Индийские художники — от истоков до современности. Искусство Древней Индии Культура Индии одна из древнейших культур человечества, непрерывно развивающаяся в течение нескольких тысячелетий. На протяжении. Искусство индии в древности и средние века
Культура любой страны тесно связана с её историей, поэтому при разговоре об искусстве Индии неизбежен разговор и о её истории.
В истории древней Индии выделяют следующие периоды:
Древняя Индия
Период Хараппской (Индской) цивилизации (III тыс.-XVII в. до н. э.)
Ведийский период (XIII-VI вв. до н. э.)
Ранневедийский период (XIII-X вв. до н. э.)
Поздневедийский период (IX-VI вв. до н. э.)
Буддийский период (V-III вв. до н. э.)
Классическая эпоха (II в. до н. э.-VI в.)
Индия Средних веков
Период господства мусульман (X-XII вв.)
Начало господства англичан (XVIII в.)
Хараппская цивилизация располагалась в долине реки Инд. Наибольший расцвет её пришёлся на III тыс. до н. э.
Ведийская цивилизация послужила основой для индуизма и других культурных аспектов раннего индийского общества.
Наибольшего расцвета империя достигла при правлении буддийского царя Ашоки.
Период правления династии Гуптов (III в.) принято считать «золотым веком» Индии.
После исламского вторжения из Центральной Азии в период с X по XII вв. Северная Индия перешла под контроль Делийского султаната. Позже большая часть субконтинента вошла в состав Империи Великих Моголов. Но несколько туземных королевств (Империя Виджаянагара) продолжали своё существование на юге полуострова, вне зоны досягаемости Моголов. В XVIII в. Империя Моголов пришла в упадок, и вместо неё доминирующее положение в регионе заняла Империя маратхов.
Начиная с XVI в. Португалия, Нидерланды, Франция и Великобритания, заинтересованные в торговле с Индией, захватили власть в раздробленных королевствах полуострова и начали битву за установление колоний на территории Индии. К 1856 г. большая часть Индии оказалась под контролем Британской Ост-Индской компании.
Но это уже тема другой статьи.
А мы вернёмся к искусству Древней Индии.
История скульптуры и живописи в Индии в некотором смысле есть история религиозных систем: индуизма, буддизма, джайнизма. С древнейших времен целью художника и скульптора было раскрытие верующим истин их вероисповедания. Культура Индии сложилась из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов.
Но в Индии искусство никогда не оценивалось на основе его эстетики. Ценным произведением в этой стране считалось то, которое адекватно могло быть материальным символом божества, если его исполнение соответствовало традициям и каноническим предписаниям.
Живопись
Ранней индийской живописью считаются наскальные рисунки первобытного времени. Петроглифы использовали все родовые племена, они рисовались в помещениях.
Петроглифами называют все изображения на камне с времён палеолита до Средневековья, за исключением тех, в которых присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения петроглифов не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние.
Наиболее ранняя и средневековая живописи в Индии - индуистская, буддистская, джайнская.
История наскальной живописи Индии относится к II тыс. до н. э.: пещерные фрески Багха, Ситтанавасала. Фрески Аджанты и Эллоры занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО и являют собой сокровищницу древнего художественного искусства.
Падмапани Бодхисаттва (Аджанта)
Высеченные в скале пещеры Багх, расположенные в штате Мадхья-Прадеш, славятся своей настенной живописью. Согласно легенде, эти пещеры были основаны буддистским монахом Датакой.
Багх
Ранее считалось, что пещеры Багх датируются VII в. н. э., но настенные надписи в них указывают, что пещеры были созданы в период с IV по VI в. н.э.
Фрески Багха
В X в. с упадком буддизма пещеры были заброшены, но в 1982 г. их отреставрировали. Самые знаменитые фрески Багха выполнены темперой.
Наиболее популярным способом нанесения орнамента в Индии с древних времён до сих пор остаётся ранголи, его очень часто можно встретить на порогах многих индийских домов, особенно, в Южной Индии.
Ранголи (рисунок-молитва) – нанесение орнамента на внешние стены дома и на расчищенную и утрамбованную площадку перед входом в дом. У разных народов Индии типы этих рисунков различны, многие уходят корнями в глубочайшую древность, когда им приписывали магическое значение и наносили на земле возле алтарей и мест жертвоприношений. Можно проследить прямую связь некоторых из них с узорами на печатях и сосудах, найденных при раскопках в долине Инда.
В настоящее время проводятся конкурсы ранголи, этого очень древнего вида искусства.
Во время конкурса
Индийская миниатюра
Миниатюра – изящный вид живописи. Это сложная, кропотливая и деликатная манера письма. Краски для написания миниатюр в Индии делали из натуральных материалов: минералов, растений, драгоценных камней, золота, серебра и т.д.
Восточно-индийская школа миниатюрной живописи XI-XII вв.
Самые ранние экземпляры индийской миниатюры относятся к периоду правления буддистской империи Пала. Миниатюры Пала представляют собой иллюстрации к религиозным буддистским манускриптам. Стиль школы Пала – искусные изящные линии, приглушенные тона, умелое моделирование фигур, использование натуральных красок. Школа Пала уделяет особое внимание символическому использованию цвета в картинах.
Кроме восточной, существовали и другие индийские школы миниатюры: западная, раджпутская, могольская, джайнская, деканская и др.
Образец могольской школы миниатюры
Скульптура
Первые скульптуры в Индии появились во время Индской цивилизации: были обнаружены каменные и бронзовые фигуры. Позднее индуистская, буддистская и джайнская скульптура получила своё дальнейшее развитие. Это были сложные резные орнаменты как храмовые, так и бронзовые. Некоторые огромные храмы (например, в Эллоре) были высечены непосредственно из большой горы.
Пещерный храм в Эллоре создавался примерно с VI по IX вв. нашей эры.
Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге являются буддийскими, 17 в центре посвящены индуистским богам, 5 пещер к северу – джайнские.
Буддистский Вишвакарман (божественный мастер, творец вселенной по индуистской мифологии) из пещеры в Эллоре
Скульптуры на северо-западе страны были сделаны из стукко, сланцев или глины, что указывает на сочетание индийского стиля с классическим эллинистическим или даже с греко-римским. Почти одновременно с этим развивалась культура скульптур из розового песчаника в Матхуре.
Во времена государства Гуптов (IV-VI вв.) скульптура достигла высоких стандартов исполнения.
Скульптурные изображения на монете
Эти и другие стили по всей Индии в итоге развились в классическое индийское искусство, которое также внесло свой вклад в буддистскую и индусскую скульптуру по всей Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии.
Знаменитая «танцовщица» из Мохенджо-Даро (Харрапская, или Индская, цивилизация)
Архитектура
Индийская архитектура в течение всего времени постоянно развивалась. Ранние архитектурные произведения найдены у Индской цивилизации (2600-1900 годы до н. э.), которая характеризуется великолепной планировкой городов и домов.
Были развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В Мохенджо-Даро были обнаружены общественные туалеты, а также система городской канализации.
В этой цивилизации были развиты ремёсла, в частности, изготовление керамики.
Керамика Индской цивилизации (2500-1900 до н. э.)
Во времена империи Маурьев и государства Гуптов и их преемников было построено несколько буддистских архитектурных комплексов – уже названный пещерный храм в Эллоре и монументальная Большая ступа в Санчи.
Ступа в Санчи
Ступа – буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Представлены в основном в монолитной форме; менее распространены ступы, имеющие внутреннее помещение. Первые ступы появились в Индии ещё в добуддийские времена и изначально выполняли функцию памятников на могилах правителей. Слово «ступа» означает «узел из волос» или «макушка, верхняя часть головы», а также «куча камней и земли». Традиция кремировать тела после смерти привела к тому, что захоронений в обычном понимании не было, было возможным лишь сохранить пепел или несгоревшие останки. В ступы помещалось то, что осталось после кремации. Так постепенно они превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане личностей.
Позднее в Южной Индии были возведены храмы Ченнакесава в Белуре и Саманатхапуре, Хойсалесвара в Халебиде, Брахидеешварар в Танджавуре, Храм солнца в Конараке, Храм Ранганатхи в Шрирангаме, буддистская ступа в Бхаттипролу (Bhattiprolu).
Храм Солнца (XIII в.)
Ворота храма Брахадисвара в Танджавуре (IX-XI вв.)
Борободу́р (буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс традиции буддизма махаяны на острове Ява в Индонезии др. архитектурные сооружения указывают на сильное индийское влияние на архитектуру Юго-Восточной Азии, так как они были построены в стиле почти идентичному традиционному индийскому стилю религиозных сооружений.
Борободур (Индонезия)
Традиционная система Васту-шастра является индийской версией Фэн-шуй. Пока не совсем ясно, какая система старше, но они очень похожи. Васту-шастра также старается гармонизировать поток энергии (жизненная сила), но имеет отличия в устройстве дома, например, не учитывает необходимость правильного расположения предметов в жилище.
Васту-шастра
С появление исламского влияния с запада, индийская архитектура адаптировалась под новые религиозные традиции. Например, известный Тадж-Махал.
