Гробницу рахили перенесли перестроили мечеть. Праматерь рахель. Адрес и контакты

Отложить Отложено

Заезжая в этот бесконечный бетон, чуствуешь себя Сталкером. Помните знаменитый фильм Тарковского, где Кайдановский идет Туда, где исполняются все заветные и выстраданные желания? Это как раз здесь:

Высоченные бетонные заборы, охранные вышки, высовольтная проволока. От привычного образа средневековой постройки над могилой Праматери Рахели ничего не остается, только небольшой уличный плакат, - но сюда ездить стало безопасно - после многих лет арабских пуль, камней и ножей.

Своим особым местом в еврейской традиции праматерь Рахель обязана не только Торе и почитаемой могиле, но и яркому образу, использованному пророком Ирмеяу, — образу матери, оплакивающей своих детей, уходящих в изгнание: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахель плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Ирмеяу, 31:15). Поэтому со временем Рахель превратилась в своего рода небесную заступницу еврейского народа, способную умолить Всевышнего смягчить суровый приговор сынам Израиля.

На протяжении истории здесь, у гробницы праматери Рахели, случались чудеса. Оставляя тело любимой жены у дороги, предвидел Яаков: именно по этому пути спустя тысячу лет отправит Навуходоносор евреев в вавилонское изгнание, и провожать их будет именно Рахель. Так рассказывает пророк Иермиягу - когда изгнанники шли мимо Вифлеема, они услышали плач Рахели, которая оплакивала судьбу своих потомков. В эту минуту вернулось Милосердие, и сказал Г-сподь:

«Ради тебя, Рахель, я возвращу народ израильский в пределы его, как сказано: “Так говорит Г-сподь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Г-сподь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Г-сподь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои» (Ирмеяу, 15:16-17). Поэтому исторически так сложилось, что гробница Рахели стало третьим по святости местом молитвы - после Храма (сейчас Котеля) и Хеврона. Сюда едут и едут - и туристы, и "туземцы" - с просьбами, чтобы душа Праматери Рахели помолилась Б-гу за нас - в иудаизме не молятся никому, кроме Б-га. Страдания Рахели и ее готовность пожертвовать своим "женским счастьем" ради сестры стало символом высочайшей духовной силы еврейской женщины.

Но вас встречает местный колорит вполне "в тему" заморских туристов:

в ушах фонит антониониевский гул недалекого Вифлеема (на фотографии это как-то не слышно(:

везде бетонкамерыпрожекторы,

грохочущие бронированные ворота,

и даже вполне органичная тут электро-ханукия...

Так говорят, - у всех, кто сюда приходит, принимаются сокровенные желания... но я так и не попал внутрь - коэну запрещено заходить на кладбище и тем более в надгробные склепы. Но можно помолиться и рядом...

Как выясняется в последнее время, в конце XIX столетия лидер евреев Бухары купец Пинхасов заплатил мусульманам 200 франков, в результате чего стал официальным собственником гробницы проматери Рахели. Несмотря на это в 1995 году, глава израильского правительства Рабин в рамках соглашений Осло намеревался отдать "Кевер Рахель" под контроль палестинской администрации, но этому воспрепятствовала волна протеста в Израиле. Тогда же палестинцы практически на официальном уровне стали оспаривать принадлежность гробницы Рахель к иудейской традиции - они объявили ее мечетью Бильала Ибн-Рабаха. И ООН недавно принял отдельную резолюцию, что это место - мечеть, а не синагога!

Делят потомки Праотца Авраама Святую землю, еще недавно пустовавшую...

Согласно известному мидрашу Эйха Раба, после разрушения Храма праотцы и пророки в один голос умоляли Всевышнего простить евреям их грехи и позволить вернуться на родину. Б-г, однако, был непреклонен. И тогда сказала Рахель: «Г-споди, Владыка! Тебе ведомо, как велика была любовь ко мне раба Твоего Яакова. Семь лет прослужил он ради меня отцу моему, а когда пришло время сделаться женою его, отец решил подменить меня сестрой моей, и я не возревновала его к сестре моей. Я, из плоти и крови созданная, прах и пепел, ревновать не стала к сопернице моей; Ты же, Царь живой, сущий и милосердный, Тебе ли ревновать к идолам, мертвым и ничтожным, и за них изгонять детей моих?»

