Группы людей, которым разрешается давать садака. Как и кому лучше давать милостыню и почему важно ее давать Когда нужно давать садака

Милостыня (садака) является одним из важнейших методов поклонения Всевышнему, который способен принести большую пользу как в мире земном (посредством милостыни совершается поддержка нуждающихся), так и в мире вечном (за дачу садака человеку полагается большая награда от своего Создателя).

Милостыня в исламе представляет собой добровольный акт помощи всем нуждающимся в ней. Как правило, говоря о садака, подразумевается материальная поддержка незащищённых слоев населения, хотя данное понятие гораздо шире.

Виды садака

1. Материальная милостыня

Первым видом садака является материальная поддержка нуждающихся путём выплаты им денежных средств, а также покупки иных жизненно необходимых вещей: продуктов питания, лекарств и так далее. В Священном Коране Всевышний призывает нас:

«И расходуйте, о верующие, из имущества, которым Мы вас наделили…» (63:10)

2. Оказание помощи

Оказание любой помощи тем, кому она в данный момент необходима, тоже является милостыней, равноценной денежной поддержке. Пророк (с.г.в.) говорил: «Твоя улыбка брату-мусульманину для тебя садака, и твой призыв к добру и запрет совершать зло для тебя садака, и указать дорогу тому, кто заблудился для тебя садака, помощь тому, кто плохо видит, для тебя садака, убрать с дороги камень, колючку или кость для тебя садака, перелить воду из своего ведра в ведро мусульманина для тебя садака» (ат-Тирмизи). Исходя из этого хадиса можно сделать вывод о том, что любое благое деяние, которое так или иначе способствует оказанию помощи нуждающимся, является милостыней.

Часто пожертвования подразделяют по длительности их полезного действия:

Разовые - награда за них будет, пока человек не умрёт;

Милостыня, награда за которую не прекращается даже после смерти жертвователя;

Непрерываемая милостыня, которую называют «садака джария».

От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) наставлял свою умму: «Когда человек умирает, то его деяния останавливаются, за исключением трёх -действующей милостыни («садака аль-джария»), используемого знания и когда праведный ребёнок молится за него» (приводится Муслимом).

В другом хадисе отмечается: «Благие дела, которые дойдут до верующего после его кончины, это: знания, которые он приобрёл и распространил; праведный сын; копия Корана, которую он оставил в наследство; мечеть, которую он построил; дом, который построил для путников; источник воды, который он раскопал; милостыня которую он давал в течение жизни, будучи здоровым. Эти дела дойдут до него после смерти».

То есть верующий, посадивший яблоню (или иное дерево), плоды которого употребляют в пищу другие люди, животные и птицы, даже если другой человек сядет отдохнуть под тенью этого дерева, также будет получать савап (т.е. вознаграждение) до той поры, пока дерево не высохнет или не будет срублено.

Правила раздачи садака

1) Милостыню следует раздавать скрыто

При даче садака верующим желательно делать это так, чтобы привлечь как можно меньшее внимание людей, так как скрытое благое деяние для верующего лучше, чем открытое. В Своём Откровении по этому поводу Всевышний говорит:

«Если вы раздаёте милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаёте её нищим, то это ещё лучше для вас» (2:271)

В случае, когда верующий жертвует садака напоказ с намерением, чтобы казаться щедрым в глазах окружающих, то такое деяние считается показухой и сильно порицается в Шариате.

Особым достоинством в исламе обладает прощение долга или покрытие финансовой задолженности другого человека. Последнее так же следует делать скрытно, чтобы сам должник никогда не узнал имя своего благодетеля.

2) Активно раздавать в Рамазан

Особое усердие в деле раздачи садака следует проявлять в лучший месяц в году - Священный месяц Рамазан, так как благие дела именно в этот месяц, по воле Господа, могут быть многократно приумножены. Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Лучшая садака - это милостыня в Рамазан» (ат-Тирмизи).

Можно выделить три разновидности милостыни, приуроченных Благословенному месяцу Аллаха: это фидия (садака, выплачиваемая теми, кто не в состоянии соблюдать уразу ввиду неизлечимой болезни и иных аналогичных причин, при которых возмещение поста в последующем невозможно - её размер определяется в сумме, достаточной чтобы накормить одного постящегося за каждый день несоблюдения обязательного поста), (один из столпов ислама, обычно совершаемый в месяц Рамазан) и фитр-садака (специальное пожертвование в пользу неимущих накануне Ураза-байрама с целью предоставить им возможность вкусить радость праздника). Размеры этих видов садака для верующих утверждаются местными религиозными организациями (муфтиятами) до начала Священного месяца.