Тадж-Маха́л – мавзолей-мечеть в Агре в Индия на берегу реки Джамна. Построен по приказу потомка Тамерлана – падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка, в XVII в. Позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
Стены мавзолея выложены из полированного полупрозрачного мрамора, его привозили за 300 км). Мрамор инкрустирован самоцветами: бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор при ярком дневном свете выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь – серебристым.
ИСКУССТВО ИНДИИ
ХАРАППА И МОХЕНДЖО-ДАРО
ИМПЕРИЯ МАУРЬЕВ
КУШАНСКАЯ ИМПЕРИЯ
ИМПЕРИЯ ГУПТОВ
ИНДИЯ VI - X ВЕКОВ
РАННЕИСЛАМСКИИ ПЕРИОД
ИМПЕРИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ
ИСКУССТВО ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
БИРМА
ТАИЛАНД
КАМПУЧИЯ
ИНДОНЕЗИЯ
ИСКУССТВО ИНДИИ
С древности и до XIX в, Индия не имела общего названия. Чужеземные племена, такие, как персы и китайцы, называли страну Синдху, как и реку Инд (в произношении греков - Индос и Индикос). Мусульмане, завоевавшие Индию в XII-XIII вв., дали ей имя Хиндустан (Страна Индусов), которое в Европе звучало как Индостан. Слово «Индия» в его современном значении появилось только в XIX столетии.
На востоке Индия омывается водами Бенгальского залива, на западе - Аравийского моря. На северо-западе Индии расположена горная система Гиндукуш, на севере рубежом Индии служит величайшая в мире горная система Гималаи. По представлениям древних индийцев, на снежных вершинах Гималаев обитали божества. Например, гору Джомолунгму (Эверест) индийцы связывали с легендарной горой Меру, на которую опирается небо. На ней располагаются города богов и жилища небесных духов. Гора Кайласа считалась обителью бога Шивы. Поэтому Гималаи стали одной из излюбленных тем в монументальном искусстве Древней и средневековой Индии.
Множество мифов связано с полноводными реками Индии - Гангой и Индом. Согласно одному из них, священная Ганга спустилась на землю с неба, дабы напоить всё живое. Инд и его притоки воспеты в древнейших священных текстах - ведах.
Индию населяют многочисленные разноязычные племена и народы, которые имеют разное происхождение и культуру. Здесь удивительно миролюбиво сосуществуют различные религии: индуизм , буддизм , христианство, мусульманство. Однако большая часть населения исповедует индуизм. Он включает в себя не только веру в богов, почитаемых в этой религии, но и основные культовые обряды, совершаемые в их честь. Индуизм - это древние традиции духовной и материальной культуры, это традиционное представление индийцев о Боге, о мире, о себе. Другими словами, индуизм - это образ жизни народов Индии.
Религиозные взгляды индийцев на мир ярко и ёмко выражаются в их самобытном изобразительном искусстве. Древнейшие представления о происхождении и строении Вселенной, о богах, её создавших, о связях и структурах, в ней существующих, буквально пронизывают индийское искусство на протяжении всей его многовековой истории.
Неистощимым источником, из которого индийские художники, скульпторы и архитекторы черпали образцы для художественных форм, была природа. Мастера уподобляли элементы архитектуры или скульптуры формам растений и животных. Созданные их руками произведения искусства не просто вписывались в природный ландшафт, а сливались с ним в единый гармоничный ансамбль. Эти особенности индийского искусства проявлялись уже на самых ранних этапах его развития.
ХАРАППА И МОХЕНДЖО-ДАРО
Индия была заселена ещё в глубокой древности - в VII тысячелетии до н. э. Древние индийцы культивировали злаки, одомашнивали крупный рогатый скот.
Древнейшая индийская цивилизация возникла в бассейне Инда в III тысячелетии до н. э. Самые значительные находки, относящиеся к этой культуре, были сделаны в Хараппе и Мохенджо-Даро - древних городах, расположенных на территории нынешнего Пакистана. В 50-х гг. XIX в. английский генерал А. Каннингем, осматривая руины возле деревни Хараппа, обнаружил печать с неизвестными письменами. Планомерные раскопки здесь начались только в 20-е гг. XX столетия. Культура вновь открытой цивилизации была названа хараппской или культурой Мохенджо-Даро.
Хараппские поселения располагались на огромной территории: на востоке она простиралась до Дели, а на юге - до берегов Аравийского моря. Полагают, что Хараппская цивилизация существовала с середины III до первой половины II тысячелетия до н. э.
О высоком уровне развития Хараппской цивилизации говорят строгая планировка городов, наличие письменности и произведений искусства. Язык и письменность Хараппы пока не расшифрованы, хотя на сегодняшний день найдено множество печатей с надписями.
Города строились по чёткому плану: улицы пересекались под прямым углом. Почти все крупные города состояли из двух частей: «нижнего» и «верхнего» города. «Верхний город» представлял собой крепость на холме; в пей, вероятно, жили представители городских властей и жрецы. Здесь находились различные общественные сооружения. Таковы, например, большие зернохранилища в Мохенджо-Даро и Хараппе. Знаменитые купальни Мохенджо-Даро - одна из загадок древнеиндийской цивилизации. Обеспечивали они бытовой комфорт населения или служили бассейнами для ритуальных омовений - выяснить пока не удалось. В «верхнем городе», однако, не обнаружили дворцов или храмов. Эта особенность существенно отличает хараппскую культуру от цивилизаций Древнего Египта и Передней Азии.
В «нижнем городе» проживала основная часть населения. Дома возводились из обожжённого кирпича и состояли из нескольких помещений. Состоятельные горожане жили в двух - и трёхэтажных домах. Сточные каналы, имевшиеся на каждой улице, представляли собой одну из самых древних в мире систем городской канализации .
Изобразительное искусство известно по находкам археологов - печатям-амулетам, статуэткам из меди, камня и обожжённой глины.
В Мохеиджо-Даро была обнаружена бронзовая статуэтка обнажённой девушки-танцовщицы. Непринуждённо подбоченясь правой рукой, она как будто выжидает момент, чтобы начать танцевать. Левой рукой в браслетах она держит светильник, что может указывать на исполнение ею ритуального танца. По-видимому, именно в хараппском искусстве впервые возник мотив танца, столь популярный в индийской скульптуре.
Мохенджо-Даро.
Раскопки.
III - II тысячелетия
до н. э.
Индия.
Статуэтка танцовщицы
из Мохенджо-Даро.
III - II тысячелетия
до н. э.
Национальный музей, Дели.
Индия.
Мужской бюст
из Мохенджо-Даро.
III - II тысячелетия
до н. э.
Национальный музей, Дели.
Индия.
Одна из самых крупных скульптур, найденных в Мохенджо-Даро, - погрудное изображение бородатого мужчины с крупными чертами лица, переданными схематически. Выделяются лишь длинные полузакрытые глаза, зрачки которых сведены к переносице, что, вероятно, означает самосозерцание. Он одет в перекинутую через левое плечо мантию с орнаментом, его голову украшает лента с пряжкой на лбу. Исследователи считают, что бюст изображает жреца или древнее божество.
Особую группу находок составляют печати. Они обнаружены почти во всех крупных городах долины Инда, сейчас их насчитывается более двух тысяч. Они представляют собой круглые, квадратные или цилиндрические пластины из меди, слоновой кости, глины с углублённым изображением; такие печати дают рельефные оттиски. На оборотной стороне каждой из них имеется небольшой выступ с дырочкой для шнурка. Обычно на печатях вырезались изображения божества или священного животного и надпись. Животные - бык, единорог, горный козёл, слон, тигр, кобра, рыба, крокодил - могли символизировать то или иное божество, обозначать природную стихию или сезоны года.
О религии древних хараппцев известно очень мало. Нет точных данных и о причинах заката Хараппской цивилизации.
Во II тысячелетии до н. э. в долинах Инда и Ганги начали расселяться индоевропейские племена ариев, которые вторглись в Индию с северо-запада - через проходы в горных цепях Гиндукуша и Сулеймановых гор.
Сведения о культуре ариев дошли до нас благодаря ведам - священным текстам, составленным на древнеиндийском языке - санскрите. Основной текст, Ригведа (XI-X вв. до н. э.), является собранием гимнов арийским богам. Ригведа стала бесценным источником сведений о религии и мифологии арийских племён. Главными их божествами были Сурья - бог солнца, Индра - повелитель грозы и грома, Агни - бог огня, Сома - бог опьяняющего божественного напитка.
Печати из Мохенджо-Даро. III - II тысячелетия
до н. э.
Национальный музей, Дели.
Индия.
Арии жили большей частью в деревнях, дома строили из кирпича, глины, бамбука, камыша, дерева. На месте арийских поселений часто обнаруживают культовую утварь, которая использовалась в ведийских обрядах: ложки, горшки, черпаки для масла. Обряды, вероятно, совершались под открытым небом, а жертвоприношения - на временных алтарях , каменных или деревянных.
