Кто сказал «хочешь мира, готовься к войне»? Если хочешь мира, готовься к войне Хочешь мира готовься войне что значит

Латынь – самый благородный из существующих языков. Может, потому что мертвый? Владеть латынью – умение не утилитарное, оно из разряда роскоши. Разговаривать на нем ты не станешь, а вот блестнуть в обществе… Нет языка, который так помогает произвести впечатление!

1. Scio me nihil scire
[сцио мэ ни́хиль сцирэ]

«Я знаю, что ничего не знаю», - по свидетельству Платона, так говорил о себе Сократ. И пояснял эту мысль: люди обычно полагают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Таким образом, получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные. Фразочка для любителей напустить туману и рефлексирующих особ.

2. Cogito ergo sum
[кóгито, эрго сум]

«Мыслю, следовательно существую» - философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени.

«Cogito ergo sum» - не единственная формулировка идеи Декарта. Более точно фраза звучит как «Dubito ergo cogito, cogito ergo sum» - «Я сомневаюсь, значит мыслю; я мыслю, значит существую». Сомнение является, по мнению Декарта, одним из модусов мышления. Следовательно, фразу можно переводить и как «Я сомневаюсь, значит существую».

3. Omnia mea mecum portо
[о́мниа мэа мэ́кум порто]

«Все свое ношу с собой». Римские историки рассказывают, будто в дни завоевания персами греческого города Приены за толпой беглецов, еле тащивших на себе тяжелое имущество, спокойно шел налегке мудрец Биант. Когда его спрашивали, где его вещи, он, усмехаясь, говорил: «Все, что имею, всегда ношу при себе». Говорил он по-гречески, но слова эти дошли до нас в латинском переводе.

Оказалось, добавляют историки, что он был настоящим мудрецом; по дороге все беженцы растеряли свое добро, и скоро Биант кормил их на те подарки, которые он получал, ведя в городах и селах поучительные беседы с их жителями.

Значит, внутреннее богатство человека, его знания и ум – важнее и ценнее любого имущества.

4. Dum spiro, spero
[дум спи́ро, спе́ро]

Кстати, эта фраза также является лозунгом подводного спецназа - боевых пловцов ВМФ России.

5. Errare humanum est
[эрра́рэ хума́нум эст]

«Человеку свойственно ошибаться» - афоризм Сенеки-старшего. На самом деле, это всего лишь часть афоризма, целиком он звучит так: «Errare humanum est, stultum est in errore perseverare» - «Человеку свойственно ошибаться, но глупо упорствовать в своих ошибках».

6. O tempora! O mores!
[о тэ́мпора, о мо́рэс]

«О времена! О нравы!» - самое известное выражение Цицерона из «Первой речи против Катилины», которая считается вершиной римского ораторского искусства. Раскрывая подробности заговора на заседании сената, Цицерон этой фразой выражает возмущение и наглостью заговорщика, посмевшего как ни в чём не бывало явиться в сенат, и бездействием властей.

Обычно выражение применяют, констатируя упадок нравов, осуждая целое поколение. Впрочем, это выражение вполне может стать забавной шуткой.

7. In vino veritas, in aqua sanitas
[ин вино вэ́ритас, ин аква са́нитас]

«Истина в вине, здоровье в воде» - первую часть поговорки знают практически все, а вот вторая часть не так широко известна.

8. Homo homini lupus est
[хомо хомини люпус эст]

«Человек человеку волк» - ставшее поговоркой выражение из комедии Плавта «Ослы». Употребляют, когда хотят сказать что человеческие отношения - это сплошной эгоизм и вражда.

Этой фразой в советское время характеризовали капиталистический строй, в противоположность которому в обществе строителей коммунизма человек человеку друг, товарищ и брат.

9. Per aspera ad astra
[пер а́спэра эд а́стра]

«Через тернии к звездам». Также используется вариант «Аd astra per aspera» - «К звёздам через тернии». Пожалуй, самое поэтичное латинское изречение. Его авторство приписывается Луцию Аннею Сенеке, древнеримскому философу, поэту и государственному деятелю.

10. Veni, vidi, vici
[вени, види, вичи]

«Пришел, увидел, победил» - так написал Гай Юлй Цезарь в письме своему другу Аминтию о победе над одной из черноморских крепостей. По свидетельству Светония, именно эти слова были написаны на доске, которую несли во время триумфа Цезаря в честь этой победы.

