"Отец Горио": анализ романа и главных героев. Проблематика и образная система романа О. де Бальзака "Отец Горио" Бальзак отец горио анализ

Роман « Отец Горио» знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака. « Отец Горио» не является историей жизни одного персонажа – это срез жизни общества в определённый период его развития.

До романа «Отёц Горио»(1835) Бальзак создавал произведения, в центре которых была судьба главного героя. Эти персонажи были тесно связаны со своим окружением, созданы своей социальной средой, которая «оттеняла» центрального героя, служила более полному раскрытию его характера. Однако Бальзак все более ощущал, что традиционная форма романа не подходит для воплощения его желания изобразить современное общество, во всей сложности его борьбы и стремлений. Романы стали менять свою структуру: центром становилась проблема, аспекты которой должны были раскрывать персонажи из различных социальных групп; здесь уже нельзя стало однозначно назвать «главного» героя.

Первым таким романом был «Отец Горио». Здесь Горио, Растиньяк, Вотрен. виконтесса де Босеан почти в равной мере могут претендовать на главное место в произведении. При этом каждый из них представляет отдельную социальную группу и соответствующие ей воззрения: Горио - буржуазии, Растиньяк - провинциальное дворянство, виконтесса - парижское высшее дворянство, Вотрен - преступный мир. Жизненный путь Горио воспроизводит историю обогащения, основанного на расчете, и падения, когда жизнь подчиняется чувству.

Растиньяк воплощает в себе молодых честолюбцев, наивно полагающих вначале, что всего можно добиться упорным трудом, и понимающих постепенно, что основной двигатель общества - полезные связи.

Виконтесса де Босеан, обладавшая богатством и знатностью от рождения, необходима автору для того, чтобы показать их эфемерность, если человеческой душой овладевает чувство. Вотрен, беглый каторжник, почти романтическая личность, воплощает в себе дерзкий расчет, полностью исключающий эмоции, основанный на глубоком знании современного мира.

Растиньяк показан в эволюции. Сначала это наивный провинциал, постоянно нарушающий светский этикет; в это время он мечтает «быть верным добродетели» и «своим трудом достичь богатства». Однако он скоро понимает, что в «свете» важнее всего иметь хорошо сшитый фрак. Постепенно он отказывается от юношеских мечтаний. Правда, он не решается принять план обогащения, предложенный каторжником Вотреном, ибо боится стать соучастником преступления. Из поединка с Парижем он выйдет победителем, ибо, утратив иллюзии, он сумел действовать в соответствии с законами этого мира.

Система образов романа «Отец Горио» подчинена не только социальному принципу, но и семейному. Каждый раз автор показывает, как интимные семейные отношения сменяются отношениями денежными. Эту мысль выражает умирающий Горио: «За деньги купишь все, даже дочерей». Для Бальзака в семейных отношениях раскрываются отношения общественные.

В этом романе, как и в предыдущих, большую роль играет предметный мир. Именно поэтому произведение начинается с описания квартала, где стоит дом Воке, затем автор знакомит читателя с улицей, а уже потом с самим домом, изображенный предельно точно. Вершиной этого предметного мира, раскрывающего сущность людей, является одеяние мадам Воке и ее внешний облик. О составе нахлебников, соответствующем облику хозяйки пансиона, Бальзак пишет, действительно создавая полную аналогию хозяйке: Все персонажи так или иначе несут на себе печать обладательницы пансиона.

Гобсек

Для повести «Гобсек» (1830, первое заглавие - «Опасности беспутства») характерно Сопряжение реалистической основы с романтическими элементами.

Главный герой повести миллионер-ростовщик - один из властителей новой Франции. Личность сильная, исключительная, Гобсек внутренне противоречив. «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное.» Педантичный и бездушный, Гобсек для Бальзака - живое воплощение той хищнической силы, которая настойчиво пробивается к власти. Писатель стремится проникнуть в истоки ее могущества и неколебимой уверенности в себе. Тут-то Гобсек и поворачивается к читателю второй своей стороною. Ростовщик-практик уступает место буржуа-философу, проницательному аналитику. В основе его взглядов на жизнь лежит философия целой эпохи: «В золоте,- говорит Гобсек,- сосредоточены все человеческие силы». Гобсек воплощает в себе наиболее отрицательные черты буржуазного стяжательства, и все же он не лишен известной монументальности. Он наделен недюжинным умом, способным к широким обобщениям.

В основе своей реалистический образ Гобсека несет в себе и романтические приметы. Прошлое туманно. Неясно происхождение богатства героя. Полна загадок его настоящая жизнь. Однако романтическое начало не вступает в противоречие с реалистической сутью характера Гобсека, но лишь подчеркивает специфику бальзаковского реализма на раннем этапе его развития, когда типическое и исключительное являются в диалектическом единстве.

в «Гобсеке» критика нравов аристократии соединяется с началом антибуржуазным. Для Бальзака важно, что его герой не только частное лицо - он столп современного государства, в его помощи нуждается правительство. И вместе с тем автор видит, что это гнилой столп. Об этом свидетельствует картина смерти ростовщика, когда остаются никому ненужными все накопленные им богатства, когда в его чуланах гниют всевозможные припасы. Перед нами возникает колоссальная картина разрушения личности под влиянием денёг, когда и сама денежная стоимость вещей утрачивает всякий смысл.

