Почему армяне не любят азербайджанцев? Почему идет вражда между арменией и азербайджаном Почему азербайджанцы не любят армян

Интересно, почему у Армении сложились такие отношения почти что со всеми своими соседями? Нет, я не ради разжигания межнациональной розни, а так, мнения узнать, может у кого-какие интересные есть мысли на этот счет.

Тяжкая история с Турцией понятна, но почему это началось? Почему их не любят азербайджанцы? Продолжают не любить, почему бакинские погромы происходили несколько раз в истории? И вначале XX века были, и в конце его?

Почему даже большое количество грузин не любят армян? Что уж греха таить, а многие грузины испытывают крайне негативные чувства к самому Михаилу Саакашвили, обвиняя его в том, что он пособник армян в Грузии и продвигает их интересы в республике активно. Некоторые там вообще его армянином считают. В Тбилиси у армян вообще есть целый район, где они проживают уже много веков - Авлабари. Там я останавливался. На юге ближе к границе их и того больше. Но грузины относятся к ним явно не особо позитивно и там.

Коренное население Сочи также относится к ним крайне негативно. Не знаю, правда или нет, но говорят, что в Краснодарском крае есть неписанное правило - не принимать их на работу в правоохранительные органы и государственные учреждения. В частной беседе это вам проаргументируют так: если одного армянина взять, он за собой в органы потом всю родню приведет и приветик. Дальнейшие последствия этого понятны.

Мне один азербайджанец умную вещь сказал по дороге в Стамбул:

"Я вот даже армянам немного завидую. Они очень сплоченные в отличие от нас. Мы тюрки и нас много национальностей братьев. Вы славяне и вас тоже много. У вас тоже есть те, кто вас понимает. А вот у армян (ну, и грузин) нет никого больше. Малый народ, малая земля и их язык кроме них самих никто больше не понимает. Поэтому они такие сплоченные. Может, поэтому мы и проиграли тогда Нагорный Карабах. Если у нас один кто-то растет карьерно и материально, другие начинают его тянуть назад вниз, не хотят, чтобы кто-то был выше. У армян иначе. Один поднимается, он ведет за собой всех остальных. Так что в этом они молодцы. Маленькая страна, маленький народ."

Меня вот в армянах очень напрягает одно. Об этом говорил tema . Геноцид армян турками - это один из главных их товаров на экспорт. Детям с самого детства это в головы вбивается. У нас даже в Саратове есть, поставленный армянами монумент жертвам геноцида армян. Саратов-то тут причем? Ну, у нас их тут очень много:-)

Аналогично у нас главный товар Волгограда - это 2-ая мировая война. То есть, ты туда приедешь, и там кругом эхо войны. Все.

Я не разжигаю. Это так слова и мнения разных людей. Давно интересна тема межнациональных конфликтов просто.

Причиной роста числа разводов является крах системы семейных ценностей.

Об этом Oxu.Az сказала глава Общественного объединения помощи женщинам Təmiz Dünya Мехрибан Зейналова .

По ее словам, причин для разводов много:

«В первую очередь, некоторые люди управляют семьей по устаревшим порядкам. Конечно, не все с этим согласны, в результате чего отношения портятся, и происходит развод. Также играют роль принудительные ранние браки, принудительная женитьба ввиду возраста, безработица и измена. Некоторые женщины не хотят, чтобы их свободу насильно ограничивали».

Мехрибан Зейналова заявила, что предотвратить развод невозможно:

«Система ценностей дала трещину. Предовратить разводы каким-то способом невозможно. Процесс саморегулируется. Это будет длиться до тех пор, пока процесс создания семьи не станет сознательным».

Заведующий отделом демографии и географии населения Института географии Национальной академии наук Азербайджана Низами Эюбов заявил, что в настоящее время одной из самых больших проблем Азербайджана является эрозия национально-духовных ценностей:

«К эрозии ценностей приводят интернет, социальные сети, возросшая жестокость людей. Раньше мы жили не очень хорошо, но люди ладили, договаривались друг с другом. Сейчас проблемы появляются из ниоткуда и разрастаются. Люди не могут принять друг друга и разводятся. Исследования показывают, что проблемы между людьми не повод для развода».

