцаю оставление всего. Я выдыхаю и созерцаю оставление всего". Так практикует он.

Практикующий Полное Осознавание Дыхания, если оно развивается и практикуется постоянно в соответствии с этими наставлениями, будет вознаграждён сторицей и получит большую пользу.
iii

"И каким же образом следует развивать и постоянно практиковать Полное Осознавание Дыхания, дабы была польза в практике Четырёх Основ Осознавания?

Когда практикующий вдыхает или выдыхает длинным или короткм дыханием, осознавая своё дыхание или всё своё тело, или осознавая, что он приводит всё своё тело к покою и миру, ясно осознавая своё состояние, которое выше привязанности или отвращения к этой жизни, в этом случае дыхание с полным осознаванием относится к первому Основанию Осознанности, а именно — к телу.

Когда практикующий вдыхает и выдыхает с осознаванием ума или, приводя ум к спокойствию и миру, для того, чтобы собрать ум в сосредоточении и освободить его, в этот момент он мирно прибывает в наблюдении ума в уме, упорно, полностью осознанно. Ясно понимает своё состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой жизни. Без полного осознавания дыхания не может быть развития Ясности и Прозрения (шаматхи и випашьяны).

Когда практикующий вдыхает или выдыхает и созерцает непостоянство или исчезновение всех дхарм, или освобождение или оставление всего, в этот момент он мирно пребывает в осознавании объектов ума, настойчиво полностью осознавая, ясно понимая своё состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой жизни.

Так практика Полного Осознавания Дыхания, если она развивается и практикуется постоянно, приведёт к совершенству Четырёх Основ Осознаности."
iv

"Однако, если они развиты и практикуются, Четыре Основы Осознанности приведут к свершенству пребывания в Семи Аспектах Просветления (сапта-самбодхьянгани). Каким же это образом?

Если практикующий может непрырывно поддерживать практику наблюдения за телом в теле, за чувствами в чувствах, за умом в уме и объектами ума в уме, настойчиво полностью осознавая, ясно понимая своё состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой жизни с равной, прочной и невозмутимой сосредоточенностью, он достигнет первого аспекта Просветления, а именно — Полного Внимания (смрити). Когда же этот аспект развит,это приведёт к совершенству.

Когда практикующий может прибывать в сосредоточении без перерыва и может исследовать каждую дхарму, каждый объект ума, который поднимается, тогда второй аспект Просветления будет зарождён и развит в нём — аспект Исследования Дхарм (дхарма-вичарья). Когда же этот аспект развит, это приведёт к совершенству.

Когда практикующий может наблюдать и исследовать каждую дхарму непрерывно, упорно и настойчиво, не отвлекаясь, третий аспект Просветления будет зарождён в нём — аспект Энергичности (вирья). Когда же этот аспект развит, это приведёт к совершенству.

Когда практикующий достиг устойчивого, нерушимого пребывания в практике, четвёртый аспект Просветления будет зарождён и развит в нём — аспект Восторга (пити), который за пределами этого мира. Когда же этот аспект развит, это приведёт к совершенству.

Когда практикующий может пребывать в ничем не нарушаемом состоянии Восторга, он наполнит свой ум безмятежностью и миром. С этого момента пятый аспект Просветления будет зарождён в нём — аспект Безмятежности (прашрабдхи). Когда же этот аспект развит, это приведёт к совершенству.

Когда тело и ум легки и пребывают в мире, практикующий может легко войти в сосредоточение. С этого момента шестой аспект Просветления будет зарождён и развит в нём — аспект Сосредоточения (самадхи). Когда же этот аспект развит, это приведёт к совершенству.

Когда практикующий пркбывает в глубоком покое, он отсекает различение и сравнение. С этого момента будет зарождён и развит в нём седьмой аспект Просветления — аспект Равностности (упекша). Когда же этот аспект развит, это приведёт к совершенству.

Так, если Четыре Основания Осознанности развиваются и практикуются постоянно, то будет достигнуто совершенное пребывание в Семи Аспектах Просветления".
v

"И как же Семь Аспектов Просветления, если они развиваются и практикуются постоянно, будут вести к великому достижению Совершенной Мудрости и духовного Освобождения?