Раскрытие проблемы отцов и детей в произведении непосредственно связано с центральным образом романа – отцом Горио .


Это человек, который беззаветно любит своих дочерей. Он не просит ничего взамен. Единственное, что он хочет – это хоть изредка видеть своих дочерей. Для «Отца Горио » сохраняется тема родственных отношений, тема семьи.

Ядром романа является семейный конфликт между бывшим торговцем Горио и его дочерьми, которых он выдал замуж за графа де Ресто и банкира Нусингена.

«Горио сохраняет до конца своих дней бескорыстную привязанность к дочерям. Он не притесняет их, а, напротив, беспрестанно балует, отдаёт им почти всё состояние. Семья рушится помимо него, и причина этого протекает непосредственно из порядка, установившегося в том обществе, где критерием для оценки человека выдвигается его богатство». (7, с. 282 )

Отец Горио живёт в пансионе Воке, причём он с каждым разом поднимается всё выше и выше этажом, так как его доходы становятся всё ниже, а проживание на нижнем этаже стоит дороже.

«В пансионе живут семеро постоянных жильцов – пансионеров, и около десяти человек приходит только обедать. Пансионеры размещаются в трёх этажах, платя за жильё и стол – чем выше, тем дешевле ». (2, с. 60 )

«К концу первого года вдова дошла до такой степени подозрительности, что задавала вопрос: отчего этот купец, при его доходе в семь – восемь тысяч ливров, с его превосходным столовым серебром и красивыми, как у содержанки, драгоценностями, всё – таки жил у неё и, несоразмерно с состоянием, так скупо тратился на свой пансион?

В течение большей части первого года Горио нередко обедал в другом месте, затем мало – помалу он стал обедать вне пансиона только два раза в месяц. Отлучки г-на Горио удачно совпадали с выгодами г-жи Воке, а когда жилец начал всё чаще и чаще обедать дома, такая исправность не могла не вызвать неудовольствия хозяйки.


Эти перемены были приписаны не только к денежному оскудению Горио, но и его желанию насолить своей хозяйке. Гнуснейшая привычка карликовых умов – приписывать своё духовное убожество другим. К несчастью, к концу второго года Горио оправдал все пересуды в отношении себя, попросив г-жу Воке перевести его на третий этаж и сбавить плату за пансион до девятисот франков. Ему пришлось так строго экономить, что он перестал топить зимою». (1, с. 20 )

В то время, когда он поселился в пансионе Горио был состоятельным человеком шестидесяти лет. Тогда его почтительно звали господином Горио.
«Обычно он одевался в василькового цвета фрак, ежедневно менял пикейный белый жилет, под которым колыхалось грушевидное брюшко, шевеля золотую, массивную цепочку с брелоками. В табакерку, тоже золотую, был вделан медальон, где хранились чьи – то волосы, и это придавало Горио вид человека, повинного в любовных похождениях.

Когда хозяйка обозвала его «старым волокитой», на его губах мелькнула весёлая усмешка мещанина, польщённого в своей страстишке. Его «шкапики » были полны столовым серебром». (1, с. 16 )

А.И. Гебрсман , автор книги о биографии Бальзака , отмечает, что «до революции 1789 года «папаша Горио» «был простым рабочим – вермишельщиком, ловким, бережливым и настолько предприимчивым, что в 1789 году купил дело своего хозяина », случайно убитого во время первых уличных боёв, когда в Париже начался голод и цены на мучные изделия неимоверно высокими, «гражданин Горио » нажил на продаже макарон значительное состояние, которое он весьма умело пустил в торговый оборот». (2, с. 61 )

О том, почему состояние Горио постоянно беднеет высказывались различные версии. «О причинах этого падения строили догадки все кому не лень. Дело трудное. Как говорила лжеграфиня, папаша Горио был скрытен, себе на уме.


Папаша Горио то оказывался человеком, который забегал на биржу и там, по энергичному выражению финансового языка, пощипывал на ренте, после того, как разорился на большой игре, - такова была версия Вотрена... То из него делали шпиона тайной полиции, - но, по уверению Вотрена, Горио был недостаточно хитёр, чтобы достигнуть этого.

Кроме того, папаша Горио был также скрягой , ссужавшим под высокие проценты на короткий срок, и лотерейным игроком, игравшим на «сквозной » номер. Он превращался в какое–то весьма таинственное порождение бесчестия, немощи, порока. Однако же, как ни гнусны его пороки или поведение, неприязнь к нему не доходила до того, чтобы изгнать его: за пансион – то он платил. К тому же от него была и польза: каждый, высмеивая или задирая его, изливал своё хорошее или дурное настроение». (1, с. 20 – 21 )

Все постояльцы пансиона думали о том, почему отец Горио беднеет. Г-жа Воке заметила, что «этот «хорошо сохранившийся и свежий, как яблочко, мужчина, ещё способный доставить женщине много приятного », был просто-напросто распутник со странными наклонностями». (1. с. 21 )