Низами Эюбов заявил, что за последние 10 лет численность разводов увеличилась на 70-80 процентов:

«Если сравнить первые годы независимости и наше время, то сейчас разводов больше. Естественный прирост населения сократился и продолжает снижаться. Естественный прирост на 1000 человек населения сократился с 19-20 до 9.

Государство приняло программы для решения демографических проблем, но естественный прирост продолжает падать. Все дело в разводах и резком сокращении рождаемости. Хочет ли детей разведенный человек? Конечно, нет».

Заведующий отделом отметил, что естественный прирост населения продолжит снижаться:

«Сейчас население Азербайджана растет как за счет естественного прироста, так и за счет приезжих. Миграционный баланс и раньше был отрицательным.

Также часть естественного прироста покидала страну. Сейчас не так. В Армении естественный прирост и численность населения втрое ниже чем у нас. По сравнению с Арменией у нас ситуация очень хорошая. Но надо обязательно предотвратить разрушение национально-семейных ценностей».

Отметим, что в первой половине 2018 года районные (городские) отделы регистрации Минюста зарегистрировали 27525 браков и 7219 разводов. Количество браков на 1000 человек населения составило 5,7, разводов - 1,5.

За соответствующий период прошлого года в стране было зафиксировано 40256 браков и 9787 разводов. Количество браков на 1000 человек населения составило 6,2, разводов - 1,5.

Политическую реальность всего нашего региона невозможно представить без Азербайджанской республики, государства, расположенного на востоке региона. Преимуществами Азербайджана являются выгодное географическое расположение и серьезные запасы нефти и газа. Значительная часть Азербайджана расположена на Великом Шелковом пути, некогда связывавшим Европу со странами Центральной Азии и классического Востока. И если новорожденная Азербайджанская демократическая республика (АДР) многими политиками начала ХХ века не воспринималась в качестве серьезного и прочного государственного образования, то современная Азербайджанская республика представляет собой геополитическую реальность, с которой нельзя не считаться.

Впервые самопровозглашение АДР произошло в результате свержения царизма в России и, как следствие, распада Российской империи. Тогда от России отпало немало территорий, в том числе и Закавказье. В конце мая 1918 года армяне, грузины и кавказские татары, или, как их еще называли, закавказские турки (тюрки), провозгласили о своих государствах, названных соответственно Республикой Армения, Грузинской демократической республикой и Азербайджанской демократической республикой. Но если армяне и грузины уже имели многовековые традиции собственной государственности, то пришлые в регионе закавказские турки приобретали государственность впервые, и на территории, провозглашенной Азербайджанской демократической республикой, не имели численного преимущества. Большая часть населения новообразованной республики состояла из коренных армян, талышей, лезгин, парсийцев, аварцев, цахуров, удин, и других остатков албанских племен.

Провозглашение закавказскими турками «своего» национального государства стало возможным исключительно в результате военной интервенции регулярной турецкой армии под командованием генерала Нури. Но даже после этого марионеточное правительство Азербайджанской демократической республики еще свыше ста дней не могло вступить в провозглашенный столицей АДР Баку. 15 сентября 1918 года Баку был захвачен турецкой армией, на штыках которой в город вошло правительство Азербайджана. Падение Баку, который защищали представители практически всех населяющих город национальностей, завершилось кровавой резней христианского населения, в первую очередь, армян. В результате трехдневной вакханалии турецких аскеров и вооруженных банд закавказских турок, в городе было вырезано свыше 30 тысяч жителей армянской национальности.

Название «Азербайджан» явилось следствием стратегии пантюркизма, направленной на подготовку почвы для будущих территориальных притязаний к соседнему Ирану, северные провинции которого без малого два с половиной тысячелетия носят это название. Отвечая на недоуменный вопрос бакинских же студентов, историк, академик В.В. Бартольд писал: «… термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое… На этом основании было принято название Азербайджан».