3) Жертвовать из заработанного дозволенным трудом

Необходимо помнить, что делать садака следует из имущества, которое было заработано с исламской точки зрения путём. В хадисах сказано: «Кто даёт в милостыню на вес одного финика из честно заработанного, а Всевышний не принимает ничего, кроме чистого, воистину, Создатель принимает его Своей правой рукой, затем взращивает его до того, пока он не станет с размером в гору» (приводится в сборниках аль-Бухари и Муслима).

Пророк ислама (с.г.в.) пояснял: «Тот, кто накопил запретное имущество и раздал его в качестве милостыни (садака), не получит за это никакой награды и ещё понесёт за это бремя греха».

Упоминания об этом встречаются и в более распространённых хадисах: «О люди! Поистине, Аллах - Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого (дозволенного)!» (хадис передал Муслим). «Кто бы не сделал садака благоприобретённого достояния, а Аллах не принимает ничего, кроме благого!» (Бухари, Муслим).

Следует помнить, что всё купленное на харамные средства является харамом. Даже такое пропитание признаётся харамным, и у такого человека, как минимум, 40 дней не будут приниматься дуа, не будет награды за совершённые намазы. Поэтому милостыня тоже не будет принята Всевышним. Если человек будет раздавать милостыню от заработанных нечестным трудом денег, то, по мнению исламских богословов, он не получит награду за это, однако таким образом он может очистить своё имущество и не обрекать себя на новые грехи.

Также мусульманские учёные считают, что деньги, которые человек нашёл случайно (будь то крупная сумма или мелочь), ему не дозволены. Если он отдаст эти деньги в качестве садаки, то награды не будет, но и греха тоже, зато вознаграждение получит тот, кто потерял эту сумму.

4) Не скупиться на милостыне

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) как-то сказал: «Мне бы не понравилось, будь я владельцем золота (размером) с (гору), если бы на 3-й год у меня всё ещё что-нибудь от него оставалось. Разве только динар, который я припас бы для покрытия своего долга» (аль-Бухари и Муслим).

5) Нежелательно заниматься попрошайничеством

Мусульманам, которые оказались в бедственном положении, нежелательно просить для себя подаяния. На это имеется указание в хадисах: «Просьба о подаянии подобна царапине, которая обезображивает лицо человека всегда, кроме тех случаев, когда человек просит своего правителя или оказывается в ситуации, когда он вынужден попросить о помощи» (ат-Тирмизи); «Просить милостыню допустимо только в трёх случаях: тем, кому нечего пить, есть и одеть; тем, кто не может выбраться из долгов; тем, у кого есть кровный долг или больной человек, который не может излечиться и мучается» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад).

Милостыня в исламе должна идти только на разрешённые Аллахом вещи. Если для того, чтобы накормить голодного, были приобретены нехаляльные продукты (например, с содержанием свинины), потрачены на обучение ребёнка наукам, противоречащим исламу (астрология, магия), то это не зачтётся дающему милостыню в качестве награды.

Также садака, данная не ради довольства Всевышнего, приближения к Нему и очищения от прегрешений, а для славы, получения одобрения общественности, создания благоприятного имиджа, не даст жертвователю ничего, кроме того, что он хотел. Свидетельством этому служит известный хадис о намерениях:

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Всевышнему и Посланнику Его переселится к Всевышнему и Посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (приводится в сборниках Бухари и Муслима).

Достоинства милостыни

  • Раздача садака приносит награду верующему. В Священном Коране Господь говорит нам:

«Те, кто жертвует из своего имущества ночью и днём, открыто и тайно, найдут свою награду у Господа» (2:274)

  • Раздававшие милостыню окажутся под тенью своего Создателя. Среди изречений Пророка (с.г.в.) имеется следующее: «Семерых Всевышний укроет в Своей тени в день, когда будет одна единственная тень - Его тень: …мужчина, поднесший милостыню тайком так, что его правая рука даже не знает, что израсходовала его левая рука…» (хадис от аль-Бухари и Муслима).
  • Садака - средство защиты от Адского пламени. Мухаммад (с.г.в.) обратился к своей умме со словами: «Защитите себя от огня Ада пожертвованием хотя бы половинки финика» (аль-Бухари).
  • Милостыня стирает грехи. Известный хадис гласит: «Милостыня стирает так же, как вода гасит огонь» (ат-Тирмизи).
  • Аллах возвращает человеку его благое деяние в увеличенном объеме. В Откровении Аллаха повествуется:

«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Всевышнему прекрасный заём, он будет увеличен» (57:18)

  • За раздающего милостыню ангелы совершают дуа. В качестве доказательства можно привести хадис: «Каждое утро, когда просыпаются рабы Господа, спускаются два ангела, и говорит один из них: «О, Аллах! Дай раздающему милостыню возмещение». И говорит другой: «О, Аллах! Дай воздерживающемуся от милостыни потерю» (аль-Бухари и Муслим).
  • Приводит к благочестию. Здесь достаточно вспомнить коранический аят:

«Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать…» (3:92)

  • Раздача садака - это подражание Пророку (с.г.в.). Передаётся со слов Ибн Аббаса: «Посланник нашего Создателя (с.г.в.) был щедрейшим из людей» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).
  • Милостыня - одно из любимых дел Всевышнего. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Самыми любимыми делами Аллаха являются: радость, которую ты приносишь мусульманину, или когда избавляешь его от печали, или избавляешь его от голода, или уплатишь за него долг» (Табарани).

Дуа за садака

Когда человеку дают пожертвование, то желательным действием является сделать дуа (мольбу) за подающего. В этом случае, по воле Всевышнего, будут учтены немерения того, кто раздает милостыню. Не обязательно это делать на арабском, важнее искреннее пожелание на родном языке. В иных случаях можно сказать:

«БЭРАКАЛЛАХУ ЛЭКЯ ФИИ ЭХЛИКЯ УЭ МЭЭЛИКИ"»

Перевод: «Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние»

Когда садака не принимается

Хотя милостыня является поощряемым действием в исламе, не каждая садака, как было отмечено выше, может быть принята. Первая причина - это неправильное намерение человека. Желает ли подающий довольства своего Создателя или хочет расположить к себе того или иного человека, либо просто похвастаться. В хадисе от Бухари и Муслима передаётся, что «дела оцениваются по намерениям». Соответственно, награда за милостыню будет зависеть от нията человека. Вторая причина, из-за которой пожертвование может быть не принято - харамный заработок. За раздачу милостыни из запрещенного имущества человеку не будет ни награды, ни греха. Это лишь способствует очищению от запретного. В-третьих, человек, раздающий садака, должен и в делах быть праведным. То есть он не должен относиться пренебрежительно и высокомерно по отношению к тем нуждающимся, кому раздаёт часть своего имущества, не должен ни делом, ни словом оскорблять людей, которые принимают от него помощь. Всё это стирает всю награду за благодеяние. А Аллаху известно лучше.

Есть два вида милостыни:

1. Обязательная – являющаяся столпом Ислама (закят) .

2. Желательная милостыня (садака) .

Мы в нашем материале затронем вторую, которая совершается по своему желанию и является сунной Пророка (мир ему и благословение). Милостыня – объединяет людей и разжигает любовь и милость в сердце каждого человека. Если бы люди оказывали милостыню всем нуждающимся, на земле вряд ли остались бы бедные.

Есть выражение – сытый голодного не разумеет . К сожалению, оно соответствует действительности. Но мы должны понять одно: уходя из этого мира, мы не заберём ничего, кроме своих деяний.

Милостыня – это удивительная вещь, которая сближает сердца, объединяет людей и укрепляет дружбу. Великий сподвижник Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) сообщает: «Намаз – опора религии, джихад – вершина деяний, а садака– это что-то удивительное! а садака– это что-то удивительное! Когда его спросили о посте, он ответил: «Пост–это щит от огня ада ». Далее Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) спросили: «А какая милостыня самая лучшая? » Он ответил: «Большая и лучшая », а затем зачитал аят из Корана (смысл): «Вы не достигните блага(полного воздаяния), пока не пожертвуете тем, что любите сами » (Али Имран, аят 92). Его опять спросили: «А у кого нет имущества (в большом количестве)? Отдай то, что осталось лишним от необходимого (тебе и твоей семье) количества ». Опять спросили: «А если нет излишков в имуществе? » Он (да будет доволен им Аллах) ответил: «Поделись излишком пищи своей ». Еще раз задали вопрос: «А если и этого нет? » На это великий сподвижник ответил: «Пусть поможет своей силой (т.е. что- то сделает) » Задали ещё один вопрос: «А если и этого не может сделать? » Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Пусть убережёт себя от огня ада хотя бы половиной сухого финика ». Его спросили: «А если и этого он не может? » Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Пусть тогда не вредит людям » (Абу Ллайс Ас-Самарканди в книге «Танбих»).

От Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Поистине Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: ”Когда восходит солнце, ниспосылаются два ангела. Слыша призывы: «О люди! Спешите к Господу вашему, ведь меньшее, но баракатное (благое) – лучше, чем большее – но не содержащее бараката », ангелы просят: «О Аллах, ускорь увеличение имущества отдающему милостыню, и ускорь порчу имущества – скупому » (Байхаки).

Передаётся от Аиши (да будет доволен ею Аллах), от Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Щедрость – это дерево, корень которого в Раю, а ветви свисают в этом мире. Ухватившегося за них, они (корни) приведут в Рай. Жадность – это дерево, корень которого – в аду, а ветви свисают в этом мире, ухватившегося за них, они (корни) приведут в а Ад » (Байхаки).

Щедрый человек радует и притягивает сердца людей. И как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Скупой – далёк от Аллаха и далёк от Рая, от людей, и близок к Огню. Щедрый – близок к Аллаху и Раю, близок к людям и долёк от Огня » (Тирмизи). Человека, который помог в трудную минуту, никогда не забывают и молятся за него.

Так же милостыня лечит нас и наших близких. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Уберегайте ваше имущество закятом, лечите ваших больных милостыней и отворачивайте беды мольбой » (Абу Давуд, Табарани от Ибн Масуда). То есть, если кто-то болеет, то пусть ради Аллаха раздаёт милостыню.

Заххак, со слов Наззаля Ибн Субрата, сказал: «На вратах Рая написаны три строчки :

«Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – его посланник ».

«Община – грешна, а Господь –Прощающий ».

«Мы нашли наши деяния – и получили выгоду из совершенного, и остались в убытке – от упущенного ».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того кто дает милостыню и днем и ночью, Аллах сохранит от укуса змеи, от катастрофы и от внезапной смерти ».

Также говорят: «От того, кто отвергает пять вещей, Аллах отвергает столько же :

1. От отвергшего закят Аллах отвергает сохранность его имущества .

2. От отвергшего милостыню Аллах отвергает здоровье .

3. Землю, с которой не отдавалась десятая часть урожая (закят,) Аллах лишает благодати .

4. Отвергавшему мольбу Аллах не отвечает .

5. Пренебрегающему намазом Аллах отвергает слова свидетельства перед смертью .

Нередко люди, имеющие большие деньги, тратят их необдуманно, бывает что и на запретное. Однако могут отказать действительно нуждающемуся в помощи, а если и дадут, ещё и упрекают тем что помогли.

Они забывают, что человек, который, отдал милостыню ради Аллаха, всё равно, что отдал в долг, который вернётся ему в самое нужное для него время – в День суда. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине ангел взывает из врат небес: ”Давшему в долг сегодня – его (долг) вернут завтра! ” (ибн Хаббан). Каждый, давая милостыню, должен думать, что просто откладывает в свою копилку на День суда.

У некоторых богатых людей сложилось ошибочное мнение, что нуждающиеся – это изгои и недостойные люди, так как Аллах им не дал, а значит – унизил. Знали бы такие люди, как они ошибаются, потому что:

1. Всё принадлежит Аллаху. В Коране Он сказал: «Всё, что на небесах и земле, – принадлежит Аллаху » (Аль-Бакара). Значит, всё, что имеют богачи, – данное Аллахом.

2. Также в Коране Аллах сказал: «Аллах наделяет уделом кого пожелает, без учёта». Дающий– только Аллах, и никто не может преувеличить что-либо без ведома Аллаха.

3. Где гарантия, что сам не обеднеет? Если же обеднеет, вряд ли будет считать себя униженным.

Каждый должен понимать, что уйдёт из этого мира. Покидая этот бренный мир, человек, кроме своих дел, ничего отсюда не забирает. И зависимости от них, ему уготовят могилу его.

