Индийские художники — от истоков до современности. Искусство Древней Индии Культура Индии одна из древнейших культур человечества, непрерывно развивающаяся в течение нескольких тысячелетий. На протяжении. Искусство индии в древности и средние века

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 29.12.2015 13:38 Просмотров: 3660

Культура любой страны тесно связана с её историей, поэтому при разговоре об искусстве Индии неизбежен разговор и о её истории.

В истории древней Индии выделяют следующие периоды:
Древняя Индия
Период Хараппской (Индской) цивилизации (III тыс.-XVII в. до н. э.)
Ведийский период (XIII-VI вв. до н. э.)
Ранневедийский период (XIII-X вв. до н. э.)
Поздневедийский период (IX-VI вв. до н. э.)
Буддийский период (V-III вв. до н. э.)
Классическая эпоха (II в. до н. э.-VI в.)
Индия Средних веков
Период господства мусульман (X-XII вв.)
Начало господства англичан (XVIII в.)
Хараппская цивилизация располагалась в долине реки Инд. Наибольший расцвет её пришёлся на III тыс. до н. э.
Ведийская цивилизация послужила основой для индуизма и других культурных аспектов раннего индийского общества.
Наибольшего расцвета империя достигла при правлении буддийского царя Ашоки.
Период правления династии Гуптов (III в.) принято считать «золотым веком» Индии.
После исламского вторжения из Центральной Азии в период с X по XII вв. Северная Индия перешла под контроль Делийского султаната. Позже большая часть субконтинента вошла в состав Империи Великих Моголов. Но несколько туземных королевств (Империя Виджаянагара) продолжали своё существование на юге полуострова, вне зоны досягаемости Моголов. В XVIII в. Империя Моголов пришла в упадок, и вместо неё доминирующее положение в регионе заняла Империя маратхов.
Начиная с XVI в. Португалия, Нидерланды, Франция и Великобритания, заинтересованные в торговле с Индией, захватили власть в раздробленных королевствах полуострова и начали битву за установление колоний на территории Индии. К 1856 г. большая часть Индии оказалась под контролем Британской Ост-Индской компании.
Но это уже тема другой статьи.
А мы вернёмся к искусству Древней Индии.
История скульптуры и живописи в Индии в некотором смысле есть история религиозных систем: индуизма, буддизма, джайнизма. С древнейших времен целью художника и скульптора было раскрытие верующим истин их вероисповедания. Культура Индии сложилась из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов.
Но в Индии искусство никогда не оценивалось на основе его эстетики. Ценным произведением в этой стране считалось то, которое адекватно могло быть материальным символом божества, если его исполнение соответствовало традициям и каноническим предписаниям.

Живопись

Ранней индийской живописью считаются наскальные рисунки первобытного времени. Петроглифы использовали все родовые племена, они рисовались в помещениях.
Петроглифами называют все изображения на камне с времён палеолита до Средневековья, за исключением тех, в которых присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения петроглифов не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние.
Наиболее ранняя и средневековая живописи в Индии - индуистская, буддистская, джайнская.
История наскальной живописи Индии относится к II тыс. до н. э.: пещерные фрески Багха, Ситтанавасала. Фрески Аджанты и Эллоры занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО и являют собой сокровищницу древнего художественного искусства.

Падмапани Бодхисаттва (Аджанта)
Высеченные в скале пещеры Багх, расположенные в штате Мадхья-Прадеш, славятся своей настенной живописью. Согласно легенде, эти пещеры были основаны буддистским монахом Датакой.

Багх
Ранее считалось, что пещеры Багх датируются VII в. н. э., но настенные надписи в них указывают, что пещеры были созданы в период с IV по VI в. н.э.

Фрески Багха
В X в. с упадком буддизма пещеры были заброшены, но в 1982 г. их отреставрировали. Самые знаменитые фрески Багха выполнены темперой.
Наиболее популярным способом нанесения орнамента в Индии с древних времён до сих пор остаётся ранголи, его очень часто можно встретить на порогах многих индийских домов, особенно, в Южной Индии.
Ранголи (рисунок-молитва) – нанесение орнамента на внешние стены дома и на расчищенную и утрамбованную площадку перед входом в дом. У разных народов Индии типы этих рисунков различны, многие уходят корнями в глубочайшую древность, когда им приписывали магическое значение и наносили на земле возле алтарей и мест жертвоприношений. Можно проследить прямую связь некоторых из них с узорами на печатях и сосудах, найденных при раскопках в долине Инда.
В настоящее время проводятся конкурсы ранголи, этого очень древнего вида искусства.

Во время конкурса

Индийская миниатюра

Миниатюра – изящный вид живописи. Это сложная, кропотливая и деликатная манера письма. Краски для написания миниатюр в Индии делали из натуральных материалов: минералов, растений, драгоценных камней, золота, серебра и т.д.

Восточно-индийская школа миниатюрной живописи XI-XII вв.
Самые ранние экземпляры индийской миниатюры относятся к периоду правления буддистской империи Пала. Миниатюры Пала представляют собой иллюстрации к религиозным буддистским манускриптам. Стиль школы Пала – искусные изящные линии, приглушенные тона, умелое моделирование фигур, использование натуральных красок. Школа Пала уделяет особое внимание символическому использованию цвета в картинах.
Кроме восточной, существовали и другие индийские школы миниатюры: западная, раджпутская, могольская, джайнская, деканская и др.

Образец могольской школы миниатюры

Скульптура

Первые скульптуры в Индии появились во время Индской цивилизации: были обнаружены каменные и бронзовые фигуры. Позднее индуистская, буддистская и джайнская скульптура получила своё дальнейшее развитие. Это были сложные резные орнаменты как храмовые, так и бронзовые. Некоторые огромные храмы (например, в Эллоре) были высечены непосредственно из большой горы.

Пещерный храм в Эллоре создавался примерно с VI по IX вв. нашей эры.
Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге являются буддийскими, 17 в центре посвящены индуистским богам, 5 пещер к северу – джайнские.

Буддистский Вишвакарман (божественный мастер, творец вселенной по индуистской мифологии) из пещеры в Эллоре
Скульптуры на северо-западе страны были сделаны из стукко, сланцев или глины, что указывает на сочетание индийского стиля с классическим эллинистическим или даже с греко-римским. Почти одновременно с этим развивалась культура скульптур из розового песчаника в Матхуре.
Во времена государства Гуптов (IV-VI вв.) скульптура достигла высоких стандартов исполнения.

Скульптурные изображения на монете
Эти и другие стили по всей Индии в итоге развились в классическое индийское искусство, которое также внесло свой вклад в буддистскую и индусскую скульптуру по всей Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии.

Знаменитая «танцовщица» из Мохенджо-Даро (Харрапская, или Индская, цивилизация)

Архитектура

Индийская архитектура в течение всего времени постоянно развивалась. Ранние архитектурные произведения найдены у Индской цивилизации (2600-1900 годы до н. э.), которая характеризуется великолепной планировкой городов и домов.
Были развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В Мохенджо-Даро были обнаружены общественные туалеты, а также система городской канализации.

В этой цивилизации были развиты ремёсла, в частности, изготовление керамики.

Керамика Индской цивилизации (2500-1900 до н. э.)
Во времена империи Маурьев и государства Гуптов и их преемников было построено несколько буддистских архитектурных комплексов – уже названный пещерный храм в Эллоре и монументальная Большая ступа в Санчи.

Ступа в Санчи
Ступа – буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Представлены в основном в монолитной форме; менее распространены ступы, имеющие внутреннее помещение. Первые ступы появились в Индии ещё в добуддийские времена и изначально выполняли функцию памятников на могилах правителей. Слово «ступа» означает «узел из волос» или «макушка, верхняя часть головы», а также «куча камней и земли». Традиция кремировать тела после смерти привела к тому, что захоронений в обычном понимании не было, было возможным лишь сохранить пепел или несгоревшие останки. В ступы помещалось то, что осталось после кремации. Так постепенно они превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане личностей.
Позднее в Южной Индии были возведены храмы Ченнакесава в Белуре и Саманатхапуре, Хойсалесвара в Халебиде, Брахидеешварар в Танджавуре, Храм солнца в Конараке, Храм Ранганатхи в Шрирангаме, буддистская ступа в Бхаттипролу (Bhattiprolu).

Храм Солнца (XIII в.)

Ворота храма Брахадисвара в Танджавуре (IX-XI вв.)
Борободу́р (буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс традиции буддизма махаяны на острове Ява в Индонезии др. архитектурные сооружения указывают на сильное индийское влияние на архитектуру Юго-Восточной Азии, так как они были построены в стиле почти идентичному традиционному индийскому стилю религиозных сооружений.

Борободур (Индонезия)
Традиционная система Васту-шастра является индийской версией Фэн-шуй. Пока не совсем ясно, какая система старше, но они очень похожи. Васту-шастра также старается гармонизировать поток энергии (жизненная сила), но имеет отличия в устройстве дома, например, не учитывает необходимость правильного расположения предметов в жилище.

Васту-шастра
С появление исламского влияния с запада, индийская архитектура адаптировалась под новые религиозные традиции. Например, известный Тадж-Махал.

Тадж-Маха́л – мавзолей-мечеть в Агре в Индия на берегу реки Джамна. Построен по приказу потомка Тамерлана – падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка, в XVII в. Позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
Стены мавзолея выложены из полированного полупрозрачного мрамора, его привозили за 300 км). Мрамор инкрустирован самоцветами: бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор при ярком дневном свете выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь – серебристым.