Таким образом, новое государственное образование, так, кстати, и не признанное Лигой Наций и мировым сообществом, уже с самого своего зарождения преследовало и планировало аннексионистские и ассимиляторские цели. Эти цели Азербайджанской республики по сей день не потеряли своей актуальности. Симптоматично, что на Второй съезд азербайджанцев мира, прошедший в Баку в середине марта 2006 года, азербайджанцы из Ирана приглашены не были. Бакинские чиновники заявили, что не считают их диаспорой. Объяснения официальных лиц Баку заключались в следующем: диаспора живет за пределами родины, а заселенные азербайджанским населением северные провинции Ирана являются временно отторгнутой частью Азербайджанской республики.

В этом плане характерно высказывание экс-президента Азербайджана А. Эльчибея, сделанное им весной 2000 года в Анкаре: «Сорок миллионов азербайджанских турок и семьдесят миллионов анатолийских должны объединиться и создать 110-миллионное государство, мощный региональный гигант, к мнению которого прислушивался бы весь мир». Данное заявление Эльчибея, который в числе «азербайджанских турок» «сосчитал» и тюркоязычное население Ирана, не только касается территориальной целостности Ирана, тюркоязычных иранцев северных провинций которого он огульно причислил к туркам, но и полностью игнорирует как гражданские, так и национальные права проживающих в Азербайджане и Турции нетюркских народов. Куда деваться не желающим стать турками примерно 15-20 миллионам курдам Турции, или, например, пяти миллионам народа заза в той же Турции? Как быть с проживающими в Азербайджанской республике лезгинами и талышами, аварцами и удинами, парсийцами, курдамии цахурами, не имеющими никакого отношения к тюркам? С другой стороны, это заявление, как и многие подобные, является наглядной и зловещей иллюстрацией аннексионистского значения названия Азербайджанская республика и экспансионистской политики этого государства.

С первых же дней своего провозглашения в мае 1918-го года Азербайджанская республика предъявила претензии на огромные территории Грузии и Армении. Вместе с тем, на провозглашенной территории республики велась активная и агрессивная политика насильственной ассимиляции древних автохтонных народов, в первую очередь, удин, парсийцев, талышей и лезгин.

Следует сказать, что подобная политика требовала от бакинских властей немало изворотливости. Собственно тюркских сил в республике явно не хватало. Необходимо было убедить (или заставить) ассимилируемые народы воевать за жизненное пространство для ассимиляторов-тюрок. И правительство Азербайджана взялось за эксплуатацию религиозных чувств жителей страны. Это было тем более удобно, что самоназванием закавказских турок было, да и сегодня остается, мусульманин. А подавляющая часть жителей названного Азербайджаном государства также являлись мусульманами.

Тем не менее, это обстоятельство не мешало мусульманам-туркам всячески притеснять, как единоверцев шиитов, так и суннитов Азербайджана. Фактически государство взяло на вооружение не признающую религии политику пантюркизма. С этой точки зрения все жители-нетюрки Азербайджанской республики воспринимались представителями тюркских племен если не прямыми врагами, то досадной и нежелательной помехой на пути построения тюркского государства. А таковых было много: ираноязычные талыши, курды и парсийцы; кавказоязычные лезгины, аварцы, цахурцы, удины, народности шахдагской группы: крызцы, хиналугцы, джекцы, будухцы, гапутлинцы и т. д. Это не считая армян, естественно, воспринимаемых турками в качестве наиболее нежелательной нации в новоявленном государстве.