Да поможет нам Аллах, и не окажемся мы из числа скупых людей. Аминь!

Идет Священный месяц Рамазан. Очень важно в этот период делать больше добрых дел, помогать людям, давать нуждающимся милостыню (садака). Традиционно мы привыкли садакой считать деньги или что-либо материальное, однако истинная садака – это польза, милосердие по отношение к другому.

Что такое милостыня (садака)?

Садака – это - милостыня, которая отдается нуждающимся людям с намерением заслужить довольство Аллаха. В более широком смысле - любое благодеяние, совершенное искренне, ради Аллаха.

Милостыня может быть обязательной и богоугодной. Обязательной милостыней являются все виды закята. Выплата необязательной, но богоугодной милостыни в Исламе поощряется. Подаяние чего-то из своих средств является важной составляющей исламской религии. Ее смысл состоит в установлении братских и искренних отношений между мусульманами, частичном решении проблемы социального неравенства между богатыми и бедными.

В хадисе сказано: «Нет такого человека, который не должен был давать садака каждый день, когда будет вставать солнце». Правоверные сподвижники спросили: «О, посланник Аллаха, откуда же нам взять садаку, которую мы могли бы подавать другим?». «Поистине, врата блага многочисленны! – сказал Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – Садакой является и произнесение слов: «Слава Аллаху!» - «Субхаан-Аллаh!», «Аллах Велик» - «Аллаhу Акбар».

Следовательно, наше отношение, наша благодарность, наше поведение, доброе слово, добрый поступок, улыбка также являются садакой. Виды садака, которые выделял сам Пророк Мухаммад Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал однажды: «Кто поможет нуждающемуся собрату, тому Всевышний Аллах поможет ему в момент нужды. Кто решит своему собрату проблему, Всевышний Аллах решит одну из его проблем в Судный день». Таким образом, эти слова стали неким девизом для каждого верующего человека, которые не на словах, а своими благими делами стремились доказать свою любовь к Всевышнему Аллаху.

Пророк: «Садака может быть разной: Произношение зикра «Аллаху Акбар», «СубханАллах», «Ля илаха илля Аллах», «Астагафируллах». Призыв к благому и порицание дурного. Очистка путей и дорог от всего того, что может помешать движению других людей. Сопровождение слепого. Помощь глухонемым в общении. Помощь и поддержка всем кто в ней нуждается. Помощь обессилевшему. Помощь тем, кто испытывает затруднение в общении. Это все является садака».

Почему важно давать милостыню

Благотворительность и подача милостыни нуждающемуся открывают много благодати для того, кто это совершает. Доброе, милосердное отношение к другому человеку становится причиной прощения грехов.

В Священном Коране сказано: «Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены».

Пророк говорил:

- «Каждый человек будет находиться в тени своей милостыни до тех пор, пока не будет произведён над людьми суд». Это означает, что милостыня вам поможет в Судный день и день вашего расчета за свои дела перед своим Создателем.

- «Совершение добрых дел защищает от всего дурного. Милостыня, данная в тайне, тушит гнев Господа. Поддержание родственных связей является причиной увеличения срока жизни».

- «Каждое утро, когда просыпаются рабы (Аллаха), спускаются два ангела и говорит один из них: «О, Аллах! Дай раздающему милостыню возмещение». И говорит другой: «О, Аллах! Дай воздерживающемуся от милостыни потерю».

- «Наиболее любимыми делами в отношении Могучего и Великого Аллаха являются: радость, которую ты приносишь мусульманину, или когда избавляешь его от печали, или избавляешь его от голода, или уплатишь за него долг».

То есть благодаря милостыни мы обретаем любовь нашего Господа. Аллах милостив к тому, кто милостив к людям.

Польза от милостыни

Садака очищает имущество. В одном из хадисов говорится: «Очищайте грязь греха со своего имущества посредством садака».

Садака очищает человека от грехов. Хадис: «Как вода гасит огонь, так и садака уничтожает грехи».

Садака избавляет от высокомерия и бахвальства.

Садака оберегает от болезней и бедствий. Хадис: «Лечите ваших больных, посредством садака! Садака предотвращает любую болезнь и беду»

- «Садака закрывает двери семидесяти зол», «Спешите давать садака, так как беды не смогут опередить ее».

Садака защищает от гнева Аллаха, и от скверной смерти.