ИСКУССТВО ИНДИИ

ХАРАППА И МОХЕНДЖО-ДАРО

ИМПЕРИЯ МАУРЬЕВ

КУШАНСКАЯ ИМПЕРИЯ

ИМПЕРИЯ ГУПТОВ

ИНДИЯ VI - X ВЕКОВ

РАННЕИСЛАМСКИИ ПЕРИОД

ИМПЕРИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ

ИСКУССТВО ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

БИРМА

ТАИЛАНД

КАМПУЧИЯ

ИНДОНЕЗИЯ

ИСКУССТВО ИНДИИ

С древности и до XIX в, Индия не имела общего названия. Чуже­земные племена, такие, как персы и китайцы, называли страну Синдху, как и реку Инд (в произношении греков - Индос и Индикос). Мусульмане, завоевавшие Индию в XII-XIII вв., дали ей имя Хиндустан (Страна Индусов), которое в Европе звучало как Индостан. Слово «Индия» в его современном значении появилось только в XIX столетии.

На востоке Индия омывается водами Бенгальского залива, на западе - Аравийского моря. На северо-западе Индии расположена горная система Гиндукуш, на севере рубежом Индии служит величайшая в мире горная систе­ма Гималаи. По представлениям древних индийцев, на снежных вершинах Гималаев обитали божества. Например, гору Джомолунгму (Эверест) индий­цы связывали с легендарной горой Меру, на которую опирается небо. На ней располагаются города богов и жилища небесных духов. Гора Кайласа счи­талась обителью бога Шивы. Поэтому Гималаи стали одной из излюблен­ных тем в монументальном искусстве Древней и средневековой Индии.

Множество мифов связано с полноводными реками Индии - Гангой и Индом. Согласно одному из них, священная Ганга спустилась на землю с не­ба, дабы напоить всё живое. Инд и его притоки воспеты в древнейших свя­щенных текстах - ведах.

Индию населяют многочисленные разноязычные племена и народы, ко­торые имеют разное происхождение и культуру. Здесь удивительно миро­любиво сосуществуют различные религии: индуизм , буддизм , христианст­во, мусульманство. Однако большая часть населения исповедует индуизм. Он включает в себя не только веру в богов, почитаемых в этой религии, но и основные культовые обряды, совершаемые в их честь. Индуизм - это древ­ние традиции духовной и материальной культуры, это традиционное пред­ставление индийцев о Боге, о мире, о себе. Другими словами, индуизм - это образ жизни народов Индии.

Религиозные взгляды индийцев на мир ярко и ёмко выражаются в их са­мобытном изобразительном искусстве. Древнейшие представления о про­исхождении и строении Вселенной, о богах, её создавших, о связях и струк­турах, в ней существующих, буквально пронизывают индийское искусство на протяжении всей его многовековой истории.

Неистощимым источником, из которого индийские художники, скульп­торы и архитекторы черпали образцы для художественных форм, была при­рода. Мастера уподобляли элементы архитектуры или скульптуры формам растений и животных. Созданные их руками произведения искусства не просто вписывались в природный ландшафт, а сливались с ним в единый гармоничный ансамбль. Эти особенности индийского искусства проявля­лись уже на самых ранних этапах его развития.

ХАРАППА И МОХЕНДЖО-ДАРО

Индия была заселена ещё в глубо­кой древности - в VII тысячелетии до н. э. Древние индийцы культиви­ровали злаки, одомашнивали круп­ный рогатый скот.

Древнейшая индийская цивили­зация возникла в бассейне Инда в III тысячелетии до н. э. Самые значи­тельные находки, относящиеся к этой культуре, были сделаны в Хараппе и Мохенджо-Даро - древних городах, расположенных на терри­тории нынешнего Пакистана. В 50-х гг. XIX в. английский генерал А. Каннингем, осматривая руины возле деревни Хараппа, обнаружил печать с неизвестными письменами. Планомерные раскопки здесь нача­лись только в 20-е гг. XX столетия. Культура вновь открытой цивилиза­ции была названа хараппской или культурой Мохенджо-Даро.

Хараппские поселения распола­гались на огромной территории: на востоке она простиралась до Дели, а на юге - до берегов Аравий­ского моря. Полагают, что Хараппская цивилизация существовала с середины III до первой половины II тысячелетия до н. э.

О высоком уровне развития Хараппской цивилизации говорят строгая планировка городов, наличие письменности и произведений искусства. Язык и письменность Хараппы пока не расшифрованы, хо­тя на сегодняшний день найдено множество печатей с надписями.

Города строились по чёткому плану: улицы пересекались под пря­мым углом. Почти все крупные горо­да состояли из двух частей: «нижне­го» и «верхнего» города. «Верхний город» представлял собой крепость на холме; в пей, вероятно, жили представители городских властей и жрецы. Здесь находились различные общественные сооружения. Таковы, например, большие зернохранили­ща в Мохенджо-Даро и Хараппе. Знаменитые купальни Мохенджо-Даро - одна из загадок древне­индийской цивилизации. Обеспе­чивали они бытовой комфорт населения или служили бассейнами для ритуальных омовений - выяс­нить пока не удалось. В «верхнем го­роде», однако, не обнаружили двор­цов или храмов. Эта особенность существенно отличает хараппскую культуру от цивилизаций Древнего Египта и Передней Азии.

В «нижнем городе» проживала основная часть населения. Дома возводились из обожжённого кир­пича и состояли из нескольких по­мещений. Состоятельные горожане жили в двух - и трёхэтажных домах. Сточные каналы, имевшиеся на каж­дой улице, представляли собой одну из самых древних в мире систем го­родской канализации .

Изобразительное искусство из­вестно по находкам археологов - печатям-амулетам, статуэткам из ме­ди, камня и обожжённой глины.

В Мохеиджо-Даро была обнару­жена бронзовая статуэтка обна­жённой девушки-танцовщицы. Не­принуждённо подбоченясь правой рукой, она как будто выжидает момент, чтобы начать танцевать. Ле­вой рукой в браслетах она держит светильник, что может указывать на исполнение ею ритуального танца. По-видимому, именно в хараппском искусстве впервые возник мотив танца, столь популярный в индийской скульптуре.

Мохенджо-Даро.

Раскопки.

III - II тысячелетия

до н. э.

Индия.

Статуэтка танцовщицы

из Мохенджо-Даро.

III - II тысячелетия

до н. э.

Национальный музей, Дели.

Индия.

Мужской бюст

из Мохенджо-Даро.

III - II тысячелетия

до н. э.

Национальный музей, Дели.

Индия.

Одна из самых крупных скульп­тур, найденных в Мохенджо-Даро, - погрудное изображение бо­родатого мужчины с крупными чертами лица, переданными схема­тически. Выделяются лишь длинные полузакрытые глаза, зрачки кото­рых сведены к переносице, что, ве­роятно, означает самосозерцание. Он одет в перекинутую через левое плечо мантию с орнаментом, его голову украшает лента с пряжкой на лбу. Исследователи считают, что бюст изображает жреца или древ­нее божество.

Особую группу находок состав­ляют печати. Они обнаружены поч­ти во всех крупных городах доли­ны Инда, сейчас их насчитывается более двух тысяч. Они представляют собой круглые, квадратные или цилиндрические пластины из меди, слоновой кости, глины с углублён­ным изображением; такие печати дают рельефные оттиски. На обо­ротной стороне каждой из них имеется небольшой выступ с ды­рочкой для шнурка. Обычно на пе­чатях вырезались изображения бо­жества или священного животного и надпись. Животные - бык, едино­рог, горный козёл, слон, тигр, коб­ра, рыба, крокодил - могли симво­лизировать то или иное божество, обозначать природную стихию или сезоны года.

О религии древних хараппцев известно очень мало. Нет точных данных и о причинах заката Хараппской цивилизации.

Во II тысячелетии до н. э. в долинах Инда и Ганги начали расселяться ин­доевропейские племена ариев, которые вторглись в Индию с северо-запа­да - через проходы в горных цепях Гиндукуша и Сулеймановых гор.

Сведения о культуре ариев дошли до нас благодаря ведам - священным текстам, составленным на древнеиндийском языке - санскрите. Основной текст, Ригведа (XI-X вв. до н. э.), является собранием гимнов арийским бо­гам. Ригведа стала бесценным источником сведений о религии и мифоло­гии арийских племён. Главными их божествами были Сурья - бог солнца, Индра - повелитель грозы и грома, Агни - бог огня, Сома - бог опьяня­ющего божественного напитка.

Печати из Мохенджо-Даро. III - II тысячелетия

до н. э.

Национальный музей, Дели.

Индия.

Арии жили большей частью в деревнях, дома строили из кирпича, гли­ны, бамбука, камыша, дерева. На месте арийских поселений часто обнару­живают культовую утварь, которая использовалась в ведийских обрядах: лож­ки, горшки, черпаки для масла. Обряды, вероятно, совершались под открытым небом, а жертвоприношения - на временных алтарях , камен­ных или деревянных.

Период от первых вед до династии правителей Индии Маурьев (X-IV вв. до н. э.) не оставил памятников материальной культуры. Об этом времени рассказывает эпос Древней Индии - «Махабхарата» и «Рамаяна», - кото­рый упоминает немало древних династий и названий государств. Изобра­зительное искусство Индии веками черпало из «Махабхараты» и «Рамаяны» сюжеты и образы, которые запечатлены в архитектурно-скульптурных ан­самблях, настенных росписях и миниатюре.