Советизация Азербайджана никак не повлияла на внутреннюю и внешнюю ассимиляторскую политику этого государства. Более того, процесс ассимиляции нетюркских народов республики принял особо массовый характер после того, как волевым решением Сталина в 1936 году тюркские племена Азербайджана стали именоваться азербайджанцами. Фактический абсурд, когда разношерстные пришлые кочевые племена, создав на турецких штыках государство, назвали его Азербайджаном, затем сами «стали» азербайджанцами, привел к восприятию их в качестве титульной нации республики. Между тем, на территории современной Азербайджанской республики тысячелетия проживали аборигенные народы, которые сегодня преподносятся (и воспринимаются!) официальной пропагандой в качестве национальных меньшинств.

Самопровозглашение Азербайджанской республики в мае 1918 года стало возможным в результате фактической оккупации территории автохтонных армян, талышей, удин, лезгин и других населяющих юго-восток Закавказья народов, сопротивление которых было сломлено с помощью турецкой регулярной армии. Особенно активным было сопротивление армян, талышей и лезгин. Так, армии кавказских тюрок так и не удалось захватить населенные армянами горные регионы Арцаха, а также часть территории Утика.

Сильное сопротивление было оказано захватчикам и на территории Талышского ханства, где населением весной 1919 даже была провозглашена Талыш-Муганская Советская Республика. Данное государственное образование просуществовало чуть более года, после чего было потоплено в крови с помощью турецкой иррегулярной армии. Тем не менее, рецидивы сопротивления талышей тюркскому господству имели место еще и после установления в крае советской власти.

Не менее ожесточенный характер носило сопротивление лезгин и аварцев, прекратившееся много позже установления советской власти в Азербайджане. Так, достаточно кровопролитным было направленное на выход из Аз. ССР восстание аварцев в 1930-31 годах. Тогда под предлогом создания колхозов, у авар были изъяты крупные земельные наделы в пользу закавказских турок.

Надо сказать, что советизация Азербайджана произошла в условиях массового обвала провозглашенных Азербайджанской демократической республикой границ. В результате поражения Центральных Держав в Первой мировой войне, Турция была вынуждена в ноябре 1918 года покинуть большую часть Закавказья. Потеряв важнейшего стратегического партнера, «родителя», воевавшего за сохранение оккупированных и приобретение новых территорий для Азербайджана, Баку стремительно стал терять как реально контролируемые, так и лишь провозглашенные им территории. Вышел из подчинения Южный Лезгистан, была провозглашена Талыш-Муганская республика, добился независимости Арцах… На границе с Арменией турки терпели поражения, свои претензии на Закатальский округ предъявил Тбилиси, зафиксировавший в принятой парламентом Конституции принадлежность региона Грузии.

В 1919 году Азербайджан потерял контроль над Шарур-Даралагязом и Нахиджеваном, равно как и нагорной частью Казахского уезда. В этих условиях ввод 11-ой Красной Армии, ныне преподносимой бакинской пропагандой как оккупация Азербайджана, стал спасением для этой республики. Советские войска, продолжая дело турецкой армии, хотя и из совершенно других побуждений, не только помогли Азербайджану выжить, но и приобрели для него новые территории: Закатальский округ, Арцах, Нахиджеван, Южный Лезгистан, Талыш-Муганская республика.

Тем не менее, сопротивление населяющих республику коренных народов не прекращалось. Это стало еще одной причиной того, что при советизации Азербайджан был объявлен интернациональной республикой, что способствовало ослаблению сопротивления нетюркских этнических групп. Проживающие в республике нации и народности стали воспринимать себя в качестве носителя государственности. Обмануть их помогло и то обстоятельство, что это была единственная советская республика, не носящая название титульного народа, которого просто не было (не забудем, нации под названием «азербайджанцы» еще попросту не существовало).

Советская власть сохранила за территорией и название «Азербайджанская республика», прибавив к нему определение «Советская социалистическая». Вообще, слово «Азербайджан» явилось для большевиков «подарком судьбы», ибо способствовало политико-идеологическому «обоснованию» попыток экспорта большевистской революции на территорию Ирана, а также предъявлению территориальных претензий Тегерану. Замыслы большевизма и пантюркизма в этом плане были практически идентичны, а турки невольно проделали для большевиков всю «черновую» работу.