Долго, очень долго это пророчество оставалось для нас лишь упованием... но в наши дни мы видим начало его исполнения. Праматерь Рахель и сегодня продолжает молиться за своих сыновей — и не успокоится до тех пор, пока пророчество Ирмеяу не исполнится полностью — и изгнанники, рассеянные по всему миру, не вернутся к себе домой, на Святую землю.

Согласно традиции, наша праматерь Рахель умерла в родах примерно 3600 лет назад. Вот как описано это событие в Книге Бытия:

И покинули они Бейт-Эль, и было им еще идти до Эфраты, но тут Рахели пришло время рожать, и роды были трудны. И было ей тяжело, но повитуха сказала: “Не бойся, потому что у тебя опять сын”. И когда отходила ее душа, ибо она умирала, нарекла она сыну имя Бен-Они, а отец назвал его Биньямин. И умерла Рахель, и похоронили ее на дороге в Эфрату, она же Бейт-Лехем. И поставил Яаков памятник на ее могиле, и это надгробие на могиле Рахели по сей день ” (Берешит 35, 16-21).

Описание первой встречи Яакова и Рахели на страницах Торы, в скупой на эмоции книге Берешит безошибочно распознается как история любви с первого взгляда:

Он все еще разговаривал с пастухами, когда пришла Рахель с отарой своего отца, которую она пасла. И когда увидел он Рахель, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Яаков и отвалил камень от устья колодца, и напоил овец Лавана, брата матери своей. И поцеловал Яаков Рахель, и возвысил голос свой, и заплакал ” (Берешит 29, 9-11).

Между этими двумя событиями - несколько страниц текста, описывающего историю любви, многолетнего труда, обмана, отношений между сестрами - соперницами, страданий бесплодия и счастья рождения детей. В отличие от обычного сказочного сюжета, эта история не оканчивается свадьбой, а только начинается с нее.

В Торе рассказывается, что Яаков любил Рахель больше, чем Лею, но Лея рожала сыновей, а Рахель не могла родить:

“И увидел Бог, что Лея нелюбима, и отверз утробу ее. Рахель же была бездетна” (Берешит 29, 31).

Наконец, после долгих лет отчаяния, Рахель родила своего первенца Йосефа, а затем и Биньямина, за рождение которого она заплатила жизнью. В результате, из двенадцати сыновей Яакова праматерь Лея родила шестерых, еще четверо сыновей рождены наложницами, и лишь двое - сыновья Рахели.

Особый акцент в этом рассказе делается на рождении детей и их именах. Вся эта сложная семейная история выполняет задачу создания национальной идеи, консолидирующей союз племен, из которых сложилась общность под названием “Исраэль”. Имена детей Яакова, которые дают им матери - это названия племен (или, как нам более привычно, “колен” Израиля), объединившихся в единую общность. Этот библейский сюжет наделяет объединившиеся племена общей историей и возводит их к общему предку на мифологическом уровне. После покорения Ханаана земля Израиля будет разделена между 12 коленами - племенами, родоначальниками которых станут сыновья Яакова. Союзы двенадцати (иногда шести) племен были обычным явлением в восточном Средиземноморье и Малой Азии. Объединяющим их фактором могло быть не общее происхождение, а общая преданность одной святыне. Однако все эти семитские группы действительно имели общие корни и находились во взаимном родстве; у них могли быть общие воспоминания, предания и почитаемые предки.

Смерть Леи в Торе не описана. Сказано только, что Яаков просил похоронить себя в пещере Махпела, где уже похоронены его предки и Лея. После смерти сестры словно поменялись местами: Лея, нелюбимая жена и плодовитая мать, лежит рядом с Яаковом, а Рахель, любимая жена, много лет молившая небо о детях, далека от него, но стала в сознании народа главной из праматерей. История любви Яакова и Рахели, ее стремление иметь детей, ее ранняя смерть делают образ Рахели ярким и трагическим. Место захоронения Рахели почитается евреями на протяжении веков и является центром паломничества бездетных и незамужних женщин, которые приходят сюда молиться о создании семьи и рождении детей.

Недавно на сайте “Picture a day” была опубликована специальная подборка фотографий из коллекции Библиотеки Конгресса США с изображением могилы Рахели , которые частично приведены ниже.

30 человек (три миньяна) из Иерусалимского дома престарелых молятся у надгробия праматери Рахели за благополучие друзей, спонсоров и других братьев из Дома Израиля в диаспоре (Stephanie Comfort - коллекция еврейских открыток)

В 1622 г. османский губернатор Иерусалима разрешил евреям построить стены и купол над могилой.

