Прощай немытая европа. Прощай, немытая Европа…. Прощай, немытая Европа

Как научный прогресс отучил Запад пользоваться мылом и горячей водой

Виновница самых губительных эпидемий в истории человечества, чума, только открывает свои тайны. Лишь в 2015 году ученые узнали, что ее возбудитель стал смертельно опасен (из-за одной случайной мутации) всего десять тысяч лет назад, а массово убивать людей начал в конце бронзового века. Обычно стремительное распространение «черной смерти» среди средневековых европейцев объясняют тем, что они почти не мылись. Виновата ли в эпидемиях антисанитария и насколько вообще верно представление о вонючем и завшивленном Средневековье? «Лента.ру» попыталась в этом разобраться.

Бросок катапульты

К середине XIV века Европа не знала чумы уже почти восемьсот лет подряд - чумная палочка не была эндемичной для этих территорий, а переносившие ее крысы и блохи определенных видов сами по себе никак не могли попасть из Китая на противоположный конец материка.

Но в 1346 году им немного помогли - катапультой. Ордынцев, осаждавших генуэзскую факторию Кафа в Крыму, косила чума, и они стали забрасывать тела умерших в крепость. Блохи перенесли бубонную чуму на осажденных, а после отступления ордынцев генуэзские корабли отбыли в Средиземноморье, неся «черную смерть» дальше по просторам Европы.

Это вызвало невиданную катастрофу: наиболее пострадавшие от чумы страны лишились от трети до половины населения. Общее число умерших оценивается в несколько миллионов человек.

С той поры чума не покидала Европу: местные блохи (крысиные) и сами крысы стали ее постоянными носителями. Крупные эпидемии случались в Старом Свете вплоть до XVIII века.
Эпоха невежества и мракобесия?

У Средневековья сложилась неважная репутация. «Нормальный уровень средневекового зверства» (Стругацкие), «средние века - эпоха культурного регресса, невежества и мракобесия» и так далее. В частности, принято считать, что с падением римской империи в Европе забыли, как делать мыло, и забросили обычай мыться. В общем, «церковь запрещала мыться, так как нагота - грех». К тому же непонимание того, что болезнь вызывают бактерии, а не воля Божья, мешало объявлять карантин и грамотно бороться с эпидемией.

Увы, эти представления, базирующиеся на лучших исследованиях исторической науки XVIII-XIX веков, уже в прошлом столетии не выдержали проверки фактами.

Даже в раннесредневековой Германии, где никаких римских традиций никогда не было, слово «баня» встречается в Баварской правде VIII века, равно как и во многих других источниках. Обычным делом были общественные купальни, где мылись и мужчины, и женщины - ведь представление о недопустимости наготы в общественных местах, приписываемое церкви, на самом деле возникло в Европе только в XIX веке.

В Париже еще в XIII веке число общественных купален исчислялось десятками, а британский энциклопедист XII века, монах Александр Неккам писал, что просыпался по утрам от слишком громких криков банщиков, зазывавших людей в свои заведения. Единственное, что серьезно смущало церковь в этих местах, - то, что их часто использовали несколько не по назначению.

Находки в тирольском замке Лемберг показали, что в средневековой Европе были не только запечатленные на множестве средневековых миниатюр брэ (к XV веку выглядевшие как семейные трусы), но и бюстгальтеры и женские трусы вполне современного вида. Более того, Мишель Монтень (XVI век) упоминает о манере менять это белье с частотой, которую практикуют, к сожалению, далеко не все наши современники.

Изображение: Antithesis Christi et Antichristi (Jenský kodex/Jena Codex), Praha, Knihovna Národního muzea, IV.B.24, fol. 80r

Изобретение карантина

Сомнительно и представление о том, что средневековые люди считали единственным источником болезни Божий гнев, из-за чего не принимали мер против заражения чумой. Еще до нашей эры было известно, что «мельчайшие создания, невидимые глазу, парящие в воздухе, входят в тело через рот и нос, вызывая серьезные заболевания». О них говорил, хотя и менее уверенно, и венецианский врач XV столетия Джироламо Фракасторо. И хотя в Средние века более распространенной была греческая теория миазмов - вредных газов, отравляющих тело и вызывающих болезни, она также логично вела к мерам по карантину.

Власти Генуи не пускали в город больных под страхом смерти. В Венеции с 1348 года заставляли все приходившие суда подолгу ждать в море (инкубационный период чумы невелик), а всех умерших от болезни горожан приказывали хоронить на значительной глубине на специально выделенном острове. Само слово «карантин» произошло именно из средневекового венецианского диалекта и означает 40 дней изоляции для прибывших кораблей. Более того, опыт организации противоэпидемической борьбы в Венеции того времени даже сегодняшними специалистами признается настолько образцовым, что из него предложили извлечь уроки в связи с современной вспышкой Эболы.

Лазарет Дубровника (здание XVII века)

Этот опыт был постепенно позаимствован всей Европой. «Великая чума» в Лондоне XVII века сопровождалась запретом для заболевших покидать свои дома на карантинный период, равно как и введением норм по глубине чумных захоронений.
До чего довел прогресс

Чумные пандемии резко повысили интерес к медицине: вся Европа осознала важность этой науки. Особо любознательные медработники от ознакомления с античными теориями Галена перешли к практическим опытам по вскрытию трупов и - со второй половины XV века - к собственной теоретической работе.

В начале Нового времени врачи выдвинули гипотезу, что миазмы, исходящие от земли, вызывают болезни тем легче, чем уязвимее к ним сам человек. Мытье же, расширяющее поры организма, сильно облегчает миазмам путь внутрь организма. Вердикт: все эти общественные купальни и бани не повышают шансы выжить.