Почему азербайджанцы не любят армян? Чтобы ответить на этот вопрос нужно обратиться к истории.

Причиной этому этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Межобщинный конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, приобрёл новую остроту в годы советской «перестройки» (1987-1988), а в 1991-1994 годах привёл к масштабным военным действиям за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.

Во взаимоотношениях азербайджанцев и армян есть много странного. Не понятно считают ли армяне и азербайджанцы друг друга врагами или нет. Исходя из реалий сегодняшнего дня, то вроде бы должны. А как же? Армяне отобрали у азербайджанцев часть земли, нагло назвав ее «исконно армянским Арцахом». Но почему они позволили им это? Почему имея даже численное преимущество, была проиграна эта война? Почему чеченцы, палестинцы, курды и другие нации готовы годами защищать свою землю, а азербайджанцы так поспешно отступили?

Конечно, можно найти отдушину, чтобы оправдаться – армянам помогали русские, снабжали их оружием, наемниками, но нужны ли оправданья? Азербайджанцы проиграли. И у народа появился враг, враг который много лет притворялся другом и хорошим соседом, а потом вмиг предал.

Армянские националисты пытаются убедить мировое сообщество в том, что Азербайджан, а не Армения выступила агрессором и развязала войну. Но сути это не меняет.

История, конечно, имеет значение в жизни каждого народа. Но ужасные события прошлого, между двумя народами, должно также служить уроком для обеих (народов). Ведь когда оба поймут, что надо жить в мире и согласии, тогда у них будет совсем другое будущее.

Политическую реальность всего нашего региона невозможно представить без Азербайджанской республики, государства, расположенного на востоке региона. Преимуществами Азербайджана являются выгодное географическое расположение и серьезные запасы нефти и газа. Значительная часть Азербайджана расположена на Великом Шелковом пути, некогда связывавшим Европу со странами Центральной Азии и классического Востока. И если новорожденная Азербайджанская демократическая республика (АДР) многими политиками начала ХХ века не воспринималась в качестве серьезного и прочного государственного образования, то современная Азербайджанская республика представляет собой геополитическую реальность, с которой нельзя не считаться.

Впервые самопровозглашение АДР произошло в результате свержения царизма в России и, как следствие, распада Российской империи. Тогда от России отпало немало территорий, в том числе и Закавказье. В конце мая 1918 года армяне, грузины и кавказские татары, или, как их еще называли, закавказские турки (тюрки), провозгласили о своих государствах, названных соответственно Республикой Армения, Грузинской демократической республикой и Азербайджанской демократической республикой. Но если армяне и грузины уже имели многовековые традиции собственной государственности, то пришлые в регионе закавказские турки приобретали государственность впервые, и на территории, провозглашенной Азербайджанской демократической республикой, не имели численного преимущества. Большая часть населения новообразованной республики состояла из коренных армян, талышей, лезгин, парсийцев, аварцев, цахуров, удин, и других остатков албанских племен.

Провозглашение закавказскими турками «своего» национального государства стало возможным исключительно в результате военной интервенции регулярной турецкой армии под командованием генерала Нури. Но даже после этого марионеточное правительство Азербайджанской демократической республики еще свыше ста дней не могло вступить в провозглашенный столицей АДР Баку. 15 сентября 1918 года Баку был захвачен турецкой армией, на штыках которой в город вошло правительство Азербайджана. Падение Баку, который защищали представители практически всех населяющих город национальностей, завершилось кровавой резней христианского населения, в первую очередь, армян. В результате трехдневной вакханалии турецких аскеров и вооруженных банд закавказских турок, в городе было вырезано свыше 30 тысяч жителей армянской национальности.

Название «Азербайджан» явилось следствием стратегии пантюркизма, направленной на подготовку почвы для будущих территориальных притязаний к соседнему Ирану, северные провинции которого без малого два с половиной тысячелетия носят это название. Отвечая на недоуменный вопрос бакинских же студентов, историк, академик В.В. Бартольд писал: «… термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое… На этом основании было принято название Азербайджан».