Период от первых вед до династии правителей Индии Маурьев (X-IV вв. до н. э.) не оставил памятников материальной культуры. Об этом времени рассказывает эпос Древней Индии - «Махабхарата» и «Рамаяна», - который упоминает немало древних династий и названий государств. Изобразительное искусство Индии веками черпало из «Махабхараты» и «Рамаяны» сюжеты и образы, которые запечатлены в архитектурно-скульптурных ансамблях, настенных росписях и миниатюре.
ИМПЕРИЯ МАУРЬЕВ
В 321 г. до н. э. в Индии возникло первое объединённое государство - империя Маурьев. Их столицу - Паталипутру (в долине Ганги) - описывали древнегреческие авторы. Город окружала мощная стена с дозорными башнями и рвом. Большинство архитектурных сооружений были из дерева.
В строительстве и скульптуре камень начали широко применять во времена правления царя Ашоки (268-232 гг. до н. э.), что в первую очередь связано с утверждением буддизма в качестве государственной религии. Власти стремились увековечить основы буддизма в монументальном искусстве, которое принято называть «искусством Ашоки». Это прежде всего мемориальные колонны, на которых высечены указы правителя. Такую колонну нельзя назвать архитектурным сооружением в полном смысле слова: она соединяет в себе элементы зодчества и скульптуры.
Колонна, или стамбха, представляет собой хорошо отполированный каменный столб. Стамбхи бывают высотой более десяти метров и завершаются капителью со скульптурными изображениями животных Самая знаменитая из них - Львиная капитель из Сарнатха (середина III в. до н. э.). Столб, нёсший эту капитель, по преданию, был поставлен на том месте, где Будда произнёс свою первую проповедь.
Со времени царя Ашоки в архитектуре получили распространение буддийские мемориальные и погребальные памятники - ступы. Ранние ступы в буддизме служили для хранения реликвий самого Будды. Существует легенда о том, что Будду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Учитель постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа
Стамбха Ашоки. Середина III в. до н. э.
Индия.
Стамбха Ашоки.
Фрагмент.
Середина III в. до н. э.
Индия.
*Нирвана - психологическое состояние полноты внутреннего бытия , отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности, абсолютной отрешённости от внешнего мира, освобождения от оков материи, бесконечной цепи рождений и смертей (сансары).
**Буддизм - мировая религия наряду с христианством и исламом. Одним из главных представлений буддизма является видение жизни как страдания. Преодолеть его и познать истину можно, пройдя путь спасения. Высшей целью в буддизме является нирвана - просветление, освобождение человека от плена земных перерождений и, наконец, соединение с космическим порядком - Абсолютом.
с самого начала приобрела полусферическую форму.
Полусфера, символ Неба и бесконечности, в буддизме означает нирвану Будды и самого Будду. Центральный шест ступы - ось Вселенной, соединяющая Небо и Землю, символ Мирового Древа Жизни. «Зонты» на конце шеста, ступени восхождения к нирване, считаются также и символом власти.
Одна из самых древних сохранившихся ступ, сооружённых при Маурьях, - ступа в Санчи (около 250 г. до н. э.). Позже она была перестроена и чуть увеличена в размерах. Полусферический купол ступы покоится на круглом основании с террасой, служившей для ритуального обхода. С южной стороны к террасе ведут лестницы. Купол ступы надстроен каменным кубом с квадратной оградой, форма которой повторяет очертания алтарей эпохи вед и может считаться символом Земли или горы Меру. Ступу окружает массивная ограда. По четырём сторонам света в ней сделаны ворота - тораны, украшенные рельефом.
Ранняя ступа была воздвигнута также в Бхархуте. До нашего времени дошла ограда с воротами. Само сооружение времён царя Ашоки не сохранилось. На рельефах столбов ограды предстают древнейшие божества в облике человека: якши и якшини - духи подземных недр и сил природы, тесно связанные с культом плодородия. Поскольку якшини произошли от богинь растительного царства, иногда их изображали духами дерева. В буддизме якши и якшини считались низшими божествами, по их роль значительна, так как они являлись в широком смысле охранителями учения, а в более узком - святого места, буддийского сооружения от злых духов, поэтому их часто изображали попарно на оградах и воротах ступы, а также других культовых построек.
Ещё один вид буддийской архитектуры - пещерные храмы. Пещера Ломас Риши в Бодх-Гаи - овальное святилище и прямоугольный зал - была высечена при Ашоке
(около 250 г. до н. э.). Стены храма тщательно отполированы. Его фасад и план послужили образцами для более поздних культовых построек I в. н. э.
Монументальная скульптура из камня - вид искусства, который получил при Маурьях широкое распространение. В скульптуре раннего буддизма изображения Будды в облике человека не встречались.
Рельеф колонны ступы в Бхархуте. III в. до н. э.
Индия.
Львиная капитель стамбхи в Сарнатхе. Середина III в. до н. э.
Археологический музей, Сарнатх. Индия.
Ступа. Ill -- I вв. до н. э.
Индия.
Будда и его учение представали в образах священного дерева Бо (под ним Учитель достиг просветления), трона Будды и Колеса Закона, изображения ступы или отпечатка стопы великого проповедника. Эти изображения символизировали различные этапы жизненного пути Учителя: рождение, распространение учения, достижение нирваны. Стиль этих изображений обобщённо-декоративный и чрезвычайно напоминает резьбу по дереву или слоновой кости.
При Маурьях создавались статуи, и сегодня поражающие монументальностью образа, законченностью и совершенством форм. Такова скульптура якшини из Дидарганджа (около III в. до н. э.). Богиня в образе молодой женщины стоит держа в руках опахало. У неё пышные, тяжёлые формы (широкие бёдра, чуть выступающий живот, большая грудь). Превосходная полировка придаёт статус завершённость, а крупные формы якшини удивительно сочетаются с мельчайшими деталями её одежд и украшений.
КУШАНСКАЯ ИМПЕРИЯ
Расцвет искусства Индии, возникновение новых культовых образов (прежде всего образа Будды), развитие основных тенденций архитектуры и скульптуры, заложенных при Маурьях, относятся к эпохе правления Кушанской династии (I в. до н. э. - III в. н. э.). Кушанские правители создали огромную державу, включавшую в себя Северную Индию, области современных Пакистана, Афганистана и Средней Азии.
В I в. до н. э. в культовой архитектуре Индии появились пещерные храмы - чайтьи. Примером может служить чайтья, находящийся в Карли. Перед пещерой возвышались две колонны, их увенчивали капители, подобные маурийским. Важнейшей деталью фасада пещеры является огромное подковообразное окно, которое служит главным в храме. В пещеру ведут три входа, дающие начало коридорам, символизирующим путь Будды. Центральный коридор отделён от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В этом архитектурном пространстве, оживлён-
Чайтья в Карли. Интерьер. I в. до н. э. Индия.
Дарители. Рельеф чайтьи в Карли. I в. до н. э. Индия.
*Чайтья буддийское культовое сооружение, храм-молельня, вырубленный в скале; иногда отдельно стоящее здание.
ном скульптурой, создаётся необычный эффект игры света и тени, преображающий интерьер, символикой которого является ступа, помещённая в храме.
Скульптурные рельефы с мужскими и женскими фигурами, расположенными парами, украшают наружный фасад чайтьи в Карли. Возможно, здесь изображены дарители, на средства которых был построен храм. В трактовке мужских фигур сочетаются мужественность и мягкость. У них могучий разворот плеч и тонкая талия, но пропорции тела, мягкость и плавность форм близки к женским. Скульптуры женщин уподоблены традиционному для Индии изображению богини плодородия. Не исключено, что такая традиция оказала влияние на формирование идеала не только женской, но и мужской красоты, которая стала воплощением внутренней энергии и жизненной силы человека. Пары, изображённые на фасаде чайтьи, олицетворяют и два идеала красоты, и два начала в природе - мужское и женское. Их соединение рождает всё живое на земле.
В буддийской архитектуре возведение оград вокруг храмов и ступ стало традицией. Ограды и ворота по-прежнему обильно украшали скульптурой, рельефными композициями. Тораны ступы в Санчи (I в. до н. э.) широко известны рельефами, которые составляют здесь единое целое с архитектурой.
На рельефах предстают люди и животные, архитектурные мотивы, бытовые предметы, растительные орнаменты. Особенно выразителен образ якшини с восточной тораны. Обнажённый стан древесной богини изящно изгибается, руки тянутся к стволу мангового дерева и его пышной кроне. Движения её легки и грациозны, поза свободна и естественна. Эталоном красоты женщины и богини плодородия по-прежнему остаются подчёркнуто округлые бёдра и бюст.
В религии буддизма и индуизма огромное значение придаётся цар-
Ступа в Санчи. Резные каменные ворота. I в. до н. э.
Индия.
I в. до н. э.
Индия.
ству животных. В представлении индийца, люди, животные, растения и даже высшие божества всегда связаны между собой неразрывными узами. В многофигурных сценах поражает ощущение всепроникающей жизни, энергии, одушевляющей все формы. Любовь к природе, преклонение перед её мощью и изобилием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях, - вот основная тема индийского искусства, и в частности архитектурно-пластического ансамбля в Санчи.