11. Gaudeamus igitur
[гаудэа́мус и́гитур]

«Итак, будем веселиться» - первая строка студенческого гимна всех времен и народов. Гимн создан в средние века в Западной Европе и вопреки церковно-аскетической морали восхвалял жизнь с ее радостями, молодость и науку. Эта песня восходит к жанру застольных песен вагантов - средневековых бродячих поэтов и певцов, среди которых были и студенты.

12. Dura lex, sed lex
[ду́ра лэкс, сэд лэкс]

Есть два варианта перевода этой фразы: «Закон суров, но это закон» и «Закон есть закон». Многие думают, что эта фраза относится ко временам римского права, но это не так. Сентенция относится уже ко времени Средневековья. В римском праве как раз существовал гибкий, позволяющий смягчить букву закона, правопорядок.

13. Si vis pacem, para bellum
[сэ вис пакем пара бэллум]

14. Repetitio est mater studiorum
[рэпэти́тио эст матер студио́рум]

Одна из самых любимых латитянами пословиц, на русский переводится тоже пословицей «Повторение - мать учения».

15. Amor tussisque non celantur
[амор туси́скве нон цэланту́р]

«Любовь и кашель не скроешь» - в латыни на самом деле очень много поговорок о любви, но эта нам кажется самой трогательной. И актуальной в преддверии осени.

Влюбляйтесь, но будьте здоровы!

«Мы все больны Стокгольмом» – утверждают современные правые в ответ на инициативу настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина «молиться о упокоении» большевистских вождей «и других богоборцев» .

Есть ныне модная концепция «бессмысленной жестокости» революции и советских администраций, которые потому и безбожны, что убивали «невинных».

Отсюда делается очень опасный ход: реабилитируется рыночное зло, а реабилитируясь, оно имеет все шансы повториться, с повторением всего кровавого кошмара начала ХХ века.

Если вы, господа у власти, не ликвидируете причин народной расправы, то вы доиграетесь (вопрос лишь времени) - до повторения народной расправы во всём её неистовстве…

Давным-давно, когда был я ещё школьником, на что-то я обиделся и высказал обиду мудрому старшему собеседнику:

- Ну что они меня все дёргают? Моё желание предельно скромно: я хочу жить тихо, чтобы меня никто не травил, и я бы никого не травил…

И знаете, что ответил мудрый человек на моё «скромное желание»?

- Мальчик, о какой скромности ты говоришь?! Ты запросил покой и волю, вечную мечту человека разумного! Ты запросил по великому максимуму, больше которого ничего в жизни не бывает!

Ты хотел бы жить, невозбранно пользуясь средствами к существованию (которые денег стоят), и так, чтобы на тебя никто не нападал? И чтобы ты при этом не был принуждён защищаться?! Да в своём ли ты уме?! Чтобы завоевать себе такое - нужно сперва мир завоевать!

И тогда я понял главное: средства к существованию, поскольку каждое из них денег стоит, являются вечным яблоком раздора между людьми. Их не дают без боя, и их постоянно с боем пытаются отобрать.

Покой и воля - когда на твою беззаботную жизнь никто не покушается с «экспроприацией» – великий максимум человеческого счастья. В реальной жизни такого максимума достичь почти невозможно, это удел весьма немногих счастливцев…

Самим фактом наличия средств к существованию человек уже имеет то, что представляет интерес для грабителя. Неинтересен для грабителя только тот, кто не имеет никаких средств к существованию. Но он и самому себе неинтересен, потому что мёртв или в процессе умирания находится…

В силу вопиющей экономической неграмотности у нас убийством считают только механическое повреждение тела. В эту примитивную концепцию (я вас ножом не тыкаю - значит, я вас и не убиваю) плохо укладывается уже отравление ядом. Если яд убил мгновенно - то, вроде как, приравнено к убийству.

А если он убивает медленно, годами - как токсины в современных продуктах питания, красках и составе дешёвой одежды? Как все ядовитые вещества, которые заливаются, чтобы снизить себестоимость товаров или повысить сроки их хранения?

Пока мы не поймём неразрывную связь человеческой жизни с доступом к ресурсам территории - мы ничего не поймём об убийстве и преступлении…

Покушение на человеческую жизнь является преступлением. Открытие, да? До меня никогда не слышали такого? Вся цивилизация стоит на том, что покушение на человеческую жизнь является преступлением.

Давайте с вами вообразим, что было бы, если бы этой нормы не существовало… Вообразили? Ну, а теперь перейдём к вопросам революции. Лишение человека средств к существованию - тоже покушение на человеческую жизнь. Орудия убийства бывают разные: нож, револьвер, камень, попросту кулачное избиение…

Так вот, здравый смысл требует, чтобы и нищету добавили в список орудий убийства! Если я запру человека в чулане, и уморю там голодом, то меня признают убийцей, и правильно сделают. Да, я его не резал, не стрелял в него - но никаких смягчающих обстоятельств в моём поведении нет. Даже наоборот: возможно, избранный мной способ убийства сочтут отягчающим обстоятельством, в силу особой длительной мучительности смерти жертвы.