«С переменами в имущественном состоянии Горио изменяется и отношение к нему окружающих. Вдова Воке, сокрушённая неудачей своих поползновений, гибелью брачных планов, становится главной гонительницей старика. Она распускает мерзкие слухи о его распутствах и пороках, она потворствует злым шуткам своих нахлебников». (6, с. 128)

Госпожа Воке и толстуха Сильвия подслушивали разговоры Горио со своими гостьями. Любопытство заставило Сильвию проследить путь старика с красивой девицей. «Сударыня, -сказала она вернувшись, - а надо быть, господин Горио богат чертовски, коли ничего не жалеет для своих красоток. Верите ли, на углу Эстрапады стоял роскошный экипаж села она! » (1, с. 21 )

Никто из посетителей не поверил Горио тогда, когда он сказал, что к нему приходит его дочь. «-Это моя дочь, - ответил Горио с гордостью, которую нахлебники сочли просто самодовольством старика, соблюдавшего внешние приличия ». (1, с. 21 )

Ни одна версия о том, почему беднеет Горио не была верна. После смерти жены отец Горио всю свою любовь перенёс на дочерей. И.Н. Муравьёва отмечает, что «его горячее отцовское чувство, переходя меру, односторонне и уродливо развиваясь, превращается в своеобразный порок, в страсть, губительную для несчастного отца.

Ещё когда дочери были маленькими детьми, со смертью их матери чувство Горио «перешло разумные границы ». Он исполнял все их прихоти, безмерно баловал своих любимиц, приучая их к роскоши, развивая в них таким путём тщеславие и страсть к наслаждениями». (6, с. 129 )

«Воспитание обеих дочерей, само собой разумеется, велось нелепо. Имея более шестидесяти тысяч франков дохода в год, Горио не тратил лично на себя и тысячи двухсот, но почитал за счастье исполнять все дочерние прихоти: наилучшим учителям вменялось в обязанность привить его дочкам все таланты, какие требовались хорошим воспитанием; при них состояла компаньонка, и, на их счастье, - женщина с умом и вкусом; они катались верхом, имели выезд, - короче, жили, как прежде жили бы любовницы у старого богатого вельможи: чего бы им ни захотелось, хотя бы очень дорогого, отец спешил исполнить их желание и за свою щедрость просил в награду только ласки.


Приравнивая своих дочек к ангелам, бедняга тем самым возносил их над собой: он любил даже то зло, которое от них терпел». (1, с. 64 – 65 )

«Горио все свои чувства перенёс на дочерей , Дельфину и Анастази, и, когда они выходили замуж, отдал им в приданое почти всё своё состояние: Анастази стала графиней де Ресто; Дельфина, любившая деньги, вышла замуж за банкира Нусингена, купившего себе аристократический титул «барона ». (2, с. 61 )

Горио рассчитывал на ответную любовь дочерей. Он разделил своё состояние на дочерей, сам же продолжал работать. Однако, постепенно Горио осознал, что дочери и его мужья начали стесняться принимать его открыто в своём доме.

«Но вскоре и зятья и дочки нашли зазорным для себя, что он по – прежнему ведёт торговлю, - а в ней заключалась для него вся жизнь. Горио пять лет противился их настояниям; в конце концов он уступил и бросил торговать, обеспечив себя капиталом от продажи своего дела и от доходов за несколько последних лет; по расчётам г-жи Воке, у которой он поселился, этот капитал должен был приносить от восьми до десяти тысяч ливров в год. Горио забился в пансион Воке от отчаяния, когда увидел, что дочери по требованию своих мужей отказываются не только взять его к себе, но даже принимать его открыто». (1, с. 65 )

«В жизни старика Горио, жильца четвёртого этажа, таится жестокая трагедия: лишившись имущества ради дочерей, которые блистают в свете, он обрёк себя на нищенское существование в пансионе Воке и оказался покинутым, одиноким, беспомощным ». (6, с. 117 )

Даже упоминание о дочерях Воспринимает как радость. «-Так вы видели мою дочку? – спросил Горио проникновенным голосом. Старик вывел студента из раздумья; Эжен взял его за руку и, глядя на него с каким – то умилнением, ответил: -Вы хороший, достойный человек. Мы поговорим о ваших дочерях после ». (1. с. 60 )

«Старик напоминал ещё очень юного любовника, счастливого уже тем, что он придумал ловкий способ войти в жизнь своей возлюбленной, не вызывая у неё даже подозрений ». (1. с. 82 )

«Бессознательное чувство папаши Горио могло сравниться с высочайшей собачьей чуткостью, и он уловил восторженную юношескую симпатию и тёплое отношение к нему, возникшие у студента ». (1, с. 83 )

«В угоду дочерям, ставшим великосветскими дамами, он отказался от своего дела: закрыл мучную лавку. Когда дочери дали ему понять, что он лишний в их гостиных, что он шокирует их своей плебейской внешностью, старик Горио почти прекратил бывать в их домах и посещал их тайком с чёрного хода, как нищий. Постепенно он отдаёт им все свои последние сбережения – обеим вечно нужны деньги на наряды, на долги любовников, а состоянием их завладели мужья». (6, с. 129 )

«Далеко не сразу отец начинает понимать, что построил свою веру в счастье дочерей, в их привязанность к нему на зыбком песке, который неминуемо начинает проваливаться под ногами. Дочерей шокирует низкое происхождение отца, его непрезентабельное предприятие, они настаивают на прекращении его дела.