В I-IV в. н. э. в художественной культуре Индии произошли значительные перемены. В изобразительном искусстве Будду стали представлять в облике человека, а не в виде символов - священного дерева Бо, Колеса Закона и т. д. В этот период среди прочих выделяются три основные школы буддийской скульптуры: Гандхара (северо-запад), Матхура (север) и Амаравати (юг).
Гандхара (ныне в Пакистане) - древняя историческая область в Северо-Западной Индии. Гандхарское искусство достигло расцвета на рубеже I-II вв. Под влиянием культуры стран, расположенных западнее Индии, в Гандхаре образ Будды приобрёл эллинистические черты. Ранним типом гандхарского Будды может считаться его изображение из Хоти-Мардана (II в.). Эта статуя стоящего Учителя отличается прекрасным исполнением. Многочисленные складки одежд окутывают всю фигуру Будды. Правильные пропорции гибкого стройного тела выдают греческую традицию в скульптуре. Однако в образе прослеживаются и индийские черты. Прежде всего в статуе подчёркнута внутренняя сосредоточенность, а не физическая красота.
На грани между индийской и эллинистической традициями создана статуя сидящего Будды из Тахт-и-Бахи (около 300 г.). Облик Учителя ясен, полон умиротворения и сосредоточенности, предельно спокоен. Поза Будды со скрещёнными и поджатыми ногами, с вывернутыми кверху подошвами - поза «лотоса» - с того времени стала канонической для всех школ буддийской скульптуры. Пальцы рук Учителя соприкасаются в положении
Статуя Будды из Хоти-Мардана. II в. Индия.
Рельефы ворот ступы в Санчи. Фрагменты. I в. до н. э.
Индия.
Статуя Будды ил Тахт-и-Бахи. Около 300 г. Государственные музеи, Берлин-Далем.
*Эллинистическое искусство (последняя четверть IV-I вв. до и. э. ) было распространено на территориях, завоёванных Александром Македонским. В искусстве сочетались традиции греческой и местных культур.
«поучения». В индийской пластике начала формироваться система мудр, когда определённые этапы священного пути Будды выражали через специфическое положение рук, ладоней и пальцев. Накинутое на плечи Будды одеяние, собранное в складки, полностью закрывает тело Будды, не скрывая, впрочем, его крупных форм.
Другим центром развития скульптуры была Ма"тхура. Здесь был создан образ Будды, получивший чисто индийскую трактовку, а также образы других буддийских персонажей. Будду в матхурской пластике часто сопровождают бодхисаттвы (помощники Учителя) или якши. Округлые лица изображений озарены лёгкой улыбкой, а позы очень динамичны.
На стеле из Катры (начало II в.) предстаёт Будда, сидящий на троне, который поддерживают три льва. Его поза энергична, тело имеет плавные, женственные очертания. Жест Будды - согнутая в локте и поднятая правая рука - означает одобрение. Накинутый на левое плечо плащ не скрывает полуобнажённое тело и служит скорее украшением. Лицо Будды, круглое, с пухлыми губами, сложенными в лёгкую покровительственную улыбку, спокойно и бесстрастно. Он смотрит прямо перед собой, как это и предусматривает его жест одобрения. За головой божества находится нимб, за спиной располагаются две мужские фигуры с опахалами. Возможно, это бодхисаттвы или якши.
В Амаравати образ Будды впервые появился в скульптурном рельефе на хорошо сохранившихся облицовочных плитах ступы (II в.). Будда из Амаравати предстаёт сидящим в позе «лотоса» на троне; нимб, как зонт, прикрывает его голову. Изображения Будды на этих рельефах достаточно условны, в них нет такого количества деталей, как в скульптуре, принадлежащей другим школам.
Самобытное искусство различных регионов Древней Индии, развиваясь, положило начало художественным традициям следующего периода - искусства империи Гуптов (IV-VI вв.).
ИМПЕРИЯ ГУПТОВ
Долгое время Индия не страдала от иноземных вторжений. В правление Гуптов (320 г. - VI в.) переживали расцвет наука, философия, литература. Были записаны древние устные трактаты по различным областям знания. Индия славилась буддийскими университетами в Таксиле, Наланде, Аджанте. Правители династии Гуптов покровительствовали буддизму, но сами были приверженцами индуизма: поклонялись Кришне, воительнице Дурге (супруге Шивы), самому Великому Шиве, Сурье - божеству солнца.
Литературные источники свидетельствуют о широком размахе строительства в тот период: возводились многочисленные буддийские и индуистские храмы, дворцы. Например, храм Дурги в Айхоле
Стела Будды из Катры. Начало II в.
Археологический музей, Муттра. Индия.
*Мудры - выражение символов, понятий, а также ступеней духовного совершенства через положение и жесты пальцев и рук.
**Урна" (точка между бровями) у Будды - знак совершенства и избранности; ушни"ша (полукруглый выступ на голове) - символ высшей меры знаний и мудрости.
***Стела - вертикально стоящая каменная плита С надписью или рельефом.
****Гупты - династия правителей древнеиндийского государства Магадан на севере Индии. К концу IV а они объединили под своей властью большую часть Северной Индии.
Индуизм - основная религия Индии, распространённая и в других странах Азии. Одно из её положений - учение о перевоплощении душ, обусловленное предыдущими поступками, добродетельными или дурными. Верховные божества индуизма - Крахма (Творец мира), Вишну (Бог-охранитель) и Шива (Бог-разрушитель).
Пещерные храмы в Аджанте. IV - VII вв.
(VI в.) и храм Вишну (V-VI вв.) в Деогахе.
В эпоху Гуптов развивалось пещерное зодчество. Образцом великолепного единства архитектуры,
скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV- VII вв.). Среди сооружений выделяются чайтьи и виха"ры - общежития буддийских монахов.
Скальные ансамбли Аджанты славятся прежде всего своей живописью. Этот вид изобразительного искусства известен в Индии с начала I тысячелетия до н. э. Однако поскольку под действием влажного климата живописный слой быстро разрушается, пещерные храмы Аджанты являются едва ли не единственным сохранившимся памятником, по которому можно судить о росписях Гуптской эпохи. Стенопись Аджанты относится к IV-VII вв., поэтому росписи, выполненные в эпоху Гуптов, входят в неё только как составная часть. Живопись сохранилась лишь в шестнадцати пещерах. Здесь расписывались потолки, стены и даже колонны.
Росписи пещер сложны по содержанию, в композициях много персонажей, но нет и намёка на передачу
Росписи храмов в Аджанте. IV - VII вв.
Индия.
перспективы, объёмы фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм составляют основу всего живописного ансамбля. Разнообразие красок невелико, но их богатые сочетания и контрасты вызывают необычное эмоциональное чувство. Краски на росписях как будто светятся в темноте. Возникает ощущение, что земное и небесное гармонично соединились в этом храме.
Влияние комплекса Аджанты на искусство Индии огромно. Основные стилистические и идейные особенности этого памятника нашли отражение и в скульптуре Гуптской эпохи. Гуптский Будда - образ идеальный, воплощающий идею достижения нирваны. Именно таким он предстаёт в знаменитой статуе из Сарнатха (V в.). Божественный Будда восседает на троне, богато украшенном скульптурными изображениями и орнаментом. Его фигура лишена всех черт живой человеческой плоти. Будда сидит в позе «лотоса», его руки сложены в жесте поучения.
В гуптской художественной культуре буддийское искусство пережило свой последний расцвет, надолго уступив место изображению богов индуизма.
ИНДИЯ VI - X ВЕКОВ
В VI столетии, после заката династии Гуптов, страна вновь распалась на небольшие государства, правители которых в политике опирались не только на военную силу, но и на религию индуизма. Пантеон этой религии чрезвычайно обширен. В Средневековье возводились храмы главным индуистским богам - Шиве, Вишну, Брахме, составляющим Тримурти.
В VII в, на юге Индии в портовом городе Махабалипураме был возведён огромный храмовый ансамбль. Этот священный комплекс воздвигли на природной площадке, расположенной между горами и океаном. Таким образом, комплекс как бы соединял две природные стихии:
воду и землю. В ансамбль вошли индуистские пещерные храмы, восемь небольших святилищ, вырубленных из цельной скалы, знаменитый Прибрежный храм Шивы, а также широко известный наскальный рельеф «Нисхождение Гаити на землю».
В архитектуре комплекса выделяются монолитные храмы-ратхи, посвящённые эпическим героям «Махабхараты». Таковы ратха Арджуны, ратха Бхимы и др. Эти маленькие храмы Махабалипурама чередуются с высеченными из скал большими фигурами священных животных - слонов, львов и быков. «Разгуливающие» и «отдыхающие» среди ратх животные как бы связывают архитектурные формы с прибрежным ландшафтом.
В храмовом комплексе Махабалипурама скульптура не только украшает архитектуру, но и служит центром всей композиции. Таков огромный (около тридцати метров в длину) на-
скальный рельеф «Нисхождение реки Ганга на землю». Главная тема рельефа - легенда о том, как священная Ганга, протекавшая ранее в поднебесье, была низвержена на землю богами в ответ на мольбы, а также подвиги людей.
Перед скальным рельефом устроена площадка, на которой в древности разыгрывались религиозные
Прибрежный храм Шивы в Махабалипураме. Около 700 г.