ИМПЕРИЯ МАУРЬЕВ

В 321 г. до н. э. в Индии возникло первое объединённое государство - империя Маурьев. Их столицу - Паталипутру (в долине Ганги) - опи­сывали древнегреческие авторы. Го­род окружала мощная стена с дозорными башнями и рвом. Боль­шинство архитектурных сооруже­ний были из дерева.

В строительстве и скульптуре ка­мень начали широко применять во времена правления царя Ашоки (268-232 гг. до н. э.), что в первую очередь связано с утверждением буддизма в качестве государствен­ной религии. Власти стремились увековечить основы буддизма в мо­нументальном искусстве, которое принято называть «искусством Ашоки». Это прежде всего мемориальные колонны, на которых высечены ука­зы правителя. Такую колонну нель­зя назвать архитектурным соору­жением в полном смысле слова: она соединяет в себе элементы зодчест­ва и скульптуры.

Колонна, или стамбха, представ­ляет собой хорошо отполирован­ный каменный столб. Стамбхи быва­ют высотой более десяти метров и завершаются капителью со скульп­турными изображениями животных Самая знаменитая из них - Львиная капитель из Сарнатха (середина III в. до н. э.). Столб, нёсший эту капитель, по преданию, был поставлен на том месте, где Будда произнёс свою пер­вую проповедь.

Со времени царя Ашоки в архи­тектуре получили распространение буддийские мемориальные и погре­бальные памятники - ступы. Ран­ние ступы в буддизме служили для хранения реликвий самого Будды. Существует легенда о том, что Буд­ду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Учитель постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа

Стамбха Ашоки. Середина III в. до н. э.

Индия.

Стамбха Ашоки.

Фрагмент.

Середина III в. до н. э.

Индия.

*Нирвана - психологи­ческое состояние полноты внутреннего бытия , отсутст­вия желаний, совершенной удовлетворенности, абсолют­ной отрешённости от внеш­него мира, освобождения от оков материи, бесконеч­ной цепи рождений и смер­тей (сансары).

**Буддизм - мировая ре­лигия наряду с христианст­вом и исламом. Одним из главных представлений буддизма является видение жизни как страдания. Прео­долеть его и познать истину можно, пройдя путь спасе­ния. Высшей целью в буд­дизме является нирвана - просветление, освобождение человека от плена земных перерождений и, наконец, соединение с космическим порядком - Абсолютом.

с самого начала приобрела полусфе­рическую форму.

Полусфера, символ Неба и бес­конечности, в буддизме означает нирвану Будды и самого Будду. Центральный шест ступы - ось Вселенной, соединяющая Небо и Землю, символ Мирового Древа Жизни. «Зонты» на конце шеста, ступени восхождения к нирване, считаются также и символом власти.

Одна из самых древних сохра­нившихся ступ, сооружённых при Маурьях, - ступа в Санчи (около 250 г. до н. э.). Позже она была пере­строена и чуть увеличена в размерах. Полусферический купол ступы поко­ится на круглом основании с терра­сой, служившей для ритуального об­хода. С южной стороны к террасе ведут лестницы. Купол ступы над­строен каменным кубом с квадрат­ной оградой, форма которой повто­ряет очертания алтарей эпохи вед и может считаться символом Земли или горы Меру. Ступу окружает мас­сивная ограда. По четырём сторонам света в ней сделаны ворота - тораны, украшенные рельефом.

Ранняя ступа была воздвигнута также в Бхархуте. До нашего време­ни дошла ограда с воротами. Само сооружение времён царя Ашоки не сохранилось. На рельефах столбов ограды предстают древнейшие бо­жества в облике человека: якши и якшини - духи подземных недр и сил природы, тесно связанные с культом плодородия. Поскольку якшини про­изошли от богинь растительного царства, иногда их изображали духами дерева. В буддизме якши и якшини считались низшими божествами, по их роль значительна, так как они являлись в широком смысле охранителями учения, а в более уз­ком - святого места, буддийского сооружения от злых духов, поэтому их часто изображали попарно на ог­радах и воротах ступы, а также дру­гих культовых построек.

Ещё один вид буддийской архи­тектуры - пещерные храмы. Пеще­ра Ломас Риши в Бодх-Гаи - оваль­ное святилище и прямоугольный зал - была высечена при Ашоке

(около 250 г. до н. э.). Стены храма тщательно отполированы. Его фасад и план послужили образцами для более поздних культовых построек I в. н. э.

Монументальная скульптура из камня - вид искусства, который получил при Маурьях широкое рас­пространение. В скульптуре ранне­го буддизма изображения Будды в облике человека не встречались.

Рельеф колонны ступы в Бхархуте. III в. до н. э.

Индия.

Львиная капитель стамбхи в Сарнатхе. Середина III в. до н. э.

Археологический музей, Сарнатх. Индия.

Ступа. Ill -- I вв. до н. э.

Индия.

Будда и его учение представали в об­разах священного дерева Бо (под ним Учитель достиг просветления), трона Будды и Колеса Закона, изо­бражения ступы или отпечатка сто­пы великого проповедника. Эти изображения символизировали раз­личные этапы жизненного пути Учителя: рождение, распростране­ние учения, достижение нирваны. Стиль этих изображений обобщён­но-декоративный и чрезвычайно напоминает резьбу по дереву или слоновой кости.

При Маурьях создавались статуи, и сегодня поражающие монумен­тальностью образа, законченностью и совершенством форм. Такова скульптура якшини из Дидарганджа (около III в. до н. э.). Богиня в образе молодой женщины стоит держа в руках опахало. У неё пышные, тяжё­лые формы (широкие бёдра, чуть выступающий живот, большая грудь). Превосходная полировка придаёт статус завершённость, а крупные формы якшини удивительно сочета­ются с мельчайшими деталями её одежд и украшений.

КУШАНСКАЯ ИМПЕРИЯ

Расцвет искусства Индии, возникно­вение новых культовых образов (прежде всего образа Будды), разви­тие основных тенденций архитекту­ры и скульптуры, заложенных при Маурьях, относятся к эпохе правле­ния Кушанской династии (I в. до н. э. - III в. н. э.). Кушанские пра­вители создали огромную державу, включавшую в себя Северную Индию, области современных Пакистана, Афганистана и Средней Азии.

В I в. до н. э. в культовой архитек­туре Индии появились пещерные храмы - чайтьи. Примером может служить чайтья, находящийся в Карли. Перед пещерой возвышались две колонны, их увенчивали капители, подобные маурийским. Важнейшей деталью фасада пещеры является огромное подковообразное окно, которое служит главным в храме. В пещеру ведут три входа, дающие начало коридо­рам, символизирующим путь Будды. Центральный коридор отделён от боковых рядами колонн со скульп­турными капителями. В этом архи­тектурном пространстве, оживлён-

Чайтья в Карли. Интерьер. I в. до н. э. Индия.

Дарители. Рельеф чайтьи в Карли. I в. до н. э. Индия.

*Чайтья буддийское культовое сооружение, храм-молельня, вырубленный в скале; иногда отдельно стоящее здание.

ном скульптурой, создаётся не­обычный эффект игры света и тени, преображающий интерьер, симво­ликой которого является ступа, помещённая в храме.

Скульптурные рельефы с муж­скими и женскими фигурами, рас­положенными парами, украшают наружный фасад чайтьи в Карли. Возможно, здесь изображены да­рители, на средства которых был построен храм. В трактовке муж­ских фигур сочетаются мужествен­ность и мягкость. У них могучий разворот плеч и тонкая талия, но пропорции тела, мягкость и плав­ность форм близки к женским. Скульптуры женщин уподоблены традиционному для Индии изо­бражению богини плодородия. Не исключено, что такая традиция ока­зала влияние на формирование идеала не только женской, но и мужской красоты, которая стала во­площением внутренней энергии и жизненной силы человека. Пары, изображённые на фасаде чайтьи, олицетворяют и два идеала красоты, и два начала в природе - мужское и женское. Их соединение рождает всё живое на земле.

В буддийской архитектуре возве­дение оград вокруг храмов и ступ стало традицией. Ограды и ворота по-прежнему обильно украшали скульптурой, рельефными компо­зициями. Тораны ступы в Санчи (I в. до н. э.) широко известны рельефа­ми, которые составляют здесь еди­ное целое с архитектурой.

На рельефах предстают люди и животные, архитектурные мотивы, бытовые предметы, растительные орнаменты. Особенно выразителен образ якшини с восточной тораны. Обнажённый стан древесной боги­ни изящно изгибается, руки тянут­ся к стволу мангового дерева и его пышной кроне. Движения её легки и грациозны, поза свободна и ес­тественна. Эталоном красоты жен­щины и богини плодородия по-прежнему остаются подчёркнуто округлые бёдра и бюст.

В религии буддизма и индуизма огромное значение придаётся цар-

Ступа в Санчи. Резные каменные ворота. I в. до н. э.

Индия.

I в. до н. э.

Индия.

ству животных. В представлении индийца, люди, животные, расте­ния и даже высшие божества всегда связаны между собой неразрывны­ми узами. В многофигурных сценах поражает ощущение всепроникаю­щей жизни, энергии, одушевляю­щей все формы. Любовь к природе, преклонение перед её мощью и изо­билием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях, - вот основная тема индийского искусства, и в част­ности архитектурно-пластического ансамбля в Санчи.