Таким образом, новое государственное образование, так, кстати, и не признанное Лигой Наций и мировым сообществом, уже с самого своего зарождения преследовало и планировало аннексионистские и ассимиляторские цели. Эти цели Азербайджанской республики по сей день не потеряли своей актуальности. Симптоматично, что на Второй съезд азербайджанцев мира, прошедший в Баку в середине марта 2006 года, азербайджанцы из Ирана приглашены не были. Бакинские чиновники заявили, что не считают их диаспорой. Объяснения официальных лиц Баку заключались в следующем: диаспора живет за пределами родины, а заселенные азербайджанским населением северные провинции Ирана являются временно отторгнутой частью Азербайджанской республики.

В этом плане характерно высказывание экс-президента Азербайджана А. Эльчибея, сделанное им весной 2000 года в Анкаре: «Сорок миллионов азербайджанских турок и семьдесят миллионов анатолийских должны объединиться и создать 110-миллионное государство, мощный региональный гигант, к мнению которого прислушивался бы весь мир». Данное заявление Эльчибея, который в числе «азербайджанских турок» «сосчитал» и тюркоязычное население Ирана, не только касается территориальной целостности Ирана, тюркоязычных иранцев северных провинций которого он огульно причислил к туркам, но и полностью игнорирует как гражданские, так и национальные права проживающих в Азербайджане и Турции нетюркских народов. Куда деваться не желающим стать турками примерно 15-20 миллионам курдам Турции, или, например, пяти миллионам народа заза в той же Турции? Как быть с проживающими в Азербайджанской республике лезгинами и талышами, аварцами и удинами, парсийцами, курдамии цахурами, не имеющими никакого отношения к тюркам? С другой стороны, это заявление, как и многие подобные, является наглядной и зловещей иллюстрацией аннексионистского значения названия Азербайджанская республика и экспансионистской политики этого государства.

С первых же дней своего провозглашения в мае 1918-го года Азербайджанская республика предъявила претензии на огромные территории Грузии и Армении. Вместе с тем, на провозглашенной территории республики велась активная и агрессивная политика насильственной ассимиляции древних автохтонных народов, в первую очередь, удин, парсийцев, талышей и лезгин.

Следует сказать, что подобная политика требовала от бакинских властей немало изворотливости. Собственно тюркских сил в республике явно не хватало. Необходимо было убедить (или заставить) ассимилируемые народы воевать за жизненное пространство для ассимиляторов-тюрок. И правительство Азербайджана взялось за эксплуатацию религиозных чувств жителей страны. Это было тем более удобно, что самоназванием закавказских турок было, да и сегодня остается, мусульманин. А подавляющая часть жителей названного Азербайджаном государства также являлись мусульманами.

Тем не менее, это обстоятельство не мешало мусульманам-туркам всячески притеснять, как единоверцев шиитов, так и суннитов Азербайджана. Фактически государство взяло на вооружение не признающую религии политику пантюркизма. С этой точки зрения все жители-нетюрки Азербайджанской республики воспринимались представителями тюркских племен если не прямыми врагами, то досадной и нежелательной помехой на пути построения тюркского государства. А таковых было много: ираноязычные талыши, курды и парсийцы; кавказоязычные лезгины, аварцы, цахурцы, удины, народности шахдагской группы: крызцы, хиналугцы, джекцы, будухцы, гапутлинцы и т. д. Это не считая армян, естественно, воспринимаемых турками в качестве наиболее нежелательной нации в новоявленном государстве.

Советизация Азербайджана никак не повлияла на внутреннюю и внешнюю ассимиляторскую политику этого государства. Более того, процесс ассимиляции нетюркских народов республики принял особо массовый характер после того, как волевым решением Сталина в 1936 году тюркские племена Азербайджана стали именоваться азербайджанцами. Фактический абсурд, когда разношерстные пришлые кочевые племена, создав на турецких штыках государство, назвали его Азербайджаном, затем сами «стали» азербайджанцами, привел к восприятию их в качестве титульной нации республики. Между тем, на территории современной Азербайджанской республики тысячелетия проживали аборигенные народы, которые сегодня преподносятся (и воспринимаются!) официальной пропагандой в качестве национальных меньшинств.