Нищета является орудием убийства. А раз так - то здравый смысл требует признавать право жертвы на самооборону. Самооборона в корне отличается от немотивированного нападения. А ведь всем «красным» пытаются сегодня припаять именно немотивированное нападение, беспочвенную агрессию! Ни с того, ни с сего - напали, убили, разрушили…

История, уходя в прошлое, которое мы не в силах изменить, тем не менее довлеет над нашим настоящим и будущим, которое мы можем и должны менять в лучшую сторону.

Во избежание геноцидов грядущего - как гуманитарных катастроф голодомора, так и революционных катастроф народной расправы - необходимо признать раз и навсегда важную вещь. А именно: предложение гражданину «пойти и поискать себе средства к существованию на свободном рынке» для государственных деятелей есть преступление.

В этом преступлении сочетаются убийство, непредотвращение убийства, преступная халатность должностного лица, создание риска для жизни человека, создание невыносимых условий для человека (подпадает под конвенцию о пытках) и другое. Целый букет преступлений против человечности!

Конечно, если вышеуказанное скажет частное лицо частному лицу, то это не более, чем эгоистичное равнодушие. Его не криминализируешь, к делу не пришьёшь. Однако если такова позиция государственного руководителя - то он закладывает бомбу под всю государственную конструкцию, выстроенную на концепции взаимного гражданского неуничтожения. Если мы граждане одного государства, то мы не истребляем друг друга. Если мы истребляем друг друга - то мы уже не граждане одного государства.

В чём принципиальная разница между частным лицом и политиком в данном вопросе? Объясняю. Частное лицо является получателем и пользователем ресурсов территории. Государственная власть является распорядителем ресурсов территории.

Частное лицо может отказаться от благотворительности - государство нет. Ибо частное лицо не несёт ответственности - как распределяются ресурсы территории, а государство - несёт.

Если человек заперт в чулане, то ведь никто не предложит ему там «быть предприимчивее» и «искать работу». Понятно, что в четырёх стенах никакая предприимчивость не поможет. Даже если в четырёх голых стенах есть ступа с водой - трудолюбие тоже не поможет выжить. Человек будет толочь воду в ступе круглые сутки - и что?

Но если это все понятно, то чуть-чуть усложним задачу для дефективных недорослей, ныне владеющих заводами, газетами, пароходами. А если в чулане не четыре стены, а все шесть? Или даже восемь? Ну, сидит человек в башне восьмигранной и умирает там от голода…

Может такое быть? Я вас спрашиваю: влияет ли количество стен в камере на возможности выжить без подключения к благосодержащим ресурсам (воде, пище, источникам отопления и т.п.)?

Так вот, господа нехорошие: вы разгородили землю заборами своей очень частной собственности. И человек между этими заборами, блуждая по лабиринтам, точно в таком же положении, как и человек, замурованный в башню без еды, воды и тепла.

Рассуждать, что в таком положении человек сам из себя должен добыть собственное выживание - может или идиот, или изверг. Закон экономики очевиден: выдавить из самого себя выживание человек не может.

Его нужно подключить к ресурсам территории, то есть дать ему реальную возможность дотянуться до потребительских благ. Иначе он в современном городе подобен замурованному в склепе наглухо, и обречён.

Повторял и повторяю: работа - не грибы, чтобы её ходить и искать. Работа (в экономическом, а не физическом смысле) - это доступ к обработке ресурсов территории. Работа или есть - или её нет. А когда её предлагают «искать» – то предлагают найти чёрную кошку в тёмной комнате, не уточнив, есть ли там кошка…

Что происходит, если у одного ресурсы есть, а у другого их нет, и никто не модерирует ситуацию? Ну, ясно же, что: начинается шантаж, грубеющий в режиме нон-стоп.

- Подыхаешь? - спрашивает владелец ресурса у обделённого. - А спляши-ка ты мне гопака за грош… Да что там грош - за пол-гроша… Да и того много… Да я ещё посмотрю - понравится ли мне твоя пляска… Не понравится - и четверти копейки не получишь…

А что может на это ответить обделённый?

История дала ответ: с кистенём в лес или с революционными матросами генералов на штыки кидать. Другого-то ответа у обделённого нет. И жить без доступа к потребительским ресурсам невыносимо, и условия доступа к ним от «собственника» (узурпатора) невыносимы.

