Церковь зачатия святой анны в зарядье. Церковь анны праведной зачатия, что в углу. Анно-Зачатьевская церковь г. Чехов Московской области

Вконтакте

Расположена на пересечении Китайгородского проезда и . Существующее здание построено в середине XVI века. Своим нынешним обликом обязана послевоенной реставрации (архитектор Л. А. Давид).

История

Впервые церковь «Зачатиа, что на Востором углу» упоминается в летописи в связи с пожаром 1493 года, когда деревянный храм сгорел полностью. Также называлась церковью Анны «на Востром конце», так как была построена в урочище реки, которое выдавалось в Васильевский луг.

При пожаре 1547 года храм пострадал, затем восстанавливался. Точная дата появления на месте деревянной церкви каменной неизвестна, как отмечает А. Баталов, самое раннее возможное начало строительства - после пожара 1547 года. Впервые как каменная постройка храм указан в Переписной книге 1626 года.

A.Savin , CC BY-SA 3.0

Южный придел храма - в честь великомученика Мины Котуанского (возведён в первой четверти XVII века, возможно, по заказу князя Пожарского в честь освобождения столицы от польских и литовских интервентов). Придел получил имя великомученика, в день памяти которого, 11 ноября, в 1480 году войска Большой Орды ушли от реки Уфы.

Северный придел храма - в честь великомученицы Екатерины (построен в 1658-1668). Существует гипотеза, что появился он в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери по имени Екатерина. В 1658-1668 годах была построена галерея-паперть (гульбище) вокруг храма.


неизвестен , Public Domain

Обновление храма происходило в 1752 году (на средства купчихи Замятиной) и в XIX веке. К середине XIX века в церкви появились приделы Девяти мучеников, мучеников Виктора и Викентия.

В церкви хранился рукописный сборник (до настоящего времени не дошёл), в котором содержался рассказ о том, что Иван Грозный после пожара 1547 года послал в неё чудотворный образ Божьей Матери.

В Храме Василия Блаженного находится колокол весом 30 пудов, снятый с колокольни церкви Зачатия Анны, разобранной во время реставрации 1954–1957 годов. Колокол был отлит во Франции в 1547 году и приобретён купцом М. Г. Твердиковым. В Смутное время колокол был вывезен из церкви; позднее выкуплен и возвращён в храм князем Пожарским.

В 1920-х годах (по другим данным - в 1929) храм был закрыт, но оставался под охраной государства как памятник истории. Затем в здании располагались конторские и туристические учреждения. Убранство внутренней части храма было безвозвратно утрачено.

В 1947–1948 годах сооружение обследовал архитектор А. С. Фуфаев, который свёл результаты своих изысканий в графическую реконструкцию. Некоторые из положений реконструкции Фуфаева были признаны ошибочными в ходе реставрации церкви в 1954-1957 годах.

В 1994 году храм был возвращён Русской православной церкви и освящён в том же году.

В настоящее время, из-за строительства, богослужения в храме не проводятся.

Реставрация

В 1954—1957 годах храм был изучен и отреставрирован (натурные исследования и проект реставрации Л. А. Давида совместно с Б. Л. Альтшуллером и С. С. Подъяпольским). Целью реставрационных работ было удаление позднейших наслоений памятника (начиная с XVIII века) и восстановление форм архитектуры XVI века. Приделы св. Мины, св. Екатерины и гульбище, появившиеся в XVII веке, были признаны имеющими «историческое и историко-архитектурное значение», их создатели, по мнению реставраторов, достигли «определённого композиционного равновесия и гармонии» с основным древним ядром храма. Эти позднейшие постройки были сохранены.

Как большую удачу реставрационных работ Давид отметил обнаружение и восстановление первоначальных порталов, считавшихся утраченными. Храму были возвращены три перспективных портала с килевидными завершениями - того типа, который является «классическим для раннемосковской архитектуры». В то же время не было обнаружено никаких следов гульбищ или лестниц, которые должны были бы вести к этим порталам.

Что есть что в церкви

История не сохранила имя архитектора. Своим нынешним обликом церковь Зачатия Святой Православной Анны обязана послевоенной реставрации под руководством архитектора Л.А. Давида.

Храм пользовался особым вниманием у русских царей. Известно, например, что Иван IV подарил Зачатьевской церкви чудотворный образ Божьей Матери. Эту икону царь забрал из дома Третьяка Теплова после пожара 1547 года. Романовы жертвовали средства на восстановление храма в , и каждые выходные династия приезжала сюда слушать обедню.