Если практикующий следует пути Семи Аспектов Просветления, живя в тихом уединении, наблюдая и созерцая затухание дхарм, он разовьёт способность оставления всего. Это будет результатом следования Пути Семи Аспектов Просветления и приведёт к великому достижению Совершенной Мудрости и духовного Освобождения".
vi

Так говорил Просветлённый, и в восхищении сердца слушали собравшиеся слова Его.

Медитация Анапанасати (наблюдение за дыханием)

Медитация Анапанасати - это практика наблюдения за дыханием, которая упоминается в Шурангама и Сатипаттхана-сутте.

«Всякий раз, делая вдох или выдох, касайся легко источника, наполняющего тебя энергией».

« Вигьяна Бхайрава Тантра» (3)

Существует два варианта выполнения медитацииАнапанасати: обычная и углубленная. Обычная практика включает в себя собственно наблюдение за дыханием.

В углубленном варианте Анапанасати включаются в себя следующую последовательность выполнения практик:

1. Подсчет дыханий

2. Наблюдение за дыханием

3. Прекращения наблюдения

4. Созерцание дыхания

5. Возвращение

6. Очищение

Общие правила наблюдения за дыханием

1.В правильной позе со скрещенными ногами и прямой спиной мы наблюдаем за входящим и выходящим дыханием.

2. Дыхание нерегулируемое, медленное, естественное, без усилий; дышать неощутимо, глубоко.


3.Обычный человек дышит пятнадцать раз в минуту. Ослабленный, больной - двадцать-тридцать раз в минуту.


4.Опытный йогин - пять-девять раз в минуту. Мастер медитации сидя - один вдох в минуту, один выдох в три минуты.


5.Вдох короткий, живой, глубокий, естественный.


6.Выдох: медленный, глубокий, мощный, долгий, естественный. Воздух медленно выбрасывается наружу, при этом сила выдоха опускается в брюшную полость (йонистхана).


7.Возникает чувство наполненности энергией, большой силы в области пупа и в свадхистана чакре.


8.Лицо расслаблено, плечи опущены, грудь и живот расслаблены. Начиная с головы, расслабляющее движение опускается вниз по телу и уходит в землю. В положении стоя, как при ходьбе, это чувство может продвинуться в конечности - икры ног до ступней. При этом во время практики мы ни о чём таком не думаем. Всё должно происходить естественно.


9.Глубокое осознавание в течение выдоха даёт полноту присутствия и освобождает от тонких кармических внутренних нитей, переплетающих причину и следствие, то есть карму.


10.При наблюдении поддерживается внимательность к ощущениям, возникающим от движения воздушного потока в ноздрях и над верхней губой. Такое осознавание помогает зафиксировать нашу внимательность к входящему и выходящему дыханию и избежать отвлечение на посторонние факторы.


.11При появлении мыслей и образов - за ними не следовать.


12.В момент точки поворота, когда вдох меняется на выдох,возникает особое переживание ясности.


13.При выполнении практики поддерживаем чувство божественной гордости, настраиваясь таким образом: «наш вдох - вдох целой Вселенной, наш выдох - выдох целой Вселенной».


14.Дух бдителен, подобен льву, который готовится к прыжку.

1. Подсчет дыханий

После того, как йогин сделал свое дыхание не слишком расслабленным, не слишком напряженным, он начинает медленно считать свое дыхание: либо вдохи, либо выдохи, от одного до ста. Йогин постоянно концентрируется на счете, не позволяя уму блуждать.

При счете допускается даже мысленное представление цифр, когда считается дыхание. Если до того, как он дойдет до счета сто, ум отклонится на какую-нибудь мысль, он должен повернуть назад и начать счет снова с единицы. Так выполняется подсчет дыханий.

Реализация ступени «подсчет дыханий» :


Если йогин правильно выполняет подсчет дыханий, его ум успокаивается и обретает однонаправленность, а дыхание становится настолько тонким, что его становится затруднительно считать.

Когда со временем практики йогин овладел этой ступенью, считается, что реализация счета дыханий достигнута. Тогда он должен прекратить счет дыханий и перейти ко второй ступени - наблюдению за дыханием.