Видя, что у тебя нет выхода, над тобой просто начинают издеваться, эксплуатируя твой инстинкт самосохранения. Простое желание выжить начинают обставлять всё более и более чудовищными условиями, без выполнения которых, однако, кранты и каюк.

Эту ситуацию необходимо модерировать - для того и создано было государство. Кроме него модерировать некому. Не могут овцы полюбовно договориться с волком, а мыши - с котом. И пусть не обманывает вызванная шантажом выживания внешняя покорность и внешняя бессловесность жертв издевательств.

Это не их жизненная позиция, а маскировка, мимикрия для выживания. Барин в морду - а ты улыбайся и делай вид, что тебе приятно…

А внутри копится ненависть, складываются счёты ко всем богатым, и однажды, если не стравить пар - этот котёл взорвётся. Ведь та покорность судьбе, на которой строили все свои расчёты угнетатели - на самом деле напускная, фальшивая. Человек понимает, как жестоко с ним обошлись государство и хозяева жизни, но делает вид, что не понимает. Делает вид, что всем доволен.

Он уже и возмущаться бросил - угнетатели радуются, видите, говорят, привык! Уже не спорит, на митинги не ходит, в пикетах не стоит… На самом деле человек орущий - сохраняет веру в возможность договориться с теми, на кого орёт. А вот молчаливо и загадочно улыбающийся - такую веру уже потерял. Для него, молча утирающегося, угнетатели - уже не сторона переговоров, а трупы.

Государство не имеет права предлагать своему гражданину «поискать» средства к существованию. Оно их обязано предоставить. Если гражданин найдёт условия получше - его дело. Хотите нанимать адвоката - ваше право. Но если вам не на что нанять адвоката - вам будет предоставлен государственный адвокат… Почему в судопроизводстве это совершенно всем понятно, а в государственной политике - нет?

Если государство не создаёт базовых условий и величин оплаты труда - то частный бизнес переходит от пряника к кнуту. Оно и понятно: когда у человека есть выбор, он не согласится работать на любых условиях, за любую оплату. А когда выбора нет - ему можно диктовать в режиме шантажа любые условия…

Революцию делают не революционеры. Революцию делают те, кто циничным отношением к гражданину, к вопросам его быта и выживания - ставят людей в невыносимые условия в режиме вопиющей социальной несправедливости.

И горе тем, кто этого не осознаёт со всей остротой!


Н. Выхин


Готовься к войне — para bellum

Хочешь мира, готовься к войне (если хочешь мира, готовься к войне), по латыни Si visраеет, para bellum — слова римского историка Корнелия Непота (94-24 годы до н. э.), выведенные им в сочинении, посвященном биографии фиванского полководца IV в. до н. э. Эпаминонда.

В V веке нашей эры их в измененном виде воспроизвел римский писатель Вегетий в книге «Краткое изложение по военному делу» (Flavius Vegetius Renatus «Epitome institutionum rei militaris»: «Кто желает мира, пусть готовит войну» («Qui desiderat pasem, praepaet bellum»)

Варианты фразеологизма «хочешь мира, готовься к войне»

  • Тем, кто мира не хочет, война предрешена (Chi la pace non vuol, la guerra s’abbia) (рыцарская поэма Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим»)
  • Если хотим наслаждаться миром, надо воевать (Quare si pace frui volumus, bellum gerendum ist) (Марк Туллий Цицерон «Филиппики»)
  • Войны укрепляют мир (έκ πολέμου μεν γαρ ειρήνη μάλλον βεβαιουται) (древнегреческий историк Фукидид «История Пелопоннесской войны»)
  • Без войны мира не бывает (Suspicienda quidem bella sunt ob eam causam ut sine injuria in pace vivatur) (Цицерон «Высшее благо и величайшее зло»)
  • Во время мира надо заботиться о том, что нужно для войны (Prospicere in pase oportet, guod bellum iuvet) (Публий Сир «Сентенции»)
  • Кто, малым доволен, на будущность мало надеясь, мог, как мудрец, быть готовым к войне в продолжении мира (an qui contentus parvo metuensque futuri 110 in pace, ut sapiens, aptarit idonea bello) (Квинт Гораций Флакк «Сатиры»)

В названии знаменитого пистолета Парабеллум (или Люгер-Парабеллум по имени изобретателя) применены последние слова «нашего» выражения para bellum

