Что делать во время грозы, чтобы избежать удара молнией? Куда чаще всего бьют молнии во время грозы Из за чего может ударить молния

В грозовую погоду находится в машине безопасней, чем на улице. Кузов авто имеет экранирующий эффект, который защитит, находящихся в салоне людей. Если подвести внешнее заряженное поле к клетке (в данном случае к кузову), оно полностью нейтрализуется ней и внутрь клетки не заходит. Это знакомо любому физику-первокурснику, но не рядовому читателю.

Соблюдайте несколько простых правил, которые спасут жизнь, если вы попадете в грозу:

  1. Найдите безопасное место для машины. Не возвышенность и не низина, желательно не открытая местность. Проверьте, чтобы рядом не было легких и воспламеняющихся предметов.
  2. Остановитесь. Затворите окна.
  3. Снимите радиоантенну.
  4. Оставайтесь в машине до окончания грозы.

Если молния все-таки ударила

Сохраняйте спокойствие, не делайте резких маневров. Снизьте скорость и удерживайте маленькие показания спидометра, пока не убедитесь, что колеса целы. После окончания грозы осмотрите автомобиль и сообщите в страховую компанию о наступившем случае: обязательно снимите на телефон повреждения. Если покрышки разорвало и есть возможность поменять колесо, сделайте это по инструкции. Она расположена

В среднем ежегодно в каждый самолет молния ударяет дважды. Как правило, серьезных повреждений она не наносит. Однако известны случаи крушения воздушного судна вследствие попадания молнии.

На каком самолете безопаснее летать

Современные военные и крупные пассажирские авиалайнеры оснащены соответствующей защитой от ударов молнии – это специальное устройство топливных баков, экранирование и разрядники, снимающие статическое электричество (на всех моделях самолетов, выпущенных после 1965 года ).

Даже сильные удары молнии таким самолетам не страшны. Летчики обычно описывают удар молнии просто как вспышку, но не более. Молния может ударить как в летящий, так и стоящий на аэродроме летательный аппарат.

Она проходит через специальную сетку или металлический корпус самолета и выходит либо с кончиков крыльев, либо из хвостовой части. На обшивке самолета молния не оставляет следов или след незаметный. Возможен выход из строя электрической системы.

В любом случае, самолет, попавший в грозовые облака и которого ударила молния, проходит проверку на наличие повреждений.

Другое дело небольшие аэробусы и легкомоторные самолеты, которые не имеют такой защиты. Удар молнии может проделать дыру в корпусе летательного средства и привести к разгерметизации салона. Самолет будет буквально разваливаться в воздухе.

Такие случаи в истории авиаполетов известны, причем последний такой случай произошел с воздушным судном, совсем недавно. В 2014 году, когда в самолет ударила молния, проделав дыру в корпусе. Так как удар произошел тогда, когда он уже шел на посадку, то большого числа жертв удалось избежать.

Спасено 64 пассажира и один пассажир погиб.

Чаще всего молния ударяет в самолет во время взлета, посадки или при попадании его в грозовые облака. Размер возможных повреждений зависит от силы удара и их количества. Опаснее всего получить его во время взлета, когда баки заполнены топливом.

Хотя в авиационное топливо и добавляют специальные вещества, которые вытесняют воздух из баков, благодаря чему оно не сможет воспламениться в топливном баке от удара молнии или статического электричества. Однако при падении самолета они могут взорваться.

Какова вероятность авиакатастрофы при ударе молнией

Вероятность автокатастрофы при ударе самолета молнией зависит от наличия у того экранов и громоотвода. На крупные самолеты такие как Boing или Ту, салон которых может вместить от 120 до 300 человек оснащены необходимой защитой.

Более мелкие воздушные суда таких преимуществ не имеют, поэтому риск при полете на них значительно выше. Хотя самолеты считаются наиболее безопасным видом транспорта, средние и малые (особенно малые) не настолько безопасны, как этого бы хотелось. Все в таком случае зависит от уровня подготовки и профессионализма летчиков.

Случаи из истории авиации

По имеющейся статистике, молнии в основном бьют в те суда воздушного транспорта, которые летают на высоте не более 5 километров и на пути которых часто встречаются грозовые облака. Существует мнение, что маленькие самолеты, типа кукурузника, не так часто испытывают на себе удары молнии.

Однако такие удары всегда заканчиваются катастрофой, так как такой аппарат лишен какой-либо защиты и безопасность полета полностью зависит от действий пилота.