2. Наблюдение за дыханием

Прекратив счет дыханиям, йогин концентрирует ум, наблюдая за каждым вдохом и выдохом. Его ум сопровождает входящее и выходящее дыхание до тех пор, пока ум и дыхание не станут непрерывно связаны друг с другом.

Реализация ступени «наблюдение за дыханием»:


Наблюдая за дыханием, йогин утончает свой ум. Тогда он начинает замечать длину своего дыхания. Он видит, что оно может быть либо коротким, либо длинным; или у него может возникнуть ощущение, что дыхание проходит через кожу, через поры всего тела. На этой стадии сознание обретает полную безмятежность, нет никаких отвлекающих мыслей, все волнения ума преодолеваются. Когда йогин достигает такого состояния, считается, что метод «наблюдение за дыханием» реализован.

3. Прекращение наблюдения

На этой стадии йогин настолько утончает свой ум, что он замечает, что наблюдение за дыханием - это грубое состояние ума, Постепенно его практика обретает состояние глубокой медитативной погруженности (дхьяна). Полностью расслабившись, йогин прекращает наблюдение за дыханием и фиксирует свой ум на кончике носа, практикуя насикагра-дришти.

Реализация ступени «прекращение наблюдения»:


На этой стадии йогин может обнаружить, что в результате созерцания его тело и ум стали невесомыми или полностью исчезли и он входит в глубокое состояние покоя и тишины. Это дхьяна.

4. Созерцание дыхания

Когда устойчивая медитативная погруженность (дхьяна) достигнута, йогин переходит к четвертой ступени - «созерцание дыхания». На стадии созерцания хотя йогин и понимает, что достижение дхьяны является подлинной реализацией медитации, однако, этого недостаточно, и следует обратить осознание ума внутрь себя, не привязываясь к состоянию дхьяны. Для этого он практикует созерцание.

Практика созерцания выполняется следующим образом: находясь в состоянии дхьяны, медитирующий прекращает наблюдение засвоими утонченными вдохами и выдохами, и, не отвлекаясь ни на какие колебания ума или энергии, практикует глубокую безмятежность, все больше погружаясь вовнутрь. Такова практика созерцания.

Реализация ступени «созерцание дыхания»:


Со временем, благодаря этой практике, он может ясно почувствовать, словно воздух входит и выходит из его тела через все поры. Тогда его духовное зрение открывается, и ум становится необычайно утонченным и распахнутым. Таково достижение на стадии «созерцание дыхания».

5. Возвращение

Когда ум устойчиво закрепился на стадии «созерцание дыхания», возникает утонченное осознавание, которое одновременно созерцает очень тонкое внутреннее и внешнее дыхание. Эта едва уловимая двойственность является препятствием к достижению самадхи Пустоты, и ее нужно преодолеть, возвратив сознание в Изначальный Источник. В этом заключается практика «возвращения».

Реализация ступени «возвращение»:


Когда йогин непрерывно смотрит в природу Истинного «Я», которое не рождено и не создано, он постепенно входит в состояние Нерожденного, того, что за пределами «я есть» и открывает Изначальную Пустоту. Когда он входит в Пустоту, то обнаруживает, что не существует индивидуального «я» или субъективного ума наблюдателя, который созерцает.


Так как не существует созерцающего ума, то не существует ни субъекта, ни объекта. Когда субъект и объект полностью исчезают, говорят, что йогин реализовал стадию «возвращение».

6. Очищение

Даже когда йогин вошел в Пустоту вне субъекта и объекта, у него остается идея возвращения и того, кто вошел в недвойственность. Эта последняя идея, содержащая тонкую двойственность, должна быть устранена медитацией на Исконной Чистоте.

Когда ум длительное время пребывает в недвойственности, поддерживая прозрачное, ясное, чистое состояние, то устраняется всякое различение. В этом состоит метод практики медитации на Пустоту.

Реализация ступени «очищение»:


Если ум йогина длительное время подобен зеркальной глади спящего озера и в нем отсутствует любая мысль, проявляется исконная пустотная Природа «Я». Любые проявляющиеся мысли наблюдаются нераздельными с этой Исконной природой, подобно успокоившимся волнам, которые обнаружили изначальную воду. Это ступень реализации чистоты. На этой стадии духовная тренировка Анапанасати закончена.