Применение выражения в литературе

- «По внешности как будто ничего не произошло…только внутри порвалась какая-то струна… наступили деловые, сухие отношения по формуле Si visраеет, para bellum» (В. И. Ленин «Как чуть не потухла Искра»)
- «Глаза Арнольда, обычно излучающие доброжелательность и покой, вдруг посуровели: Зачем Вытак? Я понимаю: хочешь мира, готовься к войне, Но не до такой же степени» (Т. Северин «Тени на асфальте»)
- «Ха-ха-ха! Если хочешь мира, готовься к войне? Здорово! Но нас не проведешь. Биты, перебиты» (И. Синобонидзе «Турнир, которого не было»)

Если хочешь мира, готовься к войне
С латинского: Si vispacem, para bellum (си вис пацэм, пара бэллум).
Автор выражения римский историк Корнелий Иепот (94-24 до н. э.), который использовал его в своем жизнеописании фиванского полководца IV в. до н. э. Эпаминонда.
Уже в эпоху античности эта латинская фраза стала крылатой. Ее повторил, несколько изменив, римский военный писатель Вегеций (IV в.) в своем сочинении «Краткое наставление в военном деле»: «Qui desiderat pacem, praeparetbellum» (кви дэзидэрат пацем, прэпарэт бэллум) - «Кто желает мира, готовит войну».
Смысл выражения: мир стране гарантирует только ее надежная оборона, мощные вооруженные силы, которые отбивают у возможных агрессоров всякую охоту к нападению, других гарантий мира объективно не существует.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Если хочешь мира, готовься к войне

Это выражение, часто цитируется и в латинской форме: "Si vis pacem, para bellum", принадлежит римскому историку Корнелию Непоту (94-24 гг. до н.э.) и находится в жизнеописании фиванского полководца IV в. до н.э. Эпаминонда. Схожая формула: "Qui desiderat pacem, praeparet bellum (Кто желает мира, готовит войну)", встречается у римского военного писателя IV в. н.э. Флавия Вегеция ("Epitome institutorum rei militaris", 3, Prolog).

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Если хочешь мира, готовься к войне" в других словарях:

    Если хочешь мира, готовься къ войнѣ. Ср. Chi la pace non vuol, la guerra s’abbia. Tasso. Gerusalemme liberata. 2, 88. Ср. Si vis pacem, para bellum. Ср. Paritur pax bello. Corn. Nepos. Epamin. 5, 4. Ср. Suspicienda quidem bella sunt ob eam causam …

    Ср. Chi la pace non vuol, la guerra s abbia. Tasso. Gerusalemme liberata. 2, 88. Ср. Si vis pacem, para bellum. Ср. Paritur pax bello. Corn. Nepos. Epamin. 5, 4. Ср. Suspicienda quidem bella sunt ob eam causam ut sine injuria in pace vivatur. Cic …

    Если хочешь мира, готовься к войне - крыл. сл. Это выражение, часто цитируется и в латинской форме: «Si vis pacem, para bellum», принадлежит римскому историку Корнелию Непоту (94 24 гг. до н. э.) и находится в жизнеописании фиванского полководца IV в. до н. э. Эпаминонда. Схожая… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    - (меткое слово переводное) Ср. Si vis pacem, para bellum. Если хочешь мира, готовься к войне. Ср. Qui desiderai pacem, praeparet bellum. Vegetius (конц. IV в. до Р.Х.). Ep. rei militar. 3 prolog. Ср. Suscipienda quidem bella sunt ob eam causam, ut … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    SI VIS PACEM, PARA BELLUM - – если хочешь мира, готовься к войне. Эта формула часто употребляется в капиталистических странах для оправдания милитаристской гонки вооружений и подготовки к агрес. сивным войнам … Советский юридический словарь

    См. Если хочешь мира, готовься к войне. Paritur pax bello. См. Хочешь покою, готовься к бою … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Если хочешь мира, готовься к войне. Qui desiderat pacem, praeparet bellum. См. Хочешь покою, готовься к бою … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Если хочешь мира, готовься к войне. Si vis pacem, para bellum. См. Хочешь покою, готовься к бою … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Если хочешь мира, готовься к войне … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Мир ротмистра Тоота , Владимир Свержин , «Офицеры бывшими не бывают» – казалось, уж кому-кому, а потомственному военному Аттайру Тооту не нужно объяснять эту немудреную истину. И все же, после успешного переворота в Столице и… Категория: Боевая фантастика Серия: Ротмистр Тоот Издатель: Владимир Свержин , электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)
  • S. T. A. L. K. E. R:ОБИТАЕМОСТРОВ. Свержин Мир , Владимир Свержин , `Офицеры бывшими не бывают` - казалось, уж кому-кому, а потомственному военному Аттайру Тооту не нужно объяснять эту немудреную истину. И все же, после успешного переворота в Столице и… Категория: Фантастика Серия: Обитаемый остров Издатель:

"Жребий брошен!". По свидетельству Светония эти слова произнес Юлий Цезарь,когда он принял решение перейти реку Рубикон и начать,таким образом, гражданскую войну.