Гробница Рахели (ок. 1890-1900 гг.) (Библиотека Конгресса, Detroit Publishing Co., фотохром)


Посетители гробницы Рахели (ок. 1910). На заднем плане - повозки, впереди под деревом - еврейские паломники. (Коллекция Oregon State University)

В течение нескольких сотен лет местное племя бедуинов и местные арабы требовали от евреев, посещающих могилу Рахели, деньги “за защиту”. В 18-м и 19-м веке арабы возвели кладбище с трех сторон гробницы в надежде, что близость умершего к святой могиле - даже еврейской - будет даровать благословение. В 1830-х годах евреи получили от османских властей указ, в котором признавался еврейский характер места и содержался приказ о прекращении поборов с евреев. В 1841 году, благодаря сэру Мозесу Монтефиори, было получено разрешение османских властей на постройку помещения для молящихся. Во время нападений мусульман на евреев в Палестине в 1929 году, мусульманский религиозный совет Вакф потребовал передачи этого исторического места под свою опеку.

В течение 19-ти лет иорданского правления на Западном берегу (1948-1967) гробница Рахели была недоступна для евреев. После войны 1967 года Израиль вернул себе контроль над этим местом. В 1996 году и во время палестинской интифады в 2000-2001 гробница Рахели стала объектом многочисленных нападений. Израильская армия построила стены для защиты верующих и доступа к гробнице.

Могилa Рахели (конец 19-го века). Адриен Бонфилз, сын пионера-фотографа Феликса Бонфилза (коллекция George Eastman House )

Ученики иерусалимской иешивы Эц Хаим молятся в помещении гробницы Рахели (начало 20-го века) (Wikimedia Commons)


Посещение гробницы Рахели учащимися еврейской гимназии Герцлия, первой еврейской средней школы в Палестине, основанной в 1905 году (Wikimedia Commons, начало 20-го века)

В октябре 2010 года организация ЮНЕСКО объявила о том, что это место было также мечетью Билял ибн Рабах, и выразила возражение против израильских “односторонних действий” в святом месте. Билял ибн Рабах был рабом Мухаммеда эфиопского происхождения, его сподвижником и первым муэдзином. Он умер и был похоронен в Дамаске. Заявление о том, что на этом месте была мечеть, впервые было сделано в 1996 году.

Гробница Рахели 1910 г.

Гробница Рахели - надгробие и помещение, построенное вокруг надгробия, расположенные там, где согласно традиции, была погребена праматерь Рахель . Находится севернее Бейт-Лехема (Вифлиема), в нескольких сотнях метров от южной части современного Иерусалима . На протяжении многих веков является местом паломничества евреев, а также святым местом для христиан и мусульман.

В священном писании

Первые сведения о месте захоронения праматери Рахели приводятся в Торе (Книга «Берешит» 35:19) «И умерла Рахель. И погребена была она на пути (из Бэйт-Эля) в Эфрат, он же Бейт-Лехем .»

В книге пророка Иеремии (31:14-16), при описании изгнания евреев из земли Израиля в Вавилон Навуходоносором говорится о том, как Рахель провожает своих потомков, уводимых в плен по дороге, проходящей около её могилы. Она плачет и просит чтобы Бог помиловал их:
«(14) Так сказал Господь: слышится голос в Раме, вопль и горькое рыдание: Рахель оплакивает сыновей своих; не хочет она утешиться из-за детей своих, потому что не стало их. (15) Так сказал Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, потому что есть воздаяние за труд твой, - сказал Господь, - возвратятся они из вражеской страны. (16) И есть надежда будущности твоей, - сказал Господь, - возвратятся сыны в пределы свои.»

Эти слова, сказанные две с половиной тысячи лет назад превратили гробницу Рахели в символ надежды возвращения еврейского народа на свою землю.

Могила Рахели упоминается также в книге Шмуэль I (10:2), где сказано, что Рахель была похоронена на границе надела колена Вениамина. Там же, на территории колена Вениамина, находится Рама, про которую говорится в книге Иеремии. При этом известно, что Бейт-Лехем находится на территории колена Йегуды. Поэтому ученые не могут прийти к единому мнению, действительно ли «Гробница Рахели» является местом захоронения праматери Рахели.