Передав им все деньги, и оставив себе только ренту, папаша Горио поселяется в третьеразрядном пансионе мадам Воке, для того чтобы сэкономленные деньги вновь дарить детям, поскольку подсознательно понимает, что только дары и оплата их долгов вызывает приступы любви.

Он согласен на всё, лишь бы не разрушилась иллюзия. Его не принимают в дорогих особняках – он не протестует, а приходит тайком с чёрного хода. Человек патриархальных взглядов, он содержит любовников дочерей. Наконец одна из них добивается продажи и ренты, которая осталась у отца, а затем дочери оставляют его умирать в одиночестве.

Отец Горио – просто отец, но отец, в своей неимоверной страсти к дочерям поднимающийся до величия страданий шекспировского Лира. Бальзак рисует своего героя при помощи романтической символики.


Само величие Горио по сути романтично, поскольку в основе его лежит чувство, пусть неразумное, примитивное, а искреннее и трагичное. При этом на фоне всего происходящего оно оборачивается скорее комедией, в силу того что ни детям, ни окружающим Горио людям оно непонятно, оно смущает своей излишней страстностью, раздражает несовпадением с общепринятыми правилами этого мира.

В своём предсмертном монологе Горио прозревает те истины , до которых в мирном течении буден никогда не дорос бы. Он понимает, что это общество разрушило исконные человеческие законы нравственности. Нельзя допустить, чтобы дети «пытали как палачи » своих отцов, говорит Горио. И требует, чтобы полиция притащила дочерей к умирающему отцу, потому что это трагедия не только отдельного человека, а общества, которое обречено на гибель, если попраны естественные законы». (5, с. 225 )

Горио обманывается сам и старается обмануть других в отношении дочерей к нему.

«- Дорогой мой, как это вы могли подумать, будто госпожа де Ресто прогневалась на вас за то, что вы упомянули моё имя? Обе дочки очень меня любят. Как отец я счастлив. А вот два зятя повели со мною худо. Я не хотел, чтобы дорогие мне существа страдали из – за моих неладов с мужьями, и предпочёл навещать дочек потихоньку.

Эта таинственность даёт мне много радостей, их не понять другим отцам, тем, кто может видаться со своими дочерьми в любое время. Но мне этого нельзя. Вы понимаете? Поэтому, когда бывает хорошая погода, я хожу на Елисейские Поля, заранее спросив у горничных, собираются ли мои дочери выезжать.

И вот я жду их на том месте, где они должны проехать, а когда кареты их поравняются со мной, у меня сильнее бьётся сердце; я любуюсь туалетом своих дочек; проезжая мимо, они приветствуют меня своей улыбочкой, и тогда мне кажется, что вся природа золотится, точно залитая лучами какого – то ясного – ясного солнца.

Я остаюсь ждать – они должны ехать обратно. И я вижу их ещё раз! Воздух им на пользу – они порозовели. Вокруг себя я слышу разговоры: «Какая красавица! » А у меня душа радуется. Разве они не моя кровь? Я люблю тех лошадей, которые их возят. Мне бы хотелось быть той маленькой собачкой, которую дочки мои держат на коленях. Я живу их удовольствиями. Каждый любит по – своему. Кому мешает моя любовь? Почему люди пристают ко мне?

Я счастлив по – своему. Что же тут преступного, ежели я вечером иду взглянуть на своих дочек, когда они выходят из дому, отправляясь куда – нибудь на бал. Как мне бывает грустно, когда я опоздаю и мне скажут: «Мадам уехала ».

Однажды я не видел Нази целых два дня, и тогда я прождал с вечера и до трёх часов утра, чтобы её увидеть. От радости я чуть не умер! Прошу вас, если где – нибудь зайдёт речь обо мне, говорите только, какие мои дочки добрые. Они готовы засыпать меня всякими подарками, но я не допускаю этого и говорю им: «Берегите ваши деньги для себя! Что мне в подарках? Мне ничего не нужно ». Да и на самом деле. Что я такое? – жалкий труп, а душа моя всегда и всюду с моими дочками». (1, с. 83 )

Даже на смертном одре, отец Горио обманывается, принимая за дочерей Растиньяка и Бьяншона. «Эжен взял с камина цепочку, сплетённую из пепельных волос, - наверно из волос г-жи Горио. На одной стороне он прочёл: Анастази , на другой – Дельфина . Эмблема его сердца, всегда покоившаяся на его сердце. Внутри лежали локоны, судя по толщине волос, срезанные в самом раннем детстве у обеих дочерей.


Как только медальон коснулся его груди, старик ответил протяжным вздохом, выражавшим удовлетворение, жуткое для тех, кто при этом был. Во вздохе умирающего слышался последний отзвук его нежности, казалось уходившей куда – то внутрь, в неведомый нам центр – источник и прибежище человеческих привязанностей.

Болезненная радость мелькнула на лице, сведённом судорогой. Оба студента были потрясены этой ужасной вспышкой большого чувства, пережившего мысль, и не сдержались: их тёплые слёзы упали на умирающего старика, ответившего громким криком радости.