В I-IV в. н. э. в художественной культуре Индии произошли значи­тельные перемены. В изобразитель­ном искусстве Будду стали представ­лять в облике человека, а не в виде символов - священного дерева Бо, Колеса Закона и т. д. В этот период среди прочих выделяются три ос­новные школы буддийской скульп­туры: Гандхара (северо-запад), Матхура (север) и Амаравати (юг).

Гандхара (ныне в Пакистане) - древняя историческая область в Се­веро-Западной Индии. Гандхарское искусство достигло расцвета на ру­беже I-II вв. Под влиянием культуры стран, расположенных западнее Индии, в Гандхаре образ Будды при­обрёл эллинистические черты. Ран­ним типом гандхарского Будды мо­жет считаться его изображение из Хоти-Мардана (II в.). Эта статуя сто­ящего Учителя отличается прекрас­ным исполнением. Многочислен­ные складки одежд окутывают всю фигуру Будды. Правильные пропор­ции гибкого стройного тела выдают греческую традицию в скульптуре. Однако в образе прослеживаются и индийские черты. Прежде всего в статуе подчёркнута внутренняя со­средоточенность, а не физическая красота.

На грани между индийской и эллинистической традициями со­здана статуя сидящего Будды из Тахт-и-Бахи (около 300 г.). Облик Учителя ясен, полон умиротворения и сосредоточенности, предельно спокоен. Поза Будды со скрещёнными и поджатыми ногами, с выверну­тыми кверху подошвами - поза «лотоса» - с того времени стала ка­нонической для всех школ буддий­ской скульптуры. Пальцы рук Учите­ля соприкасаются в положении

Статуя Будды из Хоти-Мардана. II в. Индия.

Рельефы ворот ступы в Санчи. Фрагменты. I в. до н. э.

Индия.

Статуя Будды ил Тахт-и-Бахи. Около 300 г. Государственные музеи, Берлин-Далем.

*Эллинистическое искусство (последняя четверть IV-I вв. до и. э. ) было распространено на территориях, завоёванных Александром Македонским. В искусстве сочетались традиции греческой и местных культур.

«поучения». В индийской пластике начала формироваться система мудр, когда определённые этапы священного пути Будды выражали через специфическое положение рук, ладоней и пальцев. Накинутое на плечи Будды одеяние, собранное в складки, полностью закрывает те­ло Будды, не скрывая, впрочем, его крупных форм.

Другим центром развития скульп­туры была Ма"тхура. Здесь был со­здан образ Будды, получивший чис­то индийскую трактовку, а также образы других буддийских персона­жей. Будду в матхурской пластике часто сопровождают бодхисаттвы (помощники Учителя) или якши. Округлые лица изображений озаре­ны лёгкой улыбкой, а позы очень ди­намичны.

На стеле из Катры (начало II в.) предстаёт Будда, сидящий на тро­не, который поддерживают три льва. Его поза энергична, тело име­ет плавные, женственные очер­тания. Жест Будды - согнутая в локте и поднятая правая рука - оз­начает одобрение. Накинутый на левое плечо плащ не скрывает полуобнажённое тело и служит скорее украшением. Лицо Будды, круглое, с пухлыми губами, сложенными в лёгкую покровительственную улыб­ку, спокойно и бесстрастно. Он смотрит прямо перед собой, как это и предусматривает его жест одобре­ния. За головой божества находит­ся нимб, за спиной располагаются две мужские фигуры с опахалами. Возможно, это бодхисаттвы или якши.

В Амаравати образ Будды впер­вые появился в скульптурном рель­ефе на хорошо сохранившихся об­лицовочных плитах ступы (II в.). Будда из Амаравати предстаёт сидя­щим в позе «лотоса» на троне; нимб, как зонт, прикрывает его голову. Изображения Будды на этих релье­фах достаточно условны, в них нет такого количества деталей, как в скульптуре, принадлежащей другим школам.

Самобытное искусство различ­ных регионов Древней Индии, раз­виваясь, положило начало худо­жественным традициям следующего периода - искусства империи Гуптов (IV-VI вв.).

ИМПЕРИЯ ГУПТОВ

Долгое время Индия не страдала от иноземных вторжений. В правление Гуптов (320 г. - VI в.) переживали расцвет наука, философия, литера­тура. Были записаны древние устные трактаты по различным областям знания. Индия славилась буддий­скими университетами в Таксиле, Наланде, Аджанте. Правители ди­настии Гуптов покровительствовали буддизму, но сами были привер­женцами индуизма: поклонялись Кришне, воительнице Дурге (супру­ге Шивы), самому Великому Шиве, Сурье - божеству солнца.

Литературные источники свиде­тельствуют о широком размахе строительства в тот период: возво­дились многочисленные буддий­ские и индуистские храмы, дворцы. Например, храм Дурги в Айхоле

Стела Будды из Катры. Начало II в.

Археологический музей, Муттра. Индия.

*Мудры - выражение символов, понятий, а также ступеней духовного совер­шенства через положение и жесты пальцев и рук.

**Урна" (точка между бровя­ми) у Будды - знак совер­шенства и избранности; ушни"ша (полукруглый выступ на голове) - символ высшей меры знаний и мудрости.

***Стела - вертикально стоящая каменная плита С надписью или рельефом.

****Гупты - династия прави­телей древнеиндийского го­сударства Магадан на севере Индии. К концу IV а они объединили под своей властью большую часть Север­ной Индии.

Индуизм - основная религия Индии, распростра­нённая и в других странах Азии. Одно из её положе­ний - учение о перевопло­щении душ, обусловленное предыдущими поступками, добродетельными или дур­ными. Верховные божества индуизма - Крахма (Творец мира), Вишну (Бог-охрани­тель) и Шива (Бог-разруши­тель).

Пещерные храмы в Аджанте. IV - VII вв.

(VI в.) и храм Вишну (V-VI вв.) в Деогахе.

В эпоху Гуптов развивалось пе­щерное зодчество. Образцом вели­колепного единства архитектуры,

скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV- VII вв.). Среди сооружений выде­ляются чайтьи и виха"ры - общежи­тия буддийских монахов.

Скальные ансамбли Аджанты сла­вятся прежде всего своей живописью. Этот вид изобразительного искусст­ва известен в Индии с начала I тыся­челетия до н. э. Однако поскольку под действием влажного климата живо­писный слой быстро разрушается, пещерные храмы Аджанты являются едва ли не единственным сохранив­шимся памятником, по которому можно судить о росписях Гуптской эпохи. Стенопись Аджанты относит­ся к IV-VII вв., поэтому росписи, вы­полненные в эпоху Гуптов, входят в неё только как составная часть. Жи­вопись сохранилась лишь в шестнад­цати пещерах. Здесь расписывались потолки, стены и даже колонны.

Росписи пещер сложны по содер­жанию, в композициях много персо­нажей, но нет и намёка на передачу

Росписи храмов в Аджанте. IV - VII вв.

Индия.

перспективы, объёмы фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм со­ставляют основу всего живописно­го ансамбля. Разнообразие красок невелико, но их богатые сочетания и контрасты вызывают необычное эмоциональное чувство. Краски на росписях как будто светятся в тем­ноте. Возникает ощущение, что зем­ное и небесное гармонично соеди­нились в этом храме.

Влияние комплекса Аджанты на искусство Индии огромно. Основные стилистические и идейные особен­ности этого памятника нашли от­ражение и в скульптуре Гуптской эпохи. Гуптский Будда - образ иде­альный, воплощающий идею дости­жения нирваны. Именно таким он предстаёт в знаменитой статуе из Сарнатха (V в.). Божественный Будда восседает на троне, богато украшен­ном скульптурными изображения­ми и орнаментом. Его фигура лише­на всех черт живой человеческой плоти. Будда сидит в позе «лотоса», его руки сложены в жесте поучения.

В гуптской художественной культуре буддийское искусство пе­режило свой последний расцвет, надолго уступив место изображе­нию богов индуизма.

ИНДИЯ VI - X ВЕКОВ

В VI столетии, после заката дина­стии Гуптов, страна вновь распалась на небольшие государства, правите­ли которых в политике опирались не только на военную силу, но и на религию индуизма. Пантеон этой религии чрезвычайно обширен. В Средневековье возводились храмы главным индуистским богам - Ши­ве, Вишну, Брахме, составляющим Тримурти.

В VII в, на юге Индии в портовом городе Махабалипураме был возве­дён огромный храмовый ансамбль. Этот священный комплекс воздвиг­ли на природной площадке, распо­ложенной между горами и океаном. Таким образом, комплекс как бы соединял две природные стихии:

воду и землю. В ансамбль вошли индуистские пещерные храмы, во­семь небольших святилищ, выруб­ленных из цельной скалы, знамени­тый Прибрежный храм Шивы, а также широко известный наскаль­ный рельеф «Нисхождение Гаити на землю».

В архитектуре комплекса выделя­ются монолитные храмы-ратхи, посвящённые эпическим героям «Махабхараты». Таковы ратха Арджуны, ратха Бхимы и др. Эти маленькие храмы Махабалипурама чередуются с высеченными из скал большими фигурами священных животных - слонов, львов и быков. «Разгуливаю­щие» и «отдыхающие» среди ратх животные как бы связывают архи­тектурные формы с прибрежным ландшафтом.

В храмовом комплексе Махабалипурама скульптура не только украша­ет архитектуру, но и служит центром всей композиции. Таков огромный (около тридцати метров в длину) на-

скальный рельеф «Нисхождение ре­ки Ганга на землю». Главная тема рельефа - легенда о том, как свя­щенная Ганга, протекавшая ранее в поднебесье, была низвержена на землю богами в ответ на мольбы, а также подвиги людей.