*Тримурти (тройственный образ) триединство основных богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шипы. Брахма - Творец мира, Вишну - Бог-охранитель, Шива - Бог-разрушитель.
**Ратха - повозка, до сих пор используемая в Южной Индии во время храмовых праздников. На ней перевозят изображение божества. Ратхой стали называть и небольшой монолитный (вырубленный из скалы) храм. предназначенный для хранения статуи божества и поклонения ей. Небольшой храм-ратха символизировал колесницу бога.
***Ганга - в мифологии Древней Индии священная небесная река, образ которой связан с женским началом.
театрализованные представления. В таких случаях рельеф был своеобразным фоном и заменял театральные декорации. Таким образом, тема торжества всего живого, питаемого единым источником - священной Гангой, стала основной темой храмового комплекса в Махабалипураме.
Крупнейшими храмовыми центрами раннего и зрелого Средневековья, расположенными в Центральной и Юго-Восточной Индии, являются Бхубанешвар и Кхаджурахо.
Характерным примером храмовой архитектуры этого периода может служить комплекс Кандарья Махадева в Кхаджурахо (X-XI вв.). Отдельные части здания - святилище, зал для молящихся, вестибюль, вход - находятся на одной оси и плотно примыкают друг к другу. Каждая из этих частей завершена обособленной башенной надстройкой. Башня святилища - самая высокая, остальные башни ступенчато понижаются по направлению ко входу. Храмы Кхаджурахо украшены рельефами, являющимися великолепными образцами храмовой скульптуры. Изображения фигур мужчин и женщин - одни из лучших в средневековом искусстве. Лёгкие наклоны и выразительная пластика фигур создают прихотливый сложный ритм всего скульптурного оформления этого сооружения. Ансамбль в Кхаджурахо представляет собой ещё один великолепный образец художественной культуры, в котором воплощён принцип единства. Эту особенность индийского искусства так охарактеризовал знаменитый философ XIX в. Рабиндранат Тагор: «Индия всегда имела один неизменный идеал - слияние со Вселенной».
Таким образом, в произведениях средневековой скульптуры воплощаются такие же представления о единстве Вселенной, как и в монументальном искусстве Индии.
Рельеф храма в Махабалипураме. Фрагмент. VII в. Индия.
Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. X-XI в.
Индия.
Шива Натараджа из Южной Индии. XI в. Городской музей, Мадрас. Индия.
Шива Натараджа - Владыка Танца. Иногда Шива именуется Космическим Танцором, так как его разрушительная энергия реализуется в момент танца: исполняя его, Бог уничтожает во Вселенной всё старое и одновременно открывает" новый цикл жизни. Шива Натараджа изображался стоящим на одной, чуть согнутой в колене правой ноге. Его левая нога грациозно выставлена вперед в танцевальном па. У Шивы четыре руки, жест каждой из них имеет определённый смысл. Бог может держать в руке также священный предмет: например, барабанчик - символ космического ритма. Голову Шивы украшает корона с черепом - знак победы над смертью. Фигура Бога обычно заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог - разрушитель и созидатель.
Скульптуры храмов в Кхаджурахо. X - XI вв. Индия.
РАННЕИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД
Впервые мусульманские завоеватели вторглись на территорию Индии ещё в VIII в. н. э. Спустя пять веков мусульманским правителям удалось покорить почти всю страну. Искусство Индии Исламской эпохи можно разделить на раннеисламский период (XI первая половина XVI в.) и период правления династии Великих Моголов (вторая половина XVI-XVIII вв.).
Период раннеисламского владычества в Индии начался с нашествия мусульман в начале XI в. Завоеватели безжалостно уничтожали святыни «неверных» - индуистские и буддийские храмы - и целые города, вырезали население, уводили в рабство мастеров-ремесленников. История Индии ХШ-XIV вв. ознаменована постоянной сменой мусульманских династий. Борьба за власть сильно ослабила единство мусульманских правителей, и в XV - начале XVI в. в Индии образовалось несколько самостоятельных исламских государств, враждовавших друг с другом, как, например, Кашмир, Дели, Бенгалия, Мальва, Гуджарат.
Завоеватели пытались приспособить остатки разрушенной архитектуры для собственного искусства и строительства. Так, целые фрагменты зданий, прежде всего колонны, столбы, скульптурные украшения, детали декоративной отделки, были перенесены во вновь построенные мусульманские сооружения.
В XII-XIII вв. в Индии появились основные типы культовых сооружений мусульман - в первую очередь мечети, минареты, медресе, мавзолеи. Крупнейший мусульманский комплекс сохранился в Дели, он относится к началу ХIII в. В комплекс вошли большая мечеть, гробница, медресе, а также мавзолей. Однако самой большой достопримечательностью ансамбля счал гигантский минарет Кутб-Минар (1231 г.), высота которого превышает семьдесят метров.
В основных типах архитектурных сооружений раннеисламского периода прослеживаются исламские традиции, но в деталях культовых
построек ясно видно влияние индийского зодчества. Входные ворота в исламские сооружения напоминают входы в скальные храмы Индии. Как колонны, так и детали архитектурных украшений с обилием растительного и цветочного орнамента заимствованы из буддийских и индуистских построек. Минареты, столь привычные в культовом зодчестве арабских стран, в мечетях на территории Индии час-
Минарет Кутб-Минар. 1231 г.
Дели. Индия.
Мечеть Джами-Масджид,
Первая треть XV в.
Дели. Индия.
то отсутствуют. Ещё одна важная особенность архитектуры раинеисламского периода - её органичная вписанность в окружающую природу. Это качество издревле было присуще индийским архитектурно-скульптурным ансамблям.
Среди городов, в которых сохранились образцы раннеисламской архитектуры, выделяется Ахмадабад. Здесь было возведено множество прекрасных мечетей и медресе: например, мечеть Джами-Масджид (первая треть XV в.), мечеть Рани Сепари (начало XVI в.) - жемчужина раннеисламской архитектуры, мечеть Ахмад-шаха (начало XV в.). В этих сооружениях гармонично соединялись художественные традиции двух разных культур - мусульманской и индийской.
ИМПЕРИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ
Династия Великих Моголов ведёт своё происхождение от Тимура Самаркандского. Укрепил власть этого рода в Индии и создал централизованное государство на всей её территории правитель Акбар (1556- 1605 гг.). Он вошёл в историю не только как талантливый организатор и дальновидный политик, но и как тонкий знаток и покровитель искусства. При дворе правителя находили работу многие индийские архитекторы и художники. Акбар стремился объединить Индию, и это усиливало влияние индийского искусства на мусульманское. Постепенно исчезли сдержанность и простота форм сооружений, архитектура и её убранство стали более сложными.
Образцом этого стиля служит мавзолей Акбара в Сикандре (начало XVII в.), находящийся недалеко от Агры - столицы Великих Моголов. Ансамбль расположен в саду, окружённом оградой с большими воротами. Главное здание имеет три этажа со стрельчатыми арками. Третий этаж представляет собой открытую
Фатхпур-Сикри. XVII в. Индия.
террасу без покрытия, но по углам его находятся четыре небольших купола, каждый из которых поддерживают четыре стройные колонны. Во внутреннем дворе, выложенном мраморной мозаикой, возвышается ещё одна небольшая терраса - на ней стоит саркофаг Акбара, выполненный из белого мрамора.
Недалеко от Сикандры по приказу Акбара был выстроен город Фатхпур-Сикри, который служил правителю резиденцией. В нём находились здания самого различного назначения: дворец, зал для аудиенций, тронный зал, павильоны и, наконец, соборная мечеть с тремя куполами, в огромном дворе которой располагались два мавзолея. Белый и цветной мрамор, как и в гробнице Акбара, использовался при оформлении этой уникальной резиденции.
При Шах-Джахане (1627-1658), одном из преемников Акбара, архитекторы вновь обратились к формам исламской архитектуры, что привело к возникновению своеобразного государственного стиля Моголов, характерным примером которого может служить мечеть Джами-Мазджид в Дели.
Выдающийся памятник архитектуры Индии - мавзолей Тадж-Махал в Агре (середина XVII в.). Он был выстроен Шах-Джаханом в память о любимой жене Мумтаз-Махал. Тадж-Махал расположен в большом парке, к мавзолею ведут дороги и канал.
*Бабур Захиреддин Мухаммед - основатель государства Великих Моголов, потомок Тимура. В 1526- 1527 гг. завоевал большую часть Северной Индии.
Тадж-Махал. Середина XVII в. Агра. Индия.
Сооружение вознесено на платформу, отделяющую его от земли. Многоугольное в плане здание прорезано глубокими нишами и завершено огромным сферическим куполом.
По углам платформы располагаются четыре высокие стройные башни, напоминающие минареты. Фантастический архитектурный образ Тадж-Махала ставит его в один ряд
Кормление слона. Книжная миниатюра. Могольская школа. Около 1620 г. Индия.
Миниатюра. Школа Пахари. Конец XVIII в.
Национальный музей, Дели. Индия.
с лучшими памятниками средневековой Индии.