Садака дарит вам большое вознаграждение. За любое благодеяние размером с мельчайшую частицу, предусмотрено вознаграждение размером с гору.

Садака увеличивает удел и приносит баракат имуществу. Хадис: «Продолжайте давать садака. Ваш удел будет увеличен, а ваши мольбы будут приняты», «Раздача садака не уменьшает имущества».

Как и кому лучше давать милостыню

Милостыню лучше подавать скрытно. Всевышний Аллах сказал в Коране (2:271: «Если вы открыто отдаёте милостыню, то это хорошо, а если скроете её, подавая её бедным, то это лучше для вас и будет причиной для прощения ваших грехов. Поистине, Аллах ведает о ваших деяниях».

Когда кто-то даёт милостыню тайно, он освобождает одариваемого от чувства унижения, которое тот мог бы испытать, получив милостыню на глазах у людей. Между нуждающимися и богатыми возникает чувство взаимного уважения, и это, в свою очередь, положительно влияет на единство общества и связывает его членов узами любви и сотрудничества. Но садака можно делать и публично, так как это может побудить и других людей к даче милостыни.

Посланник Аллаха сказал: «Лучшая милостыня - эта та, которая совершается богатым. И лучше всего давать пожертвование своим родственникам».

Также лучшим садака является милостыня, награда за которую поступает даже после смерти. Например, построить мечеть, школу для детей, у которых нет доступа к обучению, сиротский приют или посадить деревья, которые будут давать урожай.

«Если мусульманин сажает дерево или сеет семена, а затем птица, человек или животное ест их плоды - это рассматривается как пожертвование на благотворительные цели (садака)».

22.05.2018 vera 15 1073 0

vera

Ответ:

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Благотворительность в Исламе, как правило, называют садакой. Садака это широкий термин, который применяется для всех видов благотворительности, в том числе для лиллях (ради Аллаха), закят и фитр.
Таким образом, существуют различные типы садака (благотворительности).

1) Фард садака является обязательной. Обычно она известна под названием закят.

2) Ваджиб садакой называют ту, что также обязательна. Это относится к садакат-уль-фитр (закят-уль-фитр), которая обязательна для каждого , который обладает суммой на день Ид-уль- Фитр.

Другой вид садаки, которая обязательна к выплате, это средства нажитые харамным образом. К примеру, процентные деньги необходимо отдать бедным без намерения получить за это вознаграждение.

3) Необязательная садака (милостыня). К ней можно отнести лиллях (то, что дается ради довольства Господа), совершение любого добродеяния, помощь кому-либо, подарки, благосклонное отношение и т.п. Короче говоря, любое дело, которое делается ради довольства Аллаха, будет называться садака, как это понятно из следующего хадиса:

تبسمك في وجه أخيك لك صدقة، وأمرك بالمعروف ونهيك عن المنكر صدقة، وإرشادك الرجل في أرض الضلال لك صدقة، وبصرك للرجل الرديء البصر لك صدقة، وإماطتك الحجر والشوكة والعظم عن الطريق لك صدقة، وإفراغك من دلوك في دلو أخيك لك صدقة


«Улыбка в лицо твоего брата есть садака. Повеление тобой совершать добрые дела и запрещение тобой (совершать) порицаемое есть садака. Указание тобой правильного пути человеку в заброшенной местности есть для тебя садака. и зрение твое, употребленное (тобой) во благо человека с плохим зрением, есть для тебя саадака. Убрать с дороги то, что причиняет вред, колючки или кости, есть для тебя садака; перелить (набранную тобой воду) из своего ведра в ведро твоего брата есть садака» (Тимризи, хадис № 2083, передал Абу Зарр) .

Милостыня, которую по доброй воле дает большинство людей попадает в эту категорию (необязательная садака или лиллях). Человек очень вознаграждаем за такого рода благодеяния. Такая садака может быть дана бедным, чтобы они могли купить еду или одежду. Ее также можно дать детям-сиротам, вдовам, беженцам и т.д. Или, к примеру, больным, которым требуются деньги на лечение. Также ее можно дать не только тем, кто болен, но и даже своим детям и жене, - это также является одной из форм садака. Делать подарки друзьям - это тоже садака.

Конечно, ният (намерение) играет важную роль в совершении добрых дел, и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) в одном из хадисов сделал акцент на нияте:

إنما الأعمال بالنيات

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям» (Сахих ал-Бухари, хадис №1, передал Умар).