Самопровозглашение Азербайджанской республики в мае 1918 года стало возможным в результате фактической оккупации территории автохтонных армян, талышей, удин, лезгин и других населяющих юго-восток Закавказья народов, сопротивление которых было сломлено с помощью турецкой регулярной армии. Особенно активным было сопротивление армян, талышей и лезгин. Так, армии кавказских тюрок так и не удалось захватить населенные армянами горные регионы Арцаха, а также часть территории Утика.

Сильное сопротивление было оказано захватчикам и на территории Талышского ханства, где населением весной 1919 даже была провозглашена Талыш-Муганская Советская Республика. Данное государственное образование просуществовало чуть более года, после чего было потоплено в крови с помощью турецкой иррегулярной армии. Тем не менее, рецидивы сопротивления талышей тюркскому господству имели место еще и после установления в крае советской власти.

Не менее ожесточенный характер носило сопротивление лезгин и аварцев, прекратившееся много позже установления советской власти в Азербайджане. Так, достаточно кровопролитным было направленное на выход из Аз. ССР восстание аварцев в 1930-31 годах. Тогда под предлогом создания колхозов, у авар были изъяты крупные земельные наделы в пользу закавказских турок.

Надо сказать, что советизация Азербайджана произошла в условиях массового обвала провозглашенных Азербайджанской демократической республикой границ. В результате поражения Центральных Держав в Первой мировой войне, Турция была вынуждена в ноябре 1918 года покинуть большую часть Закавказья. Потеряв важнейшего стратегического партнера, «родителя», воевавшего за сохранение оккупированных и приобретение новых территорий для Азербайджана, Баку стремительно стал терять как реально контролируемые, так и лишь провозглашенные им территории. Вышел из подчинения Южный Лезгистан, была провозглашена Талыш-Муганская республика, добился независимости Арцах… На границе с Арменией турки терпели поражения, свои претензии на Закатальский округ предъявил Тбилиси, зафиксировавший в принятой парламентом Конституции принадлежность региона Грузии.

В 1919 году Азербайджан потерял контроль над Шарур-Даралагязом и Нахиджеваном, равно как и нагорной частью Казахского уезда. В этих условиях ввод 11-ой Красной Армии, ныне преподносимой бакинской пропагандой как оккупация Азербайджана, стал спасением для этой республики. Советские войска, продолжая дело турецкой армии, хотя и из совершенно других побуждений, не только помогли Азербайджану выжить, но и приобрели для него новые территории: Закатальский округ, Арцах, Нахиджеван, Южный Лезгистан, Талыш-Муганская республика.

Тем не менее, сопротивление населяющих республику коренных народов не прекращалось. Это стало еще одной причиной того, что при советизации Азербайджан был объявлен интернациональной республикой, что способствовало ослаблению сопротивления нетюркских этнических групп. Проживающие в республике нации и народности стали воспринимать себя в качестве носителя государственности. Обмануть их помогло и то обстоятельство, что это была единственная советская республика, не носящая название титульного народа, которого просто не было (не забудем, нации под названием «азербайджанцы» еще попросту не существовало).

Советская власть сохранила за территорией и название «Азербайджанская республика», прибавив к нему определение «Советская социалистическая». Вообще, слово «Азербайджан» явилось для большевиков «подарком судьбы», ибо способствовало политико-идеологическому «обоснованию» попыток экспорта большевистской революции на территорию Ирана, а также предъявлению территориальных претензий Тегерану. Замыслы большевизма и пантюркизма в этом плане были практически идентичны, а турки невольно проделали для большевиков всю «черновую» работу.

Левон Мелик-Шахназарян