В эпоху Великих Моголов высшего расцвета достигла индийская миниатюра. Она представлена тремя основными художественными школами: придворной могольской, Раджастхана и Пахари. Стиль миниатюр могольской школы во многом определялся особенностями жизни при дворе Акбара. Здесь собирались художники из разных городов и стран, в том числе и европейских. Создавались иллюстрации к индийскому эпосу «Махабхарата» и «Рамаяна», древнеиндийскому сборнику сказок «Панчатантра». Важное место в придворной живописи занимали портреты исторических личностей. Отдельную группу составляли иллюстрации к биографическим и историческим хроникам того времени: «Бабур-наме», «Акбар-наме», «Шах-Джахан-наме». Стиль большинства придворных миниатюр напоминал персидские образцы. Художник наносил рисунок легко, чётко, стараясь не упустить ни одной, пусть самой мелкой, но «драгоценной» детали. При этом каждый элемент картины, обведённый тонким чётким контуром, имел своё цветовое решение. Это придавало миниатюре особую утончённость.
В двух других школах индийской живописи, в Раджастхане и возникшей несколько позже Пахари, основную роль играли сюжеты из легенд о Кришне. Художники традиционных индийских школ живописи иллюстрировали поэмы «Гитаговинду» и «Бхагаватпурапу» - классические тексты культа Кришны. Целую серию картин представляли иллюстрации к месяцам года, связанные с определённым настроением человека, той или иной музыкой. Подобные миниатюры вновь говорили о нерасторжимой связи всего живого, о единстве природы и человека - о том главном, что всегда утверждало индийское искусство.
Период исламского искусства Индии с его уникальными образцами художественного творчества, в которых соединились две традиции - мусульманская и индийская, показывает, как могут сосуществовать на одной территории, в рамках одного произведения искусства две разные культуры. Этой эпохой завершилось поступательное развитие индийской культуры: в XVIII в. оно было прервано вторжением западноевропейской цивилизации.
Император Акбар наблюдает за ловлей дикого слона. Миниатюра из книги «Акбар-наме». Могольская школа. 1564 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Англия.
*Кришна-одно из воплощений бога Вишну. Его часто представляют в образе юного пастуха, играющего на флейте.
ИСКУССТВО ШРИ-ЛАНКИ
Индия оказала огромное влияние на развитие своего островного соседа - Шри-Ланки (Цейлона). В V- II вв. до н. э. выходцы из Индии - племена сингалов и тамилов - создали на острове первые государства. Со времени посольства, отправленного на остров индийским царём Ашокой (III в. до н. э.), здесь начал распространяться буддизм, который и по сей день остаётся основной религией Шри-Ланки. Традиционно искусство Шри-Ланки делят на несколько периодов в соответствии с названиями столиц острова: 1) период Анурадхапуры (III в. до н. э. - X в. н. э.); 2) период Полоннарувы (XI-XIV вв.); 3) период Канди (XIV-XIX вв.).
Древнейшими памятниками искусства на территории острова являются огромные буддийские ступы - да"гобы. В отличие от индийской ступы дагоба не имеет ограды с воротами, с четырёх сторон к ней пристроены вахалькады - небольшие сооружения кубической формы. В них расположены своеобразные «ложные двери» - проходы, символизирующие врата во Вселенную. Каждая вахалькада украшена стелой с рельефами. Расположение вахалькад связано и с жизнью Будды: восточная символизирует его рождение, южная - просветление, западная - распространение буддизма, северная - нирвану. Как и в Индии, растительные орнаменты и изображения священных животных были непременным скульптурным дополнением ступы-дагобы. В III в. до н. э. возводились гигантские сферические или колоколообразные дагобы из кирпича, как, например, Тхупарама, Махатхупа, Абхаягири.
Кроме дагоб на острове возник и другой тип ступы - сравнительно небольшой, установленной на платформе, к которой с четырёх
сторон ведут лестницы. Характерная деталь оформления подобных ступ - так называемый Лунный Камень, находящийся перед лестницей. Лунный Камень представляет собой полукруг, украшенный полосами рельефов, которые располагаются вокруг листа лотоса. Такая ступа, получившая название четия-гхара, была объектом поклонения как напоминание о нирване Будды. В ней паломники и монахи находили также защиту от непогоды. Примером подобной постройки может служить четия-гхара в Медиригири недалеко от Полоннарувы (VII в.).
Бодхи-гхара и асана-гхара представляют собой ещё два типа буддийской архитектуры Шри-Ланки. Бодхи-гхара - сооружение, возведённое вокруг дерева Бо, символа просветления Учителя. В асана-гхаре почитался пустой трон - символ первой проповеди Будды. Эти буддийские символы играли очень важную роль в искусстве Индии, но лишь в Шри-Ланке были воплощены в архитектуре.
В конце периода Анурадхапуры возник новый тип сооружений - так называемый Дом Статуи, который предназначался для скульптурных изображений Будды. Дома Статуи нельзя считать храмами-скорее это места, где верующие не молились, а размышляли о буддийском учении.
В Анурадхапуре и Полоннаруве сохранились остатки светских построек - в основном дворцов правителей острова.
Скульптура Шри-Ланки, так же как и архитектура, развивалась под воздействием буддизма. Сидящий, стоящий и лежащий Будда - основные мотивы скульптуры Шри-Ланки. Среди подобных изображений-статуя лежащего Будды из Полоннарувы (XII в.), находящаяся перед входом в вихару (общежитие буддийских монахов). Это изваяние огромных размеров (более пятнадцати метров в длину), рядом с которым находится статуя стоящего ученика Будды - Ананды.
Влияние индийского искусства прослеживается в самом грандиозном ансамбле острова. Это царская резиденция Сигирия (или Сихагири, что значит Львиная Скала). Один из царей Шри-Ланки превратил скалу в величественное сооружение - огромный сидящий лев упирался мощными передними лапами в равнину. Образ льва использовали в комплексе не случайно. Лев в искусстве Индии и Юго-Восточной Азии символизировал царскую власть, а в буддизме - самого Будду. В Сигирии сохранился торжественный вход, ведущий к скальным террасам дворца, на которых когда-то были разбиты небольшие сады. Теперь там находятся остатки царского дворца.
Сигирия широко известна своей живописью. Поверхность скалы украшена великолепными росписями - фигурами небесных танцовщиц. Позы танцовщиц легки и свободны, движения рук, наклоны тела и головы грациозны и естественны. Яркий растительный орнамент придаёт изображениям ещё большую воздушность и нарядность. Комплекс Сигирия, как и многие образцы архитектуры и скульптуры Шри-Ланки, представляет собой уникальный, своеобразный и самобытный ансамбль, оказавший влияние на искусство Юго-Восточной Азии.
Статуи Будды и Ананды. XII в. Полоннарува. Шри-Ланка.
Росписи Сигирии. VI в. Шри-Ланка.
История скульптуры и живописи в Индии является в некотором смысле историей великих религиозных систем: индуизма, буддизма, джайнизма. С древнейших времен конечной целью художника и скульптора было раскрытие верующим истин их вероисповедания. В этой дидактической функции индийского искусства можно увидеть близкую параллель традиционному искусству средневековой Европы. В индии никогда не было ничего аналогичного современному суждению о произведении искусства, основанному на его эстетической привлекательности. Индийское произведение искусства оценивалось как хорошее лишь в той мере, в какой оно адекватно выполняло функцию материального символа божества, и только если его исполнение соответствовало традициям ремесленного мастерства и каноническим предписаниям.
Цивилизация долины Инда (33002000 до н.э.).Этот период, называемый также индо-шумерским, связывают с первой великой цивилизацией, которая процветала в Индии в 3 тыс. до н.э. Ее главные центры Мохенджо-Даро в низовьях Инда и Хараппа в Пенджабе (ныне оба городища находятся на территории Пакистана). Среди произведений скульптуры, найденных при раскопках этих центров, могут быть выделены те, в которых обнаруживается близкое сходство с искусством Месопотамии, и те, которые являются по своему замыслу полностью индийскими. Например, на фаянсовых печатях, найденных в огромном количестве, заметны многие элементы месопотамской иконографии, в то время как на резных амулетах фигурки зверей, таких, как зебу или слон, являются совершенно индийскими по способу передачи самых главных черт облика этих животных обобщенными изображениями данного биологического вида.
Период Маурьев (320185 до н.э.).От цивилизации долины Инда в 2000 до н.э. и до основания династии Маурьев в 320 до н.э. не сохранилось никаких произведений скульптуры и живописи, за исключением нескольких небольших предметов из терракоты и металла. Большая часть памятников периода Маурьев относится к буддийскому искусству; при царе Ашоке буддизм впервые получил реальное политическое признание. как и в период цивилизации долины Инда, скульптура этого времени может быть разделена на произведения, зависимые от иноземных образцов и исконно индийские. Среди первых столбы или колонны из песчаника (многие высотой более 15 м), которые Ашока устанавливал в различных местах, связанных с земной жизнью Будды. Из этих мемориальных столбов лучше всего сохранился один фрагмент капитель колонны, которая прежде стояла в Сарнатхе, близ Варанаси, т.н. Львиная капитель (ок. 243 до н.э.). Ее форма и четкий геральдический характер резьбы имеют мало общего с индийским искусством и воспринимаются как прямое продолжение стиля скульптуры иранской империи Ахеменидов.