В 1920-х Зачатьевский храм закрыли, но он остался под охраной государства в качестве памятника истории. В 1990-х годах церковь восстановили.

Богослужения прекратили также на время строительства парка «Зарядье». В конце 2017 года Зачатьевскую церковь отреставрировали и открыли вновь.

Говорят, что... ...раньше рядом с церковью Зачатия Анны, что в Углу, стояла колокольня. На ней был иностранный колокол. Есть версия, что он попал сюда из Европы в 1566 году, во время иконоборческих гонений в Нидерландах. Есть также предание, что этот колокол пожертвовал в Зачатьевскую церковь князь Дмитрий Пожарский на поминовение своих родителей.
Но точно известно только то, что князь восстановил в церкви каменный придел Святого Мины в честь избавления от польско-литовских захватчиков в 1612 году.

Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу

Кривой пер., 13; ныне, после сноса большей части Зарядья под гостиницу "Россия", - Москворецкая набережная, 3

"Церковь эта - одно из древнейших каменных зданий Москвы вне Кремля. Впервые о ней упоминается в летописи под 1493 г. в связи с пожаром, который за несколько часов обратил в пепел всю столицу: "Того же месяца в 7 часов дни июля в 28 в неделю загорелась церковь от свечи св. Никола на Песку... Из города торг загорелся и оттоле посад выгорел возле Москву-реку до Зачатия на Востром конце и по Васильевский луг, и по Все Святые на Кулишке... а летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал".

"В описаниях многочисленных пожаров до 1493 г. церковь Зачатия Анны не упоминается. Из этого можно сделать вывод, что она сооружена незадолго до этого года. Церковь обозначалась "что у городовой стены в Углу" (1657 г.), "что в Китай-городе на берегу" (1677 г.), "что в Китае на углу" (1681 г.), "что за соляным рядом" (1622 г.). Она была выстроена в урочище, называемом Острый конец. Это место у реки Москвы, углом выдававшееся в болотистый Васильевский луг, обладало какими-то особыми привлекательными качествами для расположения церкви.

Церковь Зачатия св. Анны была сооружена из белого камня - материала, широко распространенного в строительстве того времени. При пожаре 1547 г. обрушился белокаменный свод и верхняя часть сооружения. Вскоре при восстановлении пострадавшего от пожара здания появился выложенный из кирпича так называемый "крестчатый свод", в сущности сомкнутый свод, перерезанный четырьмя крестообразно расположенными распалубками. Он давал возможность без столбов перекрыть внутреннее пространство церкви. Фасады в это время получили завершение в виде трехлопастной арки. Тогда же была сделана новая глава с кокошниками в основании. Шея световой главы украшена не полуколонками, а плоскими пилястрами и напоминает оформление глав Архангельского собора Московского Кремля. За четыреста лет своего существования здание церкви обросло пристройками и подверглось существенным изменениям.

С юга четверика пристроен придел св. Мины. Придел был возведен, вероятно, в память освобождения от татаро-монгольского ига в 1480 г. в день св. Мины (11 ноября), когда татары отступили от Угры. Сначала, по-видимому, он был деревянный. В начале XVII в., около 1617 г., был построен каменный придел, существующий и теперь. Он связан с именем кн. Дмитрия Пожарского, который воздвиг придел в память избавления Москвы от польско-литовских интервентов. Архитектура этого, более позднего добавления представляет интерес и художественными, и конструктивными деталями. Крестчатый свод, перекрывающий придел, является одним из самых последних примеров такой конструкции в московской архитектуре. Глава уже не прорезает свод, нет и окон в распалубках. Четырехскатное покрытие придела, выполненное около 1617 г., - один из самых ранних примеров такой конструкции в строительстве каменных культовых зданий. Своеобразна трактовка его алтарной части - прямоугольной в плане.

Второй придел св. Екатерины, расположенный с северной стороны, пристроен в 1658 г. К XVII же веку относится и окружающая здание галерея-паперть.

В недавнее время на памятнике проведены большие реставрационные работы (под руководством Л. А. Давида, Б. Л. Альтшуллера и С. С. Подъяпольского), здание освобождено от поздних, не представляющих художественного и научного интереса пристроек и наросшего за время его существования культурного слоя. Несмотря на то, что была полная возможность документально восстановить древнее ядро комплекса от его подножия до завершения, замечательное по своим архитектурным достоинствам, авторы реставрации не пошли по этому пути. Они сохранили наслоения, имеющие историческое, историко-архитектурное и эстетическое значение. Эти наслоения возникли в допетровское время и не спорили с архитектурными формами XVI в. Характер же примыканий более поздних пристроек к основному, более древнему храму позволил полностью реставрировать основные элементы его первоначальной архитектуры".