Перед скальным рельефом уст­роена площадка, на которой в древ­ности разыгрывались религиозные

Прибрежный храм Шивы в Махабалипураме. Около 700 г.

*Тримурти (тройственный образ) триединство основных богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шипы. Брахма - Творец мира, Вишну - Бог-охранитель, Шива - Бог-разрушитель.

**Ратха - повозка, до сих пор используемая в Южной Индии во время храмовых праздников. На ней перево­зят изображение божества. Ратхой стали называть и не­большой монолитный (вы­рубленный из скалы) храм. предназначенный для хране­ния статуи божества и по­клонения ей. Небольшой храм-ратха символизировал колесницу бога.

***Ганга - в мифологии Древней Индии священная небесная река, образ которой связан с женским началом.

театрализованные представления. В таких случаях рельеф был своеоб­разным фоном и заменял театраль­ные декорации. Таким образом, тема торжества всего живого, пита­емого единым источником - свя­щенной Гангой, стала основной темой храмового комплекса в Махабалипураме.

Крупнейшими храмовыми цент­рами раннего и зрелого Средне­вековья, расположенными в Цент­ральной и Юго-Восточной Индии, являются Бхубанешвар и Кхаджурахо.

Характерным примером храмо­вой архитектуры этого периода мо­жет служить комплекс Кандарья Махадева в Кхаджурахо (X-XI вв.). Отдельные части здания - святили­ще, зал для молящихся, вестибюль, вход - находятся на одной оси и плотно примыкают друг к другу. Каж­дая из этих частей завершена обособ­ленной башенной надстройкой. Баш­ня святилища - самая высокая, остальные башни ступенчато пони­жаются по направлению ко входу. Храмы Кхаджурахо украшены релье­фами, являющимися великолепными образцами храмовой скульптуры. Изображения фигур мужчин и жен­щин - одни из лучших в средневе­ковом искусстве. Лёгкие наклоны и выразительная пластика фигур создают прихотливый сложный ритм все­го скульптурного оформления этого сооружения. Ансамбль в Кхаджурахо представляет собой ещё один вели­колепный образец художественной культуры, в котором воплощён прин­цип единства. Эту особенность ин­дийского искусства так охарактери­зовал знаменитый философ XIX в. Рабиндранат Тагор: «Индия всегда имела один неизменный идеал - слияние со Вселенной».

Таким образом, в произведениях средневековой скульптуры вопло­щаются такие же представления о единстве Вселенной, как и в мону­ментальном искусстве Индии.

Рельеф храма в Махабалипураме. Фрагмент. VII в. Индия.

Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. X-XI в.

Индия.

Шива Натараджа из Южной Индии. XI в. Городской музей, Мадрас. Индия.

Шива Натараджа - Владыка Танца. Иногда Шива именуется Космическим Танцором, так как его разру­шительная энергия реализуется в момент танца: ис­полняя его, Бог уничтожает во Вселенной всё старое и одновременно открывает" новый цикл жизни. Шива Натараджа изображался стоящим на одной, чуть со­гнутой в колене правой ноге. Его левая нога грациоз­но выставлена вперед в танцевальном па. У Шивы че­тыре руки, жест каждой из них имеет определённый смысл. Бог может держать в руке также священный предмет: например, барабанчик - символ космиче­ского ритма. Голову Шивы украшает корона с чере­пом - знак победы над смертью. Фигура Бога обыч­но заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог - разрушитель и созидатель.

Скульптуры храмов в Кхаджурахо. X - XI вв. Индия.

РАННЕИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД

Впервые мусульманские завоеватели вторглись на территорию Индии ещё в VIII в. н. э. Спустя пять веков мусульманским правителям удалось покорить почти всю страну. Искус­ство Индии Исламской эпохи мож­но разделить на раннеисламский период (XI первая половина XVI в.) и период правления дина­стии Великих Моголов (вторая по­ловина XVI-XVIII вв.).

Период раннеисламского влады­чества в Индии начался с нашествия мусульман в начале XI в. Завоевате­ли безжалостно уничтожали свя­тыни «неверных» - индуистские и буддийские храмы - и целые горо­да, вырезали население, уводили в рабство мастеров-ремесленников. История Индии ХШ-XIV вв. ознаме­нована постоянной сменой мусуль­манских династий. Борьба за власть сильно ослабила единство мусуль­манских правителей, и в XV - нача­ле XVI в. в Индии образовалось не­сколько самостоятельных исламских государств, враждовавших друг с другом, как, например, Кашмир, Де­ли, Бенгалия, Мальва, Гуджарат.

Завоеватели пытались приспосо­бить остатки разрушенной архитек­туры для собственного искусства и строительства. Так, целые фрагмен­ты зданий, прежде всего колонны, столбы, скульптурные украшения, детали декоративной отделки, были перенесены во вновь построенные мусульманские сооружения.

В XII-XIII вв. в Индии появились основные типы культовых сооруже­ний мусульман - в первую очередь мечети, минареты, медресе, мавзо­леи. Крупнейший мусульманский комплекс сохранился в Дели, он относится к началу ХIII в. В комп­лекс вошли большая мечеть, гроб­ница, медресе, а также мавзолей. Однако самой большой достопри­мечательностью ансамбля счал гигантский минарет Кутб-Минар (1231 г.), высота которого превыша­ет семьдесят метров.

В основных типах архитектур­ных сооружений раннеисламского периода прослеживаются исламские традиции, но в деталях культовых

построек ясно видно влияние ин­дийского зодчества. Входные воро­та в исламские сооружения напоми­нают входы в скальные храмы Индии. Как колонны, так и детали архитектурных украшений с оби­лием растительного и цветочного орнамента заимствованы из буд­дийских и индуистских построек. Минареты, столь привычные в куль­товом зодчестве арабских стран, в мечетях на территории Индии час-

Минарет Кутб-Минар. 1231 г.

Дели. Индия.

Мечеть Джами-Масджид,

Первая треть XV в.

Дели. Индия.

то отсутствуют. Ещё одна важная особенность архитектуры раинеисламского периода - её органичная вписанность в окружающую приро­ду. Это качество издревле было при­суще индийским архитектурно-скульптурным ансамблям.

Среди городов, в которых сохра­нились образцы раннеисламской архитектуры, выделяется Ахмадабад. Здесь было возведено множество прекрасных мечетей и медресе: на­пример, мечеть Джами-Масджид (первая треть XV в.), мечеть Рани Сепари (начало XVI в.) - жемчужи­на раннеисламской архитектуры, мечеть Ахмад-шаха (начало XV в.). В этих сооружениях гармонично соединялись художественные тра­диции двух разных культур - му­сульманской и индийской.

ИМПЕРИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ

Династия Великих Моголов ведёт своё происхождение от Тимура Са­маркандского. Укрепил власть этого рода в Индии и создал централизо­ванное государство на всей её тер­ритории правитель Акбар (1556- 1605 гг.). Он вошёл в историю не только как талантливый организа­тор и дальновидный политик, но и как тонкий знаток и покровитель искусства. При дворе правителя на­ходили работу многие индийские архитекторы и художники. Акбар стремился объединить Индию, и это усиливало влияние индийского искусства на мусульманское. Посте­пенно исчезли сдержанность и прос­тота форм сооружений, архитек­тура и её убранство стали более сложными.

Образцом этого стиля служит мавзолей Акбара в Сикандре (нача­ло XVII в.), находящийся недалеко от Агры - столицы Великих Моголов. Ансамбль расположен в саду, окру­жённом оградой с большими воро­тами. Главное здание имеет три эта­жа со стрельчатыми арками. Третий этаж представляет собой открытую

Фатхпур-Сикри. XVII в. Индия.

террасу без покрытия, но по углам его находятся четыре небольших купола, каждый из которых поддер­живают четыре стройные колонны. Во внутреннем дворе, выложенном мраморной мозаикой, возвышается ещё одна небольшая терраса - на ней стоит саркофаг Акбара, выпол­ненный из белого мрамора.

Недалеко от Сикандры по при­казу Акбара был выстроен город Фатхпур-Сикри, который служил правителю резиденцией. В нём на­ходились здания самого различно­го назначения: дворец, зал для ауди­енций, тронный зал, павильоны и, наконец, соборная мечеть с тремя куполами, в огромном дворе кото­рой располагались два мавзолея. Бе­лый и цветной мрамор, как и в гробнице Акбара, использовался при оформлении этой уникальной рези­денции.

При Шах-Джахане (1627-1658), одном из преемников Акбара, архитекторы вновь обратились к формам исламской архитектуры, что приве­ло к возникновению своеобразного государственного стиля Моголов, характерным примером которого может служить мечеть Джами-Мазджид в Дели.

Выдающийся памятник архитек­туры Индии - мавзолей Тадж-Махал в Агре (середина XVII в.). Он был вы­строен Шах-Джаханом в память о любимой жене Мумтаз-Махал. Тадж-Махал расположен в большом пар­ке, к мавзолею ведут дороги и канал.

*Бабур Захиреддин Му­хаммед - основатель госу­дарства Великих Моголов, потомок Тимура. В 1526- 1527 гг. завоевал большую часть Северной Индии.

Тадж-Махал. Середина XVII в. Агра. Индия.

Сооружение вознесено на платфор­му, отделяющую его от земли. Мно­гоугольное в плане здание прореза­но глубокими нишами и завершено огромным сферическим куполом.