От официального искусства совершенно отличаются образцы монументальной скульптуры чисто индийского стиля, например колоссальная статуя якшини (духа природы) из Пархама. Такие черты, как колоссальный масштаб фигуры и передача телесного начала через упругое, как бы пневматическое натяжение поверхности, исключительно индийские.
Период санг («литературных обществ») и ранний период государства Андхра (ок. 18525 до н.э.). К числу основных памятников раннебуддийской скульптуры относится декоративное обрамление ворот и ограды буддийских реликвариев ступ в Бхархуте и Санчи. В Бхархуте (2 в. до н.э.) это обрамление включает изображения духов природы, вошедших в древнеиндийский пантеон примерно так же, как языческие божества были ассимилированы христианским искусством. В резных медальонах на перекладинах и столбах каменной ограды преобладают сюжеты легенд о предыдущих воплощениях Будды. Как сама конструкция этой священной ограды, так и техника резьбы украшающих ее рельефов ясно указывают на повторение в камне более ранних прототипов в дереве или слоновой кости. Монументальное ограждение ступы в Санчи (1 в. до н.э.) совершенно гладкое, однако поверхность столбов и перекладин торана (ворот) сплошь покрыта рельефами с изображениями сцен из жизни Будды и его предыдущих воплощений. В фигурах якшинь, древесных богинь, украшающих навершия ворот, скульптор выразил энергию чувственности на языке почти абстрактной резьбы по камню, передающей округлые формы тела.
В более раннем буддийском искусстве присутствие Будды обозначалось только символами, поскольку считалось, что он, переступивший за грань материального бытия и достигший нирваны, не может быть представлен в человеческом облике. Повествовательные композиции в Санчи выполнены углубленной резьбой, создающей изумительный узор из сочетаний света и тени; эти композиции образуют длинные ряды, представляющие собой довольно архаический метод непрерывного повествования.
Кушанский период: Гандхара и Матхура (50450).Название периода кушанский происходит от названия народа скифского происхождения, который сверг последнего из преемников Александра Македонского в Афганистане и парфянских сатрапов, правивших в северо-западной Индии и Пенджабе. В северной провинции Кушанского царства, Гандхаре, которая до того входила в состав Греко-Бактрийского царства (250140 до н.э.), в первые века н.э. развивалось так называемое греко-буддийское искусство, представлявшее собой соединение эллинистических форм, типов и техник, заимствованных из восточной части Римской империи, и индийской буддийской иконографии. Появление в Гандхаре статуй из серого сланца, впервые изобразивших Будду в человеческом облике, вероятно, следует объяснять влиянием антропоморфной традиции греко-римского мира. Способ изображения отдельных эпизодов из жизни героя, объединенных в циклы повествовательных композиций, техника глубокого рельефа и обилие деталей декора свидетельствуют о близости гандхарской скульптуры к провинциальным школам искусства Римской империи. Особое значение искусства Гандхары состоит в «изобретении» образа Будды и создании устойчивой иконографии сюжетов из его жизни.
В южной столице Кушанского царства, Матхуре, благодаря близости к древним исконным центрам искусства в стиле скульптуры преобладали подлинно индийские черты. Первые собственно индийские статуи Будды появились во 2 в. н.э.; они высекались из красного песчаника, характерного для этого региона. Колоссальный масштаб статуй, округлые и наполненные энергией формы, мощное ощущение фактуры человеческого тела и скульптурной массы все эти черты утверждают заново стилистические и иконографические традиции, восходящие к периоду Маурьев. К исконной индийской традиции в такой же мере относятся вызывающе чувственные фигуры якшинь, украшавшие ограждение ступы в Матхуре.
Поздний период государства Андхра (ок. 150300). В южной Индии в последние века существования государства Андхра в районе реки Кистны наблюдался расцвет буддийской культуры. Плохо сохранившиеся рельефы из известняка, некогда украшавшие ступу в Амаравати, представляют собой стиль, который по обилию деталей и живости повествовательной трактовки изображений является лишь более утонченным развитием техники резных рельефов из Санчи эпохи раннего государства Андхра. Фигуры исполнены утонченной элегантности и томности, наделены чувственным обаянием, выражающим почти законченный индийский идеал красоты человеческого тела.
Период государства Гуптов (320600). Именно период Гуптов, время окончательного политического объединения Индии, был также временем унификации стиля и иконографии в искусстве. Бывшая кушанская столица в Матхуре оставалась центром буддийской скульптуры. В образах 45 вв. сочетаются массивные пропорции и телесность ранних кушанских статуй и ставшие традиционными эллинистические драпировки гандхарской школы, теперь уподобленные узору из петель, как бы прилипших к телу. Величайшие шедевры этого периода статуи Будды, высеченные в Сарнатхе (5 в.). В них драпировки становятся легким, плотно прилегающим покровом, который полностью выявляет очертания тела. Большая степень точности резьбы, почти абстрактная трактовка цилиндрической формы торса и конечностей подчеркивают пластичность формы. В этом законченном совершенстве религиозного образа нет ничего от воспроизведения человеческого тела с натуры; скульптор черпал вдохновение в очень точных системах пропорций, предписанных для создания священных изображений. Подобным же образом отдельные черты статуи не являются имитацией соответствующих частей человеческого тела, но как бы переносятся на статую из наиболее совершенных и законченных форм животного или растительного мира, которые считались более адекватными для изображения сверхъестественного существа. Согласно этой системе глазам придается форма лепестка лотоса, голова приобретает совершенный овал яйца, конечности сужаются подобно хоботу слона и т.д. Рельефы периода Гуптов в Матхуре и Сарнатхе в целом следуют иконографии, установившейся в греко-буддийском искусстве, но среди них встречаются и чисто индийские образы.
Средние века (6001200). Буддийская скульптура 711 вв. известна преимущественно по культовым образам поздних эзотерических сект, процветавших в Бенгальской долине. Статуи, высеченные из сине-черного песчаника, представляют собой стереотипные и манерные воспроизведения идеала эпохи Гуптов и отличаются обилием тщательно проработанных деталей; однако эти произведения совершенно лишены духовности, преображающей шедевры гуптской скульптуры.
Крупнейшие центры индуистского искусства в Cредние века находились в центральной и южной Индии. При династии Паллавов, которая пришла к власти в 6 в., был выполнен гигантский рельеф Нисхождение реки Ганг на землю в Махабалипураме (7 в.), со множеством фигур в натуральную величину, целиком покрывающий огромный валун на морском берегу. Эта композиция, не ограниченная каким-либо обрамлением, вызывает ассоциации со скульптурой барокко; кажется, что все формы возникают из каменной массы, подобно тому, как все чувствующие существа, по убеждению индийцев, появляются из вселенской субстанции Майя. Утонченность и томная грация фигур являются прямым продолжением канонов школы позднего периода Андхра. Этот стиль динамичной барочной скульптуры распространился по всей Индии и вновь появился в рельефах храма Кайласанатха в Эллоре (середина 8 в.) и в одном из последних шедевров индуистской скальной скульптуры горельефном изображении великого Тримурти в пещерном храме на острове Элефанта близ Бомбея. Наиболее значительным достижением индуистской скульптуры на последнем этапе ее развития, в 1317 вв., следует считать медные фигурки из южной Индии. Лучшие из них статуэтки Натараджи, т.е. Шивы «Бога танца», в которых в пластической форме воплощено бесконечное разрушение и воссоздание мира. Это абстрактное представление божественной формы напоминает о том, что для индийца изображение божества было только схемой или символом, который помогал верующему достичь внутреннего единения со сверхъестественным первообразом.
ИНДИЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ История живописи в Индии, насколько можно судить по упоминаниям о ней в письменных источниках, восходит по крайней мере к периоду Маурьев. В период Гуптов живописью занимались князья и знать, а также гильдии художников, которые работали для удовлетворения нужд культов буддизма и индуизма. Индийская живопись подчинялась тому же своду предписаний, что и скульптура.
Самые ранние из сохранившихся произведений индийской живописи, относящиеся к 1 или 2 вв. до н.э., росписи знаменитых буддийских храмов Аджанты в Хайдарабаде. Отдельные композиции образуют длинные фризы; как и в рельефах Санчи, здесь используется метод непрерывного повествования. Подобно остальным видам индийского искусства и танцу, в живописи действие изображается скорее при помощи жеста, а не мимики. В пещерах Аджанты также сохранились росписи периода Гуптов, но наиболее знамениты росписи 7 в. в Пещере 1. Как и в раннесредневековой скульптуре, композиция этих росписей не ограничена какими-либо обрамлениями; они полностью покрывают всю стену. В отдельных образах проявляется то же сочетание чувственного и отвлеченного, что и в шедеврах скульптуры раннего периода Гуптов и Cредневековья. О позднесредневековой живописи можно судить главным образом по иллюстрациям джайнских рукописей и довольно манерным произведениям школы миниатюры Гуджарата 15 в. последний расцвет индийской живописи миниатюры Раджпутской школы 16 начала 19 вв., среди которых важное место занимали иллюстрации к произведениям индуистской литературы. Эти композиции вызывают в памяти великолепие древних настенных росписей; подлинная поэтичность повествования и рисунка находит отзвук в эмалевой чистоте красок.