"Первое упоминание о церкви Анны имеется в летописи под 1493 г. в связи с пожаром. Летописец назвал ее "церковь Анны что на Остром конце" - не указав, однако, деревянной она была или каменной. Современный вид свой церковь приобрела после реставрации 1955-1958 гг. (руководитель - архитектор Л. А. Давид). Произведенное при реставрации архитектурное и археологическое исследование храма позволило точнее определить время его сооружения, а также выявить первоначальные формы и конструкции. Выяснилось, что существующая церковь сооружена во второй четверти XVI в., а не в 1493 г., как считалось ранее (это мнение разделяют далеко не все исследователи. - П. П.); в XVII в. она была обстроена приделами и галереями. Что касается упоминания "церкви Анны на Остром конце" в летописи 1493 г., то оно относится, очевидно, к неизвестному нам зданию.

С устройством в XVI в. Китайгородской стены-крепости церковь оказалась в углу, образованном восточной и южной стенами, в связи с чем ее стали именовать "церковью Анны в Китай-городе в углу". В наши дни стены здесь нет, но это обозначение все же не утратило своего смысла - церковь расположена на пересечении Китайского проезда и Москворецкой набережной.

Приделы Мины и Екатерины пристроены из кирпича, сам храм Анны сложен из мягкого известняка".

"Подклет главного храма и его стены до пят свода - белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича. Над юго-западным углом возвышалась звонница, по-видимому, такая же, как у церкви Трифона в Напрудном (1492 г.), с которой у Зачатьевского храма много общего. Возведен он в камне, вероятно, в первых десятилетиях XVI в., восстанавливался после пожара 1547 г. Оформление фасадов храма, его стройные пропорции, точность классических профилей говорят о влиянии построек итальянских мастеров, в частности Алевиза Нового. В древности церковь имела кровлю из серебристочерной лощеной черепицы и шлемовидное покрытие главы, впоследствии замененное луковичной формы маковицей.

Северный Екатерининский придел выстроен в 1658-1668 гг., предположительно в связи с рождением дочери царя Алексея Михайловича - Екатерины. Он перекрыт сомкнутым сводом и повторяет композицию южного придела, но по своим декоративным элементам типичен для второй половины XVII в. Внутреннее убранство церкви не сохранилось".

"Обновление церкви было в 1752 г.". "Есть переделки XIX в.".

"До закрытия сохранялось много икон XVI в., особенно в главном иконостасе. На колокольне был колокол 1547 г. с французской подписью, попавшей сюда скорее всего через Колу в 1566 г. вследствие иконоборческого движения в Нидерландах".

"Колокольня середины XVIII в.". При реставрации она была без особого основания уничтожена. "Аналогично произошло с церковью Анны, что в Углу. Храм имеет сложную, не до конца выясненную историю постройки (не опубликован даже отчет о проведенной реставрации). Некоторые его части относятся к XVI в., вместе с тем не исключено и наличие архитектурных элементов XV столетия. Другие части принадлежат к столетию XVII. Иными словами, памятник разновременный, создававшийся не сразу, а с последующими добавлениями, вплоть до XVIII в. При его реставрации древнейшие части были сохранены, а недостающие восстановлены, но редкую для архитектуры Москвы середины XVIII в. колокольню сломали, поскольку... она не была древней, а ее архитектурные качества были достаточно скромны (но, добавим, не антихудожественны). Имеем ли мы право так вольно распоряжаться и вольно относиться к подобной методике реставрации? По-моему - нет. Здесь была допущена ошибка".

С уничтожением колокольни не осталось, естественно, места и для колоколов.

В 1990 г. в храме находился Диспетчерский отдел Московского городского объединения "Турист" Мосгорсовета трудовых союзов.

Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу

За века существования у этого храма было много названий: и Зачатия праведной Анны на Востром конце, что у городовой стены в Углу, что в Китай-городе на берегу, что за Соляным рядом.

Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу, – одна из древнейших в Москве. Первое упоминание о ней относится к 1493 году. Но тогда, во время правления Ивана III Васильевича, она, по всей видимости, была деревянная.