- Нази! Фифина! – произнёс он.

- В нём ещё теплится жизнь , - сказал Бьяншон.

- А на что она ему? – заметила Сильвия.

- Чтобы страдать , – ответил Растиньяк.

Подав знак товарищу, чтобы тот ему помогал, Бьяншон стал на колени по другую сторону кровати, подсунул руки под спину больного. Сильвия дожидалась, когда его поднимут, и стояла наготове, чтобы сдёрнуть простыни и вместо них постелить другие.

Горио , вероятно обманутый слезами молодых людей, из последних сил протянул руки и, нащупав с той и с другой стороны кровати головы студентов, порывисто ухватился за их волосы; чуть слышно донеслось: «Ах, ангелы мои! » Душа его пролепетала эти два слова и с ними отлетела». (1, с. 190 – 191 )

Анализируя роман, Н. И. Муравьёва отмечает , что «впечатление от страданий Горио ослабляется его мизерностью. Он слишком мелок для того, чтобы быть подлинно трагической фигурой, совершенно не понимает того, что с ним происходит, действует полумеханически, будучи ослеплён своей страстью к дочерям и только перед самым концом своим случайно постигает истину». (7, с. 300 )

Помимо беззаветной любви Горио к Дельфине и Анастази в произведении Бальзак показывает совершенно противоположное отношение отца к дочери. Это история банкира Тайфера и его дочери. Тайфер не желает признавать Викторину своей дочерью.

«Отец Викторины находил какой – то повод не признавать её своей дочерью, отказывался взять её к себе и не давал ей больше шестисот франков в год, а всё своё имущество он обратил в такие ценности, какие мог бы передать целиком сыну. Когда мать Викторины, приехав перед смертью к дальней своей родственнице вдове Кутюр, умерла от горя г-жа Кутюр стала заботиться о сироте как о родном ребёнке». (1, с. 13 )

Видно, что банкир с любовью относится к сыну и совсем не признаёт дочь. У него не хватает отцовской любви для того, чтобы одинаково любить обоих своих детей. Необходимо отметить, что брат Викторины также не испытывает родственных чувстсв к сестре. «Брат её, единственный возможный посредник между нею и отцом, за все четыре года ни разу не зашёл её проведать и не оказывал ей помощи ни в чём ». (1, с. 13 )

Итак, в романе представлены различные стороны в отношении старшего поколения к своим детям .

В «Отце Горио » противопоставляется история отца сына и его неблагодарных дочерей с историей о жестоком отце и об отвергнутой и обездоленной им несчастной дочери. Гербтман отмечает, что «удвоением сюжетной ситуации Бальзак, подобно Шекспиру, стремится подчеркнуть типичность происходящего – показать, как власть денег разрушает семью: там дочери обирают, отвергают и губят отца; тут отец лишает права наследования дочь, горячо любящую его, обрекает её на нищенское существование среди чужих людей ». (2, с. 65 – 66 )

В данном противопоставлении мы видим распад семейных и родственных связей, умирание родительской любви.

В ходе исследовательской работы 25 респондентов ответили на вопрос: «Считаете ли Вы, что ради детей можно пойти на любые жертвы? ».

Форма ответа предполагала либо утверждение, либо отрицание. (Приложение 2 ).

Таким образом, 22 человека согласны с главным героем романа. Они, как отец Горио, ради своих детей готовы на многое. Исходя из этого необходимо рассмотреть отношение детей к своим родителям.

Роман Оноре де Бальзака «Отец Горио» был написан в 1832-м, опубликован в 1834-1835 годах и впоследствии вошёл в цикл сочинений, носящий название «Человеческая комедия» (1815-1848). Центральной темой произведения стала искренняя отцовская любовь, не нашедшая себе места в развращённом парижском обществе.

Художественная проблематика романа включает в себя развенчание общечеловеческого мифа о том, что добиться славы и богатства можно честным трудом. На протяжении всего повествования об этом размышляет один из главных героев произведения - молодой студент, Эжен де Растиньяк. История жизни папаши Горио и его двух дочерей - графини Анастази де Ресто и «банкирши» Дельфины де Нусинген проходит перед глазами читателя в неотрывной связи со «светским обучением» юного честолюбца.

До появления Эжена де Растиньяка в пансионе «Дом Воке» папашу Горио никто не воспринимал всерьёз. Его считали старым кутилой и сластолюбцем, растратившим своё состояние на молодых и знатных любовниц. Проникновение Эжена в высший свет парижского общества открыло неприглядную правду: изысканно одетые красавицы оказались родными дочерьми бывшего вермишельщика, сделавшего себе состояние во время Французской буржуазной революции. За каждой из них папаша Горио дал по 500-600 тысяч франков приданого, но как только девушки превратились в знатных парижанок они отвернулись от своего малообразованного и уже не такого богатого отца.

История жизни папаши Горио в романе - это фактически надгробная эпитафия медленно агонизирующему герою. Формально вермишельщик умирает только в конце произведения, когда остаётся без гроша в кармане и получает удар, поняв, что больше ничем не может помочь своим дочерям. На самом деле Горио перестаёт жить сразу же, как только отдаёт своё сердце и деньги детям. Сила отцовской любви такова, что даже на пороге смерти папаша Горио, признавая жестокую правду жизни, тем не менее, прощает своих дочерей и надеется только на то, что попадёт в рай, откуда ему разрешат являться на землю и следить за жизнью обожаемых им существ.