По углам платформы располагают­ся четыре высокие стройные башни, напоминающие минареты. Фанта­стический архитектурный образ Тадж-Махала ставит его в один ряд

Кормление слона. Книжная миниатюра. Могольская школа. Около 1620 г. Индия.

Миниатюра. Школа Пахари. Конец XVIII в.

Национальный музей, Дели. Индия.

с лучшими памятниками средневе­ковой Индии.

В эпоху Великих Моголов высше­го расцвета достигла индийская ми­ниатюра. Она представлена тремя основными художественными шко­лами: придворной могольской, Рад­жастхана и Пахари. Стиль миниатюр могольской школы во многом опре­делялся особенностями жизни при дворе Акбара. Здесь собирались ху­дожники из разных городов и стран, в том числе и европейских. Создава­лись иллюстрации к индийскому эпосу «Махабхарата» и «Рамаяна», древнеиндийскому сборнику сказок «Панчатантра». Важное место в при­дворной живописи занимали порт­реты исторических личностей. Отдельную группу составляли иллю­страции к биографическим и исто­рическим хроникам того времени: «Бабур-наме», «Акбар-наме», «Шах-Джахан-наме». Стиль большинства придворных миниатюр напоминал персидские образцы. Художник на­носил рисунок легко, чётко, стараясь не упустить ни одной, пусть самой мелкой, но «драгоценной» детали. При этом каждый элемент картины, обведённый тонким чётким конту­ром, имел своё цветовое решение. Это придавало миниатюре особую утончённость.

В двух других школах индийской живописи, в Раджастхане и возник­шей несколько позже Пахари, основ­ную роль играли сюжеты из легенд о Кришне. Художники традицион­ных индийских школ живописи ил­люстрировали поэмы «Гитаговинду» и «Бхагаватпурапу» - классические тексты культа Кришны. Целую серию картин представляли иллюстрации к месяцам года, связанные с опреде­лённым настроением человека, той или иной музыкой. Подобные мини­атюры вновь говорили о нерастор­жимой связи всего живого, о единст­ве природы и человека - о том главном, что всегда утверждало ин­дийское искусство.

Период исламского искусства Индии с его уникальными образца­ми художественного творчества, в которых соединились две традиции - мусульманская и индийская, показывает, как могут сосущество­вать на одной территории, в рамках одного произведения искусства две разные культуры. Этой эпохой за­вершилось поступательное разви­тие индийской культуры: в XVIII в. оно было прервано вторжением западноевропейской цивилизации.

Император Акбар наблюдает за ловлей дикого слона. Миниатюра из книги «Акбар-наме». Могольская школа. 1564 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Англия.

*Кришна-одно из воплощений бога Вишну. Его часто представляют в образе юного пастуха, играющего на флейте.

ИСКУССТВО ШРИ-ЛАНКИ

Индия оказала огромное влияние на развитие своего островного сосе­да - Шри-Ланки (Цейлона). В V- II вв. до н. э. выходцы из Индии - племена сингалов и тамилов - соз­дали на острове первые государст­ва. Со времени посольства, от­правленного на остров индийским царём Ашокой (III в. до н. э.), здесь начал распространяться буддизм, который и по сей день остаётся ос­новной религией Шри-Ланки. Тради­ционно искусство Шри-Ланки делят на несколько периодов в соответст­вии с названиями столиц острова: 1) период Анурадхапуры (III в. до н. э. - X в. н. э.); 2) период Полоннарувы (XI-XIV вв.); 3) период Канди (XIV-XIX вв.).

Древнейшими памятниками ис­кусства на территории острова являются огромные буддийские ступы - да"гобы. В отличие от ин­дийской ступы дагоба не имеет ог­рады с воротами, с четырёх сторон к ней пристроены вахалькады - небольшие сооружения кубической формы. В них расположены свое­образные «ложные двери» - про­ходы, символизирующие врата во Вселенную. Каждая вахалькада ук­рашена стелой с рельефами. Распо­ложение вахалькад связано и с жизнью Будды: восточная символи­зирует его рождение, южная - просветление, западная - распро­странение буддизма, северная - нирвану. Как и в Индии, раститель­ные орнаменты и изображения свя­щенных животных были непремен­ным скульптурным дополнением ступы-дагобы. В III в. до н. э. воз­водились гигантские сферические или колоколообразные дагобы из кирпича, как, например, Тхупарама, Махатхупа, Абхаягири.

Кроме дагоб на острове возник и другой тип ступы - сравнитель­но небольшой, установленной на платформе, к которой с четырёх

сторон ведут лестницы. Характер­ная деталь оформления подобных ступ - так называемый Лунный Ка­мень, находящийся перед лестни­цей. Лунный Камень представляет собой полукруг, украшенный поло­сами рельефов, которые располага­ются вокруг листа лотоса. Такая ступа, получившая название четия-гхара, была объектом поклонения как напоминание о нирване Будды. В ней паломники и монахи находи­ли также защиту от непогоды. При­мером подобной постройки может служить четия-гхара в Медиригири недалеко от Полоннарувы (VII в.).

Бодхи-гхара и асана-гхара пред­ставляют собой ещё два типа буд­дийской архитектуры Шри-Ланки. Бодхи-гхара - сооружение, возве­дённое вокруг дерева Бо, символа просветления Учителя. В асана-гхаре почитался пустой трон - символ первой проповеди Будды. Эти буд­дийские символы играли очень важ­ную роль в искусстве Индии, но лишь в Шри-Ланке были воплощены в архитектуре.

В конце периода Анурадхапуры возник новый тип сооружений - так называемый Дом Статуи, кото­рый предназначался для скульптур­ных изображений Будды. Дома Ста­туи нельзя считать храмами-скорее это места, где верующие не молились, а размышляли о буддий­ском учении.

В Анурадхапуре и Полоннаруве сохранились остатки светских по­строек - в основном дворцов пра­вителей острова.

Скульптура Шри-Ланки, так же как и архитектура, развивалась под воздействием буддизма. Сидящий, стоящий и лежащий Будда - основ­ные мотивы скульптуры Шри-Ланки. Среди подобных изображений-статуя лежащего Будды из Полоннарувы (XII в.), находящаяся перед входом в вихару (общежитие буд­дийских монахов). Это изваяние огромных размеров (более пятнад­цати метров в длину), рядом с которым находится статуя стоящего уче­ника Будды - Ананды.

Влияние индийского искусства прослеживается в самом грандиоз­ном ансамбле острова. Это царская резиденция Сигирия (или Сихагири, что значит Львиная Скала). Один из царей Шри-Ланки превратил скалу в величественное сооружение - огромный сидящий лев упирался мощными передними лапами в рав­нину. Образ льва использовали в комплексе не случайно. Лев в ис­кусстве Индии и Юго-Восточной Азии символизировал царскую власть, а в буддизме - самого Буд­ду. В Сигирии сохранился торжест­венный вход, ведущий к скальным террасам дворца, на которых когда-то были разбиты небольшие сады. Теперь там находятся остатки цар­ского дворца.

Сигирия широко известна сво­ей живописью. Поверхность скалы украшена великолепными роспи­сями - фигурами небесных танцовщиц. Позы танцовщиц легки и свободны, движения рук, наклоны тела и головы грациозны и естест­венны. Яркий растительный орна­мент придаёт изображениям ещё большую воздушность и наряд­ность. Комплекс Сигирия, как и многие образцы архитектуры и скульптуры Шри-Ланки, представ­ляет собой уникальный, своеоб­разный и самобытный ансамбль, оказавший влияние на искусство Юго-Восточной Азии.

Статуи Будды и Ананды. XII в. Полоннарува. Шри-Ланка.

Росписи Сигирии. VI в. Шри-Ланка.

История скульптуры и живописи в Индии является в некотором смысле историей великих религиозных систем: индуизма, буддизма, джайнизма. С древнейших времен конечной целью художника и скульптора было раскрытие верующим истин их вероисповедания. В этой дидактической функции индийского искусства можно увидеть близкую параллель традиционному искусству средневековой Европы. В индии никогда не было ничего аналогичного современному суждению о произведении искусства, основанному на его эстетической привлекательности. Индийское произведение искусства оценивалось как хорошее лишь в той мере, в какой оно адекватно выполняло функцию материального символа божества, и только если его исполнение соответствовало традициям ремесленного мастерства и каноническим предписаниям.

Цивилизация долины Инда (3300–2000 до н.э.).Этот период, называемый также индо-шумерским, связывают с первой великой цивилизацией, которая процветала в Индии в 3 тыс. до н.э. Ее главные центры – Мохенджо-Даро в низовьях Инда и Хараппа в Пенджабе (ныне оба городища находятся на территории Пакистана). Среди произведений скульптуры, найденных при раскопках этих центров, могут быть выделены те, в которых обнаруживается близкое сходство с искусством Месопотамии, и те, которые являются по своему замыслу полностью индийскими. Например, на фаянсовых печатях, найденных в огромном количестве, заметны многие элементы месопотамской иконографии, в то время как на резных амулетах фигурки зверей, таких, как зебу или слон, являются совершенно индийскими по способу передачи самых главных черт облика этих животных – обобщенными изображениями данного биологического вида.