"Пьеса сыграна!", т.е. все кончено. Таковы были, по свидетельству Светония, последние слова римского императора Августа.

"Какой артист во мне погибает!" По свидетельству Светония, эти слова произнес римский император Нерон перед тем, как лишить себя жизни.

Qualis rex, talis grex [квалис рэкс, талис грекс]. Каков царь, таково и его окружение.

Si vis pacem, para bellum [си вис пацем, пара бэллюм]. Если хочешь мира, готовься к войне.

Memento mori [Мэмэнто мори] Помни о смерти, т.е.думай всегда о том, что ты должен умереть, дабы лучше вести себя при жизни. Этого положения особенно придерживались древние египтяне,которые во время пиров обносили своих гостей,мумиями,чтобы напомнить им о смерти. Выражение служило также формой приветствия у монахов ордена траппистов, основанного в 1664 г.

Qualis vita, et mors ita [квалис вита, эт морс ита]. Какова жизнь, такова смерть.

Veni, vidi, vici [вэни, види, вици]. Пришел, увидел, победил. Этими словами Юлий Цезарь сообщил римскому сенату о своей победе над врагом. Выражение это обычно употребляют в тех случаях, когда кому-либо быстро и без особого труда удается выполнить важную и при том трудную задачу.

Natura abhorret vacuum [Натура абхоррет вакуум]. Природа не терпит пустоты.

"О святая простота" - слова произнесенные Яном Гусом, когда он заметил, что какая-то старушка подкладывала дров в костер,на котором его сжигали.

O tempora! O mores! [о тэмпора, о морес]. О времена! О нравы! (Цицерон).

Pro bono publico [про боно публико]. Во имя общественного блага.

Кто пришел первым, тот уносит добычу (Плавт).

Занятия налагают отпечаток на характер человека (Овидий).

Отсутствующий - в ущербе. Положение римского права.

Злоупотребление не отменяет употребления.

Нельзя пренебрегать тем,что принято всеми, т.е. не следует легко расставаться с общепринятой практикой.

Поступки говорят сами за себя.

Честный радуется замечанию, плохой с трудом его переносит.

Кто быстро принимает решения, тот быстро раскаивается. (Публилий Сир) .

На огорченного быстро падает подозрение. (Публилий Сир).

Справедливее решения закона, чем человека, т.е. люди скорее подчиняются воле закона, чем решению отдельных лиц.

В любое время жизни нужно следить за своим поведением. (Гораций) .

Тяжесть доказательства падает на того, кто утверждает, а не на того, кто отрицает. (Павел).

Самые глубокие реки текут с наименьшим шумом.

Голод не тщеславен. (Сенека).

Друзья - похитители времени.

Неловкий друг мало чем отличается от врага.

От незнания к несуществованию. Неправильное заключение о том,что на основе того,что неизвестно,нельзя заключать,что этого нет вообще.

Умный управляет своими наклонностями,а глупый у них в рабстве.

Укрощай гнев: он приказывает, если ему подчиниться. (Гораций).

Дерево узнают по его плодам.Человек познается делами.

Сила доказательств определяется по их весомости,а не по количеству. Положение формальной логики.

Если не умеешь говорить,научись слушать.

Или не берись, или доводи до конца.

Добрая слава надежнее денег.

Доброта (по отношению) к своим,справедливость (по отношению) ко всем остальным.

Пугливая собака больше лает чем кусает.(Курций Руф).

Кто щадит злых, вредит добрым (людям).

Собаки ласкаются и к вору.

Несчастье с глупцом, урок умному.

Берегись чтобы не упасть! По обычаю в Древнем Риме позади колесницы полководца-триумфатора ставили раба,который во время триумфального шествия выкрикивал эту фразу триумфатору,чтобы умерить его гордость и напомнить ему,что он только человек.

Гоняясь за сомнительным, мы упускаем верное.

Известно что событие наступит, но неизвестно когда.

Верно, потому что невозможно. Этим софизмом сторонники христианства пытались доказать правдивость преданий о Христе, смысл его в следующем: каким образом люди могли бы выставлять невозможное как факт, если бы оно в действительности не случилось и если они уж хотели передавать вымышленное,то они считались бы, без сомнения,с соображениями вероятности.

Ставь себе (лишь) ясные, т.е.достижимые цели.

Бумага не краснеет.