Выброшенный из жизни дочерей отец, по мнению виконтессы де Босиан и её подруги графини де Ланже, - рядовая трагедия в жизни великосветского парижского общества, строящегося на принципах женской испорченности, мужского тщеславия и бесконечной тяги к богатству. По мнению двоюродной сестры Эжена, занять своё место в Сен-Жерменском предместье может только хладнокровный человек, смотрящий на мужчин и женщин, «как на почтовых лошадей». Виконтесса де Босиан предостерегает студента от искренности: в мире, где всё строится на деньгах и титулах, ни в коем случае нельзя проявлять настоящие чувства и особенно - истинную любовь. Человек в парижском обществе может быть либо палачом, либо жертвой и третьего не дано.

Впрочем, один из постояльцев «Дома Воке» - беглый каторжник Жак Коллен, скрывающийся под именем господина Вотрена, пытается занять положение вне стандартных общественные позиций «тупого повиновения» и «бунта». Самого себя он считает человеком «высшего порядка», а в Эжене видит родственную душу. Критика Вотреном современного ему общества выходит за рамки высшего света и распространяется на всё человечество. По мнению беглого каторжника, «человек везде один и тот же, что наверху, что в середине, что внизу». Последующее предательство Вотрена мадемуазель Мишано лишний раз подтверждает эту точку зрения. Живущая долгое время в относительном достатке старая дева не менее падка на деньги, нежели лишённая их мужем Дельфина де Нусинген. При этом в характере Мишано, помимо явной корысти, проступает ещё и некая женская подлость, стремление отомстить мужчине, назвавшей её «Кладбищенской Венерой». Похоже ведёт себя и вдова Воке по отношению к папаше Горио: отвергнутая им ещё в период относительного материального благополучия, она распускает слухи о герое и всячески пытается унизить его перед другими постояльцами.

Эжен де Растиньяк - чистый, неиспорченный светом молодой человек, глядя на творящуюся вокруг него мерзость, в конце романа, решает бросить вызов парижскому обществу. Студент понимает, что и виконтесса де Босиан, и Вотрен были правы: честностью в жизни можно добиться разве что нищих, унылых похорон. В высшем свете люди нужны друг другу только, когда они могут дать что-то взамен: деньги, связи, титулы и небольшое количество настоящей любви. Последняя - самая драгоценная валюта для знатных парижанок, самостоятельно лишивших себя искренней привязанности браком по расчёту.

Анастази де Ресто, Дельфина де Нусинген, виконтесса де Босиан, графиня де Ланже - все великосветские дамы имеют любовную связь на стороне. Они любят по-настоящему, со всей силой страсти, на которую способны парижские женщины, но эта любовь не приносит им счастья: любовник и отец большинства детей Анастази, граф Максим де Трай - тянет из своей дамы сердца деньги на оплату карточных долгов; маркиз д’Ажуда-Пинто верен виконтессе де Босиан до тех самых пор, пока ему не подворачивается выгодная для женитьбы партия; графиню де Ланже её любовник и вовсе бросает, так и не появившись на авансцене произведения; любовная связь Дельфины и Эжена строится на принципе взаимовыгодного обмена: Эжен обеспечивает Дельфине приём в высшем обществе, Дельфина становится любовницей, которая так необходима любому светскому человеку.


Роман начинается с описания пансионата госпожи Воке, в котором живёт один из главных героев произведения Жан-Жоашен Горио. Когда-то Горио был простым вермишельщиком, во время революции, благодаря своему уму, хитрости и смекалке, он смог разбогатеть и сколотить определенное состояние. И все же самым важным в его жизни для него были его дочери, Дельфина и Анастази. После смерти жены Горио жил лишь своими дочерьми, потакая любому их капризу и делая все для их счастья. Когда дочери выросли, он вывел их в свет и выдал замуж, надеясь лишь всегда быть желанным гостем в их гостях. Но этого не произошло. Затьям не нравилось, что Горио был обычным вермишельщиком, и они не желали видеть его в своих домах. Дочери же, избалованные отцом ещё в детстве, приходили к нему лишь тогда, когда им нужны были деньги.

Таким образом, изначально поселившись на втором этаже пансионата "Дом Воке", Горио, тратя все больше денег на своих дочерей, спустя время оказался уже на четвертом этаже, потеряв не только удобства проживания, но и уважение пансионеров, которые были уверены, что Горио тратит все деньги на любовниц. Отдавая своим дочерям все, Горио не получал взамен ничего. Я не уверена, виноват ли он сам в таком воспитании дочерей или на отсутствие у них должной любви к отцу повлияли другие факторы, но Горио определенно не заслужил такой подобной судьбы. Такой добрый, честный и щедрый человек должен быть любим всеми, а не презираем.