В исторических источниках

На протяжении двух тысячелетий историки и путешественники, побывавшие в земле Израиля, описывали гробницу, находящуюся около Бейт-Лехема.

Первое тысячелетие н. э.

Рама на карте из Мадабы

Среди них отец христианской церковной истории Евсевий Кесарийский (ок. 263-340) - римский историк, проживавший в Кесарии , Путешественник из Бордо -Совершивший поездку в Палестину в 333-334 годы, Иероним Стридонский - церковный писатель, который жил в Вифлееме в начале 5 века и многие другие. На «карте из Мадабы » 6 века около Эфрата и Бейт-Лехема есть символическое изображение с надписью «слышен голос в Раме» - частью цитаты из книги пророка Йирмияху (31:14) описывавший могилу Рахели. Французский священник Аркульф, посетивший землю Израиля в 670 году описывает каменное надгробие без украшений. Сохранились многочисленные заметки путешественников средневековья, по которым можно судить о том как выглядела и менялась гробница Рахели.

Средние века

Гробница Рахели 1585 год.

Вениамин Тудельский - испанский раввин, предпринявший в 1165-1173 годах паломничество в Святую землю и другие путешественники 12 века описывают надгробие из 11 камней, а над ними купол, стоявший на четырёх столбах. В 13 веке купол и столбы были разрушены, а в 15 веке восстановлены. Мешулам из Вельтра, побывавший в Израиле в 1481 вновь сообщает о надгробии, окруженном четырьмя столбами и о куполе над ними. В 16 веке помимо основного купола были добавлены два второстепенных, а отдельные камни были соединены в единый монумент. В 1621-1622 годах мусульманский правитель Иерусалима разрешил евреям построить стены вокруг четырёх столбов, окружающих гробницу и она превратилась в закрытое помещение.

В Новое время

Бетонный забор вокруг Гробницы Рахели 2012 г.

В 18-19 веках возле гробницы Рахели бедуины начали хоронить своих умерших и, постепенно, вокруг гробницы образовалось мусульманское кладбище.
В 1839 году гробницу Рахели посетил известный еврейский меценат Моше Монтефиоре и его жена. Они решили выделить деньги на ремонт и расширение старого здания. Разрешение на строительство было получено у турецкого султана. К помещению 17 века была добавлена комната, право пользования которой было разделено по часам между евреями и мусульманами. Помещение, построенное Монтефиоре сохранилось до наших дней.
В начале 21 века здание было обнесено высоким бетонным забором, необходимым для безопасности посетителей и их защиты от враждебно настроенных арабских жителей прилегающих территорий. В настоящее время к гробнице Рахели приезжают многочисленные туристы со всего мира. Внутри здания действует синагога , где ежедневно проходят молитвы, и коллель в котором круглосуточно ведется изучение

Первые сведения о месте захоронения праматери Рахили приводятся в Торе:

«И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем.» - Быт.35:19

В книге пророка Иеремии при описании из земли Израиля в Вавилон Навуходоносором говорится о том, как Рахиль провожает своих потомков, уводимых в плен по дороге, проходящей около её могилы. Она плачет и просит чтобы Бог помиловал их:

«Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои». - Иер.31:15–17

Эти слова, сказанные 2500 лет назад превратили гробницу Рахили в символ надежды возвращения еврейского народа на свою землю.

Могила Рахили упоминается также в Первой книге Царств (1Цар.10:2), где сказано, что Рахиль была похоронена на границе надела . Там же, на территории колена Вениамина, находилась Рама, про которую говорится в книге Иеремии. При этом известно, что Вифлеем находился на территории . Поэтому ученые не могут прийти к единому мнению, действительно ли «Гробница Рахили» является местом захоронения праматери Рахили.

В исторических источниках

На протяжении двух тысячелетий историки и путешественники, побывавшие в земле Израиля, описывали гробницу, находящуюся около Вифлеема.

Первое тысячелетие

Среди них отец христианской церковной истории (ок. 263-340) - римский историк, проживавший в , Путешественник из Бордо — совершивший поездку в Палестину в 333-334 гг., - церковный писатель, который жил в Вифлееме в начале V в. и многие другие.

Наибольшее число посетителей отмечается 11 хешвана - эта дата по традиции рассматривается как день смерти праматери Рахили.

