Проектная деятельность по ознакомлению с жизнью и творчеством Сергея Есенина «Край любимый. Образ России в творчестве С.А.Есенина. проект по литературе (8 класс) на тему Проект по литературе есенин

Учебный проект: Жизнь и творчество С.А. Есенина.
Творческое название проекта: «Мои стихи, спокойно расскажите
про жизнь мою»
С. Есенин
Предметная область: Русская литература.
Тема в учебном плане: Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина.
Возраст учащихся: 6 класс.
Продолжительность работы по проекту: 3 недели.
Краткая аннотация проекта:
Краткая биография Сергея Александровича Есенина. Сергей Александрович Есенин (3 октября 1895, село Константиново, Рязанская губерния 28 декабря 1925, Ленинград) русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма. Его поэзия: с первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 19191923 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).
Имя при рождении: Сергей Александрович Есенин
Дата рождения: 3 октября 1895(1895-10-03)
Место рождения: село Константиново, Кузьминская волость, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя
Дата смерти: 28 декабря 1925(1925.12.28) (30 лет)
Место смерти: Ленинград, СССР
Род деятельности: поэт
Годы творчества: 19101925
Направление: Новокрестьянские поэты (19141918), имажинизм (19181923)

Дидактические цели учебного проекта:
1. Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся.
2. Развитие творческих навыков учащихся.
3. Развитие умений и навыков работы с информацией.
4. Развитие навыков самоанализа учащихся.
5. Развитие навыков межличностного взаимодействия и навыков сотрудничества.
6. Развитие навыков критического мышления.
Методические задачи учебного проекта:
1. Развитие навыков различных видов речевой деятельности: чтения, письма, говорения.
2. Развитие навыков использования полученной инофрмации в речи.
3. Развитие навыков использования критического мышления.
4. Приобретение учащимися знаний социокультурного характера в соответствие с изучаемой тематикой.
Направляющие вопросы:
Основополагающий вопрос: Какое влияние Есенин оказал на мировоззрение читателя?
Проблемные вопросы:
1. Был ли счастлив Сергей Есинин в жизни?
2. Какие произведения являются центральными в его творчестве?
Учебные вопросы:
1. Когда родился Сергей Есенин?
2. В какой деревне он родился?
3. Кем были у него родители?
4. Каково отношение поэта к Родине и к матери?
5. Какие судьбоносные проблемы раскрываются в творчестве поэта?

Структура проекта
План проекта:

Этап I. 1.Вводное занятие. Презентация проекта (вводная презентация учителя). 2.Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов (мозговой штурм). 3.Формирование групп и выбор темы исследования.
Этап II. (3 недели, 2 раза в неделю по 15-20 минут на уроках, самостоятельная работа дома)
1.Совместное планирование проекта: цели, график работы, определение системы оценивания работ. 2.Планирование деятельности каждого участника проекта. 3.Анализ имеющейся информации. Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет и других источниках). 4.Выполнение плана работы (самостоятельная работа в группах). 5.Консультирование и наблюдение за деятельностью учащихся. 6.Промежуточное оценивание работы участниками группы с учетом самооценивания. 7.Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде презентации. 8.Предварительное оценивание работы всей группы 9.Итоговое оценивание работы каждого учащегося в группе.
Этап III. (2 недели, 2 раза в неделю по 15-20 минут на уроках, самостоятельная работа дома)
1.Предварительная оценка продукта деятельности. 2.Презентация проекта на школьной предметной неделе. 3.Оценивание результатов работы над проектом руководителем проекта и школьным педагогом-организатором. Вручение наград.
Этап IV.
1.Анализ результатов выполнения проекта. 2.Рефлексия.
Публикация учителя
Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Дидактические материалы
Тест "Жизнь и творчество Сергея Есенина"
Литература:
Стихотворения С.А. Есенина

СЦЕНАРИЙ ПРОЕКТА:


ЧТЕЦ____________________:
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёз и синий рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты

Сегодня мы собрались, чтобы рассказать о жизни и творчестве великого русского поэта Сергея Есенина, которому исполнилось бы в этом году 120 лет. Есенин - самый популярный русский поэт 20 века. Многие литературоведы ломали голову над секретом всероссийской любви к поэзии Есенина.

ЧТЕЦ ________________________:
- На Рязанской земле в селе Константиново в 1895г. 21 сентября (по старому стилю) 3 октября по новому – родился Великий поэт Сергей Есенин.
Отец Есенина – Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна – крестьяне. Детство Сергей провел у деда и бабки по матери в другой части села.
В своих стихах, и в автобиографии Есенин показывал свою безграничную любовь к деду по матери Федору Андреевичу Титову. Есенин был в детстве сорванцом. На селе слыл первым драчуном. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках, а то и с расквашенным носом. Бабка его бранила. А дед заступался. «Дедушка мне пел песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал Библию и священную историю.»
Года далёкие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
«Пустое дело
Ну, а если тянет-
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл».