Ещё один главный персонаж романа - это Эжен де Растиньяк, студент, приехавший из Ангулема изучать право. Он был надеждой своей большой, небогатой семьи. Понимая, что не сможет ничего добиться, если не попадет в высшее общество, он пытается выйти в свет, попутно узнавая все его грязные тайны. Вот мы видим историю Анастази де Ресто, которая тратит все деньги на любовника Максима де Трая, любителя поиграть в карты, или семейную семейную драму Виктории Тайфер, отец которой не хочет оставить ей наследство. И тут же появляется беглый каторжник Вотрен, который предлагает Растиньяку убить брата Виктории и жениться на ней, при этом разбогатев. Удивительно, что Эжен, погружаясь в эти события с головой, умудряется сохранить свою совесть чистой. И когда Горио умирает от своего безвыходного состояния (у него больше не осталось денег, чтобы помогать дочерям), именно Эжен де Растиньяк со своим другом Орасом Бьяншоном, студентом-медиком, проводит с Горио последние часы и хоронит его, когда как дочери даже не приезжают попрощаться с отцом, а на похороны лишь посылают кареты с семейными гербами.

"Отец Горио" - очень грустное произведение, рассказывающее о том, как влияют на человека деньги, причем как просто в семье, так и в общественной жизни.

В 1834 у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение – “картину нравов” его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им “Человеческая комедия”. По мысли Бальзака “Человеческая комедия” должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции.
Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Это огромное литературное

Издание он наметил в следующем виде:
Первая часть – “Этюды о нравах”- шесть отделов: “Сцены из частной жизни” , “Сцены из провинциальной жизни” , “Сцены из жизни Парижа”, “Сцены из политической жизни” “Сцены из военной жизни”, “Сцены из деревенской жизни”
Вторая часть – “Философские исследования”. Задумано 27 произведений, из них осуществлено 22: “Шагреневая кожа”, “Неизвестный шедевр” , “В поисках абсолюта”.
Третья часть – “Аналитические исследования” (задумано 5 – осуществлено одно произведение: “Физиология брака”).
Бальзак так вскрывает свой замысел: “Исследование нравов” дает всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни, ни одного типа, ни одного мужского или женского характера, ни одной профессии, ни одной житейской формы, ни одной социальной группы, ни одной французской области, ни детства, ни старости, ни зрелого возраста, ни политики, ни права, ни военной жизни. Основа – история человеческого сердца, история социальных отношений. Не выдуманные факты, а то, что везде происходит”.
Роман ” Отец Горио” знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака, как и весь 1835 год. В нем за внешним фасадом обыденности скрыты величайшие трагедии человеческой жизни. ” Отец Горио” не явояется историей жизни одного персонажа – это срез жизни общества в определенный период его развития. Интересно движение романа по разделам ” Человеческой комедии”: в 1843 году об был включен в ” Сцены парижской жизни”, на заметки автора говорят о том, что он решил поместить этот роман в ” Сцены частной жизни”. Путь тот же, что и у ” Гобсека”: сцены частной жизни вбирают в себя большее количество фактов и явлений, они характеризуют общество в целом. А частная жизнь – это жизнь семей, ” Человеческая комедия”, как писал Бальзак, изображает мир через призму семьи.
Растиньяк раскрывается в письмах сестрам и тетке, у Викторины Тайфер судьба строится на отношениях с отцом и братом, судьба Горио есть, по сути, судьба его двух беспутных дочерей. Истинное чувство отсутствует. Семьи связывают лишь денежные отношения. Даже отличающийся от парижской публики провинциал Растиньяк выпрашивает деньги, чтобы попасть в высший свет. Роман создавался тогда, когда замысел ” Человеческой комедии” уже сложился в сознании автора. У Бальзака нет другого произведения, в котором бы соединилось столь большое число персонажей и были бы представлены практически все слои современного ему общества. Исключение может составить лишь ” Гобсек”. События разворачиваются преимущественно в пансионе мадам Воке, это парижское мещанство, где рядом с Мишоно, Пуаре появляется Растиньяк – провинциальный дворянин, а так же будущий врач Бьяншон, творческая личность.
С помощью Растиньяка читатель попадает в аристократические салоны – де Босеан и де Ресто, через Дельфину – мы видим среду Нунсинжена – одного из самых богатых банкиров в ” Человеческой комедии”. Так входит в роман группа персонажей, фактически определившая в 1820-30х годах политику Франции. Однако Бальзаку не столь важно показать все уровни социальной иерархии, сколь продемонстрировать их сходство в восприятии жизненных ценностей и убеждений. Разнородная среда здесь превращается в монолит, где выше желания обогатиться нет ничего. В центре повествования находится пансион Воке. Он является своеобразным сосредоточием, может быть, даже символом социальных и моральных законов, присущих современной Бальзаку Франции.
Не случайно Растиньяк сближает суждение о законах общества виконтессы Босеан и Вторена. Каторжник, говоря о людях, понимает мир как пауков в банке, однако виконтесса сравнивает людей с лошадьми, которых можно загонять и менять на каждой почтовой станции. По существу грязны нормы жизни всех кругов общества, но дом Воке более открыто их демонстрирует. Сделать обобщения, соединить социальные группы на уровне нравственных законов Бальзаку вновь помогают вещи. С их помощью создаются портреты, так, название пансиона Воке свидетельствует об уровне культуры хозяйки и пансионеров, или, скорее, о их безразличии к тому, что их окружает. ” Семейный пансион для лиц обоего пола и прочая”.Детальное описание пансиона, где обитают герои, являющиеся обобщением самой среды, демонстрируют всю убогость существования героев, которые воспитываются в зависимости от этой среды. Внешность персонажа, его манера вести себя и даже одеваться (юбка госпожи Воке), неразрывно связаны с тем, что их окружает. Повествование ведется от третьего лица, но задача Бальзака не преподнести читателям готовой морали, а в том, чтобы показать, как течет сама жизнь, как люди воспринимают свое место в жизни, свои возможности, а это и есть то новое, что автор вносит в концепцию романа ново века. Обилие рассуждений персонажей, так же как масса авторских описаний, избавляет автора от необходимости дидактизма, позволяя самому читателю делать выводы о нравах, царящих в современном Бальзаку обществе Франции 19 века.