Поэтому, когда подаете милостыню, убедитесь, что Ваши намерения искренне ради довольства Аллаха. Не подавайте ради показухи или для достижения какой-либо мирской выгоды. Сделайте это так, чтобы Аллах был доволен, так скрытно, чтобы об этом никто не знал, кроме вас, того, кому вы даете и Аллаха. Расулюллах (саллаллаху алейхи уа саллям) гарантировал такому человеку безопасность и тень под Троном Аллаха в День Киямата, в день, когда не будет никакой тени, кроме тени Аллаха. Из семи категорий людей, которым будет предоставлена эта привилегия, будет тот, кто подавал милостыню тайно. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), описал такого человека следующими словами:

ورجل تصدق بصدقة فأخفاها حتى لا تعلم شماله ما تنفق يمينه

«Человек, кто подаёт милостыню (настолько) тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая» (Сахих ал-Бухари, хадис №1423, передал Абу Хурайра) .

Вы также можете сделать намерение приносить радость другим мусульманинам, - помощь и принесение радости мусульманам является одним из самых любимых дел в глазах Аллаха. Сайидуна Аббас (радиаллаху анху) сообщает, что Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

إن أحب الأعمال إلى الله بعد الفرائض إدخال السرور على المسلم

Самое любимое в глазах Аллаха после обязательного, - это приносить радость мусульманину (Аль-Му"джамуль Кабир, Табарани, хадис № 11079).

Как правило, подавая любого рода пожертвование вы, прямо или косвенно, приносите радость другим мусульманам. Если вы подаете бедному человеку, чтобы утолить его голод или согреть его в холода, вы тем самым приносите ему радость. Если вы помогаете вдове, которая остро нуждается в деньгах, вы приносите ей радость и облегчение. Если вы жертвуете мечети или исламскому институту, это становится причиной радости того и поддержки тому, кто получает пользу от этого. Если покупаете подарок своей жене, вы приносите радость ее сердцу. Если вы покупаете игрушку или сладости своему ребенку, то вы приносите радость ему.

Поэтому, пока вы сохраняете правильное намерение, вы будете сильно вознаграждены Аллахом за ваши благодеяния, какой бы маленькой не казалась сумма пожертвования.

Следует отметить, что в любом случае милостыня не уменьшает богатство человека. Скорее, она приводит лишь к его увеличению. Как говорится: «чем больше отдаешь, тем больше получаешь». На самом деле, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал в хадисе:

ما من يوم يصبح العباد فيه، إلا ملكان ينزلان، فيقول أحدهما: اللهم أعط منفقا خلفا، ويقول الآخر: اللهم أعط ممسكا تلفا

«Каждый день, когда рабы (Аллаха) просыпаются утром, (с небес) обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, возмести расходующему (свои) средства!» - а другой говорит: «О Аллах, приведи скупого к гибели!» (Сахих ал-Бухари, хадис №1442, передал Абу Хурайра).

Тем не менее, важно отметить, что Ислам делает акцент на умеренности во всех видах деятельности, в том числе и в благотворительности. Человек не должен отдавать столько, что приведет к тому, что он ничего не оставит себе или своей семье. Предпочтительнее подавать в соответствии со своими возможностями и сохранить часть имущества для своего пользования. Ни один человек не сможет иметь сердце больше и горячее, чем сердце Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). Он был человеком, который всегда был готов помочь и отдать то, что у него было и он никогда не говорил «нет» кому бы то ни было. Как сказал поэт:

ما قال لا قط إلا في تشهده
ولولا التشهد لكانت لاؤه نعم

Он никогда не говорил «нет», кроме как в ташахуде (Нет божества кроме Аллаха)
Если бы не было необходимости в ташахуде, его «нет» было бы всегда «да».

Это была степень щедрости нашего любимого Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), что слово «нет» не было даже частью его словарного запаса. Несмотря на это, Аллах по-прежнему подчеркивал умеренность и советовал ему:

وَلَا تَجْعَلْ يَدَكَ مَغْلُولَةً إِلَى عُنُقِكَ وَلَا تَبْسُطْهَا كُلَّ الْبَسْطِ فَتَقْعُدَ مَلُومًا مَحْسُورًا

Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным (Коран, 17:29).