Дедушка Сергея Есенина, был знатоком церковных книг, а бабушка, Наталья Евтеевна, знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений. В праздники бабушка и внук отправлялись на Богомолье. А по вечерам в доме собирались дети, нищие и все слушали сказки.

ЧТЕЦ_________________________:
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело
Говори да говори.

СЦЕНКА:
Бабка. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил?
Дед. Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет!
Бабка. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он...
Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.

Дед. Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться..
Есенин. Не буду учителем.
Дед. А кем тогда?
Есенин. Никем, частушки буду сочинять!
Дед. Частушки... Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят)

Звучит музыка: _________________________
Демонстрируется:________________________

ЧТЕЦ____________________:

Село Константиново, где родился Есенин, было тихое, чистое, утопающее в зелени. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд.


Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

ЧТЕЦ___________________________:
Поэт Руси, он взял у её природы даже черты своей прекрасной внешности: голубые глаза - у голубых озер и бездонных небес, мягкие кудри - у крон родных берез, золото волос – у российских полей. А главное, он взял у Родины глубокую и необъятную душу ее.

Стихотворение «Приоткроется дверь»

Приоткроется дверь, и в сени
Осень стучит, дождем дыша,
Здесь родился Сергей Есенин,
Здесь витает его душа.

ЧТЕЦ____________________:
Есенин – это поэт Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение сердца. Слово « Русь» - одно из самых излюбленных слов Есенина. Для него оно наполнено огромным содержанием. Здесь и родной дом, и образ матери, и лошади, пьющие воду из реки, где плавает отражение месяца, здесь весь мир и лирика Есенина.

ЧТЕЦ: ___________________________
Можно включить_____________________
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

ЧТЕЦ___________________________:
Сергей Есенин воспринимал мир в тесном общении с природой. Природа в его стихах звенела голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей.
Поэт однажды увидел зимой березу и сочинил стихотворение «Береза». Это было первое произведение, напечатанное в журнале.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

ЧТЕЦ___________________________:
Долгое время Есенин жил в Москве и Петербурге. Стал уже известным поэтом. Много было друзей и недругов. И вот он посетил свои родные места. Он не узнал своего деда, тот очень состарился. После этого у поэта родилось стихотворение « Возвращение на Родину

Ну что старик с тобой?
Скажи мне,
Отчего ты так глядишь скорбяще.
- Добро, мой внук.
Добро, что не узнал ты деда

Ах, дедушка, ужели это ты!
И полилась печальная беседа
Слезами теплыми на пыльные цветы.

ЧТЕЦ___________________________:
Сколько раз позднее согревали и успокаивали поэта бесконечно дорогие его сердцу воспоминания детских лет. Вновь и вновь наполняя музу чувством любви к родине, матери, которой поэт посвятит не одно стихотворение.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ НА СТИХИ «Письмо к матери»

ЧТЕЦ___________________________:

Поэзия разлита всюду, умей только ощущать её В Есенине говорит непосредственное чувство крестьянина; природа и деревня. К ним направлена любовь и чувства поэта.

ПЕСНЯ:__________Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

ЧТЕЦ:________________Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

ЧТЕЦ___________________________:

Само понятие “Родина” у Есенина расширяется от своего села до всей России. Россия для него – родной дом. И в тяжёлые времена для России он страдал от мысли, что в своей стране он словно “иностранец”, словно “пришелец”. Но даже тогда он сохраняет в душе любовь к родине.

ЧТЕЦ ______________________:
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

ЧТЕЦ ______________________:
1925 год. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии. В Ленинграде, в гостинице "Англетер" ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство? - Нет пока точного ответа на этот вопрос.
Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по всей стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной рамке.
Звучит стихотворение: _________________________
Демонстрируется:________________________

ЧТЕЦ ______________________:
Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. Много это или мало? На Кавказе говорят: 30 лет человек должен учиться, 30-путешествовать и 30-писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял. Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба-подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». За 30 лет он подарил нам целый мир, и этот мир живет, движется, переливается всеми цветами радуги.

Звучит музыка.____________________________________________________
Демонстрируется портрет Есенина.