Период Маурьев (320–185 до н.э.).От цивилизации долины Инда в 2000 до н.э. и до основания династии Маурьев в 320 до н.э. не сохранилось никаких произведений скульптуры и живописи, за исключением нескольких небольших предметов из терракоты и металла. Большая часть памятников периода Маурьев относится к буддийскому искусству; при царе Ашоке буддизм впервые получил реальное политическое признание. как и в период цивилизации долины Инда, скульптура этого времени может быть разделена на произведения, зависимые от иноземных образцов и исконно индийские. Среди первых – столбы или колонны из песчаника (многие высотой более 15 м), которые Ашока устанавливал в различных местах, связанных с земной жизнью Будды. Из этих мемориальных столбов лучше всего сохранился один фрагмент – капитель колонны, которая прежде стояла в Сарнатхе, близ Варанаси, т.н. Львиная капитель (ок. 243 до н.э.). Ее форма и четкий геральдический характер резьбы имеют мало общего с индийским искусством и воспринимаются как прямое продолжение стиля скульптуры иранской империи Ахеменидов.

От официального искусства совершенно отличаются образцы монументальной скульптуры чисто индийского стиля, например колоссальная статуя якшини (духа природы) из Пархама. Такие черты, как колоссальный масштаб фигуры и передача телесного начала через упругое, как бы пневматическое натяжение поверхности, – исключительно индийские.

Период санг («литературных обществ») и ранний период государства Андхра (ок. 185–25 до н.э.). К числу основных памятников раннебуддийской скульптуры относится декоративное обрамление ворот и ограды буддийских реликвариев – ступ в Бхархуте и Санчи. В Бхархуте (2 в. до н.э.) это обрамление включает изображения духов природы, вошедших в древнеиндийский пантеон примерно так же, как языческие божества были ассимилированы христианским искусством. В резных медальонах на перекладинах и столбах каменной ограды преобладают сюжеты легенд о предыдущих воплощениях Будды. Как сама конструкция этой священной ограды, так и техника резьбы украшающих ее рельефов ясно указывают на повторение в камне более ранних прототипов в дереве или слоновой кости. Монументальное ограждение ступы в Санчи (1 в. до н.э.) совершенно гладкое, однако поверхность столбов и перекладин торана (ворот) сплошь покрыта рельефами с изображениями сцен из жизни Будды и его предыдущих воплощений. В фигурах якшинь, древесных богинь, украшающих навершия ворот, скульптор выразил энергию чувственности на языке почти абстрактной резьбы по камню, передающей округлые формы тела.

В более раннем буддийском искусстве присутствие Будды обозначалось только символами, поскольку считалось, что он, переступивший за грань материального бытия и достигший нирваны, не может быть представлен в человеческом облике. Повествовательные композиции в Санчи выполнены углубленной резьбой, создающей изумительный узор из сочетаний света и тени; эти композиции образуют длинные ряды, представляющие собой довольно архаический метод непрерывного повествования.

Кушанский период: Гандхара и Матхура (50–450).Название периода – кушанский – происходит от названия народа скифского происхождения, который сверг последнего из преемников Александра Македонского в Афганистане и парфянских сатрапов, правивших в северо-западной Индии и Пенджабе. В северной провинции Кушанского царства, Гандхаре, которая до того входила в состав Греко-Бактрийского царства (250–140 до н.э.), в первые века н.э. развивалось так называемое греко-буддийское искусство, представлявшее собой соединение эллинистических форм, типов и техник, заимствованных из восточной части Римской империи, и индийской буддийской иконографии. Появление в Гандхаре статуй из серого сланца, впервые изобразивших Будду в человеческом облике, вероятно, следует объяснять влиянием антропоморфной традиции греко-римского мира. Способ изображения отдельных эпизодов из жизни героя, объединенных в циклы повествовательных композиций, техника глубокого рельефа и обилие деталей декора свидетельствуют о близости гандхарской скульптуры к провинциальным школам искусства Римской империи. Особое значение искусства Гандхары состоит в «изобретении» образа Будды и создании устойчивой иконографии сюжетов из его жизни.

В южной столице Кушанского царства, Матхуре, благодаря близости к древним исконным центрам искусства в стиле скульптуры преобладали подлинно индийские черты. Первые собственно индийские статуи Будды появились во 2 в. н.э.; они высекались из красного песчаника, характерного для этого региона. Колоссальный масштаб статуй, округлые и наполненные энергией формы, мощное ощущение фактуры человеческого тела и скульптурной массы – все эти черты утверждают заново стилистические и иконографические традиции, восходящие к периоду Маурьев. К исконной индийской традиции в такой же мере относятся вызывающе чувственные фигуры якшинь, украшавшие ограждение ступы в Матхуре.

Поздний период государства Андхра (ок. 150–300). В южной Индии в последние века существования государства Андхра в районе реки Кистны наблюдался расцвет буддийской культуры. Плохо сохранившиеся рельефы из известняка, некогда украшавшие ступу в Амаравати, представляют собой стиль, который по обилию деталей и живости повествовательной трактовки изображений является лишь более утонченным развитием техники резных рельефов из Санчи эпохи раннего государства Андхра. Фигуры исполнены утонченной элегантности и томности, наделены чувственным обаянием, выражающим почти законченный индийский идеал красоты человеческого тела.

Период государства Гуптов (320–600). Именно период Гуптов, время окончательного политического объединения Индии, был также временем унификации стиля и иконографии в искусстве. Бывшая кушанская столица в Матхуре оставалась центром буддийской скульптуры. В образах 4–5 вв. сочетаются массивные пропорции и телесность ранних кушанских статуй и ставшие традиционными эллинистические драпировки гандхарской школы, теперь уподобленные узору из петель, как бы прилипших к телу. Величайшие шедевры этого периода – статуи Будды, высеченные в Сарнатхе (5 в.). В них драпировки становятся легким, плотно прилегающим покровом, который полностью выявляет очертания тела. Большая степень точности резьбы, почти абстрактная трактовка цилиндрической формы торса и конечностей подчеркивают пластичность формы. В этом законченном совершенстве религиозного образа нет ничего от воспроизведения человеческого тела с натуры; скульптор черпал вдохновение в очень точных системах пропорций, предписанных для создания священных изображений. Подобным же образом отдельные черты статуи не являются имитацией соответствующих частей человеческого тела, но как бы переносятся на статую из наиболее совершенных и законченных форм животного или растительного мира, которые считались более адекватными для изображения сверхъестественного существа. Согласно этой системе глазам придается форма лепестка лотоса, голова приобретает совершенный овал яйца, конечности сужаются подобно хоботу слона и т.д. Рельефы периода Гуптов в Матхуре и Сарнатхе в целом следуют иконографии, установившейся в греко-буддийском искусстве, но среди них встречаются и чисто индийские образы.

Средние века (600–1200). Буддийская скульптура 7–11 вв. известна преимущественно по культовым образам поздних эзотерических сект, процветавших в Бенгальской долине. Статуи, высеченные из сине-черного песчаника, представляют собой стереотипные и манерные воспроизведения идеала эпохи Гуптов и отличаются обилием тщательно проработанных деталей; однако эти произведения совершенно лишены духовности, преображающей шедевры гуптской скульптуры.

Крупнейшие центры индуистского искусства в Cредние века находились в центральной и южной Индии. При династии Паллавов, которая пришла к власти в 6 в., был выполнен гигантский рельеф Нисхождение реки Ганг на землю в Махабалипураме (7 в.), со множеством фигур в натуральную величину, целиком покрывающий огромный валун на морском берегу. Эта композиция, не ограниченная каким-либо обрамлением, вызывает ассоциации со скульптурой барокко; кажется, что все формы возникают из каменной массы, подобно тому, как все чувствующие существа, по убеждению индийцев, появляются из вселенской субстанции Майя. Утонченность и томная грация фигур являются прямым продолжением канонов школы позднего периода Андхра. Этот стиль динамичной барочной скульптуры распространился по всей Индии и вновь появился в рельефах храма Кайласанатха в Эллоре (середина 8 в.) и в одном из последних шедевров индуистской скальной скульптуры – горельефном изображении великого Тримурти в пещерном храме на острове Элефанта близ Бомбея. Наиболее значительным достижением индуистской скульптуры на последнем этапе ее развития, в 13–17 вв., следует считать медные фигурки из южной Индии. Лучшие из них – статуэтки Натараджи, т.е. Шивы – «Бога танца», в которых в пластической форме воплощено бесконечное разрушение и воссоздание мира. Это абстрактное представление божественной формы напоминает о том, что для индийца изображение божества было только схемой или символом, который помогал верующему достичь внутреннего единения со сверхъестественным первообразом.

ИНДИЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ История живописи в Индии, насколько можно судить по упоминаниям о ней в письменных источниках, восходит по крайней мере к периоду Маурьев. В период Гуптов живописью занимались князья и знать, а также гильдии художников, которые работали для удовлетворения нужд культов буддизма и индуизма. Индийская живопись подчинялась тому же своду предписаний, что и скульптура.

Самые ранние из сохранившихся произведений индийской живописи, относящиеся к 1 или 2 вв. до н.э., – росписи знаменитых буддийских храмов Аджанты в Хайдарабаде. Отдельные композиции образуют длинные фризы; как и в рельефах Санчи, здесь используется метод непрерывного повествования. Подобно остальным видам индийского искусства и танцу, в живописи действие изображается скорее при помощи жеста, а не мимики. В пещерах Аджанты также сохранились росписи периода Гуптов, но наиболее знамениты росписи 7 в. в Пещере 1. Как и в раннесредневековой скульптуре, композиция этих росписей не ограничена какими-либо обрамлениями; они полностью покрывают всю стену. В отдельных образах проявляется то же сочетание чувственного и отвлеченного, что и в шедеврах скульптуры раннего периода Гуптов и Cредневековья. О позднесредневековой живописи можно судить главным образом по иллюстрациям джайнских рукописей и довольно манерным произведениям школы миниатюры Гуджарата 15 в. последний расцвет индийской живописи – миниатюры Раджпутской школы 16 – начала 19 вв., среди которых важное место занимали иллюстрации к произведениям индуистской литературы. Эти композиции вызывают в памяти великолепие древних настенных росписей; подлинная поэтичность повествования и рисунка находит отзвук в эмалевой чистоте красок.