Фотогалерея















Полезная информация

ивр. קבר רחל
араб. قبر راحيل
англ. Rachel"s Tomb, Kever Rakhel

Часы работы

  • 24/7, но из-за соображений безопасности временно закрыта в вс–чт: 22:30–1:30, в субботу и праздники

Адрес и контакты

Въезд в Вифлеем, Хевронская дорога, перед контрольно-пропускным пунктом на границе между Израилем и Палестинской автономией.

Традиции

Из поколения в поколение гробница праматери Рахили была местом молитвы, к которому приезжали евреи со всего мира. Вениамин Тудельский повествует об обычае паломников оставлять свое имя на надгробии. Существовали специальные молитвы, читаемые возле этого места.

Путешественник из Праги, побывавший в земле Израиля в XVII в., рассказывает об обычае приходить на могилу Рахили в полупраздничные дни и в , там молиться, слушать проповеди, есть, пить и танцевать.

В других источниках упоминается обычай молиться на могиле Рахили в траурные дни перед Тиша бе-Ав, в месяц элул и в дни Трепета между и .

Днем наиболее массового паломничества из поколения в поколение было 11 Хешвана.

Иван Бунин (1870–1953)

«И умерла, и схоронил Иаков
Ее в пути...» И на гробнице нет
Ни имени, ни надписей, ни знаков.

Ночной порой в ней светит слабый свет,
И купол гроба, выбеленный мелом,
Таинственною бледностью одет,

Я приближаюсь в сумраке несмело
И с трепетом целую мел и пыль
На этом камне выпуклом и белом...

Сладчайшее из слов земных! Рахиль!

Фотоотчеты и отзывы о поездке и посещении достопримечательности Гробница Рахили. Фото отчет о Rachel"s Tomb, история, где находится

Гробница Рахили: подробная информация

Сообщить о неточности в описании

Севернее города Вифлеем (Бейт-Лахм) находится значимая для многих верующих святыня - гробница Рахили. На страницах Священного Писания можно прочитать об этой женщине, называемой праматерью многих народов.

Жизнь Рахили была наполнена трагическими событиями. Согласно библейскому тексту женщина пережила большое горе - ее сыновей угнали в рабство. Тяжело оплакивая детей, Рахиль обратилась к Всевышнему с горячей молитвой и призывом сохранить жизнь любимым сыновьям. Бог услышал мольбу матери и пообещал вернуть детей из плена. С тех пор Рахиль стала символом надежды для многих поколений израильтян, а место погребения - святой землей для представителей разных религий.

Следует учесть, что историки и археологи, изучающие библейские тексты, не пришли к однозначному выводу относительно «географии» могилы. Ученые называют разные фрагменты израильской земли, где могло быть сделано захоронение. Но это никак не влияет на ценность святыни. Каждый год гробницу посещает множество людей, чтобы увидеть ее своими глазами.

И неважно, в этой ли могиле покоится прах любящей матери. Гробница Рахили, уже на протяжении тысячелетий, притягивает к себе не только паломников из разных стран, но и обычных туристов, которых интересует история древнего Израиля.

Забронировать отель в Вефлеем, Байт-Лахм, Бейт-Лехем, Vethlehem, Vefleem, Vifleem

  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели Дорога к Мавзолею, как в тоннеле без крыши
  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели У входа в Мавзолей.
  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели Вход на женскую половину.
  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели Вход на мужскую половину
  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели Около гробницы
  • Отзыв к Мы встречали Рождество Христово в Вифлееме в 2010 году.Залитые светом ночные улицы, играющие разноцветными огнями рождественские ёлки... Это не наш Новый год, но настроения праздника такое же. Мы чувствовали себя счастливцами. По рассказам очевидцев, в Вифлеем не всегда попадёшь из-за политических неурядиц, громких выступлений представителей разных конфессий. Всем хочется обладать святыней! Почему только греки. армяне, католики? Мир большой! А тут Праздник Рождества! Неужели попадём? Надо сказать... 2 мая 2011
  • Отзыв к Вифлеем мне удалось посетить в июле 2008 года, во время однодневной поездки в Израиль и Палестинскую автономию из Шарм-эль-Шейха. После посещения Стены Плача мы прошли немного по еврейскому кварталу Старого Иерусалима, немного по Новому городу и подошли к нашему автобусу. Вифлеем расположен примерно в 8 км к югу от Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним. Поездка из Иерусалима в Вифлеем не должна была занять много времени, однако Вифлеем – это уже не Израиль, так как с 1995 года... 6 марта 2011