Летописцы называли Ивана III Васильевича «собирателем земли Русской». При нём было окончательно свергнуто ордынское иго. Принятый ещё своим отцом Василием Васильевичем Тёмным в соправители, Иван III Васильевич вступил на Московский престол после смерти отца полным властителем Руси. Ещё при жизни он был назван современниками Великим. Это при нём началась перестройка обветшавшего Кремля: взамен белокаменных стен и башен стали подниматься кирпичные. Стены и башни Кремля возводили итальянские архитекторы Антон Фрязин (Антонио Джиларди), Марко Фрязин (Марко Руффо), Пётр Фрязин (Пьетро Антонио Солари), Алевиз Фрязин Старый (Алоизио да Каркано). С этого времени Кремль начал обрёл существующий ныне облик.

Церковь Зачатия Анны, что в Углу

Церковь Зачатия Анны на Востром конце была построена сразу после панических настроений, связанных с ожиданием конца света. По христианскому летосчислению в 1492 году наступала седьмая тысяча лет от библейского Сотворения мира (5508 лет до рождества Христова плюс 1492 года после Рождества Христова равно 7000 лет). В православных пасхалиях исчисление празднования Пасхи, Воскресения Христова, доводилось только до 1491 года, а применительно к роковому 1492 году делались приписки: «горе, горе достигшим до конца веков». Светопреставления ждали со страхом и трепетом, оно казалось неотвратимым, была даже объявлена точная дата – в ночь на 25 марта 1492 года.

В этой обстановке полной обреченности и безнадежности по указу Ивана III Васильевича и возводится церковь Зачатия Праведной Анны в конце главной Великой улицы древнего посада. В 1493 году, когда церковь впервые упоминается в документах, Иван III Васильевич принимает титул «Государя всея Руси». Интересно, что вслед за этим государь всея Руси запретил принимать москвичам в своих домах приехавших в город купцов и приказал начать строить «гостиные дворы». Это были первые гостиницы в первопрестольной.

В начале XVI века был сооружён белокаменный на подклете храм. Но он пострадал от страшного пожара 1547 года. В тот год в Успенском соборе Кремля шапкой Мономаха, бармами и крестом венчался на царство Иван IV Васильевич. Вслед за этим уже царь Иван Васильевич повенчался с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой. И вот затем, жарким июньским днём, через несколько дней после того, как с колокольни Благовещенского собора упал большой колокол, вспыхнула церковь на Арбате. Дул сильный ветер, и огонь распространился «как молния». Через час горела уже вся Неглинка. Затем ветер подул в сторону Кремля. Загорелись кровли кремлевских соборов. Огонь гулял по первопрестольной более десяти часов. В пожаре погибла казна, Оружейная палата, царская конюшня. Сгорел Благовещенский собор, фрески которого писал Андрей Рублев. Взрывы запаса пороха разрушили часть кремлевских стен и башен. Сгорело 25 тысяч дворов. В огне погибло около двух тысяч жителей.

Не успела Москва оправиться от последствий пожара, как прошёл такой сильный град, что летописец счёл необходимым отметить его в летописи. Град был «силен и велик, с яблоко лесное», причём градины были разной формы: «ово кругло, ово грановито».

После всех этих стихийных бедствий Иван IV Васильевич приказал начать отстраивать город заново и в том числе обновить церковь Зачатия Праведной Анны. К этому времени, после постройки укреплений Китай-города, по указу матери Ивана Васильевича Елены Глинской церковь уже получила привычное ныне название – «что в Углу», так как она оказалась между восточной и южной стенами. Это местоположение и отразилось в её названии.

Архитектора каменной церкви историки точно установить не могут. Принято считать, что пропорции объёмов и характер профилей напоминают некоторые постройки Алевиза Нового.

Древнее ядро храма – кубический объём с полукруглой апсидой на сводчатом, несколько заглублённом в землю подклете. Бесстолпный четверик перекрыт крестчатым сводом и увенчан стройным барабаном с полуциркульными кокошниками в основании и изящной аркатурой.

Окна первоначально глухого барабана прорублены позднее.

Подклет главного храма и его стены до основания свода – белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича.

Фасады, сохранившие с трёх сторон перспективные порталы, расчленены лопатками и завершены трёхлопастными закомарами. Плоскости стен оживлены рамочными наличниками и широкими килевидными перспективными порталами в центре каждой из трёх стен.