Голод-приправа к пище.

Пища, питье, сон, любовь - пусть все будет умеренным.

Раны совести не заживают.

Никто не несет наказания за мысли.

Я мыслю значит я существую. (Рене Декарт). Положение, исходя из которого французский филосов-материалист Декарт пытался построить систему философии, свободную от элементов веры и основанную всецело на деятельности разума.

Змея не рожает веревку.

При согласии малые дела растут, при раздорах и величайшие гибнут, т.е.согласие, солидарность является гарантией успеха во всяком деле.(Саллюстий).

Привычка- вторая натура. (Цицерон).

Против судьбы (рока) нет доводов.

С отвергающим основы нечего и спорить.

Противное излечивается противным. Принцип аллопатической медицины.

Избыток пищи мешает тонкости ума. (Сенека).

Чья выгода - того и риск. Положение римского права.

Верю потому что нелепо. (Тертуллиан).Формула, отражающая принципиальную противоположность религиозной веры и научного познания мира.

С ростом богатства растут и заботы, т.е.чем больше денег, тем больше и забот.

Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в своей ошибке. (Цицерон).

Так как ты смертен,заботься о делах,свойственных смертным.

Малая печаль красноречива,великая безмолвна. (Сенека).

Осуждают то, чего не понимают. (Квентилиан).

Почести приносят доходы. (Овидий).

Обсуждать надо часто, решать-однажды. (Публий Сир).

Обо всех или ничего или правду.

О мертвых следует говорить или хорошо, или ничего.

Во всем сомневаюсь.

О принципах не спорят.

О себе самом (следует говорить) соблюдая меру,о других-с почетом.

Сказано-сделано. (Теренций).

Трудно хорошо выразить общеизвестные вещи. (Гораций).

Вставать на рассвете полезно для здоровья.

Усердие во всех делах важно.

Кто начал, половину сделал. (Гораций).

Кто мудр, тот и богат.

Уча, учимся сами.

Дома - львы, а в людях - лисицы.

В своем доме всяк государь.

Свой дом - лучший дом.

Неизвестные беды больше всего тревожат. Мучительнее всего неизвестность.

Пока позволяет судьба, живите весело.

Пока дышу, надеюсь.

Трудитесь, пока позволяют силы и годы.

Я ничего не боюсь, потому что ничего не имею.

Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.

Тяжела забота о чужих делах.

По ушам узнают осла, т.е.глупца видно по его поведению.

Из двух зол выбирай меньшее. (Цицерон).

Исход крупных дел часто зависит от мелочей.

Верь испытавшему, т.е.опытному. (Вергилий).

Будь верен тому, кто верен (тебе).

С избытком справиться нетрудно.

Свобода есть естественное право свободно действовать во всем,что не запрещено законом.

Спеши медленно. (Светоний).

Храбрость занимает среднее место между самонадеянной (неразумной) отвагой и робостью.

Я сказал то, что хотел сказать. Так обыкновенно заканчивал свои речи Цицерон.

Молва не всегда ошибается.

Люди больше верят глазам чем ушам. (Сенека)

Люди ничего не делая, научаются делать дурное.

Человеку свойственно ошибаться,глупцу -- упорствовать (в своих ошибках).

Не все то нравственно, что дозволено.

Почести меняют характер, но редко в лучшую сторону.

Честь (слава) имеет бремя, т.е.свои невыгодные стороны.

Человеческое не постыдно, т.е.действия,обусловленные человеческой природой,не могут быть постыдны.

Ibi victoria,ubi concordia [иби викториа уби конкордиа]. Там победа, где согласие.

Idem per idem [идем пер идем] Тоже (самое) через тоже (самое). В логике -- доказательство какого-нибудь положения посредством самого этого положения.

Бездействие ослабляет тело,а труд укрепляет.

Ignis sanat [игнис санат]. Огонь излечивает, т.е.необходимо применение суровых и решительных мер воздействия.

Незнание не служит доказательством, т.е. не довод.

Чего не знаешь того и не желаешь, т.е. к неизвестному нет никакого влечения.

Накопленное богатство кому слуга, а кому господин. (Гораций).

Императору надлежит умереть стоя. По свидетельству Светония слова римского императора Васпесиана, который продолжал заниматься государственными делами до последнего часа.

Друзья познаются в беде.

При сомнении воздерживайся.

В случае сомнения дело решается в пользу подсудимого.

По отношению к врагу все дозволено. Положение обычного права.

Самый невыгодный (несправедливый) мир я предпочитаю самой справедливой войне.

Гнев - кратковременное безумие. (Гораций).

У кого меньше всего желаний, у того меньше всего нужды.