Как суммировал Эразм Роттердамский: «Нет ничего более опасного, чем когда многие подвергают себя действию одного и того же пара, особенно когда их тела открыты жару...» Казалось логичным, что если болезни переносятся миазмами или «мельчайшими организмами, плавающими в воздухе», то пар (или газ) этот процесс ускоряет - ведь про то, что высокая температура убивает микробов, еще никто не знал! К тому же, продолжает титан Возрождения, многие посетители таких мест «страдают инфекционными заболеваниями,... без сомнения многие из них больны сифилисом». Как отмечает Эразм, хотя обычай посещать бани и сохраняется (на 1526 год), он стремительно теряет популярность: «25 лет назад ничто в Брабанте не было так модно, как посещение бань, но теперь они везде вышли из моды, ведь сифилис научил нас держаться от них подальше».

Б. Луини. Купание нимф. Фреска. Миланская Брере.

Забавное наложение не совсем корректной гипотезы нарождавшейся современной медицины на эпидемию импортированного из Америки сифилиса дало свои плоды: среди населения распространилось мнение, что мыться вредно. Разумеется, победа разума над безрассудным мытьем была не мгновенной. Дневник немецкого торговца Лукаса Рема фиксирует, что в мае-июне 1511 года он мылся 127 раз - существенно чаще, чем мы с вами.

Ничего странного в этом нет: тогда совместное мытье в бане или купальне хозяин часто предлагал гостю (в том числе - во время торговых сделок), как наши современники предлагают выпивку. Но активная пропаганда сторонников модной теории миазмов меняла ситуацию. Всего через три десятка лет Генрих VIII уже запрещает бани в окрестностях Лондона.

Итоги перехода от Средневековья к Новому времени в гигиеническом плане были печальны. Еще недавно регулярно мывшиеся европейцы часто вообще перестали делать это - врачи не советуют! Учитывая, что другие рекомендации врачей того времени (например, строгий карантин во время лондонской Великой чумы XVII века) явно работали, то и к этим прислушивались.

Чистые русские варвары

Русская баня

Конечно, были и те, кто остался в стороне от столбовой дороги прогресса. Так, в конце XVI века просвещенный европеец, ученый выпускник Кембриджа, посланный с дипломатической миссией в варварскую Россию, корит московитов за незнание элементарных истин о вреде бань: «они ходят два или три раза в неделю в баню... кожа от холода и жара изменяется и сморщивается... По моему мнению, это происходит от того, что они постоянно сидят в жарких покоях, занимаются топкой бань и печей и часто парятся». Как видим, разум одержал победу над темными силами лишь в границах распространения западной цивилизации.

Русская баня XVII века
Изображение: Оудовъ Ларьць

Впрочем, и там находились отдельные отсталые личности. Так, Элизабет Пепис, жена крупного чиновника и автора знаменитого дневника о повседневной жизни лондонцев Сэмюэла Пеписа (1633-1703), после брака отказала мужу в близости, пока тот, наконец, не помоется. Конечно, супруг согласился не сразу. Но потерпев три дня, сдался и подверг свое здоровье риску атаки через «открывшиеся поры». Учитывая, что в своем дневнике Пепис описывает себя как чрезвычайно компанейского человека, можно предположить, что реакция его жены была весьма нетипичной для того времени.

Средневековый европеец явно был менее «блохастым», чем человек Нового времени, когда размах чумных пандемий резко сократился. Следовательно, причины ужасающей смертности от этой болезни в Средние века в чем-то другом. Может, дело в том, что не было канализации? Однако в Новгороде еще до чумы XIV века существовала развитая канализационная сеть с закрытыми трубами. Тем не менее болезнь не минула этот город. И по вполне понятной причине: от Франции и дальше на север она шла в основном в легочной форме - от человека к человеку. Европейский обычай выливать отходы в открытые сточные канавы мог способствовать размножению крыс, но никак не влиял на инфицирование человеком.
О пользе вреда

Чума вызвала самые крупные и губительные эпидемии в истории человечества - сопоставимые по последствиям с мировыми войнами. Однако даже несмотря на отсутствие систематических медицинских познаний, люди уже в Средние века смогли выработать достаточно целесообразную систему мер по карантину и захоронениям умерших, что позволяло встретить последующие чумные волны во всеоружии. Ни одна из эпидемий больше не уносила основную часть населения крупных западноевропейских стран, а обострившемуся общественному интересу к проблеме болезней мы фактически обязаны возникновением современной медицины, занявшейся не только изучением трактатов древних, но и самого человеческого тела.

На этом пути были и не самые удачные шаги - ошибочная теория миазмов на пару столетий действительно сделала жизнь европейцев почти такой же смердящей, как ее описал Патрик Зюскинд в своем «Парфюмере». Но в конечном счете даже это принесло пользу, заставив Лондон и Париж во второй половине XIX века бороться с «миазмами» созданием эффективных канализационных систем и сделав большие города местом, где люди, наконец, смогли ходить, не зажимая носы.

Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21164/
© Shkolazhizni.ru

Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21164/
© Shkolazhizni.ru

Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21164/
© Shkolazhizni.ru

Какой была гигиена в средневековой Европе? Часто прошлое, сведения о котором мы черпаем из «исторических» романов, предстает в розовом свете. Вспомним «Трех мушкетеров». Дамы, кавалеры, честь и любовь, интриги и благородство. Лувр, наконец. Были, правда, во дворце некоторые проблемы. Не совсем дворцовые, но отражающие особенности эпохи. Технология, обеспечивающая сосуществование больших групп людей, еще не была отработана, что и накладывало на быт неприятно пахнущий отпечаток. Я о туалетах. Оказывается, в огромном дворце их не было ни одного. О чем думали архитекторы? О возвышенной красоте, конечно. А природа она и есть природа, чего же о ней думать. Отхожие места устраивать в галантную эпоху еще не считали нужным. По свидетельству очевидца: «В Лувре и вокруг него, внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми - практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же - продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Пораженный луврскими реалиями великий Леонардо да Винчи, посетивший Париж по приглашению короля Франсуа I, спешно спроектировал для монарха туалет с водосмывом. Но, как известно, многие идеи гения опередили современность на века. Водный туалет для французского двора - не исключение. Для наших современников это все выглядит дико, но «что естественно»… Средневековый Лувр - не исключение, а только часть целого. Принимать какие-то специфические меры для решения гигиенических проблем просто не умели и жили, как придется. Жители парижских многоэтажек от помоев избавлялись просто - выливали их в окно. А чтобы случайно не окатить сверху зазевавшегося прохожего, придерживались правила: прежде чем вылить помои, горожане трижды громко кричали: «Осторожно, выливаю!» Нельзя сказать, что власти не боролись с явлением. Первый закон, запрещавший выливать содержимое ночных горшков в окно, был принят еще в 1270-м году. Но ведь одних запретов мало, а городской канализации еще не существовало. Под изысканными нарядами аристократы носили шелковое белье. Причина его популярности проста. В скользкой материи не водились паразиты, блохи и вши, им там было не за что уцепиться. О том, что насекомые были проблемой, свидетельствуют образцы хитроумных приспособлений, которые можно встретить даже в Эрмитаже. Речь о блохоловках. Знатные люди заказывали их из драгоценных металлов. Приспособления с приманкой - кусочком меха, пропитанного кровью, закладывали в пышные парики, часто украшавшие бритые наголо головы. С точки зрения современного гигиениста в распространении насекомых не было ничего необычного. Требования гигиены - это порождение более позднего времени. А в средние века даже знатные дамы принимали ванну не чаще пары-тройки раз в году. Знаменитый Король-Солнце, сын Анны Австрийской Людовик XIV, вообще мылся всего два раза в жизни, и то по настойчивым рекомендациям врачей. На таком цивилизованном европейском фоне по меньшей мере странными выглядели некоторые русские обычаи. Людовик XIV даже подсылал ко двору Петра I специальных шпионов, чтобы выяснить, чем именно занимался в уединении светлейший Меньшиков, еженедельно посещавший баню. Короля-Солнце, не дружившего с водой, понять можно. У него не укладывалось в голове, что мыться можно так часто. Впрочем, бани банями, а в целом благоухание улиц российских городов мало чем отличалось от европейских. О «вонючих потоках» у памятника Минину и Пожарскому писали московские газеты еще в 1871 году. Среди всех российских городов и населенных пунктов начала XX века, а было их более тысячи, канализацию имели всего лишь одиннадцать. За последние сто лет быт горожан изменился кардинально. Стоит помнить об этом, и, поэтизируя прошлое, ценить настоящее.

Запад хорошо усвоил и принял на вооружение один из принципов психологической войны: не можешь изменить мир – измени представление о нём…

История любого народа, его духовное здоровье, вера в себя, в свои силы и в своё будущее базируется на неких мифах. С течением времени эти мифы становятся живой плотью и кровью народа, его оценкой своего места в мироздании. Миф – это оружие.

Сегодня полем битвы стало наше сознание.

Светлый миф о Западе гласит: Европа – это уникальная цивилизация, цивилизация просвещения и гуманности, цивилизация, выработавшая принципы, по которым должны жить абсолютно все, цивилизация, имеющая моральное право цивилизовать других и, прежде всего, дикую Русь.

С другой стороны, чёрный миф о Руси гласит: все страны-наследницы Руси – нецивилизованные, неправильные, недостойные самостоятельного развития, нуждающиеся в руководстве цивилизованного Запада.

Запад хорошо усвоил принцип психологической войны: не можешь изменить мир – измени представление о нём.

Помните Лермонтовское?

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ.

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Укроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей…»

Читая эти строки, перед глазами невольно встаёт образ нечёсаного и грязного бородатого мужика в зипуне…

Ярлык грязи, немытости по отношению к русским приклеен достаточно прочно. Он является синонимом нашей исторической нецивилизованности и культурной отсталости.

Действительно, существует мнение, что на Руси люди ходили в грязной, нестираной одежде, а привычка мыться пришла к нам из «цивилизованной Европы».

Однако так ли это?

БАНИ НА РУСИ

были известны в самой глубокой древности.

Летописец Нестор относит их к первому веку по Р.X., когда Святой апостол Андрей путешествовал по Днепру, проповедуя Евангельское слово, и дошёл значительно севернее его – «туда, где теперь Новгород», где он увидел чудо: людей, парившихся в бане, которые были похожи на «сваренных раков».

Такие же свидетельства можно найти и у Геродота, который отмечал, что жители древнерусских степей всегда имели среди своих поселений специальные хижины с вечно горящим огнем, где раскаляли камни докрасна и на них поливали воду, рассыпали конопляное семя и в жарких парах омывали свои телеса.

В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

бань не было вообще, так как католическая церковь, посчитав древнеримские термы источником разврата, запретила их. Поэтому личная гигиена населения практически не существовала.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости.

Папа Климент V погиб от дизентерии.

Папа Климент VII и король Филипп II мучительно умерли от чесотки.

Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни, да и то – исключительно по совету врачей. Мытьё привело монарха в такой ужас, что он зарёкся когда-либо принимать водные процедуры.

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц – безобразно часто…

И если в ХV-ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, то в ХVII-ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну – уход за телом считался грехом.

В начале XIX в. английская аристократка Мэри Монтегю говорила лицу, обратившему внимание на её грязные руки: «И это Вы называете грязью? Что бы Вы сказали, увидев мои ноги?».

Даже в первой половине XIX в. голову мыли не чаще четырёх раз в год, предпочитая в остальное время «сухую чистку»: осыпали волосы мелко истолченными миндальными отрубями и долго, несколько часов, потом их вычесывали…

Католические проповедники призывали не мыться, чтобы не смыть с себя святую воду, к которой человек прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще.

Европейцы настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться.

В своей книге «Новое природное лечение» Бильц писал: «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, потому что после пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть…» .

Однако доктору мало кто верил…

ДУХИ

– важное европейское изобретение – появились на свет именно как реакция на отсутствие бань.

Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна – маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими ароматами.

Речь идет об эдикте Людовика XIV (как известно, монарх страдал бессонницей из-за клопов), в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был случайно облит нечистотами из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, трижды предварительно крикнув: «Берегись!».

Примерно в XVII веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы .

Изначально и реверанс имел своей целью всего лишь убрать загаженную дурно пахнущую шляпу подальше от чувствительного носа дамы…

ЕВРОТУАЛЕТ

С момента разделения Церкви на восточно-православную и западно-католическую (XI век), будущие поколения европейцев забыли о Византийских туалетах со смывом и городской канализации на тысячу лет, и повернулись лицом к «ночным вазам».

Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Европейцы справляли нужду где придётся.

Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролёт.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета! Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах.

При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

То же творилось и в Версале во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона.

Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень малую) нужду.

Французский король, как и все остальные европейские короли, разрешал своим придворным использовать в качестве туалетов любые уголки своих замков, стены которых оборудовались тяжелыми портьерами, а в коридорах делались глухие ниши.

Казалось бы – не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк?

Нет! Такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла… её величество Диарея . Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно.

При соответствующей гигиене и качестве средневековой пищи банальным поносом страдали все европейцы без исключения.

Эта же причина прослеживается и в моде тех лет на мужские штаны-панталоны, состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

Парижская мода на длинные широкие юбки , очевидно, вызвана теми же причинами. Впрочем, юбки использовались также и с другой целью – чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать Прекрасных Дам от блох…

Вот описание русским историком жителей европейского города XVIII века: «Моются редко. В сущности, и мыться негде. Общественных бань нет и в помине. Великолепным инкубатором для блох являются высокие прически дам и кавалеров. Мыла не знают…» .

Не имевшие канализации средневековые города Европы имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Этот ров и выполнял функцию «канализации», в которую со стен сбрасывали нечистоты.

Во Франции кучи фекалий за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать (как случилось в том же Париже в период столетней войны с Англией, XV век).

Улицы европейских городов утопали в грязи и фекалиях настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти.

Сохранились сведения, что в XV веке жители Рейтлингена убеждали императора Фридриха III не приезжать к ним в гости. Император не послушался и чуть не утонул в грязи вместе с лошадью.

Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули – «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ЕВРОРЫЦАРЬ

А вот как, по данным европейских археологов, выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв.

Средний рост этого средневекового «сердцееда» редко превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым). Небритое и немытое лицо этого «красавца» было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все).

Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи.

Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая всё это кислым пивом и закусывая чесноком – для дезинфекции.

Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всём своём желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше.

Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял… прямо в латы. Впрочем, это происходило далеко не всегда, т.к. при переходе воины обычно носили кольчуги, а сплошные латы одевали только перед боем.

Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили лагеря крестоносцев.

Ответ пришел очень скоро – по запаху…

ЕВРОМОДА

В Испании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком, а чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус.

Собачки, кроме работы живыми блохоловками, ещё одним способом пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы…

На рубеже ХVII -XVIII веков законодателем европейской моды стал его величество Сифилис.

Историк медицины Генрих Гезер писал, что вследствие сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне «безопасны», стали отращивать длиннющие волосы и усы.

Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики , которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке.

Методы борьбы с блохами в Европе были пассивными.

Например, знать боролась с насекомыми по своему – во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствовал специальный паж для ловли блох короля.

Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носили шёлковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шёлк не уцепится, ибо скользко. Так появилось знаменитое шёлковое нижнее белье .

Правда, существовали и весьма оригинальные ритуалы. Например, влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь влюблённых смешалась в блохе…

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение.

Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели – чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые не сыпались с потолка.

А популярность знаменитой (и по сей день) евромебели из красного дерева объяснялась предельно просто: на ней не было видно раздавленных клопов…

Нарочитое пренебрежение к смерти и презрение к земной жизни проявилось в таком явлении, как мода на человеческие черепа .

Историк Рат-Вег поражался обычаю, широко распространенном в Европе ещё в XVIII веке:

«Трудно представить, что человеческий череп когда-либо был предметом моды. Однако эта ненормальная мода родилась в Париже в 1751 году. Знатные дамы устанавливали череп на туалетный столик, украшали его разноцветными лентами, устанавливали в него горящую свечу и временами погружались в благоговейное созерцание» .

В это же время европейцы верили, что истёртые в порошок черепа и костяшки пальцев очень полезны для здоровья. А из обожжённых костей счастливых супругов или страстных любовников приготовляли возбуждающий любовный напиток…

Не меньшим спросом у европейской знати пользовались абажуры и бумажники из человеческой кожи (в средневековье стало широко практиковаться дубление человеческой кожи).

Более того, человеческую кожу использовали для переплёта книг. В частности, среди переплетённых в человеческую кожу документов – копия Прав Человека и нескольких копий французской Конституции 1793 года…

ЕВРОПОЛИТИКА

Средневековые вши активно участвовали в политике.

Например, в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города.

Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами, а сами выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.

ЕВРОМЕДИЦИНА

Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого.

В XIV веке от чумы («черной смерти») Франция потеряла треть населения.

Англия и Италия – почти половину.

Человеческие потери на Востоке достоверно неизвестны, но известно, что чума в Европу пришла из Индии и Китая через Турцию и Балканы, чудом обойдя только Россию.

Впрочем, чудом ли? Ведь чума остановилась на её границах – как раз там, где были распространены бани!…

Поскольку в средневековой Европе считалось, что все болезни – есть плод дьявольского воздействия на человека, то главный принцип лечения звучал так: «Зло должно выйти наружу через страдание» . Поэтому медицинские методы оказания помощи в то время были примитивными и жестокими. Особенно в хирургии.

Например, для того, чтобы ампутировать конечность, в качестве «обезболивающего средства» использовался тяжелый деревянный молоток («киянка»), удар которого по голове приводил к потере сознания больного (и к другим непредсказуемым последствиям).

Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком или кипящей смолой. Сифилис обычно лечили ртутью. Нетрудно предположить – к каким последствиям приводила такая «химиотерапия»…

Кроме клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех подряд, являлось кровопускание .

Кровь пускали всем и по всякому случаю: для лечения, как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода – по календарю.

Если улучшение у больного не наступало, то вывод делался только один: «дурной крови» выпустили слишком мало. И выпускали ещё и ещё, пока больной не умирал от потери крови…

Стоит ли говорить о том, что данный вид «лечения» косил европейское население не хуже чумы!

ЦИВИЛИЗАЦИЯ АУТО-ДА-ФЕ

Как известно, красивых женщин в Европе – на порядки меньше, чем на Украине. Это факт.

Ответ на вопрос «почему?» кроется в трагической истории европейской католической инквизиции, на протяжении столетий уничтожавшей всех красивых девушек и женщин, как «ведьм» и источник соблазна. Так был подорван генофонд.

Великий инквизитор Испании Томас де Торквемада (1420-1498) лично сжёг на кострах 10 220 человек!

Испанский наместник Нидерландов герцог Альба за три года казнил около ста тысяч (!) голландцев.

В Англии за время правления Генриха VIII было повешено 72 тысячи человек.

Со своих земель согнали сотни тысяч крестьян, и в это же время приняли закон о бродягах, которых казнили без суда (т.е. невинных крестьян, согнанных со своих участков).

В законодательстве Англии было 6 789 статей предусматривающих смертную казнь. По законодательству XVIII века, смертная казнь применялась уже с 12-летнего возраста, и предполагалась за кражу в сумме 1 шиллинга (стоимость одного шёлкового носового платок).

Для сравнения: за полвека своего правления «страшный тиран» Иван Грозный приговорил к казни чуть более четырех тысяч человек…

«ВЫСОКАЯ МОРАЛЬ»

В средневековых городах Западной Европы проституция процветала и находилась под официальным покровительством.

Например, в средневековой Англии покровителем борделей вначале был епископ Винчестерский, а позже парламент.

Евроразврат вполне уживался с внешней набожностью.

Так, например, один епископ из Льежа умудрился зачать 65 незаконных детей! Более того, большинство европейцев не воспринимали за грех внебрачные связи.

По уверениям католического святого Викентия Ферреро (1350-1419), к пятнадцати годам среди молодых людей не оставалось ни одного девственника.

В Париже с населением в 200 тысяч человек, в сфере «интимного» обслуживания работало примерно 5-6 тысяч женщин.

В средние века Венеция (Италия) была одним из центров «сексуального туризма».

К началу XVI века город насчитывал около одиннадцати тысяч проституток, что составляло примерно десять процентов всего населения города.

В позднем Средневековье святые мученицы стали изображаться либо частично, либо полностью обнаженными, дабы выступать в качестве идеала женской красоты. Но поскольку такие иллюстрации вызывали отнюдь не религиозные чувства, этот жанр впоследствии определили как «религиозную порнографию».

По книге Александра Горянина «Немытая Европа»

Кто научил европейцев мыться?

Крестоносцы, ворвавшиеся на Ближний Восток, поразили арабов своей дикостью и грязью: «Франки дики. Прославляя своего Бога Иисуса, пьют без меры, падают, где пьют и едят, дозволяя псам лизать их уста, изрыгающие брань и съеденную пищу» .

Ко времени Реформации усилиями католических властей бани в Европе были полностью искоренены – как «очаги разврата и заразы».

В Европу бани вернулись только в XIX веке.

Общепризнанно, что толчок к их возрождению здесь дали те походные бани, с которыми русское войско дошло до Парижа в 1814 году .

В Берлине первая русская баня открылась в 1818 году, но лишь в 1889 году было учреждено «Немецкое общество народных бань», выразившего свою цель в таком девизе: «Каждому немцу – баня каждую неделю».

Однако к началу Первой мировой войны эта цель ещё явно не была достигнута, т.к. на всю Германию приходилось всего 224 бани.

Виновница самых губительных эпидемий в истории человечества, чума, только открывает свои тайны. Лишь в 2015 году ученые узнали, что ее возбудитель стал смертельно опасен всего десять тысяч лет назад, а массово убивать людей начал в конце бронзового века. Обычно стремительное распространение «черной смерти» среди средневековых европейцев объясняют тем, что они почти не мылись. Виновата ли в эпидемиях антисанитария и насколько вообще верно представление о вонючем и грязном Средневековье?…

Бросок катапульты

К середине XIV века Европа не знала чумы уже почти восемьсот лет подряд — чумная палочка не была эндемичной для этих территорий, а переносившие ее крысы и блохи определенных видов сами по себе никак не могли попасть из Китая на противоположный конец материка.

Но в 1346 году им немного помогли — катапультой. Ордынцев, осаждавших генуэзскую факторию Кафа в Крыму, косила чума, и они стали забрасывать тела умерших в крепость. Блохи перенесли бубонную чуму на осажденных, а после отступления ордынцев генуэзские корабли отбыли в Средиземноморье, неся «черную смерть» дальше по просторам Европы.

Это вызвало невиданную катастрофу: наиболее пострадавшие от чумы страны лишились от трети до половины населения. Общее число умерших оценивается в несколько миллионов человек.

С той поры чума не покидала Европу: местные блохи (крысиные) и сами крысы стали ее постоянными носителями. Крупные эпидемии случались в Старом Свете вплоть до XVIII века.

Эпоха невежества и мракобесия?

У Средневековья сложилась неважная репутация. «Нормальный уровень средневекового зверства» (Стругацкие), «средние века — эпоха культурного регресса, невежества и мракобесия» и так далее.

В частности, принято считать, что с падением Римской империи в Европе забыли, как делать мыло, и забросили обычай мыться. В общем, «церковь запрещала мыться, так как нагота — грех». К тому же непонимание того, что болезнь вызывают бактерии, а не воля Божья, мешало объявлять карантин и грамотно бороться с эпидемией.

Увы, эти представления, базирующиеся на лучших исследованиях исторической науки XVIII-XIX веков, уже в прошлом столетии не выдержали проверки фактами. Даже в раннесредневековой Германии, где никаких римских традиций никогда не было, слово «баня» встречается в Баварской правде VIII века, равно как и во многих других источниках.

Обычным делом были общественные купальни, где мылись и мужчины, и женщины — ведь представление о недопустимости наготы в общественных местах, приписываемое церкви, на самом деле возникло в Европе только в XIX веке.

В Париже еще в XIII веке число общественных купален исчислялось десятками, а британский энциклопедист XII века, монах Александр Неккам писал, что просыпался по утрам от слишком громких криков банщиков, зазывавших людей в свои заведения. Единственное, что серьезно смущало церковь в этих местах, — то, что их часто использовали несколько не по назначению.

Находки в тирольском замке Лемберг показали, что в средневековой Европе были не только запечатленные на множестве средневековых миниатюр брэ (к XV веку выглядевшие как семейные трусы), но и бюстгальтеры и женские трусы вполне современного вида. Более того, Мишель Монтень (XVI век) упоминает о манере менять это белье с частотой, которую практикуют, к сожалению, далеко не все наши современники.

Изобретение карантина

Сомнительно и представление о том, что средневековые люди считали единственным источником болезни Божий гнев, из-за чего не принимали мер против заражения чумой.

Еще до нашей эры было известно, что «мельчайшие создания, невидимые глазу, парящие в воздухе, входят в тело через рот и нос, вызывая серьезные заболевания ». О них говорил, хотя и менее уверенно, и венецианский врач XV столетия Джироламо Фракасторо.

И хотя в Средние века более распространенной была греческая теория миазмов — вредных газов, отравляющих тело и вызывающих болезни, она также логично вела к мерам по карантину.

Власти Генуи не пускали в город больных под страхом смерти. В Венеции с 1348 года заставляли все приходившие суда подолгу ждать в море (инкубационный период чумы невелик), а всех умерших от болезни горожан приказывали хоронить на значительной глубине на специально выделенном острове.

Само слово «карантин» произошло именно из средневекового венецианского диалекта и означает 40 дней изоляции для прибывших кораблей. Более того, опыт организации противоэпидемической борьбы в Венеции того времени даже сегодняшними специалистами признается настолько образцовым, что из него предложили извлечь уроки в связи с современной вспышкой Эболы.

Лазарет Дубровника (здание XVII века)

Этот опыт был постепенно позаимствован всей Европой. «Великая чума» в Лондоне XVII века сопровождалась запретом для заболевших покидать свои дома на карантинный период, равно как и введением норм по глубине чумных захоронений.

До чего довел прогресс

Чумные пандемии резко повысили интерес к медицине: вся Европа осознала важность этой науки. Особо любознательные медработники от ознакомления с античными теориями Галена перешли к практическим опытам по вскрытию трупов и — со второй половины XV века — к собственной теоретической работе.

В начале Нового времени врачи выдвинули гипотезу, что миазмы, исходящие от земли, вызывают болезни тем легче, чем уязвимее к ним сам человек. Мытье же, расширяющее поры организма, сильно облегчает миазмам путь внутрь организма. Вердикт: все эти общественные купальни и бани не повышают шансы выжить.

Как суммировал Эразм Роттердамский: «Нет ничего более опасного, чем когда многие подвергают себя действию одного и того же пара, особенно когда их тела открыты жару...»

Казалось логичным, что если болезни переносятся миазмами или «мельчайшими организмами, плавающими в воздухе », то пар (или газ) этот процесс ускоряет — ведь про то, что высокая температура убивает микробов, еще никто не знал! К тому же, продолжает титан Возрождения, многие посетители таких мест «страдают инфекционными заболеваниями,... без сомнения многие из них больны сифилисом ».

Как отмечает Эразм, хотя обычай посещать бани и сохраняется (на 1526 год), он стремительно теряет популярность: «25 лет назад ничто в Брабанте не было так модно, как посещение бань, но теперь они везде вышли из моды, ведь сифилис научил нас держаться от них подальше ».

Б. Луини. Купание нимф. Фреска. Миланская Брере.

Забавное наложение не совсем корректной гипотезы нарождавшейся современной медицины на эпидемию импортированного из Америки сифилиса дало свои плоды: среди населения распространилось мнение, что мыться вредно.

Разумеется, победа разума над безрассудным мытьем была не мгновенной. Дневник немецкого торговца Лукаса Рема фиксирует, что в мае-июне 1511 года он мылся 127 раз — существенно чаще, чем мы с вами.

Ничего странного в этом нет: тогда совместное мытье в бане или купальне хозяин часто предлагал гостю (в том числе — во время торговых сделок), как наши современники предлагают выпивку. Но активная пропаганда сторонников модной теории миазмов меняла ситуацию. Всего через три десятка лет Генрих VIII уже запрещает бани в окрестностях Лондона.

Итоги перехода от Средневековья к Новому времени в гигиеническом плане были печальны. Еще недавно регулярно мывшиеся европейцы часто вообще перестали делать это — врачи не советуют!

Чистые русские варвары

Конечно, были и те, кто остался в стороне от столбовой дороги прогресса. Так, в конце XVI века просвещенный европеец, ученый выпускник Кембриджа, посланный с дипломатической миссией в варварскую Россию, корит московитов за незнание элементарных истин о вреде бань:

«Они ходят два или три раза в неделю в баню... кожа от холода и жара изменяется и сморщивается... По моему мнению, это происходит от того, что они постоянно сидят в жарких покоях, занимаются топкой бань и печей и часто парятся».

Как видим, разум одержал победу над темными силами лишь в границах распространения западной цивилизации.

Русская баня XVII века

Впрочем, и там находились отдельные отсталые личности. Так, Элизабет Пепис, жена крупного чиновника и автора знаменитого дневника о повседневной жизни лондонцев Сэмюэла Пеписа (1633-1703), после брака отказала мужу в близости, пока тот, наконец, не помоется.

Конечно, супруг согласился не сразу. Но потерпев три дня, сдался и подверг свое здоровье риску атаки через «открывшиеся поры». Учитывая, что в своем дневнике Пепис описывает себя как чрезвычайно компанейского человека, можно предположить, что реакция его жены была весьма нетипичной для того времени.

Средневековый европеец явно был менее «блохастым», чем человек Нового времени, когда размах чумных пандемий резко сократился. Следовательно, причины ужасающей смертности от этой болезни в Средние века в чем-то другом. Может, дело в том, что не было канализации?

Однако в Новгороде еще до чумы XIV века существовала развитая канализационная сеть с закрытыми трубами. Тем не менее болезнь не обошла этот город. И по вполне понятной причине: от Франции и дальше на север она шла в основном в легочной форме — от человека к человеку.

Европейский обычай выливать отходы в открытые сточные канавы мог способствовать размножению крыс, но никак не влиял на инфицирование человеком.

О пользе вреда

Чума вызвала самые крупные и губительные эпидемии в истории человечества — сопоставимые по последствиям с мировыми войнами. Однако даже несмотря на отсутствие систематических медицинских познаний, люди уже в Средние века смогли выработать достаточно целесообразную систему мер по карантину и захоронениям умерших, что позволяло встретить последующие чумные волны во всеоружии.

Ни одна из эпидемий больше не уносила основную часть населения крупных западноевропейских стран, а обострившемуся общественному интересу к проблеме болезней мы фактически обязаны возникновением современной медицины, занявшейся не только изучением трактатов древних, но и самого человеческого тела.

На этом пути были и не самые удачные шаги — ошибочная теория миазмов на пару столетий действительно сделала жизнь европейцев почти такой же смердящей, как ее описал Патрик Зюскинд в своем «Парфюмере».

Но в конечном счете даже это принесло пользу, заставив Лондон и Париж во второй половине XIX века бороться с «миазмами» созданием эффективных канализационных систем и сделав большие города местом, где люди, наконец, смогли ходить, не зажимая носы.

Виновница самых губительных эпидемий в истории человечества, чума, только открывает свои тайны. Лишь в 2015 году ученые узнали, что ее возбудитель стал смертельно опасен (из-за одной случайной мутации) всего десять тысяч лет назад, а массово убивать людей начал в конце бронзового века. Обычно стремительное распространение «черной смерти» среди средневековых европейцев объясняют тем, что они почти не мылись. Виновата ли в эпидемиях антисанитария и насколько вообще верно представление о вонючем и завшивленном Средневековье?

Бросок катапульты

К середине XIV века Европа не знала чумы уже почти восемьсот лет подряд - чумная палочка не была эндемичной для этих территорий, а переносившие ее крысы и блохи определенных видов сами по себе никак не могли попасть из Китая на противоположный конец материка.

Но в 1346 году им немного помогли - катапультой. Ордынцев, осаждавших генуэзскую факторию Кафа в Крыму, косила чума, и они стали забрасывать тела умерших в крепость. Блохи перенесли бубонную чуму на осажденных, а после отступления ордынцев генуэзские корабли отбыли в Средиземноморье, неся «черную смерть» дальше по просторам Европы.

Это вызвало невиданную катастрофу: наиболее пострадавшие от чумы страны лишились от трети до половины населения. Общее число умерших оценивается в несколько миллионов человек.

С той поры чума не покидала Европу: местные блохи (крысиные) и сами крысы стали ее постоянными носителями. Крупные эпидемии случались в Старом Свете вплоть до XVIII века.

Эпоха невежества и мракобесия?

У Средневековья сложилась неважная репутация. «Нормальный уровень средневекового зверства» (Стругацкие), «средние века - эпоха культурного регресса, невежества и мракобесия» и так далее. В частности, принято считать, что с падением римской империи в Европе забыли, как делать мыло, и забросили обычай мыться. В общем, «церковь запрещала мыться, так как нагота - грех». К тому же непонимание того, что болезнь вызывают бактерии, а не воля Божья, мешало объявлять карантин и грамотно бороться с эпидемией.

Увы, эти представления, базирующиеся на лучших исследованиях исторической науки XVIII-XIX веков, уже в прошлом столетии не выдержали проверки фактами.

Даже в раннесредневековой Германии, где никаких римских традиций никогда не было, слово «баня» встречается в Баварской правде VIII века, равно как и во многих других источниках. Обычным делом были общественные купальни, где мылись и мужчины, и женщины - ведь представление о недопустимости наготы в общественных местах, приписываемое церкви, на самом деле возникло в Европе только в XIX веке.

В Париже еще в XIII веке число общественных купален исчислялось десятками, а британский энциклопедист XII века, монах Александр Неккам писал, чтопросыпался по утрам от слишком громких криков банщиков, зазывавших людей в свои заведения. Единственное, что серьезно смущало церковь в этих местах, - то, что их часто использовали несколько не по назначению.

Находки в тирольском замке Лемберг показали, что в средневековой Европе были не только запечатленные на множестве средневековых миниатюр брэ (к XV веку выглядевшие как семейные трусы), но и бюстгальтеры и женские трусы вполне современного вида. Более того, Мишель Монтень (XVI век) упоминает о манере менять это белье с частотой, которую практикуют, к сожалению, далеко не все наши современники.

Изобретение карантина

Сомнительно и представление о том, что средневековые люди считали единственным источником болезни Божий гнев, из-за чего не принимали мер против заражения чумой. Еще до нашей эры было известно, что «мельчайшие создания, невидимые глазу, парящие в воздухе, входят в тело через рот и нос, вызывая серьезные заболевания». О них говорил, хотя и менее уверенно, и венецианский врач XV столетия Джироламо Фракасторо. И хотя в Средние века более распространенной была греческая теория миазмов - вредных газов, отравляющих тело и вызывающих болезни, она также логично вела к мерам по карантину.

Власти Генуи не пускали в город больных под страхом смерти. В Венеции с 1348 года заставляли все приходившие суда подолгу ждать в море (инкубационный период чумы невелик), а всех умерших от болезни горожан приказывали хоронить на значительной глубине на специально выделенном острове. Само слово «карантин» произошло именно из средневекового венецианского диалекта и означает 40 дней изоляции для прибывших кораблей. Более того, опыт организации противоэпидемической борьбы в Венеции того времени даже сегодняшними специалистами признается настолько образцовым, что из негопредложили извлечь уроки в связи с современной вспышкой Эболы.

Этот опыт был постепенно позаимствован всей Европой. «Великая чума» в Лондоне XVII века сопровождалась запретом для заболевших покидать свои дома на карантинный период, равно как и введением норм по глубине чумных захоронений.

До чего довел прогресс

Чумные пандемии резко повысили интерес к медицине: вся Европа осознала важность этой науки. Особо любознательные медработники от ознакомления с античными теориями Галена перешли к практическим опытам по вскрытию трупов и - со второй половины XV века - к собственной теоретической работе.

В начале Нового времени врачи выдвинули гипотезу, что миазмы, исходящие от земли, вызывают болезни тем легче, чем уязвимее к ним сам человек. Мытье же, расширяющее поры организма, сильно облегчает миазмам путь внутрь организма. Вердикт: все эти общественные купальни и бани не повышают шансы выжить.

Как суммировал Эразм Роттердамский: «Нет ничего более опасного, чем когда многие подвергают себя действию одного и того же пара, особенно когда их тела открыты жару...» Казалось логичным, что если болезни переносятся миазмами или «мельчайшими организмами, плавающими в воздухе», то пар (или газ) этот процесс ускоряет - ведь про то, что высокая температура убивает микробов, еще никто не знал! К тому же, продолжает титан Возрождения, многие посетители таких мест «страдают инфекционными заболеваниями,... без сомнения многие из них больны сифилисом». Как отмечает Эразм, хотя обычай посещать бани и сохраняется (на 1526 год), он стремительно теряет популярность: «25 лет назад ничто в Брабанте не было так модно, как посещение бань, но теперь они везде вышли из моды, ведь сифилис научил нас держаться от них подальше».

Забавное наложение не совсем корректной гипотезы нарождавшейся современной медицины на эпидемию импортированного из Америки сифилиса дало свои плоды: среди населения распространилось мнение, что мыться вредно. Разумеется, победа разума над безрассудным мытьем была не мгновенной.Дневник немецкого торговца Лукаса Рема фиксирует, что в мае-июне 1511 года он мылся 127 раз - существенно чаще, чем мы с вами.

Ничего странного в этом нет: тогда совместное мытье в бане или купальне хозяин часто предлагал гостю (в том числе - во время торговых сделок), как наши современники предлагают выпивку. Но активная пропаганда сторонников модной теории миазмов меняла ситуацию. Всего через три десятка лет Генрих VIII уже запрещает бани в окрестностях Лондона.

Итоги перехода от Средневековья к Новому времени в гигиеническом плане были печальны. Еще недавно регулярно мывшиеся европейцы часто вообще перестали делать это - врачи не советуют! Учитывая, что другие рекомендации врачей того времени (например, строгий карантин во время лондонской Великой чумы XVII века) явно работали, то и к этим прислушивались.

Чистые русские варвары

Конечно, были и те, кто остался в стороне от столбовой дороги прогресса. Так, в конце XVI века просвещенный европеец, ученый выпускник Кембриджа, посланный с дипломатической миссией в варварскую Россию, корит московитов за незнание элементарных истин о вреде бань: «они ходят два или три раза в неделю в баню... кожа от холода и жара изменяется и сморщивается... По моему мнению, это происходит от того, что они постоянно сидят в жарких покоях, занимаются топкой бань и печей и часто парятся». Как видим, разум одержал победу над темными силами лишь в границах распространения западной цивилизации.

Впрочем, и там находились отдельные отсталые личности. Так, Элизабет Пепис, жена крупного чиновника и автора знаменитого дневника о повседневной жизни лондонцев Сэмюэла Пеписа (1633-1703), после брака отказала мужу в близости, пока тот, наконец, не помоется. Конечно, супруг согласился не сразу. Но потерпев три дня, сдался и подверг свое здоровье риску атаки через «открывшиеся поры». Учитывая, что в своем дневнике Пепис описывает себя как чрезвычайно компанейского человека, можно предположить, что реакция его жены была весьма нетипичной для того времени.

Средневековый европеец явно был менее «блохастым», чем человек Нового времени, когда размах чумных пандемий резко сократился. Следовательно, причины ужасающей смертности от этой болезни в Средние века в чем-то другом. Может, дело в том, что не было канализации? Однако в Новгороде еще до чумы XIV века существовала развитая канализационная сеть с закрытыми трубами. Тем не менее болезнь не минула этот город. И по вполне понятной причине: от Франции и дальше на север она шла в основном в легочной форме - от человека к человеку. Европейский обычай выливать отходы в открытые сточные канавы мог способствовать размножению крыс, но никак не влиял на инфицирование человеком.

О пользе вреда

Чума вызвала самые крупные и губительные эпидемии в истории человечества - сопоставимые по последствиям с мировыми войнами. Однако даже несмотря на отсутствие систематических медицинских познаний, люди уже в Средние века смогли выработать достаточно целесообразную систему мер по карантину и захоронениям умерших, что позволяло встретить последующие чумные волны во всеоружии. Ни одна из эпидемий больше не уносила основную часть населения крупных западноевропейских стран, а обострившемуся общественному интересу к проблеме болезней мы фактически обязаны возникновением современной медицины, занявшейся не только изучением трактатов древних, но и самого человеческого тела.

На этом пути были и не самые удачные шаги - ошибочная теория миазмов на пару столетий действительно сделала жизнь европейцев почти такой же смердящей, как ее описал Патрик Зюскинд в своем «Парфюмере». Но в конечном счете даже это принесло пользу, заставив Лондон и Париж во второй половине XIX века бороться с «миазмами» созданием эффективных канализационных систем и сделав большие города местом, где люди, наконец, смогли ходить, не зажимая носы.