Стены по верху опоясывает пояс-бегунец. Два сходных по композиции одноглавых придела с прямоугольными апсидами и двухъярусная аркада-галерея с запада, пристроенные в XVII веке, образуют компактный, пластичный силуэт.

Южный придел святого великомученика Мины построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1617 году. Небольшой, кирпичный, с прямоугольной в плане апсидой придел перекрыт крестчатым сводом. В архитектурном наследии Москвы – это один из последних по времени сводов подобного типа. Над четырёхскатной кровлей возвышается глава на глухом барабане. Есть версия, что придел существовал ещё в деревянной церкви и был основан в память освобождения Руси от золотоордынского ига – 11 ноября 1480 года, в день святого Мины, монголо-татары снялись и ушли от реки Угры. А Пожарский, по сути, восстановил придел в камне. С именем князя Пожарского связана история с уникальным колоколом храма. Колокол был отлит в 1547 году во Франции, а в 1610 году был куплен и пожертвован в храм московским купцом Иваном Григорьевичем Твердиковым. Тогда же на колоколе была выгравирована первая надпись: «Дал сий колокол в дом Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Зачатия, что в Китае городе, Иван Григорьев сын Твердиков по своих родителех…» В период польско-литовской оккупации Москвы колокол был украден «русскими ворами». В 1617 году, узнав, что продаётся колокол, похищенный из церкви, Дмитрий Михайлович его выкупил и вернул Зачатьевскому храму. Тогда на колоколе появилась вторая надпись. Опять-таки с просьбой поминать родителей. Ныне 30–пудовый колокол хранится в Покровском соборе, что на Рву (храме Василия Блаженного). Он попал туда после того, как была снесена колокольня.

Северный придел святой великомученицы Екатерины возведён в 1658–1668 годах. Есть предположение, что причиной строительства придела стало рождение дочери царя Алексея Михайловича. Он перекрыт сомкнутым сводом и повторяет композицию южного придела, но по своим декоративным элементам типичен для второй половины XVII века.

Над юго-западным углом церкви возвышалась звонница.

Но после закрытия церкви в 20–е годы ХХ века звонница была снесена.

В 1994 году храм был возвращён православной церкви и освящен. И в одном из древнейших храмов в Москве вновь зажглись неугосимые лампады.

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии У его стен очень легко осознать, что это самый большой католический собор в Москве и в России. И что его тёмные готические стены сохраняют некую печать европейского Средневековья. Главный фасад собора сильно напоминает

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора

4.3.19. «Оружейня на углу» Иерусалимской крепости - Арсенал в углу Кремля, у Угловой башни Следующее указание Библии на иерусалимские постройки звучит так: «Напротив схода к ОРУЖЕЙНЕ НА УГЛУ» (Неемия 3:19). Соответствующее место в Острожской Библии см. на рис. 4.85. Рис. 4.85.

Из книги Улица Марата и окрестности автора Шерих Дмитрий Юрьевич

Из книги Доктор Фауст. Христос глазами антихриста. Корабль «Ваза» автора Носовский Глеб Владимирович

3. Западные реформаторы глумились над догматом Непорочного Зачатия Начнем с того, что приведем полностью большой и очень интересный фрагмент из известной немецкой «Народной Книги» Шписа. Рассказывая о путешествиях доктора Фауста по миру, хроника сообщает о ярком

автора Носовский Глеб Владимирович

3. НАДПИСЬ В ЛЕВОМ ВЕРХНЕМ УГЛУ КАРТЫ, см. рис. p.8, рис. p.13 ??? «Восток Солнца. Первая часть нарицается Азия. Большего Ноева сына Сима жребий. Конец сей до восточного острова Макаринскаго иже есть до блаженного Рая. Другий же конец ея до Фасискаго моря и Чернаго. Третий конец

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

4. НАДПИСЬ В ПРАВОМ ВЕРХНЕМ УГЛУ КАРТЫ, см. рис. p.12, рис. p.17 ??? «Полдень. Вторая часть нарицается Африка, среднего Ноева сына Хама жребий. Конец же ей достизает Осирскаго языка и до Черного моря и до Понтийского острова с другой стороны от Черного моря, и до Ефиопской пучины. А

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

5. НАДПИСЬ В ЛЕВОМ НИЖНЕМ УГЛУ КАРТЫ, см. рис. p.18, рис. p.23 ??? «Третья часть нарицается Европа, меньшего Ноева сына Афета жребий. Протизается ж от Среднего моря и до Великого моря Окияна. С другой стороны до Варяжского моря. С третьей стороны до Мурманского моря и до Студеного

автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Петербургская Коломна автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Петербургская Коломна автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

8 декабря ДЕНЬ ТОРЖЕСТВА НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ БОГОМАТЕРИ Культ Пресвятой Богоматери Марии очень распространен в католическом мире. Считается, что она была безгрешна не только всю свою жизнь, но и еще до рождения, со времени зачатия. Поэтому в начале декабря, за 9 месяцев до

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.19. «Оружейня на углу» Иерусалимской крепости - это Арсенал в углу Кремля, у Угловой башни Следующее указание Библии на иерусалимские постройки звучит так: «Напротив схода к ОРУЖЕЙНЕ НА УГЛУ» (Неемия 3:19). См. церковно-славянскую цитату 186.Все верно. Продолжая наше движение

Из книги Самодержавие духа автора Иоанн Высокопреосвященнейший

Из книги Зову живых: Повесть о Михаиле Петрашевском автора Кокин Лев Михайлович

Воспоминания в гиблом углу Глухая подтаежная деревенька значилась под своим именем разве только в бумагах. В просторечии же звалась по речке, на которой стояла, Низкозобкою. У переселенцев из центральных губерний, осевших здесь себе на беду, за десять лет отросли у многих

Из книги Житие праведной Иулиании Муромской (Лазаревской) автора Осорьин Калистрат

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Принято считать, что церковь Зачатия праведной Анны, что в углу, в Зарядье, построена не ранее 1547 года из белого камня с кирпичными сводами. Время основания церкви на этом месте нам не известно, первое письменное упоминание деревянного храма относится к 1493 году, когда сгорела старая деревянная церковь. Сегодня храм стоит на Москворецкой набережной, 3. До 1930-х годов, то есть до сноса стен Китай-города, адрес храма был другой. Церковь тогда находилась в небольшом квартале, занимавшем угол китайгородской стены. У храма сходились два переулка, на север шёл Кривой, а по оси западного фасада к храму подходил Мокринский. Мокринский переулок сейчас не существует, но с XII до конца XV века это была главная улица Москвы. Она так и называлась - Великая улица. Улица шла от ворот Кремля до Зачатьевской церкви, параллельно реке и вела к москворецким пристаням, находившимся поблизости.

Зачатьевская церковь имела, как и сейчас, завершение фасадов трёхлопастными арками. Арки были покрыты чернолощёной черепицей. Такая форма завершения обусловлена конструкцией крещатых сводов, позволявших обходиться без внутренних столпов и одновременно как бы осенять пространство церкви крестом из пересекающихся сводов. В XVII-XVIII столетиях трёхлопастное покрытие изменили на четырёхскатную кровлю, под которой на стенах читались кокошники.

С юга в первой половине XVII века к церкви Зачатия праведной Анны был пристроен придел святого Мины. Заказчиком строительства был освободитель Москвы от интервентов князь Дмитрий Пожарский. Возможно, что освящая придел во имя св. Мины, князь Пожарский проводил параллель между освобождением Москвы от интервентов в 1612 году и освобождением России от ордынского ига. Считалось, что иго пало как раз в день св. Мины, 11(24) ноября 1480 года. Придел тоже перекрыт красивым крещатым сводом.

Северный, Екатерининский придел построен в 1658-1668 годах. Возможно, это посвящение связано с рождением у царя Алексея Михайловича дочери, царевны Екатерины Алексеевны. Вместе с приделом была построена галерея вокруг древнего храма. В 1752 году у западной стены галереи была построена скромная колокольня в стиле барокко, а широкие арки галереи превратили в обычные окна. Ремонтные работы проходили и в XIX веке.

Службы в церкви проводились до конца 1920-х годов. После закрытия храма в нём разместились разные учреждения. Внутреннее убранство церкви было уничтожено. В 1954 - 1957 годах храм исследовали знаменитые реставраторы Л.А. Давид, Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подьяпольский. Реставрацию проводил Л.А. Давид. Он разобрал четырёхскатную кровлю и вернул трёхлопастные арки, разобрал колокольню как позднюю пристройку, восстановил галерею в первоначальных формах и построил на месте колокольни крыльцо. Были восстановлены первоначальные порталы. В таком виде церковь сохраняется как памятник московской старины и объект культурного наследия. Сейчас церковь Зачатия праведной Анны входит в состав патриаршего подворья храмов в Зарядье.