Похвала в собственных устах загрязняется, т.е.тот,кто сам себя хвалит,тот роняет свое достоинство.

Бездонной бочки не наполнишь.

Люди охотно верят тому, чего они желают.

Плохо то решение, которого нельзя изменить.

Очевидное не нуждается в доказательстве.

Чем больше преуспевание, тем меньше следует ему доверяться.

Лучшее средство при гневе - замедление. (Сенека).

Средний путь - самый безопасный. (Овидий).

Образ мыслей меняется с изменением положений (с переменой счастья).

Близость уменьшает уважение (славу), т.е. вблизи враг не так уж страшен (Клавдиан).

Поэтами рождаются, ораторами делаются.

Природу побеждает тот, кто ей повинуется.

Не пытайся или оканчивай. Всякое дело надо доводить до конца или не начинать его вовсе.

Ничего не доказывает тот, кто слишком много доказывает.

Излишняя забота скорее портит,чем поправляет.

В чрезмерном споре утрачивается истина.

Вредить легко, быть полезным трудно.

Виновато не вино, а пьющие.

В умении сберегать приобретенное не меньшая заслуга, чем в самом приобретении.

Ни одной опасности нельзя преодолеть, не подвергаясь (при этом) опасности.

Кто бывает везде, не бывает нигде.

Obscurum per obscurius [обскурум пэр обскуриус]. (Объяснить) непонятное с помощью более непонятного.

Случай делает вором, т.е.представляющаяся возможность пользоваться чужим добром весьма соблазнительна.

Oculis,non manibus [окулис,нон манибус] На взгляд - не на ощупь (т.е. познакомиться с чем либо бегло, поверхностно).

Зло легко подавить в зародыше.

Все отличное редко.

Всякий вопрос надо рассматривать с двух сторон.

Произведение хвалит мастера.

О, если бы ты молчал, то мог бы сойти за философа!

Досуг без науки - смерть. (Сенека).

Скряга близок к безумцу.

Подобные с подобными легко сходятся.

Дым отечества ярче огня чужбины.

Pauca sed bona [паука сэд бона] Немного, но хорошо.

Деньги служат тебе, если умеешь ими пользоваться: если не умеешь - властвуют над тобой.

Per leges licet [пэр легес лицет]. По законам можно, т.е. со стороны законов препятствий нет.

Праздность - мать пороков.

Практика без теории ценнее, чем теория без практики.

Труден лишь первый шаг.

Более поздние мысли обычно бывают и более разумными.

Лучше поздно, чем никогда.

В присутствии врача ничто не вредно.

Прежде всего жить, а потом философствовать.

Далеко от Юпитера, далеко от опасности. Высокое положение сопряжено с большей ответственностью, чем низкое.

Pro et contra [про эт контра]. За и против.

За грехи молодости мы расплачиваемся в старости.

Каков господин таков и слуга. (Петроний).

Каков разум таковы и поступки.

Кто роет другому яму, сам в нее и попадет.

Кто хочет съесть ядро, должен разбить орех.

Кто не умеет умалчивать, не умеет царствовать.

Кто действует слишком поспешно, тот действует неудачно.

То, что насильственно, то не продолжительно.

Без Цецеры (хлеба) и Вакха (питья) зябнет Венера (любовь). При голоде и жажде не лезет в голову никакая любовь.

Si vis amari, ama [си вис амари, ама]. Если хочешь быть любимым, то ты должен (других) любить.

Умеренность есть власть разума над страстью.

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.

Ubi mel, ibi fel [уби мель, иби фель]. Где мед, там и яд.

Суета сует и всяческая суета. Так Соломон Мудрый характеризовал человеческую жизнь.

Разнообразие предупреждает пресыщение.

Изменчива и непостоянна всегда женщина. (Вергилий).

Ложь во спасение становится правдой.

Тронная дорога - безопасная дорога.

Насилие разрешается отражать силой.

Жить значит мыслить. (Цицерон).

Начало всякой мудрости - признание фактов.

Если исключение не доказано - следуйте правилу.

В тех случаях, когда нельзя найти безупречное решение,надо стремиться к наименее несправедливому.

В сомнительном случае следует предпочесть более безопасный путь.

В каждом сомнительном деле единственное средство не ошибиться - это предполагать самый худший конец.

Показания заинтересованного свидетеля ослабляют, а не подкрепляют другие доказательства.

Femina in Vino non curator vagina.
Есть два перевода этого текста - народный и культурный
Так вот Народный: "пьяная баба Пи$&е не хозяйка".
И культурный:"Пьяной даме трудно сохранить свою честь".