См. также ИНДИЯ.

Найти "ИНДИЙСКОЕ ИСКУССТВО " на

Изобразительное искусство Индии. (KRISHNA.)

Рассматривая произведения изобразительного искусства азиатской древности, мы часто встречаем имена великих мастеров, особенно в искусстве Китая и Японии. Однако вряд ли многие из любителей искусства смогут назвать выдающиеся имена индийских скульпторов или художников. Индийское изобразительное искусство анонимно, и это одна из важнейших его отличительных черт. И анонимность эта проявляется не только в отсутствии имён авторов, сотворивших живописное произведение, но, зачастую и частичной анонимности самих изображений. Индийский художник скорее создаст изображение божества, нежели конкретного царя или вельможу. Бытовые сцены повседневности включали в себя обобщённые образы и не могут претендовать на портретное сходство, как, впрочем, любое другое изображение в индийском искусстве.

Индийский мастер никогда не создавал свои произведения с натуры, будь то изображение человека, священного дерева или любого животного. Индийский мастер работал по памяти, подключая к своему творчеству помимо прямого восприятия натуры ещё и собственное видение, а так же следование канонам. Каноны детально разрабатывают правила изображения поз (асанов) и положений кистей рук и пальцев (мудр). Индийские произведения, если это были не изображения богов, всегда являлись субъективным отражением объективной реальности.

В изображениях большое значение имели эмоции (раса). Восемь эмоций считались основными: любовь, возвышенное духовное состояние, радость, удивление, печаль как сострадание, мир и недовольство. Все народные сюжеты изображали радость бытия, которая проявлялась через эмоции – раса, они считались проявлением Брахмана в человеке.

Культура Древней Индии начала складываться уже в 3 тысячелетии до н.э., в период разложения первобытно-общинного строя и становления классового общества.Искусство Древней Индии в своем развитии было связано с другими художественными культурами Древнего мира: от Шумера и до Китая. В изобразительных искусствах и архитектуре Индии (особенно в первые века н.э.) проявились черты связи с искусством Древней Греции, а также с искусством стран Средней Азии; Первые известные нам произведения индийского искусства относятся к периоду неолитаОбщество этого времени находилось на уровне раннеклассовых отношений. Найденные памятники свидетельствуют о развитии ремесленного производства, наличии письменности, а также и о торговых отношениях с другими странами.

Большим разнообразием отличаются найденные в Мохенджо-Даро керамические изделия. Блестящие лощеные сосуды покрывались орнаментом, в котором сочетались животные и растительные мотивы: условно выполненные изображения птиц, рыб, змей, коз и антилоп среди растений. Обычно роспись наносилась черной краской по красному фону. Многоцветная керамика встречалась реже.

Селения индийских племен состояли из круглых в плане деревянных построек с полусферическим перекрытием и планировались, как города Мохенджо-Даро и Хараппа; их улицы пересекались под прямым углом и были ориентированы по четырем странам света.

Произведения изобразительного искусства от конца 2 до середины 1 тысячелетия до н.э. не сохранились. Зато довольно полное представление об искусстве Древней Индии дают памятники начиная с периода династии Маурья (322 - 185 гг. до н.э.). Деревянные постройки правителей отличались большой пышностью. Дворец царя Ашоки, самого могущественного из правителей династии Маурья, находился в столице государства Магадхи Паталипутре и представлял собой деревянное здание в несколько этажей, стоявшее на каменном фундаменте и имевшее 80 колонн из песчаника. Дворец был богато украшен скульптурой и резьбой.. В трех этажах один над другим размещались огромные залы, щедро декорированные живописью, драгоценными камнями, золотыми и серебряными изображениями растений и животных и т. п. По фасаду тянулся длинный ряд килевидных арок, чередовавшихся с балконами на столбах. От дворца к Гангу террасами спускались сады с фонтанами и бассейнами.

Появление буддизма повлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших пропаганде его идейОдним из главных видов буддийских культовых памятников были ступы . Древние ступы представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферические сооружения, лишенные внутреннего пространства, по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам.

Вторым видом монументальных культовых сооружений были стамбха - монолитные каменные столбы, обычно завершенные капителью, увенчанной скульптурой. На столбе высекались эдикты и буддийские религиозные и моральные предписания. Вершина столба украшалась лотосовидной капителью, несущей скульптуры символических священных животных. Такие столбы более ранних периодов известны по древним изображениям на печатях. Столбы, возведенные при Ашоке, украшены буддийскими символами и по своему назначению должны выполнять задачу прославления государства и пропаганды идей буддизма

В период правления Ашоки начинается строительство буддийских пещерных храмов. Буддийские храмы и монастыри высекались прямо в массивах скал и представляли подчас крупные храмовые комплексы. Суровые, величественные помещения храмов, разделенные обычно двумя рядами колонн на три нефа, украшались круглой скульптурой, резьбой по камню и живописью. Внутри храма помещалась ступа, расположенная в глубине чайтьи, против входа.

Буддийские сюжеты гандхарских скульптур и скульптурных рельефов, украшавших стены монастырей и храмов, отличаются большим разнообразием и в индийском искусстве занимают особое место. В Гандхаре сложились иконографические черты, композиционные приемы и образы, получившие в дальнейшем широкое распространение в странах Дальнего Востока и Средней Азии.

Новым явилось изображение Будды в образе человека,(3-1 вв. до н. э.) что не встречалось раньше в искусстве Индии.

Среди памятников Кушанского периода особое место принадлежит портретным статуям, в частности скульптурам правителей. Статуи правителей часто помещались вне архитектурных сооружений, как отдельно стоящие памятники. В этих статуях воссозданы характерные черты их облика и точно воспроизведены все детали одежды. Герои древнеиндийского эпоса, так же как и прежде, занимают значительное место. Но, как правило, они наделяются иными чертами. Их образы более возвышенны; их фигуры отличаются гармонией и ясностью пропорций.

В архитектуре Индии, относящейся ко времени 1 - 3 вв. н.э., происходят изменения в сторону большей декоративности форм. Строительным материалом становится кирпич. Ступа приобретает более вытянутую форму, утрачивая свою прежнюю монументальность.

На севере Индии появляется также особый вид кирпичного башнеобразного храма. Примером такого рода построек может служить храм Махабодхи в Бодхгайе или храм «Великого просветления» (построенный около 5 в. и в дальнейшем сильно перестроенный), посвященный Будде и представляющий собой своеобразную переработку формы

Стремление к обильной роскоши и утонченности, появляется в изобразительном искусстве. Официальные религиозные требования и строгие каноны уже наложили на него печать отвлеченной идеализации и условности, особенно в скульптурных изображениях Будды. Такова, например, статуя из музея в Сарнатхе (5 в. н.э.), отличающаяся виртуозностью в обработке камня и застылой идеальной красотой. Будда изображен сидящим с поднятой кверху кистью руки в ритуальном жесте наставления - «мудра». На его лице с опущенными вниз тяжелыми веками тонкая бесстрастная улыбка. Большой ажурный нимб, поддерживаемый с двух сторон духами, обрамляет его голову. На пьедестале изображены последователи Будды, расположенные по сторонам символического колеса закона. Образ Будды - утонченный и холодный, в нем нет той живой теплоты, которая в целом характерна для искусства Древней Индии. Сарнатхский Будда сильно отличается от гандхарских изображений большей отвлеченностью и бесстрастностью.

Условность изображения проявляется в том, что фигура Будды - «Великого учителя» - показана огромной сравнительно с фигурами его жены и сына, которые изображены перед ним маленькими, простыми людьми, смотрящими на него снизу вверх. Этой росписи свойственны простота, гармоничность и спокойная ясность. Фигуры жены и сына исполнены непосредственного человеческого переживания и душевной теплоты. В этом храме имеются и другие изображения жанрового характера. Это ряд бытовых и мифологических сцен. Восемь росписей, расположенных около центральной двери, показывают людей в обстановке их домашней жизни. Одна из этих росписей изображает молодых юношу и девушку, сидящих на полу. Юноша подносит девушке цветок. Обнаженные тела обоих необычайно пластичны и объемны. Художник убедительно показал и физическую красоту упругого, полного силы и мягкой гармонии человеческого тела и нежные и живые выражения лиц.

Характерными чертами для всего древнего периода индийского искусства является сила и устойчивость народных традиций, всегда пробивающихся сквозь многочисленные религиозные наслоения как в выборе сюжетов, так и в содержании многих художественных образов. В архитектуре долгое время прочно сохраняются основные элементы деревянного народного зодчества, идущие от древнейших времен. В скульптуре и живописи на основе народной фантАзии создаются полные обаяния, гармонии и красоты очеловеченные образы богов и героев, ставшие традиционными.

В древнем искусстве Индии уже можно проследить разделение искусства на более официальное направление, подчиненное каноническим правилам, приобретающее со временем черты сухости и застылости, и реалистическое, жанровое по своим устремлениям, отличающееся человечностью и жизненным полнокровием. Это второе направление получило свое наиболее яркое выражение в росписях Аджанты.