См. также ИНДИЯ.
Найти "ИНДИЙСКОЕ ИСКУССТВО " на
Изобразительное искусство Индии. (KRISHNA.)Рассматривая произведения изобразительного искусства азиатской древности, мы часто встречаем имена великих мастеров, особенно в искусстве Китая и Японии. Однако вряд ли многие из любителей искусства смогут назвать выдающиеся имена индийских скульпторов или художников. Индийское изобразительное искусство анонимно, и это одна из важнейших его отличительных черт. И анонимность эта проявляется не только в отсутствии имён авторов, сотворивших живописное произведение, но, зачастую и частичной анонимности самих изображений. Индийский художник скорее создаст изображение божества, нежели конкретного царя или вельможу. Бытовые сцены повседневности включали в себя обобщённые образы и не могут претендовать на портретное сходство, как, впрочем, любое другое изображение в индийском искусстве.
Индийский мастер никогда не создавал свои произведения с натуры, будь то изображение человека, священного дерева или любого животного. Индийский мастер работал по памяти, подключая к своему творчеству помимо прямого восприятия натуры ещё и собственное видение, а так же следование канонам. Каноны детально разрабатывают правила изображения поз (асанов) и положений кистей рук и пальцев (мудр). Индийские произведения, если это были не изображения богов, всегда являлись субъективным отражением объективной реальности.
В изображениях большое значение имели эмоции (раса). Восемь эмоций считались основными: любовь, возвышенное духовное состояние, радость, удивление, печаль как сострадание, мир и недовольство. Все народные сюжеты изображали радость бытия, которая проявлялась через эмоции – раса, они считались проявлением Брахмана в человеке.
Культура Древней Индии начала складываться уже в 3 тысячелетии до н.э., в период разложения первобытно-общинного строя и становления классового общества.Искусство Древней Индии в своем развитии было связано с другими художественными культурами Древнего мира: от Шумера и до Китая. В изобразительных искусствах и архитектуре Индии (особенно в первые века н.э.) проявились черты связи с искусством Древней Греции, а также с искусством стран Средней Азии; Первые известные нам произведения индийского искусства относятся к периоду неолитаОбщество этого времени находилось на уровне раннеклассовых отношений. Найденные памятники свидетельствуют о развитии ремесленного производства, наличии письменности, а также и о торговых отношениях с другими странами.
Большим разнообразием отличаются найденные в Мохенджо-Даро керамические изделия. Блестящие лощеные сосуды покрывались орнаментом, в котором сочетались животные и растительные мотивы: условно выполненные изображения птиц, рыб, змей, коз и антилоп среди растений. Обычно роспись наносилась черной краской по красному фону. Многоцветная керамика встречалась реже.
Селения индийских племен состояли из круглых в плане деревянных построек с полусферическим перекрытием и планировались, как города Мохенджо-Даро и Хараппа; их улицы пересекались под прямым углом и были ориентированы по четырем странам света.
Произведения изобразительного искусства от конца 2 до середины 1 тысячелетия до н.э. не сохранились. Зато довольно полное представление об искусстве Древней Индии дают памятники начиная с периода династии Маурья (322 - 185 гг. до н.э.). Деревянные постройки правителей отличались большой пышностью. Дворец царя Ашоки, самого могущественного из правителей династии Маурья, находился в столице государства Магадхи Паталипутре и представлял собой деревянное здание в несколько этажей, стоявшее на каменном фундаменте и имевшее 80 колонн из песчаника. Дворец был богато украшен скульптурой и резьбой.. В трех этажах один над другим размещались огромные залы, щедро декорированные живописью, драгоценными камнями, золотыми и серебряными изображениями растений и животных и т. п. По фасаду тянулся длинный ряд килевидных арок, чередовавшихся с балконами на столбах. От дворца к Гангу террасами спускались сады с фонтанами и бассейнами.
Появление буддизма повлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших пропаганде его идейОдним из главных видов буддийских культовых памятников были ступы . Древние ступы представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферические сооружения, лишенные внутреннего пространства, по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам.
Вторым видом монументальных культовых сооружений были стамбха - монолитные каменные столбы, обычно завершенные капителью, увенчанной скульптурой. На столбе высекались эдикты и буддийские религиозные и моральные предписания. Вершина столба украшалась лотосовидной капителью, несущей скульптуры символических священных животных. Такие столбы более ранних периодов известны по древним изображениям на печатях. Столбы, возведенные при Ашоке, украшены буддийскими символами и по своему назначению должны выполнять задачу прославления государства и пропаганды идей буддизма
В период правления Ашоки начинается строительство буддийских пещерных храмов. Буддийские храмы и монастыри высекались прямо в массивах скал и представляли подчас крупные храмовые комплексы. Суровые, величественные помещения храмов, разделенные обычно двумя рядами колонн на три нефа, украшались круглой скульптурой, резьбой по камню и живописью. Внутри храма помещалась ступа, расположенная в глубине чайтьи, против входа.
Буддийские сюжеты гандхарских скульптур и скульптурных рельефов, украшавших стены монастырей и храмов, отличаются большим разнообразием и в индийском искусстве занимают особое место. В Гандхаре сложились иконографические черты, композиционные приемы и образы, получившие в дальнейшем широкое распространение в странах Дальнего Востока и Средней Азии.
Новым явилось изображение Будды в образе человека,(3-1 вв. до н. э.) что не встречалось раньше в искусстве Индии.
Среди памятников Кушанского периода особое место принадлежит портретным статуям, в частности скульптурам правителей. Статуи правителей часто помещались вне архитектурных сооружений, как отдельно стоящие памятники. В этих статуях воссозданы характерные черты их облика и точно воспроизведены все детали одежды. Герои древнеиндийского эпоса, так же как и прежде, занимают значительное место. Но, как правило, они наделяются иными чертами. Их образы более возвышенны; их фигуры отличаются гармонией и ясностью пропорций.
В архитектуре Индии, относящейся ко времени 1 - 3 вв. н.э., происходят изменения в сторону большей декоративности форм. Строительным материалом становится кирпич. Ступа приобретает более вытянутую форму, утрачивая свою прежнюю монументальность.
На севере Индии появляется также особый вид кирпичного башнеобразного храма. Примером такого рода построек может служить храм Махабодхи в Бодхгайе или храм «Великого просветления» (построенный около 5 в. и в дальнейшем сильно перестроенный), посвященный Будде и представляющий собой своеобразную переработку формы
Стремление к обильной роскоши и утонченности, появляется в изобразительном искусстве. Официальные религиозные требования и строгие каноны уже наложили на него печать отвлеченной идеализации и условности, особенно в скульптурных изображениях Будды. Такова, например, статуя из музея в Сарнатхе (5 в. н.э.), отличающаяся виртуозностью в обработке камня и застылой идеальной красотой. Будда изображен сидящим с поднятой кверху кистью руки в ритуальном жесте наставления - «мудра». На его лице с опущенными вниз тяжелыми веками тонкая бесстрастная улыбка. Большой ажурный нимб, поддерживаемый с двух сторон духами, обрамляет его голову. На пьедестале изображены последователи Будды, расположенные по сторонам символического колеса закона. Образ Будды - утонченный и холодный, в нем нет той живой теплоты, которая в целом характерна для искусства Древней Индии. Сарнатхский Будда сильно отличается от гандхарских изображений большей отвлеченностью и бесстрастностью.
Условность изображения проявляется в том, что фигура Будды - «Великого учителя» - показана огромной сравнительно с фигурами его жены и сына, которые изображены перед ним маленькими, простыми людьми, смотрящими на него снизу вверх. Этой росписи свойственны простота, гармоничность и спокойная ясность. Фигуры жены и сына исполнены непосредственного человеческого переживания и душевной теплоты. В этом храме имеются и другие изображения жанрового характера. Это ряд бытовых и мифологических сцен. Восемь росписей, расположенных около центральной двери, показывают людей в обстановке их домашней жизни. Одна из этих росписей изображает молодых юношу и девушку, сидящих на полу. Юноша подносит девушке цветок. Обнаженные тела обоих необычайно пластичны и объемны. Художник убедительно показал и физическую красоту упругого, полного силы и мягкой гармонии человеческого тела и нежные и живые выражения лиц.
Характерными чертами для всего древнего периода индийского искусства является сила и устойчивость народных традиций, всегда пробивающихся сквозь многочисленные религиозные наслоения как в выборе сюжетов, так и в содержании многих художественных образов. В архитектуре долгое время прочно сохраняются основные элементы деревянного народного зодчества, идущие от древнейших времен. В скульптуре и живописи на основе народной фантАзии создаются полные обаяния, гармонии и красоты очеловеченные образы богов и героев, ставшие традиционными.
В древнем искусстве Индии уже можно проследить разделение искусства на более официальное направление, подчиненное каноническим правилам, приобретающее со временем черты сухости и застылости, и реалистическое, жанровое по своим устремлениям, отличающееся человечностью и жизненным полнокровием. Это второе направление получило свое наиболее яркое выражение в росписях Аджанты.