  • В декабре 1963 года самолет компании Pan American потерпел крушение от удара молнии. Это был первый случай такой аварии. Самолет взорвался в воздухе. В результате американские власти провели экспертизу обломков и выяснили причину взрыва. Самолет был поражен молнией, что привело к возгоранию в топливных отсеках. Число погибших в результате аварии – 8 членов экипажа и 73 пассажира.
  • В марте 2016 года Самолет Embraer E170 был вынужден произвести экстренную посадку в Нью-Йорке, потому что в него ударила молния. На борту было 55 пассажиров. По известной информации, никто из пассажиров не пострадал.
  • В начале января 2016 года самолет компании «Аврора», попал в зону грозовых облаков и был поражен молнией. В результате у него было повреждено крыло, однако двигатели не вышли из строя и летчики приняли решение продолжить полет до конечного пункта (Хабаровск).

Серьезных происшествий, связанные с ударами молнии, в истории мировой авиации не так уж много. После первых серьезных аварий, авиаконструкторы постарались как можно скорее исправить проблему. Правда, в воздухе до сих пор летают старенькие самолеты, которые не имеют соответствующей защиты.

Последний раз самолет упал и разбился из-за того, что в него ударила молния, было в январе 2014 года. На восточном берегу Индонезии разбился самолет малой авиации компании Intan Angkasa Air . Была гроза, пилот не смог обойти грозовые облака, и машина была поражена электрическим разрядом. Погибли четыре человека.

В этом стыдно признаться, но большинство людей испытывают необъяснимый суеверный страх перед грозой, прямо как наши первобытные предки. Когда видишь молнию, первое желание – убежать и спрятаться под кроватью. «Знаменка» задала 10 наивных вопросов о грозах и молниях заведующему лабораторией физики атмосферы Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы Белгосуниверситета Александру Людчику. И многие из его ответов были неожиданными.

1. Может ли молния убить человека?

– Запросто. Сила тока в разряде молнии – 10 – 20 тысяч ампер. (Для сравнения, работающему утюгу достаточно всего 6 ампер). При таком разряде все белки в теле сворачиваются – и человек погибает, можно сказать, что он варится заживо. У меня на даче было дерево, пострадавшее от удара молнии: жидкость, находящаяся между корой и древесиной, мгновенно превратилась в пар, и со ствола сорвало всю кору.

2. Где безопаснее во время грозы: в лесу или в поле?

– Как известно, молния всегда ищет самый короткий путь и поэтому выбирает самые высокие объекты. В этом плане лес – хорошее место, чтобы спрятаться, ведь здесь много громоотводов – деревьев, готовых принять удар на себя. А в поле самый высокий объект – это вы, поэтому во время грозы обязательно нужно лечь на землю или присесть на корточки. Но, конечно, безопаснее всего переждать непогоду дома или в машине. У автомобиля – металлический корпус, поэтому даже если в него ударит молния, заряд «стечет» в землю и люди останутся живы. По сути, кузов выполняет функцию клетки Фарадея, не давая разряду проникнуть внутрь.

3. Что будет, если молния ударит в самолет?

– Такое происходит достаточно часто, и в большинстве случаев на самолет это никак не влияет. Как и в ситуации с автомобилем.

4. Зачем во время грозы выключать из розетки холодильник и теле­визор?

– Разряды молнии нередко попадают в линии электропередачи, возникают скачки напряжения. Приборы не выдерживают этого и сгорают.

5. Может ли молния ударить в зонтик?

– Если вы находитесь в городе, это маловероятно: здесь много высоких зданий, которые молния поразит с гораздо большим удовольствием. А вот если вы идете через поле – зонтик лучше сложить и лечь на землю.

6. Можно ли во время грозы говорить по мобильному телефону? Многие уверены, что нельзя.

– Я считаю, что можно. Излучение телефона крайне невелико, и оно неспособно существенно повысить электропроводность воздуха вокруг себя и притянуть молнию.

7. Нужно ли во время грозы снимать пирсинг? Ведь сережки металлические, а молния любит металл.

– Не нужно. Крошечное украшение никакой роли не играет.

8. Говорят, что ученые до сих пор не поняли, что такое шаровая молния.

– Это правда: есть много гипотез, но до сих пор никто точно не знает, из чего она состоит и отчего возникает. Есть химическая теория. По ней шаровая молния – это реакция горения газа. Есть плазменные теории, якобы молния – это сгусток плазмы. Но точного ответа нет.

9. Почему от шаровой молнии нельзя убегать?