(No Ratings Yet)

  1. Роман “Последний шуан, или Бретань в 1799 году” (в следующих изданиях Бальзак назвал его короче – “Шуаны”) вышел в свет в марте 1829 г. Это произведение Бальзак выпустил под своим...
  2. ЕВГЕНИЯ ГРАНДЕ (фр. Eugenie Grandet) – героиня романа “Евгения Гранде” (1833), входящего в эпопею “Человеческая комедия” Оноре де Бальзака. Е. Г. – один из самых привлекательных женских образов Бальзака, который...
  3. Уважаемый господин Гобсек! О вашей истории я узнала от жены адвоката Дервиля Фанни Мальва. Эта замечательная мадам является нашей соседкой. Иногда она заходит к нам в гости. На этот раз...
  4. Оноре де Бальзак. У французского литературного критика и публициста Андре Моруа есть биографическое произведение “Прометей, или Жизнь Бальзака” – книга о творце “Человеческой комедии”, великом реалисте Бальзаке. Сравнение романиста с...
  5. Принцип сквозных персонажей. Оноре Бальзак – сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина новой жизни. Он...
  6. По замыслу автора, повесть “Гобсек” должна была войти в большой цикл романов “Человеческая комедия”, над которым Оноре де Бальзак работал на протяжении всей жизни. Создавая “Человеческую комедию”, автор стремился срисовать...
  7. Роль денег в современном обществе – главная тема в творчестве Бальзака. Создавая “Человеческую комедию”, Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу...
  8. Значение “Финансиста”, как и всей “Трилогии желания”, выходит за рамки американской литературы. Финансист Каупервуд стал достоянием мировой литературы, подобно банкиру Нусингену Бальзака. Несомненно, работая над “Финансистом”, Драйзер опирался не только...
  9. Создавая “Человеческую комедию”, Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников. Одной из...
  10. В этом произведении действует волшебный символ – кожа, которая исполняет все желания своего владельца – Рафаэля, но при этом сокращает его жизнь соответственно силе желания. “На клеточной ткани этой чудесной...
  11. Гобсек Эстер ван – персонаж 11 произведений Человеческой комедии, главная героиня. Э. – дочь Сары Гобсек по прозвищу Прекрасная Голландка, внучатой племянницы Гобсека. Э. наделена безупречной красотой: атласная кожа, тонкая,...
  12. В жизни есть такие понятия как любовь, ненависть, щедрость и т. д, которые существуют много веков и их смысл не меняется с течением времени. К таким понятиям относится и скупость....
  13. Ради денег потерял человечность, уважение, свою душу. Затрагивая золото, перестает контролировать себя и теряет ум; грабит, унижает людей, которые попали в переделку, становится властителем и режиссером их судеб. Хитроумный, недоступный...
  14. Гобсек Жан-Эстер ван – персонаж 13 произведений Человеческой комедии, заглавный герой одноименной повести, парижский ростовщик. Г. уроженец Антверпена, сын голландца и еврейки, – старик с пепельно-серыми волосами и бесстрастными, неподвижными...
  15. Скряжничество, жадность к накоплению – это черты, которые не раз высмеивались в мировой литературе. Но среди галереи образов скупых Гобсек отличается именно неоднозначностью. Почему же Бальзак показал своего героя именно...
  16. Повесть “Гобсек” есть очень важным звеном идейно-тематического стрежня всей “Человеческой комедии”. Повесть “Гобсек” извне комедийнее, чем другие произведения Бальзака: относительно охвата жизненного материала, зато и более симптоматичная, показательная, “наглядная”. Она...
  17. Образ скупца и накопителя не нов в мировой литературе. Похожий тип изображен в драме – “Венецианский купец” В. Шекспира и в комедии “Скупой” Мольера. К созданию образа Гобсека автора привели...
  18. Тяжелая тема. Как определить, где ценности выдуманные, где ценности настоящие? Что имеем в виду? Скажем, золото – мысленная или настоящая ценность? Говорю о золоте, так как главный герой – ростовщик....
  19. Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье – одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье. Как-то раз зимой 1829/30 г. у нее...
  20. Как и в других своих произведениях, Бальзак повествует в “Гобсеке” одновременно о многих очень не похожих друг на друга людях. На втором плане повести, как бы в тени, находятся дочь...