Таким образом, подавая часто и щедро, не забывайте сохранять искреннее намерение и помните об умеренности.

А Аллах знает лучше.

Уассалам.


Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта
Перевел: abdelgaffar (Q433)

Вопрос от Dia:

Ассаламуалейкум! Хотела бы узнать по больше про садака, а точнее кому нужно давать садака. Дело в том, что на улице я часто вижу людей, которые просят дать им денег, дать садака. В частности, это вполне здоровые люди. Иногда думаю, почему эти люди не работают, не зарабатывают сами? И правильно ли давать им садака? Да простит меня Аллах, если я чего-то не знаю, или в чем-то не права, просто хотела узнать, кому правильнее давать садака. Заранее спасибо.

Ответ:

Для того, чтобы какая-либо помощь могла считаться садакой, необходимо, чтобы она обладала тремя особенностями:

1. Совершалась только ради довольства Аллаха Всевышнего.

2. Оказывалась тем, кто является бедным и нуждающимся.

3. Оказывалась совершенно безвозмездно.

Любая помощь, которая обладает этими тремя особенностями, может считаться садака. При отсутствии же хотя бы одной из этих особенностей, оказанная помощь не будет рассматриваться как садака.

Аллах Всевышний говорит в Коране:

«Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников» (аль-Мунафикун 63/10).

«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза» (аль-Бакара 2/267). В этом аяте Аллах Всевышний приказывает нам раздавать садака, и описывает то, каким оно должно быть.

Описывая верующих, Аллах Всевышний говорит: «... которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей» (Али Имран 3/134).

«Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (аль-Бакара 2/262). Этот аят указывает на то, что садака является одним из важнейших путей достижения довольства Аллаха Всевышнего, а так же счастья в обоих мирах.

Что касается вопроса о том, кому следует раздавать садака, то ответ на него мы так же находим в Коране: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (ат-Тауба 9/60).

Теперь поговорим о тех, кто просит деньги на улицах. Как мы видим, в большинстве своем нищими являются старики, калеки или больные, которые не способны найти работу. Но есть так же и те, кто превратил нищенство в профессию.

Следующий хадис показывает отношение посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) к нищенству и способы решения этой проблемы. Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) рассказывает: «Однажды к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) пришел один из ансаров и попросил кое-что. Посланник Аллаха спросил у него: «Есть ли у тебя, что ни будь дома?». Человек ответил: «Да, посланник Аллаха. У нас есть кусок шерстяной ткани, одну часть мы стелим под себя, а другой частью накрываемся. Еще есть сосуд, из которого мы пьем воду». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тогда сходи и принеси мне эту ткань и сосуд». Этот человек отправился домой и принес эти вещи. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) взял эти вещи в руки и сказал присутствующим: «Есть ли тот, кто купит у меня две эти вещи?». Один из присутствующих сказал: «Я дам за это один дирхем». Затем посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Есть тот, кто даст больше?», повторив это два или три раза. Тогда один человек сказал: «Я дам за это два дирхема». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) передал деньги тому человеку, сказав: «На один дирхем купи еды своей семье, а на второй купи топор, и принеси его мне». Человек пошел, купил топор, и вернулся к посланнику Аллаха. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Возьми этот топор, наруби дров и продай их. И не появляйся в течение пятнадцати дней». Человек нарубив дров, продал их. Когда он снова пришел к посланнику Аллаха, у него уже было пятнадцать дирхемов. На часть из них он купил одежду, а другую часть потратил на еду. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Это твое состояние лучше, чем предстать в судный день с черным пятном нищенствования».

Просить подаяния могут три группы людей: 1) нищие, не имеющие абсолютно ничего; 2) человек, имеющий большие долги; 3) тот, на кого возложена обязанность выплаты возмещения за убийство.

Из этого хадиса можно сделать вывод, что если человек не способен работать, является инвалидом или тяжело больным, и никто, в том числе и государство не могут помочь ему, то он может обращаться за подаянием к другим, для удовлетворения своих потребностей. К это можно добавит и тех, у кого есть долги.

Что же касается тех, кто сделал нищенство своей профессией, имея возможность работать, то в отношении таких людей посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто просит у людей ради увеличения своего благосостояния, просит часть огня» (Муслим, Закят, 35).

Этот хадис запрещает просить подаяние тем, кто на самом деле не нуждается, и указывает, что такое занятие приведет человека в Ад.