– По одной из версий, она перемещается благодаря воздушным течениям. Если вы рванете к двери, возле вас образуется завихрение воздуха, и молния «побежит» за вами. Поэтому лучше стоять неподвижно, ожидая, пока она улетит. А если двигаться, то медленно и плавно.

10. По народному поверью, человека, в которого ударила молния, нужно закопать в песок, чтобы разряд ушел в землю. В этом есть смысл?

– Никакого. Разряд и так мгновенно уходит в землю – это происходит за сотые доли секунды. Лучшее, что вы можете сделать, – поскорее вызвать скорую помощь.

Шаром покати

Оказывается, шаровая молния – не такое уж и редкое явление. «Знаменка» разыскала белорусов, которым довелось встретиться с ней лицом к лицу.


Это было похоже на взрыв

Гомельчанка Ирина Напалкова встретилась с молнией в далеком детстве, но помнит об этом до сих пор:

– Мне было лет семь или восемь. Мы с бабушкой собирались в баню, и она решила расчесать волосы. А чтобы было лучше видно, села у окна. На улице начиналась гроза. Я хотела подойти к ней, но не успела – раздался взрыв, и комната наполнилась дымом. Будучи воспитанной на книжках и фильмах о войне, подумала, что это бомба. Но потом мы поняли, что это была молния: она залетела через печную трубу, прошла через дверь, ведущую в погреб, и исчезла в подвале.

Несмотря на случившееся, грозы Ирина не боится:

– Правда, если слышу раскаты грома, стараюсь не расчесываться и не шить – верю в то, что металлические предметы могут притягивать молнию.

Никаких экстрасенсорных способностей с той самой встречи у героини не появилось.

– Интуиция у меня действительно хорошая, но с молнией это никак не связываю.

Даже испугаться не успела

Минчанка Александра Исакова, на тот момент семилетняя школьница, отдыхала в деревне у бабушки недалеко от Бобруйска.

– Гроза заканчивалась, мы с бабушкой и тетей открыли окна, чтобы глотнуть свежего воздуха. Вдруг в зал залетел небольшой шар – сантиметров 15 в диаметре. Он издавал бело-голубое свечение, слегка потрескивал и двигался по комнате – медленно и хаотично. В эту же минуту выключился свет, перестал работать телевизор – прямо как в фильме ужасов. В итоге молния полетала по залу минуты три и ушла тем же путем, что и появилась, – через форточку.

Александра вспоминает, что тогда, в детстве, даже не успела толком испугаться. А уже потом, прочитав, какие беды порой причиняют шаровые молнии, поняла, что они легко отделались:

– Это чудо, что она ничего не сожгла и никому не навредила. Я читала, что от таких молний у людей бывают жуткие ожоги. Встретиться с ней во второй раз я бы точно не хотела.

Гроза - интересное явление природы. Но все знают, что есть обратная сторона медали. Гроза - это не только красивые молнии в небе, но и опасность. Небо, покрывающееся темно-синими тучами, сильный ветер, гром, вспышки - все то, что мы привыкли наблюдать в этом явлении. Многие наверняка не раз задавались вопросом: «А куда бьет огненная гостья во время грозы?». Ответ на этот вопрос вы узнаете позже, а пока следует разобраться, как это происходит.

Откуда появляется вспышка?

Молния - природное явление, представляющее собой который сопровождается Это огромная искра.

Возникает она не так близко, как нам кажется. Всем известно, что скорость света быстрее, чем скорость звука в миллион раз. Именно поэтому мы сначала видим вспышку, а только потом слышим грохот. Каким образом она появляется? Облака, предвещающие грозу, формируются в атмосфере. Когда воздух нагревается слишком сильно, заряженные частицы слетаются в одном месте и вспыхивают. Так и возникает молния. При этом она имеет очень высокую температуру.

Направление молнии

Все мы привыкли видеть, что молния бьет сверху вниз. Канал, по которому проходит молния, представляет собой разветвление, так как ионизация воздуха происходит неравномерно. Молния, проходя по этому каналу, тоже разветвляется, поэтому мы привыкли видеть вспышку не в виде прямой, а похожую на вены. Главный канал, по которому проходит молния, называется лидером. Ответвления, образующиеся от него, идут по направлению движения лидера. Важно отметить, что лидер не может изменить свое направление резко на противоположное. Ток проходит по лидеру и его ответвлениям, как только он соединил и землю. Проходя по каналам, ток бьет по направлению несколько раз. Благодаря этому мы видим, что молния мерцает.

Куда бьет молния?

Напряженность в высоких слоях всегда больше, чем в нижних. Поэтому можно заметить, что "небесная гостья" бьет сверху вниз. Если сравнить молнию с деревом, то она будет напоминать его корневую систему.