Проект для младших школьников "Есенинская Русь"

Паспорт проектной работы.
1. Название проекта: Есенинская Русь.
2. Руководитель проекта: педагог
3. Консультанты проекта: педагог, родители, библиотекарь.
4. Предметная область: изобразительное искусство.
5. Возраст учащихся: 7 – 10 лет.
6. Тип проекта: коллективный, локальный.
7. Актуальность: повысить интерес учащихся к жизни и творчеству Сергея Александровича Есенина, посвятить мероприятие 120-летию со дня рождения
С. Есенина.
8. Цель проекта: Повысить интерес учащихся к жизни и творчеству известного русского поэта Сергея Александровича Есенина.
9. Задачи проекта: Расширить представления обучающихся о жизни и творчестве С. Есенина.
Создать рисунок (изделие декоративно-прикладного творчества) по мотивам жизни и творчества С. Есенина.
Стимулировать развитие у детей фантазии, воображения, способностей к прикладному и художественному творчеству.
10. Вопросы проекта:
11. Необходимое оборудование и материалы: бумага, акварель, гуашь, восковой мелок, школьный мелок, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, пастель, кисти белка, пони № 1-4, щетина №8, 20, непроливайка, салфетки, ватные палочки.
12. Предполагаемые продукты проекта: выставка рисунков, участие в конкурсе, итоговое мероприятие.
13. Этапы работы над проектом.

Организационно-подготовительный этап.
1 этап. Погружение в проект.
2 этап. Цели и задачи проекта. Определение источников информации.
3 этап.Организация деятельности. Сбор и обработка информации. Выбор варианта выполнения проекта. Конкретный замысел: что будет происходить, к какому результату приведет.
4 этап. Планирование работы: определяются основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и индивидуально-личностных условий. Выбор критериев самооценки итога проектной деятельности. Уточнение сроков и способы презентации результатов проектирования.
5 этап. Последовательная реализация проекта и решение поставленных задач, постоянная рефлексия. Обсуждение хода выполнения проекта и его промежуточные результаты. Оформление продукта проекта.
6 этап. Предварительная презентация. Оформляется мини-выставка готовых работ с последующим обсуждением. Каждый обучающийся оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее, также работу оценивает педагог и родители. Лучшие работы отправляются для участия во Всероссийском детско-юношеском конкурсе рисунка и декоративно-прикладного творчества «Есенинская Русь».
Рефлексия. Предлагается оценить свой вклад в решение проблемы, чему научились, что удалось или не удалось и почему.
Заключительный этап.
7 этап. Итоговая презентация. Анализ результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в совместной деятельности. Выставка рисунков. Награждение победителей конкурса. Музыкально-литературная композиция.

Ход проекта.

Организационно – подготовительный этап.
Первый этап: погружение в проект.
Знакомство обучающихся с темой данного проекта. Описание ситуации, постановка проблемы. Получена информация: исполняется 120 лет со дня рождения поэта Сергея Есенина. Проводится опрос обучающихся для мотивации к предстоящей деятельности:
- что вы знаете о поэте С. Есенине?
- что мы можем изобразить в память о жизни и творчестве поэта?
- какие материалы мы можем применить?

Куда применить лучшие рисунки?
Проводится совместное обсуждение и выбор названия предстоящего проекта, формулируется его цель и задачи.

Цель проекта:
Повысить интерес учащихся к жизни и творчеству известного русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Задачи проекта:
1. Расширить представления обучающихся о жизни и творчестве С. Есенина.
2. Создать рисунок (изделие декоративно-прикладного творчества) по мотивам жизни и творчества С. Есенина.
3. Закрепление умений работать с акварелью, гуашью, восковыми и школьными мелками, используя разные техники.
4. Стимулировать развитие у детей фантазии, воображения, способностей к прикладному и художественному творчеству.
После формулировки цель и задач педагог предлагает обучающимся ознакомиться с дополнительной информацией:
1. Жизнь и творчество Сергея Есенина (отдельные эпизоды биографии).
2. Стихи (песни) Сергея Есенина.

Определение источников информации :
книги, интернет, библиотека, наглядный материал.
Второй этап: организация деятельности.

Сбор и обработка информации .
При выполнении данного проекта, обучающиеся активно пользовались литературными источниками, наглядными материалами, интернет – ресурсами.
Выбор варианта выполнения проекта. Исходя из полученной информации, творческих способностей, собственных навыков и умений, обучающиеся запланировали выполнить творческие работы на темы поэтических произведений С. Есенина, эпизоды биографии поэта.
Обсуждение организационных, содержательных моментов предстоящей деятельности для решения поставленной цели.

Коллективный анализ плана работы :
1. Выбрать технику изобразительной деятельности, формат и т.п.
2. Тематика художественного произведения.
3. Расположение работы: вертикальное, горизонтальное; содержание.
4. Выбор материала и оборудования.
5. Выполнение творческой работы.
В результате коллективного анализа должно сложиться представление, что цель может быть достигнута разными способами. Педагог контролирует работу учащихся, корректирует возможные ошибки, приглашает к сотрудничеству.

Планирование работы.
После коллективного анализа предстоящей проектной деятельности, учащиеся приступают к непосредственному планированию своей работы:
- выбор техники изобразительной деятельности;
- последовательность выполнения работы;
- необходимое оборудование и материалы;
- выбирают способ презентации.
Выбор критериев устной самооценки итога проектной деятельности. Обсуждаются критерии, по которым в дальнейшем будут подводиться итоги проектной деятельности.
Основные критерии оценки проекта:
- соответствие тематике проекта: иллюстрация жизни и творчества Сергея Есенина;
- оригинальность сюжета, фантазия, юмор, патриотизм;
- качество исполнения, самостоятельность выполнения работы;
- творческий замысел (рассказ учащегося, что он пытался передать в своем рисунке);
- активность учащихся в планировании своей работы, в подготовке и проведении презентации.
Уточнение сроков и способы презентации результатов проектирования.
Основной этап (продуктивный).

Третий этап: реализация проекта.
Последовательная реализация намеченных планов и решение поставленных задач, постоянная рефлексия. Обсуждение хода выполнения проекта и его промежуточные результаты. Самостоятельное выполнение работы. Оформление продукта проекта.
Предварительная презентация. Оформляется мини-выставка готовых работ с последующим обсуждением. Каждый обучающийся оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее, также работу оценивает педагог и родители. Лучшие работы отправляются для участия во Всероссийском детско-юношеском конкурсе рисунка и декоративно-прикладного творчества «Есенинская Русь».
Заключительный этап.

Четвертый этап: итоговая презентация.
В кабинете оформляется выставка из выполненных работ с последующим обсуждением, каждый участник устно оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее. Приглашаются родители, педагоги посмотреть и оценить выставку проектной деятельности.
Рефлексия. Предлагается оценить свой вклад в решение проблемы, чему научились, что удалось или не удалось, и почему.

Приобретенные учащимися в ходе работы над проектом умения:
- умение прогнозировать, представлять итог работы;
- умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности;
- умение составлять свой план работы и следовать ему;
- умение искать необходимую информацию в различных источниках.

Навыки, которые были оценены в ходе работы над проектом:
- творческие навыки;
- коммуникативные навыки;
- навыки анализа собственной деятельности.
Награждаются победители конкурса, дипломами отмечаются наиболее выразительные работы.
Для гостей проводится музыкально-литературная композиция по творчеству Сергея Есенина.

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА «Родная природа в поэзии С. Есенина и А.Блока»

Выполнил:

учащийся 6 класса

МБОУ Павловская СШ

Тарасенков Сергей


  • Цель: Понять отношение поэтов к родной природе на примере поэзии А.Блока и С. Есенина. Задачи:
  • Изучить биографию поэтов
  • Подобрать стихи о явлениях природы
  • Научиться выразительно читать стихи
  • Ответить на вопрос: Как относились поэты к природе России?

Результат проекта:

  • выразительное чтение стихов
  • Компьютерная презентация

Блок Александр Александрович


Биография Александра Блока

Родители Блока разошлись сразу же после рождения будущего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей. После окончания петербургской гимназии с 1898 по 1901 годы он учился на юридическом факультете Петербургского университета.

Как поэт Блок формировался под влиянием традиций русской классической литературы. Писать стихи начал рано. В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А.Жуковского. Певец природы, как называли Жуковского, учил поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность проникновения за пределы живого.


ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Первые стихи Блок написал в пять лет.

В честь поэта назван также астероид


Рассвет Александр Блок Я встал и трижды поднял руки. Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь. Казалось, женщина вставала, Молилась, отходя во храм, И розовой рукой бросала Зерно послушным голубям. Они белели где-то выше, Белея, вытянулись в нить И скоро пасмурные крыши Крылами стали золотить. Над позолотой их заемной, Высоко стоя на окне, Я вдруг увидел шар огромный, Плывущий в красной тишине. http://ruspoeti.ru/aut/blok/t/14.html



Биография

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе.

По окончании школы, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом - в типографии И. Д. Сытина.

В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

Отец и мать С. Есенина


Есенин и Айседора Дункан, 1922

С. А. Есенин и

С. А. Толстая


Сыплет черемуха снегом...

Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы,- Я одурманен весной.

Радугой тайные вести Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу.


В ходе работы над проектом я выяснил:

  • А. Блок и С. Есенин писали очень много стихов о природе России.
  • В своих стихах авторы говорят с любовью и нежностью о природе своей страны.
  • Читая стихи этих поэтов, я понимаю, что у природы есть душа, она живая.








Сергей Есенин. Имя великого русского поэта – знатока народной души, певца крестьянской Руси, знакомо каждому человеку, стихотворения давно стали русской классикой, а в день рождения Сергея Есенина собираются почитатели его творчества.

Ранние годы

21 сентября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Александрович Есенин, выдающийся русский поэт с трагической, но весьма насыщенной судьбой. Через три дня был крещен в местной церкви казанской иконы Божией Матери. Отец и мать были крестьянского происхождения. Их брачный союз с самого начала складывался, мягко говоря, не очень, точнее, они были абсолютно разными людьми.

Почти сразу же после свадьбы Александр Есенин (отец поэта) Вернулся в Москву, где стал работать в мясной лавке. Мать Сергея, в свою очередь, не ужившись с родственниками мужа, вернулась в отчий дом, в котором и провел первые годы жизни Сережа. Именно дедушка и бабушка по материнской линии подтолкнули его к написанию своих первых стихотворений, ведь вслед за отцом юного поэта оставила и мать, уехавшая на заработки в Рязань. Дед Есенина был начитанным и образованным человеком, знал множество церковных книг, а бабушка обладала обширными знаниями в области фольклора, что благотворно повлияло на раннее воспитание юноши.

Обучение

В сентябре 1904 года Сергей поступает в Константиновское земское училище, где учится 5 лет, хотя обучение должно было продолжаться на год меньше. Это было связано с плохим поведением юного Сережи в третьем классе. Во время обучение он вместе с матерью возвращается в отцовский дом. По окончании училища будущий поэт получает похвальный лист.

В этом же году он успешно сдает экзамены для поступления в церковно-приходскую учительскую школу в селе Спас-Клепики родной губернии. На время обучения Сергей обосновался там же, приезжая в Константиновское только в каникулярное время. Именно в школе подготовки сельских учителей Сергей Александрович начинает регулярно писать стихи. Первые произведения датируются началом декабря 1910 года. За неделю появляются: «Наступление весны», «Осень», «Зима», «К друзьям». До конца года Есенин успевает написать еще целый ряд стихотворений.

В 1912 году оканчивает школу и получает диплом по специальности «школьный учитель грамоты».

Переезд в Москву

После окончания школы Сергей Александрович покидает родные края и перебирается в Москву. Там он устраивается в мясную лавку Крылова. Начинает жить в том же доме, где и его отец, на Большом Строченовском переулке, теперь здесь располагается музей Есенина. Сначала отец Есенина был рад приезду сына, искренне надеясь, что тот станет для него опорой и будет ему во всем помогать, но проработав некоторое время в лавке, Сергей заявил отцу, что хочет стать поэтом и начинает искать работу себе по душе.

Сначала он распространяет социально-демократический журнал «Огни», с намерением печататься в нем, но этим планам не суждено было сбыться, так как журнал вскоре закрыли. После, устраивается помощником корректора в типографию И.Д.Сытина. Именно здесь Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая позже станет его первой гражданкой женой. Почти одновременно с этим поступает слушателем в Московский городской народный университет им. Шанявского на историко-филологический цикл, но почти сразу его бросает. Работа в типографии позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка.

Первая гражданская жена поэта, Анна Изряднова, так описывает Есенина тех лет:

Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…

Расцвет карьеры поэта

В начале 14-го года, в журнале «Мирок» публикуется первый известный материал Есенина. Был напечатан стих «Береза». В феврале журнал публикует еще ряд его стихотворений. В мае этого же года Есенина начинает печатать большевистская газета «Путь правды».

В сентябре поэт вновь меняет место работы, на этот раз становится корректором в торговом доме «Чернышев и Кобельков». В октябре в журнале «Проталинка» публикуется стихотворение «Молитва матери», посвященное Первой мировой войне. В конце года у Есенина и Изрядновой рождается их первый и единственный ребенок - Юрий.

К сожалению его жизнь оборвется достаточно рано, в 1937 году Юрия расстреляют, и как позже выяснится - по ложным обвинениям, выдвинутым против него.

После рождения сына Сергей Александрович покидает работу в торговом доме.

В начале 15-го года Есенин продолжает активно печататься в журналах «Друг народа», «Мирок» и др. Безвозмездно работает секретарем в литературно-музыкальном кружке, после чего становится членом редакционной комиссии, но покидает ее из-за разногласий с другими членами комиссии по отбору материалов для журнала «Друг народа». В феврале печатается его первая известная статья на литературную тематику «Ярославны плачут» в журнале «Женская жизнь».

В марте этого же года, во время поездки в Петроград, Есенин знакомится с Александром Блоком, которому читает свои стихи у него на квартире. После, активно знакомит со своим творчеством многих известных и уважаемых людей того времени, попутно завязывая с ними выгодные знакомства, среди них Добровольский А.А., Рождественский В.А. Сологуб Ф.К. и многие другие. В результате чего стихи Есенина были напечатаны в ряде журналов, что поспособствовало росту его популярности.

В 1916 году Сергей поступает на военную службу и в этом же году издает сборник стихов «Радуница», который делает его известным. Поэта стали приглашать выступать перед императрицей в Царское село. На одном из таких выступлений она дарит ему золотые часы с цепочкой, на которых был изображен государственный герб.

Зинаида Райх

В 1917 году, находясь в редакции «Дело народа», Есенин знакомится с помощником секретаря - Зинаидой Райх, женщиной весьма недурного ума, владевшей несколькими языками и машинописью. Любовь между ними возникла далеко не с первого взгляда. Все началось с прогулок по Петрограду с их общим знакомым Алексеем Ганиным. Изначально они были конкурентами и в какой-то момент товарищ даже считался фаворитом, пока Есенин не признался Зинаиде в любви, недолго поколебавшись, она ответила взаимностью, тотчас было решено венчаться.

В тот момент молодые люди испытывали серьезные финансовые проблемы. Проблему денег они решили при помощи родителей Райх, отправив им телеграмму с просьбой выслать им средства на свадьбу. Без лишних вопросов деньги были получены. Обвенчались молодые в небольшой церкви, Есенин нарвал полевые цветы и сделал из них свадебный букет. Свидетелем выступил их друг Ганин.

Однако, с самого начала их брак пошел не так, в первую брачную ночь Есенин узнает, что его любимая жена не была невинной, и уже разделяла ложе с кем-то до него. Это очень сильно задело поэта за живое. В этот момент в Сергее взыграла кровь, и глубокая обида поселилась в его сердце. После возвращения в Петроград они стали жить раздельно, и только через две недели, после поездки к ее родителям, они начинают жить вместе.

Возможно, перестраховываясь, Есенин заставляет свою жену уйти с работы из редакции, и как всякой женщине того времени, ей пришлось подчиниться, благо к тому времени финансовое положение семьи наладилось, ведь Сергей Александрович стал уже известным поэтом с хорошими гонорарами. А Зинаида решила устроиться в Наркомат машинисткой.

Какое-то время между супругами установилась семейная идиллия. В их доме бывало много гостей, Сергей устраивал для них приемы, роль добропорядочного хозяина очень ему нравилась. Но именно в этот момент стали проявляться проблемы, которые сильно изменили поэта. Его одолевала ревность, к этому добавились проблемы с алкоголем. Однажды он, обнаружив подарок от неизвестного поклонника, устроил скандал, при этом нецензурно оскорблял Зинаиду, позже они помирились, но прежние отношения вернуть уже не удалось. Их ссоры стали происходить все чаще, со взаимными оскорблениями.

После переезда семьи в Москву, проблемы не ушли, а наоборот усилились, пропал тот домашний уют, друзья, которые поддерживали, вместо этого четыре стены захудалого гостиничного номера. Ко всему этому добавилась ссора с женой по поводу рождения детей, после которой она решила покинуть столицу и уехать в Орел к родителям. Горечь от расставания Есенин заглушал алкоголем.

Летом 1918 года родилась их дочь, которую назвали Татьяной. Но рождение ребенка не способствовало укреплению отношений Есенина и Райх. Из-за редких встреч, девочка совсем не привязывалась к отцу, и в этом он видел «козни» матери. Сам Сергей Александрович считал, что его брак закончился уже тогда, но официально он продлился еще несколько лет. В 1919 году поэт предпринимал попытки возобновить отношения и даже высылал деньги Зинаиде.

Райх решила вернуться в столицу, но отношения вновь не клеились. Тогда Зинаида решила взять все в свои руки и, без согласия мужа, родить второго ребенка. Это стало роковой ошибкой. В феврале 1920 года у них рождается сын, но не на родах, ни после них, поэт не присутствует. Имя мальчику выбирают в ходе телефонного разговора, останавливаются на Константине. Есенин познакомился с сыном в поезде, когда они с Райх случайно пересеклись в одном из городов. В 1921 году их брак был официально расторгнут.

Имажинизм

В 1918 году Есенин знакомиться с Анатолием Мариенгофом, одним и основателей имажинизма. Со временем поэт примкнет к этому движению. В период увлечения этим направлением он напишет ряд сборников, среди которых «Трерядница», «Стихи скандалиста», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая», а также поэма «Пугачев».

Есенин в значительной степени помог становлению имажинизма в литературе серебряного века. Из-за участия в акциях имажинистов, был арестован. В это же время у него разгорелся конфликт с Луначарским, который был недоволен его творчеством.

Айседора Дункан

За два дня до получения официального развода с Зинаидой Райх, на одном из вечеров в доме художника Якулова, Есенин знакомится с известной танцовщицей Айседорой Дункан, которая приехала открывать свою танцевальную школу в нашей стране. Она не знала русский язык, ее словарный запас насчитывал всего лишь пару десятков слов, но это не помешало поэту с первого взгляда влюбиться в танцовщицу и в этот же день получить от нее страстный поцелуй.

К слову, Дункан была старше своего кавалера на 18 лет. Но ни языковой барьер, ни разница в возрасте, не помешали Есенину переехать в особняк на Пречистенке, где проживала танцовщица.

Вскоре Дункан перестало удовлетворять то, как развивается ее карьера в Советском Союзе, и она решила вернуться обратно на родину - в Соединенные Штаты. Айседора хотела, чтобы Сергей последовал вслед за ней, но бюрократические процедуры помешали этому. У Есенина возникли проблемы с получением визы, и для того чтобы ее получить, они решили пожениться.

Сам процесс бракосочетания проходил в Хамовническом ЗАГСе города Москвы. Накануне этого Айседора попросила исправить год своего рождения, чтобы не смущать своего будущего мужа, он согласился.

2 мая состоялась церемония бракосочетания, в том же месяце пара покинула Советский Союз и отправилась на гастроли Есениной-Дункан (оба супруга взяли эту фамилию) сначала в Западную Европу, после чего они должны были отправиться В США.

Отношения молодоженов не складывались с самого начала путешествия. Есенин привык к особому отношению в России и к своей популярности, тут же воспринимали его как супруга великой танцовщицы Дункан.

В Европе у поэта вновь возникают проблемы с алкоголем и ревностью. Изрядно напившись, Сергей начинал оскорблять свою жену, грубо хватая, иногда избивая. Один раз Айседоре пришлось вызывать даже полицию, чтобы утихомирить разбушевавшегося Есенина. Каждый раз после ссор и избиений, Дункан прощала Есенина, но это ни только не остужало его пыл, а наоборот - подогревало его. Поэт презрительно стал высказываться о своей жене среди друзей.

В августе 1923 года, Есенин с супругой возвращаются в Москву, но и тут их отношения не ладятся. А уже в октябре он отправляет Дункан телеграмму об окончательном разрыве их отношений.

Последние годы и смерть

После расставания с Айседорой Дункан жизнь Есенина медленно катилась по наклонной. Регулярное употребление алкоголя, нервные срывы, вызванные публичной травлей поэта в прессе, постоянные аресты и допросы, все это сильно подрывало здоровье поэта.

В ноябре 1925 года его даже положили в клинику Московского государственного университета для больных нервными расстройствами. За последние 5 лет жизни, на Сергея Есенина завели 13 уголовных дел, часть из которых была сфабрикована, например, обвинение в антисемитизме, а другая часть была связана с хулиганством на алкогольной почве.

Творчество Есенина в этот период жизни стало более философским, он переосмысливает многие вещи. Стихи этой поры наполнены музыкальностью и светом. Смерть его друга Александра Ширяевца в 1924 году, подталкивает видеть хорошее в простых вещах. Такие изменения помогают решить поэту внутриличностный конфликт.

Личная жизнь также была далека от идеала. После расставания с Дункан, Есенин поселяется у Галины Бениславской, которая испытывала чувства к поэту. Галина сильно любила Сергея, но он этого не ценил, постоянно пил, устраивал сцены. Бениславская же все прощала, каждый день находилась рядом, вытаскивала его из различных кабаков, где друзья-собутыльники спаивали поэта за его же счет. Но и этот союз продержался не долго. Уехав на Кавказ, Есенин женится на внучке Толстого - Софье. Узнав это Бениславская ложится в физио-диетический санаторий им. Семашко с нервным расстройством. В последствии, после смерти поэта, она покончила с собой на его могиле. В предсмертной записке она написала, что в могиле Есенина лежит все самое дорогое в ее жизни.

В марте 1925 года Есенин знакомится с Софьей Толстой (внучкой Льва Толстого) на одном из вечеров в доме Галины Бениславской, где собирались многие поэты. Софья пришла вместе с Борисом Пильняком и задержалась там до позднего вечера. Проводить ее вызвался Есенин, но вместо этого они долго гуляли по ночной Москве. После Софья призналась, что эта встреча решила ее судьбу и подарила самую большую любовь ее жизни. Влюбилась она в него с первого взгляда.

После этой прогулки Есенин часто стал появляться в доме Толстых, а уже в июне 1925 года он переезжает в Померанцевый переулок к Софье. Однажды, гуляя по одному из бульваров, они встретили цыганку с попугаем, которая нагадала им свадьбу, при этом попугай во время гадания достал медное кольцо, Есенин тут же подарил его Софье. Она была безумно рада этому кольцу и носила его до конца жизни.

18 сентября 1925 года Сергей Александрович заключает свой последний брак, который продлится весьма недолго. Софья была рада, как маленькая девочка, Есенин также был рад, хвастаясь, что женился на внучке Льва Толстого. А вот родственники Софьи Андреевны были не очень рады ее выбору. Сразу же после свадьбы продолжились постоянные запои поэта, уходы из дома, загулы и больницы, но Софья до последнего боролась за своего любимого.

Осенью этого же года длительный запой завершился госпитализацией Есенина в психиатрическую больницу, где он провел месяц. После его выхода Толстая писала родственникам, чтобы те его не осуждали, ведь несмотря ни на что она его любит, и он делает ее счастливой.

После выхода из психиатрической больницы, Сергей отправляется из Москвы в Ленинград, где поселяется в гостинице «Англетер». Встречается с рядом литераторов, среди которых Клюев, Устинов, Приблудный и др. И в ночь с 27 на 28 декабря, согласно официальной версии следствия, сводит счеты с жизнью, повесившись на трубе центрального отопления при помощи веревки. В его предсмертной записке было написано: «До свиданья, мой друг, до свидания».

Следственные органы отказались возбуждать уголовное дело, сославшись на депрессивное состояние поэта. Однако, многие специалисты, как того времени, так и современники, склоняются к версии насильственной смерти Есенина. Возникли эти сомнения из-за неправильно составленного акта осмотра места самоубийства. Независимые эксперты обнаружили на теле следы насильственной смерти: царапины и порезы, которые не были приняты во внимание.

При разборе документов тех лет обнаружились и другие несоответствия, например, то, что нельзя повеситься самостоятельно на вертикальной трубе. Созданная в 1989 году комиссия, проведя серьезное расследование, пришла к выводу, что смерть поэта была естественной - от удушения, опровергнув все домыслы, которые были весьма популярны в 70-ые годы в Советском Союзе.

После вскрытия, тело Есенина на поезде было доставлено из Ленинграда в Москву, где 31 декабря 1925 года и был похоронен поэт на Ваганьковском кладбище. На момент смерти ему было всего лишь 30 лет. Прощались с Есениным в московском доме печати, туда пришли тысячи людей, несмотря даже на декабрьские морозы. Могила и по сей день находится там, и любой желающий может ее посетить.

«Есенин Сергей Александрович» - Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину озера и бросали в воду. Жизнь и творчество поэта. В 1924 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) вышел сборник стихов С.А.Есенина “Москва кабацкая”. В 1919 году Есенин познакомился с Анатолием Маристофом и пишет свои первые поэмы – “Инония” и “Кобыльи корабли”.

«Есенин о животных» - Давняя дружба собаки и человека. Прием антропоморфизма. Сергей Есенин. Образ лисицы. Безжалостное отношение людей к животным. Атрибут крестьянской избы. Братья наши меньшие. Молодость. Черный конь. Революция. Образ коровы. Розовый конь. Красный конь. Образ воронов. Предвестник смерти. Народный символ несчастья.

«Есенин о родине» - Цели урока: Я не скоро, не скоро вернусь! Народные истоки. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. О, Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую» С.Есенин. Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. Зори меня вешние в радугу свивали. Начинается период возрождения поэта.

«Творчество С.Есенина» - Человек. Богатство цветообозначения. Скирды солнца. Любовь к родине. Тема родины в творчестве С.А. Есенина. Васильками сердце светится. Задрожало зеркало затона. Береза. Горят снежинки. Любовь к родному краю. Животные. Сергей Александрович Есенин. Внимание читателя. Гой ты, Русь, моя родная. Рать святая.

«Есенин 11 класс» - Здесь по заре и звёздам Я школу проходил». 1918. Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне». Родная рязанская земля… «О край разливов грозных И тихих вешних сил. С.Есенин среди работников типографии. "Быть может, вспомнит обо мне...". Сережа рос сиротой при живых родителях. Учителя.

«Русский поэт Сергей Есенин» - Кульминация. Творчество Сергея Есенина. Имажинизм. Революция. Фигура лирического героя. Трагический финал. Айседора. Не жалею, не зову, не плачу. Содержание стихотворения. Анализ стихотворений. Служба в армии. Напевность и живописность. Стихи последних лет. Литературный дебют. Отговорила роща золотая.

Всего в теме 35 презентаций