Иногда случается и так, что ток идет наоборот, то есть снизу вверх. Если провести сравнение с деревом, то лидер и его ответвления будут напоминать раскидистую крону. Когда молния бьет сверху вниз, создается впечатление, будто она бьет из неба в землю. Во втором случае мы не воспринимаем, что молния бьет из земли. Почему так? Все дело в нашем восприятии. Молния - быстрый процесс. Наши глаза фиксируют взгляд на ней в целом, но мы не можем наблюдать направление движения тока, а восприятие человека далеко не объективно. Человеческие глаза не могут улавливать тысячи кадров в секунду. Следовательно, мы воспринимаем картинку целиком.

Если же посмотреть видеокамеру, которая способна уловить эти молниеносные кадры, то можно увидеть как восходящие, так и нисходящие токовые потоки. Как происходит этот процесс - понятно, но куда бьет молния? В этом разберемся ниже.

Куда бьет молния и почему?

Молнии бьют в те места, где слой между каким-либо предметом и грозовой тучей будет наименьшим. Многие предметы, находящиеся на земле и хорошо проводящие ток, притягивают молнии. Куда бьет молния? Она может попадать в самые различные места: деревья, металлические вышки, столбы, трубы, дома, здания, самолеты, воду, даже в человека. Чем выше притяжение предмета, тем больше вероятность удара молнии. К примеру, взять два рядом стоящих столба: деревянный и металлический. С большей вероятностью удар придется на второй.

Дело в том, что металлические предметы гораздо лучше проводят ток. После удара ток из земли намного легче пойдет к мачте, так как она хорошо соединена с землей. Чем большая поверхность металлической конструкции связана с землей, тем большая вероятность удара молнии. Нередко она бьет в ровную поверхность. Но будет такой участок, где существует наибольшая проводимость поверхность электрического тока.

Например, болота чаще бывают поражены молнией, нежели поверхность из сухого песка. Предметы, находящиеся в небе, также могут быть поражены. Известны случаи, когда молния била в самолет. Сильной опасности для людей, находящихся в летательном аппарате, она не несет, но вполне способна вывести технику из строя. Большую опасность молния представляет для людей, находящихся во время грозы в доме. Казалось бы, почему так, ведь человек защищен? Однако невыключенный телевизор, работающий мобильный телефон, способны легко притянуть ток, что опасно для человека.

Известны случаи, когда он поражал человека на улице. Молния чаще попадает в мужчин, нежели в женщин. В сельской местности она может ударить куда угодно. А куда бьет молния в городе? Как было упомянуто, она бьет в предметы, которые легко проводят ток, хорошо соединены с землей. Это будут высокие здания, вышки. К счастью, придуманы громоотводы, которые широко используются в больших городах. Для человека молния - опасное явление. Именно поэтому следует соблюдать все правила безопасности и знать, как правильно себя вести во время грозы.

Миф и только

Информация по поводу того, куда чаще всего бьет молния, прояснилась. Теперь хочется развеять миф о том, что молния не бьет в одно и то же место дважды. Бьет. Молния способна попадать в один и тот же предмет несколько раз.

Согласно данным, собранным ресурсом Quartz, каждый работающий самолет в мире получает удар молнией, по крайней мере, один раз в год. Но прежде, чем вы решите никогда больше не летать, давайте разберемся, что происходит, когда молния ударяет в самолет.

Да, и видео этого случая под катом …

По сути, не происходит ничего страшного.

Во время проектирования современных самолетов всегда учитывается, что все оборудование, электрические и топливные системы должны быть защищены от разряда молнии, в котором сила тока достигает 30 000 ампер. Когда разряд попадает в корпус, электричество проходит через внешнюю алюминиевую оболочку фюзеляжа, не вызывая никаких реальных повреждений.

Зачастую такая защита работает настолько хорошо, что пассажиры не понимают, что молния попала в самолет, а единственное возможное повреждение, это небольшой ожог на обшивке в месте удара.

На самолет устанавливаются электростатические разрядники, которые обычно находятся на концах крыльев. Если в самолет ударит молния - они отводят электричество в воздух.

Бортовые электросистемы самолета экранированы, что защищает их от электромагнитного излучения, которое вызывает молния.

В прошлом году 10 июня в самолет авиакомпании British Airways, летевший из Лондона в Москву, ударила молния. Аналогичный инцидент произошел 4 июня с Boeing 737, выполнявшим рейс по маршруту Симферополь - Москва. При осмотре самолета во Внуково выяснилось, что молния оплавила 18 заклепок по обеим сторонам фюзеляжа, поврежден датчик угла атаки и статические разрядники на стабилизаторе.

«Электрический разряд не самый опасный фактор для безопасности пассажиров и экипажа. Современные самолеты имеют достаточную молниезащиту», - рассказал «Газете.Ru» Валерий Макаров, старший научный сотрудник государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте».

Обычно молния ударяет в выступающие части самолетов, например в законцовки крыла и нос.

В этих местах можно обнаружить небольшие оплавления конструкций. При ударе молнии электрический ток пробегает по металлической обшивке самолета, пока не выйдет из другой точки, например из хвоста. По словам пилота Патрика Смита, автора книги «Говорит командир корабля», молнии бьют в самолеты гораздо чаще, чем мы могли бы подумать. Просто, как правило, для пассажиров и членов экипажа это остается незамеченным. «Молния попадает в самолет в среднем раз в два года. Изредка на самолете можно обнаружить внешние повреждения - поверхностную точку входа и выхода молнии - или несерьезные повреждения электрических систем. Хотя обычно молния не оставляет следов», - уверен пилот.

Современные пассажирские лайнеры оснащены специальными средствами защиты от ударов молний. По словам профессора Маму Хаддада из Университета Кардиффа, изучающего воздействие молний на конструкцию самолетов, многие современные самолеты помимо композитных материалов в своей конструкции имеют медные экранирующие сетки - ими, например, оснащены самолеты семейств Boeing 787 и Airbus A350.

Эти медные слои выступают в роли так называемой клетки Фарадея, которая защищает от электрических токов все, что находится внутри нее.

Хаддад уверен, что еще более важным является то, что топливные баки самолетов, размещенные в крыльях, защищены от любых искр. Это достигается за счет того, что вся обшивка, структурные соединения, люки, отверстия и заливные горловины должны выдерживать разряд молнии, температура которого может достигать 30 тыс. градусов Цельсия.

По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождево-кучевых облаках, на высотах 2–5,5 км. Часто пролетающие самолеты могут сами вызвать разряд в сильно наэлектризованных облаках. Считается, что в частные легкомоторные самолеты молнии попадают реже, так как они меньше по размерам и могут избегать встреч с грозами.

«Ток при молнии может достигать 200 тыс. ампер - люди могут услышать шум, увидеть свет или вспышку в иллюминаторе, но они не почувствуют ничего, - поясняет Хаддад. - Одним из эффектов может быть небольшое локальное расплавление там, где ударила молния, однако авиапромышленность довольно консервативная, испытания проводятся жесткие, так что пассажиры не рискуют».

За всю историю авиации серьезные происшествия, связанные с ударом молний, действительно можно пересчитать по пальцам. В январе этого года на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, который попал в грозу и был поражен молнией. Тогда погибли четыре находившихся на борту человека. В 2010 году один человек погиб после того, как в самолет Boeing 737-700, летевший из Боготы, при посадке ударила молния, и лайнер развалился на три части. Однако, по данным расследования, сама молния не была единственной причиной крушения. К нему привели внезапный порыв ветра и воздушная яма, вызванная разрядом во время снижения, которые произошли почти одновременно.

Самая серьезная катастрофа по этой причине случилась в 1963 году, когда из-за удара молнии в воздухе взорвался Boeing 707 ныне не существующей авиакомпании Pan American.

Тогда по итогам расследования Американское управление гражданской авиации велело оснастить все гражданские суда специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. После этой катастрофы инженеры впервые додумались, как уменьшить вероятность взрыва топлива в баках.

Было принято решение заполнять освобождающиеся по мере выработки горючего баки инертным газом, что мешает воспламенению паров топлива.

Менее трагичные и вовсе незаметные удары молний происходят куда чаще, и от них не застрахованы даже самолеты президентов. Так было с лайнером Франсуа Олланда, который летел на переговоры с Ангелой Меркель в 2012 году. Из-за удара молнии президенту пришлось пересесть на другой самолет и опоздать к канцлеру на полтора часа.

«Угроза травмирования лиц, находящихся на борту, серьезных отказов оборудования и систем воздушного судна в результате поражения самолета минимальна. Попадание молнии в самолет редко приводит к изменению плана полета, а повреждения, как правило, незначительны», - уверен Валерий Макаров.

источники

http://www.gazeta.ru/science/2014/06/15_a_6067281.shtml

http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82

А вот вам еще что нибудь интересного про молнии: вот например , а вот почему и . Ну и конечно мои любимые Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -